Имперский стиль в архитектуре – «Имперский стиль в архитектуре.Специфика русского ампира. ампирный интерьер». (11 класс)

примеры в архитектуре европейских государств

Дизайн

Яркие примеры европейского стиля ампир во французской и российской скульптуре и архитектуре

Стиль ампир, известный своей торжественностью и помпезностью, возник в период эпохи Наполеона Бонапарта.

Во всех европейских государствах можно найти примеры ампира в архитектуре и скульптуре.

Лучшие примеры ампира во Франции

Церковь Мадлен в Париже – самый яркий пример стиля ампир не только во Франции, но и во всей Европе. Здание характеризуется преобладанием прямолинейных очертаний и массивных геометрических объемов. Церковь Мадлен отличается античными формами, которые были излюбленным приемом для мастеров эпохи Наполеона.

Лучшие ампирные традиции можно найти и в сооружении Мальмезон, которое служило резиденцией для Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне.

К примечательным архитектурным памятникам того времени стоит отнести Триумфальную арку на площади Карузель в Париже, над возведением которой работали архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен. Все архитектурные элементы в стиле ампир располагались упорядочено, с соблюдением симметрии и равновесия.

Яркие примеры ампира в России

Яркие примеры ампира в архитектуре можно найти и в России. Известным архитектором ампира в Санкт-Петербурге был Карл Иванович Росси.

Он является автором таких произведений архитектурного искусства, как арка Главного штаба, ансамбль Дворцовой площади, Площадь Искусств, здание Сената и Синода, знаменитая улица Зодчего Росси. Этот мастер также возводил дворцы и замки для императорской семьи.

В Санкт-Петербурге до наших дней остались еще такие примеры стиля ампира в архитектуре, как Казанский собор и здание Адмиралтейства, Спасо-Преображенский и Троицкий соборы, площадь Островского.

Кафедральный Исаакиевский собор – один из самых значимых памятников архитектуры эпохи ампира в России. Сооружение было возведено по проекту О. Монферрана, архитектора родом из Франции.

В нем использованы все геометрические формы – куб, квадрат, треугольник, цилиндр, параболический купол. Все эти элементы придают храму монументальности и имперской вековой незыблемости. Собор отличается богатым наружным декором и красочным интерьером.

В Москве известны такие сооружения в ампирном стиле – Арка Главного входа ВСХВ, Министерство иностранных дел, главное здание МГУ.

Министерство иностранных дел состоит из 27 этажей, высота здания – 172 м. Фасад сооружения декорирован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.

Все возведения, выполнены в ампирном стиле, свидетельствуют о величественности и помпезности этой исторической эпохи.

Еще по теме не пропустите

domosedi.ru

Стиль ампир — Имперский стиль в моде и архитектуре.

Вслед за классицизмом в Европе в начале XIX века в моду вошёл стиль ампир.

В истории вслед за Древней Грецией могущественным и влиятельным становится Древний Рим, точно также и классицизм сменяется стилем ампир. Классицизм в большей степени был связан с влиянием Древней Греции, а стиль ампир был подвержен влиянию искусства Древнего Рима, а именно Рима периода империи.
 

 
Эпоха стиля ампир – 1800-1825 годы. Ампир означает имперский, зарождается он во Франции, во времена Наполеона, а именно во времена его успехов, его побед. Ведь ампир – это стиль империи, стиль триумфальных арок, арок, возводимых в честь побед, как в Древнем Риме, так теперь и в Париже.

 
Ампир появится и в ХХ веке, так называемый сталинский ампир. Здания и целые архитектурные ансамбли в стиле сталинского ампира можно найти в Киеве, Москве и Минске. Так в Минске весь проспект Независимости от вокзала до здания БНТУ выдержан в духе сталинского ампира, стиля империи.

 
Казанский Собор построен в стиле ампир, а также сталинская высотка в стиле сталинский ампир.
 

 
Стиль ампир всегда отличается большой пышностью, блеском, помпезностью.
 
Но вернёмся в начало XIX века. Как и в архитектуре, так и в моде стиль ампир получает распространение.

Силуэт костюма эпохи ампир имеет цилиндрическую форму, стремясь к цилиндрическим очертаниям стройной и высокой колонны. Используются однотонная рельефная вышивка, симметричная декоративная отделка, плотные блестящие ткани.

 
В мужской одежде распространённым становится появившийся ещё в эпоху классицизма фрак – шерстяной с высоким воротником-стойкой, обязательно тёмных тонов – чёрный, синий, серый, коричневый.
 
Носили такой фрак со светлым жилетом и такими же светлыми панталонами.
 
Верхний одеждой оставался также появившийся ранее редингот или сюртук. Сюртук постепенно становится основным элементом в мужском деловом костюме. А осенью и зимой носили редингот с двойным, а то и тройным воротником или же пелериной.
 
Причёски – в основном короткие, на головах – шляпы с небольшими и загнутыми по бокам полями.
 
Обувь – туфли и сапоги.

Но особенно сильным было влияние стиля ампир на женскую одежду. Яркой особенностью стиля ампир в женской одежде становится высокая талия, которая делит фигуру в соотношении 1 : 7 и 1 : 6, плюс прямая длинная юбка и узкий лиф.


 
Корсеты столь популярные во времена барокко и вышедшие из моды в эпоху классицизма в период ампира вновь возвращаются. На смену мягким и лёгким тканям приходят плотные, к примеру, плотный шёлк, впрочем, также используются и тонкие прозрачные ткани, но обязательно на плотной, чаще шёлковой подкладке.
 


 
В женском костюме появляется и всё больше и больше декоративных элементов — рюши, оборки, кружева, вышивки. Вышивки часто выполнены однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью, блестящими пайетками.
 

Для самих платьев в стиле ампир также были характерны: шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широком манжете.

 
В верхней женской одежде в начале XIX века появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из хлопчатобумажных, а также шерстяных тканей, отделанные бархатом, атласом (а зимой — подбитые мехом). Верхняя одежда повторяет силуэт, форму и покрой деталей платья.
 

Головные уборы – капоры самых разнообразных фасонов, а иногда и с вуалью, шляпы типа ток.
 

 
Тока – головной убор, который как раз таки появляется именно в эпоху Наполеона. Это была чёрная бархатная шляпа, украшенная перьями. Такая шляпа изображалась … на гербах, а именно на гербовом щите. Цвет околыша и количество перьев менялось в зависимости от титула хозяина герба. Так, к примеру, тока, изображённая на гербе дворян, имела зелёный околыш и одно перо.

Вскоре такой головной убор без полей и округлой формы стали носить и женщины.


 
 
Именно в начале XIX века, как и в эпоху барокко, большое внимание уделяется причёскам и головным уборам, а именно их пышности и нарядности.
 
Также используются перчатки: длинные лайковые, иногда без пальцев, так называемые митенки.
 
Обувь – туфли, плоские и открытые, кожаные и на низком каблуке.

 
Украшениями к платьям в стиле ампир служили жемчуг (как искусственный, так и натуральный), камеи, диадемы, колье, ожерелья, которые оборачивались вокруг шеи по несколько раз, на руках – браслеты, перстни, браслеты также носились и на ногах, серьги с подвесками.

 

 

Неизменной законодательницей моды в стиле ампир в начале XIX века была супруга Наполеона Бонапарта Жозефина.


 

Сегодня стиль ампир в одежде в основном представлен в платьях и сарафанах. Очень красивы свадебные платья. А вот особенности стиля ампир сегодня такие же, как и в начале XIX века: завышенная линия талии, наличие обязательной ленточки под грудью, а также струящийся силуэт и ощущение лёгкости. Длина также может быть до пят, как и вначале XIX, но может быть и короткой.

 

 
 
Платья в стиле ампир с укороченными юбками придают образу определённую женственность и даже кукольность, наивность. Из-за этой кукольности появилось и название стиля для подобных платьев – стиль baby doll.
 
Свадебные платья в стиле ампир шьются, как и из традиционного для ампира шёлка, та и из шифона. Обувью к таким свадебным платьям служат либо сандалии на плоской подошве, либо туфли на высоком каблуке. Волосы разбиваются на прямой пробор, гладко причёсаны, а на лоб спадают локоны. Если же волосы длинные, то их заплетают в две косы и укладывают в сеточку на затылке.


Плюсом платьев в стиле ампир является то, что они подходят практически всем. Так полным девушкам они помогут подчеркнуть грудь и скрыть полноту, девушкам с мальчишеской фигурой придадут женственности. А низким девушкам, платья в стиле ампир позволят выглядеть более высокими и статными.
 
Вероника Д.   http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post230294527/
http://mylitta.ru/510-empire-style.html
http://fashiony.ru/page.php?id_n=12556
http://commons.wikimedia.org

s30556663155.mirtesen.ru

Ампир в архитектуре — Стили в архитектуре

Если классицизм настаивал на достоинстве человека и соразмерной этому достоинству архитектуре, то ампир утверждает абсолютное превосходство императора (термин «ампир» происходит от французского empire – «империя») над странами и народами. Стиль ампир (или поздний классицизм, как еще его называют) родился с амбициями Наполеона Бонапарта и длился три десятилетия – ничтожный срок для архитектурного стиля. Однако ампир оказался настолько ярким и узнаваемым, что его принято выделять в истории развития классицизма. Имперские амбиции выражались в архитектуре и раньше, однако никто не делал этого с такой последовательностью и жесткостью, как Наполеон. Ориентировался он на греческие и римские образцы, как и его предшественники веком раньше. Но по сравнению с предыдущими зданиями добавились мотивы выразительной монументальности и воинской силы: массивные портики (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.).

Занятно, что ампир как стиль сформировался благодаря живописцу, а не архитектору. Художник Ж. Л. Давид был потрясающим, как сказали бы теперь, стилистом. Для своих монументальных полотен с героическими эпизодами из истории республиканского Рима он специально создавал особую мебель и наряды. Правда, когда к власти пришел Наполеон, Давиду пришлось прославлять не свободную римскую республику, а императора.

Новые черты придал ампиру завоевательный поход Наполеона в Египет. Появилось множество древнеегипетских архитектурных и пластических мотивов: большие нерасчлененные плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы. Здания начали отделывать позолотой, а колоннады стали нарядней и масштабней. Во Франции архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен безостановочно оформляли новые резиденции императора: дворцы Мальмезон, Фонтенбло, Богарне, а также Версаль, Лувр и Тюильри по версии ампира стали нарочито парадны.

В России и Германии ампир стал выразителем идей государственной независимости, которую эти страны отстаивали в антинаполеоновских войнах. Русский ампир поразил мир градостроительными решениями. Ансамбли Санкт-Петербурга (по проектам К.И. Росси) и его общественные сооружения (Адмиралтейство по проекту Д. Захарова, 1806-1823, Горный институт по проекту Н. Воронихина, 1806) до сих пор собирают толпы туристов не меньшие, чем Триумфальная арка в Париже. Русский ампир оказался мягче, свободнее, пластичнее французского и, кроме того, делился на «столичную» и «провинциальную» версию (имеются в виду загородные усадьбы).

Уже во второй половине XIX века ампир сменился эклектичными течениями, которые стали знаком заката классицизма как ведущего архитектурного стиля.

rdh.ru

Архитектурные стили в фотографиях. Классицизм. Ампир.: mama_zima2013 — LiveJournal

Классицизм :
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль в европейской культуре XVII–XIX веков, эстетическим идеалом которого является искусство Античности — Древней Греции и Рима. В основе архитектуры классицизма лежит система античных ордеров (от лат. ordo — строй, порядок), означающих определенные пропорциональные соотношения несомых и несущих частей конструкции зданий.
Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци.
Виченца,  вилла  Ротонда.
Виченца.  Вилла  «Ротонда»,  архитектор  Палладио.

К началу XVIII столетия  во Франции классицизм превращается в строгую и законченную систему. Во многом этому способствовала философия эпохи Просвещения, призывавшая к силе разума, возврату к природе и естественному человеку.


JACQUES-GERMAIN SOUFFLOT  —   ПАНТЕОН  (1755 — 1792). Париж.

Виченца,  вилла  Ротонда.Виченца,  вилла  Ротонда.
ПАРИЖ.  Собор  Дома  инвалидов (первый  дом  призрения  для  инвалидов  войны). 

С 60-х годов XVIII века   классицизм  как  стиль  в  архитектуре    появился  в   России  при  Екатерине  II.   Она  была  увлечена  французской  философией  и  считала,  что  архитектура  способна  выразить  мощь  государства  языком  монументальных  форм.

Виченца,  вилла  Ротонда.
Императорская  Академия  художеств,  1765 —  1772,  Архитекторы  Кокоринов  и  Валлен  —  Деламот.  Петербург.

Виченца,  вилла  Ротонда.
Единственная постройка Баженова, сохранившая французские корни его  видения  классицизма – дом Пашкова (1784-1788).  Москва.

Виченца,  вилла  Ротонда.
Храм  Мартина  Исповедника (1791 — 1800),  Москва.

Здание Сената в Кремле (1776-1788гг.) арх. М. Казаков  (первое  фото).
Храм на Никитской. Церковь Вознесения (Большого) у Никитских ворот в Москве. 1798-1812, 1827-1848.  Арх.  М. Казаков.  Москва.
Ампир:
Имперский  стиль  позднего  классицизма (неоклассицизма)   возник  во  Франции  при  императоре  Наполеоне I.  Создателями стиля считаются французские архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен.

Виченца,  вилла  Ротонда.
Триумфальная  арка  на  площади  Карузель, архитекторы  Шарль  Персье  и  Пьер  Фонтен.  1820.  Париж.


Постройка стиле ампир — церковь Сен-Мадлен (l’église de laMadeleine) — церковь Святой Марии. 1807-1842 гг. Франция, Париж. Архитекторы Б.Виньон, Ж.Ж.Бове.


Оперный  театр  Дворец  Гарнье,  1875.  (The Palais Garnier ). Second  empire.

Виченца,  вилла  Ротонда.
The facade of Philadelphia’s City Hall which is in the French Second Empire style of architecture.
Second  Empire   —  это  стиль  эпохи  правления  Наполеона  III (вторая  империя — 
Second  Empire), когда  буржуазии  захотелось  возврата  к  роскоши.


Здание   французской  Национальной    библиотеки.  Архитектор  Анри  Лабруст.  1860.  Интерьер  в  стиле  ампир.


Русский ампир – арка Генерального штаба в Петербурге по проекту архитектора К. Росси в 1820-1829 гг.

Виченца,  вилла  Ротонда.
Петербург,  Казанский  собор (1801 — 1811),  архитектор  А.Н.  Воронихин — Русский  ампир.


Собор  Св.  Исаакия  Далматского ( 1818 — 1858),  архитектор  Огюст  Монферран  (Правление  императора  Александра I).  Русский  ампир.

Виченца,  вилла  Ротонда.
Торжок. Спасо-Преображенский собор (справа)  и   одноглавая теплая церковь Входа Господня в Иерусалим.  Ампир.  (Фото  Екатерины  Александровой)

https://www.culture.ru/architectures/architecture/classicism/
http://arch-proect.com/stil-klassicizm.php
https://mylitta.ru/510-empire-style.html
http://arx.novosibdom.ru/node/441
Продолжение  следует.
Начало:  https://mama-zima2013.livejournal.com/322008.html

mama-zima2013.livejournal.com

Стиль ампир в одежде и фото платьев в стиле ампир

Вслед за классицизмом в Европе в начале XIX века в моду вошёл стиль ампир. В истории вслед за Древней Грецией могущественным и влиятельным становится Древний Рим, точно также и классицизм сменяется стилем ампир. Классицизм в большей степени был связан с влиянием Древней Греции, а стиль ампир был подвержен влиянию искусства Древнего Рима, а именно Рима периода империи.


Стиль ампир в интерьерах
Стиль ампир в интерьерах

Эпоха стиля ампир – 1800-1825 годы. Ампир означает имперский, зарождается он во Франции, во времена Наполеона, а именно во времена его успехов, его побед. Ведь ампир – это стиль империи, стиль триумфальных арок, арок, возводимых в честь побед, как в Древнем Риме, так теперь и в Париже.

Ампир появится и в ХХ веке, так называемый сталинский ампир. Здания и целые архитектурные ансамбли в стиле сталинского ампира можно найти в Киеве, Москве и Минске. Так в Минске весь проспект Независимости от вокзала до здания БНТУ выдержан в духе сталинского ампира, стиля империи.


Стиль ампир в архитектуре

Казанский Собор построен в стиле ампир, а также сталинская высотка в стиле сталинский ампир.


Стиль ампир в архитектуре

Стиль ампир всегда отличается большой пышностью, блеском, помпезностью.

Но вернёмся в начало XIX века. Как и в архитектуре, так и в моде стиль ампир получает распространение.

Силуэт костюма эпохи ампир имеет цилиндрическую форму, стремясь к цилиндрическим очертаниям стройной и высокой колонны. Используются однотонная рельефная вышивка, симметричная декоративная отделка, плотные блестящие ткани.

В мужской одежде распространённым становится появившийся ещё в эпоху классицизма фрак – шерстяной с высоким воротником-стойкой, обязательно тёмных тонов – чёрный, синий, серый, коричневый.

Носили такой фрак со светлым жилетом и такими же светлыми панталонами.

Верхний одеждой оставался также появившийся ранее редингот или сюртук. Сюртук постепенно становится основным элементом в мужском деловом костюме. А осенью и зимой носили редингот с двойным, а то и тройным воротником или же пелериной.

Причёски – в основном короткие, на головах – шляпы с небольшими и загнутыми по бокам полями.

Обувь – туфли и сапоги.

Но особенно сильным было влияние стиля ампир на женскую одежду. Яркой особенностью стиля ампир в женской одежде становится высокая талия, которая делит фигуру в соотношении 1 : 7 и 1 : 6, плюс прямая длинная юбка и узкий лиф.

Корсеты столь популярные во времена барокко и вышедшие из моды в эпоху классицизма в период ампира вновь возвращаются. На смену мягким и лёгким тканям приходят плотные, к примеру, плотный шёлк, впрочем, также используются и тонкие прозрачные ткани, но обязательно на плотной, чаще шёлковой подкладке.


Стиль ампир, имперский стиль
Стиль ампир, имперский стиль

В женском костюме появляется и всё больше и больше декоративных элементов — рюши, оборки, кружева, вышивки. Вышивки часто выполнены однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью, блестящими пайетками.

Для самих платьев в стиле ампир также были характерны: шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широком манжете.

В верхней женской одежде в начале XIX века появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из хлопчатобумажных, а также шерстяных тканей, отделанные бархатом, атласом (а зимой — подбитые мехом). Верхняя одежда повторяет силуэт, форму и покрой деталей платья.

Головные уборы – капоры самых разнообразных фасонов, а иногда и с вуалью, шляпы типа ток.

Тока – головной убор, который как раз таки появляется именно в эпоху Наполеона. Это была чёрная бархатная шляпа, украшенная перьями. Такая шляпа изображалась … на гербах, а именно на гербовом щите. Цвет околыша и количество перьев менялось в зависимости от титула хозяина герба. Так, к примеру, тока, изображённая на гербе дворян, имела зелёный околыш и одно перо.

Вскоре такой головной убор без полей и округлой формы стали носить и женщины.

Именно в начале XIX века, как и в эпоху барокко, большое внимание уделяется причёскам и головным уборам, а именно их пышности и нарядности.

Также используются перчатки: длинные лайковые, иногда без пальцев, так называемые митенки.

Обувь – туфли, плоские и открытые, кожаные и на низком каблуке.

Украшениями к платьям в стиле ампир служили жемчуг (как искусственный, так и натуральный), камеи, диадемы, колье, ожерелья, которые оборачивались вокруг шеи по несколько раз, на руках – браслеты, перстни, браслеты также носились и на ногах, серьги с подвесками.

Неизменной законодательницей моды в стиле ампир в начале XIX века была супруга Наполеона Бонапарта Жозефина.

Сегодня стиль ампир в одежде в основном представлен в платьях и сарафанах. Очень красивы свадебные платья. А вот особенности стиля ампир сегодня такие же, как и в начале XIX века: завышенная линия талии, наличие обязательной ленточки под грудью, а также струящийся силуэт и ощущение лёгкости. Длина также может быть до пят, как и вначале XIX, но может быть и короткой.


Стиль ампир, имперский стиль
Стиль ампир, имперский стиль

Платья в стиле ампир с укороченными юбками придают образу определённую женственность и даже кукольность, наивность. Из-за этой кукольности появилось и название стиля для подобных платьев – стиль baby doll.

Свадебные платья в стиле ампир шьются, как и из традиционного для ампира шёлка, та и из шифона. Обувью к таким свадебным платьям служат либо сандалии на плоской подошве, либо туфли на высоком каблуке. Волосы разбиваются на прямой пробор, гладко причёсаны, а на лоб спадают локоны. Если же волосы длинные, то их заплетают в две косы и укладывают в сеточку на затылке.

Плюсом платьев в стиле ампир является то, что они подходят практически всем. Так полным девушкам они помогут подчеркнуть грудь и скрыть полноту, девушкам с мальчишеской фигурой придадут женственности. А низким девушкам, платья в стиле ампир позволят выглядеть более высокими и статными.

mylitta.ru

Стиль ампир в архитектуре 19-го века и современной. Примеры зданий, фото

В первой четверти девятнадцатого века на смену классицизму пришло новое направление в искусстве и зодчестве — ампир. В архитектуре стала появляться характерная для него атрибутика — монументальная массивность с изысканными декоративными элементами. Стиль ампир возник во время правления Наполеона. Хотя некоторые считают это направление в искусстве и зодчестве узким и ограниченным, оно, тем не менее, опиралось на художественное наследие греческого архаизма и императорского Рима, черпая оттуда мощь и величие вычурных, но красивых элементов, тогда как его предшественник — классицизм — был ориентирован, в основном, на мягкие и гармоничные элементы.

Ампир в архитектуре

Происхождение стиля

Ампир в архитектуре — это триумфальные арки, массивные портики с колоннами, многочисленная военная символика — лавровые венки, доспехи, орлы и т. д. Все эти элементы влияли не на чувства, а скорее, на гражданскую позицию людей. Именно это и проявлялось в торжественности и парадности дворцовых интерьеров, созданных Фонтеном и Персье.

После похода Наполеона в Египет в стиль ампир в архитектуре начали вноситься нерасчленённые плоскости стен и пилонов, стилизованные сфинксы. Для этого времени характерной чертой являлось то, что египетские традиции сочетались достаточно органично с римскими, не переходя до определенных пор в эклектику. Историзм — другая характерная черта, отличающая стиль ампир в архитектуре, которая подчеркивала связь с величием древних императоров.

Идеология стиля

Жесткая идеологическая направленность ограничивала развитие стиля и стала причиной того, что многие государства не приняли его, поскольку «империализм» насильно стал насаждаться Наполеоном по ходу его завоеваний. Например, в Германии и Австрии развилось в те времена направление «бидермайер», отчасти использующее мотивы ампира, однако противопоставляющее себя ему. В Англии возник «стиль Георга IV», иногда называемый «английским имперским».

Ампир в архитектуре примеры зданий

Имперский стиль в России

Единственной страной, в которой стиль ампир в архитектуре, да и не только в ней, получил развитие, была Россия. Объяснялось это тем, что ей удалось сломить могущество Наполеона, и поэтому здесь он обрел собственные характерные черты. Он был мягче и пластичнее. Родоначальником стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга являлся К. Росси — русско-итальянский зодчий, сумевший сгладить его холодность и жесткость. Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом.

Ампир в архитектуре Санкт-Петербурга

Завершение эпохи классицизма

Источниками для творческого вдохновения зодчих стали искусство Древней Греции в период архаики и Древнего Рима позднего периода империи в сочетании с культурой Этрурии, Древнего Египта и других цивилизаций. Пластические идеи древнеегипетского зодчества, нерасчленённые большие поверхности стен с массивными колоннами и пилонами, обеспечивающими четкость с геометрической правильностью цельных объемов и т. п. – все это отличало ампир. Архитектура 19 века стала олицетворением лаконизма, монументальности и строгой уравновешенности и симметрии частей. Это время называют периодом утверждения воинской славы и имперского величия, реализуемого посредством многочисленных символов и знаков.
В декоративном убранстве интерьеров и экстерьеров зданий, в мебели, а также в светильниках и посуде использовались в огромном количестве символы воинской славы и эмблематика, заимствованные из древнеримских декоративных средств в виде трофеев и лавровых венков, дикторских связок и орлов, факелов и часто повторяющейся буквы N.

Стиль ампир

Такой экзотический декор только усиливал театральность в обстановке интерьера. Примеры ампира в архитектуре, по мнению специалистов, очень ярко характеризуют прямое заимствование некоторых типов и форм из предметного мира древности. К примеру, сооружались и соответствующим образом декорировались триумфальные арки и мемориальные обелиски.

На смену изысканности и тонкости

С наступлением эпохи ампира искусство делается более масштабным и монументальным. При этом на смену изысканной тонкости в стиле Людовика XVI приходит излишняя рассудочность с помпезностью и даже пафосом. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. В некоторых европейских странах аристократия с крупной буржуазией, для которых французский классицизм времен Людовика XVI еще недавно являлся образцом для подражания, начали откровенно следовать имперскому стилю.

После революции в Париже вновь из разных мест собрались многочисленные художники и зодчие, которые предпочли работать в этой новой стилистике. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений, имел достаточно космополитический характер, исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. Однако это не помешало спустя некоторое время рождению российской разновидности этого стиля.

Санкт-Петербург

Это направление в 1810-1830 гг. начало проявляться в крупнейших градостроительных ансамблях. Примеры ампира в архитектуре Санкт-Петербурга — это известные Казанский собор и здание Адмиралтейства, Спасо-Преображенский и Троицкий соборы, площадь Островского и Искусств. Над ними работали такие выдающиеся зодчие как К. И. Росси и A. Н. Воронихин, Ж. Б. Тома де Томон и А. Д. Захаров, В. П. Стасов и другие.

Внешне русский ампир в архитектуре, примеры зданий которого буквально рассыпаны по всей северной столице, бросается в глаза прежде всего использованием классических ордерных систем, причём не только тосканских или дорических. Вслед за эпохой александровского классицизма появляется стремление к шику, парадности и монументальности, сочетающееся с мужественностью. Ампир в архитектуре, фото зданий которой свидетельствует о строгой симметричности и торжественности, наряду с лаконичностью своих форм изобилует и милитаристской символикой.

Завершающий «аккорд» русского ампира

Ампир в архитектуре, примеры зданий которого больше всего в России можно увидеть в Санкт-Петербурге, явно выражает настроения того времени. Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. В нем превалируют самые простые формы: куб с квадратом, треугольником, цилиндром и параболическим куполом, что, помимо большого размера, придало храму некую дополнительную монументальность и создало впечатление имперской вековой незыблемости. При строительстве собора использовались прогрессивные технические решения того времени: плитный сплошной ростверк, сделанный из каменной кладки, чугунные ребра на куполах, колонны из гранитных цельных монолитов. Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами.

Ампир

Закат «золотого века»

Таким образом, эпоха стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга, обрамленная сооружением двух наиболее грандиозных памятников — зданиями Казанского и Исаакиевского соборов, завершила тот этап в развитии города, когда было создано множество уникальных произведений зодчества. Однако если «золотой век» в русской литературе, живописи и музыке еще только начинался, то в русской архитектуре он близился к закату.

fb.ru

АМПИР • Большая российская энциклопедия

АМПИ́Р (от франц. em­pire – им­пе­рия), стиль в ар­хи­тек­ту­ре и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ных ис­кус­ст­вах 1-й тре­ти 19 в. во Фран­ции и Рос­сии, за­вер­шаю­щая фа­за клас­си­циз­ма. Пред­по­сыл­кой А. во Фран­ции в кон. 18 в. бы­ло стрем­ле­ние мас­те­ров клас­си­циз­ма ко всё боль­шей ла­пи­дар­но­сти и мо­ну­мен­таль­но­сти – в про­ек­тах К. Н. Ле­ду, Э. Л. Бул­ле и др. Их идеи ас­ке­ти­че­ски-ла­ко­нич­ных и гео­мет­ри­че­ски вы­ра­зи­тель­ных со­ору­же­ний но­си­ли в осн. уто­пич. ха­рак­тер, но они обо­га­ти­ли по­сле­дую­щие по­ис­ки ар­хи­тек­то­ров. Пред­ше­ст­во­вав­шие А. Ди­рек­то­рии стиль (1795–99) и т. н. стиль Кон­суль­ст­ва уже ори­ен­ти­ро­ва­лись на иск-во греч. ар­хаи­ки, имп. Ри­ма, а так­же Др. Егип­та, пе­ре­ни­мая его мо­ну­мен­таль­ность, ла­ко­низм, позд­нее – идею ут­вер­жде­ния им­пер­ско­го ве­ли­чия по­сред­ст­вом мно­го­числ. ат­ри­бу­тов и сим­во­лов. Ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние боль­ших не­рас­чле­нён­ных по­верх­но­стей стен, гео­мет­рич. пра­виль­ность цель­ных объ­ё­мов зда­ний, мас­сив­ность пи­ло­нов и ко­лонн от­час­ти вос­хо­дят к др.-егип. иск-ву. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ар­хи­тек­ту­ре А. по­лу­чи­ли пор­ти­ки до­рич. и тос­кан­ско­го ор­де­ров; де­кор зда­ний был неред­ко пе­ре­гру­жен во­ен. ат­ри­бу­ти­кой (лик­тор­ские фас­ции, дос­пе­хи, вен­ки, ге­раль­дич. ор­лы, так­же сти­ли­зо­ван­ные сфин­ксы и т. п.). Вме­сте с тем в струк­ту­ре фор­мо­об­ра­зо­ва­ния А. про­смат­ри­ва­ет­ся уси­ле­ние гра­до­об­ра­зую­щей ро­ли фа­са­дов зда­ний, обес­пе­чи­ваю­щих сим­мет­рич­ность и гар­мо­нич­ность ан­самб­ля в це­лом. В имп. пе­ри­од во Фран­ции ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось пря­мое за­им­ст­во­ва­ние ар­хит. ти­пов и форм древ­но­сти (ар­ки три­ум­фаль­ные, обе­ли­ски и др.), мо­ти­вов де­ко­ра ин­терь­е­ров (ан­ти­ки­зи­ро­ван­ные егип. рель­е­фы и ор­на­мент, пом­пе­ян­ский стиль и т. п.), на­ро­чи­то па­рад­ных и хо­лод­но­ва­то-тор­же­ст­вен­ных, ис­пол­нен­ных те­ат­раль­но­го па­фо­са. Ве­ду­щие мас­те­ра франц. А. – ар­хи­тек­то­ры Ш. Пер­сье и П. Ф. Л. Фон­тен, так­же Ж. Ф. Шальг­рен.

Фрагмент канделябра. Нач. 19 в. Франция. Музей Мармоттан (Париж).

А. в Рос­сии (др. на­зва­ния – вы­со­кий клас­си­цизм, или алек­сан­д­ров­ский клас­си­цизм) воз­ник под влия­ни­ем франц. иск-ва и стал вы­ра­зи­те­лем идей гос. ве­ли­чия и не­за­ви­си­мо­сти; наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил в гра­до­стро­ит. ан­самб­лях С.-Пе­тер­бур­га (ар­хи­тек­то­ры К. И. Рос­си, А. Д. За­ха­ров, А. Н. Во­ро­ни­хин, Ж. Ф. То­ма де То­мон, В. П. Ста­сов и др.) и Мо­ск­вы (Дж. Б. Жи­ляр­ди и Д. Жи­ляр­ди, А. Г. Гри­горь­ев, О. И. Бо­ве). В разл. го­ро­дах Рос­сии раз­вер­ну­лось строи­тель­ст­во по «об­раз­цо­вым» про­ек­там, бла­го­да­ря ко­то­ро­му А. стал об­ще­рос­сий­ским куль­тур­ным до­стоя­ни­ем.

А. про­явил­ся так­же в иск-ве ме­бе­ли (се­мья Жа­коб, ме­бель по про­ек­там Ж. Л. Да­ви­да во Фран­ции, про­ек­ты А. Н. Во­ро­ни­хи­на и К. И. Рос­си в Рос­сии). Силь­ное влия­ние ока­зал стиль А. на фор­мы и де­кор из­де­лий из ме­тал­ла, фар­фо­ра, стек­ла, на мо­де­ли оде­ж­ды, а так­же на изо­бра­зит. иск-во (жи­во­пись Да­ви­да, А. Гро, Ф. Жерара; скульп­ту­ра А. Ка­но­вы, И. П. Мар­то­са, И. П. Ви­та­ли, В. И. Де­мут-Ма­ли­нов­ско­го и др.).

Ф. Жерар. «Наполеон Бонапарт в коронационном костюме». Нач. 19 в. Музей Версаля.

В не­ко­то­рых стра­нах Ев­ро­пы (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ита­лия, Да­ния) в 1-й тре­ти 19 в. на­блю­да­лись сход­ные ис­ка­ния в об­лас­ти ар­хи­тек­ту­ры и де­ко­ра­тив­ных ис­кусств (напр., Ре­гент­ст­ва стиль и «стиль Ге­ор­га IV» в Анг­лии, «прус­ский эл­ли­низм» в Гер­ма­нии), од­на­ко они не по­лу­чи­ли на­зва­ния «А.». Влия­ние А. во 2-й пол. 19 в. не­со­мнен­но в зод­че­ст­ве Фран­ции (Вто­рой им­пе­рии стиль), Ве­ли­ко­бри­та­нии (вик­то­ри­ан­ский стиль), Ита­лии, кай­зе­ров­ской Гер­ма­нии. Та­кие его ха­рак­тер­ные чер­ты, как культ го­судар­ст­вен­но­сти и им­пер­ско­го ве­ли­чия, хо­лод­ная пом­пез­ность, про­яви­лись в то­та­ли­тар­ном ис­кус­ст­ве 20 в. (фа­шист­ское ис­кус­ст­во в Ита­лии, Третье­го рей­ха ис­кус­ст­во в Гер­ма­нии, нео­клас­си­цизм в СССР).

Лит.: Кур­ба­тов В. Клас­си­цизм и ам­пир // Ста­рые го­ды. 1912. Июль – сен­тябрь; Vae­quier J., Mar­mot­tan P. Le Style Em­pire: En 5 vol. P., 1924–1934; Не­кра­сов А. И. Рус­ский ам­пир. М., 1935; Is­er­mayer C. Em­pire. Münch., 1977; Гай­да­мак А. Рус­ский ам­пир. М., 2000; Тур­чин В. С. Алек­сандр I и не­о­клас­си­цизм в Рос­сии. Стиль им­пе­рии или им­пе­рия как стиль. М., 2001.

bigenc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *