Готический стиль в архитектуре фото и особенности
С западноевропейским средневековьем связывают два основных архитектурных стиля: романский и готический. Причем романский возник и получил распространение примерно на столетие раньше. Несмотря на то, что строения в романском стиле продолжали возводить еще долго после возникновения готики, можно, однако, сказать, что в целом этот стиль присущ раннему этапу развития феодального общества, когда основной формой существования людей было сельское поселение с замком — крепостью, который господствовал над ним, а роль города в общественной жизни была очень незначительной. Путешественники передвигались по дорогам Европы от замка к замку и чувствовали себя в безопасности только за крепкими каменными стенами. Такой образ жизни, безусловно, имел свое влияние на эстетические взгляды людей средневековья. Поэтому даже церкви они хотели видеть похожими на неприступные крепости, с глухими массивными стенами и узкими окнами, напоминавшими бойницы.
Второй этап развития феодализма, начавшийся примерно в конце XI — начале XII в., Связывают с новым рождением и интенсивным развитием европейского города как центра торговли и ремесел. Это развитие, естественно, сопровождался многими интересными культурными явлениями. Одним из этих явлений было формирование нового архитектурного стиля, совершенно непохожего, по крайней мере внешне, на предыдущий. Через несколько веков после его возникновения этот стиль был назван готическим.
Возникновение готической архитектуры во Франции
Нередко можно встретиться с утверждением, что первая постройка, которую можно назвать готической, была возведена неподалеку от Парижа в аббатстве Сен-Дени, которое начиная с X в. и до Великой Французской революции служило местом захоронения французских королей. На рубеже XI и XII вв. его настоятель аббат Сугерий, решил перестроить аббатство. Под руководством Сугерия было возведено здание, которое разительно отличалась от архитектурных сооружений романского стиля. Вместо закругленных арок появились заостренные, стрельчатые. Характерные для романского стиля четыре башни, расположенные попарно, были заменены на две, очень большие, ограничивавшие с двух сторон плоскость переднего фасада. В целом здание кажется вытянутым вверх, стремительным и хрупким по сравнению с приземистыми романскими сооружениями. Благодаря этому зданию Сен-Дени прослыл родиной готики. Правда, эту славу можно попытаться опровергнуть, так как некоторые элементы нового стиля появляются одновременно во многих местах. Но, безусловно, строительство аббатства Сен-Дени способствовало распространению готики, потому что оно было образцом для подражания.
Архитектурные вкусы аббата Сугерия пришлись по душе современникам. Вскоре им начинают подражать при возведении городских соборов. В средневековой Западной Европе собор — это главное сооружение города, к нему сходятся все улицы.
Соборы готического стиля
У собора происходят важнейшие события. Красота и размеры собора свидетельствуют о значительности города, о богатстве его жителей. Размеры пытались рассчитать так, чтобы в случае необходимости здание могло вместить все взрослое население города. Иногда их делали даже больше, чем было нужно. Известны случаи, когда сравнительно небольшие городки, которые уже имели соборы, которые по размерам вполне удовлетворяли реальные потребности населения, строили себе новые, значительно больше, для того, чтобы их больше уважали соседи. Но большой собор был большой роскошью не только потому, что на него уходило много материала и на его строительстве работало много людей, а еще и потому, что занимал много места.
Собор Парижской Богоматери. Западный фасадЗнаменитый собор Нотр-Дам в Париже
В тесном средневековом городе, обнесенном стеной, это было очень существенным обстоятельством. Готическая архитектура, в отличие от романской, давала возможность вытянуть постройку на неслыханную доселе высоту. Итак, собор можно сделать грандиозным по размеру, и при этом он будет занимать сравнительно небольшую площадь. Основные черты строения аббатства Сен — Дени повторил возведенный в XII в. знаменитый собор Нотр-Дам в Париже, или собор Парижской Богоматери. Очень похожи стрельчатые арки, две высокие отвесные башни по бокам фасада, вместо центрального купола — тонкий шпиль. Но обоим этим памятникам еще далеко до настоящей развитой готики. Они лишь переходное звено между романской и готической архитектурой.
Вскоре строительные мастера создадут высокие, крутые и легкие сооружения, которые просто рвутся в небо. Выше было сказано, что площадь, которую занимали готические соборы, была относительно небольшой. Но это только по сравнению с грандиозной высотой их стройных башен. В абсолютных величинах площадь храмов, предназначенных вместить все городское население, отнюдь не была маленькой. Напротив, готические конструкции сводов позволяли существенно увеличить пролеты. Например, собор в Амьене занимает участок 7700 кв. м. Но его свод возвышается на такую высоту, что он кажется узким.
Еще выше поднимаются башни главного фасада.
С развитием готики стрельчатые окна становятся все больше, промежутки между ними все уже. Наконец боковые стены почти полностью исчезают. Остается фактически один каркас, состоящий из тонких опор. Пространство между ними занимают огромные окна, которые завершаются стремительными заостренными арками.
Лопатовидные романские контрфорсы заменяют так называемые аркбутаны — хрупкие полуарки, которые одной стороной опираются на тонкую колонну, а второй поддерживают каркас. Аркбутаны, окружающие здание, производят впечатление капризного каменного кружева, и они же позволяли возводить башни невиданной высоты.
Поскольку готические храмы почти не имеют стен, а имеют только каркас, внутри них нет ни стенных мозаик, ни фресок. их заменяют витражи — картины, составленные из разноцветного стекла. Витражи занимают огромные оконные проемы храма. Солнце просвечивает сквозь стекло и окрашивает интерьер в фантастические цвета. Палитра витражных мастеров была очень богатой, любимыми были различные оттенки красного и ярко-синий. Поэтому общая гамма обычно выходила красно — фиолетовая.
Массивную стену в готическом соборе сохранил лишь главный фасад. Здесь, как правило, содержится единственное витражное окно. В готических постройках Франции это окно круглой формы и имеет поэтическое название роза. В Германии окно на переднем фасаде собора чаще бывает стрельчатым. Другая особенность немецкой готики — не две, как во Франции, а одна или три башни на фасаде.
Фасады и порталы храмов обычно украшали скульптурные изображения святых и королей или изображения аллегорического содержания. Например, портал собора в Страсбурге украшают великолепные скульптуры, изображающие двух женщин. Одна из них — молодая, гордая и одновременно веселая — символизирует христианскую церковь. Вторая, стоит склонившись с завязанными глазами и держит в руках сломанное копье, — еврейскую синагогу. Аналогичные фигуры можно видеть и в других соборах. Каждая из них неповторима и по — своему раскрывает традиционные образы. Большое значение имеет и более мелкая скульптура. Водостоки и другие технические детали часто имеют вид фантастических животных. В конце средневековья появился пластический орнамент, который своими изгибами напоминает пламя. Этим орнаментом здание покрывали снизу доверху. Такой стиль получил выразительное название «пламенная готика».
Готические соборы часто возводились очень долго, в течение жизни не одного поколения. Случалось, что строительство прерывалось надолго в результате войн или недостатка денег. Но архитекторы, сменяя друг друга, старательно придерживались стилистического единства с предшественниками. Так, собор в Реймсе, в котором по традиции проходила торжественная коронация французского короля, строили 100 лет, соборы в Кельне и Милане еще дольше.
Роза королевского портала Шартрского собораЕлизабетенкирхе. Марбург. XII в.Готический стиль в архитектуре Германии, Италии и Испании
Как уже отмечалось, « наиболее готической » страной является Франция. Второе место занимает Германия. В Италии встречается этот стиль, но никогда он не был здесь по-настоящему популярным. Правда, именно в Италии мы можем видеть один из самых замечательных образцов готической архитектуры — грандиозный Миланский собор.
Миланский соборВ Испании, которая долго была под властью мусульман — арабов и стала родиной совершенно особого архитектурного стиля, готические сооружения начали возводить лишь в конце средневековья. Но и здесь встречаются образцы этого стиля. Наиболее известный пример — собор в Барселоне, городе, который находился под властью мусульман совсем недолго.
Собор в Бapceлоне. Западный фасадВ Англии этот стиль тоже приобрел большую популярность. Его образцом является самое культовое сооружение страны — Вестминстерское аббатство в Лондоне. В более близкие к нам времена английские архитекторы охотно обращались к готической наследия.
Архистория окна в стилях. Готика
Ещё архитектура Средневековья, в т.ч. ЕвропаОкно в Средневековую Европу: готический стиль в архитектуреИстория окна
В готическом архитектурном стиле прекрасно многое — изящные галереи, тонкие шпили, причудливые узоры. Отдельного внимания заслуживают и окна, о которых мы сегодня поговорим.
Другие стили: Возрождение | Русские барокко и рококо | Русский классицизм | Европейские барокко и классицизм | Россия XIX века | РИ-СССР перв. пол. XX века | Советский модернизм
___
Но прежде немного теории. Готическая архитектура берет свое начало во Франции: именно там в 1144 году построили первое здание, относящееся к этому стилю — монастырскую церковь аббатства Сен-Дени. Церковь представлена на иллюстрации ниже.
Готический стиль возник в позднем Средневековье, в XI-XII веках. Мрачные и тяжеловесные романские замки и соборы остались в прошлом. Зодчие поднакопили опыта: обнаружилось, что для того, чтобы удерживать кровлю, не обязательно строить толстые стены, а можно перераспределять нагрузку на множествоенные точки опоры. Эта же тенденция коснулась и окон: если отпала необходимость в монолитных стенах, то окна можно сделать больше, а проемы между ними — уже и разделить их узкими кружевными перегородками. Окна становились одним из основных декоративных элементов, во многом определявших эстетику здания.
Еще одно нововведение, характерное для готики — стрельчатые проемы, в том числе оконные. Они заменили собой полукруглые романские и смотрелись очень эффектно: здание словно бы возносилось к небесам. Храмы стали строить высокими: попадая внутрь, верующий должен был ощутить благоговейный трепет. Это впечатление усиливали и кружевные своды, и цветные витражи, которыми впоследствии стали стеклить окна.
2.
Из Франции готическая архитектура распространилась по всей Европе: свои соборы в этом стиле, но с региональными особенностями стали строить в Германии и Англии, в Чехии и Австрии. Итальянские и испанские архитекторы не сразу расстались с романским стилем: например, миланский собор Дуомо сохранил относительную приземистость и монументальность, характерную скорее для романской архитектуры.
3.
На иллюстрации мы можем видеть, как изменялось стрельчатое готическое окно с течением времени: от двух стоящих рядом окон к бифориям (так назвали два окна, соединенных тонкой перегородкой), от трех окон — трифориев к сложным многоуровневым конструкциям с богатым декором.
4.
Для XII века характерны не только стрельчатые окна, но и знаменитые окна-розы. Так называли большое круглое окно, разделенное фигурным переплетом на части в виде распустившегося цветка. Чаше всего их помещали на фасаде главного входа в здание. Располагались такие окна достаточно высоко над дверьми и освещали собор или церковь. Свет, льющийся сквозь разноцветные витражи, символизировал свет Евангелия.
Окна-розы зародились еще в романском стиле, однако подлинную красоту и сложность декора обрели именно в готике. Самые красивые оконные розы встречаются во французских соборах, например в Шартрском, Амьенском, Руанском, Орлеанском, и, конечно же, на фасаде собора Нотр-Дам де Пари.
5.
Впоследствии одиночное окно-роза уступает место нескольким круглым окнам небольшого размера, как, например, в соборе в Линкольне, Англия, построенном в 1280 году.
6.
Также фасады и оконные проемы оформлялись особым элементом, который называется вимперг. Он представляет особой треугольник с острыми углами, украшенный характерной лепниной. Например, такой декоративный элемент можно видеть над западным фасадом Собора Парижской Богоматери.
7.
Завершая наш разговор о готической архитектуре (и, конечно же, окнах), нельзя не упомянуть шедевр средневекового зодчества, Собор Святого Витта в Праге. Для него характеры все особенности готического стиля, в том числе, и оконные конструкции.
8.
9.
Теперь, отправлясь в путешествие по Европе, вы сможете поразить воображение ваших спутников, прочитав им небольшую познавательную лекцию о готической архитектуре 🙂 Оставайтесь с нами — мы продолжим рассказывать историю окон!
Готический стиль в архитектуре (12 фото) – Васи.нет > Васины посты
В Х ІІ веке от реальной опасности европейца защищают крепкие городские стены, от опасности Страшного Суда – священник.
Искусство и молитва вместе ищут ответ на вопрос: зачем существует зло? Почему мир так жесток со своими детьми? Христианство пытается найти ответ в биографиях святых.
Их тоже жестоко пытали, но теперь, за пределами этого мира, где мы все окажемся завтра, они живут во славе.
Они получили свою награду на небесах за верную службу справедливейшему из сеньоров – Господу. Собор – его дворец. Он должен быть достойным своего хозяина.
Место рождения нового стиля – Париж. Здесь в 1136-1140 годах под руководством аббата Сугерия (Сюжера) были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени
Но строительство готического храма – задача для поколений. Собор Парижской Богоматери ( Notre Dame de Paris), заложенный в 1163 году, строился более двухсот лет. Римский собор (длина – 150 метров, высота башен – 80 метров) строился с 1211 года до начала XIV века, Миланский собор – до XIX.
Совершенство форм храма Божьего на земле должно было символизировать небесную гармонию. Работая на эту идею, готика изобрела конструкцию, преодолевшую весомую грубость камня. Камень как материал был доведен до предела нематериальности. Тяжелый и твердый, он превращался в изысканное кружево резьбы.
Художественный секрет готической архитектуры – в том, что ее зрительная конструкция не совпадает с реальностью. О. Шпенглер констатировал, что «готический стиль растворяет материальность в пространстве». Огромный тяжелейший свод кажется облачно-воздушным, а ряды поддерживающих его пучков колонн, устремляясь вверх с грацией тростниковых стеблей, не дают возможности сориентироваться, понять логику конструкции, осознать масштабы. Кажется, что почва уходит из-под ног, а сам ты вместе с нефом-караблем плывешь-возносишься в бесконечные миры…
Ключевой момент готической архитектуры – свет, вечно льющийся Божественный свет – символ просветления и мудрости. Поэтому готика – звездный час витражей.
Готика – первый общеевропейский стиль. По яркости, экспрессивности и парадоксальности ее можно сопоставить разве что с барокко. В ХХ веке готика становиться интернациональным эпитетом. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх изо всех сил воспринимается нами как «готическое»: древнерусские шатровые храмы, экспрессионизм новгородских икон, даже американские небоскребы.
Готический стиль | Архитектурные стили
Готический стиль зародился в середине двенадцатого века во Франции, поэтому современники называли его французским. Название «готика» данный стиль получил лишь три столетия спустя. Так его окрестили итальянские зодчие, которым он представлялся грубым по сравнению с римской архитектурой. Слово «готика» в переводе с итальянского языка означает «жестокий, грубый».
Данный стиль пришел на смену романскому стилю, и главным его отличием от последнего являются экзальтация и повышенный интерес к чувствам. В истории искусств выделяют готику раннюю (цветущую) (1140-1230 гг.), зрелую, высокую (лучистую) (1230-1350 гг.) и позднюю (пламенеющую) (вторая половина четырнадцатого века-первая половина 16 в.). Первым готическим архитектурным сооружением считается храм монастыря Сен-Дени, созданный в 1135-1144 годах по проекту аббата Сугерия.
Общей особенностью готических сооружений является устремленность всего строения вверх. На смену романскому своду с тяжелыми перекрытиями приходит более легкий готический каркасный свод, который опирается на нервюры, распределяющие нагрузку на столбы и колонны. Появившийся новый готический фигурный опорный столб или «пучок» из шести и более колонн не только способствовал уменьшению нагрузки на стены и облегчению перекрытия, но и позволял увеличить внутренний объем строения. Увеличившиеся в размере окна, украшенные прекрасными витражами, сделали сооружения более светлыми и воздушными. Здания, построенные в готическом стиле, символизировали порыв к небу, этой же цели служило все их богатейшее убранство − рельефы, витражи, статуи. Дивными каменными растениями завершаются шпили, вимперги, контрфорсы, их ребра покрывают невиданные листья-краббы. В разнообразной тематике витражей преобладают синие, красные и желтые тона. Застылость романских статуй сменилась подвижностью готических скульптур, их обращением друг к другу и к зрителю. Скульптуры в готических храмах называют проповедью в камне.
Зародившись во Франции, готический стиль в тринадцатом веке распространился в Германии, Чехии, Англии, Испании, а позже с большим трудом и сильной трансформацией и в Италии. К готической архитектуре Франции относятся Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, галерея монастыря Мон-Сен-Мишель. В Англии в данном стиле построены соборы в Кентербери, Солсбери, Эксетере, Линкольне, Глостере и в Вестминстерском аббатстве. К шедеврам готической архитектуры Германии относятся Кельнский собор и Мюнстерский собор в Ульме. Памятниками готики в Чехии являются собор св. Вита и Карлов мост в Праге, зальные храмы Южной Чехии, зальный храм св. Барбары в Кут-на-Горе.
При всем многообразии сооружений в данном стиле их объединяет вертикальность всех конструктивных элементов, огромные окна, многоцветные витражи и световые эффекты.
В начале шестнадцатого века готическая архитектура уступила место архитектуре периода Возрождения.