особенности гжельского фарфора, чайный сервиз, настенные тарелки и кофейные пары в традиционном русском стиле
В посуде гжель есть что-то завораживающее — характерные сине-голубые орнаменты по снежно-белому фону делают ее очень нарядной. Вещь, созданная по особой технологии и с особенным рисунком, принесет в дом радость и красоту. Чтобы сделать правильный выбор и не нарваться на подделку, желательно знать об особенностях такой посуды заранее.
Немного истории
Само понятие гжели происходит от села с соответствующим названием в Московской области, расположенного в 60 километрах от столицы. Вокруг него находился целый ряд других населенных пунктов, где активно использовали особую огнеупорную глину, которой богата эта местность.
Поселения так называемого гжельского куста, в которых занимались различными ремеслами, впервые упоминаются еще в Духовной грамоте Калиты, относящейся к 1328 году. Высококачественную глину, добывавшуюся там, в XVII веке использовали для создания сосудов медицинского назначения. Неслучайно Гжель указом царя Алексея Михайловича была закреплена за Аптекарским Приказом. Местные крестьяне, в отличие от подавляющего большинства в стране, были вольными людьми, а не крепостными.
Изготовлением изделий из глины занимались деревенские мастера со стажем. Дети помогали наносить глазурь. Роспись часто доверяли девочкам. Затем почти готовые вещи обжигались. Технология создания разнилась в зависимости от села. Каждый изготовитель берег секрет собственного производства, передавая его лишь наследникам.
Зачатки будущего широкомасштабного посудного производства в виде промысла проявили себя в XVIII веке — наряду с печными изразцами, игрушками и кирпичом местные мастера делали и посуду, которая в основном поставлялась в Москву, пользуясь там большим спросом.
Гжельская глина послужила материалом для изготовления знаменитого русского фарфора, изобретенного химиком Дмитрием Виноградовым.
Фарфоровая посуда стала очень модной в конце XVIII столетия. Обладание ею говорило о том, что человек входит в особый круг и может похвастаться своим богатством. Большой спрос на такую продукцию спровоцировал развитие ее фабричного производства. К 70-м годам широкий ассортимент посуды производило уже около сотни небольших фабрик. Гжельские же производители, поставлявшие фарфор к императорскому двору, обеспечили себе вполне безбедную жизнь.
Некоторые сервизы, которые здесь создавали и расписывали, были рассчитаны на 150 персон. Посуда порой имела весьма причудливые формы. Например, ручка кувшина оформлялась в форме ветки, а носик имел вид птичьего клюва, в качестве руки изделия выступала фигура животного, на корпусе «сидели птички» и так далее.
Наборы дополнялись и небольшими расписными скульптурами, представлявшими различные бытовые сюжеты. Трогательная наивность изображений из народного быта во многом способствовала сохранению популярности именно фарфора гжель, несмотря на то, что уже в XIX веке конкуренция между фарфоровыми заводами была довольно велика. Гжельские заводчики получали серебряные медали за свои достижения в производстве.
Сегодня фарфор гжель относится к классу люкс. Из-за своей практичности и особенных эстетических качеств он часто выступает в качестве дорогих подарков.
Особенности техники и популярные узоры
Особенный сине-голубой узор по белому в гжельской росписи достигается использованием кобальта в качестве красителя. Оригинальная изысканная роспись — это сочетание плавных линий, цветочных и растительных орнаментов. На посуде также изображают настоящие пейзажи, здания, фигуры зверей и людей. Сюжеты часто связаны с русской зимой и сказками. Сине-голубая палитра позволяет делать настоящие картины с русским колоритом. Наиболее популярны изображения птиц и роз.
За счет сочетания нежно-голубых и темно-синих оттенков (которых насчитывают более 20) изображения получаются необычными, глубокими и выразительными.
Техника создания рисунка предусматривает наличие следующих инструментов:
- кисточек;
- шпателей для смешивания красок;
- окиси кобальта;
- палитры.
При нанесении краски на керамическую поверхность она выглядит черной, а в синюю превращается после обжига. Все картины на посуде создают вручную. Мазки наносят особым образом. Существует целый набор приемов, позволяющих создать рисунок в характерной для гжели манере.
Какие изделия расписывают?
Ассортимент расписной посуды в стиле гжель отличается большим разнообразием, в соответствующем духе оформляют самые разные предметы. Благодаря подобной технике на стену можно прикрепить красивую настенную декоративную тарелку, выполняющую исключительно эстетическую функцию. Хотя мастера придают неповторимый вид и вполне практичным предметам, например, чайным или столовым сервизам.
Если полный набор посуды не нужен, можно выбрать:
- чайную или кофейную пару;
- чайник;
- кофейник;
- блинную тарелку с крышкой — блинницу;
- масленку;
- сливочник или молочник;
- емкость для специй;
- соусницу;
- столовые приборы типа ложек и подставок различного назначения;
- блюда и тарелки;
- сухарницу и хлебницу;
- икорницу или шпротницу;
- салатницу;
- розетку;
- конфетницу;
- пирожницу или тортницу;
- пивную кружку или штоф;
- стопки.
Не обходятся мастера без росписи и таких колоритных вещей, как самовары, которые даже на современном столе смотрятся как практичные элементы оформления, придающие посудной композиции особого колорита.
Как отличить от подделки?
Настоящая гжель не просто украшает дом. Многие приобретают ее для коллекций. Наиболее ценные с эстетической точки зрения предметы пополняют фонды музеев. Секрет успеха – в особом очаровании таких вещей. Любоваться ими можно до бесконечности.
Учитывая, что настоящая посуда гжель стоит дорого, и пользуется спросом не только в нашей стране, но и за рубежом, на рынке есть немало изделий, имитирующих характерную роспись. Доморощенные мастера зачастую используют обычные краски вместо окиси кобальта. Отличить подлинники от подделок можно, если внимательно присмотреться к предлагаемому в магазине товару.
У настоящих гжельских предметов особый рисунок. Он не грешит размазанными контурами и линиями. Видно, что мастер по росписи работал вдумчиво, не спеша. Даже самые мелкие детали изображений хорошо продуманы и прорисованы, а затем отшлифованы. Если фон предмета не идеально белый и на нем есть шероховатости, значит, это не гжель.
Фирменное изделие имеет специальный штамп — лебедя или четкую, крупными буквами надпись «гжель», заключенную в овал. Наиболее ценные экземпляры изделий продаются с пометкой «расписано вручную». На некоторых указана фамилия автора.
Использовать настоящую гжель удобно. Не бывает предметов такого рода с неустойчивым основанием или с неплотно сидящими крышками. В продаже можно встретить как фарфоровые, так и фаянсовые предметы посуды. И в состав фарфора, и в состав фаянса входят такие компоненты, как:
- полевой шпат;
- каолин;
- пластичная глина;
- кварц.
При этом пропорции составов разные, что сказывается на физических свойствах посуды. Настоящий гжельский фарфор очень легкий и звонкий, водонепроницаемый. Когда чашку гжель подносят к свету, она просвечивает.
Если же в руках изделие, имеющее заметный вес — это фаянс. При постукивании от него раздается глухой звук. К тому же если на таком изделии появится трещина, его можно выбрасывать.
Настоящая посуда гжель жаропрочна. Поскольку рисунок наносится под глазурь, а сама посуда создана по определенной технологии, ей не страшны любые температуры. Такую конструкцию смело можно ставить в микроволновку, эмаль точно не пострадает. Самым очевидным признаком настоящей гжели является высокая цена. Но здесь уже нужно решить для себя, что важнее — настоящая гжельская посуда или ее фабричная имитация, красивая, но со всеми признаками поточного производства.
О том, как расписать посуду в технике гжель, вы узнаете из следующего видео.
история создания гжельской росписи на чайнике, самоваре, чайном сервизе и других изделий
Гжельская земля уже несколько столетий славится своим фарфором, красивыми расписными изделиями. Описывая в 18-ом веке Гжель, ревизоры отмечали, что на этой земле крестьяне на оброке делают разные сорта сервизов и посуды. И действительно, упоминая Гжель, посуда – первое, что приходит на ум. Как появился славный русский промысел, что такого особенного в гжельской глине и в чем секреты «Азбуки мазков» мастеров художественной росписи? Обо всем этом вы узнаете в данной статье.
История создания гжельской посуды
На месте нынешней Средне-русской возвышенности был древний праокен, с доисторических времен на его дне формировались осадочные породы, и глина в их числе. Сам океан ушел, а глиняные месторождения сохранились. Они и стали причиной развития промысла, который сделал гжельскую посуду известной на весь мир.
Всего Гжельско-Кудиновское месторождение подарило людям целых 17 видов глин. Но основных – 2, из первого производили фаянс и фарфор, из второго – кирпич. Все другие сорта применяли как основу производства майоликовых и гончарных работ. По своим свойствам гжельская глина считалась едва ли не самой лучшей. Даже Михайло Ломоносов писал ей оды, отмечая, что такой белизны ему видеть не доводилось.
Без исторических деталей развитие промысла невозможно представить: крестьянских уклад жизни на этих землях также важен. Гжельцы имели «вольную» от царя, и это оказало влияние на то, как они занимались посудой, и почему художественное направление стало так активно развиваться. К 19 столетию ассортимент местной посуды впечатлял, ее продавали в Москве и Киеве, в Харькове, в Сибири, в Астрахани. Но большие объемы продаж сказывались на качестве тарелок из Гжели и кувшинов из Гжели: на рынок поставлялся самый востребованный товар, а действительно искусные, с большим умением расписанные работы оставались единичны.
В начале 19-ого столетия секрет изготовления фарфора еще не был открыт местными умельцами. Но уже происходил переход от майолики к полуфаянсу. Именно в этот период синий цвет, ставший визиткой гжельского искусства, начал вытеснять прочие цвета. Преобладал на то время рисунок двух типов — композиция с центральным цветком и цветочные стилизованные гирлянды.
К фарфору гжельцы пришли в середине 19-ого века, а как именно, досконально неизвестно. Есть несколько легенд, связанных с фамилиями Куличкова и Сологая, Храпунова и Гусятникова. Как бы там ни было, в середине столетия в России появился фарфор. Расцвет промысла можно связать с фамилиями Дунашовых, Кудиновых, Кузнецовых, Мусаковых. А после революции могли навсегда исчезнуть такие понятия как «чайный сервиз Гжель» или «самовар Гжель». Секреты мастерства казались навсегда утерянными. Но с середины прошлого века, стараниями настоящих сподвижников, промысел начал возрождаться.
Материал для изготовления кухонной утвари
Технология изготовления фарфора.Из чего делают гжельскую посуду? В обширном районе Подмосковья, объединившем 27 деревень под общим названием «Гжельский куст», практический каждый второй может причислить себя к потомкам династий знаменитых мастеров. И каждый знает, в чем же секрет знаменитых кувшинов, кружек, тарелочек, сувенирных изделий.
В состав фарфора (как, впрочем) и в состав фаянса входят каолин, полевой шпат кварц и та самая местная глина. Но пропорции ингредиентов разные. Истинный гжельский фарфор звонкий и легкий, абсолютно непроницаемый. И если такую чашку гжели поднести к свету, она будет просвечивать. А вот если блюдце или, например, пивная кружка в ваших руках имеет вес – это фаянс. Отличить его от фарфора можно еще и простукиванием: у фаянса звук глухой.
Истинный гжельский фарфор звонкий и легкий, абсолютно непроницаемый. И если такую чашку гжели поднести к свету, она будет просвечивать.
Но если найти экспертов, которые сегодня беспристрастно могут ответить на вопрос уникальности гжельской глины, они будут менее эмоциональны. И скажут, что, несмотря на однозначный вклад гжельского промысла в русское народное искусство, никакой такой эксклюзивности в местной глине нет. Просто географически Гжель была самым близким к Москве местом, где залегал целый пирог цветных глин, да еще и в большом количестве. И если уж быть совсем справедливым, то того самого каолина, без которого немыслимо производство фарфора, в Гжели было очень мало. С конца 19-го века и по день сегодняшний белую глину гжельские мастера получают из Украины.
Но отмечают эксперты, что когда знаменитое производство называют уникальным, все же есть в этом смысл. Все крупные керамические центры строили свои заводы сугубо на глиняных карьерах. А Гжель – в лесу. И доступность стройматериала, топлива для печей, и, конечно, многолетние традиции, передающиеся из поколения в поколения, для выживания промысла оказались важнее, чем само сырье.
Все этапы создания Гжели на современном производстве представлены в данном видео.
По некоторому шаблону мы привыкли говорить о знаменитых гжельских глинах, но уже больше века (как минимум), это заявление неактуально. Другое дело – роспись. Многие уже и забыли, что отдельные мотивы сине-голубой росписи были не более чем модным поветрием. Рисование гжельских элементов и сегодня увлекает художников разного уровня.
«Азбука мазков» — методика художественной росписи
Синие птицы на тарелках, голубые цветы на чайных парах… Что ни картинка, то загляденье. Главным секретом гжельской росписи можно считать мазок. И истинный мастер тонко чувствует малейшие цветовые переходы и способен (вот, что поистине уникально) отличать не менее двух десятков оттенков синего. Мазок же можно считать родовой приметой Гжели.
Благодарить за появления «Азбуки мазков» можно считать Александра Салтыкова. Он вместе с живописцами Гжели разработал методику художественной росписи.
Она подразумевает несколько приемов:
- Главный прием. Он заключается в правильном соотношении синего и белого («прозрачная синева неба и заснеженные подмосковные поля»). Кобальт – особая краска росписи по керамики, в процессе росписи она черная, а после обжига становится синей. Краска одна, а оттенков – множество!
- Правило № 2. Каждый последующий мазок не повторяет предыдущий. Мастер набирает густо краску на кисть, а потом с разным нажимом раскладывает кисточкой цветок. Первые мазки будут самые сочные, а по степени убывания они начнут светлеть. Так нужно рисовать многолепестковые цветки.
- Мазок с тенями. Художник набирает краску на одну сторону кисточки и наносит ее легким круговым разворотом, поворачивает, то бишь, вокруг черенка. И там, где утолщенная часть кисти, краски будет больше, и мазок будет темнее. А к середине кисти краски будет поменьше, вот мазок и высветлится. Тонкий кончик и вовсе оставит самый светлый след.
Дополнят «Азбуку мазков» и другие элементы. Так, кончиком кисти можно навести стебель, сделать тонкие усики-завитки, нарисовать штриховку или прожилки на листочках. Может мастер рисовать по синему цвету тонкими золотыми штрихами или линиями.
Роспись ведется в трех направлениях – растительный узор, орнамент или сюжеты. И сложно сказать, какая из тематик более популярна. Авторскую гжель отличает частое использование розы или «агашки», узнаваемого узора. В орнаментальной росписи легко узнать жемчужины и капельки, усики и гребенки. А сюжеты – это сценки из деревенской или городской жизни, пейзажи, сказочные изображения и даже сюжеты из русской классической литературы.
Вместо заключения
Чайник гжельЕсли вы сегодня решили приобрести для себя сахарницу из Гжели с узорной крышкой или вазу, нужно обращать внимание на некоторые расписные детали. Настоящие мастера не ленятся уходить в детали, а если это подделка, то ограничится ее изготовитель скудным количеством мазков. Кустарщина выдаст себя небрежностью в рисунке, непрорисовкой деталей.
Но нужно понимать, что и высокохудожественные изделия, и продукция «на потребу дня» (вроде кошечек и копилок) – это все гжель. Посуда попроще, которую активно использовали, до нашего поколения уже не дошла, разбилась. А вот действительно искусные вещи хранили, берегли, и уже по ним мы сегодня судим о высоком качестве продукции. Мастеров, работающих филигранно, было не так много. Большинство же местного населения обслуживало рынок, и в этом суровая правда истории.
Но историческая правда еще в большом интересе сегодня к народным промыслам. Многие семьи и сейчас будут рады, если их кухни украсит бело-синий кувшин или чайник. Гжель вдохновляет производителей на раскраски, наборы для творчества, курсы по народной росписи. А значит, она живет и здравствует!
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Настоящая Гжель и признаки подделки
и признаки подделки
На что обратить внимание при покупке Гжели?
Истинные ценители знают, как непросто отличить настоящий гжельский фарфор от подделки. Опытные эксперты могут определить подлинность на ощупь, по рисунку и форме. Но даже они иногда ошибаются. И если Вам не хочется попасть впросак, полезно будет знать некоторые тонкости.
Фаянс узнается «в лицо»
Нередко за гжельский фарфор выдают изделия из фаянса. Это более дешевый и легкий материал. Постучите легонько изделие – глухой звук выдает фаянсовую подделку. Посуда из фаянса имеет более грубые стенки, тогда как фарфор – тонкостенный.
Желтизна и наличие трещинок и полностью залитое глазурью донышко (без опорного ободка как у фарфора) – тоже признаки того, что перед Вами именно фаянс. Настоящий гжельский фарфор высокого качества просвечивается на свету, в отличие от фаянса.
Гжельская роспись – только ручная
Настоящую Гжель можно определить по качеству рисунка на изделии. Черная кобальтовая краска наносится художниками вручную, и только после обжига рисунок расцветает всеми теми оттенками синевы, которые мы привыкли видеть на гжельском фарфоре. Если же узор фиолетовый – это не кобальт, а значит – и не гжель.
Гжельская роспись аккуратная, каждый мазок неповторим. Если она неопрятная, не прорисована в деталях, явно сделана на скорую руку – это ширпотреб. Никаких аппликаций быть не должно! Присмотритесь к узору: если мелкие элементы идентичны, это штамповка – для подлинной гжели такое недопустимо. Также на настоящем гжельском фарфоре не бывает пузырьков.
Форма изделий из гжельского фарфора выверена временем и максимально практична. Если, например, носик течет или горлышко уж очень узкое – это может быть признаком кустарной работы.
Маркировка изделий из Гжели
Настоящая Гжель – это заводские изделия или мастерских, работающих от заводов, а также авторская гжель. Переверните изделие. На донышке обязательно должна быть маркировка, у каждого изготовителя она своя и соблюдается очень строго. Такая надпись (рисунок, буквы) наносится под глазурью между обжигами и подтверждает подлинность изделия из Гжели. Так же могут встречаться инициалы автора – керамиста или художника по росписи.
Гжель – это не просто бренд или товарный знак. Это богатейшая художественная традиция, национальное культурное достояние России. Поэтому настоящие изделия из гжельского фарфора всегда будут предметом гордости. Их Вы найдете в нашем интернет-магазине, который напрямую работает только с авторитетными производителями Гжели.
© Мир Гжели. Перепечатка материала возможна ТОЛЬКО со ссылкой на автора!
Почему Гжель популярна? | Журнал Ярмарки Мастеров
Синие «счастья птицы», голубые на белом цветы. Так большинство из нас видит роспись из Гжели.
Гжель – город, который находится в Московской области (в Раменском районе). Глину тут добывают с XIV века, и делают из неё самые различные изделия.
Всё началось с огромнейших запасов белой глины тончайших пород, которая высоко ценилась для изготовления посуды, в том числе и аптечной.
Очень скоро будет двести лет фарфоровому заводу Гжели. Он в 1818 году был основан и крупным не был. Просто появилась небольшая фабричка по выпуску фарфоровой посуды и скульптур из того же материала. Никто даже не представлял, какими популярными её товары и узоры станут через много-много лет!
Гжельский фарфор настолько дорого стоил, что доступен был лишь наиболее зажиточным дворянам и богатым купцам. До нашего времени даже сохранилась одна байка про немого мастера, якобы нанятого, чтобы конкуренты не смогли вызнать тайны производства. По легенде, хитрецы напоили специалиста, и он, тщеславный, всё им показал – раз не был в силах рассказать! Но проверить данную историю, разумеется, уже возможности нет. Да и звучит она настолько занятно, что, скорее всего – является вымышленной.
Возможно, с первого взгляда роспись гжели покажется кому-то уж шибко примитивной. Синие цветочки на беленьком фоне. И что люди находят в этакой простоте?! Но следует присмотреться немного внимательней, чтобы стало ясно, что простота и примитивность далеко не одно и то же. Да, для гжели типичны растительные узоры на белом фоне, они вырисовываются ярко-синей краской (кобальтовой). Реже мастера рисуют ярких птиц всё в тех же синих тонах. Изредка могут появиться какие-то несложные сюжеты, например, идущая с вёдрами на коромысле женщина, или танцующие под гармошку люди. Однако в подобных «простецких» картинках всегда много разнообразнейших подробностей.
Знали ли вы, что гжельские цветы повторяют образы реальных растений? У них бывают чётко прорисованы и жилки на листьях, и усики, которыми вьюнок цепляется за столбик, и подробности строения лепестков. Только в отличие от определителей и других важных серьёзных ботанических книг, здесь реальные образы обработаны художественно. И чем «круче», в смысле – опытней и ловчее, мастер, тем больше мелочей будет в его работах. Именно поэтому гжельская роспись выглядит настолько живой, и поэтому смотреть на неё так приятно. Да и оттенки такие выбраны не зря. Неутомительный для глаза синий цвет в сочетании с белым фоном чудесно подходит для длительного созерцания.
Однако гжельские рисунки, при изобилии подробностей, всегда будут стилизованными. Это свойство, уникальная манера именно этого народного промысла. Конечно, можно и настоящую картину на керамике нарисовать, что-нибудь, скажем, в духе Шишкина. Даже и фотографию напечатать – современные технологии всё позволяют делать. Однако это будет уже далеко не гжель, а совершенно другая техника исполнения.
Сейчас узоры в «гжельском» стиле существуют и отдельно от посуды. Ими украшают всё – чехлы для мобильников и сами сотовые телефоны, мебель и автомобили, даже дома!
С помощью узора гжели украшают мышки для компьютера, ковры, стеклянную посуду, предметы мебели.
И мы в интернте-магазине ГОБЕЛЕНОВЫЙ РАЙ не остаем от ваших предпочтений и предлагаем вам большой выбор гобеленовой ткани в расцветках ГЖЕЛЬ (выставлена во втором магазине www.livemaster.ru/shaliii ) и показываем, какие изделия уже отшили из ткани гжель наши покупательницы.
Качество русского фарфора. Полезная красота гжели
Качество русского фарфора.
Полезная красота гжели
Гжельский фарфор знаменит своим высоким качеством. Благодаря отточенным веками технологиям, сохранившимся до нашего времени, гжель имеет ценные потребительские свойства. Это отличная посуда, которая послужит украшением Вашей кухни и поможет приготовить вкусную и здоровую пищу.
Практичность гжельского фарфора
Русские мастера совершенствовали состав керамической массы на протяжении 2-х веков. Как и сегодня, в старину тарелки, чашки, чайники из гжели не были предметом роскоши. Это была массовая столовая посуда для среднего класса, ее держали в домах и трактирах. В наши дни гжельский фарфор также используется в кулинарии и сервировке стола.
При изготовлении гжельского фарфора применяется двойной обжиг, делающий продукцию особо прочной и жаростойкой. Различные добавки улучшают качество керамической массы. Изделия покрывают глазурью, которая защищает рисунок, делает изделие гладким и водонепроницаемым.
Жаропрочная посуда из гжели
Создавать множество вкусных и полезных кулинарных шедевров позволяет жаропрочная посуда из гжельского фарфора: противни, формы и горшки для запекания. В них можно запекать мясо, рыбу, овощи и даже готовить выпечку.
Такую посуду Вы можете ставить как в духовку и микроволновую печь, так и на электроплиту и даже на открытый огонь (нюансы уточняйте при покупке). Ценно то, что ту же самую жаростойкую посуду из гжельского фарфора можно использовать и для подачи блюд на стол. Эти изделия при всей своей функциональности весьма эстетичны и послужат украшением праздничного стола и Вашего интерьера.
И другие полезные свойства гжели
Уникальные свойства гжельского фарфора позволяют делать из него отличные сосуды для заварки чая. Фарфор имеет свойство долго удерживать тепло – больше 15 минут. Поэтому чайники из гжели отлично подходят для заварки обычного и травяного чая. Также гжель способна подчеркивать тонкий вкус и аромат напитка, усиливать его полезные и лечебные свойства.
Фарфор – довольно легкий, но при этом прочный и долговечный материал. Посуда из гжельского фарфора прослужит Вам долго, а при бережном хранении перейдет в наследство детям и внукам.
Настоящий гжельский фарфор – это экологически чистая посуда, безопасная для здоровья, отвечающая стандартам по приготовлению пищи.
Интернет — магазин «Мир Гжели» предлагает Вам только подлинную, сертифицированную Гжель высокого качества и ручной работы. Купив гжельский фарфор у нас, Вы сможете оценить все полезные свойства настоящей гжели.
© Мир Гжели. Перепечатка материала возможна ТОЛЬКО со ссылкой на автора!