Мифы о Баухаусе: что осталось от знаменитой школы в России | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW
В 2019 году знаменитая школа Баухаус отмечает 100-летний юбилей. В честь этого события международная группа кураторов, исследователей проекта «bauhaus imaginista» устраивает выставки, дискуссии, симпозиумы и семинары в Марокко, Китае, Японии, России, Бразилии, Индии, Нигерии, США и, конечно, Германии. Российский этап пройдет в Музее современного искусства «Гараж» при сотрудничестве с Гёте-Институтом в Москве.
«Сейчас Баухаус в представлении многих — это дизайн, интерьеры, реклама и, конечно, мебель. Популярный стул Василия Кандинского, который сделал Марсель Брёйер (Marcel Lajos Breuer), помните? Но ведь это, прежде всего, школа! Мы хотим вернуться к теории, истокам. Так что выставка в «Гараже» — это, если угодно, Баухаус до стула», — говорит Анна Майер (Anne Maier), представитель Дома культур мира (Haus der Kulturen der Welt) из Берлина.
Что покажут на выставке в Москве
На выставке в «Гараже» немецкие кураторы решили подсветить период работы архитекторов Баухауса в Советском Союзе в 1930-х годах. Главный протагонист — второй директор школы Ханнес Мейер (Hans Emil Meyer), швейцарский архитектор и убежденный коммунист. После прихода национал-социалистов к власти в Германии он приехал в Москву со своими студентами. В переезде ему помогал Эль Лисицкий. На экспозиции собраны редкие графические работы Мейера, личные фотографии, архитектурные наброски, письма и планы. Многие из них раньше не выставлялись. Из Швейцарии привезли также книги из личной библиотеки Мейера — среди них немало советских книг по архитектуре, которыми он вдохновлялся.
«Существовали две великие архитектурные школы — ВХУТЕМАС и Баухаус. И между ними был постоянный интеллектуальный обмен. Тут уже не скажешь, кто на кого больше повлиял. Но нам интересно установить, как идеи Баухауса трансформировались, когда Мейер и его коллеги приехали и столкнулись с советской реальностью», — говорит Марион фон Остен (Marion von Osten), художественный руководитель выставки.
Поскольку выставка в «Гараже» — во многом про теорию и историю школы Баухаус, исследователи Татьяна Эфрусси и Даниель Талесник подготовили к ней специальную библиотеку. Помимо общих книг про Баухаус, в ней есть специальный исторический раздел о репрессиях против иностранных архитекторов, оказавшихся в СССР в 1930-х.
Где сейчас в России можно посмотреть на Баухаус
Так вышло, что архитекторы Баухауса не построили в России ни одного здания в своем стиле. Потенциальные постройки так и остались на бумаге. Например, генеральный план города Биробиджан, который разработал Ханнес Мейер, так и не воплотился. Сейчас на том месте, где по задумке немецкого архитектора должен был быть центр города, — пустошь и огромная федеральная тюрьма.
«Все баухаусовцы, которые приехали в СССР, работали в составах советских проектных организаций. Они, безусловно, применяли свою методологию, но это необязательно влияло на внешний вид здания», — поясняет консультант выставки, художница и искусствовед Татьяна Эфрусси.
На выставке Баухауса в Москве в 1931 году
Парадоксально: есть здания, которые построены баухаусовцами, но выполнены они в другом, переработанном стиле. Например, Тибор Вайнер (Tibor Weiner), участник группы Мейера, работал над станцией метро «Аэропорт» в Москве и пятиэтажкой в Орске. Бела Шефлер (Béla Scheffler) проектировал здания Уралмашзавода в Екатеринбурге (в 1942 году архитектора расстреляли). Есть так называемый «маленький Берлин» в районе Соликамска, дома в котором построил Филипп Тольцинер (Philipp Tolziner).
Что в России точно осталось, так это мифология и городской фольклор, посвященный Баухаусу, говорит Татьяна Эфрусси. Так, в Перми есть район Мотовилиха с множеством зданий советского конструктивизма 20-30-х годов. Но местные жители все равно говорят про них: «Это Баухаус». Опровержению подобных мифов будет посвящен один из семинаров в рамках выставки.
Экспозиция открыта в «Гараже» до 30 ноября.
Смотрите также:
-
Вокруг света по следам Баухауса
У истоков функционализма
Bauhaus — это Высшая школа строительства и художественного конструирования (Hochschule für Bau und Gestaltung), основанная 12 апреля 1919 года в Веймаре в результате объединения Саксонско-Веймарских Высшей школы изобразительных искусств и Школы прикладного искусства. Возглавил Баухаус (на русском принято и другое написание: Баухауз) немецкий архитектор Вальтер Гропиус (на снимке).
-
Вокруг света по следам Баухауса
Ремесло и искусство
Школа создавалась с уникальной для своего времени целью — объединить ремесла и искусства. В Баухаусе преподавали архитектуру и живопись, столярное, ткацкое и гончарное дело, использовали фотографию. Новаторство пионеров Баухауса состояло в решительном намерении переломить многовековую традицию и убрать из дизайна избыточное украшательство, научить людей ценить простоту и минимализм.
-
Вокруг света по следам Баухауса
Интернациональный авангард
В Баухаусе преподавали известные художники, скульпторы, дизайнеры, представители мирового художественного авангарда: Лионель Фейнингер и Пауль Клее, Василий Кандинский и Ласло Мохой-Надь, Лотар Шрейер и Оскар Шлеммер, Герхард Маркс и Адольф Мейер, Йоганнес Иттен и Йозеф Альберс. Преподавателей и учеников объединяли левые взгляды и космополитизм.
-
Вокруг света по следам Баухауса
Дизайн для массового производства
В 1919 году был опубликован «Манифест» — программа художественного движения, сформировавшегося в стенах школы. «Манифест» провозглашал принцип равенства изящных и прикладных искусств, декларировал как цель повышение качества и эстетики промышленных изделий, которые должны быть утилитарными, удобными, красивыми и доступными по цене. Архитектура провозглашалась ведущим направлением в дизайне.
-
Вокруг света по следам Баухауса
Утилитарно и красиво
Функция определяет форм, — в этом суть идей Баухауса. Вальтер Гропиус говорил: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым». Типовые строения строгих геометрических форм, лампа-шар и мебель из трубок, — все это иконы дизайна XX века. Шахматы Йозефа Хартвига выделяют визуально иерархию отдельных фигур.
-
Вокруг света по следам Баухауса
Легендарные вечеринки
Ученики и преподаватели Баухауса любили и умели веселиться. Костюмированные вечеринки повышали публичную известность школы и способствовали развитию креативности. Из импровизированных постановок рождались полноценные спектакли с музыкой и танцами. Широкую известность приобрели балеты для фигур с механическим управлением. На снимке: костюмы для «Балета триад».
-
Вокруг света по следам Баухауса
Нацисты закрыли школу
В 1925 году власти Веймара перестали субсидировать авангардную школу, и она переехала в Дессау, в новое здание, построенное по проекту Гропиуса. В 1931 году школа переехала в Берлин, где в 1933 году, после прихода к власти в Германии национал-социалистов, ее закрыли. Баухаус существовал всего 14 лет, но за это короткое время определил новые стандарты в искусстве.
-
Вокруг света по следам Баухауса
Баухаус в Тель-Авиве
Идеи Баухауса стали очень популярными и распространились по всему миру. Эмигрировавшие в Палестину выпускники школы строили в интернациональном стиле в Тель-Авиве. Свыше 4000 таких зданий до сих пор стоят в центре города. Это самая самая большая концентрация такой архитектуры в мире. В 2003 году «Белый город» Тель-Авива был включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
-
Вокруг света по следам Баухауса
Баухаус в СССР
Баухаус работал и в Советском Союзе. В Москву переехал бывший директор школы Ханнес Майер с учениками (в общей сложности, около сорока человек). Но работать в СССР было сложно, и по политическим причинам очень многие проекты авангардной немецкой школы так и не были реализованы. Но заветы Баухауса легко прочитываются и в советском конструктивизме, и даже в минимализме хрущевской архитектуры.
-
Вокруг света по следам Баухауса
Стул Василия Кандинского
Минимализм дизайна комфортной, легко комбинируемой и недорогой мебели изобрели не в IKEA. Идеи Баухауса давно уже давно стали классикой модерна и вдохновляют дизайнеров во всем мире. Знаменитый стул «Василий» из холста и полых металлических трубок Марсель Брёйер создал в 1925 году и посвятил его художнику Василию Кандинскому, назвав в его честь.
Автор: Элла Володина
Баухаус добрался до России | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW
Выставка в «Гараже» — московский этап глобального культурно-исследовательского проекта»Bauhaus Imaginista», приуроченного к 100-летию легендарной школы из Германии. Посетители узнают о связи Баухауса с СССР, о том, какой след оставил Баухаус в советской и современной России. В центре внимания будет деятельность учеников и преподавателей знаменитой немецкой школы в Москве.
Экспозиция порадует разнообразием тематических материалов. Письма, фотографии, личные записи, коллажи, вырезки, манифесты, схемы, планы и архитектурные наброски, — все они отображают связь архитекторов Баухауса и СССР. Материалы выставки демонстрируют особенности жизни и творчества приверженцев школы Баухауса на этапе миграции.
В проведении московской выставки будут задействованы специалисты в сфере геополитики, социальной и художественной истории, которые дадут собственное толкование архивов и материалов, связанных с социалистическими взглядами героев выставки, их жизнью и работой в СССР.
Помощь в подготовке и проведении выставки «bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты» оказали Гёте-Институт, «Объединение Баухауса Берлина, Дессау и Веймара» и Дом культур мира (Берлин).
Смотрите также:
История Баухауса в фотографиях
-
Вокруг света по следам Баухауса
У истоков функционализма
Bauhaus — это Высшая школа строительства и художественного конструирования (Hochschule für Bau und Gestaltung), основанная 12 апреля 1919 года в Веймаре в результате объединения Саксонско-Веймарских Высшей школы изобразительных искусств и Школы прикладного искусства. Возглавил Баухаус (на русском принято и другое написание: Баухауз) немецкий архитектор Вальтер Гропиус (на снимке).
-
Вокруг света по следам Баухауса
Ремесло и искусство
Школа создавалась с уникальной для своего времени целью — объединить ремесла и искусства. В Баухаусе преподавали архитектуру и живопись, столярное, ткацкое и гончарное дело, использовали фотографию. Новаторство пионеров Баухауса состояло в решительном намерении переломить многовековую традицию и убрать из дизайна избыточное украшательство, научить людей ценить простоту и минимализм.
-
Вокруг света по следам Баухауса
Интернациональный авангард
В Баухаусе преподавали известные художники, скульпторы, дизайнеры, представители мирового художественного авангарда: Лионель Фейнингер и Пауль Клее, Василий Кандинский и Ласло Мохой-Надь, Лотар Шрейер и Оскар Шлеммер, Герхард Маркс и Адольф Мейер, Йоганнес Иттен и Йозеф Альберс. Преподавателей и учеников объединяли левые взгляды и космополитизм.
-
Вокруг света по следам Баухауса
Дизайн для массового производства
В 1919 году был опубликован «Манифест» — программа художественного движения, сформировавшегося в стенах школы. «Манифест» провозглашал принцип равенства изящных и прикладных искусств, декларировал как цель повышение качества и эстетики промышленных изделий, которые должны быть утилитарными, удобными, красивыми и доступными по цене. Архитектура провозглашалась ведущим направлением в дизайне.
-
Вокруг света по следам Баухауса
Утилитарно и красиво
Функция определяет форм, — в этом суть идей Баухауса. Вальтер Гропиус говорил: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым». Типовые строения строгих геометрических форм, лампа-шар и мебель из трубок, — все это иконы дизайна XX века. Шахматы Йозефа Хартвига выделяют визуально иерархию отдельных фигур.
-
Вокруг света по следам Баухауса
Легендарные вечеринки
Ученики и преподаватели Баухауса любили и умели веселиться. Костюмированные вечеринки повышали публичную известность школы и способствовали развитию креативности. Из импровизированных постановок рождались полноценные спектакли с музыкой и танцами. Широкую известность приобрели балеты для фигур с механическим управлением. На снимке: костюмы для «Балета триад».
-
Вокруг света по следам Баухауса
Нацисты закрыли школу
В 1925 году власти Веймара перестали субсидировать авангардную школу, и она переехала в Дессау, в новое здание, построенное по проекту Гропиуса. В 1931 году школа переехала в Берлин, где в 1933 году, после прихода к власти в Германии национал-социалистов, ее закрыли. Баухаус существовал всего 14 лет, но за это короткое время определил новые стандарты в искусстве.
-
Вокруг света по следам Баухауса
Баухаус в Тель-Авиве
Идеи Баухауса стали очень популярными и распространились по всему миру. Эмигрировавшие в Палестину выпускники школы строили в интернациональном стиле в Тель-Авиве. Свыше 4000 таких зданий до сих пор стоят в центре города. Это самая самая большая концентрация такой архитектуры в мире. В 2003 году «Белый город» Тель-Авива был включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
-
Вокруг света по следам Баухауса
Баухаус в СССР
Баухаус работал и в Советском Союзе. В Москву переехал бывший директор школы Ханнес Майер с учениками (в общей сложности, около сорока человек). Но работать в СССР было сложно, и по политическим причинам очень многие проекты авангардной немецкой школы так и не были реализованы. Но заветы Баухауса легко прочитываются и в советском конструктивизме, и даже в минимализме хрущевской архитектуры.
-
Вокруг света по следам Баухауса
Стул Василия Кандинского
Минимализм дизайна комфортной, легко комбинируемой и недорогой мебели изобрели не в IKEA. Идеи Баухауса давно уже давно стали классикой модерна и вдохновляют дизайнеров во всем мире. Знаменитый стул «Василий» из холста и полых металлических трубок Марсель Брёйер создал в 1925 году и посвятил его художнику Василию Кандинскому, назвав в его честь.
Автор: Элла Володина
Русский ответ немецкому Баухаузу | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW
«Мы наш, мы новый мир построим» — в 1920-е годы этим лозунгом руководствовались, кроме прочих, многие художники и архитекторы. Причем не только в Советском Союзе, где на волне постреволюционной эйфории в осуществимость этой идеи верилось особенно легко, но и в Германии. Примерно в одно время в обеих странах открылись учебные заведения, ставшие двигателем авангарда в европейском искусстве и, прежде всего, в архитектуре. В Веймаре в 1919 году была основана Высшая школа строительства и художественного конструирования Баухауз. В Москве в 1920-м появились Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС.
Эти две школы охотно сравнивают, особенно в Германии, что и понятно: ярлык «русский Баухауз», который часто наклеивают на ВХУТЕМАС, куда больше ласкает немецкий слух, чем заковыристая русская аббревиатура. Учебные заведения действительно имели много общего: в первую очередь, уникальные подходы к преподаванию и видению роли искусства в обществе. К слову, и там и там в свое время преподавал Василий Кандинский, уехавший из Москвы после обвинений также работавшего во ВХУТЕМАСе Александра Родченко в уклоне в метафизику. За недолгую историю двух школ их студенты успели обменяться визитами (в 1927 и 1928 году). Прекратили свое существование оба заведения также практически одновременно — в начале 1930-х годов.
Студенты ВХУТЕМАСа и их работы по теме «Масса и вес», 1927-1928 учебный год
Но организаторы выставки «ВХУТЕМАС: русская лаборатория современности. Архитектурные проекты 1920-1930-х годов», открывшейся в берлинском культурном центре Martin-Gropius-Bau в сотрудничестве с Музеем архитектуры имени Щусева, предостерегают от постановки знака равенства между этими вузами. Различий между ними было не меньше, чем схожих черт.
Сто Вальтеров Гропиусов
В созданный в результате реформы системы художественного образования в СССР ВХУТЕМАС поступать могли все желающие, предварительной подготовки для этого не требовалось. 2000 студентов (для сравнения — в первом наборе Баухауза было лишь около 150 человек) перед тем, как начать обучение по конкретным специальностям, должны были отучиться на Основном отделении, где изучали такие дисциплины, как «пространство», «объем», «цвет», «графика».
Владимир Кринский, работа по теме «Цвет и пространственная композиция», 1921 г.
Позже на восьми факультетах можно было заниматься живописью, скульптурой, текстилем, керамикой, полиграфией, дерево- и металлообработкой. При этом в отличие от Баухауза, уделявшего больше внимания промышленному дизайну, центральной тут сразу стала архитектура (в немецкой школе ее ввели лишь в 1927 году). Представлена она была в двух ипостасях — классической и новаторской, экспериментальной.
Студентам давалась свобода самим решать, в мастерской какого педагога учиться. Выбор был не из легких: если центральной фигурой Баухауза был его основатель Вальтер Гропиус (Walter Gropius), а остальные преподаватели были его единомышленниками, то во ВХУТЕМАСе, по выражению директора Martin-Gropius-Bau Гереона Зивернича (Gereon Sievernich), было сразу «сто Гропиусов». Яркие, значимые фигуры — Щусев, Ладовский, Мельников, братья Веснины, Лисицкий, Малевич и многие другие — ничьими последователями, конечно, становиться не собирались. Непримиримые позиции, например, по поводу «чистого» и «производственного» искусства, приводили к постоянным спорам и затяжному противостоянию внутри школы.
Ученики, превзошедшие учителей
Обучение, построенное на синтетическом принципе, делавшем упор на овладение разными видами искусства, позволяло студентам дать волю фантазии. От беспредметных композиций, где анализировались пространство, форма и объем (лекции о пространстве в одно время здесь читал даже философ и священник Флоренский), студенты переходили к «производственным заданиям» — проектам газетных киосков, водонапорных башен, домов-коммун.
Дипломный проект Института библиотековедения на Воробьевых горах Ивана Леонидова
Студенческие проекты были порой настолько экстравагантными, что вошли в историю авангарда наряду со зданиями, построенными их преподавателями. Так, на защите дипломной работы Ивана Леонидова, подготовившего проект Института библиотековедения на Воробьевых горах, педагоги встали: ученик, по их словам, превзошел своих учителей.
«Приспособленцы» от архитектуры
При всех успехах школы, главным из которых было участие студентов и преподавателей в международной выставке в Париже в 1925 году, «сто Гропиусов» едва ли могли договориться между собой. Каждый новый ректор (за десятилетнюю историю вуза их было трое) в корне менял политику учебного заведения: его структуру, преподавательский состав, приоритетные задачи. В 1930 году в ходе очередной реформы высшего образования ВХУТЕМАС (к тому времени переименованный в ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт) был расформирован: на его базе были созданы три других высших учебных заведения, в частности, МАРХИ, существующие до сих пор.
Это важный момент в сравнении советской и немецкой школ — последняя была именно закрыта нацистами. При этом к ВХУТЕМАСу за время его существования идеологических претензий не было. Правда, авангард в Советском Союзе также вскоре впал в немилость, уступив место социалистическому реализму. Многие преподаватели ВХУТЕМАСа, перешедшие в созданные на его базе вузы, относительно безболезненно вписались в новые условия, в их числе даже идеолог конструктивизма Моисей Гинзбург.
Но смена архитектурных идеалов произошла не только из-за политического давления — а Сталин к тому времени уже оценил потенциал архитектуры в создании желаемого образа страны. Были на то и более прозаические причины, приведшие к разочарованию в авангарде. Технологии того времени не позволяли воплотить смелые идеи архитекторов в жизнь. Вместо, например, бетона здания приходилось строить из кирпича, который потом раскрашивали под тот самый бетон.
Мастерские закрылись. И несмотря на их колоссальную роль в развитии архитектуры и искусства — а оттуда вышли конструктивисты и рационалисты, уже причисленные к классикам советской архитектуры, ВХУТЕМАС, в отличие от Баухауза, не превратился в известный во всем мире бренд. Но это пока. Его дальнейшие успехи впереди, уверены музейные работники.
«Баухаус» – это многозначное понятие. Так в средневековой Германии назывались цеха архитекторов и строителей, позже этим словом было названо одно из самых известных немецких учебных заведений, которое создало новое направление в искусстве XX века и оказало огромное влияние на современную архитектуру и дизайн. Высшая школа искусств «Баухаус» существовала всего лишь 14 лет: с 1919 по 1933 годы, и тем не менее, она стала одним из самых значительных явлений культурной жизни Германии. Основатель Баухауса, Вальтер Гропиус, наряду с Ле Корбюзе, считается основоположником модернизма в архитектуре. Преподавательский состав в его учебном заведении был крайне талантливый, хотя достаточно эксцентричный. Иоганнес Иттен, создавший теорию цвета, являлся поклонником зороастризма. Каждое занятие этого профессора начиналось с особой медитации, призванной помочь студентам сконцентрироваться и пробудить в них творческие силы. В числе профессоров был также русский художник Василий Кандинский, основоположник живописи абстракционизма. Покинув Россию после революции, он переехал в Германию, где принял немецкое гражданство и в течение нескольких лет преподавал в Баухаусе живопись. Не только преподаватели, но и учащиеся отличались крайней экстравагантностью. В учебном заведении царила полная свобода, и студентам разрешалось делать все, что угодно. В результате жители Ваймара постоянно жаловались на выходки студентов, которые то раскрашивали по ночам городские статуи, то купались голыми к ужасу благовоспитанных бюргеров, то носили вызывающую одежду. Особенно шокировало большое количество женщин среди учащихся, что в первой половине XX века было еще крайне непривычным.Преподавание в школе БаухаусОбучение начиналось с вводного курса, позволяющего познакомиться с теорией цвета, фактурами и материалами. Затем следовала работа в мастерских, в которых студенты учились ткать, работать с металлом, деревом и другими материалами. После этого учащиеся, испробовав себя в разных областях, могли выбрать специализацию. Девизом преподавательского метода в Баухаусе было следующее высказывание: «Искусству научить нельзя, можно научить лишь ремеслу». Производственный процесс являлся крайне важной частью преподавания, так как студентов ориентировали не на создание каких-то единичных произведений искусства, а на массовое производство и на запросы обычных потребителей.Основным принципом в школе Баухаус было понятие «Gesamtkunstwerk», что можно перевести как «синтез искусств», поскольку предполагалось, что выпускники в своем творчестве будут объединять искусство и ремесло. Вообще, считалось, что красиво только то, что является полезным, удобным и функциональным, и потому дизайн отличался крайней простотой и лаконичностью. Надо сказать, что художники Баухауса совершили настоящий прорыв не только в архитектуре, полностью порвав с классическими традициями, но также и в дизайне. Металлическая мебель из гнутых трубок стала новым словом в оформлении интерьеров. Когда смотришь на изделия мастеров Баухауса, выполненные в 20-е годы прошлого века, то поражаешься тому, насколько современно они смотрятся и сегодня. Своеобразной визитной карточкой школы стал стул «Василий», названный в честь Василия Кандинского. Впервые в истории была создана мебель из хромированных труб, а источником вдохновения для дизайнера послужила … конструкция велосипеда! В числе изделий художников Баухауса наиболее известен чайный сервиз, полностью состоящий из простейших геометрических фигур, а также стильные настольные лампы. Некоторая мебель и бытовые предметы, созданные художниками Баухауса, до сих пор находятся в производстве. Кроме занятий архитектурой и дизайном студенты Баухауса большое внимание уделяли искусству фотографии, начав одними из первых использовать технику фотоколлажа. Были попытки проявить себя также в танце. В учебном заведении ставились совершенно шизофренические балеты, декорации и костюмы для которых создавались студентами и преподавателями. Наиболее известным спектаклем стал «Триадический балет» с участием учащихся, в котором танцоры уподоблялись большим марионеткам: Баухаус в ДессауПосле того, как высшая школа Баухаус была закрыта в Веймаре и переведена в Дессау, стал вопрос о строительстве нового здания, которое смогло бы объединять в себе не только помещения для занятий, но также квартиры для многочисленных студентов. За разработку проекта взялся сам руководитель школы Вальтер Гропиус. Построенный всего за год кампус стал поистине культовым зданием. Сконструированный из бетона, стали и стекла, этот дом воплощал в себе все принципы конструктивизма, благодаря чему был назван современниками «храмом функциональности».Сооружение является действительно уникальным, поскольку его стены выполнены из стекла, благодаря чему помещение целый день наполняется солнечным светом. Однако это было и большим недостатком: летом здание буквально накалялось, а зимой сильно промерзало. Из-за этого пришлось внести изменения в проект и использовать дополнительные бетонные стены, которые нарушили задуманную прозрачность здания. Поскольку архитектура кампуса ориентировалась на идеи конструктивизма, то его внутреннее оформление было своеобразным. То, что обычно стараются скрыть, в нем подчеркивалось и служило дизайном. Например, батарея устанавливалась в центре стены, являясь, по мнению создателей, функциональным украшением. Здание Баухауса имеет одну интересную особенность: из-за прозрачности стен можно видеть практически любую часть помещения и находящихся в нем. Все помещения были связаны между собой, и даже комнаты студентов представляли собой не место уединения, а единую коллективную область. Таким образом, общность ставилась превыше личного пространства, что не могло не оказывать влияния на психическое состояние учащихся. Пришедшие к власти нацисты поспешили закрыть Баухаус, так как считали его рассадником коммунистических идей. В здании учебного заведения некоторое время располагалось гестапо. Во время войны здание сильно пострадало, однако позже было полностью восстановлено и в настоящее время входит в список ЮНЕСКО. Сегодня нас трудно удивить сооружениями, построенными в стиле конструктивизма, однако когда смотришь на здание Баухауса, то невольно удивляешься дерзости и смелости мысли архитектора, который фактически первым спроектировал такой дом в середине 20-х годов прошлого века. Баухаус и РоссияНа протяжении всего своего существования Баухаус имел тесные связи с Россией. В числе единомышленников школы искусств бы художник из России Эль Лисицкий, на творчество которого во многом ориентировались ранние мастера Баухауса. С 1921 года там преподавал Василий Кандинский, основоположник абстракционизма в России.После строительства здания в Дессау туда приезжало несколько делегаций из России, в числе которых был сам нарком Луначарский, а спустя год несколько преподавателей и студентов Баухауса побывали в Москве. Новый директор Баухауса, Ханнес Мейер, симпатизировал коммунистам, и после того как был уволен по настоянию мэра Дессау, то поехал в Россию вместе с несколькими студентами, назвав свой коллектив «Рот фронт». В Москве ими была устроена выставка, посвященная творчеству Баухауса, а позже они занимались проектированием города Биробиджан, принимали участие в разработке неосуществленного проекта Дворца Советов и других архитектурных объектов. Однако политическая атмосфера постепенно менялась, и Ханнес Мейер успел уехать из Советского Союза в Мексику, а вот судьба его студентов сложилась не так удачно: многие из них были арестованы и репрессированы. В период 60-80-х годов в советской архитектуре стало заметно возвращение к идеям Баухауса. Необходимость массовой застройки привела к тому, что во всех городах начали возводиться достаточно дешевые здания из стекла и бетона в стиле конструктивизма, которые стали одним из символов советской эпохи. «Баухаус: Лицо двадцатого века», документальный фильм, 1994 год: Екатерина Бочкова, Deutsch Online |
Журнал «Шрифт» • Интервью с профессором Гердом Фляйшманом
27 февраля 2017
Герд Фляйшман
Евгений Юкечев
Давин Мекель/OSTKREUZ
сё началось в 2015 году в одном из крупнейших берлинских книжных магазинов Buchhandlung Walther König, полки которого трещат под тяжестью книг по искусству и дизайну. Здесь можно найти как новинки издательств со всего мира, так и редкие книги, за которыми порой приходится охотиться. Именно здесь, в секции типографики, мне посчастливилось найти книгу, составленную Гердом Фляйшманом, — «Баухауз: печатные материалы, типографика, реклама» (Bauhaus. Drucksachen, Typografie, Reklame, Edition Marzona, 1984). Это уникальное исследование наследия Баухауза в области печатных материалов, которое представляет читателю как эволюцию типографики самого Баухауза, так и революцию в мышлении его студентов и поколения «дцатых». Профессор Фляйшман согласился поработать с издательством «Шрифт» над русским изданием его книги, что, надеемся, приведёт нас к долгосрочному сотрудничеству. — ЕЮдолгосрочному сотрудничеству. — ЕЮ
I. Возвращаясь к Баухаузу
Знания о Баухаузе распространились уже далеко за пределы дизайна, архитектуры и фотографии. Правда, в этом широком контексте Баухауз воспринимается скорее как яркий бренд, представитель интернационального стиля и модернизма, нежели как социальный феномен и источник знаний и опыта. Что Баухауз означает для вас и вашего поколения?
Свобода! Для меня это прежде всего свобода. Когда я впервые узнал о Баухаузе в 1955 году, Баухауз сулил свободу. В то время в немецких домах всё ещё во многом сохранялся менталитет, сформированный нацистским режимом. К примеру, когда я включал радиостанцию American Forces Network — в основном я слушал джаз, — моя мама называла это «музыкой ниггеров», и ей не нравилось, что её сыновья слушают что-то подобное.
В целом во власти оставались всё те же моралисты, те же люди, что и раньше занимали должности в судах и административных органах. Так называемая денацификация была проведена весьма поверхностно, так что даже во главе таких крупных национальных банков, как Deutsche Bank, оставались люди, которые ранее поддерживали политику Гитлера. Например, банкир Герман Йозеф Абс (Hermann Josef Abs) был одним из них.
Поэтому, когда ко мне в руки впервые попали фотографии из Баухауза, я ощутил волну свободы. Это касалось и свободы отношений между полами, потому что парни и девушки учились там вместе в смешанных классах, тогда как я учился в школе для мальчиков. Разделение учеников по гендерному признаку было одним из строгих правил. И конечно, для нас, мальчишек, было страшно любопытно разглядывать девчат из окон во время уроков, потому что время наших перемен не совпадало. Мы были на уроках, когда они гуляли, и наоборот.
На тех фотографиях студентов Баухауза кроме свободы я видел новую жизнь, искренность и единство жизни и работы. Я не берусь отвечать за всё поколение, но я чувствовал именно так.
Лестница Баухауза (1932), Оскар Шлеммер (Oskar Schlemmer, 1888–1943). «Эта картина — прощание. Обычный день в Баухаузе, все студенты поднимаются по лестнице вверх к огромному окну как к метафоре стремления в другое измерение. Лишь одна фигура движется к нам, и скорее не идёт, а пританцовывает. Должен ли здесь читаться символ надежды? Шлеммер написал эту картину в год, когда Баухауз вынужден был покинуть своё великолепное здание в Дессау» (The Guardian). Картина находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке © Topham Picturepoint, 1999. TopFoto.co.uk
Сегодня же многие воспринимают Баухауз именно как стиль. Однако Баухауз всегда стремился ровно к противоположному. Вальтер Гропиус хотел создать именно процесс и не пытался изобрести стиль, который позже назовут стилем Баухауза, или Интернациональным стилем. В предисловии к первой монографии Баухауза, которая была опубликована в мае 1955 года, Гропиус писал: «Сущностью Баухауза был непрерывный процесс, а не создание нового стиля» (Das Wesen des Bauhauses bestand in einem sich ständig weiterentwickelnden Prozess, nicht in der Schaffung eines neuen «Stils»).
Если посмотреть на непродолжительную историю Баухауза, то можно заметить, что за четырнадцать лет, с 1919 по 1933-й, парадигма школы кардинально менялась несколько раз: от «Искусств и ремёсел» (Kunst und Handwerk, 1919) через «Новое единство искусства и техники» (Kunst und Technik — Eine neue Einheit, 1923) к «Со-трудничеству» по Ханнесу Майеру (co-op, 1928–1930).
Увы, не многие понимают, что ценность Баухауза именно в представлении творческого процесса. Возьмём ту же смену директоров школы: переход управления от Вальтера Гропиуса к Ханнесу Майеру был тоже процессом, потому как Ханнес Майер придерживался других взглядов о том, что такое творчество. Гропиус (что было характерно для его поколения) уповал на гениальность, индивидуальность, в то время как Ханнес Майер считал, что творчество раскрывается именно в коллективной работе. Да, сегодня мы уже разобрались с тем, что командная работа может быть продуктивнее индивидуальных усилий, но тем не менее команде всегда будут нужны сильные независимые лидеры во главе.
Да, командная работа приносит больше плодов, и возможна смена лидера внутри одного коллектива, но мне кажется более существенным именно сочетание двух парадигм. Команда нуждается в ярких независимых мнениях, невозможно собрать сильную команду, если все её участники слабы и среди них не будет принципиальных дискуссий.
Гропиус утверждал, что Баухауз должен быть процессом, как и командная работа, где всегда присутствует процесс (даже во взаимоотношениях её участников). К сожалению, именно эту идею Гропиуса часто не понимают люди, которые поднимают флаг «сделано в стиле Баухауз», например, для рекламных кампаний архитектурных объектов. Это просто противоречит самой сути Баухауза.
Образовательная программа Баухауза во многом была основана на педагогических экспериментах. Что, по-вашему, служило ключевым моментом в формировании мышления студентов Баухауза?
Безусловно, это форкурс (Vorkurs, подготовительный курс) Баухауза. На этом подготовительном курсе студенты должны были выбросить из головы всё, что они знали об окружающем их обществе и существующих ценностях и убеждениях. Они должны были открывать для себя весь мир и его проявления заново, с нуля — всё материальное, духовное, социальное. Они должны были сформировать новый взгляд на мир. Поэтому главным для студентов было «разучить обратно» накопленные знания. Невозможно построить новый мир, не избавившись от старого.
Здесь студенты знакомились со всеми возможностями материалов, всё-таки ещё было время материального: железа, дерева, камня и так далее. Тот мир сильно отличался от нашего, который становится всё более нематериальным. Однако не нужно обманываться, что в этом есть спасение.
Сформировал и изначально вёл форкурс Иоганнес Иттен. Но я думаю, что идея этого подготовительного курса была всё-таки общая, основной состав педагогов поддерживал её, и он появился как важная часть учебного плана. В 1923 году вместе с приходом Ласло Мохой-Надя в Баухаузе появился конструктивизм и новый образ мысли, но до этого Баухауз находился под сильным влиянием экспрессионизма и мистицизма, Зороастрийского учения например, которое культивировал Иттен.
У Иттена было собственное уникальное представление о том, что такое искусство, ритм, цвет (оно охватывало все материальные и нематериальные аспекты искусства), он настаивал на том, что студенты должны избавиться от религиозных и повседневных стереотипов и от своих представлений об искусстве. Его подход к изучению со студентами живописи ничем не отличался от его исследований в области физических материалов: они анализировали композицию полотен XV–XVI веков, выявляли цвета, которые тогда использовались, функции этих цветов — чем пишут святых и как изображают Марию или Иисуса. Его теории появились в том числе для того, чтобы помочь студентам начать думать самостоятельно.
Иттен попытался объяснить это в Утопии, он пишет, что никто не может научить искусству. Возможно только понимать искусство, развить своё творческое начало, но никто не может научить творчеству или тому, как быть художником. Это было главным отличием Баухауза от других школ того времени. Студенты других учебных заведений всё так же рисовали гипсовые копии римских и греческих скульптур, изучали классические принципы композиции и колористики, отрабатывали технику рисунка. А в Баухаузе даже для самого Иттена, который имел своё чёткое представление о природе вещей, самым главным было помочь студентам расширить границы мышления, прийти к внутренней свободе.
«Храм социализма» — так назвал Вальтер Гропиус в своём манифесте 1919 года идею Баухауза. Можно ли сказать, что Баухауз, созвучно настроениям своего времени, реализовал идеи социализма через стандартизацию и дизайн-мышление?
Я думаю, Гропиус быстро оставил идеи социализма, которые были заложены в публикациях Arbeitsrat für Kunst (Рабочий комитет по искусству, 1918–1921), потому что обстоятельства того времени не особо располагали к разговору на эту тему. Тогда Баухауз как государственное учреждение спонсировался землёй Тюрингия, и если бы Гропиус поднял флаг социализма, буржуазное общество, от которого зависела политика Тюрингии, прекратило бы финансировать школу. В итоге в концепции школы стало преобладать изобразительное искусство, ремёсла и обучение дизайн-мышлению. К тому же в это время в Баухаузе появились очень яркие идеи Тео ван Дусбурга, который представлял движение «Де Стейл» (De Stijl), и Эля Лисицкого, представлявшего русский конструктивизм.
Не стоит забывать, что поначалу Баухауз развивался в условиях сильной конфронтации с настроениями небольшого городка Веймара, в конечном счёте это и вынудило Гропиуса в 1925 году принять решение о переезде школы в Дессау. И уже там воплотилась новая парадигма Kunst und Technik — Eine neue Einheit. Само здание школы манифестировало новый уклад. В отличие от Тюрингии общественное настроение здесь было на стороне Баухауза, а городская политика формировалась либералами. Среди людей, поддержавших переезд школы в Дессау, был Хуго Юнкерс, успешный предприниматель, меценат, известный авиаконструктор, он же стал её основным спонсором.
Тема социализма с новой силой прозвучала уже после ухода Гропиуса в 1928 году, когда Ханнес Майер, убеждённый коммунист, возглавил школу. Он считал социализм программой будущего. Однако нельзя сказать, что Баухауз в целом пропагандировал социализм. Это были очень противоречивые времена.
Фотография Себастиана Гуэттлер (Sebastian Guettler), 2009.
Серьёзные изменения в эволюции Баухауза произошли под давлением послевоенного кризиса и настойчивого требования властей оправдать существование школы практической пользой. Тогда, в 1923 году, на смену буддисту и мистику Йоханессу Иттену пришёл конструктивист Ласло Мохой-Надь. С его появлением образовательная программа была направлена в более прагматичную сторону. Какие изменения произошли в этот период в целом в школе и в типографике Баухауза в частности?
Мохой-Надь был абсолютным конструктивистом, он состоял в венгерском объединении художников и писателей, называвшемся MA («Сегодня»), и горячо поддерживал идеи, провозглашённые Лисицким и Эренбургом в журнале Вещь/Gegenstand/Objet. В опубликованном манифесте воспевался объект и обнулялось искусство, здесь творчество должно служить миру вещей, а не абстрактным категориям искусства. Согласно новым идеям, живопись и скульптура тоже должны рассматриваться с точки зрения вещей, искусство ради искусства не имеет смысла.
Посмотрите на иллюстрации в журнале Вещь/Gegenstand/Objet — они воспевают предметность. Идея конструктивизма заключалась в том, что время предметов искусства прошло, мир нуждается в едином визуальном ритме и творчество следует направить на создание вещей. («Мы назвали наше „Вещь“, ибо для нас искусство — созидание новых вещей… Всякое организованное произведение: дом, поэма или картина — целесообразная вещь, не уводящая людей от жизни, но помогающая её организовать…„)
В первых работах в Баухаузе Мохой-Надь был в буквальном смысле прямолинеен, его ранние композиции похожи на железные каркасы архитектурных сооружений с жёсткими вертикальными и горизонтальными элементами. Жена Ласло, Люсия Мохой — талантливый фотограф, документалист, редактор — в совершенстве владела немецким языком и часто помогала ему в подготовке публикаций и очерков. Хрестоматийные фотографии здания Баухауза были сделаны именно Люсией. Вальтер Гропиус высоко ценил её талант и именно ей доверял съёмку архитектуры и объектов, изготовленных в мастерских Баухауза, для различных публикаций.
Работы Ласло Мохой-Надя (1895–1946). Слева — приглашение галереи «Фидес» в Дрездене; красный и чёрный, DIN A6. Справа — бланк для заказов; чёрным по почтовому картону, DIN A6• Из книги bauhaus. drucksachen, typograpfie, reklame, Gerd Fleischmann; Edition Marzona, Düsseldorf, 1984.
Конечно, Ласло и Люсия сильно повлияли друг на друга, и Ласло в известной степени пришёл к своей фотографии с её помощью. Парадоксально, но в расписании Баухауза не было занятий фотографией вплоть до 1929 года, когда было открыто специальное отделение. Для самого же Мохой-Надя язык фотографии и эксперименты в этой области были важными элементами в работе.
Благодаря Ласло Мохой-Надю в типографике Баухауза отчётливо проявились конструктивистские формы, а их совместная с Вальтером Гропиусом работа над издательской программой и печатными материалами школы способствовала стремительному распространению идей Баухауза.
Сегодня далеко не у всех дизайн-школ есть хоть сколько-нибудь последовательная издательская программа, которую можно было бы сравнить с практикой Баухауза. В большинстве учебных заведений фокус сделан на занятиях и процессе обучения. Конечно, время от времени встречаются публикации самих преподавателей, но среди них нет логичной программы или плана.
II. Типографика Баухауза
До середины 20-х годов типографика Баухауза была абсолютно разношёрстной и не имела ничего общего с чистым и функциональным стилем, который появился позднее. Что можно считать отправной точкой в формировании типографики Баухауза?
В те времена всё — реклама, книги и афиши — либо рисовалось художниками, либо создавалось прямо в наборном цехе. Ян Чихольд в каком-то смысле «изобрёл» профессию типографа в начале 20-х годов. В первой публикации Büchergilde Gutenberg (книжный клуб союза печатников, для которого Чихольд оформлял книги) он отвечал за «типографические решения» (Typographische Anordnung). Это был первый шаг к профессии типографа, какой мы её представляем себе сегодня.
В те времена ассортимент шрифтов и декоративных элементов в наборных цехах был довольно ограничен и однотипен, и продукция, отпечатанная в типографиях, не отличалась разнообразием. Индивидуальные решения можно было получить, только заказав работу художнику «на стороне». Тогда ещё не было таких явлений, как графический дизайн или типографика, не существовало и понимания того, что нужно обучать этому ремеслу. Поэтому в первое время в Баухаузе времён Веймара не было и своей типографии.
Уже позднее, после переезда в Дессау, на цокольном этаже нового здания (где сейчас находится кафе) появился печатный и наборный цех, которым руководил Герберт Байер, а также так называемая рекламная мастерская (Reklamewerkstatt), под его же началом. Типография Баухауза даже вела какую-то коммерческую деятельность, выполняя заказы на печатную продукцию, что приносило определённый доход школе. Но в то время всё ещё не было узнаваемого типографического стиля Баухауза.
В рекламном буклете junge menschen kommt ans bauhaus! («Молодёжь приходит в Баухауз!») Ханнеса Майера была представлена информация о занятиях типографикой, о рекламной мастерской и даже о курсе фотографии. Эти идеи быстро укоренились и давали свои плоды в студенческих работах, поэтому уход из Баухауза Гропиуса, Байера и Мохой-Надя никак не отразился на учебной программе. К этому времени в школе уже появились новые преподаватели — например, Йост Шмидт, бывший студент Баухауза, который вёл занятия по шрифту, типографике, рекламному и выставочному дизайну.
Хорошо, что вы упомянули Чихольда. Сегодня часто забывается тот факт, что почвой для идей, которые он проповедовал в своей «Элементарной типографике» в 1925 году, послужила его встреча с мастерами Баухауза и очерк «Новая типографика», опубликованный Мохой-Надем в 1923-м.
Перед публикацией того нашумевшего специального выпуска Elementare Typographie для журнала Typographische Mitteilungen союза печатников, Чихольд считал именно Баухауз источником этих идей. Но пока он собирал материал для публикации, он понял, что Баухауз не был единственным местом новых принципов типографики и что сам Баухауз тоже позаимствовал идеи у русских, голландцев, поляков и итальянских футуристов. Баухауз просто выступил Меккой для новых идей, и в то время было уже достаточно много людей, которые развивали новый подход к типографике. Поэтому Чихольд сменил первоначальное название своей публикации с Bauhaus Typographie на Elementare Typographie.
Ласло Мохой-Надь: Новая типографика (Die Neue Typographie). Программное эссе Мохой-Надя в книге Staatliches Bauhaus Weimar, 1919–1923 (1923), им же и оформленной. Примечательно, что только две из четырёх букв «Е» в заголовке (в слове «NEUE») — из кассы одного шрифта. Более того, последняя «E» собрана из четырёх отдельных элементов, что неудивительно для мастерской ручного набора того времени • Из книги bauhaus. drucksachen, typograpfie, reklame, Gerd Fleischmann; Edition Marzona, Düsseldorf, 1984.
Элементарное искусство использовало геометрические формы, из них создавалось всё: декоративные элементы, объекты, иллюстрации — что угодно. Эти идеи овладевали умами Европы, и Чихольд прекрасно это понимал. Он состоял в переписке со многими заметными людьми в своей области и педантично собирал всё касающееся дела.
В целом же типографика Баухауза — это нонсенс: во-первых, Баухауз никогда не намеревался создавать определённый стиль, а во-вторых, на Баухауз оказывали сильное влияния идеи того времени. Однако первым за систематизацию в Баухаузе взялся Герберт Байер: он экспериментировал с модульным минимализмом и выработал в конечном счёте некоторое подобие стиля. Я думаю, что он на протяжении десятилетий был самой влиятельной фигурой в графическом дизайне. У него были большие амбиции как у графического дизайнера, возможно, это объясняет и его работы для нацистов.
Ян Чихольд симпатизировал русскому авангарду и был знаком с Лисицким и его идеями. Мог ли он заимствовать основные положения также из манифеста журнала «Вещь», не указав источник?
Я думаю, это было обычным делом для того времени. Это сегодня мы трепетно относимся к авторским правам и обязаны раскрывать источники, использованные в работе. Правда и то, что художники и дизайнеры всегда ревниво относились к любым предшественникам, все хотят быть первыми. Когда, к примеру, Чихольд в 1928 году издал свою книгу «Новая типографика» (Die neue Typographie), он не упомянул программный очерк Мохой-Надя, который был опубликован под этим заглавием ещё в 1923 году.
Это было время индивидуалистов, гениев, все стремились быть уникальными. За небольшим исключением. Например, Йост Шмидт не претендовал на исключительность, просто не нашлось подходящих партнёров для командной работы. Это же справедливо для Герберта Байера и Ласло Мохой-Надя, если не считать их коллабораций с несколькими типографами в Баухаузе. Есть и другой пример: тот же Вальтер Гропиус часто подписывал проекты архитектурных сооружений своим именем, несмотря на то что огромную работу проделывали архитекторы его бюро. Известно, что серьёзный вклад в проект здания Баухауза в Дессау сделал Адольф Мейер, работавший в его бюро, однако автором проекта принято считать Гропиуса.
Что побудило вас издать книгу «баухауз: печатные материалы, типографика, реклама» («bauhaus: drucksachen, typografie, reklame»)? С чего начался ваш интерес к типографике Баухауза?
К моменту работы над книгой я уже долгие годы занимался типографикой и проектами, связанными с ней, но никогда не имел чёткого представления, что же такое типографика Баухауза. Во время моих архивных изысканий ко мне в руки попала коробка с редкими материалами Баухауза. Там было всё вперемежку, и я ввёл принцип, чтобы всё рассортировать. Получилось три группы, названия которых и легли в основу моей книги. Систематизация позволила мне разобраться, например, в том, что в ранние годы — когда Баухауз ещё находился в Веймаре — все материалы были созданы вне стен Баухауза, ни о каком однородном типографическом стиле даже не могло быть и речи.
Другой характерный пример. В книге, посвящённой выставке Баухауза в 1923 году, титул был спроектирован Гербертом Байером. Это очень странная работа, в определённом понимании бессмыслица: никто не мог понять логику, по которой определялся цвет для букв на обложке. Никакого маршрута чтения. Это исключительно декоративное решение, которое приятно глазу. Всё, кроме обложки, в этой книге спроектировал Мохой-Надь, но и он был ограничен: он оперировал только расположением элементов на титульной странице, колонтитулами и колонцифрами, но весь набор и вёрстка были подготовлены в типографии, согласно их собственным представлениям и возможностям.
Сопутствующие выставке печатные материалы были совершенно разношёрстными: что-то было оформлено вполне традиционно, некоторые вещи были острее, если их проектировал Оскар Шлеммер, другие — ярко конструктивистскими, если ими занимался Мохой-Надь. Плакат к выставке, сделанный Йостом Шмидтом (в то время ещё студентом), был вообще вне какого-либо типографического стиля.
Типографика в Баухаузе — внимание к шрифту и печатному делу в целом — появилась только в 1923 году с приходом в школу Мохой-Надя, а развитие этих тенденций последовало благодаря Герберту Байеру, который руководил школьной типографией. Он также занимался выпуском ежеквартального журнала bauhaus, создавал небольшие вещицы по случаю — пригласительные на студенческие вечеринки, рекламу, афиши и так далее. И в какой-то момент уже типографический стиль Байера стал заметной доминантой Баухауза.
К вопросу о шрифтах того времени. Безусловно, Futura выражает дух 20–30-х годов, однако этот шрифт не имеет прямого отношения к Баухаузу. Если следовать чистой логике, пытаясь воссоздать визуальную среду того времени при помощи подходящей шрифтовой реплики, то в голову приходят соответствующие шрифты: Venus, Breite-Grotesk, Ideal-Grotesk и ряд подобных. Проблема лишь в том, что они сейчас выглядят просто старомодно и не передают смелость и свежесть духа школы. Полагаю, поэтому вы набрали свою книгу этим шрифтом?
Это извечный вопрос. Если вы печатаете тексты на исторические темы, должны ли вы использовать шрифты прежних времён или выбирать что-то подходящее сегодняшнему дню? Если вы работаете над книгой о барочной живописи, должна ли она быть набрана Бодони или Гарамоном? Или вы можете использовать Futura, Meta или Helvetica? Если вы хотите показать не только изумительные работы художников XVII–XVIII веков, но и дать читателю почувствовать, как смердили улицы городов той эпохи, вы можете создать этот контраст, например, набрав книгу шрифтом DIN, почему бы и нет? Я думаю, это зависит от того, что вы хотите сказать своим выбором.
В моём случае использование Futura в книге обусловлено двумя причинами: в типографии Druckerei Heinrich Winterscheidt всегда приветствовали Футуру (первое издание книги вышло в 1984 году, тогда ассортимент шрифтов типографий был всё ещё ограничен. — Прим. ред.). И второй момент, как вы и сказали: Futura отражает дух своего времени. Гарнитура Пауля Реннера соответствует всем критериям, которые педагоги и студенты Баухауза искали в типографике. Однако, издавая книгу о Баухаузе сегодня, вы вправе решать, какой смысл возложить на выбор шрифта. Взгляните на новые сайты Bauhaus 100 или Bauhaus Archive: они используют шрифты, которые выглядят для нас достаточно прогрессивно.
III. Наследие Баухауза
В 2019 году мир будет отмечать столетие Баухауза. Масштаб запланированных мероприятий сулит нам некое победное шествие Баухауза по планете. Чего вы ожидаете от этого явления?
В наши дни многое уже стало условным: когда люди приезжают в Баухауз в Дессау, они не видят самого явления Баухауза, они чаще всего не понимают его суть и ценность. Посетители Баухауза сегодня приходят в здание школы, видят некую выставку и предметы, но они не видят, как кипела работа в мастерских, не видят энтузиазм студентов, не испытывают на себе силу царивших там идей. Всё заканчивается беглым осмотром экспонатов, сувенирной лавкой и чашечкой кофе. И селфи, конечно, на фоне вывески и… всё.
Не сомневаюсь, что бренд Баухауз станет ещё популярнее и будет продано ещё больше реплик его изделий. Если вы посмотрите на Баухауз в Дессау или на Архив Баухауза в Берлине, полки сувенирных магазинов заставлены. Я как-то раз понаблюдал за музейным магазином в Дессау, у них невообразимые продажи: люди покупают, покупают и покупают, не задумываясь о том, что они делают — они покупают стиль.
На мой взгляд, лучшим форматом для празднования столетия Баухауза была бы серия воркшопов, на которых люди могли бы попробовать решить определённые задачи в духе Баухауза: собрать своими руками стул или кресло, напечатать манифест, попробовать с помощью дизайн-решения помочь нуждающимся. Конечно, люди испытывают определённый трепет перед историей, но прогулка по «Икее» может быть не менее увлекательной, чем просмотр хрестоматийных объектов. Например, табурет Frosta, — прекрасная демонстрация идей Баухауза. А в отделе с предметами посуды полно стаканов, чашек и прочей кухонной утвари, которые выглядят совершенно как конструктивистские вещи и соответствуют идеям элементарного дизайна.
Стул Frosta. «Стулья легко штабелируются, что позволяет экономить место при хранении», — прекрасный пример из сегодняшнего дня, отражающий образ мысли и подход к проектированию «по Баухаузу». © IKEA •Designer: Gillis Lundgren
Если бы я давал воркшоп по проектированию стула, я бы отвёл всю группу в «Икею» и поговорил именно там, что такое Баухауз и какие вещи из привычной нам повседневной «Икеи» отражают идеи Баухауза. Даже ковры в «Икее» — прекрасные изделия, которые могли бы быть созданы в текстильной мастерской Баухауза. Но задумываются ли об этом покупатели «Икеи»? Во времена Баухауза некоторые левые критиковали школу за то, что её проекты — это вещи для буржуа, а не для простых работяг. Когда Ханнес Майер стал директором Баухауза, он стремился изменить это отношение, но не преуспел в этом, у него было слишком мало времени.
Кстати, «Икея» периодически спонсирует разные мероприятия Stiftung Bauhaus. И если всё-таки что-то будет организовано к столетнему юбилею Баухауза в России, местная «Икея» должна быть обязательно вовлечена, её изделия буквально скандируют «Ба-у-ха-уз».
Кого вы бы назвали успешным последователем идей Баухауза сегодня?
Возможно, Apple, но это уже переход от материального к нематериальному. Apple известна прежде всего своими компьютерами, которые перевернули индустрию графического дизайна. В этом, конечно, огромная заслуга эргономики компьютеров Macintosh.
Любопытно, что бы сказали ребята из Баухауза про Greenpeace или Amnesty International. Совместимы ли такие концепции с идеями Баухауза? Ведь проблемы, которые решают эти организации, не существовали в те времена. Точнее, экологические проблемы, конечно, существовали, но в основном люди не знали о них. Это интересная идея, подумать о Баухаузе и Гринписе, потому что оба этих движения стремились изменить мир к лучшему.
Тем временем идеи, созвучные ценностям Баухауза, стали неотъемлемой частью прогрессивного мира, в том числе в процессах образования. Мой бывший студент, чья дочь ходит школу в Гамбурге, рассказал мне, как в её школе составляют учебное расписание: там минимальное количество обязательных предметов, а большая часть занятий — это самостоятельно выбранные предметы. Ученики составляют своё расписание сами! И если они считают собственные предметы и исследования важнее стандартных занятий, им позволено пропускать уроки и следовать своему учебному графику. Это, конечно, не может нам не напомнить о подходе к обучению в Баухаузе.
Костюмы, спроектированные Оскаром Шлемманом для «Триадического балета» (Ballet triadique) в берлинском театре Метрополь. Фотография Эрнста Шнайдера (Ernst Schneider), 1926•Photo © PVDE / Bridgeman Images
В общей сложности каждый семестр в Баухаузе училось около 150 студентов. Конечно, все студенты знали друг друга, и я думаю, они чувствовали себя большой семьёй, стоящей особняком среди традиционных общественных ценностей, готовой создать новый мир.
Редакция благодарит Анастасию Минасову за помощь в подготовке материала.BauHaus | О строительной компании «БАУХАУС»
«БАУХАУС» — это успешно зарекомендовавшая себя строительная компания. Основной специализацией которой, является проектирование и индивидуальное строительство зданий. Начав свою деятельность в 2007 году, строительная компания постоянно совершенствуется и внедряет самые новые и передовые строительные технологии.
«БАУХАУС» оказывает полный спектр услуг — от разработки концепции здания, до сдачи объекта в эксплуатацию (строительство домов «под ключ»). Используя инновационные строительные решения, компания возводит здания:
- из газосиликатных блоков;
- из керамических блоков;
- по монолитной технологии.
Все работы выполняются без привлечения фирм-посредников исключительно с применением собственных ресурсов. Такой подход позволяет удерживать цены на приемлемом уровне, при этом с гарантией высокого качество строительства и полным соблюдением сроков.
Свой строительный бизнес строительная компания «БАУХАУС» начинала с возведения фундаментов в Москве и Московской области. Имея колоссальный опыт полученный специалистами за рубежом, компания первая в России внедрила технологию строительства плитных фундаментов УШП (утепленная шведская плита). На сегодняшний день компания имеет самое большое количество выполненных объектов на фундаментах по данной технологии в России.
Партнеры «БАУХАУС»
Партнерами компании являются международные и российские компании, проверенные временем. Это лидеры в своей отрасли, которые постоянно развиваются и помогают развиваться нашей компании. Вместе с партнерами мы выводим уровень строительства домов до максимально высокого.
Парк техники
Далеко нe каждая строительная компания имеет собственный парк техники. В нашей компании насчитывается более 50 единиц строительной техники и строительного инвентаря. Вот некоторые из них:
Kramer Allrad 650
Kramer Allrad 650
Колесный фронтальный погрузчик Kramer Allrad 650 обладает впечатляющими рабочими характеристиками. Он маневренный и динамичный. Небольшой радиус заднего свеса обеспечивает свободу движения. Обладает оптимальным соотношением мощности к массе, низкого транспортного веса и постоянной высокой грузоподъёмности. Все это дает возможность производить разгрузку/погрузку и перемещение тяжелых поддонов с различными видами тротуарной плитки, брусчатки, бордюрного камня или кирпича.
Wacker Neuson 3503
Wacker Neuson 3503
Экскаватор Wacker Neuson 3503 — идеальное сочетание для компактного экскаватора: мощность, маневренность и простота управления.
Комбинация силовых характеристик и гидравлики обеспечивают легкость перемещений. Компактные экскаваторы 3503 исключительны в своем классе и поэтому быстро стали надежным выбором для заказчиков. Они являются и остаются классикой Wacker Neuson со все расширяющейся сферой признания.
Wacker Neuson 6003
Wacker Neuson 6003
Экскаватор Wacker Neuson 6003 – это мощная машина, весом 6 т с 3-х секционной стрелой. Такие параметры, как мощный двигатель с большим рабочим объемом, малый выступ задней части и прекрасно согласованная гидравлическая система экскаватора, дают высокие результаты при работе. Кроме таких проверенных преимуществ как просторная кабина с механизмом опрокидывания, а также наилучший доступ для проведения сервисных работ, для экскаватора доступна опционально 3-х секционная стрела, которая сильно увеличивает радиус копания и, тем самым, расширяет область применения этой машины.
Погрузчик LiuGong
Погрузчик LiuGong
Фронтальный погрузчик LiuGong обладает грузоподъемностью в 3400 кг. Вместительность ковша около двух кубических метров. Эксплуатационная мощность 92 кВт. Выносливый и неприхотливый, он исправно работает в различных условиях.
MAN TGM 18.250
MAN TGM 18.250
MAN TGM 18.250 – это универсальный среднетоннажный грузовик, предназначенный для перевозки груза до 7,5 тонн на средние и дальние расстояния. В оснащение данной модели включена комфортабельная кабина с широким обзором, передовые системы безопасности, современная электроника и различные функции, обеспечивающие комфорт.
КамАЗ 65115
КамАЗ 65115
Автомобиль КамАЗ 65115 оборудован разгружаемой назад самосвальной платформой объемом 10 кубометров. Максимальная грузоподъемность составляет 15 тонн при угле подъема платформы в 60 градусов.
Вибротрамбовки
Вибротрамбовки
Вибротрамбовки немецкого производителя Wacker Neuson славятся своей необыкновенной надежностью и высочайшей производительностью. Конструкция очень эргономична и сбалансирована. Это позволяет значительно облегчить управление трамбовкой и снизить усталость оператора.
Почему «БАУХАУС»?
- собственный проектный отдел с опытными специалистами;
- разработка индивидуального проекта УШП входит в стоимость строительства;
- долголетнее сотрудничество с ведущими поставщиками строительных материалов;
- в штате компании только профессиональные строители с большим опытом работы;
- собственное и пока единственное в России сертифицированное производство L-блоков;
- собственный склад на котором всегда поддерживаются складские остатки;
- собственный парк строительной техники, грузового транспорта;
- грамотная логистика;
- отработанная технология строительства УШП в России более 10 лет;
- максимальное количество построенных фундаментов УШП в России.
C уважением, ООО «БАУХАУС».
Что читать, смотреть и слушать, чтобы понять Баухаус — Strelka Mag
В 2019-м самой влиятельной школе архитектуры и дизайна исполняется сто лет. Несмотря на то, что Баухаус стал символом XX века, разобраться в его специфике не так просто. Strelka Mag выбрал 12 вариантов, как это можно сделать: от документального кино до дискуссий и книг. Среди них — советы от искусствоведов и исследователей, чтобы погрузиться в теорию фотографии и цвета или просто вдохновиться дизайном дверных ручек и наборов для уборки. Кстати, 6 июня в рамках Beat Film Festival 2019 во дворе «Стрелки» состоится показ документального фильма «Дух Баухауса». Билеты уже в продаже.
Книги
Исследователь истории авангарда Тимур Вахитов советует начинать погружение в тему с текстов преподавателей Баухауса. На русском можно начать с шести авторитетов, по сути, придумавших программу и концепцию знаменитой школы.
Вальтер Гропиус «Круг тотальной архитектуры»
В книге собраны работы первого директора Баухауса, изданные с 1924 по 1954 год. В разделе «Обучение архитекторов и дизайнеров» можно узнать про концепцию школы и учебную программу: какой и почему она была, от каких догм отказались, что нового внесли. Например, Гропиус объясняет, почему студенту нужно начинать не с изучения истории искусства, а со знакомства со свойствами материалов и обязательно пробовать создавать вещи на практике. Другие части книги посвящены архитектуре, в том числе массовой, её законам и роли архитектора.
Иоханнес Иттен «Искусство формы» или «Искусство цвета»
Иоханнес Иттен был одним из самых ярких преподавателей школы. Из книг Иттена можно получить представление о его подходе к преподаванию. Он рассказывает об исторических концепциях теории цвета, от изучения физических свойств до композиции. Иттен предлагает свой вариант цветового круга, говорит о роли дополнительных цветов и видах контрастов. По его мнению, прежде чем разобраться с предметами и образами на картине, стоит подумать, как на зрителя воздействуют сами цвета, их выбор и сочетание.
Telehor
Изданный Ad Marginem текст журнала Telehor посвящён визуальной культуре. Журнал вышел в 1936 году. Первый номер (второго так и не последовало) посвятили работам Ласло Мохой-Надя. Мохой-Надь был приглашён в Баухаус в 1923 году, преподавал пропедевтический курс и возглавлял мастерскую работ по металлу. Главными его интересами были свет, пространство и движение, а также фотография как искусство и как инструмент исследования.
Мохой-Надь считал, что фотография незаслуженно считается «механическим» повторением живописи, приложением к другим искусствам. Вместе со студентами он изучал возможности синтеза фотографии, текста и живописи, возможности коллажа и создания фотографии без применения фотоаппарата.
В Telehor опубликованы эссе 1920–1930-х годов и письма художника редактору и создателю журнала Франтишеку Каливоде. Если, глядя на фотографии, вы заметите сходство с Родченко, можно открыть книгу «Ласло Мохой-Надь и русский авангард» и узнать о характере фотографа, его общении с Россией и вкладе в развитие кино и фотографии.
Пауль Клее «Педагогические эскизы»
Педагогические эскизы Клее подготовил в 1925 году для обучения молодых студентов Баухауса особенной методике формообразования, основанной на абсолютной свободе и внимании к первопричинам возникновения художественных элементов и их логике.
По мнению теоретика архитектуры Екатерины Ким, в тексте прослеживается почти трагическая связь зарождения изображения и эволюции поиска в творчестве художника — тот самый внутренний нерв человека: «Чем дальше путешествие, тем ощутимее трагизм. Движение становится необходимым, но уже и невозможным. Этому соответствует и процесс. Как стрела преодолевает встречное торможение? Никогда не попадает туда, где движение не имеет конца. Утешение в том, что можно немного дальше, чем обычно! Чем возможно? Вдохновляйтесь, ваша стрела попала в цель, даже если вы устали и не в состоянии осознать это».
Василий Кандинский «Точка и линия на плоскости»
Как известно, в числе профессоров был и Василий Кандинский. Его книга «Точка и линия на плоскости» не для быстрого чтения. Зато после неё можно другими глазами посмотреть и на работы художника как и на абстрактное искусство в целом. Художник делится своими наблюдениями о простейших фигурах и цветах. Например, сначала рассматривает точку как знак препинания и звуковую паузу при чтении текста. Затем переходит к ней как к изображению: «Точка есть форма, внутренне предельно сжатая. Она обращена внутрь себя. Это свойство она никогда не утрачивает совершенно — даже приобретая внешне угловатую форму». Кроме того, он думает над напряжением, направлением, температурой простейших форм.
Статьи Анри Ван де Вельде
Один из создателей стиля ар-нуво Ван де Вельде не преподавал в Баухаусе, но при этом он имеет прямое отношение к школе. Архитектор был соорганизатором производственного союза Веркбунд, создал Саксонско-Веймарскую школу прикладного искусства и построил для неё здание. В 1919 году после её объединения с Саксонско-Веймарской высшей школой изобразительных искусств и началась история самой знаменитой школы XX века.
Тексты Ван де Вельде можно найти в сборнике «Мастера архитектуры об архитектуре». Почитать их стоит, чтобы убедиться, что учителя и ученики начинали свои искания не с чистого листа. Идея ремесленного подхода и проблема эстетики и гуманности машинного производства появились ещё в эпоху модерна. «Скоро заговорим об искусстве промышленности и конструирования», — говорит Ван де Вельде.
Не все важные тексты о Баухаусе переведены на русский язык. Если вы знаете немецкий, то можно почитать в оригинале 10 исторических книг и 6 журналов 1920-х годов, которые выложила в сеть Библиотека Кандинского в парижском Центре Помпиду или портал об истории искусства Monoscop.
Лекции
«Баухауз VS ВХУТЕМАС: Советская и немецкая системы художественного образования в 20-е годы»
Если за книги преподавателей браться страшно или некогда, можно начать с лекций. Тимур Вахитов советует посмотреть запись дискуссии «Баухауз VS ВХУТЕМАС», которая проходила в рамках выставки «Эксперимент Ладовского» в Центре авангарда. Приглашёнными участниками были директор Фонда «Баухауз Дессау» Филипп Освальт и профессор кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ Юрий Волчок. Во время дискуссии, которую модерировала историк искусств Дарья Сорокина, обсуждали и сравнивали контекст возникновения школ: запросы общества, программы преподавания, обеспеченность ресурсами. А также главные имена, достижения и общение друг с другом Баухауса и ВХУТЕМАСА.
«Архитекторы Баухауза в СССР»
Продолжить тему немецкой школы на русской почве можно лекцией «Архитекторы Баухауза в СССР» Татьяны Эфрусси. Второй директор школы Ханнес Майер приехал работать в СССР в 1930 году, вслед за ним последовала часть его студентов, а некоторые ученики уже находились здесь. Татьяна рассказывает, чего они ожидали от работы в новой стране и чем занимались: от колористических решений отдельных домов или выставок до проектов соцгородов. А также какие трудности испытывали: судьба многих закончилась трагично.
История мастерской «Баухаус»
Лекция Артема Дежурко, преподавателя Школы дизайна, соавтора онлайн-курсов по истории искусства и дизайна для тех, кто уже хочет от теоретических идей перейти к конкретным предметам быта. Лектор рассказывает о самых знаковых вещах, придуманных в школе: дверных ручках, стульях, шахматах, чайниках, наборах для уборки и лампах. А также об их создателях: Марселе Брёйере, Йозефе Гартвиге, Марианне Брандт, Вильгельме Вагенфельде — и о советских мастерах, например Родченко и Эль Лисицком.
«Медиаискусство Баухауса»
Эта лекция хорошо иллюстрирует тексты Кандинского и Махой-Надя. Искусствовед, руководитель отдела кино и медиаискусства ГМИИ имени Пушкина Ольга Шишко показывает отрывки архивных фильмов, предоставленных Гете-Институтом. В Баухаусе кино использовали и как искусство, и как инструмент исследования, и как способ документации. Поэтому ждите фильмы и анимации по киносценариям учеников (конечно, абстрактные, о жизни квадратов и световых пятен), экспериментальные танцы Шлеммера, фотоколлажи, цветовые решения мебели.
Фильмы
«Баухаус: Лицо двадцатого века»
Документальный фильм, который рекомендует искусствовед Яна Жарова, снят в 1994 году по сценарию Фрэнка Уитфорда. За десять лет до этого у него же вышла книга Bauhaus. В тексте Уитфорд стремился рассказать о школе, используя детали из жизни участников и воспоминания студентов. Примерно такая же концепция у фильма. В нём, с одной стороны, изложены главные идеи школы, рассказано о педагогах и мастерских. Там же используют кино- и аудиохроники на фоне интервью с людьми, которые когда-то были студентами школы, их воспоминаний об учителях, атмосфере и сокурсниках.
«Баухаус на Урале»
Тему влияния немецкой школы на российских архитекторов исследует и фильм «Баухаус на Урале». Помимо этого, существует одноимённый сборник текстов научной конференции и недавний фотоворкшоп Татьяны Эфрусси и Юрия Пальмина «Баухаус в СССР. Призраки».
Статьи