Путеводитель по архитектурным стилям, страница-5
- Гид по стилям
- Древнерусское зодчество
- Готика
- Барокко
- Рококко
- Классицизм
- Ампир
- Псевдорусский стиль
- Мавританский стиль
- Палладианский стиль
- Эклектика
- Модерн
- Конструктивизм, рационализм
- Сталинский ампир
- Ар-деко
- Минимализм
- Лофт
- Хай-тек
Рококо
Стиль рококо (в переводе с французского — «дробленый камень», «ракушка», «декоративная раковина») появился во Франции в 1715-1723 годах и господствовал до 1780-х. По сути он был жеманным и вычурным видоизменением барокко.
Стиль рококо ушел от тяжелой напыщенности и холодной парадности барокко к игривым, легким и приветливым формам. Но он не дал архитектуре ничего нового, а лишь принес полную свободу в использовании элементов для достижения декоративной эффектности.
Характерные черты зданий рококо: | большая декоративная загруженность гирляндами раковин, цветков и завитков, изысканность, игривость (например, колонны могут иметь разный размер, а кариатиды подпирать выступы). |
Преобладающие цвета зданий рококо: | сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом. |
Линии зданий рококо: | S-образные кривые и волнистые линии, практически нет плоских и прямых линий. |
Форма и конструкции зданий рококо: | ассиметричная композиция и ломаный фронтон со множеством балконов, эркеров, декоративных колонн, а манерно изогнутые линии маскируют конструкцию зданий. |
Характерные элементы интерьера зданий рококо: | мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора. |
Окна зданий рококо: | криволинейные и полуциркульные с пышно украшенными наличниками или фронтонами; круглые и овальные окна «бычий глаз». |
Двери зданий рококо: | арочные проемы и ниши. |
Крыши зданий рококо: | вальмовые или плоские крыши с парапетами; купола всевозможных форм. |
Знаменитые здания Москвы в стиле рококо Страница 5 из 18«‹123456789›»
Наглядный гид для тех, кто хочет разбираться в архитектуре
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Во время путешествий или просто прогулок по родному городу наш взгляд всегда задерживается на красивых архитектурных сооружениях. Все эти колонны, завитки и лепнину можно рассматривать часами, до того они прекрасны.
А чтобы в следующий раз вы смогли легко отличить балюстраду от балясины, AdMe.ru сделал простой и понятный гид по основным архитектурным терминам.
Антаблемент
Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть – архитрав, — на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз.
Аттик
Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.
Балюстрада
Невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами.
Балясины
Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.
Бельведер
Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.
Волюта
Архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре, характерная для стиля барокко.
Галерея (гульбище)
Длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.
Гирлянда
Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.
Гребень
Путеводитель по архитектурным стилям, страница-14
- Гид по стилям
- Древнерусское зодчество
- Готика
- Барокко
- Рококко
- Классицизм
- Ампир
- Псевдорусский стиль
- Мавританский стиль
- Палладианский стиль
- Эклектика
- Модерн
- Конструктивизм, рационализм
- Сталинский ампир
- Ар-деко
- Минимализм
- Лофт
- Хай-тек
Сталинский ампир
В 1934 году появились Академия наук СССР и Союз Архитекторов СССР. Их задача была создавать крупные архитектурные комплексы общественного назначения: дворцы культуры, индустриальные центры, спортивные комплексы. При этом проекты были уже не авторскими, а коллективными, и сильно отличались от господствовавших до этого конструктивистских творений.
Павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 и 1939 годов окончательно утвердили существование нового стиля. А расцвет его пришелся на послевоенное время, когда активно восстанавливали города и создавали мемориальные сооружения.
Однако огромная часть жилого фонда в стране была разрушена во время войны (в городах, бывших под оккупацией, разрушения достигали 90%). И если в западной Европе упор делали на панельные быстровозводимые конструкции, то сталинская архитектура совершенно не предполагала быстрое, простое и дешевое жилье.
Характерные черты зданий сталинского ампира: | сочетание элементов ар-деко, конструктивизма, классицизма, венецианского и средиземноморского стиля, триумфальный характер для увековечивания памяти героев войны, монументальность общественных зданий, нацеленность на создание доминант города, активное использование советской символики (архитектура служит целям пропаганды). |
Преобладающие цвета зданий сталинского ампира: | белый, бежевый, коричневый. |
Линии зданий сталинского ампира: | четкие прямые линии, иногда в сочетании с арочными изгибами, смелое использование ступенчатой формы. |
Форма и конструкции зданий сталинского ампира: | крупные монументальные формы, сочетание нескольких разномастных объемов, массивные резные карнизы, крупные статуи, шпили, картуши и колонны, применение мрамора для отделки фасадов и светлого отделочного камня. |
Характерные элементы интерьера зданий сталинского ампира: | богатое убранство: массивные детали из дерева, лепнина, хрусталь, мрамор, мозаика. |
Окна зданий сталинского ампира: | чаще всего полуциркульные или прямоугольные, но возможны и другие формы. |
Двери зданий сталинского ампира: | массивные и тяжелые. |
Крыши зданий сталинского ампира: | плоские, купольные, стрельчатые; нередко украшены шпилем. |
Лекция «Как читать фасады. Гид по архитектурным стилям Москвы»
Лекция Арата Багаутдинова «Как читать фасады. Гид по архитектурным стилям Москвы. Часть 1» представлена на сайте Архитайм — http://www.architime.ru/video/architectural_styles_guide.htm?spush=aG9tYXhlbEBtYWlsLnJ1Продолжительность лекции 2 ч. 4 мин. Дата съемки — июнь 2017. Лекция проведена в рамках проекта «Москва глазами инженера» по заказу ARCHITIME.RU. Айрат Багаутдинов — историк инженерии, автор проекта «Москва глазами инженера».
Архитектура — достаточно парадоксальный памятник эпохи. С одной стороны, мы постоянно с ней взаимодействуем в повседневной жизни, с другой — архитектура является наименее понятным для нас источником исторической памяти. Облик Москвы складывался на протяжении многих столетий и продолжает меняться до сих пор. Один стиль сменяет другой, нивелируя элементы предшественника до декоративной функции. Чтобы понять причины этих изменений, научиться отличать «московское узорочье» от ампира и самостоятельно анализировать городскую архитектуру необходим определенный инструментарий. В первой лекции из цикла «Как читать Москву» Айрат Багаутдинов, историк инженерии, автор проекта «Москва глазами инженера» как раз дает такой инструментарий и рассказывает о развитии московских архитектурных стилей до XIX века.
Ярче всего ранняя русская архитектура проявляется в храмах, которые строились по крестово-купольной системе. Даже когда в конце XV века во время правления Ивана III в Россию приехало огромное количество архитекторов из Италии, они создавали не чисто итальянские постройки, а смешивали в своем творчестве итальянские и русские черты. Русские же мастера той эпохи в основном строили по определенному образцу, и их постройки являются лишь интерпретациями Успенского собора в Кремле.
Однако уже при Борисе Годунове появляется тенденция, которая разовьется при первых Романовых — активное взаимодействие с Западом и появление классических архитектурных черт. В результате возникает архитектура «московского узорочья» (ранняя версия русского барокко), для которой характерно сочетание русской живописной композиции с элементами античной ордерной системы. Очень часто здесь используется сочетание красного и белого цветов. Крестово-купольные храмы сменяются бесстолпными, а шатры, венчающие постройки, перестают быть конструкцией и превращаются в декорацию.
В конце XVIII века наступает период московского барокко с его строгим декором, центрической композицией зданий и круглыми скульптурами, которые ранее в русской архитектуре не встречались. Европейское же барокко, развивавшееся при Петре I, можно отличить по тяготению к овалу и разорванному фронтону.
На смену излишне декоративному русскому барокко приходит геометричный, научно-обоснованный, уравновешенный классицизм. Для зданий этого стиля характерны строгость и монументальность в плане построения форм. Тяготение к сочетанию крупных геометрических тел, как это ни странно, позднее проявится в авангарде, который очень прочно уходит корнями в классику. Вообще, по мнению Айрата Багаутдинова, история архитектуры движется по спирали, для нее характерны многочисленные повторения и взаимосвязи, о которых речь пойдет в следующих лекциях цикла.
Путеводитель по архитектурным стилям, страница-6
- Гид по стилям
- Древнерусское зодчество
- Готика
- Барокко
- Рококко
- Классицизм
- Ампир
- Псевдорусский стиль
- Мавританский стиль
- Палладианский стиль
- Эклектика
- Модерн
- Конструктивизм, рационализм
- Сталинский ампир
- Ар-деко
- Минимализм
- Лофт
- Хай-тек
Классицизм
Классицизм (от латинского classicus — образцовый) был популярен в XVII-XIX веках и черпал вдохновение в Древнегреческой и Римской архитектуре с их повторяющимися фасадами, рядами колонн, строгой симметрией. При этом дизайн каждой части здания определяли строгие правила — ордеры.
Архитектурный язык классицизма сформулировал венецианский мастер Палладио, показав, что, с точки зрения классицизма, художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов, подчеркивая стройность, гармонию и логичность самого мироздания. Поэтому в противовес постройкам барокко, мастера классицизма не создавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания.
Стиль неоклассицизм (от французского neo-classicisme), популярный во второй половине XIX и XX веков, также основывался на классических традициях искусства античности, «очищая» архитектуру от декоративных элементов.
Также в 1820-х годах был распространен стиль неогрек. В отличие от классицизма, для него был характерен подчеркнуто археологический подход к воспроизведению элементов греческой классики. Самое знаменитое в России здание в стиле неогрек — Музей имени Пушкина.
Характерные черты зданий классицизма / неоклассицизма: | регулярность планировки, строгость формы, симметрия, лаконичный декор (чаще всего скульптуры богов, религиозные сцены, лепнина), слепые ниши со статуями. |
Преобладающие цвета зданий классицизма / неоклассицизма: | насыщенные зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой. |
Линии зданий классицизма / неоклассицизма: | строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельефы в круглых медальонах. |
Форма и конструкции зданий классицизма / неоклассицизма: | четкие геометрические формы, массивные, устойчивые, монументальные; портик — важный пластический элемент, а стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. |
Характерные элементы интерьера зданий классицизма / неоклассицизма: | сдержанный декор; колонны, пилястры, статуи, античный орнамент; простая и легкая мебель; формы предметов упрощаются, линии выпрямляются. |
Окна зданий классицизма / неоклассицизма: | Прямоугольные или полуциркульные со скромным оформлением; диоклетианово окно — полукруглое, поделенное на проемы двумя вертикальными средниками. |
Двери зданий классицизма / неоклассицизма: | прямоугольные с массивным двускатным порталом или карнизом на консолях, львами, сфинксами и статуями; веерообразное окно над дверью и боковые фонари (узкие окна по бокам дверного проема). |
Крыши зданий классицизма / неоклассицизма: | купола плоские, как перевернутое блюдо; двускатные крыши с фронтоном и украшенным тимпаном; фонари-ротонды, окруженные балюстрадой. |
Знаменитые здания Москвы в стиле классицизм и неоклассицизм Страница
Путеводитель по архитектурным стилям, страница-13
- Гид по стилям
- Древнерусское зодчество
- Готика
- Барокко
- Рококко
- Классицизм
- Ампир
- Псевдорусский стиль
- Мавританский стиль
- Палладианский стиль
- Эклектика
- Модерн
- Конструктивизм, рационализм
- Сталинский ампир
- Ар-деко
- Минимализм
- Лофт
- Хай-тек
Конструктивизм, рационализм
Главную суть конструктивисткой архитектуры можно выразить словами Ле Корбюзье: «машина для жилья». Сам стиль конструктивизм возник в 1920-х годах в Советском Союзе. Новая идеология не признавала атрибуты социального положения и предметы роскоши, противопоставляя им подчеркнутый аскетизм. А изобретение новых строительных материалов, прежде всего железобетона, позволило воплощать в жизнь новые формы, которые были невозможны до этого.
Конструктивизм многие путают с функционализмом, но функционализм — функционален, а авангард и конструктивизм — это вызов всему старому миру с его традициями и шаблонами. Особенно безумны ранние творения конструктивистов, такие как дом Мельникова. Здесь же — гиперболоиды инженера Шухова, фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны (упорядочивание и типизация жизни, когда каждому периоду распорядка дня соответствует отдельное помещение). Но многие идеи, такие как Дворец Советов и ленинградская башня Татлина, оказались слишком радикальны и остались памятниками несбывшейся мечте.
Характерные черты зданий стиля конструктивизм: | строгость, геометризм, лаконичность форм, функциональность зданий, лаконичный декор. |
Преобладающие цвета зданий стиля конструктивизм: | серый, бежевый. |
Линии зданий стиля конструктивизм: | четкие крупные линии. |
Форма и конструкции зданий стиля конструктивизм: | монолитность внешнего облика; опоры-столбы вместо стен; форма соответствует функции здания; свободное обращение с каркасной конструкцией для решения различных задач, устранения мелких членений, упрощение фасада. |
Характерные элементы интерьера зданий стиля конструктивизм: | в основе — функциональность, полезность и простые формы; свободная планировка. |
Окна зданий стиля конструктивизм: | ленточные или удлиненные. |
Двери зданий стиля конструктивизм: | простые и широкие. |
Крыши зданий стиля конструктивизм: | плоские. |
Путеводитель по архитектурным стилям, страница-11
- Гид по стилям
- Древнерусское зодчество
- Готика
- Барокко
- Рококко
- Классицизм
- Ампир
- Псевдорусский стиль
- Мавританский стиль
- Палладианский стиль
- Эклектика
- Модерн
- Конструктивизм, рационализм
- Сталинский ампир
- Ар-деко
- Минимализм
- Лофт
- Хай-тек
Эклектика
Название «эклектика» произошло от греческого εκλεκτός — «избранный, отборный». В ее основе — смешение элементов ранее доминировавших архитектурных стилей. Когда в начале прошлого века авангардисты в попытке создать что-то новое все время «натыкались» на то, что уже когда-то было, появилась идея использовать по-новому уже известные приемы и стили.
Но слово «эклектика» использовали не везде, так как оно носило негативный характер (так как направление не придерживалось конкретных рамок стиля). В зарубежном искусствоведении этот стиль называли «романтизм», «боз-ар» или «историзм».
Характерные черты зданий стиля эклектики: | использование сразу нескольких стилей. |
Преобладающие цвета зданий стиля эклектики: | любые. |
Линии зданий стиля эклектики: | строгие вертикальные и горизонтальные линии могут сочетаться с небольшими плавными изгибами. |
Форма и конструкции зданий стиля эклектики: | простое прямоугольное в плане здание может сопровождаться ризалитами, эркерами, башнями; использование классических элементов и ордеров (колонн, пилястр, арок, фронтонов, скульптур, лепнины, балюстрад). |
Характерные элементы интерьера зданий стиля эклектики: | использование большого количества текстиля, мягких изогнутых и закругленных форм, изобилие декора и нередко этнических мотивов. |
Окна зданий стиля эклектики: | любые. |
Двери зданий стиля эклектики: | любые. |
Крыши зданий стиля эклектики: | любые. |