Био тек в архитектуре – Биотек экологическая экомимитическая архитектура история современной архитектуры. Био-тек в архитектуре Основные характеристики стиля био-тек

Архитектурная бионика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Лондонский «Огурец» (арх. Норман Фостер) называют манифестом био-тека

Архитектурная бионика[1][2], также Био-тек[2], — архитектурный стиль, основанный на использовании в архитектуре принципов бионики — прикладной науки о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.

Био-тек использовался в советской архитектуре (как одно из направлений советского архитектурного модернизма), его основные положения, методы и задачи были сформулированы архитектором Ю. С. Лебедевым[2].

В СССР как общая (техническая), так и архитектурная бионика начали развиваться в 1960 году в НИИ теории, истории архитектуры и строительной техники. Первой публикацией в СССР на тему архитектурной бионики можно считать статью архитекторов Ю. С. Лебедева и В. В. Зефельда «Конструктивные структуры в архитектуре и в растительном мире» (1962). Лебедев называл новое направление в архитектуре вначале «строительной бионикой», позже — «архитектурно-строительной бионикой», ещё позже — «архитектурной бионикой». В 1984 году при этом институте была организована ЦНИЭЛАБ — Центральная Научно-исследовательская и экспериментально-проектная лаборатория архитектурной бионики

[3].

Основным методом архитектурной бионики является метод функциональных аналогий, основанный на сопоставлении принципов и средств формообразования живой природы и архитектуры[2]. Основным практическим методом как бионики в целом, так и бионической архитектуры в частности, является моделирование, при этом в моделях, связанных с архитектурно-строительными задачами, сооружения и их обитатели рассматриваются как единая биотехническая система, живые и неживые элементы которой объединены общей целевой функцией

[4].

Одной из задач, которые ставит перед собой архитектурная бионика, заключается в формировании гармоничного единства архитектуры и живой природы. Другая задача этого направления современной архитектуры — создание таких архитектурных форм, которые отличались бы красотой и гармонией, свойственной живой природе, и, одновременно, были бы функционально оправданы. Кроме того, для био-тека актуальным является поиск таких архитектурно-технических решений, которые позволяли бы использовать экологически чистые виды энергии — энергию солнца, ветра и т. п.[3]

Одним из направлений исследовательской работы в СССР в области архитектурной бионики стало создание архитектурных проектов (особенно проектов мобильных зданий и сооружений) для районов с экстремальными климатическими условиями — на Крайнем Севере, в пустынных и горных местностях[3].

Архитектурная бионика находится в процессе становления, теория и исследовательские вопросы био-тека преобладают над градостроительной практикой. Главное внутреннее противоречие архитектурной бионики состоит в том, что консервативная прямоугольная планировка и конструктивная схема зданий противостоят биоморфным криволинейным формам, оболочкам и самоподобным фрактальным формам; в связи с этим одной из основных задач био-тека является экономически оправданное и эстетическое приемлемое решение этого противоречия.

Среди направлений исследований и экспериментов в архитектурной бионике можно выделить следующие:

  • общая теория и методология архитектурной бионики;
  • биоматериаловедение — изучение свойств биоматериалов и создание на их основе новых строительных материалов;
  • биотектоника — изучение закономерностей, форм и строения живой материи с целью создания новых архитектурных конструкционных форм;
  • бионическая архитектура — исследования с целью создания зданий и сооружений на основе «мудрости, логики и интуиции» живой природы;
  • архитектурно-бионическая цитология — исследования и эксперименты в области применения в человеческой практике знаний о строении живой клетки и клеточных структур;
  • бионическая урбанистика — исследования в области использования закономерностей живой природы в градостроительстве, а также и на более крупных территориях, чем отдельно взятые города;
  • бионическая инфраструктура — исследования по применению бионики в области организации современной градостроительной инфраструктуры;
  • архитектурно-бионическая экология — исследования в области обеспечения экологического равновесия архитектуры и природы[5].

Среди наиболее известных сооружений в СССР, при создании которых были использованы «идеи» живой природы, — Останкинская телебашня (1960—1967)[3], велотрек в Крылатском (1979), спортивный комплекс «Олимпийский» (известный своей бионической крышей-мембраной (1980), а также здания бакинского кафе «Жемчужина» и его бишкекского аналога ресторана «Бермет»

[3][2].

  1. ↑ Лебедев и др., 1990.
  2. 1 2 3 4 5 Ефимов, Фахрутдинова, 2018, с. 37.
  3. 1 2 3 4 5 Лебедев и др., 1990, Яралов Ю. С. Представляем архитектурную бионику, с. 6—7.
  4. ↑ Лебедев и др., 1990, Ахутин В. М. Бионика и научно-технический прогресс, с. 11.
  5. ↑ Лебедев и др., 1990, Основные научно-творческие сферы архитектурной бионики, с. 264—265.

Био-тек (bio-tech) в архитектуре /  Блог архитектора Дмитрия Новикова

Био-тек (bio-tech)   направление в архитектуре, которое, в противоположность хай-теку, обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к 

природным формам. Бионика происходит от греческого слова, означающего «элемент жизни». Последователи этого стиля стремятся воплотить в необычном дизайне принципы зеленого строительства.

Стиль био-тек развился из бионики  прикладной науки, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновения в природе. Подобные принципы применял еще Леонардо да Винчи, когда проектировал летательные аппараты, наблюдая за птицами.

Есть мнение, что в новое время первый шаг на пути становления концепции био-тека сделал архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1939 году. По его словам, архитектурное сооружение должно быть похоже на живой организм, который растет в соответствии с законами природы, в гармонии с окружающей средой. Это единство искусства, науки и религии он назвал

органической архитектурой. В эпоху господства строгих форм неоклассицизма эти тезисы прозвучали совершенно неожиданно и ново.

В мировой архитектурной практике за прошедшие 40 лет использование закономерностей формообразования живой природы приобрело новое качество и получило название архитектурно-бионического процесса и стало одним из направлений архитектуры хай-тека. Био-тек в современном понимании возник в конце XX  начале XXI веков и поныне находится на этапе формирования.

 

Самые известные архитекторы, создавшие проекты зданий в стиле био-тек: Грег Линн, Кен Янг, Майкл Соркин, Фрай Отто, Ян Каплицкий, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и Норман Фостер. Среди их работ несколько общественных зданий, например, Национальный космический центр Великобритании, Город искусств и наук в Валенсии, Художественный музей Милуоки, Лондонский Корнишон. Встречаются также и жилые дома, например, Наутилус в Мексике.

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети  всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить дома, похожие на раковины моллюсков, или постройки, повторяющие контуры яйца. При этом природные формы могут заимствоваться по-разному:

 

● Пространство организуется в виде форм, наблюдаемых в неживой природе. Пример  дом в виде яйца, спроектированный бельгийской архитектурной студией dmvA. Здания также могут иметь форму гнезд или пещер.

● Здания повторяют формы животных, людей или частей их тел (зооморфизм, антропоморфизм), а также растений (фитоморфизм). Пример  гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин.

● Производятся материалы, подобные природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Био-тек воплощает философскую концепцию, смысл которой  создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры. Именно поэтому дома в этом стиле чаще всего становятся экологичными. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.

Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого дома предусматривает комплекс инженерного оборудования. В зданиях устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции. При строительстве используются экологически совместимые с человеком материалы и строительные конструкции.
В идеале, дом будущего это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природой. Бионический стиль равнозначен по своему содержанию понятию экоархитектура и напрямую связан с экологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

Био-тек — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Фостер

Нормана Фостера считают одним из основных представителей био-тека.  Среди весьма многочисленных построек Фостера наиболее значительны – лондонский Фред Олсен-сентр (1967), где впервые было масштабно применено столь модное впоследствие зеркальное остекление – близкое по духу здание фирмы «Уиллис Фабер энд Дьюм» в Ипсуиче (1974), многофункциональный, насквозь просматриваемый и тесно связанный с природным окружением Сейнсбери-сентр в Норвиче (1977), Рено-сентр близ Суиндона (1983), – с экспрессивным, «барочным» контрастом опорных колонн и подвешенных на них модулях перекрытия, – небоскреб Шанхайского банка в Гонконге (1981–1986), в процессе сооружения которого поэтапно перестраивалось уже существующее здание, функционально реструктурированное с применением китайских традиций «фэн-шуй»; центральным помещением банка стал 12-этажный атриум, дополнительно освещаемый с помощью солнечного рефлектора. В 1991–1992 по проекту Фостера было возведено высочайшее здание в Европе, 300-метровый центральный офисный комплекс «Коммерцбанка» во Франкфурте – «зеленая башня», взятая в футляр многоярусных зимних садов. Одно из самых примечательных зданий в карьере Фостера — Башня Мэри-Экс, 30 или Сент-Мэри Экс 30 (англ. 30 St Mary Axe) — 40-этажный небоскрёб в Лондоне, конструкция которого выполнена в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием. Примечателен открывающейся с него панорамой на город и необычным для центрального Лондона видом. Жители за зеленоватый оттенок стекла и характерную форму называют его «огурец», «корнишон» (англ. The Gherkin). Его иногда называют манифестом био-тека. При постройке Фостер хотел использовать солнечное освещение и естественную вентиляцию. Здание высотой в 180 метров получилось экономичным: потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа.

Калатрава

На творческом счету испанца Сантьяго Калатравы множество музейных и спортивных объектов, всемирно-выставочных и транспортных комплексов, принесших автору признание и награды, включая Притцкеровскую премию. Особенным направлением творчества Сантьяго Калатравы выступают мосты, построенные им по всей планете: в Венеции и городах родной Испании, в столицах Ирландии и Аргентины, в Иерусалиме и Калифорнии и в других странах и городах. Одним из лучших произведений Калатравы признан «Город искусств и наук» в родной Валенсии. Ciudad de las Artes y las Ciencias — мировой образец современной комплексной застройки. «Город» расположился в осушенном русле реки Турия и состоит из пяти зданий, обычно называемых по их валенсийским именам.  Среди них Дворец искусств королевы Софии, кинотеатр L’Hemisferic («Полушарие»), сад-галерея L’Umbracle, Научный музей принца Филиппа, океанографический парк на открытом воздухе L’Oceanografic. Весь комплекс окружен парками, ручьями и бассейнами, а его территория стала популярным местом отдыха жителей и гостей города.

Гримшоу

Британский архитектор Николас Гримшоу был президентом Королевской академии художеств Великобритании с 2004 по 2011 год. 

Чрезвычайно важным пунктом в позиции Гримшоу является гибкость. Чем более подходящими являются наши решения, тем дольше их можно использовать, — считает он. Представление зданий как организмов, подверженных изменениям, всегда нравилось Гримшоу и было лейтмотивом многих его разработок, особенно в индустриальном проектировании.

Гримшоу указывает на важность пространственного разделения и эксплуатации зданий при решении задач защиты окружающей среды. Чем больше профессиональных знаний при этом будут задействованы, тем меньше ущерб, наносимый природе. Каково место архитектуры в этом процессе? По мнению Николаса Гримшоу, мы можем строить и использовать гораздо более аккуратно. Пример: В Великобритании постройки оцениваются по так называемым «зеленым критериям» сообразно методу Building Research Establishment Environmental Assessment Method (BREEAM). При постройке RAC-Zentrale (1994) in Bradley Stoke архитектурное бюро Гримшоу впервые прибегло к этой методике оценки и в сотрудничестве с консультантами BREEAM проработало 8 пунктов из 10.  К критериям BREEAM относятся применяемые строительные материалы и возможности их вторичного использования, а также потребление энергии готовым зданием. Форма RAC- Zentrale очень компактна — и это следующий «положительный пункт». Внешняя система затенения должна защищать рабочие места, находящиеся внутри, а также предотвратить перегрев или охлаждение здания. Одновременно было важно дать возможность служащим увидеть окружающий ландшафт, ведь большинство из них целый день смотрят на экран. Еще одна «пионерская» разработка состояла в том, что в здании не было запроектировано лифтов (за исключением грузовых и предназначенных для инвалидов). Главный вход в трехэтажную постройку расположен на среднем уровне, так что посетителю требуется пройти максимум на один этаж вверх или вниз. Общий обзор пространства лучше всего совершать из атриума, места встреч пятисот сотрудников компании.

Самая известная работа Гримошоу — проект Эдем имел целью ренатуризацию и новое оформление  целого склона долины, возникшей в результате добычи каолина. Земля была снова засажена растениями и частично покрыта легкими купольными постройками. Внутри куполов были созданы различные климатические зоны — «умеренно-теплого» и «влажного тропического» климата, в которых должен вырасти регулярный лес.

СОВРЕМЕННЫЕ СТИЛИ АРХИТЕКТУРЫ: БИО-ТЕК — m+a global architects

В этом цикле статей мы рассказываем о современных стилях архитектуры. В предыдущих публикациях речь шла о модернизме, постмодернизме, хай-теке, деконструктивизме. Следующий за деконструктивизмом стиль — био-тек.

Начиная с 1990-х годов развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, а войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Биотек или бионика — название современной «нео-органической» архитектуры, где выразительность конструкций достигается заимствованием природных форм. Нередко противопоставляется хай-теку.

Элементы бионики присущи зданиям немецкого экспрессионизма 1920-х гг. и структурного экспрессионизма 1960-х. Как было установлено ещё экспрессионистами, прямое копирование природных форм не приносит положительных результатов, так как в архитектурном сооружении появляются нефункциональные зоны. Концепция биоурбанистики предполагает не только опосредованное, но и прямое использование форм живой природы в архитектуре (в виде элементов природного ландшафта, живых растений).

National Space Centre, Rocket Tower clad with ETFE pillows, Leicester, UK. Architect: Nicholas Grimshaw Built: 2001

Основные характеристики стиля био-тек

Архитектурная бионика воплощает философскую концепцию, смысл которой — создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры.

Основным отличием является противопоставление консервативной прямоугольной планировке и конструктивной схемы здания — биоморфных криволинейных форм, оболочек, самоподобных фрактальных структур. Достойное эстетическое и экономическое оправдание этих решений — одна из основных задач био-тека.

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети — всего того, что встречается в живой природе. Существуют постройки, повторяющие контуры медузы или проекты домов, похожие на раковины моллюсков.

Можно выделить несколько основных разновидностей заимствования природных форм для био-тека:

  • Создание образа объекта, основываясь на его геометрическом подобии. Этот способ дает воз­можность осваивать эстетические свойства форм, абстра­гированных от функций — очертания, характер, стро­гость или мягкость линий и т.д.

  • Организация функционально-планировочных решений, энергоэффективности и микроклимата на основе наблюдаемых в природе структур. В этом контексте структура выступает как про­цесс на пути становления формы, а пространство — как множество связанных между собой форм. Здания могут иметь форму гнезд, пещер, ульев и проч.

  • Использование материалов и конструкций, подобных природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

 

Небоскрёб Мэри-Экс, в простонародии корнишон (арх. Норман Фостер)

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в архитектуре заключается в том, что сейчас осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и архитектуры. На современном этапе архитекторами используются не внешние формы живой природы, а лишь те свойства и характеристики формы, которые являются выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам архитектуры.

От функций к форме и к закономерностям формообразования — таков основной путь архитектурной бионики.

                                              Торговый центр Bullring в Бирмингеме

Примеры и представители

Примеры бионических сооружений: Сиднейская опера возводилась по аналогии с цветком лотоса. Пекинский национальный оперный театр – имитация водяной капли. Плавательный комплекс в Пекине. Внешне повторяет кристаллическую структуру решётки воды. Небоскрёб «Аква» внешне похож на поток падающей воды. Находится в Чикаго. Дом основателя архитектурной бионики Антонио Гауди – это одно из первых бионических сооружений. До сегодняшнего дня он сохранил свою эстетическую ценность и остаётся одним из самых популярных туристических объектов в Барселоне.

   Архитекторы-практики биотека: Грег Линн Фрай Отто Бэйтс Смарт Николас Гримшоу Сантьяго Калатрава Кен Янг Майкл Соркин Норман Фостер

Заключение

Этот архитектурный стиль находится в процессе активного становления, в результате чего его теоретическая и исследовательская компонента преобладает над градостроительной практикой.

Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция этих зданий предусматривает комплекс инженерного оборудования. В них создают естественное освещение и вентиляцию, устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями.

Автор статьи Александр Перекальский
Архитектор компании m+a global architects

Биотек

Биотек в архитектуре

Определение 1

Биотек – направление в архитектуре и дизайне, которое, в противоположность хай-теку, берет за основу не элементы конструктивизма и кубизма, а природные и естественные формы.

Термин «бионика» в переводе с греческого означает «элемент жизни». Архитекторы, работающие в стиле биотек стремятся воплотить в необычном дизайне принципы «зеленого» строительства.

Считается, что архитектурный стиль биотек начал свое развитие из бионики – прикладной науки, которая при решении сложных технических вопросов рекомендует обращаться к природе. Принципы, характерные для бионики, применял еще Леонардо да Винчи при проектировании своих летательных аппаратов (ученый наблюдал за птицами).

В современности первый шаг на пути становления архитектурного стиля биотек сделал архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1939 году. Он считал, что любое сооружение должно быть похоже на живой организм, который растет и развивается в соответствии с законами природы, а также в гармонии с окружающей средой. Подобная комбинация искусства, науки и религии была названа органической архитектурой. Стоит отметить, что в эпоху классицизма подобные тезисы прозвучали особенно неожиданно и ново.

В мировой архитектурной практике за последние несколько десятков лет сложилось так, что некоторые закономерности формообразования природы легли в основу архитектурно-бионического процесса, что послужило причиной появления стиля биотека, который и поныне находится на этапе формирования.

Характерные черты

Наиболее известными архитекторами, работающими в стиле биотек, можно назвать:

  • Грега Линна;
  • Майкла Соркина;
  • Сантьяго Калатраву;
  • Николаса Гримшоу.

Среди уникальных работ этих специалистов следует выделить Национальный космический центр Великобритании, Город искусств и наук в Валенсии, Художественный музей Милуоки и т.д. Помимо общественных зданий нередко встречаются и жилые, например, дом «Наутилус» в Мексике.

Зачастую сооружения в стиле биотек несимметричны и имеют форму коконов, деревьев или паучьей сети – объектов, встречающихся в живой природе. Встречаются здания, похожие на раковины моллюсков или сооружения, повторяющие контуры яйца. При этом природные формы здесь могут заимствоваться по-разному.

Рисунок 1. Биотек в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Подобные здания могут иметь форму гнезда или пещеры. Сооружения могут повторять формы людей, животных или части их тел (зооморфизм, антропоморфизм, фитоморфизм). Например, гостиница в виде медузы, архитектором которой является Майкл Соркин. Нередко для строительства подобных объектов используются материалы, имитирующие природные структуры (например, пчелиные соты, пузыри или слоистые конструкции).

В некоторой степени биотек можно назвать архитектурным стилем, воплощающим философскую концепцию о создании нового пространства для жизни человека как творения природы. Такой стиль объединяет принципы инженерного дела, биологии и архитектуры. В этой связи сооружения в стиле биотек зачастую являются экологичными. Бионическая архитектура предполагает создание объектов, «продолжающих» природу, не вступающих с ней в конфликт.

В перспективе биотек – архитектура, стремящаяся к созданию экодомов, характеризующихся энергоэффективностью и комфортом. Такие постройки должны оснащаться всеми системами жизнеобеспечения. Конструкция подобного частного дома уже сегодня включает солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, террасы с зелеными насаждениями. Примечательно, что в строительстве используются исключительно экологические чистые (природные) материалы.

Архитекторы, работающие в стиле биотек, стремятся сделать дом автономной самообеспечивающей системой, органично интегрированной в природный ландшафт. Считается, что бионический стиль по своему содержанию близок к экоархитектуре и экологии в целом.

Биотек в интерьере

В современном интерьере биотек характеризуется тем, что любая деталь декора и мебели должна напоминать какой-либо природный объект. В некоторой степени биотек в интерьере напоминает стиль кантри или фьюжн своими яркими красками, и минимализм – архитектурой и подходом к выбору элементов. Интерьер в стиле биотек может быть выполнен как при традиционной планировке, так и при криволинейных и нестандартных решениях.

Следует заметить, что бионика исключает любую прямолинейность, отвергает наличие острых углов и резких линий. Помимо этого, биотек в интерьере требует применение техники с пластичными и криволинейными формами. Это будет являться одним из отличий биотека от направлений модернизма.

Рисунок 2. Лондонский огурец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Этот стиль предполагает использование натуральных и спокойных оттенков в отделке:

  • зеленый;
  • оранжевый;
  • розовый;
  • голубой и т.д.

Цветовая палитра здесь выполняет особую функцию: она призвана подчеркнуть естественность линий и смягчить асимметричность композиций. Подобный принцип используется при создании одежды в стиле бионики.

Дизайн любого помещения должен включать в себя различные материалы природного происхождения (высокопрочные и экологически чистые). Это может быть деревянная панель или мраморная плитка.

Для отделки пола, как правило, применяется натуральная древесина (паркет или ламинат) как светлых, так и темных оттенков. Поверхность стены может быть представлена в разных вариациях. Они могут оклеиваться обоями с определенным оттенком. Второй вариант – роспись стен. Рисунок может быть различным, важна лишь имитация природных мотивов (например, природная стихия или изображение птиц и растений). Одним из характерных решений является воссоздание на потолке неба со звездами, которые светятся ночью.

Биотек. — katyswon

Биотек — это современное направление в дизайне интерьеров. Основной отличительной чертой стиля является то, что все элементы постройки и декора своей формой и линиями напоминают различные объекты живой природы. Это одно из самых юных направлений, пока что зданий, которые построены в этом стиле, очень мало, хотя они нашумели своей популярностью. К примеру, штаб-квартира одной лондонской страховой компании построена в форме огурца. Однако ремонт квартир, дизайн на фото которого будет в стиле биотек, найти можно. Стиль был зарожден из-за интереса общественности к экологическим проблемам.

Стиль биотек предполагает использование мягких, природных цветов. Помимо того, что этот стиль делает вас ближе к природе, он и благоприятно влияет на психику, расслабляя своими нежными оттенками. Помимо зеленых тонов, в стиле могут использоваться и розовые, оранжевые, желтые, которые напоминают собой цветы. Для создания project по ремонту квартиры в этом стиле нужны фантазия и любовь к природе. Все элементы квартиры выполнены так, будто вы находитесь на природе. К примеру, потолок целесообразно поклеить голубыми обоями, которые будут напоминать небо, его можно покрыть светящимися в темноте звездами, которые вам подарят ощущение, будто вы блуждаете по Млечному пути. Фото ремонта коридора в квартире в стиле биотек может вообще поразить вас наповал: вы почувствуете себя словно в оранжерее, в зеленой арке из вьющихся лиан.

В квартире следует поместить множество растений и живых комнатных цветов. Отделка полов должна быть выполнена из натурального дерева. В целом при отделке помещения рекомендуется использовать натуральные материалы, ведь одна из главных задач стиля — быть экологичным.

Декор помещения должен быть полон природных вещей: плетеное кресло качалка, глиняные вазы и кувшины, камни и песок в стеклянной столешнице, листья папоротника, деревянные светильники, использование тканей из льна, шелка, окрашенных в натуральные цвета.

Также стоит не забывать, что все формы интерьера должны иметь оригинал в живой природе, к примеру, ножки стульев могут выглядеть как столы, тумбочки могут быть облицованы корой дерева. Статуэтки разных животных смогут украсить полки сервантов, диван, журнальный столик. Меховые коврики также подчеркнут натуральность дизайна. Однако не забывайте что в первую очередь стиль был придуман в поддержку экологии, поэтому не стоит использовать меха экзотических животных.

Био-тек — направление в архитектуре, которое, в противоположностьхай-теку, обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам. Последователи этого стиля стремятся воплотить в необычном дизайне принципы «зеленого» строительства.

Стиль био-тек развился из бионики — прикладной науки, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновения в природе. Подобные принципы применял еще Леонардо да Винчи, когда проектировал летательные аппараты, наблюдая за птицами.

Есть мнение, что в новое время первый шаг на пути становления концепции био-тека сделал британский архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1939 году. По его словам, архитектурное сооружение должно быть похоже на живой организм, который растет в соответствии с законами природы, в гармонии с окружающей средой. Это единство искусства, науки и религии он назвал органической архитектурой. В эпоху господства строгих форм неоклассицизма эти тезисы прозвучали совершенно неожиданно и ново.

Био-тек в современном понимании возник в конце XX — начале XXI веков и поныне находится на этапе формирования.

Самые известные архитекторы, создавшие проекты зданий в стилебио-тек: Грег Линн, Кен Янг, Майкл Соркин, Фрай Отто, Ян Каплицкий, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и Норман Фостер. Среди их работ несколько общественных зданий, например, Национальный космический центр Великобритании, Город искусств и наук в Валенсии, Художественный музей Милуоки, Лондонский «Корнишон». Встречаются также и жилые дома, например, «Наутилус» в Мексике.

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети — всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить дома, похожие на раковины моллюсков, или постройки, повторяющие контуры яйца. При этом природные формы могут заимствоваться по-разному:

  • Пространство организуется в виде форм, наблюдаемых в неживой природе. Пример — дом в виде яйца, спроектированный бельгийской архитектурной студией dmvA. Здания также могут иметь форму гнезд или пещер.
  • Здания повторяют формы животных, людей или частей их тел (зооморфизм, антропоморфизм), а также растений (фитоморфизм). Пример — гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин.
  • Производятся материалы, подобные природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Био-тек воплощает философскую концепцию, смысл которой — создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры. Именно поэтому дома в этом стиле чаще всего становятся экологичными. В зданиях устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции.

Иногда природные формы используются для решения непростых инженерных задач, непосредственно не связанных с архитектурой. Например, искусственный остров Пальма-Джумейра в Дубае создан в виде кроны финика. Именно такая форма обеспечивает оптимальное соотношение продолжительности береговой линии и длины пути до наиболее удаленных от корня пальмы жилых объектов.

Город искусств и наук в Валенсии.

Город Искусств и Наук в Валенсии — это обширный комплекс для научного и культурного отдыха, история которого началась в апреле 1998 года с открытия Эмисферик (IMAX).

Город Искусств и Наук имеет площадь 350.000м2 и обозначен, как «город внутри города». Это большое открытое географическое пространство представляет из себя зону отдыха, основанную на идее культурных и интеллектуальных развлечений, и является крупнейшим центром такого рода в Европе.

Художественный музей Милуоки и его «Солнечный Бриз»
В 2001 году в Милуоки был построен новый художественный музей по проекту знаменитого Саньяго Калатравы. Само здание музея необычно и является произведением футуристического искусства. Стиль биотек очень оригинальный, поэтому о форме музея можно сказать: «нечто белоснежное с огромными крыльями». И называется эта крылатая композиция, венчающая художественный музей, «Солнечный бриз». Крылья в размахе более 60-ти метров, когда пасмурно могут складываться вместе. В художественном музее Милуоки выставлено около 25 тыс. произведений искусства. Знаменит музей самой большой коллекцией работ немецких экспрессионистов. Также широко представлено искусство туземцев.

Художественный музей Милуоки - фотографии, описания достопримечательностей, советы путешественникам
Лондон, Великобритания

Башню «Сент-Мэри-Экс, 30» в стиле био-тек, получившую в народе за вытянутую округлую форму имя «Корнишон» (The Gherkin), построила шведская компания Skanska в 2001–2003 годах по проекту Нормана Фостера. Владельцы — фирмы IVG Immobilien и Evans Randall.40-этажное здание высотой 180 м стоит в деловом центре Лондона.

Этажи с 16 по 34 сдаются в аренду компаниям, в числе которых — Standard Life Employee Services, ARES Capital Europe, Kirkland and Ellis, Deutsche Pfandbriefbank и другие.

Но «Корнишон» — это не только офисное здание, это еще и место для отдыха и развлечений. Самый верхний этаж под стеклянным куполом занимают первоклассные ресторан и бар-салон, которые находятся под управлением компании Searcy’s. В течение дня заведения открыты для сотрудников и гостей здания, но по вечерам любой желающий может снять эти помещения для проведения торжеств.

На 38 этаже расположены пять банкетных залов, которыми также управляет Searcy’s. Все они сдаются в любое время суток.

«Сент-Мэри-Экс, 30» стало первым экологичным офисным зданием Лондона. Сооружение потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки этого типа, поскольку задействована энергия солнечных батарей. К тому же спиральные шахты, равномерно распределенные вдоль наружной оболочки, обеспечивают естественную вентиляцию и пропускают солнечный свет в помещения.

Этой башне не свойственна атмосфера жужжащего улья, здесь светло и просторно. Помещения спроектированы с учетом того, что на одного человека должно приходиться не менее 10 м².

Лондонский «Корнишон» получил множество наград. Так, в 2003 он был признан небоскребом года по версии Emporis, а в 2004 на биеннале в Клеркенуэлле — лучшей лондонской новостройкой. Кроме того, здание было отмечено похвальным отзывом на International Highrise Award в 2004 году.

Любопытные факты:

  • Открытая площадка перед зданием (2 000 м²) по площади сопоставима с восемью теннисными кортами.
  • Теоретически «Корнишон» может вместить 4 000 офисных работников.
  • 16 высокоскоростных лифтов могут одновременно перемещать 378 человек со скоростью 6 м в секунду.
  • Общая площадь внешнего остекления башни — 24 000 м² — это пять футбольных полей.
  • По высоте «Корнишон» в три раза превосходит Ниагарский водопад.
  • Высота потолков составляет 2,75 м — больше, чем рост самого высокого человека планеты (2,72 м).
  • Окружность самого просторного этажа лишь на 2 м короче высоты сооружения.
  • Ресторан и бар на верхнем этаже — самые высокие в Лондоне.
  • Во время строительства на площадке никогда не находилось более 500 человек одновременно.
  • Единственное место в здании, где использовано искривленное стекло — это купол.
  • В первой фазе строительных работ обнаружилось захоронение времен римского владычества. В продолжение возведения башни останки хранились в Лондонском музее, но по окончании были заложены в фундамент.

Элитная офисная недвижимость в Великобритании

+Недвижимость в МексикеЖители «Наутилуса», должно быть, чувствуют себя обитателями морских глубин

В 2006 году в мексиканском городе Наукальпан-де-Хуарес по проекту архитектурной студии Arquitectura Orgánica был построен уникальный дома в виде ракушки. Здания получило название моллюска наутилуса, чья раковина вдохновила дизайнера Хавьера Сеносьяйна на возведение этого уникального сооружения.

Фасад украшен разноцветным стеклом, благодаря которому внутрь проникает много света,— на стенах лежат разноцветные блики. Но это не самая необычная деталь. Войдя в дом, гость видит перед собой сплошной травяной «ковер», по которому петляют дорожки, вымощенные камнем. Эти тропинки ведут в жилые комнаты.

Круглые окна и плавные линии стен создают впечатление, будто дом — настоящая раковина, которая лежит на дне моря. Это особенно чувствуется в ванной комнате, где стены песочного и голубого цветов шероховаты на ощупь, а окна расположены высоко над головой.

Создатели проекта не только подумали о внешней эстетике и оригинальном интерьере, но и позаботились о том, чтобы дом был практичным и безопасным. Благодаря каркасу из армированной проволочной сетки, залитой в бетон толщиной в несколько сантиметров, строение устоит в случае землетрясения. Материал, из которого построен «Наутилус»,— так называемый Grancrete (granite, «гранит» + concrete, «бетон»). Это особый вид прочной огнеупорной керамики, способный выдерживать экстремальные погодные условия.

Кроме того, жилье почти не требует расходов на содержание. Жильцы экономят на отоплении и кондиционерах, поскольку для вентиляции предусмотрены два подземных воздуховода. Летом воздух с улицы, пройдя по одному из каналов, остывает и охлаждает помещения, а зимой, наоборот, нагревает.

Недвижимость в Мексике

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Био-тек в архитектуре

Био-тек в архитектуре

Ключевые слова: био-тек (или бионика), «нео-органическая» архитектура, архитектурная бионика, технологическа бионика, теоретическая бионика, биологическая бионика, бионические формы, биоморфы.

В данной статье рассматривается вопрос: что же такой бионическая архитектура (сокращенно био-тек) и в чем заключаются её основные приемы. Что явилось прообразом такой архитектурной формы и как она рентабельна в нашем мире. Рассмотрим основные направления бионики. На конкретных примерах сделаем небольшой анализ по визуальному восприятию этих форм.

In this article the question is considered: that such bionic architecture (in abbreviated form bio — I flew) and in what its main receptions consist. That was a prototype of such architectural form and as it is profitable in our world. We will consider the main directions of bionic. On concrete examples we will make the small analysis on visual perception of these forms.

Почему меня заинтересовала данная тема?

Люди всегда стремились к комфортабельному жилью, но не всегда уделяли внимание внешнему облику архитектуры. Примером того может послужить архитектура советских времён, которой присущ-конструктивизм, рационализм, и брутализм, что целиком и полностью противостоит принципам био-тека – «нео-органической» архитектуры. Бионическая архитектура в большей свой степени изящнее и эстетичнее смотрится по сравнению с угловатостью и прямолинейностью того же конструктивизма. По сохранившейся архитектуре советского времени мы можем убедиться в этом.

На сегодняшний день бионические формы получили широкое распространение в предметной среде, окружающей человека начиная с древнего мира, когда впервые начали применять природные формы в ювелирных изделиях, мебели, оружии и до наших дней. За последнее время всё больше и больше биоформы- .(от греч. bios — жизнь и morphe — форма) живые формы, оказывают влияние на всё, что создаётся человеком от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов. С развитием технологий и появлением новых материалов возможности использования бионических форм в дизайне и архитектуре становятся практически безграничными. Ссылаясь на всё выше перечисленное, актуальность выбранной мною темы не может быть оспорима.

Само понятие бионика появилось в начале двадцатого века. Название науки «бионика» впервые предложено американским учёным Джеком Стилом и принято на Первом симпозиуме по бионике, проходившем в г. Дайтоне (США) в 1960 г. ( в симпозиуме принимали участие советские ученые: А.И. Берг, Б.С. Сотсков и др.) В учебниках по архитектуре мы бы могли прочитать следующее: Бионика (от греч. bion –элемент жизни, буквально – живущий) – это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятености организмов. Если вспомнит Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с помощью птичьих крыльев, то можно сразу представить что из себя представляет бионический стиль. Именно ему принадлежать первые идеи применения знаний о живой природе для решения инженерных задач.

Сделав анализ по всему почитанному мной, касающееся бионической архитектуре, попробую дать свою характеристику бионики – это наука об использовании в строительстве зданий принципов подобные живому организму, все прообразы берутся с живой природы. Основу бионики составляют исследования по моделированию различных биологических организмов.

Приведу небольшую, различают:

1. биологическую бионику, изучающую процессы, происходящие в биологических системах;

2. теоретическую бионику, которая строит математические модели этих процессов;

3. техническую бионику, применяющую модели теоретической бионики для решения инженерных задач;

4. архитектурную бионику, о которой мы будем говорить далее.

Архитектурная бионика

В мировой архитектурной практике за прошедшие 40 лет использование закономерностей формообразования живой природы приобрело новое качество и получило название архитектурная бионика.

Бионика породила новые, необычные архитектурные формы, целесообразные в функционально-утилитарном отношении и оригинальные по своим эстетическим качествам. Это не могло не вызвать к ним интереса со стороны архитекторов и инженеров.

В современной архитектуре появились новые концептуальные движения архитекторов таких, как: Грег Линн, Фрай Отто, Бэйтс Смарт, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава, Кен Янг, Майкл Соркин, Норман Фостер и др.

Ярким использованием природных форм может служить «моллюска наутилуса» (Рис 1), такое название получил уникальный дом, сделанный в виде ракушки (построен по проекту архитектурной студии Arquitectura Organica в Мексике). К примерам архитектурной бионики можно также архитектуру Николала Гримшоу (Рис 2.) Сантьяго Калатравы (Рис 3,4) Нормана Фостера (Рис 5.) и др.

Наиболее сложным этапом освоения в архитектуре природных форм является время от середины XIX и до начала XX в. На нём сказались бурное развитие биологии и большие успехи по сравнению с предыдущим периодом строительной техники (например, изобретение железобетона и начало интенсивного применения стекла и металлических конструкций). Исследуя этот этап, необходимо обратить особое внимание на появление такого значительного по своей силе течения в архитектуре, как «органическая архитектура». Правда, под названием «органическая архитектура» отнюдь не подразумевается прямая и существенная связь архитектуры с живой природой. Направление «органической архитектуры» — направление функционализма. Об этом говорил по телевидению в 1953 г. один из основных её идеологов Фрэнк Ллойд Райт. отвечая на задаваемые ему вопросы: «… органическая архитектура-это архитектура «изнутри наружу», в которой идеалом является целостность. Мы не употребляем слово «органик» в смысле «принадлежащий к растительному идя животному миру».

Подводя итог историческим предпосылкам архитектурной бионики, можно сказать, что архитектурная бионика как теория и практика сложилась в процессе эволюции специфической связана архитектуры и живой природы и что это явление не случайное, а исторически закономерное.

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в архитектуре заключается в том, что сейчас осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и архитектуры. На современном этапе архитекторами используются не внешние формы живой природы, а лишь те свойства и характеристики формы, которые являются выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам архитектуры.

От функций к форме и к закономерностям формообразования — таков основной путь архитектурной бионики.

Использование конструктивных систем природы проложило дорогу другим направлениям архитектурной бионики. В первую очередь это касается природных средств «изоляции», которые могут быть применены в организации благоприятного микроклимата для человека в зданиях, а также в городах. био тек бионика архитектор

Архитектурная бионика призвана не только решать функциональные вопросы архитектуры, но открывать перспективы в исканиях синтеза функции и эстетической формы архитектуры, учить архитекторов мыслить синтетическими формами и системами.

В последние годы бионика подтверждает, что большинство человеческих изобретений уже «запатентовано» природой. Такое изобретение XX века, как застежки «молния» и «липучки», было сделано на основе строения пера птицы. Бородки пера различных порядков, оснащенные крючками, обеспечивают надежное сцепление. Известные испанские архитекторы М.Р. Сервера и Х. Плоз, активные приверженцы бионики, с 1985 г. начали исследования «динамических структур», а в 1991 г. организовали «Общество поддержки инноваций в архитектуре». Группа под их руководством, в состав которой вошли архитекторы, инженеры, дизайнеры, биологи и психологи, разработала проект «Вертикальный бионический город-башня» (Рис 6.). Через 15 лет в Шанхае должен появиться город-башня (по прогнозам ученых, через 20 лет численность Шанхая может достигнуть 30 млн человек). Город-башня рассчитан на 100 тысяч человек, в основу проекта положен «принцип конструкции дерева».

Башня-город будет иметь форму кипариса высотой 1228 м с обхватом у основания 133 на 100 м, а в самой широкой точке 166 на 133 м. В башне будет 300 этажей, и расположены они будут в 12 вертикальных кварталах по 80 этажей (12 x 80 = 960; 960! =300). Между кварталами — перекрытия-стяжки, которые играют роль несущей конструкции для каждого уровня-квартала. Внутри кварталов — разновысокие дома с вертикальными садами. Эта тщательно продуманная конструкция аналогична строению ветвей и всей кроны кипариса. Стоять башня будет на свайном фундаменте по принципу гармошки, который не заглубляется, а развивается во все стороны по мере набора высоты — аналогично тому, как развивается корневая система дерева. Ветровые колебания верхних этажей сведены к минимуму: воздух легко проходит сквозь конструкцию башни. Для облицовки башни будет использован специальный пластичный материал, имитирующий пористую поверхность кожи. Если строительство пройдет успешно, планируется построить ещё несколько таких зданий-городов. Завершение строительства планируется к 2014 году.

В заключении хотелось бы сказать, что изучение бионики является важным аспектом для строительства зданий и не только строительства, но и для области дизайна и промышленности. И именно в архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям, что является актуальным на сегодняшний день. Например, в области разработок эффективных и безотходных строительных технологий перспективным направлением является создание слоистых конструкций. Идея заимствована у глубоководных моллюсков. Их прочные ракушки, например у широко распространенного «морского уха», состоят из чередующихся жестких и мягких пластинок. Когда жесткая пластинка трескается, то деформация поглощается мягким слоем и трещина не идет дальше. Такая технология может быть использована и для покрытия автомобилей.

Библиографический список используемой литературы

  1. Елочкин М.Е. Введение в современный дизайн. — М.: Кинорус, ИПР СПО, 2005. — 278 с.

  2. Исайкина Г.М. Дизайнерское образование в зарубежных странах. — М.: ВНИИТЭ, 2005. — 179 с.

  3. Н.А. Милютин. Соцгород. — М.— Л.: Гос. изд-во РСФСР, 1930. —48 с.

  4. К.А. Тимирязев. Жизнь растения. — М.: изд-во ОГИЗ, 1949. —336 с.

  5. В.В. Плотников. Эволюция структуры растительных сообществ. — М., Наука, 1979. — 140 с.

  6. Н.П. Наумов. Экология животных. — М.: изд-во Высшая школа. 1963. — 309 с.

  7. В. Лархер. Экология растений. — М.: изд-во Мир, 1978. — 210 с.

  8. Био-тек// Бионика// Биморфы//

Приложение

Рис 1

Рис 2 Город искусств и наук, Валенсия (арх. Сантьяго Калатрава)

Рис 3. Национальный космический центр Великобритании (арх.Николас Гримшоу).

Рис 4. Художественный музей Милуоки (арх. Сантьяго Калатрава)

Рис 5. «Сити-холл», Лондон, 2002 (арх. Норман Фостер)

Рис 6. Город-башня в Шанхае (Фото 2013)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *