Фото архитектура японии – 2.129 Немного истории. Архитектура Средневековой Японии, Ваша картинная галерея

Архитектура Японии

Данная статья посвящена особенностям традиционной архитектуры страны восходящего солнца. Материал может быть полезен при создании презентации или реферата на тему «Японская архитектура».

Архитектура древней Японии

Необычность японской архитектуры характеризуется деревянными строениями с тяжеловесными крышами и достаточно лёгкими стенами. Поскольку в Японии тепло и нередко льют обильные ливни, то такое не удивительно. К тому же местные строители всегда учитывали опасность подземных толчков.

Из древне-японских строений, дошедших до нашего времени, самыми знаменитыми являются синтоистские монастыри Исэ и Идзумо. Они созданы из дерева, имеют плоские, сильно выходящие за территорию строения двускатные крыши, надёжно укрывающие от осадков. Храм Идзумо весьма велик, возвышается он на 24 м.

Древняя архитектура Японии фото Идзумо

Идзумо фото

Вхождение в страну буддизма отразилось на динамике местного стиля архитектуры.

Одно из главных технических новшеств — постройка фундамента из камня. Древнейшие синтоистские строения были закреплены на сваях, врытых в землю, тяжесть распределялась на них, что весьма ограничивало площадь и высоту постройки. Для периода Асука (7 в.) характерно увеличение числа выгнутых крыш со слегка поднятыми углами, таких, какие мы можем видеть на традиционных храмах и пагодах Японии. Для строительства монастырей разрабатывается особое планирование храмовых комплексов.

Традиционная японская архитектура

Вне зависимости какого типа храм — буддийский ли, синтоистский — он является целым ансамблем культовых построек, а не отдельным строением, в точности, как и старинные русские монастыри. В традиционный японский храм изначально входили 7 строений:

  1. Ворота ограды территории (самон),
  2. Золотой, он же главный храм (кондо),
  3. Храм для чтения проповедей (кодо),
  4. Башня с колоколами или барабанами (серо или коро),
  5. Сокровищница — аналог ризницы (сёсоин),
  6. Хранилище книг (кёдзо),
  7. Пагода со множеством ярусов.

Японцы уверены, что пейзаж и архитектура хорошо сочетаются лишь в том случае, когда оба созданы из одинакового материала. Именно потому японский монастырь, соединяясь с окружающим его ландшафтом, как бы является его рукотворным продолжением. В храмовых двориках располагаются место для размышлений и медитации, каменный сад, которые отчасти повторяют пейзаж вокруг храма, местную природу, а также общую идею вселенной в целом.

Архитектура средневековой Японии

Вторая половина 1-го тысячелетия н. э. великолепный пример архитектурных изысков этого времени — шедевр японской архитектуры храм Тодайдзи, возведенный в 743-752 гг. Этот деревянный комплекс — самый большой на свете.

Древняя архитектура Японии фото Тодайдзи

Тодайдзи фото

В Японии редко можно встретить массивные, тяжёлые строения, несмотря на то, что она является страной деревянных сооружений. Почти всегда присутствуют какие-либо лёгкие изящные элементы, стремящиеся ввысь и уравновешивающие строение. Так, в качестве такой детали, на крыше Золотого павильона установлен Феникс.

На пагодах, как правило, присутствуют продолжения центрального шеста каркаса здания — шпиль.

В зависимости от местности, где строился буддийский храм, — гора или равнина — его комплексы отличались по планировке. Если храм был размещён на равнине, то строения располагали симметрично. Для тех сооружений, что находятся в горах, симметрия зданий почти невозможна, поэтому строители всякий раз были вынуждены искать как можно более удобное расположение для каждого элемента храма.

В средневековой Японии в 13 столетии повсеместно распространяется исповедуемая сектой дзэн разновидность буддизма, а также сочетающийся с ней «кара-э», то есть китайское видение архитектуры. Храмовый комплекс дзэн традиционно состоял из 2-х пар ворот (основные и последующие), проходящих от ворот по обе стороны крытых галерей, а также два гармонично расположенных храма, считавшихся самыми главными: дом божества, где находилось изваяние Будды, а также сооружение для молитв.

Кинкакудзи (Золотой павильон) выступает одним из самых ярких проявлений культурного наследия светской архитектуры конца 14 века. Возвел его император Есимицу в 1397 г.

Фото золотой павильон Кинкакудзи

Золотой павильон Кинкакудзи фото

В 14 столетии архитектура дзэн добралась до своего максимального развития. Войны и нестабильная политика Японии создали так называемую замковую архитектуру, верх расцвета которой пришёлся на 1596-1616 гг. С этого времени при возведении замков широко использовался камень, поэтому рассчитывалось, что постройка будет существовать столетия.

Центральную часть замка занимала тэнсю — стандартная башня, сначала единственная, затем их стали строить по нескольку. Колоссальные размеры имели замковые комплексы Окаяма и Нагоя, которые, к сожалению, были разрушены в 20 столетии.

Окаяма замок фото

Воссозданный Окаяма

Чайные домики – отличительный пример традиционной архитектуры страны восходящего солнца. Считается, что чайной церемонии следует быть максимально простой, без излишеств, так как в ней отражены примирение и аскетизм. Чайные домики поражают своим многообразием — от обычной хижины до затейливо украшенной шкатулки — всего более ста типов.

Чайный домик фото

Лучшая японская архитектура видео

В видео из цикла «Красивейшие памятники мировой архитектуры» рассказано о наиболее известном храме в Киото — Кинкакудзи, или Золотом павильоне. Это здание называют так потому, что его внешние стороны обиты золотыми листами. Храм был возведен как обитель великого полководца Есимицу.

Продолжение темы — современная японская архитектура.

Жанр статьи — Культура Японии

jamato.ru

описание и фото – Rehouz

Уникальность древним сооружениям Японии придает слияние китайского зодчества и самобытной деревянной архитектуры этой страны. И только в XIX веке правительство решает приблизиться к западному обществу и перенять его главные принципы градостроительства, особенно в проектировании общественных городских зданий и промышленных предприятий.

Японский стиль в архитектуреЯпонский стиль в архитектуре

≡ Содержание:

Самыми знаменитыми культовыми сооружениями Японии являются деревянные синтоистские монастыри Исэ и Идзумо. Время, когда было основано святилище Идзумо тайся неизвестно, его относят к мифическому периоду «ками». Древность этого религиозного комплекса подтверждает известный исторический факт. Особенностью этого комплекса является наследственное жречество из родственных семей Китадзима и Сангэ. К началу VI века н.э. в Идзумо тайся смена Верховного жреца осуществлялась на протяжении семнадцати поколений. Обучение особым техникам дыхания и медитации происходит в соломенных хижинах. В Идзумо нет буддистских статуй и реликвий, которые обычны для большинства синтоистских святилищ. Храм объявлен национальным сокровищем страны. Его высота составляет 24 м.

Храм Идзумо-но ОясироХрам Идзумо-но Оясиро

Влияние китайской культуры на архитектуру Японии

Первые японские города имели в своей основе прямоугольные схемы, а архитектура построенных храмов была частично заимствована из соседних стран, Китая и Кореи. Но все же незыблемыми оставались национальные традиции возведения культовых ансамблей и отдельных сооружений, в которые входили:

  • семь построек, образующих комплекс;
  • обязательный главный или «золотой» храм и строение для чтения проповедей;
  • наличие башни с колоколами или барабанами;
  • сокровищница и книжное хранилище;
  • многоярусная пагода.

Японский стиль в архитектуре фотоГармония была главным принципом древних японских строителей и зодчих. Все старинные здания составляли единый ансамбль с окружающей природой. Храмовые комплексы, в зависимости от местности, имели различную планировку. Во двориках находились места для медитаций и каменные сады, которые тоже были частью ландшафта. Храмы строили по законам симметрии, если они возводились на равнине. А если святилища были расположены в горах, то план здания меняли, чтобы добиться наилучшего слияния храма и местности. В таком случае было практически невозможно оставить план постройки прежним, зодчие следовали вековым традициям и изменяли его.

Зарождение японского архитектурного стиля

Радикальный комплекс реформ всех сфер жизни, осуществленный в Японии, за период с 1868 по 1889 годы, изменил модель управления и способствовал ускоренному развитию страны. Это так называемое Обновление Мэйдзи, возвратившее власть императору.

Прекращение самоизоляции страны, активное ведение международной торговли, способствовали возведению в портовых городах западных кварталов, дома в которых соответствовали европейскому образу жизни. Началось строительство зданий из камня и кирпича, на улицах крупных городов установили газовые фонари, появились рикши.

Офисы, мануфактуры и заводы создавались в западном стиле. В Японии работали талантливые инженеры, приглашенные из стран Европы и США. Токийский технологический колледж в 1879 году выпустил первых специалистов и стал основной базой подготовки японских архитекторов, которые с конца XIX века возглавили строительную отрасль. В западном стиле построено здание Банка Японии и Токийский вокзал, главный транспортный узел страны, находящийся в бизнес-квартале Маруноути. Автор проектов — архитектор Тацуно Кинго. Не менее известен и Императорский дворец Акасака, архитектора Катаяма Токума.

Современная японская архитектура

Страшное землетрясение 1923 года в Токио разрушило большинство каменных и кирпичных строений, построенных по обычным технологиям, без учета повышенной сейсмоактивности района. В последующие годы в стране были разработаны новые методы ведения строительства, значительно повышающие надежность зданий, появились многоэтажные дома из железобетона.

Японская архитектура не разделяет внешнее пространство, которое окружает строение и внутреннее. Для японской философии они едины, так как взаимосвязаны. Между этими понятиями отсутствует четкая граница. Для более полного понимания этой концепции можно привести пример с верандой традиционного дома, которая называется энгава.
Японский стиль в частной архитектуре: энгаваЭнгава — это пространство, расположенное между жилыми помещениями и улицей. Отделка и декор энгавы тоже соответствующий. Это уже не улица, но еще и не комната. Напольные покрытия есть, но их обработка более грубая, чем в помещении. Декор тоже может присутствовать. Резные элементы и детали колонн, оформление входной двери, все это лишь подчеркивает промежуточную функцию японской веранды. Материалом для веранды обычно служит современный дерево композитный материал.

Характерные черты фасадов японских домов

Японские домаВ настоящее время стало модным строить дома в японском стиле. Популярность этих проектов основана на их рационализме и практичности. Небольшое количество декора и дополнительных деталей во внешнем оформлении лишь подчеркивает выбор качественных материалов, характерных для фасадов японских домов:

  • для создания оригинальной поверхности используют фиброцементные плиты, изготовленные в Японии, при помощи которых можно создать имитацию природных материалов;
  • применение керамического сайдинга из обожженной глины препятствует любому воздействию влаги и ее проникновению в помещение;
  • установка панелей «в замок» позволяет их быстро и легко монтировать;
  • в некоторых случаях фиброцементные панели оборудованы скрытым кляммером.

Фиброцемент представляет собой смесь кварца и цемента с добавлением целлюлозы. Он прочный и легкий. Срок эксплуатации панелей около 30 лет. Панели, покрытые фотокерамикой, сохраняют свою яркость на протяжении десятилетий.

Более современными для отделки считаются металлические плиты, которые изготавливаются на основе композитных технологий. Такой сайдинг отличается большим разнообразием текстур и устойчивостью к воздействию влаги и ультрафиолетовых лучей. Резкий перепад температур не оказывает на такие панели заметного воздействия.

Рекомендации по оформлению фасадов

Для создания фасада дома в японском стиле лучше всего оборудовать террасу с настилом из досок. Но под навесом будет находиться лишь ее часть. Террасу можно украсить, используя для этого контейнерное озеленение. Подойдут карликовые сосны или бамбук. В принципе, любой европейский дом можно оформить в японском стиле, достаточно при строительстве добавить соответствующие элементы декора. Нужно подобрать отделочные материалы, цветовая гамма которых характерна для восточного стиля. Например, сочетание светлых молочных и бежевых оттенков с темно-коричневыми или даже черными. Можно соорудить сад камней или установить раздвижные двери.

Дома в японском стиле — фото

Японский стиль в архитектуре — видео:


В Токио и других крупных городах Японии построено много интересных по форме и по своему назначению зданий. Бизнес-центры и развлекательные сооружения, Музей науки в Нагое, многочисленные виллы и дома возводятся на основе последних разработок инженеров и ученых. Япония, давно опередившая многие страны по уровню жизни населения, является также лидером и по внедрению новых строительных технологий в жизнь обычных граждан.

rehouz.info

Удивительная архитектура современной Японии (51 фото) — Adfave

Причин мечтать о Японии немало, это по-настоящему другая планета. Мы подкинем вам еще один повод стремиться в эту фантастическую страну: японские безумные градостроительные шедевры, без рамок и правил! Однако, они всегда идеально вписаны в ландшафт, и в полной гармонии с природой. Полет фантазии, микс древних традиций и хай-тека помогает японским архитекторам создавать, например, полностью прозрачные дома (как у Замятина в «Мы»). Смотрите сами!

1. Детский садик, с игровой площадкой, построенный вокруг дерева

2. Начальная школа с бассейном из дождевой воды

3. Маленький дом в Токио

4. Домик в лесу для двух японских пенсионерок

5. Здание галереи Ebisu в Шибуйя, Токио

6. Банк в Кавагути

7. Жилой дом «Накагин Капсула» в Токио

8. Жилой дом с горками

9. Дом-сад

10. Свадебная часовня в виде сплетенных лент в Хиросиме

Архитекторы Hiroshi Nakamura & NAP реализовали интересный проект Ribbon Chapel. Эта свадебная часовня построена в саду отеля Bella Vista Sakaigahama в префектуре Хиросима, Япония. Символизируя акт бракосочетания, скульптурная композиция представлена двумя спиралевидными лестницами, сливающимися воедино на самой вершине, откуда открывается красивая панорама. В основании часовни спроектирован зал для церемоний, рассчитанный на 80 гостей. В ней нет деления на стены, пол и потолок, ведь лестницы служат одновременно всеми элементами здания, формируя внутреннее пространство.

11. Комплекс Акрос в Фукуоке

12. Жилой квартал Намба Паркс в Осаке

13. Апартаменты в Токио

14. Банк в Итабаси-Ку

15. Домики в Насу

16. Здание Диар Гиндза в Токио (Амано Дизайн)

17. Полностью прозрачный дом архитектора Карасавы

Японский архитектор Юсуке Карасава построил свой знаменитый «S-House» в Сайтаме, северном пригороде Токио. Заказчиком проекта выступил университетский профессор, философ и социолог, занимающийся исследованиями взаимодействия человечества и окружающей среды. Он хотел получить здание, которое было бы выражало его философские взгляды. Но как он там живет?

На самом деле, все что надо спрятать, надежно укрыто от чужих глаз. Санузел расположен на глухом полуподвальном уровне, а все остальные комнаты просматриваются с улицы. Но всегда можно закрыть стены полупрозрачными гардинами, а вид на улицу при этом сохранится. Коммуникации спрятаны внутри каркаса, из-за чего внутреннее пространство выглядит цельным и нейтральным. На крыше здания Карасава в духе Ле Корбюзье расположил террасу. Единственное несовершенство «S-House» — лёгкие и почти незаметные белые колонны по углам постройки, которые должны помочь зданию пережить возможные землетрясения.

18. Здание Омотесандо Бранчес, Токио

19. Домик-призрак в Токио

20. Маленький дом в Токио

21. Музей Miyahata Jomon в Префектуре Фукусима

22. Лофт Reversible Destiny в Токио

23. Магазин в Токио

24. Лесная часовная

25. Арка Цуцумимон на станции Канадзава

26. Чиба, Токио

27. Жилой домик в Киото

28. Зеркальная входная группа (шоппинг-мол Токио Плаза Омотесандо Хараюку)

29. Дом-ракушка в парке Китасаку

30. Дом в районе Муко

31. Музей Хоки

32. Здание Микимото в Токио

33. Санвел в Токио

34. Префектура Ивата

35. Нагано, Токио

36. Грин Грин Билдинг в Фукуоке

37. Префектура Мия

38. Театр в Суджинами-Ку

39. К-Музей в Ариаке

40. Кокон в Синджуку

41. Музейный центр в Токио

42. Домик в Токио

43. Дом-флагшток

44. Урбанпрем в Токио

45. Абико, Токио

46. Дом в Сайдзо, Хиросима

47. Деревянный фасад здания кампуса Токийского Университета

48. Домик в Кавасаки

49. Нанохана-кан, Ибуски, Япония

Похожие статьи

adfave.ru

Традиционная архитектура Японии в обновленном дизайне матии Мояши

Более 120 лет назад дом семьи Кояма в Японии использовался как закрытый парник для выращивания кодзи, главного ингредиента сакэ и соевого соуса. Теперь, благодаря стараниям владельцев и архитектора Ёи Сигенори, матия Мояши открывает двери для новых гостей.

Архитектура Японии Архитектура Японии

Существительным «мояши» часто обозначают процесс роста растений и цветов, оно же и дало имя дому. Тип постройки характерен для  традиционной архитектуры японской исторической столицы. В Киото он называется «матия» и состоит из магазина, сада и жилой комнаты хозяина. Поскольку содержание и реставрация обходятся владельцам нецелесообразно дорого, строения постепенно исчезают с картины города, уступая место парковкам и многоквартирным комплексам.

В ответ на стремительное сокращение количества национальных построек, Масаси и Акико Кояма возродили традиционный вид своего дома, превратив его в туристическую достопримечательность.

Архитектура Японии

Восстановленные детали интерьера формируют представление о жизни в Японии в конце XIX века. Полы покрыты татами, которые еще век назад были незаменимым элементом в оформлении любого дома, теперь же редко встречаются даже в одной комнате. Сохранились в матии и канонические для японской архитектуры раздвижные двери «сёдзи».

Легкая и прочная бумага, используемая для окон, называется «вагами» и  традиционно изготавливается  из растительных волокон. Она скрывает частную жизнь владельцев от чужих глаз, не блокируя свет. Три слоя песка покрывают стены, добавляя им больше сдержанной текстуры.

Архитектура Японии

Дом встроен в открытое пространство между двумя садами.  Большая столовая располагается между ними, в то время как зал и кухня огибают внутренний двор. Сады обеспечивают  естественную вентиляцию и свет, а также добавляет живые краски в темные сдержанные тона интерьера. Двери открыты в теплую погоду, что позволяет интегрировать растения в жилую площадь.

Архитектура Японии Архитектура Японии

Во время реконструкции дома использовались преимущественно натуральные материалы: камень, древесина, песок, бумага и солома. Традиционные элементы интерьера дополнены обстановкой середины столетия, а также современной кухней и ванной.

«Цель восстановления Мояши – напомнить людям о значимости традиционной архитектуры в современном мире и раскрыть роль природы в дизайне»

Архитектура Японии Архитектура Японии

Японская архитектура ассоциируется с безмятежностью и сдержанностью на грани с аскетизмом. Дизайн тесно связан с традициями страны, равновесием, природной гармонией и любовью к уюту. Являясь ярким образцом эффектного сплетения архитектурных решений различных времен, дом погружает посетителей в умиротворяющую атмосферу для отдыха и проведения выездных мероприятий.

Архитектура ЯпонииАрхитектура ЯпонииАрхитектура Японии

losko.ru

Древняя японская архитектура

В процессе археологических исследований на территории современной Японии было сделано много ценных, исторически важных находок. Это предметы быта, посуда, оружие, произведения искусства и, конечно же, образцы древнейшей архитектуры, датируемые еще III тысячелетием до нашей эры.

Уже в те времена существовала доисторическая культура Японии,  которая и оказала свое влияние на развитие дальнейших своеобразных японских традиций.

В начале II столетия до нашей эры, когда в архитектуре Китая происходит невероятный творческий подъем, китайские традиции начинают постепенно проникать в японскую культуру, хотя раньше она была обособленной.

 

Святилище Ицукусима на острове Миядзима строилось с VI века.

 

Образование единого японского государства начиналось с одного княжества — Ямата. Спустя несколько столетий, в VII веке нашей эры из Китая в культуру Японии проникают идеи Конфуция. Управление страной формируется по китайскому образцу. Таким образом, Китайская империя становится для японцев эталоном во многих сферах, и они усердно подражают достижениям этой древнейшей культуры.

 

Часовня Нантай, построенная в VIII веке на вершине потухшего вулкана.

 

Первая столица японского государства была построена по прямоугольной планировочной схеме. И в VIII — IX  веках нашей эры большинство построек и известных образцов архитектуры Японии полностью соответствуют китайскому идеалу.

Древнейшие из культовых сооружений были построены из древесины, поэтому до наших дней они не сохранились. Однако были найдены террасы из природного камня, служившие своеобразным фундаментом для деревянных колонн, на которые сверху укладывалась черепичная крыша.

В VII — VIII  столетии в городе Нара возводились храмы с характерными для китайской архитектуры элементами. А вот внешний облик и особенности конструкции пагоды в Японии были несколько иными, чем в Китае. Ярким примером может служить пагода в Якушиджи, построенная в VII веке.

 

Буддийский комплекс в Хорюдзи ( Япония) — древнейший из дошедших до наших дней храмовых ансамблей в стране, построенный из дерева в VII — VIII веках мастерами из Китая.

 

Сквозь центральную ось всего сооружения проходит мощная колонна, прочно соединенная с основанием из камня. Она призвана обеспечивать дополнительную устойчивость здания в случае землетрясения.

В 80 — х годах VIII века императорская резиденция из Нары была перенесена в другое место — поблизости современного города Киото. Застройка новой столицы Японии также осуществлялась по китайскому образцу.

В центральной части города был расположен императорский дворец и монастырские постройки. В плане город был прямоугольным. Он состоял из главных улиц, которые были длинными и широкими, и коротких, которые пересекали их и имели второстепенное значение. Около пяти столетий город выполнял функции японской столицы.

 

Исторические села Сиракава — го и Гокаяма были основаны в конце XII века.

 

design-fly.ru

Архитектура Японии

Архитектура Японии, как и многое в этой стране, складывается из памятников глубокой древности и шедевров современного мастерства. Все самые древние сохранившиеся деревянные постройки мира (с кон. VI вв.) находятся в Японии. Но и суперсовременных зданий и архитектурных комплексов здесь хватает.

Мощнейший импульс развитию архитектуры, как и всей культуры Японии, дало принятие буддизма. Главным ориентиром в архитектуре до XIX в. был Китай, но японские зодчие всегда превращали заморские образцы в подлинно японские произведения.

О том, как выглядела добуддистская архитектура Японии, можно судить по синтоистским святилищам Исэ и Идзумо. Нынешние постройки не древние, но воспроизводят выразительные древние формы: бревенчатые срубы стоят на сваях, имеют высокие двускатные крыши с большим навесом и крестообразно торчащими балками. На них ориентировались при реставрации большинства синтоистских святилищ Японии в XIX в. Характерная черта синтоистских святилищ — ворота тори, обозначающие границы священной территории; один из символов страны — стоящие в воде тори святилища Ицукусима (к западу от Хиросимы).

Древнейшие буддистские монастыри Японии находятся в городе Нара и его окрестностях. Это обширные, четко распланированные комплексы. В центре прямоугольного двора обычно находятся прямоугольное в плане здание кондо («золотой зал», где поклоняются почитаемым статуям) и пагода — многоярусная башня-реликварий. По периметру расположены сокровищницы, колокольни и другие дополнительные постройки; особо выделены монументальные главные ворота (нандаймон), находящиеся с юга. Самый древний монастырь Японии — Хорюдзи близ Нары, в котором сохранились десятки древних построек (многие VI–VIII вв.), уникальные фрески, бесценная коллекция скульптур. Наиболее почитаемый монастырь Нары — Тодайдзи; его главный храм Дайбуцудэн («зал Великого будды», последняя перестройка нач. XVIII в.) — крупнейшее деревянное сооружение в мире (57 х 50 м, высота 48 м).

В XIII в. развивается новый тип монастыря — школы дзен, в котором все здания строятся вдоль оси север – юг, по очереди открываясь паломнику. Как правило, дзенские монастыри возводились на лесистых горных склонах и прекрасно вписаны в природу; в них устраиваются пейзажные сады и так называемые «сады камней». Наиболее знамениты «Пять великих храмов дзен» в Камакуре близ Токио; восходящие к XIII в., но сохранившие в основном поздние, относительно небольшие постройки, эти монастыри прекрасно сохранили проникнутую тесным контактом с природой молитвенную атмосферу.

Светская архитектура Японии дошла до нас в достаточно поздних образцах. Среди них впечатляют феодальные замки, возводившиеся в основном в эпоху междоусобных войн во второй половине XVI – начале XVII вв. Это живописные многоярусные деревянные сооружения на мощных каменных фундаментах, окруженные низкими стенами и бастионами, а также рвами. Крупнейший из них — Химедзи близ Кобе (1601–1609 гг.), представляющий собой комплекс из более чем 80 построек.

После умиротворения, которое ознаменовало наступление эпохи Эдо (1603–1868), в Японии широко развернулось строительство дворцов. В отличие от замков это были, как правило, одноэтажные сооружения, состоящие из асимметрично сгруппированных построек. Первые еще включались в систему укреплений: например, обширный дворец Ниномару в замке Нидзё (1601–1626) в центре Киото. Другие сооружались как центры садово-парковых ансамблей, усадеб; из них наиболее знаменит дворец императорской виллы Кацура (1610-е, 1650-е) близ Киото, одно из наиболее совершенных творений японской архитектуры. Как и другие традиционные постройки, дворцы были каркасными зданиями, стены не имели конструктивной функции и потому часто заменялись открытыми проемами или украшенными живописью съемными перегородками, что во многом стирало грань между интерьером и природой. Ощущение естественности, соотнесенности с природой усиливается и благодаря нелакированным деревянным опорам и дощатым полам, циновками-татами в жилых комнатах, бумажным перегородкам.

Кроме памятников древней архитектуры в Японии есть много современных строений, поражающих своим необычным обликом.

Все регионыКантоКансайКюсюТохокуТюбуТюгокуХоккайдо

Все префектурыАкитаАомориГифуИбаракиКагосимаКанагаваКиотоМиэМиягиНаганоНараОсакаСайтамаСидзуокаТокиоТотигиХёгоХиросимаХоккайдоЯмагути

visitjapan.ru

Феномен современной японской архитектуры — INTERNI

За последние несколько лет японские архитекторы один за другим становились лауреатами архитектурной нобелевки – Притцкеровской премии. Их постройки, выставки и лекции неизменно привлекают огромное внимание. Наш рассказ – попытка ответа на вопрос, в чем заключается феномен современной японской архитектуры.

В 2011 году Притцкеровской премии удостоился архитектурный дуэт SANAA, а в 2013 и 2014-м друг за другом награду получили Тойо Ито и Сигэру Бан. Имена и других архитекторов, таких как Кэнго Кума, Тайра Нисидзава или Со Фудзимото, известны далеко за пределами Японии.

Деревянные балки образуют консольную структуру, которая часто применяется в традиционной архитектуре Японии. Фото: Takumi Ota Photography

За последние двадцать лет японская архитектура из локальной, отчасти экзотичной и просто интересной школы стала не только глобальным явлением, но явлением, задающим тон в мировой архитектуре. И это при том, что сама японская архитектурная школа – совершенный новичок в мире архитектуры: ей чуть более ста лет. В свет японская архитектура вышла фактически только в 1960-е годы, когда стадион Ёёги, спроектированный Кэндзо Тангэ для Олимпийских игр 1964 года, произвел фурор. И все-таки даже сегодня, несмотря на очевидную интернациональность японской архитектуры, ее локальная самобытность очевидна как никогда. Так что такое современная японская архитектура и почему она привлекает к себе внимание именно как явление? Что происходит с ней сейчас и куда она движется?
В современной японской архитектуре (как, впрочем, и в почти любой другой) можно условно выделить три потока. В первом будут находиться архитекторы-звезды, которые уже сформировались и заслуги которых уже признаны в глобальном масштабе, такие как Тадао Андо или Тойо Ито. Во втором – архитекторы, которые хорошо известны в архитектурных кругах мира, но еще не вышли на обложки популярных журналов. К ним можно отнести Тайра Нисидзаву, Со Фудзимото или ателье «Бау-Вау». И в третьем – молодые архитекторы.

Интерьер бара Якитория в пригороде Токио, созданный Кэнго Кумой. Фото: Erieta Attali

Кэнго Кума, SANAA, Сигэру Бан, Тойо Ито – все эти архитекторы не только известны, но и активно работают за пределами Японии. Кума много строит в Китае, проекты Бана по созданию жилищ для пострадавших от стихийных бедствий используются от Азии до Африки, Тойо Ито приглашают работать в Европу. В Японии они сейчас занимают позиции лидеров. Из их ателье уже вышло не одно поколение молодых архитекторов, и не только японских. И хотя каждый из них обладает ярким и неповторимым стилем, общие черты все же можно выделить. Это в первую очередь внимание к взаимодействию внутреннего и внешнего пространства, внимание к свойствам и возможностям материалов, а также к деталям и качеству исполнения даже во временных проектах.

Павильон Leaf chapel на территории отеля Risonare hotel resort в Kobuchizawa, разработанный бюро Klein Dytham architects. Фото: Klein Dytham architects

Например, бумажные конструкции Бана, созданные из картонных тубусов, могут удивлять простотой формы и безыскусностью отделки, но никогда не будут простоватыми или скучными. Бан превратил бумагу, один из самых традиционных материалов японской культуры, и архитектуры в частности, в новый строительный материал. В результате экспериментов Бан разработал фактически новую технологию строительства из самого экологичного и дешевого материала – бумаги.

Павильон Leaf chapel на территории отеля Risonare hotel resort в Kobuchizawa, разработанный бюро Klein Dytham architects. Фото: Klein Dytham architects

По значимости для японской культуры бумагу превосходит только дерево, которое занимает особое положение. Дерево всегда было и до сих пор остается основным строительным материалом. Из дерева строят святилища, храмы и жилые дома. В современной Японии более половины всех частных домов по-прежнему строится из дерева. И не только домов, но и общественных зданий. Одним из ведущих мастеров по работе с деревом является Кэнго Кума. И хотя в его портфолио можно найти здания из пластика, стекла и бетона, именно проекты с деревом принесли ему известность и премии. Кума использует дерево как художник палитру. В зависимости от задачи дерево превращается в несущую конструкцию, как в лаконичной гигантской консоли Музея деревянного моста в Юсухару (2010), или в тонкую сетку, окутывающую пространство, как в павильоне Sunny Hills (2013) в Токио, или в архитектурные жалюзи, как на фасаде здания компании One (2003) на бульваре Омотесандо в Токио. Другим мастером по работе с деревом является архитектор Тайра Нисидзава. Сложные инженерные конструкции, такие как решетка для спортивного зала лесничества в Томоти (2004), привлекли к нему внимание. В то же время Нисидзава не боится скрыть конструкции и, обратившись к простейшим формам, отдать дань эстетическим качествам дерева.

Сигэру бан, собор CARDBOARD в Новой Зеландии, 2013. Фото: Stephen Goodenough

В церкви Сун Пу (2008) фасады, покрытые необработанной щепой, превращаются в сложную многослойную поверхность, напоминающую скорее ткань, чем твердую стену. И цвет этой «ткани» будет меняться со временем под воздействием солнца, ветра и дождей, постепенно трансформируясь от теплого золота свежего дерева к холодному серебру. Таким образом, здание будет изменяться, так же как и все живое вокруг, позволяя архитектуре растворяться в окружающем пейзаже.
Тойо Ито предпочитает работать с железобетоном, стеклом и пластиком, которые позволяют ему воплощать самые смелые конструктивные замыслы. Можно сказать, что Ито, экспериментируя с формой и конструкцией, постоянно пытается нащупать адекватное современному человеку пространство. Даже его самые смелые по формам или конструкции здания, такие как Torres Porta Fira (2010) в Барселоне в Испании, «Медиатеки» в г. Сэндай в Японии (2000) или библиотека Университета Тама (2004) в Токио, созданы для человека и с учетом окружающего их ландшафта, в который встраиваются новые формы.

Тойо Ито, музей на острове Омишима. Фото: Daici Ano

Архитекторы Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава (SANAA) также выступают за минимальное проявление архитектуры вовне, отдавая предпочтение простым геометрическим формам, нейтральному белому цвету и прозрачному стеклу, пропускающему свет и краски окружающей природы. SANAA часто убирает непроницаемые стены до минимума, превращая здание фактически в навес или группу отдельно выделенных пространств, как в Музее современного искусства в Канадзава (2004) или как в традиционном японском здании, где стены заменялись раздвижными перегородками.

Тойо Ито, Городской музей Яцусиро. Яцусиро, Япония. 1988–1991 годы. Фото: Tomio Ohashi/Toyo Ito and Associates

Архитектор Со Фудзимото также предлагает отказаться от привычных нам стен, отделяющих человека от внешнего мира и диктующих ему направление движения. Его проект для галереи «Серпентайн» 2013 года был решен как белая сетчатая структура, перемещение по которой производило впечатления прогулки по облаку. Фудзимото предлагает трактовать и жилой дом не как «крепость», а как открытое сообщество размещенных на разной высоте открытых пространств, взаимодействующих друг с другом и с окружающим миром подобно веткам одного дерева (Дом NA в Токио, 2011).

Тайра Нисидзава, церковь Сун пу – виды снаружи и интерьер. В зависимости от освещения интерьер церкви постоянно меняется. Фото: Shinkenchiku-sha

Надо заметить, что жилая архитектура как никакая другая тема важна для понимания японской архитектуры. И не только потому, что жилые дома преобладают количественно над другими типами построек или потому, что все молодые архитекторы начинают со строительства частных домов, но и потому, что частные дома, как правило, самые необычные. Консерватизм и верность традициям японского общества широко известны, и тем не менее японские заказчики, как никакие другие, склонны идти на эксперимент.

Тайра Нисидзава, церковь Сун пу – виды снаружи и интерьер. В зависимости от освещения интерьер церкви постоянно меняется. Фото: Shinkenchiku-sha

Сложные условия строительства внутри японских городов с их высокой плотностью и высочайшими ценами на землю заставляют архитекторов выкручиваться. Иногда в самом прямом смысле. Молодое бюро Alphaville Architects, проектируя дом для небольшого вытянутого и зажатого между другими домами участка предложило рассечь пространство и построить дом зигзагом (House Twisted, 2007). Такое нетривиальное решение позволило избежать появления длинного узкого амбара, наполнить помещение светом и даже окружить дом небольшим садом.

Деревянный мост-музей в Юсухара, построенный Кэнго Ккумой в префектуре Коти. Мост-музей соединяет два здания, но помимо функциональности моста он выполняет функции галереи. Фото: Takumi Ota Photography

Молодой архитектурный дуэт Маки Ониси и Юки Якуда (о + h Architects), проектируя дом для крохотного участка в центре Токио, использовал другой прием, чтобы раздвинуть пространство. Они «оплели» дом лестницей, которая соединила комнаты сердцевины и наружного пространства. Такая «Двойная спираль» (2011), как назвали этот дом, с одной стороны, сохраняет приватность частной постройки, с другой – дает возможности для общения между членами семьи и, что немаловажно, не превращает дом в закрытую от мира коробку.

Сигэру бан, художественный музей в Аспене, Колорадо. Фото: Michael Moran

Хотя иногда можно залезть и в коробку, правда, если ее разработали архитекторы. Микродом Paco (Schemata Architects, 2009) – это всего лишь куб размером 3х3х3 м, но в котором можно подвесить гамак, работать за столом, спать и даже принимать душ.

Тайра Нисидзава как-то заметил, что задача современной архитектуры не в создании новых форм или конструкций, но в создании новых гармоничных взаимоотношений между зданием, человеком и окружающей средой. Можно сказать, что эта задача максимум и является тем единым коэффициентом, который связывает разных архитекторов различного статуса и поколений в понятие «современная японская архитектура».

Кэнго Кума, здание музея и культурного центра в Фукуока. Фото: Erieta Attali


Текст: Анна Гусева

Опубликовано в журнале INTERNI №48.
На печатную версию журнала можно подписаться, а юбилейный номер INTERNI №50 уже сейчас доступен в электронных киосках. Подробнее.

rdh.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *