Датский стиль в интерьере
Датские дома славятся своей простотой и многочисленными функциональными решениями. Несмотря на достаточно малую известность, именно датские интерьеры являются основной моделью для многих популярных дизайнеров мира. Поэтому самое время узнать, что же представляет собой датский стиль в дизайне интерьера, для чего предлагаем Вам отправиться в Копенгаген.
Датский стиль выделяется из других современных скандинавских интерьеров сочетанием естественности и простоты. Здесь необходимо обращать внимание на мельчайшие детали, порою типичные и непримечательные, но из которых складывается большая и красивая структура.
В качестве примера, иллюстрирующего этот принцип, можно привести здание Оперного театр в Сиднее, всемирно известный проект датчанина Арне Якобсена. Впрочем, что бы приобщиться к датскому стилю в интерьере и архитектуре строить новое здание-шедевр не обязательно, он идеально подходит как для небольших, так и просторных квартир, которые хотят дома отдыхать от суеты современной жизни.
В Дании в интерьерах домов и квартир преобладают яркие светлые цвета. Стены, как правило, белые с контрастами в виде ярких аксессуаров и блестящих акцентов с тонким узором. Здесь часто можно увидеть дополнения в смелых оттенках желтого, зеленого, красного и розового, или же коричневого, гранатового и черного. Полы из натуральной древесины, очень легкой, бежевого или коричневого цвета, что создает в доме атмосферу теплой естественности. Подобная цветовая гамма с успехом используется не только в жилых комнатах, но и на кухнях, в ванных комнатах.
Важную роль в датском стиле, также как и в скандинавском, играет большое количество естественного света в сочетании с ярким белоснежным цветом потолка, благодаря чему интерьер кажется более просторным. А чтобы придать такому помещению немного теплоты, для некоторых элементов отделки стен и мебели используются органические материалы, особенно дерево, лоза, натуральные ткани или кожа, также не лишними будут в интерьере живые растения и цветы.
Как мы уже писали выше, датскому стилю присуща функциональность. Вот почему здесь мало украшений, но все они очень хорошо подобраны. Датчане любой ценой стараются избегать излишней цветовой насыщенности и гламура. В идеале все украшения нужно подбирать в едином стиле, хотя опять же таки в датском дизайне нередко можно увидеть вместе гламурное кресло, ацтекскую скульптуру и сюрреалистические картины, или, например, плетеные стулья с гигантскими пластиковыми трубами желтого цвета, а также простым деревянным столом и шестью разноцветными стульями. Тем не менее, важно быть последовательным, и попытаться сделать так, чтобы не создавалось впечатление стилистического беспорядка.
Датчане достаточно свободная и прогрессивная нация, предпочитающая современный образ жизни и увлекающаяся технологическими инновациями. Поэтому не удивляйтесь, что какой-либо старинный дом или квартира в историческом центре Копенгагена окажутся наполненными различными оригинальными гаджетами и электронными решениями, которые обеспечивают удобство и комфорт жильцов.
Актуальный дизайн: 7 самых модных датских трендов
Добавить в избранное
Все чаще мы слышим о популярности именно датского дизайна, который очень выделяется среди привычных нам скандинавских интерьеров. Мы решили разобраться в его отличительных чертах и выделить то, что делает датский дизайн модным по всему миру.
1. Сила традицийДатчане хорошо известны искренней любовью к своим традициям и ценностям в дизайне. Дело не только в том, что им действительно есть чем гордиться – в этом они уже давно знают толк. Вся суть в понимании и умении выделить лучшее. В Дании существует история дизайна, который, к слову, всегда активно поддерживался правительством, а также особое мышление, выделяющее их среди тех же скандинавов.
2. ФьюжнПродолжая тему традиций, модным в Дании стало объединение старого и нового. Всевозможные интерьерные фьюжены, в которых сочетались бы традиционные объекты и ультрасовременные технологии, набирает популярности по всему миру. Речь идет и об отдельно взятых предметах – объединение традиционных ремесел и новейших материалов сейчас на пике.
3. Любовь к природеЛюбовь к природе у датчан проявляется во многом, и этот тренд нашел своих поклонников по всему миру, ведь именно природа является естественным продолжением человека, что само собой проявляется в дизайне.
Уже не первый год слово «хюгге» перестало быть пустым звуком для многих. В общем-то, хюгге – это датский стиль жизни, особое понимание счастья и жизненных ценностей, которые сейчас очень популярны. В дизайне выражением хюгге станут свечи, текстиль, мягкий свет, припыленные цвета и атмосфера.
5. В одном цветеОдноцветные помещения в датском дизайне, как ответ на всепоглощающий нас мир информации и социальных сетей, помогают человеку найти равновесие и баланс. Не секрет, что такая проблема актуальна для всего мира, а потому и этот датский тренд стал актуальным.
Главное, выбрать правильную спокойную палитру, которая бы хорошо сочеталась с мебелью и предметами декора. Датские фавориты: белый, серый, синий, розовый и черный. Берем на заметку.
6. Устойчивое производствоДатчане, как собственно и все скандинавы, не могут представить себе дизайн без устойчивого развития. Они делают упор на производстве, которое бы не вредило окружающей природе, и технологиях, не разрушающих экологию.
Для нас не новость, что многое датское производство мебели и декора завязано на использовании материалов вторичной переработки – рады, что с каждым годом все большее количество компаний вслед за Данией задумываются об этом.
Минимализм в дизайне – яркая отличительная черта всей Скандинавии. Датчане тоже любят сдержанность и легкость в дизайне, однако это не мешает им дополнять ее мягкими линиями и цветовыми сочетаниями. В целом, интерьеры Дании просты в своей сложности, и это подкупает.
Истоки датского дизайна
18.05.2010Современный дизайн считается отличительной национальной чертой датчан. Многие произведения датского дизайна, в особенности дизайна мебели, стали архетипами или иконами дизайна 20-го века.
Однако, можно усомниться в существовании некоего специфического датского дизайна. Разумеется, есть дизайн, происходящий из Дании, созданный руками датчан, датских дизайнеров или компаний. Но есть сторонники точки зрения, предлагающей не говорить более о дизайне отдельно взятой страны. Вкратце их мнение таково, что практически весь дизайн, выполненный в течение последних 50-70 лет, относится к интернациональному стилю. Поскольку почти все компании представляют свою продукцию на мировом рынке, они не могут позволить себе национальную принадлежность дизайна. А результатом интернационального мировоззрения большинства дизайнеров и дизайнерских школ является отсутствие необходимости культивировать национальный дизайн. Тем не менее, многие, как датчане, так и иностранцы, считают, что в датском дизайне есть нечто особенное. Существует нечто, создающее впечатление, будто предмет или здание или жилое помещение несет характерные датские черты. Большинству непросто выделить конкретные черты предмета или окружающей среды, которые позволяют сказать: «Именно это заставляет выглядеть его по-датски». У многих такое ощущение возникает во время путешествий за пределы страны. Тогда появляется неосознанное понимание нахождения за пределами дома. Причиной может служить изменение в ландшафте или другие дорожные указатели. Но даже в городах, где не видно окрестностей и не так уж много дорожных знаков, разница в культуре дизайна ощущается вполне отчетливо. Если вы окажетесь в гостях или в учреждении за рубежом, то почувствуете заметную разницу в способе обустройства пространства. Иногда совершить открытие помогает нечто вполне банальное, например, розетка. Разумеется, в последние годы расширяется космополитизм. Сейчас едва ли не на каждом углу МакДоналдс, почти в любой стране есть ИКЕЯ. Но по-прежнему остается нечто, что продолжает носить наименование датского дизайна в этой стране. Ландшафт, климат, природа в целом среди прочих факторов играют немалую роль в воздействии на людей и вносят свой вклад в архитектуру и дизайн.
Природа
С древних времен датчане весьма изобретательно относились к материалу, имевшемуся у них под рукой. В датских землях никогда не встречалось драгоценных минералов. Климат едва ли бывал таким, чтобы на крестьянских полях появлялись урожаи. Чтобы свести концы с концами приходилось много работать. Датчане быстро научились созидательности, стараясь получить все из ничего. Дерево — материал, который ассоциируется с датским дизайном в первую очередь. Датские мебельные дизайнеры совершенно не ограничивают себя древесными породами. Так, в 1960-х годах брендом датского дизайна стала мебель из тикового дерева. Именно деятельность краснодеревщиков и дизайнеров в первой половине 20-го века стала основой для опознаваемости датского дизайна, приведшей к его международному признанию после Второй Мировой войны. Хорошим примером гармоничного художественного стиля, уникального плотницкого мастерства и современного простого дизайна стало созданное Хансом Вегнером в 1949-м году «Круглое кресло».
Первые четыре кресла были сделаны из дуба с плетеным тростниковым сиденьем для ежегодной выставки гильдии Краснодеревщиков в 1949-м году. Кресло экспортировалось в США и было помещено на обложку ведущего журнала по дизайну, получив простое наименование «Кресло». Кульминацией истории кресла стало его использование для последних крупнейших теледебатов между кандидатами в президенты Джоном Ф. Кеннеди и Ричардом Никсоном в 1960-м году. «Кресло» стало символом золотого века датского дизайна.
Пейзаж
Пейзаж определенно вносит вклад в формирование датского сознания. Люди культивировали земли, и многое, что мы считаем природным, является рукотворным, пусть и созданным много поколений назад. Сельское хозяйство повсеместно оставило след на датском пейзаже. Едва ли в королевстве существует кусок земли, который не был тем или иным образом изменен. Сегодня почти невозможно сказать, как выглядела страна тысячу лет назад. Интересно то, что в Дании по традиции основные дороги вьются между холмов и огибают болота и ложбины. Тогда не приходится перемещать огромное количество грунта, а кроме того в итоге дорога получается более разнообразной, и менее вероятно, что водитель заснет за рулем во время длинного перегона.
Ветер и дождь
Разумеется, климат Дании определяется ее северным положением. Датчане уделяют огромное внимание своему дому. Иностранцы, некоторое время прожившие в Дании, считают самой характерной для датчан идею уюта. Это подчеркивается тем, как обставляется и, особенно, освещается дом. В домах множество источников света, которые дополняются свечами и топящимся дровами камином. Предпочтение оказывается непрямому и теплому освещению, в противовес холодному флуоресцентному. Вопрос не только в том, чтобы было светло, освещение должно быть приятным. Это дело обустройства дома, в которой можно повернуться спиной к холоду и темноте и наслаждаться уютом. Одним из пионеров электрического освещения стал Поль Хеннингсен. В 1920-х гг. он был молодым человеком, архитектором-самоучкой, и интересовался новыми лампами накаливания, которые постепенно замещали свечи, масляные и газовые лампы.
Поль Хеннингсен разработал тип светильника с системой теней, который позволял свету быть ярким, но не ослеплять глаз, поскольку лампочку не было видно ни под каким углом зрения. Свет шел в том направлении, в котором было необходимо. Кроме того, эти лампы изнутри были окрашены в красный и синий цвет, чтобы противодействовать желтизне света лампы накаливания. Датский уют получил новый источник света, который подходил к жилым помещениям и способу организации пространства. Cегодня этот роскошный светильник и его модификации являются тем, c чем ассоциируется Дания. Это классический пример функционального, передового дизайна, который остается актуальным и по сей день.
Традиции
В прошлом датские архитекторы и дизайнеры нередко принимали на вооружение заявление ученого Исаака Ньютона «Если я смог увидеть дальше, чем остальные, то оттого, что стоял на плечах гигантов». Под этим он подразумевал, что не нужно изобретать колесо всякий раз, когда начинается новый проект. И сегодня характерной чертой датского дизайна является преемственность и связь с традициями и культурой прошлых поколений. Можно учиться у своих предшественников, независимо от того, были они датчанами или иностранцами. Однако молодых дизайнеров отличает высокая степень интернационализации. Но и этот факт, мне кажется, вносит свой вклад в развитие и внесение разнообразия в особую среду датского дизайна.
Адаптация
Датские государственные железные дороги, DSB, наверное, самые «датские» из всего, что можно вообразить в этой стране. С 1971-го по 1992-й годы главой дизайнерского отдела этого огромного и тяжеловесного государственного учреждения был Иенс Нильсен. Он начал систематизировать методы и дизайн DSB.
Для вдохновения он посетил Англию, поскольку Британские железные дороги в 1960-х годах были первой железнодорожной компанией Европы, создавшей так называемое руководство по дизайну. Это руководство было инструментом для сотрудников, которое указывало, как должна выглядеть компания и как она должна сообщаться с внешним миром. Cегодня его можно было бы назвать, как бренд-бук. Руководство рассматривает такие предметы, как логотип, типографский шрифт, цвета, используемые на знаках, товарах, упаковках и многое другое. В некоторых случаях такая брошюра предписывает, что говорить, отвечая по телефону. В случае с Британскими железными дорогами весь облик компании был весьма тщательно продуман. Все это внимательно изучал в Англии Иенс Нильсен, так что впоследствии даже перевел книгу о корпоративном дизайне Британских железных дорог и опубликовал ее в Датском центре дизайна.
Во многих отношениях DSB решили следовать своим английским коллегам, например, для знаков и печатных изданий был выбран тот же типографский шрифт, а именно «гельветика». Этот современный в то время шрифт указывал на суть организации DSB: динамичность и серьезность, ее поезда ходят точно по расписанию. Гельветика часто использовалась, начиная с 1970-х гг. В конце 1990-х годов после использования гельветики в течении 25 лет DSB решили избрать собственный шрифт. Он получил уместное наименование «Виа» и был разработан компанией графического дизайна «Контрапункт» в сотрудничестве с молодыми дизайнерами-типографами из e-тайп. Знаковая и цветовая система DSB также претерпела изменения, так что выразительные и характерные буквы стали изображаться белым цветом на глубоком темно-синем фоне. Новый шрифт оказался очень красив. Он был разработан на основе старого гротеска, созданного датским архитектором Кнудом Энгельхартом в начале 20-ого века для «верстовых столбов» в Дании.
Иностранное влияние на дизайн в Дании очевидно. Однако умелая адаптация положительного дизайнерского опыта других стран дает свои плоды на своей культивированной почве. Сегодня дизайну в Дании уделяется больше внимания, чем когда-либо прежде, и современная концепция дизайна расширилась до пределов, немыслимых для дизайнеров прежних поколений. Это развитие происходило вместе с изменениями во всем мире, сопровождаясь новой экономикой, новыми технологиями, новыми требованиями и новыми возможностями. Природа, культура, традиции и инновации, наследственность и гуманизм определяют Датский дизайн сегодня. Вероятнее всего, что будущее дизайна этой крошечной страны будет также связано с этими понятиями и завтра.
Иван Куликов.
По материалам конференции «Стиль» в Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров
Датский интерьер • Интерьер+Дизайн
Копенгагенские квартиры, рестораны и даже офисы — особая тема современного дизайна. В своей любви к минимализму, натуральной гамме, уютному освещению датчане выступают на стороне скандинавов, при этом гораздо выше финнов, шведов и норвежцев держат марку старинного европейского быта, старательно культивируя родную неоклассику, сдержанную буржуазность и следы прошлых эпох.
KiCK. На исторической парадной лестнице установлены суперсовременные металлические перила, под потолком — авангардный светильник, диз. М. Анастассиадес.Датские интерьерщики выработали свой монохром, свою трактовку черно-белой графики, особый микс антиквариата и суперсовременного дизайна. Конечно, все пользуются скандинавскими хитами ХХ века, но предпочтение отдают датским мастерам. Десятилетиями не устают от светильников Пола Хеннингсена и кресел Финна Юля. Шик датского дизайна в сочетании скромности и высочайшей культуры детали — плинтус, оконный запор или ширина щелей между досками формируют неповоримый стиль.
KiCK. Переговорная. Кресла Frost, диз. Furnid, Stouby, c обивкой эстетского телесно-розового оттенка. KiCK. Рецепция напоминает угол домашней гостиной. Столики Bell, диз. С. Херкнер, ClassiCon. Культовый светильник Artichoke, диз. П. Хеннингсен, Louis Poulsen.KiCK (Копенгагенский международный центр творчества) несколько лет назад переехал в исторический особняк Hansen Mansion. Основу центра образуют две компании — Danish Fashion & Textile (оказывает поддержку примерно 350 фэшн-компаниям) и Kopenhagen Fur (аукционный дом по продаже мехов). Обе решили заселиться вместе, став точкой притяжения творческих людей города и важным адресом крепнущей датской фэшн-индустрии.
KiCK. Большая переговорная. Стулья Series 7™, диз. А. Якобсен, Fritz Hansen.Сам дом великолепен. В 1835 году его спроектировал и возвел архитектор-неоклассик Йорген Хансен Кох по заказу преуспевающего датского купца. Над обновлением интерьеров трудилось одно из самых модных архитектурных бюро Копенгагена, основанное в 2011 году архитектором и дизайнером Хелле Флоу (Helle Flou).
KiCK. Эффектная лестница — ось исторического здания.Работая над проектом, она развивала концепцию «северного бриллианта». Ее вдохновляли скандинавский дизайн, природа и особый северный свет. «Бриллиант должен быть крепким, но одновременно элегантным, с прекрасными гранями», — говорит дизайнер. В результате ей удались стильные деловые пространства, эталоны современного интерьера.
Переговорная. Диван Poet, диз. Ф. Юль. Торшер Gräshoppa, диз. Г. Гроссман, Gubi. Рабочие места выделены в отдельные боксы. Высота перегородок позволяет работать в тишине, оставаясь в общем пространстве. Серые боксы чередуются с розовыми. Гардеробы встроены в стену. Один из боксов. Стеклянные перегородки поддерживают интригу открытых и закрытых пространств.Здание историческое — дизайн нарочито актуальный. Здесь нет ни одной винтажной вещи. Все светильники, столы, кресла и диваны выполнены современными авторами или выпущены сегодня известными компаниями, у которых права на переиздание культовых авторов XX века (Финна Юля, Арне Якобсена, Чарльза и Рэй Имз). Стилевой контраст проявляется и в сочетании необыкновенно праздничных, тонированных золотой краской профилей старинных стен и аскетичного дощатого пола. А также строгой черной офисной мебели (кабинет руководителя) и снижающего официальный тон домашнего ковра с блекло-оранжевым рисунком.
KiCK. Переговорная с демонстрационным залом. Светильник Allegretto, диз. Atelier Oi, Foscarini, культовые датские стулья Gubi5, Komplot Design, Gubi.Скандинавы отлично знают, как осветить дома, чтобы долгими зимами сохранялась приятная атмосфера. Именно датчане стали первыми использовать схему рассредоточенного света, активно использовать настольные лампы, торшеры и не только в домах, но и в рабочих интерьерах.
Демонстрационный зал Kopenhagеn Fur. Над деревянными презентационными столами светильник Pipe Pendant, диз. Т. Диксон, Tom Dixon.В русле принятой практики Хелле Флоу расставила разные типы светильников. Их авторы — сплошь известные дизайнеры от Тома Диксона и Майкла Анастассиадеса до австрийской студии Atelie Oï. Большие потолочные люстры тоже есть. По форме они предельно авангардны, но какой бы смелой геометрией ни обладали, каждая крепится на лепную декоративную розетку. Экстравагантная концепция смотрится здорово.
Кабинет руководителя Kopenhagen Fur. Стол переговоров окружен культовыми стульями, диз. Ч. и Р. Имз, Vitra.Хелле Флоу вдохновлялась образом «северного бриллианта». То и дело в декоре проступают грани. Они видны в рисунке ковров, в узорах на стеклянных перегородках, а также в белом рельефе — произведении искусства, украшающем одну из переговорных.
датский дизайн на канале Грибоедова • Интерьер+Дизайн
Архитекторы INT2architecture Анастасия Шевелева и Александр Малинин перепланировали квартиру в Санкт-Петербурге с видом на канал Грибоедова.
По теме: INT2architecture: пространство и масштаб
Двухсотметровая квартира с камином расположена на последнем этаже доходного дома, построенного в начале XIX века. Здание неоднократно реконструировалось и достраивалось. Основной задачей проектировщиков было создание максимально функционального пространства для временного проживания четырех-пяти человек. В результате получились комфортабельные европейские апартаменты: здесь есть отдельные спальни с ванными и душевыми, открытая кухня-гостиная, кабинет и постирочная.
Дровяной камин изготовлен на заказ итальянской компанией Grilli Caminetti, обшит березовой фанерой. Зона кухни выделена паркетной доской из американского ореха Coswick. Над столом: настенный светильник 265, диз. Паоло Риццато, Flos. Обеденные и барные стулья Artisan. Эта боснийская фабрика, предприятие семьи Костовичей, изготавливает мебель из массива. В том числе — из грецкого ореха, вишни, груши, вяза и акации. Первая спальня. Кровать с текстильным изголовьем. Шкаф для одежды с геометрическим принтом произведен петербужской фабрикой The Idea. Вторая спальня. Потолок акцентирован цветом, он скрадывает высоту комнаты, улучшая восприятие пропорций помещения. Освещение в спальне — от датской компании House Doctor. Малинин Александр, Шевелева АнастасияINT2 architectureГлавное в их работе — точный выбор предмета, лаконичные формы, качественные материалы, продуманный функционал и элемент рукотворности.
В своих проектах архитекторы используют высокие принципы датского дизайна, создавая светлые минималистичные пространства с выраженным нордическим характером. Главное в их работе — точный выбор предмета, лаконичные формы, качественные материалы, продуманный функционал и элемент рукотворности. Проект получился в тренде hygge. Датское понятие hygge — это покой и расслабленность. Именно так чувствуем мы себя, сидя у камина, закутавшись в плед или потягивая при свечах вино.
Кухня Giulia Novars. Освещение над баром, в ванных и эркерах — светильники Vetro, диз. Рикки Фрост, Bolia (Дания). Вытяжка Elica. Бытовая техника Bosch.Концепция hygge предполагает наличие в интерьере уникальных, эксклюзивных объектов — вещей, воплощающих наш индивидуальный стиль. Петербуржские архитекторы выбрали новый датский дизайн от Bolia — мягкий диван, созданный опытным дизайн-дуэтом Glismand & Rüdiger, Тонни Глисмандом и Карлом Рюдигером, минималистичные светильники Рикки Фрост и знаменитые модульные полки Strap, спроектированные совсем юной датчанкой Тине Оттесен Стрид.
Паркет в гостиной уложен французской елкой. Оттенок: «белый иней». Двухместный диван Madison, диз. Glismand & Rüdiger, Bolia. Кресло — знаменитая модель 45, дизайна Финна Юла, выпущено House of Finn, кофейные столики Plaisir, диз. Formstelle, Zeitraum. Потолочный светильник Orient™, Lightyears. Модель 1963 года знаменитого датского дизайнера Йо (Йоханнеса) Хаммеборга (Jo Hammerborg) переиздается с 2013 г. Напольный светильник Muffin, диз. Люси Колдова. Brokis.В северном дизайне особое место занимает освещение: помимо окон без штор, приветствуются разнообразные светильники, которые дают мягкий уютный свет. В проекте использованы графичные бра Сержа Муя и Паоло Риццато, потолочные светильники из латуни Йонаса Бохлина и Рикки Фрост, известная модель Orient™, созданная датчанином Йо Хаммеборгом в 1963 году и переизданная пять лет назад. Есть и произведение из чешского стекла светодизайнера Люси Колдовы, автора главной инсталляции Das Haus на выставке imm Cologne 2018.
Столик для завтраков Cena, диз. Биргит Гэммерлер, Петер Гобелейн (Birgit Gämmerler, Peter Gaebelein), Zeitraum. Американский орех. Стулья Neva, Artisan.Еще одни «герои» интерьера — авторские столы от Zeitraum. Немецкая фабрика использует только здоровые, взрослые деревья твердых пород (бук, дуб, клен, вишня, орех), ее девиз — «подлинность, качество и простота».
Ореховая паркетная доска выделяет входную зону в прихожей.Красивое кресло в гостиной — модель «45» дизайна Финна Юла. Датчанин Финн Юл (1912-1989) изучал архитектуру в Королевской академии Копенгагена у архитектора Вильгельма Лауритцена, но всегда подчеркивал, что как дизайнер он — самоучка. Любимым своим материалом считал прочный тик. Начал проектировать мебель в конце 1930-х, а международное признание получил после войны. Его выразительные скульптурные произведения, созданные мастерскими Нильса Воддера, произвели фурор на профессиональных выставках. Новаторское кресло «45» создано именно в 1945-м — его сидение и спинка впервые отделены от деревянной рамочной конструкции. Позже это стало «визитной карточкой» мебели Финна Юла.
Еще одна отличительная особенность проекта — зонирование пространства за счет колорита и текстур. Здесь использовано дерево контрастных пород (дуб, тик и орех), латунь и березовая фанера, однотонный керамогранит и графичная цементная плитка. Стены окрашены не только в белый, но и в сложный оттенок так называемой «фламандской» палитры, контрастирующий с дубовым паркетом тона «белый иней».
Биокамин в кабинете Elegante, DP Design. Тумба сделана на заказ. Столики Bowl, диз. Эйюш Кашливал (Ayush Kasliwal), Mater (Дания). Винтажный стеллаж из тика 1960-е. Светильники из латуни Star 6, диз. Йонас Бохлин (Jonas Bohlin), Örsjö Belysning (Швеция).Общее пространство апартаментов — это просторная открытая гостиная, объединенная с кухней и столовой. Для отделки острова, вытяжки и рабочей поверхности кухни использован рельефный искусственный камень. Кухня отделена от входа двусторонними шкафами, которые идут не до потолка, что позволяет естественному свету проникать в прихожую. Со стороны входа создан вместительный гардероб, со стороны кухни в шкафах спрятана бытовая техника. В ванных комнатах сделан акцентный пол, выложенный цементной плиткой. Винтажные тиковые консоли переделаны под тумбы для раковин.
«Название нашей студии образовано путем слияния двух слов: ИНТуиция + ИНТеллект, поскольку мы искренне верим, что ответы на многие вопросы можно найти на границе рационального познания (логики) и иррационального познания (интуиции)», — считают основатели молодой петербуржской студии INT2architecture. Помимо дизайна интерьера в сферу ее специализации входят предметный и ландшафтный дизайн. Александр Малинин и Анастасия Шевелева — дипломированные архитекторы, выпускники Волгоградского архитектурно-строительного университета, кафедры «Жилые и общественные здания». Мы не просто создаем идею, пространство, форму — мы пытаемся их прожить, потому что мы очень intO our projects — погружены в наши проекты!»
Александр Малинин и Анастасия Шевелева, архитекторы и дизайнеры, основатели петербургской студии INT2architecture.105 лет со дня рождения Ханса Вегнера
2 апреля 2019- Плахина Антонина
2 апреля исполняется 105 лет со дня рождения выдающегося датского дизайнера Ханса Вегнера (1914–2007). За свою долгую творческую жизнь он спроектировал порядка 500 стульев и кресел. Более ста из них пользуются таким успехом, что выпускаются до сих пор
Ханс Вегнер с миниатюрными моделями своих творений, 1978 год.Факты
- Ханс Вегнер родился в 1914 году в городе Тендер на юге Дании, скончался в 2007-м.
- В 1978 году отошел от проектирования. Бюро Вегнера возглавила его дочь Марианна.
- Мебель дизайнера выпускают фабрики PP Møbler, Carl Hansen&Søn, Fredericia, Fritz Hansen, Erik Jørgensen.
- До 2 ноября 2014 года в Датском музее дизайна (Копенгаген) проходит выставка мебели Ханса Вегнера.
Ханс Вегнер (Hans Wegner, 1914–2007) — типичный пример человека, который «сделал себя сам». Сын сапожника, в 14 лет он поступил в подмастерья к местному плотнику, а на обивку своего первого кресла пустил сшитые матерью гардины. Через пару лет юноша решил открыть собственную мастерскую, но не успел — его забрали в армию. Служить довелось в Копенгагене. Там Ханс побывал на ежегодной мебельной выставке, которую устраивала гильдия краснодеревщиков, и понял, что открывать свое дело рано: нужно еще поучиться.
С середины 1920-х годов в Дании складывался особый национальный стиль в дизайне мебели, позднее названный датским модернизмом. Его представители стремились соединить рационализм Баухауса с народными традициями изготовления деревянной мебели. Вегнер увлекается идеями столичных мебельщиков и поступает в Школу искусств и ремесел (позже переименованную в Датскую королевскую академию изящных искусств и дизайна). В 1938 году он уже сам участвует в выставке краснодеревщиков. А в 1940 проектирует мебель для концертного зала во втором по величине городе Дании — Орхусе. Руководил строительством другой знаменитый датчанин, Арне Якобсен (Arne Jacobsen), будущий автор культовых кресел Egg и Swan.
Ox Chair ( «Кресло-бык»,1960, справа) и его «женский» вариант — кресло Queen Chair, все — Erik Jørgensen.Все датские дизайнеры в 1930–1940-х годах работали в паре с краснодеревщиками. У каждого автора был свой исполнитель, который знал все тонкости работы с деревом, чувствовал материал и помогал реализовать самые смелые идеи. Вегнер встретил «своего» краснодеревщика в 1940. Это был уже знаменитый в ту пору мастер Йоханнес Хансен (Johannes Hansen). Вместе с ним Вегнер создал свои лучшие вещи.
Ханс Вегнер и Йоханнес Хансен c прототипом кресла Peacock («Павлин»,1947).Кресло Circle Chair (1986), одно из последних творений Вегнера. Производитель PP Møbler.В 1943 году он наконец открыл собственное дело, как когда-то мечтал, но не плотницкую мастерскую, а дизайн-бюро. Впрочем, он не только делал эскизы, но и с удовольствием сам брался за инструменты. В войну, когда негде было купить подарки близким, он мастерил для них мебель. Так появился набор детской мебели, сделанный им на Рождество для маленького Петера — сына одного из друзей. Этот комплект до сих пор выпускается компанией Carl Hansen&Søn под названием Peters Table&Chair.
Кресло Teddy Bear Chair (1951) в ткани от Kvadrat. Производитель PP Møbler.В 1943 году Вегнер увидел в музее китайское кресло эпохи Мин. Он буквально влюбился в него, изучил вдоль и поперек и в итоге создал по его мотивам целых семь разных моделей. Одна из них выпускается сейчас фирмой PP Møbler, другая — компанией Fritz Hansen. 1947–1949 годы оказались особенно успешными для дизайнера. За это короткое время он создал несколько знаковых вещей. В 1947 году из его мастерской выходит Peacock Chair — кресло со спинкой в виде павлиньего хвоста, модернистская интерпретация классического виндзорского кресла.
Кресло-«Павлин» Peacock Chair, PP Møbler.Кресло-«Павлин» Peacock Chair, PP Møbler.У стула не может быть «обратной стороны». Он должен хорошо смотреться под любым углом»Интерьер в скандинавском стиле. В центре комнаты, у стола, — деревянное кресло Wishbone Chair («Кресло-дужка», 1949), производитель Carl Hansen & Søn.
В 1949 году дизайнер придумал кресла Round Chair и Wishbone Chair, в которых просматривались черты все того же китайского прообраза. В феврале 1950-го американский журнал Interiors вышел с изображением круглого кресла Round Chair на обложке. Внутри были фото нескольких объектов Вегнера, а также произведений других датчан.
Америка была покорена датским дизайном. Особую популярность приобрело круглое кресло, которое в Америке стали называть просто The Chair. В 1960 г. Кеннеди и Никсон вели предвыборные теледебаты, сидя в креслах этой модели. Так родилась традиция снимать в них знаменитостей. Фотографировались в этих креслах и Дмитрий Медведев с Бараком Обамой.
Round Chair («Круглое кресло»,1949) — модель, покорившая Америку, производитель PP Møbler.1950-е — золотой век датского модернизма. На миланской Триеннале скандинавские дизайнеры, в том числе Вегнер, забирали первые призы. В 1950-е и 1960-е годы он выпускает множество ярких моделей: кресло-бык, кресло-ракушка, кресло-дельфин. Стул-камердинер Valet Chair он придумал специально для мужчин, постоянно забывающих повесить одежду в шкаф: спинка-вешалка предназначена для пиджака и рубашки, по бокам от сиденья — перекладины для носков. Комфортабельное футуристическое кресло Flag Halyard Chair сделано не из дерева, как обычно, а из металлических трубок (реверанс Баухаусу), а сиденье — из 240 метров намотанного на раму морского каната. Вегнер спроектировал его, сидя на пляже, когда жена поручила ему присматривать за купающимися детьми. От нечего делать он вырыл удобное «сиденье» в песке, а потом перенес его на бумагу.
Шезлонг Flag Halyard Chair из стальных трубок (1950), PP Møbler.Все его творения получались предельно лаконичными, но в то же время очень дружественными человеческому телу, их производство было массовым, но каждая модель требовала кропотливой ручной работы. Лишь в 78 лет он решил отойти от дел, но все равно продолжал контролировать реплики своих ранних моделей, которые то и дело запускали в производство различные компании.
Оригиналы можно увидеть в Музее Вегнера в его родном городе Тёндер, а также в лучших музеях всего мира и в большом количестве — в домах обычных датчан. Пожалуй, это и есть настоящее признание!
Музей Ханса Вегнера: www.museum-sonderjylland.dk
Интерьер с креслом Elbow Chair — классической моделью, созданной в 1956 году, производитель Carl Hansen & Søn. Овальный раздвижной стол из массива создан Вегнером в 1962 году.Elle Decoration
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
отец современного датского дизайна • Интерьер+Дизайн
Арне Якобсен (Arne Jacobsen, 1902–1971) — автор знаменитых кресел Swan и Egg, стульев Ant и Series 7. Историю дизайна ХХ века невозможно представить себе без его творений: она была бы другой.
По теме: Коллекционный дизайн: кресло Поула Кьерхольма
Энциклопедии называют его отцом современного датского дизайна и ведущим представителем функционализма в архитектуре. Построенные им здания вошли в список национального наследия страны и в Датский культурный канон. Swan и Egg, Ant и Series 7 были спроектированы еще в 1950-е годы и с тех пор никогда не выходили из моды: датская компания Fritz Hansen продает эти стулья и кресла миллионными тиражами. Их запоминающиеся силуэты можно видеть в рекламных роликах и кинофильмах, в домах селебрити и в интерьерах люксовых отелей. Знаменитые дизайнеры и архитекторы регулярно участвуют в проектах по их реинкарнации: придумывают для них новые обивки, ставят на фантазийные ножки или объединяют парами как инь и ян.
Кресла Swan и Egg, 1958, Fritz Hansen. Стулья Drop, 1958, Fritz Hansen. Стулья Series 7, 1955, Fritz Hansen.По легенде, Якобсен проявил себя как радикальный минималист еще в детстве: викторианские цветочные обои на стенах своей комнаты в родительском доме он закрасил белой краской — так они его раздражали. Он рос в благополучной мелкобуржуазной семье в Копенгагене и рано стал проявлять способности к рисованию, хотел стать художником, но отец настоял на более практичной строительной специализации.
Настенные часы, разработанные для компании LK в 1941 году. Сейчас их выпускает компания Rosendahl.До поступления в 1924 году на архитектурный факультет Королевской академии изящных искусств Якобсен успел сплавать в Нью-Йорк, нанявшись на корабль матросом, поработать каменщиком в Германии и закончить строительный колледж. В 1925 году он участвует в знаменитой парижской выставке Декоративных искусств, давшей название стилю ар деко, и получает серебряную медаль за кресло из ратанга, которое позже назвал в честь этого события Paris Chair.
Светильники AJ Table, 1960, Louis Poulsen.В Париже огромное впечатление на Якобсена производит модернистский павильон Ле Корбюзье из стекла и бетона L’Esprit Nouveau. Он хочет быть на волне авангардных течений и едет в Берлин знакомиться с творчеством деятелей немецкого Баухауса Вальтера Гроппиуса и Миса ван дер Роэ. Якобсен как губка впитывает и осмысляет эстетику новой архитектуры и сразу начинает проектировать в этом ключе, счастливо избежав увлечения неоклассицизмом или национальными вариантами «артс-энд-крафтс».
Эскиз Дома будущего для выставки в Копенгагенском форуме, 1929.В 1929-м вместе со своим соратником-архитектором Флеммингом Лассеном Арне Якобсен победил в конкурсе Датской ассоциации архитекторов и ему поручили строить «Дом будущего» на выставке в Копенгагенском форуме. Это был круглый в плане спиралевидный павильон с плоской крышей, из стекла и бетона. Там был гараж, в котором стоял Додж-кабриолет, вертолетная площадка на крыше с приземлившимся гирокоптером и эллинг с шикарной яхтой. Окна опускались, как в автомобиле, была конвейерная труба для почты, вращающийся мат для чистки обуви и кухня для приготовления полуфабрикатов. Мебель была спроектирована из стальных трубок. Якобсен сразу прославился как ультра-современный архитектор. В следующем году он открывает собственное бюро.
Жилой комплекс Беллависта, 1934.В 1930-е годы он много строит в Копенгагене и окрестных муниципалитетах. Самым масштабным стал проект «Беллависта» севернее Копенгагена — Якобсен обустроил там пляжный резорт, построил многоквартирный жилой комплекс, футуристичную бензоколонку, театр «Бельвю» и модернизировал старый ипподром. Для резорта он проектировал все: киоски, спасательные вышки, кабинки для переодевания, билеты, афиши и униформу для сотрудников. В основе фирменного стиля были бело-голубые полоски. Вскоре «Беллависта» стала самым популярным местом отдыха копенгагенцев. Рядом вырос белоснежный трех- и двухэтажный престижный жилой комплекс с плоскими крышами и ритмично расположенными балконами, спроектированный так, что почти из каждой квартиры открывался вид на море.
Бензоколонка, рядом с Беллавистой, 1934.Его постройки тогда воспринимались как слишком радикальные. И вызывали протесты не только у обывателей, но и среди критиков. В «Беллависте» местное население не дало построить центральный элемент парка — вышку с вращающимся рестораном наверху. По поводу скромного дома Стеллинга, который Якобсен, как оценивают современные специалисты, идеально вписал в историческую застройку площади Старого рынка в Копенгагене, газеты возмущенно требовали навсегда отнять у него диплом архитектора. А к грандиозному зданию муниципалитета в Орхусе под давлением общественности пришлось пристроить традиционную башню с часами — без нее ратуша напоминала рассерженным горожанам заводской цех. Сегодня муниципалитет в Орхусе вошел в Датский кульутрный канон — список из 108 произведений искусства и архитектуры, официально признанных неотъемлемой частью датской культуры. Дом Стеллинга, как и завершенный к 1942 году муниципалитет в Сёллерёде, и многие другие постройки Якобсена, вошел в список зданий, охраняемых государством.
Во время Второй мировой войны Дания была оккупирована. В сентябре 1943-го стало известно, что готовится депортация всех датских евреев в лагеря смерти. За 72 часа датчане спасли почти всех: 7200 человек под покровом темноты были переправлены на рыбацких лодках в Швецию. Такси, кареты скорой помощи свозили людей на берег, где их ждали рыбаки. Среди спасенных был и Якобсен. В Швеции у него не было разрешения на архитектурную деятельность, но за всю свою жизнь он никогда не сидел без дела. Он занялся дизайном тканей и обоев. Кроме элегантных геометрических орнаментов Якобсен создавал и живописные цветочные композиции: в них отразилось его увлечение ботаникой. Сегодня обои по некоторым из созданных в годы изгнания эскизам выпускает шведская фабрика Boras Tapeter.
Обои Trapez, Boras Tapeter. Обои Arne, Boras Tapeter. Обои Ypsilon, Boras Tapeter. Обои Vertigo, Boras Tapeter.Вернувшись в 1945-м на родину, Якобсен с головой окунается в работу, по которой соскучился за годы вынужденного простоя. Сначала это незамысловатое многоквартирное жилье — после войны в нем была острая нехватка, строить нужно было быстро и дешево. Но вскоре он уже вновь возвращается к экспериментальным и авангардным формам. Рядом с «Беллавистой» в конце 1940-х, начале 1950-х вырастает комплекс Søholm — необычный ансамбль террасных таунхаусов из желтого кирпича. В одном из них архитектор жил с 1951-го до самой своей смерти в 1971-м. Он пристроил к дому студию, в которой и работал. Чтобы не затенять рабочее пространство, вместо деревьев на участке разбил красивый цветник с более чем 300 видами растений, за которыми ухаживал с наслаждением. Сегодня этот таунхаус, полностью отреставрированный, сдается в аренду с условием, что жильцы будут несколько раз в год пускать внутрь посетителей и показывать им бывшее жилище легендарного архитектора.
Городская ратуша Орхуса, возведена в 1941 году по проекту Арне Якобсена и Эрика Мёллера.В 1957-м Якобсен построил абсолютно новаторскую для того времени школу Munkegaard в Гентофте. Это был целый комплекс, рассчитанный на тысячу детей, при этом спроектирован он был так, что у преподавателей и учеников сохранялось ощущение уютной камерности классов. Якобсен выстроил гипподамову сетку из вытянутых одноэтажных домиков, образующих квадратные внутренние дворы-патио. Стены, обращенные во дворики, были полностью стеклянными. Между зданиями были стеклянные коридоры-переходы. Площадка для спорта и всеобщих собраний находилась ниже уровня земли. Лабораторные кабинеты и администрация — в отдельных корпусах. Школа — памятник архитектуры, и когда уже в XXI веке встал вопрос ее реконструкции и адаптации под современные учебные процессы, для этого никак не удавалось найти подходящих подрядчиков. Наконец, в 2008-м архитектурное бюро Dorte Mandrup Architects сумело бережно реконструировать и расширить уникальный учебный комплекс.
Колледж St. Catherine, Оксфорд, 1962.Арне Якобсен почти никогда не ограничивался только архитектурой зданий: он рассматривал свои постройки как единое, не делимое на разрозненные составляющие произведение, в котором автор отвечает за всё: от мелких деталей в декоре интерьера до материалов, которыми облицованы фасады. Он подбирал текстиль, проектировал мебель, светильники, придумывал отделку стен, пола и потолков.
Светильники AJ Wall, 1960, Louis Poulsen.Мебель, созданная для конкретного проекта, часто оказывалась настолько удачной, что ее рано или поздно запускали в самостоятельное производство. Так, диван Mayor Sofa, спроектированный еще для здания муниципалитета в Сёллерёде, сегодня с успехом выпускает компания &tradition.
Столовые приборы, 1958, Georg Jensen. Столовые приборы, 1958, Georg Jensen. Посуда Cylinda, 1967, Stelton.Стулья Mosquito и Tongue из школы Munkegaard делает Howe, а кресла Oxford из колледжа St. Catherine — Fritz Hansen. Пригодился даже типографский шрифт, специально придуманный Якобсеном для табличек в муниципалитете Орхуса: датская студия Design Letters использует его в качестве декора посуды, постельного белья и всевозможных предметов интерьера.
Стулья Series 7, 1955, Fritz Hansen.Легендарный стул «Муравей» — Ant — из формованной под давлением фанеры в 1951-м был придуман для кафетерия фармацевтической компании Novo Nordisk. Якобсен тогда восхищался опытами с фанерой супругов Имз и пытался «пойти по их стопам», часами и днями ставя эксперименты. Через пару лет он спроектировал еще более успешные стулья «седьмой серии» — Serie 7, которые теперь миллионными тиражами продает Fritz Hansen.
Комната 606 в The Radisson Blu Royal Hotel.Но больше всего икон дизайна родилось в результате создания отеля SAS Royal Hotel в 1956—1960 гг. (теперь он называется The Radisson Blu Royal Hotel). По сути, это был первый в мире дизайнерский отель, потому что авторским здесь было всё — от архитектуры («две сигаретные пачки, поставленные перпендикулярно друг другу») до дверных ручек, смесителей и пепельниц, которые сразу же появились среди фирменных бортовых сувениров авиакомпании SAS (ей первоначально и принадлежала гостиница). В лобби отеля, где стояли ставшие классикой дизайна кресла Egg, Swan и Drop, можно было зарегистрироваться на рейс, шаттл доставлял постояльцев до аэропорта за 20 минут.
Кресло Egg, 1958, Fritz Hansen.Знаменитые кресла смотрятся как скульптуры, потому что именно как скульптуры они и создавались: Якобсен лепил многочисленные прототипы из глины, и лишь после того, как идеальная форма была найдена, фабрика Fritz Hansen воссоздавала их из пластика, армированного стекловолокном. Кроме того, для отеля были спроектированы прекрасные в своем лаконизме светильники, которые теперь выпускает Louis Poulsen под названием AJ, и уникальные посеребренные столовые приборы, больше похожие на арт-объекты, чем на приспособления для приема пищи. Неслучайно они сразу попали в коллекцию нью-йоркского музея современного искусства MoMA. Реплику выпускает датская фирма Georg Jensen.
К сожалению, когда отель сменил владельцев и стал сетевым, его подогнали под общие корпоративные стандарты. Всё авторское заменили на обычное. Только номер 606 оставили в том виде, в каком его задумал Арне Якобсен — с деревянными панелями по стенам, встроенной мебелью и креслами Egg и Swan в ярко-голубой обивке. Причем «музейный номер» можно бронировать.
Свой последний проект — Национальный банк Дании — Арне Якобсен начал в 1966-м, но завершить не успел, это за него сделали его ученики, архитекторы бюро Dissing+Weitling. Мраморный холл здания с прекрасной скульптурной лестницей получился торжественным, словно собор, и считается одним из самых красивых общественных интерьеров в Копенгагене.