Фото романская архитектура – Романский стиль. Особенности, черты, примеры романского стиля в архитектуре, искусстве, интерьере

Содержание

Романская архитектура — Википедия

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII веке), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующих над местностью.

Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (отдельные здания церквей и монастырские комплексы).

Романское искусство — название периода в истории искусства Европы примерно с 1000 года и до возникновения готического искусства в XIII веке; в зависимости от региона романский период в искусстве мог наступить или закончиться раньше или позже. Предыдущий период иногда именуется предроманским.

Термин «романское искусство» введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которая не только сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. В Южной Франции, Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов; соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

  • В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
  • Увеличение хора или восточной алтарной части
  • Увеличение высоты здания
  • Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Наиболее известные архитектурные памятники[править | править код]

Великобритания[1][править | править код]
Германия[править | править код]
Дания[править | править код]
Испания[править | править код]
Италия[править | править код]
Франция[править | править код]
Португалия[править | править код]

Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета с 1100 года, подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. Во фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. Кроме тимпана, рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра. В миниатюрах появляются многофигурные композиции и новый удлинённый тип человеческой фигуры с напряжённым взором.

  1. ↑ В Великобритании романский архитектурный стиль традиционно именуют норманским стилем

Романская архитектура: agritura — LiveJournal

Жюмьеж абб  (ныне руинирован)

Церковь аббатства Жюмьеж (ныне руинирована)

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами – романская архитектура.

6782426

«Романский словарь»

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось – так, парочка буквально.  Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.

План типичной романской базилики
План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с  самого термина. Его использовать стали поздно – в 19 веке. Придумал его археолог  Арсисс де Комон. Надо сказать, термин  весьма условен. «Романский» — значит, подобный римскому. Однако, по большому счету,  от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля,  преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.

1 Сан-Феликс де Барруэра Валь де Бой
Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания
2 Сен-Хуан-де-Бой Валь-де-Бой
Церковь Сен-Хуан-де-Бои, долина Валь-де-Бои, Испания

3 Санта Мария де Таюли Валь де Бой
Церковь Санта-Мария-де-Таюли, долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка — работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями – например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней – вот уж где колонн в изобилии!  В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными – короткими, толстыми, не особо выразительными.  Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию.  В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать  растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн  в голову не приходит.

Пиза
Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент – полуциркульная арка – все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде – в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д.  Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее – византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода – это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады,  и даже наличие куполов – это, правда, встречается очень редко.

Лонпон абб. Жан-Пьер Леопольд

Лонпон абб
Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) – базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов – прямоугольный. В поздних крупных  храмах – очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт – минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные  местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Ангулем 1850 Поль Абади

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры – широкие контрфорсы и аркбутаны – стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное – это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением – это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский,  но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.

Ангулем Сент-Пьер
Ангулем

Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши — двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод – тоже римский прием. Использовали и стрельчатые,  и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

ARCROMPLGENERAL012

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам  – в длину 187 метров,  ширина трансепта – 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.

Клюни абб грав 19 века
Аббатство Клюни
Клюни
Аббатство Клюни

Клюни2
Аббатство Клюни

Клюни3
Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский.  Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора – этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность  отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом.  Орден рос со стремительной быстротой – примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.

Фонтене аббатсинтерьегр
Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с  Францией и в  Германии появились  грандиозные и чудесные храмы – знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало – до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля – готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно.  Дальше посмотрите картинки.

Анже аббатство Сент-Обен
Аббатство Сент-Обен, Анже

Бамбергский собор
Бамбергский собор, Германия

Бове Нотр-Дам де ла БасОвр
Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр

Везле2сабб
Аббатство Везле

Винчестерский собор
Винчестерский собор,

Виньори церк Сен-Этьен
Сен-Этьен, Виньори

Вормский собор
Вормский собор, Германия

Гернрод церковь Кириака
Гернрод, церковь Кириака, Германия

Даремский собор Стюарт Фишер
Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)

Дурханский собор from-court-iinn
Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)

Замор
Саморский собор, Испания

Колегиата де Торо Замора
Он же

Интерьер монастырской церкви в Поблете, Испания
Монастырская церковь в Поблете, Испания

Иссуар Сен-Остремон
Храм Сен-Остермон в Иссуаре

Каллумборг Дания Церковь Богородицы
Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания

Каллумборг
Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания

Кан аббатство 1684
Аббатство в Кане

Каор2
Аббатство в Кагоре

Келльн церковь Матиаса
Кельн, ц-вь Матиса

Кельн St-Kunibert-Woensan-1531-57
Кельн, Санкт-Кюниберт

Кельн Базилика св. Андрея
Кельн, ц-вь св. Андрея

Кельн большой св мартин джон генрих митце2
Кельн, ц-вь св. Большой Мартин (худ. Джон Генрих Митце)

Кельн большой св мартин
Кельн, ц-вь св. Большой Мартин

Кельн большой св мартин2
Кельн, ц-вь св. Большой Мартин

КЕЛЬН СВ Пантлемон абб
Кельн, аббатство св. Пантелеймона

Кельн св Якоб
Кельн. Ц-вь св. Якоба

Кельн СентСеверин
Кельн. Санкт-Северин

Кельн церковь св. апостолов
Кельн. Ц-вь св. Апостолов

Кельн. Св. Андрей
Кельн. Ц-вь св. Андрея

Конк аббатство Сент-Фе де Конк
Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк

Курси
Храм в Курси
Лимбург
Лимбург
Лимбургский собор 1880-е
Лимбург, Бельгия

Льеж Базилика Сен-Мартен
Льеж, Сен-Мартен

Майнц собор
Майнц

Майнц собор2
Майнц

Мария Лаах абб  1840
Мария Лаах, Германия
Милан

Милан

Монастырская кухня в Фонтевро
Монастырская кухня в Фонтевро

Монт Сен Мишель2
Мон-Сент-Мишель

Монт Сен Мишель3
Мон-Сент-Мишель

Сен-Мишель д.Гилье
Мон-Сент-Мишель

Монте касино
Монте-Касино

Монте-Касино2
Монте-Касино

Монте-Касино3
Монте-Касино

Муассак
Муассак

Нотер-Дам-дю-Порт
Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон

Нотер-Дам-дю-Порт2 Клермон
Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон

Оверни Сент-Острамон
Оверни, Сен-Острамон

Окемский замок
Окемский замок

Ольне абб А.Валлю
Ольне

Ольне2 абб  Луи Лонжу
Ольне

Паре ле Мониаль 2
Паре-ле-Мониаль

Паре ле Мониаль
Паре-ле-Мониаль

Пригор saint-etinne2
Перигор

Пуасси церковь Нотр-Дам 1190
Пуасси

Пуату Нотр-Дам-де-ла-Гран
Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран

Пуатье сен-савен-сюр-гартамп пуатье2 1861
Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп

Пюи
Пюи
Ратуша в Сент-Антонен-Нобле-Валь
Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)

Регенсбургский собор_1816
Регенсбургский собор

Саагун Испания2
Саагун, Испания

Сан Мартин де Тур
Сан-Мартин-де-Тур

Сан-Мартин де Фромиста ПАЛЕНСИЯ
Сен-Мартен де Фромиста

Санта-Мария в Корнея-де Конфлан
Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алли де Клермон

Сен-Алле-де-Клермон

Сен-Бенуа-сюр-Луаре абб Флери
Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери

Сен-Виктор
Сен-Виктор

Сен-Жермен-де Пре 1014 2
Сен-Жермен-де-Пре

Сен-Жермен-де Пре 1014
Сен-Жермен-де-Пре

Сен-Жиль абб Гар
Сен-Жиль-де-Гар

Сен-Жорж-де-Бошервилль 1117-1125
Сен-Жорж-де-Босшервилль

Сен-Жульен-де Кан
Сен-Жульен-де-Кан

Сен-Капре церк Анжен
Сен-Капрен-де-Анжен

Сен-Капре2 церк
Сен-Капрен-де-Анжен

Сен-Мартен-де-Тур
Сен-Мартен-де-Тур

Сен-Нектер Овернь

Сен-Нектер, Овернь

Сен-Николя-Окс-Буа абб
Сен-Николя-Окс-Буа

СенСернен де Тулуз
Сен-Серне-де-Тулуз

Сен-Трофим в Арле
Сен-Трофим-де-Арле

Сент-Филь=ибер-де-Турню
Сен-Филибер-де-Турню

Сент-Этьен-де-Невер 1087 18 век
Сен-Этьен-де-Невер

Сент-Этьен-де-Невер2
Сен-Этьен-де-Невер

Сен-Фрон в Перигё2
Сен-Фрон-де-Перигё

Сен-Фрон в Перигё3
Сен-Фрон-де-Перигё

Сен-Фрон Перигё -nicolas-marie-joseph-chapuy
Сен-Фрон-де-Перигё

Сен-Фрон Перигё3
Сен-Фрон-де-Перигё

Серези ла Форе
Серези ла Форе

Серези ла Форе2
Серези ла Форе

Тулуза Сан Сернен де Тулуз

Сен-Сернен-де-Тулуз

Церковь Сент-Эмпвре
Сен-Эвмпре

Шпеерский собор
Шпеерский собор

Шпеерский собор2
Шпеерский собор

Эли Alfred_Dawson_Ely_Cathedral
Собор в Эли (Альберт Доусон)

Эли Cathedral-1830
Собор в Эли

Эрво аббатство Сен-Пьер
Сен-Пьер в Эрво

Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

http://www.encyclopedie.bseditions.fr/article.php?pArticleId=5&pChapitreId=33272&pSousChapitreId=33275&pArticleLib=Le+%AB%A0syst%E8me%A0%BB+roman+%5BAlsace%A0%3A+l%92art+roman+en+Alsace-%3EG%E9n%E9ralit%E9s%5D
http://www.heleneseguin.net/christianisation-de-loccident—liens.html
http://p8.storage.canalblog.com/86/49/675347/46586570.jpg

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм «Шедевры романского искусства» и фильм «Романский стиль» из серии

,

Спасибо за внимание!

Романский стиль в архитектуре фото

Романский стиль в архитектуре. Сам «романский стиль« — архитектурный стиль XI  — XII веков, который возродился на базе традиций принятых в мусульманских странах Ближнего Востока, Древнем Риме,  и также Византии.

Церковная архитектура — это основное направление романского стиля. Необходимо подчеркнуть то, что в Великобритании романский стиль именуют норманнским. Данный стиль ставит на 1-ый план и также возвеличивает христианский мир, в архитектуре этого стиля можно рассмотреть размеренный и величавый декор, который имеет в себе чувства тепла и гармонии. Основная роль в архитектуре романского стиля отводится церквям, монастырским комплексам, замкам. Больше текстовой информации + видео  вы сможете просмотреть здесь.

Романский стиль в архитектуре фото смотреть

Внешний вид романского стиля

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Интерьеры романского стиля

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Романский стиль в архитектуре

Популярные статьи

Романская архитектура: romanesque_art — LiveJournal

Жюмьеж абб  (ныне руинирован)

Церковь аббатства Жюмьеж (ныне руинирована)

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами – романская архитектура.

6782426

«Романский словарь»

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось – так, парочка буквально.  Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.

План типичной романской базилики
План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с  самого термина. Его использовать стали поздно – в 19 веке. Придумал его археолог  Арсисс де Комон. Надо сказать, термин  весьма условен. «Романский» — значит, подобный римскому. Однако, по большому счету,  от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля,  преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.

1 Сан-Феликс де Барруэра Валь де Бой
Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания
2 Сен-Хуан-де-Бой Валь-де-Бой
Церковь Сен-Хуан-де-Бои, долина Валь-де-Бои, Испания

3 Санта Мария де Таюли Валь де Бой
Церковь Санта-Мария-де-Таюли, долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка — работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями – например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней – вот уж где колонн в изобилии!  В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными – короткими, толстыми, не особо выразительными.  Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию.  В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать  растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн  в голову не приходит.

Пиза
Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент – полуциркульная арка – все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде – в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д.  Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее – византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода – это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады,  и даже наличие куполов – это, правда, встречается очень редко.

Лонпон абб. Жан-Пьер Леопольд

Лонпон абб
Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) – базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов – прямоугольный. В поздних крупных  храмах – очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт – минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные  местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Ангулем 1850 Поль Абади

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры – широкие контрфорсы и аркбутаны – стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное – это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением – это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский,  но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.

Ангулем Сент-Пьер
Ангулем

Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши — двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод – тоже римский прием. Использовали и стрельчатые,  и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

ARCROMPLGENERAL012

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам  – в длину 187 метров,  ширина трансепта – 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.

Клюни абб грав 19 века
Аббатство Клюни
Клюни
Аббатство Клюни

Клюни2
Аббатство Клюни

Клюни3
Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский.  Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора – этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность  отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом.  Орден рос со стремительной быстротой – примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.

Фонтене аббатсинтерьегр
Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с  Францией и в  Германии появились  грандиозные и чудесные храмы – знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало – до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля – готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно.  Дальше посмотрите картинки.

Анже аббатство Сент-Обен
Аббатство Сент-Обен, Анже

Бамбергский собор
Бамбергский собор, Германия

Бове Нотр-Дам де ла БасОвр
Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр

Везле2сабб
Аббатство Везле

Винчестерский собор
Винчестерский собор,

Виньори церк Сен-Этьен
Сен-Этьен, Виньори

Вормский собор
Вормский собор, Германия

Гернрод церковь Кириака
Гернрод, церковь Кириака, Германия

Даремский собор Стюарт Фишер
Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)

Дурханский собор from-court-iinn
Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)

Замор
Саморский собор, Испания

Колегиата де Торо Замора
Он же

Интерьер монастырской церкви в Поблете, Испания
Монастырская церковь в Поблете, Испания

Иссуар Сен-Остремон
Храм Сен-Остермон в Иссуаре

Каллумборг Дания Церковь Богородицы
Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания

Каллумборг
Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания

Кан аббатство 1684
Аббатство в Кане

Каор2
Аббатство в Кагоре

Келльн церковь Матиаса
Кельн, ц-вь Матиса

Кельн St-Kunibert-Woensan-1531-57
Кельн, Санкт-Кюниберт

Кельн Базилика св. Андрея
Кельн, ц-вь св. Андрея

Кельн большой св мартин джон генрих митце2
Кельн, ц-вь св. Большой Мартин (худ. Джон Генрих Митце)

Кельн большой св мартин
Кельн, ц-вь св. Большой Мартин

Кельн большой св мартин2
Кельн, ц-вь св. Большой Мартин

КЕЛЬН СВ Пантлемон абб
Кельн, аббатство св. Пантелеймона

Кельн св Якоб
Кельн. Ц-вь св. Якоба

Кельн СентСеверин
Кельн. Санкт-Северин

Кельн церковь св. апостолов
Кельн. Ц-вь св. Апостолов

Кельн. Св. Андрей
Кельн. Ц-вь св. Андрея

Конк аббатство Сент-Фе де Конк
Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк

Курси
Храм в Курси
Лимбург
Лимбург
Лимбургский собор 1880-е
Лимбург, Бельгия

Льеж Базилика Сен-Мартен
Льеж, Сен-Мартен

Майнц собор
Майнц

Майнц собор2
Майнц

Мария Лаах абб  1840
Мария Лаах, Германия
Милан

Милан

Монастырская кухня в Фонтевро
Монастырская кухня в Фонтевро

Монт Сен Мишель2
Мон-Сент-Мишель

Монт Сен Мишель3
Мон-Сент-Мишель

Сен-Мишель д.Гилье
Мон-Сент-Мишель

Монте касино
Монте-Касино

Монте-Касино2
Монте-Касино

Монте-Касино3
Монте-Касино

Муассак
Муассак

Нотер-Дам-дю-Порт
Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон

Нотер-Дам-дю-Порт2 Клермон
Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон

Оверни Сент-Острамон
Оверни, Сен-Острамон

Окемский замок
Окемский замок

Ольне абб А.Валлю
Ольне

Ольне2 абб  Луи Лонжу
Ольне

Паре ле Мониаль 2
Паре-ле-Мониаль

Паре ле Мониаль
Паре-ле-Мониаль

Пригор saint-etinne2
Перигор

Пуасси церковь Нотр-Дам 1190
Пуасси

Пуату Нотр-Дам-де-ла-Гран
Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран

Пуатье сен-савен-сюр-гартамп пуатье2 1861
Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп

Пюи
Пюи
Ратуша в Сент-Антонен-Нобле-Валь
Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)

Регенсбургский собор_1816
Регенсбургский собор

Саагун Испания2
Саагун, Испания

Сан Мартин де Тур
Сан-Мартин-де-Тур

Сан-Мартин де Фромиста ПАЛЕНСИЯ
Сен-Мартен де Фромиста

Санта-Мария в Корнея-де Конфлан
Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алли де Клермон

Сен-Алле-де-Клермон

Сен-Бенуа-сюр-Луаре абб Флери
Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери

Сен-Виктор
Сен-Виктор

Сен-Жермен-де Пре 1014 2
Сен-Жермен-де-Пре

Сен-Жермен-де Пре 1014
Сен-Жермен-де-Пре

Сен-Жиль абб Гар
Сен-Жиль-де-Гар

Сен-Жорж-де-Бошервилль 1117-1125
Сен-Жорж-де-Босшервилль

Сен-Жульен-де Кан
Сен-Жульен-де-Кан

Сен-Капре церк Анжен
Сен-Капрен-де-Анжен

Сен-Капре2 церк
Сен-Капрен-де-Анжен

Сен-Мартен-де-Тур
Сен-Мартен-де-Тур

Сен-Нектер Овернь

Сен-Нектер, Овернь

Сен-Николя-Окс-Буа абб
Сен-Николя-Окс-Буа

СенСернен де Тулуз
Сен-Серне-де-Тулуз

Сен-Трофим в Арле
Сен-Трофим-де-Арле

Сент-Филь=ибер-де-Турню
Сен-Филибер-де-Турню

Сент-Этьен-де-Невер 1087 18 век
Сен-Этьен-де-Невер

Сент-Этьен-де-Невер2
Сен-Этьен-де-Невер

Сен-Фрон в Перигё2
Сен-Фрон-де-Перигё

Сен-Фрон в Перигё3
Сен-Фрон-де-Перигё

Сен-Фрон Перигё -nicolas-marie-joseph-chapuy
Сен-Фрон-де-Перигё

Сен-Фрон Перигё3
Сен-Фрон-де-Перигё

Серези ла Форе
Серези ла Форе

Серези ла Форе2
Серези ла Форе

Тулуза Сан Сернен де Тулуз

Сен-Сернен-де-Тулуз

Церковь Сент-Эмпвре
Сен-Эвмпре

Шпеерский собор
Шпеерский собор

Шпеерский собор2
Шпеерский собор

Эли Alfred_Dawson_Ely_Cathedral
Собор в Эли (Альберт Доусон)

Эли Cathedral-1830
Собор в Эли

Эрво аббатство Сен-Пьер
Сен-Пьер в Эрво

Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

http://www.encyclopedie.bseditions.fr/article.php?pArticleId=5&pChapitreId=33272&pSousChapitreId=33275&pArticleLib=Le+%AB%A0syst%E8me%A0%BB+roman+%5BAlsace%A0%3A+l%92art+roman+en+Alsace-%3EG%E9n%E9ralit%E9s%5D
http://www.heleneseguin.net/christianisation-de-loccident—liens.html
http://p8.storage.canalblog.com/86/49/675347/46586570.jpg

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм «Шедевры романского искусства» и фильм «Романский стиль» из серии

Спасибо за внимание!

Архитектура романского стиля Зодчество 10 – 13 веков

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526–530 годы), церковные здания поздней эпохи Каролингов – придворная капелла Карла Великого в Аахене (795–805 годы), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 века). Сочетая классические и варварские элементы, отличаясь суровым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося на протяжении двух столетий. В каждой стране этот стиль складывался под воздействием и сильным влиянием местных традиций – античных, сирийских, византийских, арабских. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.


Норманнская крепость, конец X – начало XI века, север Франции
Замок Дадли, X-XI столетия, Англия
Кентерберийский собор, со 2-й половины XII века, Англия, Кентерберри

Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок – жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,– ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) – убежище феодала. Вокруг него – обширный двор с жилыми и служебными постройками. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 11–13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 век), замок Гайар на Сене (12 столетие), город-крепость Каркассон в Провансе (12 – 13 века), аббатство Мон Сен Мишель д’Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 век), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба – первая половина 12 века, Франция) и другие. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 века – грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12 – начало 13 столетий). Суровая красота этих сооружений – в лаконизме мощных пластических объемов.


Замок Хербург, около 1090, Германия, Баден-Вюртемберг
Замок Стерлинг, XI-XII века, Шотландия
Собор в Триере, с 1-й половины XI века, Германия, Триер

Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм – самое значительное создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями, впечатляя благородной суровой красотой. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членениями объемов, предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода – над капеллами, над ними – главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают устойчивость сооружению. Башни и стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью, крепко, нерушимо связанной с землей.

Франция. Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции, которая в 11–12 веках была не только центром философского и теологического движений, но и широкого распространения еретических учений, в известной мере преодолевавших догматизм официальной церкви. В архитектуре Центральной и Западной Франции встречаются наибольшее разнообразие в решении конструктивных проблем, богатство форм. В ней ярко выражены черты храма романского стиля. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11–12 века). Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Центральный неф погружен в полумрак – свет проникает в него через редко расположенные окна боковых нефов. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками, уходящими в толщу степы. Движение вверх, выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения.


Крепость Конкистадоров, X-XI столетия, Германия
Церковь святой Марии, XI-XII столетия, Англия, Кембридж
Замок Сюлли, строители неизвестны, X-XI века, Франция

В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Высокий, трехъярусный центральный неф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, как в большинстве романских церквей, а с легкими стрельчатыми очертаниями. Классический образец такого сложного типа – грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088–1107), разрушенная в начале 19 века. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11–12 веков, она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (начало 12 века), Везеде (первая треть 12 века) и Отене (первая треть 12 века). Для них характерно наличие широкого зального помещения, расположенного перед нефами, применение высоких башен. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью расчлененных объемов, размеренностью ритма, завершенностью частей, их подчиненностью целому. Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах, иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 век). Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др.

Германия. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 веке могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами. В Вормском соборе (1171–1234 годы), построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Слабо выступающие лизены (лопатки – вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.


Церковь святой Марии, 1093-1200, Лаах, Германия
Замок Брук, 1250-1277 годы, Австрия
Мост Риальто, XI век, Венеция Италия

Италия. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской – тех стран, с которыми их связывало длительное экономическое и культурное общение. Местная позднеантичная и раннехристианская традиции, воздействие искусства средневекового Запада и Востока определили своеобразие романской архитектуры передовых школ Средней Италии – городов Тосканы и Ломбардии, в 11–12 веках освободившихся от феодальной зависимости и начавших обширное строительство городских соборов. Ломбардская архитектура сыграла важную роль в разработке сводчатой конструкции и скелета здания. В архитектуре Тосканы античная традиция проявилась в законченности и гармоничной ясности форм, в праздничности облика величественного ансамбля в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063– 1118), баптистерий (крещальня, 1153 год – 14 век), наклонная колокольня – кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 году, достраивалась в 13–14 веках) и кладбище Камио-Санто. Каждое здание выступает свободно, выделяясь простыми замкнутыми объемами куба и цилиндра и сверкающей белизной мрамора на покрытой зеленой травой площади у берега Тирренского моря. В разбивке масс достигнута соразмерность. Изящные беломраморные романские аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ.


Пизанская башня Бонанно Диотисальви 1153, достр. в XIV веке, Италия
Пизанский собор, зодчие Бускет, Райнальдус Вильгельм, 1063-1118 годы
Замок Лидс, XI-XII века, Англия

Пизанская башня. Вот уже более восьми веков «падает» знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. Сами жители города называют свою падающую кампаниллу «затянувшимся чудом». Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает «собор»), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. Оно было заложено в конце XII – начале XIII веков. По преданию, для этой цели сюда специально завозили землю, доставленную из Палестины, с горы Голгофы. Готические аркады кладбища украшены фресками, на которых запечатлены преисподняя и Страшный суд. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. Строили тогда медленно, и собор возводили 55 лет. Еще дольше сооружался баптистерий – целых 120 лет. Строительство этого круглого мраморного здания было начато в романском стиле, к которому позднее примешались элементы готики. Кафедра в часовне украшена рельефом, изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Но все рекорды по длительности строительства побила кампанилла, автором сооружения которой считают архитектора Бонанно. Но есть предположения, что проектировали кампаниллу те же зодчие, которые строили и собор, то есть Бускетто и Райнольдо. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни.

И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно обнаружил, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра. Мастер прекратил работу и… исчез из города. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Другие считают, что отцы города, взбешенные просчетом архитектора, не принявшего во внимание зыбкий грунт и в результате испортившего весь великолепный ансамбль, изгнали его. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Время от времени работу по строительству колокольни возобновляли, и к 1233 году было построено всего четыре этажа. Лишь через сто лет после начала строительства, в 1275 году, городские власти нашли смельчака, который рискнул продолжить возведение колокольни. Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы, отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Точнейший математический расчет и великое мастерство зодчего позволили ему надстроить башню еще на пять этажей. Надстраивая ее, архитектор выкладывал следующие этажи, превышая их с наклонной стороны на пять, семь, десять сантиметров. Но кампанилла продолжала «падать». Увенчать все сооружение колокольней Дж. ди Симони не решился – слишком велик был риск. Поэтому, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. В 1350 году, когда отклонение от вертикали составляло уже 92 сантиметра, за работу принялся архитектор Томазо ди Андреа. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. А по замыслу первый этаж ее должен был быть высоким, затем 10 этажей с балконами, 12-й этаж – звонница, а венчать кампаниллу должна была крыша. Общая высота башни предполагалась 98 метров.

Много раз предпринимались попытки спасти башню. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. В 1961 году по проекту польского ученого Р.Цебертовича попытались уплотнить сыпучие и оседающие пласты почвы с помощью электрокинетических процессов. Но ни один из этих методов не остановил падения башни, которая продолжала накреняться с прежней своей скоростью – один миллиметр в год. Судьба самой известной «падающей» башни – Пизанской – беспокоит весь мир. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. В апреле 1965 года старый звонарь Энчо Гиларди последний раз поднимался на колокольню по 294 ступеням. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Днем и ночью 100 автоматических фото- и киноаппаратов нацелены на башню, поджидая ее падения. Уже подсчитали, что если ничего не будет предпринято, то в ближайшие 50 лет башня потеряет стабильность и упадет. А ведь когда-то с ее балкона производил свои опыты, связанные с законом свободного падения тел, великий Галилео Галилей.

Романское искусство — Википедия

«Страница Моргана» из Винчестерской Библии 1160-75 гг. Сцены из жизни Давида.

Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов, но также внедрила очень много своих специфических элементов. В Южной Франции, Испании и Италии существовала преемственность в архитектуре от поздней античности, однако романский стиль стал первым направлением в искусстве, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Самый яркий пример архитектуры романского стиля — замок Лиде в Беларусии. Романское искусство испытало также сильное влияние византийского искусства, особенно в живописи. В дальнейшем, пройдя через антиклассический энергичный декор искусства Британских островов, в Европе сформировался новаторский и гармоничный стиль. Предшествующий романике период известен как дороманский.

Помимо архитектуры романский период в искусстве характеризовался очень энергичным стилем, как в скульптуре, так и в живописи. Живопись продолжала по существу следовать византийским иконографическим традициям по наиболее распространенной церковной тематике, включающей Деисуса, Страшный суд и сцены из жизни Христа. В иллюминированных рукописях, среди которых наиболее богато украшенными произведениями этого периода были библия и псалтырь, лучше всего можно увидеть, как менялись изображения на этих сценах. То же самое касается капителиев колонн, выполненных наиболее впечатляющими именно в этот период, чаще всего на них вырезаны великолепные сцены со многими фигурами. В самом начале этого периода в Германии появились такие новшества, как распятие в виде большого деревянного креста, свободно стоящие статуи Мадонны, возведённой на трон, а горельеф стал скульптурной доминантой этого периода.

Цвета красок в большинстве случаев очень выразительны, по большей части они сохранились в первозданном виде, хотя в настоящее время остались яркими только в витражах и в некоторых хорошо сохранившихся рукописях. Именно в этот период стали широко использоваться витражи, но их сохранность оставляет желать лучшего. Изобретённые в этот период тимпаны, используемые в главных порталах церквей, содержали композиции, взятые с величественных рисунков. Чаще всего это снова Спас в величии и Страшный суд, но трактовка их сделана с большей свободой, чем аналогичные картины, так как полностью эквивалентные византийские образцы отсутствовали.

Композиции на порталах обычно имели небольшую глубину, и они должны были быть гибкими, чтобы в отведённое пространство втиснуть заглавные буквы-рисунки, капители колонн, а также церковные тимпаны. Это сковывание тесных рамок, из которых иногда выскальзывает композиция, является постоянным лейтмотивом в романском искусстве. Фигуры по-прежнему часто меняются в размерах в зависимости от их важности, а пейзажи, если их вообще пытались вставить, были ближе к абстрактному украшению, чем к реальности, как, например, деревья на «странице Моргана» из Винчестерской Библии. Портретной живописи в то время вообще ещё не существовало.

В этот период в Европе наблюдался неуклонный рост по пути к благополучию и процветанию, и искусство высочайшего качества уже не испытывало ограничений, имевших место в периоды каролингского и оттоновского возрождений, когда искусство развивалось в окрестности королевского двора и в небольшом кругу монастырей. Монастыри по-прежнему играют чрезвычайно важную роль, особенно те, которые основываются экспансионистскими католическими орденами этого периода, цистерцианским, бенедиктинским и картезианским, распространившимися по всей Европе. Но городские церкви, лежащие на путях паломничества, и многие церкви в небольших городах и сёлах были в этот период искусно оформлены на очень высоком уровне. Конечно, очень многие из таких храмов, сохранившихся до наших дней, были позже перестроены, да и ни один королевский дворец романской эпохи не выжил.

Мирской художник становится важной фигурой, Николай Верден был известен, по-видимому, по всей Европе. Большинство каменотёсов и ювелиров того времени были мирянами, как и большая часть художников, подобно Мастеру Гюго, по крайней мере те из них, которые творили в конце периода и выполнили лучшие работы той эпохи. Иконография и другие церковные работы, без сомнения, выполнялись по консультациям с клерикальными советниками.

Изделия из металла, эмали и слоновой кости[править | править код]

Драгоценности в изделиях этого периода имели очень высокий статус, и ценились, вероятно, гораздо выше, чем сами картины — мы чаще знаем имена ювелиров, чем художников, декораторов или архитекторов-строителей. Изделия из металла, оссуарии для хранения мощей, хорошо сохранились. Самым известным является реликварий трёх царей из Кёльнского собора работы Николая Верденского (около 1180—1225). К мёзской школе принадлежат также Ставелотский триптих и реликварий святого Мавра. Большие реликварии и фасады алтаря делались в круговой деревянной раме, а менее масштабные изделия, типа шкатулок, изготовлялись из металла и эмали. Сохранились некоторые светские предметы, такие как зеркальца, ювелирные изделия, застежки, что несомненно указывает на важность изделий из драгоценных металлов для знати.

Бронзовый глостерский подсвечник и латунная купель 1108—1117 г.г. из церкви св. Варфоломея в Льеже, сохранившиеся до настоящего времени, являются превосходными, хотя и разными по стилю, образцами металлического литья, чрезвычайно замысловатого и энергичного, имеющего сходство с живописью рукописей, а купель, кроме того, демонстрирует мёзский стиль в его самом классическом и величественном исполнении. Другими важнейшими сохранившимися реликвиями являются бронзовые двери, триумфальная колонна и вся гарнитура Хильдесхаймского собора, гнезненские врата и двери базилики Сан-Дзено Маджоре в Вероне. Акваманилы, являющиеся сосудами в форме животного для омовения рук, появились в Европе, по-видимому, в XI веке, и часто они имели фантастические зооморфные формы. Сохранившиеся их образцы в основном сделаны из латуни. Большое впечатление производят сохранившиеся печати на грамотах и документах, а вот романские монеты обычно не вызывают особого эстетического интереса.

Крест из музея Клойстерс в Нью-Йорке представляет собой необычно большое распятие из слоновой кости, украшенное сложной резьбой, включающей множество фигур пророков и других лиц. Клойтерский крест приписывается одному из сравнительно небольшого числа художников, чьё имя известно, мастеру Гуго, который также занимался иллюстрированием манускриптов. Подобно многим другим произведениям, крест изначально был частично цветным. Образцом хорошо сохранившихся миниатюрных изделий из слоновой кости являются шахматы с острова Льюис. Другими артефактами являются посохи иерархов, декоративные тарелки, наперсные кресты и ряд подобных объектов.

Скульптура в украшении зданий[править | править код]

С падением Римской империи традиции резьбы по камню монументальных произведений и бронзовая скульптура практически исчезли, фактически они продолжали существовать только в Византии. Некоторые скульптуры в натуральную величину сделаны из стукко или из гипса, но сохранившиеся примеры редки.[1] Наиболее известной сохранившейся крупной скульптурной работой протороманской Европы является деревянное распятие в натуральную величину по заказу архиепископа Геро из Кёльна около 960-65 гг., ставшее, вероятно, прообразом многих популярных произведений этого типа. Позднее такие скульптуры устанавливались на балках под аркой алтаря, в Англии они известны как алтарные распятия. С XII века эти скульптуры сопровождались фигурами Девы Марии и Иоанна Богослова по сторонам.[2] В XI и XII веках процветала метафорическая скульптура.

  • Человек лицом к лицу с животными, собор в Каоре, Франция.

  • Повесившийся с помощью бесов Иуда Искариот всегда был любимым объектом скульпторов.

  • Вокруг верхней стенки алтаря в аббатстве д’Артуа, Ланды, Франция, имеются маленькие фигурки изображающие страсть, несдержанность и варварских обезьян, символ человеческой испорченности.

  • Уроборос в одиночку и парами, Килпек, Англия.

Источники и стиль[править | править код]

В XI и XII веках влияние на все сферы жизни церковью достигла максимума, по сути её влияние было безгранично. В этот период времени именно церковь была главным заказчиком произведений искусства, тем самым она и способствовала прогрессу искусств. В то же время проповедях, которые провозглашались на церковных службах да и в сознании простых обитателей, преобладала идея греховности видимого мира, который наполнен злом, соблазнами и который находится под влиянием могущественных потусторонних добрых и злых сил. Именно на такой основе в романском искусстве Западной Европы возникает этический и эстетический идеал, который противопоставляет себя античному искусству. Главной его чертой было превосходство духовного над телесным. Это в первую очередь в противостояние духовного — возвышенного и чистого — телесному, низменному и греховному. В произведениях искусства, в скульптурах, рельефах, внешнему и внутреннему оформлению церквей преобладали сцены страшного суда и конца света. Несмотря на отрицание предыдущих достижений искусства, церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусств[3].

Сущность[править | править код]
Поздняя скульптура[править | править код]

Украшение рукописей[править | править код]

Настенная живопись[править | править код]

Другие формы изобразительного искусства[править | править код]

Вышивка[править | править код]

Самой известной романской вышивкой является ковёр из Байё, но сохранилось множество фрагментов (в основном, церковных облачений) в так называемом «английском стиле» (opus anglicanum), а также в другой стилистике.

Витражи[править | править код]

Самые древние из известных на сегодняшний день фрагментов средневековых живописных витражей сделаны в X веке. Самыми ранними полностью сохранившимися рисунками являются изображения пяти пророков в окнах собора в Аугсбурге, датированные концом XI века. Фигуры пророков, хотя они довольно схематичны и статичны, демонстрируют значительные знания в области дизайна витражей, как по художественному вкусу, так и по функциональному использованию стекла, показывая, что их создатель был хорошо знаком с этим искусством. В соборах Ле-Мана, Кентербери, Шартра и Сен-Дени сохранилась часть витражей XII века. В Кентербери это фигура Адама, копающего яму, а также его сына Сифа, известных персон из предков Христа. Фигура Адама представляет собой очень живое и натуралистическое изображение, тогда как в изображении Сифа его одежды использованы для большего декоративного эффекта, подобно лучшей резьбе по камню той эпохи. Мастера по стеклу медленнее, чем архитекторы, изменяли свой стиль, и многие более поздние работы из стекла, по крайней мере, начала XIII века, можно рассматривать как существенно романские. Особенно прекрасны большие фигуры из Страсбургского собора 1200 года (некоторые из них сейчас помещены в музей) и из церкви Святого Куниберта около 1220 года в Кёльне.

Большинство великолепных витражей Франции, в том числе знаменитые окна в Шартре, датируются XIII веком. Гораздо меньше крупных работ дошло до нашего времени из XII века. Одним из них является распятие Пуатье, замечательная композиция, которая поднимается на три яруса. На нижнем из них, имеющем форму четырёхлистника, изображено мученичество Святого Петра, на самом большом центральном ярусе доминирует распятие, и на верхнем показано Вознесение Христа с миндалевидным венчиком вокруг головы. В фигуре распятого Христа уже чувствуется влияние готического стиля. Джордж Седдон при описании окна использовал эпитет «незабываемая красота».[4] Отдельные фрагменты витража находятся в различных музеях, а окна Твайкросской церкви в Англии целиком сделаны из французских панелей, спасённых от разрушений, вызванных Великой французской революцией.[5] Стекло в то время было довольно дорогим, поэтому его использование должно было быть достаточно гибким, чтобы рисунок можно было легко дополнять или переделывать. По-видимому, часто стекло использовалось повторно, когда церкви перестраивались в готическом стиле. Самое раннее датированное английское стекло — это витраж древа Иессея из Йоркского собора 1154 года, который был заимствован из предыдущей (разрушенной) постройки.

  1. ↑ Some (probably) 9th century near life-size stucco figures were discovered behind a wall in Santa Maria in Valle, Cividale del Friuli in Northern Italy relatively recently. Atroshenko and Collins p. 142
  2. ↑ G Schiller, Iconography of Christian Art, Vol. II,1972 (English trans from German), Lund Humphries, London, pp. 140—142 for early crosses, p. 145 for roods, ISBN 0-85331-324-5
  3. ↑ РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (неопр.). Медиаэнциклопедия ИЗО.
  4. ↑ George Seddon in Lee, Seddon and Stephens, Stained Glass
  5. ↑ Church website Архивировано 8 июля 2008 года.

Романская архитектура — История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *