Древняя япония архитектура – Архитектура Японии. Борис Денике. 1935 г. | История архитектуры стран Азии и Африки

Содержание

Архитектура Древней Японии | История архитектуры

Раскопки последних десятилетий подтвердили существование на японском архипелаге неолитической культуры.

В период бронзы появились жилища — татэана (жилище из соломы), построенные из жердей, тростника и ветвей. Обычно, чтобы избежать сырости, они сооружались в мягком грунте на склонах холма, отчего также называются тэнти-конгэн (против влаги). Это первобытное жилище обычно представляло собой четырехугольную яму с закругленными углами длиной около 5—6 м. Земляной утрамбованный пол находился на глубине 60—90 см. По углам ямы были забиты в грунт четыре деревянных столба, несущих прогоны. По прогонам были уложены стропила, опирающиеся по длинным сторонам на землю.

Более развитым типом жилища является такаюка, сооружение с высоко поднятым над землей помещением. Представление о нем дают изображения первых веков нашей эры на глиняных дощечках и бронзовых колоколах дотаку. На бронзовом дотаку (I—II вв.), открытом на о. Сикоку, видно сооружение из высоких столбов, связанных перекладинами на уровне высоко поднятого над землей пола (рис. 26). Одной из особенностей этой конструкции являлись так называемые тиги — выступающие над коньком по торцам здания концы стропил, образующих двускатную кровлю, другой — два столба, поддерживающих концы конькового прогона по торцам. Эти отдельно стоящие столбы и тиги стали в дальнейшем характерными деталями японского зодчества.

Карта Дальнего Востока и Индокитая
26. Остров Сикоку. Тип жилища такаюка. Изображение на дотаку, I—II в. н. э.

Подобного типа жилища из жердей и тростника или соломы встречались также на Малайских островах и на Целебесе, а также в Индии. Эти древние жилища состояли из одного помещения, в которое вела высокая приставная лестница, хорошо видимая на изображении такаюка.

О ранних типах наземных жилищ дают представление также и модели зданий, обнаруженные в погребениях родовой знати. На сосуде из Ябито в виде дома (I—III вв.) отчетливо видны столбы по углам здания и в середине каждой из четырех стен. Высокая двускатная крыша с большими фронтонами, увеличивающими здание, имеет дымовую трубу в середине гребня крыши (рис. 27).

Не менее интересны своеобразием своей формы другие глиняные модели зданий III—IV вв., обнаруженные при раскопках центральной части о. Хонсю. Среди них выделяется изображение большого одноэтажного здания с расширяющимися к основанию стенами (рис. 28). На каждой из четырех сторон имеются четырехугольные пристройки с большими прямоугольными окнами. Центральная часть здания увенчана высокой седлообразной кровлей с выступающими на торцах полуовальными высокими фронтонами. Две боковые пристройки, находящиеся под фронтонами, также перекрыты двускатными крышами, которые заканчиваются меньшими, но также выступающими полуовальными фронтонами. Две другие боковые пристройки имеют трехскатные крыши с седлообразными возвышениями, повторяющими форму кровли центрального помещения. Расположение фронтонов, силуэт здания подчеркивают его расчленение на части, которые, однако, благодаря общности форм не нарушают впечатления единства сооружения в целом.

Модели подобных зданий, открытые раскопками в последние годы, свидетельствуют о развитии архитектурных приемов деревянного зодчества в первые века нашей эры. Существует предположение, что эти сложные типы зданий появились в Японии после того, как возникли связи с Корейским полуостровом, где высокая строительная техника в свою очередь восприняла богатые достижения дальневосточного зодчества первых веков нашей эры.

27. Ябито. Сосуд в виде дома, I—III в. н. э.29. Остров Хонсю. Курган Цукинова. Модель двухэтажного дома, конец IV — начало V в. Фасад, общий вид
28. Остров Хонсю. Модели жилых домов, III—IV вв.

К III — середине VI вв. относится сооружение в Японии грандиозных курганных погребений с подземной камерой, в которой хоронили вождей племени или рода. Этот период получил название «курганного». Наиболее ранние курганы возникли на рубеже бронзового и железного веков.

Погребения курганного типа встречаются по всей Японии, за исключением северных районов страны. Они возводились различной формы и величины, соответственно рангу усопшего, что лимитировалось царскими указами и строго соблюдалось.

Воздвигнутый на вершине горы на юге острова Хонсю курган Цукинова (конец IV — начало V вв.) имеет в передней части плана вид прямоугольника, к которому присоединяется круглый холм. Курган достигает 10 м высоты и, как показали раскопки, по всей поверхности ската облицован каменными плитами.

В верхней части кургана была обнаружена глиняная модель двухэтажного деревянного дома (рис. 29), дающая представление о постройках этого времени. Дом имел высокую крышу и окна со всех сторон обоих этажей, разделенных выходящим из стены навесом, образующим род карниза. Модель дает представление не только о форме здания, но и указывает на достижения в строительстве деревянных храмов.

Сооружение курганов на протяжении веков постепенно усложнялось. Если в ранних погребениях курганного типа для помещения саркофага сооружалась лишь узкая камера в виде шахты, то к V в. она сменяется помещением с длинным коридором, который в толще холма имел выход наружу.

30. Остров Хонсю. Курган царя Нинтоку, V в. План

К этому времени относятся три грандиозных царских кургана. Самым значительным из них является курган царя Нинтоку (умер в 427 г.) на острове Хонсю около деревни Хэномацу (рис. 30). Курган состоит из круглого холма и квадратного в плане возвышения перед ним.

Это самый большой курган Японии. Диаметр холма достигает 248 м, а сторона квадратной пристройки равна 304 м. Весь поросший высоким лесом холм высотой 33 м окружен тремя рядами рвов и валов. Рвы в отдельных местах имеют около 100 м ширины.

Погребальная камера состоит из помещения для саркофага и коридоров, стены и потолки которых сложены из больших каменных плит. Пространство между рвом и курганом было ограждено глиняными столбами кирпично-бурого цвета — ханива («круг из глины», так как предполагают, что их изготовляли путем накатывания глины на бревно). Ханива в виде цилиндрических тесно стоящих столбов зарывались в землю до половины и образовывали ограду, защищающую склоны холма от размывов дождевой водой. Позднее ханива приняли вид мужских и женских фигур, изображений воинов, животных и зданий.

Спустя 250 лет после сооружения холм царя Нинтоку был окружен 11 280 цилиндрическими ханива, расположенными в три ряда, кроме того, 480 ханива были размещены вне холма и 6480 на самом холме.

Строительство курганов продолжалось до VI в. и прекратилось, очевидно, с внедрением буддизма, когда началось сложение новых обрядов погребения и труп умершего сжигался.

Изображения и модели зданий периода железного века, а также грандиозные курганные погребения IV—VI вв. н. э. свидетельствуют о сложении в Японии уже в первые века нашей эры самобытных архитектурных сооружений и форм, отдельные черты которых сохранились и в зодчестве феодальной Японии.


Глава «Архитектура Японии» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: О.Н. Глухарева; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

Архитектура Японии — Википедия

В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов

[1].

Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте[1].

Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка (яп. 民家), максимально приспособлены к климату страны. Одно- или двухэтажная минка имеет прочную каркасную конструкцию из толстых балок с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. Стены не являются несущими, внутреннее пространство делится на отдельные помещения с помощью передвижных ширм. В таких домах жили крестьяне, ремесленники и торговцы. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

Древняя японская архитектура

Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденным глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.

Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками.[1] Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.

В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов.

[2] Эти сооружения имели круглую форму, позднее — форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину.[1]

В I—III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашенное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили — симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).

Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.

В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.

Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.

Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺) в городе Нара построенный принцем Сётоку в 607 году.[3]

Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них — главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара построенный в 745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.[2]

Примеры архитектурных памятников эпохи Хэйан
Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-инУкрашение на крыше храма ХоодоХрам Дайго-дзи в Киото

Японская средневековая архитектура

Камакура и Муромати

Адзути-Момояма

Период Эдо

Архитектура периода Мэйдзи

Современная японская архитектура

Новые технологии оказали существенное влияние на архитектуру Японии. Необходимость заново строить разрушенные после Второй мировой войны города дала большой стимул для развития японской архитектуры. При этом отстроенные заново города сильно отличались от довоенных. В результате в эпоху Мэйдзи освоения западных технологий строительства и материалов новые сооружения из стали и бетона сильно отличались от традиционных японских зданий.

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 АРХИТЕКТУРА // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3.
  2. 1 2 Аверинцев С. С., Алексеев В. П., Ардзинба В. Г. и др. Древние цивилизации = Ancient civilizations / под общей ред. Г. М. Бонгард-Левина. — Москва: Мысль, 1989. — С. 282. — 479 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-244-00274-0.
  3. ↑ Buddhist Monuments in the Horyu-ji Area (англ.)

Ссылки


Архитектура Японии — Википедия. Что такое Архитектура Японии

В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов[1].

Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте[1].

Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка (яп. 民家), максимально приспособлены к климату страны. Одно- или двухэтажная минка имеет прочную каркасную конструкцию из толстых балок с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. Стены не являются несущими, внутреннее пространство делится на отдельные помещения с помощью передвижных ширм. В таких домах жили крестьяне, ремесленники и торговцы. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

Древняя японская архитектура

Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденным глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.

Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками.[1] Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.

В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов.[2] Эти сооружения имели круглую форму, позднее — форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину.[1]

В I—III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашенное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили — симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).

Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.

В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.

Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.

Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺) в городе Нара построенный принцем Сётоку в 607 году.[3]

Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них — главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара построенный в 745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.[2]

Примеры архитектурных памятников эпохи Хэйан
Byodo-in Uji03bs2640.jpgDaigojiKondo3237.jpg
Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-инУкрашение на крыше храма ХоодоХрам Дайго-дзи в Киото

Японская средневековая архитектура

Камакура и Муромати

Адзути-Момояма

Период Эдо

Архитектура периода Мэйдзи

Современная японская архитектура

Новые технологии оказали существенное влияние на архитектуру Японии. Необходимость заново строить разрушенные после Второй мировой войны города дала большой стимул для развития японской архитектуры. При этом отстроенные заново города сильно отличались от довоенных. В результате в эпоху Мэйдзи освоения западных технологий строительства и материалов новые сооружения из стали и бетона сильно отличались от традиционных японских зданий.

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 АРХИТЕКТУРА // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3.
  2. 1 2 Аверинцев С. С., Алексеев В. П., Ардзинба В. Г. и др. Древние цивилизации = Ancient civilizations / под общей ред. Г. М. Бонгард-Левина. — Москва: Мысль, 1989. — С. 282. — 479 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-244-00274-0.
  3. ↑ Buddhist Monuments in the Horyu-ji Area (англ.)

Ссылки


Искусство Древней Японии — удивительный мир красок и форм

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы предлагаем вам прикоснуться к прекрасному и поговорить про искусство Древней Японии. В статье ниже мы кратко рассмотрим этапы истории, повлиявшие на становление японского искусства, а затем более подробно остановимся на каждой из его составляющих. Вы узнаете об особенностях не только традиционных видов, например, архитектуры, живописи, но и об искусстве боев, миниатюр, театра, парков и многом другом.

Итак, статья обещает быть интересной, а главное – познавательной!

Содержание:
Исторические периоды
Живопись
Архитектурное направление
Скульптурное направление
Другие виды
Заключение

Исторические периоды

Страна Восходящего солнца обладает уникальной культурой, воплотившейся в традиционных самобытных зданиях и храмах, картинах, изваяниях, украшениях, садах, литературных произведениях. В последние века набирают популярность такие нетривиальные направления, как ксилография, поэзия, оригами, бонсай, икебана и даже манга и аниме. Все они складывались долгое время, уходя корнями в глубокую древность.

Об этом времени было известно очень мало вплоть до начала прошлого столетия, ведь Япония была довольно закрытой для остального мира страной. Однако с тех пор проводились многочисленные исследования, археологические раскопки находки которых поражают. Они показывают, что уже во втором тысячелетии до нашей эры существовало культурное японское общество, а первобытные племена жили на островах еще 15-12 тысяч лет назад.

Японская культура начала складываться примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры, но пика развития достигла в Средние века – в период с VI по XVIII век.

Древнеяпонская история начинается с доисторических времен и завершается этапом Хэйан в VIII-IX веке, хотя многие исследователи относят сюда и более поздние периоды. В связи с этим выделяется три крупных этапа, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие периоды, или дзидай. Каждый из них характеризуется появлением новых изделий, сооружений, стилей.

  1. Первобытно-общинный строй

Первобытное общество в Японии существовало в эпоху неолита, когда у людей появились первые каменные орудия, а также в период Дземон и Яей. Считается, что Дземон продолжался с 10-го тысячелетия до IV века до нашей эры. Тогда стали появляться первые изделия из керамики, имевшие такое же название, как и вся эпоха – дземон.

Глиняный сосуд эпох дзёмон

Эти сосуды были асимметричной формы и имели традиционные орнаменты в виде скрученной веревки. Есть мнение, что они использовались в различных ритуалах и обрядах. Тогда же появились разного рода украшения — сережки, браслеты и ожерелья из глины, зубов животных, ракушек, каменных пород, хрусталя.

Серьги и браслеты из глины периода дзёмон

В III столетии до нашей эры наступила эпоха Яёй, продлившаяся шесть веков. Тогда местные жители научились выращивать рисовые культуры, занялись сельским хозяйством, продолжили осваивать мастерство керамики, а также стали плавить металлы, среди которых самым главным было железо, делали оружие из меди и колокола из бронзы.

Бронзовый колокол дотаку, конец эпохи Яёй

  • Становление государства.Японская государственность стала складываться с IV по VIII столетия. Это время известно под названием периодов Кофун и Ямато. Тогда в стране появилась целая сеть курганов-захоронений, а сама Япония стала сближаться с Поднебесной, неизбежно переняв религию – буддизм, а с ним – архитектуру, скульптуру.Важнейшее сооружение эпохи – Хорю-дзи, представленное пагодой в пять ярусов. У курганов стали устанавливаться особые изваяния из глины, именуемые «ханива».

Хорю-дзи, Япония

  • Установление законов.Данный этап приходится на периоды Нара (VIII век) и Хэйан (конец VIII-XII века). В тот момент японцы становятся еще ближе своим соседям – китайцам и корейцам, заимствуют наряду с буддистской концепцией также конфуцианскую и даосскую, перенимают техники обработки металла, методики строительства и проектирования зданий, новые веяния в живописи.Особенно меняется архитектура – на смену простым синтоистским святилищам приходят многоярусные буддийские ступы наподобие индийских. В жилищах обычных людей вместо голой земли на полу появились планки из дерева, а сверху – крыши из кипариса.

Изображение периода Нара в Японии

Если говорить о более позднем времени, то можно выделить еще несколько периодов и их главные культурные особенности:

  • Каракум (XII-XIV столетие) – появление самураев и боевых искусств;
  • Сенгоку и Дзидай (XV-XVI вв.) – время европейской экспансии в мир Востока, в ходе которой даже в Страну Восходящего солнца проникло христианство и западные веяния в области культуры;
  • Эдо (XVII-XIX вв.) – власть известного семейства Токугава, характеризующаяся изоляцией Японии и развитием культурной самобытности.

Все, что было позже – это уже Новое время и современность, и сейчас, несомненно, даже в относительно закрытой Японии происходит некая культурная глобализация – перенимается опыт западных мастеров, а на Западе, в свою очередь, становятся модными японские мотивы. Однако искусство Японии всегда обладало особым колоритом, имело черты, присущие только ей. 

Простота, соразмерность с человеком, лаконичность, натуральные материалы, единение с природой – вот как можно охарактеризовать японские шедевры, как древние, так и современные.

Живопись

Япония, как известно, долгое время стояла особняком, ее границы были закрыты для других стран. Когда с наступлением VII столетия японцы стали все чаще общаться с соседями, налаживать связи с континентальным миром, они открыли для себя краски, пергамент, тушь, а с ними – изобразительное искусство.

Поначалу оно отличалось чрезвычайной простотой и лаконичностью: на черной или белой бумаге делались незамысловатые изображения, обычно одного из трех цветов — желтого, зеленого или красного. Однако постепенно мастерство местных живописцев все росло, и во многом благодаря распространению учения Будды, так как создавались все новые картины из жизни Учителя и его учеников.

Картинки с буддийской тематикой в древней Японии

К IX веку Япония уже сформировала собственную ветвь живописи, которая не зависела от китайской. В то же время роль буддизма стала ослабевать, и на смену религиозным мотивам пришли так называемые секулярные, то есть светские, которые пользовались особой популярностью в правление семейства Токугава.

Сегуны династии Токугава

Кайга, как называли японцы живопись, обрела совершенно разные формы и стили, и важное место в ней заняла природа. С тех пор живопись проявлялась все в новых формах:

  • Ямато-э – главная школа живописцев. Она возникла в IX-X столетиях и поддерживалась академией художеств при императоре. Произведения представляли собой свернутые свитки, где изображались литературные сюжеты вкупе с искусной каллиграфией. Существовало два основных вида свитков: эмакимоно – многометровые, сложенные горизонтально и часто рассматриваемые на столе, а также какимоно – сложенные вертикально и вешаемые на стену. Обычно в стиле ямато-э ярко расписывали шелк или бумагу, но позже все чаще в качестве холста стали применять посуду из керамики, национальную одежду, вееры, стены, ширмы. Особое внимание уделялось тому, чтобы передать состояние души.
  • Суми-э – как самостоятельный стиль cформировался приблизительно в XIV веке. Его особенности – применение акварели и черно-белых цветов.
  • Портреты – стали популярны в XIII-XIV столетиях.
  • Пейзаж – достиг популярности в XIV-XV веках, во многом благодаря распространившемуся по стране дзен-буддизму, в основе которого лежит идея созерцания и единения с природой.
  • Укие-э – характерная яркая роспись на дощечках. Она появилась в XVII столетии и содержала изображения природы, знаменитых японских гейш или артистов театр Кабуки. Веком позже это направление стало настолько популярным, что завоевало даже сердца европейцев – они стали применять этот стиль в собственных работах.

Традиционная гравюра Укие-э

Архитектурное направление

Изначально японская архитектура сводилась к постройке древних традиционных домов – ханива. Они создавались до IV столетия, и об их внешнем виде можно судить только по сохранившимся миниатюрным моделям из глины и рисункам, так как до наших дней они не сохранились.

Здесь проходила жизнь и быт обычных людей. Это были своеобразные землянки, накрытые сверху соломенным навесом. Его поддерживали специальные каркасы из дерева.

Позже появились такаюка – аналог зернохранилищ. Они тоже состояли из специальных опор-балок, что позволяло спасти урожай от стихийных бедствий и вредителей.

Приблизительно в то же время, в I-III столетия, стали появляться храмы древней религии синто в честь божеств, покровительствующих силам природы. Они чаще всего возводились из необработанного и неокрашенного кипариса, имели лаконичную прямоугольную форму. 

Храм Исэ

Соломенная или сосновая крыша была двухскатной, а сами сооружения строились на столбах, окруженных павильонами. Еще одна характерная черта синтоистских святилищ – П-образные ворота перед входом. 

В синто существует закон обновления: через каждые двадцать лет храм уничтожался, а на том же месте возводился практически в точности такой же, но новый.

Самый известный подобный храм называется Исэ. Впервые он был построен еще в начале 1-го тысячелетия и, согласно традиции, постоянно перестраивался. Исэ состоит из двух похожих комплексов, расположенных чуть поодаль друг от друга: первый посвящен силам солнца, второй – божеству плодородия.

С VI столетия в Стране Восходящего солнца начинает распространяться буддийское учение, пришедшее из Китая и Кореи, а с ним – принципы строительства буддистских храмов. Поначалу они представляли китайские копии, но позже в храмовой архитектуре стал прослеживаться особый, истинно японский стиль.

Сооружения строились несимметрично, как бы сливаясь с природой. Лаконичность и четкость форм, деревянный каркас вкупе с каменным фундаментом, пагоды в несколько ярусов, не слишком яркие цвета – вот что отличает святилища того времени.

Многие из них сохранились до наших дней. Памятниками архитектуры можно назвать Хорю-дзи начала VII века с его знаменитым Золотым храмом и еще 40 зданиями, Тодай-дзи середины VIII века в городе Нара, который и сейчас считается крупнейшим сооружением из дерева на планете. При этом буддистская архитектура тесно переплетается со скульптурой и живописью, где запечатлены божества и мотивы из жизни Учителя.

Храм Тодай-дзи

На рубеже XII-XIII столетий в государстве начался феодализм и потому стал популярным стиль синдэн, отличающийся парадностью. Ему на смену пришел стиль сеин, во главе которого стоит простота и некоторая интимность: вместо стен – почти невесомые ширмы, на полу – циновки и татами. 

Тогда же начали появляться дворцы-храмы местных феодалов. Шедевры этого вида сооружений – известный Кинкаку-дзи XIV века, или Золотой павильона, а также Гинкаку-дзи XV столетия, он же – Серебряный храм.

Храм Гинкаку-дзи (Золотой павильон)

Вместе с дворцами-храмами в XIV-XV веках стало зарождаться садово-парковое искусство. Во многом его появление обязано проникновению в Японию созерцательного учения дзен. Вокруг храмов и крупных жилищ стали появляться сады, где главными составляющими были не только растения, цветы, но и камни, вода, а также песчаные и галечные насыпи, символизирующие водную стихию.

По всему миру известен уникальный сад камней Реан-дзи в городе Киото.

Еще один вид садов – чайный, который называется «тянива». Он окружает чайный домик, где проводится особая, неторопливая церемония, а к домику через весь сад проходит специальная тропинка. Появившись еще в Средние века, тянива повсеместно встречается и сейчас.

Скульптурное направление

Скульптура в Древней Японии по большей части связана с религиозными и обрядовыми традициями. Еще в III-V веках люди научились изготавливать небольшие фигурки под названием догу.

Догу изображали людей, животных, и, учитывая, что найдены были они в курганах, можно сделать вывод, что их клали в могилу вместе с усопшими – это были их слуги, которые могли пригодиться на том свете. Догу были глиняные, бронзовые, деревянные, лаковые фигуры. Позже у курганов и синтоистских святилищ создавались также более крупные изваяния божеств.

Фигурка догу

Приход в страну буддизма, естественно, сказался и на местной скульптуре. В VI-VII веках стали появляться многочисленные памятники Будде. Вслед за китайскими и корейскими мастерами начали свой путь местные скульпторы.

К IX веку скульптурное направление стало еще больше развиваться, но изменился внешний вид будд и бодхисаттв – они стали обладать несколькими, вплоть до тысячи, лицами и руками. Чаще всего они изготавливались из крепких древесных пород, лака, бронзы, глины.

До наших дней сохранились многие прекрасные памятники. К примеру, в храме Харю-дзи на цветке лотоса восседает величественная фигура Будды, а в Тодай-дзи существует целый ансамбль божеств во главе с 16-метровым Буддой, который создали скульпторы Кайкэй и Ункэй.

Другие виды

Японское искусство многогранно, и о нем можно говорить часами. Расскажем еще о нескольких видах искусства, зародившихся в древности.

Ее называют седо, что значит «дорога извещений». Каллиграфия в Японии появилась благодаря красивым иероглифам, которые были заимствованы у китайцев. Во многих современных школах она считается обязательным предметом.

  • Хайку, или хокку

Хайку – особая японская лирическая поэзия, появившаяся в XIV столетии. Поэта при этом именуют «хайдзин».

Это название переводится как «бумага, которую сложили». Пришедшее из Поднебесной, оригами поначалу использовалось в обрядах и было занятием для знати, но в последнее время распространилось по всему миру.

 

Древнее искусство оригами в Японии

Слово в переводе означает «живые цветы». Подобно оригами, икебана изначально использовалась в ритуалах.

Два самых распространенных вида миниатюр – бонсай и нэцкэ. Бонсай – это копии настоящих деревьев в сильно уменьшенном виде. Нэцке – небольшие фигурки наподобие брелоков-талисманов, появившиеся в XVIII-XIX веках.

  • Боевые искусства

Они в первую очередь ассоциируются с самураями – своего рода рыцарством, ниндзя – убийцами-наемниками, бусидо – воинами.

  • Театральное искусство

Самый известный театр, гордость всех японцев – классический театр Кабуки. Подробно про театральное искусство в Японии вы можете почитать здесь.

Театр Кабуки в Японии

Заключение

Как мы видим из статьи, Япония – целая сокровищница шедевров искусства не только национального, но и мирового масштаба. С древних времен, которые начинаются еще задолго до нашей эры, японцы начали творить и созидать вокруг прекрасное: картины, здания, изваяния, стихи, парки, миниатюры – и это далеко не весь список.

Интересно, что черты, заложенные в японской культуре древности, прослеживаются и в творениях современности – это простота, лаконичность, естественность, стремление к гармонии с природой.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, сегодня вы узнали многое о такой таинственной и далекой стране, как Япония. Присоединяйтесь к нам — оставляйте комментарии, делитесь ссылками на статьи с друзьями – мы будем очень рады исследовать таинственный мир востока вместе с вами!

До скорых встреч!

Японская архитектура

Древняя японская архитектура

Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденным глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.

Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками.[1] Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.

Архитектура раннего периода

Примеры реконструированых зданий периода Яёй

Ханива-дом

Реконструкция жилищ и наблюдательной вышки на стоянке Ёсиногари, недалеко от города Тоса, префектура Сага

Реконструкция жилищ, город Сэтоути, префектура Окаяма

Курган императора Нинтоку, V век

В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов.[2] Эти сооружения имели круглую форму, позднее — форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину.[1]

В I—III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашенное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили — симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).

Тории святилища Ицукусима

Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居?) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.

В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.

Золотой зал и пагода в Хорю-дзи,607 год

Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.

Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺?) в городе Нарапостроенный принцем Сётоку в 607 году.[3]

Главный зал храма Тодай-дзи, 745 год

Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них — главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии.

Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара построенный в745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.[2]

Примеры архитектурных памятников эпохи Хэйан

Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-ин

Украшение на крыше храма Хоодо

Храм Дайго-дзи в Киото

[править]Японская средневековая архитектура

Кинкаку-дзи (Золотой павильон), Киото

 

Гинкаку-дзи(Серебряный павильон)

 

Сад камней в Рёан-дзи

Замок Мацумото

 

Замок Химэдзи

 

Замок Нидзё

 

Замок Осака

Павильон Сёкинтэй водворце Кацура

 

Замок Хиросаки

[править]Архитектура периода Мэйдзи

Здание Парламента Японии

Традиционный японский за́мок (яп. 城?) — укреплённое строение, в основном из камня и дерева, часто окружённое рвом и стенами. В ранние периоды истории основным материалом для постройки замков было дерево. Также как и европейские, японские замки служили для обороны стратегически важных территорий, а также для демонстрации власти крупных военных феодалов (даймё). Значение замков сильно выросло в «период воюющих провинций» (Сэнгоку Дзидай,1467—1568).

Архитектура Японии — одна из немногих в мире, чьи произведения вплоть до сер. XIX в. строились из дерева. Все самые древние сохранившиеся деревянные постройки мира (с кон. VI вв.) находятся в Японии; в Китае они не древнее VIII в., в Северной Европе — XI в., в России — XV в. Мощнейший импульс развитию архитектуры, как и всей культуры Японии, дало принятие буддизма. Главным ориентиром в архитектуре до XIX в. был Китай, но японские зодчие всегда превращали заморские образцы в подлинно японские произведения.

 О том, как выглядела добуддистская архитектура Японии, можно судить по постройкам двух почитаемых синтоистских святилищ Исэ и Идзумо. Нынешние постройки не древние, но воспроизводят выразительные древние формы: бревенчатые срубы стоят на сваях, имеют высокие двускатные крыши с большим навесом и крестообразно торчащими балками. На их формы ориентировались при реставрации большинства синтоистских святилищ Японии в XIX в. Характерная черта синтоистских святилищ — ворота тори, обозначающие границы священной территории; один из символов страны — стоящие в воде тори святилища Ицукусима (к западу от Хиросимы).

Древнейшие буддистские монастыри Японии находятся в городе Нара и его окрестностях. Это обширные, четко распланированные комплексы. В центре прямоугольного двора обычно находятся прямоугольное в плане здание кондо («золотой зал», где поклоняются почитаемым статуям) и пагода — многоярусная башня-реликварий. По периметру расположены сокровищницы, колокольни и другие дополнительные постройки; особо выделены монументальные главные ворота (нандаймон), находящиеся с юга. Самый древний монастырь Японии — Хорюдзи близ Нары, в котором сохранились десятки древних построек (многие VI–VIII вв.), уникальные фрески, бесценная коллекция скульптуры. Наиболее почитаемый монастырь Нары — Тодайдзи, его главный храм Дайбуцудэн («зал Великого будды», последняя перестройка нач. XVIII в.) — крупнейшее деревянное сооружение в мире (57 х 50 м, высота 48 м).

В XIII в. развивается новый тип монастыря — школы дзен, в котором все здания строятся вдоль оси север – юг, по очереди открываясь паломнику. Как правило, дзенские монастыри возводились на лесистых горных склонах и прекрасно вписаны в природу; в них устраиваются пейзажные сады и так называемые «сады камней». Наиболее знамениты «Пять великих храмов дзен» в Камакуре близ Токио; восходящие к XIII в., но сохранившие в основном поздние, относительно небольшие постройки, эти монастыри прекрасно сохранили проникнутую тесным контактом с природой молитвенную атмосферу.

 Светская архитектура Японии дошла до нас в достаточно поздних образцах. Среди них впечатляют феодальные замки, возводившиеся в основном в эпоху междоусобных войн во второй половине XVI – начале XVII вв. Это живописные многоярусные деревянные сооружения на мощных каменных фундаментах, окруженные низкими стенами и бастионами, а также рвами. Крупнейший из них — Химедзи близ Кобе (1601–1609), представляющий собой комплекс из более чем 80 построек.

После умиротворения, которое ознаменовало наступление эпохи Эдо (1603–1868), в Японии широко развернулось строительство дворцов. В отличие от замков это были, как правило, одноэтажные сооружения, состоящие из асимметрично сгруппированных построек. Первые еще включались в систему укреплений: например, обширный дворец Ниномару в замке Нидзё (1601–1626) в центре Киото. Другие сооружались как центры садово-парковых ансамблей, усадеб; из них наиболее знаменит дворец императорской виллы Кацура (1610-е, 1650-е) близ Киото, одно из наиболее совершенных творений японской архитектуры. Как и другие традиционные постройки, дворцы были каркасными зданиями, стены не имели конструктивной функции и потому часто заменялись открытыми проемами или украшенными живописью съемными перегородками, что во многом стирало грань между интерьером и природой. Ощущение естественности, соотнесенности с природой усиливается и благодаря нелакированным деревянным опорам и дощатым полам, циновками-татами в жилых комнатах, бумажным перегородкам. Начало эпохи Мэйдзи (1867–1912) обозначило решительный разрыв с традиционными формами. Пройдя через период освоения европейских форм и поиска национальных корней (творчество Тюто Ита), японская архитектура во второй половине ХХ в. смогла стать одной из ведущих в мире, соединив в лучших произведениях универсальность с яркой индивидуальностью.

Удивительная архитектура современной Японии

Автор:
23 сентября 2016 11:43

Причин мечтать о Японии немало, это по-настоящему другая планета. Мы подкинем вам еще один повод стремиться в эту фантастическую страну: японские безумные градостроительные шедевры, без рамок и правил! Однако, они всегда идеально вписаны в ландшафт, и в полной гармонии с природой. Полет фантазии, микс древних традиций и хай-тека помогает японским архитекторам создавать, например, полностью прозрачные дома (как у Замятина в «Мы»). Смотрите сами!

Удивительная архитектура современной Японии

1. Детский садик, с игровой площадкой, построенный вокруг дерева

1. Детский садик, с игровой площадкой, построенный вокруг дерева

Источник:

2. Начальная школа с бассейном из дождевой воды

2. Начальная школа с бассейном из дождевой воды

Источник:

3. Маленький дом в Токио

3. Маленький дом в Токио

Источник:

4. Домик в лесу для двух японских пенсионерок

4. Домик в лесу для двух японских пенсионерок

КИТАЙСКАЯ И ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

КИТАЙСКАЯ И ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА – архитектурные сооружения, созданные на территориях Китая (начиная примерно с 1-го тысячелетия до н.э.) и Японии (с 6–7 вв. н.э.). История китайской и японской архитектуры подтверждает тесную историческую связь этих двух народов, их общие дальневосточные корни и в то же время глубокие различия между ними. В обеих традициях главным строительным материалом является дерево, а камень использовался значительно меньше.

Японская архитектура многое позаимствовала из Китая на протяжении веков, поэтому ее развитие не может рассматриваться изолированно. В ряде аспектов различия между ними проступают очень ярко, при этом очевидно, что китайская архитектура существенно старше японской. Задолго до н.э. китайское искусство достигло высокой степени развития в планировке и в конструктивных решениях, а в пору своей зрелости обрело величественную монументальность, о которой свидетельствует Императорский город в Пекине. Японцы же долгое время возводили легкие жилища, характерные для неолитической культуры в течение ряда веков нашей эры, а их первые попытки возведения более серьезных сооружений явились результатом знакомства с континентальным зодчеством. Раскрытие в 6 в. Японии навстречу Китаю совпадает с началом японского крупномасштабного строительства.

См. также АРХИТЕКТУРА.

Общие характеристики.

Для китайского подхода в архитектуре характерна склонность к формальности и искусственности, для японского же, в наиболее чистом выражении, – к простоте и живописности.

Китай.

С того времени, когда можно выявить его основные характеристики, китайский способ проектирования следовал двум принципам: симметрии и ориентации на юг. Одни и те же правила применялись в строительных программах любого уровня, будь то городской дом, храм, контора или императорский дворец. Главной идеей является жесткая выстроенность объекта по оси север – юг. Основным планировочным элементом являлся огороженный стеной двор с входом с юга по центру и с главным зданием, расположенным позади, у северной стены. Обычно зал в доме имеет в плане вытянутый прямоугольник, расположенный поперек главной оси, так что при взгляде от входных ворот его зал раскрывается самым эффектным образом. Вторичные вспомогательные помещения выстраиваются симметричным образом вдоль стен двора под прямым углом к оси главного зала. Разрастание этой простейшей схемы сводилось к тому, что добавлялся еще один двор перед первым, следуя той же оси. Комплекс из двух ворот прекрасно соответствовал потребностям усадьбы скромных размеров, когда передний двор был открыт для гостей или деловых контактов, а жилая часть замыкалась во втором дворе. При дальнейших расширениях добавлялись другие дворы, один за другим, позади первичного ядра, либо симметрично слева и справа, в результате чего целое достигало масштабов и сложности императорского дворца.

Финальное расширение порождало уже стандартную «шахматную» планировку столичного города, улицы которого были ориентированы по странам света, а главная улица увеличенной ширины играла роль центральной оси симметрии. При этом огромный дворцовый город занимает обширный прямоугольник по центру позади всего; и сам дворец, и город в целом окружены стеной, главные ворота которой сделаны с юга. Отклонения от этой идеальной конструкции допускались либо в тех ситуациях, когда рельеф делал это невозможным, либо когда живописная иррегулярность ставилась как осознанная цель смягчения жесткости замысла.

Китайский зал внутри организован не менее формально, чем план целой постройки. Осевая симметрия имеет абсолютный характер в том, что касается расстановки колонн, размещения дверей, окон и иных деталей. И по конструктивным, и по художественным соображениям передний и задний фасады также идентичны. Основным конструктивным элементом является пара стоек спереди и сзади, балка, связывающая их наверху, треугольник кровли поверху. При особо скромных габаритах сооружения конек кровли поддержан стойкой, поднимающейся от центра балки. При увеличении габаритов сооружения вводилась вторая более короткая балка, приподнятая над первой на двух толстых коротких стойках, укрепленных примерно на 1/4 пролета. Стойки, поддерживающие стропила, теперь уже ставятся на этот второй уровень. При дальнейшем увеличении ширины зала серия поперечных балок становится трехъярусной. Когда пролет достигал предела прочности, дальнейшее расширение зала оказывалось возможным с помощью дополнительных двух или четырех столбов с передней и задней сторон. Обычно эти дополнительные столбы устраивались ниже основной пары, чтобы встроиться в контур кровли. Такого рода конструктивные блоки приставлялись один к другому, чтобы перекрыть необходимый пролет, далее связывая их по длине системой балок, горизонтальных связей и конька. В крупных залах именно пролет между основной парой центральных столбов придает масштабность и выразительность интерьеру.

Официальности китайской планировки строго соответствует подчеркнутая искусственность решения фасада здания. При этом в изобилии применяется цвет: на больших поверхностях стен или столбов, в ярких узорах на балках и консолях, на глазурованных черепицах кровли, где цвет усилен бликами солнца. Формы кровель, поднимающихся над широкими выносами, отличаются геометрической простотой. Есть три главных вида кровель, применяемые в зависимости от ранга сооружения: вогнутые для наиболее монументальных сооружений, простые скатные для наименее ответственных построек, комбинация скатной и вогнутой – для сооружений промежуточного значения.

При этом зал поднят на каменной террасе, которая в особо важных случаях облицовывалась мрамором и всегда украшалась резными перилами и лестницами. Солидность, тяжесть, устойчивость подчеркнуты повсюду. Каждое здание возвышается как независимое сооружение, занимающее собой пространство, четко отграниченное от него плоскостями окружающих стен. Выразительность архитектурного языка в них усилена форсированным использованием оборонительных стен всевозможных размеров – от сугубо домашних заборов до городских стен, а также мемориальных ворот пайлоу, устанавливаемых перед входами или на перекрестках.

Япония.

Японский архитектурный стиль ярче всего выражен в двух типах, это синтоистский храм и жилище. Говоря о последнем, мы имеем в виду и подавляющее большинство современных сооружений, если те возведены по традиционной схеме. Старинная живопись с изображением архитектурной среды и древние тексты доказывают, что и в древности японцы склонялись к тем же принципам построения жилища, что и японцы. Синтоистские святилища с самого начала испытали столь сильное воздействие китайских образцов, что навсегда сохранили смешанный стиль. Лишь в нескольких древнейших храмах наблюдаются старинные формы, созданные задолго до знакомства японцев с изощренностью китайской манеры.

И самое начало, и современное состояние традиционной японской архитектуры, будь то строительство святилища первобытной пантеистической религии или современного жилого здания, демонстрируют приверженность одним и тем же фундаментальным принципам. Размеры и масштабность построек поначалу были незначительны: крупные здания появлялись в Японии только как редкие попытки поспорить с китайскими образцами. Используемые материалы были обычно скромны и применялись с максимальным сохранением их природного характера: дерево не красилось, кровля изготавливалась из тростника или черепицы. И по манере расположения на месте, и по внешнему облику японские здания столь же очевидно демонстрировали свою принадлежность к миру деревьев и цветов, как китайские – принадлежность к интеллектуальному идеалу и упорядоченности.

В японской архитектуре не было жесткой границы между природным и рукотворным. И сегодня современный жилой дом, возводимый из легких сборных элементов, можно сказать, цепляется за землю. Его помещения, свободно группируемые вокруг садика, открываются одно в другое и во внешний мир благодаря применению скользящих в пазах легких перегородок, за счет чего пространство свободно перетекает в доме. Для интерьера характерно использование природных материалов – дерева, грубой штукатурки, бумаги, бамбуковых циновок, на подсознательном уровне напоминающих о растительном окружении человека. Принцип экономии и сдержанности царят в Японии повсюду, сводя декор и меблировку к минимуму.

Синтоистский храм, в простейшем случае представляющий собой коробчатый сруб с двускатной крышей, не требует, чтобы прихожане молились внутри, в связи с чем у него нередко совсем игрушечные размеры. Даже наиболее знаменитые синтоистские здания выполнены в старом японском стиле. Подобно святилищу Исе, возведенному в честь богини Солнца, они прячутся в тени деревьев священной рощи. Типичные для синтоизма ворота-тории явно представляют собой эстетическую разработку простейшей символической конструкции из трех древесных стволов.

СВЯТИЛИЩЕ В ИСЕ

История.

Китай.

За исключением достаточно позднего периода, существуют лишь косвенные свидетельства относительно истории китайской архитектуры. Раскопки в Аньяне (провинции Хэнань) бывшем в 11 в. до н.э. столицей династии Шан, открывают исследователям глинобитные платформы зданий и каменные фундаменты, на которых стояли столбы, поддерживавшие кровлю. Своими архитектурными решениями они мало отличались от построек более позднего времени. В начале нашей эры накопление богатств и концентрация власти в Китае позволили архитекторам создавать здания невиданных ранее масштабов и роскоши. Тексты той эпохи, нередко в форме длинных поэм, повествуют о красоте дворцов, изобилии их скульптурных и живописных украшений. Визуальные свидетельства внешнего вида давно разрушенных залов и башен присутствуют в изображениях на плитах гробниц династии Цинь и Хань и в простых глиняных ритуальных сосудах, захороненных вместе с прочей погребальной утварью. К 3 в. н.э. принятие Китаем буддизма придало архитектуре существенную новую функцию.

При этом установившаяся жесткость китайских строительных традиций привела к тому, что и буддийские храмы стали строиться по облику и подобию стандартных дворцов, причем вместо императора на троне в зале для аудиенций появился образ Будды в церковном алтаре. Единственной уступкой этой изначально индийской религии стало появление пагоды как архитектурного типа. На раннем этапе буддизма в Китае считалось необходимым придавать этому зданию по крайней мере одну функцию – хранилища реликвий – напоминающую по форме индийскую культовую ступу. Сохранялась и относительная близость форм, однако избранное китайцами решение испытало сильное воздействие уже закрепившейся в Китае эпохи династии Хань традиции возведения многоярусных башен. Именно установка многоярусных крыш одна над другой отличает китайскую пагоду от ее буддийских аналогов во всей Азии, независимо от того, строились ли они из дерева и черепицы или выполнялись из камня или кирпича за счет соответствующего сдвига рядов кладки.

Именно эта сугубо китайская черта в дизайне крыш значит существенно больше в облике пагоды, чем шпиль с характерными дисками наверху, непосредственно восходящий к индийской ступе. Если избрать другую точку зрения, то история пагоды является свидетельством неспособности китайской архитектуры успешно заимствовать извне хотя бы один чуждый элемент. Изначально пагоде придавалось ключевое значение в общей композиции храмового комплекса из религиозных соображений, и ее размещали на главной оси двора как ключевой элемент передней линии. Позднее, когда религиозный интерес сместился с реликвий к самому Будде, пагода утратила свою первостепенность, уступив ее залу с изображением божества, при этом зал мог уже быть совершенно китайским по своему облику. В новом своем статусе пагоде могло найтись место на центральной оси только в том случае, если ее двойник помещали позади зала, ради принципа симметрии, либо одна пагода ставилась позади. Еще чаще пагода ставилась как изолированная форма вне главного комплекса, либо вообще обходились без ее сооружения.

В китайской архитектуре проявилась чрезвычайная изобретательность в сооружении пагод. Среди используемых материалов – дерево, каменная кладка, металл и даже фарфор. На планах пагод можно найти круги и квадраты, а также найти любые промежуточные фигуры между ними. Фасады пагод варьируют от простой установки друг на друга павильонов, уменьшающихся кверху (именно этот тип стал стандартным в Японии), до надстройки форм с чрезвычайным богатством архитектурных деталей и скульптурных элементов. Пагоды строились от одноэтажной до тринадцатиэтажной, местами приближаясь размерами к небоскребу. С 13 в. под влиянием Тибета начали появляться попытки имитации характерной бутылочной формы ламаистской пагоды. Но в целом пагода так и осталась чужеродным вкраплением в монолите китайской архитектуры. Наиболее ранние буддийские пагоды в Японии, датируемые 7–8 вв., несомненно, воспроизводили китайские образцы, тогда как наиболее ранние следы пагод, сохранившиеся в Китае, относятся к 9 в. Многочисленные иные памятники, вследствие катастроф, периодически сотрясавших Китай, появляются лишь в значительно более поздние эпохи.

Таким образом, развитие китайской архитектуры за более чем 2000-летний период характеризуются двумя важными факторами. Складывается ощущение, что искусство зодчества в Китае достигло писка своего развития в период династии Сун (960–1278). Типичная планировка залов сменилась достаточной свободой в расстановке колонн. Создавались сложные здания высотой в один-два этажа, они собирались из отдельных блоков, каждый из которых имел собственную крышу. Облик типично китайских зданий менялся с эволюцией системы крепежных скоб, поддерживающей тяжелые широкие свесы. Во дворцах династии Хань эти структурные элементы развились до такой степени, что им уже стали придавать форму скульптур и различных животных. Более позднее стремление строителей к чистоте архитектурных решений наиболее явно выразилось в эпоху династии Тан (618–907), где отдельные мощные связующие элементы исходили из вершин каждой колонны. В эпоху династии Сун связующий комплекс уменьшился в размерах, он играл уже менее важное значение в обеспечении структурной прочности зданий и нагрузка равномерно распределялась между колоннами. Дворцы пекинского стиля в эпоху династий Мин и Цин (1368–1912) отличаются богато декорированными карнизами, в которые эволюционировали связующие скобы, которые уже не выполняли крепежных функций. Монументальная архитектура этого более позднего периода, будучи прекрасной и величественной по форме, почти полностью утратила изящество и эффективность конструктивных решений.

См. также КИТАЙ.

 IGDA/A. Tessore     АЛТАРЬ НЕБА (Пекин, 1402–1420) IGDA/M. Bertinetti     ПАВИЛЬОН ВЫСШЕЙ ГАРМОНИИ (Пекин)

Япония.

Япония испытала два периода мощной экспансии китайского архитектурного влияния: в 7–8 и в 13 вв. Оба раза передаточной инстанцией являлся буддизм, приходивший или прямо из Китая, или, как в первом случае, косвенным образом через Корею. Именно в буддийских храмах китайское влияние, начиная с 6 в., ощущалось наиболее сильно, хотя его первая волна сильно сказалась и в планировке двух древних столиц Японии, Нары и Киото, и в перестройке дворца японского императора, и в проникновении в первоначальный аскетизм синтоистской религии.

Дальнейшая история японской архитектуры являет собой долгий процесс ассимиляции, в ходе которой заимствованные формы модифицировались, чтобы войти в созвучие устойчивым принципам японского вкуса, или отбрасывались, когда их новизна теряла свежесть. Чрезвычайный консерватизм секты дзен-буддизма привел к тому, что дзенские постройки выглядят как застывшие навсегда китайские образцы времен династии Сун. Во всех прочих случаях масштаб архитектурных изменений значителен. Первоначально замкнутые планы отдельно стоящих зданий утратили жесткость, что позволило достичь значительно большей свободы и эффективности в использовании пространства. Планировки комплексов зданий освободились от традиционной китайской симметричности и стали более гибко адаптироваться к особенностям земельных участков. Китайская глазурованная черепица в них не используется, а применяется ее более скромный аналог терракотового цвета или цвета природного камня. Хотя снаружи деревянные здания зачастую окрашивались в красный цвет, они могли оставаться и некрашеными. Вместо изразцовых полов почти везде использовались деревянные.

В последние столетия то, что оставалось в буддийской и синтоистской традиции от китайских заимствований, подверглось дальнейшим модификациям под воздействием двух новых факторов. Во-первых, это интенсивное использование в японской архитектуре скульптур, которое достигло своего пика в знаменитых святилищах в Никко. Во-вторых, это сильное проникновение в интерьер храмов деталей, характерных для жилищ. В результате большие залы будд, характерные для секты син, во многом стали напоминать богатые особняки – с их деревянными полированными полами, циновками, раздвижными перегородками и резными деревянными решетками. Их облик значительно полнее выражал дух японской традиции, чем что-либо им предшествующее.

См. также ЯПОНИЯ.

 IGDA     ПАГОДА в городе Нара – древней столице Японии является примером классической японской архитектуры. IGDA/G. Nimatallah     ЗОЛОТОЙ ПАВИЛЬОН, построенный в Киото – древней столице Японии IGDA/G. Sioen     СИТЕНОДЗИ (Осака, 6 в.) – одна из старейших пагод Японии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *