Основные стили и направления изобразительного искусства
«Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат» Леонардо да Винчи
Стремление к прекрасному сопровождает нас всю жизнь и у каждого это «прекрасное» свое и имеет свой смысл и нюансы… «На вкус и цвет…»,— как говорится в одной из пословиц.
Продолжим, друзья, наше знакомство с основными стилями и направлениями изобразительного искусства, как его понимать и не потеряться в современном разнообразии различных классификаций. Есть основные моменты, которые помогут нам разбираться и понимать его правильно без заблуждений.
Классицизм — направление в европейском искусстве XVII – XIX веков, которое ориентировалось на наследие античной культуры. Художники классицизма стремились к выражению идеи гармоничного устройства общества, торжества общественных начал над личными. Поэтому произведения живописи классицизма отличаются гармоничными, уравновешенными композициями. Наиболее выдающиеся представители классицизма — французские художники Пуссен (XVII в.) и Давид (XVIII в.).
Никола́ Пуссе́н, Царство Флоры. 1631, холст, масло, 131 × 181 см. Дрезден, Германия, Галерея старых мастеров
Романтизм — направление в европейском искусстве 20 — 30-х годов XIX века. Пришел на смену классицизму. В центре внимания романтиков — индивидуальное обостренное восприятие, переживание, сильные страсти и порывы героической личности, ощущающей разлад между идеалом и действительностью. Романтики изображали драматические, острые ситуации, моменты наивысшего напряжения духовных сил человека, подчеркивая его близость к природным стихиям. Резкие контрасты света и тени, напряженность цвета, динамичные композиции – отличительная черта живописи романтиков. Среди представителей романтизма: Делакруа, Жерико во Франции, Кипренский, Брюллов в России.
Карл Брюлло́в, Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар. 1849. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Реализм – в широком смысле слова способность искусства верно, истинно, правдиво отражать жизнь. Реализм основан на видимом сходстве образа и действительности. Но это все же не копирование натуры, а сознательный отбор основных черт, отражающих сущность изображаемого мира. Раскрывая правду внутреннюю через правду внешнюю, реализм может прибегать и к фантастическим или гротесковым образам, иносказанию и символам, к некоторым отступлениям от внешнего правдоподобия ради подчеркивания правды целого.
В узком смысле реализмом называют конкретно-историческое направление в искусстве XIX века, провозгласившее правду жизни стержнем своей творческой программы. Основой этого направления было критическое отношение к буржуазной действительности, поэтому его называют также критическим реализмом. Яркая страница в развитии критического реализма – творчество русских передвижников.
Передвижники
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.
Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX – начала XX века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм зародился во Франции, где молодые художники Клод Моне, Писсаро, Сислей, Ренуар, стремясь передать силу и свежесть первого впечатления, стали писать пейзажи, жанровые сценки прямо с натуры, на открытом воздухе (пленэр), передавая ощущение сверкающего солнечного света, вибрации воздуха. Для произведений импрессионистов, изображающих мгновенные, как бы случайные движения и ситуации, характерна кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.
Клод Моне́, Сад в цветах (1900)
Пьер Огю́ст Ренуа́р, Завтрак гребцов. 1880—1881, фр. Le Déjeuner des canotiers
Пьер Огю́ст Ренуа́р, «Танец в Буживале» (1883), Бостонский музей изящных искусств, США
Постимпрессионизм – общее название течений в живописи конца ХIX – начала XX века, возникших во Франции. Наследуя живописные достижения импрессионистов – чистоту и звучность цвета, постимпрессионисты (Сезанн, Ван Гог, Гоген, Сёра, Боннар и др.) стремятся выработать синтетические обобщающие методы, позволяющие отражать не мимолетные впечатления, вечные начала бытия. В творчестве постимпрессионистов сильны декоративное начало, интерес к философским и символическим аспектам.
Поль Гоген, Женщина, держащая плод. 1893, маори Eu haere ia oe, холст, масло. 92,5 × 73,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Модернизм — общность направлений искусства конца XIX — начала XX века. Этим словом объединяют различные направления в искусстве — кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, для которых характерен разрыв с традициями реализма.
Казимир Малевич, Черный супрематический квадрат, 1915, Холст, масло, 79,5 х 79,5 см., Третьяковская галерея, Москва, Россия
Примитивизм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке. Включает в себя обдуманное упрощение картины, которое делает её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времён. Так же примитивами называют произведения мастеров из народа, не получивших профессиональной подготовки. Картины всемирно известных живописцев-самоучек Нико Пиросманишвили из Грузии и Анри Руссо из Франции, несмотря на изобразительную «неграмотность» пленяют свежестью и искренностью восприятия мира, тонким чувством композиции и цвета.
Нико́ Пиросма́ни, Актриса Маргарита. 1909 год.
В творчестве, как утверждали еще средневековые китайские художники, самое главное — увидеть, то есть создать образ в своем сердце, а запечатлеть его — дело второстепенное. Поэтому творческая активность того, кто создает произведение искусства, и того, кто его воспринимает, равны.
Спасибо за ваше внимание, друзья!
С уважением, Валерия
Направления в живописи с примерами
В мире существует множество художественных техник и приёмов, которые постоянно смешиваются, изменяются и взаимодействуют. Однако выделить основные направления всё же можно – и именно этому посвящена наша статья. Здесь представлены все стили живописи: список включает не только самые известные разновидности, но и их неординарные вариации.
Абстракционизм
Название данного направления, возникшего в начале ХХ ст., произошло от латинского слова «abstractio» – «отвлечение». Художники, работавшие в этой технике, отказались от реалистичных средств живописи, пытаясь показать гармонию и закономерности мира с помощью геометрических форм и цветовых сочетаний. Целью мастеров было отобразить устройство общества и окружающей среды, социальные процессы. Самые знаменитые представители– В. Кандинский, К. Малевич, Пабло Пикассо, Пит Модриан.

Авангардизм
Данный стиль, чьё название происходит от фр. слов «avant» – «вперёд» и «garde» – «охрана», развивался в 1910-1940 гг. Его можно охарактеризовать как противоречивый, сложный, неоднозначный и требующий осмысления. Влияние авангардизма прослеживается в абстрактном экспрессионизме, дадаизме, конструктивизме, кубизме, примитивизме, супрематизме и др., которые пытались найти новые способы и формы изображения, передать зрителю своё видение мира.

Ампир
Этот «имперский», или «королевский» стиль (с франц. «style Empire»), появился в первых десятилетиях XIX ст., в период правления Наполеона I. Он отличается парадностью, помпезностью, театральностью. Произведения симметричны и уравновешены, но дополнены множеством декоративных элементов – скульптур, драпировок, военных эмблем. Художники, работавшие в подобной манере (из них наиболее известен Жак-Луи Давид), использовали античные сюжеты, древнеегипетские, этрусские и помпейские орнаменты, ренессансные приёмы живописи.

Анималистика
Направление, посвящённое изображению зверей и птиц – древнейшее в мировом искусстве. Ещё в эпоху палеолита (14 тыс. лет до н. э.) пещерные люди рисовали на стенах мамонтов, коней, саблезубых тигров. Позже такие мотивы встречаются в творчестве египтян, ассирийцев, китайцев, античных греков и римлян. А в XVII-XVIII ст. этот жанр стал популярен во Фландрии – динамичные и натуралистичные картины животных создавали Паоло Порпора, Шарль Жак и Франс Снейдерс.

Барокко
Этот стиль – визитная карточка Италии XVII-XVIII ст. Одни историки выводят происхождение названия от итал. «barocco» – «странный», тогда как другие склоняются к версии, что оно заимствовано из португальского языка, где слова «perola barroca» означают «жемчужина с изъяном». Основные признаки – контрастность, напряжённость, динамичность, величие и пышность. В барокко сочетаются иллюзия и реальность, духовное и материальное, возвышенное и смешное. Его последователи – Рубенс, Караваджо, Эль Греко, Веласкес – писали мифологические и библейские сцены, фантастичные пейзажи, парадные портреты.
Бытовой жанр
Зарисовки повседневной жизни создавали ещё в Древнем Египте и Греции. Подобные сценки присутствуют в европейских средневековых манускриптах, барельефах церквей и дворцов. Но как отдельный стиль это направление выделилось лишь в XV-XIV ст., когда в нём стали работать такие мастера, как Ян ван Эйк, Ян Вермеер, Антуан Ватто и Франсуа Буше. Художники запечатлевают работников и фермеров, юмористические эпизоды. В XIX ст. живописцы начали изображать жизнь обездоленных, рабов и больных, а в ХХ ст. картины обрели идеологический подтекст.

Ванитас
Данное направление зародилось в эпоху барокко. Его название «Vanitas» переводится с латыни как «тщеславие, суета» и восходит к библейскому стиху: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!». Это аллегорические натюрморты, на которых присутствует человеческий череп и другие схожие атрибуты – гнилые фрукты, увядающие цветы, мыльные пузыри, гаснущие свечи либо разбитая посуда. Они призваны напомнить о тщетности и быстротечности жизни, неотвратимости смерти. Такие произведения создавали Якоб де Гейн, Симон Ренар де Сен-Андре, Юриан ван Стрек.
Возрождение, или Ренессанс
Эта эпоха (XIV-XVI ст.) стала культурным расцветом европейской истории. Мастера начали работать со светскими сюжетами, воспевать гуманистические идеалы и античность как идеальный пример мирового порядка. Традиционные религиозные сюжеты наполняются мирским содержанием, нарастает реалистичность работ (они пишутся с учётом законов анатомии и линейной перспективы), у картин появляется пластический объём, а на заднем плане изображаются пейзажи либо интерьеры. Знаменитые мастера Возрождения – Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Тициан.

Гиперреализм, фотореализм, суперреализм
Такой жанр (от древнегреч. «Ὑπερ», что значит «сверх», и лат. «realis» – «материальный, вещественный») возник во второй половине ХХ ст. и развивается в XXI ст. Картина напоминает фотографию высокого разрешения – все предметы и сцены детализированы ради создания иллюзии реальности. Но изображенное на полотне могло случиться и в жизни – этим данное направление отличается от сюрреализма. Представители гиперреализма – Герхард Рихтер, Клафек и Делкол.

Городской пейзаж
Пейзажный стиль – один из самых разноплановых. Однако сейчас всё популярнее становятся изображения урбанистических ландшафтов, улиц, домов, архитектурных объектов. Создавая подобные картины, мастер старается воспроизвести не только живописный вид, но и возникающие при его созерцании эмоции, переживания, чувства, придать работе выразительность и одухотворённость. Например, таковы произведения Ф. Я. Алексеева, Хендрика Аверкампа, Геррита Беркхейде, а также представленные в нашем интернет-магазине янтарные панно.

Готика
Это направление бытовало в XII-XVI ст. на территории Европы. Одним из основных жанров стал витраж – из разноцветных стеклянных пластинок мастера создавали удивительно сложные и красочные изображения не только на богословскую, но и на бытовую тематику. Расцвело искусство книжной миниатюры – иллюстрированные рукописи, часословы, псалтыри и Библии создавали братья Лимбурги и Робине Тестар – и портретная живопись. Художники отошли от византийских канонов, привнося в изображение индивидуальные черты, динамику и эмоции.

Графика
Название этого вида искусства происходит от др.-греч. «γρᾰφικός» – «письменный» и означает изобразительные средства, которыми пользуется мастер – линии, штрихи, точки и пятна. В отличие от живописи, цвет играет второстепенную роль. Существуют разные типы графики – станковая, книжная, прикладная, компьютерная, промышленная. Самыми известными мастерами, работавшими в данной технике, являются Альбрехт Дюрер, Хокусай, Гюстав Доре, Альфонс Муха и Алан Ли.

Импрессионизм
Данный стиль зародился в XIX ст. во Франции. Его представители – Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Сезанн – писали мелкими и контрастными мазками, накладывая их в соответствии с теориями цвета. Благодаря этому мастерам удавалось создавать работы, не смешивая краски на палитре (это позволило им работать на открытом воздухе – ещё одна особенность импрессионизма), а также отказаться от чёрного цвета. Художники пытались уловить мимолётное впечатление от природы (отсюда и название стиля), передать относительность восприятия.

Иппический жанр
Название этого направления произошло от греческого слова «hippos» – «лошадь». На подобных картинах – увидеть их можно в каталоге нашего интернет-магазина – изображены сильные, свободные кони, несущиеся по просторам равнин либо спокойно пасущиеся на зелёных полях.

Исторический жанр
Такой стиль сформировался в эпоху Ренессанса. Художники писали важные события прошлого, а ещё запечатлевали сюжеты легенд, Евангелия и Ветхого Завета. При этом их целью часто было не достоверное изображение происшествий, а их прославление, создание идеологического мифа. Пример подобной работы – полотно К. Брюллова «Последний день Помпеи».

Классицизм
В основе этого направления (XVII-XIX ст.) лежат философские идеи Декарта. Согласно им, произведение должно торжествовать над хаосом, отображая важные черты показанного явления и выполняя общественно-воспитательную функцию. Эстетическим образцом стало творчество античной эпохи. Поэтому художники-классицисты (Карл Брюллов, Антонио Каналетто, Никола Пуссен) часто обращались к мифологическим сюжетам. Основными элементами были линия и светотень – они помогали выявить пластику фигур и предметов, разделить пространственные планы.

Кубизм
Происхождение данного жанра весьма необычно – считается, что толчком к его зарождению стало письмо Поля Сезанна к Пабло Пикассо, в котором он советует молодому живописцу рассматривать натуру как сочетание простых геометрических форм. Поэтому мастера-кубисты, работавшие в начале ХХ ст., изображали реальность как набор условных стереометрических объектов и плоскостей. Так, в подобной технике выполнены некоторые полотна Пикассо («Авиньонские девицы», «Аккордеонист»), картины Хуана Гриса, Марселя Дюшана, С. И. Щукина.

Маньеризм
Этот западноевропейский стиль развивался в XVI-XVII ст. Его отличительные признаки – воспевание духа, часто сочетающееся с подчёркнутым эротизмом, изломанность линий, деформированность фигур, напряженность поз. Такие картины часто имеют перегруженную композицию и насыщенную палитру. Представители данного жанра – Арчимбольдо, Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо.

Минимализм
Данное движение было основано в США в конце 1960-х гг. Оно характеризуется крайней простотой формы, буквальностью, асимметричностью изображений, простотой и монохромностью. Однако подобные картины наполнены метафорами и ассоциациями, скрытым смыслом. Художники-минималисты (Карл Андре, Дэн Флавин, Р. Раймэн) отказываются от реалистичности и субъективности, позволяя зрителю самому воспринимать полотно без интерпретации мастера.

Модернизм
Это течение (от лат. «modernus» – «современный») стало переломным в мировом искусстве. Мастера перестали показывать окружающий мир, обратившись к видению, чувствам и переживаниям автора. Часто такой подход сопровождался эпатажем, вызовом, ломанием установившихся канонов. Впрочем, считается, что именно это позволяет изобразить истинную действительность, внутреннюю свободу, стремление к прогрессу. К данному направлению принадлежат дадаизм, импрессионизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и др.
.jpg)
Модерн
Под этим названием скрываются разнообразные стили живописи, от ар-нуво до сецессиона и югендстиля, бытовавшие в XIX– начале XX ст. Произведения работавших в подобном жанре художников часто использовались как элементы интерьера, поэтому им свойственна декоративность, условность, асимметрия, сочетание крупных плоскостей и тонких нюансов, орнаментальные фоны, на которых выделяются лица и фигуры. В таком жанре творили Густав Климт и Михаил Врубель.

Морской пейзаж (марина)
Этот жанр (от лат. «marinus» – «морской») выделился как самостоятельный в XVII ст. в Голландии. Он демонстрирует виды безбрежных просторов океана, сцены сражений между кораблями, бури, закаты над морем. Яркие представители – Уильям Тернер, И. К. Айвазовский.

Натурализм
Такой этап реалистической живописи возник и развивался в 1870-х гг. Художники-натуралисты (Д. Р. Найт, А. Мутт, Л. Лермит) стремились запечатлеть современную им действительность, повседневную жизнь крестьян и работников безо всяких прикрас, беспристрастно и объективно. Поэтому они часто писали сцены насилия и жесткости, трактуя их как дарвинистскую борьбу за существование.

Натюрморт
На подобных картинах запечатлены неодушевлённые предметы – цветы, фрукты, дичь, сервированные столы, кухонная утварь, предметы быта. Иногда каждый объект наделяется символическим значением, но в большинстве случаев они демонстрируют благосостояние хозяев, служат для украшения интерьера. Самые известные представители данного жанра – голландцы Якоб де Гейн, Клара Петерс, Питер Клас, Ян Давидс де Хем.
.jpg)
Неоклассицизм
Данное эстетическое направление утвердилось в конце XVIII – начале XIX ст. Сюжеты живописцев обращены к античности, а всем героям приписываются типичные для этой эпохи величественность, строгость, монументальность. Преобладает строгая осевая симметрия, отсутствуют декоративные элементы. Самые знаменитые художники жанра – Лоуренс Альма-Тадема, Антон Рафаэль Менге, Фейербах Ансельм.
Неопластицизм
Это течение абстрактного искусства существовало в 1917-1928 гг. в Голландии. Его создатель – Пит Мондриан, объединивший художников из журнала «DeStijl». Именно он первым начал изображать на своих полотнах «чистую пластику» – крупные прямоугольные плоскости, окрашенные в яркие тона. Такие идеи повлияли на архитектуру, дизайн и типографское дело ХХ ст.

Ню
Данный жанр (от фр. «nudité» – «нагота, невинность») призван показать красоту обнажённого человеческого тела. Он впервые появляется ещё в каменном веке, расцветает в эпоху античности, переживает новый всплеск в работах эпохи Возрождения, барокко и Нового времени. Подобные произведения демонстрируют чувственное, полноценное восприятие мира, идеальные представления о красоте. В такой технике написаны полотна Тициана, Рубенса, Франсуа Буше.

Пастораль
Этот стиль, популярный в Италии в началеXVI ст., поэтизирует мирную, простую сельскую жизнь (отсюда и его название – с французского «pastorale» переводится как «пастушеский»). Работавшие в такой манере художники (Джордоне, Аннтуан Ватто.НикколоКанничи) писали счастливую и гармоничную жизнь на лоне природы, весёлые сценки с участием нимф, фавнов, куртизанок и крестьян.

Поп-арт
Так сокращённо называют течение популярного, или естественного искусства, возникшее в Западной Европе и США в 1950-1960-х гг. Его представители (Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Рой Лихтенштейн) демонстрируют зрителям объекты массовой культуры, вещи домашнего обихода, упаковки товаров и даже фрагменты различных механизмов, помещённые в иной контекст. Считается, что это позволяет примириться с миром банальностей и вульгарности, бросить вызов повседневности, увидеть красоту в ежедневной рутине.

Постимпрессионизм
Подобный термин обозначает совокупность художественных направлений, появившихся во второй половине XIX – начале ХХ ст. Они характеризируются стремлением изображать основные, закономерные особенности реальности, философские и символические объекты, длительные состояния жизни, подчас с применением декоративной стилизации. Самые крупные мастера этого течения – Винсент ван Гог, Поль Гоген, Анри Тулуз-Лотрек.

Постмодернизм
Этот жанр возник как способ противостояния модернизму, а Умберто Эко определял его как механизм, помогающий сменить один культурный дискурс на другой. В данном стиле нет универсальных канонов – единственной целью являются свобода творца и отсутствие ограничений. Ему свойственны повествовательность, гармония форм, заимствование из разных эпох и стилей. Основные представители –Джексон Поллок, Марк Ротко, Элен Франкенталер, БарнеттНьюман.

Примитивизм
Данный жанр, зародившийся в XIX ст., предусматривает обдуманное упрощение картины, придание ей сходства с детскими рисунками либо наскальными росписями пещерных людей. В подобном духе творили Марк Шагал, НикоПиросмани, Бабушка Мозес, Анри Руссо.

Реализм
Если предыдущие стили живописи с примерами картин имели довольно чёткие признаки и критерии, то реализм выступает скорее как эстетическая позиция. Согласно ей, задача искусства – как можно более точно и объективно фиксировать окружающий мир. Разные течения этого направления представлены работами Караваджо, Яна Вермеера, Веласкеса, картинами Эдгара Дега и Эдварда Хоппера, произведениями Гюстава Курбе, Теодора Руссо, И. И. Шишкина, И. Е. Репина.

Рококо
Данное течение (его название происходит от фр. «rocaille» – «дроблёный камень, ракушка») возникло во Франции в XVIII ст. Характерные особенности стиля – изящество, лёгкость, игривость. Он прославляет молодость, красоту, бегство от реальности. Композиции насыщены декоративными деталями, грациозным узорным ритмом. В таком духе писали Франсуа Буше, Джамбатиста Тьеполо, Фрагонар

Романтизм
Полотна работавших в подобной манере живописцев воспевают эмоции, внутренние порывы, страхи, любовь и ненависть. С помощью сочных красок и сильных, уверенных мазков художники запечатлевали фантастические пейзажи, прекрасных девушек, буйство стихий и волшебные сказки. Представители данного жанра – И. Айвазовский, Франциско Гойя, Эжен Делакруа.

Символизм
Данное течение – одно из крупнейших в искусстве XIX-XX ст. Мастера пытались отобразить жизнь души – неясную, смутную, полную переживаний и тонких чувств, тайну бытия, его мистическую и загадочную сторону. В такой манере творили Михаил Врубель, Обри Бердслей, Гюстав Моро, Эжен Каррьер.

Стрит-арт
Подобное искусство – не для выставок и галерей. Оно развивается на улицах, в публичных местах и является неотъемлемой частью городского пейзажа. К данному направлению принадлежат граффити, трафареты, некомерческие постеры, скульптурные инсталляции. Его представители часто скрываются за псевдонимами и тегами (личными стилизованными логотипами) – Julio 204, Taki 183, Space Invander.

Сюрреализм
Характерные признаки этого течения, возникшего в 1920-х гг. во Франции – аллюзии, парадоксальные сочетания форм, деформация реальности. Оно призвано возвысить зрителя, отделить дух от реальности, разорвать обыденные представления о мире. Величайшие мастера-сюрреалисты – Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.

Направления и стили живописи с примерами картин
Мировое искусство очень разнообразно. За долгие годы в художественной культуре сложилось множество направлений – они отличаются техниками, приёмами, методами. Мастера пытаются создать максимально достоверное изображение мира, уловить мимолётный момент, вызвать у зрителя сопереживание. Знакомство с их произведениями развивает эстетический кругозор человека и его чувство прекрасного, помогает выработать своё мнение о модных течениях, возвышает душу. Именно поэтому наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» подготовил для Вас эту статью, в которой описаны стили живописи с примерами картин.
Неоклассицизм – обратно к античности
Данное направление господствовало в Северной Европе в XVIII-XIX ст. Мастера, работающие в подобном стиле, выше всего ставили искусство Древней Греции и Рима, считая, что этот период был временем величайшего расцвета культуры. Однако тематика их полотен была преимущественно исторической и богословской – художники запечатлевали сцены из житий святых, эпизоды Старого и Нового Заветов. Такие картины должны были воспитать в зрителях высокую мораль, привить им общественные ценности.
Живописцы, принадлежащие к этому стилю, демонстрируют виртуозное владение кистью, умение передавать игру света и тени, знание пропорций и арифметических соотношений. Чтобы убедиться в этом, стоит взглянуть на работы Жака-Луи Давида, Рафаэля, Пьетро Гонзага, Жана-Батиста Реньо. А вот импровизация и самовыражение не приветствовались – творить можно было лишь на традиционные темы. Это привело к академизму и повторам в среде художников.
![]() |
![]() |
![]() |
Пример направления Неоклассицизм |
Романтизм – эмоции как источник познания
В XVIII ст. эпоха Просвещения достигла своего пика. Именно сделанные тогда открытия легли в основу современной науки. Однако не всем был по душе научно-технический прогресс – и как реакция на него возникло течение романтизма.
Его приверженцы (Карл Брюллов, Эжен Делакруа, Уильям Тернер) идеализировали природу, считая, что она намного более совершенна и долговечна, чем любое человеческое творение. Ещё одним источником вдохновения для них служило воображение – художники запечатлевали мир фантазий, грез и прекрасных видений, а также легенды, предания и волшебные истории.
![]() |
![]() |
|
Романтизм в живописи |
Реализм – красота окружающего мира
Живописные произведения, выполненные в подобной технике, впервые появляются во Франции во второй половине XIX ст. В каждой стране этот стиль получил своё уникальное название – так, в России он был известен как «передвижничество», в Австралии – как «Гейдельбергская школа», а американцы окрестили подобную манеру «школой мусорного ведра».
Художники-реалисты пытались создавать максимально точные, объективные и беспристрастные полотна без каких-либо прикрас и объяснений. Они часто запечатлевали людей во время работы, пейзажи, городскую архитектуру. Самые известные представители жанра – И. Репин, А. Саврасов, И. Шишкин, Эдвард Мэй, Эдуард Мане.
![]() |
![]() |
|
Пример техники Реализм |
Импрессионизм – движение, воздух и свет
Этот жанр зародился в последней трети XIX – начале XX ст. Первыми в подобной манере начали писать французские живописцы, но вскоре она распространилась по всему миру. Название стиля происходит от одного из самых знаменитых произведений – картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне.
Мастера-импрессионисты – Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писарро – преимущественно работали не в студии, а на пленэре (на открытом воздухе). Они разрабатывали новаторские приёмы живописи, которые позволяли как можно естественнее показывать реальный мир, сохранять на картине тени и полутона, рябь на воде и солнечные блики. Так, именно эти художники впервые воспользовались техникой открытой композиции, создающей впечатление движения, а также начали писать тонкими, лёгкими мазками – это позволяло уловить изменения в освещении и продемонстрировать неуловимый бег времени.
![]() |
![]() |
|
Жанр Импрессионизм |
Экспрессионизм – эмоции и глубокий смысл
Это течение, возникшее в Австрии и Германии в первые десятилетия XX ст., словно бы отрицало все существовавшие до него стили живописи. Художники изображали субъективную реальность, свои переживания и чувства, нарочито искажая цвета, формы и пропорции рисунка. До сих пор мастера запечатлевали на холсте реальность – экспрессионисты же пытались воссоздать символические структуры, существующие лишь в их сознании.
Из-за того, что данное направление сформировалось в эпоху разрушительных войн, характерными мотивами картин являются мучения, человеческая жестокость, боль и страдания. Наиболее яркими представителями этого жанра являются Эдвард Мунк, Винсент ван Гог, Август Маке и Марианна Веревкина.
![]() |
![]() |
|
Пример течения Экспрессионизм |
Символизм – мифы, сны и сказки
Данное направление возникло как реакция на предельно сухой и беспристрастный реализм. Работающие в подобной манере мастера руководствовались только собственным воображением и мечтами, насыщали каждое полотно загадочными знаками и намёками. Кроме того, они широко использовали мифические мотивы.
Ярким примером таких картин являются работы Артура Дэвиса, М. А. Врубеля, Джорджа Уоттса, В. Васнецова.
![]() |
![]() |
|
Направления Символизм |
Модернизм – искусство и философия
Под этим названием скрывается не только произведения художников, поэтов и писателей – так можно охарактеризовать весь культурный дискурс XIX – первой половины ХХ ст. Официальной датой зарождения стиля считается 15 мая 1863 г. Именно тогда открылся «Салон Отверженных» – выставка, на которой экспонировались забракованные парижской цензурой полотна.
Работающие в подобной манере мастера пытались утвердить новые, нетрадиционные формы и методы, переосмыслить каноны, сделать свои полотна более схематичными и отвлечёнными – считалось, что так они полнее отразят внутреннюю свободу и особое видение мира, свойственное автору. Кроме того, художники часто применяли необычные материалы – скажем, Густав Климт создавал свои произведения из сусального золота. Другими известными живописцами-модернистами были Генри Матисс, Поль Гоген и Василий Кандинский.
![]() |
![]() |
![]() |
Модернизм в искусстве |
Кубизм – многоплановость абстрактности
Данное направление искусства появилось в начале XX ст. во Франции. Его название связывают с репликой Анри Матисса, сказанной им при виде картины Ж. Брака: «Что за кубики!» (с французского «bizarreries cubiques»).
Отличительные признаки подобной манеры – использование простых форм и стремление представить любые объекты как набор геометрических фигур. Как и другие авангардные художественные стили в живописи, кубизм акцентировал внимание на чувствах и настроении мастера, пытаясь вызвать у зрителя сильный эмоциональный отклик.
В этом жанре работали Пабло Пикассо, Хуан Грис, Фернан Леже, Поль Сезанн. Кстати, Пикассо – ещё и самый востребованный живописец-кубист. Так, его полотно «Алжирские женщины» в 2015 г. приобрели за 179,3 млн. $, а работа «Обнажённая, зелёные листья и бюст» – за 106, 5 млн. $.
![]() |
||
Кубизм в живописи |
Сюрреализм – психология в живописи
В начале 1920-тых гг. заострился интерес к человеческой психике. Работы З. Фрейда, К. Юнга, В. Вундта описывали удивительные законы сознания, памяти, мышления. Повлияли они и на живопись – именно под влиянием идей великих учёных возникло такое течение, как сюрреализм. Ему присущи такие особенности, как неожиданное и нелогичное совмещение разных объектов, аллюзии, коллажность, хаотичность и непредсказуемость.
Художники-сюрреалисты (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт) пытались изъять обыденные предметы из привычного контекста, создать образ вне формы, совместить разные реальности.
![]() |
||
Пример Сюрреализма |
Поп-арт – вызов и эпатаж
Это направление – одно из самых неординарных и странных течений в мировом искусстве. Выполненные в такой манере произведения можно встретить как на выставках и галереях, так и в рекламных роликах, комиксах и плакатах. А знаменитый художник Энди Уорхол разработал даже этикетку для томатного супа «Campbells»! Впрочем, это не повредило его карьере – в 2013 г. полотно «Серебряная автокатастрофа (Двойная авария)» было продано за 105,4 млн. $.
Мастера, работающие в подобном жанре, иронично высмеивают вульгарность, банальность и глупость, обнажают пороки социума – массовое потребление, апатию, бездумное увлечение технологиями. Среди них – Рой Лихтенштейн, Кит Харинг, Такаси Мураками.
![]() |
![]() |
![]() |
Пример направления Поп-арт |
А наш интернет-магазин с радостью предоставит Вам янтарные панно, демонстрирующие все стили живописи. Список жанров, в которых работают наши мастера, очень велик – а это значит, что Вы сможете подобрать уникальное и качественное произведение, которое подойдёт лично Вам!
Стили иллюстраций — как развить свой стиль
Главный вопрос, который терзает всех начинающих художников — откуда берется авторский стиль и как его развить?Большинство уже состоявшихся художников отвечает на этот вопрос так:
Авторский стиль — дело такое, о котором не стоит задумываться. Вам нужно просто рисовать и он придет сам собой.
На самом деле, меня такой ответ никогда не устраивал и я решила сама разобраться в этом вопросе.
Каким образом нужно формировать свой авторский стиль?
Мне кажется, что изначально нужно разобраться в том что вообще из себя представляет стиль иллюстрации. Какие они бывают и какие у них особенности.
Стилей в иллюстрации существует неимоверное количество! Они все очень тесно переплетаются друг с другом. Но среди них можно выделить пять основных:
- Реализм
- Декоративный стиль
- Гротеск
- Наив
- Минимализм
Реализм

Реализм — это стиль, согласно которому, задача художника состоит в как можно более точной и объективной фиксации изображаемого объекта.
Основной упор делается на максимальную достоверности изображения. Работая в жанре реализма, художнику необходимо четко соблюдать пропорции, законы светотени и перспективы. Однако, всё же некоторая степень упрощения в данном стиле имеется. Эффект упрощения достигается за счёт техники исполнения — штриховка карандаша, обильные и небрежные мазки краски, также некое пренебрежение прорисовки отдельных элементов в технике цифровой живописи для выделения главного объекта.
Кому подходит реализм?
- Всем любителям академизма
- Концерт артерам
- Академический рисунок
- Живопись
- Анатомию
- Светотень
- Реалистичные текстуры







Декоративный стиль
Декоративный стиль — стиль, имеющий парадоксальное сочетание декоративной условности и реалистичности изображаемого объекта.
Главной силой декоративного стиля является контраст реалистичности и условности. Этот эффект достигается плотной плашечной заливкой некоторых элементов объекта, то есть завивкой чистым цветом и обязательной реалистичной прорисовкой других элементов.
Для усиления эффекта можно использовать декорирование орнаментом отдельных объектов. Работая в декоративном стиле очень важно не переборщить и соблюсти баланс условности и реализма, чтобы изображение вызывало как можно больше смешанных чувств у зрителя.
Кому подходит декоративный стиль?
- Всем бунтарям, имеющим за плечами хорошую школу академического рисунка
- Журнальным иллюстратором
- Художникам, что желают создавать супер концептуальные и вызывающие работы
- Анатомию
- Тон
- Цвет
- Орнамент и прочие декоративные элементы.






Гротеск

Гротеск — это художественный образ и стиль, основанный на причудливости и сочетании реального и нереального. Некое искажение изображения и сюжета.
Гротеск — один из самых популярных стилей в иллюстрации. Для него характерно существенное искажение пропорций, перспективы, а также необычно необычные ракурсы, что благодаря законам перспективы существенно искажает изображаемые объект.
Однако, очень важно не уходить кардинально от первоначального образа, чтобы сохранить его узнаваемость. Для гротеска характерна некая метафоричность и сюрреалистичность сюжета и образ персонажа.
Кому подходит гротеск?
- Большинству иллюстраторов
- Художникам-аниматорам
- Концепт-дизайнерам персонажей
- Композицию
- Пластическую анатомию
- Цвет
- Тон
- Фантазию самого автора






Наив

Основной отличительной чертой является примитивность форм с практическим отказом от анатомии и пропорций. Его часто называют детским или мультяшным стилем.
Главная задача иллюстраций в стиле наив — вызвать у зрителя положительные эмоции и умиление.
Рисуя в стиле наив, важно не переборщить с упрощением, сохранив свойства и узнаваемость изображаемого объекта.
Кому подходит стиль наив?
- Большинству иллюстраторов
- Детских иллюстраторам
- Художника- аниматорам
- Концерт-дизайнерам персонажей и окружения для мультфильмов
- Формообразование
- Работы с силуэтом
- Цвет
- Тон
- Мягкость текстуры
- Различные способы декоративной штриховки





Минимализм

Сейчас он очень популярен и имеет еще одно название — Флэт-дизайн (Flat Design), то есть «Плоский».
Для минимализма характерно отсутствие перспективы, законов светотени. Объекты упрощаются до геометрических фигур, либо из них составляются. Также объекты могут изображаться лишь несколькими линиями и пятнами. Для того, чтобы вдохнуть немного жизни в свои работы и добавить им шарма, иллюстраторы часто используют приятные и шероховатые текстуры.
Кому подходит сстиль минимализм?
Иллюстраторам, желающим работать с:
- Инфографикой
- Моушен-дизайном
- Журнальной иллюстрацией
- Композицию
- Формообразование
- Цвет
- Тон








После того, как мы разобрали все 5 стилей и узнали об их особенностях, наступает время самого главного вопроса:
Как формировать свой стиль в иллюстрации?
Формировать авторский стиль необходимо из того, что у вас получается лучше всего. Но сейчас, когда вы уже знаете о том, какие стили иллюстрации бывают, Вы можете сравнить свои рисунки с теми примерами, которые я привела и увидеть к какому стилю относятся именно ваши рисунки. А чтобы добавить изюминки в свой стиль и сделать его наиболее запоминающимся, я советую вам совмещать характеристики двух разных стилей в один собственный стиль. Если лучше всего у Вас получается рисовать в наивном стиле, добавив в него элементы из декоративного стиля, Вы уже внесете свой собственный авторский почерк.
Источник: Рорич рисует
Стили живописи: общая характеристика основных стилей

Стили живописи
Абстракционизм как стиль живописи: история абстракционизма картины известных художников 20 века Кандинский Малевич Лучизм Неопластицизм Орфизм Ташизм Оп-арт

Стили живописи
Футуризм стиль в живописи: история футуризма как стиля картины известных художников 20 века манифест русский представители Маринетти Боччони Балл Руссоло.

Стили живописи
Постимпрессионизм как стиль живописи: история постимпрессионизма картины художники представители ответвления развитие значение для искусства.

Стили живописи
Импрессионизм стиль в живописи: история импрессионизма особенности стиля художники представители Клод Моне Камиль Писарро русский современный значение.

Стили живописи
Пуантилизм стиль в живописи: история пуантализма особенности рисуем точками стиля художники представители Джорж Сера Синьяк картины техника для детей.

Стили живописи
Экспрессионизм стиль в живописи: история экспрессионизма особенности стиля художники представители картины Винсент Ван Гог Поль Гоген Мунк немецкий значение.

Стили живописи
Китайская национальная живопись Гохуа: стиль Сеи история особенности стиля техника картины художники кисти бумага Суан значение.

Стили живописи
Дадаизм как стиль живописи: история стиля дадаизма художники основатель Тцара идеи картины значение для искусства.

Стили живописи
Арт деко как стиль в живописи: история идеи известные художники картины черты стиля значение.

Стили живописи
Стиль живописи концептуализм: история стиля концептуализма известные художники и их картины развитие в США значение для искусства.

Стили живописи
Стиль в живописи неоклассицизм: история идеи развитие в России художники представители их картины значение для искусства.

Стили живописи
Поп арт как стиль в живописи: история стиля художники представители их картины значение для истории Энди Уорхол Уэйн Тибо Джаспер Джонс Кит Гаринг.

Стили живописи
Минимализм стиль в живописи: картины в стиле художники представители минимализма нео-минимализм пост-минимализм Андре Флавин Джадд Келли Левитт Моррис.

Стили живописи
Стиль живописи маньеризм: картины в стиле особенность живописи маньеризма художники представители Микеланджело Корреджо Пармиджанино Эль Греко Якопо Бассано

Стили живописи
Рококо как стиль в живописи: история стиля известные картины в стиле русское истоки живопись художники Буше Ватто Тьеполо Франция Италия Венеция.

Стили живописи
Реализм как стиль в живописи: художники основоположники критический советский социалистический 19 века социальный картины школа Юстон-роуд Beaux Arts.

Стили живописи
Супрематизм стиль в живописи: основатель супрематизма Казимир Малевич характерные черты художники представители известные картины значение в искусстве.

Стили живописи
Символизм стиль в живописи 19 серебряного века: характерные черты художники представители символизма В России Врубель известные картины.

Стили живописи
Романтизм в живописи 19 века: история развития художники представители эпохи романтизма картины черты цели и задачи художников в России Германии Франции.

Стили живописи
История и особенности сюрреализма как стиля в живописи: основные художники представители картины Сальвадор Дали Марк Эрнст Фрида Кало значение в искусстве.

Стили живописи
Живопись и художники эпохи северного возрождения: история картины художников северного возрождения жанры особенности Ян ван Эйк Босх Брейгель Дюрер

Стили живописи
Живопись эпохи барокко: история художники представители наиболее яркий представитель Караваджо известные картины особенности стиля основные черты значение.

Стили живописи
Конструктивизм как стиль в искусстве: советский вид искусства художники представители плакаты картины особенности история Родченко Попова Татлин Малевич

Стили живописи
Готический стиль в искусстве и живописи средневековья: готика картины готическом стиле художники готического стиля готики.
«Какие бывают жанры в живописи?» – Яндекс.Кью
Произведения в живописи делится на жанры, которые определяются по предмету изображения. По мере того, как живопись становилось все более многогранной и приобретала широкий смысл, выделялись следующие жанры:
Портрет — изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Пейзаж — жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
Исторический — жанр живописи, берущий своё начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины.
Батальный — жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни.
Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
Бытовой — художественное изображение сцен повседневной жизни как отображение форм жизни народа и окружающей его действительности.
Мифологический — посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы.
Анималистический — это живопись, главным сюжетом для которой является изображение животных.
Религиозный — сюда относится иконопись, и другие картины на религиозные темы.
Архитектурный — жанр, главной темой которого был не природный, а архитектурный ландшафт. Включает в себя не только изображение архитектурных сооружений, но и изображение интерьеров.
✔️Для наглядности смотрим инфографику.
модерн, ампир, готический, арт-деко и другие
Абстракционизм.
Этот стиль 1960-х годов характеризуется стремлением оторваться от традиций и любовью ко всему новому, дерзкому, шокирующему. Ювелирный дизайн в точности следовал этим принципам. Украшения того времени отличаются живой игрой цветов и текстур, а также абстрактными мотивами.
Авангард.
Этот стиль, украшениям которого присуща одна характерная черта: их создатели не признают никаких норм и традиций, решительно и открыто проповедуя все индивидуальное, эксцентричное, нередко эпатажное. Яркость, бледность декора, неожиданное сочетание материалов и методов обработки, необычность и гибкость конструкций, тенденция к графизму- все это стиль «авангард». Сам термин «авангард» имеет значение борьбы за все новое, передовое и нетрадиционное в искусстве.
Ампир.
Этот стиль империи Наполеона Бонапарта сформировался в период триумфа и победоносных сражений. Декоративные предметы классической формы украшаются гирляндами, розетками и другими мотивами, заимствованными из античности.
Антикварный стиль.
Его возродили исторические костюмированные фильмы. Старинные мотивы, например бантики и медальоны , снова вернулись вместе с цепочками на поясе, только теперь они стали крепиться двумя зажимами к складками платьев.
Античный стиль.
Называется также археологическим. Античность времен Римской империи нашла отражение в ювелирных работах середины XIX века. Модными стали фибулы (пряжки для скрепления одежды), амулеты, украшения из монет, вставки из эмалей с классическими мотивами античности.
Ар Деко.
Этот стиль отражал усиление в обществе 1920-1930-х годов оптимистически настроенных после Первой мировой войны. Вдохновленные идеями искусства начала XX века, которые воплотились в живопись кубистов и абстракционистов и в ярких костюмах и декорациях балетных спектаклей «Русских сезонов» Сергея Дягилева, дизайнеры ювелирных изделий разработали стиль, который сочетал в себе простоту геометрических конструкций, с одной стороны, и яркую игру и роскошь ограненных цветных камней- с другой. Ключевыми понятиями в изобразительном искусстве того времени были «геометрия», «линейность», «стилизация». Ювелирные изделия стиля «ар деко» выглядят смело, ярко и волнующе. Делались они очень тонко.
Ар нуво.
Этот стиль окончательно сформировался к началу 90-х годов XIX века. По-французски этот термин звучит как « ар нуво» ( новое искусство), по-немецки «югенстиль» ( молодость), по-русски – «модерн» ( новейший, современный). Основные признаки стиля- доминирование плавных удлиненных форм. Главными мотивами в ювелирных изделиях являлись томные женские фигуры с распущенными струящимися волосами в одеждах с ниспадающими складками, пересекающиеся кривые линии, стилизованные цветы (в основном роскошные орхидеи, лилии, ирисы), птицы и насекомые. Основным источником вдохновения дизайнеров, работавших в стиле «ар нуво» была природа, в которой они черпали свои «текущие» растительные орнаменты.
«Атомный модерн»
«Атомный модерн» — стиль ювелирных украшений 1950-1960-х годов. Некоторые искусствоведы называют этот период «ранний Гарри Уинстон». Для этого стиля характеры платиновые с бриллиантами кольца и броши с мотивами водопадов, а так же популярные изделия лучевой формы из множества бриллиантов.
Барокко.
Название стиля происходит от французского слова «причудливый». Стиль восходит к живописи, скульптуре и архитектуры итальянского возрождения первых десятилетий XVII века. Эмоциональному содержанию стиля «барокко» присуще прежде всего яркая помпезность и сдержанное величие. Основными признаками стиля являлись листья аканта, фронтоны, гирлянды, накладной растительный декор и изящно моделированные фигуры, часто изогнутые или выпуклые, с формальными симметричным узором. Характерно использование дорогих материалов: драгоценных камней, флорентийской мозаики.
Берлинский стиль.
Берлинский стиль использовал сложные орнаменты художественного стиля готики, мода на который в 1820-х отражалась в траурных украшениях черного цвета.
Викторианский стиль.
Во второй половине XIX века в ювелирном деле наблюдается возрождение интереса к историческим стилям и реалистическому восприятию природы (животных, птиц, плодов и цветов). Широко применялись новые технологии, например гальванопокрытие. Порой одно изделие демонстрировало различные стили. Введение новых технологий позволило удешевить производство подражаний историческим стилям. В этот период главенствовали возражденные стили- неоготика, неоренессанс, неорококо. Основные признаки стиля: крупные изогнутые формы, щедрый декор. Мотивы возрожденных стилей: завитки рококо, готические шпили и гильош ренессанса. Использовались такие природные материалы, как, например, черепаховый панцирь, кость, дерево, мрамор, кораллы.
Голливудский стиль.
Голливуд имел огромное влияние на стиль своего времени. Как только звезда экрана появлялась на публике в каком-нибудь сногсшибательном украшении, ювелиры спеши воссоздать его копию. Многие фабрики по производству бижутерии воссоздавали идеальные копии драгоценных изделий, особенно подходившие к вечерним платьям.
Готика.
В 1840-х годах появились украшения с элементами готического стиля: стрельчатые окна, рыцари, ангелы и геральдические символы.
Египетский стиль.
На разработку необычной коллекции дизайнеров вдохновляет порой научные открытия. Так, в ноябре 1922 года в Египте была обнаружена гробница Тутанхамона, в результате чего возродился интерес к египетскому стилю. В 1930-е годы типичными мотивами украшений стали скарабеи, змеи, пирамиды, пальмы, древнеегипетские иероглифы и сфинксы (позже- с туловищем льва и головой фараона, вола, ястреба или сокола).
Классический стиль.
Главные признаки ювелирных украшений классического стиля- строгость, лаконизм линий и пропорций, утонченность декора, изящество форм. Украшения этого стиля мало подвержены капризам моды. Внутри стиля существуют ряд направлений и микростилей, среди которых можно выделить геометрическое, конструктивное и изобразительное направления. Основная тенденция последних лет состоит в производстве практических украшений, подходящих активному образу жизни современной женщины. Обычно такие украшения характеризуются плавными округлыми линиями.
Мавританский стиль.
Оккупация Францией Алжира (1830-1847) и массовый ввоз в Европу различных экзотических товаров мавританского происхождения обусловили возникновение в моде нового направления. Европейские ювелиры никогда не копировали изделия, произведенные на Среднем Востоке, однако узлы, ленты, вьющиеся шнурки, фестоны и кисточки североафриканских костюмов, воспроизведенных в золоте, превращались в броши, серьги и центральные звенья браслетов.
Модерн.
Этот стиль возник в России в 1918 году в результате изменений технологии и роста потребления после окончания Первой мировой войны. Он отличается беспрецедентным разнообразием форм и мотивов. Хотя ручная работа высокого качества все еще была в центре, требовалось все больше проектов изделий, предназначенного для массового производства. Стало использоваться все больше новых материалов. Основные признаки стиля: внимание сосредоточенно не на декоре, а на форме, цвете, дизайне; преобладание стилизованных абстрактных мотивов.
Неоклассицизм.
Этот стиль знаменовал собой возрождение к греческой и римской античности. Декор изделий пополнился гирляндами, стилизованными колосьями, ленточными переплетениями, листьями дуба или лавра. Неоклассицизму присущи простые и строгие формы. Цветовая палитра неяркая, сдержанная. В расположении орнаментальных композиций соблюдались симметрия и определенный порядок. Особой популярностью пользовались старинные геммы из археологических раскопок. Эти раритеты прошлого необычайно ценились и вставляли не только в броши, но и в кольца, серьги, пряжки пояса и даже в диадемы. Наряду с камнями и инталиями в моду вошли ожерелья в виде римской мозаики из полихромного матового стекла. Любимыми сюжетами для такой мозаики были виды древнеримских архитектурных сооружений, пейзажи, животные, а чаще птицы и картинки деревенских праздников.
Неоренессанс.
В 1870-1880 годах изготавливались много украшений в этом стиле. Во Франции неоклассицизм проявился в изделиях с силуэтом грифонов и мифологических животных, нередко украшенных полихромной эмалью. Часто источником для вдохновения для ювелиров служили «архитектурные» и фантазийные подвески, которые изготавливались в Германии во второй половине XVI века. В Англии 1870-х годов одним из самых популярных украшений в стиле неоренессанса была подвеска с овальным камнем в центре в рамке из выемчатой разноцветной эмали, украшенная бриллиантами и гранатами
Поп-арт.
В течение 1950-1960-х годов огромное влияние на искусство оказывали направления «оп-арт» и «поп-арт», во главе которых стоял Энди Уорхолл. Эта молодежная культура, обобщенно выраженная девизом «все в моде», в 1960-е годы нашла отражение и в украшениях, которые стали более крупными и вычурными, как бы создавая ими имидж респектабельности. Молодежный стиль «поп-арт» в ювелирных украшениях предполагал широкое использование пластика, цвета которого становились все более фантастическими.
Ретро.
Этот стиль, основу которого составляет нарочитая имитация форм, характерных для стилей прошедших эпох, имеет отношение скорее не к дизайну, а к стайлингу. Ретро обращается к истории, но отличается более формальным внешним подходом. Большие и громоздкие изделия этого типа сочетали в дизайне свободные формы с разнообразием геометрических контуров. Бижутерия в стиле ретро была обычно выполнена из покрытого золотом металла. Изделие часто представляло собой один большой камень или кабошон, в отличие от россыпи мелких камней стиля «ар деко».
Рококо.
Со временем пышные, тяжеловесные формы и симметричные композиции стиля «барокко» сменились на игривую легкость причудливых асимметричных форм нового стиля – «рококо». Название «рококо» произошло от мотива «рокайль» — главного элемента орнамента этого стиля, строящегося на основе завитка раковины. Начиная с 1720-х годов орнаментика рококо становится все более экстравагантной, экзотической и ассиметричной, демонстрируя свободные сочетания завитков, растительных узоров, фигурок турков и индийцев, обезьянок. Основными признаками стиля являлись изогнутые ассиметричные формы, различные сочетания завитков. Главными мотивами были элементы китайского искусства, причудливые фигуры сатиров, сфинксов, цветы и листья, темами декоров – аллегории и мифология.
Романтизм.
Крушение могущественной империи Наполеона вызвало в Европе небывалый романтический подъем общественного сознания, обостривший стремление к личной гражданской свободе и подтолкнувшей к поискам новых идеалов. Начиная с 1830-х годов романтизм распространился на дизайн ювелирных украшений. В ювелирное дело он привнес мотивы стрел, луков, щитов, геральдические символы и фигуры ангелов.
Русский стиль.
Во второй половине XIX и начале XX века повышение интереса к древнерусскому искусству приводит к тому, что в ювелирном деле повторяются формы ковшей, братин, чаш, чарок в сильно модернизированном виде, декоративные сосуды изготавливают с орнаментов в «русском стиле». В конце XIX и начале XX века они выпускаются уже крупными фабриками в больших сериях и широком ассортименте. Это главным образом церковная утварь, дорогая посуда, туалетные принадлежности. Технологические приемы в этот период достигают большого совершенства и отличаются особой точностью и тонкостью.
Эклектика.
(От греч. «эклектикос» — выбирающий). Это смешение в одном изделии различных стилей, разнородных по происхождению, противоположных по художественному смыслу, «несовместимых» элементов.
Этрусский стиль.
Особенностью изделий, выполненных в этрусском стиле, является техника филиграни, когда узор из тонкой золотой и серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочку, наносили на металлический фон.
Источник: Дронова Н.Д. «Ювелирный бизнес»
24.10.19