Архитектура Баухауза
В 20 — е годы XX столетия был основан Баухауз, ставший впоследствии центром обучения и художественного воспитания европейской молодежи. Для создания Баухауза в 1919 году были объединены две веймарские художественные школы, которые на тот момент находились под руководством Анри ван де Вельде.
Анри ван де Вельде ( 1863 — 1957 годы жизни) -бельгийский художник и архитектор, один из основателей стиля ар — нуво.
Первым директором Баухауза стал Вальтер Гропиус. Им же были написаны первые учебные программы. В 1923 году В. Гропиус выдвинул идею объединения творческих сил для достижения единства архитектуры.
Вальтер Адольф Георг Гропиус ( 1883 — 1969 годы жизни) — известный немецкий архитектор
По мнению Гропиуса, Баухауз должен способствовать созданию коллективных произведений, в которых строительное и декоративное искусство соединялись бы в единое целое.
На подобных принципах была построена и структура школы, и вся педагогическая система учебного заведения. Даже подбор педагогических кадров был основан на системе единства изобразительного искусства, прикладного творчества и архитектуры с ее сложными техническими особенностями.
С 1919 года, буквально сразу же после основания школы, в Баухаузе был собран сильный коллектив талантливых педагогов, в который входили следующие представители искусства того периода. Художники:
- И. Иттен
- В. Кандинский
- П. Клее
- Л. Моголь — Надь
- О. Шлеммер
и архитекторы:
- М. Брейер
- Ханнес Майер
- Людвиг Мис ван дер Роэ
- М. Штам
Однако после шести лет успешной просветительской деятельности власти Веймара изгнали Баухауз из города, и В. Гропиус занялся строительством нового школьного комплекса в Дессау. За год ( с 1925 по 1926) были построены школьные корпуса и жилые дома, которые стали ярким образцом европейской функциональной архитектуры.
Здание школы Баухауз в Дессау.
В 1927 году Гропиус предложил проект сборного жилого дома, рассчитанного на проживание одной семьи. Этот дом быстро монтировался из стандартных объемных металлических блоков, поэтому на строительство уходило минимум времени.
Х. МайерВпоследствии, когда В. Гропиус покинул Баухауз, его место занял архитектор Ханнес Майер, руководивший отделением архитектуры с 127 года. В этот период в деятельности школы произошли существенные изменения. Так, Х. Майер сделал основной упор на социальное назначение архитектуры. Он считал, что постройки должны быть максимально практичными и функциональными, и призваны служить нуждам жителей.
Последним директором школы был Людвиг Мис ван дер Роэ. А в 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, и школа Баухауз навсегда прекратила свою деятельность.
Людвиг Мис ван дер Роэ ( 1886 — 1969 годы жизни) — немецкий архитектор — модернист, представитель интернационального стиля
Здания в стиле Bauhaus чаще всего характеризуются геометрической четкостью линий и имеют подчеркнуто кубическую форму.
Музей Баухауз в Тель — Авиве ( Израиль)
Однако иногда встречаются постройки с закругленными углами и балконами, которые имеют гладкие фасады и открытую планировку.
Закругленные углы и балконы зданий
Со временем стилистика архитектуры Баухауза удостоилась признания во всем мире и распространилась во многих странах. В 50 — е годы XX столетия швейцарский архитектор М. Билл основал в городе Ульме Высшую школу формообразования. Идейная направленность учебного заведения повторяла идеи школы В. Гропиуса. Кроме этого существовали школы в Галле и Веймаре, которые также продолжали традиции Баухауза.
Здания подчеркнуто кубической формы можно встретить во многих странах
Особенности стиля Баухауз
Среди самых важных и характерных особенностей стилистики Баухауз можно выделить следующие:
- Функциональность — все внимание архитекторов было сосредоточено на практическом назначении здания.
- Минимум декора — экстерьер построек был практически лишен декоративных элементов и орнаментального оформления.
- Асимметрия — зачастую использовался прием асимметричного размещения частей здания.
- Симметрия — повторяющиеся симметричные элементы также являются узнаваемым элементом стиля Баухауз.
- Заполнение пространства — вся площадь помещений используется по максимуму, поэтому практически нет свободного или пустого пространства.
Асимметричные части здания в стиле Баухауз
особенности стиля и материалы — ТК Стройресурс
Если Вам по душе простые и лаконичные интерьеры, которые при этом не лишены стиля, характера и оригинальности, то обязательно прочитайте нашу статью про популярный стиль баухаус. Он зародился еще в начале 20 века, но теряет актуальности по сей день.
Стиль баухауз, как понятно по его названию, изначально зародился в Германии и потом получил широкое распространение по всему миру. Переводится слово с немецкого языка как “дом строительства” или “строить дом”. Чем примечателен данный стиль в архитектуре? Какие у него особенности? Где можно встретить стиль баухаус сегодня? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходимо окунуться в историю появления одного из самых особенных стилей.
А началась она 25 апреля 1919 года в небольшом немецком городке Веймар, который известен тем, что он до сих пор считается центром просвещения, в нем жил Гёте , кроме того, именно там расположен печально известный концлагерь Бухенвальд. Итак, в начале 20 века в этой части страны была открыта Высшая школа конструирования и строительства. Это было тяжелое и одновременно очень вдохновляющее время для всего мира и, в первую очередь, для Германии.
Учебная программа Высшей школы Баухаус состояла тогда из трех курсов, на которых студенты получали базовые знания о фактуре материалов, цветах и форме, потом применяли данные знания на практике в специальных оборудованных мастерских. Любопытной особенностью было то, что в отличие от других подобных заведений, историю искусств преподавали на самом последнем курсе, чтобы исключить стилистическое копирование и заимствование студентами. Таким образом, вырабатывался индивидуальный вкус и взгляд на архитектуру, строительство, внешний мир и предметы в нем. Выпускники Высшей школы Баухаус демонстрировали прекрасные знания, самостоятельность и уникальность мышления. Любопытно, что обучали их не только творческой работе, но и труду непосредственно со строителями, в бригадах.
Высшая школа Баухаус была государственной, однако, у нее было очень много противников среди консервативных чиновников. Для того, чтобы не потерять финансовую поддержку, в 1923 году, спустя всего четыре года после открытия, было принято решение провести масштабную выставку. На ней продемонстрировали функциональный дизайн и проекты, которые можно было использовать в промышленном строительстве. Знаменитый красно-синий стул Геррита Ритвельда также был участником данного мероприятия, как и многие другие уникальные предметы и конструкции. Выставка произвела фурор на международном рынке, однако, в Германии сомнения по поводу учебного заведения и его пользы оставались. Спустя всего два года власти города Веймар перестали финансировать Высшую школу Баухаус и она вынужденно переехала в город Дессау. Здесь было построено первое в мире здание в стиле индустриальный функционализм, проектировалось и оформлялось оно студентами и преподавателями. Со временем проект перерос в настоящий городок при учебном заведении.
К сожалению, к 1930 году фашизм начал утверждаться и доминировать в немецком обществе. Уже в 1933 году было проведено собрание, на котором приняли решение распустить школу. Невероятные таланты и умы Германии: Гропиус, Мендельсон и многие другие были вынуждены покинуть свою страну, опасаясь за свою жизнь и свободу.
Всего за двадцать с копейками лет существования Высшей школы Баухаус было создано множество знаменитых предметов интерьера, собран архив из десятков тысяч работ по живописи, фотографии, архитектуре, скульптуре, дизайну. Один из преподавателей школы, Иоханнес Иттен, выпустил книгу “Искусство цвета”.
Переоценить вклад данной школы в мировую архитектуру и дизайн невозможно. За такой непродолжительный срок стиль баухаус, однозначно, прочно занял свое место не только в истории, но и в современных интерьерах офисов, промышленных предприятий, некоторых общественных заведений и других строений, в котором ключевым свойством должна быть функциональность. Особое влияние данный стиль оказал и на типографику.
Особенности стиля Баухаус
Основатель школы и стиля баухаус, Вальтер Гропиус, говорил: “Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым”. Пожалуй, лучше и нельзя описать стиль и принципы стиля Баухаус.
Источником вдохновения для стиля баухаус, безусловно, стал модерн. Сейчас, как никогда, популярны функциональные и удобные интерьеры, которые не содержат в себе ничего лишнего, точнее ничего того, что не играло бы какую-то важную роль для владельца помещения. Любые способы украшения внутри или снаружи помещения, даже если речь шла о каком-то простейшем декоре тогда и сейчас считались недопустимыми.
Дизайн в стиле баухаус максимально простой. “Меньше значит больше!” — вот основное правило этого направления. Приветствуются только лаконичность и простота.
Здания в стиле баухаус имеют кубическую форму, в качестве исключения, возможны и закругленные углы. Большие окна, балконы, которые являются важнейшей частью фасада и частично заменяют материалы — важная особенность данного направления в архитектуре. Прекрасным примером может быть стеклянный дом. В таком строении окна и являются фасадным элементом здания.
Текстуры, формы, цвета должны быть простыми, гладкими и нейтральными.
В Высшей школе Баухаус были разработаны специальные обои с нейтральным рисунком. Их особенностью было то, что поклейка материала с подобным дизайном проходила очень быстро. Актуально это и сегодня. Никаких сложных в стыковке орнаментов или рисунков не должно быть в интерьерах баухаус, оклеенных обоями. Еще более логичным и простым вариантом для стен будет простая однотонная окраска в нейтральный тон.
Мебель приветствуется недорогая, но, в тоже время, достаточно функциональная. Прекрасный пример — табуретки или складные стулья интересных геометрических форм, которые занимают минимум места в собранном виде. Очень актуальна концепция встроенной мебели, самый очевидный вариант — шкаф-купе, который расположен в нише.
В качестве материалов чаще всего используются доступные металл, кожа, грубый текстиль, стекло. Такие холодные и грубые материалы разбавляются при помощи натурального дерева, из которого может быть сделан пол или мебель.
Отдельной особенностью являются геометрические формы. Баухаус приемлет только четкие и симметричные линии. Никаких сложных и замысловатых форм в этом стиле не должно быть.
Стиль баухаус непременно подойдет практичным людям, которые не видят красоты и необходимости в позолоченных предметах, многоуровневых потолках, орнаментах. Если Вы не терпите вычурности и излишней дороговизны, а нравится простота, простор в помещении и функциональность, то обязательно присмотритесь к этому варианту оформления своего дома или офиса. Стиль баухаус идеально подойдет стильным и креативным людям.
Стиль Баухауз. Bauhaus | Журнал Ярмарки Мастеров
Bauhaus – нем. bau — «строить», haus — «дом».
Берлинская школа Баухаус — великие авангардисты и энтузиасты, придумавшие заново дизайн и архитектуру 20 века. Продолжая рассказывать о нашем любимом стиле Mid-century Modern, мы просто обязаны познакомит Вас с одним из самых ярких явлений искусства дизайна. Явление которое предшествовало становлению MCM.
Стиль Баухауз — это направление модернистской архитектуры, которое преобладало в 1930-1960-х гг. Изначально он зародился в Германии, однако в скором времени получил широкое распространение во всём мире. Его основателями стали Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп.
Берлинская школа Баухаус — высшая школа строительства и художественного конструирования – художественное учебное заведение и художественное объединение в Германии (1919–1933). Девиз Баухауса: «Новое единство искусства и технологии». Влияние идей Баухауса наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и т.п. Кредо Баухауса – художник, ремесленник и технолог в одном лице – оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.
Баухаус был основан в 1919 архитектором Вальтером Гропиусом, объединившим Высшую школу искусства и Школу прикладного искусства в Веймаре. Гропиус отбирал преподавателей из людей, которые разделяли его убеждения относительно единства искусства, ремесла и техники. По его мнению, художники должны конструировать картины как архитекторы, работающие над своими проектами. Машины воспринимались не как неизбежное зло, а считались позитивной силой и наиболее совершенным из инструментов мастера. Гропиус осуществлял надзор за программой занятий, но при этом давал преподавателям значительную свободу. На подготовительном курсе, который занимал 6 месяцев и был обязательным для всех, студенты изучали свойства материалов и основы ремесел, а также теорию формы и рисунка. Постепенно занятия усложнялись и специализировались, и в итоге студенты сосредоточивались на работе в какой-либо одной области: архитектуре, промышленном дизайне, текстиле, керамике, фотографии или живописи.
По инициативе правительства преподаватели Баухауса организовали выставку, чтобы продемонстрировать результаты работы школы за первые 4 года. В 1925 Баухаус переехал в Дессау (близ Лейпцига). Здесь Гропиус спроектировал для школы новое здание, которое считается одним из шедевров архитектуры функционализма. После переезда в Дессау в работе школы наметилась тенденция к большему утилитаризму и к машинной эстетике, сложился собственный стиль Баухауса.
В 1928 Ханс Майер сменил Гропиуса на посту директора. С 1930 по 1933 Баухаус возглавлял Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1932 под давлением властей Баухаус пришлось перевести в Берлин, а менее чем через год он был закрыт нацистами. Многие преподаватели и студенты Баухауса эмигрировали в США и привезли туда свои идеи. Йозеф Альберс стал преподавать в Блэк-Маунтин-колледже в Северной Каролине, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго школу «Новый Баухаус»; архитекторы Гропиус, Марсель Брёйер и Мис ван дер Роэ, художники Клее, Файнингер, Кандинский, Шлеммер, Мухе, скульптор Герхард Маркс продолжали работать, некоторые занимались преподавательской деятельностью. Вальтер Гропиус занял пост декана Школы архитектуры Гарвардского университета, а Мис ван дер Роэ возглавил отделение архитектуры Технологического института Иллинойса.
Баухаус был фабрикой идей для зарождавшейся промышленности. Одной из самых продуктивных художниц была Марианна Брандт, которая первой сделала решительный шаг в сторону промышленности, разработав свои светильники. Успешной разработкой «массового товара» стали обои из Баухауса, которые имели такой нейтральный рисунок, что могли наклеиваться без особых усилий и подготовки. Под девизом «Для народа против роскоши» художники Баухауса старались ввести в обиход недорогую многофункциональную мебель для человека со скромными доходами.
От момента своего становления и до наших дней стиль Баухауз непрерывно развивался и совершенствовался.
Последователи Баухауз первыми стали для изготовления удобной и необходимой мебели использовать металл. Впервые в качестве каркаса для стульев и столов применялась (ВНИМАНИЕ) изогнутая металлическая труба. Активно используется трансформируемая и принимающая разные формы и положения мебель. Именно Баухауз показал нам легко трансформирующуюся мебель — столы и стулья, легко убирающиеся друг в друга. Простота и функциональность позволила сделать интерьер комфортным для всех живущих в доме людей.
На сегодня эти идеи не только составляют основу современного дома, но и широко используются в офисах. Именно благодаря Баухаз, естественным элементом в интерьере стали встроенные шкафы, позволяющие при экономии пространства хранить дома множество вещей.
Цветовая гамма Баухауз – преимущественно нейтральные тона (черный, белый, бежевый и серый). Часто эту палитру цветов разбавляют при помощи ярких вспышек – пятен красного, голубого, разных оттенков синего, зеленого и желтого. В интерьере применяются не только стеклянные, пластиковые и металлические поверхности, но и кожа с древесиной. Широко используются абстрактные рисунки и геометрические узоры свойственные направлению в искусстве тех лет.
Наша любовь к этому стилю вполне себе оправдывает: простота и функциональность!
«Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым!». Вальтер Гропиус
И как всегда, самое важное! Легендарные предметы дизайна, созданные последователями Баухауз, стали для нас бесконечный источник вдохновения!
Bauhaus вокруг — project Bauhaus
Мы думаем, что белые стены, чистые линии и использования стекла и бетона это новые и современные идеи. Так и есть, кроме того, что те же самые идеи почти столетие назад были рождены благодаря уникальному влиянию Bauhaus / Баухауз, школы дизайна, искусства и архитектуры .
Bauhaus. Начало
Баухауз / Bauhaus был основан в Веймаре, в Германии в 1919 году по проекту архитектора Вальтера Гропиуса с целью преодоления разрыва между искусством, внешним видом вещей и промышленностью, и объединения всех элементов. Это была школа, где студенты получили теоретическую и практическую подготовку во всех сферах прикладного искусства. Теория и практика рисования, пластики, составления витражей, типографии, метало конструирования, изготовления мебели — и научились совмещать эти прекрасные художественные навыки с новыми технологиями, чтобы спроектировать и изготовить продукты, которые были красивы и практичны.
Промышленный дизайн Bauhaus
Практически все предметы интерьера, техника и электроника в XXI веке впитали в себя основы Баухауза — дизайн и функциональность. Примеры работ промышленного дизайна, ставших легендами и иконами стиля:
Гропиус был под влиянием движения «Искусство и Ремесло» ( в переводе с англ.: Arts and Crafts) — движения существовавшего в конце XIX века, которое возникло в период интенсивной индустриализации Викторианской Англии. Целью движения стало объединение художников и ремесленников, чтобы обеспечить выживание прекрасных изделий мастеров в условиях механизированного труда.
Целью Гропиуса было объединение художников и ремесленников и использование новейших технологических разработок. Было ясно, что за технологиями будущее и машины теперь открывает возможности для массового производства изделий повседневного использования. С этим видением единства, Bauhaus создавал условия, в которых художники могли работать вместе архитекторами и промышленниками, чтобы внести свой вклад в «сотворение будущего» с помощью наступающей эры машиностроения.
Архитектура Bauhaus
Как архитектор, Гропиус считал, что Архитектура должна быть в центре преподавания всех искусств, отсюда и название Баухауз (Дом строительства) и в 1925 году Баухауз переехал из Веймара в новый дом в Дессау, специально спроектированный и построенный для школы, в котором отражались основные ценности Bauhaus.
Самые интересные работы в архитектуре, область, на которую больше всего повлиял Баухауз:
Архитектура Bauhaus. Международный стиль
Разработанные Гропиусом архитектурные формы для жилых и общественных зданий получилось с простыми, чистыми и открытыми линиями. Bauhaus установил новый стиль архитектуры, стандарт, который стал известен как «международный стиль / International style», который оказывает влияние на поколения архитекторов, и до сих пор сохраняет свою привлекательность.
Курсы в школе Баухауз были структурированы таким образом, что все студенты получали базовое образование в теории искусства, а затем практическое обучения во всех дисциплинах. Bauhaus привлекает преподавателей самого высокого калибра, включая Василия Кандинского, Пауля Клее, Йоханнес Иттена и Лионель Файнингера. Йозеф Альберс и его жена Анни были учениками и Альберс и впоследствии приглашен преподавать.
Bauhaus & De Stijl
Период между 1924 и 1928 был самым значительным в развитии Баухауза. Голландское движение De Stijl, основанное художником и архитектором Тео ван Доезбург / Theo van Doesburg было особенно влиятельным в течение того времени. Де Стиль выступал за использование простых основных цветов, прямоугольных форм и прямых — горизонтальных и вертикальных (никогда диагональных) линий. В 1922 году Ван Доезбург преподавал курс в Bauhaus и эти принципы De Stijl четко отражены в абсолютной простоте и функционализме большей части продуктов Bauhaus, вышедших после этого. Интересно отметить, что здание Баухауз в «международном стиле» можно рассматривать как трехмерную версии картины голландского художника и члена Де Стиль, Пита Мондриана / Piet Mondriaan.
Гропиус также начал признавать способность машин создавать произведения искусства и Bauhaus принял эстетику механизмов. Началось создание бытовых предметов, которые могут быть запущены в массовое производство с использованием современных технологий.
Это особенно хорошо подходило для мебели. Стул Марселя Брейера / Marcel Breuer – ‘Василий’ с 1925 является одним из самых знаковых объектов, вышедших из Bauhaus и иллюстрирует красоту и прочность союза между искусством, дизайном и машинным производством.
История школы Bauhaus
Политическое давление и постоянное и внимательное наблюдение нацистского движения продолжали бросать тень на школу и в 1928 году Гропиус ушел в отставку, и его сменил Ханнес Мейер. Структура школы стал менее жесткой, и Мейер расширил деятельность и направления школы, были приглашены художники и мастера обоев и текстиля, а также ламп и мебели. Замечены идеи социализма, и он был уволен в 1930 году, а школа Bauhaus получила образ убежища для коммунизма.
Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) занял место у руля школы и попытался устранить политику и вернуться к основным принципам движения, но к 1932 году парламент города Дессау решил распустить Bauhaus.
Несмотря на то, что школа существовала всего четырнадцать лет, наследие Баухауза можно увидеть сегодня в вещах, которые, как мы думаем, являются элементами современного дизайна, будь то дома, в которых мы живем или газеты, которые мы читаем . Наши обтекаемые кухонные изделия, стулья, складные столы, «современные» лампы, белые стены и открытое пространство гостиной — всё может проследить свою историю с Баухауза.
Интересные статьи:
Баухаус: дизайн, изменивший историю — Westwing Интерьер & Дизайн
100 лет назад Баухаус изменил представления о дизайне, и сейчас мы живем бок о бок с его наследием, даже не подозревая об этом. Рассказываем все, что стоит знать об этом стиле, и даже больше
Мы пообщались с историком архитектуры, кандидатом искусствоведения и автором книг по истории дизайна Николаем Васильевым о формировании школы Баухауса, его главных представителях и философии стиля.
У понятия «Баухаус» есть два значения. Во-первых, так принято называть определенный стиль дизайна, мебели, графики и архитектуры. Во-вторых, это архитектурная и дизайнерская школа, существовавшая в Германии с 1919 по 1933 год. Она и создала этот стиль. На самом деле, влияние, которое оказало это учебное заведение на дизайн и архитектуру XX века, было настолько мощным, что распространилось по всему миру.
Философия школы
Помните слоган немецкого шоколада Ritter Sport: «Quadratisch, praktisch, gut»? Он во многом перекликается с принципами Баухауса: практичность, экономичность, функциональность.
Философия школы появилась не на пустом месте – она была результатом исторических событий начала XX века. Закончилась Первая мировая война, жители Германии нуждались в жилье. И школа Баухауса должна была максимально помочь стране с постройкой всего необходимого, а также создать новый стиль — экономичный, функциональный и в тоже время самобытный.
«Баухаус был призван демонстрировать новый образ жизни через интерьер»
Именно поэтому мы привыкли говорить о Баухаусе как о строгом, даже упрощенном дизайне. Здесь не было места вычурности – здесь правили базовые цвета и простые линии.
Преподаватели закладывали фундамент для будущих принципов школы. Например, аскетичность пришла в Баухаус из буддизма. Этому во многом поспособствовал один из сторонников школы, преподаватель теории цвета Иоханнес Иттен. Он был буддистом и вегетарианцем, а также практиковал медитацию. За время его работы сформировалась ключевая идея эстетики Баухауса – самоограничение. Также появилось правило базового цвета: сочетание красного, желтого, белого, синего и черного.
Последователи Баухауса
У истоков этой школы стоял немецкий архитектор Вальтер Гропиус. В 1919 году он возглавил Баухаус — Высшую школу строительства и художественного конструирования. Она находилась в Веймаре. Гропиус утверждал, что искусство и ремесло всегда идут рука об руку. Этот принцип лег в основу философии Баухауса. В первые годы у студентов было одновременно два наставника: ремесленники обучали их профессии, а художники прививали хороший вкус.
Швейцарский архитектор Ханнес Мейер стал вторым директором Баухауса. Он принадлежал к движению новой архитектуры 1920-х годов, а по убеждениям был марксистом. Его подход был строго функционалистским — позже он назвал его «Новой теорией строительства». Ханнес Мейер полагал, что главное в архитектуре — это не эстетика, а организация. Он подчеркивал значимость социального жилья и необходимость помощи всем людям, независимо от их происхождения.
Людвиг Мис Ван дер Роэ, третий директор стремился деполитизировать школу. В 1930 году Баухаус переехал в Берлин, но от закрытия нацистами в 1933 это ее не оберегло.
Многие ученики и преподаватели Баухауса прославились своими работами на весь мир и тоже вошли в историю школы. Самым известным выпускником был архитектор и дизайнер Марсель Бройер, ставший впоследствии одним из преподавателей. В 1920-х годах он занимался в основном дизайном мебели, а позже увлекся архитектурой. По его проектам были построены дома в Германии и Швейцарии. Впоследствии эмигрировал в США, где и находится большинство его построек.
Один из главных художников русского авангарда, Василий Кандинский, тоже преподавал в Баухаусе. Начав карьеру как пейзажист, он едва ли не первый среди художников-авангардистов стал рисовать абстракции. В составе движения «Синий всадник» в 1922 году Кандинский приехал в Баухаус, чтобы возглавить мастерскую живописи и фрески. Результаты своей работы в школе художник описал в книге «Точка и линия на плоскости» 1926 года.
Баухаус был закрыт по политическим причинам в 1933 году. Некоторые представители школы остались и начали сотрудничать с нацистами, но большая часть покинула Германию. Кто-то уехал в США, кто-то в Японию и СССР, некоторые оказались даже в Палестине. Они продолжили развивать стиль Баухауса локально.
Баухаус и СССР
Многие представители Баухауса возлагали на СССР огромные надежды. Они начали приезжать в нашу страну еще при втором директоре Ханнесе Майере. Кстати, сам архитектор тоже сотрудничал с Советским Союзом и участвовал в строительстве объектов в Сибири. В СССР была катастрофическая нехватка архитекторов, и поэтому привлекали специалистов из других стран. Многие оставались здесь жить. Правда, вскоре началась подготовка ко Второй Мировой Войне, и часть из них была репрессирована. Судьбы многих немецких архитекторов до сих пор неизвестны.
В Москве в 1930-е творил Хиннерк Шепер, который был профессором архитектурной колористики Баухауса. Он разрабатывал цвета для покраски зданий. Известны его работы в доме-коммуне на Хавской улице и в доме Наркомфина. Шепер занимался не только дизайном фасадов, но и внутренним оформлением квартир.
Если смотреть на итог сотрудничества последователей Баухауса с советской властью, то масштаб работы впечатляет. Они построили десятки, если не сотни зданий в СССР. Например, это большая часть соцгорода Уралмаш, рабочие поселки в Перми, Кемерово и Новосибирске. Однако такой объем работ наблюдался лишь в архитектуре.
Культовые предметы
Баухаус дал пищу для идей не одному поколению архитекторов. Вот ТОП-5 настоящих произведений искусства в дизайне, которые остаются актуальными на сегодняшний день.
Самобалансирующийся стул без задних ножек из газовых труб архитектора Марта Стама. Первый прототип изделия с плоским сиденьем обладал четким кубистическим контуром, а благодаря прозрачным ножкам создавалось впечатление, что сидящий «висит» в воздухе. Конструкция отлично воплощала эстетику Баухауса, которая стремилась к четким линиям. Такие стулья сейчас можно встретить во многих офисах и кафе.
Вторым по значимости было кресло «Василий», названное в честь Василия Кандинского. Его автор, Марсель Бройер, дружил с русским художником. Вдохновленный формой велосипедного каркаса из трубчатой стали, он использовал подобные гнутые трубки для своего кресла.
Мало кто знает, но прозрачные стеклянные сервизы тоже пришли к нам из стиля Баухауса. Их создатель, Вильгельм Вагенфельд, любил работать анонимно и не стремился к славе. Прозрачная посуда настолько понравилась другим дизайнерам, что те стали повторять ее на свой манер. Сейчас во многих кафе используют стеклянные чайники, чтобы посетители могли наблюдать за процессом заварки напитка через прозрачные стенки.
Настенные часы Макса Билла. Они обладали достаточно простой графической формой и не имели цифр. В результате сотрудничества с часовой компанией Junghans, свет увидел коллекцию наручных и настенных часов, названных именем автора. Они пользовались успехом в 1960-е, однако через какое-то время все же были сняты с производства. Но их путь не прекратился, и сегодня многие дизайнеры вдохновляются часами Макса Билла.
Дверная ручка Вальтера Гропиуса. В отличие от ручек прошлого века, эта модель напоминала собой прямой угол и состояла всего из двух деталей: цилиндрического захвата и квадратного стержня. Поступила в массовое производство в 1923 году, и сохранилась до наших дней почти в неизмененном виде. Считалась самым коммерчески успешным продуктом в стиле Баухаус.
Влияние Баухауса на мировой дизайн
После того, как школа Баухауса была официально закрыта, ее мастера разъехались по всему миру. Некоторые представители остались в Германии и сформировали Ульмскую школу. Ее возглавил Макс Билл, решивший сохранить идею Гропиуса о синтезе искусства и техники. Через несколько лет под влиянием других преподавателей идеи школы начали меняться, и Макс Билл покинул учебное заведение, чтобы впоследствии стать одним из ее противников.
Мигрировавшие ученики и преподаватели развивали идеи Баухауса в разных странах от Америки до Англии. Например, в Италии принципы этого стиля легли в основу рационализма. В Америке благодаря переезду большей части мастеров Баухауса появился интернациональный стиль. Швейцарская школа взяла очень многое в отношении типографики и коммуникативного дизайна.
В современных интерьерах сохранились традиции Баухауса: это и скандинавский дизайн, и стиль лофта, и знаменитый строгий стиль «Брауна».
Противники Баухауса
Философия Баухауса отвечала запросам того времени, когда он зародился, но в 1960-е казалась уже не столь актуальной. Последователи немецкой школы зашли в тупик, поскольку все уже было придумано. В этот момент возникла потребность в создании чего-то кардинально нового – так появились постмодернисты, желавшие сломать устои и низвергнуть строгий Баухаус. В результате культурной революции простота и аскетизм Баухауса, практически не изменившийся за 40 лет, проиграли более дерзкому и смелому стилю постмодернизма.
Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и цитированию исторических стилей. Архитекторы и художники постмодернизма использовали мотивы не только из прошлых стилей, но и из сюрреализма и компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности и рациональных форм. Он создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя и дал толчок к поискам яркого, значимого стиля с новым смыслом и экологической моралью.
Баухаус в ХХI веке
Баухаус окружает нас постоянно. Его мотивы можно найти в самых обыденных вещах. Наши обтекаемые кухонные изделия, стулья, складные столы, «современные» лампы, белые стены и открытое пространство гостиной — все это восходит корнями к философии Баухауса.
Баухаус уже на пороге!
Не бойтесь открыть ему двери и впустить в свой интерьер
Перейти
Вам также будет интересно:
Интервью с архитектором Карло Коломбо
We should all be designists: 10 дизайнерок, изменивших мир
Интервью с руководителем ГУМ-Red-Line Игорем Казаковым
Революция в дизайне, которая всё изменила — Look At Me
В рамках Недели Берлина Look At Me рассказывает о главном столпе современного дизайна и архитектуры — берлинской школе Баухаус, воспитавшей несколько поколений смелых авангардистов в прикладном искусстве. Как небольшая частная инициатива определила идеи XX века, по каким принципам идеалисты Баухауса собирались построить новое общество и эстетику и почему их идеи до сих пор являются очень современными — об этом пойдет речь в большом гиде Look At Me.
Период 1920-х годов был для Германии одновременно тяжелым и вдохновляющим временем. Именно в пятнадцать лет между двумя мировыми войнами Берлин стал одной из главных столиц Европы, городом («ревущие двадцатые» — во многом про немецкую столицу), где жаждали инноваций и перемен. После ужасов Первой мировой войны каждый мыслящий человек ощутил необходимость в активной оппозиции по отношению к окружающему миру. В переходный период между 1918 и 1923 годами в Германии были проблемы с инфляцией, что не позволяло широких экспериментов в архитектуре, но местная сцена все равно находилась под большим влиянием голландской группы «Де Штайль» и французского титана авангардной архитектуры Ле Корбюзье.
Слева направо: послевоенный Берлин, «Ревущие двадцатые», Пит Мондриан, церковь в интерпретации французкого архитектора Ле Корбюзье
Открыть междисциплинарную школу, которая будет творческой лабораторией для профессионалов разных направлений, пытались еще в 1907 году. Прообразом Баухауса была мюнхенская школа Веркбунд (Deutsche Werkbund). Существовала и Школа прикладного искусства в Веймаре, чьи сооснователи, дизайнер Анри Ван де Вельде и Герман Метезиус, долгое время не могли договориться между собой. Все закончилось тем, что экспериментальную веймарскую школу возглавил молодой архитектор Вальтер Гропиус, вдохновляясь тем, что в тот момент представлял собой мюнхенский Веркбунд. В 1919 году Гропиус основал Баухаус — из двух соперничающих дизайн-школ в Веймаре. Простое и емкое название Баухаус (bau — «строить», haus — «дом») отражало ясные и одновременно с этим амбициозные цели создателей школы — понять, по каким законам работает архитектура, которая охватывает собой все проявления жизни и диктует логику и эстетику частных и общественных пространств.
Под влиянием Иоханнеса Иттена первые годы Баухауса прошли под влиянием немецкого экпрессионизма: Иттен три года руководил базовым годичным курсом основ дизайна и теории цвета. В тот момент у методов и подходов Баухауса, который являлся государственной школой, было очень много противников среди чиновников и консерваторов. Для того чтобы утвердиться на местной сцене и не лишиться государственных бюджетов, в 1923 году учителя и студенты Баухауса провели первую крупную выставку, которая вошла в историю. Несмотря на явные достижения авангардистов, пришедшие к власти национал-социалисты лоббировали свою эстетику, отражавшую имперские амбиции Германии второй половины 1920-х. И хотя выпускники Баухауса демонстрировали самостоятельность и невероятный успех учебного эксперимента, школе пришлось переехать в Дессау, где у нее оставалась правительственная поддержка. Сразу же, всего за год после переезда, было построено знаменитое здание по проекту Гропиуса, а интерьеры и мебель были выполнены студентами и преподавателями школы. Дизайн этого здания задал новое направление для стиля школы — теперь это был индустриальный функционализм.
Слева направо: плакаты Deutsche Werkbund, основатель Баухауса Вальтер Гропиус, плакат веркбундской школы, Баухаус в Дассау, кофейный столик работы Гропиуса
В 1928 году родоначальник Баухауса Гропиус ушел в отставку, его заменил Ханнес Мейер, сделав школу за небольшой период своего руководства (1928–1930) более коммерчески успешной. Мейер ввел в число обязательных предметов лекции по экономике, психологии и марксизму, который по-настоящему захватил умы интеллектуалов Западной Европы. И хотя очередная реформа школы в 1930 году превратила ее в основном в архитектурное заведение, школа была закрыта через год, когда фашизм начал утверждаться в обществе как доминирующая парадигма. 19 июня 1933 года мастерам школы не осталось ничего, кроме как провести собрание и проголосовать за роспуск Баухауса. Скрываясь от преследования и покушения на свободу, Гропиус, Мендельсон, Мис ван дер Роэ и многие другие эмигрировали через Британию в США.
Слева направо: предметы интерьера, разработанные преподавателями и студентами школы Баухаус, теория цвета Иоханнеса Иттена
Во время Второй мировой войны Баухаус-Дессау был частично разрушен, и только через тридцать пять лет здание было восстановлено как исторический памятник. В 1960 году архив Баухауса начал собирать все работы и документы самой значимой школы XX века через бывших выпускников в Германии, остальной Европе и Америке и членов их семей. Огромный архив в двадцать шесть тысяч работ, включающий эксперименты в живописи, скульптуре, архитектуре, фотографии и дизайне, собирался вместе с письмами, книгами и неформальными фотографиями, которые делали в мастерских того времени. Сейчас в этом здании располагается Фонд Баухаус-Дессау — центр исследований, обучения и экспериментального дизайна. Помимо постоянной экспозиции, каждый год Фонд Баухаус-Дессау организует Международную летнюю школу на новую тему. В 2012 году тема летней школы звучит как Didactic Home, она длится десять дней и состоит из четырех воркшопов. Участие в школе — платное, триста евро.
Здание Баухауса в Дессау
|
|
Иоханнес Иттен
|
Кресло «Барселона»
|
|
Кресло «Василий»
|
Графический дизайн
|
|
Чайник
|
Настольные часы
|
|
Stacking tables
|
Шрифт Architype Albers
|
|
Шахматы баухаус
|
Вальтер Гропиус (1883–1969)
|
|
Иоханнес Иттен (1888–1967)
|
Ласло Мохой-Надь (1895–1946)
|
|
Пауль Клее (1879–1940)
|
Ханнес Мейер (1889–1954)
|
|
Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969)
|
Марсель Бройер (1902–1981)
|
|
Василий Кандинский (1866–1944)
|
Герберт Байер (1902–1981)
|
|
Марианна Брандт (1893–1983)
|
Одним из главных принципов работы нового художника мастера Баухауса провозглашали сращивание искусства и ремесла, лучшим примером которого стала архитектура. О сообществе художников как лаборатории высокопрофессиональных ремесленников и говорят создатели Баухауса в своем манифесте: в те времена все авангардные школы и течения в искусстве предпочитали собирать тезисы в такой форме.
|
Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. |
|
Творчество и любовь к красоте — необходимые условия счастья. Время, не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут доставить радость. |
|
Архитектор должен быть координатором, чье дело заключается в объединении многих общественных, технических, экономических и художественных проблем, возникающих в связи с постройкой. |
|
Решение любых формотворческих задач — будь то стул, здание, целый город или план района — должно быть принципиально идентичным не только в отношении их пространственного взаимодействия, но также в социальных аспектах. |
|
Пространственная концепция — основная архитектурная дисциплина. Методы развития интереса к визуальной экспрессии во всех областях искусств должны прежде всего научить студента видеть , воспринимать расстояние и понимать человеческий масштаб. |
|
Студентов надо подготовить работать в бригадах — также и вместе со студентами смежных профессий, — чтобы обучить их работе друг с другом. |
|
Занятия по истории искусства лучше начинать на третьем году обучения, нежели на первом, для того чтобы избежать неразберихи взглядов и подражательства. |
|
В качестве преподавателей следует привлекать лишь тех людей, которые наделены достаточным практическим опытом как в проектировании, так и в реальном строительстве. |
|
Истинная цель всякого образования — слишком часто забываемая — состоит в пробуждении энтузиазма к великим свершениям. |
|
Нельзя больше смешивать творческое искусство и историю искусства. Задача художника — «творить новый порядок», историка — заново открывать и объяснять порядки прошлого |
Легендарная программа обучения Баухауса объединяла ремесло с искусством на самой ранней стадии, выливалась в равноправное сотрудничество учеников в мастерской вместе с преподавателем, а заканчивалось строительным экспериментом на специальной площадке.
Длительностью полгода, в конце курса — перевод в учебные мастерские.Вместо истории искусств и теорий базой в Баухаусе стал курс экспериментальный: в первые полгода работы в школе ученик знакомился с понятиями пропорции, масштаба, ритма и света, тени и цвета. Это позволяло ему попробовать себя во всех областях сразу и пройти все стадии простейших упражнений с различными материалами и инструментами, чтобы каждый мог найти свое персональное призвание. Еще преподаватели Баухауса очень осторожно относились к достижениям техники и считали, что одна из задач преподавателя — уберечь художника от потрясений «механического века».
Длится три года. После работы в учебных мастерских художника принимали в ремесленные гильдии, а потом в команду Баухауса. Именно так и складывалось знаменитое дизайнерское комьюнити Берлина, где не было учеников и учителей, а роли регулярно менялись. Отдельно во время практического курса студентов обучали пропорции, оптическим иллюзиям и цвету.
Третья и самая серьезная фаза Баухауса. Практическое участие в строительстве (на реальной строительной площадке) и свободное творческое участие в строительном процессе (на экспериментальной площадке Баухауса) для тех, кто достиг самых лучших результатов в учебе.
Несмотря на исключительно сложный период, в который Баухаусу и его идеям пришлось выживать, — отсутствие денег, вынужденный переезд и в конце концов закрытие — идеи этой школы, которая просуществовала всего четырнадцать лет, проникли во все сферы. Вместо того, чтобы погибнуть в чуждых условиях, баухаус открывал себя заново в новом контексте. И даже после закрытия школы баухаус в виде течения продолжал развиваться в работе отдельных его участников: Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ стали одними из самых важных и влиятельных архитекторов США того времени, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго «Новый Баухаус» (сейчас это часть Иллинойского технологического института), Ханнес Мейер поехал в СССР с группой студентов.
В Италии 1940–1950-х годов идеи баухауса нашли свое отражение в архитектуре движения рационализма. В Америке зародился так называемый интернациональный стиль в архитектуре благодаря эмиграции многих преподавателей Баухауса. Швейцарская школа 1950-х годов копировала многие идеи баухауса в отношении типографики и коммуникативного дизайна — это влияние позже перенеслось в Америку. Именно в это время зародился шрифт Helvetica (1957 год, Макс Мидингер). Первые художники-постмодернисты называли советских конструктивистов, европейский авангард и баухаус среди своих самых сильных влияний. В настоящее время работы, сделанные почти век назад в немецкой школе Баухаус, продолжают вдохновлять современных художников.
Futura Typeface |
|
Marc Berthier |
Bauhaus Dessau by Hort |
|
BauBike |
Six Architects by Roosterization |
|
Muller Van Severen |
Pprofessors |
|
Pass the Bauhaus |
Bauhaus Obama |
|
Немецкие почтовые марки |
Текст — Ася Баранова
Баухаус: конвейер шедевров | ELLE Decoration
В 2019 году мир отмечает 100 лет с момента создания Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухаус. Вальтер Гропиус (Walter Gropius), один из создателей и первый ее директор, провозгласил союз искусства и технологий — и последовательно его добивался. Основатели Баухауса выступали за унификацию различных искусств, и разработали подробный теоретический аппарат этой самой унификации. В послевоенные годы приходилось заново определять простые вещи — и для этого необходимо было изобрести новый универсальный язык, основанный на геометрических формах и сильных материалах. Цвету и его теории уделялось особое внимание, арт-терапию рекомендовали всем без исключения. В Баухаусе было легко обрести равновесие: были заняты и ум, и руки, и воображение.
Создатели Баухауса утверждали: человека нового времени должны окружать вещи-помощники, а не бессмысленный декор. Узор и орнамент отвергаются. Вместо них — однотонные глянцевые и матовые поверхности. Важно, чтобы в одном предмете сочетались теплые и холодные оттенки: к примеру, теплый тон дерева (кожи, ткани) и металлический корпус или каркас.
Вспоминаем изобретения и предметы этого революционного движения.
Пионеры Баухауса на крыше нового здания школы в Дессау, 1926. Слева направо: Йозеф Алберс, From left: Йозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Herbert Bayer, Юстус Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Бройер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фейнингер, Гюнта Штольцль, Оскар Шлеммер.- Фото:
- © Bauhaus‐Archiv Berlin/Musée National d’Art Moderne/Société Kandinsky
Здание Баухауса в Дессау, 1926–1929 годы, Вальтер Гропиус
Шедевр архитектуры функционализма. Уникальное здание, пережившее многочисленные реставрации (часть была утрачена в военные годы, пришлось искать чертежи по многочисленным архивам по обе стороны света и восстанавливать с участием двух международных команд). Сейчас большие окна с облегченными металлическими рамами стали уже общим местом в архитектуре — но тогда решение было смелым и, разумеется, согласовалось с учением Баухауса. Здание было совершенно лишено декора, к чему и стремился Вальтер Гропиус (Walter Gropius), не любивший переполненные орнаментами фасады XIX века. Интерьер и внутреннее оборудование были созданы самими учениками и преподавателями школы.
Здание Баухауса в Дессау по проекту Вальтера Гропиуса, 1926–1929 годы.- Фото:
- Tadashi Okochi © Pen Magazine
Кресло Wassily, 1925–1926 г, Марсель Бройер
Марсель Бройер (Marcel Breuer), студент, а затем и преподаватель в Bauhaus, использовал для каркаса кресла B3 (это оригинальное название модели) трубчатую сталь. Технология бесшовного аккуратного сгибания трубок была известна с конца 19 века и уже применялась в автомобильной промышленности (для каркасов автомобильных кресел). По той же технологии был выполнен руль его велосипеда Adler. Название Wassily появилось уже в 60-е годы, в честь Василия Кандинского, его коллеги по Bauhaus. Первоначально ремни кресла были холщовыми (сейчас текстиль не используется), позже стали кожаными. Кресло дало начало целой серии мебели из металлических трубок — кроватей, стульев, столов, диванов, кушеток и систем хранения. В настоящее время кресло производит компания Knoll.
Ильза Гроппиус в маске на кресле Wassily Марселя Бройера, 1925 год.Кресло Barcelona, Людвиг Мис ван дер Роэ
Вероятно, самое известное кресло, вышедшее из проектировочных мастерских Bauhaus. Дизайнер и архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwing Mies van der Rohe) разработал его специально для Международной выставки в Барселоне 1929 года — предполагалось, что на кресла смогут присесть монаршие особы, открывающие выставку. Само кресло представляло собой тонкий металлический каркас и плоские подушки. Ничего лишнего, чистая функция. С годами конструкция стала совершенной: от болтов, соединявших раму, отказались, и она стала монолитной. Кресло настолько удобно и популярно, и его так часто ставят в офисы и приемные, что оно породило коллекционную арт-версию Mies Lobby Trap («ловушка для лобби») Джона Анджело Бенсона (John Angelo Benson).
Кресло Barcelona, дизайн Людвига Мис ван дер Роэ, 1929 год.Арт-объект Mies Lobby Trap, Джон Анджело Бенсон, 2003.Металлический чайник, Наум Слуцкий
Этот чайник был разработан Наумом Слуцким, ювелиром и промышленным дизайнером. По красивой легенде отец Наума работал ювелиром у Фаберже, а самого Слуцкого многие называют родоначальником всего современного ювелирного искусства. Чайник подтверждал манифест движения: дизайн не нуждается в обильном декорировании. Практичность вещи должна решаться почти математическим способом, а не быть следствием украшательства. Красоту нужно находить собственно в форме. Эта красота до сих пор угадывается в шедеврах Alessi, Bodum и даже новой чайной линии Tom Dixon — отсылка к Баухаусу вынесена в описании чайного сервиза.
Металлический чайник, Наум Слуцкий, 1928.Чайный сервиз Form, Tom Dixon.Настольные часы, Марианна Брандт, 1930
«Черный квадрат в каждый дом», — могли бы сказать архитекторы Баухауса. Марианна Брандт (Marianne Brandt) вполне разделяла эти взгляды, и создала часы в 1930 году из хромированного металла (его обожали все дизайнеры движения). Форму этих часов повторяют с вариациями так часто, что они вполне могут стать символом бытовой культуры XX века.
Настольные часы Марианны Брандт, 1930 год.Стеклянные чайный сервиз, Вильгельм Вагенфельд
Вероятно, самый известный стеклянный продукт из мастерских Баухауса — чайный сервиз 1930–1934 годов авторства Вильгельма Вагенфельда (Wilhelm Wagenfeld). К этому архетипу чайного сервиза уже столько раз обращались другие дизайнеры, что он давно стал подобием народной песни — мало кто помнит автора. Впрочем, сам Вагенфельд как раз выступал за анонимность в дизайне, и не стремился к славе. Сейчас же это, пожалуй, самая распространенная посуда в кафе: за процессом заварки чая приятно наблюдать сквозь прозрачные стенки чайника. Стеклянные электрические чайники — потомки этого любования.
Стеклянный чайный сервиз Вильгельма Вагенфельда, 1930-е годы.Тележка на трех колесах, Марсель Бройер
Предназначенный для сервировки этот трехколесный столик по дизайну Марселя Бройера может сейчас ассоциироваться со всеми тележками в супермаркетах. Отметим также его сходство с оборудованием для медицинских учреждений. Впрочем, сотрудники Баухауса и не скрывали, что вдохновляются чистотой стиля больниц — более того, устройство своих модульных кухонь они подсмотрели именно там.
Сервировочный столик B54, дизайн Марселя Бройера, 1928, Gebrüder Thonet.Текстиль с яркими геометрическими орнаментами
Текстиль в ткацких мастерских Баухауса начали выпускать с момента создания школы. Актуальность этих рисунков, созданных под влиянием книги Иоханнеса Иттена (Johannes Itten) «Искусство цвета», и сегодня ничуть не утрачена. Иттен сам руководил созданием новых цветов, форм и фактур в текстиле. В этих же мастерских тренировали глаз и набивали руку ученики Василия Кандинского, Пауля Клее (Paul Klee), Ласло Махой-Надя (Moholy-Nagy László) и других преподавателей.
Дизайнер Анни Альберс за работой.Главной особенностью тканей Баухауза была их структурность: в них использовались нити различных характеристик, толщины и состава. Наиболее известны работы Отти Бергер (Otti Berger), Анни Альберс (Anni Albers) и Гунты Штельцель (Gunta Stölzl) — последняя была единственным женщиной-мастером в Баухаусе.
Ткань Study for Unexecuted Wallhanging, дизайн Анни Альберс, 1926.Ткань Ancient Writing, дизайн Анни Альберс, 1936.Гунта разрабатывала новые виды тканого плетения, экспериментировала с синтетическими материалами и целлофаном, придумывала «железное полотно» для стульев Марселя Бройера, проверяла возможности новых техник крашения. Именно Гунта Штельцель выполнила тканые полосы для первого экземпляра знаменитого кресла «Василий».
Текстильная мастерская была самым коммерчески успешным проектом Баухауса — от заказчиков не было отбоя. А курс, разработанный Иттеном, до сих пор служит основой начальной творческой подготовки в большинстве дизайнерских учебных заведений мира.
Ковер, дизайн Гунты Штельцель.Открытые системы хранения
Открытые книжные полки и свободностоящие стеллажи, которые можно использовать как перегородки — это одно из самых удачных завоеваний Баухауса в области интерьера. Поскольку свободной планировке в Баухаусе учили всех, нужно было каким-то образом учить эту планировку заполнять. Вот тут и пригодились стеллажи на металлических трубах и прочие полезные изобретения.
Стеллаж, дизайн Марселя Бройера, 1934.Светильники Марианны Брандт
Подвесные лаконичные лампы, меняющие свою высоту — тоже одно из изобретений Баухауса. С ними много экспериментировала Марианна Брандт (Marianne Brandt), ставшая в 1928 году главой мастерской по обработке металла.
Марианна Брандт, автопортретХотя славу Брандт принес металлический чайник, вошедший во все учебники дизайна, ее работы в области осветительных приборов примечательны не меньше — этими подвесами и лампами, меняющими направление светового луча, мы пользуемся до сих пор.
Светильник Марианны Брандт, 1925.Книга о шрифтах, Герберт Байер
Мало кто помнит, откуда взялась шрифты без заглавных букв. А между тем, их изобретение принадлежит Герберту Байеру (Herbert Bayer), учившемуся и работавшему в Баухаусе. Он утверждал: «Зачем нам писать на двух разных алфавитах, ведь в речи мы же не говорим с заглавной «А» или со строчной «а». Любопытно — после ухода из Баухауса Байер стал арт-директором немецкого Vogue. После, как многие участники Баухауса, переехал в Америку, где продолжил заниматься дизайном и фотографией.
Текст: Дмитрий Чернов
Книга Staatliches Bauhaus Weimar, 1919 — 1923, 1923. Оформление обложки — Герберт Байер. Верстка и оформление книги — Ласло Мохой-Надь.- Фото:
- Давин Мэкель
Elle Decoration
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)