Гид по архитектурным стилям – Разобраться в архитектурных стилях — необычные экскурсии в Москве

Путеводитель по архитектурным стилям, страница-5

  1. Гид по стилям
  2. Древнерусское зодчество
  3. Готика
  4. Барокко
  5. Рококко
  6. Классицизм
  7. Ампир
  8. Псевдорусский стиль
  9. Мавританский стиль
  10. Палладианский стиль
  11. Эклектика
  12. Модерн
  13. Конструктивизм, рационализм
  14. Сталинский ампир
  15. Ар-деко
  16. Минимализм
  17. Лофт
  18. Хай-тек
Рококо

Стиль рококо (в переводе с французского — «дробленый камень», «ракушка», «декоративная раковина») появился во Франции в 1715-1723 годах и господствовал до 1780-х. По сути он был жеманным и вычурным видоизменением барокко.

Стиль рококо ушел от тяжелой напыщенности и холодной парадности барокко к игривым, легким и приветливым формам. Но он не дал архитектуре ничего нового, а лишь принес полную свободу в использовании элементов для достижения декоративной эффектности.

Характерные черты зданий рококо:большая декоративная загруженность гирляндами раковин, цветков и завитков, изысканность, игривость (например, колонны могут иметь разный размер, а кариатиды подпирать выступы).
Преобладающие цвета зданий рококо:сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.
Линии зданий рококо:S-образные кривые и волнистые линии, практически нет плоских и прямых линий.
Форма и конструкции зданий рококо:ассиметричная композиция и ломаный фронтон со множеством балконов, эркеров, декоративных колонн, а манерно изогнутые линии маскируют конструкцию зданий.
Характерные элементы интерьера зданий рококо: мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора.
Окна зданий рококо:криволинейные и полуциркульные с пышно украшенными наличниками или фронтонами; круглые и овальные окна «бычий глаз».
Двери зданий рококо:арочные проемы и ниши.
Крыши зданий рококо:вальмовые или плоские крыши с парапетами; купола всевозможных форм.
Рококо
Интерьер рококоЗнаменитые здания Москвы в стиле рококо Страница 5 из 18«‹123456789›»

Наглядный гид для тех, кто хочет разбираться в архитектуре

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Во время путешествий или просто прогулок по родному городу наш взгляд всегда задерживается на красивых архитектурных сооружениях. Все эти колонны, завитки и лепнину можно рассматривать часами, до того они прекрасны.

А чтобы в следующий раз вы смогли легко отличить балюстраду от балясины, AdMe.ru сделал простой и понятный гид по основным архитектурным терминам.

Антаблемент

Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть – архитрав, — на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз.

Аттик

Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.

Балюстрада

Невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами.

Балясины

Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.

Бельведер

Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.

Волюта

Архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре, характерная для стиля барокко.

Галерея (гульбище)

Длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.

Гирлянда

Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.

Гребень

Путеводитель по архитектурным стилям, страница-14

  1. Гид по стилям
  2. Древнерусское зодчество
  3. Готика
  4. Барокко
  5. Рококко
  6. Классицизм
  7. Ампир
  8. Псевдорусский стиль
  9. Мавританский стиль
  10. Палладианский стиль
  11. Эклектика
  12. Модерн
  13. Конструктивизм, рационализм
  14. Сталинский ампир
  15. Ар-деко
  16. Минимализм
  17. Лофт
  18. Хай-тек
Сталинский ампир

В 1934 году появились Академия наук СССР и Союз Архитекторов СССР. Их задача была создавать крупные архитектурные комплексы общественного назначения: дворцы культуры, индустриальные центры, спортивные комплексы. При этом проекты были уже не авторскими, а коллективными, и сильно отличались от господствовавших до этого конструктивистских творений.

Павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 и 1939 годов окончательно утвердили существование нового стиля. А расцвет его пришелся на послевоенное время, когда активно восстанавливали города и создавали мемориальные сооружения.

Однако огромная часть жилого фонда в стране была разрушена во время войны (в городах, бывших под оккупацией, разрушения достигали 90%). И если в западной Европе упор делали на панельные быстровозводимые конструкции, то сталинская архитектура совершенно не предполагала быстрое, простое и дешевое жилье.

Характерные черты зданий сталинского ампира:сочетание элементов ар-деко, конструктивизма, классицизма, венецианского и средиземноморского стиля, триумфальный характер для увековечивания памяти героев войны, монументальность общественных зданий, нацеленность на создание доминант города, активное использование советской символики (архитектура служит целям пропаганды).
Преобладающие цвета зданий сталинского ампира:белый, бежевый, коричневый.
Линии зданий сталинского ампира:четкие прямые линии, иногда в сочетании с арочными изгибами, смелое использование ступенчатой формы.
Форма и конструкции зданий сталинского ампира:крупные монументальные формы, сочетание нескольких разномастных объемов, массивные резные карнизы, крупные статуи, шпили, картуши и колонны, применение мрамора для отделки фасадов и светлого отделочного камня.
Характерные элементы интерьера зданий сталинского ампира:богатое убранство: массивные детали из дерева, лепнина, хрусталь, мрамор, мозаика.
Окна зданий сталинского ампира:чаще всего полуциркульные или прямоугольные, но возможны и другие формы.
Двери зданий сталинского ампира:массивные и тяжелые.
Крыши зданий сталинского ампира:плоские, купольные, стрельчатые; нередко украшены шпилем.
Сталинский ампирЗнаменитые здания Москвы в стиле сталинского ампира Страница 14 из 18«‹101112131415161718›»

Лекция «Как читать фасады. Гид по архитектурным стилям Москвы»

Лекция Арата Багаутдинова «Как читать фасады. Гид по архитектурным стилям Москвы. Часть 1» представлена на сайте Архитайм — http://www.architime.ru/video/architectural_styles_guide.htm?spush=aG9tYXhlbEBtYWlsLnJ1

Продолжительность лекции 2 ч. 4 мин. Дата съемки — июнь 2017. Лекция проведена в рамках проекта «Москва глазами инженера» по заказу ARCHITIME.RU. Айрат Багаутдинов — историк инженерии, автор проекта «Москва глазами инженера».

Архитектура — достаточно парадоксальный памятник эпохи. С одной стороны, мы постоянно с ней взаимодействуем в повседневной жизни, с другой — архитектура является наименее понятным для нас источником исторической памяти. Облик Москвы складывался на протяжении многих столетий и продолжает меняться до сих пор. Один стиль сменяет другой, нивелируя элементы предшественника до декоративной функции. Чтобы понять причины этих изменений, научиться отличать «московское узорочье» от ампира и самостоятельно анализировать городскую архитектуру необходим определенный инструментарий. В первой лекции из цикла «Как читать Москву» Айрат Багаутдинов, историк инженерии, автор проекта «Москва глазами инженера» как раз дает такой инструментарий и рассказывает о развитии московских архитектурных стилей до XIX века.

Ярче всего ранняя русская архитектура проявляется в храмах, которые строились по крестово-купольной системе. Даже когда в конце XV века во время правления Ивана III в Россию приехало огромное количество архитекторов из Италии, они создавали не чисто итальянские постройки, а смешивали в своем творчестве итальянские и русские черты. Русские же мастера той эпохи в основном строили по определенному образцу, и их постройки являются лишь интерпретациями Успенского собора в Кремле.

Однако уже при Борисе Годунове появляется тенденция, которая разовьется при первых Романовых — активное взаимодействие с Западом и появление классических архитектурных черт. В результате возникает архитектура «московского узорочья» (ранняя версия русского барокко), для которой характерно сочетание русской живописной композиции с элементами античной ордерной системы. Очень часто здесь используется сочетание красного и белого цветов. Крестово-купольные храмы сменяются бесстолпными, а шатры, венчающие постройки, перестают быть конструкцией и превращаются в декорацию.

В конце XVIII века наступает период московского барокко с его строгим декором, центрической композицией зданий и круглыми скульптурами, которые ранее в русской архитектуре не встречались. Европейское же барокко, развивавшееся при Петре I, можно отличить по тяготению к овалу и разорванному фронтону.

На смену излишне декоративному русскому барокко приходит геометричный, научно-обоснованный, уравновешенный классицизм. Для зданий этого стиля характерны строгость и монументальность в плане построения форм. Тяготение к сочетанию крупных геометрических тел, как это ни странно, позднее проявится в авангарде, который очень прочно уходит корнями в классику. Вообще, по мнению Айрата Багаутдинова, история архитектуры движется по спирали, для нее характерны многочисленные повторения и взаимосвязи, о которых речь пойдет в следующих лекциях цикла.

Путеводитель по архитектурным стилям, страница-6

  1. Гид по стилям
  2. Древнерусское зодчество
  3. Готика
  4. Барокко
  5. Рококко
  6. Классицизм
  7. Ампир
  8. Псевдорусский стиль
  9. Мавританский стиль
  10. Палладианский стиль
  11. Эклектика
  12. Модерн
  13. Конструктивизм, рационализм
  14. Сталинский ампир
  15. Ар-деко
  16. Минимализм
  17. Лофт
  18. Хай-тек
Классицизм

Классицизм (от латинского classicus — образцовый) был популярен в XVII-XIX веках и черпал вдохновение в Древнегреческой и Римской архитектуре с их повторяющимися фасадами, рядами колонн, строгой симметрией. При этом дизайн каждой части здания определяли строгие правила — ордеры.

Архитектурный язык классицизма сформулировал венецианский мастер Палладио, показав, что, с точки зрения классицизма, художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов, подчеркивая стройность, гармонию и логичность самого мироздания. Поэтому в противовес постройкам барокко, мастера классицизма не создавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания.

Стиль неоклассицизм (от французского neo-classicisme), популярный во второй половине XIX и XX веков, также основывался на классических традициях искусства античности, «очищая» архитектуру от декоративных элементов.

Также в 1820-х годах был распространен стиль неогрек. В отличие от классицизма, для него был характерен подчеркнуто археологический подход к воспроизведению элементов греческой классики. Самое знаменитое в России здание в стиле неогрек — Музей имени Пушкина.

Характерные черты зданий классицизма / неоклассицизма:регулярность планировки, строгость формы, симметрия, лаконичный декор (чаще всего скульптуры богов, религиозные сцены, лепнина), слепые ниши со статуями.
Преобладающие цвета зданий классицизма / неоклассицизма:насыщенные зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.
Линии зданий классицизма / неоклассицизма:строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельефы в круглых медальонах.
Форма и конструкции зданий классицизма / неоклассицизма:четкие геометрические формы, массивные, устойчивые, монументальные; портик — важный пластический элемент, а стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами.
Характерные элементы интерьера зданий классицизма / неоклассицизма:сдержанный декор; колонны, пилястры, статуи, античный орнамент; простая и легкая мебель; формы предметов упрощаются, линии выпрямляются.
Окна зданий классицизма / неоклассицизма:Прямоугольные или полуциркульные со скромным оформлением; диоклетианово окно — полукруглое, поделенное на проемы двумя вертикальными средниками.
Двери зданий классицизма / неоклассицизма:прямоугольные с массивным двускатным порталом или карнизом на консолях, львами, сфинксами и статуями; веерообразное окно над дверью и боковые фонари (узкие окна по бокам дверного проема).
Крыши зданий классицизма / неоклассицизма:купола плоские, как перевернутое блюдо; двускатные крыши с фронтоном и украшенным тимпаном; фонари-ротонды, окруженные балюстрадой.
Классицизм
Интерьер классицизмаЗнаменитые здания Москвы в стиле классицизм и неоклассицизм Страница
6
из 18«‹2345678910›»

Путеводитель по архитектурным стилям, страница-13

  1. Гид по стилям
  2. Древнерусское зодчество
  3. Готика
  4. Барокко
  5. Рококко
  6. Классицизм
  7. Ампир
  8. Псевдорусский стиль
  9. Мавританский стиль
  10. Палладианский стиль
  11. Эклектика
  12. Модерн
  13. Конструктивизм, рационализм
  14. Сталинский ампир
  15. Ар-деко
  16. Минимализм
  17. Лофт
  18. Хай-тек
Конструктивизм, рационализм

Главную суть конструктивисткой архитектуры можно выразить словами Ле Корбюзье: «машина для жилья». Сам стиль конструктивизм возник в 1920-х годах в Советском Союзе. Новая идеология не признавала атрибуты социального положения и предметы роскоши, противопоставляя им подчеркнутый аскетизм. А изобретение новых строительных материалов, прежде всего железобетона, позволило воплощать в жизнь новые формы, которые были невозможны до этого.

Конструктивизм многие путают с функционализмом, но функционализм — функционален, а авангард и конструктивизм — это вызов всему старому миру с его традициями и шаблонами. Особенно безумны ранние творения конструктивистов, такие как дом Мельникова. Здесь же — гиперболоиды инженера Шухова, фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны (упорядочивание и типизация жизни, когда каждому периоду распорядка дня соответствует отдельное помещение). Но многие идеи, такие как Дворец Советов и ленинградская башня Татлина, оказались слишком радикальны и остались памятниками несбывшейся мечте.

Характерные черты зданий стиля конструктивизм:строгость, геометризм, лаконичность форм, функциональность зданий, лаконичный декор.
Преобладающие цвета зданий стиля конструктивизм:серый, бежевый.
Линии зданий стиля конструктивизм:четкие крупные линии.
Форма и конструкции зданий стиля конструктивизм:монолитность внешнего облика; опоры-столбы вместо стен; форма соответствует функции здания; свободное обращение с каркасной конструкцией для решения различных задач, устранения мелких членений, упрощение фасада.
Характерные элементы интерьера зданий стиля конструктивизм:в основе — функциональность, полезность и простые формы; свободная планировка.
Окна зданий стиля конструктивизм:ленточные или удлиненные.
Двери зданий стиля конструктивизм:простые и широкие.
Крыши зданий стиля конструктивизм:плоские.
КонструктивизмЗнаменитые здания Москвы в стиле конструктивизм и авангард Страница 13 из 18«‹91011121314151617›»

Путеводитель по архитектурным стилям, страница-11

  1. Гид по стилям
  2. Древнерусское зодчество
  3. Готика
  4. Барокко
  5. Рококко
  6. Классицизм
  7. Ампир
  8. Псевдорусский стиль
  9. Мавританский стиль
  10. Палладианский стиль
  11. Эклектика
  12. Модерн
  13. Конструктивизм, рационализм
  14. Сталинский ампир
  15. Ар-деко
  16. Минимализм
  17. Лофт
  18. Хай-тек
Эклектика

Название «эклектика» произошло от греческого εκλεκτός — «избранный, отборный». В ее основе — смешение элементов ранее доминировавших архитектурных стилей. Когда в начале прошлого века авангардисты в попытке создать что-то новое все время «натыкались» на то, что уже когда-то было, появилась идея использовать по-новому уже известные приемы и стили.

Но слово «эклектика» использовали не везде, так как оно носило негативный характер (так как направление не придерживалось конкретных рамок стиля). В зарубежном искусствоведении этот стиль называли «романтизм», «боз-ар» или «историзм».

Характерные черты зданий стиля эклектики:использование сразу нескольких стилей.
Преобладающие цвета зданий стиля эклектики:любые.
Линии зданий стиля эклектики:строгие вертикальные и горизонтальные линии могут сочетаться с небольшими плавными изгибами.
Форма и конструкции зданий стиля эклектики:простое прямоугольное в плане здание может сопровождаться ризалитами, эркерами, башнями; использование классических элементов и ордеров (колонн, пилястр, арок, фронтонов, скульптур, лепнины, балюстрад).
Характерные элементы интерьера зданий стиля эклектики:использование большого количества текстиля, мягких изогнутых и закругленных форм, изобилие декора и нередко этнических мотивов.
Окна зданий стиля эклектики:любые.
Двери зданий стиля эклектики:любые.
Крыши зданий стиля эклектики:любые.
ЭклектикаЗнаменитые здания Москвы в стиле эклектики Страница 11 из 18«‹789101112131415›»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *