Элементы и орнаменты классицизма
Фасад дома Пашкова ярко демонстрирует элементы классицизма — колонны, ротонды, портики, балюстрады, лепнину, а также конструктивные черты стиля — пропорциональность, ритмичное деление фасада по вертикали, симметричность. Начало строительства 1785 г. архитектор Баженов. Москва
Элементы классицизма
Античное искусство — основа стиля классицизм. В работах многих архитекторов 17-18 вв. используются античные формы и декор. Одной из первых стран, где возникло новое увлечение классикой после эпохи Ренессанса, стала Франция. Возвращение к классике было вызвано появлением нового мировоззрения, для отражения которого идеалы античности подходили больше, чем другие стили. Элементами классицизма стали детали ордерной системы: лепные рельефы, скульптуры, колонны, портики, фронтоны. Архитектура классицизма возникла на основе нового отношения человека к природе, изменений в обществе, появлении нового класса — буржуазии. Во Франции и Англии в этот период укрепляются буржуазные отношения в экономике и влияние капитала на политику государств. Меняется идеология, основой которой становится идея просвещения. Новый класс нуждался в укреплении и поддержке искусства прошлых веков. В результате элементы классицизма в архитектуре стали основой для пропаганды буржуазных отношений, укрепляли их в сознании общества, демонстрировали демократичность, строгость и власть, характерные для эпохи античности. Классицизм отражал философию рационализма, и при этом элементы классицизма наполнялись новым смыслом, отрицая вычурность, чрезмерность еще недавно модных барочных форм, что считалось отражением мировоззрения бездельничающей аристократии. Элементы классицизма стали образцом безусловной гармонии в архитектуре. Популяризации классических форм во многом способствовали альбомы и теоретические трактаты, изображавшие и описывающие архитектурные памятники Древней Греции и Рима. Основными характерными признаками классицизма стали элементы ордерной системы, напоминающие об оформлении фасадов храмов Греции и дворцовых построек Рима. Элементы классицизма во многом повторяли античные: портики, колонны, фронтоны, скульптуры, лепнина, однако, масштабность строений, и их функциональное назначение стало иным. В современном строительстве используются эти элементы в качестве декоративных. Колонны составляют из отдельных частей, оформленных в античном духе.
Капитель колонны по античным мотивам из полиуретана для загородного дома.
В конструкции сооружений преобладает симметрия, в цветовом решении присутствуют светлые тона, а белый цвет лепнины и архитектурных элементов подчеркивает тектонику строений.
Орнаменты классицизма
Орнамент классицизма статичен, может иметь в рисунке прямые линии, простые геометрические фигуры, но также и объемные фигурные элементы. К античным элементам добавляется декор барокко и рококо, однако, в классицизме отсутствуют излишества и чрезмерная динамичность. В мотивах орнамента классицизма присутствуют розетки разной формы, цветочные бутоны в гирляндах, листья аканта, лавра, пальмы. Среди элементов орнамента классицизма — факелы, медальоны, драпировки, голова льва, маска сатира, грифона, сфинкса, птицы, фигуры дельфинов, амуров, витые шнуры, петли, узлы. В современных домах, построенных с элементами классицизма, тоже используются «звериные мотивы» орнамента в декоре.
Грифоны в орнаменте декора для современного здания.
Голова льва на барельефе из полиуретана для украшения фасада дома.
В рельефном орнаменте классицизма — львы, меандры, акантовые листья, картуши, заимствованные из греческой архитектурной классики. Пальметты (от слова palmette — пальмовый) — веерообразно расходящиеся из волют стилизованные листья пальмы — античный рельеф, использующийся как элемент орнамента классицизма в разных стилевых направлениях.
Античная пальметта Афинского Акрополя.
Киматий — орнаментальный ряд, украшающий карниз и состоящий из листьев, овалов, ионик, символических сердечек. Жемчужник — орнамент классицизма, который использовался в античном зодчестве и в период Ренессанса. Состоит из соединенных круглых и дискообразных элементов.
Меандр (название от реки Меандр в Малой Азии) — орнамент из ломаной под прямым углом линии. Широко использовался в архитектуре классицизма и затем — ампира.
Меандр используется и для декорирования современных сооружений.
Орнамент меандра присутствует в декоративном молдинге из полиуретана.
Плетенки и жгуты — орнамент классицизма, который имеет долгую историю и присутствует в архитектуре разных народов еще с античности. В эпоху Ренессанса этот орнамент классицизма снова становится популярным, сохраняясь в последующие века в разных стилях.
Плетенки и жгуты в сложном рисунке мозаики Равенны.
Гирлянда представляет собой декоративный орнамент из сплетенных листьев, плодов, цветов, стеблей, лент, бантов, ведет свое происхождение от античных рельефов. Использовался орнамент для декора античных фасадов и во времена Ренессанса, барокко, рококо, классицизма, ампира. В современном строительстве в стиле классицизм также используются цветочные мотивы.
Цветочный барельеф для украшения фасада частного дома.
В строениях раннего периода орнаменты классицизма изысканны, с равномерным чередованием повторяющихся мотивов: жемчужника, меандра, листьев аканта, лавра, дуба, перекрещивающихся лент, ветвей, символических цветом, сплетающихся в гирлянды, которые через определенный промежуток перехвачены лентами, бантами, нередко — черепами животных с рогами. В некоторых орнаментах встречались лиры, дудочки и другие музыкальные инструменты, которые чередовались с определенным промежутком. Объемный орнамент классицизма на дверях и наличниках включает как греческие мотивы, так и римские элементы — головы орлов, баранов, топоры, стрелы, лавровые венки. В Древнем Риме архитекторы для составления орнамента использовали фасции, или ликторские связки, они представляли собой пучки прутьев с топорами в центре, перевязанные шнуром — такой орнамент символизировал инструменты наказания преступников. Этот элемент стал декоративным орнаментом классицизма, а позднее — ампира. Трофеи — элементы декора, означающие победу над врагом — щиты, шлемы, мечи, панцири, топоры, мечи, щиты. Этот орнамент был популярен в эпоху классицизма, а затем ампира. Венок, заимствованный из античного рельефа, составляет часть орнамента классицизма, Ренессанса, ампира и позднее — модерна.
Венок. Майолика. эпоха Ренессанса.
Этот элемент классицизма присутствует и на фасадах современных строений. фото: Элемент венка в фасадном декоре
Венок с лентами из полиуретана для украшения современного фасада.
Встречаются также деревенские мотивы: плетеные корзины, вилы, серпы. Не чужды орнаменту классицизма и сентиментальные элементы, например, головки «целующихся» голубей. Орнаменты и элементы классицизма в современном строительстве становятся основным декором, определяющим стиль сооружений. Для индивидуальных домов, созданных в стиле классицизм, часто используются элементы декора и лепнины: молдинги, карнизы, арки, колонны, полуколонны, консоли, пилястры, созданные из полиуретана.
Фасад дома в коттеджном посёлке Подмосковья выполнен с использованием декора из полиуретана.
Автор текста: М. Костин
Каноны классицизма в архитектуре разных стран
Традиции классицизма в английской архитектуре. Королевский госпиталь. 1696-1712гг. Гринвич.
Огромное влияние на внедрение канонов классицизма в архитектуру 18 в. оказали археологические раскопки Геркуланума, Помпеи и развитие исторических знаний о греческой и римской архитектуре. Большой вклад в развитие теории классицизма своими работами внесли И. И. Винкельман (Johann Joachim Winckelmann, 1717—1768 гг.), И. В. Гёте (Johann Wolfgang von Goethe 1749- 1832 гг.) Каноны классицизма сложились в эпоху античности, были поддержаны во времена Ренессанса и вновь вернулись в моду вместе с появлением нового класса — буржуазии. Традиции классицизма получили общеевропейское признание, были описаны в теоретических трудах идеологов стиля и во многом определили философию общества. Основная ценность классицизма — неподвластная времени строгая гармония. Классицизм отражает особые этические нормы: стойкость, подчинение личного общественному, ориентацию на разумное начало. Каноны классицизма в архитектуре определили нормы требований эстетики, художественные правила, четкие пропорции, логичность в плане, простую геометрию форм. Обращение к античному наследию предполагало не только использование определенной геометрии и элементов, но и соблюдение общих законов архитектоники. Основой классики в архитектуре является ордер. В классицизме ордерные элементы становятся менее крупными, чем в эпоху античности, чаще всего не несут конструкционной нагрузки, не затмевают общую структуру здания и становятся декоративным дополнением. Эти черты классицизма легли в основу стилевых решений в разных странах.
Чертеж Смольного института. Стиль классицизм. архитектор Д. Кварнеги. Архитектор расположил здание так, что глаз зрителя охватывает весь вытянутый фасад, ритмично и четко разделенный по вертикали портиками, колоннами. На чертеже обозначены пропорции деления фасада.
Европейские архитекторы, сторонники традиций классицизма, создавали сооружения с четким композиционным решением, ордерным членением. В середине 18 в. традиции классицизма претерпели некоторые изменения в соответствии с духом эстетики Просвещения, требующим возвращения к естественности, что выражалось в органичном сочетании ордерного оформления фасадов и окружающего сада. Особняки и общественные здания окружали регулярным или пейзажным садом или парком. Примером могут служить ансамбли архитекторов Ж. А. Габриеля (первый королевский архитектор Ange-Jacques Gabriel. 1698 —1782 гг.), Ж. Ж. Суфло (Jacques-Germain Soufflot, 1713—1780 гг.)
Луарское шато маркизы де Помпадур. А. Ж. Габриэль расширил дворец, а после смерти Помпадур его реставрировал Жак Жермен Суффло.
Во второй половине 18 в. архитекторы создают новые типы планировки городской застройки, проектируя гармонично связанные уличные ансамбли, открытые площади, постройки, связанные с ландшафтом. Каноны классицизма предполагают сглаженную пластику фасадов, рассчитанную на определенный угол зрения зрителя. Скульптуры, украшающие фасады, отличаются своей статуарностью, малой динамикой. Примером может служить ансамбль центра города Бордо, перестроенный в 18 в. в стиле классицизм.
Образец стиля классицизм второй половины 18в. Городской ансамбль г. Бордо (Франция) включен в список наследия ЮНЕСКО.
В начале 18 в. традиции классицизма получили распространение в разных странах Европы, России, Америке. Многие города украсили величественные ансамбли, дворцы, особняки и общественные здания в стиле классицизм. Стиль получил широкое развитие в усадебном строительстве. Сейчас каноны классицизма нередко используются при возведении загородных частных домов, садовых павильонов. Пример загородного дома, в основе которого каноны классицизма, можно увидеть на фото внизу.
Особняк в Тульской области.
Автор текста: М. Костин
Классические архитектурные формы классицизма
Классические архитектурные формы основаны на ордерной системе, созданной в эпоху античности и поддержанной зодчеством Ренессанса.
Вёрлицкий дворец — памятник классической архитектуры в Германии. Архитектор Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф (Friedrich Wilhelm von Erdmannsdorff, 1736 — 1800 гг.)
Не случайно архитектурные сооружения прошлого называют «памятниками», так как они сохраняют для будущих поколений архитектурные формы и стили, характерные для определенного исторического периода. Многие специалисты сходятся во мнении, что форма архитектуры отражает исторические, общественные и моральные ценности. Архитектурные формы сооружений можно разделить по группам: по отношению к определенному этносу, стране, материалу, конструкциям, стилю. Рассмотрим классические архитектурные формы. Классическая архитектура берет свое начало в эпоху Древней Греции. Для классических архитектурных форм греческих сооружений характерны ордера. Ордер — это определенная система распределения конструктивных частей здания, несущих и несомых элементов. Наиболее значимыми архитектурными элементами ордерной системы являются колонны и архитравы – они выполняют как конструктивную функцию, так и эстетическую, формируя общее впечатление от здания. Классический стиль в архитектуре, созданный на основе сооружений Древней Греции, предполагает три ордера: дорический, ионический, коринфский, о которых мы писали в статье об архитектуре Древней Греции. Для зданий в классическом стиле, имитирующем дорический ордер, характерна строгость, тесно поставленные мощные колонны и крупный антаблемент. Примером может служить афинский Парфенон (5 в. до н. э.) В ионическом ордере колонны становятся более тонкими и декорированными, расстояние между ними увеличивается. Капители колонн украшены волютами. Примером ионического ордера является афинский храм Эрехтейон. Коринфский ордер характерен тем, что у капителей колонн сложные украшения, составленные из стилизованных листьев южного расте¬ния аканта, волют. Примером греческой коринфской капители может служить капитель из Эпидавра. Ордерная система классического стиля в архитектуре в антич¬ной Греции стала крупным вкладом в развитие архитектуры, выполняя различные функции: утилитарную, техническую и эстетическую. Классические архитектурные формы ордера в каждой культуре и эпохе получили свою трактовку. В период Ренессанса наиболее известными зодчими, творившими в классическом стиле, были Джакомо Бароцци Виньола (Il Vignola, настоящее имя — Якопо де Бароцци, 1507—1573 гг.), Андреа Палладио (1503—1580 гг.), которые использовали в своих работах дорический, ионический, коринфский, тосканский ордера, а также композитный (сложносоставной).
Вилла Имо (Emo). Окрестности Венеции, деревня Фанцоло. Архитектор Палладио. 1559г.
Классический стиль в архитектуре и конструкциях Виньолы и Палла¬дио основывался на модуле – единице меры для расчетов основных параметров конструкций. У Виньолы и Палладио модуль соответствовал ниж¬нему радиусу колонны, в простых ордерах (дорическом, тосканском) он делился на 12 частей (парт), в сложных орде¬рах (ионическом, коринфском) — на 18 частей. Эти архитекторы, творчество которых легло в основу сооружений зодчих последующих эпох, создавали строения с разными ордерами. В своих теоретических трудах они рекомендовали следующее расположение ордеров на фасаде: более массивный ордер должен быть внизу, так как он будет нести основную нагрузку. Дорический ордер располагается под ионическим, над ионическим – коринфский и композитный. Верхние ордера имели меньшую высоту относительно нижних.
Вилла Корнаро. Первый этаж – ионический ордер, второй этаж — ордер коринфский. 1553-1554 гг., вилла доработана в 1590-х. Архитектор Палладио. 30 км от Венеции. Италия.
Классический стиль в архитектуре, несмотря на многовековую практику в античном зодчестве, теоретическую основу, созданную архитекторами и канонические схемы сооружений оставался во многом абстрактными, не привязанным к конкретному месту и к условиям строительства. В теоретических трудах не рассматривалась связь ордера, его размеров с масштабами здания и материалом фасада. Излагая теоретические схемы классических архитектурных форм и систем авторы не предлагали их в виде свода жестких правил и норм. В своих трудах они указывали на то, что в каждом конкретном случае решение по пропорциям и масштабности ордеров нужно принимать в зависимости от композиционной идеи, назначения сооружения и его окружения. В 18-19 вв. классический стиль в архитектуре использовался для создания торжественных и монументальных городских ансамблей, улиц и площадей. Он подчеркивал значимость здания, его культурное и общественное назначение. Классические архитектурные формы усадебных, жилых и парковых построек нередко отражали романтический характер строений, что дости¬галось упрощением и изменением пропорций ордерных элементов. С появлением новых материалов изменились возможности стоечно-балочных конструкций, на основе которых создавалась классическая архитектура. Железобетонные колонны и балки при меньших сечениях выдерживают большие нагрузки, чем деревянные или каменные бал¬ки, поэтому применение железобетона изменило пропорции соору¬жений: колонны становятся более тонкими и широко рас¬ставленными, архи¬травные балки приобретают большую легкость (примером могут служить портики нового здания Ленинской библиотеки в Москве).
Колонны нового здания Ленинской библиотеки в Москве. Один из авторов проекта В.Г.Гельфрейх. (Владимир Георгиевич Гельфрейх. 1885—1967 гг.) 1928—1958 гг.
Классические архитектурные формы стен создавались на основе композиционных приемов ордерной системы. Стены делились по горизонтали на три части: в нижней части – цоколь, в центре – основная поверхность, в верхней – антаблемент. В основном поле стен нередко располагались карнизы над каждым этажом. Существовали самые разные варианты членений фасадов, в том числе и с использованием разных материалов отделки. Классический стиль в архитектуре зданий подчеркивался оконными и дверными проемами. В одном случае проемы декорировались наличниками, использовались также фризы с карнизами. Наличники создавались с помощью панелей, блоков, кирпича. В другом варианте – обрамление получали системой кладки – в современном строительстве чаще используют этот прием.
Базилика Сан-Джорджо Маджоре (Giorgio Maggiore). Вокруг некоторых окон выступающие каменные наличники. У других окон наличники формируются системой кладки. Архитектор Палладио. Венеция. Остров Сан-Джорджо Маджоре. 1566 – 1610 гг.
На основе арок, сводов, куполов создаются классические архитектурные формы, которые были распространены еще в Древнем Риме. Такого рода архитектурные элементы нередко встречались в фасадах построек, как в Европе, так и в русском зодчестве. В современном строительстве используется железобетон, что расширяет возможности сводчатых и арочных конструкций. В украшение фасада включались арочные перекрытия проемов в стенах на манер римской триумфальной арки, силу распора принимает стена. Также широко используются арки, опирающиеся на столбы или колонны, такие арки могут составлять аркаду.
Вилла Триссино (Villa Trissino) — здание окружено галереей в виде двухъярусной аркады. Архитектор Палладио. 1560 г. Меледо близ Виченцы (Италия)
Технологии современного строительства позволяют создавать новые архитектурные формы, учитывающие многообразные факторы: экологические, ландшафтные, климатические. Задача современных архитекторов и дизайнеров состоит в изучении этих факторов и при создании современных классических архитектурных форм. В современной интерпретации формы классического стиля архитектуры несут в себе определенную символичность, означающую не только обращение к античности, но торжественность, парадность, определенный социальный статус владельцев.
Автор текста: Марина Калабухова
Классицизм в архитектуре
Архитектурный классицизм – это возвращение к античному зодчеству, считавшемуся эталоном строгости, гармонии, монументальности и наряду с тем лаконичности. Зданиям в стиле классицизма присуща четкость форм и регулярность планировки. За основу зодчие брали ордер, по своим пропорциям напоминавший античный, а кроме того использовали симметрично-осевые композиции и были достаточно сдержаны в декорировании.
Откуда родом классицизм
Этот всем известный стиль пришел из Венеции, где он был сформулирован двумя известными мастерами – Палладио и Скамицци – в самом конце эпохи Ренессанса. В основу венецианского зодчества легли принципы античной храмовой архитектуры. Именно на них базировались проекты самых известных частных особняков.
Немного позже, благодаря усилиям Иниго Джонса, классицизм был перенесен и в Англию, где и просуществовал примерно до середины 18 века. Такой успех нового стиля был предопределен, поскольку барокко и рококо уже в буквальном смысле пресытили вкусы европейских интеллектуалов. На смену помпезности и роскоши при решении градостроительных задач должен был прийти совсем иной стиль. И он был найден в подражании древнеримским и древнегреческим канонам. Так родились известнейшие архитектурные ансамбли – площадь Согласия и церковь Сен-Сюльпис в Париже.
Общество, услышав призыв обновить искусство современности прелестью античности, весьма активно вняло ему и полностью поддержало новый архитектурный стиль. Прогрессивный классицизм, противопоставляемый придворному барокко, полностью соответствовал духу того времени – эпохи буржуазных революций, когда на смену устоявшемуся, застаревшему политическому режиму приходили новые веяния.
Основы классицизма
Более всего классицизм проявился при возведении княжеских дворцов-резиденций, хотя последние уже с большой натяжкой могли называться главным объектом архитектуры и строительства. В те времена в огромном количестве возводились загородные дома и виллы, а с точки зрения государственных масштабов активно выстраивались и сооружения общественного назначения: университеты, библиотеки, музеи и театры. Классицизм также проявил себя и при возведении больниц, домов для людей с увечьями и даже казарм и тюрьм.
В те годы храмовое строительство уже потеряло свое значение, хотя справедливости ради стоит отметить, что все же в Дармштадте, Карлсруэ и Потсдаме были возведены известнейшие сооружения религиозного толка. Вот только и в наши дни ведутся активные споры о том, насколько архитектурные формы в языческом стиле соответствуют подобным христианским обителям.
Архитектурные памятники классицизма в разных странах Европы
Архитектурный памятник классицизма Франции — французский Пантеон (Panthеon). Латинский квартал 5-го округа Парижа, Франция. Фундамент заложен в 1758 г. архитектор Ж. Суффло. Здание закончено учеником Суффло в 1789 г.
Архитектурные памятники классицизма во Франции Во Франции закладывались основные принципы и идеалы классицизма, который развивался под влиянием барокко, поздней готики и мотивов Ренессанса – это направление называлось «боз — ар» (beaux – arts «изящные искусства»). Философия французского классицизма отразилась в основных идеях: верность королю, отечеству, торжество разума над чувством. В архитектуре это выразилось в ордерных системах, тенденции к осевой симметрии домов и ландшафта. Одним из ранних сооружений — архитектурных памятников классицизма Франции стал ансамбль королевской солеварни (Saline royale d’Arc-et-Senans) архитектора Клода-Николя Леду (Claude Nicolas Ledoux. 1736 —1806 гг.). Здания предприятия были расположены с учётом последовательности соляных работ по радиусу идеального круга. В центре солеварни дом директора, четырехэтажное строение, в котором находилась церковь и городская администрация.
Макет королевской солеварни. Арк-э-Сэнан (35 км от Безансона). Архитектор Клод-Николя Леду.
Одним из представителей французского классицизма является архитектор Николя Франсуа Мансар (Mansart, Nicolas Franois. 1598-1666гг.), создавший особый тип городского жилища – «отели». Особенностью отелей Мансара являются высокие крыши, под которыми устраивалось дополнительное жилое помещение — мансарда, названная так по имени ее создателя. Архитектурный памятник классицизма работы Мансара: дворец Мезон-Лаффит (Maisons-Laffitte, 1642–1651). Вертикальные секции фасадов имеют большие прямоугольные окна, четкое членение на этажи и богатую ордерную пластику.
Мезон-Лаффит (Maisons-Laffitte.) Архитектор Никола Франсуа Мансар. 1642–1651 гг.
Модуль (modulus — мера) в архитектуре — это условная единица — мера, принимаемая для проектирования разных частей здания.
Архитектурный памятник классицизма Франции 17 века — восточный фасад королевского дворца в Париже Лувра (Louvre) архитектора Клода Перро (Claude Perrault. 1613-1688 гг). Фасад имеет протяженный фасад (длина 170,5 м при высоте 27,7м, ордерную структуру с двухэтажной галереей и симметричными ризалитами, спаренными колоннами коринфского ордера. Пропорции сооружения основаны на модуле, равном величине нижнего диаметра колонн, как в античном строительстве.
Восточный фасад Лувра. Архитектор Клод Перро.
Архитектурный памятник классицизма 18 века служит площадь Согласия в Париже. Это проект архитектора Анж-Жака Габриэля (Ange-Jacques Gabriel. Первый королевский архитектор, 1698-1782 гг.) Пример классики — церковь св. Женевьевы в Париже. Церковь — проект архитектора Жака Жермена Суффло (Jacques-Germain Soufflot. 1713- 1780гг.). В 1750 г. Суффло стал одним из первых британских зодчих, посетивших дорические храмы в Пестуме. Суффло написал исследовательскую работу об античных храмах в Греции. В своих произведениях он стремился воссоздать ощущение пропорций в классических формах.
Церковь св. Женевьевы в Париже. Архитектор Жак Жермен Суфло. Спроектирована в 1756 г.
Архитектурные памятники классицизма в Германии
В Германии классицизм до 19 в. соперничал с рококо. Немецкий классицизм получил название «цопф», отличающийся от французского классицизма аскетизмом, строгими формами палладианства, которых придерживался архитектор Ф. В. Эрдмансдорф (Friedrich Wilhelm von Erdmannsdorff, 1736 – 1800 гг.), приверженец эллинизма — К. Г. Лангханс (Langhans, 1732—1808 гг.). Памятники архитектуры классицизма позднего периода создавал К. Ф. Шинкель (Karl Friedrich Schinkel, 1781-1841 гг.). Он и Лео фон Кленце (Leo von Klenze, 1784—1864 гг.) строили в Мюнхене и Берлине музеи и общественные здания. Архитектурный памятник классицизма Германии — Бранденбургские ворота в Берлине, построенные архитектором К. Г.Лангхансом.
Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor) — архитектурный памятник классицизма в центре Берлина. 1788—1791 гг. архитектор К. Г.Лангханс.
Архитектурные памятники классицизма в России
Об особенностях классицизма в России мы рассказывали в статьях Екатерининский классицизм, Александровский классицизм, Классицизм в архитектуре России, Московский классицизм, Классицизм в Петербурге. В России работали над созданием классической архитектуры итальянские мастера: Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, француз Валлен-Деламот, шотландец Чарльз Камерон. В этом стиле творили Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров.
Архитектурные памятники классицизма в Голландии
В 17 — начале 18 века классицизм сформировался в архитектуре Голландии, выразившись в наиболее сдержанных формах. Яркий представитель классицизма — архитектор Якоб ван Кампен (Jacob van Campen, 1595-1665 гг.)
Королевский дворец (Royal Palace). Якоб ван Кампен (Jacob van Campen) Амстердам. 1655 г.
Архитектурные памятники классицизма в Швеции
В Швеции в конце 17 — начала 18 вв. классицизм напоминал и французское, и голландское направление, а иногда имел элементы барокко. Известный архитектор классицизма — Никодемус Тессин Младший (Nicodemus Tessin Younger. 1654-1728 гг.).
Стокгольмский королевский дворец. Архитектор Никодемус Тессин Младший.
В эпоху классицизма начали создавать крупномасштабные городские проекты. Архитектурными памятниками классицизма стали целые кварталы Хельсинки, Варшавы, Дублина, Эдинбурга, Петербурга. Проекты коснулись не только столицы, но и провинциальных городов, где вели строительство в соответствии с альбомами типовых проектов, созданных великими мастерами.
Автор текста: Марина Калабухова
Русский классицизм — Википедия
Дмитрий Левицкий. «Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия»Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Екатерине II[1], и распространённый во второй половине XVIII — первой половине XIX веков.
Утверждение данного стиля в русской художественной школе стало симптомом её созревания как одной из европейских школ[2].
Русский классицизм, с точки зрения мировой истории искусства, является частью европейского неоклассицизма.
Следует отметить путаницу в терминах: в европейском искусствознании истинным, первым, классицизмом является стиль XVII века, за ним следует вторая волна — неоклассицизм конца XVIII — середины XIX века (соответствующий русскому классицизму). Затем на рубеже XIX века происходит третий всплеск интереса к классическому стилю, в России именуемый неоклассицизм, а за рубежом не имеющий отдельного наименования.
Временные рамки господства стиля в России — 1760—1830-е гг., от времени раннего екатерининского правления до первого десятилетия царствования Николая I. В рамках классицизма существовало несколько фаз:[2].
- Ранний классицизм (1760-е — 1-я пол. 1780-х годов), когда еще не до конца изжиты признаки барокко и рококо
- Зрелый классицизм, строгий классицизм (1780-е — 1790-е годы) — почти декларативное неприятие любых неклассических тенденций, принципиальное тяготение к антикизации
- Высокий классицизм, поздний классицизм, русский ампир (1-я треть XIX века) — чувствуется влияние романтизма, окрепшего в живописи и графике.
Классицизм возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. В античности, особенности классической эпохе Древней Греции находят пример идеального государственного устройства и гармоничных соотношений человека с природой. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека, идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов[3].
Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко.
Изменение стилевой ситуации произошло очень быстро, что видно прежде всего в архитектуре. Воцарение Екатерины Великой положило конец «елизаветинскому барокко» и краткому периоду Петра III с его интересом к рококо. Классицизм оказался уместным в условиях укрепления культа государственности в Российской империи при Екатерине II. «Провозглашенный теорией приоритет общественного долга над личным чувством поощрял ощущения возвышенной единой атмосферы государственного мифа»[4].
Параллельно с классицизмом в России существовали и другие, не столь влиятельные течения — в частности, русское рококо с его экзотическими подстилями (шинуазри), псевдоготика, сентиментализм[2].
Эстетическое кредо[править | править код]
Идеи Просвещения нашли отражение в теории классицизма. Одно время даже было принято классицизм XVIII века называть «просветительским классицизмом», в отличие от «сословного классицизма» XVII века. Понятие «просвещенного разума», способного переустроить мир на благо человека, стало одним из общих мест[4].
Классицизм, как никакой другой стиль, предполагал теоретическое обоснование, тем более что обычно он царил там, где возникала рационалистическая атмосфера. В России это совпало с основанием Академии художеств (1757), члены которой переводили и сочиняли свои «руководства», «труды» и речи[4].
А. П. Сумароков в «Слове на открытие Императорской Санкт-Петербургской академии художеств» (1764) обращает внимание на такие важные функции произведений искусства, как служение:
Пиитические выражения и их изображения, хотя они и вымышлены, служат познанию естества, подражанию великих дел, отвращению от пороков, и всему тому, чего человечество к исправлению требует: и не редко больше имеют они успеха, нежели проповедуемая Мораль. |
Искусство, таким образом, призвано, истребляя пороки, наставлять в добродетелях, воспитывать желание быть полезным, прежде всего — в служении отечеству. «Эта неразрывная связь заложенного в изящных формах чувственного удовольствия и нравственного императива вела к формульным декларациям эпохи, выраженным, в частности, в названии херасковского журнала „Полезное увеселение“ или в обозначенном Антоном Рафаэлем Менгсом предмете живописи — „увеселяя научать“»[4].
«Как и идеология Просвещения, классицизм — стиль развитой цивилизации, в которой не место предрассудкам и порокам, порожденным дикостью и „темными“ неуправляемыми страстями. И чем больше в народе „обитают“ художества, тем „вящше смягчается его природная суровость, истребляется леность и праздноделие, удаляются вредные склонности“»[4]. Классицизм придерживался принципа создания «как бы нового мира, в котором предметы представляются нам такими, какими, по уверению природы, они могли бы быть» (Катрмер де Кренси). Классицизм характеризуется стремлением к ясности, определенности, однозначности, логической выверенности.
Другой основополагающей задачей было подражание современной и гармоничной природе, причем греков ценили именно за это умение. Дидро подчеркивал, что изучать Античность — значит научиться правдиво видеть природу. Красота понимается как нечто, извлеченное из природы, но её же и превосходящая[4].
Искусство должно содействовать укрощению грубых страстей и способствовать восхождению от состояния невежества к «высшим разумениям», от варварства — к цивилизации, от грубой особи — к человеку просвещенному. Красота должна изображать истину и добродетель, заниматься нравственным воспитанием. Все плохое надо изображать в безобразном виде[5].
Изящные искусства рассматривались как необходимые и полезные. Когда они дойдут до самого совершенства и «сделаются у какого либо народа всеобщими», ожидается, что «мало по малу исчезает невежество и нечувствительность грубого и непросвещенного человека, разум его наполняется приятностями». Искусство таким образом считается одним из главнейших способов воспитания человека. Воспитательная функция — и в выборе сюжетов из подвигов и благородных поступков прошлого. Покровительство художникам поэтому — важнейшая добродетель властьимущих[4].
Благотворное воздействие искусств на человека тем сильнее, чем они разнообразнее и при этом чем сильнее между собой взаимодействуют — живопись, архитектура, скульптура и т. п.[4]
Отношение к Античности[править | править код]
Иван Мартос. Надгробие С.С. Волконской, 1782Античное искусство воспринимали как авторитетную классику, бесценное общеевропейское историческое наследство. Греки считались образцом умеренности и простоты, в отличие от египтян, которые основывались на неких «вымышленных правилах», или римлян, все правила растерявших. Русские теоретики в этом почтении опирались на традицию, уже сложившуюся в западной мысли — прежде всего труды Иоганна Винкельмана и Готтхольда Эфраима Лессинга[4].
Тема покровительства императрицы художествам занимает все более прочное положение в политической риторике власти. «Устойчивое сопоставление царицы с Минервой — мифологической покровительницей наук и художеств, лишний раз подчеркивает, что „знатнейшие“ искусства в России процветают, как впрочем, и все остальное, „под сенью милосердия Великия Екатерины“».[4]
Отсылки к Античности призывали к возрождению условий для процветаний искусств, созданию «златого века» художеств.
Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.
В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди. Архитекторы зрелой поры классицизма — Дж. Кваренги, Ч. Камерон, И. Е. Старов в Санкт-Петербурге, В. И. Баженов и М. Ф. Казаков — Москве.
В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.
Примеры построек[править | править код]
В эпоху классицизма скульптура пользовалась уважением, как соответствующая главному требованию стиля — подражанию природе, а также как самая сохранная часть античного наследия[6].
Античная скульптура была известна по оригиналам и гравюрам, и поэтому стала отличным образцом для новых мастеров. Многие русские художники сделали своей главной задачей постижение античного идеала, меры классического совершенства. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Произведения русской скульптуры эпохи классицизма — крайне высокого художественного уровня и большой образной выразительности. Мастера этого стиля, прежде всего — Фёдор Гордеев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Иван Прокофьев. Эти скульпторы в некоторых произведениях еще не совсем свободны от влияния барокко, однако в зрелых работах они выражали эстетический идеал классицизма вполне совершенно[3].
Фёдор Гордеев был самым старшим из этого поколения скульпторов. Он прославился композицией «Прометей» и рядом надгробий. Именно ему русская скульптура была обязана серией копий с античных оригиналов, трактованных довольно свободно[3].
Михаил Козловский был наиболее значительной фигурой в области классицистической пластики конца XVIII века. Ему лучше прочих удавались произведения, исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Особенно значительны его последние работы — фонтан «Самсон» и памятник Суворову в Петербурге, в которых русский классицизм XVIII века нашел самое совершенное выражение.
М. Козловский. «Бдение Александра Македонского», 1780-е, ГРМ
М. Козловский. «Поликрат», 1790, ГРМ
М. Козловский. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797, ГТГ (копия)
-
И. Мартос. «Бегущий Актеон», 1800, Петергоф, Большой фонтан
И. Мартос, «Бегущий Актеон», 1800, ГТГ (копия)
Фонтан «Самсон» — пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка. Этот парк — один из самых значительных по своей художественной ценности. Над его Большим каскадом работал ряд иностранных и русских зодчих — Михаил Земцов, Жан-Батист Леблон, Бартоломео Франческо Растрелли, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Иван Старов, на всем протяжении XVIII века. Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. Переустройство фонтанов Большого каскада, пришедших к началу XIX века в запустение, и замена статуй на новые, явилось крупнейшим событием русской пластики этого периода. Все, что было создано ранее, требовало восстановительных работ, и для этого привлечены лучшие художественные силы. Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса[3].
Памятник Суворову на Суворовской площади — вершина творчества Козловского-монументалиста. Полководец показан с мечом и щитом в руках, в порывистом движении, как античный герой. Здесь синтезируется идея гражданственности и триумфа. Памятник стал одним из самых популярных, и его можно воспринимать как итог развития русской пластики за прошедшее столетие[3].
М. Козловский. «Памятник Суворову», 1801, Санкт-Петербург
М. Козловский. «Памятник Суворову» (модель), ГТГ
Ампир[править | править код]
Нарвские Триумфальные ворота Триумфальные ворота в МосквеСкульптура начала XIX века отражает рост национального и общественного самосознания русского общества. Очень сильно на эти умонастроения повлияла борьба с Наполеоном. Отечественная война 1812 года породила высокий патриотизм, в искусстве отразившийся в интересе к воспеванию величия победившего народа[3].
Для развития скульптуры этого периода оказался важен тот факт, что русская архитектура тогда поднялась на небывало высокий уровень. В Петербурге, Москве и других городах возводились величественные сооружения и целые ансамбли, которые значительно меняли облик городов. Архитекторы Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Тома де Томон, Карл Росси придали русской архитектуре торжественное величие, свойственное александровскому ампиру. Архитекторы активно сотрудничали со скульпторами, мастерами декоративной пластики, ведь скульптура обогащала архитектурные сооружения, внося в них силу конкретно-чувственного образа, углубляющую содержание построек и делающие их ближе и понятней. «Пластика развивалась в тесном единстве с поисками в области зодчества. Этим, между прочим, объясняются достижения в области синтеза искусств, до сих пор сохранившие значение высокого образца. Декоративная скульптура вводилась в архитектуру не как простое украшение, а как необходимая часть сооружения, связанная с ним тысячью нитей, обогащающая его содержание и вносящая пластическую красоту в замысел архитектора»[3].
Таково, например, здание Адмиралтейства (1823), которое невозможно представить без декоративного убранства. По словам его автора архитектора Захарова, без скульптуры оно теряет пропорции и красоту. Пластика Адмиралтейства стала классическим примером синтеза искусств. Над ней трудились лучшие мастера — Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Иван Теребенёв. При создании здания архитектор подробно разработал систему убранства, определив для каждого скульптора участок работ, общий силуэт и масштабность декоративных элементов. Эта общая схема послужила руководством для скульпторов самого разного дарования и мастерства, которым удалось выразить общий замысел Захарова, сохранив своеобразие в частном. Важную роль в общем композиционном замысле играют «Морские нимфы» работы Щедрина — это наиболее яркое и зрелое произведение скульптора. По четырём углам аттика стоят фигуры Ахилла, Пирра, Аякса и Александра Македонского, скульптуры по наверху башни а также по углам четырёх фронтонов — аллегории 12 месяцев (скульпторы Щедрин, Демут-Малиновский и Пименов). Над «Нимфами» установлен знаменитый горельеф Теребенева «Возрождение флота в России». Им же выполнены рельефы для фронтонов портиков с изображением летящих Слав. «Успех этой грандиозной коллективной работы во многом объясняется тем, что вся скульптура была создана по единому плану зодчего и пронизана единым содержанием. В аллегорических композициях художники передали идею мощи России как великой морской державы, владычицы морей. Была найдена самобытная монументальная форма, которая придала сооружению неповторимую декоративную красоту»[3].
Здание Адмиралтейства
Ф. Щедрин. «Морские нимфы» на южном фасаде Адмиралтейства, 1812
Южный фасад Адмиралтейства
И. Теребенев. Панно «Возрождение флота в России», под ним «Летящие Славы» на южном фасаде Адмиралтейства, 1812
Северный фасад Адмиралтейства
И. Теребенев. «Гений Славы, трубящий победу» на северном фасаде Адмиралтейства
«К лучшим образцам декоративной пластики того времени относятся также украшения здания Биржи в Петербурге, построенной Томоном, и особенно фигуры, сидящие у Ростральных колонн»[3]. Раньше, в XVIII веке, скульптурные украшения во многих случаях являлись абстрактными аллегориями, то теперь их смысл стремились активно связывать с реальностью, предназначением сооружения. Характерные примеры — убранство арки здания Главного штаба, созданное Василием Демут-Малиновским и Степаном Пименовым, московские Триумфальные ворота работы Ивана Витали и
Строгий и сталинский классицизм
Сталинский классицизм. Оперный театр. г. Челябинск.
Разные исторические эпохи представляли определенные варианты классицизма. Сравним строгий классицизм и классицизм советских времен, который нередко называют сталинским.
Строгий классицизм
Строгим классицизмом называют стиль времен правления Екатерины Великой в России (1762-1796 гг.) Этот стиль властвовал несколько лет: с 1780-х гг. до конца 18 в., но оставил после себя значительные памятники архитектуры. Строгий классицизм как стиль сложился в конце 18 в. в архитектуре Петербурга. Для периода строгого классицизма характерно цитирование классических архитектурных ордеров, которые описывали в своих трудах Витрувий и Палладио. Сооружения имели прямоугольные симметричные конструкции, колоннаду, фронтоны, портики, колоннады, украшались копиями античных скульптур, рельефными сюжетами на античные темы. Для декора использовались орнаменты античности.
Камероновы галереи в стиле строгий классицизм. Царское село. г. Пушкин. Колоннада из нескольких рядов предназначалась для прогулок. Шотландский архитектор Ч.Камерон (Charles Cameron; 1745-46 —1812гг.), работавший в России.
Укреплению стиля способствовали исторические события, развитие государственной экономики, рынка, промышленности, торговли, градообразующего строительства по новым генеральным планам, в котором использовались принципы строгого классицизма. В этот период стало очень популярным усадебное строительство, особенно широко оно было развито в Поволжье и на юге России. Здания с портиками, колоннами, фронтоном были символом престижа.
Усадьба Сиворицы (Никольское). Архитектор И. Старов. 1870-е гг.
Дворцы в стиле строгого классицизма стали мировым достоянием. В стиле строгий классицизм одним из первых начал строить архитектор Чарльз Камерон. Классические элементы украшали здания В. И. Баженова, И. Е. Старова, Д. Кваренги, Н. А. Львова. Их сооружения гармоничны, композиционно завершены, пропорциональны и лаконичны. Образцом строгого классицизма стал Таврический дворец (1783—1789 гг. архитектор И. Е. Старов) с галереей, параллельной фасаду и парными колоннами ионического ордера. В композиции Таврического дворца присутствуют боковые пристройки, которые связаны с центральным зданием переходами. Стены окрашены насыщенным цветом, на их фоне выделяются белые колонны, подчеркивая архитектонику стен из кирпича.
Таврический дворец.1783—1789 гг. Архитектор И. Е. Старов.
В стиле строгого классицизма построен Дом Пашкова (1784-1786 гг. архитектор В. Баженов (1737-1799 гг.)), старое здание Библиотеки В.И.Ленина, загородная царская дворцово-парковая резиденция в подмосковном селе Царицыно, Михайловский замок в Петербурге (1797-1800 гг. построен Винченцо Бренна. (1745—1820 гг.), без участия зодчего были внесены изменения в трактовку главного фасада). В манере строгого классицизма архитектором М. Казаковым (Матвей Фёдорович Казаков.1738 -1812 гг.) построен Петровский дворец (1776—1780-е гг.) Здание Сената в московском Кремле (1776—1787 гг.), церковь Филиппа Митрополита (1777-1788 гг.) — примеры классицизма этого периода. Архитектор Ф. Волков (Федор Иванович Волков.1755-1803 гг.) к 1790 г. создал на основе принципов классицизма проекты-образцы казарменных домов. Наиболее известными являются здание Морского Кадетского корпуса (1796-1798 гг.), ансамбль Главного Почтамта в Петербурге(1782-1789 гг.) Черты строгого классицизма проявились в работах Джакомо Кваренги (Quarenghi.1744-1817 гг.): дача А.А.Безбородко (1783-1788 гг.), здание Академии Наук (1783-1789 гг.), Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), здание Ассигнационного банка (1783-1790 гг.), Александровский дворец (1792-1796 гг.) в Царском селе, Триумфальная арка в 1814 году – Нарвские ворота. Строгий классицизм отразился в гранитных набережных Петербурга, памятниках, обелисках, городских площадях, ансамблях.
Сенат в московском Кремле. 1776—1787 гг. Архитектор М. Казаков.
Сталинский классицизм
Советский классицизм, который иногда называют «сталинским классицизмом» занял лидирующие позиции в архитектуре советской страны с середины 1930-х до середины 1950-х гг. Этот стиль сменил конструктивизм и рационализм в зодчестве во времена правления Сталина. В послевоенное время сталинский классицизм получил свое развитие в Восточной Европе. Со строгим классицизмом это направление роднит создание городских ансамблей, использование античных ордеров, элементов античного орнамента, который преимущество состоял из орудий сельскохозяйственного и промышленного труда, фигур трудящихся, декор с геральдическими композициями. Здания сталинского классицизма величественны, торжественны. В отделке используется рустированный камень, мрамор, гранит, бронза, лепнина. В этом стиле создавались не только здания органов государственной власти, также строились дворцы культуры, спортивные комплексы, научно-исследовательские институты, медицинские центры, университеты. Архитекторы того времени работали в творческих мастерских, проектных институтах под руководством ведущих мастеров советского зодчества. Проекты сооружений в стиле сталинского классицизма нередко создавались на основе всесоюзных конкурсов. Сталинский классицизм в советской архитектуре поддерживался сооружениями в стиле «сталинский ампир» (ссылка на статью). Здания в этом стиле должны были внушать уважение к государственному строю, выражать уверенность, оптимизм, веру в победу советского строя и образа жизни. К этому стилю относятся ансамбль Тверской улицы, проспекты Кутузовский, Ленинский, Ленинградский, проспект Мира, застройки улиц Щербаковской, Красносельской, площадей Москвы — Лубянской, Суворовской, Садового кольца; здания, построенные вдоль канала им. Москвы, ВСХВ, станции Московского метро того периода.
Дом на Кутузовском проспекте в стиле сталинский классицизм. Фото: Романчук Д. А.
В Ленинграде (Петербурге) примерами стиля стали Дом Советов, строения проспекта Стачек, Московского проспекта, площади Калинина, станции метрополитена (Кировско-Выборгская линия).
Дом Советов в Петербурге. 1936-1941. архитекторы Н. Троцкий, Я. Лукин, Я. Свирский, Л. Тверской, М. Шепилевский, инж. Голушкевич С. С.
В г. Сталинграде (ныне г. Волгоград) в стиле советского классицизма создали набережную, театр Драмы, проспект Ленина, аллею Героев, педагогический институт.
Театр драмы в г. Волгограде. Послевоенная реконструкция здания была закончена к 1952 г.
В бывшем городе Горьком (ныне г. Нижний Новгород) сталинский классицизм получил отражение в проекте Дворца Культуры горьковского автозавода. В этом стиле были построены дома вдоль Октябрьской улицы, площади Лядова, проспекта Гагарина, университет им. Лобачевского.
Дворец культуры горьковского автозавода.
В г. Свердловске ( ныне г. Екатеринбург) — стиль отразился в зданиях Уральского университета, Дворце металлургов, здании городского совета.
Уральский университет в г. Екатеринбурге. 1930-е гг.
Большинство городов советской страны имели сооружения, созданные в стиле сталинского классицизма. Строгий классицизм и советский классицизм имели много общих внешних черт при разных идейных основах. Классицизм при Екатерине Второй основывался и поддерживался идеологией нарождающейся буржуазии, которая могла благодаря этому стилю приблизиться к дворянству: демократичный классический стиль сблизил разные слои общества. Советский классицизм основывался на идеологии социалистического реализма, провозглашенного в начале 30-х годов в качестве основного вида искусства в СССР и был призван продемонстрировать силу и основательность государственного строя. В настоящее время элементы советский классицизм используется при возведении общественных и частных строений.
Фрагмент бокового фасада дворца бракосочетания в Тюмени выполнен по мотивам советского классицизма.
Автор текста: М. Костин