Эпоха рококо: Рококо — это… Что такое Рококо? – история происхождения стиля, характерные особенности эпохи рокайльной живописи. Фото картин ярких представителей рококо — Франсуа Буше, Жан-Марка Натье, Николя Ланкре, Жана-Оноре Фрагонара

Эпоха рококо — Люди Роста

Век Рококо

Возникший первоначально как стиль в оформлении интерьеров, рококо зародился в начале XVIII века. Первые образчи- ки живописи в этой манере призваны были лишь дополнять интерьеры и имели скорее декоративный характер. Но вскоре утонченные, легкие, чувственные произведения вошли в моду, и на свет явился новый художественный стиль — рококо.

Конец XVI Iи XVIII век называют веком Просвещения или эпохой Разума, что вполне точно характеризует время открытий в науке, технике и искусстве, когда традиционные общественные структуры подверглись переоценке. Ученые и филосо- фы утверждали, что знания и здравый смысл могут избавить человека от предрассудков и религиозного гнета, которые несут с собой страда- ния и смерти миллионов людей в религиозных войнах. Подобные взгляды широко распространились благодаря изданию энциклопедий. Книгопечатание сделало знания доступными, горожане покупали книги и памфлеты, что способствовало развитию независимости мысли. Социальные, политические и интеллектуальные реформы, ставшие результатом этого процесса, давали людям надежду на будущее, что, безусловно, повлияло на ситуацию в изобразительном искусстве.

В этот период политическая обстановка в Европе и Америке была менее напряженной, чем в предшествующее столетие. Философы выдвигали идеи личной свободы человека и демократии, а богатые люди открыто наслаждались своим положением, не испытывая более чувства вины, порождавшегося прежде религиозными представлениями. Стиль рококо стал видимой демонстрацией оптимизма того времени. Он обращался к чувствам, а не к разуму, подчеркивая превосходство красоты над философией.

Рококо назвали «французским стилем», по месту его зарождения.
Великолепный дворец Людовика XIV (1638–1715), нарочито роскошный Версаль, породил идею, что искусство может просто служить украшением, а не воспитывать или обучать. Его наследник, Людовик XV (1710–1774), тоже окружил себя невиданной роскошью, но под влиянием своей фаворитки мадам де Помпадур (1721–1764) предпочитал более изысканный стиль. И декора- тивное искусство, и живопись отличали легкость
и игривость. Никаких скрытых намеков, никакого морализаторства. Подобного рода художественные перемены стали модными сначала при дворе, потом среди высшей французской аристократии, а следом новое течение овладело умами буржуазии. Исторические и религиозные сюжеты уступили место романтическим сценам, мифологическим и вымышленным картинам, легкомысленным зарисовкам повседневной жизни.

Рококо описание

Декоративность и легкость достигались изяществом рисунка, мягкими пастельными цветами и искусной манерой письма. Изысканные произведения живописи и скульптуры идеально дополняли архитектурные шедевры и прекрасные интерьеры. Сохранив некоторые сложные формы и достижения барокко, стиль рококо был, разумеется, менее масштабен, но все же имел и собственные отличительные черты — восточные мотивы, асимметричность композиции. После 1730 года, благодаря распространению гравюр и путешествиям знати, стиль проник за пределы Франции — в Италию, а потом и в другие страны Европы и в Америку.

«Joie de vivre»

Легкомысленноеиигривоеискусстворококосталоотражением«joie de vivre» («радости жизни»). Типичные картины рококо изображают беспечных аристократов в вымышленной обстановке — они резвятся, проказничают и флиртуют, пируют на природе, играют на музыкальных инструментах, частенько на фоне пасторального пейзажа или в роскошном будуаре. Главный мастер этого периода — Жан Антуан Ватто (1684–1721), обретший известность благодаря своим fe^tes galantes,«идиллическим сценкам», где элегантные дамы и господа отдыхают или действуют в неких воображаемых обстоятельствах. Любимый художник Людовика XV Франсуа Буше (1703–1770) прославился идиллическими работами на классические темы, аллегориями и портретами. Оноре Фрагонар (1732–1806) иллюстрировал новый стиль утонченными, яркими, игривыми полотнами, идеально отобразившими жизнерадост- ность и беспечность французской аристократии накануне революции. Жан Батист Симеон Шарден (1699–1779) зафиксировал в деталях жизнь французской буржуазии, хотя его работы все же менее декоративны, чем живопись рококо в целом. Творчество

Элизабет-Луизы Виже-Лебрен (1755–1842) испытало на себе влияние рококо, особенно заметно это в портрете Марии-Антуанетты — мягкие непринужденные мазки, выбор цветовой палитры. Этьен Морис Фальконе
(1716–1791) изваял изящные асимметричные статуи, изображавшие радость и любовь. В Англии элементы рококо проявлялись в творчестве сэра Джошуа
Рейнольдса (1723–1792), Томаса Гейнсборо (1727–1788) и Уильяма Хогарта (1697–1764). В Италии Джанбаттиста Тьеполо (1696–1770) прославился своими потрясающими росписями и фресками, а Каналетто (1697–1768) и Франческо Гварди (1712–1793) — великолепными светлыми пейзажами в стиле рококо, где тщательно выписана каждая деталь.

Впрочем, период рококо длился недолго. Уже к концу XVIII века в Германии его высмеивали, называя Zopf и Perucke («косички» и «парики»), и вскоре стиль совсем вышел из моды, уступив место строгим античным стилизациям неоклассицизма.

Прекрасная Дама эпохи Рококо / Разное. Интересное / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол

Дорогие мои Бейбиковцы, в первой части моего топика мы перенесемся во Францию 18 века, в «галантный век» короля Людовика XV и великолепной Марии Антуанетты.
Это время расцвета самого женственного стиля в истории, который назывался «Рококо». Итак вперед мои друзья, в блистательный XVIII век, «век, когда правили женщины», как сказал А.С. Пушкин.

… Иллюстрации не претендуют на историческую достоверность 🙂

Начало этого стиля приходится на период 1715-1723 гг. — время правления регента Филиппа Орлеанского, и достигает расцвета в эпоху короля Людовика XV. Людовик (впрочем, как и многие его предшественники) мало интересовался государственными делами, все свое время посвящая охоте, бесконечным балам и другим развлечениям.


Так, беспечно резвясь, развлекаясь и «прожигая жизнь», Людовик XV придумал знаменитое изречение “После нас хоть потоп”. Что ж, король, как говорится, «как в воду глядел» — после смерти Людовика XV, в 1789 г., разразилась Великая Французская революция, и королевская власть во Франции была уничтожена.

Огромное влияние на всю жизнь государства в царствование Людовика XV оказывали его фаворитки. От их капризов и интриг зависела вся политика короля. Наибольшее влияние на короля оказывала знаменитая маркиза де Помпадур, чьи портреты вы видите ниже.


Говорят, что на прихоти фавориток уходило более половины государственного бюджета! Некоторые исследователи вообще этот период называют «веком женщин» — так велико было их воздействие на все стороны жизни государства. И, конечно, они оказывали самое непосредственное влияние на развитие моды и стиля.


В эту эпоху, прежде всего, изменился сам стиль жизни, главенствующие тенденции в обществе. Прочь грубость, вульгарность — но вместе с тем и простоту, естественность! В моде хрупкая жеманница, неземное томное романтическое существо. Идеалом женщины в этот период является стройная и хрупкая жеманница с осиной талией, узкими бёдрами, хрупкими плечами. Такой силуэт оставался модным на протяжении всей эпохи рококо



Стиль рококо отличался причудливой асимметрией и изяществом форм. 18 век — это время, когда аристократия замыкается в своем уютном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах, маскарадах, охотах, пикниках и любовных приключениях.В светских салонах господствовали женщины. Желание нравиться преобладало надо всем и вызывало к жизни одежду, подчеркивающую чувственные формы тела. Все, абсолютно все хотели быть молодыми (вечно молодыми): чтобы скрыть возраст, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки сильно румянили.


Движения, походку вырабатывали с учителями «хороших манер», даже сидя за столом, ноги вставляли в специальные колодки, приучая их к «третьей позиции». «Хороший тон» являлся последней преградой, при помощи которой аристократия пыталась отмежеваться от набиравшей силу буржуазии.


Недаром XVIII в. называли «галантным веком», веком пудры, кружев, менуэта, веком женственного мужчины.Аристократические костюмы сверкали золотом и драгоценными камнями. Официальная одежда, служебная, салонная и даже домашняя были одинаково великолепны. Даже вместо пуговиц носили драгоценности. А граф д’Артуа, будущий король Карл X, в качестве пуговиц использовал маленькие часики в драгоценной оправе. Парадные платья, даже самые дорогие, надевали лишь по одному разу.

В одеждах преобладали нежные тона, а растительные узоры выглядели особенно натуралистично. Это время, когда придворные острословы изощряются в фривольности: модные ткани нежно-зеленного и нежно-желтого цветов получают почти неприличные игривые названия — «испачканный навозом», «кака дофина» (дофин — наследник престола) и т.д.грациозность и легкость отличают силуэт женского костюма того времени: узкие плечи, чрезвычайно тонкая талия, высоко приподнятая грудь, округлая линия бедер.


Опять в моде платья на железных обручах, юбки стали шире и приобрели куполообразную форму. Во второй половине столетия юбка сильно расширяется в стороны, ее круглая форма превращается в овальную (растянутую в боках и сплюснутую спереди и сзади). Бока юбки так вытянуты, что кавалер не мог идти с дамой рядом, а шел несколько впереди, ведя ее за руку.


Костюм завершался прелестной женской головкой со значительно уменьшившейся в размерах гладкой прической. Но уже во второй половине XVIII в. прическа снова «вырастает» вверх, иногда на высоту до 60 сантиметров. Причем это происходит чуть ли не пропорционально тому, как все больше и больше расширяется юбка на бедрах. Знаменитые парикмахеры (легендарный Дажé — личный куафер маркизы де Помпадур — всевластной фаворитки Людовика XV, блистательный Леонар Боляр — придворный парикмахер Марии-Антуанетты) вместе с модистками создают на головах своих высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев; тюрбановидные чепцы, украшенные полумесяцем; даже целые корабли с поднятыми парусами; ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплоть до садовой архитектуры. Иногда на голове была масса драгоценностей, которые превосходили вес самой головы.


Чаще всего платье выполнялось цельнокроеным. Корсетный лиф плотно облегал фигуру спереди, а на спинке масса ткани свободно ниспадала широкими складками, переходящими в длинный шлейф. Декольте чаще всего делалось очень низким, сильно открывавшим грудь и шею. Юбка на каркасе, выполнялась почти без складок. Рукава, узкие вверху и расширенные книзу, завершались пышными широкими кружевами в несколько рядов. Многие костюмы эпохи Рококо нашли свое отражение в творчестве знаменитого художника Антуана Ватто, и этот особый крой спинки платья даже стал называться «складки Ватто», такие же как и на платье моей кукле Мишель.


В эпоху Рококо за счет более пышных юбок объем женского костюма в целом увеличился, что сказалось на декоре используемых тканей. Стали широко использовать ткани с крупным рисунком, появились также ткани в полоску. И, конечно же, глобальные тенденции в развитии стиля рококо привели к общему усложнению декоративности. В эту эпоху основным трендом в моде является украшательство. Платья в изобилии отделываются гирляндами, пуфами, кружевом.

Повсеместно принято ношение корсета. Это делает талию все более тонкой – франтихи эпохи Рококо наследуют моду, принятую еще при Екатерине Медичи, которая, как известно, затягивала корсет до буквально «осиной» талии (33 см). Корсет также сильно приподнимает грудь и почти что обнажает ее, поэтому декольте принято прикрывать тонкой полупрозрачной косынкой.


С одной стороны, контраст между тонкой, изящной талией и необъятным кринолином на каркасе панье дает модницам возможность получить чрезвычайно сексуальную и привлекательную фигуру. С другой – ношение жестокого, чрезвычайно плотно затянутого корсета приводит к тому, что женщина может упасть в обморок при малейшем волнении или ускорении шага.


Помимо, так сказать, основного туалета, XVIII в. принес большое количество мелких дополнений к одежде: сумочки для косметики, называемые по имени фаворитки короля – «помпадур», перчатки, муфты, веер. Туфли того времени – маленькие и изящные, имеющие глубокий вырез и довольно высокий каблук. Также носили и довольно низкие шелковые туфли, с богатой вышивкой, украшенные драгоценными камнями, пряжками и лентами.




Одежда эпохи Рококо достаточно откровенно демонстрировала обнаженное тело. Поэтому нижнему белью, которое теперь стало почти что произведением искусства, также уделялось большое внимание. Оно изготавливалось из шелка и украшалось кружевной отделкой, богатой вышивкой, серебром и золотом.


Стиль Рококо – это типичная придворная мода, которая быстро распространилась на всю аристократическую Европу. В это время все шире распространялись и первые модные журналы, которые способствовали стремительному распространению новинок моды в европейских столицах.




А здесь продолжение моего топика, рассказ о кукле Мишель Баркер

Дамские прически эпохи Рококо | Журнал Ярмарки Мастеров

Философию стиля Рококо определяли женщины. «Женщины царствовали», — сказал Пушкин о том времени, когда заря рококо только занималась. Рококо считает главным в жизни — праздник, утонченное наслаждение и любовь. Игра, «искусство казаться» в жизни достигло в этот век такого совершенства, что театр с его условностями на сцене — померк.

На протяжении всего XVIII в. чувственность и изысканность будут определять стиль женской аристократической одежды. В моде тонкая фигура, гибкая талия, мягкие округлые линии бедер, маленькая головка, небольшая высокая грудь, маленькие руки, тонкая шея, узкие плечи — женщина напоминала изящную фарфоровую статуэтку.

Все аристократки, будь то роскошная маркиза де Помпадур или добродетельная Мария-Терезия, с легкой руки герцогини Шрусбери, носили умерено пышные юбки на каркасе и маленькую, скромную, слегка припудренную причёску, украшенную букетиками или кружевной наколкой.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 1

Маркиза де Помпадур

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 2

Австрийская императрица Мария-Терезия

Пышность юбки гармонировала с прической и была относительно невелика

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 3

Однако с появлением на истрической сцене Марии-Антуанетты панье (в России — фижмы) постепенно приобрели просто устрашающие размеры. К 1725-му году они достигали 7-ми и более футов диаметром, вследствии чего круглое панье заменяется двойными фижмами, когда две полукупольные формы (для каждого бедра отдельно) крепили тесьмой на талии.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 4

Юбка с панье «с локтями»

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 5

Эта юбка с панье «гондола» (плоская спереди и сзади)

Однако ширина такой юбки создавала ее владелице массу неудобств.. в частности, было невозможно сесть в карету или пройти в дверь. Французские портные вскоре усовершенствовали и эту модель, предложив остроумную конструкцию, правда, довольно сложную: металлическое панье, отдельные части которого крепились на шарнирах и были подвижны. Управлялись они с помощью лент, выпущенных через небольшие разрезы на поверхность юбки.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 6Дамские прически эпохи Рококо, фото № 7Дамские прически эпохи Рококо, фото № 8

По мере увеличения ширины юбки росла и высота дамских причесок. Все начиналось скромно…:-)

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 9

Однако уже в 70-е годы прически представляют собой целые сооружения высотой от 50 до 100 см, возведением которых по несколько часов занимаются искуссные парикмахеры-куафёры.

Настала эпоха парикмахерских безумств, ознаменованная появлением прически «Цветы королевы», украшенной хлебными колосьями и рогом изобилия.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 10

Соперничая между собой, столичные куафёры измышляли не только невиданные до сих пор причёски, но и неслыханные для них названия: «Зодиак», «Бурные волны», «Охотник в кустах», «Бешеная собака», «Герцогиня», «Отшельник», «Капуста», «Мушкетёр», «Полисадник», «Улыбка ангела», «Расцветающая приятность», «Прелестная простота».

Творчество виртуоза парикмахера и шляпника Леонара Отьё по прозвищу Боляр — «Великолепный» и неуёмная фантазия королевы Марии-Антуанетты дали миру такие шедевры, как «Взрыв чувствительности», «Сладострастная», «Тайная страсть». В сравнении с бледной «неженкой» или скромной «бабочкой» предыдущего периода это были громадные, сложные по исполнению причёски, составлявшие единое целое с головным убором. В них находили отражение международные события, успехи в технике.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 11

Головные уборы, конечно же, существовали самостоятельно. Целое направление в создании шляп, придумал знаменитый маэстро: «шляпы настроения», — так назывались причудливые сооружения, вписанные в не менее причудливые причёски изысканных дам. Они предназначались для выражения тайных мыслей и чувств особы, надевшей такую шляпку.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 12

Удобство, изящество и красота были принесены в жертву Её Величеству Моде. Несмотря на очевидные неудобства таких причесок — дамы спали, положив голову на специальные подставки, на голову надевались специальные каркасы и эта опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья. На такие высокие причёски использовали десятки шиньонов, шпилек, помады и пудры — куафёры изобретали и воплощали в жизнь всё новые и новые виды «искусственности», стараясь угодить всем вкусам, пристрастиям, а также сообразуясь с политическими переменами. Число разнообразных причёсок постоянно увеличивалось. В книге «Похвала парикмахеров, направленная дамам» их было перечисленно 3774.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 13

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 14

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 15Дамские прически эпохи Рококо, фото № 16

Мария-Антуанетта, 1780 год

Карикатуристы надсмехались над такими куафюрами как моглиДамские прически эпохи Рококо, фото № 17

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 18

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 19

К началу 80-х годов, благодаря влиянию все той же неугомонной Марии-Антуанетты, платья приобретают более мягкий силуэт и в первую очередь это коснулось костюмов «для деревенской жини». Под такие платья не одевали корсет и панье, так как эти платья в английском стиле имели удлинённую мысом спинку, зрительно суживающую спину и талию.

С изменением костюма несколько видоизменяется причёска. Она становится ниже — тип причёски «Принцесса Ламбаль». Форма её асимметрична. Букли становятся не модны. Волосы завивают и расчёсывают. Украшения используют намного меньше, а в 80-е пудра совсем выходит из моды.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 20

Спасибо за внимание!

Рококо — Вікіпедія

Рококо́ — галантний, реверсований стиль щодо бароко, що в другій половині XVIII століття дійшов (з Франції і Австрії) до України — до Києва, Львова у 1760 — 1770-тих pp. Творчим рушієм доби рококо у всіх ділянках культури було еспрі («esprit») на противагу чуттєвості («sensibilité») чи рації («raison») класицизму.

Загальна характеристика[ред. | ред. код]

Майже головним словом доби рококо було слово «примха» (каприз). У мистецтві визначається легкими, нервовими, ніжними та химерними формами («грайливе» рококо). Він виявився насамперед у розплануванні і декорації інтер’єру (палаців, церков, костьолів). В добу рококо скульптура (переважно поліхромна) стала істотною частиною архітектурної композиції, а орнамент (зокрема у різьбі) набрав форм мушлі («rocaille»). У добу рококо широко розвинулося мистецьке ремесло — ткацтво, ювелірство, порцеляна, меблі, гобелени.

Вельможі доби рококо поставили за мету щоденні насолоди. Насолодам повинні були сприяти розкішні інтер’єри палаців і церков, розкішні сукні, черга свят в садах бароко і в павільйонах влітку, а взимку в палацах. Надміру використовувалась косметика — білила, пудра, рум’яна, чорна фарба(сурма)для брів, мушки. Косметику рясно використовували як шляхетні жінки, так і чоловіки. Особливого поширення набуло використання мушок на обличчі — різне розташування мушок мало своє значення для обізнаних в куртуазних іграх вельмож.

В живописі доби рококо переважали свята і театральні вистави, безкінечні закохані пари міфологічних персон, штучні і приємні пейзажі, пристосовані лише для побачень, флірту, танців, шляхетного і легковажного дозвілля. В портретах — всі підкреслено усміхнені, люб’язні, витончені, але це була маска, що приховувала численні недоліки осіб і надзвичайно складні проблеми.

Це був бенкет посеред чуми — з штучно скасованими проблемами, туберкульозом, сифілісом, бідністю, смертю.

Примхливе і чудернацьке мистецтво рококо було скасоване новою і могутньою хвилею класицизму кінця 18 століття і стилем ампір.

Періодизація[ред. | ред. код]

Донато Креті. «Меркурій передає богині Юноні відрубану голову Аргуса», Палаццо Аккурсіо, Болонья

Деякий час мистецтво XVIII ст. у Франції розділяли на два головні періоди — рококо та класицизм (або неокласицизм кінця XVIIIст.) або за королями, що непродуктивно. Цей спрощений підхід, котрий панував у мистецтвознавців Франції, досить схематичний і не спирався на історичні закономірності і їх відбиток в реальності[1]. Спрощений підхід ігнорував реальні зміни, переносив акцент на інші події, відсував в тінь накал антифеодальної боротьби і важливість такого періоду, як революційний класицизм, унікального явища західноєвропейського мистецтва.

Реальна картина боротьби ідей і змін стилів була куди складнішою, пістрявою, багатоетапною.

  • Перші десятиліття XVIII ст. — це академічний класицизм, вельми своєрідний і більш схожий на «бароковий» класицизм.
  • Стилістичним напрямкам передував період предрококо, слабкі паростки якого пробилися в творчості декількох різних майстрів, не обов’язково французів (італійка Розальба Кар’єра з Венеції, деякі голландські і німецькі майстри — Йоган Шенфельд )
  • Рококо (між академічним класицизмом XVII ст. та неокласицизмом кінця століття).
  • Просвітництво, що розвинулось паралельно і сінхронно з рококо і практично підготувало антифеодальну революцію 1789–1793 рр.
  • Класицизм кінця XVII ст. в співіснуванні з сентименталізмом, короткий за терміном революційний класицизм і нав’язаний мистецтву Франції (Наполеоном та його прибічникамими-маршалами) ампір.
  • Класицизм (і ампір) проіснував до 1830-1850-х рр. і співіснував з романтизмом.

Мистецтво рококо як таке зберігає аристократичний характер і обслуговує потреби привілейованих станів суспільства. Мистецтво рококо (з його легковажністю, культом насолод, фліртом) існує наче для того, щоби подобатись аристократії і легко повчати і розважити її в дозвілля.

Практично у всі періоди XVIII століття історичний живопис, оголошений головуючим жанром, втрачав провідні позиції, поступаючись малопрестижним портретному і побутовому жанрам. Бо практично всі відомі митці століття, прибічники рококо Франції та Італії, були портретистами, а портрет опинявся в центрі боротьби ідей, практично головував в мистецьких пошуках.

Усвідомлення значущості стилю рококо розтяглось на століття. Так, французький академічний словник від 1835 року обмежував існування рококо періодами правління королів Луї XV та початком правління Людовика XVI. Були означені в словнику лише галузі дизайну інтер’єрів, живопису, порцеляни і ужиткового мистецтва. Хоча вплив рококо був набагато більшим і охопив тодішні літературу, театр, музику, частково — архітектуру. Приблизно з того ж 1835 р. країни Європи пережили нову хвилю рококо, котру назвали неорококо XIX ст. В меблярстві і в порцеляні стилістика неорококо утримала власні позиції і в XX ст.

В XX ст. незважаючи на дискусії, стиль рококо науковці визнали базісним стилем західноєвропейського мистецтва поряд з бароко і класицизмом.

Рококо і людські долі[ред. | ред. код]

  • Якопо Амігоні. Портрет кастрата Фарінеллі. Аби не ламався гнучкий голос, співак зробив кастрацію.

  • Портрет вченого д’Аламбера. Через конфлікт з католицькою церквою був похований в спільній могилі з жебраками без позначення де саме.

  • Френсіс Хейман. «Мінлива молодість танцює під музику каліки», деталь картини

Портрети доби рококо[ред. | ред. код]

  • Майстерня Ніколя де Ларжильєра,1725 р., «Вольтер», Музей Карнавеле, Париж.

  • Портрет скульптора Георга Доннера, гравюра з портрету пензля Пауля Трогера

  • Худ. Антуан Пен. «Акторка Бабетта Коко», 1750 р., Потсдам, Німеччина

  • П’єтро Ротарі, «Панночка з лютнею», 1762 р.

  • Гравер Джан Джузеппе Орілья, портрет Раймондо де Сангро, 1754 р.

Вважають, що живопис стилю рококо зародився у Франції. Культурні зв’язки сусідніх країн і панівна мода доби досить швидко зробили мистецтво рококо інтернаціональним, здебільшого при королівських дворах чи в аристократичних садибах. Стилістику рококо мав живопис Франції, Італії, німецьких князівств, Австрії (і Чехії в її складі), Російської імперії, найменше Голландії, Португалії, Іспанії (ранішні твори Гойї).

Найкращі зразки живопису рококо дали Франція та Італія. У Франції засновниками рококо стають француз Ватто і італійка з Венеції Розальба Кар’єра. Пізніше справу продовжили —

Стилістика рококо притаманна учнівським і ранішнім творам велетенські обдарованого Жака Луї Давіда, майбутнього прихильника класицизму і ампіру. Особливе місце посіла і творчість Шардена, видатного майстра натюрморту Франції в добу рококо. Риси рококо притаманні деяким жанровим картинам Шардена, але без еротизму, театральності і ідилічно-пасторальних мотивів, таких типових для стилю рококо у інших художників.

Серед художників італійців стилістику рококо розділяли:

Космополітизм живопису рококо найбільш притаманний саме творам італійців, що досить легко перетинали кордони різних держав і роками працювали поза межами Італії (Амігоні — в Баварії, Лондоні й Мадриді, Бернардо Белотто в Німеччині й Польщі, П’єтро Ротарі в Дрездені, Відні та Петербурзі).

На 18 століття припав новий розквіт мистецтва портрета. Причетним до стилів пізнього бароко і рококо слід визнати також Олександра Росліна — відомого портретиста зі Швеції, теж досить космополітичну фігуру доби (працював у Швеції, Італії, Німеччині, Російській імперії, Франції, помер у Парижі).

  • Худ. Етьєн Жора. Конвой паризьких повій у монастир Сальпетрієр, у виправний будинок. 1745

  • Худ. Ватто. Примхлива партнерша

  • Анрі П’єр Данлу. «Портрет французького актора Тенара в ролі Фігаро»

  • Луї Жан Лагрене, «Кентавр Несс викрадає Деяніру», 1755, Лувр

  • Франсуа Буше, «Водяний млин», Лувр

  • худ. Джованні Доменіко Ферретті. «Арлекін як вдалий пан» (Арлекін і Арлекіна)

  • худ. Джованні Доменіко Ферретті. «Арлекін-провінційний селюк»

  • худ. Джованні Доменіко Ферретті. «Арлекін-ненажера»

  • худ. Джованні Доменіко Ферретті. «Арлекін-невдалий вояк», перша половина 18 ст. (до 1751 р.), Прато, палаццо дельї Альберті, Італія .

Релігійний живопис у стилі рококо[ред. | ред. код]

  • Якопо Амігоні. «Гріхопадіння Адама і Єви», фреска, Оттобойрен, Баварія

Спротив стилістиці рококо[ред. | ред. код]

«Вже ніхто не шукає слави, а тільки розваг і забави» — Вольтер.

Не всі прихильно ставилися до стилю рококо навіть у Франції. Спроби відійти від стилістики рококо робив скульптор Едм Бушардон (1698—1762). Вже в перших своїх творах Бушардон зробив спроби відмовитися від грайливого рококо, спираючись на досвід французького класицизму 17 ст. та на лаконізм античного мистецтва. Отримавши замовлення на побудову фонтану Чотирьох Сезонів в Парижі, він створив твір, що нічим не нагадував стилістику рококо ні в архітектурі, ні в скульптурному декорі. Повністю порвав зі стилем рококо і Жак-Луї Давід під час свого перебування у Римі. Навіть пізні твори «класичної» фігури рококо — художника Жана-Оноре Фрагонара свідчать про відхід від рококо та орієнтацію на реалістичний живопис голландців 17 століття.

Життя та творчість Етьєна Моріса Фальконе припали на пору досить швидкої зміни декількох мистецьки стилів — пізнього бароко, рококо і класицизму. Митець широкого мистецького діапазону, Фальконе вдало працював в кожному з них, про що свідчать скульптурні групи «Смерть Мілона Кротонського», релігійні скульптури в церкві Св. Роха, алегоричні статуї «Музика» та «Зима», дрібна порцелянова пластика в стилі рококо.

Примхливе і чудернацьке рококо не здатне було якісно відтворити героїчні, могутні характери. Обмеженість стилістики рококо добре відчував той же Фальконе. І коли отримав замову на кінний монумент царю Петру І (Мідний Вершник), повністю відмовився від стилістики рококо, звернувшись до зразків античності і розвиненого бароко. Рококо могло не все.

Скульптори доби рококо[ред. | ред. код]

Доба рококо має своїх видатних майстрів і серед скульпторів, хоча їх значно менше, ніж живописців. Цікава школа скульпторів доби рококо склалася в Празі (Матьяш Бернард Браун та ін.) і Львові (Пінзель (сам проживав у Бучачі) і його школа).

Навчання в Італії і благодійні впливи яскравих зразків бароко в скульптурі добре позначились на скульптурах Брауна. Якщо в ранішніх творах відчутні барокові зразки Італії (Христос втішає Святу Люітгарту), то і найкращі зразки скульптора в стилі рококо не поринають в легковажність, зберігаючи при цьому витонченість, грацію, навіть театральність(карнавальна маска на обличчі скульптури-алегорії «Підступність», замок Кукс, Чехія).

Зразки скульптур рококо Пінзеля та його школи ще чекають свого талановитого дослідника.

Серед скульпторів, що дотримувались стилю рококо —

  • Розп’ятий Христос втішає Святу Люітгарту, Прага, Карлов міст

  • Скульптор Ян Плерш, Флора, Саксонський сад, Варшава

Алегорії місяців, доба рококо, замок Ліса-над-Лабем, Чехія[ред. | ред. код]

  • «Січень» або алегорія першого місяця зими

  • «Квітень» або алегорія другого місяця весни

  • Алегорія місяця червня

  • «Липень» або алегорія другого місяця літа

  • «Вересень» як сіяч озимих

Західноєвропейське декоративно-ужиткове мистецтво рококо[ред. | ред. код]

Надзвичайно повно рококо відбилося в творах декоративно-ужиткового мистецтва.

  • Інтер’єри Перші зразки ансамблю в інтер’єрі дали доба відродження і бароко. Рококо успішно успадкувало цю традицію і дало свої зразки ансамблів в інтер’єрах. Особливо уславився архітектор і дизайнер інтер’єрів із Франції Жермен Бофран (1667—1754). Інтер’єри особняка Субіз увібрали всі характерні риси рококо — святковість, відмову від прямих ліній і ордеру, диктат хвилястих візерунків, перенасиченість дрібного декору, що охоплює усю стіну і переходить на стелю[2]. Овальна зала отелю Субіз в Парижі доповнена ще й дзеркалами, що візуально ламали межі зали і надавали насиченому декору безмежності.

Видатні зразки інтер’єру доби рококо дав і Антоніо Рінальді(1710? — 1794) в Китайському палаці Оранієнбаума (італієць, що майже все життя працював в Петербурзі, Російська імперія). Велика обдарованість майстра і знання видатних зразків бароко надали можливість Рінальді використовувати як коштовні, так і дешеві матеріали — порцеляну і штучний мармур, стінописи-фрески і олійний живопис, шпалерне розташування картин і екзотичні витвори мистецтва Китаю[3]. Чого вартий лише Склярусний кабінет Китайського палацу, де як фарби живопису використані скляні трубки, бісер і багатоколірна вишивка шовком.[4] Унікальність цього рококового інтер’єру ріднить його з видатними зразками інтер’єрів бароко на кшталт Бурштинової кімнати палацу в Царському Селі.

  • Мереживо. Здається, вдруге після початку 17 століття, мереживо пережило новий злет і увійшло у високу моду. Декоративні якості мережива повністю використані в сукнях аристократичних дам. Мережово прикрасило зачіски, шию, рукава парадних і святкових костюмів. Мереживо сполучають з діамантовими оздобами, атласом, хутром тощо.
  • Порцеляна Саме на добу рококо припадає віднайдення секрету китайської порцеляни. Експерименти 1708—1709 рр, що проводив Беттгер Йоганн Фрідріх в Дрездені, вперше в Європі дали повноцінні зразки порцеляни, що нічим не поступалися зразкам Китаю. В Мейсені відкривають першу в Європі порцелянову мануфактуру. Трохи пізніше виникають інші центри з вироблення порцеляни у Австрії, Франції, Російській імперії, Чехії тощо. До створення дрібної порцелянової пластики залучають найкращих скульпторів доби: у Франції це Етьєн Моріс Фальконе, в Мейсені — Йоганн Йоахім Кендлер, Йоганн Готліб Кірхнер тощо.
  • Меблі доби рококо Свій характер отримали і меблі доби рококо. Вони втратили помпезність і масивність барокових зразків і стали більш легкі, тонкі, зручніші у побуті. Меблеві майстри створили і особливі зразки меблів — бюро, малих столиків і кресел, легких стільців, комодів, секретерів, шифоньєрів. Широко використовують розфарбування ніжними відтінками, квіткові розписи при стриманому використанні золочення або повної відмові від нього.

Свої назви отримали

Обсуждение:Рококо — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Подпись под верхней картинкой: Французское рококо — Амалиенбург, под Мюнхеном, что-то здесь расходится с логикой.62.16.48.98 08:07, 21 июля 2008 (UTC)

А по-вашему, английские сады только в Англии? —Ghirla -трёп- 08:16, 21 июля 2008 (UTC)
В садово-парковом искусстве всего два стиля: регулярный(французский) и парковый(английский). Регулярные парки разбивали в эпоху Возрождения и барокко. Парковые возникли в Китае. Европе они в моду вошли после регулярных, в конце 18 в. Все это было распространено по всей Европе. В Англии хорошо сохраняют традиции, поэтому настоящие «французские» и «английские» парки лучше всего сохранились в Англии. Разные подстили(типа альпинариев) могут вполне по характеру вписаться в пейзажный стиль.

Далее, Карла Росси никто не считает итальянским архитектором, он работал и реализовался в России. Он — русский архитектор. Гейне — не еврейский поэт, это только его этническая принадлежность. Oн писал в Германии, и по-немецки. Он — немецкий поэт. В архитектуре принято также подразделять, то, что в Германии, то — немецкое. Разве есть где-то в России дома в стиле венского модерна? Или в Италии соборы в стиле именно французской готики? Элементы одного стиля везде похожи. Немецкое рококо от французского вообще отличить нельзя. Вот готику можно различить. Так можно было бы произведения немецкого барокко считать итальянскими, поскольку сам стиль зародился в Италии. И, вообще, рококо , главным образом, стиль интерьеров, мебели. Это — разновидность барокко. Это в любой энциклопедии можно прочитать. Хотя можно проверить, заглянуть в энциклопедию еще раз.62.16.48.98 08:38, 22 июля 2008 (UTC)

Вы не совсем правы насчёт того, что немецкое и французское рококо идетничны. Есть даже термин такой — Фридерицианское рококо. Постройки такого рода вам будет сложно отыскать во Франции. —Ghirla -трёп- 08:39, 22 июля 2008 (UTC)
Термин фридерицианское рококо мне известен, хотя о нем трудно найти литературу. С какой стати оно будет во Франции, если это немецкий вариант. Разве что на территориях, отвоеванных французами у немцев в их многочисленных войнах. Тот домик я бы не отличил от французского, настолько сильно похожи разные варианты рококо. Это я и имел в виду, а не то, что они идентичны. Но главное, по традиции все-таки, то, что развивается в одной стране, ее название и получает. Хотелось бы развить статью. У меня есть маленькая статья Кнобельсдорф, Георг Венцеслаус фон. Их можно взаимосвязать.62.16.48.98 14:43, 22 июля 2008 (UTC)

В сущности, рококо — это декоративно-прикладное искусство. Музыка, литература и т. д. подтащены сюда искусственно, и притом сравнительно недавно. Впору удалять эти разделы. —Ghirla -трёп- 21:53, 30 марта 2010 (UTC)

Правьте смело, раз есть такая железо-бетонная уверенность —Christina Bedina 04:55, 31 марта 2010 (UTC)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *