Интернациональный стиль в архитектуре
Сущность интернационального стиля
Определение 1
Интернациональный стиль – ведущее направление в архитектуре 1930-х – 1960-х годов.
Инициаторами данного стилевого направления можно назвать таких архитекторов, как:
- Вальтер Гропиус;
- Петер Беренс;
- Ханс Хопп.
Все вышеперечисленные специалисты использовали в своем творчестве принципы функционализма.
Сам термин «интернациональная архитектура» появился на выставке современной архитектуры в Нью-Йорке в 1932 году. В качестве кураторов выставки выступали критик Генри-Рассел Хичкок и выпускник отделения философии Филип Джонсон, впоследствии ставший архитектором.
Во время выставки Джонсон и Хичкок выделили три основных принципа современной архитектуры:
- создание пространства и объемов, а не массы и монумента;
- преимущество баланса форм, а не симметрии;
- непринятие классических элементов декора (орнамента).
Целью кураторов выставки было определение принципов современной архитектуры и выявление специфики новейших архитектурных традиций. Надо сказать, что текст, составленный Хичкоком и Джонсоном по итогам выставки, практически выполнил функцию манифеста, утвердил границы и систему новейшей архитектуры. Концепция интернационального стиля предполагала интерес не только к форме, но и к назначению предмета, его сути. Термин «интернациональная архитектура» неоднократно подвергался критике как со стороны архитекторов, так и в среде теоретиков.
Рисунок 1. Интернациональный стиль в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Интернациональный стиль – весьма неоднозначный термин, поскольку единство данного направления обманчиво. Более того, в разных странах в большей или меньшей степени проявлялись самые разные черты стиля. Несмотря на кажущуюся единую концепцию, интернациональный стиль никогда не был однообразным явлением. Но надо отметить, что интернациональная архитектура демонстрирует единство подходов и некоторые общие принципы, например, новейшие технологии и материалы, облегченные конструкции, свободная планировка, каркасная структура сооружений, применение элементарных геометрических форм.
Одной из проблем интернационального стиля является подход к выбору материала для отождествления с этим стилевым направлением. Это могут быть как ключевые памятники XX века, так и серийные архитектурные объекты. Считается уместным говорить о применении узнаваемых элементов и стандартных архитектурных форм, а не знаковых объектов.
Замечание 1
Нередко интернациональный архитектурный стиль понимается как собирательный термин, включающий в себя такие архитектурные направления, как брутализм, конструктивизм и функционализм.
Особенности стиля
Интернациональный стиль потребовал от архитекторов отказаться от многих традиционных форм и национальных особенностей в пользу прямых линий, четких геометрических форм и гладких поверхностей. Наряду со стеклом и металлом излюбленным материалом для архитекторов, работающих в интернациональном стиле, стал железобетон. В интерьерах также определяются новые тенденции – приветствуется открытое пространство. Наряду с этим интернациональный стиль напоминает зрителю о своем утилитарном назначении и желании сэкономить. Особенно наглядно это проявляется в отсутствии архитектурных излишеств.
Рисунок 2. Квартал Вайсенхоф в Штутгарте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В послевоенное время интернациональный стиль стал практически культовым явлением: практически каждое новое здание выполнялось в соответствии с основными принципами стиля. Наиболее известными работами данного периода можно по праву назвать эффектные небоскребы Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Архитектор Ле Корбюзье был сторонником демонстрации грубой структуры бетона в конструкциях (позднее такое решение получило свое название – «брутализм»).
Отход от основных принципов интернационального стиля в архитектуре стал намечаться в 50-е годы XX века. Работы Ээро Сааринена указывают на то, что наступила нова эра в архитектуре. В 70-е годы интернациональный стиль был вытеснен формами и идеями постмодернизма.
Стиль в Европе и США
Что касается европейского интернационального стиля, то здесь его развитие было тесно связано с движением «Де Стиль» (Голландия), работами архитектора Ле Корбюзье и некоторыми другими известными личностями.
Суть интернационального стиля здесь заключается в поиске новых конструктивных элементов и форм, а также ключевых эстетических принципов. Считается, что подобные тенденции были связаны с появлением новых строительных материалов – стекла, бетона и стали. В Европе стремились придумать современную социальную программу, отражением которой могла бы стать архитектура. Новые строительные программы и индустриальная практика должны были стимулировать модернизацию социальной среды. Европейские архитекторы, сторонники интернационального стиля, считали своей главной целью качественное улучшение жизненных стандартов. В этой связи создание новой архитектурной концепции было не столько творческой, сколько политической задачей.
Одним из самых известных европейских проектов в интернациональном стиле стал квартал Вайсенхоф в Штутгарте (1927). Данный проект участвовал в строительной выставке, проведенной Немецким Веркбундом. Примечательно, что почти все архитекторы, принимавшие участие в конкурсе, были сторонниками интернационального стиля (Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Бруно Таут).
Если говорить о развитии интернационального стиля в США, то здесь оно было тесно связано с деятельностью таких специалистов, как Луис Салливан и Ллойд Райт. Многие из их работ символизировали появление новых принципов архитектуры.
В период Второй мировой войны некоторые европейские архитекторы работали в США. Это не могло не сказаться на распространении интернационального направления. В частности, благодаря усилиям преподавателей Вальтера Гропиуса и Марселя Бройера в Америке появилась довольно сильная архитектурная традиция.
spravochnick.ru
Интернациональный стиль — Википедия
Запрос «Баухауз (архитектурный стиль)» перенаправляется сюда; об архитектурной школе см. Баухаус.Интернациональный стиль — ведущее направление архитектуры и дизайна 1930—1960-х годов, поддержано идеями модернизма. Инициаторами направления были архитекторы, использовавшие принципы функционализма: например, Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп, а также Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия — США), Фрэнк Ллойд Райт (США), Якобус Ауд (Нидерланды), Алвар Аалто (Финляндия).
Термин
Термин «интернациональный стиль» был введен во время выставки «Современная архитектура: интернациональная выставка», организованной в 1932 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)[1]. Эта экспозиция стала первым архитектурным проектом Музея. Кураторами выставки выступили критик Генри-Рассел Хичкок[en] и выпускник отделения философии Гарвардского университета Филип Джонсон, позднее много работавший как архитектор.
Хичкок и Джонсон обозначили три основных принципа современной архитектуры:
- создание пространства и объёма, а не массы;
- предпочтение баланса, а не симметрии
- исчезновение классических декоративных элементов орнамента.
Цель Хичкока и Джонсона заключалась в определении принципа современной архитектуры и выявлении специфики формирующейся архитектурной традиции. Текст, написанный Хичкоком и Джонсоном к открытию выставки, фактически выполнил функцию манифеста, утверждая границы и систему новой архитектуры. Принцип интернационального стиля предполагал интерес не только к форме, но и к сути, концепции предмета, выявляя форму в качестве квинтэссенции идеи[2]. Термин неоднократно подвергался критике как со стороны архитекторов, так и в среде теоретиков.
Видео по теме
Понятие и определение
Интернациональный стиль — неоднозначный термин, единство и цельность этого направления обманчива. Его формальные черты в различных странах раскрывались по-разному. Несмотря на безусловную общность, Интернациональный стиль никогда не был единым явлением[3]. Тем не менее, архитектура интернационального стиля демонстрирует единство подхода и общие принципы: облегчённые конструкции, новые материалы, модульная система, свободный план, каркасная структура, использование простых геометрических форм.
Проблема интернационального стиля — неочевидное решение, к материалу какого типа следует применять этот термин: одновременно это и ключевые памятники XX века (Вилла Савой Ле Корбюзье; Дом над водопадом Райта), и серийная архитектурная продукция своего времени. Здесь уместно говорить об использовании узнаваемых формальных приёмов и создании стандартного архитектурного продукта, а не знаковых объектов.
Интернациональный стиль можно понимать как общий термин, связанный с такими явлениями архитектуры как брутализм, конструктивизм, функционализм, рационализм.
Особенности стиля
Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и исторического декора в пользу прямых линий и чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом архитекторов интернационального стиля стал железобетон, в оформлении интерьера ценятся широкие открытые пространства. Интернациональный стиль не скрывал своего утилитарного предназначения и желания экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мисом ван дер Роэ парадокс: The less is more («меньше — значит больше»).
В послевоенное время интернациональный стиль стал массовым явлением: архитектурный продукт выполнялся с использованием этих принципов. Наиболее известные работы этого времени — геометрически отточенные небоскрёбы Людвига Миса ван дер Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону тактильного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Интернациональный стиль проник в архитектурно-консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер Луиджи Нерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии.
Отход от принципов интернационального стиля стал заметен в 1950-е гг. в работах Ээро Сааринена, а в 1970-е гг. интернациональный стиль как архитектурная доктрина был вытеснен формами и концепциями постмодернизма.
Европа
В Европе развитие интернационального стиля было связано с движением Де Стиль (Голландия), работами Ле Корбюзье, немецким Веркбундом и деятельностью Баухауза.
Суть интернационального стиля заключалась в использовании новых конструктивных форм, эстетических принципов (в частности, связанных с появлением стекла, бетона и стали), а также в создании новой социальной программы, отражением которой должна была стать архитектура. Представители интернационального стиля считали новую архитектурную систему способом реорганизации и оздоровления социального пространства. Новая индустриальная практика и строительная программа должны были способствовать преобразованию социальной среды. Архитекторы интернационального стиля считали одной из своих целей возможность качественного улучшения жизненных стандартов. Создание новой архитектурной программы было не столько творческой, сколько политической позицией.
Одним из самых заметных проектов интернационального стиля в Европе было строительство квартала Вайсенхоф в Штутгарте в 1927 году. Проект было частью строительной выставки, организованной Немецким Веркбундом. Архитекторов, принимавших участие в выставке, можно назвать ведущими представителями интернационального стиля в Европе: Петер Беренс, Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Март Штам, Бруно Таут.
США
Развитие интернационального стиля в Америке было связано с деятельностью Луиса Салливана и Фрэнка Ллойда Райта. Их работы обозначили основные направления развития архитектуры. В рамках экспозиции 1932 года («Современная архитектура: интернациональная выставка», МОМА[4]) сооружения Райта не были отнесены собственно к «Интернациональному стилю» и рассматривались скорее как его отправная точка.
В годы Второй мировой войны многие европейские архитекторы работали в Америке — это дало дополнительный толчок к развитию и распространению здесь интернационального направления. В частности, благодаря усилиям бывших преподавателей Баухауза — Вальтеру Гропиусу и Марселю Бройеру, преподававшим в Гарвардской школе дизайна, в Америке была сформирована сильная архитектурная традиция.
Архитекторы
См. также
Галерея
Примечания
- ↑ Hitchcock H-R.; Johnson P. The International Style (1932). New York: W. W. Norton & Company, 1997
- ↑ Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- ↑ Фремптон К. Международный стиль: тема и вариации, 1925-1965. // Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990, c. 363
- ↑ Hitchcock H-R.; Johnson P. The International Style (1932). New York: W. W. Norton & Company, 1997
Литература
- Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- Тасалов В. «Тотальная архитектура» — утопия или реальность? // Гропиус В. Границы архитектуры. М.: «Искусство», 1971. c. 8 — 70.
- Фремптон К. Международный стиль: тема и вариации, 1925-1965. // Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990. — 535 с.
- Шукурова А. Архитектура Запада Архитектура Запада и мир искусства XX века. М.: Стройиздат, 1990 г. — 318 c. ISBN 5-274-00198-X
- Gössel G. Functional Architecture. Funktionale Architektur. Le Style International. 1925–1940, Taschen, Berlin, 1990
- Riley T. The International Style: Exhibition 15 and The Museum of Modern Art. New York: Rizzoli, 1992. — 224 p.
- Tournikiotis P. The Historiography of Modern Architecture, MIT Press, Cambridge, Mass., 1999. ISBN 0-262-70085-9.
wiki2.red
Интернациональный стиль — это… Что такое Интернациональный стиль?
Запрос «Баухауз (архитектурный стиль)» перенаправляется сюда; об архитектурной школе см. Баухаус.Интернациональный стиль — ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930—1960-х гг. Пионерами интернационального стиля были в основном выросшие из эстетики конструктивизма архитекторы: Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп в Германии, наиболее яркими и последовательными представителями — Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия — США) и Якобус Ауд (Нидерланды).
Особенности стиля
Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («меньше — значит больше»).
В послевоенное время типичным воплощением идеалов интернационального стиля были геометрически отточенные небоскрёбы Мис ван дер Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону более скульптурного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Интернациональный стиль проник в архитектурно-консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер Луиджи Нерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии. Отдали дань эстетике этого направления и такие индивидуалистические мастера «органической архитектуры», как Фрэнк Ллойд Райт и Алвар Аалто.
Отход от интернационального стиля наметился в 1950-е гг. в произведениях Эро Сааринена, а в 1970-е гг. с критикой на ограниченность и «скучность» этого подхода обрушился основоположник архитектурного постмодернизма — Роберт Вентури.
-
Фабрика Фагус (Гропиус, 1911-13)
Рабочий посёлок Вайсенхоф (Ауд, 1927)
-
Метлайф-билдинг (Гропиус и др., 1963)
См. также
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
dic.academic.ru
Интернациональный стиль — WiKi
Термин
Термин «интернациональный стиль» был введен во время выставки «Современная архитектура: интернациональная выставка», организованной в 1932 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)[1]. Эта экспозиция стала первым архитектурным проектом Музея. Кураторами выставки выступили критик Генри-Рассел Хичкок[en] и выпускник отделения философии Гарвардского университета Филип Джонсон, позднее много работавший как архитектор.
Хичкок и Джонсон обозначили три основных принципа современной архитектуры:
- создание пространства и объёма, а не массы;
- предпочтение баланса, а не симметрии
- исчезновение классических декоративных элементов орнамента.
Цель Хичкока и Джонсона заключалась в определении принципа современной архитектуры и выявлении специфики формирующейся архитектурной традиции. Текст, написанный Хичкоком и Джонсоном к открытию выставки, фактически выполнил функцию манифеста, утверждая границы и систему новой архитектуры. Принцип интернационального стиля предполагал интерес не только к форме, но и к сути, концепции предмета, выявляя форму в качестве квинтэссенции идеи[2]. Термин неоднократно подвергался критике как со стороны архитекторов, так и в среде теоретиков.
Понятие и определение
Интернациональный стиль — неоднозначный термин, единство и цельность этого направления обманчива. Его формальные черты в различных странах раскрывались по-разному. Несмотря на безусловную общность, Интернациональный стиль никогда не был единым явлением[3]. Тем не менее, архитектура интернационального стиля демонстрирует единство подхода и общие принципы: облегчённые конструкции, новые материалы, модульная система, свободный план, каркасная структура, использование простых геометрических форм.
Проблема интернационального стиля — неочевидное решение, к материалу какого типа следует применять этот термин: одновременно это и ключевые памятники XX века (Вилла Савой Ле Корбюзье; Дом над водопадом Райта), и серийная архитектурная продукция своего времени. Здесь уместно говорить об использовании узнаваемых формальных приёмов и создании стандартного архитектурного продукта, а не знаковых объектов.
Интернациональный стиль можно понимать как общий термин, связанный с такими явлениями архитектуры, как брутализм, конструктивизм, функционализм, рационализм.
Архитектура
Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и исторического декора в пользу прямых линий и чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом архитекторов интернационального стиля стал железобетон, в оформлении интерьера ценятся широкие открытые пространства. Интернациональный стиль не скрывал своего утилитарного предназначения и желания экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мисом ван дер Роэ парадокс: The less is more («меньше — значит больше»).
В послевоенное время интернациональный стиль стал массовым явлением: архитектурный продукт выполнялся с использованием этих принципов. Наиболее известные работы этого времени — геометрически отточенные небоскрёбы Людвига Миса ван дер Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону тактильного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Интернациональный стиль проник в архитектурно-консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер Луиджи Нерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии.
Отход от принципов интернационального стиля стал заметен в 1950-е гг. в работах Ээро Сааринена, а в 1970-е годы интернациональный стиль как архитектурная доктрина был вытеснен формами и концепциями постмодернизма.
Европа
В Европе развитие интернационального стиля было связано с движением Де Стиль (Голландия), работами Ле Корбюзье, немецким Веркбундом и деятельностью Баухауза.
Суть интернационального стиля заключалась в использовании новых конструктивных форм, эстетических принципов (в частности, связанных с появлением стекла, бетона и стали), а также в создании новой социальной программы, отражением которой должна была стать архитектура. Представители интернационального стиля считали новую архитектурную систему способом реорганизации и оздоровления социального пространства. Новая индустриальная практика и строительная программа должны были способствовать преобразованию социальной среды. Архитекторы интернационального стиля считали одной из своих целей возможность качественного улучшения жизненных стандартов. Создание новой архитектурной программы было не столько творческой, сколько политической позицией.
Одним из самых заметных проектов интернационального стиля в Европе было строительство квартала Вайсенхоф в Штутгарте в 1927 году. Проект было частью строительной выставки, организованной Немецким Веркбундом. Архитекторов, принимавших участие в выставке, можно назвать ведущими представителями интернационального стиля в Европе: Петер Беренс, Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Март Штам, Бруно Таут.
США
Развитие интернационального стиля в Америке было связано с деятельностью Луиса Салливана и Фрэнка Ллойда Райта. Их работы обозначили основные направления развития архитектуры. В рамках экспозиции 1932 года («Современная архитектура: интернациональная выставка», МОМА[1]) сооружения Райта не были отнесены собственно к «Интернациональному стилю» и рассматривались скорее как его отправная точка.
В годы Второй мировой войны многие европейские архитекторы работали в Америке — это дало дополнительный толчок к развитию и распространению здесь интернационального направления. В частности, благодаря усилиям бывших преподавателей Баухауза — Вальтеру Гропиусу и Марселю Бройеру, преподававшим в Гарвардской школе дизайна, в Америке была сформирована сильная архитектурная традиция.
Архитекторы
Дизайн
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Hitchcock H-R.; Johnson P. The International Style (1932). New York: W. W. Norton & Company, 1997
- ↑ Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- ↑ Фремптон К. Международный стиль: тема и вариации, 1925—1965. // Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990, c. 363
Литература
- Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- Тасалов В. «Тотальная архитектура» — утопия или реальность? // Гропиус В. Границы архитектуры. М.: «Искусство», 1971. c. 8 — 70.
- Фремптон К. Международный стиль: тема и вариации, 1925—1965. // Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990. — 535 с.
- Шукурова А. Архитектура Запада Архитектура Запада и мир искусства XX века. М.: Стройиздат, 1990 г. — 318 c. ISBN 5-274-00198-X
- Gössel G. Functional Architecture. Funktionale Architektur. Le Style International. 1925—1940, Taschen, Berlin, 1990
- Riley T. The International Style: Exhibition 15 and The Museum of Modern Art. New York: Rizzoli, 1992. — 224 p.
- Tournikiotis P. The Historiography of Modern Architecture, MIT Press, Cambridge, Mass., 1999. ISBN 0-262-70085-9.
ru-wiki.org
Интернациональный стиль (модернизм) — это… Что такое Интернациональный стиль (модернизм)?
- Интернациональный стиль (модернизм)
- Не следует путать с термином «Интернациональный стиль (бронзовый век)».
Интернациональный стиль — ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930-60-х гг. Пионерами интернационального стиля были Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп в Германии, наиболее яркими и последовательными представителями — Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия-США) и Якобус Ауд (Нидерланды).
Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («чем меньше — тем больше»).
В послевоенное время типичным воплощением идеалов интернационального стиля были геометрически отточенные небоскрёбы Мис ван дер Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону более скульптурного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Интернациональный стиль проник в архитектурно консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер Луиджи Нерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии. Отдали дань эстетике этого направления и такие индивидуалистические мастера «органической архитектуры», как Фрэнк Ллойд Райт и Алвар Аалто.
Отход от интернационального стиля наметился в 1950-е гг. в произведениях Эро Сааринена, а в 1970-е гг. с критикой на ограниченность и «скучность» этого подхода обрушился основоположник архитектурного постмодернизма — Роберт Вентури.
Фабрика Фагус (Гропиус, 1911-13)
Рабочий посёлок Вайсенхоф (Ауд, 1927)
Штаб-квартира ООН (коллектив авторов, 1950)
Метлайф-билдинг (Гропиус и др., 1963)
Wikimedia Foundation. 2010.
- Интернациональные бригады в Испании
- Интернейрон
Смотреть что такое «Интернациональный стиль (модернизм)» в других словарях:
Интернациональный стиль (значения) — Интернациональный стиль: Интернациональный стиль (модернизм) направление модернистской архитектурной мысли в 1930 1960 х годах. Интернациональный стиль (бронзовый век) стиль предметов роскоши позднего бронзового века, происходящих из восточного… … Википедия
Интернациональный стиль — У этого термина существуют и другие значения, см. Интернациональный стиль (значения). Запрос «Баухауз (архитектурный стиль)» перенаправляется сюда; об архитектурной школе см. Баухаус. Интернациональный стиль ведущее направление… … Википедия
Модернизм — Не следует путать с модерном (художественным стилем конца XIX начала XX века). Эта статья о направлении в искусстве. Об историческом периоде см. Эпоха модерна Модернизм (итал. modernismo «современное течение»; от… … Википедия
Стиль (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стиль. Запрос «De Stijl» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Красно синий стул Геррита Ритвельда Художественная группа «Стиль» (нидерл. De Stijl … Википедия
Архитектурный модернизм — Здание Баухауз в Дессау после реконструкции. Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne новейший, современный; «англ. modern» современный, новый) движение в архитектуре двадцатого века, пе … Википедия
Хай-тек (стиль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хай тек. Штаб квартира Fuji TV (арх. Кэндзо Тангэ) Хай тек (англ … Википедия
Искусство модернизма — Эта статья о направлении в искусстве. Об историческом периоде см. Эпоха модерна Модернизм (итал. modernismo «современное течение»; от лат. modernus «современный, недавний») направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся… … Википедия
Модернист — Эта статья о направлении в искусстве. Об историческом периоде см. Эпоха модерна Модернизм (итал. modernismo «современное течение»; от лат. modernus «современный, недавний») направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся… … Википедия
Брутализм — Национальный королевский театр в Лондоне. Арх … Википедия
Модерн — У этого термина существуют и другие значения, см. Модерн (значения). Не следует путать с модернизмом … Википедия
Книги
- Архитектура за 30 секунд, Коллектив авторов. Какой вклад внесли в нашу жизнь древнеримские архитекторы? Как выглядит клинчатый камень и свод? Что такое «архитектура вуали»? Можете ли вы объяснить, чем отличается ар-нуво от ар-деко? Кто… Подробнее Купить за 189 руб аудиокнига
dic.academic.ru
Интернациональный стиль — Википедия
Запрос «Баухауз (архитектурный стиль)» перенаправляется сюда; об архитектурной школе см. Баухаус.Интернациональный стиль — ведущее направление архитектуры и дизайна 1930—1960-х годов, поддержано идеями модернизма. Инициаторами направления были архитекторы, использовавшие принципы функционализма: например, Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп, а также Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия — США), Фрэнк Ллойд Райт (США), Якобус Ауд (Нидерланды), Алвар Аалто (Финляндия).
Термин
Термин «интернациональный стиль» был введен во время выставки «Современная архитектура: интернациональная выставка», организованной в 1932 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)[1]. Эта экспозиция стала первым архитектурным проектом Музея. Кураторами выставки выступили критик Генри-Рассел Хичкок[en] и выпускник отделения философии Гарвардского университета Филип Джонсон, позднее много работавший как архитектор.
Хичкок и Джонсон обозначили три основных принципа современной архитектуры:
- создание пространства и объёма, а не массы;
- предпочтение баланса, а не симметрии
- исчезновение классических декоративных элементов орнамента.
Цель Хичкока и Джонсона заключалась в определении принципа современной архитектуры и выявлении специфики формирующейся архитектурной традиции. Текст, написанный Хичкоком и Джонсоном к открытию выставки, фактически выполнил функцию манифеста, утверждая границы и систему новой архитектуры. Принцип интернационального стиля предполагал интерес не только к форме, но и к сути, концепции предмета, выявляя форму в качестве квинтэссенции идеи[2]. Термин неоднократно подвергался критике как со стороны архитекторов, так и в среде теоретиков.
Понятие и определение
Интернациональный стиль — неоднозначный термин, единство и цельность этого направления обманчива. Его формальные черты в различных странах раскрывались по-разному. Несмотря на безусловную общность, Интернациональный стиль никогда не был единым явлением[3]. Тем не менее, архитектура интернационального стиля демонстрирует единство подхода и общие принципы: облегчённые конструкции, новые материалы, модульная система, свободный план, каркасная структура, использование простых геометрических форм.
Проблема интернационального стиля — неочевидное решение, к материалу какого типа следует применять этот термин: одновременно это и ключевые памятники XX века (Вилла Савой Ле Корбюзье; Дом над водопадом Райта), и серийная архитектурная продукция своего времени. Здесь уместно говорить об использовании узнаваемых формальных приёмов и создании стандартного архитектурного продукта, а не знаковых объектов.
Интернациональный стиль можно понимать как общий термин, связанный с такими явлениями архитектуры как брутализм, конструктивизм, функционализм, рационализм.
Особенности стиля
Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и исторического декора в пользу прямых линий и чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом архитекторов интернационального стиля стал железобетон, в оформлении интерьера ценятся широкие открытые пространства. Интернациональный стиль не скрывал своего утилитарного предназначения и желания экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мисом ван дер Роэ парадокс: The less is more («меньше — значит больше»).
В послевоенное время интернациональный стиль стал массовым явлением: архитектурный продукт выполнялся с использованием этих принципов. Наиболее известные работы этого времени — геометрически отточенные небоскрёбы Людвига Миса ван дер Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону тактильного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Интернациональный стиль проник в архитектурно-консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер Луиджи Нерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии.
Отход от принципов интернационального стиля стал заметен в 1950-е гг. в работах Ээро Сааринена, а в 1970-е гг. интернациональный стиль как архитектурная доктрина был вытеснен формами и концепциями постмодернизма.
Европа
В Европе развитие интернационального стиля было связано с движением Де Стиль (Голландия), работами Ле Корбюзье, немецким Веркбундом и деятельностью Баухауза.
Суть интернационального стиля заключалась в использовании новых конструктивных форм, эстетических принципов (в частности, связанных с появлением стекла, бетона и стали), а также в создании новой социальной программы, отражением которой должна была стать архитектура. Представители интернационального стиля считали новую архитектурную систему способом реорганизации и оздоровления социального пространства. Новая индустриальная практика и строительная программа должны были способствовать преобразованию социальной среды. Архитекторы интернационального стиля считали одной из своих целей возможность качественного улучшения жизненных стандартов. Создание новой архитектурной программы было не столько творческой, сколько политической позицией.
Одним из самых заметных проектов интернационального стиля в Европе было строительство квартала Вайсенхоф в Штутгарте в 1927 году. Проект было частью строительной выставки, организованной Немецким Веркбундом. Архитекторов, принимавших участие в выставке, можно назвать ведущими представителями интернационального стиля в Европе: Петер Беренс, Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Март Штам, Бруно Таут.
США
Развитие интернационального стиля в Америке было связано с деятельностью Луиса Салливана и Фрэнка Ллойда Райта. Их работы обозначили основные направления развития архитектуры. В рамках экспозиции 1932 года («Современная архитектура: интернациональная выставка», МОМА[4]) сооружения Райта не были отнесены собственно к «Интернациональному стилю» и рассматривались скорее как его отправная точка.
В годы Второй мировой войны многие европейские архитекторы работали в Америке — это дало дополнительный толчок к развитию и распространению здесь интернационального направления. В частности, благодаря усилиям бывших преподавателей Баухауза — Вальтеру Гропиусу и Марселю Бройеру, преподававшим в Гарвардской школе дизайна, в Америке была сформирована сильная архитектурная традиция.
Архитекторы
См. также
Галерея
Примечания
- ↑ Hitchcock H-R.; Johnson P. The International Style (1932). New York: W. W. Norton & Company, 1997
- ↑ Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- ↑ Фремптон К. Международный стиль: тема и вариации, 1925-1965. // Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990, c. 363
- ↑ Hitchcock H-R.; Johnson P. The International Style (1932). New York: W. W. Norton & Company, 1997
Литература
- Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- Тасалов В. «Тотальная архитектура» — утопия или реальность? // Гропиус В. Границы архитектуры. М.: «Искусство», 1971. c. 8 — 70.
- Фремптон К. Международный стиль: тема и вариации, 1925-1965. // Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990. — 535 с.
- Шукурова А. Архитектура Запада Архитектура Запада и мир искусства XX века. М.: Стройиздат, 1990 г. — 318 c. ISBN 5-274-00198-X
- Gössel G. Functional Architecture. Funktionale Architektur. Le Style International. 1925–1940, Taschen, Berlin, 1990
- Riley T. The International Style: Exhibition 15 and The Museum of Modern Art. New York: Rizzoli, 1992. — 224 p.
- Tournikiotis P. The Historiography of Modern Architecture, MIT Press, Cambridge, Mass., 1999. ISBN 0-262-70085-9.
wikipedia.green
Интернациональный стиль — Википедия. Что такое Интернациональный стиль
Интернациональный стиль — ведущее направление архитектуры и дизайна 1930—1960-х годов, поддержано идеями модернизма. Инициаторами направления были архитекторы, использовавшие принципы функционализма: например, Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп, а также Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия — США), Фрэнк Ллойд Райт (США) Якобус Ауд (Нидерланды), Алвар Аалто (Финляндия).
Термин
Термин «интернациональный стиль» был введен во время выставки «Современная архитектура: интернациональная выставка», организованной в 1932 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)[1]. Эта экспозиция стала первым архитектурным проектом Музея. Кураторами выставки выступили критик Генри-Рассел Хичкок[en] и выпускник отделения философии Гарвардского университета Филип Джонсон, позднее много работавший как архитектор.
Хичкок и Джонсон обозначили три основных принципа современной архитектуры:
- создание пространства и объёма, а не массы;
- предпочтение баланса, а не симметрии
- исчезновение классических декоративных элементов орнамента.
Цель Хичкока и Джонсона заключалась в определении принципа современной архитектуры и выявлении специфики формирующейся архитектурной традиции. Текст, написанный Хичкоком и Джонсоном к открытию выставки, фактически выполнил функцию манифеста, утверждая границы и систему новой архитектуры. Принцип интернационального стиля предполагал интерес не только к форме, но и к сути, концепции предмета, выявляя форму в качестве квинтэссенции идеи[2]. Термин неоднократно подвергался критике как со стороны архитекторов, так и в среде теоретиков.
Понятие и определение
Интернациональный стиль — неоднозначный термин, единство и цельность этого направления обманчива. Его формальные черты в различных странах раскрывались по-разному. Несмотря на безусловную общность, Интернациональный стиль никогда не был единым явлением[3]. Тем не менее, архитектура интернационального стиля демонстрирует единство подхода и общие принципы: облегчённые конструкции, новые материалы, модульная система, свободный план, каркасная структура, использование простых геометрических форм.
Проблема интернационального стиля — неочевидное решение, к материалу какого типа следует применять этот термин: одновременно это и ключевые памятники XX века (Вилла Савой Ле Корбюзье; Дом над водопадом Райта), и серийная архитектурная продукция своего времени. Здесь уместно говорить об использовании узнаваемых формальных приёмов и создании стандартного архитектурного продукта, а не знаковых объектов.
Интернациональный стиль можно понимать как общий термин, связанный с такими явлениями архитектуры как брутализм, конструктивизм, функционализм, рационализм.
Особенности стиля
Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и исторического декора в пользу прямых линий и чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом архитекторов интернационального стиля стал железобетон, в оформлении интерьера ценятся широкие открытые пространства. Интернациональный стиль не скрывал своего утилитарного предназначения и желания экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мисом ван дер Роэ парадокс: The less is more («меньше — значит больше»).
В послевоенное время интернациональный стиль стал массовым явлением: архитектурный продукт выполнялся с использованием этих принципов. Наиболее известные работы этого времени — геометрически отточенные небоскрёбы Людвига Миса ван дер Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону тактильного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Интернациональный стиль проник в архитектурно-консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер Луиджи Нерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии.
Отход от принципов интернационального стиля стал заметен в 1950-е гг. в работах Ээро Сааринена, а в 1970-е гг. интернациональный стиль как архитектурная доктрина был вытеснен формами и концепциями постмодернизма.
Европа
В Европе развитие интернационального стиля было связано с движением Де Стиль (Голландия), работами Ле Корбюзье, немецким Веркбундом и деятельностью Баухауза.
Суть интернационального стиля заключалась в использовании новых конструктивных форм, эстетических принципов (в частности, связанных с появлением стекла, бетона и стали), а также в создании новой социальной программы, отражением которой должна была стать архитектура. Представители интернационального стиля считали новую архитектурную систему способом реорганизации и оздоровления социального пространства. Новая индустриальная практика и строительная программа должны были способствовать преобразованию социальной среды. Архитекторы интернационального стиля считали одной из своих целей возможность качественного улучшения жизненных стандартов. Создание новой архитектурной программы было не столько творческой, сколько политической позицией.
Одним из самых заметных проектов интернационального стиля в Европе было строительство квартала Вайсенхоф в Штутгарте в 1927 году. Проект было частью строительной выставки, организованной Немецким Веркбундом. Архитекторов, принимавших участие в выставке, можно назвать ведущими представителями интернационального стиля в Европе: Петер Беренс, Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Март Штам, Бруно Таут.
США
Развитие интернационального стиля в Америке было связано с деятельностью Луиса Салливана и Фрэнка Ллойда Райта. Их работы обозначили основные направления развития архитектуры. В рамках экспозиции 1932 года («Современная архитектура: интернациональная выставка», МОМА[4]) сооружения Райта не были отнесены собственно к «Интернациональному стилю» и рассматривались скорее как его отправная точка.
В годы Второй мировой войны многие европейские архитекторы работали в Америке — это дало дополнительный толчок к развитию и распространению здесь интернационального направления. В частности, благодаря усилиям бывших преподавателей Баухауза — Вальтеру Гропиусу и Марселю Бройеру, преподававшим в Гарвардской школе дизайна, в Америке была сформирована сильная архитектурная традиция.
Архитекторы
См. также
Галерея
Примечания
- ↑ Hitchcock H-R.; Johnson P. The International Style (1932). New York: W. W. Norton & Company, 1997
- ↑ Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- ↑ Фремптон К. Международный стиль: тема и вариации, 1925-1965. // Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990, c. 363
- ↑ Hitchcock H-R.; Johnson P. The International Style (1932). New York: W. W. Norton & Company, 1997
Литература
- Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- Тасалов В. «Тотальная архитектура» — утопия или реальность? // Гропиус В. Границы архитектуры. М.: «Искусство», 1971. c. 8 — 70.
- Фремптон К. Международный стиль: тема и вариации, 1925-1965. // Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990. — 535 с.
- Шукурова А. Архитектура Запада Архитектура Запада и мир искусства XX века. М.: Стройиздат, 1990 г. — 318 c. ISBN 5-274-00198-X
- Gössel G. Functional Architecture. Funktionale Architektur. Le Style International. 1925–1940, Taschen, Berlin, 1990
- Riley T. The International Style: Exhibition 15 and The Museum of Modern Art. New York: Rizzoli, 1992. — 224 p.
- Tournikiotis P. The Historiography of Modern Architecture, MIT Press, Cambridge, Mass., 1999. ISBN 0-262-70085-9.
wiki.sc