Голландский дизайн и его 10 ньюсмейкеров • Интерьер+Дизайн
Dutch Design — голландский дизайн — всемирно признанный бренд. Интеллектуальный и передовой, но при этом не лишенный иронии и культуры. Кто они, носители его ДНК? Представляем 10 ньюсмейкеров в категории art & design, чьи вещи хранят и выставляют музеи.
По теме: DDW 2017. Голландский дизайн. Бренд и драйвер
1. Йорис Лаaрман: роботы и человеческий мозг
Йорис Лаарман. Йорис Лаарман. Кресло Bone rocker. 2007-2009. 4/12. Черный бельгийский мрамор.«Костяное» кресло выражает дизайн, который был немыслим еще поколение назад — это нечто настолько сложное, что ни один человеческий мозг не смог бы прийти к такому без посторонней помощи, да и, на самом деле, суперкомпьютер». Йорис Лаарман
По теме: Аукцион дизайна в Лондоне: 250 000 за кресло Йориса Лаармана
2. Мартен Баас: дизайн «на кончиках пальцев»
Мартен Баас. Часы Grandfather’s Clock, колл. Real Time, диз. М. Баас. Патинированная латунь и бронза. Тираж 8 экз. + 4 авторских прототипа.«Мой метод похож на приготовление пищи, а вещи — на еду. Вы же не будете есть что-то ровное, прямолинейное и идеальное по форме. Это неприятно. И мне нравятся органические формы, но с трещинкой, с червоточиной». Мартен Баас
Главные коллекционеры современного дизайна обожают Бааса: его уникаты есть дома у Бреда Питта и Яна Шрагера. Мартен Баас (р. 1978) закончил Академию дизайна в Эйндховене. Выпускная работа Бааса — серия закопченной мебeли Smoke сразу дала понять: амбиции дизайнера — делать вещи для музеев. Его работы находятся в cобраниях V&A, MoMa, Rijksmuseum и Музея декоративного искусства в Париже. Десять лет его продает Carpenters Workshop Gallerу. Мартен Баас успешно сотрудничает с Louis Vuitton, Swarovski, Dior. Весной 2017 года Groninger Museum устроил дизайнеру первую большую ретроспективу.
По теме: Персональная выставка Мартена Бааса: игра в прятки
3. Пит Хайн Эйк: повар и плотник
Пит Хайн Эйк. Комод из переработанной древесины, колл. Waste, диз. П. Хайн Эйк.«Смотрим, что вокруг. Стараемся сохранить, все, что есть, максимально интеллектуально и прагматично. Нам совсем не хочется делать новые вещи, лучше спасать и приспосабливать старые. Таким образом, мы кардинально отличаемся от большинства дизайнеров». Пит Хайн Эйк
Настоящий герой Эйндховена больше похож на здоровенного плотника. Пит Хайн Эйк (р. 1967) производит мебель в собственных цехах: серии и уникаты из вторсырья, в этом соль фирменного стиля Эйка. Главный материал — старые доски. Пит Хайн Эйк всегда открыт разнообразным заказам — от предметов до корпоративного стиля. По соседству с фабрикой функционирует его просторный шоу-рум, лавка сувениров и отличный ресторан, куда из соседних городов и стран приезжают поклонники фирменных табуреток. В июле 2017 году Пит получил премию за развитие дизайна культурного фонда родной провинции Северный Брабант.
По теме: Пит Хайн Эйк (Piet Hein Eek): герой голландского дизайна
4. Хелла Йонгериус: дизайн на всю жизнь
Хелла Йонгериус. Хелла Йонгериус. Стол Tiles. 2017. Galerie Kreo. Около 21 000 долл. Сделан путем наслаивания глазури, на каждой его плитке виден неожиданный диапазон оттенков.«Союз между массовым потоком и ремесленным качеством возможен, и я знаю, как поженить традиции с новыми технологиями. Я за богатство материалов и внимание к мелочам. Стараюсь думать только о тех вещах, которые захочется полюбить, взять в семью и разделить с ними долгую жизнь». Хелла Йонгериус
По теме: Хелла Йонгериус (Hella Jongerius): бегемоты на тарелках и жабы на столах
5. Scholten & Baijings: тонкий градиент
Кароль Байингс и Стефан Шолтен. Dusty Pink frame. Scholten & Baijings для Samsung. 2017«Если вы наметили проектный процесс, который просто идет из точки A в точку B, насколько это креативно? Только пытаясь прокладывать необычные маршруты, вы можете прийти к чему-то новому». Scholten & Baijings
Кароль Байингс (р. 1973) и Стефан Шолтен (р.1972) принадлежат к поколению, идущему вслед за концептуалистами Droog Design. Козырем семейного дуэта выступает чувство колорита, тонкое и изысканное. Именно легким цветом со сложным градиентом славятся вазы Scholten & Baijings для Севрской мануфактуры или датской компании Georg Jensen. Их работы хранят Музей Стеделейк в Амстердаме и Центральный музей в Утрехте. Кароль и Шолтен все силы отдают проекту Chromatography: The Colour World of Scholten & Baijings. В сентябре 2017 года вышла их колористическая версия Frame TV (дизайн Ив Беар для Samsung).
По теме: Голландский дуэт Scholten & Baijings
6. Kiki & Joost: хай-тек & лоу-тек
Кики ван Эйк и Юст ван Блейзвик. Matrice, Cristalleries de Saint-Louis. Диз. Кики ван Эйк. 2013.«Выживание подстегивает воображение. Мне нравится, когда что-то невероятно высокотехнологичное вдруг представляется чем-то совсем архаичным, простым, когда хай-тек выглядит как лоу-тек. Роскошь сегодня — это предметы с изысканной ремесленной работой». Кики ван Эйк
Кики ван Эйк (р. 1978) и Юст ван Блейзвик (р. 1976) делят стол, постель и мастерскую. Но лишь иногда соединяются в работе над общими проектами. Каждый сохраняет собственное имя, идеи, стиль и заказчиков. Оба автора еще в начале 2000-х были замечены нью-йоркским дилером Мюрреем Моссом, а в Европе их дизайн продает роттердамская Vivid Gallery. Какое-то время назад Zuiderzee Museum пригласил сделать коллекцию: Юст спроектировал тележки и комоды из тюльпанового дерева, а Кики — серию фарфоровых сосудов с теснением, запечатлевшими аутентичную местную вышивку. Их мастерская дополнилась шоу-румом, бутиком одежды, дизайнерским магазином и в этом году — новым адресом.
7. Бертьян Пот: «сделай сам»
Бертьян Пот. Проект Masks. Начат в 2010.«Мне нравится открывать заново давно знакомые, старые материалы, которые, казалось бы, уже ничем не способны удивить. Игра, практика и исследование — сейчас они неотделимы, именно это мне больше всего и нравится в занятиях дизайном». Бертьян Пот
По теме: Бертьян Пот (Bertjan Pot): человек в шутливой маске
8. Ричард Хаттен: дизайн без признаков дизайна
Ричард Хаттен. Табуреты, колл. Clover для японского бренда Taiyou&C.«Мы работаем для заказчиков с трех континентов. Сегодня не так важно, где ты находишься, главное — Интернет. Думать можно везде. А рисовать хорошо и в самолете — не отвлекает телефон». Ричард Хаттен
«Дизайн должен быть остроумным, дружелюбным и способным удивлять», — считает Хаттен. Двухметровый голландец делает все: от почтовых марок до музейных интерьеров. Некоторые объекты напоминают игрушки: пуфы-слоны, двуручные кружки, лампы-одуванчики… Ричард Хаттен (р. 1967). окончил Академию дизайна в Эйндховене (1991) и в том же году основал студию в Роттердаме. Участник объединения Droog Design. Работы Хаттена есть в Design Museum London, MoMA в Нью-Йорке, а также в музеях Лиссабона и Мюнхена. Сотрудничает с прогрессивными дизайнерскими марками Sawaya & Moroni, Moooi, Muji, Moroso. Креативный директор Gispen. Автор музейных и выставочных пространств: интерьеров Музея кино (Амстердам), Музея архитектуры (Роттердам).
По теме: Ричард Хаттен (Richard Hutten): мастер дружелюбного дизайна
9. Studio Job: маркетри с ракетами
Нинке Тинагель и Йоб Смитс. Studio Job. Cкульптура Train Crash.«Мы участвовали в более чем 350 выставках по всему миру. Сегодня мы работаем параллельно над искусством, архитектурой, модой, музыкой, издательской деятельностью и дизайном. Что требует одновременно скромности и открытости». Studio Job
Бельгиец Йоб Смитс (р. 1970) и голландка Нинке Тинагель (р. 1977) давно работают под брендом Studio Job. Ретроспективу творчества с названием «Сумашедший дом» показали в нью-йоркском Музее искусства и дизайна (MAD). Мебель, скульптуры, светильники, панно, обои — намеренно провоцируют, интригуют, эпатируют, что создало Studio Job репутацию enfants terribles и позволило войти в шорт-лист аукционов (например, напольная лампа Robber Baron, 2007, продана за 110 500 долл.). Творчество Studio Job часто определяют как barocco digital, оно носит откровенно междисциплинарный характер и высоко оценено коллекционерами.
По теме: Повседневный эпатаж: выставка Studio Job на юбилее CWG
10. Марсель Вандерс: жить в будущем, оглядываясь в прошлое
Марсель Вандерс. Колл. Delft Blue, Moooi.«Хватит функции, нужно больше любви. Больше фантазии, снов, воспоминаний и чувств». Марсель Вандерс
Люкс давно считает его постоянным контрибьютором. Успевает пополнять коллекции собственного бренда Moooi, творить раскладную мебель для Louis Vuitton, аксессуары для Christofle, люстры для Baccarat, мозаику для Bisazza. Проектирует отели в Стамбуле и Катаре. Пятидесятилетие отпраздновал персональной выставкой в музее Стеделейк. Марсель Вандерс (р. 1963) перевернул представление о голландцах как о скромных изобретателях велосипедов и авторах протестантских скамеек. Даже люди, далекие от дизайна, знают, что есть голландский кудесник, который придумывает кружевные кресла, выкладывает золотые калейдоскопы и делает интерьеры а-ля «цифровое барокко», которое было так успешно в нулевых. Суперзвезда голландского дизайна признается, что его любят в других странах, но порой прохладно воспринимают на родине.
Голландский дизайн. Бренд и драйвер • Интерьер+Дизайн
Голландский дизайн отличается гениальной простотой, экспериментальностью и… юмором. Мебель и ковры из переработанных сосновых иголок или пистолет, который стреляет в обидчика льдинками выплаканных слез, — свежие примеры, когда промдизайнер мыслит современно, образно и очень по-голландски.
По теме: 3D-принтинг: напечатанный дом
Яркий, непрактичный, в то же время продуманный, интеллектуальный Dutch Design — прост и силен. Экономные этичные голландцы мастерски применяют материалы, которые выглядят бесполезными. Они знают, как осовременить культурные коды, верят в перспективы толерантного общества и сочетают все то, что не сочетается никогда. Банальное и экстраординарное, старое и новое, высокотехнологичное и ремесленное.
Свое дело
Голландские дизайнеры — баловни судьбы. Соотечественники воспринимают их затеи настолько серьезно, что готовы платить большие деньги за табуреты из старых досок и столы с фарфоровыми жабами. Чиновники дотируют стартапы, а просторные мастерские дарят или отдают в символическую аренду.
Голландский дизайн находит своего покупателя не через посредника-производителя, а в галереях, на аукционах и в интернете — так же, как искусство, сделав ставку на небольшой тираж. Революционную мебель голландцы делают в собственных мастерских. По сей день в Королевстве Нидерланды нет мебельной индустрии, и это стало отличным преимуществом — продукт производится исключительно по собственному усмотрению дизайнера. Конечно, огромную роль играет господдержка. Фонд визуальных искусств, дизайна и архитектуры и его программы, запущенные в 1988 году, стимулируют не одно поколение студентов становиться самостоятельными предпринимателями сразу после окончания учебы. Концентрировать усилия на своем собственном деле, не меняя сферы деятельности.
Экспорт интеллекта
Нидерланды — одна из самых устойчивых в экономическом отношении стран. Она замыкает десятку самых богатых стран в мире. Здесь общество не поляризовано по размерам доходов, а голландскую экономику, ориентированную на экспорт, называют экономикой знаний и инноваций. Концепция экономического развития базируется сегодня на трех китах и трех портах: Амстердам/airport (аэропорт), Роттердам/sea port (морской порт), Эйндховен/brain-port (интеллектуальные ворота страны). Новый кластер креативных индустрий, образованный вокруг Эйндховена, включает 10 000 участников, 125 компаний и институций. Он генерирует свыше 25 млрд евро голландского экспорта. Пять лет назад Brainport назвали самым «умным регионом мира».
Образованный класс
В Нидерландах — 13 школ дизайна. Маленькую европейскую страну (население Нидерландов — 15 млн человек) можно смело назвать страной архитекторов и дизайнеров. У хорошо системно образованных профи всегда есть применение: дизайн стал неотъемлемой частью разработки любых продуктов в Нидерландах — от банкнот до кораблей. Мода, компьютерные технологии, коммуникации и даже еда раздвинули без того широкие рамки профессии. События на стыке перспективных дисциплин создают такие мировые звезды, как архитектор Рэм Колхас, фэшн-дизайнер Айрис ван Херпен, пионер «дизайна еды» Мари Фогельзанг, скульптор-кинетик Тео Янсен, художники-провокаторы Юп Ван Лисхаут, Дан Роехарде, Лукас Маассен, исследователи Надин Стерк и Лонни ван Рисвик (Atelier NL). Они высказывают идеи «редизайна стиля жизни», выступают как политики и социологи, размышляя о власти, развитии, смерти. Десять брендов: Марсель Вандерс, Йорис Лаарман, Пит Хейн Эйк, Мартен Баас, Studio Job, Кики ван Эйк и Юст ван Блейзвик, Scholten & Bejing, Ричард Хаттен, Бертьян Пот, Хэлла Йонгериус возглавляют пирамиду самых востребованных промдизайнеров страны.
Жить в будущем, переосмысливая прошлое
Если скандинавский дизайн воплощает чистую функциональность, то голландский — его свободолюбивый кузен-бунтарь. Как явление мировой культуры он появился на мировой сцене век назад, благодаря новаторской деятельности Геррита Ритвельда и модернистского движения De Stijl: вместе с Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом Ритвельд разрабатывал новый визуальный «язык»: абстракция и геометрический порядок должны были стать выражением идей современности.
По теме: 100 лет De Stijl: 8 фактов о доме Трюс Шрёдер
Термин Dutch Design cтал популярен с 1990-х. До этого словосочетание «голландский дизайн» вызывал ассоциации с работами графиков. Серьезный прорыв промдизайна был связан с таким объединением, как Droog, и его выступлением на Salone del Mobile в 1993 году. Миру стали известны имена Гиса Баккера, Ренни Ремакерс, Юргена Бея, Ричарда Хаттена, Хеллы Йонгериус, Вики Сомерс, Пита Хейн Эйка и Марселя Вандерса, который в 1996-м основал компанию Moooi.
«Мы в Moooi не пытаемся представлять себя неким олицетворением всего нового, — говорит Вандерс. — Со времен модернизма хорошим тоном считается ориентироваться только на будущее, на новое. Мне кажется, так не бывает, это просто смешно — считать, что ты свободен от влияния прошлого. Что кто-то вообще от него свободен. Надеть шоры, нестись вперед, не оглядываясь, — это, действительно, смешно. Мы так не делаем… Наполнить новые объекты хорошо читаемыми культурными метафорами и реализовать их либо силами традиций, либо с помощью новых техник — этим я занимаюсь каждый день».
«Я стараюсь создать ощущение, что мы живем уже в завтрашнем дне, в ближайшем будущем». Марсель Вандерс.
Тео Реми представил публике тряпичное кресло Droog из старых одеял. Эта своеобразная «пощечина общественному вкусу» стала воплощением главных черт голландского дизайна той поры — концептуальности с изрядной долей иронии. Действительно, зачем вырезать из дерева скамейку, когда сидеть можно и на самом бревне, достаточно прикрепить к нему спинку стула, как это сделал Юрген Бей?
Фабрика идей
В конце XX века на смену промышленным фабрикам в Голландии пришли креативные индустрии. Драйвером экономики стал дизайн, а столицей голландского дизайна — город Эйндховен. Мотором развития — Голландская неделя дизайна (DDW) в Эйндховене, которую посещают около 200 000 человек, а участвуют до 2000 авторов. DDW превратилась в крупнейшее событие, гости которого оставляют в отелях и ресторанах около 5 миллионов евро.
Амбассадоры DDW 2017: Вини Маас (MVRDV), Лонни ван Рисвик и Надин Стерк (Atelier NL), главный редактор портала Dezeen Маркус Фэйрс.Академия дизайна в Эйндховене (в 2017-м ей исполняется 70 лет) стала главной кузницей звезд. Хотя основана она была совсем для другого: в 1946-м муниципалитету дали распоряжение готовить кадры для местной промышленности, а именно, для градообразующих предприятий Philips, покинувших Эйндховен вместе со штаб-квартирой в 1997-м. Студенты были начинающими практиками в закрытой «лаборатории», которая формировала не звезд мирового дизайна, а скромных труженников голландской электронной корпорации. (Сейчас главная индустрия в Эйндховене — производство микрочипов — несколько офисов, управляющих производством).
Репутация лучшей дизайн-академии современности, открытой миру, — во многом заслуга бывшей главы Академии Ли Эделькорт (Lidewij Edelkoort). Авторитетный трендсеттер, «археолог будущего», она в течение 10 лет (1999-2009) произвела в институции серьезные реформы. Ли активно занималась карьерами выпускников, продвигая в контексте глобальных трендов таких авторов, как Мартен Баас, Кики ван Эйк и Studio Job.
«Роскошные вещи — это не обязательно дорогие материалы, ручная работа или эксклюзивные бренды. Они могут быть сделаны из самых простых вещей и простыми средствами, потому что роскошь — это богатое воображение». Ренни Ремакерс
Технологии и ремесло
Голландские дизайнеры активно задействуют технологии. 3D-принтинг и робототехника вдохновляют Йориса Лармана и Дирка Вандер Кооийя. Вандер Кооий превратил китайского промышленного робота в 3D-принтер. С его помощью он напечатал лампы, вазы и даже кресло Endless из пластиковых частей старого холодильника. «Меня всегда привлекали переработанные синтетические материалы. Я хотел переломить стереотип, что из них можно делать только дешевые недолговечные вещи, — комментирует Вандер Кооий. Все ненужное попадает в гигантский пресс: «Мы скармливаем прессу стулья, которые нам не понравились, и он переделывает из них столы», — объясняет дизайнер.
Главный вопрос сегодня: как соединить новые технологии и ручное ремесло. Хайтек плюс лоутек гарантируют предмету счастливое место в мире сверхбыстрых коммуникаций и сверхэмансипированных личностей.
Голландские дизайнеры верят в то, что в будущем ценность предмета не будет зависеть от материалов (пусть даже передовых, таких, как биопластики или органические светодиоды) — главной роскошью станет неповторимая индивидуальность объекта. Дизайн постепенно стал более персональным, стал личной историей. Сегодня люди больше заинтересованы в том, что дизайн может предложить лично каждому. «Голландский дизайн для одних — религия, для других — маркетинг, для третьих — бренд, который хорошо продается на экспорт», — комментирует Тим Вермюлен, менеджер программ Dutch Design Foundation. Вермюлен видит и шире: голландский дизайн — это международная школа на фундаменте дизайн-образования.
Дизайн из Голландии: Геррит Ритвельд
В чем секрет уникальности того или иного предмета? Согласитесь, из множества созданных объектов лишь немногие остаются в памяти и становятся «легендами». Одна из таких «икон дизайна» XX века — Red-Blue Chair Геррита Томаса Ритвельда 1918 года. Этот проект символизировал поиск нового выразительного языка в искусстве. Ритвельд впервые утверждает абстрактный подход в формообразовании предмета интерьера. Мебель теперь позиционируется не только как продукт потребления, но и рассматривается как произведение искусства, способное служить источником вдохновения.
Геррит Томас Ритвельд – нидерландский дизайнер и архитектор (1888-1964). Участник художественной группы «Стиль» (нидерл. De Stijl), один из создателей направления «неопластицизм». Строгий абстрактный стиль основан на использовании преимущественно прямых линий и пяти цветов (эти цвета — красный, синий, желтый, черный и белый). Для художников группы (в нее также входили Пит Мондриан, Тео ван Дусбург и др.) чистая абстракция и геометрический порядок были формальным выражением современного общества.
Приятным открытием для меня в путешествии по музеям Нидерландов, оказался тот факт, что Red-Blue Chair, равно как и другие известные стулья Ритвельда, существовал не в единственном цветовом решении. Ритвельд уже тогда задумывался о так называемом «стайлинге».
«Стайлинг» в контексте дизайна означает варьирование предмета. «Стайлинг» значительно расширяет покупательскую активность, так как вещь в различных вариациях подходит к большему числу интерьеров и соответственно, лучше продается.
Red-Blue Chair, 1918 г.
С 1919 года Ритвельд создает различные варианты Red-Blue Chair. Среди первых образцов был и белый вариант 1923 года, он был приобретен писательницей Til Brugman для музыкальной комнаты в ее доме в Гааге. Белый цвет подходил к композиции абстрактных серых панелей по дизайну Вилмаса Хушара, одного из основателей группы «Стиль».
Zig-zag chair, 1932 г.
C 1920-х Ритвельд начал эксперименты с материалами, не вполне привычными для производства мебели. Например, он использовал древесное волокно, алюминий, стекло. Стул Zig-zag Ритвельд изначально спроектировал для своего дома. Он сделал его из полок стандартного размера фирмы Bruynzeel. Стул имеет удобную врезную ручку-скобу. Конструкция усиливается треугольными вставками в угловых соединениях.
С начала 1930-х годов Ритвельд создал множество вариаций этого стула. Наряду с классическим, стул производился с подлокотниками, с отверстиями в спинке, с заниженным сидением. Иногда в коже и из дорогих пород дерева.
Stelman Chair 1963 г.
Этот предмет мебели был изначально заказан для ювелирного магазина Стелмана в Гааге и предназначался для пар, выбирающих обручальные кольца. Структура, построенная на пересекающихся под прямым углом линиях, вызывает ассоциации с гранями драгоценных камней. Сложный по форме каркас стула отбрасывает интересные тени. Материалы — кожа и дерево. Stelman Chair стал последним предметом мебели Ритвельда.
Фото из музеев Нидерландов, Анна Смолякова
8 трендов голландского дизайна • Интерьер+Дизайн
Dutch Design Week (19–29 октября 2019) — Неделя голландского дизайна в Эйндховене остается событием, которое формирует новые смыслы в дисциплине. Именно ими заняты умы выпускников голландских дизайн-школ. И, как бы авангардно эти идеи не звучали сегодня, завтра они становятся частью индустрии и не только голландской.
По теме: DDW 2019: украинский дизайн и зеленые технологии
Data as material / Данные как материал
Дизайнеры все больше совершенствуют свои навыки в цифровом мире. В интернете можно собирать информацию и делиться знаниями, как никогда раньше. Если физический мир построен с использованием традиционных материалов, таких как дерево или камень, то цифровой мир создается с использованием данных. Область науки о данных получает растущее внимание дизайнеров по всему миру. Это междисциплинарная область, которая использует научные методы, процессы, алгоритмы и системы для извлечения знаний и уникальной информации. Нам предлагают задуматься, как мы включаем цифровые данные в физический мир? Как ими можно обмениваться? Как мы можем защитить личные данные? Как сохранить знания и сделать их доступными для будущих поколений?
Growing design / Растущий дизайн
За последние несколько лет популярность набрали материалы на биооснове. Они CO2-нейтральны, идеально подходят для круговой экономики, а иногда даже положительно влияют на изменение климата. Биологические отходы, такие как сосновые иголки и кофейная гуща, превращаются в новое сырье, но также дизайнерами используются живые материалы, которые не создаются, а выращиваются — например, мицелий грибов, легкий и прочный, который может применяться как компонент строительного материала. Созданная с его помощью «живая» архитектура призвана сблизить человека с природой. Материалы на основе биологических ресурсов — потенциальное сырье будущего.
Re/Connect / Пересоединение
Современные технологии позволяют нам связаться с друзьями в считанные секунды. Мы можем позвонить по скайпу, отправить текстовое сообщение или использовать социальные сети, чтобы общаться с людьми со всего мира. Но не становится ли сложнее разговор лицом к лицу, не выстраивает ли это стену вокруг нас в физическом мире? Дизайнеры пытаются разрушить эти стены, чтобы мы могли восстановить связь друг с другом. Они создают интерактивные проекты, которые стимулируют социальное взаимодействие между незнакомцами. Цифровой мир сегодня не имеет границ, мы можем путешествовать, посещать музеи или концерты, не выходя из дома. Поэтому еще одна задача, которая требует решения, — воссоединение наших тел с физическим пространством, в котором они находятся.
Back to earth / Назад к земле
Новые технологии помогают переосмыслить старые существующие материалы, делая их актуальными снова — сегодня и в будущем. В их числе керамика, которая используется на протяжении тысячелетий. Глина — это отличный материал для работы руками, к тому же экологичный: ее можно использовать повторно даже после обжига. В своих проектах дизайнеры соединяют ремесленный подход и инновации. Например, фрезерование влажного фарфора или глины создает новые узоры, своего рода «отпечатки пальцев» машины. Добавление биоматериала делает глину прочнее и позволяет использовать ее для печати на 3D-принтере. Интерес представляет и специальная глина, которая затвердевает при воздействии воздуха: она позволяет быстро преобразить конструкции, например, из картона или пластика.
The invisible designer / Невидимый дизайнер
Дизайнеры критически оценивают окружающий их мир. Сегодня это важно как никогда. Они рассматривают задачи, с которыми сталкивается наше общество, такие как изменение климата, загрязнение окружающей среды, социальные и культурные проблемы. Когда приходится иметь дело с такими вещами, дизайн становится отправной точкой для поиска решения. Дизайнер не просто предлагает какой-то проект сам, но предоставляет инструменты, с которыми начинает работать общество. Он повышает их осведомленность о серьезности проблемы и одновременно вовлекает в поиск возможного решения.
The Museum of Design / Музей дизайна
Дизайнер вовсе не обязательно должен делать осязаемые, утилитарные объекты. Это может быть абстрактная концепция, которая подвергает сомнению такие темы, как функциональность, производство или эстетика. Или предлагает новый опыт. Но если функциональные объекты можно использовать дома, то к чему относятся концепции, идеи и опыт? Тенденция The Museum of Design коллекционирует эти абстрактные дизайны. Авторы размышляют о том, как бы выглядел мир дизайна, если бы был музеем? Как современные дизайнеры переосмысливают работы классиков, таких как Геррит Ритвельд, чья мебель — это больше, чем просто утилитарный предмет, она выражает видение общества, подход к материалу и социальные взгляды? Может ли концептуальный дизайн быть реализован до такой степени, что объект становится больше не нужен?
Save us / Спасите нас
Тема спасения — обширная и находит отражение в разных сферах. Одна из самых больших проблем — сохранение окружающей среды. Идей множество — от замены привычных строительных материалов, таких как бетон, натуральными, особенно деревом, до использования новых технологий, например, сочетания цифрового дизайна и 3D-печати на камне. Спасти дизайн-студии, которые необходимы для работы и которые становятся более открытыми и многофункциональными. И, конечно, спасти себя. Мы хотим жить в хорошем месте, желательно построенном максимально устойчиво, хотим окружить себя прекрасными предметами и хотим чувствовать себя хорошо. Как? Должен помочь дизайн: сделать мир немного более человечным и, следовательно, более дружелюбным.
The Power of ‘We’ / Сила «Мы»
Главная тема тренда — возможности сотрудничества. Дизайнеры нередко объединяются и работают вместе, но при этом поощряют друг друга следовать своим собственным индивидуальным путем. Дизайн-дуэты отмечают десятилетия успешного сотрудничества. Студенты часто представляют свои работы под знаменем своей школы. Кураторы в сфере дизайна стараются объединить работы на экспозиции, чтобы коллекция предметов рассказывала публике некую связанную историю.
ТОП 10: Лучшие интерьеры Нидерландов
Заметное родство со скандинавским стилем, но при этом гораздо большая склонность к футуризму и минимализму, совершенно неожиданные дизайнерские ходы и решения и безусловная оригинальность — все это как нельзя более точно описывает современный голландский дизайн интерьеров.
Портал The Architect предлагает десятку по-настоящему интересных и оригинальных проектов интерьеров жилых домов в Нидерландах, реализованных в последние годы.
Резиденция Villa Rotterdam от Ooze (2010 г.)
Изначально эта вилла, расположенная в Роттердаме, представляла собой оригинальное здание начала 20 века с двумя совершенно разными пристройками 1991 и 2003 годов. В итоге, стараниями архитекторов и дизайнеров из студии Ooze, Villa Rotterdam приобрела совершенно новый облик: теперь снаружи здание имеет вид традиционной голландской фермы, но с окнами необычной формы. Внутри также произошли кардинальные изменения: виллу полностью перепланировали, креативно разделив пространство на зоны, где дизайнеры сочетали совершенно разные стили и материалы.
Подробнее об этом проекте читайте здесь.
Двухэтажный лофт Singel от Laura Alvarez Architecture (2012 г.)
Главной идеей дизайна этих апартаментов в Амстердаме стало создание непрерывного пространства. В итоге на первом этаже гостиную от прихожей отделяют раздвижные панели из орешника, а столовую от кухни — только лестница. Кстати, именно кухня является сердцем лофта, поскольку его владелец очень любит готовить. На втором этаже находятся две спальни и ванная между ними, а также глубокий 11-метровый шкаф, который изготавливался специально для этого проекта и играет роль одновременно гардеробной и кладовой.
Дом H House от Wiel Arets Architects (2011 г.)
Этот футуристический дом из стекла и бетона, находящийся в Маастрихте, создавался специально для молодой и талантливой пары — актера и танцовщицы, которые также увлекаются ландшафтным дизайном и самостоятельно разбили сад за домом. Интерьер обозначен открытой планировкой, оформлен в светлых тонах и выдержан в стиле минимализма. Вместо несущих стен здесь использованы колонны, а все остальные стены сделаны из стекла. Приватность же достигается с помощью плотных штор. А еще одной изюминкой этого дома является оригинальная лестница, подвешенная в воздухе.
Дом House G от Maxwan Architects (2007 г.)
Сегодня сложно поверить, что этот замечательный дом в Гельдермальсене ранее был не чем иным, как старым сараем. Архитекторы и дизайнеры переделали здесь буквально все: изменили количество, размер и расположение окон, обновили фасад и сделали перепланировку. Теперь в гостиной, совмещенной с кухней, владельцы дома отдыхают, принимают гостей и устраивают винные дегустации для клиентов. А главную роль здесь играет невероятная конструкция, которая одновременно является кухней, шкафом, лестницей и книжным стеллажом.
Таунхаус Black Pearl от Studio Rolf.fr + Zecc Architecten (2011 г.)
Этому дому в Роттердаме на самом деле уже больше столетия, причем 30 последних лет он и вовсе был заброшен. Но затем за него взялись талантливые дизайнеры, подарив ему новую жизнь. Снаружи здание выкрасили в черный цвет, а внутри использовали 5 цветов (белый, черный и три оттенка серого), что позволило расставить акценты в пространстве. После кардинальной перепланировки «Черную жемчужину» разделили на три этажа, разместив на них мастерскую, из которой есть выход в небольшой бамбуковый сад, и несколько полуоткрытых помещений (например, кухню, столовую, спальни и т. д.). А на крыше дома, откуда открывается замечательный вид на город, оборудовали джакузи.
Подробнее об этом проекте читайте здесь.
Апартаменты Church of Living от Zecc Architects (2008 г.)
В северных странах с каждым годом появляется все больше заброшенных церквей. Однако, чтобы сохранить исторические здания, их переделывают под другие цели. Так церковь Св. Якобуса в Утрехте превратилась в жилой дом. При этом дизайнеры постарались сделать внутри как можно меньше изменений, оставив крепкий деревянный пол и двери, невероятные витражные окна, арки и колонны. И даже церковные скамьи нашли свое применение в столовой.
Подробнее об этом проекте здесь.
Маленькая квартира от i29 Interior Architects (2010 г.)
Площадь этой квартиры в Амстердаме — всего 45 м². Поэтому для того, чтобы создать уютное и комфортное пространство, дизайнеры сделали полную перепланировку и компактно разместили все детали интерьера. Мебель по максимуму встроена и словно спрятана за сплошным деревянным фасадом, и лишь несколько ярких цветовых акцентов (например, зеленый диван) оживляют светлую колористическую гамму квартиры.
Дом House Like Village от Marc Koehler Architects (2011г.)
Этот жилой дом, расположенный в живописном месте на берегу залива в Амстердаме, раньше был большой столовой, из огромных окон которой открывался просто невероятный вид. Переделывая здание, дизайнеры сохранили эти окна, поскольку они прекрасно вписывались в их концепцию: создать много маленьких «домов» внутри одной постройки. Теперь все жилые зоны отделены друг от друга, а пройти из одной в другую можно по своеобразным «улицам». При этом пространство все равно остается открытым, хотя при надобности можно легко достичь полной приватности.
Дом Modern Villa от BBVH Architecten (2009 г.)
Главным отличием этой современной виллы в Гааге являются ее огромные разноуровневые террасы, ориентированные на водоем, и, конечно же, глубокий черный цвет фасада. При этом интерьер представляет собой полную противоположность экстерьеру: преимущественно белый цвет в интерьере и яркие акценты в виде картин и разноцветных диванов наполняют виллу светом и воздухом.
Подробнее об этом проекте читайте здесь.
Дом Rieteiland House от Hans van Heeswijk Architects (2011 г.)
Этот дом в Амстердаме архитектор и дизайнер Ханс ван Хеесвик построил для себя и своей семьи. Благодаря полностью стеклянному фасаду жильцы могут постоянно любоваться прекрасными видами, а при надобности спрятаться за автоматическими алюминиевыми панелями. Также ван Хеесвик воспользовался возможностью и самостоятельно создал дизайн практически всего, что находится в доме.
Подробнее об этом проекте читайте здесь.
Голландский графический дизайн ‹ Виртуальная школа графического дизайна
Как вы считаете, возможно ли свободное покровительство творчеству?
Да, именно – свободное. Без вмешательства в сам процесс и без диктата конечной цели?
Удивительно, но именно такая картина сложилась в Нидерландах.
Более чем другие формы искусства, графический дизайн в Голландии всегда отражал исторические, экономические и социальные условия развития страны. Только представьте себе, что, начиная с Золотой эры датской монархии, художники и дизайнеры в Нидерландах имели серьёзную государственную поддержку и считались реальной, а не номинальной элитой! Многие крупные государственные компании и сегодня имеют специальные подразделения, работающие с дизайнерами. И при этом они не вмешиваются в творческий процесс. Просто удивительно!
А теперь бросим беглый взгляд на графическое оформление национальной голландской валюты – гульденов. Разве на них изображён видный исторический деятель или же национальный герой? Нет. Банкноту украшает птица или же подсолнух в стиле Ван Гога. Нестандартный взгляд на стандартные вещи! Причём на государственном уровне.
Авторы книги «Графический дизайн и идеализм» Леони тен Дуи и Анели Хаас чётко описывают позицию голландских дизайнеров касательно этого момента: «Национальный банк не считал нужным, накладывать вето на работу дизайнеров, ограничивать их действия. А дизайнеры в свою очередь пользовались полнотой этой свободы, осознавая всю меру собственной ответственности».
По словам одного из голландских дизайнеров Макса Кисмана, нидерландский дизайн является «стилем стилей», он многолик, и в этом его уникальность. Освобождение от доктрин, сочетание не сочетаемого, ирония над обыденностью – вот лишь несколько его черт. «Официальная анархия» — так обозначил политику современного голландского дизайна обозреватель Макс Бруинсм. Анархия потому, что к графике выдвигается лишь одно требование – высокое качество творчества. Не правда ли, хочется работать в таких условиях?!
Известный дизайнер из Амстердама Шигеру Ватано однажды заметил: «Рациональная аналитика — вот тот принцип, который правит голландским дизайном». Да, он, несомненно, был прав. Но, замечу, что лишь отчасти. Вырастая из «коротких штанишек» пуританской типографической традиции, голландский дизайн становился независимым — свободным от шаблонов и условностей. И постепенно стал таким, каким его знает сегодня весь мир. Современный голландский дизайн не столько сухо информативный, как может показаться на первый взгляд, сколько личностный.
Графика дарит эмоциональность, остроту переживаний и максимально персонализированный смысл. Наиболее яркие личности в современном голландском графическом дизайне: Irma Boom, Gert Dumbar, Mieke Gerritzen, Martin Majoor, Paul Mijksenaar, Just van Rossum, Erik van Blokland.
Посмотрите на повседневную жизнь голландца. Влияние на неё дизайна невозможно оставить незамеченным! Везде – на типографических плакатах, приглашениях на торжественный приём, листовках, буклетах, почтовых марках, упаковках для печенья — изображения стали яркими, образными, глубоко личностными. Вызвать импульс, врезаться в память, затронуть самые глубокие струны души, но сделать это индивидуально, по-своему – вот чего добивался каждый голландский дизайнер.
А вы знаете, как органично соединить традиции и новаторство, слово и образ, общество и личность, догмы и анархию? Вот здесь, по этому лезвию и балансировал голландский дизайн. Он сам нашёл эту точку равновесия между экспрессионизмом и функционализмом, и сумел не только удержаться на ней, но и уверенно пройти через весь двадцатый век.
Сегодня существование небольших дизайн студий оказывается возможным благодаря системе грантов как государственных, так общественных или частных. К примеру, BKVB «The Netherlands Foundation for Visual Arts, Design and Architecture» — Голландский фонд изобразительного искусства, дизайна и архитектуры за последние несколько лет профинансировал работу более, чем 5000 художников, полностью покрыв их ежедневные расходы и освободив их от необходимости добывать хлеб насущный. Качественный дизайн пронизывает повседневную жизнь Голландии насквозь.
Так чему же мы можем поучиться у голландских дизайнеров?
Мне кажется, в первую очередь – ответственности и свободе. А ещё — умению соединять несоединимое. А вы как считаете?
Интересная ссылка по теме:
//www.flickr.com/photos/insect54/sets/72157601907959619/?page=2
Поделиться в соц. сетях:
Современные голландские дизайнеры | Журнал Firstkey
«Бог сотворил Землю, а Нидерланды создали сами нидерландцы». И лукавству здесь фактически нет места, со времён Римской империи жители густонаселенных «северных земель» отвоёвывают территорию у морских пучин, ведь четверть территорий Голландии лежит ниже уровня моря на 5-7 м. Может быть, именно благодаря воздействию этих факторов именно в этой стране сформировалась непохожая ни на кого культура. Сегодня Голландия известна своими концептуальными и социальными дизайнерскими решениями, креативность и практичность которых поражает и заставляет прислушиваться к себе весь мир.
Несколько слов об архитектуре
Свой особый архитектурный стиль Голландия вырабатывала веками, но всегда оставалась непохожей на своих европейских соседей. Сочетая в себе умеренность кальвинизма и течения позднего Возрождения, страна сформировала собственное архитектурное направление, известное как «голландское барокко».
Больше всего в голландцах поражает способность поглощать и адаптировать иностранный опыт. И нужно заметить, что заимствование было исключительно косвенным, так как иностранцы не были задействованы в строительстве городов. Местные жители воспринимаемые извне формы использовали только для декорирования привычной конструкции зданий в готическом стиле. Так появилась на свет нидерландская неоготика с неоренессансными деталями, а точнее «нидерландский национальный архитектурный стиль».
Переосмысление и свежий взгляд превратили голландскую архитектуру в дизайнерское искусство уже в начале ХХ века и потрясли мир. Геррит Ритвельд шагнул на 40 лет вперед, построив свой Дом Шрёдер – чудо инженерной мысли. Лифты для посуды и покупок, газовая плита, даже дизайн кухни в стиле хай-тек, который позже распространился по всему миру и сейчас есть в каждой квартире, родом из этого дома в городе Утрехт. Г. Ритвельд стал архитектором города Роттердам и из руин Второй мировой войны вырос современный город из жилых комплексов и концептуальных домов. Нынешний архитектурный стиль Роттердама широко представлен небоскребами (наивысшим является башня Маас (164,75 м), всемирно известными «кубическими домами» (1984 г., арх. Пит Блом), бизнес-сооружениями (штаб-квартира «Unilever NL»), а также символом города – мостом Эразма.
Социальный дизайн Голландии
В современной культуре Голландии именно дизайн играет основополагающую роль. Он присутствует во всех сферах жизни, будь то предметы интерьера, общественный транспорт, плакаты для мероприятий, посуда и даже еда. Дизайн для Голландии не просто отрасль. Это социальный инструмент взаимодействия внутри общества. Суть социального дизайна – привносить изменения в жизнь, качественно меня окружающую среду.
В современном мире недостаточно просто законов, считают голландцы. Любые аспекты общественной жизни должны рассматриваться под новыми углами. Раньше правительство вешало знаки запрета, а теперь просто делают неудобными места, куда ходить не нужно. Это и есть воздействие с помощью дизайна, и оно мягкое. Правительство дает дизайнерам полную свободу, и никто не знает конечного результата, но все рассчитывают, что он точно превзойдет ожидания.
Уже 40 лет Голландия несет в себе особенный визуальный облик. Унифицированный фирменный стиль 175 государственных ведомств носит печать стиля студии Думбар. Голландские железные дороги, почта, полиция и муниципалитет. Дизайн яркий, провокационный и по-голландски сдержанный одновременно.
В 2004-м году правительство заказало кампанию по ребрендингу Амстердама под названием «I AMsterdam». Основная идея «Я – Амстердам» или город для людей. Графический дизайн одноименной конструкции из букв произвел фурор во всем мире и стал не просто арт-объектом, но и основной достопримечательностью города.
Еще один яркий пример из не менее яркой повседневности Нидерландов – это национальная валюта. Голландский гульден считают самой красивой денежной единицей в мире. Бросим беглый взгляд на графическое оформление национальной голландской валюты. Разве на них изображён видный исторический деятель или же национальный герой? Нет.
Банкноту украшает птица или же подсолнух в стиле Ван Гога. Нестандартный взгляд на стандартные вещи! Причём на государственном уровне. Дизайн банкнот был выполнен дизайнером Ооттье Оксенааром. На создание таких красивых денег его вдохновили игровые купюры из «Монополии». Особенно он гордится тем, что сумел поместить на банкноте то, что никто не хотел там видеть: свой отпечаток пальца, кролика подруги, и даже символ моряков – маяк. Ему была важна свобода самовыражения и следование функциональным требованиям.
Дизайн + правительство = человек будущего
Правительство Голландии не только основной заказчик, но и главный союзник начинающих дизайнеров. Ведь для Голландцев дизайн – это не просто ваза или стул, это способ организации общества. Правительство поддерживает национальные школы дизайна, выдает субсидии, предоставляет мастерские для творчества и финансирует институты, а их в небольшой Голландии около 40.
Тандем правительства и дизайнерской среды считает своей задачей создание целостной среды способной воспитать «человека будущего». Дизайн, технологии и знания – вот на что опираются Голландские дизайнеры в процессе создания своих концептуальных, а главное, функциональных предметов быта.
О голландских дизайнерах и их творениях
Массовое производство некачественных товаров привело к серьезным экологическим проблемам. А экология и разумное потребление, то на чем зиждется мировоззрение жителей. Голландские дизайнеры предлагают миру способы решения подобных проблем.
Тиерд Винховен использует сухие пальмовые листья для производства нового материала – «пальмовой кожи». Из этого материала получаются прекрасные сумки, обложки для книг и одноразовые тапочки.
Дизайнер Дирк Вандер Кои разработал безопасный способ утилизации старых холодильников и использует переработанный материал для изготовления оригинальных предметов быта и интерьера из пластика. Ричард Хуттон делает кресла и столы из старых книг, сложенных друг на друга. После специальной обработки они твердеют и обретают вторую жизнь. Матрасы, коврики и старую одежду Тео Реми превращает в удобные кресла, а Пит Хайн Эйк создает из промышленных деревянных отходов мебель. Она проста, минималистична и экологически чиста, заверяет самый известный представитель экологического направления Голландии.
Современные дизайнеры стремятся изменить отношение к искусству как к декоративной роскоши, привнести искусство в жизнь каждого человека. «Отличные дизайнерские решения не должны выглядеть скучно. Они могут быть яркими и оригинальными. Для того, чтобы придумать что-то новое, достаточно иначе посмотреть на привычные нам вещи», – считает знаменитый Марсель Вандерс. Он смешивает эпохи, создавая ультрасовременные предметы с историческими корнями: ажурные аудиоколонки или связанная крючком настольная лампа. Кружево – один из любимых мотивов М.Вандерса. Он считает, что дизайн должен быть близок не только городскому моднику, но и бабушке. «Я помню, что у меня есть мать и моя вещь должна ей нравиться». Он сочетает в своей работе традиционные мотивы и формы с концептуальным подходом, привнося элементы магии в используемые материалы. Сделать хрупкое прочным, а непрактичное – практичным.
Голландский дизайн – это инновационный простой чистый стиль. Он концептуальный, индивидуальный, искренний. Искусство дизайна предназначено не для того, чтобы выбрать диван, а для того чтобы понять себя.
Текст: Дарина Фомичева