Готический стиль в одежде: современный и средневековый, фото
В черном-черном городе на черной-черной улице в не менее черном доме жила девочка, которая любила черную одежду и называла себя готом. Город, улица и дом готов не обязаны быть черными (хотя уверена, им понравился бы декор total black), а вот гардероб — да. Готический стиль в одежде выражает темную сторону жизни и личности. Время спуститься в подземный мир и разузнать его тайны.
Классический готический стиль в одежде и другие разновидности
Готический стиль в одежде зародился в 80-х годах прошлого века и стал ответвлением панк-стиля. Разница между ними состояла в преобладании черного цвета в гардеробе готов и редкими вкраплениями других оттенков: белого, синего, красного.
Зачастую самой яркой деталью в облике гота становятся волосы, выкрашенные в яркие цвета. Прически, максимально подходящая к готическому стилю одежды))
Субкультура обращалась к мрачным темам: смерти, боли, бренности бытия. Черный оттенок экзистенциальной дыры в душе затопил гардероб молодежи. Дополнением к черной одежде стали серебряные украшения, поскольку серебро — это цвет Луны, которая в полной мере видна лишь ночью. Излюбленные украшения — это египетский крест Анкх, означающий вечную жизнь, крест Святого Иакова и Глаз Ра.
Для готического гардероба характерна эротизация и фетишизация вещей. Чулки, подвязки, портупеи, корсеты, перчатки, туфли на шпильках — привычные детали классического готического стиля в одежде.
Увидев гота с темным макияжем, облаченного во все черное, можно подумать, что перед вами фанат рок-музыки. Стили действительно похожи даже в деталях, поскольку оба берут корни из анархистского стиля панк. Для внешнего вида поклонников рок-музыки свойственна нарочитая небрежность, вызывающие и броские детали, как надписи и принты. Классический готический стиль в одежде отличается мрачной лаконичностью, изяществом и лоском. Гот не позволит себе выглядеть, как помятый завсегдатай бара, не знакомый со словами «душ» и «расческа».
Смотрите в этом видео, какие бывают образы в готическом стиле
Антикварные готы
Для данного ответвления субкультуры характерна увлеченность былыми эпохами с их изящными идеалами. Девушки предпочитают длинные платья в готическом стиле, кружева, камеи, корсеты и шляпы. Мужчины носят костюмы-тройки или неоготические костюмы пасторов англиканской церкви с распятием на груди.
Вампиры, или вамп-готы
Стиль, родившийся из увлечения готическим искусством: фильмами и литературой. Наибольшее влияние на эту ветвь оказали фильмы «Интервью с вампиром» и «Дракула», а также книги Эдгара Алана По. Внешне практически ничем не отличаются от классических готов, кроме нередко наращенных клыков и длинных ногтей.
Стимпанк-готы
Увлеченные стимпанк-литературой готы, в гардеробе которых встречаются шляпы-цилиндры, высокие ботинки, бижутерия из латуни и кожаные корсеты на шнуровке или ремнях. Основой для стиля также служит викторианская готика.
Джипси-готы
Поклонники цыганской культуры, для которой характерны колдовство, перевоплощение в животных и дружба с нечистью. Готический джипси стиль — это смешение бохо, черного цвета и оккультизма.
Готическая Лолита
Подстиль в одежде, в котором преобладает черный цвет в сочетании с невинным девичьим гардеробом. Особенно популярен в странах Азии — Японии и Корее. Приверженцы стиля отрицают эротический подтекст, утверждая, что вдохновляются детьми викторианской, эдвардианской и рококо эпох и стремятся выглядеть сдержанно и элегантно. Девушки носят платья, рубашки с высоким воротом, чулки или колготки, туфли Мэри Джейн, кружевные зонты.
Готика на мировых подиумах
Дизайнеры часто обращаются за вдохновением к готической субкультуре и выпускают на подиум моделей, облаченных с ног до головы в черное. Модельеров не сдерживают рамки морали, поэтому шоу нередко превращается в демонстрацию фетишей. Здесь и полупрозрачное кружево, и ботфорты, и латексные перчатки — большинство деталей можно гармонично вписать в повседневный образ, но, надев их разом, вы станете похожи на приверженца готического стиля в одежде.
Нередко за демонстративно скромными фасонами проглядывают нескромные фантазии. Еще бы! Многое ли можно прикрыть тончайшей сеточкой? Fendi предлагают носить полупрозрачный верх и низ. А Zimmerman выпустил на подиум модель, одетую в прозрачную сорочку с кружевными вставками поверх брюк.
В этом видео вы увидите, одежду для особых случаев: готика и вечерние платья
Современный готический образ: как составить и носить
Современная готика характеризуется более лаконичными и чистыми элементами. Сейчас трудно встретить представителя субкультуры, который выглядит как завсегдатай кладбища, заклеванный воронами. Готы выбирают строгие формы, опрятный вид, умеренность. Некоторые добавляют в образ панк-стиль с помощью рваных джинсов, заклепок, футболок с дерзкими надписями или фотографиями.
К тому же нынешние готы увлечены магией, что выражается и в аксессуарах. Девушки носят шляпы, в том числе остроконечные, и бижутерию в виде полумесяцев, которые являются символом богини Гекаты — покровительницы тьмы, магии и всего тайного и мистического.
Смотрите в этом видео, несколько образов в готическом стиле
Готический стиль в одежде для молодых девушек
Юность — время беспечности и экспериментов. Для молодых девушек подойдут дерзкие и яркие образы, например, в стилях готическая Лолита (японская и корейская вариация готики) и стимпанк. Соедините строгое платье ученицы частной школы с черными колготками и туфельками на небольшом каблучке — и наряд невинной колдуньи готов.
Геката будет довольна и другим образом. Смешайте черные топ и лосины, тяжелые ботинки, добавьте несколько граммов серебряных украшений и каплю духов с пряными нотами и вы получите эталонный готический ансамбль для прогулки по городу.
Готический стиль для женщин
Преимущество возраста в новых возможностях. Готический стиль в гардеробе более взрослых девушек позволяет поиграть с новыми образами. Можно даже нарядиться, как Мортиша Адамс, персонаж фильма и сериала «Семейка Адамс». Правда, она всегда едва семенила в длиннющем наряде, но можно остановить выбор на черном трикотажном платье до щиколоток. Мягкая тянущаяся ткань не будет стеснять движений, при этом сохраняя атмосферу готичности.
Отличным повседневным вариантом станет ансамбль из черной блузы с кружевным воротом, черной юбки, колготок и туфлей, а в прохладную погоду поверх можно надеть длинный черный плащ (в случае с готическим стилем он тоже спешит на помощь и добавляет образу викторианской элегантности).
Готика plus size
Женщинам с округлыми формами готический стиль в одежде невероятно идет. Беспроигрышный вариант — черное приталенное платье, дополненное маленькой сумочкой и туфлями на каблуке. При наличии роскошной груди можно позволить себе сдержанную эротику: наденьте кружевную полупрозрачную кофточку, брюки и шпильки, чтобы создать соблазнительный образ.
Подростки и готика
Подростки могут позволить себе расслабленный стиль в одежде, комбинируя свободные футболки, джинсы, кеды и рюкзаки. Для школы отличным вариантом станет смесь стиля preppy и готики: блузки, свитера, клетчатые юбки темных оттенков комбинируются с черными колготками, балетками и туфлями, а финальным штрихом станут аккуратные рюкзачки с современной неоготической тематикой.
Готика для мужчин и парней
Если девушки смогли приспособить готический стиль в одежде под современные реалии, то мужской гардероб оказался слишком тесным, чтобы вместить 21 век и готику. Те, кто остается верен стилю, носит привычные черные вещи и, как правило, длинные волосы и макияж.
Чтобы создать повседневный ансамбль, от которого не веет поминками, не стоит надевать разом всю характерную для стиля атрибутику. Для офисного образа подойдет лаконичный костюм, черная рубашка, туфли и тематические запонки. Для создания стрит стайла выбирайте комфортную одежду черного цвета. А жабо и шляпы-футляры оставьте для Хэллоуина.
Готические аксессуары
Завершающим
Готический стиль в живописи: история художники картины
Средневековье – время крестовых походов, доминирования религии над светской жизнью, переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, музыки, скульптуры.
Зарождение и развитие стиля
Периодом формирования стиля стало развитое Средневековье, XII века в странах Западной Европы, в XIII – XVI веках — в Центральной Европе. Грандиозность стиля граничит с устрашением, которое способны вызывать работы живописцев и архитекторов этого периода.
Готическая живопись отличается специфической композицией, обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения, напряженностью сюжета. В рамках изучения творений живописцев стоит рассмотреть книжную миниатюру, как репрезентативное направлении в искусстве.
Родиной стиля является Франция, где в XII веке. Оттуда готика распространилась в Германию, Испанию, Англию, Австрию. В следующем столетии готические влияния стали заметны в Италии, где сформировалось местное самобытное ответвление стиля. В период раннего нового времени стиль оформился в интернациональный формат. Дольше всего влияния готики были заметны в странах Восточной Европы.
Готика в живописи в Средние века появилась в искусстве создавать витражи.
Особенности стиля на раннем этапе развития
Готика сменила романский стиль – сложно не заметить принципиальные различия этих направлений искусства. В искусстве готика ассоциируется с величием, грандиозностью, особой декоративностью.
Особенность готической живописи – наличие значительного разнообразия в региональном развитии стиля. Определить единую «формулу», по которой можно дать четкую характеристику направлению искусства, невозможно. В результате исследований многих искусствоведов, готическому стилю на всей территории распространения свойственны такие черты:
- Особое построение композиции, иллюзия материальности изображения, созданная мастерами средневековья.
- На полотне преимущественно соседствуют различные группы лиц – их взаимодействие декоративно, лишено естественности.
- Готика не полностью отошла от романского влияния передавать через личность изображенного человека определенный скрытый символический смысл.
- Изображения на картинах не выглядят целостными, композиция расчлененная, каждый элемент необходимо рассматривать отдельно.
- Картины передают реальность через метафоры.
- Экспрессия, передаваемая через оттенки и динамику сюжета.
- Схематичность отображения действия.
- Религиозность, доминирование библейских и мистических сюжетов.
Наиболее ярким жанром считается портрет.
Развитие искусства книжной миниатюры
Оформление книг в Средние века трудно не узнать. Книжная миниатюра достигла высокого уровня развития, отображая религиозные, светские сюжеты при помощи ярких красок в узнаваемом, готическом стиле:
- В миниатюрах отображалась взаимосвязь реального и мистического, переплетение светского и религиозного.
- Иллюстрации характеризуются многоплановостью, плоской передачей динамического сюжета.
- Особое внимание уделяют деталям: узорам, иллюстрации бытовых сцен, эмоциональности передачи атмосферы изображения, птицам, бабочкам, зверям.
- Техника исполнения миниатюр позволяет передать движение – сцены, отображенные в книге, не статичны.
- Для исполнения миниатюры художники выбирали яркие краски.
Миниатюра зародилась во Франции в XIII веке, наиболее известным творцом был Жан Пюссель. Благодаря развитию миниатюры в искусстве, сформировалась узнаваемая парижская школа миниатюры.
В период развитого Средневековья стало принято украшать миниатюрами не только художественные и религиозные книги, но и научные трактаты, хроники. Узоры стали более филигранные, ажурные, угловатые. Миниатюра стала более осмысленной, точнее передавала суть события, которое отображено художником.
Примером наиболее удачной передачи суть явлений и событий при помощи миниатюры является «Большая французская хроника».
Интернациональная готика
На последних этапах развития стиля в период развитого средневековья появилось интернациональное направление. Родина – Богемия, Северная Италия, Бургундия. Именно с этим направлением связывают искусство периода «заката Средних веков» или «осени Средневековья».
Отличительными чертами являлась декоративность, пышность, обилие насыщенных красок. Это наиболее вычурная готика, характеризующаяся экзальтированностью, утонченностью, особой экспрессией.
Термин «интернациональная готика» предложили только в конце XIX века искусствоведы Юлиус Шлоссер и Луи Куражо. А использовать его для обозначения поздней готики начали только во второй половине XX века. До этого времени направление называли «поздней готикой», «придворной готикой», «особенной готикой», если речь идет о живописи Германии, «мягкий стиль», «космополитическое искусство». С XX века «поздней» начали называть полотна, созданные до 1430 года, остальные перешли в разряд «интернациональной».
Узнать картины в этом направлении просто:
- Отсутствие изображения фона и пренебрежение пространством. Фон, преимущественно, золотой;
- Графичность изображения;
- Гротескность;
- Плоское изображение, лишенное перспективы;
- Отсутствие дополнительных предметов, которые обычно сопровождают изображенных людей;
- Внимание облачению людей;
- Эмоциональность в изображении лиц.
Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Готическое искусство этого типа имела свои особенности в каждой стране, что должно бы позволять искусствоведам без труда понять, к какой стране принадлежит конкретное полотно. Но это не так. По причине активного культурного обмена и сети династических браков, из-за которых культурные особенности растекались по всему континенту, очень трудно точно установить, из какой страны был художник или где была написана картина, если отсутствует подпись автора.
Еще одна причина сложностей идентификации – работа художников на заказ. По этой причине француз мог писать полотна для итальянского, испанского двора, его работы могли быть подарены, а из-за этого образовывалась еще большая культурная путаница.
Тематикой ранних произведений в готическом стиле была религия, библейские сюжеты. Интернациональное направление отходит от этой готической догмы. Период развитого Средневековья характеризуется появлением работ на светскую тематику – их заказывают представители дворянства для декорирования интерьера.
Не смотря на появление светской тематики, базовыми остаются алтарные сюжеты и религиозные образы. Интернациональная готическая живопись схожа с иконописью – особенно, наличием золотого фона, прописями золотом.
Для оформления картин использовали вычурные рамы, иногда полотно составляло несколько створок. В качестве полотен для картин использовали деревянные дощечки.
Известные мастера готики
Дуччо из Сиены
Создатель алтаря «Маэста» в Сиенском соборе с изящными панелями, украшенными изображениями на религиозную тематику. В его манере творчества отслеживаются византийские влияния.
Джотто
Мастер создания настенных росписей. Наиболее яркая работа – роспись в церкви Капелла-дель-Арена. Стиль Джотто практически не имеет влияний – это чистая готика, наполненная динамикой.
Симоне Мартини
Один из наиболее ярких творцов Флоренции. Работа «Путь на Голгофу» отличается яркостью красок, наполненностью динамикой.
Траини
Создатель известной фрески на крытом кладбище рядом с Пизанским собором.
Микелино да Безоццо
Известный живописец и создатель миниатюр в стиле интернациональной готики.
Жан Фуке
Французский портретист.
Ангерран Картон
Значение для развития мирового искусства
Готика стала логичным этапом в развитии живописи. Картины легко узнать, благодаря ярким, выразительным особенностям. Произведения мастеров живописи осмыслены, повествовательны, наполнены динамикой и действиями. Мастерам этого стиля удалось объединить реалистичность и мистицизмом, светскость и религиозность.
Период развитой или «придворной» готики стал вратами Ренессанса. Особенно, влияние помпезной, вычурной, роскошной готики заметно в работах художников Северного Возрождения.
Благодаря полотнам в готическом стиле, искусствоведы и историки могут понять психологию и мировоззрение человека периода Средних веков.
Неоготический стиль — это… Что такое Неоготический стиль?
Неого́тика («новая готика») — наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики, или историзма, возрождавшее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века. Развивалось во многом параллельно с медиевистикой и поддерживалось ей. В отличие от национальных направлений эклектики (таких, как псевдорусский или неомавританский стили) неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуаньчжоу, Рыбинске и Киеве.
В XIX веке англичане, французы и немцы оспаривали друг у друга право считаться родоначальниками готики, однако пальму первенства в возрождении интереса к средневековой архитектуре единодушно отдают Великобритании. В викторианскую эпоху Британская империя как в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле, плодами которого стали такие общеизвестные сооружения, как «Биг Бэн» и Тауэрский мост.
В России востребованность неоготики была ограничена придворными кругами и католическими общинами крупных городов, которые строили архитектурные капризы и костёлы, соответственно. В русскоязычной литературе для обозначения сдобренной национальными элементами неоготики употребляется термин «псевдоготика», так как подлинной готики на территории Древней Руси не существовало.
Истоки
Подобно тому, как эпоха Просвещения воплотилась в формах архитектурного классицизма, неоготика отразила ностальгические устремления и индивидуалистические ценности пришедшей ей на смену эпохи романтизма. Интерес к средневековью, и особенно к средневековым руинам, в Англии пробудился ещё в середине XVIII века. Своего наивысшего воплощения он достиг в романах и балладах Вальтер Скотта, а также в специфическом жанре «готического романа». Подробнее о литературных аспектах неоготики см. Готическое направление в искусстве Нового времени.
«Римской» эстетике классицизма уже в конце XIX века патриотически и националистически настроенные романтики стали противопоставлять художественные вкусы «варварской», германско-кельтской Европы. В своём роде это было противопоставление разума и чувств, рационализма и иррационализма. Эта несовместимость римской эстетики и эстетики «варварской», то есть не римской, вызвала к жизни само название «готики». Как известно, название «готический» возникло в эпоху Ренессанса для обозначения архитектурного стиля, противоположенного в своей эстетике рациональному римскому строю. Готы, разрушившие Древний Рим, были для деятелей Ренессанса воплощением всего «варварского», что и определило выбор названия «варварского», не римского архитектурного стиля.
Возвращаясь к древнеримским идеалам, Ренессанс упорно видел во всем неримском печать «варварства», хотя с инженерной точки зрения готические соборы, несомненно, представляли большой шаг вперёд по сравнению с романскими соборами. Поэтому на рубеже XIX века, когда вслед за крахом Французской революции по Европе прокатилась волна разочарования классицистическим рационализмом и идеалами Просвещения, востребованной оказалась естественная (в руссоистском понимании), «природная» архитектура, предположительно сохранившая под покровом христианской догматики дух Европы, существовавшей до прихода на север Европы римлян.
Замок шотландского герцога Аргайла на озере Лох-Файн (1746-89) — один из первых в Европе памятников неоготики.Распространению неоготики в Европе способствовали сочинения писателей-романтиков. Шатобриан посвятил немало вдохновенных страниц готическим руинам, доказывая, что именно средневековое храмовое зодчество наиболее полным образом запечатлело «гений христианства». Местом действия и главным героем первого исторического романа на французском языке является готическое сооружение — Собор Парижской Богоматери. В викторианской Англии Джон Рёскин взволнованной, цветистой прозой обосновывал «нравственное превосходство» готики над прочими архитектурными стилями. Для него «центральным зданием мира» являлся Дворец дожей в Венеции, а наиболее совершенным из всех стилей — итальянская готика. Взгляды Рёскина разделяли художники-прерафаэлиты, черпавшие вдохновение в искусстве средних веков.
В англоязычной литературе неоготику называют «воскрешённой готикой» (Gothic Revival). Сравнительно недавно историки искусства стали задаваться вопросом, насколько правильно вообще говорить о воскрешении средневекового искусства в XIX веке, учитывая, что традиция готического зодчества в отдельных уголках Европы продолжала развиваться на протяжении XVII и XVIII вв. Более того, такие «продвинутые» архитекторы эпохи барокко, как Карло Райнальди в Риме, Гварино Гварини в Турине и Ян Блажей Сантини в Праге, питали глубокий интерес к т. н. «готическому ордеру архитектуры» и при достройке старинных монастырей умело воспроизводили готические своды. В интересах ансамблевости к готике прибегали и английские зодчие XVII века, напр., Кристофер Рен, построивший в оксфордском колледже Крайст Чёрч знаменитую «башню Тома».
Ранняя британская неоготика
Хорас Уолпол, автор первого готического романа, не только поместил его действие в средневековом замке Отранто, но и пожелал иметь нечто подобное в качестве загородной виллы. В 1748 году он приобрёл поместье Строберри-хилл под Лондоном с тем, чтобы придать его интерьерам вид макабрической старины. Часть поместья, впрочем, была оформлена в стиле рококо, и такое соседство создавало готическим интерьерам усадебного дома репутацию вычурного архитектурного каприза наподобие более раннего увлечения «китайщиной». Примеру Уолпола последовали и другие аристократы, в частности, герцог Аргайл, стилизовавший под средневековый замок своё шотландское поместье Инверари; в разработке проекта принимал участие брат Роберта Адама, Уильям.
Фонтхилл-эбби — загородный дом английского писателя У. Бекфорда со 100-метровой готической башней (строился в 1795—1813 гг.).Подлинный расцвет английской готики наступает в конце XVIII века в связи с разочарованием англичан во французских идеалах и поисками национального архитектурного стиля. Сын лондонского мэра, Уильям Бекфорд, в 1795 году начал в Уилтшире строительство внушительного поместья Фонтхилл-эбби с восьмиугольной 90-метровой башней, которая трижды обрушивалась за 30 лет. Усадьба Бекфорда произвела неизгладимое впечатление на современников, и слава о ней облетела всю Европу. Вскоре после смерти владельца башня в очередной раз обвалилась, и здание было снесено. Его непростая строительная история свидетельствует о несовершенном понимании архитекторами начала XIX века конструктивных особенностей средневековой готики.
Фонтхилл-эбби подводит черту под периодом, когда неоготика была лишь данью моде со стороны узкого круга аристократов, а элементы готического декора (как, например, стрельчатые арки) наносились на палладианские по сути здания вопреки структурной логике. Зодчие эпохи Регентства обращали пристальное внимание на архитектуру английских готических соборов. Освоение полученных знаний позволило мастерам викторианской эпохи превратить неоготику в универсальный архитектурный стиль, в котором возводились не только церкви, но и здания самой разной функциональной направленности — ратуши, университеты, школы и вокзалы. В этом т. н. «викторианском стиле» застраивались в XIX веке целые города.
Викторианская неоготика
Лондонский вокзал Сент-Панкрас (арх. Дж. Г. Скотт, 1865-68 гг.) — пример наложения неоготического декора на современные металлоконструкции.Неоготика была «официально» признана национальным стилем викторианской Англии, когда после разрушительного пожара здание Британского парламента было в 1834 г. поручено отстроить известному знатоку и энтузиасту неоготики, Огастесу Пьюджину. Возведённый Пьюджином в содружестве с Чарльзом Барри новый Вестминстерский дворец стал визитной карточкой стиля. Вслед за резиденцией парламента неоготический облик стали приобретать Королевский судный двор и другие общественные здания, ратуши, вокзалы, мосты и даже скульптурные мемориалы, как, напр., Мемориал принца Альберта. В 1870-е гг. обилие неоготических построек в Британии уже позволяло публиковать увесистые обзоры по истории этого стиля.
Победное шествие неоготики по колониям Британской империи раскидало здания в этом стиле по всему Земному шару. Неоготическими храмами, в частности, изобилуют Австралия и Новая Зеландия. В США отношение к неоготике поначалу было настороженным, отчасти по причине сохранявшегося антагонизма с прежней метрополией, а отчасти потому, что Томас Джефферсон и другие отцы-основатели считали наиболее подходящей архитектурой для республики-наследницы античных идеалов свободы не готику, а палладианство и неогрек. Нью-йоркская церковь Троицы (1846) свидетельствует о том, что в половине XIX века американцы ещё только начинали осваивать язык неоготики. Гораздо более уверенно исполнен в подражание храмам средневековой Европы католический собор Святого Патрика в том же городе (1858-78).
Во II-й половине XIX века Общество искусств и ремесел и Общество в защиту древних зданий, возглавляемые видным прерафаэлитом Уильямом Моррисом, поставили на повестку дня вопросы о возрождении свойственной средневековью целостности художественного восприятия. Моррис и его сторонники стремились воскресить не только и не столько внешний вид средневековых зданий, сколько их любовное наполнение предметами декоративно-прикладного искусства ручной работы («Красный дом» Морриса, 1859). Как раз этого единства и не хватало крупным викторианским проектам вроде вокзалов и торговых центров: «колпак» из дробного готического декора, как правило, надевался на современные стальные конструкции. За средневековым фасадом часто скрывалась ультрасовременная «начинка» из продуктов промышленной революции, причём этот диссонанс характеризует период эклектизма не только в Англии (ср. перекрытия В. Г. Шухова в московском ГУМе).
Неоготика в Центральной Европе
Раньше, чем в других странах континентальной Европы, неоготику «распробовали» англоманы в различных государствах, составивших впоследствии Германию. Князь крошечного Анхальт-Дессау повелел в качестве каприза построить в своём «парковом королевстве» близ Вёрлица готический домик и церковь. Ещё раньше, при строительстве Потсдама, прусский король Фридрих II распорядился придать монументальный средневековый облик Науэнским воротам (1755). Однако, как и в Британии, эти примеры немецкой неоготики XVIII века единичны.
Всплеск немецкого национального чувства в период романтизма и особенно после революции 1848—1849 годов вылился в движение, направленное на завершение «долгостроев» средневековья и, в первую очередь, Кёльнского собора — одного из самых масштабно задуманных зданий средних веков. В 1880 году, когда строительство собора завершилось, при высоте в 157 метров он стал самым высоким зданием мира. Через несколько лет его рекорд побила другая достроенная церковь — 161-метровый Ульмский собор. Несколько раньше был очищен от позднейших наслоений важнейший памятник баварской готики — собор в Регенсбурге.
Сказочный Нойшванштайн («новый лебединый утёс») сочетает вкрапления подлинной готики с фантастическими привнесениями.По примеру англичан немецкие правители бережно восстанавливали разрушенные средневековые замки. В некоторых случаях инициатива исходила от частных лиц. Значительных реставрационных работ потребовал главный замок Тевтонского ордена — Мариенбург. Немецкие государи не скупились на финансирование строительства новых замков, которые были призваны превзойти все средневековые образцы. Так, прусское правительство профинансировало возведение грандиозного замка Гогенцоллерн в Швабии (1850-67), однако и он померк перед словно вышедшим из волшебной сказки замком Нойшванштайн, строительство которого развернул в Альпах в 1869 году баварский король Людвиг II.
Формы, ранее свойственные исключительно церковной архитектуре, немецкие архитекторы с успехом применяли при строительстве сугубо светских зданий, каковы ратуши в Вене, Мюнхене и Берлине, а также протяжённый и в своём роде уникальный комплекс гамбургских верфей — Шпейхерштадт. В связи с превращением Гамбурга в главный порт Германской империи в этом городе велось особенно масштабное неоготическое строительство, включавшее возведение самой высокой в мире церкви — Николайкирхе (разрушена во время Второй мировой войны). Новые храмы нередко сооружались из неоштукатуренного кирпича в традициях кирпичной готики — таковы висбаденская Маркткирхе и Фридрихсвердерская церковь в Берлине.
Венская Вотивкирхе известна утончённостью внутреннего декора, следующего заветам поздней готики.
Австро-Венгрия в своём восприятии неоготики следовала по пути других германских наций. Здесь острую конкуренцию неоготике составляли другие ретроспективные стили — неоренессанс и необарокко, хотя именно неоготика воскрешала в памяти средневековую мощь Священной Римской империи, наследниками которой видели себя австрийские Габсбурги. Следуя примеру других государств, они позаботились о завершении затянувшегося на шесть веков строительства пражского собора св. Вита. Из собственно неоготических проектов выделяются своими размахом и пышностью венская Вотивкирхе (1856-79) и здание Венгерского парламента в Будапеште (1885-94).
Неоготика во Франции и Италии
В романских странах на протяжении XIX века господствовали стили, укоренённые в классической традиции, — неоренессанс, необарокко и боз-ар. В престижной Школе изящных искусств преподавателям академической выучки было чуждо преклонение перед средневековым искусством, поэтому будущие архитекторы изучали преимущественно наследие античности и Ренессанса. По причине отсутствия собственных специалистов по неоготике для стилизации под готические соборы вновь возводимых зданий — напр., парижской базилики Сен-Клотильд (1827-57) — архитекторов приходилось приглашать из-за рубежа.
Во Францию неоготика пришла поздно и сразу получила ярко выраженную археологическую направленность. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1830) прозвучал гимном во славу средневековой архитектуры и призывом к сохранению её наследия. Предметом всеобщего внимания поначалу стал выведенный в романе собор. В дальнейшем речь шла, как правило, также не о строительстве новых зданий, а о реставрации шедевров французского средневековья, будь то Сен-Шапель, Мон-Сен-Мишель, грандиозное аббатство в Везле, древние укрепления Каркассона или горный замок Роктайад. К осуществлению практически всех реставрационных проектов приложил руку неутомимый Виолле-ле-Дюк, стремившийся довести даже недостроенные в средние века сооружения до последней степени завершённости.
В Италии неоготика также воспринималась именно как движение, направленное на реставрацию и завершение строительства великих памятников прошлых лет. Ещё Наполеон перед коронацией велел достроить грандиозный Миланский собор и пообещал выделить на это средства; работа над завершением дуомо растянулась до 1965 года. Самым крупным проектом итальянского неоготического движения стал объявленный в 1864 году конкурс на проектирование и возведение фасада величайшей сокровищницы чинквеченто — собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Одновременно достраивались фасады других незавершённых храмов — флорентийской базилики Санта-Кроче и Неаполитанского собора.
Неоготика в России
Русская псевдоготика конца XVIII — начала XIX вв. — это в значительной степени романтические фантазии на темы западного средневековья, которые отражают идеализированное представление заказчиков о средних веках как эпохе торжества христианства и рыцарских турниров. Первые в России попытки архитектурных стилизаций под готику относятся к 1770-м годам, когда Ю. М. Фельтен по заказу Екатерины II выстроил в диковинных для Петербурга формах Чесменский путевой дворец и церковь при нём, а В. И. Баженов по её заданию занялся проектированием обширной Царицынской усадьбы под Москвой.
В отличие от европейских коллег, русские стилизаторы, особенно в ранний период, редко перенимали каркасную системы готической архитектуры, ограничиваясь выборочным украшением фасада готическим декором вроде стрельчатых арок в сочетании с заимствованиями из репертуара нарышкинского барокко. В храмовом строительстве также преобладала традиционная для православия крестово-купольность. О глубоком понимании языка готических архитектурных форм говорить тут не приходится ввиду большой временной и пространственной дистанции, разделяющей новые постройки с их средневековыми прототипами.
Со второй половины XIX века псевдоготические фантазии уступают место усвоенным по западной литературе формам «интернациональной» неоготики, основным полем для применения которых в России становится строительство католических костёлов для прихожан польского происхождения. Таких храмов было построено множество на всём протяжении Российской империи от Красноярска до Киева. Как и в Скандинавии, архитекторы восточноевропейских костёлов предпочитали следовать традициям кирпичной готики. По заказам частных лиц иногда возводились сказочные фантазии с готическими элементами вроде декоративных башенок и машикулей — такие, как Ласточкино гнездо. В таких сооружениях верность средневековой традиции уступала место соответствию здания ожиданиям дилетанта-заказчика.
Закат неоготики
Вслед за завершением в 1906 году мюнхенской Паульскирхе увлечение неоготикой в Германии и Австро-Венгрии резко пошло на спад. Помимо прочих, для этого были идеологические причины: после долгих дебатов стало ясно, что готический стиль берет своё начало во враждебной Франции и национальным германским стилем считаться не может. Дробному до избыточности готическому декору пришло на смену возрождение строгих форм романского стиля, лучшие образцы которого сохранились именно в Германии.
Литература
- Dierk Lawrenz: Die Hamburger Speicherstadt. EK-Verlag, Freiburg, 2008 ISBN 3-88255-893-7 (нем.)
Ссылки
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Готична мода — Вікіпедія
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
Готичною модою називається стиль в одязі, пов’язаний з субкультурою готів. Готи мають свій впізнаваний імідж, і хоча всередині готичної моди існують численні напрями, їх об’єднують спільні риси.
Обраний одяг часто залежить від власного стилю кожної людини, її смаків і вподобань. Серед основних елементів:
- Одяг чорного кольору, що може будь-яким іншим (червоним, блакитним, синім чи зеленим — все індивідуально).
- Корсети — бувають двох видів: близькі за стилем до історичних, стародавніх корсетів минулих епох (вони шиються з оксамиту, парчі, можуть бути різних кольорів) і близькі до фетиш естетики (це в основному сучасні матеріали — латекс, вініл, шкіра; здебільшого чорного кольору). У кібер-гот естетиці інколи для пошиття корсету використовують фосфоресцентний пластик чи інші кислотні тканини.
- Сукні, спідниці — найрізноманітніші, створюються за мотивами історичних суконь, з використанням мережив, кольорових вставок у ліф, інколи використовують подвійні спідниці. Шиються вони з оксамиту, шовку, парчі, шифону, гіпюру. Кольори різноманітні, але домінує чорний, інколи фіолетовий, бордовий, червоний. Також спідниці можуть бути пошиті з сучасних матеріалів — латекс, вініл, можуть бути як короткі так і довгі, в основному вузькі. З декоративною метою прикрашають сріблястими ланцюжками, пряжками, кільцями та іншим.
- Кофти, топи — якщо використовуються в поєднанні з історичною спідницею, то кофта витримана в такій самій естетиці та кольоровій гамі, що й спідниця. Матеріали — оксамит, шовк, парча. Рукава та виріз досить часто прикрашають мереживом. Окрім історичних фасонів популярністю користуються кофти більш модернового дизайну — з розрізами на рукавах, різноманітними шнурівками (на спині, ліфі, рукавах)з використанням ланцюжків, кілець. Топи зустрічаються як оксамитові так і латексні/вінілові, домінуючі кольори — чорний, фіолетовий та ін., так само прикрашаються ланцюжками, шнурівками, пряжками чи кільцями. Розповсюджений вигляд готичного одягу — кофти в сіточку, які носять як жінки так і чоловіки, бувають з рукавами та без них. Часто застосовують шнурівку спереду та на рукавах. Виготовлені такі кофти часто із штучних матеріалів, різноманітної фактури, зазвичай чорного кольору. Інколи використовують хутряні кофти (натурального або штучного матеріалу)з довгим ворсом, і знову ж таки частіше чорного кольору, хоча бувають і інших, доволі екстравагантних кольорів: білого, рожевого, салатового.
- Колготки та панчохи — їх можуть носити як жінки так і чоловіки, часто вони подерті, або з малюнком/в сіточку або кольорові.
- Штани — різноманітних фасонів і виду тканини від історичного напрямку — панталон (парча, оксамит, шовк) до латексних з спідницями. Такі штани виготовляються із шкіри, шкірозамінника, вінілу, часто використовуються декоративні елементи в вигляді шнурівки по бокам, дірок, кілець, інколи шнуруються від коліна. Бувають як вільно покрою, так і по фігурі (по принципу легінсів).
- Сорочки — виготовляються в основному з натуральних, приємних до тіла тканин, таких як: бавовна, шовк, оксамит. Домінуючий колір — чорний, червоний, фіолетовий та ін. Прикрашена така сорочка досить часто мереживом на рукавах, розкішним жабо, може застосовуватися шнурівка (спереду чи на рукавах).
- Камзоли, жакети — для пошиття використовують зручні тканини для верхнього одягу, костюмного типу, також це може бути оксамит, парча, шовк. Жіночі моделі бувають прикрашені пір’ям, хутром, для чоловіків чудово підійдуть старовинні медалі, ланцюжки.
- Плащі, накидки — від історичного до стилю модерн. Бувають із шовку, оксамиту. Односторонні і двосторонні (можлива комбінація двох кольорів, наприклад чорний верх із червоним низом і ін.). Інколи бувають з капюшоном. Для холодної пори року є актуальними пальта, шинелі, шкіряні утеплені плащі.
Готична естетика вкрай еклектична за набором вживаних і популярних символів, можна зустріти і єгипетську і християнську і кельтську символіку.
- Анх — символ бере свій початок із найдавніших часів. Відомий як єгипетський ієрогліф, а також найбільш значущий символ стародавніх єгиптян. Ще одним його значенням є такі, як — «Ключ життя», «Ключ Нілу», «Вузол Життя», «Хрест із петлею», «Єгипетський хрест» — «Крукс Ансата» (лат. Crux ansata). Являє собою хрестик, увінчаний зверху кільцем. В Юнікоді Анх позначається так — U+2625 (☥). Через свою схожість з християнським хрестом, увійшов до коптської символіки, зі значенням вічного життя. «Ключ Життя» ототожнюється з богами не лише у єгиптян. Цей хрест був відомий і в великій цивілізації майя, де також є символом безсмертя, у скандинавів пов’язаний з водою, а отже із зародженням Життя. В кінці 1960-х років анх на рівні з пацифіком використовується в символіці руху хіппі, як знак правди та миру. З 1980-х по сьогодення є однією з символів готичного руху.
- Інши єгипетські символи, такі як «Око Ра», також використовуються.
- Християнська символіка використовується менше, переважно в вигляді звичайних розп’ять (тільки зі стильним дизайном).
- Кельтська символіка зустрічається у виді кельтських хрестів і різних кельтських орнаментів.
- Окультна символіка представлена досить широко — використовуються пентаграми (як звичайні, так і перевернуті), перевернуті хрести, восьмипроменеві зірки (символи хаосу).
- Символи смерті широко використовуються — це прикраси з кістяками, черепами, і т. д.
- Кажанів можна віднести до чисто готичних символів — це різні зображення кажанів (зв’язок з вампірами очевидний), вони часто зустрічаються в прикрасах.
- Вовка, сову також можна вважати символами готичної субкультури.
Більша частина аксесуарів запозичена готами із фетиш та s&m культури. Найбільш розповсюдженими елементами є — ошийники (будь-якого вигляду з різних матеріалів: шкіра, оксамит, латекс, металеві, з шипами, кільцями, підвісками із ланцюжків). Також популярністю користуються шиповані браслети, ремені.
- Сумки — часто прикрашені готичними символами, з металу та інших матеріалів. Різноманітних форм — від маленьких валізок до рюкзаків у формі кажанів або гробиків, або ж просто легкі сумочки з мереживами.
- Рукавички — часто це мереживні, оксамитові, атласні, із сіточки чи латексу, вінілу або шкіри, як короткі так і довгі вище ліктя. Використовують рукава на шнурівці (особливий вид рукавичок, що не закриває пальці).
- Капелюхи — досить часто це циліндри чорного кольору. Здебільшого їх носять чоловіки. Як жіночий варіант — може бути його мініатюрка.
- Обличчя — навмисно задається світлий, навіть блідо-білий відтінок шкіри, шляхом нанесення білого гриму (це для завзятих екстремалів) та світлої пудри або тонального крему.
- Очі — мають бути виразні, використовують для підсилення контрасту з обличчям, чорні тіні, накладні вії, підводять стрілки вздовж розрізу ока. Брови інколи голяться чи видаляються, робиться татуаж екстремально тоненьких «ниточок». Від фантазії кожного конкретного гота стиль залежить на пряму, дехто малює на обличчі різні узори, павутинки і ін.
- Губи — підводять різноманітними помадами, блисками, тональним кремом (для блідого ефекту). Колір може бути будь-який, червоний, рожевий, чорний, білий, фіолетовий, такий, на який Вам вистачить сміливості та смаку.
- Нігті — найбільш часто використовуваний колір — чорний, проте Ви можете обрати будь-який інший (блакитний, червоний, зелений, фіолетовий), можна оздобити орнаментом — павутинкою.
Одним із основних видів самовираження готів є створення оригінальної зачіски. Волосся може бути будь-якого кольору (переважно чорного), досить часто в цілях збереження розкішного волосся його не фарбують взагалі. Деякі види зачісок:
- «Вибух на макаронній фабриці» — зачіска з 80-х років, волосся піднімається і начісується доверху в хаотичному порядку.
- «Pony tail» — зачіска зі світу fetish естетики. Волосся збирається в хвостик на маківці. Інколи поєднується з виголеними скронями.
- Ірокез — в зв’язку з тим, що готи достатньо далеко пішли від панків, ірокези бувають найрізноманітніші.
Різноманітність готичних зачісок не заважає ходити готам з охайно підв’язаним волоссям срібною заколкою, або гарно укладеними кучерами як в стародавні часи, або ж просто з розпущеним волоссям.
Готическая скульптура — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2013; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2013; проверки требуют 22 правки.Готическая скульптура представляет собой как пластическое искусство Средневекового периода c середины XII и по XV век включительно, так и соответствующие произведения искусства, являющиеся частью архитектурных сооружений, созданных в готическом стиле. Готический скульптурный стиль берёт своё начало во Франции. Первыми работами в этом направлении считаются статуи портала базилики в Сен-Дени (1137 год) и Шартрского собора. Затем он распространяется по всей Европе и популярен вплоть до начала Нового времени, когда на смену готике приходит искусство Возрождения, ориентирующееся на традиции античности.
Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью; отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось. Лишь к началу XIII столетия начинается достаточно медленное развитие пластического мастерства в направлении ваяния отдельных фигур с пропорционально переданными членами. Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы. Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности. Так, глубокие или скомканные складки на платье у статуй подчёркивают порывистость движения, резкость при повороте.
Испанская готическая скульптура ориентировалась на французскую и имела с ней много общих черт. В отличие от неё в Италии сложилась самостоятельная готическая школа пластики. Здесь скульптура больше не связана в обязательном порядке с архитектурными решениями, она служит более созданию декора в помещениях и открытых пространствах (городские площади, парки). Итальянская школа всё менее связана с византийским искусством, и всё более ищет для себя образцы в античности.
В Германии к началу XIII столетия работают преимущественно скульпторы и зодчие, прошедшие обучение у французских мастеров. Здесь предпочитают установку статуй во внутренних помещениях зданий. Одним из ярчайших представителей раннегерманской готической пластики является т. н. Бамбергский мастер, скульптурные фигуры которого имеют крепкие тела и менее выразительные лики. В то же время в Германии существовали и иные течения в готическом зодчестве — например, у скульптур, украшающих Страсбургский собор взгляд привлекают в первую очередь мастерски выполненные головы статуй, тела же их менее искусны. Пик развития готической скульптуры в Германии приходится на начало XIV столетия. Связано это было кроме прочего с распространением в этой стране мистических учений Хильдегард фон Бинген и Генриха Сузо, а также с последствиями страшной эпидемии чумы, поразившей Европу в середине XIV века. Наиболее популярными темами в готической скульптуре того времени было изображение измученного страданиями, израненного Распятого. На севере Германии уже на исходе готического периода распространяется тип скульптурного изображения «прекрасной Мадонны». Он представляет Деву Марию с младенцем на руках, при этом особое внимание уделяется отделке её богатого платья. Сама Мария представлена в виде чувственной, юной и прекрасной девушки.