Финский дизайн
Финский дизайн – явление обширное и уникальное. Любая вещь, сделанная в «стране тысячи озёр», сочетает в себе красоту, простоту, практичность, высокое качество и экологичность. Финские дизайнеры умудряются создавать красивые и одновременно практичные вещи, которые удобны в быту и радуют глаз. Красота, как правило, достигается не дополнительным декорированием, а простотой и чёткостью линий.
Магазин Фискарс в ХельсинкиНемного истории
Становление финского дизайна началось во второй половине XIX века, когда Финляндия перешла под юрисдикцию России, обзавелась своей валютой и своим государственным языком. В этот период времени в Суоми стало особенно модным всё своё − карельские орнаменты и мотивы народного эпоса «Калевала» использовались практически везде.
В 1871 г. с высочайшего дозволения российского императора Александра III свои двери открыла первая в Финляндии школа ремёсел, а три года спустя было создано Финское общество ремёсел и дизайна.
Интересный факт: в Центральной школе ремёсел училось весьма много женщин, почти половина от общего числа студентов. Это было очень нетипично для Европы того времени.
Работы студентов школы стали демонстрировать на международных выставках, начиная с 1878 года, однако до 1900 года финнам не удавалось привлечь внимание европейцев к своим работам. В первый год ХХ века Финляндии предоставили возможность обустроить свой павильон. Проект был поручен молодым архитекторам, которые при его строительстве смогли так соединить традиционные финские мотивы и новейшие тенденции архитектуры того времени, сделать свою работу такой непохожей на всё остальное, что было на парижской выставке, и такой колоритной, что покорили сердца всех европейцев. Именно в 1900 г., после Международной выставки в Париже, свет заговорил о феномене финского дизайна.
Следующий прорыв произошел в двадцатых — тридцатых годах прошлого столетия, это случилось благодаря архитектору и дизайнеру Алвару Аалто и его уникальному методу обработки фанеры. Начиная с 1933 г., кресло «Паймио», сделанное им по новой технологии, начало своё триумфальное шествие по европейским выставкам. Так финны на довольно долгий период времени стали законодателями мебельной моды.
Вторая мировая война сильно повлияла на быт жителей Суоми, но не смогла остановить полёт дизайнерской мысли. В этот период развивались и приносили доход казне керамика, декоративное бумажное производство и текстиль. А в первые послевоенные годы на арену моды снова выходит финская мебель и вновь производит фурор. На этот раз он связан с именем Илмари Тапиоваара и его стулом «Домус», который смог покорить не только Европу, но и весь мир.
Fiskars Village
Новый всплеск популярности финского дизайна приходится на шестидесятые – семидесятые годы, когда у Финляндии появились прочные экономические связи с СССР. В этот период возникают самостоятельные дизайн-студии и дизайнерские группы на производствах, финны начинают использовать в работах чрезвычайно модные для того времени яркие краски и полимеры.
В семидесятых, после нефтяного кризиса, дизайнеры Финляндии вновь возвращаются к истокам – натуральным материалам, национальному колориту, естественным краскам, эргономичности и уже не отступают от них.
В 80-е начинается новый виток развития финского дизайна, на котором финны научились умело сочетать в своих творениях природные и искусственные материалы и делать вещи массового производства не только удобными, но и красивыми.
Нелегко пришлось всей Финляндии в 90-х, когда распад СССР, основного покупателя финских товаров, чуть не погубил экономику страны. Однако, несмотря на тяжелое положение, финские власти продолжали инвестировать в дизайн, лишь немного сместив приоритеты, теперь главным стал сектор Hi-Tech. Как показывает время, это решение было абсолютно верным и помогло Хельсинки в 2012 году получить титул Мировой столицей дизайна.
Известные имена
Рассказывая об истории становления финского дизайна, мы уже упомянули имена признанных мэтров, Алвара Аалто и Илмари Тапиоваара, завоевавших мир своими креслами и стульями. В этой части мы продолжим рассказ о «мебельном походе» финнов и немного расскажем о дизайнерах, создающих современную одежду.
Пожалуй, одним из самых известных из ныне здравствующих финских дизайнеров-мебельщиков является Эро Аарнио, покоривший всех своими поразительными креслами. Первое его творение – пластиковое кресло-мяч (Ball Chair) попало в массовое производство в конце шестидесятых совершенно случайно: два представителя Asko пришли к Эро домой посмотреть эскизы мебели из сосны, но увидели сделанное им вручную и в единственном экземпляре кресло-мяч, впечатлились и запустили его в серийное производство.
Так Эро Аарнио стал знаменитым и востребованным дизайнером, а его Ball Chair даже снялся в эпизоде фильма «Люди в чёрном». После кресла-мяча были кресло-пузырь и кресло-лепешка, чья форма признана самой удобной для человеческого тела. Потом Эро придумал презабавные кресла-пони, кресла-цапли и кресла-собачки, массу стульев и табуретов необычных форм. Однако в истории дизайна он, пожалуй, навсегда останется изобретателем того самого кресла-мяча, хотя, как знать, Эро продолжает творить, может, придумает что-то более выдающееся.
Одним из широко известных финских дизайнеров одежды является Май Ниеми, создающая уникальную экологичную одежду. Она черпает своё вдохновение в народном эпосе «Калевала», часто использует в своих работах национальные орнаменты. Май обожает вязаные вещи и её коллекции просто потрясающи. Вещи, сделанные по эскизам Май Ниеми, можно купить в Kiseleff House, Bock House, Kankurin Tupa и Omnia Shop.
Ivana Helsinki
Паола Сухонен – пожалуй, самое известное финское имя в индустрии одежды. Ей принадлежит бренд Ivana Helsinki. Одежда этой торговой марки продается в одноименных бутиках в Финляндии и США, в сотнях лучших магазинах по всему миру, а также на сайте www.ivanahelsinki.com/boutique/ (язык сайта – английский). Коллекции Паолы всегда необычные, яркие и женственные.
Минна Парикка разрабатывает очень интересные модели обуви и аксессуаров: шарфов, сумочек, перчаток. Этот смелый дизайнер не боится сочетать несочетаемое, использовать яркие краски и необычные формы. Весь ассортимент, предлагаемый в её бутиках, можно посмотреть, не выходя из дома, на сайте www.minnaparikkashop.com/.
Известные бренды
На самом деле, довольно многие финские бренды снискали популярность не только в Европе, но и во всём мире. Мы упомянем лишь три, на наш взгляд, наиболее известных и значимых.
- Nokia – бренд, под которым выпускались телевизоры, шины и даже бумага. Однако большинство знакомо с Nokia как с маркой мобильных телефонов. Концерну удавалось долгие годы удерживать пальму мирового первенства в этой области. Nokia и поныне остается самой любимой у россиян маркой телефонов и занимает девятнадцатое место в списке самых дорогих брендов мира.
- Marimekko. Именно это название всплывает у многих в памяти, когда речь заходит о финском дизайне. Яркие краски, огромные цветы, пёстрые орнаменты, смелые сочетания цветов – вот отличительные особенности продукции этой компании. С 50-х годов прошлого века Marimekko не меняет приоритетов и остается верной себе и любимой во всём мире. Магазины этой компании есть в Финляндии, Германии, Великобритании, Японии, Австралии и множестве других стран.
- Linux – ещё один финский бренд, известный во всём мире. Эта бесплатная операционная система с открытым кодом увидела свет в 1991 г. благодаря Линусу Торвальдсу. С тех пор прошло уже два десятка лет, но она не утратила своей популярности и актуальности и продолжает использоваться немалым количеством пользователей, до сих пор являясь самой распространенной из свободных ОС.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
«Калевала» – карело-финский эпос Финны…. какие они?Особенности финского дизайна — история, доступность, область
Финны скрупулезно относятся к своему окружению. Стараются не просто облегчить быт и другие составляющие жизненного пространства, но и сделать их комфортными, полезными, эстетически привлекательными. Особенности финского дизайна внедряются в обиход других стран, постепенно завоевывая там достойное место.
История
Оформление отличается четкостью, совершенством линий и отсутствием дополнительного декора, получил начало развития в девятнадцатом веке. В это время вводится их государственный язык, денежные знаки. Мир стал наполняться вещами, сочетающими в себе орнаменты эпоса Карелии и мотивы местных умельцев.
В 1871 году Александр III разрешил открыть первую школу ремесел. Через три года было основано «Общество национального дизайна и ремесел».
Среди его участников большинство было женщин. Они стремились к получению образования.
С 1878 г. изделия мастеров стали выставляться на международных выставках. В начале двадцатого столетия у финнов уже был персональный павильон на вернисаже в Париже. Этому способствовали достижения архитекторов страны.
Сочетание в конструкциях исконных многовековых традиций и современного стиля возведения построек легло в основу понятия — «финский дизайн».
В средине прошлого века этот термина употреблялся в отношении мебельных изделий Алвара Аалто, Илмари Тапиоваара. Также, помимо них, к изготовлению особого вида керамики, бумаги декоративных образцов.
Дружественные отношения стран СССР и Финляндии в 70-х годах ХХ века существенно повлияли на расширение своеобразного стиля финнов. Появлялись новые студии, декор-группы. Они использовали простоту, лаконичность, чистоту и совершенство природных материалов.
С 80-тых творцы сочетают природные детали изделий с их искусственными заменителями. Вещи становятся более доступными по себестоимости и вводятся в массовое производство. Потребителем таких изделий, вплоть до самого распада, оставалась СССР.
Чтобы не сойти с занимаемых высоких позиций в области оформления, властями Финляндии был разработан и поддержан курс на развитие Hi-Tech-направлений. В 2012году Хельсинки получили титул столицы мирового дизайна.
Доступность
Дизайнерский квартал Хельсинки – это улицы Aleksanterinkatu, Ууудениаанкату, Коркеавуоренкату, Фредрикинкату, Южная и Северная Эспланада и проспект Маннерхейминтие.
Здесь находятся огромные маркеты и маленькие бутики, площади и магазины, где можно приобрести различные брендовые товары.
В столице Финляндии в 2018 году открыт центр моды «Гарден». Здесь нашли свое место и метры национального выпуска одежды, и его новички.
Универмаг со «Стокманн» — крупнейшая торговая точка Скандинавского п-ова с местами для отдыха, небольшими кафе. Он открылся в 1926 году и имеет множество филиалов во всем мире. Stokmann – это разнообразие товаров от одежды и обуви до бытовой техники, аксессуаров книг, игрушек и т.д.
Самые демократичные цены в молодежном ТЦ «Алекс13». Здание занимает протяженность целого квартала и 3 этажа.
Различные известные брендовые вещи можно увидеть и в других универсальных магазинах – «Форум», Sokos. Они предоставляют изделия марок H&M, Bang&Olufsen, Esprit, Lacoste и др.
Торговая марка Halonen, например, реализует здесь одежду больших размеров по доступной стоимости. В столице Финляндии и в ее пригороде множество Outlet center, где царят скидки и специальные предложения.
Доступный шоппинг также представлен торговыми точками города Лаппеенрат. Этому способствует его близкое расположение к границе с Россией.
- Iso Kristiina – крупнейший молл, где продается почти все.
- В «Армаде», кроме всего прочего, имеются товары для животных и декоративного растениеводства.
- Crocoliini – популярный детский магазин в Family Center и пр.
Отправляясь за покупками в Финляндию, можно быть уверенным в качестве и натуральности товаров, умеренной стоимости, огромному разнообразию торговых марок и брендов со всего мира.
Популярные направления
В стране прослеживается своеобразный финский стиль: в интерьере, одежде, архитектуре и во всех окружающих вещах. Здесь важны гармония с природой, бережное отношение ко всему, включая предметы обихода.
Не приветствуется одноразовое использование чего-либо. Во всем усматривается принцип экономики замкнутого производства.
Совсем недавно стало популяризоваться– новое применение старых предметов. Используя секонд-хенд и винтаж, создаются авторские изделия. Приемлем обмен и прокат вещей.
Открывается сеть мастерских-кафе, где можно привести в порядок вещи. Популярные услуги — штопка, ремонт обуви.
Например, бренд GlobeHope – один из первопроходцев концепции «медленной моды». Компания, которую основала в 2001 году Сейя Луккал, выпускает одежду из вторсырья и производственных отходов. Она завоевала звание «дизайнера 2005 года».
Устойчиво развивается мнение о том, что вещи должны быть добротными и служить долго. Качество и ответственность производителя над выпускаемым товаром – концепция финских компаний. Образцы должны быть вне времени.
Стиль финнов неразрывно связан укладом их размеренного образа жизни, со скандинавской природой, где ее мотивы вплетаются в элементы быта.
Бренды
Известные бренды Финляндии на слуху у всех творцов мировой моды.
Marimekko
Импрессионизм стиля «Marimekko» — это яркие цветочные рисунки. Впервые они использовались в 60-х годах ХХ века. Когда прекрасная половина человечества устала от серости и блеклости, фабрика создала орнамент «Unikko». Он и является лицом бренда. Сейчас его можно видеть не только на одежде, но и на посуде, аксессуарах, предметах обихода.
Artek
Воплощением модернизма в дизайне интерьера – это «Artek». Основанная в 1935году Алваром Аалто компания по изготовлению мебели, сделала ставку на соединение искусства и новейших технологий. Их кресла и другие предметы мебели узнаваемы во всем мире.
Iittala
«Iittala» — торговая марка по производству всемирно известных изделий из стекла, которая берет свое начало еще в 1881 года. Безупречный стиль и гармония стеклянных предметов скандинавского дизайна – национальное достояние финнов. Ваза-легенда Savoy, подставка под свечи Kastehelmi, предметы посуды UltimaThule, Taika – узнаваемая классика ручной работы.
Pentik
Керамика, изделия из металла и природных материалов фабрики «Pentik» из Посио – это северная красота, призванная помогать созданию уюта в жилищах людей.
Самые известные
Мировой известностью отмечено ряд имен финских мастеров разных направлений.
Предметы интерьера
Алвар Аалто – он прославился методом обработки фанеры. Его кресло «Паймио» длительный период времени оставалось эталоном стиля в мире мебельной моды.
Другие известные мебельщики:
- Илмари Тапиоваара, который создал стул «Домус».
- Майю Гебхард — его шкаф с сушилкой для посуды был создан для повышения эффективности труда и стал незаменимой вещью у домохозяек.
- Ээро Аарнио – мебельный дизайнер, создавший кресла-мяч, -лепешку и другие необычные формы.
«Лепешка» — была отмечена, как лучшее место для тела человека находящегося в позе сидя.
Гардероб
Создания одежды:
Модельер Май Ниеми. Его направление – это экология и этнические рисунки эпоса «Калевала», часто прослеживающиеся в вязаной линейке.
Паола Сухонен — владелец бренда IvanaHelsinki, он имеет мировую славу и представлен во многих бутиках различных стран, а также на официальном сайте.
Обувь и аксессуары
Обувь и аксессуары от Минны Парикка – это удобство, яркие цвета, интересные формы. Их можно отыскать в эксклюзивном бутике и на личном сайте модельера.
Электроника и ПО
Несколько торговых марок Финляндии приобрели популярность благодаря своим изобретениям.
- Linux – компьютерная операционная система. Она бала внедрена еще в 90-х прошлого столетия и востребована по сегодняшний день.
- Nokia – занимается производством телевизоров, автошин, бумаги, но стала известной благодаря мобильным телефонам.
Достижения
Финские дизайнеры дали жизнь довольно известным вещам.
Сауна – уникальное место, где отдыхает душа и тело. В ней проходят очищающие, расслабляющие процедуры. Они дают ощущения обновления выполняются в специально оборудованном помещении. В интерьере предпочтительны натуральные материалы и природная естественность.
Шкаф — сушилка для посуды — полезная вещь на кухне. Она упрощает работу хозяек примерно со средины 40-х годов прошлого столетия. Изобретение, которое экономит место, позволяет сократить время, затрачиваемое на приведение в порядок посуды.
Долговечные запатентованные ножницы с ручками оранжевого цвета — бренд Fiskars, которые служат владельцам около полувека.
Конструкция табурета ArtekStool 60. Она является классическим представителем нынешних направлений оформления, не смотря на то, что ей уже 85 лет. Отличие – наличие 3-х ножек, форма универсальна и позволяет освобождать пространство.
Полиграфическая бумага – лучшие образцы мировой производства глянцевых журналов, упаковки и пр., выпускает UPM Финляндия. При изготовлении учитываются требования экологии, использования природных ресурсов.
Светоотражатели — изобретение, впервые выпущенное в 1955г. Арви Лехти для повозок, телег. Изобретение помогало распознать транспорт на дорогах в темное время суток.
Различные виды таких конструкций используют по всему миру, прикрепляя к одежде, детским коляскам, рюкзакам и т.д. Не так давно стали выпускать светоотражающие ошейники для животных.
Знакомые, мобильные телефоны Nokia – занимают лидирующее место в сфере их производства. А, со средины 90-х и до 2007 являлась единственной компанией, которая выпускала компьютеры Communicator, помещающиеся в карман.
Место работы
В 2010 году в Хельсинки сформирован Университет Аалто. В рамках государственной программы в него вошли: Университет пром. искусства и дизайна, Технологический университет и школа экономики. Значение достижений дизайнеров Суоми были отмечены международными организациями.
В центре города расположено место, где сконцентрированы новации и творчество – это квартал HelsinkiDesignDistrict. На одном квадратном километре расположено около 190 дизайн-объектов: гостиницы-бутики, галереи и т.п.
Здесь же расположен Музей архитектуры, Дизайн-музей и другие организации, связанные с этим направлением.
Страна чистейших озер и Муми-троллей, которых создала писательница и художница Туве Янссон, завоевала звание лидера «Индекса хорошей страны». Дизайнерские разработки финнов отмечены во многих отраслях современной жизни. Здесь простота, красота, экологичность, практичность – элементы окружения и фирменный стиль существования.
особенности, интересные решения в мире
В XX веке Финляндия добилась довольно высоких результатов в области производства. После Второй мировой войны в стране самостоятельно проектировалась и строилась любая техника – от автомобилей до ледоколов и самолетов. Все выполнялось своими силами, в том числе и проработка внешнего облика объектов. В Финляндии расцветал промышленный дизайн.
Однако уже в 1960-е годы ситуация начала меняться. По мере роста благосостояния общества ухудшалось положение технологической сферы. Например, поезда стали покупать в Италии, что привело к упадку собственного производства.
Вступление Финляндии в 1995 году в Европейский союз окончательно сломало традицию самостоятельности: теперь заказы на дизайнерское решение того или иного объекта стали размещаться как свободные тендеры.
Финские дизайнеры оказались в непростых условиях жесткой конкуренции с коллегами остальной Европы. Это серьезное испытание для небольшого, скромного народа.
У финских дизайнеров традиционно ценится анонимность: изделия обычно выпускаются под именем компании, а не отдельного человека. Однако финский дизайн старается приспособиться к новым правилам игры, и получается, надо сказать, довольно неплохо.
Корабли – хоккейные арены
Один из главных симптомов глобализации – создавать производство там, где находится основной рынок сбыта. Сегодня часть техники все еще производится в Финляндии, но само производство зачастую принадлежит международным компаниям.
Раньше в Финляндии было очень много верфей. Сейчас, фактически, остались две крупные верфи и несколько маленьких. При этом самая крупная верфь принадлежит корейской компании STX. Однако дизайнерское подразделение этой компании целиком укомплектовано финнами.
Кроме того, многие субподрядные компании являются финскими. Они разрабатывают внешний вид огромных кораблей, создают внутреннюю отделку – и это очень важно. Раньше, в XX веке, наиболее важным было техническое воплощение мысли.
Сегодня технологии значительно продвинулись вперед: мы можем то, что и не снилось 40–50 лет назад. Важна уже не техника, а то, как она выглядит, ее дизайн. Важно, чтобы вещь вызывала нужные эмоции – будь то обертка шоколадки или круизный лайнер.
Современный дизайн – это, в первую очередь, воплощение человеческих впечатлений, стремление поделиться своим внутренним состоянием.
Финские университеты, отвечая на запрос времени, целенаправленно готовят специалистов в сфере промышленного, кораблестроительного дизайна. У учащихся развивают различные компетенции и учат вместе работать над реальными задачами.
Если три студента, учащиеся на политехническом, торгово-коммерческом и дизайнерском отделениях одного университета, вместе пишут дипломный проект о создании хоккейной арены и парка развлечений на борту морского лайнера, это не исключение, а, скорее,правило. И этот проект будет реализован, а не просто останется словами на бумаге.
Хочешь что-то сделать хорошо – сделай это сам?
У международного сотрудничества есть несомненные плюсы, но есть и недостатки. Иногда бывает важно иметь достаточно собственных ресурсов для решения своих задач.
Казалось бы, кто знает погодные условия Финляндии лучше самих финнов? Однако 20 лет назад трамваи для Хельсинки были закуплены в Канаде – финским был только дизайн, техническую сторону проекта полностью взяла на себя заокеанская компания.
Власти, видимо, понадеялись, что Канада тоже довольно северная страна. Однако результат оказался плачевным: у трамваев все время выходили из строя колеса, их приходилось довольно часто менять.
Сейчас ситуация изменилась: по Хельсинки вот уже почти год ходят новые трамваи. Это полностью финский проект, специально созданный для суровых зим Суоми. Трамваи прошли бесчеловечные испытания низкими температурами и выдержали.
Создатели полагают, что их детище является неплохим экспортным продуктом: ведь если трамваи ездят в экстремальных условиях Финляндии, они годны для использования в любой точке земного шара.
Примечательно, что дизайн разрабатывала маленькая и мало кому известная компания «Идикс», базирующаяся в Турку, а не крупный дизайнерский холдинг.
Увядающие производственные мощности
Несмотря на былые успехи тяжелой промышленности, не до конца добитой даже сегодня, для Финляндии основными отраслями традиционно являются лесная и бумагоделательная промышленность. Однако в последнее время в этих сегментах происходят различные изменения из-за снижения спроса на бумагу в связи с все большим распространением электронных носителей. Поэтому подключение дизайнеров с ворохом свежих мыслей является очень важным.
Сейчас команды молодых специалистов со свежими головами размышляют, как сделать такую традиционную и привычную вещь, как бумага, привлекательной по-новому.
Тем не менее практически каждый месяц в Финляндии закрывается один целлюлозный комбинат. Производство переносится в регионы, где много потребителей, уходя из «медвежьих углов». При этом часто страдают градообразующие предприятия в небольших населенных пунктах.
Однако есть и примеры возрождения. В городе Хамина был закрыт крупный бумажный комбинат, около года здание пустовало. А потом в заводские цеха въехал новый жилец – компания Google решила разместить здесь свои серверы. Благодаря этому неожиданному решению комбинат получил вторую жизнь. Но, к сожалению, история Хамины скорее приятное исключение, чем правило.
В современном глобализированном мире дизайнер так же важен, как инженер-конструктор или технолог производства. Финляндию, как и другие Скандинавские страны, отличает понимание этого: студентам предоставляется отличная практика, молодым талантливым специалистам – государственные гранты для развития. Возможно, именно поэтому финские дизайнеры вполне конкурентоспособны и довольно успешны в рамках европейского пространства.
Характер финского дизайна
«Хороший дизайн виден сразу. Отличный дизайн незаметен». Когда слышишь эту фразу, сразу вспоминается Финляндия. В стране тысячи озер дизайн никогда не существовал как отдельная наука. Он неразрывно связан с повседневной жизнью наших северных соседей и участвует во всех ее аспектах.
На фото:
Национальное чувство
Финны еще с момента открытия первой школы ремесел (между прочим, по указу российского императора Александра III) начали развивать свою национальную черту – врожденное чувство дизайна. Они черпали его в строгой красоте скандинавской природы и в соответствии с ее законами выстраивали пространство вокруг себя. Они мастерски вплетали растительные элементы в предметы быта: посуду, текстиль, мебель, декор. Карельские орнаменты и мотивы народного эпоса «Калевала» прослеживаются в каждой вещи. Особое внимание уделялось деталям, предмет создавался тщательно и на века. По мнению жителей страны, настоящий дизайн неподвластен времени, так как хорошее никогда не станет слишком старым. Известный финский архитектор, отец модернизма, как называют его в Европе, Алвар Аалто, как-то сказал: «То, что было создано однажды, всегда будет возвращаться в новой форме».
На фото:
Страна ценителей дизайна
Дизайн для народа Суоми не является предметом роскоши, который может себе позволить только элита, а предназначен для всех и каждого. Здесь дизайнерские вещи используются ежедневно, начиная от предметов мебели, заканчивая домашним текстилем, а также изделиями из керамики и стекла. Почти в каждом доме мы можем обнаружить небольшую коллекцию тарелок «Iittala», ламп «Pentik» или чашечек «Arabia» с любимыми всей Скандинавией муми-троллями Туве Янссон. Финны относятся с большим уважением к достижениям отечественных лейблов и охотно поддерживают их продажи.
На фото:
Родина известных брендов
Вот уже на протяжении второго столетия Финляндия считается домом лейблов, получивших мировую известность и почетное место в мире моды и, конечно же, дизайна. Вспомним некоторые из них.
Импрессионистический «Marimekko». Сегодня в Европе уважающий себя дизайнер прекрасно понимает значение фразы: «Сделать в духе Marimekko». Ее можно перевести как: «Создать цветочный рисунок с буйством ярких красок, показать смелое цветовое решение, олицетворяющее яркое финское лето». История «Marimekko» берет свое начало в 60-х годах прошлого века. Для женщин и девушек, уставших от бледных красок военных лет, владельцы фабрики выпустили коллекцию платьев с изображением ярких растительных орнаментов, как, например, мак «Unikko», ставший позже олицетворением бренда. Сейчас «Marimekko» помимо одежды выпускает аксессуары, посуду, скатерти, постельное белье, полотенца и многие другие предметы интерьера.
На фото:
Рождение модернизма в интерьере. «Artek». Алвар Аалто и его единомышленники стремились соединить искусство с высокой технологичностью, стремясь к созданию совершенно нового начала, без оглядки на традицию. Компания основана в 1935 году. Она – один из старейших производителей мебели в Финляндии, подаривший миру дизайна немалое количество шедевров, созданных Аалто, которые выпускаются до сих пор.
На фото:
«Iittala». Вне времени и стиля. С 1881 года дизайнеры бренда создают гармонию вне конкретного исторического стиля и периода. Вряд ли можно сказать, что «Iittala» является просто компанией, занимающейся производством изделий из стекла. Это предмет национальной гордости финнов, широко известный за пределами страны и являющийся одной из ведущих торговых марок в скандинавском дизайне.
На фото:
Именно здесь были созданы легендарная ваза «Savoy», самый узнаваемый символ финского дизайна, подсвечники «Kastehelmi», посуда «Ultima Thule», «Taika» и многие другие шедевры, ставшие классикой.
«Pentik». По соседству с оленями. «Если вам что-то нравится, это, несомненно, понравится кому-то еще!» Так всегда говорила Ану Пентикин, невероятно талантливая девушка, дни и ночи работавшая в подвале с глиной в руках на протяжении 45 лет. В 1971 году, благодаря труду и целеустремленности, она основала компанию, которая завоевала сердца ценителей посуды ручной работы.
На фото:
Фабрика по производству изделий из керамики располагалась в Посио, общине провинции Лапландия на севере страны. На сегодняшний день ассортимент производства значительно расширился. Под собственной торговой маркой «Pentik» выпускает предметы интерьера из стекла, металла, керамики, текстиля, а также мебель из природных материалов. Главная идея компании – приносить северную красоту и уют в дома жителей Европы и Скандинавии.
финский модернизм в стекле • Интерьер+Дизайн
Кай Франк (Kaj Franck, 09.11.9011 — 26.09.1989) один из знаменитых финских дизайнеров, который стекло возвел в ранг лучшего материала для воплощения идей модернизма. В честь 100-летия со дня рождения дизайнера Кая Франка была выпущена памятная монета в 10 евро.
По теме: Самая известная табуретка в мире получила новый имидж
Кай Франк был отличным проектировщиком мебели, создавал запоминающийся текстиль, иллюстрации и рисунки, но большую часть жизни посвятил работе со стеклом и фарфором. Именно в этом жанре он создал лучшие работы, изобрел новый жанр легкого модного столового сервиза, который стал основой для создания современной посуды.
Серия декантеров Kremlin Bells: части этого двойного декантера выполнялись из разноцветного стекла, их можно было комбинировать.Кай Франк был блестящим теоретиком повседневности, и доказывал теорию на практике своими функциональными объектами. По его дизайну создавалась прочная эмалированная посуда, чьи эстетические свойства были так высоки, что до сих пор эти винтажные миски и кастрюли по дизайну Франка продаются на интернет-платформах за внушительные деньги.
Стаканы из цветного выдувного стекла, модель n 2744 для Iittala, 1953. Участвовали в 1955 на выставке в MoMA. Позже, в 1993 году они вошли в известную линию Kartio.В сложные для Европы послевоенные годы Франк проектировал повседневные утилитарные предметы и был откровенным теоретиком социальной эстетики функциональных объектов.
Родился Кай Франк в Выборге, в немецко-шведской семье, где в роду уже были архитекторы и художники. Он тоже выбрал этот путь, и решил учиться мебельному дизайну. Кай поступает в Центральную школу искусств и ремесел в Хельсинки (сейчас она называется Высшая школа искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто). Сразу же после окончания университета в 1932 году начинает иллюстрировать каталоги для фирмы декоративного стекла Riihimäki, работать как оформитель интерьеров и витрин, художником потекстилю.
Линия стеклянной посуды Kartio для Iittala и кувшины для Nuutajärvi.С 1934 по 1938 он проектирует мебель, и его замечают: модели везут в рамках Финского павильона на Всемирную выставку в Париже в 1937 году. Оттуда он возвращается победителем: в 1938 году Франка приглашают возглавить одно из подразделений крупной текстильной компании Yhdistyneet Villatehtaat, где создаются расписанные вручную ткани. Эти образцы становятся популярны, и уже в 1940 году его приглашают работать над текстилем в Artek.
Сервиз Sointu для Arabia, 1949.Год окончания Второй мировой определяет его судьбу на долгие годы: в 1945 году он начинает сотрудничество с фирмой по производству посуды Arabia, и вскоре становится ее главным дизайнером. Это сотрудничество сделает компанию знаменитой, а сервизы по дизайну Франка — образцовыми для скандинавского и мирового дизайна.
Стопки для водки Grey glass, Nuutajärvi, 1950.У Франка к этим годам уже выработался определенный взгляд на дизайн: его вполне можно назвать экологическим. Он базировался на бережном использовании материала, минимизации отходов и производству универсальных вещей, способных дополнять друг друга с течением времени. Своей идеальной дизайнерской моделью он считал финский национальный пирог калакукко, в котором рыба запекается в буханке ржаного хлеба. В нем форма полностью соответствовала содержанию, и в результате не оставалось никаких отходов.
Классический набор стеклянной посуды Tupa для Iittala, 1948.В 1946 году компанией Iittala был объявлен конкурс на лучший предмет из стекла, и Кай Франк решает участвовать в нем. В итоге первый приз он делит с Тапио Вирккала, а сам Вирккала со временем станет арт-директором Iittala. Оба дизайнера будут тесно работать друг с другом на протяжении всей жизни, а Франк будет много проектировать для Iittala (особенно много моделей будет создано в период с 1946 по 1950).
Вазы Prisma в трех размерах, для Nuutajärvi, 1967. Входят в постоянную коллекцию MoMA.Участие в конкурсе подтолкнуло Франка к разработке набора посуды для Arabia. Он был убежден, что давно пора избавить скромное послевоенное жилье от громоздких фамильных сервизов. К тому времени даже состоятельные семьи жили без прислуги, женщины ходили на работу, ухаживать за хрупким фарфором было некогда и некому. И он разработал серию минималистских предметов, каждый из которых мог выполнять несколько функций — это было сделано для сокращения количества посуды в доме и для удобства хранения.
Среди коллег в компании Arabia, Слева направо: Карина Ахо, Сара Хопеа, Улла Прокопе и Кай Франк.Новый набор был выпущен в 1952 году и получил название Kilta: в него входили более 30 однотонных предметов. Он имел оглушительный успех, многократно с течение двух десятилетий перевыпускался в различных цветовых комбинациях и с различными рисунками: предметы прекрасно между собой комбинировались, и к тому же можно было найти замену разбившимся. Всего было продано более 25 миллионов предметов по всему миру. К 1970-м годам выпуск сервиза в Arabia прекратили, но Франк разработал новую версию из стекловидного фарфора, которая под названием Teema с 1981 году выпускается по нынешний день Iittala.
Франк экспериментирует с различными техниками работы со стеклом, как в этом арт-объекте для Nuutajärvi.В 1957 году Кай Франк первым из финских дизайнеров получает итальянскую премию Compasso d’Oro. В 1972 году он удостаивается звания профессора. В зрелые годы он увлекся созданием арт-объектов из стекла. Его стали больше интересовать вещи, сделанные вручную и в различных техниках. Он стал создавать удивительные вазы, бокалы и декоративные объекты для Nuutajärvi, в его мастерской появляются абстрактные скульптуры. В них совмещалось множество видов цветно, особеннго материала, особенно он интересовался техникой пузырчатого стекла.
Коллекция арт-бокалов для Nuutajärvi. Арт-объекты из стекла Франк начинает создавать с 1960-х.Позже Кай становится преподавателем в Колледже прикладного искусства в Хельсинки, где он будет студентов до 1960 года, а после станет художественным директором и останется на этом посту до 1968 года.
Сервиз Teema, наследник набора Kilta — с 1981 году производится Iittala.К 1972 году объем его работ достигает такого уровня, что решено делать музей Arabia и Музей стекла дизайна компании Nuutajärvi. В эти годы Франк особенно дружен с Ойва Тойкка, еще одним классиком финского дизайна и мастером выдувного стекла, который перенял свою манеру работы у венецианских стеклодувов. Позже, уже после смерти мастера, Тойкка стал первым, кто получил престижную премию Kaj Franck Design Prize. Ее в 1992 году учредила организация по поддержке финского дизайна Design Forum Finland. Денежная часть премии составляет 10 000 евро.
Сервиз Kilta для Arabia, 1952-1974. Он выдержал множество переизданий с различным декором и цветовыми вариациями. Эмалированная миска для компании Alis, 1960. Рождественские декоративные подвески из стекла для Iittala: Кай Франк экспериментировал со стеклянными пузырями и их комбинациями с другими формами. Миска с орнаментом «Ягоды» из сервиза Франка Kilta для Arabia, 1952. Первоначально дизайнер не хотел использовать ни рисунок, ни орнамент, ни кант для — это было обязательным условием высокой сочетаемости его предметов. Эмалированные чашки из сервиза для компании Finel Arabia Finland.Финляндия – страна всенародного дизайна
Для нас, финнов, дизайн – естественная, неотъемлемая часть жизни. Дизайн прочно вошел в наши будни и праздники. Многие знакомые предметы окружающей нас обстановки являются дизайнерскими творениями. Из посуды наших заводов Arabia и Iittala мы едим и пьем каждый день, в праздники мы ставим на стол вазу «Савой» дизайна Алвара Аалто.
В интерьере наших домов можно увидеть текстильные изделия отечественного бренда Marimekko и мебель фирмы Artek. Мы одеваемся в дизайнерскую одежду отечественных брендов IvanaHelsinki , Ril’s, Tiia Vanhatapio; на отдыхе и для занятий спортом мы носим спортивную одежду наших марок Halti и Rukka. Мы встречаем разнообразные образцы дизайна практически на каждом шагу, начиная с архитектурных строений и городской планировки и заканчивая общественным транспортом и указательными табличками на улицах и площадях. Дизайн является постоянной составляющей финской жизни, которую мы замечаем, как правило, только тогда, когда ее нет, и ее отсутствие лишает нашу повседневную жизнь привычного для нас комфорта.
Мы – подлинная нация дизайна с давними глубокими традициями и обширным наследием и в области дизайна. Уже начиная с 1875 года, финский дизайн стал заявлять о себе на мировом рынке. Успех икон финского дизайна 50-х и 60-х годов перешел по эстафете к нынешним поколениям молодых талантливых дизайнеров, которые работают сегодня со всемирно известными брендами.
Мы – подлинная нация дизайна с давними глубокими традициями и обширным наследием и в области дизайнаФото: © 2010 Marimekko Corporation
Роль дизайна в жизни Финляндии, отношение финского государства к дизайну видны, в частности, в финской политике образования, нацеленной на постепенную интеграцию дизайнерского образования с техническим и бизнес-образованием. В рамках проводимой национальной политики в 2010 г. Хельсинкская школа экономики, Хельсинкский технологический университет и Университет промышленного искусства и дизайна слились воедино, сформировав, таким образом, консолидированную инновационную силу Финляндии – Университет Аалто.
Международное значение финского дизайна подтверждается фактом признания города Хельсинки дизайнерской столицей мира 2012 года.
Для Финляндии характерно быстрое проникновение новых идей, рождающихся в сфере дизайна в коммерческие сферы, в область коммуникаций и услуг, в цифровой дизайн и социальные сети.
В современном мире дизайн является высококачественным продуктом экспорта культуры и одновременно стратегическим инструментом конкурентной борьбы. Финский дизайн, как фактор конкурентоспособности, играет сегодня все возрастающую роль в укреплении позиций финской продукции и финских компаний на мировом рынке. Высокое качество и аутентичность финских материалов и продукции являются базовой платформой для будущего финского дизайна и индустрии финского дизайна в целом.
Посетите нашу холодную северную землю и прочувствуйте жар нашей пламенной любви к дизайну!
Хельсинки – столица мирового дизайна 2012 года: дизайн как часть жизни
Финская столица Хельсинки вместе с ее городами-сателлитами Эспоо, Вантаа, Кауниайненом и Лахти стала столицей мирового дизайна 2012 года. Почетный титул столицы мирового дизайна присваивается один раз в два года решением Международного Совета по промышленному дизайну (ICSID) тому из городов, в котором наиболее зримо влияние дизайна на его социальную, экономическую и культурную жизнь. Хельсинки стал третьей столицей мирового дизайна вслед за Турином (2008 г.) и Сеулом (2010 г.).
В самом сердце Хельсинки расположился целый дизайн-квартал, так называемый Design District HelsinkiФото: © World Design Capital 2012 Helsinki
Программа столицы мирового дизайна на 2012 г. содержит около 300 мероприятий и проектов. Больше половины из них – это проекты с длительным прицелом на будущее, направленные на развитие города и улучшение качества жизни горожан.
Девизом столицы мирового дизайна Хельсинки стала фраза «Дизайн как часть жизни». Этот девиз отражает изменение роли дизайна в современной жизни, расширение границ его практического применения. Сегодня дизайн как творческая деятельность помимо отдельных предметов, охватывает самые различные стороны жизни человека, активно интегрируя, к примеру, в сферу социальных услуг, здравоохранения и др. области. «Дизайн как часть жизни» – это дизайнерский процесс с акцентом на функциональность, в котором потребности пользователя являются ориентиром на протяжении всего творческого процесса, начиная с самой ранней стадии проектирования объекта.
Проекты программы направлены на улучшение повседневной жизни горожан, повышение востребованности финского дизайна как на отечественном рынке, так и за рубежом. В реализации программы задействовано огромное количество самых различных участников: министерства, ВУЗы, музеи, частные компании, объединения.
В самом сердце финской столицы есть место с особо высокой концентрацией креативности и творчества – дизайн-квартал Helsinki Design District. Здесь, на маленькой территории всего лишь немногим более квадратного километра, разместилось свыше 180 интереснейших объектов – магазинчиков дизайна и интерьера, художественных галерей, мастерских, удобных бутик-гостиниц, концептуальных баров и ресторанов; тут же находятся Музей дизайна, Музей финской архитектуры и организация развития финского дизайна «Design Forum Finland».
Ежегодно осенью в Хельсинки проводится Неделя дизайна, приковывающая всеобщее внимание к креативным индустриям, генерирующая дискуссии и новые идеи в области дизайна. Каждой весной Университет искусства и промышленного дизайна Хельсинки организует презентации работ своих выпускников. В конце августа в финской столице традиционно проходит Ночь искусств, во время которой устраиваются различные представления, выставки, организуются бесплатные концерты и другие интересные мероприятия.
Ссылки:
World Design Capital Helsinki 2012Design District Helsinki
Design Museum
Museum of Finnish Architecture
Design Forum Finland
Helsinki Design Week
Студия дизайна Creadesign Oy под руководством Ханну Кяхёнена участвовала в разработке новой серии каминов и печей для компании «Туликиви» (Tulikivi Oy). Печи и камины «Туликиви» дизайна Creadesign имеют современный вид и лаконичные формы. Выполненные из натурального камня вулканического происхождения – талькомагнезита, они прекрасно сохраняют тепло и удовлетворяют самым жестким требованиям к выбросам в атмосферуФото: Creadesign
Роль популяризатора финского дизайна принадлежит организации «Design Forum Finland». В круг ее деятельности входит проведение выставок и семинаров, выпуск публикаций, сбор и распространение информации о дизайне, присуждение наград и премий дизайнерам, организация работы бутика Design Forum Shop. Деятельность «Design Forum Finland» осуществляется при поддержке финского Объединения прикладного искусства и промышленного дизайна, основанного в 1875 году и являющегося одним из самых старейших дизайнерских объединений в мире.
Экспозиции целого ряда финских музеев посвящены финскому дизайну, национальным ремеслам и промышленному искусству. Об истории дизайна рассказывает Музей дизайна., а история самого музея уходит корнями в XIX век: его первые экспонаты были приобретены в 1873 году. Сегодня коллекция музея насчитывает 35 000 экспонатов, 40 000 рисунков и 100 000 графических работ. Музей Арабиа в Хельсинки, представляющий керамику, Музей стекла в Ииттала и Музей стекла в Нуутаярви являются филиалами Музей дизайна. Дизайну стекла посвящен также Финский национальный музей стекла в г. Риихимяки. В 100 км на запад от Хельсинки, в небольшой деревне Фискарс, родине всемирно известной компании Fiskars, разместилась живописная арт-зона со множеством мастерских, кустарных производств, арт-магазинов, кафе, галерей. Среди других музеев, посвященных финскому дизайну – Музей прикладных искусств Финляндии и Музей Алвара Аалто в г. Ювяскюля и Музей-студия Алвара Аалто в Хельсинки.
В Финляндии – развитая сеть различных учебных заведений, подготавливающих специалистов в области дизайна. Огромным авторитетом во всем мире пользуется Университет искусства и промышленного дизайна Хельсинки (основан в1871 г.) и причисляемый к самым лучшим европейским дизайнерским ВУЗам. Сегодня Университет является частью Университета Аалто. На севере Финляндии образовательным центром в области дизайна служит факультет искусства и дизайна Лапландского Университета. Среди политехнических учебных заведений заслуживает внимания Институт дизайна в городе Лахти.
Интересы финских профессионалов дизайна поддерживают и защищают две ассоциации: «Орнамо» (основана в 1911 г.) и «Графиа» (основана в 1933 г).
«Орнамо» насчитывает около 1 700 членов, в их числе промышленные дизайнеры, дизайнеры по интерьерам, художники по текстилю, модельеры, мастера художественных промыслов. Дизайнеры графики являются членами ассоциации «Графиа».
Ссылки на Интернет-сайты:
Design Forum Finland
Design Museum
Aalto Universíty
School of Art & Design
Craft Museum of Finland
The Finnish Glass Museum
Alvar Aalto Foundation
Museum of Finnish Architecture
Ornamo – the national central organization of designers
Grafia, Association of Professional Graphic Designers in Finland
Ханну Кяхёнен – дизайнер для людей
Ханну Кяхёнен занимает почетную должность профессора Совета по искусству Финляндии и является директором дизайнерской студии Creadesign. Поле его творчества необычайно широко и включает целый ряд направлений от стратегического дизайна до разработки фирменных стилей. В 2009 г. Кяхёнен был награжден премией Kaj Franck Design Prize.
Дизайнер Ханну КяхёненФото: Liisa Valonen
В портфеле работ Кяхёнена – дизайн замков и ключей фирмы Abloy, спортивные палки Exel, дизайн трамваев и автобусов с низким полом. В основе дизайна Кяхёнена — экологичность и уважение к людям, которые будут им пользоваться. Работы Кяхёнена – это зачастую ответы на злободневные проблемы современности: как надо оборудовать дома, чтобы дать возможность престарелым людям проживать дома, как обеспечить соцобслуживание на дому. Эти и многие другие вопросы, связанные с благополучием и безопасностью людей лежат в основе дизайна Ханну Кяхёнена.
Уже некоторое время центральное место в работе студии Кяхёнена Creadesign занимает разработка дизайнерских концепций для предметов, которые в дальнейшем могут быть лицензированы и оформлены в виде промышленных брендов. Ключевыми факторами такого дизайна является практичность, экономия места и возможность вторичного использования. Одной из инновационных работ Кяхёнена является складной стул-«перевертыш» 2F, выполненный из березовой фанеры. Стул складывается в двух направлениях и имеет два цвета, лицевой и изнаночный. В складном состоянии его толщина составляет 25 миллиметров; 100 таких стульев занимают всего лишь один куб. метр пространства.
В числе дизайнерских находок Кяхёнена также сборный мост Klapi. Его конструкция может быть изготовлена из камня, дерева или пластика. Идея сборки моста близка к идее детского конструктора: он собирается из отдельных идентичных блоков, и в соответствии с конкретными требованиями каждого заказчика ему можно придать необходимую длину и ширину. Сборка блоков не требует никаких специальных инструментов, и, в принципе, он может продаваться на метры. Мост Klapi – это пример поистине экологического дизайна, позволяющего экономить ресурсы за счет преимущественного использования местных материалов и вторичного сырья.
Ваза «Савой» (Savoy) дизайна Алвара Аалто – всемирно известный шедевр из стекла и классик финского дизайна. Дизайн вазы был разработан Алваром Аалто еще в 1936 году в качестве конкурсной работы-заявки на дизайнерский конкурс завода стеклянных изделий «Кархула-Ииттала». Ваза до сих пор в производстве и в 2011 году отметит свой 75-летний юбилей. (Название «Савой» она получила по названию открывшегося в 1937 году в Хельсинки ресторана «Савой», для интерьера которого Алваром Аалто и Айно была разработана коллекция ваз)Фото: Iittala/Arabia imagebank
Репутация финской моды основана на ее высоком качестве, самобытности и функциональности. Функциональность и практичность финской моды обусловлена необходимостью принимать в расчет погодные условия Севера. Вместе с тем у финских дизайнеров четко обозначилась тенденция выхода за сдерживающие рамки климатических условий; сегодня их талантом создаются оригинальные образцы универсальной моды. Финская мода вступила в период увлекательных преобразований. В течение последних нескольких лет, целый ряд современных финских дизайнеров, в том числе Вуокко Нурмесниеми, Юкка Ринтала, Ритва-Лииса Похъяалайнен, Ритва Фалла выпустили интересные оригинальные коллекции и громко заявили о себе в международном мире моде.
© IVANAhelsinki
Современные финские кутюрье все активнее завоевывает мир моды. Их объединяет одна общая черта – они выпадают из модного мейнстрима. В противовес основным течениям, создаваемая ими мода делает подчеркнутый акцент на индивидуальности и самобытности, независимо от направлений и стилей, в рамках которых они работают, будь это уличная мода или элегантная классика.
Мода на вторичное использование или рециклинг распространилась по всему миру; компания «Глоубл Хоуп» стала пионером в этой области. Многие дизайнеры и небольшие бренды черпают свое вдохновение в винтажных сокровищах разных эпох, среди них модельеры классического направления Анна Руохонен и сестры Пяйви и Анна Хааксилуото, cоздатель эксклюзивной коллекции Наото Ниидоме и специализирующийся на мужской моде Ансси Туупайнен. Свой собственный, легко узнаваемый стиль создали модельеры брат и сестра Туомас и Анна Лайтинен, дизайнерский дуэт Ринне и Нииникоски, модельеры Ханна Сарен, Тииа Ванхатапио, известный кутюрье уличной моды Даниел Палилло, основательница модного бутика «ИВАНАХельсинки» Паола Сухонен и работающий с брендом «Маримекко» Мика Пиирайнен.
В Финляндии целый ряд дизайнеров сделал себе имя своими работами с обувью и аксессуарами: Яанне Лакс, последователь традиций ручной работы и создатель обувного брэнда St Vacant; проживающая в Лондоне дизайнер обуви с мировой известностью Юлиа Лундстен; Минна Парикка, известная своими дизайнерскими моделями обуви и сумок на мотивы гламурных 50-х годов; Санна Кантола и Бруно Богран, создавшие собственный бренд сумок и аксессуаров Lumi Accessories; Вирва Лауно, обновившая оригинальные коллекции обуви и сумок бренда Marimekko; Вилле Лехтинен, известный своим брендом головных уборов и сумок ручной вязки Outo Wear и, наконец, Йенни Ахтиайнен, создательница своей собственной коллекции gTIE оригинальных галстуков, шарфов, накидок на плечи и платков.
Паола Сухонен: мода, покоряющая красотой и жизнерадостностью
Дизайнер-модельер Паола Сухонен, открыла свой семейный бизнес в 1998 году и основала бренд IVANAhelsinki. Бренд представляет собой новый стиль в моде
«феннофолк», которому присуще неповторимое сочетание романтического фольклора с отголосками славянской меланхолии. Бренд отличают фирменные принты, скандинавский минимализм кроя, высокое качество материалов и ручной работы. Одежда и аксессуары бренда изготавливаются в Финляндии отдельными экземплярами в ателье индивидуального пошива. Продемонстрировав свои модели на показе мод во время Недели моды Парижа в 2007 г., IVANAhelsinki стала первым из плеяды финских брендов, заслуживших признание на парижских подиумах. Дизайнерский почерк Сухонен отличают оригинальность, красота и выразительность графического рисунка. Паола не раз получала престижные дизайнерские награды за создание оригинальных принтов для известных брендов, в их числе Google, Topshop, Head snowboards, Swarovski, Coca-Cola, Canon, Amnesty International, а также за принты для Центра современного искусства Mori Art Centre в Tокио. Последним поворотом в профессиональной карьере Паолы стало ее назначение на пост главного редактора журнала Love Contemporary и одноименного бутика online.
Паола Сухонен© IVANAhelsinki
Невозможное, превращённое в реальность: получившая множество премий Блок-Лампа Харри Коскинена,своей легкой внутренней частью напоминает кубик льда,эта лампа мгновенно стала классиком проекта после её выпуска в 1996. Музей Современного искусства Нью-Йорка добавил её как часть своей коллекции 2000 годаФото: Iittala/Arabia imagebank
Национальные традиции и обширное наследие прошлого являются основой современного прикладного искусства и промышленного дизайна Финляндии.
При поддержке финского Объединения прикладного искусства и промышленного дизайна в стране налажена система образования, готовящая современных специалистов промышленного дизайна. Заслугой Объединения является также продвижение финского прикладного искусства на мировом рынке и участие финских дизайнеров в международных выставках и конкурсах. Имя Алвара Аалто, уже хорошо известного у себя на родине, впервые появилось в заголовках зарубежной прессы благодаря его участию в 30-х гг. прошлого столетия в международных выставках; кумиры нации, дизайнеры Тапио Вирккала, Тимо Сарпанева, Антти Нурмесниеми, Нанни Стил стали известны далеко за пределами Финляндии после их триумфа на триеннале в Милане в 50-х и 60-х годах.
Современный дизайн финского стекла, хорошо известный во всем мире, основывается на давних традициях финских мастеров-стеклодувов. Финские компании, в их числе Iittala, бережно хранят и развивают уникальное наследие прошлого. В легендарных деревнях Нуутаярви (1793г.) и Ииттала (1881 г.), издревле населяемых мастерами-стеклодувами, до сих пор производят стеклянные изделия ручной выдувки и посуду мейнстрима. Талантливые художники завода Arabia, опираясь на традиции предыдущих поколений, создают коллекции современной посуды и изделий из керамики. Среди современных мастеров керамики можно выделить имена Кирси Кививирта, Натали Лахденмяки, Хейни Риитахухта и Кима Симонссона; известными именами в мире художественного стекла являются Ану Пенттинен, Харри Коскинен, Маркку Сало и Ойва Тойкка.
Время меняется, и новые времена выдвигают новые требования, смещаются жизненные ценности, но на прочном фундаменте уникальной истории дизайна страны тесная связь финской нации с дизайном сохраняется и по сей день.
На одной только территории Хельсинки с его городами-сателлитами живет и трудится около 10 000 профессионалов дизайна, а число компаний с превалирующей ориентацией на дизайн, в зависимости от критериев классификации, достигает 110 000 – 200 000.
Промышленный дизайн – незаметная, но повсеместная и органичная составляющая финской жизни: мобильные телефоны, лифты, указатели в общественном транспорте – все это плоды креативной работы промышленных дизайнеров Финляндии. Задача дизайна будущего состоит не только в обеспечении его устойчивого развития, но и в дальнейшей интеграции промышленного дизайна в сферу услуг.
Финские компании все активнее включают дизайн в стратегию своей деятельности. Дизайн уже не является прерогативой дизайнерских агентств, он рождается в недрах самих компаний. Среди компаний-лидеров промышленного дизайна «Нокиа», «Коне», «Метсо», «Фискарс», «Ииттала», «Рокла», «Суунто», «Вайсала».
Конкурсы и номинации помогают дизайнерам стать известными среди широкой аудитории; без наград и признания на конкурсах дизайнеры обречены оставаться в тени. Участие в конкурсах принесло известность профессору искусств Ханну Кяхёнену, ставшему победителем номинации Kaj Franck Design Award 2009 года, дизайнерам Арни Аромаа и Саули Суомела из компании Pentagon Design, выбранных финской ассоциацией дизайнеров «Орнамо» промышленными дизайнерами 2010 года.Опираясь на наследие своей культуры, финские дизайнеры всех поколений активно ищут новые пути и методы художественных решений, которые они с успехом демонстрируют на авторитетных международных конкурсах дизайна.
Дизайнер без границ: Харри Коскинен
Основатель фирмы Friends of Industry Ltd Харри Коскинен молод, но уже знаменит. В списке его клиентов – мировые бренды, знаменитые имена: Issey Miyake, Magis, Montina, Venini, Oluce, Design House Stockholm. Одна из его ранних работ – светильник для Design House Stockholm, созданный в виде ледяного куба, сразу же вошла в коллекцию нью-йоркского MoMA. Стул под названием Muu chair, спроектированный Коскиненом для Montina, получил в 2004 г. премию Compasso D’Oro. Акустическая колонка, созданная им для компании Genelec, завоевала в 2009 г. премию Fennia Prize Grand Prix. В том же 2009 году за достижения в дизайне Коскинен получил самую крупную в мире дизайнерскую премию the Torsten and Wanja Söderberg Award.
Харри КоскиненФото: Iittala/Arabia imagebank
Кто этот человек, за плечами которого столько достижений и престижных наград? Корни Харри Коскинена – в сельской местности, в местечке под названием Карстула. Будучи студентом Института дизайна г. Лахти, он выиграл свой первый дизайнерский конкурс, а летом 1996 г. прошел практику в знаменитой деревне мастеров-стеклодувов Нуутаярви. Практика в Нуутаярви стала началом его сотрудничества с компанией Iittala. Последняя коллекция изделий из стекла Коскинена была представлена в сентябре 2009 г. на выставке London 100% Design и на Неделе дизайна Токио. Но стекло – это только верхушка айсберга. Блеском многогранного таланта Харри Коскинена озарены также его работы с пластиком, сталью и текстилем. Примером могут служить получившие многие международные награды фирменные принты Коскинена, созданные им для «Маримекко».
Творческий почерк Коскинена уникален, создаваемые его трудолюбивым гением изделия функциональны, просты и поражают нас вечной, поднимающейся над временными эпохами и границами красотой.
Янине Ревел из иллюстраторского агенства Agent Pekka – одна из cамых интереснейших представительниц финских художников-графиков молодого поколения. На картинке – иллюстрация по названием «Ткань хорошого настроения», созданная ею для концерна «Атриа»Фото: Agent Pekka
Финляндия переживает бум графического дизайна. Сегодня очень популярны такие области, как иллюстрирование, дизайн шрифта, цифровой дизайн и разработка фирменного стиля компаний. Маркетинг графического дизайна легко осуществляется через Интернет: Интернет-сайты, социальные сети и блоги позволяют выйти на целевые группы в глобальном масштабе. Многие финские дизайнеры-графики живут и работают сейчас за границей.
Финский стиль, в котором органично сочетается наследие как европейской, так и западной культуры, совершил настоящий прорыв в дизайне. Мировую известность получили художники-иллюстраторы Клаус Хаапаниеми и Санна Аннукка. Работы первого отличаются богатством фантазии и эмоциональной выразительностью стиля, в работах последней нашли отражения мотивы национального эпоса «Калевала» и финского фольклора. Финские художники-графики Куста Сакси, проживающий в Амстердаме, и Пиетари Пости, основавшийся в Барселоне, заслужили славу мастеров драматически сильных линий и красочной палитры. Дизайнер Сами Кортемяки известен как основатель студии дизайна шрифтов Underware. В штате агентства иллюстраций Agent Pekka работают многие финские художники-графики с мировой репутацией. Ряд талантливых финских художников графики из агентств Dog Design и Hahmo Des специализируется на разработке фирменного стиля компаний. Фирма Tango Helsinki предоставляет целый круг услуг в области коммерческого дизайна от разработки дизайна упаковки до выработки стратегического дизайна компаний. Художники графики Теему Сувиала и Антти Хинкула из дизайнерского бюро Kokoro&Moi выполняют заказы как финских клиентов, так и клиентов далеко за пределами Финляндии.
Видео-игра «Алан Уэйк»(Alan Wake) – психологический триллер, разработанный компанией Remedy Entertainment и опубликованный Microsoft Game Studios эксклюзивно для Xbox 360
Несмотря на то, что финская игровая индустрия появилась не так давно, она впечатляет своими сегодняшними достижениями. Первые компании, специализирующиеся на играх, возникли в 90-е годы прошлого столетия, а большинство существующих на сегодняшний день компаний было создано после 2000 года.
На данный момент в Финляндии действует более 50 компаний, активно занимающихся разработкой игр. Объем реализации игровой индустрии на 2008 год составил 87 миллионов евро.
Талантливые финские дизайнеры с завидной постоянностью выпускают на рынок игровой индустрии уникальные инновационные разработки, благодаря которым финны смогли завоевать лидирующие позиции в мире. Огромной международной популярностью пользуется созданная финскими дизайнерами студии Remedy Entertainment серия игр Max Payne и рожденный в стенах дизайн-студии Sulake интерактивный портал Habbo Hotel. Финны известны во всем мире также высоким уровнем знаний в области трехмерной графики 3D.
Отель «Хаббо»© Habbo Hotel
Разработка игр будущего уже идет, и в индустрии игр строят гипотезы о том, какие следующие революционные новинки выпустят финны на мировой рынок. Помимо вышеупомянутых компаний, специализирующихся на разработке игр, инновационные решения можно ожидать также со стороны и других финских компаний, работающих в индустрии игр, таких как Bugbear, Digital Chocolate, Frozen Byte, Housemarque, Mr Goodliving, RedLynx, Sula Labs.
Финляндия является родиной компании “Нокиа», которая выпускает, в числе прочей продукции, также мобильные игры для телефона. Мобильные игры составляют почти равную с компьютерными и консольными играми долю в общем объеме продукции игровой индустрии. Игры оnline занимают пока еще небольшую долю рынка, но в ней тоже наметилась тенденция роста. Подводя итоги, можно сказать, что игровая индустрия с ее вспомогательными отраслями является важнейшим сегментом растущего сектора дизайнерских услуг Финляндии. Финский национальный инновационный фонд Tekes оказывает поддержку исследованиям и разработкам, проводимым компаниями игровой индустрии. Компания Neogames организует обучение и содействует налаживанию контактов между профессионалами области.
Эеро Аарнио спроектировал свое кресло Ball («Шар») в 1963 году. Оно было представлено в международном выставочном салоне мебели Imm Cologne в 1966 г. и стало сенсацией выставки. Для Аарнио это событие означало прорыв на международный уровень. С кресла Ball также начинается его коллекции изделий из стеклопластика. Самые последние новинки коллекции включают изделия с интегрированными в них музыкальными устройствами и плейерами MP3Фото: Design Eero Aarnio
Мебель – одна из ведущих областей финского дизайна. Классики финского дизайна – кресло под названием Ball («Шар») и кресло Pastil («Тянучка») дизайна Эеро Аарнио, табуретка на трех ножках и кресло под названием Paimio дизайна Алвара Аалто известны всему миру. В дизайне мебели наиболее ярко проявляются лучшие качества финского дизайна: знание материалов, лаконичный язык форм, функционализм. Дизайнерские находки Алвара Аалто 30-х годов не устаревают до сих пор; модели мебели, спроектированные дизайнером Илмари Тапиоваара в 50-е – 60-е годы, снова запущены в производство. В Финляндии выросло также новое поколение талантливых дизайнеров мебели, в их числе Тимо Рипатти, Антти Котилайнен, Микко Лаакконен, Илкка Суппанен и Терхи Туоминен и многие другие. Стул Muu chair дизайна Харри Коскинена несколько лет назад был награжден самой престижной в Европе дизайнерской премией в области интерьера Compasso d’Oro.
Дерево по-прежнему остается важнейшим материалом для дизайнеров мебели. Технический прогресс и инновации открыли новые возможности в работе с формой и структурой изделий их дерева. Благодаря современным технологиям горячей обработки финское дерево приобрело особую прочность и влагоустойчивость. Возникли также технологии, позволяющие, например, прессовать и сгибать листы фанеры новыми способами. Изготовленные из тонких листов конструкции являются прочными, и в то же время создают иллюзию полупрозрачности и невесомости. Примером таких конструкций могут служить акустические элементы стен дизайна Йоуко Кярккяйнена.
Сегодня экологические акценты присутствуют и в мебельном дизайне. Предпочтение отдается местным материалам и экологическому подходу к организации производства; учитывается жизненный цикл мебели. Например, для изготовления монолитных изделий используется твердый композитный материал дюрат, сделанный из переработанного пластика. Примером использования дюрата могут служить столы и скамейки дизайна Эевы Литховиус. Наряду с местными породами деревьев, в производстве мебели стали все шире использовать экологичный бамбук. Стул Compos дизайна Самули Нааманка представляет собой квинтэссенцию экодизайна: сиденье стула выполнено из натуральных волокон, полученных полимеризацией изо льна и кукурузного сахара и поддающихся на 100% биоразложению. Ножки стула -сталь многократного использования.
Эеро Аарнио – виртуоз формы
Эеро Аарнио (род.1932 г.) – один из самых знаменитых финских дизайнеров, работающих в настоящее время. Его работы отличаются необычными формами и смелой цветовой палитрой. В начале своего профессионального пути Аарнио много экспериментировал с пластмассами. Результатом его опытов 60-х годов стало кресло под названием Ball («Шар»). Дизайнер сам назвал его как-то «комнатой в комнате», и это определение как нельзя лучше характеризует творение Аарнио: в кресле можно спрятаться, почувствовать себя защищенным оболочкой, побыть наедине со своими мыслями. Представленное в 1966 г. на выставке в Кёльне, оно принесло Эеро Аарнио мировую известность.
На первый взгляд работы Аарнио с их невообразимыми формами и красками кажутся нетипичными для финского дизайна. Но за их необычностью проглядывают характерные для скандинавского дизайна функционализм и практичность: необычное по форме кресло Pastil («Тянучка»), по мнению многих экспертов, имеет наиболее удобную для человеческого тела форму; кресло Bubble («Мыльный пузырь») Аарнио изготовил из акриловой смолы, которая нагревалась и раздувалась подобно прозрачному мыльному пузырю. Кресло подвешивается на цепи к потолку и как будто парит в воздухе.
В 2008 г. Аарнио получил сразу две престижные дизайнерские награды: финскую премию Kaj Franck Design Prize и Compasso d’Oro – наиболее авторитетную европейскую премию в области дизайна. Аарнио стал третьим финном, заслужившим Compasso d’Oro.
Эеро Аарнио и сегодня, находясь уже в довольно преклонном возрасте, продолжает активно работать. В последние годы Аарнио сфокусировал свое внимание на дизайне освещения. Благодаря виртуозному владению формой, он обогатил эту область удивительными, свежими находками.
Ссылка:
Play Finland »
Текст: Айла Колехмайнен и Анне Вейнола
Финский дизайн. Известные имена: tiina — LiveJournal
Финский дизайн – явление обширное и уникальное. Любая вещь, сделанная в «стране тысячи озёр», сочетает в себе красоту, простоту, практичность, высокое качество и экологичность. Финские дизайнеры умудряются создавать красивые и одновременно практичные вещи, которые удобны в быту и радуют глаз. Красота, как правило, достигается не дополнительным декорированием, а простотой и чёткостью линий.Немного истории
Становление финского дизайна началось во второй половине XIX века, когда Финляндия перешла под юрисдикцию России, обзавелась своей валютой и своим государственным языком. В этот период времени в Суоми стало особенно модным всё своё − карельские орнаменты и мотивы народного эпоса «Калевала» использовались практически везде.
В 1871 г. с высочайшего дозволения российского императора Александра III свои двери открыла первая в Финляндии школа ремёсел, а три года спустя было создано Финское общество ремёсел и дизайна.
Интересный факт: в Центральной школе ремёсел училось весьма много женщин, почти половина от общего числа студентов. Это было очень нетипично для Европы того времени.
Работы студентов школы стали демонстрировать на международных выставках, начиная с 1878 года, однако до 1900 года финнам не удавалось привлечь внимание европейцев к своим работам. В первый год ХХ века Финляндии предоставили возможность обустроить свой павильон. Проект был поручен молодым архитекторам, которые при его строительстве смогли так соединить традиционные финские мотивы и новейшие тенденции архитектуры того времени, сделать свою работу такой непохожей на всё остальное, что было на парижской выставке, и такой колоритной, что покорили сердца всех европейцев. Именно в 1900 г., после Международной выставки в Париже, свет заговорил о феномене финского дизайна.
Следующий прорыв произошел в двадцатых — тридцатых годах прошлого столетия, это случилось благодаря архитектору и дизайнеру Алвару Аалто и его уникальному методу обработки фанеры. Начиная с 1933 г., кресло «Паймио», сделанное им по новой технологии, начало своё триумфальное шествие по европейским выставкам. Так финны на довольно долгий период времени стали законодателями мебельной моды.
Вторая мировая война сильно повлияла на быт жителей Суоми, но не смогла остановить полёт дизайнерской мысли. В этот период развивались и приносили доход казне керамика, декоративное бумажное производство и текстиль. А в первые послевоенные годы на арену моды снова выходит финская мебель и вновь производит фурор. На этот раз он связан с именем Илмари Тапиоваара и его стулом «Домус», который смог покорить не только Европу, но и весь мир.
Новый всплеск популярности финского дизайна приходится на шестидесятые – семидесятые годы, когда у Финляндии появились прочные экономические связи с СССР. В этот период возникают самостоятельные дизайн-студии и дизайнерские группы на производствах, финны начинают использовать в работах чрезвычайно модные для того времени яркие краски и полимеры.
В семидесятых, после нефтяного кризиса, дизайнеры Финляндии вновь возвращаются к истокам – натуральным материалам, национальному колориту, естественным краскам, эргономичности и уже не отступают от них.
В 80-е начинается новый виток развития финского дизайна, на котором финны научились умело сочетать в своих творениях природные и искусственные материалы и делать вещи массового производства не только удобными, но и красивыми.
Нелегко пришлось всей Финляндии в 90-х, когда распад СССР, основного покупателя финских товаров, чуть не погубил экономику страны. Однако, несмотря на тяжелое положение, финские власти продолжали инвестировать в дизайн, лишь немного сместив приоритеты, теперь главным стал сектор Hi-Tech. Как показывает время, это решение было абсолютно верным и помогло Хельсинки в 2012 году получить титул Мировой столицей дизайна.
Известные имена
Рассказывая об истории становления финского дизайна, мы уже упомянули имена признанных мэтров, Алвара Аалто и Илмари Тапиоваара, завоевавших мир своими креслами и стульями. В этой части мы продолжим рассказ о «мебельном походе» финнов и немного расскажем о дизайнерах, создающих современную одежду.
Пожалуй, одним из самых известных из ныне здравствующих финских дизайнеров-мебельщиков является Эро Аарнио, покоривший всех своими поразительными креслами. Первое его творение – пластиковое кресло-мяч (Ball Chair) попало в массовое производство в конце шестидесятых совершенно случайно: два представителя Asko пришли к Эро домой посмотреть эскизы мебели из сосны, но увидели сделанное им вручную и в единственном экземпляре кресло-мяч, впечатлились и запустили его в серийное производство.
Так Эро Аарнио стал знаменитым и востребованным дизайнером, а его Ball Chair даже снялся в эпизоде фильма «Люди в чёрном». После кресла-мяча были кресло-пузырь и кресло-лепешка, чья форма признана самой удобной для человеческого тела. Потом Эро придумал презабавные кресла-пони, кресла-цапли и кресла-собачки, массу стульев и табуретов необычных форм. Однако в истории дизайна он, пожалуй, навсегда останется изобретателем того самого кресла-мяча, хотя, как знать, Эро продолжает творить, может, придумает что-то более выдающееся.
Одним из широко известных финских дизайнеров одежды является Май Ниеми, создающая уникальную экологичную одежду. Она черпает своё вдохновение в народном эпосе «Калевала», часто использует в своих работах национальные орнаменты. Май обожает вязаные вещи и её коллекции просто потрясающи.
Паола Сухонен – пожалуй, самое известное финское имя в индустрии одежды. Ей принадлежит бренд Ivana Helsinki. Одежда этой торговой марки продается в одноименных бутиках в Финляндии и США, в сотнях лучших магазинах по всему миру
Коллекции Паолы всегда необычные, яркие и женственные.
Минна Парикка разрабатывает очень интересные модели обуви и аксессуаров: шарфов, сумочек, перчаток. Этот смелый дизайнер не боится сочетать несочетаемое, использовать яркие краски и необычные формы.
Известные бренды
На самом деле, довольно многие финские бренды снискали популярность не только в Европе, но и во всём мире. Мы упомянем лишь три, на наш взгляд, наиболее известных и значимых.
Nokia – бренд, под которым выпускались телевизоры, шины и даже бумага. Однако большинство знакомо с Nokia как с маркой мобильных телефонов. Концерну удавалось долгие годы удерживать пальму мирового первенства в этой области. Nokia и поныне остается самой любимой у россиян маркой телефонов и занимает девятнадцатое место в списке самых дорогих брендов мира.
Marimekko. Именно это название всплывает у многих в памяти, когда речь заходит о финском дизайне. Яркие краски, огромные цветы, пёстрые орнаменты, смелые сочетания цветов – вот отличительные особенности продукции этой компании. С 50-х годов прошлого века Marimekko не меняет приоритетов и остается верной себе и любимой во всём мире. Магазины этой компании есть в Финляндии, Германии, Великобритании, Японии, Австралии и множестве других стран.
Linux – ещё один финский бренд, известный во всём мире. Эта бесплатная операционная система с открытым кодом увидела свет в 1991 г. благодаря Линусу Торвальдсу. С тех пор прошло уже два десятка лет, но она не утратила своей популярности и актуальности и продолжает использоваться немалым количеством пользователей, до сих пор являясь самой распространенной из свободных ОС.