Готический и романский стили – «Как и почему готическая архитектура заменила романскую в Средние Века?» – Яндекс.Знатоки

21. Романский и готический стили в средневековом искусстве.

Европа в 11 – 12 вв. Термин вначале применялся только к архитектуре, а позднее – к живописи, скульптуре и другим видам искусства. Однако обычно романским называют стиль, который сформировался одновременно во Франции,

Италии, Германии, Испании и Англии в 11 веке. Несмотря на определенные национальные различия, он стал первым действительно общеевропейским стилем, что выделяют его из стилей «каролингского возрождения» и Оттоновского искусства послеримского периода. Отличительная черта романского стиля в архитектуре – это массивность, тяжеловесность, толщина стен, которая подчеркивалась узкими проемами окон. Это придавало облику зданий величественность.

Возрождение церковного строительства после периода упадка, появление монашеских орденов, развитие более сложных форм литургии (что требовало большего количества приделов и более обширных хоров), усовершенствование самой строительной техники способствовали возведению более сложных церковных строений в раннехристианских традициях. В месте пересечения трансепта с продольными нефами обычно находился световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную ячейку, обособленную от остальных. Каменный свод прорезали арки и аркады, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, создававшие ощущение незыблемости и устойчивости. В романский период появились каменные замки, построенные в форме огромных башен, в которых находились жилые помещения. Общими элементами всех сооружений романского стиля являются круглые арки (как в римских зданиях), на смену которым постепенно пришли заостренные (стрельчатые) готические.

Готический стиль– художественный стиль в архитектуре и искусстве, сменивший романский стиль. Готика возникла во Франции в середине 12 века, быстро распространилась в других странах, главным образом в Северной Европе, где господствовала до 16 века. Первоначально термин имел уничижительный смысл: художники итальянского Ренессанса так называли «варварскую» средневековую архитектуру, ошибочно полагая, что ее создатели – готские племена, разрушившие классическое искусство Римской империи. Готика до сих пор ассоциируется главным образом с архитектурой, особенно с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой; крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым)скрещивающимися арками, и арочным контрфорсом, то есть внешней опорой, не примыкающей вплотную к стене, а соединенной с нею аркой. Ни одна из этих особенностей не была достижением готики (все они существовали в поздней романской архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной конструкции, производившей, в отличие от массивных, тяжеловесных сооружений романского стиля, впечатление легкости и воздушности.

Другой характерной чертой готической архитектуры, возникшей чуть позже, является ажурный декор, украшающий оконные проемы и поверхности стен.

Причем в этой области был достигнут такой уровень мастерства, что по рисунку (или его отсутствию) можно было легко определить принадлежность к тому или иному периоду развития готической архитектуры.

Время и место рождения готического стиля можно определить точно. Это

1140 – 1144 гг., аббатство Сен-Дени близ Парижа, где по заказу настоятеля монастыря Сугерия, одного из известных покровителей искусств того времени, проводилась перестройка церкви. Сохранилась лишь небольшая часть здания – крытая аркада клироса, но оно остается одним из тех сооружений, которые внесли революционные изменения в европейскую архитектуру. Вместо тяжеловесных конструкций романского стиля появились стройные опоры, арки и крестовые своды, создававшие ощущение изящества и легкости. В готических соборах окна увеличились до таких размеров, что образовывали полупрозрачную стену.

Позднее французская готика приобретает еще большую декоративность.

«Лучистая» и «пламенеющая» готика, распространившись почти по всей Европе, во многих странах приняла своеобразные формы.

3. Романский и готический стили в культуре Средних веков.

Романский стиль в искусстве Западной Европы

Термин «романский» достаточно условен: (нет связи с Римом, как, кстати, и «готический» с готами). Термин возник в XIX веке, как обозначение европейского стиля IХ-ХII веков. Романский стиль сложился в странах Центральной и Западной Европы и распространился повсеместно. «Классичнее» всего этот стиль получит распространение в искусстве Германии и Франции. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, и ведущими типами сооружений становятся церкви, монастыри, замки. Монастыри были сильнейшими феодалами. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Замок-крепость или храм-крепость. «Замок — крепость рыцаря, церковь — крепость бога; Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов — вот характерное создание романского искусства.

Базилика — основной тип западноевропейского христианского храма. С исчезновением рационалистических основ античного мировоззрения, теряет свое значение ордерная система, хотя название нового стиля происходит от слова «ромус» — римский, так как в основе архитектурной конструкции здесь лежит римская полуциркульная арочная ячейка.

Однако вместо тектоники ордера в романской архитектуре главной становится тектоника мощной стены — наиболее важного конструктивного и художественно — выразительного средства.

В. Власов пишет о том, что для романского искусства «характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских — они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считают, что вся эта фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Искусство скульптуры и росписи было связано с искусством книжной миниатюры, расцвет которой приходится на романскую эпоху.

Знатоки, такие, как Э. Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные азиатские, византийские и персидские влияния. Сама постановка вопроса «Запад или Восток» по отношению к романской эпохе неверна. В подготовке общеевропейского средневекового искусства, началом которого было раннехристианское, продолжением — романское и высшим взлетом — готическое искусство, главную роль сыграли греко-кельтские истоки, романские, византийские, греческие, персидские и славянские элементы». Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973).

Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где бережно в течение столетий сохранялись традиции античной культуры.

Для романского искусства характерно широкое использование железа и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли и др. С XI в. начинается производство тканых ковров — шпалер. Орнаментика тканей связана с восточными влияниями эпохи Крестовых походов.

Культурными центрами этой эпохи оставались монастыри и церкви. В культовой архитектуре воплощалась христианская религиозная идея

В романский период впервые появилась монументальная скульптура — рельефы — их располагали, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах) церквей. Размеры церквей увеличивались, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор.

Цилиндрические (имеющие форму полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом) своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент — характерные черты романской церкви.

.

Романское искусство кажется грубым и диковатым, если сравнивать с утонченностью византийцев, но это стиль большого благородства». Статуи Шартрского собора — зрелые, прекрасные образы, граничащие уже с готикой.

В романский период бурно развивается книжная миниатюра. Излюбленными изображениями в манускриптах Х-ХI вв., были изображения властителя на троне в окружении символов власти («Евангелие Оттона III», около 1000, Мюнхенская библиотека).

ХII век — «золотой» век романского искусства, распространившегося по всей Европе. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи.

Готический стиль в западноевропейском искусстве

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль — готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI векеОсновным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал, прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.

Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным признаком готического стиля. Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Хотя раннеготические церкви допускали широкое варьирование форм, при возведении серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью использованы преимущества нового готического свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов

С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и экспрессивными.

Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас — статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом до-готическом соборе и датируются примерно 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который тем не менее придает фигурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.

Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта — 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше — бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо — собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор — это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены. Тогда собор был чем-то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент, и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить. Возле собора, как правило, располагались торговые ряды. Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор вот в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло и изменение архитектурного стиля. Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Одни — представители массивности, другие — легкости. Но если взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней.

18. Особенности художественной культуры Средневековья: романский и готический стили.

Романское искусство, стиль архитектуры и других отраслей искусства, возникший в Западной Европе в X веке. Термин «романский» (франц. Romanesque, исп. romanico, нем. Romanik от лат. romanum – римский), появился в начале XIX века, когда историки и художники-романтики, открыв для себя искусство раннего средневековья заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую. Романская эпоха – время возникновения общеевропейского архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной Европы. Формирование западноевропейской романской культуры из-за непрерывных войн и переселения народов происходило позднее, чем на Востоке, в Византии, но протекало более динамично. Главная особенность романской эпохи – открытость внешним влияниям.

В последовательности произведений же искусства готики, начиная со второй половины XII и кончая XIV столетием, мироощущение этой эпохи отражено во всей его целостности и поступательном движении с такой яркостью, зрелостью, силой и полнотой, которая была под стать только искусству, достигшему классической ступени развития. В готическом искусстве сходились все нити интеллектуальной и духовной жизни эпохи. В нем идеальные представления средневековья о вселенной, истории и человечестве неразрывно сплелись с простыми и конкретными измерениями каждодневной реальности.

Для работников в туристической сфере тема данной работы особенно актуальна, так как множество европейских городов построены в готическом или романском стиле. Кроме того, почти в каждом городе можно увидеть замечательные сооружения архитектуры, известен на весь мир причудливый и очень красивый готический шрифт.

Предметом исследования является готический и романский стили искусства.

Объектами данной работы являются Амьенский собор, Буржский собор.

Главной целью курсовой стало желание определить и охарактеризовать основные моменты и особенности становления и развития готического и романского стилей западноевропейского искусства.

В связи с главной целью курсовой были определены следующие задачи:

1) ознакомится с соответствующей литературой;

2) собрать и проанализировать материал.

1. Общая характеристика периода

К началу 11 в. у большинства народов Западной Европы феодальный строй окончательно стал господствующим. Производственные и юридические отношения, государственное устройство, религия и культура приняли характерные средневековые формы. Переход от «варварских» империй к «классическим» государствам средневековой Европы, связанный с утверждением феодальных отношений, носил тяжелый, мучительный характер. Это был период больших социальных и военных потрясений. Трудности внутреннего развития усугублялись ещё и тем, что в течение 9 и 10 вв. европейским народам приходилось бороться против набегов мавров и Венгеров. В 10 столетии особенно разрушительными и грозными стали набеги норманнов, вызванные хозяйственным кризисом, разложением родовых связей народов Скандинавии и их запоздалым переходом к феодализму. Эта пора, прошедшая в феодальных междоусобицах и борьбе против внешних врагов, характеризуется временным упадком и оскудением духовной культуры.

В истории западноевропейской культуры развитого феодализма явственно выделяются два этапа. Первый – 11–12 вв., второй 12–14 (в некоторых странах вплоть до 16) столетия. На первом этапе начавшие возрождаться ремесло, торговля, городская жизнь были развиты ещё относительно слабо. Безраздельно господствовали феодалы-землевладельцы. Королевская власть вначале была слаба; король лишь «первый среди равных». Он скорее декоративная фигура, завершающая иерархическую пирамиду вассалов и сеньоров, чем олицетворение централизованной государственной власти. Правда, уже с конца 11 в., особенно во Франции, королевская власть начала укреплять свой авторитет и создавать централизованное феодальное государство, способствовавшее как дальнейшему подъёму феодальной экономики, так и организованному подавлению постоянных крестьянских восстаний. Большую роль в развитии культуры сыграли в конце этого периода так называемые крестовые походы, предпринятые для отвоевания «святой земли» – Палестины у мусульман. Они ознакомили Западную Европу с богатой культурой Арабского Востока, способствовали развитию торговли ряда городов европейского Средиземноморья (Венеция, Генуя, Марсель), ускорили рост ремёсел и торговли в ряде стран Западной Европы.

Главной идеологической силой на данном этапе развития была католическая церковь – крупнейший феодальный властитель. В ряде государств церковь держала в своих руках до трети всех земельных угодий страны. В рыцарских замках возникла относительно свободная от религиозных догматов и аскетических норм рыцарская поэзия, воспевавшая любовь и воинственные подвиги. В среде народа продолжали жить и развиваться эпос, лирика, поэтический мир сказок. В деревнях и городах создавались несмешные, полные наблюдательности поговорки и притчи. Наряду с мираклями и мистериями – инсценировками религиозных тем, происходившими в дни церковных праздников перед храмами, разыгрывались первые, ещё наивные по форме светские театральные зрелища, в которых отражался быт горожан, а иногда и крестьян, получали первую обрисовку реальные людские типы и характеры.

И всё же в целом культура 11–12 столетий – философия, мораль, начатки точных наук, нравоучительная литература и монументальное искусство – была подчинена интересам религии, гнёту церковного авторитета, освящавшего всю систему феодальной эксплуатации и угнетения. В рамках церковной идеологии того времени развивались, однако, и некоторые положительные тенденции. Стройная церковная иерархия охватывала все политические раздробленные страны католической Европы. Только церковь была носительницей духовного единства. Она являлась, особенно на первом этапе, средоточием образованности; в монастырях формировалась средневековая интеллигенция: философы, богословы, юристы, врачи, художники, архитекторы.

В искусстве первому этапу периода развитого феодализма соответствует так называемый романский стиль.

Второй этап в истории зрелого европейского средневековья связан с дальнейшим ростом производительных сил феодального общества. Оформилось разделение труда между городом и деревней, интенсивно развивались ремёсла и торговля. Новые потребности общества вызывали необходимость обуздания феодальной анархии. Королевская власть становилась сознательной выразительницей идей государственного единства страны, господства права над произволом, феодального порядка над феодальной анархией. Короли, опираясь на рыцарство и богатых горожан, начали бороться против крупных феодалов. Вместе с тем они возглавили силы всего класса феодалов в подавлении нараставшей волны крестьянских восстаний. Мощного развития достигли экономика и культура феодальных городов. Во многих странах города добились самоуправления (так называемые коммуны).

В некоторых странах, в особенности в Италии, крупные города, низвергнув власть ближайшего феодала превращались в самостоятельные государства, игравшие важную роль в политической и экономической жизни средневековой Европы (Венецианская республика, Флоренция). Лига – союз ломбардских городов – добилась в 12 в. независимости даже от власти императора.

В дальнейшем, к 14 в., в городах-государствах Италии – раньше, чем в других странах, сформировалась художественная культура нового, светского типа и реалистического искусства.

В большинстве же крупных стран Европы – во Франции, Англии, отчасти в Германии – горда чаще стремились в политической автономии в рамках феодальной монархии, поддерживая королевскую власть в её борьбе против непосредственных противников городов – крупных феодалов.

В 13 и 14 столетиях – временного и высшего расцвета средневековой культуры. В это время церковь теряла свою монополию в этой области, уступая ведущую роль богатым городам средневековья, отчасти – королевской власти и её идеологам. Средневековые университеты становились центром культуры и образованности. Первые университеты возникли ранее, но рост их численности и укрепления их знания относятся к 13–14 вв. Получили дальнейшее развитие светские формы литературы, поэзии, театра. В тесных рамках церковной идеологии зарождались первые элементы научного рационалистического мышления. Однако традиционные религиозные формы культуры ещё продолжали повсеместно господствовать. Более того, именно в это время были созданы сложные догматические религиозно-философские системы средневековья, например «Summa theologie» Фомы Аквината.

В области искусства Западной Европы указанному периоду соответствует развитие готического стиля.

Таким образом, искусство европейского зрелого средневековья проходит через два этапа – романский (11–12 вв.) и готический (конец 12 в., 13 и 14 вв.). В некоторых государствах искусство в 15 и даже 16 в. продолжало носить средневековый характер. [1, 229]

2. Романский стиль в искусстве Западной Европы

Термин «романский» достаточно условен: (нет связи с Римом, как, кстати, и «готический» с готами). Термин возник в XIX веке, как обозначение европейского стиля IХ-ХII веков. Романский стиль сложился в странах Центральной и Западной Европы и распространился повсеместно. «Классичнее» всего этот стиль получит распространение в искусстве Германии и Франции. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, и ведущими типами сооружений становятся церкви, монастыри, замки. Монастыри были сильнейшими феодалами. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Замок-крепость или храм-крепость. «Замок – крепость рыцаря, церковь – крепость бога; Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов – вот характерное создание романского искусства.

В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга». Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486–751).

Известный историк, А. Тойнби отмечал, что «единственно возможным целостным государством была римская империя, франкский режим Меровингов был обращен лицом к римскому прошлому».

На территории Европы в изобилии остались памятники архитектуры древних римлян: дороги, акведуки, крепостные стены, башни, храмы. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. В соединении сторожевых башен, военных лагерей с греческими базиликами и византийским орнаментом возник новый «римский» романский архитектурный стиль: простой и целесообразный. Строгая тектоничность и функциональность почти полностью исключили изобразительность, праздничность и нарядность, отличавшие архитектуру греческой античности

Базилика – основной тип западноевропейского христианского храма. С исчезновением рационалистических основ античного мировоззрения, теряет свое значение ордерная система, хотя название нового стиля происходит от слова «ромус» – римский, так как в основе архитектурной конструкции здесь лежит римская полуциркульная арочная ячейка.

Однако вместо тектоники ордера в романской архитектуре главной становится тектоника мощной стены – наиболее важного конструктивного и художественно – выразительного средства. В основе этой архитектуры лежит принцип соединения отдельных замкнутых и самостоятельных объемов, соподчиненных, но и четко разграниченных, каждый из которых – сам маленькая крепость. Это сооружения с тяжелыми сводами, грузными башнями, прорезанными узкими окнами-бойницами, и массивными выступами стен из тесаного камня. В них ярко запечатлена идея самозащиты и неприступной мощи, вполне объяснимая в период феодальной раздробленности княжеств Европы, замкнутости хозяйственной жизни, отсутствия торговых и хозяйственно-культурных связей, во времена непрерывных феодальных распрей и войн.

Романские здания в основном покрывались черепицей, известной еще римлянам, и удобной в местностях с дождливым климатом. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько «мрачный» образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, поэтому помещения в здании были очень темными. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Она состояла из растительного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей, птиц – мотивов, также занесенных с Востока. Стены собора внутри сплошь покрывались росписями, которые, однако, почти не сохранились до нашего времени. Использовалась также мраморная инкрустация мозаики для украшения апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности.

В. Власов пишет о том, что для романского искусства «характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских – они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считают, что вся эта фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Искусство скульптуры и росписи было связано с искусством книжной миниатюры, расцвет которой приходится на романскую эпоху.

В. Власов считает, что неверно рассматривать романское искусство как «чисто западный стиль». Знатоки, такие, как Э. Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные азиатские, византийские и персидские влияния. Сама постановка вопроса «Запад или Восток» по отношению к романской эпохе неверна. В подготовке общеевропейского средневекового искусства, началом которого было раннехристианское, продолжением – романское и высшим взлетом – готическое искусство, главную роль сыграли греко-кельтские истоки, романские, византийские, греческие, персидские и славянские элементы». Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768–814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936–973).

Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где бережно в течение столетий сохранялись традиции античной культуры.

В городах и монастырях интенсивно развивалось художественное мастерство. Из стекла изготовлялись сосуды, лампады, витражи* – цветные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками, но расцвет витражного искусства произойдет позже, в эпоху готического стиля.

Популярна была резьба из слоновой кости, в этой технике изготовлялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг. Развивалась техника выемчатой эмали по меди и золоту.

Для романского искусства характерно широкое использование железа и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли и др. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами.* Чрезвычайно простая по конструкции мебель декорировалась резьбой из геометрических форм: круглых розеток, полукруглых арок, мебель расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой арки типичен для романского искусства, в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой.

С XI в. начинается производство тканых ковров – шпалер. Орнаментика тканей связана с восточными влияниями эпохи Крестовых походов.

Культурными центрами этой эпохи оставались монастыри и церкви. В культовой архитектуре воплощалась христианская религиозная идея. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий и искупления. Каждой части здания приписывалось особое значение, например, столбы и колонны, поддерживающие свод, символизировали апостолов и пророков – опору христианского учения.

Постепенно богослужение становилось все более пышным и торжественным. Архитекторы с течением времени изменяли конструкцию храма: стали увеличивать восточную часть храма, в которой находился алтарь. В апсиде – алтарном выступе – обычно находилось изображение Христа или Богоматери, ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене располагались сцены Страшного суда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом. Готический стиль в западноевропейском искусстве

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль – готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории художественной европейской культуры.

Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал, прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации. Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным признаком готического стиля. Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Хотя раннеготические церкви допускали широкое варьирование форм, при возведении серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью использованы преимущества нового готического свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов. Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле, поэтому произошла настоящая революция.

С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях, Реймский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектора Реймского собора. Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.

Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас – статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом до-готическом соборе и датируются примерно 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который тем не менее придает фигурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.

С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора. Об эмоциональном и художественном значении такой архитектурной революции свидетельствует ее выразительность. А вот один из ее непосредственных результатов в точных цифровых данных: высота в 18–20 м была предельной для среднего нефа романского храма, в Парижском соборе, самом раннем в готической архитектуре, эта высота уже возросла до 32, затем в Реймском – до 38 и, наконец, в Амьенском – до 42 м. Так готическая вертикаль восторжествовала над романской горизонталью. Арка и свод. Эти архитектурные формы, так умело использованные римлянами и затем легшие в основу всего строительного искусства средневековой Европы, еще до Рима появились в Иране, который в свою очередь унаследовал их от древних культур Двуречья.

Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта – 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше – бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор – это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены. Тогда собор был чем-то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент, и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить. Возле собора, как правило, располагались торговые ряды. Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор вот в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло и изменение архитектурного стиля. Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Одни – представители массивности, другие – легкости. Но если взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней. Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный предел по расширению главного нефа. Храм при такой системе перекрытий не мог быть достаточно просторным внутри – он оставался узким и темным. Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями – системой несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие с гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Исходя из этого, стена в соборе ничего не несет, и, следовательно, ее незачем делать сплошной и глухой. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются для установки статуй, а окна – для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. Таким образом, устраняется резкая граница между клиром и посетителями. «Святилище» перестает быть чем-то недоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темной подземной крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл. Что же представляли собой средневековые города? Основная масса городского населения представляла собой самые мятежные, самые свободные слои общества. Ремесленники уже не были чьими-то слугами, они объединялись в самостоятельные союзы, цеха. Во многих городах возникли университеты. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Строились и достраивались они долго – десятилетиями, а то и веками. Все изобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний – конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. К примеру, Парижский посвящался, богоматери и всему, что с ним связано; Амьенский – выражал идею мессианизма: на его фасаде фигуры пророков. Но замыслы этих изобразительных богословских энциклопедий, были, в общем, столь расплывчаты и аллегории настолько условны, что под их сенью находили себе место самые разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и очень далекие от церковной концепции мироздания. Под руками средневековых камнетесов мертвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории более органические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе. В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи: это опять-таки определялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому неподходящими для фресок.

Появление натурализма. Начиная примерно с 1210 года на Коронационном портале собора Парижской богоматери и после 1225 года на западном портале Амьенского собора, производящие впечатление ряби, классические черты оформления поверхностей начинают уступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьере собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки, подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные пучками на маленьких головках локоны и манерные позы производят парадоксальное впечатление синтеза натуралистических форм, деликатной аффектации и тонкой одухотворенности.

Одним из самых красивейших и величественнейших соборов времен Готики был признан Амьенский собор.

Амьенский собор, один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции (длина 145 м).

Главная его часть построена в 1218–1279 по проекту Робера де Люзарш и его преемников Тома и Рено де Кормон. Между 1373 и 1549 в стиле поздней готики были достроены башни западного фасада и некоторые другие части здания.

Основные черты великих французских соборов эпохи высокой готики сложились в архитектуре соборов Шартра и Реймса.

Собор Нотр-Дам в Амьене является одним из наиболее смелых, изящных и гармоничных архитектурных решений готической церкви. На западном фасаде здания находятся три скульптурных портала; центральный портал украшает знаменитая статуя благословляющего Христа. Главный неф (высота 42,5 м, ширина 14,3 м) представляет собой трехъярусную структуру: в среднем ярусе за аркадой трифория находится узкая галерея.

Начиная с 1292 боковые нефы стали расширяться благодаря пристройке капелл (среди них капелла кардинала Делагранжа, один из ранних образцов архитектуры пламенеющей готики). Восточная часть короткого, но широкого трансепта и просторный хор освещаются через окна трифория. В обходную галерею хора открываются пять капелл. Огромные окна хора и главного нефа утратили средневековые витражи.

Внутреннее пространство Амьенского собора, высокое и просторное, кажется одновременно изысканным и строгим, величественным и уютным.

(В марте 1918 собор сильно пострадал от обстрела немецкой артиллерии, позже он был восстановлен, а во время Второй мировой войны, к счастью, потерпел лишь незначительный урон.)

общая характеристика. Романский и готический стили в искустве)

Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских государств. История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми. Но, несмотря на это, средние века оставили после себя много грандиозных памятников архитектурного искусства. Беспомощность строительной техники, отличающая первые столетия средневековья (приблизительно до Карла Великого), сменилась большим подъемом строительного искусства в следующие столетия.

В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало два значительных стиля – романский и готический.

Кроме романского и готического стилей, средневековая архитектура широко пользовалась еще двумя стилями: византийским в Италии (в Венеции — собор св. Марка, отчасти Дворец дожей и др.) и арабским в Испании (П.: собор в Севилье, переделанный из арабской мечети).

—————

В эпоху раннего средневековья в Европе резко преобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли дойти до наших дней. Однако возводили и фундаментальные каменные постройки, которые дошли до нас – почти все они имеют церковное назначение.

Для юго-восточной части Европы, входившей в состав Восточной Римской империи (Византии) или испытавшей ее влияние, сначала наиболее распространенной формой построек были базилики. Затем стали приобретать все большее значение крестово-купольные храмы.

Новое внутреннее убранство церквей: появляются мозаики, фрески.

Романский стиль в искусстве

В романском искусстве Западной Европы возник этический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса — ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения». Отличие романского стиля от более ранних тенденций: охватил всю европу, так как исп. в повсместных церквях.

Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей — монахи; лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).

Наружный облик построек романовского стиля исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся в романовском стили одним из важнейших элементов архитектурных композиций.

Если в раннем романовском стиле господствовала настенная живопись, то в конце 11 — начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену. В зрелом романовском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами.

+ развитие ДПИ: литьё, чеканка, резьба по кости, художественное ткачество, ковроделие, ювелирное искусство.

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали религиозне темы.

Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.

Таким образом, основными особенностями романского стиля в архитектуре были: преобладание полуциркулярной формы сводов, массивные, тяжелые опоры, гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов

Готика в искусстве (12-16 вв.)

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь.

Для Готики характерны символико — аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей).

В связи с развитием государств интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура, строительство мостов. Дома двух- или реже трех-этажные. В центре города – собор, на фасаде которого – стрельчатые окна-акри и статуи.

Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, застылость и замкнутость романских статуй сменились динамизмом. Постепенно в фигры приходят реальные физические черты.

Расцвет книжной миниатюры; появление алтарной живописи; подъем ДПИ, т.к. развивается цеховое производство.

В поздней Готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках.

«Как и почему готическая архитектура заменила романскую в Средние Века?» – Яндекс.Знатоки

Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Романский период Преобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый; Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные; Форма: прямоугольная, цилиндрическая; Характерные элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру; Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом; Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах — арочные; Двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом Возникновение Название это появилось только около 1820 г., однако оно достаточно точно определяет, что до середины XIII в. сильно ощущались элементы римско — античной архитектуры. Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Романское искусство — название периода в истории искусства Европы примерно с 1000 года и до возникновения готического искусства в XIII веке; в зависимости от региона романский период в искусстве мог наступить или закончиться раньше или позже. Предыдущий период иногда именуется предроманским. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. В Южной Франции, Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов; соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Особенности архитектуры романского собора: В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства Увеличение хора или восточной алтарной части храма Увеличение высоты храма Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры). Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны Основной мотив интерьера — полуциркульные арки Готическая архитектура — период развития западно- и центральноевропейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью (с конца XII по начало XVI века). Готическая архитектура cменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения. Готика Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий; Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии; Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы; Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру; Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций; Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна; Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые Возникновение стиля готика В XI и XII вв. в результате развития способов обработки земли в Средней Европе возросли урожаи. В связи с этим часть сельского населения стала специализироваться на ремесленном производстве и в торговле, освободившись от влияния феодалов и создав самостоятельные коммуны. Так внутри феодального общества возник новый класс — городская буржуазия, чья власть основывалась на движимом имуществе, прежде всего на деньгах. Этот класс стал двигателем экономического и культурного прогресса. Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима. Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки. Типы сооружений стиля готика Развитие городов привело к возникновению новых типов сооружений. На рыночной площади появились здания ратуши, цехов и гильдий, требовались здания для торговли мясом и мануфактурой, склады и торговые дома. Возводились арсеналы, строительные дворы, школы и больницы. Но прежде всего горожане защищали себя и свое имущество от конкурирующих соседей и нападений феодалов, строя вокруг города стены и башни.

романский и готический стиль

ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

— В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства

— Увеличение хора или восточной алтарной части храма

— Увеличение высоты храма

— Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

— Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны

— Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

— Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета с 1100 года, подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм.Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпанс рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. кроме тимпана рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Го́тика—периодвразвитиисредневековогоискусстванатерриторииЗападной, ЦентральнойиотчастиВосточнойЕвропыс XII по XV—XVI века. Готикапришланасменуроманскомустилю, постепенновытесняяего. Термин«готика»чащевсегоприменяетсякизвестному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра («готический рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»).

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика.

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии).

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Романский и готический стили — архитектурные доминанты европейской культуры (стр. 1 из 4)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ. 4

1.1. Франция. 4

1.2. Испания. 6

1.3. Италия. 6

1.4. Германия и Англия. 9

2. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. 10

2.1. Французская готика. 10

2.2. Английская готика. 12

2.3. Готическая архитектура в других странах. 14

2.4. Светские сооружения эпохи готики. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 21

ВВЕДЕНИЕ

Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека — христианскую идею Бога. Искусство воспринималось как своего рода библейский текст, легко «читаемый» верующими посредством многочисленных скульптурных и живописных образов. «Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне»… Живопись выражала те же библейские темы в линии и свете».[[1]].

Строго следуя универсальным церковным канонам, средневековые художники призваны были в образной форме явить божественную красоту. Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским представлена в аскетизме образов монументальной живописи и скульптуры, их суровости и отрешенности от внешнего мира. В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий – готическая – возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях.

В настоящей работе будут охарактеризованы особенности этих архитектурных стилей, представим также наиболее яркие и значимые объекты данных стилей в разных странах и их роль как архитектурных доминант облика средневековой Европы.

1. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

В 11 в. в Европе начинается экономический подъем, с которым совпали два столетия романской архитектуры. Тогда еще не существовало национальных государств в сегодняшнем понимании этого понятия, однако феодальная раздробленность и развал системы римских дорог способствовали самостоятельному развитию территорий.

Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений — феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.

Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.

Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Процесс протекал неодинаково в различных архитектурных школах Франции, Германии, Италии и других стран.

Несмотря на наличие ряда общих черт, и конструктивного сходства, принято различать романский стиль Бургундии и Испании, Прованса и Оверни, Сицилии и Ломбардии.

1.1. Франция

В Бургундии, на родине Клюнийского ордена, где возникло романское искусство, применяли самые разные конструкции свода. Собор аббатства Клюни имел цилиндрический свод в центральном нефе и крестовые в боковых, а в церкви Сен Филибер в Турню главный неф был перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, разделенными арками. В Везле же пространство храма перекрыто крестовыми сводами. Порталы бургундских церквей были богато украшены скульптурой, а колонны увенчаны сложными резными капителями.

Севернее Тулузы, в Аквитании, сложился собственный тип церкви. В Сен Фрон в Перигё был взят за основу план собора Сан Марко в Венеции в форме греческого креста, с пятью куполами. [[2]]

По своей конструктивной схеме соборы Оверни похожи на те, что строили в Провансе, но их трансепт и средокрестие иногда повышены. Над средокрестием – двухъярусная башня, увенчанная пирамидальной кровлей.

Романский стиль юго-восточной Франции получил воплощение в архитектуре церкви Сен Трофим в Арле. Зодчие остановили свой выбор на простейшем цилиндрическом своде для главного нефа и полуцилиндрических сводах для боковых. Осветить здание с помощью верхних окон невозможно, поэтому в церкви так же темно, как в Сант Амброджо. Прованс принадлежал к числу наиболее процветающих римских провинций, и там сохранилось множество античных построек, в том числе знаменитый Мезон Карре в Ниме. Отсюда – классический характер деталей портала церкви Сен Трофим. Каннелированные коринфские пилястры, греческий мотив зубчатого орнамента и сенаторская осанка скульптурных фигур несомненно связаны с античным прошлым этих мест. [[3]]

Норманны использовали в своих сооружениях достижения романской архитектурной школы Ломбардии (примером может служить собор Сент Этьен в Кане). В Нормандии был создан шестичастный крестовый свод. Романские церкви Нормандии обычно имеют план в форме латинского креста, двухбашенный западный фасад и стропильное перекрытие центрального нефа, который часто значительно превосходит по ширине боковые; интерьер образован тремя ярусами горизонтальных членений (колоннада нефа, галереи и клерестория). [[4]]

1.2. Испания

Романская эпоха – время расцвета монастырей и монастырских орденов. Четыре дороги вели к церкви Сант Яго да Компостела, расположенной на северо-востоке Испании, где хранились мощи апостола Иакова. На каждой из них в романскую эпоху возникли большие паломнические базилики. В основе плана собора в Компостеле лежит латинский крест. Это трехнефная церковь с трехнефным трансептом и большой восточной частью с девятью капеллами. Над боковыми нефами – хоры. Таким образом был организован круговой обход в нижнем и верхнем ярусах и возможность доступа к капеллам, в каждой из которых был устроен собственный алтарь и хранились священные реликвии. [[5]]

Главный неф и ветви трансепта собора в Компостеле перекрыты цилиндрическими сводами. Свод центрального нефа пересекают поперечные ребра, положение которых соответствует осям опор. Из-за использования цилиндрических сводов освещение здесь недостаточное.

В самой большой паломнической базилике Сен Сернен в Тулузе, расположенной на юго-западе Франции, как и в соборе Сант Яго, полукруглые в плане капеллы примыкают к апсиде и восточной стороне трансепта. Средокрестие отмечено многоярусной башней, строительство которой было завершено в 1233 г.

1.3. Италия

Сицилия. Греческие колонии, а затем столетия римского владычества заложили прочный классический фундамент сицилийской культуры. Позднее остров принадлежал Византии, арабам и норманнам, сохраняя тесные контакты с Ломбардией, и архитектура сохранила следы всех этих культурных и временных слоев. В кафедральном соборе города Монреале легкие аркады, разделяющие внутреннее пространство на нефы, и стропильное перекрытие напоминают архитектурные формы раннехристианских базилик. Резные капители и мозаики исполнены византийскими мастерами, на что указывают греческие надписи. Башни, фланкирующие фасад собора в Чефалу, явно норманнские по происхождению. В Монреале наружная стена апсиды украшена аркадой из пересекающихся арочек, опирающихся на пилястры и накладные колоннки (декоративный мотив, привнесенный норманнскими завоевателями). Но в Нормандии использовали полукруглые арочки, а в Монреале, под влиянием арабской архитектуры, они имеют стрельчатые очертания. В Палатинской капелле в Палермо зодчие возвели сталактитовые своды, ведущие происхождение от арабской архитектуры. Форма арок свидетельствует о контактах с Ломбардией.[[6]]

Тоскана. Пример тосканского варианта романской архитектуры дает ансамбль города Пизы, в состав которого входят базилика, кампанила (колокольня), баптистерий и кладбище Кампо-Санто. Пространство базилики разделено на нефы тонкими аркадами, поддерживающими деревянную стропильную кровлю; план имеет форму латинского креста. Колонны внутренних аркад близки по облику и пропорциям античному коринфскому ордеру. В облицовке стен чередуются полосы темного и светлого мрамора. Верхняя часть фасада украшена четырьмя рядами плоских аркад, внизу проходит слепая аркада.

Ломбардия. Одним из самых известных произведений ломбардской романской архитектуры является миланский собор Сант Амброджо. Неф собора состоит из квадратных в плане ячеек, каждая из которых перекрыта четырехчастным крестовым сводом. Три пары ребер подчеркивают конструкцию свода. Опоры, поддерживающие такой свод, имеют сложную форму: к столбу приставлены пилястры или тонкие колоннки, доходящие до пят сводов и затем получающие продолжение в линиях соответствующих ребер. При проектировании интерьера Сант Амброджо ломбардские зодчие впервые использовали т.н. связную систему: две ячейки бокового нефа соответствуют одной в главном. В результате каждая вторая опора поддерживает только малые своды боковых нефов, а поскольку нагрузка на такие опоры оказалась меньше, то стало возможным сделать их более тонкими. Возникло ритмическое чередование более массивных и более тонких опор. Еще одной особенностью ломбардского варианта романского стиля является система передачи давления сводов на наружные стены здания: горизонтальный распор от каждого свода главного нефа передается поперечной аркой, проходящей поверх хоров, расположенных над боковыми нефами, на имеющие дополнительные утолщения наружные стены церкви. Естественным следствием принятой схемы чередования столбов стало и аналогичное чередование внешних выступов – бóльшие отвечают основным опорам, меньшие – промежуточным.[[7]]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *