10 прекрасных готических соборов средневековой Европы
Интересно, что архитектура, называемая готической, не имеет ничего общего с племенами готов, когда-то населявших Европу. Готический стиль вырос из романского в 12-м веке, и в то время его называли «французским стилем». С этого времени готическая архитектура стала набирать популярность в Западной Европе. И вплоть до 16-го века церкви и дворцы, оформленные в традициях готики, росли, как грибы после дождя.
Готический стиль имеет отличительные черты: использование каркасной системы, высокие вертикальные окна с витражами, стрельчатые арки со столбами, являющимися опорами, аркбутаны, крестовые своды, ажурные башни и многое другое. Вот 10 самых известных готических соборов Европы:
Собор Святого Стефана — Вена, Австрия
Этот замечательный храм расположен в самом сердце уютной Вены, пережившей множество военных конфликтов. Стремящийся вверх своими шпилями собор на Штефансплатц — символ города и всей Австрии. Он стоит на руинах двух храмов 12-го века. Под храмом находятся катакомбы, являвшиеся некогда подземным кладбищем, а внутри — усыпальница династии Габсбургов.
Смотрите также: 10 самых замечательных оперных театров мира
Кафедральный собор в Бургосе, Испания
Небольшой средневековый городок на севере современной Испании содержит один из шедевров готической архитектуры — собор в честь Девы Марии. Он славится своей уникальной формой и большими размерами. Строительство его началось в 1221 году и длилось почти 2 века! В 1919 году свое последнее пристанище здесь нашли национальный герои Испании Родриго Диас де Вивар (Эль Сид) и его жена. Храм входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Смотрите также: 10 лучших пляжей Средиземного моря
Реймсский собор — Реймс, Франция
Реймсский собор долгое время был местом коронации всех французских монархов. Он заложен на месте старинной базилики, где святой Ремигий, епископ города, крестил Хлодвига I. Строительство завершили к концу 13-го века. Собор сильно пострадал во время военных столкновений.
Смотрите также: 10 самых известных мостов в мире
Миланский собор — Милан, Италия
Удивительный готический храм на главной площади Милана — визитная карточка города. Более того, Дуомо ди Милано — одно из самых знаменитых и фотографируемых зданий во всей Европе. Это также один из самых больших готических соборов мира. Его строительство началось в 1386 году. Архитектор Антонио да Салуццо вдохновлялся поздней французской готикой. Строительство завершилось лишь спустя почти 5 веков!
Смотрите также: 10 лучших островов Италии
Севильский кафедральный собор — Севилья, Испания
Средневековая Испания, раздираемая между христианским севером и мусульманским югом, наконец, была объединена после кровопролитной и славной Реконкисты. В знак того, что новая Испания теперь сильная и богата, на юге страны стали строиться новые храмы на месте мечетей. Один из них — Севильский кафедральный собор. На момент завершения строительства, в 16-м веке, он был самым большим готическим собором и третьей по величине церковью в мире. Строители использовали некоторые элементы мечети и ее колонны, а минарет превратили в колокольню.
Смотрите также: 10 лучших островов Испании
Йоркский собор — Йорк, Англия
Один из крупнейших готических соборов Северной Европы, Кафедральный собор Йорка спорит за это звание с Кельнским собором. Нынешнее здание строилось в период с 1230 по 1472 года. Собор известен своими огромными витражами. Из-за угрозы обрушения храм часто реконструируется.
Смотрите также: 10 тюрем, вошедших в историю
Нотр-Дам де Пари — Париж, Франция
Красивый католический собор в четвертом округе Парижа является едва ли не самым знаменитым готическим собором мира, благодаря тому, что его имя прочно вошло в золотой фонд мировой литературы. Его строительство началось в 1163 году и длилось примерно до 1345 года. Это яркий пример французской готической архитектуры, включающий уникальные витражи и скульптуры. Во время французской революции часть скульптур была повреждена. А еще именно в этом соборе короновали Наполеона Бонапарта 2 декабря 1804 года.
Смотрите также: 10 самых сказочных замков мира
Кельнский собор — Кельн, Германия
Самый большой готический собор Германии — визитная карточка Кельна. Он уже не является самым высоким зданием в мире, но по-прежнему имеет громадные размеры и самый большой фасад среди всех храмов. Его воздвигли на месте римского святилища 4-го века. Строительство началось в 1248-м году и длилось с перерывами, ни много ни мало, 600 лет! Храм освящен в честь Петра и Марии и является резиденцией католического архиепископа Кёльна.
Смотрите также: 10 самых красивых общественных городских парков
Санта-Мария-дель-Фьоре — Флоренция, Италия
Главный собор и символ города Флоренции строился в период с 1296 года по 1436 год. Он по-прежнему носит звание крупнейшей церкви Италии и имеет самый большой купол, построенный из кирпича. Храм содержит множество интересных деталей и необычных артефактов, например, часы Уччело, идущие с 1443 года. В соборе установлены бюсты, изображения и фрески известных уроженцев Флоренции.
Смотрите также: 10 грандиозных амфитеатров Рима
Шартрский собор — Шартр, Франция
Шартрский собор находится в небольшом городке недалеко от Парижа. Кажется, будто такому грандиозному сооружению не место в глубинке. Интересно, что, возможно, именно удаленность от главных городов спасла собор от разрушений во время воин, лихорадивших Европу. Он практически в первозданном виде дошел до наших дней. Даже чудесный витражи в окнах собора сохранились практически полностью с 13-го века!
Смотрите также: 10 самых красивых дворцов в мире
Готическая архитектура | Екабу.ру — развлекательный портал
Как мы знаем, готика — это период в развитии средневекового искусства, который зародился в 12 веке на севере Франции. А позже распространилась на территории современной Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика это не только соборы, она охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Вот наиболее известные памятники готической архитектуры, которые достойны вашего внимания. А лично я хотел бы побывать в Кёльнском соборе….Готика Франции
1. Шартрский собор — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Строительство с 1194 г. по 1220 г. Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.
2. Реймсский собор — был построен в XIII в., то есть позже Собора Парижской Богоматери и Шартрского собора. Начиная с периода средневековья и до XIX века этот собор был местом коронации практически всех французских монархов. Строительство с 1211 г. по 1275 г.
3. Амьенский собор — кафедральный собор католической епископии с центром в городе Амьен (Пикардия). По своему объёму (200 000 мі) он превосходит все готические соборы Франции. Строительство с 1220 г. по 1528 г.
4. Собор Парижской Богоматери — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Строительство с 1163 г. по 1345 г.
5. Буржский собор — готический собор Св. Стефана во французском городе Бурж. Церковь является кафедральным собором архиепархии Буржа. Строительство с 1192 г. по 1390 г.
Готика Германии
1. Кёльнский собор — готический собор в Кёльне с высотой в 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира. Строительство с 1248 г. по 1880 г. Место, на котором сегодня находится собор, являлось, по всей видимости, ещё в римский период истории Кёльна религиозным центром проживающих здесь христиан. Здесь, в северной части города, в течение столетий было возведено несколько поколений церквей, каждая из которых превосходила по размерам все предыдущие. Эти церкви находились внутри кольца монастырей и монастырских церквей «священного Кёльна».
2. Ульмский собор — лютеранская церковь в Ульме в немецкой земле Баден-Вюртемберг. Фактически не является собором, так как епископ Евангелической Земельной Церкви Вюртемберга, которой принадлежит храм, имеет резиденцию в Штутгарте. Сооружение является самым высоким собором в мире. Высота шатра колокольни по разным данным 161,53-161,70 метров. Башня «следующего по росту», Кёльнского собора возвышается на 157 метров от основания. Посетителям предоставляют возможность подняться на самый верх этого сооружения. Подъём выполняется по каменным винтовым лестницам. Строительство с 1392 г. по 1890 г.
Готика Англии
1. Кентерберийский собор — готический собор в Кентербери. Официальное название — Собор и Митрополитская Церковь Христа в Кентербери. Это главный англиканский храм Великобритании. Здесь расположена кафедра архиепископа Кентерберийского.
2. Вестминстерское аббатство — Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере, почти всегда называемая Ве́стминстерское абба́тство — готическая церковь в Вестминстере (Лондон), к западу от Вестминстерского дворца. Строилась с перерывами с 1245г. по 1745 г. Традиционное место коронации монархов Великобритании и захоронений монархов Англии.
3. Солсберийский собор — готический собор Девы Марии в английском городе Солсбери, который, будучи возведён в своей основной части всего за 38 лет, считается чистейшим образцом английской готики. Он был заложен в 1220 году, освящён в 1258 году и окончательно достроен в начале XIV века.
4. Линкольнский собор — готический собор одноимённого диоцеза церкви Англии в городе Линкольн, строившийся с конца XII века по 1311 год. До обрушения в 1549 году центрального шпиля 160-метровый собор был самым высоким зданием на Земле. До его постройки рекорд высотности на протяжении тысячелетий принадлежал пирамиде Хеопса.
5. Глостерский собор — кафедральный собор Глостерской епархии. Располагается собор на месте, где некогда стояло аббатство, созданное Озриком в 681 году. Одна из самых красивых в Англии, башня собора имеет высоту 69 метров. У собора есть и другие достопримечательности, например, памятник королю Озрику, гробница Эдуарда II и красивые витражи.
6. Часовня Королевского колледжа — шедевр английской перпендикулярной готики, считаемый многими визитной карточкой университетского Кембриджа. Дата основания 1446 год. Возведённая под эгидой королевской власти для Королевского колледжа Кембриджа, часовня имеет поистине королевские размеры. Длина здания — 289 футов (88 метров), ширина нефа 12 метров, высота сводов 29 метров. Здание часовни имеет ясно читающуюся форму прямоугольного параллелепипеда, объём которого явно больше функционально обоснованных величин.
Готика Чехии
Собор Святого Вита — (полное название: кафедральный собор св. Вита, Вацлава и Войтеха) готический католический собор в Пражском Граде, местопребывание архиепископа Пражского.
Собор причисляется к жемчужинам европейской готики, является художественной и национально-исторической святыней Чехии. Строительство с 1344 г. по 1929 г.
Готика Италии
1. Дворец дожей в Венеции — памятник итальянской готической архитектуры (XIV — XV веков). Предположительно архитектором первого варианта дворца был Филиппо Календарио. Основное строительство было осуществлено с 1309 г. по 1424 г. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство.
2. Миланский собор — кафедральный собор в Милане. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона закончено оформление фасада. Всемирно известная четвертая по величине церковь в мире расположена в самом центре Милана и является его символом.
3. Ка’ д’Оро или палаццо Санта-София — дворец в Венеции, на Гранд-канале в районе Каннареджо. Второе название дворца — «Золотой дом», так как при первоначальной отделке было использовано сусальное золото. Также при отделке использовался вермильон и ультрамарин. Дворец считается образцом венецианской готики. Строительство с 1425 г. по 1440 г. Дворец сменил множество владельцев и неоднократно перестраивался.
Это лишь небольшая часть готического искусства, которые стоит посмотреть, также скульптуры, книги, фрески, витражи и многое другое…
10 готических соборов средневековой Европы
Готические соборы это не культовые сооружения древних готов, а храмы, построенные в готическом стиле архитектуры. Этот архитектурный стиль появился во Франции в 12 веке, он пришел на смену романскому стилю.
Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль.
Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля. О них и пойдет речь ниже.
10 готических соборов фото.
1. Собор Святого Стефана. Вена, Австрия
Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогом Австрии Рудольфом IV. А самая узнаваемая характеристика собора – черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.
2. Бургосский собор. Бургос, Испания
Кафедральный собор Бургоса (Burgos Cathedral) – средневековый собор в одноименном городе, посвященный Деве Марии. Он славится своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство собора началось в 1221 году, и после длительного почти двухвекового перерыва было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения национального героя Испании Родриго Диас де Вивара (Эль Сид Кампеадор) и его супруги Химены Диас.
3. Реймсский собор. Реймс, Франция
Реймсский собор (Reims Cathedral) является местом, в котором были официально коронованы многочисленные французские монархи. Он построен на месте базилики, где когда-то (примерно 496 год) Святым Реми был крещен Хлодвиг I – один из крупнейших политиков своего времени. Строительство собора было завершено к концу 13 века.
4. Миланский собор. Милан, Италия
Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для Франции, нежели Италии. Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.
5. Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания
Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда – башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.
6. Йоркский собор. Йорк, Англия
Один из двух самых больших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кельнским собором в Германии). Йоркский собор возвышается над горизонтом в одноименном старинном городе и включает в себя все этапы готического архитектурного развития в Англии. Строительство существующего здания было начато примерно в 1230 и завершено в 1472 году. Собор славится крупнейшими средневековыми оконными витражами.
7. Собор Парижской Богоматери. Париж, Франция
Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) – красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Строительство, начатое в 1163 году, было завершено только в 1345. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам де Пари отличный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время французской революции в 1790 годы большая часть скульптур и сокровищ была разрушена и разграблена. А еще, 2 декабря 1804 года здесь был коронован императором Наполеон Бонапарт.
8. Кёльнский собор. Кёльн, Германия
Кёльнский собор (Cologne Cathedral) является самым известными символом города на протяжении многих веков. Его высота 157,4 метра. Знаменитый собор стоит на месте, где еще в 4 веке был расположен римский храм. Строительство готического собора началось в 1248 году и велось с перерывами более 600 лет. Собор посвящен святым Петру и Марии и является главным храмом Кёльнской архиепископии.
9. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия
Начавшееся в 1296 году строительство в готическом стиле было завершено в 1436. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре является символом города и одним из красивейших зданий Флоренции. Примечательны внешние стены базилики, облицованные красивыми мраморными панелями различных оттенков: зеленые, белые, розовые. А так же впечатляет огромный кирпичный купол.
10. Шартрский собор. Шартр, Франция
Шартрский собор находится в одноименном городе недалеко от Парижа. Его достоинством, кроме того, что он представляет собой один из лучших образцов французской высокой готики, является то, что он практически идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей собора остались нетронутыми, в то время как архитектура видела лишь незначительные изменения с начала 13 века.
Шифры готических соборов. 50 знаменитых загадок Средневековья
Шифры готических соборов
Собор — это не только красота, которой: м: ы не можем не восхищаться.
Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит следовать, то, во всяком: случае, — это книга, которую надо понять.
Портал готического собора — это Библия.
Марсель Пруст. Памяти убитых церквей
Готика — стиль, ставший визитной карточкой Средневековья. Она была отнюдь не единственным стилем эпохи, а лишь последним и, пожалуй, самым эффектным. Готическими принято называть памятники архитектуры XII, XIII, XIV и отчасти XV и XVI веков, в которых полнее всего отразилось средневековое настроение и менее всего обнаруживается влияние греческого и римского искусства. Украшенные фантастическим кружевом резьбы каменные шпили взметнулись ввысь и расцвели драгоценным сиянием витражей по всей католической Европе начиная с XII столетия. Франция, Англия, Германия, Испания, Чехия и даже Италия, родина Возрождения, возненавидевшего ее. Но ведущие роли в истории готического искусства, бывшего, прежде всего, искусством зодчих, сыграли, однако, именно Франция, Англия и Германия. Франция стала родиной готики. Англия выбрала ее национальным стилем, постоянно возвращаясь к ее формам, преобразовывая их, но не забывая. Германии же, ее романтикам, досталась честь вернуть готическое искусство из тьмы забвения, открыть миру его красоту.
У современного человека перехватывает дыхание от восхищения при взгляде на шедевры готики, а ведь едва ли какой-нибудь другой стиль искусства подвергался стольким нападкам и такой страшной критике, как готика. Сам термин возник не в Средние века, как может показаться, а в эпоху Возрождения. Уже само определение искусства как «готического» свидетельствует о том враждебном и полном непонимания отношении, которое проявляли к нему художники и ученые эпохи просвещенного Ренессанса.
В середине XV века в Италии появляется ряд сочинений, в которых античный стиль, возрожденный Брунеллески, противопоставляется «современному», занесенному в Италию во времена переселения народов варварами, так называемому готическому. Искусством готов, то есть искусством варваров, называли все произведения неантичного искусства. Но искусство, явившееся на смену романскому, не было создано готами и вообще ничего общего с ним не имеет. Французские архитекторы XVI века отмечают отдаленность готического стиля от античных пропорций и отсутствие вкуса в фантастичной готической орнаментации. Архитектор Филибер де л’Орм вообще не считает готический стиль, или «lа mode francaise», настоящей архитектурой. Интересны отзывы французских классиков XVII века. Мольер с возмущением говорит о соборе Парижской Богоматери, а для Лабрюйера и Расина «готический» — полный синоним «варварского». В 1800 году Пети Радель представил даже проект разрушения готических церквей, а в 1857-м Бейль посвятил целую лекцию доказательству того, что готическая архитектура во Франции не национальна и является воплощением ущербных религиозных идей, мракобесия и антидуховности.
Кстати, изобретение самого термина «готический» приписывается Рафаэлю. Бытовала остроумная теория, «объясняющая» возникновение знаменитых стрельчатых арок. В письме к Льву X некто (долгое время автором его действительно считали Рафаэля) указал, что происхождение свое они ведут «от тех необрубленных деревьев, которые, если согнуть немного и связать между собой их ветви, образуют заостренную арку». Но это скорее исторический анекдот. А вот благодаря Вазари, разделявшему неприязнь своих предшественников к готике, название «готический» становится общеупотребительным.
Мир готики таинственен, запутан и неоднозначен. Любой готический храм — многосмысловая загадка, только не загаданная вслух, а воплощенная в камне, витражах, выложенных на полу лабиринтах, скульптурах и композициях. С готическими соборами связано огромное количество легенд. Кто-то видит в этих зданиях шедевры зодчества, для кого-то это — Вселенная, модель Универсума, Библия для неграмотных, антология метафизики, символические послания тамплиеров и алхимиков. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика, например, парижского Нотр-Дама — это своего рода зашифрованный свод оккультных учений. Именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр-Даме как о «наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма». Легендами окутаны малейшие завитки в орнаментах его декора. Вот, например, легенда о воротах Нотр-Дам де Пари.
Створки ворот собора Парижской Богоматери украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некоему кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, то струхнул не на шутку. Решив, что ему никогда с этим не справиться, он попытался призвать на помощь дьявола. На следующий день, когда каноник Нотр-Дама пришел посмотреть на работу, он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его предстал настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья, словом, каноник остался доволен. Когда же отделка ворот была закончена, а замки врезаны, ворота невозможно было открыть! Пришлось окроплять их святой водой. В 1724 году историк Парижа Анри Соваль высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр-Дама. Никто не знал, как они были сделаны: то ли это литье, то ли они были выкованы. Бискорне оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: «Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свою он унес с собой, так и не раскрыв ее — то ли из опасений, что секрет будет украден, то ли опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дама»….
Но эта история лишь легкая разминка для скучающего туриста — готическая архитектура таит и более глубокие и странные вещи. Само рождение готики как стиля, художественное преображение утилитарности конструкции в композицию — не такой простой и однозначный процесс, как может показаться на первый взгляд.
За свою многотысячелетнюю историю искусство знало немало стилей, но очень редко можно назвать автора, точную дату и место рождения какого-либо из них. Готика — редкое исключение. Она появилась на свет во Франции и, кстати, именно благодаря свету: из представления о том, что Бог есть свет (так кратко можно сформулировать основной постулат учения, ставшего теоретическим обоснованием готического искусства). «Отец» готики — аббат Сугерий, бывший настоятелем главного церковного «учреждения» Франции того времени — аббатства Сен-Дени. Аббат Сугерий был одним из самых образованных людей своего времени. Теолог, историк, в 1147 году — регент при французском короле Людовике VII, помимо философских сочинений, он написал трактат по эстетике христианской архитектуры, в котором обосновал символическое значение многих элементов архитектурной композиции, в том числе витражей и стрельчатой арки. Новый стиль стал для него воплощением идеи, найденной в трудах, приписываемых в то время основателю древнего монастыря, бывшего усыпальницей французских королей, святому Дионисию, первому святому Франции. Отныне собор — реликварий, реликварий для божественного света, что проникает внутрь сквозь окна, поглотившие стены. Никогда ранее цвет и свет не играли такой символической роли.
Сегодня ученые пытаются раскрыть тайны готических соборов, и, как это ни курьезно звучит, преуспели в этом, используя программное обеспечение, разработанное изначально для развлекательных целей. Программы для создания анимации, использованные при работе над последним фильмом из серии «Звездных войн», после небольшой модернизации позволили ученым из Массачусетского технологического института (МТИ) разгадать одну из многочисленных тайн готических соборов. С их помощью стало понятным, каким образом строители XII–XIII столетий могли доступными в то время средствами и орудиями труда создать изумительные «воздушные» соборы и обеспечить их безупречную прочность. «Для понимания архитектурных особенностей готических соборов мы провели поиск линий внутреннего сжатия, передающих вес сооружения вплоть до его фундамента, — пояснил профессор архитектуры МТИ Джон Ошендорф. — Если эти линии выходят за пределы сводов и стен готического собора, то он просто не может существовать. Что удивительно, так это баланс на грани чуда, который линии внутреннего сжатия соблюдают. Именно их пребывание у пороговых границ, но еще в зоне безопасности, и дает это невероятное ощущение преодоления законов материи и земного тяготения. Сложно отделаться от впечатления, что средневековыми архитекторами руководил сам Создатель».
В готике «преодоление тяжести тела и души» стало главной художественной заботой. Античные и классицистические формы с их уравновешенностью горизонтального и вертикального направлений для этой цели не подходили. В искусстве готики «тело» — только символ «мирочувствования в пространстве», носитель «невещественной протяженности», идеи бесконечности. Отсюда вертикаль как доминанта архитектурной композиции. Готический собор только вырастает из земли, но живет в небе. Более того, из замкнутой тектонической архитектура храма превращается в пластическую и пространственную композицию. Готическая архитектура — это не столько организация объемов, сколько одухотворение пространства, внутреннего и внешнего. Можно даже сказать, что готический стиль не оформляет пространство, а превращает все вокруг — отдельные формы, земную твердь и даже небо — в образно-значи-тельное целое. Вокруг готического храма и свет, и небо становятся иными.
Понятно, что решение столь грандиозной задачи не под силу одному поколению. Соборы строились столетиями, на возведение их, как когда-то древних египетских пирамид, тратились огромные средства, время, силы и жизни тысяч людей. Собор Парижской Богоматери, заложенный в 1163 году, строился более двухсот лет и достраивался до конца XIV века. Самый большой из всех готических соборов находится в Реймсе, его длина 150 м, высота башен 80 м. Собор возводили с 1211 года до начала XIV века.
Гипотеза о возникновении готики как архитектурной революции своего времени у Луи Шарпантье в книге «Тайны Шартрского собора» тесно связана с тайнами тамплиеров. Творение мастера может способствовать формированию у человека духовного порыва, особенно архитектурное сооружение, которое затрагивает душу. Ритм материала, открывшийся обладателю умения почти магического, в свою очередь воздействует на других людей, поскольку в них самих таится нечто созвучное этому ритму. Поэтому во всех цивилизациях религиозные зодчие занимали выдающееся положение в обществе и их обучение всегда принимало форму обряда инициации. Этот аргумент в пользу тесной связи тамплиеров со строителями соборов — факт, подтверждаемый как документами, так и легендами.
Разумеется, есть и другие способы пробудить в человеке духовное начало — поэзия, музыка, цвет, форма, составные части обрядов… Сама земля обладает такой способностью: в некоторых местах душа чувствует прилив энергии, и туда обычно совершаются паломничества. Любопытно, кстати, что места христианского паломничества часто совпадают с местами паломничества античного и языческого — тут постоянно происходят чудеса, каким бы богам люди ни поклонялись.
Так, Шартрский собор возведен на месте друидского дольмена; там, где ныне на острове Сите высятся башни собора Нотр-Дам де Пари, некогда поклонялись Юпитеру; и так далее, если копнуть фундамент любого христианского храма, на свет божий появятся гораздо более древние камни. Многие утверждали, будто новые религии изгоняют прежние, занимая их священные места. Но они просто черпают свою силу из одних и тех же источников, порожденных самой землей. Поэтому люди выбирают для культовых сооружений преимущественно такие места, где духовное начало пробуждается быстрее и легче. Одновременно ведется поиск соответствующей конструкции, позволяющей максимально реализовать задачу инициации этого «духовного трепета» у прихожан.
В Средние века для воздействия на народ потребовалась новая форма. Этой формой стал готический стиль. Появление, распространение, даже формирование готического стиля таит в себе загадки. Специалисты в массе своей пошли по самому очевидному пути, высказав предположение, что переход от романского стиля к готическому произошел посредством обычной эволюции, отсюда термин «переходная готика», появившийся, кстати, довольно поздно (сначала говорили о примитивной готике, что гораздо точнее). Указанный переход действительно обнаруживается, но только в деталях, в украшениях, в статуе-колонне, которая постепенно отрывается от своего основания, в капителях, меняющих форму, в удлинении витражей. По сути, это вовсе не переход, а усвоение новых принципов архитектуры. Каменщики и резчики не создают готический стиль на основе романского — просто адепты романского стиля приспосабливаются к готическому. Весьма существенный нюанс. Имеются также опыты готического стиля, где чувствуется рука адептов романского: они хотели бы создать нечто готическое, однако им, судя по всему, не хватает знаний. Равным образом встречаются готические постройки на романском фундаменте. Все это не означает перехода.
В архитектурном смысле коренное различие между романским и готическим стилями заключается в форме свода. Изменение в кладке, форме окон и других элементах проистекают из этого фундаментального различия. Романский свод — это покрытие, которое давит на стены. Отсюда следует, что главным элементом конструкции является стена, чрезвычайно мощная и плотная по соображениям безопасности. Готический свод представляет собой пучок напряжения всех камней, покрытие больше не давит на стены, а «устремляется» вверх. Стены в какой-то степени теряют свое значение и словно бы растворяются в пустоте — отсюда появление больших витражных плоскостей на освобожденных от тяжести несущих функций стен.
Между такими системами не может быть прямого перехода. Готический свод раздавил бы романские стены — разве что кладка их была бы поистине циклопической. Романский свод, зажатый двумя аркбутанами[7], согнулся бы и разломился.
Готика — это система совершенно новая. Два аркбутана защемляют свод, который рассыпался бы под этим давлением, если бы не держался благодаря весу своего замка. Между тем именно весом аркбутанов и создается их боковое давление. Именно весом камней свода создается вертикальное, направленное снизу вверх давление замка. Следовательно, именно весом камней обеспечивается устремление свода вверх.
Вес как бы уничтожает себя. Это почти феномен левитации. Стены, кажется, исчезают в потоках света, льющихся из огромных окон с цветными стеклами. На самом же деле своды неимоверно тяжелы и давят огромным весом, опираясь на контрфорсы, вынесенные за пределы здания и потому невидимые для зрителя, находящегося внутри.
Пересечение стрелок свода можно назвать визитной карточкой готического стиля.
Создается столь сильное напряжение, что, рассказывают, мастера, работавшие на строительстве готических соборов, боялись даже притрагиваться к некоторым камням, ибо от легкого прикосновения возникали такие же звуковые волны, как если бы была задета растянутая до упора пружина или струна музыкального инструмента.
И именно эта всегда присутствующая вибрация готического храма — независимо от того, слышно ее или нет — явилась самым мощным средством воздействия на народ, которому принесли в дар эти церкви и соборы, ведь они были не только местом отправления культа, но и своеобразным «общим домом», где охотно собирались люди. Зодчий готического храма, свод которого находится в нескольких десятках метров от земли, должен был обладать очень глубокими и серьезными знаниями.
В своей книге «Тайны Шартрского собора» Шарпантье приходит к выводу, что строители Шартра, и особенно авторы проекта, несомненно, имели в руках некий текст невероятной научной ценности, который вполне мог быть Таблицами Закона, доставленными из Святой земли рыцарями-тамплиерами. Согласно легенде, передовые познания в архитектуре принесли с Востока первые рыцари-тамплиеры. Девять французских рыцарей, сподвигнутых Бернаром Клервоским, основателем цистерцианского монашеского ордена, отрешились от всего мирского и отправились на поиски «таинств», хранящихся, согласно поверью, в святилище под руинами храма Соломона в Иерусалиме. Подозревали, что во время своего десятилетнего похода рыцари занимались оккультными науками. Когда в 1128 году они вернулись, во Франции распространился слух, будто они нашли Ковчег Завета, в котором якобы хранились тайны Божественного закона, управляющего в том числе числами, весами и мерами, включая так называемое «золотое число» — 1,618. Пропорция 1:1,618 — «золотое сечение», или «золотая середина», — считалась в эпоху Ренессанса и более позднего времени идеальной для эстетического восприятия произведений искусства и архитектуры. Возвращение рыцарей совпало с появлением в Европе первых образцов готической архитектуры, и шесть лет спустя было начато строительство первого собора в Шартре. На сей счет имеется еще несколько примечательных фактов. Религиозные зодчие из братства «Соратники Долга и Свободы», построившие несколько готических храмов поразительной чистоты линий, не скрывали, у кого позаимствовали свой «штрих» — нечто вроде описательной геометрии, без которой невозможно создать готическую конструкцию. Эти знания они получили от цистерцианских монахов.
Почти все исследователи соглашаются, что готический стиль вышел из ордена цистерцианцев; в крайнем случае, цистерцианцев признают распространителями готики. Орден Храма был в некотором роде сыновним по отношению к главному интерцианскому аббатству Сито — через святого Бернара Клервоского, «который обучил его и доверил ему его миссию». А орден Храма теснейшим образом связан с готическим стилем. Французский ученый Даниэль Ро говорит: «Многие самые существенные черты готического стиля появились благодаря святому Бернару».
Поражает воображение тот факт, что среди тогдашнего французского населения, еще весьма немногочисленного, нашлось такое количество каменщиков, резчиков, плотников и даже витражистов, чтобы в пределах одной эпохи возвести громадное количество внушительных храмов. Конечно, их обучением занимались интерцианцы и бенедиктинцы, и тем не менее!
«Сколько зодчих! Сколько резчиков! Сколько плотников! — восклицает Луи Шарпантье. — И всем надо было платить! Следовательно, был „спонсор“. А из числа возможных спонсоров лишь один обладал богатством, позволяющим финансировать подобные проекты, — это орден Храма. Стал бы орден это делать, если бы не возложенная на него миссия? И разрешение этой загадки вновь упирается в фигуру святого Бернара — святого Бернара, который, как считается, имел отношение к возникновению ордена тамплиеров, обучил Храм и доверил ему особую миссию. Следовало бы сказать — три миссии: найти Ковчег Моисея; развить западную цивилизацию; возвести Храм».
Окончить столь благородные начинания, как мы помним, рыцарям-храмовникам помешали обстоятельства, им не подвластные. Но готические шедевры продолжают восхищать потомков.
В каком бы городе Западной Европы мы ни оказались, если в нем есть готический собор, мы сразу же почувствуем, что он — средоточие всей жизни города. Так было, есть и будет — до тех пор, пока собор стоит. Можно смело утверждать, что готический собор остается одновременно и источником жизненных устремлений, и их целью, он аккумулирует силы центростремительные и одновременно генерирует силы центробежные, от него все исходит и к нему все возвращается. Готический собор — всегда некая модель мира. И действительно, большие кафедральные соборы строились с таким расчетом, чтобы они могли вместить все тогдашнее население города, иными словами, они должны были быть огромных размеров. В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи.
Уже давно обнаружено глубокое родство между принципами конструкции готического собора и принципами построения крупнейших теологических концепций того времени. Этот параллелизм выявлен и блестяще объяснен выдающимся историком искусства Эрвином Панофским в его работе «Готическая архитектура и схоластика». «Подобно „Суммам“ высокой схоластики, — пишет исследователь, — собор высокой готики стремился, прежде всего, к всеохватности („тотальности“). В своей образности собор Высокой готики стремился воплотить все христианское знание — теологическое, естественно-научное и историческое, где все элементы должны находиться каждый на своем месте, а все то, что еще не нашло своего определенного места, подавляться».
Всеохватность, членораздельность и взаимосвязанность — вот категории, в которых мыслился Универсум. Они же в равной степени приложимы как к теологическим трактатам, так и к памятникам готического искусства. Классический готический собор есть материальное воплощение Универсума, что в символическом смысле выражено господством в его конструкции троичности, как символа Св. Троицы и тринитарной доктрины, главного догмата христианского вероучения. В основе готического собора трехрядный неф и трехрядный трансепт (поперечный неф). Нервюрный свод образует членение на смежные треугольники, ребра которых специально подчеркнуты, с тем чтобы при взгляде снизу их структура была ясно различима (равно как и при взгляде на планы готических соборов).
Однако было бы неверным считать готические соборы только лишь воплощением схоластики. Интеллектуальная и духовная жизнь также находила выражение в этом искусстве. Соборы были энциклопедиями той эпохи. В них полностью отображен иррационализм мышления, целостное восприятие мира, желание охватить в единстве сущность бытия, космоса, истории и их проекции в мире спиритуальном.
Начиная с XVII века различные исследователи — Гобино де Монлюизан и Камбриэль — и уже в нашем веке — Фулканелли и Амбелен с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики готической архитектуры. Фулканелли, написавший знаменитую книгу «Загадки соборов», уже стал авторитетом в этой области (в нескольких фильмах ужасов, действие которых происходит в оскверненных соборах, где появляется нечистая сила, имеются обязательные ссылки на Фулканелли).
До сих пор продолжают жить легенды о том, что средневековые алхимики закодировали в геометрии готической архитектуры секрет философского камня.
Фулканелли видел немало алхимических символов в отделке собора Нотр-Дам. Мир скульптуры собора Парижской Богоматери вообще занимает особое место в этой азбуке спиритуального. Барельефы на фасаде большого портала, называемого главным входом, или входом Правосудия, являют собой серию аллегорических изображений средневекового знания. Алхимия изображена в виде женщины, чья голова касается облаков. Она сидит на троне и держит в левой руке скипетр — символ монарха, а правой поддерживает книги: закрытую (эзотеризм) и открытую (экзотеризм). Лестница с девятью ступенями зажата между ее коленями и опирается на грудь. Это — scalа philosophorum, символ терпения, которым должен обладать алхимик во время девяти последовательных операций герметического делания.
На боковых сторонах контрфорсов, ограничивающих главный вход, мы видим на уровне глаз два маленьких барельефа. Барельеф на левой колонне изображает алхимика, открывающего Таинственный Источник, дающий материю Делания, одну из составляющих алхимической трансмутации. На соседнем контрфорсе изображено приготовление философского состава.
Оккультные сюжеты изображены в два ряда один над другим, вправо и влево от входа. Там на цоколях колонн находится каноническое для алхимии, так как в нем заключен ее ключевой момент, изображение Ворона.
Фулканелли также писал: «Если, подталкиваемые любопытством или просто ради праздной прогулки погожим летним днем, вы подниметесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора — пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла, образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он — Алхимик Нотр-Дама. На голове у него фригийский колпак, атрибут Адепта. Он не размышляет; он наблюдает. Пристальный, острый взгляд. Вся его поза выражает крайнее напряжение».
Важной деталью готического собора является изображение лабиринта. Один из самых известных лабиринтов выложен на полу Шартрского собора, но аналогичные образы встречаются повсеместно. Основная идея этого символа заключается в возврате к духу путем прохождения по запутанной дороге к центру. Прохождение лабиринта символизирует также духовную эволюцию, путь адепта, получающего в результате Святой Грааль, философский камень или «сокрытую» Печать.
Некоторые историки эзотеризма, в частности П. Д. Успенский, считают, что готические соборы возводились эзотерическими школами строителей. Соборы представляли собой квинтэссенцию их сокровенной философии и были предназначены для сохранения и передачи знаний. Все в этих сооружениях подчинялось единому замыслу, не было ни одной лишней или случайной детали. Они насыщены сведениями по математике и астрономии; встречаются необычные идеи из биологии (или «эволюции»). По мнению Успенского, химеры и другие фигуры собора Парижской Богоматери передают психологические идеи их строителей, «главным образом, идею сложного характера души». И в заключение делается предположение, что цель создателей Нотр-Дама «состояла не в том, чтобы научить всех людей, а лишь в том, чтобы передать некоторые идеи немногим через пространство времени». Хотя подобная точка зрения достаточно спорна, все же общепризнано, что не только каждая деталь готического собора служит символом, но и пропорции и конфигурации несут явное смысловое значение, имеющее истоки в пифагорейской школе.
Любой собор Средневековья, независимо от того, построен он в романском или готическом стиле, можно назвать Библией для неграмотных. По мнению упоминавшегося выше аббата Сугерия, скульптуры, барельефы и витражи предназначались для того, чтобы показать простым людям, не умеющим читать Священное Писание, во что они должны верить. Помимо композиций на библейские и евангельские сюжеты, отдельных фигур Христа, Марии, апостолов, на них помещались эпизоды из легенд о святых, изображения исторических событий, назидательных притч.
Однако библейскими историями содержание гигантского каменного «комикса», которым являлся и является каждый из соборов, не исчерпывается. Рядом с иллюстрациями к Священному Писанию мастера помещали сюжеты из жизни своих современников, переплетая и те и другие причудливыми, совершенно не библейскими, а порой и пугающими изображениями химер, демонов, странных аборигенов неизвестных земель (ведь представление о географии земного мира средневекового человека сильно отличалось от современных).
Вообще поражает разнообразие сюжетов в готической архитектуре. Здесь есть практически все: бытовые сцены, изображения святых, монархов, рыцарей, евангельских эпизодов, сцен Страшного суда, мифических и фантастических животных. Святые здесь соседствуют с неведомыми, диковинными существами, таинственные знаки древности с христианской символикой. Из изысканных каменных кружев, окутывающих собор, то тут, то там высовываются наружу сколь уродливые, столь и причудливые фигуры и морды горгулий и прочих бестий, насмешливо смотрящих на бесконечный поток паломников и туристов, стекающихся на соборную площадь.
Откуда взялся обычай украшать готические храмы гротескными скульптурами людей, чудовищ и монстров? Даже в наше время такое тесное соседство божественного и низменного несколько озадачивает. По-видимому, точного ответа на этот вопрос не существует. Известно, однако, что отношение средневековой церкви к этому явлению было весьма неоднозначным.
Далеко не всем отцам церкви нравилось, что храмы Божьи служат прибежищем целым толпам разнообразной нечисти, пусть и окаменелой. Дебаты вокруг гротесков возникали неоднократно. Так, в 1125 году святой Бернард Клервоский сетовал: «Какая польза братии, благочестиво читающей в монастыре, от этих странных монстров, чудес извращенной красоты или красивого уродства? Здесь несколько голов могут расти из одного тела, четвероногое тело может иметь голову змеи, а голова четвероногого может покоиться на теле рыбы… Всемогущий Бог! Если уж мы не стыдимся всей этой нечисти, мы хотя бы должны жалеть потраченных на них средств». Особенно проникновенно звучит его пламенная обличительная речь в контексте его фундаментальной значимости как человека, стоящего у истоков европейского готического зодчества.
Настоящая полемика разгорелась между монахами цистерцианского ордена святого Бернарда и бенедиктинцами из Клюни. Один из наиболее остроумных аргументов последних звучал следующим образом: «Бог непостижим, он находится вне возможностей какого-либо описания и изображения; гротескные изваяния, доводя наше воображение до крайних пределов, напоминают нам об этом». По всей видимости, бенедиктинцы придерживались того мнения, что здание готического собора — это Вселенная в миниатюре, а потому оно может вмещать в себя изображения не только всего существующего на земле, но и всего того, что только может предстать воображению человека. Противники святого Бернарда полагали также, что грубоватый и не лишенный юмора символизм каменных гротесков как нельзя лучше подходит для воспитания паствы, основную часть которой составляли люди простые и неграмотные. Главной задачей этих каменных монстров, по мнению монахов, было напоминать о грехах и возмездии. А по народному поверью, горгулий необходимо было рассматривать. При этом они забирают у людей все болезни, а главное, забирали все плохие человеческие качества — гордость, жадность, лень, зависть.
Пока церковники спорили, безвестные каменщики возводили храмы, и что сами они думали о своих творениях, нам неизвестно. Свои мысли и чувства они облекали в камень. Судя по всему, в их творениях воплотились не только христианские, но и более древние языческие верования людей в добрых и злых духов, населяющих небо и землю. Гротескные изображения простые люди воспринимали как своеобразные обереги, охраняющие храмы и прихожан от злых сил.
…Готические соборы подобны коронам. В каменных лепестках роз (так называют знаменитые круглые окна, ставшие неизменным их атрибутом) горят драгоценным сиянием самоцветов витражи, хранят молчание барельефы. Некоторые загадки уже разгаданы, какие-то еще предстоит раскрыть, а есть секреты, которые не будут объяснены никогда…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Название | Внешний вид | Интерьер | Дата | Сайт |
---|---|---|---|---|
Бристольский собор Bristol Cathedral | 1140-1888 | http://www.bristol-cathedral.co.uk/ | ||
Винчестерский собор Winchester Cathedral | 1079-1521 | http://www.winchester-cathedral.org.uk/ | ||
Вустерский собор Worcester Cathedral | 1084-1504 | http://www.worcestercathedral.co.uk/ | ||
Глостерский собор Gloucester Cathedral | 1098-1493 | http://www.gloucestercathedral.org.uk/ | ||
Даремский собор Durham Cathedral | 1093-1490 | http://www.durhamcathedral.co.uk/ | ||
Собор Или Ely Cathedral | 1090-1536 | http://www.elycathedral.org/ | ||
Йоркский собор York Minster | 1154-1500 | http://www.yorkminster.org/ | ||
Карлайлский собор Carlisle Cathedral | 1092-около 1420 | http://www.carlislecathedral.org.uk/ | ||
Кентерберийский собор Canterbury Cathedral | 1070-1505, 1835 | http://www.canterbury-cathedral.org/ | ||
Линкольнский собор Lincoln Cathedral | 1074-1548 | http://www.lincolncathedral.com/ | ||
Личфилдский собор Lichfield Cathedral | 1195-около 1400 | http://www.lichfield-cathedral.org/ | ||
Нориджский собор Norwich Cathedral | 1096-1536 | http://www.cathedral.org.uk/ | ||
Собор в Питерборо Peterborough Cathedral | 1117-1508 | http://www.peterborough-cathedral.org.uk | ||
Рипонский собор Ripon Cathedral | 1160-1547 | http://www.riponcathedral.org.uk/ | ||
Рочестерский собор Rochester Cathedral | 1177-1512 | http://www.rochestercathedral.org | ||
Саутваркский собор Southwark Cathedral | 1208-1520, 1897 | http://cathedral.southwark.anglican.org/ | ||
Саутвеллский собор Southwell Minster | 1108-1540 | http://www.southwellminster.co.uk/ | ||
Сент-Олбансский собор St Albans Cathedral | 1077-1521 | https://web.archive.org/web/20090501220818/http://www.stalbanscathedral.org.uk/ | ||
Солсберийский собор Salisbury Cathedral | 1220-1380 | http://www.salisburycathedral.org.uk/ | ||
Уэллсский собор Wells Cathedral | 1175-1490 | http://www.wellscathedral.org.uk/ | ||
Херефордский собор Hereford Cathedral | 1079-1530 | http://www.herefordcathedral.org/ | ||
Честерский собор Chester Cathedral | 1093-1537 | http://www.chestercathedral.com/ | ||
Чичестерский собор Chichester Cathedral | 1088-около 1420 | http://www.chichestercathedral.org.uk/ | ||
Эксетерский собор Exeter Cathedral | 1112-1519 | http://www.exeter-cathedral.org.uk/ |
Буржский собор — Википедия
Буржский собор (фр. Cathédrale Saint-Étienne de Bourges) — готический собор Св. Стефана во французском городе Бурж. Церковь является кафедральным собором архиепархии Буржа. Начало строительства этого грандиозного сооружения датируется концом XII века, освящение собора состоялось 13 мая 1324 года, однако работы над зданием продолжались вплоть до XVI века. За свою уникальную архитектуру, выразительные скульптуры и великолепные витражи XIII века в 1992 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции[1].
Собор расположен в северо-западной части бывшего римского города Аварикум, давшего укрытие первым галльским христианам. На месте дошедшего до нас здания располагались, по крайней мере, три храма, построенные в III, IV и IX веках. Первый кафедральный собор XI века, следы которого сохранились в крипте последнего строения, был выполнен в романском стиле.
Дата начала строительства точно неизвестна, однако она располагается между 1183 и 1195 годами. Так как восточная часть собора выступает за пределы старых городских стен, то его строительство не могло быть начато до 1183 года — даты, когда было получено разрешение на их разрушение. 1195 год является датой документа, упоминающего расходы на реконструкцию предшествующего романского собора. Заметим, что даты начала строительства Буржского собора и знаменитого Шартрского собора практически совпадают.
Имена строителей Буржского собора до нашего времени не дошли.
Об этапах возведения сооружения можно судить по следующим данным. Нижняя церковь была построена около 1200 года. Известно об использовании хора в 1214 году, глазуровка витражей деамбулатория выполнялась между 1215 и 1225 годами, неф храма был завершён в 1230 году, после чего темпы работ значительно снизились. Большая часть западного фасада окончена в 1270 году, хотя строительство башен продолжалось несколько дольше. В 1313 году в южной башне появилась трещина, для борьбы с которой в середине XIV века к башне был пристроен контрфорс, но даже это не позволило использовать башню в качестве колокольни. К моменту освящения Буржского кафедрального собора — 13 мая 1324 года — северная башня оставалась неоконченной. Работы над ней были завершены в конце XV века, однако в 1506 году она рухнула, разрушив и северную часть фасада. Новая северная башня и портал были заново построены в 1542 году и содержали отдельные элементы Эпохи Возрождения.
В отличие от других готических храмов, Буржский кафедральный собор мало пострадал от революций и войн, в которые была вовлечена Франция на протяжении пяти столетий, истекших после завершения его строительства.
План Буржского собораХрам имеет редкий для подобных сооружений план: трансепт, придающий христианским церквям традиционную крестообразную форму, в Буржском соборе отсутствует. Ширина главного нефа собора составляет 15 метров, длина равна 122 метрам, в высоту он имеет 37 метров, высота аркады — 20 метров. Два его боковых нефа представляют собой двухступенчатый объём, непрерывно окружающий апсиду.
Для укрепления внешнего объёма в конструкции сооружения используются регулярно расставленные аркбутаны, что позволило увеличить оконные проёмы, а, следовательно, и освещённость внутреннего пространства. Несмотря на использование аркбутанов — сравнительно нового архитектурного элемента, повышающего прочность конструкции, — собор имеет широкие несущие стены.
Отсутствие трансепта и большая высота нефа делает уникальной и внутреннюю форму собора, создавая захватывающую перспективу.
Западный фасад, имеющий 40-метровую ширину, входит в число наиболее широких фасадов готических соборов Франции. Он состоит из пяти порталов, соответствующих изолированным выходам из главного и четырёх боковых нефов. Все порталы украшены прекрасными скульптурами, а один из них посвящён житию Святого Стефана, в честь которого был возведён кафедральный собор. Фронтон центрального портала XIII века украшен скульптурной композицией, посвящённой Страшному Суду. Скульптуры северного и южного порталов были выполнены для более раннего романского собора и датируются примерно 1160 годом, деревянные двери порталов выполнены в конце XV века.
До наших дней дошла бо́льшая часть витражей собора, выполненных, как и Шартрские, в первой четверти XIII века. Из 25 витражей сохранились 22 и особенно интересны витражи деамбулатория в восточной части храма.
Нижняя церковь, или крипта, была построена около 1200 года и повторяет форму расположенного над ней деамбулатория. Крипта замечательна своими сводами и содержит надгробие герцога Жана Беррийского, кстати, в апсиде сохранились также статуя герцога и его жены. Расположенные в нефе собора астрономические часы существуют уже более пятисот лет и были впервые упомянуты в 1422 году.
-
Западный фасад
-
Неф Буржского собора
-
Нижняя часть западного фасада
Романская резьба южного портала
-
Нижняя церковь
- ↑ Dominique Seridji и другие. Le guide du patrimonie en France. — Centre des monuments nationaux (MONUM), 2002. — С. 193. — ISBN 2-85822-760-8.