История минимализма: Что такое минимализм и откуда он появился? – Стиль минимализм

Стиль минимализм


Минимализм

Минимализм (англ. minimalism, лат. minimus — наименьший) — тенденция в современном искусстве, скульптуре, музыке, архитектуре, дизайне XX—XXI веков. Эстетическая тактика организации многочисленных необходимых компонентов здания, чтобы создать впечатление крайней простоты и четкой функциональности. По сути, является тенденцией и направлением, а не самостоятельным стилем.

Структура минимализма использует относительно простой элегантный дизайн. Красота структуры определяется и выявляется игрой с освещением, использованием основных геометрических форм как контуров и направляющих. Для минимализма характерна простота форм и компонентов, природные текстуры и натуральные цветовые сочетания.

 

 

История возникновения минимализма

Предпосылки минимализма можно увидеть в конструктивизме 1920-х годов.

Большое влияние на возникновение и формирование Минимализма оказала художественная группа «Стиль» (нидерл. De Stijl) — общество художников, образованное в Лейдене в 1917 г. Согласно программе группы De Stijl художественное произведение должно иметь рационально-утилитаристский акцент — разработано трезво, ясно и энергично, в «инженерной чистоте и конкретности». При применении этих принципов в архитектуре и дизайне выявилось общефункциональное правило: постройка выражалась как пластический образ, как бы вздымающийся над землей. Эстетический пуризм группы «Стиль» оказал огромное влияние на архитектуру ХХ столетия, и прежде всего через Баухаус. Особенно проявилось оно в работах Вальтера Гропиуса, Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Эриха Мендельзона, Бруно Таута.

Однако основное влияние на возникновение этого стиля оказали японская архитектура и дизайн, чьи тенденции проникли в Западный мир после Второй мировой войны. Пресыщенность декоративными элементами, новые технологии, новый взгляд на мир и новые философские и религиозные течения требовали отображения в архитектуре и дизайне.

Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ принял девизом своего творчества «Меньше — значит больше» (Лучше меньше да лучше), тем самым описав основной принцип минимализма. Его идеи подхватил конструктор Бакминстер Фуллер чьим кредо стало «делать больше с меньшими затратами».

Знаменитые архитектурные сооружения минимализма:

Основные признаки минимализма

Архитектуре и дизайну минимализма присущи простота и лаконичность форм и структур. Геометричность фигур — использование кругов, прямоугольников, прямых линий, иногда с мягким изгибом, но не спиралей. Минимальное количество цветов, сами цвета природной гаммы, часто светлые. Высокая функциональность.

Преобладающие и модные цвета

Белый, светло серый, мягкие природные цвета

Линии стиля минимализм

Строгие лаконичные прямые, иногда со слабым изгибом

Формы минимализма

Четкость и геометризм форм, отсутствие декора как такового

Характерные элементы интерьера

Простой, лаконичный, без декора и лишних деталей, важное значение имеет освещение

Конструкции

Функциональные, логичные и лаконичные

Окна минимализма

Прямоугольные, максимально большие

Двери стиля минимализм

Прямоугольные простые, часто раздвижные стеклянные

Архитекторы минимализма

Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe, 1886—1969 гг.) — немецкий, американский архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке. Основоположник минимализма. Руководствуясь принципом «Меньше — значит больше» (Less is more), в американский период Мис ван дер Роэ развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками. Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса».

Тадао Андо (安藤忠雄, 1941 г.) японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии, последователь Алвара Аалто. Стиль этого японского архитектора был охарактеризован как «критический регионализм». Работы этого архитектора хорошо известны массированным использованием естественного света, а также использованием натуральных форм ландшафта в архитектуре. Его сооружения часто характеризуются сложными трехмерными путями циркуляции, которые переплетаются с внешним и внутренним пространством, образуя крупные фигуры.

Алвар Хуго Хенрик Аалто (Hugo Alvar Henrik Aalto, 1898—1976 гг.) финский архитектор и дизайнер, «отец модернизма» в Северной Европе, один из основоположников современного дизайна. От строго геометрических форм ранних построек пришел к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов функционализма и органической архитектуры, к свободе и гибкости объемно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду.

Йошио Танигучи (Yoshio Taniguchi, 谷口 吉生, 1937 г.) — японский архитектор широко известный за проект редизайна Музея современного искусства в Нью Йорке (MoMA).

Типы сооружений стиля минимализм

Минимализм широко применяется как в общественных сооружения, огромных офисных небоскребах, торговых центрах, так и в музеях, культурных и общественных центрах. Отдельно стоит отметить чрезвычайно интересные с точки зрения архитектурного дизайна частные дома и виллы в стиле минимализм.

Минимализм в интерьере

Сложность направления минимализм в том, что он строг и требует безупречного чувства меры и стиля, не прощая ошибок и суеты. В минималистических интерьерах все должно быть сделано очень функционально, прочно и красиво. Дизайн должен быть построен на тонкой игре нюансов. Все помещения в доме выдержаны в одном стиле, но при этом ярко индивидуальны.

Современный интерьер в стиле минимализм можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. В стиле минимализм самое важное — грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света.

Важно помнить, что когда предметов мало — каждый из них должен быть совершенным, как и композиционное решение интерьера, каждый элемент уже выступает как композиционная доминанта. Поверхности должны быть идеальными, цельными. Дизайнер-минималист обычно берет за основу один-два цвета, чаще всего доминантный белый цвет — как наиболее подчеркивающий линии и формы предметов. Оживляется интерьер за счет немногочисленных выразительных деталей, контрастирующих с общим фоном. Такими дополнениями могут стать ваза, искусная икебана (в минимализме можно смело обращаться к истокам стиля — японским традициям), современная или классическая живопись, интересная но не кричащая инсталляция.

В минимализме свет играет решающую роль. Интерьеры минимализма наполнены рассеянным светом, который отражаясь от светлых стен, потолка и пола создает заполняющее «эмбиентное» освещение. Минималистические интерьеры наполнены воздухом, в них много свободного пространства. По возможности в таких интерьерах стоит отказаться от внутренних перегородок, создавая максимально большое внутреннее пространство.

В минималистическом интерьере комфортно отдыхать, он не раздражает и, несмотря на свою «нордическую» строгость, уютен и спокоен.

  • < Назад
  • Вперёд >

Откуда пришел минимализм? — Простота как стиль жизни

На сегодняшний день минимализм — это больше, чем просто направление в искусстве и архитектуре, это скорее мировоззрение.

Психологи утверждают, что в философии минимализма находят выход люди, остро чувствующие насколько хаотична жизнь. Они стараются убежать от хаоса и суеты, избавляясь от беспорядка в доме. Минималисты расчищают пространство, выбрасывая ненужные вещи, и наслаждаются гармонией, созданной у себя дома.

Большую популярность философия минимализма как стиля жизни начала набирать в конце 20 — начале 21 века.

У истоков минималистичного стиля стоит японский традиционализм и дзен.

Образ мыслей японцев учит принимать жизнь такой, какая она есть, не пытаясь все объяснить и анализировать. У них простота несет в себе позитив и богатство.

«Простота — это обладание малым, позволяющее открыть путь к главному, к сути вещей». Доминик Лоро

Дзен также говорит о сути вещей. Зародившись в Китае, он получил широкое распространение в японской культуре.

«Истина непосредственно раскрывается перед вашим взором. Вот и все, чего вы еще хотите? Разве этого не достаточно?» Последователь дзен-буддизма

Философия простоты и сосредоточенность на главном, а также стремление быть ближе к природе обусловили традиционный вид японского дома — голые стены и пол, отсутствие украшений, встроенная мебель и натуральные материалы.

Напоминает современные принципы минималистичного дизайна:

  • использование натуральных материалов — сталь, дерево, камень, стекло
  • максимальное упрощение внешнего облика
  • много свободного пространства

Истоки стиля минимализм находят в искусстве уже 20х гг. А самобытное определение минимализма как стиля связывают с провозглашением Людвигом Мис ван дер Роэ девиза «Меньше — значит больше».

Минимализм видит идеальную красоту в элементарных геометрических формах, параллельных линиях, совершенной чистоте прямого угла. Этот стиль культивирует классическую простоту идеальных пропорций и освобожденного от случайных элементов пространства в сочетании с изысканными текстурами дорогих материалов.

Бум минимализма в дизайне и архитектуре пришелся на 60-70е гг. 20 века как пресыщение послевоенной тягой к созданию уюта посредством накопительства и обилия вещей.

Сегодня вопрос минимизации вещей, которыми мы обладаем, и оптимизации затрат становится все более актуален.

Обладая слишком большим количеством материальных благ, мы привыкли транжирить ресурсы. Производители используют нашу склонность к накопительству и снабжают вещами, которые быстро выходят из строя. А производство большинства товаров приводит к загрязнению воды, воздуха и природы в целом.

Все больше людей осознает возможность глобальной экологической катастрофы. Это порождает тенденцию сознательного отказа от излишеств, возврат к традиционным экологически чистым материалам.

А ускорение ритма современной жизни, избыток впечатлений и информации приводит к небывалому спросу на успокаивающие интерьеры, в которых нет ничего лишнего.

Минималисты не терпят нагромождения вещей и событий. Они стремятся упорядочить все вокруг себя, в том числе и свои мысли.

Минимализм — это не просто аскетичный интерьер, это стиль жизни.

Если статья понравилась, поделитесь ей:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Меньше, да лучше: история стиля минимализм в одежде — ШПИЛЬКИ

Стиль минимализм сегодня находится на пике популярности. Он характеризуется не минимумом одежды и не аскетизмом, а отказом от количества вещей в пользу качества. Продуманность силуэта, кроя, роскошные материалы, качество пошива, отсутствие ярких деталей и декора… Кому пришло в голову перенести эти элементы в наш гардероб? Обратимся к истории минимализма в одежде. 

Можно предположить, что стремление оптимизировать женский гардероб случилось по прихоти одного из мэтров моды. Наверное, и подумать, что произошло это в наши дни – закономерно.

На самом деле, элементы минимализма в одежде присутствовали еще в начале прошлого века, и были жизненной необходимостью. Более того: они сопровождали практически все заметные общественные события. 

Например 20-е гг. ознаменовались окончанием Первой мировой войны и освобождением женщин от роли домохозяек.Как это отразилось на их гардеробе? Корсеты, кринолины, пышные юбки остались в прошлом. Пышность и вычурность отошли на задний план, а пальма первенства была отдана лаконичности, комфорту и практичности. Длина до колена, свободный фасон, короткие рукава отныне правили балом: без этих деталей женщине было гораздо легче – как жить в целом, так и передвигаться, более того – теперь женщина могла одеться сама, без помощи служанки. Что делать: новая жизнь диктовала свои условия. 

Историки моды до сих пор спорят, кто первый решил воплотить идеи минимализма в одежде в жизнь. Упоминаются имена Мадлен Вионне, Габриэль Шанель, Андре Курреже… Почему они? Первая ввела моду на косой крой, атлас, шелк, креп, платья без застежек. Коко Шанель прославилась использованием недорогих, но качественных тканей, лаконичностью фасонов и практичностью одежды. Достаточно вспомнить универсальное маленькое черное платье. Андре Курреже отводится роль популяризации коротких юбок и женских брючных костюмов. 

Фигурируют в спорах историков и другие имена, но, в общем, не так важно, кто первым воплотил идею минимализма в жизнь. Появление нового стиля было обусловлено жизненными необходимостями и предначертано судьбой, если так угодно. 

Потом были 80-е годы прошлого столетия, когда женщины вступили в борьбу с мужчинами за равенство полов и карьерные возможности. Хочешь – не хочешь, одежда вновь упрощается, а рюшечки, оборки, цветочки остаются ждать лучших времен. Разумеется, менялось общественное настроение – тренды вновь устремлялись в сторону женственности…

Настоящим прорывом в развитии стиля стали 90-е, а самым громким именем минимализма – Хельмут Ланг.
Выходец из Австрии, самоучка, он решил посвятить свою жизнь дизайну. Первая коллекция, представленная на суд зрителей, представляла собой одежду простой геометрической формы. Он уверен: приобретать стоит только те вещи, которые отражают ваше видение мира. Для жителей городов он создал самый удобный тип одежды: ввел в моду незамысловатый брючный костюм, где роль рубашки выполняла майка. 

Его любимыми цветами выступает «классика» (черный, белый, серый, беж), разве что иногда Ланг позволяет «поиграть» с оттенком разбавленной фуксии. Немудрено, что коллекции модельера, показанные весной 1999 в Нью-Йорке, взбудоражили сознание коллег по цеху и зрителей. 

Экономические кризисы «нулевых» и сотрясающие нас по сей день, только упрочили положение стиля минимализм. Люди перестали баловать себя яркими и эпатажными нарядами. Оно и понятно: не до жиру… Дизайнерам пришлось подстраиваться под суровые будни буквально «на бегу». Было очевидно, что остаться на плаву сможет лишь тот, кто предложит покупателям практичные вещи не на один сезон, дающие возможность надевать их снова и снова и сочетать с большим количеством других элементов гардероба. Тут-то и пригодился весь исторический опыт, разбавленный находками Хельмута Ланга. 




Новые коллекции кутюрье наполнились вещами, которые были одновременно привлекательными, стильными и универсальными. Добавьте к этому беспроигрышные классические оттенки, сочетающиеся друг с другом «на раз-два». Те, кто позволили клиенту снизить траты на гардероб, в итоге выиграли. Даже если пришлось 
«переквалифицироваться» из любимого гранжевого или уличного стилей. Нужно ли напоминать о том, что далеко не все модные дома с успехом преодолели мировой кризис…







Кому подходит минимализм? Не всем. Далеко не каждая женщина решится презентовать себя миру без прикрас, а именно это и подразумевает минимализм. Добавьте к этому отсутствие ярких цветов, заметной фурнитуры, сдержанные украшения… Но в то же время такой наряд должен выглядеть не скучно и блекло, а стильно и изящно. Как видите, минимализм требует от человека некоторой подготовки – как в плане вкуса и стиля, так в психологическом плане. 

Сегодня минимализм в одежде в зените славы, правда, дизайнеры добавили в него ярких красок. Однако это обстоятельство не мешает главной задумке стиля: одеваться элегантно, скромно, к месту, без ущерба для кошелька. 

Фото: cutur.ru, yutvdome.blogspot.ru, stylishe.ru, beauty.wild-mistress.ru.

История о направлении минимализм

На первый взгляд, люди могут подумать, что смысл минимализма заключается только в том, чтобы избавиться от материальных благ, но такое мнение считается ошибочным. Правда, направление минимализм все же включает в себя удаление излишков, но это всего лишь часть из чего-то большего

История о направлении минимализм

Минималисты не фокусируются на том, чтобы иметь все меньше, меньше и меньше. Они сосредотачиваются на том, чтобы создавать вокруг всего больше: времени, страсти, творческих способностей, опыта, эмоциональных вложений, удовольствия и свободы. Очистка жизненного пути от беспорядка – вот что движет этими людьми. Минимализм – это то, благодаря чему мы можем освободить место для жизни.

Минимализм основан на идее жить более целенаправленно и полноценно с меньшим количеством бессмысленных материальных благ и меньшим количеством отвлекающих факторов. Тем не менее, то, чем можно обладать, имеет высокое качество, длительный срок службы, тщательно продуманную структуру и опирается на минималистские чувства.

Ошибочное представление о минималисте — что он обязательно монах, при этом скучный и пустой. На самом деле минималисты просто убирают все, кроме особо важных вещей, чтобы освободить место для того, что дает наибольшую радость. Очищение от отвлекающих факторов, чтобы была возможность создать что-то невероятное. Освобождение от обязательств, чтобы можно было проводить больше времени с близкими людьми. Ограждение от внешнего шума, чтобы сосредоточиться на внутреннем мире, на духовности и собственном мышлении. В результате, приходит больше счастья, мира и радости.

Минимализм – это образ существования, который помогает людям сомневаться в том, что вещи повышают ценность их жизни. Очистив беспорядок, окружающий нас, мы все можем освободить место для самых важных аспектов жизни: здоровья, отношений и личностного роста. Есть много разновидностей минимализма: образ жизни 20-летнего одинокого парня будет отличаться от привычек 45-летней матери. Несмотря на то, что все достигают минимализма по-разному, каждый путь ведет в одно и то же место: жизнь с большим количеством времени, денег, свободы и осмысленности.

История о направлении минимализм

Содержание статьи

Откуда пошло направление минимализм

Нам всем сказали, что вещи никогда не сделают счастливыми, но каким-то образом мы все еще продолжаем заполнять разными предметами столешницы, шкафы, подвалы и складские помещения. В итоге, вещи, которые мы покупаем, никогда не используем. Ценные коллекции могут превратиться в накопление; мы теряем способность отделить вещи, которые действительно нужны, от ненужного хлама.

Люди все чаще стали ограничивать себя в покупках и отдавать предпочтение рациональным и обдуманным приобретениям. Направление минимализм заключается в том, чтобы обладать только лишь необходимым минимумом вещей, которые помогают больше сосредоточиться на нематериальных вещах, таких как счастье и отношения. Эту философию проповедовал каждый из древних греческих философов. Однако нет жестких правил о том, что именно нужно сохранять, а что выбрасывать, поэтому каждый минималист должен быть честен с собой и понимать, что для него действительно важно.

В последнее время общество живет в эпоху чрезмерного потребления. Много вещей одноразовые и не представляют особой ценности, но современные средства массовой информации снабжают рекламными описаниями товаров так часто и в огромных количествах, что люди просто не могут оставаться равнодушными и не реагировать на это. Однако времена меняются, и сейчас все больше людей начинают сокращать собственные запросы и обращают внимание на более минималистичные вещи.

История о направлении минимализм

Вместо того чтобы покупать модную одежду, которая остается актуальной в пределах одного сезона, люди выбирают простые и лаконичные вещи. Известные программисты и владельцы крупнейших корпораций, которые могут позволить себе иметь полный гардероб ультрамодной одежды, славятся тем, что носят одни и те же вещи в попытке сохранить энергию для других дел и решений.

Частью привлекательности минимализма является тот факт, что это направление хорошо влияет на душевное состояние. Некоторые из самых известных минималистов истории – монахи. Причина, по которой философия так широко распространена среди основных религий, заключается в том, что она помогает воспитывать в себе сдержанность и умение радоваться настоящему.

Направление минимализм – это не способ отвергнуть природу или людей. Это не бунт против избытка, напротив, это способ защиты отношений, которые были скомпрометированы жадностью и насилием. Одним из главных призывов минималистской жизни является общественное сознание. Покупка меньшего количества одежды означает уменьшение эксплуататорского труда, урезание потребления пищи помогает сокращать рост мест захоронения пластиковых отходов, а жизнь в небольшом доме сохраняет природные ресурсы Земли.

История о направлении минимализм

Помимо социальной несправедливости и спасения планеты, необходимость работать меньше, чтобы купить кучу вещей, означает, что у вас есть больше времени, чтобы провести его с людьми, которых вы хотите видеть чаще. Минималисты скорее будут работать, чтобы жить, чем жить, чтобы работать. Они ищут модели того, как связать это с духовностью, что-то, что даст им более полную и целостную жизнь, и при этом защитит окружающую среду.

Однако, как и во всех движениях, стремящихся к лучшему миру, таких как вегетарианство, медитация, йога или кроссфит, ловушкой минимализма может стать чрезмерное самодовольство и хвастовство. В погоне за улучшением своей жизни люди начинают выделять себя из общества и ставить свои ценности выше других. В любое время, когда вы имеете дело с духовностью, худшее, что может случиться – это гордость, потому что это отменит все, над чем вы так долго и усердно работали. Даже Францисканский монах, чья работа заключается в том, чтобы проповедовать и наставлять, сохраняет свою речь краткой, потому что это показывает смирение.

Чтобы лучше понять концепцию движения, выделим пару знаковых минималистов:

Махатма Ганди

Один из самых мощных и эффективных правозащитных лидеров в истории, был известным сторонником минимализма. Его образ жизни включал в себя отречение от владения имуществом, проведение долгих часов за медитацией в полной тишине и простую диету с минимальным набором продуктов. Ганди призывал уделять меньше внимания богатству и имуществу, и больше обращаться к человеческим природным потребностям.

История о направлении минимализм

Лео Бабаута

Современный минималист, влиятельный автор и блоггер. Он отдал большую часть своих владений (в том числе машину), соблюдает вегетарианскую диету и позволяет любому использовать/копировать его письменные работы совершенно бесплатно. Хотя Бабаута имеет возможность владеть материальными вещами, он этого больше не делает.

История о направлении минимализм

Минималисты на протяжении всей истории показывают нам, что направление минимализма означает, что надо ценить людей и впечатления гораздо больше, чем вещи.

Заключение

Минимализм заключается в том, чтобы сознательно сосредоточиться на том, что действительно имеет значение для вас, при этом отпуская все ненужное. Говоря по-другому, это искусство наслаждения жизнью с минимальными потребностями. Прислушиваясь к собственному мироощущению, можно сделать свою жизнь значительно счастливее.

https://youtu.be/g9AIoHkSi30

Вам также будет интересно:

МИНИМАЛИЗМ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

МИНИМАЛИ́ЗМ — ми­ни­маль­ное ис­кус­ст­во (английское minimalism, minimal art), на­прав­ле­ние в аван­гар­ди­ст­ском искусстве 1960-х годов, про­явив­шее­ся главным образом в США. 

На­зва­ние обу­слов­ле­но основными ху­дожественными прин­ци­па­ми на­прав­ле­ния: фор­ма све­де­на к про­стей­шим гео­мет­рическим объ­ё­мам и очер­та­ни­ям; ров­ные, глад­кие по­верх­но­сти ли­ше­ны экс­прес­сив­ных ка­честв. Пред­те­чи минимализма — Э. Рейн­хардт, Ф. Стел­ла, Б. Нью­мен, Т. Смит. В нью-йорк­скую груп­пу ми­ни­ма­ли­стов вхо­ди­ли Д. Джадд, К. Ан­д­ре, С. Ле­витт, Р. Мор­рис, Д. Флей­вин. Ме­нее зна­чительная ка­ли­фор­ний­ская груп­па сфор­ми­ро­ва­лась в Лос-Анд­же­ле­се (Дж. Мак­кра­кен, Л. Белл). Про­из­ве­де­ния минимализма (ог­ром­ные ку­бы, ко­ну­сы, ре­шёт­ча­тые струк­ту­ры, пря­мо­уголь­ные план­ше­ты) ча­ще все­го вы­пол­ня­лись на за­во­де по эс­ки­зам ху­дож­ни­ка; ис­поль­зо­ва­лись пре­имущественно промышленные ма­те­риа­лы (жесть, пла­ст­мас­са, стек­ло­во­лок­но, флуо­рес­цент­ные лам­пы, фа­не­ра, об­то­чен­ные де­ревянные бру­ски и т. п.). Ра­бо­ты экс­по­ни­ро­ва­лись без пье­де­ста­ла, пря­мо на по­лу или (ре­же) на сте­нах. Ти­пич­ное про­яв­ле­ние минимализма — се­рий­ные сис­те­мы, по­сле­до­ва­тель­но­сти од­но­тип­ных объ­ек­тов с ма­лы­ми ва­риа­ция­ми фор­мы, соз­дан­ные по прин­ци­пу ма­те­ма­тической про­грес­сии. Ве­ду­щие тео­ре­ти­ки на­прав­ле­ния — Джадд (статья «Спе­ци­фи­че­ские объ­ек­ты», 1965 год) и Мор­рис («За­мет­ки о скульп­ту­ре», 1966 год) — счи­та­ли важ­ней­шим ка­че­ст­вом про­из­ве­де­ния его «цель­ность», не­рас­чле­нён­ность «уни­тар­ной фор­мы». По Мор­ри­су, не­из­мен­ные фор­мы гео­мет­рических фи­гур при вос­при­ятии под­вер­га­ют­ся не­пре­стан­ным транс­фор­ма­ци­ям, ут­ра­чи­ва­ют свою ус­той­чи­вость (так, при об­хо­де ог­ром­ной фи­гу­ры сме­ща­ют­ся пер­спек­тив­ные оси, ме­ня­ют­ся ра­кур­сы и ос­ве­щён­ность). Воз­ни­ка­ет про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду ап­ри­ор­ны­ми фор­ма­ми внутреннего со­зер­ца­ния и ре­аль­ным чув­ст­вен­ным опы­том. В де­мон­ст­ра­ции этой кол­ли­зии ми­ни­ма­ли­сты опи­ра­лись на за­ко­ны вос­при­ятия, от­кры­тые шко­лой геш­тальт­пси­хо­ло­гии. Воз­ро­див­ший­ся в 1980-х годах ин­те­рес к минимализму спо­соб­ст­во­вал по­яв­ле­нию на­прав­ле­ния нео-гео (нео­гео­мет­рический кон­цеп­туа­лизм).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Baker K. Minimalism: art of circum­stance. N. Y., 1988
  • Berger M. Labyrinths: R. Morris, minimalism, and the 1960s. N. Y., 1989
  • Colpitt F. Minimal art: the critical per­spective. 2nd ed. Seattle, 1993
  • Minimal art: a critical anthology / Ed. G. Battcock. 2nd ed. Berk., 1995
  • Minimalism / Ed. J. Meyer. L.; N. Y., 2010

Мода на минимализм может быть опасной | Культура | ИноСМИ

Выбросите прочь все ненужные вещи, и жизнь станет счастливее — так утверждает минимализм, популярное движение нашего времени. Но наша жадность к имуществу на самом деле связана с тем, что мы недостаточно уважительно относимся к материальному.


«Мы забили все комнаты под завязку, но там все равно гуляет ветер», — поет Томас Андерссон Вий (Tomas Andersson Wij) в песне «Блюз из Швеции». Привилегированному представителю западного мира легко здесь, в этом сосущем чувстве пустоты, узнать себя.


Материальный переизбыток, все эти гаджеты и безделушки, которые мы покупаем, не делают нас счастливее ни на грамм.


Конечно, вряд ли то, что счастье не купишь, — это какое-то особо глубокое или интеллектуальное осознание. По большому счету, в этом сходятся все религии и философские учения. Мы скорее достигнем гармонии и длительного удовлетворения, освободившись от потребности в материальных вещах. Желание, как сказал умный Будда, есть источник страдания.


Движение минимализма, которое разрастается в последние годы, можно рассматривать как продолжение этой древней традиции мудрости. Это естественная реакция на порой доходящую до абсурда культуру потребления, которая, как мы все в глубине души знаем, вредна и для наших душ, и для планеты, отданную в наше распоряжение.


Поэтому не слишком удивительно, что становится все больше блогов и книг, посвященных теме минимализма: этой осенью, например, «Вещи: пора сбрасывать» (Prylbanta) Элизабет Бюстрём (Elisabeth Byström) и Юхана Эрнфорса (Johan Ernfors).


Это движение, если вкратце, сводится к тому, чтобы избавиться от всех избыточных вещей, которые у вас есть, осознать и взять под контроль свои шаблоны потребления и таким образом начать жить более простой и, будем надеяться, счастливой жизнью.


Американские минималисты Райан Никодемус (Ryan Nicodemus) и Джошуа Филдс Миллбёрн (Joshua Fields Millburn), чье путешествие можно проследить в документальном фильме «Минимализм», подытоживают это в одном из часто повторяемых ими девизов: «Любите людей, используйте вещи. Наоборот никогда не работает».


Конечно, легко подписаться под такой формулировкой. Само собой, мы не должны любить мертвые вещи так же, как любим наших живых, одушевленных ближних.


Можно также спросить себя, не вещи ли мы как раз любим, и не людей ли используем, когда закрываем глаза на то, что та одежда, которая, возможно, прямо сейчас на нас, была сделаны детскими руками в Бангладеш. На что общество и культура, которые позволяют существовать такому порядку, направляют свою любовь — на вещь или на человека?


Чистый материализм, будь он мотивирован правой или левой идеологией, капитализмом или социализмом, всегда заканчивается овеществлением и использованием человека. В то же время можно задаться вопросом, не является ли этот материализм, эта зацикленная на вещах потребительская культура, от которой нас пытаются вылечить минималисты, как раз результатом не слишком высокой оценки материального, а напротив, его недооценки?


Святой Августин и Святая Моника

The New Yorker
Politiken
Gazeta Wyborcza
National Geographic
Dünya
Разве не отсутствие уважения к материальному стало причиной появления этого менталитета «износи и выброси», типичного для множества богатых обществ сегодня? Вероятно, наше искаженное отношение к материальным вещам связано с тем, что мы неправильно, недостаточно ценим материальное.


В документальном фильме «Минимализм», который можно посмотреть на канале Netflix, Джошуа Филдс Миллбёрн (Joshua Fields Millburn) говорит, что в своем доме он сохранил только те вещи, у которых есть какая-то функция или которые каким-то образом приносят ему радость.


Или, как это выражает гуру уборки Мари Кондо (Marie Kondo), чьи бестселлеры научили читателей избавляться от всех лишних вещей: «Искрится ли оно радостью?»


Конечно, в таком отношении нет ничего плохого. Действительно, зачем нам больше вещей, чем на самом деле нужно? В то же время высказывание Миллбёрна обнажает ключевую проблему современного отношения к материальному: материальное имеет лишь ту ценность, которую мы ему приписываем, оно не ценно само по себе.


Если у вещи нет функции или если она не обладает для меня эмоциональной ценностью, ее можно выбросить. Именно абстрактные, экономические или эмоциональные ценности, изобретенные человеком, определяют, как мы относимся к вещи.


Но когда дело доходит до реальности, мы не придумываем истинную ценность. Мы ее открываем. Физическое, материальное обладает ценностью и независимо от нас. И ценность заложена не только в абстракциях.


Возьмите, например, человека — в высшей степени материальное существо (если не вещь). Хотя мы часто говорим, что главное — внутри, мы бы никогда, если хорошенько поразмыслить, не осмелились утверждать, что ценность человека абсолютно ничего общего не имеет с его телом, что она заключается только в его душе или в том значении, которое мы приписываем этому человеку.


Уникальный характер человека, а в этом отношении — и всего мира, основан на том, что они — дух и материя в неразрывном сочетании.


Именно здесь, возможно, и заключена самая большая опасность таких движений, как, например, минимализм, которые стремятся провести чистку среди телесных и материальных привязанностей человека: они легко склоняются к дуализму. И пуританству.


Идейная и религиозная история продемонстрировала несколько примеров движений, которые хотели жестко разделить тело и душу, дух и материю. Когда проводится такое разделение, тело и материя становятся чем-то отягчающим, чем-то грязным, чем-то, от чего надо избавиться, чтобы душа могла освободиться.


Свобода, однако, не достигается посредством подобного дуалистичного мышления. Мы абсолютно правы, пытаясь, подобно минималистам, освободиться от чрезмерной привязанности к материальным вещам. Будда сказал, что в желании — корень страдания. Отец церкви Августин сказал бы, что это идолопоклонничество, это наше почитание сотворенной вещи превыше Творца, — источник наших проблем.


Это, однако, не значит, что сотворенная вещь — это зло. Наоборот, материя — это нечто очень хорошее. Мы должны уважать ее, но не поклоняться ей.


Правильного отношения к материи мы достигаем, когда осознаем, что действительность не дуалистична. I am hanging in the balance of the reality of man («Я повис в неопределенности этой человеческой реальности»), поет Боб Дилан в одной из своих самых прекрасных песен (Every grain of sand). Человек живет на разделе между духовным и материальным. Его жизненную задачу можно сформулировать так: держи равновесие. Ключ к гармонии — не отдавать предпочтение одному перед другим. Истина почти всегда включает и то и другое.


Конечно, иногда бывает полезно сбросить лишние вещи, чтобы лучше сохранять равновесие между праздником и постом. Непрерывно постящийся пуританин, однако, рискует впасть в дуализм, превратив хорошее в плохое. Но поститься — это не значит сказать «нет» плохому, это значит научиться не злоупотреблять хорошим.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

МИНИМАЛИЗМ В МУЗЫКЕ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

МИНИМАЛИЗМ — в му­зы­ке, ме­тод ком­по­зи­ции на ос­но­ве про­стей­ших зву­ко­вы­сот­ных и рит­ми­чес­ких яче­ек — пат­тер­нов (мо­де­лей).

Ими слу­жат отдельные звук, ин­тер­вал, ак­корд, крат­кая ме­ло­ди­чес­кая по­пев­ка, рит­ми­чес­кая фи­гу­ра, ко­то­рые мно­го­крат­но по­вто­ря­ют­ся — точ­но и/или ва­ри­ант­но (другие названия этой тех­ни­ки — ре­пе­ти­тив­ная). Тер­мин «минимализм» (английское mini­mal music) ввёл ком­по­зи­тор М. Най­ман (1968 год), обо­зна­чив им ра­ди­каль­ное на­прав­ле­ние «экс­пе­ри­мен­таль­ной му­зы­ки» США, ко­то­рое воз­глав­лял Дж. Кейдж. В ос­но­ве фи­лософской и творческой кон­цеп­ции минимализма — идея эман­си­па­ции зву­ка и ста­тическое вос­при­ятие вре­ме­ни, чу­ж­дое экс­прес­сив­но-ди­на­ми­че­ско­му, пси­хо­ло­гическому пе­ре­жи­ва­нию вре­ме­ни в ев­ропейской музыкальной тра­ди­ции XVII-XX веков, но близ­кое ар­хаи­че­ско­му и средне-вековому ев­ропейскому мыш­ле­нию, тра­диционной му­зы­ке Ин­до­не­зии (га­ме­лан), Тро­пической Аф­ри­ки, Ин­дии. Клю­че­вой иде­ей минимализма ста­ла ста­тическая про­цес­су­аль­ность, за­пе­чат­лён­ная в «вер­ти­каль­ном вре­ме­ни» (вы­ра­же­ние американского ком­по­зи­то­ра и тео­ре­ти­ка Дж. Кра­ме­ра) и ха­рак­те­ри­зуе­мая как «на­ка­п­ли­ва­ние» (Т. Рай­ли), «по­сте­пен­ный про­цесс» (С. Райх), «ад­ди­тив­ность» (ко­гда ме­ло­ди­че­ская фи­гу­ра из 5-6 нот при­об­ре­та­ет различные рит­ми­чес­кие очер­та­ния из-за до­бав­ле­ния или убав­ле­ния од­ной но­ты — Ф. Гласс). Ав­тор­ское «я» и идея опу­са от­ри­ца­ют­ся: про­из­ве­де­ние бла­го­да­ря за­ло­жен­но­му в не­го ал­го­рит­му су­ще­ст­ву­ет са­мо по се­бе, зву­ко­вые ком­би­на­ции соз­да­ют­ся и мно­жат­ся без вме­ша­тель­ст­ва и кон­тро­ля со сто­ро­ны ком­по­зи­то­ра. Фор­ма в музыкальном минимализме сво­дит­ся к по­сле­до­ва­нию функ­цио­наль­но и струк­тур­но то­ж­де­ст­вен­ных еди­ниц; ре­пе­ти­тив­ность, ва­ри­ант­ность, ком­би­на­то­ри­ка де­ла­ют му­зы­ку лег­ко вос­при­ни­ма­е­мой. Музыкальное вре­мя-по­ток бла­го­да­ря по­вто­ряе­мо­сти и яс­ной от­сле­жи­вае­мо­сти струк­тур­ных про­цес­сов по­ро­ж­да­ет но­вый тип слу­ша­ния — со­зер­ца­ние, транс, ме­ди­та­цию. Об­раз­цы минимализма: «In C» Рай­ли (1964 год), «Piano phase» Рай­ха (1967 год), «Му­зы­ка в две­на­дца­ти час­тях» Глас­са (1974 год). В американском минимализме раз­ли­ча­ют­ся пе­рио­ды: экс­пе­ри­мен­таль­ный (Ла Мон­те Янг, круг Кей­джа, Дж. Шель­си; конец 1950-х годов), клас­си­че­ский (1960 — середина 1970-х годов) и так называемый по­стми­ни­ма­лизм (с середины 1970-х годов).

В ев­ропейской му­зы­ке 1970-1980-х годов ми­ни­ма­ли­ст­ское пе­ре­жи­ва­ние вре­ме­ни со­че­та­ет­ся с ал­лю­зия­ми на гри­го­ри­ан­ский хо­рал, му­зы­ку Ре­нес­сан­са, ба­рок­ко, а так­же клас­си­ко-ро­ман­ти­че­ски­ми и ран­не­аван­гард­ны­ми идио­ма­ми. Сре­ди ком­по­зи­то­ров — Л. Ан­д­рис­сен («De Staat», 1976 год; «Го­кет», 1977 год), от­час­ти А. Пярт («Fratres», 1977 год), М. Най­ман, Л. Ша­ри, Ф. Ржев­ски, В.И. Мар­ты­нов («Лис­ток из аль­бо­ма», 1976 год; «Come in!», 1985 год), Н.С. Корн­дорф («Яри­ло», 1981 год), А. Ра­би­но­вич-Ба­ра­ков­ский («Му­зы­ка пе­чаль­ная, по­рой тра­ги­че­ская», 1976 год; «La belle musique № 4», 1987 год). Минимализм ока­зал влия­ние на не­ком­мер­че­ские на­прав­ле­ния рок-му­зы­ки (К. Шуль­це, Б. Ино и др.).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *