Бьющая по глазам роскошь Арт деко — Эстетика эпохи джаза (часть 1) — Весь мир
Жорж Барбье (1882-1932) — В театре
Marily
Мэрилин Монро — Хочу быть любимой тобой (саундтрек к фильму «Некоторые любят погорячее», в нашем прокате — «В джазе только девушки»)
Композ
Статуэтка в стиле арт-деко (бронза и слоновая кость)
Фердинанд Прейсс (1882-1943)
Арт-Деко (или Ар-Деко) — в сокращённом виде название французской выставки «L’Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes» (Международная выставка современных промышленных и декоративных искусств), которая состоялась в 1925-ом году в Париже. На этой выставке были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался мировым центром стиля и после Первой мировой войны.
Однако в то время стиль еще называли разными именами — «джазовый модерн», «зигзаг модерн», «обтекаемый модерн». И нынешнее название закрепилось за ним лишь в 1966-ом году после возрождения международной выставки в Париже.
Арт-Деко — художественный стиль оформления интерьеров, изделий прикладного и декоративного искусства, моделирования одежды, разнообразных ювелирных украшений, дизайна прикладной графики и промышленной продукции. Некоторые исследователи считают арт-деко вариантом или ранней формой модернизма.
На развитие стиля арт-деко в Европе оказали свое влияние гастроли «Русского балета» (1908-1929) Сергея Дягилева (1872-1929) с его яркими костюмами и декорациями, а также показы модной одежды от Поля Пуаре (1879-1944) — влиятельнейшего в мире моды своего времени модельера.
Интерьер в стиле арт-деко позаимствовал абстрактные формы из авангардного искусства конструктивистов, кубистов, фовистов и футуристов.
Для стиля Арт-деко характерны строгость вертикальных линий и скругленность углов, смелые геометрические формы, этнические (африканские и азиатские) геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, дорогие материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, редкие породы дерева, алюминий, бронза, серебро). Родившись во Франции, стиль арт-деко со временем расползся по Европе и перешагнул через океан.
В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах арт-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.
Войны в истории человечества всегда были вехами, которыми размечалось не только историческое время, но и время направлений в искусстве. Арт-деко окончательно оформился после Первой мировой войны и царствовал вплоть до Второй. После Второй мировой войны арт-деко резко пошёл на спад и практически исчез, пока уже в наше многовекторное время не стал одним из модных трендов, правда, в значительно более современном и функциональном виде. Периодически и раньше наблюдался всплеск интереса к арт-деко, особенно, в 60-х годах XX века.
Арт-деко это еще и «стиль гранд туризма», поскольку именно на период между двумя мировыми войнами приходится расцвет дорогих путешествий между городами, странами и континентами. Главные транспортные средства — трансатлантический круизный лайнер «Нормандия» и культовый поезд «Восточный экспресс», роскошные интерьеры которых были выдержаны в модной для того времени стилистике.
Стиль ар-деко — Этот удивительный мир… — ЖЖ
? LiveJournal- Find more
- YOUR 2019 IN LJ
- Communities
- RSS Reader
- YOUR 2019 IN LJ
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Ар-деко в архитектуре и интерьерах. Краткая история стиля — Стили в дизайне интерьеров
Изначально воспринимаемый многими как расплывчатый шлейф эпохи модерна, сегодня ар-деко — один из самых самостоятельных и распространённых стилей. Интерьеры и здания, решённые в эстетике ар-деко, отличаются узнаваемостью и особым настроением. Он навсегда запечатлён в главах романов Фицджеральда и в кадрах голливудских картин начала XX века. RDH продолжает дело великих писателей и режиссёров, увековечивая этот стиль на страницах собственной энциклопедии дизайна.
Интерьер в фильме «Великий Гэтсби»
Своим названием ар-деко обязан одноимённой Международной выставке декоративных и промышленных искусств, которая проходила в Париже в 1925 году. Малой родиной течения считается Америка, где оно приобрело статус официального стиля, поскольку именно там оно получило наиболее широкое распространение. Европа в то время была охвачена волнениями, связанными с окончанием Первой мировой войны и зарождением новых конфликтов, а Штаты, ещё далёкие от Великой Депрессии и вступления во Вторую мировую войну, повсеместно праздновали жизнь, облачаясь в золото.
Строительство Chrysler Building
Ар-деко характеризуется намеренно подчёркнутой дороговизной и светскостью. Изначально он позиционировался как стиль для условного среднего класса. В таком статусе он просуществовал по меньшей мере 20 лет, влюбив в себя каждого, кто хотя бы один раз к нему прикоснулся. Этот стиль позволял авторам, работавшим с ним, объединять самые разные элементы и приёмы: азиатские мотивы, штрихи современного ему авангарда, исторические детали. Особенная страсть к архаичным техникам у дизайнеров возросла с открытием гробницы Тутанхамона в 1922 году, что также отразилось на эстетике ар-деко.
Chrysler Building
Этот стиль легко выявить по характерным чертам вроде ломаных линий, многогранников, угловатых вензелей. Его колористика отличается обилием комбинаций белого и чёрного, золотого и бронзового, ярких акцентов в виде зелёного, синего и красного. Стиль позволяет себе такие же смелые сочетания материалов: согласно законам ар-деко блестящая сталь спокойно чувствует себя рядом с тёмным деревом, благородным камнем или латунью. Нередко дизайнеры обращались к инкрустации с целью обогатить внешний вид того или иного объекта.
Интерьеры американского архитектора Джозефа Урбана
Главное в ар-деко – произвести во всех смыслах блистательное впечатление. Всё в нём призывает к урашению, декору. Здесь важна не функция предмета, интерьера или здания, а его внешний вид. Это демонстрируют работы мэтров данного стиля. Среди них – Chrysler Building, символ эпохи, построенный по проекту Ульяма ван Алена в 1933 году, интерьеры Андре Гру, Поля Ириба, Эли Жака Кана и Джозефа Урбана, автора павильонов выставки «Век прогресса», которая проходила в 1933 году в Чикаго.
Интерьеры американского архитектора Джозефа Урбана
Официально ар-деко ушёл из жизни в 40-х годах 20 века. Однако сегодня его отголоски слышатся в работах современных дизайнеров и архитекторов в виде прямых реплик приёмов и акцентов, переизданий икон дизайна, а также интересных интерьерных решений.
Рисунок Поля Ириба
Текст: Анастасия Сотникова
жизнь как праздник. Роскошь и шик стиля art déco
В своей прошлой статье, я обещала дать описание стиля ар-деко. Именно в это время были так популярны будуарные куклы. И сегодня речь пойдет именно о нем, роскошный, контрастный, необыкновенный и смелый стиль ар-деко.
Далекое прошлое окутывается порой завесой тайны, приобретая не поддающуюся логике, магнетическую притягательность. Начинает нравиться все, что так или иначе имеет отношение к ушедшей эпохе: музыка и живопись, манеры и обычаи, одежда, аксессуары и предметы интерьера. Все это будоражит воображение, вдохновляет на создание фильмов и книг, повторяется в элементах современного дизайна, присутствует в интерьерах домов и квартир. Именно к таким, невероятно притягательным, историческим периодам относится эпоха ар-деко.
20-е – 30-е годы ХХ века были краткой передышкой между двумя мировыми войнами, когда люди с надеждой смотрели в будущее, воспарив над обыденностью и обратив свои взоры в сторону возвышенного и прекрасного. Это время очаровывает своей легкомысленной дерзостью, отношением к жизни как к вечному празднику – если танцевать, то до упаду, если беседовать, то до рассвета, если творить – то нечто новое и даже эпатажное.
Блестящая вереница художников, артистов, модельеров, архитекторов той поры обрела мировую славу, оставив потомкам свои бессмертные произведения, идеи и образы.
Яркими звездами на небосклоне ар-деко были Жорж Барбье, рисовавший стильные, полные движения иллюстрации; Эрте (Р. П. Тыртов), создававший сценические костюмы для Маты Хари и «Русских сезонов» С. П. Дягилева. Иллюстрации этого художника, на мой взгляд, как нельзя лучше отображают вкус, цвет, контраст стиля ар-деко.
Ювелир-виртуоз Рене Лалик; непревзойденная «икона стиля» и глава модного дома Коко Шанель; дизайнер интерьера Жак-Эмиль Рульманн, чьи работы в настоящее время хранятся в крупнейших музеях мира; Уильям ван Элен, спроектировавший один из символов Нью-Йорка – небоскреб «Крайслер».
Стоит отметить, что Америка с энтузиазмом восприняла новые веяния. Однако они добрались до заокеанских берегов лишь в конце 1920-ых, составив в дальнейшем отдельное направление Streamline Moderne. А настоящей родиной ар-деко был Париж – именно там в 1925 году состоялась знаменитая Международная выставка декоративных и промышленных искусств, давшая название этому стилю. Русский художник и архитектор В. Г. Меллер был удостоен высшей награды выставки – золотой медали. Ар-деко был достаточно распространен в советском искусстве и особенно в архитектуре, его характерными примерами стали некоторые станции Московского метрополитена. Например станция метро «Маяковская».
Стиль ар-деко – это роскошь, помпезность, шик, использование дорогостоящих материалов и геометрических узоров. Ар-деко вобрал в себя восточные мотивы, наследие прошлых эпох и авангардные веяния. В нем угадывается влияние модерна, абстракционизма, кубизма, русского конструктивизма. Контрастные цвета, четкие формы, крупные детали и экзотические материалы создают впечатление чего-то жизнеутверждающего и смелого. Вещи и произведения искусства в этом стиле словно бросают вызов зрителю. Их задача – удивлять, восхищать, повторять красоту окружающего мира и приумножать ее.
Развитие массового промышленного производства способствовало постепенному упадку ар-деко, а бедствия и лишения Второй мировой войны поставили на развитии этого направления окончательную точку. Однако в 1990-е годы стиль ар-деко обрел второе дыхание, и в настоящее время интерес к нему не только не ослабевает, но и продолжает стабильно расти.