Готическая и романская архитектура: Романский и готический стили в чём отличие и сходство

Романский и готический стили в архитектуре средневековья.
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Романский и готический стили в архитектуре средневековья.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Подготовила Белоусова М.А., учитель ИЗО Романский и готический стили в архите Описание слайда:

Подготовила Белоусова М.А., учитель ИЗО Романский и готический стили в архитектуре средневековья.

2 слайд Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господст Описание слайда:

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Бамбергский собор в Германии, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами.

3 слайд Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре. Ос
Описание слайда:

Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. Английское название романского стиля – «нормандский». Башня на мосту Нибелунгов, построенная в 1887-1900 гг является образцом неороманского стиля. Германия, Вормс.

4 слайд Аббатство Мария Лаах Романский стиль. Немецкий монастырь на юго-западном бер
Описание слайда:

Аббатство Мария Лаах Романский стиль. Немецкий монастырь на юго-западном берегу Лаахского озера.. Монастырь заложилв 1093г. пфальцграф Генрих II фон Лаах Окончание строительства — 1216 год.

5 слайд Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон (французский Описание слайда:

Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон (французский антиквар и археолог из дворянского рода Комонов, основатель Французского археологического общества), установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). Римский мост с полуциркульными арками. Алькантара, Испания

6 слайд А́рка - архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухог Описание слайда:

А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция создаёт боковой распор. Как правило арки симметричны относительно вертикальной оси. Дадли – разрушенный замок в городе Дадли, в Уэст-Мидлендс, Англия, 12в.

7 слайд
Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь, Франция. Описание слайда:

Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь, Франция.

8 слайд Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф на вос Описание слайда:

Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой — апсидой. Меняется характер перекрытий: исчезают деревянные строительные фермы, их сменяет каменный свод, сначала полуциркульный, потом крестовый. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Вход оформлен порталом (от лат. «порта» — дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками.

9 слайд Свод (от «сводить» - соединять, смыкать) - в архитектуре тип перекрытия или Описание слайда:

Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия сооружений, конструкция, которая образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор.

10 слайд Вормсский собор, Германия, Вормс (1130—1181 гг) Толстые стены, узкие окна, ба Описание слайда:

Вормсский собор, Германия, Вормс (1130—1181 гг) Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию. Крепостной характер церквей, соборов, позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры соборов отвечали культурным и социальным потребностям. Собор мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников.

11 слайд Го́тика (итал. gotico – готический, готский) - период в развитии средневеков Описание слайда:

Го́тика (итал. gotico – готический, готский) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Солсберийский собор  (1220—1320 г) — собор Девы Марии в городе Солсбери (Англия), считается образцом английской готики. Знаменит своим 123 метровым шпилем, самым высоким средневековым зданием в Великобритании.

12 слайд
Признаки Готики в архитектуре: каркасная система (стрельчатые арки крестовых Описание слайда:

Признаки Готики в архитектуре: каркасная система (стрельчатые арки крестовых сводов опираются на столбы), огромные окна, многоцветные витражи и световые эффекты. Кёльнский собор в Германии, Строительство: 1248—1437 гг., 1842—1880 гг.

13 слайд Роза — большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фиг
Описание слайда:

Роза — большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом, расположена над входом в собор.

14 слайд Витраж - произведение декоративного искусства, наборная орнаментальная или сю Описание слайда:

Витраж — произведение декоративного искусства, наборная орнаментальная или сюжетная композиция из цветного и расписанного стекла или других пропускающих свет материалов. 

15 слайд
Был недолгий период, когда окна в храмах еще оставались узкими и высокими, по Описание слайда:

Был недолгий период, когда окна в храмах еще оставались узкими и высокими, поэтому готический витраж того времени изображал одиночные фигуры святых, либо сценки из двух фигур. Но оконные полотна были настолько впечатляющие, что площадь остекления ощутимо увеличилась, что позволило создавать грандиозные витражные картины, изображающие сложные библейские сцены.

16 слайд Определите стиль. Собор в Шартре - католический кафедральный собор в городе Ш Описание слайда:

Определите стиль. Собор в Шартре — католический кафедральный собор в городе Шартр (1194—1260гг.) Кафедральный собор в Милане, Италия (1386—1965 гг) Базилика Сан-Дзено-Маджоре, Верона, Италия (V век )

Определите стиль. Собор в Шартре - католический кафедральный собор в городе Ш

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Определите стиль. Собор в Шартре - католический кафедральный собор в городе Ш

Курс повышения квалификации

Определите стиль. Собор в Шартре - католический кафедральный собор в городе Ш

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Краткое описание документа:

В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие «стиля», т.е. исторически сложившейся совокупности художественных средств и приёмов. Стиль связан с историей развития человеческого общества, его мировоззрения и идей, с историей развития архитектуры и строительной техники, с представлениями эпохи о пользе и красоте.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала: ДБ-354245

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Содержание

Оставьте свой комментарий

Романский и готический стили в средневековой архитектуре

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Романский и готический стили в средневековой архитектуре.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ Учитель ГБОУ ЦО «Беску Описание слайда:

РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ Учитель ГБОУ ЦО «Бескудниковский» Шубина В.П.

2 слайд Задание к уроку Романтика Готика Время господства стиля Конструктивные особен Описание слайда:

Задание к уроку Романтика Готика Время господства стиля Конструктивные особенности Характерные внешние черты Характерные черты интерьера

3 слайд Романский (римский) стиль – господствовал в архитектуре X-XII веков Использов Описание слайда:

Романский (римский) стиль – господствовал в архитектуре X-XII веков Использовался при строительстве замков (Тауэр в Лондоне) и при строительстве храмов. За образец взяты римские базилики

4 слайд Особенности архитектуры романского собора: в основе плана — раннехристианская Описание слайда:

Особенности архитектуры романского собора: в основе плана — раннехристианская базилика, то есть, продольная организация пространства; увеличение хора или восточной алтарной части храма

5 слайд Особенности архитектуры романского собора: увеличение высоты храма; замена ке Описание слайда:

Особенности архитектуры романского собора: увеличение высоты храма; замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые;

6 слайд Романский стиль средневековой архитектуры Романский стиль (IX – XII вв.) - ст Описание слайда:

Романский стиль средневековой архитектуры Романский стиль (IX – XII вв.) — строгость, простота, массивность, полуциркульные арки дверей и окон. Отражение возрастающей мощи светских правителей. Храмы – вытянутая базилика, башни, внутренняя скромность. Каменные рельефы.

7 слайд Базилика портал апсида неф Описание слайда:

Базилика портал апсида неф

8 слайд Собор в Шпейере Трир. Кафедральный собор. Описание слайда:

Собор в Шпейере Трир. Кафедральный собор.

9 слайд  Описание слайда: 10 слайд алтарь крипта – особое помещение, где погребали священников и хранили реликви Описание слайда:

алтарь крипта – особое помещение, где погребали священников и хранили реликвии – мощи святых и иные предметы.

11 слайд Фреска из церкви св. Климента в Тауле 1123 Портал романского храма Рельефы ро Описание слайда:

Фреска из церкви св. Климента в Тауле 1123 Портал романского храма Рельефы романского храма Средневековый храм – библия для неграмотных

12 слайд Тяжесть романского собора «угнетает» пространство Описание слайда:

Тяжесть романского собора «угнетает» пространство

13 слайд Романская настенная живопись Описание слайда:

Романская настенная живопись

14 слайд Готический собор Описание слайда:

Готический собор

15 слайд Конструкция готического собора Воздушность и легкость готического здания осно Описание слайда:

Конструкция готического собора Воздушность и легкость готического здания основывается на каркасной системе постройки Своды строили на системе арок, переброшенных в нескольких направлениях, выделенных гуртами, или нервюрами—утолщенными каменными жгутами. Сплошные своды заменили реберными перекрытиями – аркбутанами. Арки-аркбутаны опираются на столбы-контрфорсы, вынесенные за пределы здания. Стена перестала играть конструктивную роль, ее заменили широкие проемы окон, порталов.

16 слайд Каркасная система контрфорс аркбутан Описание слайда:

Каркасная система контрфорс аркбутан

17 слайд Своды Цилиндрические своды заменили стрельчатые крестовые своды. Романская а Описание слайда:

Своды Цилиндрические своды заменили стрельчатые крестовые своды. Романская архитектура Готическая архитектура Нервюры

18 слайд Стрельчатая арка – символ готики Романская полуциркульная арка Готическая стр Описание слайда:

Стрельчатая арка – символ готики Романская полуциркульная арка Готическая стрельчатая арка

19 слайд Окно-роза. РОЗА, круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей в Описание слайда:

Окно-роза. РОЗА, круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей в центре фасада романских и готических построек 12-15 вв.

20 слайд Роза Описание слайда:

Роза

21 слайд Интерьер. Сравните! Приземистый романский интерьер Небывалые по высоте и обши Описание слайда:

Интерьер. Сравните! Приземистый романский интерьер Небывалые по высоте и обширности интерьеры готических соборов

22 слайд Шедевры готической архитектуры. Итоги работы поисковых групп Французская готи Описание слайда:

Шедевры готической архитектуры. Итоги работы поисковых групп Французская готика. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) Немецкая готика. Кельнский собор Итальянская готика. Миланский собор Чешская Готика. Собор Святого Вита в Праге.

23 слайд Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) Собор Парижской Богоматери – это пятине Описание слайда:

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) Собор Парижской Богоматери – это пятинефная базилика длиной 130 м и высотой 69 метров, одновременно вмещающая в себе 9000 человек

24 слайд Собор Парижской Богоматери Западный фасад Описание слайда:

Собор Парижской Богоматери Западный фасад

25 слайд Собор в Реймсе, Франция . Начат в 1211г., закончен в 15 веке. « Реймский (дл Описание слайда:

Собор в Реймсе, Франция . Начат в 1211г., закончен в 15 веке. « Реймский (длина 150 метров, высота 80 метров), один из крупнейших и высоких готических соборов.

26 слайд Кельнский собор. Собор возводился с 1248 года до конца 19 века. Его длина сос Описание слайда:

Кельнский собор. Собор возводился с 1248 года до конца 19 века. Его длина составила 140 метров, ширина — 83 метров, высота центрального нефа — 43 метра. Западный фасад поднимается на высоту 175 метров. Высокие стрельчатые окна, в которые были вставлены цветные витражи, достигали в высоту более 17 метров.

27 слайд Витражи и скульптура Кельнского собора Описание слайда:

Витражи и скульптура Кельнского собора

28 слайд Cобор в Шартре Франция Описание слайда:

Cобор в Шартре Франция

29 слайд Южный портал собора украшен многочисленными скульптурами Описание слайда:

Южный портал собора украшен многочисленными скульптурами

30 слайд Западный портал Шартрского собора Описание слайда:

Западный портал Шартрского собора

31 слайд Собор в Шартре (внутренний вид) Описание слайда:

Собор в Шартре (внутренний вид)

32 слайд Лабиринт в Шартрском соборе. Описание слайда:

Лабиринт в Шартрском соборе.

33 слайд Витражи Шартрского собора. Франция. Описание слайда:

Витражи Шартрского собора. Франция.

34 слайд Часы Собора в Шартре Франция Описание слайда:

Часы Собора в Шартре Франция

35 слайд Персонажи Ветхого завета. Скульптура в соборе Шартра Описание слайда:

Персонажи Ветхого завета. Скульптура в соборе Шартра

36 слайд Собор Богоматери в Амьене. 1220 – 1288 годы. Франция. Описание слайда:

Собор Богоматери в Амьене. 1220 – 1288 годы. Франция.

37 слайд Амьенский собор Описание слайда:

Амьенский собор

38 слайд Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере (или Вестминстерское аббатсво в Описание слайда:

Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере (или Вестминстерское аббатсво в Лондоне)

39 слайд Собор Святого Вита в Праге Описание слайда:

Собор Святого Вита в Праге

40 слайд Собор Святого Вита в Праге Описание слайда:

Собор Святого Вита в Праге

41 слайд Страсбургский собор Нынешнее здание Страсбургского собора строилось в период Описание слайда:

Страсбургский собор Нынешнее здание Страсбургского собора строилось в период 1176-1439 гг. В начале 20-х годов XIII века в Страсбург пригласили скульпторов из Шартра, которые были носителями совершенно нового, готического, стиля. Так что собор, как, собственно, и весь Эльзас, стал сплавом немецкого и французского стилей.

42 слайд Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собо Описание слайда:

Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собор настраивал на возвышенное. Показывали силу и могущество церкви, устрашение верующих. Какое впечатление производил на верующих? Скульптуры, рельефы, витраже, фресок значительно меньше. Фрески, рельефы, скульптуры. Какими были украшения храмов? Стрельчатая арка; Легкий свод за счет перераспределения нагрузки; Более тонкие стены; Большие окна. Полукруглая арка; Тяжелый свод; Мощные толстые стены; Небольшие окна. Каковы архитектурные особенности? А) свода; Б) стен; В) окон; От названия племени готов, синоним варварства. Отражал презрение ко всем типичным явлениям средневековья. XII-XV вв. От слова «римский», отражает связь европейского искусства с древнеримским и византийским. X-XII вв. Происхождение? Какие века были временем расцвета? Готический стиль Романский стиль Вопросы для сравнения

43 слайд Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собо Описание слайда: 44 слайд Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собо Описание слайда: 45 слайд Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собо Описание слайда: Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собо

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собо

Курс повышения квалификации

Архитектура Западной Европы X-XV вв. Влекли взор человека ввысь, к Богу. Собо

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-493052

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

ГОТИЧЕСКИЙ И РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ — Студопедия

Задание:

Сравните работы «Дорифора» и «Апоксиомена». Постарайтесь выявить разницу в воплощении образа атлета в произведениях Поликлета и Лисиппа.

Учитель (после обсуждения)

Знаменитый «Апоксиомен» Лисиппа отличается от «Дорифора» Поликлета более динамичной позой (кажется, что он сейчас изменит позу), удлиненными пропорциями. Это два канона разных эпох. Лисипп нарушает старый, поликлетовский канон человеческой фигуры, чтобы создать свой, новый, значительно облегченный. В этом новом каноне голова составляет уже не 1/7, а лишь 1/8 всего роста.

Дорифор безличен, это не портрет конкретного человека, а изображение некоего человеческого типа, идеализированный образ человека. Герои Лисиппа становятся очень похожими на обыкновенных людей. Даже образ атлета, всегда овеянный в Греции ореолом славы, теряет былой героизм. «Апоксиомен» Лисиппа – не борец, которого чтит и которому поклоняется город. Да и жест его будничный – после занятий на палестре он счищает скребком прилипший к телу песок. В чертах атлета проглядывает усталость от крайнего напряжения. Наконец, Апоксиомен – индивидуальность (непокорный хохолок на макушке, скребок не в правой, а в левой руке).

Созданный Лисиппом портрет царя («Голова Александра Македонского») несет черты героя, «второго Ахилла», и в то же время – реального, ни на кого другого не похожего человека, которому не чужды тревоги и сомнения, озабоченность, усталость. Лисипп стремился к психологической точности портрета.


Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. Лисипп говорил, что до него скульпторы изображали людей такими, каковы они есть, а он такими, какими они кажутся. И в самом деле, фигуры его не воспринимаются нами как созданные «напоказ», они не позируют нам, а существуют сами по себе, как их схватил глаз художника во всей сложности самых разнообразных движений. Новаторство Лисиппа заключается в том, что он открыл в искусстве ваяния огромные, до него еще не использованные реалистические возможности.

Имена скульпторовНазвания памятниковОсобенности творческой манеры
   
Лисипп«Апоксиомен», «Голова Александра Македонского»Разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Появляется индивидуализация и психологизация образов.

От условных (однообразных по чертам и выражению лиц) куросов и кор в период архаики через классическую красоту идеальных бесстрастных героев в классический период (Фидий, Мирон, Поликлет) к интересу к передаче внутреннего мира человека в поздней классике (Скопас, Лисипп).


Архитектура была ведущим видом искусства в средние века. Ее формирование связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования государств и оживления хозяйственной деятельности. В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало два значительных стиля — романский и готический. Именно в них наиболее полно выразилось мировоззрение эпохи.

Романский стиль европейского средневековья начинается в X веке, когда после многочисленных междоусобных войн и «великого переселения народов» наступил период некоторого затишья. К этому времени из обширной империи Карла Великого уже складываются отдельные европейские государства, которые еще не успели приобрести культурную самостоятельность и своеобразие, и культура каждого их них была лишь вариацией на общеевропейскую тему.

Однако раздробленность земель еще оставалась значительной. И потому многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости. Легко горящее дерево довольно быстро заменилось в них камнем. Стены строений старались теперь делать как можно более толстыми, дверные и оконные проемы как можно более узкими. Тем более, что стекла в них не ставили, и потому, чтобы сохранить тепло, старались расположить как можно выше. Толстые стены, во-первых, способствовали обороне, а во-вторых, помогали сдерживать распор каменного перекрытия, которое заменило в замках и базиликах деревянное.

На смену романскому стилю в период развитого средневековья приходит готический. Немецкая готика дала миру замечательные, необычайно красивые сооружения, многие из которых внесены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия человечества.

Возрожение оказало влияние на все виды искусства и культурной деятельности. В этот период в Германии наряду с фахверком развивается стиль Ренессанс, прекрасные образцы которого украшают многие большие и маленькие города, а лучшие из низ также провозглашены ЮНЕСКО культурным наследием человечества. Как разновидность этого стиля с присущими национальными особенностями интересен Везерский Ренессанс.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Романская архитектура опиралась на достижения предшествующего периода, в частности Каролингского Возрождения, и формировалась под сильным влиянием традиций античного, византийского или арабского искусства, отличаясь большим разнообразием форм.

Это исторический стиль зрелого Средневековья, характеризующийся общностью типов построек, их конструктивных приемов и выразительных средств.

Многие замки, монастыри и городские сооружения этого стиля более походили на крепости. Легко горящее дерево довольно быстро заменилось в них камнем. Сам тип феодального замка окончательно сложился именно в эту эпоху.

Форма романского храма, его планировка отвечали потребностям культа. Храм вмещал массу людей, различных по социальному положению: мирян и духовенство, простых людей и знать. Он был рассчитан также на многочисленных паломников. Паломничество к местам, где хранились мощи и реликвии святых, было характерно для этой эпохи. Все это вызвало необходимость увеличения размеров храма, создания дополнительных помещений и разграничение внутреннего пространства на зоны.

Особенности романской архитектуры обусловлены применением сводчатых перекрытий, которые с развитием строительной техники заменяют плоские. Воздвигались и простейшие полуциркульные, а позже крестовые своды, известные еще римлянам. Тяжесть каменного свода (толщина его в отдельных случаях доходила до двух метров), его давление вниз на опоры и боковой распор потребовали утолщения стен, замены колонн тяжелыми массивными столбами. Стремление зодчих с самого начала было направлено к тому, чтобы облегчить давление свода, поднять центральный неф над боковыми и осветить его окнами.

Внутреннее пространство в романском соборе строго замкнуто и окружено со всех сторон инертной каменной массой. Интерьер воздействует грандиозностью пространства, удлиненным и высоким средним нефом, обилием гладких поверхностей стен с щелевидными окнами, тяжелых арок, массивных колонн, которые рождают впечатление спокойного величия и неподвижности.

В романской архитектуре применяются традиционные римские формы: полуциркульные арки, столбы, колонны. Но романские колонны не имеют устойчивых типов ордеров. Пропорции и формы капителей разнообразны, их декор не имеет аналогии в истории архитектуры. В ранний период капители, по форме близкие к усеченной пирамиде, обычно покрывались орнаментом со стилизованными мотивами растений и фантастических животных. В эпоху зрелости стиля часто применяется скульптурная капитель.

Самыми важными точками на символическом пути верующего в храме становились начало пути — портал и цель этого пути — престол. Форма средневекового портала уже сама по себе символична. Квадрат двери, перекрытый полукруглым тимпаном, символизировал землю, перекрытую небом. Недаром латинское слово «arcus» переводится как «арка, дуга, лук, свод, изгиб, радуга». Особенно по душе было средневековым авторам значение арки как радуги. Ведь по средневековым понятиям радуга — мост между землей и небом.

Входной портал символизировал Силу и Могущество, переход из мирской жизни в священную. Символизировал он и Христа, ведь сам Христос говорил: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет».

Имел символическое значение и размер двери. Их делали уже за счет уменьшающихся арок, опираясь на евангельское: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».

Роза — круглое окно на фасаде над порталом появилось уже в романское время и часто символизировало солнце, Христа или Деву Марию, про которую говорилось, что она — «роза без шипов».

Своеобразным и типичным украшением романского храма становятся скульптуры. Очень рано проявилась основная особенность романской скульптуры — она не приставлена к стене, не прилаживается к ней извне, но составляет одно целое со стеной, как бы извлекается из нее. Страной, где искусство средневековой скульптуры расцвело в полной мере, стала Германия. Немецкие средневековые соборы буквально наполнены скульптурными изображениями. Именно в немецких землях в XIII-XVI веках над самым алтарем подвешивали свободно парящее огромное распятие. Однако чаще между алтарем и храмом устраивали невысокую алтарную стенку — леттнер, украшая ее многофигурными скульптурными композициями распятие с предстоящими — Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы.

Большое место в романском, а потом и в готическом соборе занимают статуи реальных исторических лиц. Это либо донаторы — дарители, содержатели храма, либо короли и князья, захороненные в соборе.

В Германии символом XII века стал «Бамбергский всадник» — конная статуя рыцаря, помещенная в соборе св. Петра в городе Бамберг. Даже в алтарной части собора ставятся статуи земных правителей. Так за леттнером собора св. Петра и Павла в Наумбурге расположена целая галерея с 12 статуями маркграфов — наумбургских правителей. На многих скульптурах уцелела интересная раскраска.

Здесь особенно ярко выявилось своеобразие западно-христианской скульптуры по сравнению с восточно-христианской иконописью. Скульптура намного натуралистичнее иконы. Здесь правильнее пропорции, естественнее позы, детальнее разработаны одеяния. В скульптуре чаще передается не отрешенность и погруженность в духовный мир, а вполне земные переживания. Особенно большую роль при этом играют жесты, которых почти лишена икона. В немецкой же скульптуре жесты передают практически все эмоциональные оттенки. Да и сюжеты часто выбираются вполне земные. Например, в декоре собора св. Петра в Бамберге изображены спорящие апостолы — они обсуждают трудные для понимания места из Ветхого завета. Все они очень разные, со своими индивидуальными чертами, и движения их активны, действенны.

Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был напоминать о царстве Божьем. Росписями покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры. Стволы колонн, и те были раскрашены. На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн). Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. Здесь изображали сцены из Священного писания, Жития святых, персонажей светских литературных произведений.

Наружный вид романского собора суров, прост и ясен. Он воздействует конструктивной логикой и предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают нерушимую устойчивость всему сооружению. Стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью.

Городской собор XIII века — это не только место богослужения. И на площади перед собором, и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Поэтому собор теперь должен был вмещать почти все, сильно возросшее население города.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

К концу XII в. на смену романскому искусству приходит готика. Термин был впервые применен ренессансными историками для характеристики всего средневекового искусства.

Эпоха готики (конец XII — XV вв.) — это период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере.

Одной из особенностей развития архитектуры в Германии является сознательное сохранение романских традиций в готике. В дальнейшем отличительными чертами германской готики, особенно на юго-западе, было применение каркасной системы в строительстве дальних церквей и центрических в плане сооружений, а также создание однобашенного фасада.

В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Немецкие города впервые выступили на историческую арену в XI в. В течение двух следующих столетий они добились независимости и культурного подъема, который продолжался вплоть до XVI столетия.

Так же как и в других странах. Запада феодальной эпохи, средневековый город Германии был городом укрепленным. На крепостных стенах возвышалось множество башен. Городские стены с башнями и подъемными мостами сохранились во многих городах, например в Нюрнберге, Динкельсбюле. А в Ротенбурге-на-Таубере можно подняться на крепостную стену, пройти по ней и спуститься в подземелья и казематы.

Гражданская городская архитектура Германии наиболее совершенно выражена в общественных зданиях — в ратушах и гостиных дворах.

Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Главная особенность готического собора — устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, во многом определяющие внутренний и внешний вид собора. Вся тяжесть громады собора ложилась на его каркас. Это позволило делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна. Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая арка, которая как бы тянула здание к небесам.



Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, но и городами. Причем самые крупные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Назначение готического храма было не только культовым, он служил и центром общественной жизни в городе. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Разного рода светские и церковные церемонии устраивались и на соборной площади, собирая толпы горожан. Соборы строились «всем миром», часто сооружение их длилось десятки лет, а иногда и несколько веков.

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие скульптуры, которой принадлежала ведущая роль в изобразительном искусстве этого периода. Готическая скульптура более подчинена архитектуре и имеет более самостоятельное значение, чем романская. В многочисленных нишах на фасадах соборов помещались фигуры, олицетворяющие догматы христианской веры. Живые позы, легкие изгибы придают им подвижность, динамичность, в отличие от романских. Сами образы святых стали более разнообразными, конкретными, индивидуальными. Наиболее значимые фигуры были прикреплены к колоннам в проемах по сторонам от входа в собор.

Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика. Прекрасный пример — скульптура Кёльнского собора.

Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями.


Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.

В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода.

Готический собор в Кёльне объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Высота 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год.


Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы. За образец был взят Амьенский собор во Франции.


В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Хор с обходом, расположенный целиком по типу, принятому во Франции, но в Германии мало распространенному, был закончен в 1332 году.


Для Кельнского собора характерна необычайная вышина среднего корабля, однимающегося над боковыми с отношением 5:2, прорезанные окнами трифории и часто расположенные большие верхние окна, Заполняющие всю стену. Строительство продолжалось в течение XIV и XV в.в., но медленно, а позднее совсем прекратилось.

Оно было возобновлено лишь в XIX в., после того как в 1814 г. были найдены подлинные чертежи. С 1841 по 1880 г. строительство было закончено. Фасад собора с двумя башнями, достигающими 160 м высоты, является, таким образом, произведением 19 в. и несет на себе отпечаток сухости и схематизма.


Кельнскому собору в высокой мере присуще типичное для поздней готики исключительное обилие изощренного архитектурного декора, покрывающего все детали конструкции беспокойно колеблющимся, бегущим, сплетающимся в великолепные каменные кружева узором. Стены, своды и пол Кёльнского собора выложены серым рейнским камнем, добытым в каменоломнях под Бонном.


Стройные 44-метровые колонны, словно стволы древнего леса, поддерживают высокие своды, уложенные в форме звезд. Ощущение огромности пространства создается еще и перепадом высот: центральный неф более чем вдвое выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор.

За высоким алтарем возвышается золотой саркофаг, украшенный драгоценными камнями. Это рака Трех королей, Трех волхвов, которые первыми увидели свет Вифлеемской звезды и поспешили принести дары младенцу Христу. Эта сцена запечатлена на знаменитом престольном образе «Поклонение волхвов» работы Стефана Лохнера (1440 г.), размещенном в капелле Девы Марии.

Огромный основной зал собора окружен множеством часовен-капелл, в одной из которых погребен основатель Кёльнского собора епископ Конрад фон Хохштаден. В соборе находится множество значительных произведений средневекового искусства. Это и резные готические скамьи в хоре, и фрески над скамьями, и главный алтарь.

Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи — окна Трех королей, — а в галерее хора, в боковой капелле, находятся так называемые Библейские окна. Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Игра света, проникающего через витраж, уводила мирян от всего конкретного, земного, вела к неосязаемому, светозарному.

Витраж как бы приглушал телесность, выразительность, конкретность образов готической пластики. Светоносность внутреннего пространства собора как бы лишала материю непроницаемости, одухотворяла ее. Две крутые винтовые лестницы — в 509 ступенек каждая — ведут на колокольни, устроенные в средних ярусах обрамляющих фасад башен. Отсюда, с высоты около 100 метров, открывается великолепная панорама Кельна и окрестностей.


Самым большим колоколом Кельнского собора и самым большим «действующим» колоколом в мире является «Петер» — его вес 24 тонны. Он отлит сравнительно недавно — в 1923 году, из металла пушек, захваченных у французов в 1871 году. За ним следует старинный колокол «Претиоза» («Изысканная»), получивший свое название из-за изумительного по чистоте тона. Отлитый в 1448 году он весит 11 тонн, и в свое время был самым большим в Европе. Своим знаменитым собратьям вторят еще два колокола. Огромные башни Кельнского собора видны практически из любой точки города, но особо потрясающее впечатление — благодаря зеленоватым отблескам подсветки на темном камне — собор производит в вечернее время.

Готический и романский стили — единство и противоположность / Французская готическая архитектура / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
Французская готика

Как в созданиях вечной природы, здесь все — до тончайшего стебелька — является формой и отвечает целому. Как легко возносится в воздух прочно заложенное, огромное здание, столь прозрачное и все же рассчитанное на вечность.

И.В. Гете

Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего требованиям церкви, подымавшего престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. С каждым ярусом западного фасада — порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад — нарастает мощное движение архитектурных форм вверх. Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним.

Развитие готического стиля в Иль-де-Франсе поражает быстротой, единством и целенаправленностью. Опыт, накопленный французскими мастерами во второй половине XII века, и экспериментальный характер раннеготического строительства позволили уже к первой половине XIII века создать самые блистательные и совершенные образцы готики. Дерзновенность стремлений, творческая отвага, сила духовного порыва сопутствовали ее создателям на всем протяжении существования готического стиля. Свидетели первых шагов готической архитектуры не отнеслись равнодушно к возникновению нового стиля.

Исторические и литературные документы второй половины XII века богаты замечаниями современников о новых вкусах в архитектуре и искусстве. Мнения о появившемся стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим. Однако в одном все современники были согласны — в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее.

Хотя крупнейшие романские храмы могли успешно соперничать с готическими соборами величиной и грандиозностью внутреннего пространства, свидетели возникновения готики сразу же увидели в ней значительное нововведение, новый художественный стиль и попытались определить его стилистические особенности.

В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:

  • пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»),
  • вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх»)
  • насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»).

Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:

  • благородство форм нового здания,
  • значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храма,
  • тонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления,
  • своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями,
  • «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный»,
  • большую высота нового здания — как раз на высоту окон.

Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей, и были склонны противопоставлять их.

Современный исследователь не может не отметить теснейших уз, связывающих готику со всем предыдущим развитием средневекового искусства, и прежде всего ее близкого родства с искусством романской эпохи. Весь двухвековой романский опыт строительства и украшения церквей и полное утверждение величественной системы романского художественного мышления были необходимы для появления готического стиля.

Готические архитекторы следовали выработанному в романскую эпоху плану церковного сооружения и схеме его внутренних членений, а на основе романской иконографической традиции выросла стройная иконографическая система XIII столетия. Действительно, даже самое поверхностное сравнение основных художественных принципов готической и романской эпох показывает всю сложность их взаимоотношений друг с другом.

Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Поэтому неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля на территории Иль-де-Франса. Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и экономические причины, но также и то, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства. Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений.

Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении, примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике.

Средневековые памятники искусства Западной Европы постоянно напоминают о его сравнительно недавнем варварском прошлом, проявляющемся то в мотиве дохристианского плетеного орнамента, то фигуре фантастического существа, выглядывающего из растительных сплетений романской капители или взирающего с высот готического собора.

Читайте также:

Источники

Романская и Готическая Архитектура

Рохит Трипати

Обсуждение развитие архитектуры в средние века

Романский и Готический Архитектура

Искусство и архитектура в средневековый период запомнились из-за несколько причин, одной из которых является то, как это изменилось после Римской империи распались.архитектурный развитие прекратилось в Европе, а строительство определялось практическими потребностями — в первую очередь ограничивается молитвенными домами и, следовательно, крупномасштабным созданием церквей.

Архитектура пережила метаморфозу в период с 700 г. до н.э. 1400 г. н.э., во время которого великие церкви и дворцы были построены в попытке воссоздать славу прошлого. Повсюду распространялось мнение Христианский мир, что мир закончится через тысячу лет после рождения Христос.Когда этого не произошло, новый появилась преданность церкви.

Другой причиной создания церквей в больших масштабах была социально-экономическое положение в средневековье. Большая церковь в местность будет легко привлекать проходящих мимо людей и приносить доход люди. Церкви были не только центрами религии, но и экономики и культура. Римско-католическая церковь была наследницей Священной Римской империи, и он унаследовал большую долю политической проницательности и мудрости, связанных с с империей.Римско-католическая церковь отправит эмиссаров далеко земли так же, как Римская империя послала армии, чтобы завоевать иностранные земли. Так родились великие монашеские ордена. Например, тот из св. Бенедикт, который требовал распространения христианства и его искусств по всему Европа. Эти миссии были отражены в искусстве и архитектуре период, как здания выросли в размерах и великолепии.

Как церкви были построены в средневековье

С падением Римской империи резко упал в знании строительных искусств произошло.Церкви в средние века были предназначены, чтобы быть как великие прошлые здания, но они точно не использовали Те же методы для достижения своей цели. Средневековые архитекторы не добывали мраморы, как греки или создали большие бетонные своды и купола. Они работали с некачественными камнями, строительным раствором и щебнем. Их рвение строить большие церкви привели к совершенно новому стилю создания, где одна часть Здание обязано своей поддержкой другой части.

Хотя стили церковного строительства были получены из римских, там была особая разница.Римские здания были большими и открытыми. церковь, однако, должна была содержать членов в своих стенах. Римские постройки для удовлетворения этой потребности лучше всего подходили небольшие залы, называемые базиликами. Катон построил самую старую известную базилику в Риме в 184 году до нашей эры. По 4 -го века нашей эры, христиане начали строить здания для поклонения, которые были похожи на Римская базилика.

Таким образом, с базилики началось средневековое христианское искусство строительства церквей.Базилика была построена как продолговатый зал, с входом фасад на одном конце и полукруглым углубление, известное как апсида на противоположной конец. Человек, обращающийся к людям в базилике, будет сидеть в апсиде. Более крупные здания имели два ряда колонн, проходящих по длине здание. В таких случаях пролет крыши в центре будет сохранен шире и назывался неф . неф часто был открыт для неба.

Два боковых пролета были бы уже и назывались проходов . Неф закончился в апсида, и проходы тоже заканчивались более мелкими апсидами. Обычная функция, которая разработанная 5 -го века была ориентация апсиды на восточный конец и атриум с крыльцом на западном конце, дающим вход. Эта зона был назван Бема, и в нем размещалось святилище церкви. Церковь архитекторы вскоре были недовольны такими простыми планами и решили добавить два оружие к Бема церкви, которая бежал вертикально по всей длине базилики.Эти руки (известные как трансепты ) дали церкви вид Латинский крест и вскоре стал обычным явлением среди всех основных сооружений.

Церковь также должна была поместить свой глубокий колокол (Кампана) где-то в здании так, что это было слышно издалека. Башня, названный Campanile, таким образом был построен, и это стало новой особенностью церковь. Это завершило основную основу План базилики христианской церкви в средние века и был разработан наряду с развитием средневековой скульптуры и наращивания знаний.Эти фазы роста известны как период Каролингов, Оттонский период, и романский и готический период. Те, которые обсуждаются в этом бумаги следующие (с приблизительным приближением дат)

Каролингов

800 н.э. до 950 н.э.

Оттониана

950 н.э. до 1050 н.э.

.
Романский против Готического Искусства и Архитектуры (Ключ Ответа) Романский против Готического Искусства и Архитектуры (Ответный Ключ)

Это то же учебное пособие, которое есть в вашем пакете курсов. ответы в красном.

Романский или Готическая Архитектура

Романский

Готика

Излучающие часовни и апсида:

Отдельные отсеки. Единое, непрерывное пространство.

Хранилище:

В основном бочкообразные своды, некоторые паховые своды. Пахо-сводчатые соборы.

Тип арки:

Закругленные арки. Остроконечные арки.

Поддержка основного хранилища:

Толстые стены, опоры. Внешние летающие контрфорсы.

Clerestory:

Маленькие окна. Большие витражи.

Высота:

Горизонтальная, скромная высота. Вертикальный, парящий.

Экстерьер:

равнина, немного отделка, сплошная. Изысканная, нежная, много скульптур.

Скульптурная отделка:

Тонкие вытянутые абстрактные фигуры. Более реалистичные пропорции и индивидуальные особенности.

настроение:

Темный, мрачный. Высокий, светлый.

Пример:

St. Sernin, Тулуза, Франция. Шартрский собор, Франция.
[Вверх страницы]
,
Романская архитектура | История, характеристики и факты

Романская архитектура , архитектурный стиль, существующий в Европе примерно с середины 11-го века до появления готической архитектуры. Слияние римской, каролингской и оттонской, византийской и местной германской традиций, оно было результатом великого расширения монашества в 10-11 веках. Большие церкви были необходимы для размещения многочисленных монахов и священников, а также паломников, которые пришли посмотреть на мощи святых.Ради огнестойкости каменный свод стал заменять деревянное строительство.

  • Сен-Сернен Вид с воздуха на Сен-Сернен в Тулузе, Франция. © saiko3p / Shutterstock.com
  • Сен-Сернен Неф Сен-Сернен в Тулузе, Франция. © Борис Брейтман / Dreamstime.com
  • Сеговия: церковь Сан-Миллан Романская церковь Сан-Миллан в Сеговии, Испания. Jose Angel Astor Rocha — iStock / Thinkstock

Британика Викторина

Это или То? Художник противАрхитектор

Ян ван Эйк

В романских церквях характерно наличие полукруглых арок для окон, дверей и аркад; бочкообразные или паховые своды для поддержки крыши нефа; массивные опоры и стены с несколькими окнами, вмещающими наружу толчки хранилищ; боковые проходы с галереями над ними; большая башня над пересечением нефа и трансепта; и меньшие башни на западном конце церкви. Французские церкви обычно расширялись по плану раннехристианской базилики, включающему излучающие часовни для размещения большего количества священников, амбулатории вокруг апсиды святилища для посещения паломников и большие трансепты между святилищем и нефом.

  • Сент-Этьен Западный фасад Сент-Этьен в Кан, Франция. © Леонид Андронов / Dreamstime.com
  • Сент-Этьен Неф церкви Сент-Этьен в Кане, Франция. © Франциско Хавьер Гил Орея / Dreamstime.com
.
Готическая архитектура — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Города, штаты и страны

В конце 12-го века Западная Европа была разделена на различные государства, которые начали становиться теми странами, которые известны сегодня.

Священная Римская империя управляла большой частью Европы, включая современные страны Германии, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Швейцарию, Австрию, восточную Францию ​​и большую часть северной Италии, кроме Венеции.Историки полагают, что император Карл Великий начал Священную Римскую империю в 800 году нашей эры.

Страны Франции и Испании были разделены на королевства. Англией управлял король, у семьи которого также было много земли во Франции. Норвегия находилась под влиянием Англии, в то время как другие скандинавские страны и Польша находились под влиянием Германии.

В то время между городами и штатами велась большая торговля. Это привело к увеличению городов. В Германии, Голландии и Бельгии было много больших городов, которые мирно росли и часто торговали друг с другом.Из-за мира и богатства этих городов они проявили свою гордость, построив огромные ратуши, часто с очень высокими башнями.

В Англии и Франции большинство людей не жили в городах. Они жили на фермах, которые часто принадлежали богатому дворянину (или лорду). Дом лорда обычно назывался усадебным домом. Италия была в основном разделена на небольшие города-государства, которые часто сражались друг с другом. Города часто имели высокие стены, и многие из домов, построенных в это время, были высокими, высокими башнями. [2] [3]

The ChurchEdit

В Западной Европе, в средние века, почти каждый принадлежал к римско-католической церкви. Римско-католическая церковь имеет одну голову — папу. В средние века в церквях по всей Европе использовался один язык — церковная латынь, иногда называемая церковной латынью, которая возникла из древней латыни. В церквях каждой области был местный епископ, который был при папе. , У каждого епископа был трон, на котором он мог сидеть, когда к нему приходили священники и люди.Церковь, которая имеет престол епископа, называется «собор». Соборы обычно были самыми большими и красивыми церквями.

В раннем средневековье по всей Европе было построено много монастырей. Группа святых людей жила, работала и молилась там. Монахи принадлежали к разным «орденам», у которых были разные правила. Наибольшее количество монастырей были домами для монахов бенедиктинского ордена. Их монастыри были, как правило, в городах, и они часто строили очень большие церкви, называемые «аббатствами», в которые монахам и горожанам приходилось поклоняться.Другие ордена монахов, как цистерцианцы, не жили недалеко от городов. В настоящее время их аббатства считаются прекрасными руинами в английской сельской местности.

Во Франции были и бенедиктинцы, и ордена клюней. Великий монастырь в Клюни, построенный в романском стиле, был самым большим в Европе. Аббатство и другие здания были очень хорошо спланированы, поэтому в течение сотен лет другие монастыри находились под влиянием этого плана.

В 13-м веке святой Франциск Ассизский основал францисканцев, которых часто называли «серыми братьями» из-за их серо-коричневых мантий.Доминиканцы были основаны святым Домиником в Тулузе и Болонье. Доминиканцы построили много готических церквей Италии. [2] [3]

Примечание : — Слова архитектурного словаря написаны жирным шрифтом и пояснены и / или показаны на плане и поперечном разрезе.

Романская архитектура Edit

«Романский» был стилем архитектуры в Европе до «готического» стиля. Готическая архитектура выросла из романской архитектуры.Между двумя стилями не было чистого разрыва. Многие из особенностей готической архитектуры не начались в готический период. Они уже были там в романской архитектуре и постепенно превращались в готику. Основными изменениями стали остроконечная арка и летающий контрфорс. Эти два события позволили многим другим изменениям произойти.

Романские здания имели толстые стены, небольшие окна, круглые арки и плоские опоры. Готические здания имели более тонкие стены, большие окна, острые арки и большие опоры.

Все типы зданий и общая форма зданий уже были в романском периоде. Типы зданий были: — Соборная церковь, приходская церковь, монастырь, замок, дворец, большой зал и сторожка.

До 20-го века знаковым зданием почти в каждом городе была церковь, собор, аббатство или ратуша с высокой башней или шпилем, возвышающимся над всеми домами. Многие из этих зданий были из средневековья и были в романском или готическом стиле. [5]

ПланыEdit

План собора с указанием частей здания

План большинства готических церквей имеет форму креста. Длинный неф 33 образует тело церкви, и, пересекая его, руки называются трансептом . На другой стороне трансвестита находится алтарь , который часто называют хором , потому что именно там священник и хор поют службы.

Неф обычно имеет проход или проход с обеих сторон.Иногда есть два проходов с каждой стороны. Неф , как правило, намного выше, чем проходы , и имеет высокие окна, которые освещают центральное пространство. Верхняя часть здания, где находятся эти окна, называется фонарным (или чистым этажом). (Произносится «клэр-покой-дерево»)

Некоторые готические церкви в Германии и Австрии, а также Миланский собор (который был построен в немецком стиле) часто имеют неф и проходов почти одинаковой высоты и называются «hallenkirke» (зал церкви).Собор Святого Стефана Венского является примером.

В некоторых церквях с двойными проходами, таких как Нотр-Дам, Париж, трансепт не торчит за проходами. В английских соборах трансептов всегда проходят долгий путь, и иногда есть два трансепта, как в соборе Солсбери.

Именно в восточной части готические церкви наиболее отличаются друг от друга.

В Англии восточный конец обычно длинный и часто состоит из двух частей.Это обычно квадрат или «Часовня леди» , место для молитвы Деве Марии.

Во Франции восточный конец часто является многоугольным и имеет проход для ходьбы, называемый амбулаторным . Часто у французских церквей есть кольцо часовен, называемое chevette . Немецкие церкви часто похожи на церкви Франции на восточном конце.

В Италии нет длинных алтарей , выходящих за пределы трансепта. Обычно здесь есть только полукруглая часовня, как у собора Флоренции. [2] [4] [5]

  • План собора Амьена во Франции показывает трансептов , который не выступает далеко, и кольцо часовен на востоке.

  • План Уэллсского собора в Англии показывает второй трансвестит около восточной оконечности, восточную «Часовню Леди» и восьмиугольный дом главы для собраний.

  • На этом снимке с вырезанными частями изображены колонн , каменные ребра крыши и опор готической церкви.

  • Лизьенский собор показывает неф и проходы, верхние оконные проемы окон и ребристое хранилище .

Особенности готического стиляEdit

Соборная секция с названиями частей
  • Остроконечные арки
  • Очень высокая башни и шпили и крыши
  • Кластерные столбцы : высокие столбцы, похожие на группу тонких столбцов, соединенных вместе
  • Ребристые своды : арочные потолки из камня.В готическом стиле их поддерживали каменные ребра.
  • Скелет из каменной кладки с большими стеклянными окнами между ними.
  • Ажурный : резное каменное кружево в окнах и на стенах
  • Витраж : стекло богато окрашено в окнах, часто с картинками, рассказывающими истории
  • Опоры : узкие каменные стены, выступающие из здания, чтобы помочь удержать его
  • Летающие опоры : опоры, которые помогают удерживать хранилище .Они сделаны с аркой, которая перепрыгивает через нижнюю часть здания, чтобы достичь наружной стены.
  • Статуи : Святых, Пророков и Царей вокруг дверей
  • Много скульптур, иногда животных и легендарных существ. Горгульи изливают воду с крыши. [2] [4]
  • Западный фронт или фасад Реймса с двумя башнями, три порталов со скульптурными фигурами и розовое окно .

  • Ист-Энд собора Ле-Мана показывает кольцо часовен или chevette , фонарных окон и летающих опор . трансепт имеет башни на нем.

  • Интерьер (внутри) Йоркского собора показывает сгруппированных колонн , сводчатую крышу , ажурное окно , древний витраж и каменный экран .

  • Интерьер Кельнского собора состоит из трех этапов: — аркада на нижнем уровне, галерея в центре и окон фонаря .

Большой фасадEdit

«Фасад» или западный фасад большой церкви или собора призван произвести большое впечатление на верующих. Одним из самых известных является Нотр-Дам де Пари.

В центре фасада находится главная дверь или портал , часто с двумя боковыми дверями.В арке средней двери часто находится важный кусок скульптуры, обычно «Христос в величестве». Иногда в дверном проеме стоит каменный столб, где стоит статуя «Мадонна с младенцем». Вокруг порталов расположено много других резных фигур в нишах. Иногда на фасаде здания вырезаны сотни каменных фигур.

Над средней дверью есть большое окно, которое обычно представляет собой розовое окно , как в Реймсском соборе, но не в Англии, Шотландии, Бельгии или Скандинавии, где почти всегда будет очень большое остроконечное окно, чтобы впустить много света.

В Италии фасад часто украшают цветным мрамором и мозаикой из маленьких цветных плиток и не так много статуй, как в соборе Орвието

фасад французского собора и многих английских, испанских и немецких соборов обычно имеет две башни. [2] [3]

HeightEdit

Большие готические церкви и соборы часто бывают очень высокими. Внутри нефа обычно как минимум вдвое выше его ширины, что придает церкви очень высокий узкий вид.Некоторые из церквей во Франции и Германии имеют нефы, которые в три раза выше их ширины. Кельнский собор является примером. Самый высокий неф находится в соборе Бове, высота которого 157,5 футов. Вестминстерское аббатство имеет высоту 102 фута. [2]

Снаружи большинство готических церквей, как больших, так и малых, имеют по крайней мере одну башню . В Италии купола, на церквях, и башня стоит в одну сторону. Но в большинстве других стран соборы обычно имеют две башни и довольно часто имеют три.У некоторых есть даже больше. Собор Лаона планировалось иметь семь, но не все они были построены.

Иногда есть только одна башня с огромным шпилем , как в Солсбери. У Собора Линкольна был самый высокий шпиль Средневековья в 527 футах (160 метров).

Поскольку остроконечная арка направлена ​​вверх, она заставляет людей смотреть вверх. В готической архитектуре все здание спроектировано так, чтобы люди смотрели вверх. [4] Есть длинные узкие колонны, длинные узкие окна и высокие остроконечные крыши.С внутренней стороны арки крыши поднимаются как ветви. Снаружи часто бывает много причудливых кусочков вдоль края крыши, на верхушках контрфорсов и над окнами. Они называются вершинами . В Миланском соборе их сотни. [4]

  • Вершины Миланского собора.

  • Собор Бове имеет самое высокое готическое хранилище в мире.

LightEdit

Готическая архитектура обычно имеет много окон.Сент-Шапель является известным примером. В Глостерском соборе в Англии восточное окно такое же большое, как теннисный корт. Миланский собор также имеет окна примерно одинакового размера. [4] [5]

Летающие опоры , которые изгибаются через крышу прохода, использовались для поддержки крыши над окнами, поэтому стены не должны были быть такими толстыми.

Внутренние колонны, ребра свода (или крыша) и летающие опоры образовали прочный каменный каркас.между этими частями стены и заполнение хранилищ могут быть из более легкого и более тонкого материала. Между узкими опорами стены могли быть открыты в большие окна. [2]

В течение готического периода, благодаря остроконечной арке, готические окна могли меняться от простых проемов до очень богатых конструкций. Окна были очень часто заполнены витражами, которые создавали цветной свет в здании и использовались для рассказывания историй. [4]

  • фонарных окон в Реймсе изнутри. летающих опор означают, что нет необходимости в толстых стенах, чтобы удерживать хранилище.

  • Окна Шартрского собора славятся своим древним витражом.

Остроконечный archEdit

Остроконечные арки использовались в персидской архитектуре, а с 641 г. н.э. они были характерной чертой исламской архитектуры. [2] Знание остроконечной арки распространилось в Европу через крестоносцев, которые путешествовали на Ближний Восток с 1096 года.Кроме того, исламские силы захватили части Испании, где они построили города и мечети с остроконечными арками. [6]

Историки архитектуры считают, что остроконечная арка также использовалась некоторыми европейскими архитекторами, потому что это был очень сильный способ изготовления арки.

В готической архитектуре остроконечная арка используется везде, где она нужна, как для прочности, так и для украшения. Готические проемы, такие как дверные проемы, окна, галереи и галереи, имеют заостренные арки.Ряд арок называется , аркада . Ряд арок, возвышающихся над зданием, представляет собой галерею .

Ряды заостренных арок были использованы для украшения стен. Это называется слепой аркадой . Часто стены делались с высокими узкими арочными проемами в них, которые можно было использовать для установки статуй. Подобное отверстие называется нишей , которая произносится как «ниш». [5] [7]

Сводчатые крыши с заостренными аркамиEdit

Арочная крыша, построенная из кирпича или камня, называется хранилищем .В романский период до готики у некоторых церквей были сводчатые крыши. Они всегда основывались на идеально полукруглых формах. В романском периоде было два основных способа сделать хранилище нефа. Хранилище может быть длинным, как туннель. Церкви с этим типом хранилища всегда были довольно темными. Или это может быть квадрат, как два туннеля, пересекающих друг друга. Это означало, что колонны, которые несли хранилище, всегда должны были быть расположены на идеально квадратном плане, что не всегда было возможно.

Одна из хороших особенностей остроконечных арок заключалась в том, что они могли быть узкими и высокими или плоскими и широкими. Используя заостренные арки, архитекторы могли делать хранилища очень разных форм. Они даже не должны быть прямоугольными. Готический архитектор мог бы сделать свод с одной стороны узкой, две стороны широкой, а последняя сторона еще шире. С помощью заостренных арок они могли бы легко создать хранилище с трех или пяти сторон.

Хранилища были сделаны из ребер, которые встречались друг с другом в самой высокой части хранилища.Между ребрами были наклонные поверхности из камня или кирпича, которые могли быть намного тоньше и легче ребер. Сначала узор, сделанный ребрами, был довольно простым, как романские своды, но архитекторы, особенно в Англии, вскоре начали добавлять маленькие ребра между основными и делать разные узоры. Некоторые хранилища, подобные этому, также можно увидеть в Испании и Германии, но обычно не во Франции или Италии.

  • Простая ребристая арка, украшенная фреской в ​​Италии.

  • Хранилище в Эксетерском соборе имеет много ребер. Это самое длинное готическое хранилище в мире.

  • Это хранилище в Испании имеет множество маленьких изогнутых ребер между опорными, чтобы создать богатый рисунок.

  • «Хранилище вееров», подобное этому, в часовне Королевского колледжа, можно найти только в Англии.

Различные формы готических арок Edit

В готический период форма и стиль остроконечных арок изменились.Но изменения не были одинаковыми в каждой стране.

С остроконечными арками окна могут быть очень большими. Архитекторы разработали множество проектов остроконечных арок, пересекающих друг друга по-разному. Эти конструкции часто использовались в окнах, которые выглядят так, как будто они наполнены красивым каменным кружевом. Это называется «узором». Каменный узор использовался для удержания стекла на месте. Историк архитектуры часто может сказать, сколько лет какой-то части здания, взглянув на дизайн окна. [5] [7]

Lancet archEdit

Самая простая готическая арка — это длинное отверстие с остроконечной аркой, известной в Англии как ланцет . «Ланцет» — это острый нож, поэтому эти окна имеют форму ножа. Очень часто ланцетные окна собираются в группу из трех или пяти человек.

Солсберийский собор славится своей архитектурой Lancet Gothic . В Англии стиль называется «Ранняя английская готика». Йоркский собор в Англии имеет группу из пяти ланцетных окон высотой 50 футов, которые до сих пор полны древнего стекла.Их называют пятью сестрами.

Эти простые окна также находятся в Шартрском соборе и соборе Лана во Франции. Это самый обычный вид готических окон в Италии. [2] [7]

Равносторонний archEdit

Многие готические проемы имеют вершины, основанные на равностороннем треугольнике. [2] Равносторонняя арка имеет очень приятный вид и дает широкое отверстие для дверных проемов, аркад и больших окон.

Эти арки часто заполнены узором в круглом дизайне.В Англии этот стиль называется Geometric Decorated Gothic. Его можно увидеть во многих английских и французских соборах, например, в Линкольнском соборе в Англии и Нотр-Дам в Париже. [7]

Яркий ArchEdit

У некоторых готических окон есть узор в ажурном или даже в верхней части самого окна, которое поднимается как пламя. Это называется Flamboyant Gothic . Подобный узор делает очень богатый и живой эффект.

У некоторых из самых красивых и известных окон Европы есть этот тип узора.Его можно увидеть в Вене, в церкви Святого Стефана в Сент-Шапель в Париже, в соборах Лиможа и Руана во Франции и в миланском соборе в Италии. В Англии самыми известными такими окнами являются Западное окно Йоркского собора, дизайн которого основан на Священном Сердце, Восточное окно в Карлайлском соборе и Восточное окно в аббатстве Селби. Историки архитектуры иногда спорят о том, какой из них самый красивый. [5] [7]

Пламенные арки не такие прочные, как обычные остроконечные арки.Он никогда не используется для изготовления сводчатой ​​крыши. Если эта форма используется для создания дверного проема, вокруг него обычно есть еще одна более сильная арка. Другой способ — сделать квадратную дверь с ярким декором сверху. Во Франции много таких дверных проемов, как в церквях, так и в домах. Они редки в Англии, но есть в Рочестерском соборе. [2] [7]

В Англии в стиле Flamboyant использовались аркады для стен и ниши. Самые известные примеры — Часовня Леди в Эли, Экран в Линкольне и фасад собора Эксетера.В немецкой и испанской готической архитектуре стиль Flamboyant часто используется для декоративных каменных экранов. Знаменитая «кафедра» в Венском соборе сделана вот так. [3]

Подавленный archEdit

Арматура с углублением имеет широкую ширину и выглядит так, как будто она выдвинута почти горизонтально. Когда подобные арки используются для создания больших больших окон, они должны поддерживаться множеством высоких тонких вертикальных валов и горизонтальных транцев , чтобы окно выглядело так, как если бы оно было разделено на сетку (много прямоугольников) ,Этот вид украшения используется и на стенах. В Англии стиль называется Перпендикулярный готический стиль . [2]

В Глостерском соборе перпендикулярное восточное окно считается таким же большим, как теннисный корт. В этом стиле есть три очень известных больших часовни — часовня Королевского колледжа в Кембридже; Часовня Святого Георгия в Виндзорском замке; Часовня Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Другой известный пример — Аббатство Бата. [7]

УкрашениеEdit

Готический собор был разработан, чтобы быть похожим на модель вселенной.Все в здании было разработано, чтобы рассказать о Боге.

Статуи, украшения, витражи и настенные росписи рассказывали библейские истории, такие как то, как Бог сотворил мир и как он правит всем, что есть во вселенной, временем года и звездами на небе.

Резные фигурки возле двери часто показывают знаки Зодиака, потому что узоры звезд на небе были очень важны для фермеров, у которых не было календарей, чтобы сказать им, когда сажать, а когда собирать урожай.

Над главной дверью часто стоит скульптура Иисуса на престоле, осуждающая людей Земли. Множество картин и скульптур напоминают людям о том, чтобы жить хорошей жизнью, потому что они никогда не знают, что будет дальше. [3]

Многие церкви были очень богато украшены как внутри, так и снаружи. статуи часто окрашивали в яркие цвета, но в настоящее время в Шартрском соборе и некоторых других местах остаются лишь крошечные кусочки. Деревянные потолки обычно были ярко окрашены.Иногда каменные колонны тоже красили. [7]

Хотя некоторые вещи в готической архитектуре остаются неизменными, другие вещи в разных странах выглядят по-разному.

Строительные материалыEdit

Различные строительные материалы были найдены в разных частях Европы. Это одно из различий в архитектуре между разными местами. Во Франции был известняк. Это было хорошо для строительства, потому что его было легко резать, но стало намного тяжелее, когда на него попал воздух и дождь.Обычно это был бледно-серый цвет. Во Франции также был прекрасный белый известняк из Кана, который идеально подходил для изготовления очень тонкой резьбы.

Англия имела грубый известняк, красный песчаник и темно-зеленый мрамор Пурбек, который часто использовался для архитектурных украшений, таких как тонкие колонны.

В Северной Германии, Нидерландах, Дании, странах Балтии и северной Польше не было хорошего строительного камня, но была глина для изготовления кирпича и черепицы. Во многих из этих стран есть церкви в готическом стиле и даже замки в готическом стиле.

В Италии известняк использовался для городских стен и замков, но кирпич использовался для других зданий. Поскольку в Италии было много прекрасного мрамора разных цветов, во многих зданиях фасады или «фасады» украшены цветным мрамором. Некоторые церкви имеют очень грубый кирпич , фасады , потому что мрамор никогда не был надет. Например, флорентийский собор до 1800-х годов не получил мраморный фасад года.

В некоторых частях Европы было много высоких прямых деревьев, которые были хороши для изготовления очень больших крыш.Но в Англии к 1400-м годам кончались длинные прямые деревья. Многие из деревьев были использованы для строительства кораблей. Архитекторы должны были придумать новый способ сделать широкую крышу из коротких кусков древесины. Именно так они изобрели крыши с балочными балками, которые являются одной из прекрасных особенностей, которые можно увидеть во многих старых английских церквях. [2] [7]

FranceEdit

французских соборов, а также в Германии и Бельгии часто очень высокие, как внутри, так и снаружи. Трансепты не торчат далеко. Фасады Во Франции почти всегда имеют три двери, розовое окно и две башни. Есть часто фасадов с дверями на трансептах так же как фронте. [2]

EnglandEdit

Отличительной чертой английских соборов от других является то, что они длинные и выглядят горизонтальными, как большие океанские лайнеры. На строительство английских соборов ушло несколько сотен лет, и каждая часть выполнена в стиле, совершенно отличном от следующего.(Только Солсберийский собор не был построен во многих стилях.) Западное окно очень большое и никогда не бывает розовым. На западном фронте может быть две башни, такие как французский собор, или их нет. В центре здания почти всегда есть башня, которая может иметь большой шпиль. [2] [7]

Германия и Священная Римская империя

В Германии башни и шпили часто бывают огромными. Иногда они настолько велики, что невозможно было их закончить до современности. [8] Шпили очень отличаются от английских шпилей, потому что они сделаны из кружевного «ажурного». Есть также много халленкирке (или церквей), которые не имеют чистых окон окон. Неф и проходы примерно одинаковой высоты. [2] [4]

Испания и Португалия

Как и английский собор, испанский или португальский готический собор часто строят в разных стилях. Они часто широкие. Испанские соборы часто имеют часовни вокруг них.Крыша часто имеет много разных типов башен и шпилей. Часто центральные башни являются многоугольными. [2]

ИталияEdit

Итальянские готические соборы используют много цветов, как снаружи, так и внутри. Снаружи фасад часто украшают мрамором. С внутренней стороны стены часто окрашены штукатуркой. Колонны и арки часто украшают яркие цветные краски. Есть также мозаики с золотым фоном и красиво выложенные плиткой полы с геометрическими узорами.Фасады часто имеют открытую веранду с колесными окнами над ней. В центре здания часто есть купол. Колокольня почти не прикреплена к зданию, потому что в Италии довольно много землетрясений. Окна не такие большие, как в Северной Европе, и, хотя витражи часто встречаются, любимым способом украшения церквей является фреска (роспись стен). [2]

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *