Футуристичный это: футуристический — это… Что такое футуристический? – футуристичный — Викисловарь

Содержание

футуристический — это… Что такое футуристический?


футуристический
футуристический
ФУТУРИ́ЗМ, -а, м. Формалистическое направление в искусстве и литературе начала 20 в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, к-рый должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

.

Синонимы:
  • ФУТУРИСТ
  • футуристка

Смотреть что такое «футуристический» в других словарях:

  • ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ — ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ, футуристическая, футуристическое. прил. к футуризм; проникнутый идеями футуризма, пользующийся художественными приемами футуризма. Футуристические стихи. Футуристическая живопись. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • футуристический — прил., кол во синонимов: 1 • футуристский (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • футуристический — ая, ое. futuriste m. Отн. к футуризму. БАС 1. Пейзаж урбанистический, характерный для искусства футуристического периода. Юон О живописи …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Футуристический — прил. 1. соотн. с сущ. футуризм, футурист, связанный с ними 2. Свойственный футуризму, футуристу, характерный для него. 3. Выполненный в стиле футуризма. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • футуристический — футуристический, футуристическая, футуристическое, футуристические, футуристического, футуристической, футуристического, футуристических, футуристическому, футуристической, футуристическому, футуристическим, футуристический, футуристическую,… …   Формы слов

  • футуристический — футурист ический …   Русский орфографический словарь

  • футуристический — …   Орфографический словарь русского языка

  • футуристический — см. Футуризм …   Энциклопедический словарь

  • футуристический — см. футуризм; ая, ое. Футуристи/ческий манифест. Футуристи/ческий эпатаж. Ф ие стихи. Ф ое озорство …   Словарь многих выражений

  • футуристический — футур/ист/ическ/ий …   Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Проект US-RUSSIA. Футуристический роман, Юрий Котлярский. Как автор я впервые заявил о себе много лет назад, когда начал публиковаться в различных газетах, журналах и эстрадных сборниках в качестве поэта-юмориста, авторарассказов, журналистских эссе… Подробнее  Купить за 440 руб электронная книга
  • Виртуальный свет, Уильям Гибсон. Уильям Гибсон — одна из ярчайших звезд современной американской прозы, основатель стиля киберпанк-стиля, который не только совершил революцию в жанровой литературе 1980-х годов, но и… Подробнее  Купить за 330 руб
  • Killсистему. Футуристический детектив, Сергей Комяков. XXIVвек, на Земле торжество трансгуманизма. Человек бессмертен. Жизнь прекрасна. Если бы не господство финансовых корпораций, тотальной идеологии счастья и массового отупения населения.… Подробнее  Купить за 320 руб электронная книга
Другие книги по запросу «футуристический» >>

футуристичный — Викисловарь

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. футуристи́чныйфутуристи́чноефутуристи́чнаяфутуристи́чные
Рд.футуристи́чногофутуристи́чногофутуристи́чнойфутуристи́чных
Дт.футуристи́чномуфутуристи́чномуфутуристи́чнойфутуристи́чным
Вн.   одуш.футуристи́чногофутуристи́чноефутуристи́чнуюфутуристи́чных
неод.футуристи́чныйфутуристи́чные
Тв.футуристи́чнымфутуристи́чнымфутуристи́чной футуристи́чноюфутуристи́чными
Пр.футуристи́чномфутуристи́чномфутуристи́чнойфутуристи́чных
Кратк. формафутуристи́ченфутуристи́чнофутуристи́чнафутуристи́чны

Футуризм — что это — представители в живописи, литературе, музыке

Футуризм (от лат. futurum — «будущее») — это движение в искусстве, которое зародилось в начале 20 века.

Термин появился в 1910 году благодаря итальянскому писателю Филиппо Маринетти (1876–1944). Именно он придумал название этому движению, опубликовав

«Манифест футуризма».

Из манифеста следовало, что футуризм — это движение только вперёд, в будущее. Это полное игнорирование прошлого и прошлых достижений в искусстве.

Футуристы (приверженцы футуризма) воспевают науку: энергию машин, быстрое движение и развитие, технические достижения. Красоту они видят в скорости машин.

Футуризм — это стремительное и энергичное искусство. Оно должно сподвигать, оглушать, восставать. В нём присутствует дух противоречия и постоянный вызов.

Особую популярность футуризм имел в Италии и России. Движение затронуло и литературу, и живопись, и музыку.

Основные характеристики футуризма

  • Футуризм — это бунтарство. Это скорость, энергетика, звуки. В своём манифесте Маринетти писал, что сердца футуристов наполнены огнём, ненавистью и скоростью.
  • Футуризм восхваляет войну, военную мощь и патриотизм. Выступает против морализма и феминизма.
  • Ориентация только на будущее: на дальнейшее развитие, научные и технические достижения. Воспевался человек будущего, то есть тот, кто связан с прогрессом, машинами, индустриями и скоростью: авиаторы, механики, водители.
  • Будущее воспевается, прошлое игнорируется и принижается. По мнению футуристов, музеи и музейные ценности должны быть забыты и уничтожены.
  • Футуристы любили энергию, динамичность и скорость. Для их передачи на картинах они использовали яркие краски, в музыке — шум, а в поэзии — слова-звуки.

Футуризм в литературе

Как итальянскому, так и русскому футуризму были присущи отличительные черты.

Во-первых, поэты-футуристы используют декламационный язык: который протестует, который призывает.

Стихи были похожи на манифесты. Читались произведения торжественно. Фразы будто отстукивали.

Во-вторых, в стихах появляются слова-звуки.

«Нам молодость

Дана была недаром
И не зря была нам дорога:
Мы её схватили за рога
И разожгли отчаянным пожаром.
Нна!
Ххо!
Да!
Наделали делов!».

Василий Каменский «Гимн 40-летним юношам» (1924 г.)

Поэзия футуристов, как и картины, состояла из фрагментов. Язык ломался. Порядок слов мог быть изменён.

Зачастую опускались глаголы. Таким образом в текст вносился эффект скорости.

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!».

Велимир Хлебников «Кузнечик» (1908–1909 г.)

Нередко футуристы использовали грубые выражения, экспериментировали с ритмом, придумывали новые слова. Поэтому литературный футуризм шокировал, вызывал скандал.

«Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре бл*дям буду

подавать ананасную воду!».

Владимир Маяковский «Вам!» (1915 г.)

Представители футуризма в литературе

  • итальянский писатель и поэт Филиппо Маринетти (1876–1944),
  • итальянец поэт и художник Луиджи Руссоло (1885–1947),
  • португальский поэт Фернанду Песоа (1888–1935), и др.

Футуризм в России

Серебряный век русской поэзии включает в себя период футуризма. Поэтому среди поэтов этого периода немало футуристов.

В России в 1912 году был издан манифест «Пощёчина общественному вкусу», который собрал стихи поэтов-футуристов.

Самыми яркими представителями были:

  • Владимир Маяковский (1893–1930),
  • Василий Каменский (1884–1961),
  • Велимир Хлебников (1885–1922),
  • Вадим Шершеневич (1893–1942),
  • Елена Гуро (1877–1913),
  • Игорь Северянин (1887–1941),
  • Алексей Кручёных (1886–1968),
  • Бенедикт Лившиц (1887–1938).

Так как футуризм затронул не только поэзию, но ещё и живопись, многие поэты-футуристы были ещё и художниками.

Футуризм в живописи

В живописи футуризму была присуща симультативность (фр. simul tane— одновременный).

Этот принцип используется в театре. На сцену одновременно выносятся все декорации, и можно увидеть сразу все места, где будет разворачиваться действие спектакля.

Фигуры на картинах футуристов как будто собраны из обломков. Такая фрагментарность создаёт ощущение движения, скорости. Объекты словно то появляются, то исчезают.

Футуризму была присуща динамичность красок. Цвета использовались яркие и выразительные.

умберто боччони футуризмУмберто Боччони «Улица входит дом» (1911 г.)

Футуристы переняли из кубизма геометрические формы. Но футуризм не обязывал использовать только эти формы.

давид бурлюк футуризмДавид Бурлюк «Цветы с ангелами» (1959 г.)

Представители футуризма в живописи

Среди художников-футуристов можно выделить:

  • Итальянцев: Умберто Боччони (1882–1916), Джино Северени (1883–1966), Джакомо Балла (1871–1958), Карло Карра (1881–1966), Луиджи Руссоло (1885–1947).
  • Русских: братьев Бурлюков (Давида (1882–1967) и Николая (1890–1920)), Михаила Ларионова (1881–1964), Николая Кульбина (1868–1917), Александру Экстер (1882–1949).

Читайте также про Кубизм.

Футуризм в музыке

В музыке футуризм — это прежде всего шум.

Манифест «Искусство шумов» итальянского художника, композитора и поэта-футуриста Луиджи Руссоло (1885–1947) призывал посвящать свою музыку промышленности, машинам, пароходам, поездам.

Так создавались шумовые произведения — какофония звуков, которые обозначали стремительное движение мира вокруг.

Впечатление о футуристической музыке поможет создать видео с записью музыкального произведения Луиджи Руссоло.

Представители музыкального футуризма: Луиджи Руссоло, Артур Лурье (1892–1966), Иван Вышнеградский (1893–1979), Николай Кульбин (1868–1917) и др.

Узнайте также, что такое Импрессионизм.

футуристический — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.футуристи́ческийфутуристи́ческоефутуристи́ческаяфутуристи́ческие
Рд.футуристи́ческогофутуристи́ческогофутуристи́ческойфутуристи́ческих
Дт.футуристи́ческомуфутуристи́ческомуфутуристи́ческойфутуристи́ческим
Вн.   одуш.футуристи́ческогофутуристи́ческоефутуристи́ческуюфутуристи́ческих
неод.футуристи́ческийфутуристи́ческие
Тв.футуристи́ческимфутуристи́ческимфутуристи́ческой футуристи́ческоюфутуристи́ческими
Пр.футуристи́ческомфутуристи́ческомфутуристи́ческойфутуристи́ческих

фу-ту-ри-сти́-че-ский

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3a✕~.

Корень: -футур-; суффиксы: -ист-ическ; окончание: -ий [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [fʊtʊrʲɪˈsʲtʲit͡ɕɪskʲɪɪ̯]

Семантические свойства

Значение
  1. проникнутый идеями футуризма, основанный на идеях футуризма, пользующийся художественными приёмами футуризма ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
  1. частичн.: футуристский
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от сущ. футурист ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

футуризм — это… Что такое футуризм?

ФУТУРИЗМ. Этот литературный термин взят от латинского слова Futurum — будущее. Футуристы называют иногда себя у нас в России «будетлянами». Футуризм, как устремление к будущему, противопоставляется пассеизму в литературе, устремлению к прошедшему. Футуристы бросают за борт тяжелый груз прошлого. Поэзии тоскливого воспоминания они противопоставляют поэзию лихорадочного устремления к будущему. Отстаивая футуристическое понимание жизни, футуристы с ненавистью обрушиваются против символистов, даже против таких мастеров, как Эдгар По, Бодлэр, Малярме и Верлэн, ибо они, по словам Маринетти, «плыли по реке времени, непрерывно обращая головы назад, к отдаленному голубому источнику Прошлого, к прежнему небу, где цветет красота. Для них нет поэзии без тоски, без вызывания почивших времен, без исторического и легендарного тумана». «Мечтательной голубизне, черной меланхолии и унылому минору футуристы противопоставляют огонь борьбы, энергию творчества и восторг кипящих юных сил. «Мы красные, мы любим красное, и с отблеском топок локомотивов на щеках, мы воспеваем торжество Машины, которую они (пассеисты) глупо ненавидели», — говорил в своей горячей речи основатель футуризма в Италии Маринетти.

Чтобы лучше разобраться в принципах этой литературной школы, появившейся одновременно в ряде стран, обратитесь к первоисточникам, прежде всего к манифестам итальянского футуриста Маринетти, которые были одновременно напечатаны и в книге Маринетти «Футуризм», и в книге Таставена «Футуризм» (на пути к новому символизму), тоже появившейся в 1914 году. Эти манифесты не только характеризуют воинственный национализм агтресивной молодой буржуазии Италии, колыбели фашизма, но и прекрасно выявляют основы футуристической чувствительности, футуристического лиризма, футуристической поэтики, футуристически-новаторской оригинальности.

Дети современного промышленного города с его машинами, электрофикацией, с его динамизмом восстали во имя будущего против поэзии прошлого, разбитой параличем и подагрой, против последних любовников луны, против «морализма, фетишизма и всех оппортунистских и утилитарных пошлостей».

С юношеской беззаветной отвагой и безудержной жизнерадостностью итальянские футуристы «слезам красоты, нежно склоняющейся над могилами, противопоставили резкий профиль пилота, шоффера, авиатора».

Героем футуризма явился новый человек с ненасытным «Я», новый буржуа, охваченный воинствующим настроением, империалист до мозга костей, пропитанный атмосферой современного города.

Новое мироощущение явилось содержанием поэзии итальянских футуристов, решивших порвать с прошлым Италии, которая стала музеем и усыпальницей былой красоты.

«Красота быстроты» вот лозунг этих горячих урбанистов.

Форма поэзии футуристов была пропитана тем же урбанизмом, той же энергией автомобильной скорости.

«Ускорение жизни, которое теперь всюду почти обладает быстрым ритмом. Физическое, интеллектуальное и эмоциональное балансирование человека на натянутом канате скорости среди противоположных магнетизмов, многогранность одновременного сознания в одном чувстве мира» — вот что видит Маринетти в современности.

Поэта, захваченного динамизмом, уже не удовлетворяют синтаксис и лексикон предшествующей эпохи, когда не было ни автомобилей, ни телефонов, ни фонографов, ни кинематеграфов, ни аэропланов, ни электрических железных дорог, ни небоскребов, ни митрополитенов.

У поэта, исполненного нового чувства мира — беспроволочное воображение.

Под беспроволочным воображением Маринетти разумеет «абсолютную свободу образов или аналогий, выражаемых освобожденным словом, без проводов синтаксиса и без всяких знаков препинания».

Эту абсолютную свободу слов, без всякого условного порядка, он ставит в связь с лиризмом — очень редкою способностью опьяняться жизнью и опьянять собой.

Одаренный лиризмом сын современного города, попадает в зону повышенно напряженной жизни, бросает вам на нервы, волнуясь и спеша, все свои зрительные, слуховые и вкусовые ощущения по прихоти их безумного галопа и стремится лишь к передаче всех вибраций своего я.

Телеграфические слова, телеграфические обороты с пропуском глаголов, телеграфические образы служат средством выявить повышенное нервное настроение.

Непосредственную аналогию сменяет отдаленная аналогия между несходными, на вид противоположными вещами.

Это усиливает быстроту и глубину действия, производимого образами. При головокружительной смене образов такая острота необходима.

Маринетти предлагает сравнивать фокстерьера не с маленькой породистой лошадью и даже не с телеграфным аппаратом Морзе, а с кипятком. «Только путем таких широких аналогий этот оркестровый, многокрасочный и полиморфный стиль может передать жизнь материи».

Разрушается синтаксис, вихрем проносятся слова на свободе. Начинается словотворчество, на место строгого метра выдвигается свободный стих, с вольными ритмами, буйное слово не укладывается на Прокрустово ложе прежней поэтики. Опыты Уитмана, Гриффина, Верхарна над свободным стихом широко используются футуристами.

В 1909 году появился первый манифест Маринетти, а уже с 1910 г. в России начинают появляться стихи петербургских эгофутуристов и московских кубофутуристов.

В Петербурге эгофутуристы в 1912 году сплачиваются вокруг издательства «Петербургский Глашатай», с Иваном Игнатьевым во главе. В группу входят: Д. Крючков, Игорь Северянин, К. Олимпов (Фофанов-сын), П. Широков, Рюрик Ивнев, Василиск Гнедов, Вадим Шершеневич.

Игорь Северянин, воспитавший свое дарование на произведениях Фофанова-отца, Лохвицкой, Бальмонта, и выпустивший с 1912 г. по 1914 г. 35 сборничков своих поэз, один из первых начал открывать словесные Америки, приспосабливая слова поэзии к запросам современного модернизированного города, одним из первых в России пустил в ход в 1911 году новое наименование — «Эгофутуризм».

Он становится на короткое время выразителем настроения буржуазных кругов, идолом мещанских салонов, и до отречения своего от эгофутуризма, действительно, «повсеградно поэкранен и повсесердно водворен» и даже после одной из анкет (конечно, таким анкетам грош цена) провозглашен королем поэтов.

Первым членом символа веры петербургских эгофутуристов явилось преклонение перед началом эгоистическим. Целью эгопоэзии становится «всесильный эгоизм», «как единственно правильная жизненная интуиция».

Торжествующий эгоизм облекается в одежды аморализма. Темы города, города веселящегося, темы современного Вавилона, собирающего на пир Валтасара людей, прожигающих жизнь по формуле «а после нас хоть потоп».

Северянисты обогащают свой словарь новыми, порой удачными, словообразованиями, пуская в ход много иностранных словечек бульварного типа, весьма ходких в будуарах, на файфоклоках, на модных курортах, в кафе и салонах.

Но если стремительный, воинственный итальянский футуризм овеян шумами, движением, огнями города, то петербургский эгофутуризм опутан чарами демимонда, он в плену у шелеста шелковых юбок, он в угаре от будуарных ароматов.

Маринетти возвестил презрение к женщине, Игорь Северянин воспел демимонденку.

Свое «мороженое из сирени», «свои ананасы в шампанском» он разделил с веселыми спутницами на острова Любви.

Конечно, вся эта пудренная романтика слишком мало походила на буйный итальянский футуризм. Петербургские эгофутуристы: К. Олимпов, Широков, Шершеневич продолжали дело Иг. Северянина.

И вот против гладкой певучести напудренных, подведенных, шуршащих шолком поэз, восстали московские кубофутуристы. Будуарным, галантным «эгопшютистам» они противопоставили свою первобытность.

Еще с 1910 г. кубофутуристы объединяются вокруг братьев Бурлюков, в их группе выступают: талантливый Велемир Хлебников, Владимир Маяковский, этот неистовый Роланд улицы, и высокоодаренная, чуткая, влюбленная в природу Елена Гуро, к сожалению рано умершая. С ними же подвивается Крученых.

Кубофутуристы выступают на защиту слова, как такового, «слова выше смысла», «заумного слова».

По следам Маринетти они расшатывают русскую грамматику, они сочетание слов подменяют сочетанием звуков. Они уверяют, что «для изображения головокружительной современной жизни и еще более стремительной будущей — надо по новому сочетать слова». И вот они пропускают глаголы, предлоги, прилагательные. Они усваивают телеграфный стиль, они уверяют себя, что, чем больше беспорядка внести в построение речи и предложений, тем лучше.

Если петербургские эгофутуристы блистали лексиконом пышных французских и немецких демимонденских слов, то московские кубофутуристы Велемир Хлебников и Крученых вместо слова «морг» выдвинули слово «трупарня», вместо слова «университет» — слово «всеучбище» и т. д. «Зачем заимствовать у безъязыких немцев, когда есть великолепное слово» — восклицают кубофутуристы, возненавидевшие «оскопленное» слово. Парфюмерный лексикон Северянина заменился «Рявом» Велемира Хлебникова. Цель кубофутуристов «подчеркнуть важное значение всех резкостей, несогласив (диссонансов), и чисто первобытной грубости», заменить сладкогласие горькогласием или злогласом.

Самая инструментовка стиха у них ничего общего не имеет с инструментовкой петербургских эгофутуристов, задававших поэзоконцерты в музыкальном стиле К. Бальмонта, Фофанова (отца), Мирры Лохвицкой.

«У писателей до нас» — пишет Крученых в книжке «Слово как таковое» — «инструментовка была совсем иная, например:

По небу полуночи Ангел летел

И тихую песню он пел и т. д…

Здесь окраску дает бескровное пе… пе… Как картина, писаная киселем и молоком, нас не удовлетворяют и стихи, построенные на

па-па-па

пи-пи-пи

ти-ти-ти.

Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец другого звука и словосочетания:

Дыр-бул-щыр

убещур

скум

вы-ско-бу

рлэз.

(Кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина).

Не безголосая томная сливочная тянучка поэзии (пасьянс… пастила…), а грозная баячь…» (9).

Кубофутуристы разрабатывают свой «заумный язык». В особенности много сделал в области «рече-творчества» В. Хлебников в своих книгах «Ряв» и «Сборник стихов» (1907—1914 г.), «Зангези». Талантливый поэт умер в 1922 г. Хлебников, по словам В. Маяковского: «Создал целую «периодическую систему слова». Беря слово с неразвитыми неведомыми формами, сопоставляя его со словом развитым, он доказывал необходимость и неизбежность появления новых слов». В декларации «заумного языка» в сборнике «Заумники» (1922) А. Крученых писал: «Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален) «языком, не имеющим определенного значения (не застывшим) заумным» (стр. 12).

Если Крученых дальше своего «дыр-бул-щыр»’а не пошел, весьма ловко прикрывая свою бесталантность гениальным набором звуков, зато талантливый Владимир Маяковский создал, действительно, поэзию города улицы, площади, показал себя смелым мастером слова, искусным новатором и властным нарушителем грамматических правил, показал себя поэтом уличного движения, уличного пейзажа, создателем нового стиля и оказал огромное влияние на молодежь, особенно, на Шершеневича и Мариенгофа.

Буйный озорник, ненавистник сытого, самодовольного мещанина, заклятый враг слащавых нежностей, дешевой напомаженности и подведенной красивости, он в своей острой и злой поэме-сатире «Братья писатели» бросил слова нового уличного поэта:

Господа поэты

неужели не наскучили

пажи,

дворцы,

любовь,

сирени куст вам?

Если

такие, как вы,

творцы —

мне наплевать на всякое искусство.

Лучше лавочку открою.

Пойду на биржу.

Тугими бумажниками растопырю бока.

Пьяной песней

душу выржу

в кабинете кабака

(стр. 100, сборник «Все»).

Напудренного, лакированного Иг. Северянина он бьет в лицо наотмашь кастетом грубых слов:

Из сигарного дыма

ликерною рюмкой,

вытягивалось пропитое лицо Северянина.

Как вы смеете называться поэтом

и серенький чирикать как перепел.

Сегодня

надо

кастетом

кроиться миру в черепе!

Вы —

обеспокоенные мыслью одной —

«Изящно пляшу ли»,

смотрите, как развлекаюсь

я —

площадной

сутенер и карточный шулер.

От вас,

которые влюбленностью мокли,

от которых

в столетия слеза лилась,

уиду я

солнце моноклем

вставлю в широко растопыренный глаз.

(Облако в штанах, сборник «Все», стр. 81).

Это был поистине уличный поэт, с трубной глоткой, вооруженный кастетом и настоящей силой кулачного борца. От его поэзии пахнуло эпохой возрождения с ее яркой грубостью нравов, яркой одаренностью, с ее художниками, переходящими от шпаги к кисти и от кисти к шпаге. В одном лице сочетались и разбойник с большой дороги, и поэт шумной столичной улицы. Этому бойцу, выросшему на стихах и ритмах Уитмана, сродни душа города.

За гам

и жуть

взглянуть

отрадно глазу.

Не бутафорию города вы чувствуете в его острой, колющей, гиперболической, грубой, воющей поэзии, эта бутафория досталась бесчисленным игрушечным поэтикам, которым суждено все «перенимать» и ничего не переживать…

Протестуя и возмущаясь против площадных слов, бьющих в душу, вы видите в его поэзии трагическое лицо города, искаженное гримасой боли. За паясничаньем и богохульством вы услышите муку городского поэта, у которого из воющей глотки вырываются не слова — «судороги, слипшиеся комом». Помяловщиной, бурсой, величайшим ожесточением повеяло от словесного бунта Маяковского, которому тоже надоело «подчищенное человечество», тоже хочется крикнуть свое — «полюбуйтесь».

Как Максиму Горькому, ему надоели мизерные люди с мертворожденными сердцами. За озорством, звериным воем, заглушающим шумы города, со скрежетом зубовным вырвались слова:

стекая ненужной слезою

с небритой щеки площадей,

я

быть может

последний поэт.

Этот горластый уличный паяц кричит свое «Нате» мещанской толпе, кричит па вею площадь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется — и вот

Я захохочу и радостно плюну, плюну

В лицо вам

Я — бесценных слов транжир и мот.

Нате»).

Преодолейте грубую форму, вслушайтесь в слова, заглушенные криком самого поэта, и тогда вы вдруг поймете и почувствуете трагическую красоту бьющих по сердцу стихов: «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте», «Хорошее отношение к лошадям», «Война и мир».

Неожиданные, необычные, дикие, грубые, плакатные образы обрушиваются на вас, возмущая вас, и овладевают вами. А поэт играет свой «ноктюрн на флейте водосточных труб», он мчится с вами в трамвае, и кричит вам, но не на ухо, а в ухо: «фокусник рельсы тянет из пасти трамвая», «улица провалилась, как нос сифилитика», «лебеди шей колокольных гнутся в силках проводов», «Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок», «ветер колючий трубе вырывает дымчатой шерсти клок».

Вы вдумываетесь в образы и вы начинаете понимать мастерское кубофутуристическое изображение городской жизни, городского пейзажа, прекрасного в движении, в смене линий, красок, пересекающихся плоскостей, звуков, теней, в дрожании улиц. Поэт городских ноктюрнов, «царь ламп», поэт с душой «натянутой, как нервы проводов», с гордостью возвещает пронзительно, как сирена:

Я вам открою

словами

простыми, как мычанье

наши новые души

гудящие,

как фонарные дуги.

Одинокий уличный поэт, готовый порой броситься на рельсы под паровоз, уличный поэт, считающий порой людей лишь бубенцами на колпаке у бога, уличный паяц, непонятый и оплеванный тупой толпой и признающийся вам: «я не знаю, плевок — обида или нет», жаждет светлого праздника в жизни людей и пишет в 1915 году пророческие строки:

Я

обсмеянный у сегодняшнего племени,

Как длинный

скабрезный анекдот,

вижу идущего через горы времени,

Которого не видит никто.

Где глаз людей обрывается куцо

Главой голодных орд

в терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

И когда пришли 16, а за ним 17—18—19—20 годы, чреватые восторгом и мукой, как столетия, паяц нашел на площадях новую толпу, ринулся не на рельсы головой в ужасе одиночества, а бросился сердцем в толпу и грянул свой левый марш, грубый, дикий, мощный и властный, покрывающий рев толпы.

Русский футуризм начал шоколадным Северяниным, кончил неистово ревущим Владимиром Маяковским, который за десять лет успел перешагнуть через себя прежнего, одинокого.

Этот русский Маринетти стал трубным гласом народившегося коллектива. В его устах гипербола стала рупором.

После октябрьской революции Игорь Северянин и петербургские северянисты отошли от современности. Вадим Шершеневич явился одним из основателей новой школы, выступившей под флагом имажинизма для того, чтобы отойти и от нее в 1922 г. Владимир Маяковский стал коммунистом футуристом. Коммунисты-футуристы первые пришли в советскую печать после октябрьской революции. Они стали «ком-футами», они приняли коммунизм в содержание своей поэзии, они оказали несомненное влияние на некоторых из пролетарских поэтов (Филипченко, Александровский, Карганов, Доронин, Садофьев). В особенности большое влияние оказывал Владимир Маяковский. Дальневосточные поэты в особенности обнаружили тяготение к футуризму, благодаря влиянию поэтов Асеева и Третьякова. Журнал «Творчество» на Дальнем Востоке стал органом революционных футуристов. Несмотря на то, что ком-футы торжественно в своих манифестах возвещали о своей революционности, в советской прессе после 20 года все резче и резче выступают против футуризма. Основатель пролеткульта, ныне покойный Ф. И. Калинин, в «Пролетарской Культуре писал в статье «О футуризме»: «Это есть социальное явление капиталистического строя, идеология, дошедшая до пределов своего конечного развития. Это предсмертное метание буржуазного духа, предчувствие гибели».

В сущности мы присутствуем при распаде футуризма, который был связан с крайним индивидуализмом воинствующих, имажинистически настроенных слоев буржуазии. Как школа, футуризм сыграл в России положительную роль, несколько выявил на первый план современную динамику и новые ритмы в связи с подчеркиванием характерных черт урбанизма. Эти черты легли в основу пролетарской поэзии. Эксцессы заумников, свидетельствовавшие о распаде личности, о распаде слова, как средства общения, будут отброшены литературой, тесно связанной с коллективом.

ЛИТЕРАТУРА.

Маринетти. 1) Футуризм, изд. «Прометея», 1914 г. 241 стр. Петербург. 2) Футуристы. Изд. Северн. Дни. Москва. 1916 г. Стр. 203. Футуристы. Первый журнал русских футуристов, № 1—2. Москва. 1914 г. Стр. 157. А. Крученых. 1) Фактура слова. Стр. 24. Изд. Маф. Москва. 1923 г. 2) Сдвигология русского стиха. Стр. 48. Маф. Москва. 1923 г. 3) Апокалипсис в русской литературе. Стр. 48. Изд. Маф в Москве. 1923 г. Закроневский. Рыцари безумия (футуристы). Изд. Идзиковского. Киев. 1914 г. Стр. 163. Г. Таставен. Футуризм (на пути к новому символизму с прилож. футур. манифеста Маринетти). Изд. «Ирис». Москва. 1914 г., 32 стр. В. Брюсов. Здравого смысла тартарары (диалог о футуризме). Русская Мысль. 1914 г. III. В. Львов-Рогачевский. «Современник». Символисты и наследники их. 1913 г. Кн. VI—II. К. Чуковский. «Футуристы Петрг.». «Полярная Звезда». Стр. 94. 1922 г. Шапирштейн-Лерс. Общественный смысл русского литературного футуризма (неонародничество русской литературы XX века), Предисловие А. В. Луначарского. Изд. Миронова. Москва. Стр. 80. 1923 г. Владимир Маяковский. «В. В. Хлебников». Некролог. «Красная Новь» литерат.-худ. журнал июль — август 1922 г. А. Якобсон. Новейшая русская поэзия. 1921 г. Прага. Стр. 68. Критика о творчестве Игоря Северянина. Статьи Брандта, Брюсова, Боброва. Изд. Пашукяниса, с прилож. портрета и автобиографии. Москва. 1916 г. Стр. 159. Василий Каменский. Его — Моя биография великого футуриста. Книгоиздательство Китоврас. Москва. 1918 г. Стр. 228. Книги Игоря Северянина, Велемира Хлебникова, Владимира Маяковского, А. Крученых, Елены Гуро, Василия Каменского, Асеева и др. Важнейшие сборники: Садок Судей 1-й, П-й. Изд. Журавль. Москва. 1913 г. Пощечина общественному вкусу. Изд. Кузьмина. Стр. 112. Москва. 1913 г. Поэтика Футуристов: Виктор Шкловский. Воскрешение слова. Петрг. 1914 г. Поэтика. Сборник по теории поэзии языка. 1919 г. Петроград. Журнал «Леф». кн. I, II изд. Госуд. изд. 1923 г.

В. Львов-Рогачевский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

футуристично — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

фу-ту-рис-ти́ч-но

Наречие; неизменяемое.

Корень: -футур-; суффиксы: -ист-ич-н-о.

Произношение[править]

  • МФА: [fʊtʊrʲɪˈsʲtʲit͡ɕnə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. нареч. к футуристичный ◆ Кстати, последние не требуют каких-то специальных приемов, т.к. они уже сами по себе выглядят оригинально и футуристично. «Стиль футуризм в интерьере и одежде», 2009 г.
Синонимы[править]
  1. футуристски, футуристически
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

От прил. футуристичный и сущ. футурист, далее из итал. futurista «футурист», далее из futuro «будущий; будущее», далее из лат. futurus «будущий», супплетивная форма прич. будущ. sum (esse) «быть»; из праиндоевр. *bheue-, *bhū- «быть, существовать».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

фу-ту-рис-ти́ч-но
Наречие; неизменяемое.

Корень: .

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. футуристически, футуристски, футуристично ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Из ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

футуристичность — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.футуристи́чностьфутуристи́чности
Р.футуристи́чностифутуристи́чностей
Д.футуристи́чностифутуристи́чностям
В.футуристи́чностьфутуристи́чности
Тв.футуристи́чностьюфутуристи́чностями
Пр.футуристи́чностифутуристи́чностях

фу-ту-рис-ти́ч-ность

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -футур-; суффиксы: -ист-ичн-ость.

Произношение[править]

  • МФА: [fʊtʊrʲɪˈsʲtʲit͡ɕnəsʲtʲ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. свойство или состояние по значению прилагательного футуристичный ◆ Нежно облегая тело, словно кожа, он придавал некоторую футуристичность владелице, одновременно защищая от внешних воздействий. Александр Терюшков, «Реальная виртуальность»
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
Список всех слов с корнем «-футур-»[править]
  • существительные: неофутуризм, неофутурист, ретрофутуризм, футуризм, футурист, футуристичность, футуристка, футуролог, футурология, футурошок, футуршок, футурум, эгофутуризм, эгофутурист, эгофутуристка
  • прилагательные: футуристический, футуристичный, футуристский, футурологический
  • наречия: футуристически

Этимология[править]

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *