История стилей в дизайне: История стилей интерьера — Construction Spaces – Исторические стили дизайна интерьера | интерьерная студия Moss-Design

История стилей дизайна

Информационный сайт о стилях интерьера, истории стилей дизайна. Психология восприятия визуальной информации, воздействие цвета, интересные факты для людей, интересующихся дизайном, ликбез для начинающих дизайнеров.

Что такое дизайн

Всякий предмет, в отличие от произведения искусства, имеет какое-либо жизненно важное предназначение, другими словами, функцию. Но почти у каждого человека есть потребность в том, чтобы окружать себя красивыми предметами. Поэтому ценность вещи охватывает два начала — пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое. Наши оценки эстетических качеств предметов в основном субъективны, а главное, не аргументированы. Что мы можем сказать о предмете, кроме красиво или некрасиво . Да почти ничего. Чтобы уяснить, что обуславливает эстетические качества вещи, нужно разложить общее понятие о красоте на составляющие. А так как о красоте судят по внешней форме предмета, то прежде всего нужно знать, какие признаки внешней формы вообще существуют. Многое делается понятнее, когда постигаются основные закономерности человеческого восприятия. Мы узнаем, как человек подходит к предмету, как им пользуется, оценивает, отличает, сопоставляет. Только изучив механизм восприятия, мы поймём, почему нам кажется, что этот предмет красив .

История стилей дизайна

Развитие и смена архитектурных стилей неразрывно связаны с историей. Смена эпох всегда влекла за собой смену стиля.Ниже можно посмотреть историю стилей дизайна разных эпох.

  • Египетский стиль
  • Античность
  • Романская архитектура
  • Готика
  • Ренессанс
  • Барокко
  • Рококо
  • Классицизм
  • Ампир
  • Модерн
  • Влияние окружающей среды переоценить невозможно. От этого напрямую зависит наше душевное состояние и даже здоровье. Человека, который живет в правильной, комфортной среде, можно сразу выделить из тысячи. Почему он такой? Вы это сразу поймете, если побываете в гостях. Там так хорошо, что аж дух захватывает. Стены, пол, потолок — все как обычно. Если по отдельности. А вместе весь интерьер наполняет душу замечательными чувствами. Давайте будем учиться создавать красоту. И жить красиво.

Психология воздействие цвета

Человеку дарован величайший дар – воспринимать красоту, чувствовать гармонию линий и цвета, наслаждаться переливами красок и оттенков!(Психологическое воздействие цвета).

  • Психологическое воздействие цвета
  • Ассоциации восприятия цвета
  • Гармоничные и контрастные цвета

  • Цвет играет огромную роль в оформлении интерьера. От того, какие цвета преобладают в дизайне дома подчас зависит настроение и даже состояние его обитателей. Ведь, как известно, цвет является не просто фактором эмоционально — эстетического воздействия на человека, но и оказывает психолого – физиологическое действие.
    При правильном использовании цвета можно визуально изменить пространство – расширить или уменьшить его, «зонировать» пространство, «отодвинуть» одну стену или «приблизить» другую, «охладить» излишне солнечную комнату или сделать «теплее» атмосферу дома в серую и холодную погоду.

История стилей в дизайне интерьера

История развития дизайна интерьера тесно связана с историей художественных стилей, которая формировалась под влиянием культурных традиций, а также научных изобретений, событий в политической и социальной жизни человечества.

Ренессанс

Идеалом человека эпохи Возрождения становится сильная, волевая личность (возвращение к античным образам). В архитектуре ведущее место начинает принадлежать палаццо. Мерой гармоничности форм служит «Золотое сечение». Мебель характеризует четкая форма, ясное построение и многочисленные архитектурные элементы. Окна оформляются легкими воздушными тканями.

История стилей — ренессанс История стилей — ренессанс История стилей — ренессанс История стилей — ренессанс История стилей — ренессанс

Барокко

Барокко (от итал. «странный, причудливый») — наиболее декоративный стиль во всех видах изобразительного искусства. Основные черты — динамичные формы, кривые линии. Мебель для сидения становится более удобной: появляются мягкие сиденья, спинки. В оформлении интерьера особую роль выделяют текстилю. Появляются различные ткани. Используется много аксессуаров.

История стилей — барокко История стилей — барокко История стилей — барокко История стилей — барокко История стилей — барокко

Ампир

Ампир (поздний классицизм) отличается монументальностью, лаконичностью, контрастом рельефных деталей. Основной принцип ампира — использование архитектуры древнеримской империи, ее триумфальной атрибутики, стилистики Древнего Египта. Ткани ярких цветов с использованием золота.

История стилей — ампир История стилей — ампир История стилей — ампир

Модерн

Для модерна характерны живописность, пластичность форм, текучие «растительные» линии. Символ стиля — изощренная форма цветка цикломена. Единство стиля интерьера, подчиненность форм мебели конструктивному рисунку архитектуры. В оформлении окна применяются различные ткани с растительным рисунком.

История стилей — модерн История стилей — модерн История стилей — модерн
История стилей — модерн

Ар-деко

Ар-деко подчеркнуто декоративный, определяющие стремление к роскоши стиль европейских столиц. Смешение элементов ампира, архаики египетского искусства, индийской экзотики африканского примитивного искусства.

История стилей — ар-деко История стилей — ар-деко История стилей — ар-деко История стилей — ар-деко

Эко

Эко — природа.

Характерные материалы — натуральные, природные: дерево, металл, камень. Природные цвета, теплые тона. Ткань — лен. Главное — близость природе или ощущение близости, в таком интерьере легко дышится, много света.

Эко-интерьеру свойственен минимализм.

История стилей — эко История стилей — эко История стилей — эко История стилей — эко История стилей — эко История стилей — эко

Кантри

Кантри-стиль — деревенский стиль. Простые формы, некрашенные бали на потолке. Важно ощущение деревенской кухни, мещанской обстановки — скатерть, шторки, постельное белье из простых «дешевых» тканей (ситец, лен и т.п.).

Декоративные элементы — цветочки, рюшечки; рисунок — клетка, горшочки, баночки, бутылочки, вязанки, бочонки; предметы прикладного творчества и посуда из глины, из дерева или недорого стекла, но обязательно «милые».

История стилей — кантри История стилей — кантри История стилей — кантри История стилей — кантри История стилей — кантри История стилей — кантри

Поп-арт

Поп-арт в переводе с английского «популярное искусство». Зародился в Америке в первой половине 20-го века. Свойственны яркие кричащие краски, простые формы, предметы из новых материалов, таких как пластик, неоновая подсветка, нестандартный подход. Главное — яркость и новизна. Культовые имена: Рой Лихтинштейн, Энди Уорхол (знаменитые портреты Мерилин Монро). Атмосфера США 30-60-х годов — гангстеры, кинематограф, голливудские звезды, джаз, эстрада, Монро, Элвис, «Биттлз». Интерьер, выполненный в духе поп-арта, неизменно привлекает к себе внимание неожиданными эпатажными приемами. Текстиль яркий, контрастных цветов.

История стилей — поп-арт История стилей — поп-арт История стилей — поп-арт История стилей — поп-арт История стилей — поп-арт

Шеби шик

Шеби шик (винтаж, прованский стиль, французское кантри) в интерьере. В переводе с английского слово «шеби» означает «старый», «поношенный». Шеби шик частично пересекается с прованским стилем в интерьере, который, судя по названию, появился во Франции. Большое влияние на стиль шеби шик оказал стиль винтаж.

Шеби шик можно назвать «вывернутым наизнанку» винтажем, так как декор интерьера предполагает некий протест чрезмерной роскоши. Окна украшают незатейливыми шторами с растительным рисунком или тяжелыми портьерами темных расцветок.

История стилей — шеби шик История стилей — шеби шик История стилей — шеби шик

Хай-тек

Хай-тек (от high technology — высокие технологии) относят к ультрасовременным стилям. он родился в революционные 60-е годы прошлого века, дизайнеров того времени вдохновили на подвиги представители архитектурных течений 20-30-х годов. Стиль возник из дизайна промышленных помещений, элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение.

История стилей — хай-тек История стилей — хай-тек История стилей — хай-тек

Этно

Этнический стиль — стилизация под «экзотический стиль». Этно мексиканское, марокканское, африканское и т.д. Соответственно, используются каски и предметы, типичные для той местности и народности, под который делается стилизация. Например, южноафриканское этно — маски, черное дерево, анималистическая тематика, шкуры, культовые предметы и т.д. Цвет — яркие краски. Стиль этно, или национальный стиль, — это стиль того или иного народа, народности или племени. Для этого стиля характерна легкая трансформация назначения деталей: например, ширма может заменять двери. Текстиль яркий с орнаментом и символикой.

История стилей — этно История стилей — этно История стилей — этно История стилей — этно История стилей — этно История стилей — этно

Гаджит

Гаджит-стиль — «прикол». Должен быть сделан дорого, но с приколом, ярко, но со вкусом. Своего рода аристократично-интеллектуальный юмор или «стеб». Отсутствие интеллекта и чувство юмора могут опустить его до кича (дешевый, примитивный, иногда даже пошлый юмор). Текстиль яркий, необычный.

История стилей — гаджит История стилей — гаджит История стилей — гаджит

Лофт

Лофт-стиль — сравнительно новое дизайнерское решение, которое родилось в ходе городских программ возрождения — в процессе превращения старых кирпичных складов, фабрик и школ в многочисленные жилища без внутренних перегородок, зато с обилием воздуха. Loft в переводе «чердак». В США называется еще и верхний этаж торгового помещения или склада. Отправная точка для будущего интерьера в стиле лофт — это соседство современной фактуры, например, стекла и стали, с имеющимся в наличии или спасенным материалом — восстановленными досками пола или голой кирпичной стеной. Текстиль лаконичен.

История стилей — лофт История стилей — лофт История стилей — лофт История стилей — лофт История стилей — лофт История стилей — лофт

Фьюжн

Фьюжн — это совмещение несовместимого: венского стула, лампочки от Филиппа Старка, ванной в стиле хай-тек и ампирных дверей. Вся эта эклектика и называется «фьюжн». Стиль этот нынче в моде, потому что в нашем мире вне пространств и правил гораздо труднее соблюдать единство стиля в дизайне, чем поместить на тонконогий французский столик африканскую керамическую вазу, привезенную из путешествия. И глаз радуется, и оправдание есть: фьюжн. Основной постулат фьюжн — лучше меньше, чем больше. Вещи призваны подчеркивать и оттенять друг друга, а не загромождать ваши квадратные метры.

История стилей — фьюжн История стилей — фьюжн История стилей — фьюжн

Минимализм

Дизайнеры определяют минимализм (от лат. minimus — наименьший) как современную интерпретацию древне-восточного стиля. Считается, что в Европе минимализм появился уже в 60-е годы и пришел из японской культуры. В основе японского стиля лежат такие понятия как «ваби» — осознанная простота, прелесть обыденного (условно) и «саби» — естественная красота (условно). Итак, для минимализма характерны простые линии и формы, отсутствие декора, много света, из мебели — только самое необходимое, двух-, трехцветная палитра, отсутствие внутренних перегородок. Аскетичный дизайн, предельная рациональность и лаконичность. Пустота и свет. Минимализм — моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. Когда предметов мало, каждый из них должен быть совершенным, как и композиционное решение интерьера. В цветовом оформлении обычно берут за основу один-два цвета, любимый из которых белый.

История стилей — минимализм История стилей — минимализм История стилей — минимализм История стилей — минимализм История стилей — минимализм

Контемпорари

Контемпорари — в переводе с английского означает «современный». Это наиболее демократичный стиль, он соответствует современной жизни. Мебель в этом стиле легко трансформируется, вписывается в любую квартиру, благодаря модульности. Контемпорари не исключает вмешательства других стилей, напротив, данный стиль может служить хорошим фоном для штучных вещей другой стилистики.

История стилей — контемпорари История стилей — контемпорари История стилей — контемпорари История стилей — контемпорари История стилей — контемпорари История стилей — контемпорари

Дизайн Интерьера: Взгляд в Прошлое

Уже прошли те времена, когда мы жили в безликих квартирах со стандартными «стенками» и не менее стандартными «мягкими уголками». Теперь хозяева даже самого скромного жилья стремятся внести в свой быт нотки индивидуальности, превращая «квадратные метры» в уютный Дом. Профессия дизайнера интерьера стала одной из наиболее популярных и востребованных, что неудивительно, ведь верно подобранное убранство жилища способно изменить к лучшему жизнь его обитателей. Можно сказать, что то, как мы живём, во многом зависит от того, где мы живём. И та обстановка, в которой мы просыпаемся каждое утро, несомненно влияет на наше настроение в течение всего дня. При этом для того, чтобы интерьер приносил радость и ощущение уюта, совсем не обязательно жить в роскошном доме или богато обставленной квартире – важно лишь то, чтобы Ваше жилище находилось в гармонии с вашими представлениями об уюте, более того, чтобы оно в какой-то мере стало «продолжением вас самих». А это возможно достичь даже в самой маленькой квартире. Нужно лишь набраться смелости сказать «Да!» мечте об уютном доме и… А дальше выбирайте: обратиться к помощи профессионального дизайнера или же попытаться сделать всё своими силами.

Прежде, чем приступить к дизайнерской практике, давайте углубимся в историю дизайна интерьера, которая, как любая история, полна удивительных открытий. Ведь, как верно замечено, новое – это хорошо забытое старое. А значит, наш небольшой экскурс в прошлое способен подарить нам идеи и решения, которые с успехом можно применить в будущем.

Наше путешествие во времени мы начнём — не удивляйтесь! — с каменного века. Возможно, вы возразите: «О каком дизайне интерьера может быть речь, когда и интерьера как такового не было?!» Тем не менее, уже в древности человек стремился украсить свой быт, расписывая пещеры изображениями животных и своих соплеменников. Да, да! Великолепные фрески, появившиеся во времена расцвета высоких искусств, являются «наследницами» по-детски наивных, но удивительно лаконичных и выразительных пещерных рисунков наших первобытных предков. А что же сейчас? Индустрия дизайна переживает настоящий бум увлечённостью «доисторическим стилем»: грубые каменные поверхности самых «модных» журнальных столиков, лампы с абажурами из кожи, каменные вазы-плошки – всё это призвано хотя бы на какое-то время вернуть уставшего от цивилизации человека «назад к природе».

Древние наскальные рисунки. Норвегия

Следующая «остановка» — Древний Египет. Так оказалось, что Египет стал колыбелью не только цивилизации, но и дизайна. Действительно, именно в Египте появились прототипы почти всех видов мебели: стулья, табуреты, небольшие столы, кровати, шкафы… Интересно, что даже такое практичное и удобное изобретение как складной стул – тоже родом из Египта! Египтяне же придумали и популярную в наши дни технику фанерирования, когда дешёвую древесину облицовывают пластинками из более благородных пород. Мебель богатых вельмож украшалась инкрустацией из перламутра, слоновой кости и даже золота – через многие тысячелетия такую технику инкрустации «возьмут на вооружение» искусные мастера барокко и любители «гламурных» стилей ХХ века, таких как модерн и арт-нуово.

Время неумолимо двигалось вперёд, открывая врата цивилизациям Древней Греции и Древнего Рима, внесшим новые веяния не только в архитектуру, но и в дизайн интерьера. Жилище древнего грека располагалось вокруг внутреннего дворика, где проходили встречи и пиршества. Со всех сторон дворик был окружён галереей с колонами, стены которой украшались коврами, а пол – мозаикой. Не меньшую любовь к мозаике испытывали и древние римляне, достигшие в этом деле подлинного мастерства. Вообще, дома римлян были намного роскошнее греческих, что впрочем, легко объяснимо: представители великой империи стремились блистать во всём, в том числе и в роскоши дворцов и вилл. Недаром выражение «золотой дом Нерона» (он действительно был отделан золотом!) стало символом безудержного богатства.

Древнеримская мозаика. Музей Бардо. Тунис

Но эпохи сменяли одна другую, а вместе с ними изменялось и представление об «идеальном доме». Возможно, если бы мы оказались в рыцарском замке эпохи раннего Средневековья, то почувствовали бы себя неуютно. Внутреннее убранство замка было суровым и скудным, нередко единственным украшением его являлся камин в центральном зале, служившим и гостиной, и столовой. В замках постоянно тянуло холодом от стен из булыжника и от земляного пола, который для тепла устилали соломой, ведь спать приходилось на тюфяках прямо на полу. Однако, готика, сменившая романскую эпоху, совершенно преобразила интерьеры средневековых замков, наполнив их роскошью и утончённой красотой: полы из цветного кафеля покрываются коврами, стены украшают росписью ярких цветов и гобеленами, на окнах появляются восхитительные витражи, а мебель становится более многообразной и изящной по форме.

Совсем иначе смотрится городской дом эпохи Возрождения, начавшегося в Италии в ХV веке. В отличие от устремлённой вверх, к небу, готики, ренессансное жилище – символ стабильности и монументальности. Ренессанс чаще всего ассоциируется с великолепными фресками Рафаэля и Леонардо да Винчи. Действительно, фрески и картины стали в ту эпоху наиболее распространённым приёмом украшения интерьера.

Ренессанс. Один из залов замка в Хайдельберге. Германия

Однако, маятник дизайна снова качнулся в сторону динамики и экспрессии: на смену ренессансу приходит барокко, что в переводе с итальянского означает «причудливый». Причудливость этого стиля, украшающего завитками и позолотой всё, что только можно было украсить, проявляется всюду: от утопающих в роскоши залов королевских дворцов до изящных шкатулок и табакерок, от карет до кораблей – стиль барокко охватил все сферы жизни высшего общества, позже найдя своё наивысшее выражение в изысканном и нежном рококо.

Но, как это всегда происходит в истории дизайна, тот или иной стиль постепенно выходит из моды, уступая место своей противоположности. Так произошло и с рококо – устав от его витиеватости, ценители прекрасного потянулись к образцам далёкой античности. Так на рубеже XVIII — XIX веков возник классицизм или как его ещё называют, «стиль Людовика XVI», который и в наше время имеет немало приверженцев. Классицизму свойственны ясные геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы.

ХIX век оказался веком суровым и прагматичным. Как бы в противовес этому художники, архитекторы и дизайнеры устремились к созданию своего, особого мира искусства, наполненного романтикой рыцарских времён. Этот стиль, обращённый к «золотому веку» готики, получил название «историзм». В то время, когда мир пожинал первые плоды технического прогресса, были построены прекрасные неоготические замки, в которых словно оживали сказочные принцы и принцессы, уводящие от реальности в волшебный мир грёз.

Не менее изысканным и элегантным стал стиль модерн, известный также как арт-нуово, появившийся в конце XIX – начале XX веков. Модерн черпает источник вдохновения в хрупкой и непосредственной красоте природы. В интерьере арт-нуово доминируют стилизованные растительные орнаменты, текучие формы, изгибы. При этом всё переплетается, словно перетекает одно в другое, образуя уникальные, неповторимые линии.

Модерн. Дом Батльо в Барселоне. Архитектор — Антонио Гауди

Модерн стал последним историческим стилем в архитектуре и дизайне, открыв путь стилям современным. Но о них будет следующий рассказ.

Юлия Карлова – художник, дизайнер интерьера

Акварельные картины и авторские принты будут изысканным и эксклюзивным украшением любого интерьера.

О стилях в дизайне — ВикиСтрой

«Стиль или стилизация» — это обобщенный образ средств художественной выразительности, обусловленных единством творческих приемов. Можно говорить о стиле целых эпох, например, эпохе ренессанса. Можно говорить о персональном стиле, например, стиле дизайна конкретного интерьера, объединенного единством художественно-образных принципов, и все эти рассуждения будут о стиле.

Таким образом, наряду с общепринятыми историческими стилями параллельно существуют индивидуальные стили, да и вообще, четких границ между стилями, как и эпохами их породившими, не существует.

Стиль — это язык архитектуры, проекта, композиции и, как любой другой живой язык, перенимает языки, отдельные слова из других направлений. Отсюда переплетение стилей, их родство. Однако чрезмерное заимствование порождает в лучшем случае эклектику — смешение стилей, в худшем китч — безвкусицу. Границу, на которой следует остановиться в выборе или сотворении своего собственного стиля, определить трудно. Здесь требуются знания композиции, архитектуры, наличие вкуса, знание строительных и отделочных материалов. Все эти составляющие и определяют понятие «стиль».

Далее мы предлагаем вам ознакомится с краткой характеристикой архитектурных и интерьерных стилей дизайна различных направлений.

Подобно тому, как у человека имеется два мозговых полушария — левое и правое, у планеты Земля два своих — восточное и западное, так и направлений в стилях интерьера, по большому счету, два — восточное и западное, которые, в свою очередь подразделяются на более конкретные.

Византия

Данному типу присущи мощные стены, прорезанные маленькими окнами и арками. Внутреннее пространство обильно украшено яркими коврами.

Готика (ХII-ХУ вв.)

Готический стиль характеризуется удлиненными пропорциями, просторными, чрезмерно вытянутыми вверх помещениями, где человек чувствовал бы себя ничтожно малым созданием. В противовес никчемности плоти, пышным цветом расцвело «каменное кружево» тонкостенных построек Готика — время рождения цветных витражей в виде стрельчатых арок. Данная конструктивная система позволила достигнуть небывалой высоты сводов благодаря большим окнам, отличной освещенности.

Возрождение (Ренессанс)

Величайшим мастером этой эпохи был Микеланджело Буонаротти, являвшийся в большей степени скульптором, нежели архитектором. С этой точки зрения он создавал архитектуру как некий выигрышный фон для своих скульптур. В частности, он сдваивает колонны и пилястры, меняет их ритм.

Барокко

Микеланджело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент — пластику стены. Венец его творчества — собор Святого Петра в Риме — причисляют уже к стилю Барокко

Рококо

Модное направление в отделке дворянских особняков середины и конца 19 века. Роскошь гостиных, изобилующих дорогостоящими коллекциями произведений искусств. Вторая половина 19 века интересна Российским вариантом формирования рококо, а именно отказом от услуг архитекторов в оформлении интерьера. Сам владелец оформлял помещение в своем вкусе. Перегруженность декором, количеством предметов и, как следствие, замкнутость пространства — типичные признаки кризиса стиля этого времени.

Классицизм

Название говорит само за себя. В основе стиля собран опыт и принципы предыдущих стилей. Попытка создания идеального стиля, не просто на века, а навсегда. Идея время от времени перерождалась и снова становилась актуальной. До сих пор считается универсальным принцип «не знаешь как, сделай «Классицизм». Использование в оформлении помещений и фасадов элементов античной архитектуры, разработка так называемой «ордерной» организации декора.

Романтизм

Природные формы декора. Дикий камень, ковка, элементы Готики. Ужин при свечах. Считается характерным для поэтических натур.

Неомодерн

Использование пластических форм Ар-нуво для архитектурного оформления помещений на современной технологической базе. Практически полное отсутствие орнаментов.

Аrt-Deco

Ар-деко, 20-30 гг., — продолжение направления Ар-нуво. Вместе с тем влияние на него оказали Кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения. Париж неоднократно задавал стиль и моду. Легкость и изящество декора, пытающегося воспринять скорость и напор наступающего века машин породил стиль декоративного искусства, называющегося «Art-Deco»

Модернизм

Порождение Кубизма и немецкой школы дизайна «Баухауза». Поиск рациональной эстетики, вскрывающей технологическую и утилитарную суть вещей.

Минимализм

Пренебрежение декором ради поиска идеальных пропорций и цветовых соотношений в основных формах.

Ар-нуво (art nouveau, модерн )

Стиль, развившийся в архитектуре, искусстве и дизайне Европы в конце XIX века в противовес Неоготике. Для него характерны извилистые, плавные очертания с явной тенденцией к асимметрии. В мебельном декоре присутствуют природные и растительные мотивы. Для убранства в стиле Ар-Нуво характерно изображение женских фигур со струящимися потоками волос. В России этот стиль вошел в историю под названием Модерн. Символом данного стиля являются элементы растительности, особо почитались цветы ирисы и орхидеи.

Эклектика (есlесtiс)

Использование смешанной стилистики или комбинация предметов различного происхождения, стилей и времен. Эклектика становится стилем в интерьере, если он спроектирован по принципу сочетания не более двух-трех стилистических типов, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением. Это направление стиля, а лучше сказать, отсутствие как такового, обычно процветает во времена, когда один стиль себя уже «выработал», а другой еще не появился.

Можно сказать, что нынешнее время, конец XX — начало XXI века, является временем Эклектики. Модно все, что нравится или подходит функционально.

Этот стиль характеризуется скругленными углами, строгими вертикальными линиями и «отступающими» формами. От всех мебельных стилей его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц.

Индустриальный стиль

Тесно примыкает к Минимализму. Индустриальный стиль — с открытыми стерильными пространствами, словно из фантастического фильма. Металлические предметы, напоминающие фантастические приборы и оборудование.

Индустриальный стиль в дизайне интерьера характеризуется наличием нескрытых коммуникаций (трубы, вентили, провода), в интерьере видны строительные формы. Часто используют металлические столы, чугунные плиты на полу. Многим стиль кажется «нечеловечным», диковатым, нежилым, но иногда применяется не только в офисных помещениях, но и в жилых. Данный стиль — это своеобразная игра в промышленность, подчеркнутое пренебрежение к «бытовухе».

Хай-тек

Возник в Британии в 70-е годы XX века. Стиль и теория проектирования, основанные на применении последних достижений техники. Отличительной особенностью является наличие выступающих элементов конструкций и инженерного оборудования. Хромированные трубы, металлические поверхности, отполированные перемычки соединений, болты — все, что свидетельствует о размышлении и современных понятиях о космических кораблях. Все атрибуты востребованы в интерьере «высоких технологий». Мода на «Хай-тек» всплывает волнообразно, с появлением либо новых конструктивных и отделочных материалов, либо от спроса на определенные технологии.

Пост-модернизм

Развивается в конце XX века в архитектуре и искусстве в противовес модернистскому радикализму. Постмодернисты используют сплав различных стилей прошлого, например, Классицизм и Барокко, часто применяя их с ироническим эффектом. Специфика стиля — гипербола как инструмент создания яркого театрального образа среды.

Традиционный

К традиционным принято относить респектабельные интерьеры, воплощающие буржуазный порядок жизни. Это добротная, основательная мебель в стиле прошлых эпох, интерьер, состоящий из предметов, всегда имеющих историческую принадлежность.

Современный стиль

Всякое новшество в промышленности, технологии рождает свой стиль и моду. Мода влияет на материал, материал влияет на моду. Так, в первобытно-общинном строе «в моде» был природный камень. Одновременно в ход строительства шло дерево. Производная от дерева — папирус. Он применялся не только для общения на расстоянии, но и для декора. Позднее, с открытием металла, в обиходе «стал популярен» вначале такой материал, как медь, затем бронза. Изобрела цивилизация стекло, и в оформлении жилища стали активно использоваться его пластические и физические свойства.

Прошло несколько столетий, появилось поточное производство, промышленная химия, и, как результат «торжества человека над природой», пользуются спросом синтетические материалы в строительстве, отделке. Век пластмасс до сих пор прекрасно уживается в интерьере, причем как в общественном, так и в персональном.

Китч

Объединенное название некоторых течений Пост-модернизма, таких как Мемфис, использующих потенциал дурновкусия и прелести сентиментальных поделок массового спроса. Это игра в антидизайн, возникшая как протестное течение в интерьерной моде для тех, кто готов относится к среде своего обитания не слишком серьезно.

Китайский стиль

Обустройство жилища китайцев сильно отличается по стилю от других народов Востока. В этом сыграли свою роль размеренный уклад жизни и философское отношение ко всему происходящему.

«Вы живете во времени и пространстве, а мы только в пространстве», — гласит китайская мудрость. В китайском интерьере отсутствуют острые углы, громоздкая мебель, а та, что есть, не отличается разнообразием. В качестве материала для изготовления, как мебели, так и различных других предметов, широко используется прочный, но эластичный бамбук.

Мебель декорировалась сложной техникой многослойной лакировки. Для украшения применяли резьбу по черному лаку.

В отличие от аскетичной простоты Японии китайцы более полно используют внутреннее пространство помещений, образуя ниши, арки для расположения декоративных предметов и игрушек.

В противоположность парадной мебели шкафы являлись простыми предметами обихода. Богатую обстановку жил ища завершают изысканно декорированные лаковые столики стойкой резьбой, на которые ставили украшения и вазы.

В мебели широко применяется известная и европейцам техника интарсии — врезное украшение из тончайшей фанеры различных оттенков на поверхности столов, шкафов. Но, в отличие от европейской, которая имеет с основной плоскостью один уровень, китайская выступает над поверхностью.

Мебель в домах знатных китайцев отличалась от мебели простолюдинов. Основными предметами интерьера среди мебели являлись лежак, стулья и столы. Все предметы изготавливались с использованием бамбука и имели, в основном, прямоугольные формы.

Еще одним отличительным признаком, по сей день живущим, пожалуй, лишь в Китае, является полное отсутствие занавесей на окнах, а в домах нет люстр, хотя электричество, конечно, освещает дома, но с помощью обычных ламп освещения.

Главная идея обустройства китайского жилища состоит в переплетении реального с мифологией, где основным действующим лицом представляется дракон — самый могущественный из всех животных.

«Главным» цветом в китайской жизни «назначен» красный — цвет огненного дракона, цвет энергии.

Японcкий стиль

Японский тип оформления своего жилья, хотя и подчиняется определенным законам, но все же отражает индивидуальный дух собственного мира. Причем, и первая и вторая особенности живы до сих пор. Характерной особенностью японского вкуса является склонность к простоте и асимметрии. Интерьер как бы дышит.

Если в китайском стиле широко в качестве перегородок используются ширмы, то в Японии, наряду с ширмами применяются циновки. Причем, не только для «зонирования» помещений, но в качестве настенных украшений, а так же для покрытия полов, на которых островитяне проводят длительный период всей жизни — беседуют, едят, занимаются домашними делами, спят.

Главная задача хозяина дома — это полная изоляция от внешнего мира, чему способствует четкая функциональность комнат. Мебель, как таковая, отсутствует. В качестве шкафов, полок используются ниши в стенах (аналог встроенных шкафов), где располагаются не только гардероб, но и постельные принадлежности, и интерьерные украшения, такие, как вазы.

Шкафчики и ларчики все же в жилище в ограниченном количестве присутствует, но, как и любая вещь японца, являются произведением искусства.

Индийский стиль

Индийский стиль — это бирюзовые, малиновые, оранжевые цвета, причем совершенно неповторимые в своем роде. Индийский шелк на ощупь не такой гладкий и скользкий, как китайский, немного шероховат. Мебель в индийских домах низкая, выпиленная вручную из очень прочного дерева тик. Характерная особенность — легкая трансформация деталей дома: стульчики и столы, ширмы, ставни и двери часто «меняются ролями».

Африканский стиль

Это, пожалуй самый экзотичный из этностилей. Цвета Африки — очень теплые и приятные, имитирующие окрас диких животных. Эфект дизайну придают шкуры тигров и зебр.

Английский стиль

Cтены обычно окрашиваются в ослепительно-желтый, ярко красный или мягкий кремовый тона. Деревянные полы застилают толстыми и уютными шерстяными коврами. Непременный атрибут английской гостиной — мягкий шерстяной плед с клетчатым узором и скамеечка для ног. Жилье украшает тяжелая, но при этом изящная полированная мебель. В Англии розы цветут не только в парках, но и на гардинах, мебельной обивке. Сочетание тканей в интерьере английских гостиных кажется немного хаотичным, но при этом строгая клетка прекрасно смотрится рядом с романтичным цветным узором.

Средиземноморский стиль

Этот стиль ярок, как природа этого региона: много солнца, моря, растительности. Заимствованные цвета: синевато-зеленоватый, золотисто-оранжевый, коричневый. Буйство красок — на ярко окрашенный стенах, на полах с выложенным узором из мраморной или цветной керамической плитки. Характерна некая грубоватость и не ровность стен, ощутимая фактурность, «рукотворность» их отделки и покраски. Большие окна впускают много солнца. В домах итальянцев и испанцев кованая мебель соседствует с крашеной деревянной, часто расписной.

Египетский стиль

Египетский стиль дошел до нас благодаря культовым сооружениям, и хотя стиль просуществовал более четырех тысяч лет, он мало изменился с момента зарождения. Дошедшие до нас памятники той эпохи — это храмы, дворцы и гробницы, то есть монументальные сооружения, призванные олицетворять собой вечность. Стены, пилоны, колонны как правило испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной позе — голова и нижняя часть тела — в профиль, а туловище и руки — в фас. В постройках встречается три типа колонн — лотосовидная (капитель в виде цветка или бутона лотоса), папирусовидная (капитель в виде связки папируса) и гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор — женщины с головой собаки). Исключение составляет Амарнский период — период появления Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. до нашей эры). Запрет многочисленных старых культов и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств в «сторону человека». Погребальные сцены сменились изображениями плавающих рыбок, порхающих бабочек, трогательно чувственных сцен из жизни. Скульптура тоже приобрела новые неканонические формы (вспомните бюст Нефертити — жены Аменхотепа). Впоследствии на элементах египетского стиля базируется весь ампир и ар-деко.

Фен-шуй

Это — магия для дома. «Если хочешь переменить жизнь, передвинь 27 предметов в своем доме» (древнекитайская мудрость). Если у вас жилье строго прямоугольной формы, считайте, что вам повезло — это благоприятная форма. Так же как и восьмиугольная, — но такое встречается редко, — если вообще встречается. Выступы и вырезы на плане, соответственно, увеличивают или уменьшают зоны. Немного о цвете: в фен-шуй каждая из зон ба-гуа имеет соответствующий цвет. Правильно выбранный цвет поднимает энергию в соответствующей области вашей жизни. Конечно, немногие люди выкрасят целые комнаты в такие цвета. Чтобы поднять ци, попробуте поставить пурпурный светильник в зоне богатства, вазу, полную нежно розовых цветов в зону взаимоотношений и скульптуру из черного мрамора в зону, соответствующую вашей карьере. При выборе конкретных вещей и оттенков полагайтесь на свою интуицию.

Предоставлено компанией ART-DOM

История дизайна

Рассматривая различные проявления дизайна, мы убеждаемся, что практика дизайна постоянно расширяется.

В его сферу входят: выставочный дизайн, полиграфический дизайн, дизайн одежды, ставший модным в нашей стране ландшафтный дизайн, рынок услуг непредметного дизайна, составляющий большую часть дизайна. Буквально в последние годы появился как отдельный вид творчества компьютерный дизайн.

Таким образом, проектирование промышленных изделий давно уже является не единственной, а часто и не основной задачей дизайнера. За последние два десятилетия практика дизайна необычайно усложнилась, и провести границу между дизайном и другими областями профессиональной деятельности художника вне искусства в его станковом варианте становится все сложнее.

Проектирование принципиально новых промышленных изделий; косметические изменения во внешнем облике промышленной продукции без серьезного изменения ее технических характеристик; создание фирменного стиля, охватывающего все сферы деятельности современной корпорации; решение экспозиций — все это сегодня называется дизайном и выполняется профессиональными дизайнерам

Пионером дизайна можно считать английского художника Генри Кола (1808- 1882), который в 1845г. изобрел термин «художественная промышленность», означающий, по его собственным словам, «изящные искусства или красоту, приложенные к механическому производству». С 1849 по 1852 г. Генри Кол издавал «Журнал дизайна», обращал внимание на прибыльность и коммерческую ценность проектов. Однако еще раньше, в 1832 г., английский промышленник и политик Роберт Пиль призывал использовать искусство для укрепления конкурентоспособности английских товаров.

Начало истории дизайна вполне обоснованно связывается многими исследователями с началом работы художника, архитектора, дизайнера Петера Беренса в компании «АЕG» в 1907 г. При такой постановке вопроса предыдущие десятилетия (Рёскин, Моррис) являются всего лишь только временем теоретической подготовки будущего практического дизайна.

Турбинный цех завода "АЕG" в Берлине. Петер Беренс

Турбинный цех завода «АЕG» в Берлине

Если рассматривать дизайн как способ воссоздания целостности предметного мира и очеловечивания технической цивилизации, то начало истории дизайна можно отнести и к 1919 г., когда Вальтер Гропиус основал Баухауз.

На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников. Все стало иначе, когда к началу XIX в. начали появляться предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно-пространственная среда перестала быть рукотворной, теперь и далее ее создают машины. Машинный труд по производительности во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, обнажилась и новая проблема — то, чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно «поместить» в каждый из тысячи предметов-близнецов, выбрасываемых из машины конвейером.

Промышленный подъем привел к нарушению неторопливого многовекового ритма в развитии предметно-пространственного окружения человека.

Возникли новые предметы, еще не укоренившиеся в культуре, что породило проблему их адаптации ко вкусам потребителей, возник интерес к психологии покупателя. Кроме этого, быстрые изменения в предметно пространственном окружении привели к тому, что становится необходимостью не только адаптация ко вкусам потребителя, но и к прогнозированию этих вкусов. Осознание этой и других проблем, вызванных переходом от ремесленного к промышленному производству, привело к появлению неизвестной доселе профессии дизайнера.

В самом обобщенном виде определение дизайна может быть сформулировано следующим образом. Дизайн — проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер.

Объектами промышленного дизайна являются промышленные изделия (производственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.).

Пионерами дизайна были архитекторы и художники, которые осознали новые возможности, открывающиеся перед ними с развитием массово го машинного производства. Их увлекала широта масштабов и сложность задач, не сравнимых с теми, которые стояли перед художником прежде — главным образом украшать быт верхушки общества.

Хотя о дизайне сказано и написано уже достаточно много, однако единой точки зрения на сущность дизайна все еще не выработано. Дело в том, что достаточно часто дизайн означает собственно деятельность художников в промышленности, значительно чаще — продукт этой деятельности (вещь или систему вещей), а иногда — область организации деятельности, взятую как целое. В некоторых случаях «дизайн» трактуется предельно расширительно и далеко выходит за рамки обозначения деятельности художника по решению задач промышленного производства.

Первые попытки теоретического осмысления дизайна как принципиально нового вида проектной деятельности протекали в условиях распространения индустриального производства. Этот процесс имел как своих сторонников, так и ярых противников. Многие исследователи отмечают парадокс середины XIX в. — бурное развитие техники и не менее бурный протест против нее. Споры о том, может ли машина создавать произведения искусства, может ли она сама быть произведением искусства; споры о границах прикладного искусства и о месте художника в современном производственном процессе — вот лишь небольшой круг вопросов, который волновал в то время самые передовые умы. В теоретическом плане, прежде всего, необходимо было переосмыслить такие понятия, как «человек», «среда», «художественное», «техническое» и т. д. Этот период можно охарактеризовать как промежуточный: он являл собой переход от ремесленного мировоззрения к формированию основ мировоззрения дизайнерского.

Развитие индустриального производства бытовых вещей многие художники и теоретики искусства восприняли как прямую угрозу хорошему вкусу. Упадок художественного качества массовой индустриальной продукции по сравнению с ремесленными образцами волновал многих специалистов, занимавшихся проблемами искусства и промышленности. Протест против фабричного изготовления мебели, посуды, керамики, декоративных тканей, традиционно входивших ранее в сферу декоративно-прикладного искусства, возник сначала в Англии — наиболее развитой на тот момент индустриальной стране.

История дизайна насчитывает уже более ста лет. С самого начала своего существования дизайн претендовал на возможность охватить самое широкое поле деятельности, и надо признать, что он смог добиться значительных успехов. В качестве объекта дизайнерского творчества теперь выступает вся материальная среда — от иголки до самолета как говорили в 1960-х гг. В самом деле, изделия дизайна окружают современного человека повсюду в повседневной жизни. Некоторые дизайнерские работы стали нам настолько привычны, что никому, пожалуй, не приходит в голову, что обыкновенная бутылка «Кока-Кола» имеет своего автора — гениального Раймонда Лоуи.

Творения многих дизайнеров экспонируются в музеях современного искусства по всему миру, даже такое яркое направление современного искусства, как поп-арт, имеет очевидные корни и в дизайне XX в. Творческие и практические достижения дизайна несомненны, однако до сих пор не выработана его теоретическая основа, для начала нужно сказать, что не определены даже четкие границы дизайнерской деятельности. Сейчас, помимо промышленного (индустриального) дизайна, мы говорим о дизайне интерьера и ландшафтном дизайне, графическом дизайне и дизайне экспозиции, самым же популярным и поднятым на уровень истинного шоу-бизнеса является дизайн одежды (английский или французский ).

О стилях в дизайне

Античность.

Всем нам известна великолепными памятниками Древней Греции и Рима, памятниками архитектуры, скульптуры. До сих пор они вызывают в нас восхищение своей неподражаемой и законченной красотой. Колизей, триумфальные арки, колонны, цилиндрические своды, прекрасные скульптуры знатных людей, богов, богинь, удивительная художественная роспись привлекают своей гармоничностью и для многих являются эталоном для подражания.

АР-ДЕКО.

Смешение элементов египетского искусства, американской индейской экзотики и африканского примитивного искусcтва. Эталоном стиля выступают стильные роскошные интерьеры океанских лайнеров и дорогих отелей. Для мебельных стилей характерно применение декоративных элементов в форме зигзагов, окружностей, треугольников, солнц. В цветовой гамме используются насыщенные коричневые тона, цвета слоновой кости, все оттенки золотого.

Барокко.

Известно своим стилеобразующим элементом — пластикой стены, благодаря которой стена как бы лишается главной своей черты — надежности и монументальности, приобретая небывалую динамику. Микеланджело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент — пластику стены. В интерьере появляется нарочитая усложненность, скругленные углы, множество зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков с использованием эффекта «перетекания» пространства в «заоблачную высь». Стилю присущи пышность, величие, размах. Фасад и интерьер обильно украшен такими декоративными элементами как барельефы, скульптурные группы, вазы и т.д.

Рококо.

Основные черты этого стиля — динамичные ассиметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки ( S-и C-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Встречаются экзотические китайские мотивы, сюжетные орнаменты: Элементы стихии и Времена года. Палитра — золотой, белый, цвет слоновой кости, кремовый, а также пастельные оттенки голубого, зеленого, розового и желтого. Французское рококо — своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием, использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость. Стиль рококо — это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий. В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Экзотические узоры в «китайском стиле» были важными элементами рококо, зачастую сочетаясь с чисто европейским растительным орнаментом. Китайские мотивы балдахина, мебельной обивки и расписанных по трафарету стен, присутствие повсюду золота, которое использовали, чтобы выделить важные элементы и детали: те же завитки, раковины, рамки филенок. Для фонов интерьеров характерны были пастельные тона: голубые, зеленые, розовые, желтые, кремовые, беловатые и цвет слоновой кости. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород.

Индустриальный стиль.

Индустриальный стиль в дизайне интерьера характеризуется наличием нескрытых коммуникаций (трубы, вентили, провода), в интерьере видны строительные формы. Часто используют металлические столы, чугунные плиты на полу. Многим стиль кажется «нечеловечным», диковатым, нежилым, но иногда применяется не только в офисных помещениях, но и в жилых. Данный стиль — это своеобразная игра в промышленность, подчеркнутое пренебрежение к «бытовухе».

Классицизм.

Здесь основные признаки — симметрия и простота. Гладкая поверхность стен, ограниченные четкие объемы, не скрывающие структуры; мягкость цветов белого и голубого, перспективные эффекты в минимализме живописи, идеальный пейзаж, воплощающий мечту о золотом веке. Классицизму свойственны красивые геометрические формы, сдержанный декор, дорогие материалы. Часто помещения украшаются скульптурой и лепниной. Для французского классицизма характерно стремление к внушительности, парадности, декоративному блеску интерьеров и в то же время строгая геометрическая планировка в архитектуре, упорядоченность, композиционная стройность. Использование в оформлении помещений и фасадов элементов античной архитектуры, разработка, так называемой, «ордерной» организации декора — его основная черта. Французский классицизм отличался сочетанием традиционной для этого стиля стройной и симметричной общей композицией со стремлением к импозантности и внешнему блеску интерьеров. Классический стиль оправдал свое первоначальное название — «правильный образец для подражания».

Минимализм.

Лаконичность форм, сведение их в основном к геометрическим фигурам. Ничего лишнего. В дизайне культивируются открытые пространства, подчеркивается эстетика простоты и точности, все элементы быта тщательно спрятаны. У вещей легкий силуэт и они немногочисленны. Полное отсутствие декора, орнаментов, ясность композиции. Сдержанная графическая гамма стен и пола может сочетаться с яркими предметами интерьера.

Модерн.

У стиля есть символ — это изощренная форма цветка цикломена. Для модерна «нового» стиля, родившегося на рубеже 19 и 20 веков, как движения за создание стиля своей эпохи, используется отказ от старых стилевых форм, поиск новых материалов: железа, стекла, железобетона. Свободная планировка, разные уровни пола, большие оконные проемы. Дизайнер использует при работе над интерьером импровизацию на выбранную тему. На стенах мы видим причудливые капризно извивающиеся линии с явной тенденцией к ассимметрии. Стены помещения красочные, часто декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой. Мебель украшается стилизованным растительным орнаментом, в ней преобладают вялые, тянутые, волнистые очертания. Архитекторы в одном произведении соединяли в волшебном единстве архитектуру, пластику, живопись, декоративно — прикладное искусство. Вводится функциональное зонирование. Декоративное оформление интерьеров достигает невероятной изощренности. Форма окон, дверей, лестниц разнообразна до бесконечности. Выделяется и огромной выразительности достигает текучесть ритмов, цвета и фактуры. Часто используется керамическая облицовка, кованое железо, оконные и дверные флористические витражи.

Неомодерн.

Использование пластических форм Ар-нуво для архитектурного оформления помещений на современной технологической базе. Практически полное отсутствие орнаментов.

Хай-Тек.

Стекло, металл и пластик. Строгость и простота конструкций. Хай-тек ориентирован на стилизацию и освоение металлических конструкций и стекла. Важно выделить красоту держателей, подсветки, креплений и так далее. Все практично, функционально. Излюбленные цвета: металик, серебро, белый, черный; материалы: металл, стекло, трубы… Прямизна линий. Никакого дерева, сложной отделки и ветееватых орнаментов. Излюбленные цвета:, белый, черный, металик, серебро; материалы: металл, стекло, трубы…

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Класснуть

Линкануть

Хотите получать новые статьи сайта на почту? Подпишитесь

История возникновения американского стиля

Американский стиль, который часто называют современной или американской классикой, берет свое начало из истории. Когда в 17 веке на территорию Америки приехали европейские колонизаторы, они привезли с собой свое понимание о внешнем виде жилья и его обустройстве. Самым массовым на территории Америки стал колониальный стиль Англии, именно с него берет свое начало американский стиль. Колонизаторы столкнулись с другими жизненными и климатическими условиями, им были доступны другие материалы на новой территории. Поэтому им приходилось адаптироваться. В их традиционное понимание стиля вносились изменения и упрощения. Так постепенно развивался другой, более свободный и менее чопорный стиль.

Если говорить о мебели, англичане привозили обстановку из своей страны, так как в Америке в то время еще некому было заниматься мебельным производством. Но постепенно, изучая методы деревообработки, мастера стали изготавливать мебель сами. За основу была взяты английские образцы, только делались они из территориально доступной древесины — сосны, вишни, дуба, дерева гикори. А внешний вид и форма мебели упрощались.

На дальнейшее развитие американского стиля оказали влияние многие другие европейские веяния, так как в Америку приезжало много деятелей из различных стран, в частности успешные или ищущие простора деятельности архитекторы.

Между Англией и США существовала тесная связь в развитии архитектуры, дизайна и промышленности. Колониальный английский стиль в смеси с испанским, португальским, французским, швейцарским стилями многие годы считался традиционным подходом к оформлению жилья.

В 19 веке наступил расцвет эклектики — смешение стилей прошлого. Жители страны хотели подражать европейским аристократам. Им нравилась историческая стилизация, смешивание стилей, поэтому эклектика надолго закрепила свои позиции в США. И именно в это время возникла 

потребность в дизайнерах интерьера. Людях, которые разбирались в стилях и могли оформить помещение согласно внешнему виду здания.

Судя по истории развития дизайна и архитектуры, эклектика была любимым направлением в США практически во все времена. Начав свой путь из подражания и смешения направлений, Американский стиль продолжал развиваться как самостоятельный, но эклектичный стиль.

Современная американская классика продолжает нести эклектику как основу и признак. Она свободна в своих проявлениях, этим и привлекательна. В ней есть основополагающие черты: элегантность, простота, лаконичность. Это простые белые потолки, мебель в стиле Чиппендейл, обилие металлических и стеклянных столиков разных форм и размеров, скромные геометричные узоры, встроенные конструкции, крашеные стены, темный пол, обилие текстиля, молдинги или деревянные панели на стенах, обрамления всех проемов планками, наличниками и порталами.

Американская классика хорошо сочетается со многими направлениями в дизайне. Это гибкий и либеральный стиль, он приветствует самовыражение. Его атмосфера строится вокруг мира хозяев, он не слепо следует моде, а подчиняет ее себе и вписывает в уже готовое помещение. Интерьер в стиле современной американской классики легок и игрив, в нем присутствует дух спонтанности, как будто многие вещи попали в помещение случайно. На самом же деле их выбор носил обдуманный характер. Американская классика или Современная классика — это все тот же английский колониальный стиль в основе, смешанный с современностью и другими направлениями. Американцы сумели сохранить традиционную основу, но постоянно привносят что-то новое. Так стиль развивается, но при этом остается практичным и утилитарным.

Классика, смешанная с современностью — это эклектика, но высокоуниверсальная и демократичная. За годы развития эта эклектика впитала в себя влияние многих направлений и стилей, но осталась верной своей основе — классическому подходу, симметрии, природным цветам, соблюдению пропорций. Это гармоничный стиль, способный удовлетворить потребности людей с разными вкусами. 

Статья опубликована на ChelDesign.

17 февраля 2017

Автор: Юлия Паршихина

Читайте так же:

 

История дизайна — это… Что такое История дизайна?

История дизайна — наука о становлении и развитии проектно-художественной деятельности дизайна.

Теории возникновения дизайна

Несколько десятилетий ведутся споры о возникновении дизайна[1].

Рассматриваются различные версии.

  1. История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине XIX века и связана с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии. [2]
  2. Дизайн как связь искусств и ремёсел. Относится к возникновению в конце XIX века известного английского «Движения искусств и ремёсел», возглавленного Уильямом Моррисом, когда были сформированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.
  3. Дизайн как художественно-промышленная деятельность: начало XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде отраслей современной промышленности и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий и влиять на политику выпуска электротехнических приборов, автомобилей, радиоаппаратуры (деятельность Петера Беренса в компании AEG и американской автомобильной фирмы «Форд»).
  4. Дизайн как появление дипломированного специалиста относится к появлению первых школ и методик преподавания дизайна. (ВХУТЕМАС в СССР (1920), Баухауз в Германии (1919).
  5. Становление дизайна как профессии, в зависимости от его реального вхождения в жизнь — непосредственно в производство, торговлю. Хронологический отсчет в этом случае начинается с ещё более позднего времени — с 1930-х годов, точнее со времени выхода США из великого экономического кризиса.
  6. Дизайн как компоновочная деятельность, берет отсчет от орудий первобытного человека, впервые столкнувшегося с понятиями удобства орудий труда, вопросами повышения производительности, компоновки предметов, первых намеков на эргономику предметов.[3]

История дизайна в стилях

Помимо дизайн-икон, воплотивших в себе эстетические идеалы определенного исторического периода, технические и художественные идеи своих создателей, особое значение в описании истории дизайна имеют художественные стили. В.Власов в своем известном словаре «Стили в искусстве» отмечает, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. В равной степени это относится и к стилям в истории дизайна, объединяющим по определенным формальным признакам дизайн-иконы в уникальные целостные художественные течения и направления. Упомянутый выше искусствовед В.Власов рассматривая внутреннюю структуру понятия «стиль» выделяет ряд его уровней: исторический художественный стиль, историко-региональный (стилистическое течение) и индивидуальный стиль мастера. Аналогичное можно наблюдать и в истории дизайна. Стили в дизайне как части общей художественной культуры корреспондируются с большими историческими художественными стилями в искусстве, и, в особенности, архитектуре. Достаточно вспомнить также общие художественные стили, как ар деко, поп-арт, постмодерн и хай-тек. При этом в предметном формообразовании они, безусловно, трансформируются в свои стилевые течения, отражая специфику формообразования массовых изделий в условиях индустриальных технологий.

Историю архитектуры пишут по памятникам архитектуры или фотографиям и гравюрам утраченных объектов, чертежам и рисункам-фантазиям неосуществленных проектов. Историю искусств — по собраниям в музеях изобразительных искусств, картинных галереях, частным коллекциям картин. Историю дизайна, в основном, по шедеврам дизайнерской деятельности — дизайн-иконам.

Хронология исследований истории дизайна

Первые теории о соотнесении красоты и пользы принадлежат древнегреческим ученым Сократу, Аристиппу, Протагору, Платону, Аристотелю. Уже тогда философы впервые задумывались о различиях между искусством и наукой по их целеполаганию. Уже тогда были и работы по комбинаторике: о соединении человека и машины «Театр автоматов» Герона Александрийского. Подобные альбомы получили большое распространение под именем «Театры машин» в эпоху Возрождения. Отдельное место в этом списке занимают трактаты Леонардо да Винчи. Далее в хронологическом порядке появляются работы Жоффруа Тори о шрифтах (1529), Готфрида Лейбница «Об искусстве комбинаторики» (1666), «Театриум Махинарум» Андрея Нартова (1720), «Трактат о природе человека» Дэвида Юма (1740), «Размышления о природе и принципах чувств» Арчибальда Алисона (1790), «О влиянии живописи на художественную промышленность» Эмиля Экмерид-Давида (1805), «Теория органопроекции» Павла Флоренского. Возникновение промышленного производства способствовало развитию критической мысли. Одним из первых критических трудов стала «Практическая эстетика» Готфрида Земпера, развившаяся в трудах Джона Рескина, Уильяма Морриса, Уолтера Крейна, обозначивших взаимоотношения искусства и ремесла. Эпоха американского функционализма дала миру творения теоретиков дизайна:

  • эстетические эссе Горацио Грино,
  • «Трактат по архитектуре гражданских и военных морских судов» Джона Гриффита (1856),
  • «Листья травы» Уолта Уитмена,
  • манифест «Высотные административные здания с художественной точки зрения» Луиса Салливена (1896),
  • доклад «Искусство и ремесло» Фрэнка Ллойда Райта (1903),
  • ряд книг Адольфа Лооса,
  • «Проблема формы в изобразительном искусстве»(1912) Адольфа Гильдебранда,
  • «Вопросы стиля» Алоиза Ригля, 30 фундаментальных исследований Германа Мутезиуса, «Торжество жизни и искусства»,
  • «Размышления о театре как высшем художественном синтезе» Петера Беренса.

Значительный вклад в становление теоретических воззрений истории дизайна и его популяризации сыграли и играют периодические издания. Первый специальный журнал Генри Кола по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию «Journal of Design and Manufactures» (1849). Позднее уже появились специализированные журналы «Pan»(1895), «Decorative Kunst»(1897), «Kunst und Handwerk»(1898). Это и журнал «Югенд», от которого произошёл немецкий вариант названия стиля «модерн» — «югендстиль». Широкую известность в центральной Европе получил скандинавский журнал «Форма и функция», в СССР — «Техническая эстетика» Свое творческое кредо формулировали в манифестах, лозунгах, концептуальных статьях многие дизайнерские группы и отдельные мастера:

Особое место в историко-теоретических исследованиях дизайна занимает «государственный дизайн», давший толчок комплексному подходу в изучении индустриального дизайна. Впервые совет по дизайну был создан в Англии в конце второй мировой войны. В 1962 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики в СССР. Таким образом, во второй половине XX века была подготовлена материальная и теоретическая база для специальных исследований в области истории дизайна. Она не заставила себя ждать: к концу века появился целый ряд комплексных исследований по истории дизайна. Это известные работы английских теоретиков Катрин МакДермотт, Шарлоты и Петера Филл, немецких искусствоведов Томаса Хауфе, Вольфгана Шиперса и Петера Шмидта. [4]

Примечания

  1. Михайлова А. Особенности художественного формообразования в условиях индустриальных технологий ХХ века. Текст диссертации
  2. В.Аронов, «Художник и предметное творчество» (1987)
  3. Н. В. Воронов. Очерки истории отечественного дизайна
  4. Михайлова А. Кто пишет историю дизайна? Статья в сборнике международной Казанской Биеннале 2005

Литература

  • Михайлов С.М. История дизайна. Том 1,2: Учеб. для вузов. — Москва: Союз Дизайнеров России, 2004
  • Михайлов С.М, Михайлова А. С.. История дизайна. Краткий курс. Учеб. для вузов. — Москва: Союз Дизайнеров России, 2004
  • Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. Издательство: ОМЕГА-Л, ГРУППА КОМПАНИЙ, 2007 г.
  • Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. — Москва: Архитектура-С, 2006
  • Лаврентьев А. Н. История дизайна. Учеб. пособие для вузов. — М.: ГАРДАРИКИ, 2007 г.
  • Вячеслав Глазычев Дизайн как он есть — М.: Европа, 2006 г. ISBN 5-9739-0066-5

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *