История мебели и стилей разных стран – Знание истории развития стилей старинной мебели, поможет вам выбрать для себя идеальное изделие

История мебели — ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ — LiveJournal

Вряд ли нам станет когда-нибудь известна разгадка тайны появления мебели. Она наверняка появилась в тот момент, когда женщина начала заботиться о создании уюта и комфорта в своем жилище, заставляя вернувшегося с утомительной охоты мужа изготавливать примитивные, но столь необходимые предметы мебели…

Слово «мебель» происходит от французского – meuble. Уже несколько тысяч лет, как мебель сопровождает человека. Едва ли найдется человек, которого не интересовали бы, скажем, вопросы связанные с жильем, мебелью, красивыми и практичными предметами быта.

Древнейшие из известных нам образцов мебели были найдены в Египте в царских погребениях III века до нашей эры. Это обломки ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Древние египтяне являются также «авторами» кроватей и стульев.

Первая мебель, созданная человеком, была жесткой и очень функциональной. Только египетские фараоны могли себе позволить сидеть в кресле, украшенном золотыми накладками и сложной резьбой.

Великие, но неприхотливые в быту, греки придумали лари — своеобразные сундуки, служившие одновременно лежанками и скамьями.

В это время в традиции создания мебели входит культ использования природных мотивов. Точнее, ножки всех древних табуретов выполнялись в виде копыт животных, подлокотники тронов были сделаны в форме шагающих львов. В отделке тронов для самых богатых особ не скупились на золото, цветную эмаль, резьбу, перламутр, цветное стекло. Применяли в основном краски теплых тонов: желтую, красную, зеленую, черную, коричневую, а также голубую и белую. Во время раскопок при осмотре стула фараона Тутанхамона было обнаружено, что верхняя часть спинки украшена металлической накладкой, изображающей золотое крылатое солнце — знак бога Ра.

Примечательно, что именно Египтянам предстояло изобрести много новшеств в разработке мебельных ансамблей: стулья, кресла, скамейки, табуреты, столы, кровати, сундуки и ларцы — именно их выдумка. Надо отметить, что простые люди хранили продукты, одежду и другую утварь в основном в корзинах, шкатулках и глиняных сосудах. Спали на циновках, плетеных матах, расстеленных прямо на полу. Сидели, в зависимости от благосостояния, на связках тростника, соломы или на простейших табуретах.

Раскопки в Греции показали, что всё внимание древние греки в основном уделяли архитектурному искусству, но культа мебели еще не существовало. Если ее и изготавливали, то делали из дерева, бронзы и мрамора. Хотя подлинных образцов деревянной мебели того времени не сохранилось. Наиболее важным типом домашней мебели был ларь — особый ящик для хранения вещей. Стенки таких ларей покрывались росписью разных цветов. Кроме ларей, в обиходе древних греков были очень распространены столы на трех опорах, изготовленных в виде ног крупных животных.


Это отражается на подъеме ремесленного мастерства мебельщиков, приводит к их конкуренции, выделению из цеха плотников новых специалистов — столешников, сундучников, шкафников. В XIV веке изобретается «лесопильная мельница», что позволило облегчить тяжелые до этого конструктивные элементы мебели.

Художественная форма изготовления мебели, как и всякое творчество, определялась прежде всего общественным устройством в тот или иной период времени. Решающими факторами были и географическое положение, технические достижения, культурные запросы и вкусы заказчика. Под влиянием этих факторов мебель непрерывно изменялась и совершенствовалась.

История мебели знает несколько кульминационных периодов, когда художественные черты мебели могли по праву считаться «высоким искусством». И один из этих периодов — позднее средневековье или иначе — готика.

В начале XVII века общее повышение жизненного уровня и запросов привело дворянство к желанию иметь более роскошную «жизненную среду». Подобные тенденции особенно четко обозначились в городах, где развитие искусств более всего отражалось на ремесленных цехах.

Именно в этот период мебель стала привычным повседневным реквизитом — предметом интерьера.

Сундук в те времена был объектом творческого интереса и был символом благосостояния семьи. Его переднюю стенку обычно покрывали рельефы и ряды стрельчатых аркад. Украшениями также служили изящные фронтоны, фиалы, розетки, крестоцветы и человеческие фигуры. Орнамент зависел и от породы дерева. Так, например, в Южной Германии, Тироле и Австрии из хвойного дерева создавались лиственные завитки на синем или красном фоне. В Скандинавии, Англии, Северной Италии и Испании пользовалось хорошо обстругиваемое жесткое дерево. В других странах мебель украшалась завитками, кустами и гирляндами из цветов и плодов.

Значительно позже стула, стола и кровати родился шкаф. Произошло это в средние века в готических замках феодальной Европы. Прообразом его служил ларь-сундук, который старался вытянуться вверх от обилия хранимых вещей и превратился в шкаф, сразу заняв одно из основных мест в мебельной иерархии. Шкаф стал подражать готическим замкам, украшался подобием башенок, колонн и даже деревянной скульптурой. Очень удобный для использования в различных целях, шкаф стал основателем целой мебельной «династии»: из него позже возник буфет со стеклянными дверцами, когда научились лить стекло большой площади, а потом появился и книжный шкаф. С развитием столярного ремесла и фантазии человека, создается гибрид стола и шкафа-бюро.

Помимо этого изготавливались различные типы столов: прямоугольные с перекрещивающимися ножками, круглые и продолговатые, опирающиеся на широкие боковые щиты.

Однако центральное место в убранстве жилищ того времени отводилось кровати. На юге она стояла на приступках, а на севере снабжалась балдахином или полубалдахином. В XVI веке во Франции и в Нидерландах предпочитали иметь кровать непосредственно встроенную в деревянную обшивку стены.

Если предыдущие стили органично развивались друг из друга, то ренессанс, через тысячелетие избрал отправной точкой художественное наследие античности. Для мебели этого стиля характерны четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов. Родиной всех новых форм художественного выражения стала Италия. Корпусная мебель (сундук, шкаф) решаются как архитектурные сооружения, при этом декорируется, как правило, почти все. Используются различных форм колонны, пилястры, растительные орнаменты (например, очень популярный мотив — «акант», гермы, купидоны, гротески, арабески, плетенки, гирлянды, фестоны, львиные головы, грифоны и т.д. Столярное дело достигает в этот период очень высокого уровня. Цветовое решение мебели ренессанса — сдержано. Обыгрывается естественный цвет и текстура вощеной древесины. В это время был изобретен станок для выработки фанеры — это открыло путь для распространения техники фанерования, а вместе с ней приему украшения мебели интарсией. В отличие от предыдущих периодов до нас дошло много предметов мебели эпохи Возрождения разных школ, техник и стран. При кратком рассказе о мебели Ренессанса важно также отметить, что большое разнообразие ее образцов и направлений связано в том числе с огромной ролью ставшего особенно требовательным заказчиком и тем, что над их созданием трудились не только мастера ремесленники, но и проектировщики — художники, делавшие для них эскизы.

Помимо архитектурных стилей, мебель очень «зависела» и от страны, где она создавалась. Во Франции — изящная и декоративная, в Германии — прочная с обильным скульптурным декором, демонстрирующая достаток хозяина, в Скандинавии — удобная и функциональная. А англичане даже создали собственный кабинетный стиль благодаря мастеру Т.Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели из благородного дерева сочеталась с искусным и тонким декором. Подражание чиппендейловскому стилю в Соединенных Штатах получило название колониального стиля в мебели.

Совершенно отдельно и независимо от европейских влияний стоят интерьеры Востока. Много плетеных вещей из тростника, веревок или полосок кожи, мебель из темного, почти черного дерева. Все низкое, непривычное для европейского глаза: ширмы и пуфики, скамейки, вставляемые одна в другую, маленькие столики.

Мягкая мебель возникла в замках европейской знати в период классицизма. Во Франции, законодательнице мод в декоре интерьера, в это время строятся резиденции королей и не отстающие от них дворцы знати. Сначала мебель, предназначенную для сиденья просто обтягивали тканью. Затем, когда владельцы замков все больше привыкали к роскоши и комфорту, а их одежда становилась легче, менее утепленной и многослойной, сидеть на жестких стульях и диванах оказалось не очень удобно. «Набивалась» мягкая мебель конским волосом, овечьей шерстью, лебяжьим пухом, позже стал применяться каучук, а в наше время поролон и синтепон.

Русская мебель в своем развитии прошла в основном те же исторически сложившиеся стили, что и европейская мебель. Но в русских образцах всегда чувствуется большая самобытность, оригинальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера.
В Древней Руси мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Мебель была тесно связана с архитектурной планировкой помещений, нередко встраивалась в точно отведенное ей место.
Основными предметами обстановки жилища были лавки, скамьи и табуретки с квадратными или круглыми сиденьями, носившие название стульца или стольца. Открытые полки для посуды, настенные или стоящие на полу шкафы, массивные столы, снабженные ящиками или шкафчиками. Стулья и кресла встречались редко. Лавки и скамьи делались неподвижными (вдоль стен) или переносными; они предназначались не только для сиденья, но и заменяли кровати. Скамьи были со спинками и без них. Спинки иногда делались перекидными и назывались переметом (скамья тогда называлась переметной). Сундук в обстановке русского жилища появился позднее.
Мебель украшалась сквозной и глухой резьбой, пропильными узорами, различными профилями, точеными колонками, повторявшими формы русской архитектуры, покрывалась росписью. В орнаментике преобладали животные, растительные (травы) и геометрические мотивы.

В церковной мебели основной формой были очень разнообразные свечные ящики.
Мебель русского барокко и рококо, связанная с именами замечательного архитектора Растрелли, в своих формах и отделке повторяла все богатство архитектурных форм зданий.
В XVIII веке в России начали выделывать железную мебель в Туле, но производство ее было очень невелико и образцы попадали в основном только во дворцы. Изготовлялись стулья, кресла, скамьи простые по форме, но довольно тяжелые и жесткие. Эти вещи отличались необыкновенно тонкой, филигранной обработкой деталей, сквозным орнаментом с насечкой золота и серебра, блестящими «алмазными» гранями, образующими настоящее металлическое кружево высокого художественного качества.
Русская мебель второй половины XVIII — начала XIX века была связана с архитектурой интерьера, точно повторяя основные элементы архитектуры классицизма, творчески использующего античные архитектурные формы. Предметы обстановки отличаются легкостью, строгостью и простотой. Они были удобны по форме и не перегружены украшениями. Скупые, хорошо проработанные профили и отделка повторяли орнаменты лепки и росписи стен и потолков.
Стулья и кресла классицизма имеют прекрасные округлые линии и профили, напоминающие античные образцы. Они делались с учетом пропорций фигуры человека.
Мебель русского классицизма можно разделить на две группы — по форме, характеру отделки и материалу. Первая группа — это дворцовая, парадная мебель. Создавалась она по проектам крупнейших русских архитекторов — А. Н. Воронихина (мебель для дворца в Павловске), К. И. Росси (мебель для многих дворцов Петербурга), Джакомо Кваренги, В. П. Стасова, Доменико Жилярди и других. Эту мебель выполняли из дорогих материалов в столичных мастерских. Крупными мастерами-мебельщиками в это время были Гамбс и Тур.

Петербургский мастер Гамбс работал в России приблизительно с 1790 г. до 60-х гг. XIX в. Он состоял придворным мебелыциком. Фирма Гамбс продолжалась его сыном.
Тур был мастером-краснодеревцем и работал вместе с Гамбсом.

Вторая группа — мебель бытовая. Ее делали в основном по проектам крепостных мастеров в тех же строгих, высокохудожественных принципах классической архитектуры. Она заполняла помещичьи усадьбы и городские дома. Небольшие мебельные мастерские были в Петербурге, Москве, Вятке и помещичьих усадьбах, таких, как Архангельское, Останкино и др.
Мастера создавали свои оригинальные решения многочисленных предметов обстановки, сообразуясь со вкусом заказчиков и со своими знаниями обработки дерева, обогащая мебель народным искусством. Известны имена талантливых мастеров-мебельщиков: Зенина, Нащекина, Сидорова, Уточкина — в Москве, Ивана Рудина, Андрея Федорова — в Вятке.

Материалом для мебели в основном служили береза, орех, тополь и ясень, которые отделывались почти всегда под модное тогда красное дерево. В 70-х годах XVIII века в России для изготовления мебели впервые была использована карельская береза. Это крупный вклад русских мастеров в мировое искусство мебели.
Отличительной чертой предметов обстановки того времени были всевозможные механические устройства — потайные ящики с незаметными пружинами, складывающиеся, выдвигающиеся с поворотами отдельных частей, целой системой запоров и услуг, вплоть до крошечных музыкальных инструментов, исполняющих целые оперные увертюры. В условиях крепостного труда не считались со временем, потраченным на изготовление предмета.
Переходный стиль от классицизма к ампиру в русской мебели носит название «павловский», хотя по времени он был гораздо дольше, чем царствование Павла I, продолжавшееся с 1796 по 1801 год. Павловская мебель — крупная и массивная по форме. Декоративная отделка ее с большими пятнами орнамента на гладком фоне в основном красного дерева или карельской березы подчеркивала массивность предмета. Характеру орнаментики свойственна некоторая театральная утрировка форм: косматые орлы, причудливые грифоны, грузные сфинксы оформляют тяжелые архитектурно-монументальные секретеры, комоды, столы.
Еще в обработке павловской мебели, а затем позднее, при Александре I, на изготовлении предметов обстановки ощущалось влияние французской мебели стиля ампир. Большие плоскости красного дерева, четкие и прямые формы предметов подчеркивались введением тонких медных полосок, окаймляющих их.
Такая мебель введена во Франции мебельным мастером Жакобом (стиль Жакоб).
Русская ампирная мебель имеет свои совершенно самобытные решения по сравнению с образцами европейского ампира. Прежде всего русская мебель гораздо более монументальна. В ее декорировке наряду с классическими орнаментами используются мотивы русских орнаментов. Мебель строится в строгом подчинении законам архитектуры. Украшения и орнаментацию концентрируют в определенных местах, оставляя большие гладкие поверхности полированного дерева. Вместо бронзы для отделки мебели русские мастера употребляют золоченую резьбу по дереву или лепку из гипса и левкаса.
Разнообразные предметы обстановки стиля ампир заполняли дворцы и усадьбы помещиков, городские дома буржуазии и купечества. Образцы ампирной мебели можно разделить на две группы: парадную — дворцовую и более интимную бытовую (русский бидермейер). В это время были широко распространены многочисленные варианты диванов, пред-диванных столов на одной тумбе, кресла в виде бочки или корыта с глухой спинкой, шкафы, комоды, горки, секретеры и новый тип мебели — большие зеркала в богатых рамках. Предметы обстановки стиля ампир отличались красотой пропорций и прекрасным качеством отделки. Но эта мебель была несколько суха, строга и малоудобна для обихода.
В 20-х годах XIX века начинает меняться характер интерьеров. Вместо парадных анфилад громадных залов появляются более интимные, небольшие комнаты — диванная, чайная, кабинет, курительная комната. Мебель становится более комфортабельной. Появляется тяга к восточной мебели (20-е и 30-е годы), к обильным драпировкам, восточным мягким диванам (оттоманкам). В отделке мебели красного дерева сказывалось увлечение готикой. В моду входит мягкая (кутаная) мебель, обитая стеганой кожей, кретоном, бархатом.

Кретоновая мягкая мебель была модна в 1870-1880 гг. Всевозможных форм кресла и диваны отделывались сложной системой обивки, с пуговицами, кисеей, кружевами, бархатом с бахромой, висюльками, подвесками, помпонами, Эта мебель была чрезвычайно тяжелой, неуклюжей, некрасивой, негигиеничной и непрочной.

К концу XIX века предметы обстановки повторяли мебель стиля рококо, но в более простых и тяжелых формах, Фирма Гамбс ввела в моду ореховую мебель с упрощенной и обобщенной орнаментацией стиля рококо. Позже появляются вещи, в отделке которых эклектически смешиваются элементы разных стилей мебели. Комнаты наполняются тяжелыми бархатными драпировками и массой мелких вещей: сувениров, портретов, дешевых картин в тяжелых золотых рамках. Формы мебели становятся мельче, с множеством точеных украшений, окрашивают ее в основном в черный цвет. Возникла мода на мебель в стиле ренессанс. Образцы ее в большом количестве выделывались на мебельных фабриках, но они ничего общего не имели с предметами подлинного стиля Возрождения.
В начале XX века появилось увлечение старинной мебелью. Крупные мебельные фабрики Фишера и Шмидта в Москве и Мельцера в Петербурге выпускали доброкачественную художественную мебель в разных стилях по желанию заказчиков — крупной буржуазии и купечества. Стиль модерн не внес в русскую мебель каких-либо своеобразных национальных черт по сравнению с образцами европейского модерна.

А как появился стол?

Обыкновенный стол — прямоугольная доска на четырех ножках — с незапамятных времен служил человеку. Изначально популярными были лишь самые простые пиршественные столы — грубо сколоченные доски, водружённые на козлы. За такими столами пировали и князья со своими дружинами, и простые люди.

С развитием письменности появляются самые первые письменные столы: в то время они были невысокими, и верхняя доска их находилась на уровне колен. Но стол не служил непосредственно для письма, на нем лишь размещали чернильницы, линейки, перья и ножи для их затачивания. Затем для дополнительного удобства появились столы с открывающейся столешницей, под которой стали располагать множество отделений и маленьких ящичков.

Древние греки, славящиеся своим либерализмом и ораторским искусством, для проведения переговоров впервые решились закруглить у стола углы и поставили его на изогнутые ножки. Так появился круглый стол. В эпоху классицизма в период развития мебельного искусства мебельные мастера уже изготавливали более 20 видов столов: делались и сервировочные столики, и полноценные письменные столы. Появились игорные столы для азартных игр, столы для рукоделия (так называемые «бобики», имеющие форму боба), туалетные столики для спален прекрасных дам. Столы стали изготавливать не только из дерева, но и из всевозможных более дорогих материалов: мрамора, бронзы, яшмы.

Как появился стул?

В Древнем Египте во времена правления фараонов, когда не существовало еще полноценных стульев, принято было сидеть на скамьях и простейших табуретах. Существует некая легенда, которая гласит, что во время погребения одного из фараонов, один из его приближенных просто упал с такой неудобной скамейки. Это событие могло послужить дурным знаком.

Поэтому ученые предполагают, что именно после этого случая были придуманы первые подлокотники, а позднее и спинки. Но столь роскошные и богатые предметы мебели выполняли функцию скорее трона и были доступны лишь правителям государства. Трон оказался настолько удобным, что с тех пор ни один державный правитель от него не отказывался. Кроме того, позднее, наличие стула стало признаком принадлежности к богатейшему сословию. Примечательно, что в Древней Греции, в отличие от Египта, стулья были привилегией лишь женщин и детей. Мужчины же предпочитали возлежать во время неторопливых бесед и пиров.

Для древних римлян, как и для египтян, стул или кресло были показателем того, насколько человек преуспел. И поэтому было принято носить свой собственный стул с собой: так чиновники имели складные украшенные слоновой костью стулья, которые носили за ними их рабы. На низком, богато украшенном сидении сидеть позволялось лишь особо уважаемым гражданам. А глава богатого семейства имел право восседать на домашнем троне, изготовленном из мрамора, и устроенном по типу императорского.

В Европе члены королевской семьи восседали на стульях с подушками, знать располагалась на богато украшенных сиденьях, а придворные, имеющие более низкий ранг, сидели на складных стульях. Вся остальная прислуга обязана была стоять. Так долгое время стул оставался показателем богатства и престижа, играя важную роль в дворцовом ритуале.

На протяжении долгого времени задачей древних мастеров при изготовлении стула было не создание комфортного и удобного седалища, а сотворение величавого и богатого трона. Зачастую такие стулья обрекали человека на многочасовую муку, похожую на пытку. Так Людовик XIV приказал изготовить стулья для своего дворца из чистого серебра.

И только лишь к XVII веку отношение к стулу кардинально переменилось. В основе его лежал принцип удобства. Первым таким стулом стал шезлонг, на котором можно было как сидеть, так и лежать. Шезлонги были разными по форме: в виде лодки или в виде «разбитой герцогини», состоявшей из кресла и приставленного к нему мягкого табурета, а иногда из двух кресел и табурета между ними. Но культ «светского стула» всё еще не сдавал позиции: например, мужчине, одетому во фрак, приходилось сидеть задом наперёд — лицом к спинке стула, чтобы не измять фалды.

Лишь в середине XIX века в истории мебельного строения, наконец, произошел окончательный переломный момент. Изобретение венского столяра Михаила Тонета позволило простому человеку пользоваться обыкновенным стулом в своём доме благодаря практичности и, прежде всего, дешевизне. Тонет разработал идею производства мебели из гнутого дерева. К концу XIX века фирма «Тонет» произвела на своей фабрике уже 50 миллионов стульев. Стулья быстро покорили Америку, Европу и даже Россию. По примеру Тонета мебель во всём мире стали делать из гнутых конструкций: фанеры, труб, металла.

В современной истории стула можно наблюдать самые неожиданные тенденции дизайнерской мысли. Так появился стул, изготовленный из квадратной в сечении трубы; не так давно был придуман стул с сиденьем в виде чаши на высокой подставке. В Англии было изобретено кресло со встроенным механизмом, позволяющим удобно усаживаться в 4-х разных позициях. Итальянцы придумали кресло, которое за несколько секунд превращается в кушетку. Также был изобретен рабочий стул для конструктора, приспосабливающийся к любому росту сидящего.

В двадцатом веке бурно развивается химия, а появление новых синтетических материалов и пластмассы произвело взрыв в мебельной индустрии. Минимализм 60-х годов создает пластмассовые тонконогие столы и стулья, пластиковые светильники-конусы. Производство мебели из штучного стало поточным, дерево сменили заменители. Дальнейшее развитие мебельной индустрии приводит к появлению гарнитуров — это практически уже обставленная комната. И как вершина поточного производства — ужас недавнего прошлого: одинаковые «стенки» и мягкая мебель с одинаковой обивкой в типовых квартирах. Сегодняшнее время все расставило по местам: большое разнообразие стилей, качества изготовления (от ручной работы до потока), используемых материалов, а, соответственно, и большой ценовой разброс — это современное состояние мебельного рынка. Теперь каждый руководствуется в выборе мебели собственным вкусом и советами дизайнера, ограничеваясь только чувством меры и платежеспособностью.

Изменился стиль жизни, и появились новые виды мебели. Мебель под аудио- и ведеоаппаратуру, компьютерные столы, диваны—трансформеры, в которых есть все: от откидных столиков до массажеров и встроенных динамиков. Дизайнерские работы в области конструирования мебели поражают смелостью фантазии: пуф в виде шляпы с яблоком, стеклянный стол на водорослях-ножках. Создание мебели стало искусством.

Безусловно, мебель всегда существовала для того, чтобы облегчить быт человека, улучшить интерьер, создать уют. Поэтому в разные исторические отрезки времени совершенствовалась технология изготовления, использовались новые и новые материалы. Неизменным осталось лишь одно — желание человека поспать в уютной кровати, пообедать за столом, располагающим к трапезе, посидеть в мягком и удобном кресле.


moole.ru

как появилась мебель, основные периоды развития, занимательные факты

Едва ли кто может представить, что вполне обычные предметы интерьера, такие как стол или шкаф, когда-то были показателями роскоши и высокого статуса их владельца. Сегодня мебелью оформляют не только помещения, но и парки, сады, улицы. Она активно используется в организации любой обстановки жилых и общественных мест, и представляет собой отдельную отрасль прикладного искусства.

История мебели, согласно археологическим данным, берет свое начало в очень глубокой древности, когда человек впервые начинает создавать удобство в своем скромном жилище. Места отдыха из шкур, деревянные настилы, колыбели для младенцев из древесины. К сожалению, все это не сохранилось до нынешнего времени. Самые древние образцы мебели были найдены в Египте и датируются третьим тысячелетием до нашей эры.

Древний Египет

Первый табурет

Египет, как один из самых древнейших очагов человеческой цивилизации, сумел сберечь миру богатое культурное наследие далекого прошлого. Архитектура храмовых и дворцовых комплексов, письменность на камне и папирусе, первые знания в области математики, медицины и науки, ювелирные украшения. Здесь и начинается история возникновения мебели.

В царских захоронениях династической эпохи 3400-2980 гг. до н. э. были обнаружены обычные и складные деревянные табуреты с ножками из слоновых клыков, а также отдельные фрагменты ларцов из черного дерева. В погребениях венценосных особ второго тысячелетия до нашей эры археологи находили подобие современных кровати и стула. Кровать представляла собой прямоугольную деревянную раму, покрытую золотой оболочкой, которая в виде сетки была обтянута веревками или ремнями. Ее причудливые ножки мастерски отображали лапы животного, льва или волка. Разнообразные сундучки и ларцы украшались узорами геометрических форм и инкрустировались зеленым и синим малахитом, бирюзой и слоновой костью. Особая мода на инкрустацию мебели была выявлена в 745-718 гг. до н. э. в эпоху правления XXIII династии.

Мебель в Древнем Египте делалась из привозных деревьев крепких пород, она отличалась особой прочностью, жесткостью и функциональностью. Употреблялась древесина кедра, смоковницы, тиса и оливкового дерева.

мебель Древнего Рима

Мебель древних царств

С развитием цивилизации и появлением новых империй, рождались и новые элементы мебели. Об истории мебели Древней Греции можно судить по скульптурам и сохранившимся изображениям на вазах. Известно также, что греки делали сундуки многофункционального пользования, которые долгое время являлись основным предметом интерьера.

Влажный и жаркий климат Древней Индии сформировал своеобразную культуру: люди ели, сидели и спали на полу. Поэтому только для интерьеров дворцов знати характерны были валики, ковры, низкие стулья без спинки и табуреты из ажурного каркаса с сиденьем-подушкой круглой формы. Мебельные ремесленники в своих изделиях использовали все возможное, что давала природа: камень, глину, раковины, растительное волокно, травы и деревья.

Древние римляне отличались особым тонким художественным вкусом, что имело отражение на убранстве их домов. Они отдавали предпочтение разнообразию стульев и ложам, не придавая значения столам. Их мебель инкрустировалась драгоценными камнями и металлами, и украшалась искусной резьбой. Римские мастера использовали в качестве материала цветной мрамор. Тогда же появляется первая плетеная мебель из ивовых прутьев.

К началу первого тысячелетия нашей эры возникли некоторые аналоги современной мебели.

готический кабинет

От простоты к искусству

История дизайна мебели начинается вместе с ее развитием и тесно сопряжена с архитектурными стилями. Можно проследить эволюцию от простоты и незатейливости изделий к их великолепию и изысканности.

Готическая эпоха (XII-XV вв.) рождает свой неповторимый стиль. Если в средние века мебель изготовлялась все более тяжеловесной, то с изобретением «лесопильной мельницы» ее объемные конструктивные элементы значительно облегчились. Предметы интерьера становятся удобными и прочными.

С повышением уровня жизни от представителей дворянства стали поступать запросы к более роскошному убранству домов. Мастера стараются придать предметам особую стройность и изящество: за дело берутся столяр, резчик, позолотчик и живописец. Мебель становится привычным предметом интерьера. В этот же период, перекликаясь со сложными композициями архитектурных сооружений, создается первая «многоэтажная» мебель.

старинный шкаф

Приход шкафа

Если внимательно отслеживать историю появления мебели, то можно заметить, что именно сундук является родоначальником разнообразных элементов интерьера. В силу своей мобильности он был одним из самых важных предметов каждого дома. Обилие хранимых в сундуке вещей время от времени служило вертикальному его «вытягиванию». В конце XV века в Голландии такой сундук поместили на торец, и получился первый аналог шкафа. Чуть позже к нему присоединили второй сундук, что стало прототипом двустворчатого шкафа.

Во Франции в начале XVI века сундук поставили на подстолье, в результате чего появился «кабинет». И с этого времени наступает эпоха шкафа, он постоянно совершенствуется, превращаясь в изысканный и востребованный элемент интерьера.

Сменялись архитектурные стили, совершенствовалась и менялась мебель. Рококо потеснил барокко и принес с собой туалетные столики, канапе и секретеры.

мягкая мебель классицизма

Появление мягкой мебели

Предметы, напоминающие мягкую мебель, имели место еще в глубокой древности. К примеру, в культуре Персии для отдыха и возлежания использовали некие возвышения, убранные коврами и подушками. Жители Египта и Греции, создавая различные модели сидений, также умягчали их с помощью подушечек.

К середине XVII века, в период классицизма Франция как истинная законодательница мод в интерьере дала рождение первым моделям современной мягкой мебели. История создания комфортного сиденья повествуют о том, что сначала стулья и диваны обтягивались простой тканью. По мере того как многослойная одежда аристократов облегчалась, сидеть на жестких седалищах становилось все более неудобно. Обтягиваемую тканью мебель стали наполнять овечьей шерстью, конским волосом, лебяжьим пухом или сухой травой.

Мебель в стиле Буль

Во второй половине XVII века выдающийся мастер, работавший в мастерских Лувра при Людовике XIV, дает рождение особого стиля художественной мебели. Андре-Шарль Буль объединяет известные способы украшения мебели в одном произведении, не теряя при этом ясности рисунка в целом и логичности самой конструкции. Будучи профессиональным эбенистом, он изящно сочетает разные породы дерева, впервые используя позолоченную медь. Изучив ранее технику черепаховой инкрустации, мастер решает применить ее в декоре мебели.

Шарль Буль оставил значительный след в истории развития мебели. В настоящее время его сохранившиеся коллекции можно увидеть в Лувре (Париж), музей Гетти (Лос-Анджелес) и в ряде французских дворцов.

французский ампир

Французская мебель в стиле Ампир

Изменение характера мебели во Франции в конце XVIII века произошло под влиянием увлечения античностью. Этой тенденции значительно способствовали походы Бонапарта и археологические раскопки Помпеи. Стиль, заступивший на смену классицизму, символизировал собой величие и могущество империи (empire), созданной Наполеоном.

Тяготение к древности отразилось на убранстве домов, которые стали оформлять на греко-римский лад, согласно истории. В производстве мебель этого стиля отличалась характерными архитектурными формами (колонны, консоли, пилястры), которые использовали для членения передней части комодов и шкафов. Обстановка не отличалась удобством, предпочтение отдавалось красоте, массивности предметов. В употребление входят книжные шкафы с решетками, открытые серванты, стоячие зеркала. Изобретаются раздвижные элементы.

антикварная русская мебель

История русской мебели

В отличие от европейской мебели, большинство экспонатов которой были прекрасно сохранены, мебель русской старины представлена весьма скромным количеством. Из-за мало уцелевших исторических сведений, даты создания некоторых элементов точно не определены и вызывают споры. Известно, что изготовление мебели на Руси было тесно сопряжено с постройкой жилища, архитектура которого развивалась крайне медленно и носила весьма устойчивый характер. Интерьер домов был довольно простым, даже мебель зажиточных людей не отличалась изыском. Основными предметами были лавки, столы, табуреты и скамьи, сундуки появились значительно позднее.

Мебель в истории России начинает развиваться только в XVII веке, когда международные связи государства значительно расширяются. В царских палатах появились стулья с высокими спинками, кресла, ларцы и венецианские зеркала. При Оружейной палате учреждаются мастерские. А в XVIII веке в Туле начинают делать железную мебель высокого художественного качества.

Русская мебель быстро включилась в общий поток европейского развития и сумела сохранить свою самобытность и национальные черты.

Стул для каждого

В XIX веке австрийский мастер Михаил Тонет, мечтая о простой и компактной мебели, приступает к экспериментам с деревянными деталями. Изучая возможности материала, он всячески подвергал его различным деформациям. Ему удалось изобрести стальные формы и шины для сгибания древесины: в процессе одновременно обеспечивалось гнутье нескольких сегментов. Это дало начало серийному производству. Рациональный расход материала привел к дешевому изготовлению стульев и кресел.

До конца XIX века, в общем, было произведено около 50 миллионов стульев по вполне доступной цене, на которых сидели в Америке, Европе и России.

Мебель для детей

История детской мебели началась еще в Древнем Египте, где в захоронениях находили маленькие кроватки, отличавшиеся от взрослых только размерами. Стоит отметить, что до XVIII века в большинстве своем люди не озабочивались отдельным ложем для своего ребенка. Маленькие дети спали чаще всего с родителями или со старшими детьми.

детская кроватка

Специально отдельная детская мебель как таковая долгое время нигде не производилась. Интерьер детской комнаты напоминал родительскую спальню с большой кроватью, ковром и картинами, а игровая зона отсутствовала.

Эпоха Возрождения подарила детской мебели стеллажи, которые чаще всего стали использовать для книг. Пеленальные столики вместе с комодами появились в XVII веке, но популярность к ним пришла значительно позднее. Это объясняется тем, что покупку совершали только состоятельные семьи для оформления детских комнат.

Занимательные факты

стиль рококо
  • В Древней Греции скамьи, табуреты и стулья преимущественно использовались женщинами и детьми. Мужчины отдавали предпочтение лежанкам и кроватям.
  • По преданиям легенды, подлокотники на стульях появились после одного неприятного инцидента на похоронах фараона. Во время официальной церемонии гость упал с неудобной скамьи.
  • В 1911 году изобретателем Томасом Эдисоном была представлена бетонная мебель, которая, несмотря на свою долговечность и красоту, осталась не востребованной.
  • Король Франции и Навары Людовик XIV вошел в историю мебели как обладатель самой большой коллекции кроватей – 413 штук.
  • Барная стойка была придумана на Диком Западе как укрытие для барменов от пуль недовольных клиентов и бандитов.
  • Диван длиною в один километр был изготовлен в России в 2014 году. На нем одновременно могут разместиться 2,5 тыс. человек.

Мебель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стол и стулья (около 1465 года, Бельгия).

Ме́бель (фр. meuble, от лат. mobile) — совокупность передвижных или встроенных изделий для обстановки жилых и общественных помещений и различных зон пребывания человека[1].

Предназначается для сидения, лежания, приготовления пищи, выполнения письменных и других работ, разделения помещения на отдельные зоны. К мебели относятся столы, стулья и табуреты, комоды, кровати, кресла и диваны, шкафы различных типов и назначений, полки и некоторые другие виды.Перейти к разделу «#Номенклатура мебельных изделий»

Мебель может выпускаться как в виде отдельного предмета мебели

, так и в составе набора или гарнитура.

Появление мебели относится ко времени перехода первобытных общин к осёдлости[когда?]. Мебель развивалась быстрее у тех племён, которые в силу климатических условий в большей мере нуждались в закрытых помещениях. Важнейшей предпосылкой для развития мебели служило также наличие доступного материала, обладающего необходимой прочностью, сравнительно небольшим весом, податливостью к обработке.

Первоначально для мебели выбирались те куски материала, которые ближе всего подходили к требуемой форме изделия либо детали. С развитием технологий деревообработки, изменением социально-экономического строя и быта появлялись и развивались новые виды мебели[какие?].

Развитие мебели также тесно связано с развитием художественных стилей. Отдельные стили порождали не только особые виды и конструкции мебели, но и новые представления о её композиционных закономерностях. Кроме того, заметное влияние на декоративные, а отчасти и композиционные, особенности мебели оказывали национальные традиции быта и искусства в целом.

Используемые материалы
Сборка мебели
  • Натуральное дерево (натуральная древесина — мебель из массива — самая экологически чистая мебель для здоровья человека): доска (цельный массив), мебельный щит, брусок (клеенный массив), фанера
  • Плита ламинированная (ДСтП), ДСП/ЛДСП, ДВП, МДФ, тамбурат
  • природный камень, искусственный камень
  • металл
  • пластик, ПВХ
  • стекло, зеркало
  • Обивочные материалы, холлофайбер
Известные дизайнеры мебели

Мебельная промышленность[править | править код]

известные производители
  1. ↑ ГОСТ 20400-2013 Продукция мебельного производства. Термины и определения
  • Мебель — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Гацура, Генрих. «Мебель. Русская коллекция. Энциклопедия», 2016; ISBN 978-5-905233-06-7;
  • Гацура, Генрих. «Мебельные стили», 1999, 2000, 2002, 2004, 2006, 2008; ISBN 5-7949-0068-7;
  • Гацура, Генрих. «Мебель и интерьеры модерна», 2007, 2009, 2017; ISBN 5-7949-0997-8, ISBN 978-5-905233-08-1;
  • Гацура, Генрих. «Мебель и интерьеры эклектики», 2007, 2011; ISBN 978-5-90523302-9;
  • Гацура, Генрих. «Мебель Тонета» (Thonet Furniture). История и каталог мебели фирмы «Братья Тонет», 2001, 2013; ISBN 5-7949-0088-1;
  • Гацура, Генрих. «Венская мебель Якова & Iосифа КОНЪ». История и каталог мебели фирмы «Я & I. Конъ», 2008.
  • Gatsura, Genrih «Jacob & Josef Kohn Furniture. J & J Kohn on the Furniture market of Imperial Russia» 2008, ISBN 5-7071-0372-4;
  • Гацура, Генрих. «Мебель Европы. Альбом обмеров»., 2011, ISBN 978-5-905233-01-2.
  • Белозеровой В. Г. «Мебель и интерьеры Китая» ( Furniture and Interiors of China ), 2009; ISBN 978-5-7949-0994-4.
  • «Мебель России 1-2», двухтомник обмеров русской мебели конца 18 — середины 19 вв., 2010, ISBN 579490992-7; ISBN 579490993-5.

11 интересных исторических факто о мебели

Вот ещё несколько любопытных моментов из истории мебели.

1. В Египте, при проведении археологических раскопок нашли самую старую во всем мире мебель, для изготовления которой использовались дерево, кость и камень. Она была погребена вместе со своим владельцем после его смерти. В те времена мебель могли себе позволить только фараоны, жрецы и другая древнеегипетская знать. Мебель из древнеегипетских и месопотамских захоронений была больше похожа на камни грубообработанные под нужды людей. А вот древние римляне начали обивать стулья и скамьи шкурами животных..

2. Только в V веке до н.э. в Греции начали изготавливать деревянную мебель. До этого момента все лавки и кровати были сделаны из камня. Археологи нашли роскошную мебель в царских погребениях в Египте — шикарные лари из черного дерева, слоновой кости, малахита и бирюзы. Здесь же ученые к своему удивлению обнаружили табуреты, а его ножки были вырезаны в виде копыт животных. Самое интересное то, что один из табуретов был складным.

3. Согласно информации, указанной в официальном удостоверении, знаменитый на весь мир мафиози Аль Капоне продавал обычную мебель.

4. В 1911 году, изобретатель с неординарным подходом Томас Эдисон, создал мебель из бетона, уверяя в том, что этот материал является наиболее дешевым. К счастью, его идея бетонной мебели не прижилась.

5. Появление прародителя всей мягкой мебели приходится на период классицизма. Мягкие кресла и диваны на то время стояли в европейских замках.

6. В далеком 1895 году Линфорд Рут пытался создать первую в мире надувную мебель, путем накачивания паром твердых и неудобных матрасов, которые были неотъемлемой частью поездов того времени. После непродолжительного тестирования от идеи отказались, т.к. матрасы накачивались горячим паром часто лопались, обжигая пассажиров..

7. А первый раскладной диван появился во Франции в 17 веке. Когда откидывались подлокотники, он становился кроватью с регулируемым наклоном изголовья.

8. Наиболее ценным предметом мебели на 1990 год оказался комод, изготовленный из эбенового дерева в далеком 1726 году. Данный предмет, который украшали деревянные и бронзовые фигуры, был продан на аукционе всего за 15 миллионов 178 тысяч долларов.

9. У кровати есть свой памятник. Он находится в Огайо, США и представляет из себя, догадайтесь с одного раза, правильно, кровать.10. Не верится, но до такого простого изобретения как кровать на Руси додумались только в начале семнадцатого века,а ранее спали на печи, широеой лавке или полатях.

11. Найти золото в стуле, как в фильме “12 стульев” можно было очень легко в начале прошлого века, это был один из популярных способов, которым пользовались люди в попытке сохранить накопления.

История дизайна: складная мебель | ELLE Decoration

Не стоит думать, что складная и трансформирующаяся мебель — детище тесных квартир ХХ века. Еще в Древнем Египте были придуманы первые складные табуреты с ножками в виде уточек и сиденьями из кожаных ремней. У Тутанхамона, как известно, и вовсе был складной трон на случай военных кампаний.

История дизайна: складская мебель (фото 1)Джо Коломбо — один из дизайнеров, которые превратили трансформирующуюся мебель в мировой тренд. Его кресла Multichair 1970 года стали культовыми, B-Line.

Продолжатель традиции египетских табуретов — античное римское курульное кресло с перекрещенными ножками, респектабельный символ власти магистрата, которое принято было складывать и носить за ним. Символ эпохи, он еще не раз будет возвращаться с каждой новой волной увлечения античностью, да и в Средние века его не забудут — складные деревянные кресла будут популярны у церковников в Византии и Европе.

История дизайна: складская мебель (фото 3)Книжный шкаф X2, Wewood, — это две идентичные деревянные конструкции, которые с помощью болтов можно крепить друг к другу под разными углами.

Средние века вообще были временем складной и трансформирующейся мебели. Среднестатистический феодал, перебираясь из одного замка в другой, «все свое носил с собой»: замков зачастую было несколько, а хорошая обстановка оставалась роскошью. Отсюда и термин «мебель», то есть движимое имущество.

История дизайна: складская мебель (фото 5)Gilbert & George, Campeggi, представляет собой два небольших кресла-качалки, табуреты или круглую оттоманку одновременно.

Для этого она должна была быть максимально простой, быстро разбирающейся: столы в виде столешниц на козлах, а также скамьи и сундуки, которые успешно превращались то в кровать, то в скамью. 

История дизайна: складская мебель (фото 7)Жилой блок Джо Коломбо, придуманный им в 1971 году, был впервые показан в Нью-Йорке на выставке «Италия: новый домашний ландшафт» через год после смерти автора.

C развитием мебельного дела в XVII–XVIII веках появились пружинные и рычажные механизмы, и в моду вошли потайные ящички и секции. Так, секретер с ящиками для личных писем вполне мог выглядеть как большие напольные часы, а внутри — сплошные тайны. В это же время появились небольшие столики с поднимающейся и поворотной столешницей на механизме «птичья клетка» для ставших исключительно модными чаепитий.

История дизайна: складская мебель (фото 9)Табурет, превращающийся в кресло по принципу оригами, — работа сербских дизайнеров студии KAKO.KO.

В США была популярна «монастырская скамья»: сундук с высокой спинкой, которая перекидывалась и превращалась в столешницу. По сути, это были первые трансформеры в нашем понимании — один предмет мебели успешно превращался в другой.

История дизайна: складская мебель (фото 11)Модули дивана, дизайн Матали Крассе, могут составить полноценный диван или кресла с пуфами для каждого гостя, Сampeggi.

XVIII–XX века — время расцвета хитроумной складной мебели: войны велись по всему миру, а люди привыкли к комфорту. Очевидный пример — сундук Александра III, который можно увидеть в Стрельне. В откидной крышке — предметы личной гигиены: умывальный столик с зеркалом, маникюрный набор.

История дизайна: складская мебель (фото 13)Стол Talisman из коллекции для путешественников Objets Nomades, Louis Vuitton, раскладывается подобно вееру или книге. На его создание дизайнера Индию Мадави вдохновила культура Востока.История дизайна: складская мебель (фото 14)Стол Talisman из коллекции для путешественников Objets Nomades, Louis Vuitton, раскладывается подобно вееру или книге. На его создание дизайнера Индию Мадави вдохновила культура Востока.

Есть отделения для одежды, табака, дорожного несессера. Всего 250 вещей. Особая прелесть: гомеопатическая аптечка с травами и толстым справочником, как их применять. В верхнем отделении хранилась походная мебель: небольшой письменный столик с конторкой и 2 складных кресла, а сам сундук при необходимости становился кроватью.

История дизайна: складская мебель (фото 16)Компактный столик Mayfair, Luisa Peixoto Design, скрывает в себе стул, зеркало и ящички для туалетных принадлежностей. История дизайна: складская мебель (фото 17)Компактный столик Mayfair, Luisa Peixoto Design, скрывает в себе стул, зеркало и ящички для туалетных принадлежностей.

В век индустриализации стали расти города, плотность населения увеличилась, а пространство для жизни, наоборот, сократилось. Именно в это время появляются все те многочисленные кровати-трансформеры, которые так уверенно вошли в нашу жизнь. Так, Вильям Мерфи в 1908 году патентует первую подъемную кровать, которая прячется в шкаф, — изобретение, которое выглядит смелым даже в наше время.

История дизайна: складская мебель (фото 19)Диван Okome, разработанный дизайнерами Nendo для Alias, включает 20 модулей: спинки, пуфы и подлокотники, которые можно свободно комбинировать.

А в 1930-х годах, во времена Великой депрессии и тотальной экономии, Бернард Кастро придумывает трансформер, которым пользовался хоть раз в жизни каждый из нас: диван-кровать. Его механизм был так удобен и прост в раскладывании, что на первых рекламах дивана его разбирала маленькая дочка Кастро — Бернардетт, и это выглядело очень убедительно. Диван не просто сделал Бернарда миллионером, но и стал самым популярным трансформером за всю историю мебели. 

История дизайна: складская мебель (фото 21)Шкаф-трансформер JOY — работа великого Акилле Кастильони для Zanotta (1989 год): семь полок свободно вращаются вокруг оси.

Совершенно новый, не столько практичный, сколько творчески переосмысленный взгляд на мебельные трансформеры породили 1960–1970-е годы с их ярким дизайном. Главным идеологом становится Джо Коломбо — дизайнер и футуролог.

История дизайна: складская мебель (фото 23)Интерьер альпийского шале дизайнеров Йохана ван Стайена и Вима Клиссена. Для экономии места кровать king-size разместили в шкафу, как и другие системы хранения.

Он уверен, что людям нужен новый тип среды обитания, в которой пространства могут трансформироваться и подходить «для медитации и экспериментов, для интимности и для общения». Главные дизайнеры эпохи: Джо Коломбо, Этторе Соттсасс, Вернер Пантон придумывают целые жилые мини-комплексы.

История дизайна: складская мебель (фото 25)Столы, убирающиеся в панель-шкаф на стене, — актуальное решение для небольших пространств.

Например, жилой блок Джо Коломбо, представленный им в 1971 году. Его площадь — всего 28 кв. м, на которых располагаются четыре зоны: спальня, совмещенная с гостиной, кухня, ванная комната и гардеробная. Это время неслыханного расцвета мебельных трансформеров: диваны раздвигаются на шезлонги и пуфы, цветные яркие модули выстраиваются в необычную мебель для сидения, журнальные столики при необходимости становятся креслами, чтобы вместить как можно больше гостей на лихие вечеринки 1970-х. 

История дизайна: складская мебель (фото 27)Для создания «растягивающегося» стола, представленного в 2017 году на арт-ярмарке Frieze, Томас Хизервик использовал инновационную технологию: столешница сделана из бумаги и смолы и может менять свой размер.

В эти годы появляется игровой момент, который актуален и для нашего времени. Трансформеры — это не только практично и экономично (два предмета по цене одного!), но и весело. Ты можешь менять дом под настроение, превратить стул в вальяжный шезлог, и делать это хоть каждый день. Homo Ludens, «Человек играющий», хочет больше свободы, вариативности, творчества. И мебель-трансформер в этом прекрасный помощник.

История дизайна: складская мебель (фото 29)Культовое кресло Senftenberg конца 1960-х, дизайн Петера Гичи — одного из пионеров работы с полиуретаном.

Сегодня качество трансформирующейся мебели поднимается на новый уровень. Появилось колоссальное количество новых материалов и механизмов, а спрос на них с каждым годом только растет. Многие по-прежнему выбирают трансформеры ради экономии места — диван-кровать все так же популярен во всем мире, только теперь он все чаще комплектуется ортопедическим матрасом.

История дизайна: складская мебель (фото 31)Лампу Collapsible Moon, дизайн Казухиро Яманаки, можно складывать как угодно: светодиодная лента крепится к пружинному кругу, Pallucco.

Возвращение моды на домашние вечеринки породило разнообразие раскладных и трансформирующихся столов: они теперь не просто увеличиваются за счет дополнительных вкладок, но могут делаться выше и ниже или эффектно разрастаться за счет высокотехнологичных механизмов. Томас Хизервик показал в 2017 году стол Friction из нового материала, который и вовсе растягивается, как резина или гармошка, увеличиваясь в 2,5 раза. 

История дизайна: складская мебель (фото 33)Архитектор Со Фудзимото играет с восприятием пространства: для итальянской фабрики Alias от создал шкаф, в который незаметно встроен стул.

Молодые и свободные люди все так же ценят подобную мебель за возможность менять не столько функции, сколько настроение пространства вокруг. Кроме того, на моду влияет одно из последних веяний нашей жизни — «осознанное потребление». Все больше людей отказывается от лишних вещей и лишних метров, а хорошим тоном становятся сравнительно небольшие квартиры с механизмами трансформации.

История дизайна: складская мебель (фото 35)Интерьер дома Грэхема Хилла доказывает: правильно подобранная мебель и планировка позволяют комфортно жить на 39 кв. м.

К примеру, основатель экологического ресурса Treehugger Грэхем Хилл демонстративно живет всего на 39 кв. метрах и неплохо на них устроился. Он закатывает вечеринки на 12 человек и нашел место даже для двух гостевых кроватей. «Откажитесь от лишнего хлама — и жизнь станет проще», — считает он. И это еще один убедительный аргумент в пользу трансформеров. 

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Шедевры старинной мебели. — История искусств — LiveJournal

372e44598ede

тема старинных  замков — настолько тесно связана с безбрежной темой антиквариата, что обойти последнюю нет ни малейшего шанса.

богатства семей не одним поколением создавались и накапливались — имеющие средства владельцы замков веками все самое лучшее, что могли, в свои родовые гнезда собирали — соразмерно многие ценности, эксклюзивной, штучной работы, которую нет возможности даже и в двух экземплярах воспроизвести — в недрах этих жилищ  и сегодня сохраняются.
периодически — выходят они на белый свет на каких-нибудь аукционах, меняют владельца — и вновь в небытие для простых смертных исчезают. жар-птицей мелькнув в наших серых стандартизированных буднях…

и вот тема антикварной мебели здесь первым делом появляется. ибо ничто так не формирует неповторимое убранство старого замка, как мебель — к разным стилям и временам относящаяся — и гармонично между собой сочетающаяся…
в приведенной ниже подборке именно так образцы ее и представлены — гармоничным хаосом видов и стилей, которые только одно объединяет — неповторимость, ручная работа, натуральные дорогие и качественные материалы — и — талантливые руки мастеров.

в отличие от шляпников и вышивальщиц, канувших в лету, о чем уже писала ранее —  примерно с 16 века прослеживаются имена дизайнеров, столяров — краснодеревщиков, плотников, шедеврами которых и сегодня при счастливом стечении обстоятельств, мы полюбоваться можем. не то, чтобы каждый сохранившийся шкаф или стул точно можно было по мастеру, заказчику и истории владельцев проследить — но — для некоторых выдающихся образцов вполне это сделать можно.
четко отслеживаются типы, стили и традиции, распознать которые сегодня — целая наука.
и, что главное…
качество изделий таково, что несмотря на многовековой, иногда, возраст — не только красотой, но и практическим использованием по прямому назначению по прежнему своих владельцев они радуют.

вот — с шедевров и начну.
2 шкафа вам для начала представлю.
оба известны тем, что была проданы на аукционах последних лет за рекордно высокие суммы.
но — не зря — не зря цены назначены были. ибо перед нами выдающейся красоты и качества произведения искусства.

Первый шедевр — кабинетное бюро Бадминтон.

15577853_world_most_expensive_furniture_2

41139688

Кабинетное бюро «Бадминтон» является не только одним из самых дорогих предметов мебели в мире, но и образцом реализации уникальной техники «Пьетра Дура» (Pietra Dura). Мебель, выполненная с использованием такой техники, считается самой красивой в мире.

Pietra Dura в переводе с итальянского обозначает «поделочный камень». Эту технику еще называют флорентийской мозаикой. Кабинетное бюро было заказано в 1726 году третьим герцогом Бофорским – Генри Сомресетом – представителем одной из знаменитых фамилий Британской короны. Заказ был размещен в мебельных мастерских во Флоренции, принадлежащих Великому герцогу Тосканскому. Это были не просто мастерские, это был один из центров мебельного искусства Италии того времени, который уже тогда диктовал моду в мире мебели и изготавливал уникальные изделия.

Бюро изготавливали целых шесть лет. Лишь в 1732 году работа была закончена. Его делали 30 мебельщиков, работавших в Galeria dei Lavori под руководством мастера Фоджини. Кстати, более уникального и красивого предмета мебели им повторить не удалось.

Кабинетное бюро выполнено из черного дерева, а десять его ящиков — из кедра. Суть техники Pietra Dura заключается в использовании в качестве инкрустирующего древесину материала различных декоративных камней – яшма, малахит, лазурит. Эти же материалы были использованы и для бюро «Бадминтон». Но на традиционных материалах выбор не ограничился. Для украшения были также применены кварц, аметист, лазурит и позолоченная бронза.

В верхней части бюро установлен позолоченных герб Бофоров. По четырем углам изделия находятся фигуры, символизирующие времена года. Ящики украшены изображениями птиц, листвы, цветов и панелями из различных поделочных материалов и бронзы. Само бюро является довольно внушительной по размерам конструкцией, имеющей почти четыре метра в высоту и 2,3 метра в ширину.

Кабинетное бюро было заказано во время the Grand Tour – «Большого тура» молодого князя Бофорского по Франции и Италии. Без подобного тура образование английской аристократии XVIII века считалось неполным, поэтому это была обязательная процедура. Но только после долгих шести лет заказ прибыл в Англию и был установлен в фамильной резиденции герцогов Бофорских – поместье Бадминтон в графстве Глостершир. Именно название поместья и дало имя знаменитому кабинетному бюро. И не только ему. Название игры «бадминтон» также произошло от названия поместья Бофоров, в котором была сооружена первая площадка для этой игры.

Бюро находилось в поместье Бадминтон вплоть до 1990 года, пока его не решили впервые продать через аукцион Кристи. Тогда его продали за более чем 15 млн. долларов. Но новый владелец решил не оставлять бюро у себя надолго и выставил его на аукцион повторно уже в 2004 году. И правильно сделал, так как заработал сумму в два раза больше прежней. Бюро «Бадминтон» было продано за 36 млн. долларов в Музей князя Лихтенштейна, находящийся в Вене. До сегодняшнего дня оно там и находится, в Садовом дворце, принадлежащем одной из самых известных и древних фамилий Европы.

Шедевр второй — уникальный кабинет XVII века работы итальянского краснодеревщика Доменико Куччи.

img2_1260535612w690h530

291569-75b1a-61130369-m750x740-uaa01e

Он был продан в Лондоне в 2009 году на аукционе Кристи анонимному покупателю по цене больше 7 миллионов долларов — это четвертый в мире результат продаж по образцам мебели.

Великолепный кабинет эпохи Людовика XIV, изготовленный Доменико Куччи (1635–1704) и мастерами мануфактуры Гобеленов в середине XVII века украшен флорентийской мозаикой в технике «pietra dura» и декоративными колоннами из гранита, окантован позолоченной бронзой. Этот кабинет принадлежал королю Швеции Карлу X Густаву и вдовствующей королеве Хедвиге Элеоноре (об этом свидетельствует лазуритовая табличка, расположенная на задней стенке кабинета). Это одна из всего трех работ Куччи, дошедших до наших дней. Два других кабинета, созданные мастером около 1681–1683 годов, находятся в коллекции герцога Нортумберлендского.

Ну — и просто шедевры. Не такие дорогие — но не менее уникальные…

1fccbecb085et

2b709904568dt

549a34922fa4t

4c7be476e8fat

377a30b380dft

6390f7e32594t

8002

8003

8024

8550

8602

8903

291569-0bfa1-61130408-m750x740-u8bc00

291569-0d160-61130413-m750x740-ud980c

291569-1aa5d-61130396-m750x740-u18662

291569-1d3e0-61130401-m750x740-u8a791

291569-1f437-61130400-m750x740-u8d166

291569-2b411-61130404-m750x740-ud180a

291569-02c4f-61130377-m750x740-u1e868

291569-3f188-61130353-m750x740-u1f6a4

291569-3faf9-61130276-m750x740-ub0754

291569-4b571-61130415-m750x740-u5bcd7

291569-4c69e-61130422-m750x740-uf0af6

291569-4e11a-61130293-m750x740-u63ad0

291569-4e31a-61130335-m750x740-u2f7ab

291569-4e226-61130424-m750x740-u86288

291569-5e5bc-61130352-m750x740-u5ebc1

291569-6c76c-61130385-m750x740-u8a2f6

291569-6e55b-61130419-m750x740-u2cb95

291569-9d576-61130367-m750x740-u6250a

291569-46d2b-61130410-m750x740-ua47a0

291569-93aee-61130374-m750x740-u211a8

291569-185e6-61130411-m750x740-uec10d

291569-266e9-61130363-m750x740-u72eb2

291569-336be-61130399-m750x740-u4fa38

291569-340cc-61130275-m750x740-u53cb4

291569-353e5-61130342-m750x740-uab14d

291569-586e9-61130265-m750x740-u16f40

291569-961e1-61130297-m750x740-uc3eba

291569-7549b-61130406-m750x740-uecac9

291569-9372a-61130412-m750x740-uaa010

291569-9650d-61130341-m750x740-ub5628

291569-60754-61130390-m750x740-u53662

291569-77480-61130362-m750x740-u1aa89

291569-81015-61130360-m750x740-u06ed1

291569-a4dbc-61130334-m750x740-u4827a

291569-a7f58-61130284-m750x740-u27079

291569-a0198-61130378-m750x740-u2ffec

291569-a6568-61130351-m750x740-u7b6de

291569-a7312-61130387-m750x740-u2ef81

291569-ab509-61130279-m750x740-u12984

291569-b35a6-61130299-m750x740-ue039b

291569-b75b3-61130395-m750x740-ufffa8

291569-bbe37-61130386-m750x740-u069bf

291569-c6e9d-61130384-m750x740-u55f4b

291569-c7b27-61130380-m750x740-u7ea06

291569-c1121-61130273-m750x740-u8a24b

291569-d201b-61130263-m750x740-u457e6

291569-da102-61130343-m750x740-uad903

291569-db998-61130354-m750x740-u56d7f

291569-dce15-61130383-m750x740-u7a6a8

291569-decf6-61130366-m750x740-ub1660

291569-e3bf9-61130371-m750x740-u34613

291569-e91fd-61130274-m750x740-u2fbae

1268310375-1268310305-42959

aeda0e5a0c15eda03a86f8703f1b8540

beed41f496bd915b21cdd7ab221b58d2

df7e9df265cct

Отраслевая энциклопедия. Окна, двери, мебель

Введение

Мнoгим известнo, чтo внутренняя красoта челoвеческoй души намнoгo важнее внешнегo oблика. Тo же самoе мoжнo сказать и прo пoмещения, в кoтoрых мы живем. Наскoлькo бы не был привлекателен дoм снаружи, главным oстается именнo тo, как в нем гармoничнo и изысканo, расставлена мебель. И лишь пoбывав внутри, мoжнo судить o красoте этoгo дoма. Мебель – этo oсoбая oтрасль декoративнo-прикладнoгo искусства. Еще в глубoкoй древнoсти люди стремились oбустрoить свoй быт, сoздать кoмфoртные услoвия жизни, улучшить oкружающие предметы. На прoтяжении векoв стиль и спoсoб изгoтoвления мебели неoднoкратнo изменялся. Причинoй этoму служили пoтребнoсти и качествo жизни населения. Каждая эпoха oтличалась типoм и фoрмoй мебели, а так же материалoм, из кoтoрoгo сoздавалась предметы. Сoвoкупнoсть деталей, рисункoв, oкраски, прoпoрций oпределяли сoздаваемый стиль мебели.

Первобытная мебель

Первoбытные люди oбустраивали свoи жилища, пещеры из различных материалoв. Археoлoгами были найдены наскальные рисунки, на кoтoрых изoбражались предметы утвари и изделия, напoминавшие стoлы и стулья. Oснoвным материалoм были камень и деревo. Вместo спальных крoватей испoльзoвались сoлoменные лежаки. Сверку на них укладывали шкуры убитых живoтных. Кoсти, бивни и рoга заменяли предметы украшения, вешались на стены, как знак oхoтничьегo мастерства жителей этoй лачуги.

Навернoе мебель пoявилась еще в дoистoрические времена, в тoт самый мoмент кoгда женщина начала забoтиться o сoздании уюта и кoмфoрта в свoем жилище. Археoлoги всё же предпoлагают, чтo мебель, как самoстoятельный и неoбхoдимый предмет интерьера, пoявилась именнo в Древнем Египте. Oб этoм свидетельствуют найденные на раскoпках фрагменты древних мебельных шедеврoв. Сделаны oни из чёрнoгo эфиoпскoгo дерева, слoнoвoй кoсти, трoстника, папируса, кoжи и сухoжилий живoтных.

Материалы для мебели древности

Первoе местo среди материалoв, испoльзуемых для изгoтoвления, мебели принадлежалo дереву. Т.к. деревo — дoстатoчнo прoчный материал, легкo пoддающийся oбрабoтке и oтделке. Первoначальнo для мебели выбирались те куски материала, кoтoрые ближе всегo пoдхoдили к требуемoй фoрме.Прoхoдилo время, менялся бытoвoй уклад, развивались худoжественные стили и вместе с этим рoждались нoвые типы и стили мебели, нoвые ее кoнструкции. Нациoнальные традиции быта и искусства в целoм заметнo влияли на декoративные и кoмпoзициoнные oсoбеннoсти мебели. В свoю oчередь, предметы мебели, найденные в древних пoгребениях бoгатейших oсoб — жрецoв и фараoнoв — пoражают свoей рoскoшью и замыслoватoстью: этo неoбыкнoвеннoй красoты ларцы, шкатулки, сундучки. Изгoтавливали их из древесины самых ценных пoрoд (чернoгo дерева), украшали дoрoгими материалами: слoнoвoй кoстью, клыками, камнями (разнoцветным малахитoм, бирюзoй). В этo время в традиции сoздания мебели вхoдит культ испoльзoвания прирoдных мoтивoв. Тoчнее, нoжки всех древних табуретoв выпoлнялись в виде кoпыт живoтных, пoдлoкoтники трoнoв были сделаны в фoрме шагающих львoв. В oтделке трoнoв для самых бoгатых oсoб не скупились на зoлoтo, цветную эмаль, резьбу, перламутр, цветнoе стеклo. Применяли в oснoвнoм краски теплых тoнoв: желтую, красную, зеленую, черную, кoричневую, а также гoлубую и белую. Вo время раскoпoк при oсмoтре стула фараoна Тутанхамoна былo oбнаруженo, чтo верхняя часть спинки украшена металлическoй накладкoй, изoбражающей зoлoтoе крылатoе сoлнце — знак бoга Ра. Примечательнo, чтo именнo Египтянам предстoялo изoбрести мнoгo нoвшеств в разрабoтке мебельных ансамблей: стулья, кресла, скамейки, табуреты, стoлы, крoвати, сундуки и ларцы — именнo их выдумка. Надo oтметить, чтo прoстые люди хранили прoдукты, oдежду и другую утварь в oснoвнoм в кoрзинах, шкатулках и глиняных сoсудах. Спали на цинoвках, плетеных матах, расстеленных прямo на пoлу. Сидели, в зависимoсти oт благoсoстoяния, на связках трoстника, сoлoмы или на прoстейших табуретах. Раскoпки в Греции пoказали, чтo всё внимание древние греки в oснoвнoм уделяли архитектурнoму искусству, нo культа мебели еще не существoвалo. Если ее и изгoтавливали, тo делали из дерева, брoнзы и мрамoра. Хoтя пoдлинных oбразцoв деревяннoй мебели тoгo времени не сoхранилoсь. Наибoлее важным типoм дoмашней мебели был ларь — oсoбый ящик для хранения вещей. Стенки таких ларей пoкрывались рoсписью разных цветoв. Крoме ларей, в oбихoде древних грекoв были oчень распрoстранены стoлы на трех oпoрах, изгoтoвленных в виде нoг крупных живoтных. Древние римляне, крoме мебели из дерева, брoнзы и мрамoра, делали еще и мебель, сплетенную из ивoвых прутьев. Oбщие фoрмы древнеримскoй мебели были изящны и изысканны, нo страдали излишествoм украшений. Деревянная мебель декoрирoвалась резьбoй, пoзoлoтoй, инкрустацией из дерева других цветoв, эмали, кусoчкoв фаянса, зoлoта и серебра. Существoвала также мебель декoративная, непoдвижная, делавшаяся из белoгo или цветнoгo мрамoра с мoзаичными украшениями. У нарoдoв трoпическoй Африки, Америки, Oкеании уже в древнoсти были известны низкие деревянные и каменные трoны, скамьи, для кoтoрых характерны круглые, прoдoлгoватые или вoгнутые сиденья, oпирающиеся на пoдставки в виде стилизoванных фигурoк челoвека или живoтнoгo. Примечательнo, чтo именнo Египтянам предстoялo изoбрести мнoгo нoвшеств в разрабoтке мебельных ансамблей: стулья, кресла, скамейки, табуреты, стoлы, крoвати, сундуки и ларцы именнo их изoбретения.

Мебель в России

Рoссия тoже внесла свoй вклад в фoрмирoвание мебельных стилей. Oсoбеннoсть нашей страны — сурoвый климат, и жилые пoмещения, oбoгреваемые печью, были небoльшими, а семьи, прoживающие в них, мoгли сoстoять из нескoльких пoкoлений. Пoэтoму мебель была мнoгoфункциoнальнoй. Изoбретение русскoгo интерьера — лавки — этo ширoкие и длинные скамьи без спинoк. Днем на ней сидели нескoлькo челoвек, а нoчью oна служила кoму-тo пoстелью. Кoгда русский быт сравнялся пo кoмфoрту с еврoпейским (а инoгда и превoсхoдил егo), интерьеры в стиле русскoгo классицизма тoже имели свoи oсoбеннoсти: в первую oчередь этo материал — карельская береза с непoвтoримым декoративным рисункoм древесины. Интерьеры дoмoв двoрян, даже интерьеры царскoй жилoй резиденции — кoттеджа в Петрoдвoрце — не были вычурными, в них oтсутствoвала излишняя рoскoшь. Светлoе деревo и шелкoвая oбивка мебели, высoкие книжные шкафы и ширoкие письменные стoлы с матoвыми абажурами настoльных ламп в кабинетах, стеклянные дверцы буфетoв («гoрoк») в стoлoвoй с фарфoрoвoй пoсудoй императoрских завoдoв — все oчень благoрoднo и функциoнальнo.

Мебель современности

В двадцатoм веке бурнo развивается химия, а пoявление нoвых синтетических материалoв и пластмассы прoизвелo взрыв в мебельнoй индустрии. Минимализм 60-х гoдoв сoздает пластмассoвые тoнкoнoгие стoлы и стулья, пластикoвые светильники-кoнусы. Прoизвoдствo мебели из штучнoгo сталo пoтoчным, деревo сменили заменители. Дальнейшее развитие мебельнoй индустрии привoдит к пoявлению гарнитурoв — этo практически уже oбставленная кoмната. И как вершина пoтoчнoгo прoизвoдства — ужас недавнегo прoшлoгo: oдинакoвые «стенки» и мягкая мебель с oдинакoвoй oбивкoй в типoвых квартирах. Сегoдняшнее время все расставилo пo местам: бoльшoе разнooбразие стилей, качества изгoтoвления (oт ручнoй рабoты дo пoтoка), испoльзуемых материалoв, а, сooтветственнo, и бoльшoй ценoвoй разбрoс — этo сoвременнoе сoстoяние мебельнoгo рынка. Изменился стиль жизни, и пoявились нoвые виды мебели. Мебель пoд аудиo и видеo аппратуру, диваны-трансфoрмеры, в кoтoрых есть все: oт oткидных стoликoв дo массажерoв и встрoенных динамикoв. Теперь каждый рукoвoдствуется в выбoре мебели сoбственным вкусoм и сoветами дизайнера, oграничиваясь тoлькo чувствoм меры и платежеспoсoбнoстью. Сoздание мебели сталo искусствoм.

Участник: Гараськов Андрей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *