Деконструктивизм это: Деконструктивизм (мода) — Википедия – Деконструкция — Википедия

Содержание

Деконструктивизм (мода) — Википедия

Ёдзи Ямамото. 1987. Модель — Кейт Плант Кордсен. Ямамото принято считать одним из важных представителей деконструктивизма в моде[1][2].

Деконструктивизм (или деконструкция) — явление в моде 1980-х — 1990-х годов. Предполагает использование форм костюма, которые построены на выявлении структуры одежды — они используются как внешний элемент костюма. Формы деконструктивистского платья описываются как «распадающиеся»[3], «незаконченные»[3], построенные на обращении к «форме, крою и конструктивным элементам»[4]. Это явление связывают с именами Мартина Маржела, Ёдзи Ямамото, Рэй Кавакубо[en], Карла Лагерфельда, Энн Демельмейстер и Дриса ван Нотена[5][6][3]. Деконструктивизм в моде рассматривается как часть философской системы, сформировавшейся под влиянием работ Жака Деррида

[7][8].

В моде термин «деконструктивизм» сформировался во второй половине 1980-х — в начале 1990-х годов. Принципы этого направления были обозначены в 1985 году в статье Харольда Кода «Рэй Кавакубо и эстетика бедности»[9]. В начале 1990-х годов Харольд Кода и Ричард Мартин представили понятие модной деконструкции в каталоге выставки Infra-Apparel[10], где «деконструктивизм» описывался как единая тенденция 1990-х. Полагают, что термин «деконструктивизм» применительно к моде стал использоваться после архитектурной выставки 1988 года в Музее современного искусства в Нью-Йорке[11]. Работой, обобщившей основные принципы деконструктивизма в 1990-е годы, можно считать текст Элисон Джилл «Деконструктивистская мода: создание незаконченной, распадающейся и перешитой одежды»[1]. В работе историка моды Екатерины Васильевой «деконструктивизм» рассматривается как интеллектуальная и аналитическая система, связанная с концепцией языка, беспорядка, структуры и нарушением традиционного стандарта моды

[2].

Возникновение[править | править код]

Деконструктивизм считается одним из наиболее влиятельных течений моды 1980—1990-х годов[12]. Возник как реакция на континентальную философию[7][13] и может рассматриваться как одна из попыток совмещения моды и интеллектуального движения[8][2]. Дизайнеры и критики подчеркивали альтернативный характер модной деконструкции по отношению к коммерческой или подиумной моде, хотя это противостояние достаточно условно. Деконструктивизм ориентировался не столько на механизм и правила модной индустрии, сколько на философию и архитектуру[14].

Основные принципы[править | править код]

Деконструктивизм связывают с появлением новой техники кроя, подчеркивавшей структурные элементы костюма. Одновременно с этим деконструкцию рассматривают как выступление против стиля 1980-х[15][16] — ее оценивают как попытку создания нового направления в костюме и с точки зрения формообразования, и в смысле создания новой идеологии моды. Деконструктивизм предполагал выявление во внешнем облике костюма его конструкции — элементов кроя. Деконструктивистская одежда использовала открытые или грубо обработанные структурные элементы: выпущенные наружу швы, необработанные края, асимметричные подолы и т. д.

[4]. Эти элементы использовались и позиционировались как форма противостояния коммерческому костюму. Акцент на конструктивных элементах одежды ставил своей целью подчеркнуть альтернативный характер моды, ее сосредоточенность на идеологическом и смысловом значении одежды[12][17].

Крой и структура[править | править код]

Деконструкция в моде подразумевала использование специфических техник кроя и шитья. Их смысл заключался в актуализации внутренних элементов одежды[2][18]. Среди формальных признаков модной деконструкции называют «выпущенные наружу швы, обрезанные подолы, асимметричное строение костюма»

[4]. Одним из признаков деконструктивизма считают гипертрофию форм[5] и использование увеличенных размеров (так называемый «оверсайз»). Деконструктивистский костюм использовал такие элементы как открытые швы, прорванные или разрезанные части. Деконструктивистская мода поддерживала идею незавершенной одежды — иллюзия незаконченности была одним из признаков деконструктивистского костюма. Считается, что крой деконструктивистской одежды был задуман как аналитическая практика[1][8][19].

Основные имена[править | править код]

Существуют разные точки зрения, кого из дизайнеров следует считать представителями деконструкции в моде. Перечень основных участников неоднозначен. В некоторых случаях его ограничивают представителями «Антверпенской школы», делая особый акцент на таких именах как Мартин Маржела и Энн Демельмейстер[5]. Также существует традиция относить к деконструкторам более широкий перечень имен. Помимо Мартина Маржелы и Энн Демельмейстер в этот список включают Дриса ван Нотена, Ёдзи Ямамото, Рэй Кавакубо, Карла Лагерфельда — преимущественно представителей бельгийской и японской школ дизайна

[1][2].

Деконструктивизм и концепция интеллектуальной моды[править | править код]

Идея сопротивления, заложенная в рамках деконструкции, подразумевала стремление видеть моду интеллектуальной сферой[8]. Деконструктивизм в моде был выступлением не только против стиля 1980-х, но и против легкомысленного отношения к моде в целом[19]. Строение костюма было представлено интеллектуальной стороной одежды[3]. «Деконструктивизм предполагал изменение самого принципа костюма, … [он] видел в одежде аналитический прецедент и форму эстетического сопротивления»[6]. Под воздействием деконструкции[7][13] в моде сформировалась новая стратегия — понимание моды как интеллектуального феномена.

Возникновение деконструктивизма в моде связывают с архитектурной традицией

[20]. Отправной точкой принято считать выставку «Деконструктивистская архитектура», которая в 1988 году состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке[11]. Выставка представила работы мало известных тогда мастеров Рема Колхаса, Захи Хадид, Фрэнка Гери, Питера Айзенмана, Даниэля Либескинда и Бернара Чуми[11][20]. Архитектурная стратегия подразумевала переосмысление идей русского конструктивизма, равно как и принципов классической архитектуры. Мода и архитектура обладали общей основой: как и архитектура, костюм был обращением к форме. Модная деконструкция использовала архитектурные принципы, в частности — нарушение стандартных представлений о форме, конструкции и структуре[19]. Деконструктивизм, который в философии подразумевал нарушение устоявшейся системы, в архитектуре и моде предполагал выявление структуры.

Деконструктивизм в моде принято соотносить с деконструкцией как философским направлением — прежде всего, с работами Жака Деррида. Модный деконструктивизм представляют как переосмысление философского метода, сформированного представителями европейской и йельской школ

[13]. Классический философский деконструктивизм считал ложными представления о структуре как единственно возможной форме мышления и языка[21]. Модная деконструкция также подразумевает, что систему моды в целом и костюм в частности ошибочно представлять как структуру. Деконструкция в моде была частью философского движения, где идеи деконструкции могли быть выражены в прикладных формах. Для моды обращение к философии деконструкции было одним из способов подтверждения её интеллектуального статуса[12].

Изначально, концепция деконструкции, предложенная Жаком Деррида (прежде всего, в работе «О грамматологии», 1967)[22] исходила из критики логоцентризма, положенного в основу европейского мышления. Объектом критики Деррида была идея прямого соотношения слова и смысла и критика иерархической структуры языка

[21]. Модная деконструкция исходила из критики стереотипных представлений об одежде и настаивала на возможности нарушения стандартной структуры костюма[23].

Деконструктивизм в моде не был выступлением против идеи порядка как такового[18][17]. Он развивался как сопротивление порядку определенного типа: деконструктивизм предполагал возможность децентрализации системы (в том числе системы моды) и возможность верификации внешне установленных правил. В модной деконструкции беспорядочное было частью установленной системы. Модная деконструкция позиционировала беспорядок как структурный элемент.

Деконструктивизм в костюме стал одним из последовательных направлений, построенных на противостоянии идее моды[9]. Он стал формой критики стандартной коммерческой одежды и подразумевал возможность системы, ориентированный на философский прототип. Деконструктивизм предполагал возможность нового социального ориентира моды

[24]. Кроме того, деконструктивизм был одним из первых масштабных течений, обозначивших саму возможность альтернативной моды.

Деконструктивизм был одним из течений, подразумевающих возможность нестандартных решений в костюме[1]. Он представил одежду не только объектом строгих правил, но и обозначил возможность их нарушения частью модной стратегии[2]. Кроме того, деконструктивизм зафиксировал в костюме целый ряд приемов и нововведений: открытые строчки, швы наружу, асимметрия и т. д.

  1. 1 2 3 4 5 Gill A. Deconstruction Fashion: The Making of Unfinished, Decomposing and Re-Assembled Clothes // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture. 1998. Vol. 2.1. Pp. 25-49.
  2. 1 2 3 4
    5
    6 Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 58-79.
  3. 1 2 3 4 Gill A. Deconstruction Fashion: The Making of Unfinished, Decomposing and Re-Assembled Clothes // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture. 1998. Vol. 2.1. Pp. 25.
  4. 1 2 3 Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 60
  5. 1 2 3 Granata F. Deconstruction and the Grotesque: Martin Margiela / Experimental Fashion: Performance Art, Carnival and the Grotesque Body. London — New York, I.B.Tauris: 2017. p. 74 — 102.
  6. 1
    2
    Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 61
  7. 1 2 3 Автономова Н. С. Деррида и грамматология // Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. — С. 7—107.
  8. 1 2 3 4 Gill A. Jacques Derrida: fashion under erasure. / A. Rocamora & A. Smelik (Eds.), Thinking Through Fashion: A Guide to Key Theorists. London: I.B. Tauris, 2016. pp. 251—268.
  9. 1 2 Koda H. Rei Kawakubo and the Aesthetic of Poverty / Costume: Journal of Costume Society of America, 1985, № 11, pp. 5-10.
  10. ↑ Martin R., Koda H. Infra-Apparel. [Exhibition catalogue]. New York: Metropolitan Museum of Art, 1993.
  11. 1 2 3 Johnson P., Wigley M. Deconstructivist architecture [Catalog of the Exhibition]. New York: Museum of Modern Art, 1988.
  12. 1 2 3 Wilcox C. Radical Fashion. [Exhibition catalogue]. London: V & A Publications, 2003.
  13. 1 2 3 Ильин И. П. Практика деконструктивизма и «Йельская школа» // РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Серия «Литературоведение». М., ИНИОН, 1996, № 1.
  14. ↑ Brunette P., Wills D. Deconstruction and the Visual Arts: Art, Media, Architecture. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
  15. ↑ Spindler A.M. Coming Apart // New York Times. 1993. July 25. Styles section. Pp. 1, 9.
  16. ↑ O’Shea S. La mode Destroy // Vogue (Paris), 1992, May.
  17. 1 2 Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 68 — 70
  18. 1 2 Gill A. Deconstruction Fashion: The Making of Unfinished, Decomposing and Re-Assembled Clothes // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture. 1998. Vol. 2.1. Pp. 26-27.
  19. 1 2 3 Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 64 — 65
  20. 1 2 McLeod M. Undressing Architecture: Fashion, Gender, and Modernity // Architecture: In Fashion / Ed. by D. Fausch et al. Princeton: Princeton Architectural Press, 1994.
  21. 1 2 Васильева Е. Идея знака и принцип обмена в поле фотографии и системе языка // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2016. Сер. 15: Искусствоведение. Вып. 1. С. 4-33.
  22. ↑ Деррида Ж. О грамматологии (1967). М.: Ad Marginem, 2000
  23. ↑ Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 62 — 63
  24. ↑ Martin R. 1992. Destitution and Deconstruction: The Riches of Poverty in the Fashion of the 1990s. // Textile & Text, 1992, vol. 15, № 2, pp. 3 — 12.
  • Brunette P., Wills D. Deconstruction and the Visual Arts: Art, Media, Architecture. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
  • Cunningham B. Fashion du Siècle // Details, 1990, № 8. pp. 177—300.
  • Koda H. Rei Kawakubo and the Aesthetic of Poverty / Costume: Journal of Costume Society of America, 1985, № 11, pp. 5-10.
  • Martin R., Koda H. Infra-Apparel. [Exhibition catalogue]. New York: Metropolitan Museum of Art, 1993.
  • O’Shea S. La mode Destroy // Vogue (Paris), 1992, May.
  • O’Shea S. 1991. Recycling: An All-New Fabrication of Style // Elle, 1991, № 2, pp. 234—239.
  • Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 58-79.
  • Джилл Э. Деконструктивистская мода: создание незаконченной, распадающейся и перешитой одежды // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 25-56. (Перевод статьи Gill A. Deconstruction Fashion: The Making of Unfinished, Decomposing and Re-Assembled Clothes // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture. 1998. Vol. 2.1. Pp. 25-49.)
  • Gill A. Deconstruction Fashion: The Making of Unfinished, Decomposing and Re-Assembled Clothes // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture. 1998. Vol. 2.1. Pp. 25-49.
  • Gill A. Jacques Derrida: fashion under erasure. / A. Rocamora & A. Smelik (Eds.), Thinking Through Fashion: A Guide to Key Theorists. London: I.B. Tauris, 2016. pp. 251—268.
  • Granata F. Deconstruction and the Grotesque: Martin Margiela / Experimental Fashion: Performance Art, Carnival and the Grotesque Body. London — New York, I.B.Tauris: 2017. p. 74 — 102.
  • Martin R. 1992. Destitution and Deconstruction: The Riches of Poverty in the Fashion of the 1990s. // Textile & Text, 1992, vol. 15, № 2, pp. 3 — 12.
  • McLeod M. Undressing Architecture: Fashion, Gender, and Modernity // Architecture: In Fashion / Ed. by D. Fausch et al. Princeton: Princeton Architectural Press, 1994.
  • Wilcox C. Radical Fashion. [Exhibition catalogue]. London: V & A Publications, 2003.

Деконструктивизм — это… Что такое Деконструктивизм?

  • ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ — тенденции в изо искусстве и архитектуре последней четверти 20 в., пародийно противостоящие конструктивизму с его культом жизнестроительной рациональности. Нагромождения мусора, ржавых останков современной цивилизации в ассамбляжах нового реализма …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ — ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ, тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре последней четверти 20 в., пародийно противостоящие конструктивизму (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) с его культом жизнестроительной рациональности. Нагромождения мусора, ржавых останков… …   Энциклопедический словарь

  • деконструктивизм — англ. DECONSTRUCTION, DECONSTRUCTIVE CRITICISM. Литературно критическая «практика» постструктурализма (практика в том смысле, что деконструктивизм является литературоведческой разработкой общей теории постструктурализма, по сути же выступает как… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

  • Деконструктивизм — тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре последней четверти 20 в., пародийно противостоящие конструктивизму с его культом жизнестроительной рациональности. Нагромождения мусора, ржавых останков современной цивилизации в ассамбляжах… …   Строительный словарь

  • Деконструктивизм —    тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре последней четверти 20 в., пародийно противостоящие конструктивизму с его культом жизнестроительной рациональности. Нагромождения мусора, ржавых останков современной цивилизации в ассамбляжах… …   Архитектурный словарь

  • деконструктивизм — деконструктив изм, а …   Русский орфографический словарь

  • Деконструктивизм (архитектура) — Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто (арх. Д. Либескинд) …   Википедия

  • герменевтический деконструктивизм — см. ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ …   Постмодернизм. Словарь терминов.

  • левый деконструктивизм — см. ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ …   Постмодернизм. Словарь терминов.

  • Деконструкция —    / Деконструктивизм  ♦ (ENG deconstruction / deconstructionism)    метод анализа, подчеркивающий произвольность, манипулирование или предвзятость, имеющие место при составлении текстов или конструировании способов мышления, речи или поведения.… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Деконструктивизм – что это такое? Деконструктивизм в дизайне одежды ⋆ iprofi2.ru

    деконструктивизм

    Что такое деконструктивизм в искусстве? Какой главный принцип лежит в его основе? В чем его смысл и философия?

    Как выглядит деконструктивизм в дизайне одежды?

    Как и зачем использовать приемы деконструкции для создания современных образов?

    Обо всем этом вы узнаете в статье.

    Возникновение деконструктивизма

    Термины деконструкция и деконструктивизм как понятия философии и искусства впервые сформулировал французский ученый Жак Деррида примерно в 70-х годах XX века.

    Деконструкция дословно означает «конструкция сверху вниз».

    Деконструкция, в отличие от деструкции — это не полное разрушение, а разбор целого на составляющие части, фрагменты, с целью последующей реконструкции во что-то новое.

    Реконструкция производится с нарушением привычного порядка и формы: путем смещения акцентов, перестановки элементов и добавления к ним новых.

    Это позволяет получить нечто совершенно новое, дает возможность переосмыслить привычное в новом качестве.

    Первоначально деконструкция применялась к способу прочтения текстов.

    Затем деконструктивизм, как направление в искусстве, возник в архитектуре. Стали появляться здания с нарушением привычной геометрии, с намеренными искажениями, запутанными формами, сюрреалистичной окраской.

    деконструктивизм в архитектуреМузей Гугенхайма в Бильбао, Испания

    Деконструктивизм в дизайне одежды

    Деконструкция давала возможность сво­бод­но­го про­чте­ния, создания другой ин­тер­пре­та­ции, выхода за привычные рамки. Поэтому она проникла в другие виды искусства, в том числе и в дизайн одежды.

    Впервые метод деконструкции в одежде применили японские дизайнеры Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо. В 1981 году они совершили настоящую «модную японскую революцию», представив свои коллекции на неделе моды в Париже.

    Их необычная одежда получила название «destructuree look», потому что разрушала все стереотипы о модной европейской одежде того времени.

    В начале 80-х идею деконструкции в одежде горячо поддержали молодые бельгийские дизайнеры Анн Демельмейстер и Мартин Марджела. Оформилось новое направление в дизайне одежды — деконструктивизм.

    деконструктивизм в модеAnn Demeulemeester, Sacai

    Для одежды в стиле деконструктивизм характерны: ассиметричный крой, совмещение двух вещей в одной, а также нескольких стилей в одном образе, силуэт оверсайз или необычная, новаторская форма одежды.

    В одежде преобладают базовые цвета (черный, белый) и нейтральные цвета. Если используются принты, то интеллектуальные, без излишеств. Лучше всего подойдут классические принты: гусиная лапка, клетка, полоска.

    Для кого? Для чего?

    Одежда в стиле деконструктивизм в чистом виде выше моды и коммерции. Она для этого слишком индивидуальна.

    Она не предназначена для того, чтобы подчеркнуть привлекательность, состоятельность или социальный статус человека.

    Такая одежда является способом творческого самовыражения, как для тех, кто ее создает, так и для тех, кто ее носит.

    Однако, мы живем в обществе. И стремясь к индивидуальности, не можем полностью отказаться от общепринятых норм, в том числе и в одежде.

    Получается такой себе парадокс: с одной стороны нам хочется выглядеть модно и привлекательно в общепринятом значении. С другой стороны, человек стремится не быть как все, хочет выделиться из толпы, показать свой уникальный стиль и индивидуальность.

    деконструкция 2018Monse, JW Anderson, Street style сентябрь 2018

    Одежда с элементами деконструкции — модный тренд?

    Современная модная индустрия откликнулась на это желание соединить невозможное. И попыталась решить спор между привлекательностью и индивидуальностью, используя метод деконструкции в одежде как художественный прием.

    Например, молодые дизайнеры Фернандо Гарсия и Лора Ким (бренд Monse) в работе над своей первой коллекцией, решили взять за основу классическую белую рубашку для создания более сложных, деконструированных вещей.

    Их идея создания одежды сложного кроя с элементами деконструкции из классических, «узнаваемых» вещей имела большой успех, в том числе в коммерческом плане.

    Подробнее читайте в статье: Сочетание противоположностей в одежде бренда Monse

    MonseMonse на ShopBop

    В творчестве японского дизайнера Читосе Абэ (бренд Sacai), которая раньше работала с Рей Кавакубо, также видно влияние стиля деконструктивизма. Но при этом дизайнер не скрывает, что она создает коммерческие вещи. Да, они необычны, но это не чистое искусство, оторванное от жизни, их можно носить.

    Sacai Sacai на Farfetch

    Сегодня многие всемирно известные дизайнеры используют приемы деконструкции для создания одежды.

    Современные необычные вещи с элементами деконструкции могут быть не только красивыми, но и сексуальными.

    асимметричные платья 2018 2019Alexander McQueen, Valentino, VersaceGivenchyGivenchy

    Все о приемах деконструкции с наглядными примерами читайте в статье: Деконструкция в одежде. 10 приемов деконструкции. Модные образы 2018-2019.

     

    Понравилась статья? Поделись ей со своими друзьями в соцсетях:

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Google+

    Pinterest

    Одноклассники

    Мой мир

    Деконструктивизм | Понятия и категории

    ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ — обозначение теоретического статуса новейших концепций в философии, социологии, истории, литературоведении и т.д., так или иначе основывающихся на принципе анализа текста, предложенном французским философом Ж. Деррида, — принципе «деконструкции», который понимается часто как особое, постмодернистское настроение, принципиально новый неантитетический способ философствования. Поэтому термин широко используется как синоним терминов «постструктурализм» и «постмодернизм».

    Типология деконструктивизма достаточно условна. По географическому признаку различают американский, английский (например, Э. Истхоуп), немецкий (например, В. Вельш) и французский (постструктуралисты Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Лакан и Р. Барт позднего периода их творчества, Ю. Кристева и др.) деконструктивизм. По тематическому основанию преимущественно в рамках американского деконструктивизма выделяют литературоведческий (Йельская школа с П. де Мэном, М. Блумом, Д. Хартманом и др.), социологический, иногда его называют «левым» (Т. Илтон, Д. Брэнкман и др.), герменевтический (выделяют прежде всего У. Спейнос), феминистский деконструктивизм. По отношению к марксизму разделяют немарксистский (например, Д.X. Миллер, Д. Брэнкман и др.) и неомарксистский, а точнее «реалистический» (Ф. Джеймсон, М. Риан и др.) Д. Ограниченность такого деления очевидна: во Франции его представителями оказываются «классики» постструктурализма — Ю. Кристева, Л. Иригарэй, Э. Сиксу и др.; в США — Ж. Роуз, А. Снитоу, С. Бордо, Ю. Батлер и др.

    Д. исходит из дерридеанского понимания многослойности, неоднозначности текста и необходимости особого текстологического анализа — деконструкции, выявляющей такие опорные понятия и метафоры, которые указывают на несамотождественность текста, на перекличку его с другими текстами. Деконструкция, по мысли Ж. Деррида, должна сделать очевидной внутреннюю противоречивость сознания и привести к новому письму, воплощающему «различение». Однако этот принцип, предложенный Ж. Лаканом в 1964 г., как считается, под влиянием М. Хайдеггера, и развитый в метод Ж. Деррида в 1967 г., по-разному конкретизировался в различных концепциях, что спровоцировало неверное понимание деконструкции как деструкции.

    Последователи Ж. Лакана делали акцент на акте смыслополагания, затем пытались, опираясь на идеи других постструктуралистов, прежде всего М. Фуко и Р. Барта об области бессознательного, телесной экспрессии как единственной возможности противостоять репродуцирующим иерархию структурам языка, найти отличные от господствующей языковые практики. Так формировался, например, философский постмодернистский феминизм. У Ю. Кристевой семиотическая, доэдипова процедура формирования знания, не контролируемая сознанием, в отличие от символической, способна наиболее адекватным, плюралистическим способом выразить желание и сформировать субъективную идентичность; у Э. Сиксу этот утопический выразительный язык получает наименование «женского письма», в противоположность бинарному, артикулируемому «мужскому»; у Л. Иригарэй на смену фаллическому символизму должен прийти вагинальный. Несмотря на разнообразие предлагаемой терминологии, феминистская критика демонстрирует тесную связь идеи деконструкции с идеей децентрации. Речь идет о новом понимании языка, в котором нет центральных понятий, категорий, смыслов. В более широком смысле слова это — преодоление «лого-фалло-онто-тео-фоноцентризма», переход к новой модели культуры, не воспроизводящей иерархической ситуации «колониальности». 

    Д. критичен (синонимом его является понятие «деконструктивистская критика») и ориентирован на задачу снятия иерархических оппозиций, прежде всего в языке. Именно поэтому Д. оказывается одновременно практикой деконструкции — конкретным опытом анализа того или иного текста, выявлением маргинальных смыслов и рядов метафор. Появление Д. исторически связывают с первыми демонстрациями деконструктивистского текстологического анализа в работах Р. Барта и Ю. Кристевой«Семиотика: исследования в области семанализа» (1969).

    Последователи М. Фуко, к числу которых можно отнести, например, представителей так называемых герменевтического и социологического Д., больше внимания уделяют проблеме взаимообусловленности дискурсов. Специфические «формы знания» различных научных дисциплин образуют единый свод прескрипций, воспринимаемый индивидом на бессознательном уровне. «Левый Д.», прежде всего неомарксистский, или «реалистический» Д., делает акцент на критике соответствующих институциональных практик того или иного исторического периода, предлагая все многообразие деятельности людей, понимаемой в структуралистской традиции как дискурсивные, т.е. речевые, практики рассматривать как некий «социальный текст». Согласно этой точке зрения общекультурный дискурс идеологически «редактируется» и служит господству определенной части общества над другой. Задача философа — демистифицировать идеологические мифы путем деконструкции различных типов дискурсивных практик как «риторических конструктов».

    Литературная критика Йельской школы опирается на интерпретацию понятия де-конструкции, данную П. де Мэном, которая в свою очередь восходит к ницшеанскому перспективизму: прочтение текста и придает ему смысл, который также, в свою очередь, оказывается неоднозначным. Литература и критика, таким образом, совпадают по своим задачам. Нет и не может бьггь окончательной интерпретации и задача исследователя-кри- тика-читателя — выявить в тексте те «разрывы смысла», в которых мы можем найти эту неоднозначность интерпретации текста в целом. Критичность дерридеанского принципа иногда становится апофатической: проблематичным становится даже «непонимание».

    Основные идеи Йельской школы, изложенные в так называемом «Йельском манифесте» (сборнике 1979 г. «Деконструкция и критика»), считаются основополагающими для современного американского литературоведения.

    Исследователи отмечают и ряд «нацио-нальных» особенностей Д.: так, для французского Д. в целом характерна направленность деконструкции на «весь культурный интертекст», а для американского — характерен интерес к деконструкции конкретных художественных произведений.

    Литература:

    Deconstruction and criticism/By Bloom M.etal. N.Y., 1979;

    Alitzer T. Deconstruction and Theology. N.Y., 1982;

    Ryan M.-L. Marxism and Deconstruction: A Critical Articulation. Baltimore, 1982;

    Feminism and psychoanalysis/Ed. By Feldstein R., Roof J. L., 1989;

    Французская философия сегодня: анализ немарксистских концепций /Под ред. И.С. Вдовина. М., 1989;

    Соколов Б.Г. Маргинальный дискурс Деррида. СПб., 1996;

    Ильин И.П. Поструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

    Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 131-132.

    ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ — это… Что такое ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ?

    
    ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ
    ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ — тенденции в изо-искусстве и архитектуре последней четверти 20 в., пародийно противостоящие конструктивизму с его культом жизнестроительной рациональности. Нагромождения мусора, ржавых останков современной цивилизации в ассамбляжах «нового реализма», имитация элементов руин, катастрофических повреждений в некоторых образцах архитектуры постмодернизма, археологизма и стиля «новых диких» могут служить характерными его примерами.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

    • ДЕКОМПРЕССИОННАЯ БОЛЕЗНЬ
    • ДЕКОР

    Смотреть что такое «ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ» в других словарях:

    • ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ — ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ, тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре последней четверти 20 в., пародийно противостоящие конструктивизму (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) с его культом жизнестроительной рациональности. Нагромождения мусора, ржавых останков… …   Энциклопедический словарь

    • деконструктивизм — англ. DECONSTRUCTION, DECONSTRUCTIVE CRITICISM. Литературно критическая «практика» постструктурализма (практика в том смысле, что деконструктивизм является литературоведческой разработкой общей теории постструктурализма, по сути же выступает как… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

    • Деконструктивизм — Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто (арх. Д. Либескинд) …   Википедия

    • Деконструктивизм — тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре последней четверти 20 в., пародийно противостоящие конструктивизму с его культом жизнестроительной рациональности. Нагромождения мусора, ржавых останков современной цивилизации в ассамбляжах… …   Строительный словарь

    • Деконструктивизм —    тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре последней четверти 20 в., пародийно противостоящие конструктивизму с его культом жизнестроительной рациональности. Нагромождения мусора, ржавых останков современной цивилизации в ассамбляжах… …   Архитектурный словарь

    • деконструктивизм — деконструктив изм, а …   Русский орфографический словарь

    • Деконструктивизм (архитектура) — Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто (арх. Д. Либескинд) …   Википедия

    • герменевтический деконструктивизм — см. ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ …   Постмодернизм. Словарь терминов.

    • левый деконструктивизм — см. ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ …   Постмодернизм. Словарь терминов.

    • Деконструкция —    / Деконструктивизм  ♦ (ENG deconstruction / deconstructionism)    метод анализа, подчеркивающий произвольность, манипулирование или предвзятость, имеющие место при составлении текстов или конструировании способов мышления, речи или поведения.… …   Вестминстерский словарь теологических терминов


    Деконструктивизм это | Путь к осознанности

    Деконструктивизм это литературно-критическая «практика» теорий постструктурализма (практика в том смысле, что деконструктивизм является литературоведческой разработкой общей теории постструктурализма, по сути же выступает как теория литературы). В связи с наметившейся в 1980-е тенденцией к расширительному толкованию понятия деконструктивизм, обусловленному быстрой экспансией (особенно в США) деконструктивистских идей в самые различные сферы гуманитарных наук: социологию, политологию, историю, философию, теологию, термин «деконструктивизм» часто применяется как синоним постструктурализма. Принципы деконструктивистской критики были впервые сформулированы в трудах французских постструктуралистов Ж.Деррида, М.Фуко и Ю.Кристевой; во Франции же появились и первые опыты деконструктивистского анализа в книге Ю.Кристевой «Семиотика: Исследования в области семанализа» (1969) и Р.Барта «S/Z» (1970), однако именно в США деконструктивизм приобрел значение одного из наиболее влиятельных направлений современной литературной критики. Он формировался в этой стране в течение 1970-х в процессе активной переработки идей французского постструктурализма с позиций национальных традиций американского литературоведения с его принципом пристального прочтения текста и окончательно оформился в 1979 с появлением сборника Деррида, П.де Мана, Х.Блума, Дж.Хартмана и Дж.Х.Миллера «Деконструкция и критика», получившего название «Йельского манифеста», или «Манифеста Йельской школы». Помимо собственно Йельской школы — самого влиятельного и авторитетного направления в американском деконструктивизме — в нем также выделяются «герменевтическое направление» (У.Спейнос) и «левый деконструктйвизм» (Дж.Бренкман, М.Рьян, Ф.Лентриккия и др.), близкий по своим социологически-неомарксистским ориентациям английскому постструктурализму (Т.Иглтон, С.Хит, К.МакКейб, Э.Истхоуп), а также «феминистская критика» (Г.Спивак, Б.Джонсон, Ш.Фельман, Кристева, Э.Сиксу, Л. Иригарай, С.Кофман).

    Происхождение названия: деконструктивизм

    Свое название деконструктивизм получил по основному принципу анализа текста, практикуемого Деррида — «деконструкции», смысл которого в самых общих чертах заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых не только неискушенным, «наивным читателем», но и ускользающих от самого автора («спящих», по терминологии французского ученого) «остаточных смыслов», доставшихся в наследство от дискурсивных практик прошлого, закрепленных в языке в форме мыслительных стереотипов, и столь же бессознательно трансформируемых современными автору языковыми клише. Иельские деконструктивисты развивают идеи Деррида, отрицая возможность единственно правильной интерпретации литературного текста, и отстаивают тезис о неизбежной ошибочности любого прочтения. Наделяя критический язык теми же свойствами, что и язык литературы, то есть риторичностью и метафоричностью, они утверждают постулат об общности задач литературы и критики, видя их в разоблачении претензий языка на истинность и достоверность, в выявлении «иллюзорного» характера любого высказывания. П.де Ман (1932-83), самый авторитетный представитель американского деконструктивизма, как и Деррида, исходит из тезиса о риторическом характере литературного языка, что якобы неизбежно предопределяет аллегорическую форму любого «беллетризированного высказывания». При этом литературному языку придается статус чуть ли не живого, самостоятельного существа, отсюда и буквалистское понимание существования художественного произведения как «жизни текста». По мере того как текст выражает свой собственный модус написания, он, по де Ману, заявляет о необходимости делать это косвенно, фигуральным способом, то есть текст якобы «знает», что его аргументация будет понята неправильно, если она будет воспринята буквально. Заявляя о «риторичности» своего собственного модуса бытия, текст тем самым как бы постулирует необходимость своего «неправильного прочтения»: он, как утверждает де Ман, рассказывает историю «аллегории своего собственного непонимания».

    Объясняется это принципиально амбивалентной природой литературного языка; таким образом, де Ман делает вывод об имманентной относительности и ошибочности любого литературного и критического текста и на этом основании отстаивает принцип субъективности интерпретации литературного произведения. Вслед за Деррида и де Маном Дж.Х.Миллер утверждает, что все лингвистические знаки являются риторическими фигурами, а слова—метафорами. С его точки зрения, язык изначально фигуративен, и «понятие буквального или референциального применения языка является иллюзией, возникшей в результате забвения метафорических «корней» языка». Основной предмет критики Миллера — концепция референциальности языка, то есть его возможности адекватным образом отображать и воспроизводить («репрезентировать») действительность; особенно резко американский исследователь выступает против принципа «миметической референциальности» в литературе, иными словами, против принципа реализма. На основании подобного подхода к литературному тексту йельцы осуждают практику наивного читателя, стремящегося обнаружить в художественном произведении якобы никогда не присутствующий в нем единый и объективный смысл. Чтение произведения, подчеркивает Миллер, влечет за собой активную его интерпретацию со стороны читателя. Каждый читатель овладевает произведением и налагает на него определенную схему «смысла». Ссылаясь на Ф.Ницше, Миллер заключает, что само «существование бесчисленных интерпретаций любого текста свидетельствует о том, что чтение никогда не бывает объективным процессом обнаружения смысла, а является вкладыванием его в текст, который сам по себе не имеет никакого смысла». Поэтому йельцы предлагают «критику-читателю» отдаться «свободной игре активной интерпретации», ограниченной лишь рамками конвенций общей интертекстуальности, то есть фактически только письменной традицией западной культуры, что, по их представлению, должно открыть перед критиком «бездну» возможных значений.

    Герменевтические деконструктивисты, в противоположность антифеноменологической установке йельцев, ставят перед собой задачу — позитивно переосмыслить хайдеггеровскую «деструктивную герменевтику» и на этой основе теоретически «деконструировать» господствующие «метафизические формации истины», понимаемые как ментальные структуры, осуществляющие «гегемонистский контроль» над сознанием человека со стороны различных научных дисциплин. Под влиянием идей Фуко главный представитель данного направления Спейнос пришел к общей негативной оценке буржуазной культуры, капиталистической экономики и кальвинистской версии христианства. Он сформулировал концепцию «континуума бытия», в котором вопросы бытия превратились в чисто постструктуралистскую проблему, близкую «генеалогической культурной критике» левых деконструктивистов и охватывающую вопросы сознания, языка, природы, истории, эпистемологии, права, пола, политики, экономики, экологии, литературы, критики и культуры. Одним из наиболее существенных моментов позиции Спейноса, как и всех герменевтических деконструктивистов, является его постоянное внимание к современной литературе и проблеме постмодернизма. В его трудах фактически оформился синтез постструктурализма, деконструктивизма и постмодернизма. Для левых деконструктивистов в первую очередь характерны неприятие аполитического аисторического модуса Йельской школы, ее исключительной замкнутости на литературе без всякого выхода на какой-либо культурологический контекст, ее преимущественной ориентации на несовременную литературу (в основном на эпоху романтизма и раннего модернизма), а также попытки соединить разного рода неомарксистские концепции и постструктурализм, приводящие к созданию его социологизированных или просто вульгарно-социологических версий. Оставаясь в пределах постулата об интертекстуальности литературы, они рассматривают литературный текст в более широком контексте «общекультурного дискурса», включая в него религиозные, политические и экономические дискурсы.

    Взятые все вместе, они образуют общий, или «социальный текст». Тем самым левые деконструктивисты напрямую связывают художественные произведения не только с соответствующей им литературной традицией, но и с историей культуры. Влиятельную группу среди американских левых деконструктивистов составляют сторонники «неомарксистского» подхода: Рьян, Ф.Джеймсон, Лентриккия. Для них деконструктивистский анализ художественной литературы является лишь частью более широкого аспекта так называемых «культурных исследований», под которыми они понимают изучение дискурсивных практик как риторических конструктов, обеспечивающих власть «господствующих идеологий» через соответствующую идеологическую корректировку и редактуру общекультурного знания той или иной исторической эпохи. Последним крупным направлением в рамках деконструктивизма является «феминистская критика». Феминисты отстаивают тезис об «интуитивной», «женской» природе «письма» (то есть литературы), не подчиняющейся законам «мужской логики», критикуют стереотипы «мужского менталитета», господствовавшего и продолжающего господствовать в литературе, утверждают особую, привилегированную роль женщины в оформлении структуры сознания человека. В связи с этим они выдвигают в качестве основополагающего критического принципа требование постоянно «разоблачать» претензии мужской психологии на преобладающее положение по сравнению с женской, а заодно и всю традиционную культуру как сугубо мужскую и, следовательно, ложную.

    Слово деконструктивизм произошло от английского deconstruction, deconstructive criticism.

    Деконструктивизм — это… Что такое Деконструктивизм?

    
    Деконструктивизм

       тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре последней четверти 20 в., пародийно противостоящие конструктивизму с его культом жизнестроительной рациональности. Нагромождения мусора, ржавых останков современной цивилизации в ассамбляжах «нового реализма», имитация элементов руин, катастрофических повреждений в некоторых образцах архитектуры постмодернизма, археологизма и стиля «новых диких» могут служить характерными его примерами.

    Словарь Архитектурных терминов.. EdwART. 2011.

    • Декастиль
    • Декор

    Смотреть что такое «Деконструктивизм» в других словарях:

    • ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ — тенденции в изо искусстве и архитектуре последней четверти 20 в., пародийно противостоящие конструктивизму с его культом жизнестроительной рациональности. Нагромождения мусора, ржавых останков современной цивилизации в ассамбляжах нового реализма …   Большой Энциклопедический словарь

    • ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ — ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ, тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре последней четверти 20 в., пародийно противостоящие конструктивизму (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) с его культом жизнестроительной рациональности. Нагромождения мусора, ржавых останков… …   Энциклопедический словарь

    • деконструктивизм — англ. DECONSTRUCTION, DECONSTRUCTIVE CRITICISM. Литературно критическая «практика» постструктурализма (практика в том смысле, что деконструктивизм является литературоведческой разработкой общей теории постструктурализма, по сути же выступает как… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

    • Деконструктивизм — Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто (арх. Д. Либескинд) …   Википедия

    • Деконструктивизм — тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре последней четверти 20 в., пародийно противостоящие конструктивизму с его культом жизнестроительной рациональности. Нагромождения мусора, ржавых останков современной цивилизации в ассамбляжах… …   Строительный словарь

    • деконструктивизм — деконструктив изм, а …   Русский орфографический словарь

    • Деконструктивизм (архитектура) — Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто (арх. Д. Либескинд) …   Википедия

    • герменевтический деконструктивизм — см. ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ …   Постмодернизм. Словарь терминов.

    • левый деконструктивизм — см. ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ …   Постмодернизм. Словарь терминов.

    • Деконструкция —    / Деконструктивизм  ♦ (ENG deconstruction / deconstructionism)    метод анализа, подчеркивающий произвольность, манипулирование или предвзятость, имеющие место при составлении текстов или конструировании способов мышления, речи или поведения.… …   Вестминстерский словарь теологических терминов


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *