Бархат — нестареющая роскошь. Как носить и ухаживать
Все меняется на подиумах, мода приходит и уходит, но бархат так или иначе актуален всегда. Будь то простое девичье платье, леггинсы или сделанный на заказ жилет.
Виды бархата, широко используемого сегодня:
1. Бархатная парча. Прямой натуральный или наклонный искусственный ворс в этом типе ткани формируется в рисунок на основе из шифона, тафты или крепа.
2. Шифоновый бархат. Чрезвычайно легкий бархат для платьев с прямым ворсом на шелковой основе.
3. Бархат с ворсом из натурального или искусственного шелка с хлопковой основой. Очень плотная и довольно тяжелая ткань.
4. Лионский бархат. Жесткий бархат с коротким шелковым ворсом и основой из шелка или хлопка, используемый преимущественно для шляп и верхней одежды. Бархат, похожий на лионский, имеет искусственный ворс и основу из хлопка или шелка, он обрабатывается особым образом для имитации более дорогого Лионского бархата.
5. Панбархат. Легкий бархат с ворсом, уложенным в одном направлении. У него ярко выраженный блеск, и он используется в основном для изготовления дамских шляп.
6. Бархат для обуви. Ткань с коротким прямым ворсом специально для обуви.
7. Прозрачный бархат. Легкий, тонкий бархат, лучшие образцы которого изготавливаются с прямым ворсом из искусственного шелка. Более дешевые виды ткани обычно имеют в своем составе хлопок и также искусственный шелк.
8. Неразрезной бархат. Петли ворса в этом типе бархата оставляют неразрезанными.
9. Бархат для обивки. Тяжелая широкая ткань, может быть с неразрезным или с разрезным ворсом. Используется для портьер и обивки.
Как может выглядеть бархат :
1. Королевский пурпур. Всего лишь одной детали из подобного ансамбля будет достаточно, чтобы оживить гардероб. Такой глубокий, насыщенный фиолетовый цвет подойдет практически любому тону кожи. Классическая форма брюк и атласный верх универсальны.
Rachel Zoe Rachel Zoe
2. Розовая леди. Бархатная одежда может быть любого цвета, чаще всего используются достаточно интенсивные черный, изумрудный, пурпурный, рубиновый и так далее. Но пусть это не вводит вас в заблуждение, вы можете попробовать бархат более мягкого, женственного оттенка.
3. Время коктейля. Маленьких черных платьев никогда не бывает слишком много. Попробуйте добавить к своей коллекции что-нибудь из черного бархата. Это сделает зимнюю коктейльную вечеринку просто идеальной.
Lanvin Ralph Lauren
4. Костюм «тройка». Костюмы носят везде. Мужская одежда распространена настолько, что давно перестала быть лишь прихотью дизайнеров, демонстрируемой только на моделях. Если вы не готовы облачиться в бархат с головы до ног, наденьте один жилет.
Tadashi Shojhi Diane von Furstenberg
Один из самых красивых и популярных в наши дни- мягкий и переливающийся бархат на креповой основе с вискозным ворсом.
Аксессуары из бархата в тон наряду, небольшой клатч или крупное колье оттенка теплого золота послужат завершающим штрихом к образу.
Многие дизайнеры советуют немного отвлечься от классических оттенков и обратить внимание на бархат летних расцветок( желтый, терракотовый, глубокий зеленый).
А смелым модницам- и вовсе пойти против правил, надев вместо классических туфель ботильоны.
Какую бы бархатную модель вы не выбрали, она априори создаст атмосферу роскоши и красоты.
Уход за бархатом
Бархат – деликатная ткань, ей нужен особый уход, каким бы ни было изделие из бархата: лента, отделка, накидка или платье. Чтобы поднять ворс, когда он стал плоским или повредился, бархатную одежду нужно подержать над паром изнаночной стороной или повесить ее над ванной, наполненной горячей водой. Изделия из бархата нужно регулярно чистить щеткой для удаления скопившейся в ворсе пыли.
Gucci Rachel Zoe
При раскрое бархата следует позаботиться о том, чтобы разместить рисунок на ткани с учетом направления ворса: он должен идти снизу вверх. Это обеспечивает богатство и глубину текстуры и цвета бархата.
Продолжение публикации http://www.livemaster.ru/topic/596765-barhat-roskosh-i-krasota?vr=1&inside=1
В публикации использованы материалы из интернета.
Секреты выбора, раскроя и шитья бархата
Пособирав все тапочки, после предыдущей статьи, я все-таки решила написать еще одну 🙂 Если хотя бы одной начинающей мастерице мои советы помогли, значит, все не зря. Сегодня хочу поговорить о пошиве из бархата.
В последние годы бархат снова занял лидирующие позиции в коллекциях дизайнеров и, соответственно, в сердцах модниц. Изделия из него всегда выглядят изысканно и роскошно, даже при самом простом крое. Из бархата можно создавать не только праздничные и вечерние наряды, но и одежду для повседневного образа. К примеру, отличным дополнением к футболке и джинсам станет жакет из бархата. К блузке и туфлям на каблуке добавит изысканности прямая или зауженная к низу бархатная юбка. Мужская половина также может отлично сочетать джинсы и пиджак из бархата.
Кстати, минутка истории 🙂 родиной бархата принято считать Италию. Здесь в XIII веке была учреждена специальная гильдия производителей бархатного полотна. Изначально бархат могли себе позволить лишь богатые и знатные люди в силу его дороговизны.
Так давайте же разберемся как выбирать, кроить и шить королевскую ткань. Поехали 🙂
1. ВЫБИРАЕМ БАРХАТ
Бархат бывает очень разным: тяжелым, текучим, пластичным — в зависимости от состава. От него же зависит и цена. Причем сэкономить на бархате для вечернего платья или пиджака вполне реально, если учитывать не только цену, но и свойства ткани.
Бархат на шифоне (велюр) — легко струится и хорош для вечернего платья, но так как сделан из синтетики, не годится для повседневной одежды.
Хлопковый бархат с эластаном — безупречно облегающий фигуру и практичен в повседневной носке.
Бархат на хлопковой основе — довольно тяжелая ткань, почти не драпируется, зато прекрасно держит форму. Годится для воротников, клапанов, других деталей.
Бархат из смешанных волокон хлопка с шелком и эластаном — подходит для платья с мягкими складками и драпировками.
Шелково-хлопковый бархат — превосходно драпируется, струясь по фигуре роскошными складками.
Шелковый бархат — изящно струится, гигроскопичен, на нем хорошо смотрятся изысканные вышивки.
При покупке внимательно рассмотрите ткань, это важно. На бархате очень часто встречается брак в виде выцветших заломов, и потертостей. После покупки сверните бархат в рулон. Не храните сложенным как попало. Не допускайте заломов, потом их сложно убрать. Наведите порядок в мастерской (или там, где шьёте). Нитки, пайетки, обрезки – все прилипнет к ткани. Особенно актуально, если параллельно шьёте несколько проектов.
2. РАСКРОЙ
Как правило, бархат не декатируют, поскольку при утюжке ворс замнется, испортив ткань. Но как быть, если в основе бархата есть хлопок и вискоза, дающие сильную усадку? В этих случаях можно воспользоваться следующим способом: в ванну набирается горячая вода, а отрез бархата развешивается над ванной. В идеале следует оставить ткань в этом положении на всю ночь, плотно закрыв дверь. Таким образом отрез «пропаривается» и усаживается.
Поскольку бархат обладает ворсом, крайне важно выкроить все детали кроя с одинаковым направлением ворса. Определить его направление несложно: проведите по лицевой стороне ладонью в долевом направлении и обратно, ворс пригладится или, наоборот, поднимется.
Лекала обязательно раскладывать в одном направлении ворса (например, брюки нельзя кроить валетом). Я крою обычно так, чтобы ворс «смотрел вверх» – так цвет получается насыщеннее и ярче (проверьте, очень хорошо заметно!). Важно: на бархате с высоким ворсом выкройки раскладывают только против направления ворса.
Поскольку кроить придётся всё изделие в одном напралении, то крой будет неэкономный, из обычной ткани крой раскладывается навстречу, не учитывая ворс. Поэтому к расчётной длине ткани, нужно прибавить ещё 50%. Если фигура до 46 размера прибавить 30-35%. Для юбки, если бёдра в обхвате не более 125-130 см, то к длине юбки прибавить 5 см на низ + 15 см для пояса и усадки.
Крою с лица! Никого не призываю, но мне так удобно раскладывать струящийся бархат. Ворсом внутрь – цепляется и сложно ровненько разложить. Последующая разметка – естественно с изнанки! Использую портновский мел (который не восковой, а похож на учительский). Он быстро исчезает.
Поскольку нити бархата на срезах осыпаются, швы на припуски и подгибку низа изделия следует давать немного шире, чем обычно, детали кроя рекомендуется обметать сразу после раскроя.
Используйте проверенную заранее выкройку! Распарывать бархат не желательно, вероятнее всего останутся следы.
3. ПОШИВ
Меняю иголку на новую перед началом пошива (№75 справлялась хорошо). Если бархат тянется, то нужна игла для трикотажа, с закруглённым концом. Длина стежка составляет около 2,5 мм.
Во избежание смещения деталей относительно друг друга при выполнении машинной строчки, на бархате с длинным ворсом, наметку произведите по обе стороны от шва. После выполнения строчек наметку необходимо сразу удалить, поскольку заломы, образовавшиеся от ниток, со временем удалить будет очень сложно.
Все швы, в том числе и швы вытачек, необходимо прокладывать в одном направлении. Если нужно отстрочить бархат по лицу – обязательно предварительно проверьте. Часто строчки утопают и выглядят некрасиво!
4. ВЛАЖНО-ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА
Бархат нельзя утюжить как обычную ткань – ворс замнётся и могут появиться ласы. Узлы наряда удобно утюжить через махровое полотенце или кусок такого же бархата (слой полотенца или бархата – подложки, дальше основная деталь из бархата, сверху опять полотенце или слой бархата-подложки). Выставляю на утюге обычно двойку с паром. При этом, утюгом не прижимаю ткань, а придерживаю и паром обдаю. В любом случае – проверьте способ утюжки на своей конкретной ткани.
После того, как прошлись утюгом, ткань лучше не трогать! Дать немного остыть, чтобы не наделать заломов.
Если знаете, где купить кардоленту, обязательно купите и попробуйте ее! Видела, как здорово с ней утюжат бархат. Технология та же, что и с полотенцем, но с ней должно получится ещё лучше!
Ну и ещё, по моим наблюдениям, бархат полнит, так что будьте внимательны при выборе модели!
Расскажите, какие секреты работы с бархатом применяете вы? А я, по секрету, скажу вам, что на днях в нашем магазине появится шикарный бархат, самых модных оттенков 🙂
Чем отличается бархат от велюра, сфера их применения, фото
Очень близкими по виду и назначению являются материалы бархат и велюр. Чем отличаются между собой эти ткани, какова специфика их использования на практике? Обо всем этом вы узнаете из данной статьи. Ведь вам часто приходится видеть эти материалы в качестве обивки на диванах, уголках, мягких креслах, пуфах. Также из них шьют модную домашнюю одежду: халаты, спортивные костюмы. И та и другая ткань плотная, долговечная и обрела титул «королевской».
Значение терминов
Слово «бархат» появилось в русском языке уже очень давно. Оно еще упоминалось в «Домострое». В нем бархатом называлась шелковая ткань с густым ворсом на лицевой стороне. Первоначальным источником этого термина было тюркское barrakan. Оно имело значение «ткань с начесом». Современное определение бархата — ткань, изготовляемая из разрезанного ворса способом переплетения нитей.
Между бархатом и велюром в чем разница, являются ли они синонимами? Слово «велюр» образовалось от французского velours, имеющего значение «мохнатый, волосатый». Особенностью велюра является то, что для его изготовления используется шерстяная пряжа. Материал, в структуру которого входит цельный ворс — это велюр.
Плюсы и минусы бархата
Будучи дорогой тканью натурального происхождения, бархат имеет большое количество достоинств:
- не вызывает аллергии и раздражений кожи;
- не имеет способности растягиваться;
- хорошо держит тепло;
- не покрывается пылью;
- превосходно драпируется, переливается и блестит;
- имеет длительный срок стойкости;
- обладает благородным видом.
Из недостатков материала стоит выделить следующие:
- не подходит для одежды на полных женщин, потому что создает эффект объема;
- нуждается в тщательном уходе;
- имеет высокую стоимость.
Бархат изготавливают из хлопковых, шелковых и шерстяных нитей. Он имеет высокий ворс, который еще называют плюшем. Разновидностями бархата являются вельвет и плис.
Достоинства и недостатки велюра
Многим рукодельницам интересно, чем отличается велюр от бархата. Фото статьи демонстрируют благородство этих тканей. Многие предпочитают изделия из велюра, потому что он является чистошерстяным материалом. Он очень мягкий и приятный на ощупь. Нужно выделить следующие плюсы этой ткани:
- хорошо хранит тепло;
- относится к «дышащим» тканям;
- не имеет свойства растягиваться и мяться;
- дает приятные ощущения при прикосновениях;
- имеет демократичную стоимость.
Минусов у велюра совсем мало:
- легко пачкается, трудно поддается выведению пятен;
- нуждается в постоянном уходе и внимании.
Велюр делают из шерсти или хлопка путем суконного прядения. Ворс велюра может быть гладким, тисненым или в виде рисунков. Велюр бывает двух типов — петельчатый и разрезной. Петельчатый считается трикотажной тканью и применяется для пошива одежды. Разрезной изготавливается из шерсти и отличается более длинным ворсом.
Чем отличается бархат от велюра
Некоторые люди считают, что велюр и бархат — это одно и то же. Но это не так. Следующая таблица продемонстрирует отличия бархата и велюра.
Бархат | Велюр |
производится из шелка | сделан из шерсти |
имеет короткий ворс | характеризуется длинным ворсом |
является натуральным материалом | частично искусственная ткань |
плотная ткань | мягкий материал |
высокая стоимость | дешевая ткань |
Сфера применения и уход
Вот вы и узнали, чем отличается бархат от велюра. Теперь черед узнать об их применении. Велюр используется для пошива детских вещей, домашней одежды, спортивных костюмов, пижам. Из узорчатого велюра шьют вечерние платья. Он подходит для моделирования беретов, шапок, пальто. Этот материал иногда служит обивкой для мягкой мебели. Специальным автомобильным велюром обтягивают сидения. Жаккардовая ткань годится для постельного белья. Иногда ее используют в качестве подкладочного материала.
Любительницы изысканных нарядов шьют из бархата вечерние платья, пышные юбки. Также он отлично подходит для костюмов, широких брюк, пальто, боди. Бархатом часто украшают туфли, ботинки, босоножки. Это отличный материал для пошива аксессуаров: сумок, клатчей, повязок на голову. Бархат служит обивкой для мебели, для изготовления шикарных портьер.
Бархат — более капризная ткань. Для его достойного внешнего вида необходим уход. Бархатные вещи регулярно чистят, чтобы удалить пыль и ворсинки. Велюр же не такой прихотливый. Иногда достаточно удалить загрязнения с велюровой поверхности чистой влажной тряпочкой.
Велюровые и бархатные вещи нельзя стирать с использованием отбеливателей или других химических средств. Подобную одежду не стоит скручивать и сильно выжимать. Процесс высыхания можно ускорить феном, но не утюгом. Следите за тем, чтобы изделия из бархата и велюра не сушились под прямыми солнечными лучами, лучше выбрать тень. Гладить такие вещи также нежелательно. В случае если уж очень нужно выровнять мятую одежду, пройдитесь по ней слегка горячим утюгом, вывернув наизнанку. Лучше всего выровнять складки паром. Пыль на мебели из бархата и велюра собирают пылесосом.
Небольшие отличия этих двух тканей не мешают назвать их родственными. Бархатные и велюровые вещи — признак хорошего вкуса их обладателей!
Антология бархата. Красота сквозь века. Часть 2
Первую часть публикации вы сможете увидеть здесь. Она была приурочена к тематической неделе «Бархатная революция».
Как говорится, по семейным остоятельствам мне не удалось быстро подготовить вторую часть «Антологии…», да и, признаюсь, я черезчур увлеклась самим процессом изучения и сбора материала для публикации. И вот перед вами вторая её часть.
Итак, попробуем отследить судьбу бархата на русской земле. Первые упоминания о нём датируются рубежом XV-XVI веков. Не спрашивайте, почему не раньше, ведь внешняя торговля на Руси шла, невзирая ни на какое монголо-татарское иго, которое датируется XIII-XIV веками. Византия и другие земли юго-восточной Европы -— с одной стороны, торговля через Готланд, «око Балтии», — с другой. Но факт остаётся фактом, и за отправную точку шествия бархата по Руси будем считать именно рубеж XV-XVI веков.
В ту пору русская живопись была представлена иконописью и стенной живописью с очень строгими канонами. Это было время Алипия Печерского, Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия и других иконописцев, чьи имена в большинстве своём не сохранились, времена создания уникальных по своей духовности икон и фресок.
Ярославская Оранта
Датируется XII-XII в.в., возможно, эту икону написал Алипий Печерский.
Успение. Феофан Грек. 1392г.
Троица. Андрей Рублев (1411 г. или 1425-27г.г.)
Икона Одигитрия Смоленская. Дионисий. 1482 г.
Увы, с точки зрения передачи визуальной информации своим потомкам (не забываем, мы ищем бархат!) XV-XVI века — не самое лучшее время. Лишь в XVII веке русский портрет отходит от иконописных ликов, в нем появляется «живоподобие», но вплоть до XVIII русская живопись сохраняет религиозный характер. И нам придётся обратиться к творчеству художников XIX, чтобы увидеть боярскую Русь.
Одним из первых русских покупателей диковинной заморской ткани был удельный князь Михаил Андреевич Верейский и Белозерский. В 1486 году он завещал дочери Анастасии красную бархатную шубку. Вполне возможно, она была похожа на эту.
1885. Маковский. Боярыня у окна
Шуба в те времена была не менее актуальна, чем в наши дни. Только если современные модницы щеголяют в шубках «мехом наружу», то во времена боярской Руси мех располагали с изнаночной стороны, покрывая шубку дорогим бархатом. В то время производили такое количество видов этой ткани, что и сегодня кажется удивительным. Гладкий, косматый, петливатый-петельчатый и полупетельчатый (с неразрезанным ворсом разной высоты), полуразрезный (в рисунке ткани под «остриженным» ворсом можно было различить мелкие, выступающие над основой петли), рытый (с выпуклым узором, выполненным в двух плоскостях: и по золотной основе, и среди «мохнатого» шелка), одноморхий и двоеморхий (последние два — рельефные с двумя уровнями «щетинок»), золотные (здесь в утке применялись пряденое золото и серебро), аксамиченный (рапорт рисунка выполнялся золотным или серебряным шелком).
Цена на бархат была очень высока (один бархатный наряд стоил столько же, сколько стоил боевой конь), поэтому в качестве отделки использовали исключительно дорогой мех — соболий, куний, мех горностая, рыси и черно-бурой лисы. Различные варианты бархатных одежд на меху, а их было множество, от «русских» в пол до летников, кафтанов и пр., можно увидеть на картинах Маковского, Рябова, Сурикова и других русских художников.
1887г. Суриков. Этюд для картины «Боярыня Морозова»
Суриков. Этюд для картины «Боярыня Морозова»
Суриков. «Боярыня Морозова» , фрагмент
Маковский. Боярин с кубком
Такие шубы не шились на один-два сезона. Их, как и другие одежды из бархата, дарили, оставляли в наследство, передавали в виде подушного вклада в монастыри, при необходимости перешивали, и этими «перешивками» не гнушались даже царские особы. Так, известно, что однажды было распорото и переделано платье сына Ивана Грозного, из белого «рытого» бархата, а самому царю была по его приказу перешита ферязь из красного бархата с изображенными на нем желтыми птицами в накидку «безъ рукавовъ».
Васнецов. Иван Грозный
Обратим внимание на детали одежды царя. Есть два варианта, из чего мог быть сшит его кафтан. Для пошива этого вида царской одежды использовались в основном аксамиченный бархат или аксамиченый атлас (напомню, рапорт рисунка на такой ткани выполнялся золотным или серебряным шелком). Такие кафтаны подбивались истинно царскими мехами — соболем или горностаем. К дорогим нарядам требовались не менее дорогие дополнения — сапоги и шапки. Если судить по сохранившимся описям, у Ивана Грозного было не менее десяти бархатных шапок. Украшенные жемчугом и мехом, расшитые серебром и золотом, с запонами («брошками») из золота и серебра и с драгоценными камнями… Сапоги тоже делались с размахом — из того же бархата или сафьяна, например, и украшались не хуже остальной одежды. Для иллюстрации — несколько фотографий экспонатов из музеев Московского кремля.
1. Сапожок (бархат, кожа козы, золотой шнур, жемчуг). 2. Стихарь (аксамит, бархат, атлас). И хотя это одежда для богослужения, ткань для его пошива использовалась подобная той, из которой шилась и царская одежда. 3. Запона.
Не могу не показать, как в реальности выглядит заморская диковинка, которую так любила русская знать. Все образцы — это фрагменты тканей из коллекции музеев Московского Кремля. Одежда, сшитая из этого бархата, датируется XVII веком, но нет сомнений, что подобные ткани были в ходу и веком раньше, во времена Ивана Грозного.
А так это богатство выглядит на картинах:
Андрей Петрович Рябушкин. Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899
Лебедев Клавдий Васильевич. Боярская свадьба. 1883
Седов Григорий Семёнович . Царь Иоанн Грозный любуется на Василису Мелентьевну. 1875
Изображение женщин боярского рода русскими художниками — это особый разговор. И даже не разговор — песня! Особенно мне нравятся красавицы у Константина Маковского. Его царевны, боярыни и боярышни прекрасны! Впрочем, смотрите сами.
Боярыня с ларцом.
Боярышня
Боярышня с подносом
Царевна
Молодая боярыня
Княгиня под венец
В процессе сбора материала натолкнулась на вопрос, можно ли доверять тому, что изображено на полотнах художников 19 века. Никто не спорит, что мастера, воспроизводившие Русь боярскую, идеализировали прошлое, но с точки зрения передачи исторического костюма и быта тех лет их картины безупречны. В своём творчестве художники опирались на культурное наследие XV-XVI веков: различные письменные источники, памятники архитектуры, живопись, сохранившиеся вещи. Многие художники занимались собирательством предметов старины. Конкретно про Маковского могу сказать, что он за свою жизнь собрал огромное количество предметов прикладного искусства, многие из которых попали на его картины. Вот лишь малая часть того, что было в его коллекции:
Сборник (Вологодская губерния. Конец XVIII — начало XIX века. Хлопчатобумажная ткань, жемчуг, перламутр, бирюза, стекло) и ларец (конец XVII века. Дерево, резьба).
Поднизь (Костромская губерния. Конец XVIII века. Шелк, парча, бить, штоф, стеклярус, жемчуг, перламутр) и кокошник (Галич Костромской губернии. Конец XVIII века. Картон, парча, золотная нить, бить, фольга, жемчуг, бирюза, стекло).
А это уже не из коллекции художника.На первой фотографии очень хорошо видно, что вышивка выполнена по бархату. Очень похожая «шапочка» изображена на картине Константина Маковского «Боярыня у окна» (смотрите выше).
И несколько красавиц:
Сергей Соломко.
Молодая женщина в народном головном уборе.
Николай Неврев. Василиса Мелентьева и Иван Грозный
Маковский. Молодая боярыня
Маковский. Черноокая княжна
Одной из отличительных черт одежды боярской Руси является её чрезмерно богатый вид. Так, Архиепископ Арсений Элассонский, побывавший на приёме у царицы Ирины Фёдоровны Годуновой, писал, что при виде роскошного облачения государыни всех присутствующих охватил какой-то «сладостный трепет благоговения», так как «малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей». Касалось это и боярской одежды в целом. Достигалось такое богатство не только сочетанием дорогих материалов нескольких видов, но и различными способами декорирования. Дополнительные накладные детали, ювелирные нашивки, пуговицы, каждая из которых уже сама по себе является произведением искусства, самые разнообразные кружева, различные виды вышивки. Один из последних — так называемое «золотное шитьё», шитье золотными нитями и драгоценными материалами. Зачастую ткань практически полностью закрывалось вышивкой.
Наряды (фасоны) боярской Руси очень сильно отличались от европейской моды. Если , говоря о Европе тех лет, уже можно было говорить именно о моде, то к допетровской Руси более уместно слово «традиции». И на формирование этих традиций влияло очень много факторов. Но даже такие значительные события, как принятие христианства и монголо-татарское иго, лишь оттачивали, если хотите, «особенности национального характера». Мы стали христианами, но сохранили в себе долю язычества. Мы уже не Европа, но ещё и не Азия. Мы та самая страна, которую «умом не понять» и «аршином общим не измерить». Но вернёмся к бархату!
Как и в Европе, на Руси бархат использовался очень широко. Он шёл не только на создание светских и церковных нарядов, но и для отделки воинского снаряжения, изготовления предметов культа, книг, убранства храмов, для украшения интерьеров царского и боярского жилья. Очень интересно с этой точки зрения рассматривать картины жанрового плана.
Александр Дмитриевич Литовченко. Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею
На этой картине во всей красе видны не только сокровища, принадлежавшие царской казне, но и огромная разница в том, как одеты «наши» и «не наши». Вот она — мода и традиции!
Событие относится к 1570-м годам, когда царь уже был нездоров, его мучали сильные боли, но сокровищницу он посещал практически каждый день. По свидетельствам посла, которого однажды царь позвал с собой, Иван Грозный рассказывал о свойствах различных камней. Думаю, для многих будут интересны его слова (особенно для мастеров, работающих с камнями): «Все эти камни — чудесные дары божьи, они таинственны по происхождению, но однако раскрываются для того, чтоб человек ими пользовался и созерцал; они друзья красоты и добродетели и враги порока».
А теперь поищем бархат. Однозначно мы видим его на самом царе (шапка, накидка на коленях, «коврик» под ногами), на после Горсее и его сопровождающем, на стоящем сзади боярине (чёрная, подбитая мехом шуба). В центре картины — седло. При изготовлении сёдел тоже часто использовался бархат. Так выглядит седло с картины:
А так настоящие:
Первое датируется второй половиной 17 века и изготовлено в мастерских Конюшенного приказа Московского Кремля. Второе (середина 17 века) привезено из Турции. Оба седла выполнены с использованием бархата.
Из бархата делались и полы для лошадей, его же использовали для украшения сбруи, которая тоже сама по себе была произведением ювелирного искусства.
Михаил Иванович Авилов (1882–1954). Царевич Иван Иванович на прогулке
Обратите внимание, что конская цепь на вороном коне практически точно повторяет цепь, которую можно увидеть в иллюстрациях, хранящихся в музее Оружейной палаты.
Иллюстрации художника Н. Самокшина (17в.) к книге Кутепова » Царская охота на Руси царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича XVII век » прекрасно демонстрируют, с каким размахом проходили на Руси подобные мероприятия.
Кафтан ездовой — терлик бархатный. 2я половина 17го.
Узнаёте? Ещё одно доказательство того, что историческая живопись — это фантазия художника, основанная на глубоких знаниях истории и исторического костюма.
Вячеслав Шварц. Иоанн Грозный у тела убитого им сына
На царе бархатная на меху ферязь, из чёрного бархата колпак. Известно, что эта шапка была подбита черно-бурой лисой и надевалась царём к траурному платью.
Вячеслав Шварц. Вербное воскресенье в Москве во времена царя Алексея Михайловича
Иванов Сергей. Приезд воеводы
Андрей Петрович Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. 1893.
Михаил Федорович родился почти на полвека позже, чем появился на свет будущий Иван Грозный, и большая часть его жизни прошла уже в веке семнадцатом, но по картине видно, что и десятилетия спустя уклад жизни не изменился. И продержится он ещё долго, лишь при Петре I Русь сменит свой облик на европейский.
Литовченко Александр Дмитриевич. Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича
Григорий Седов. Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем
Хороши девушки, не правда ли? А уж наряды! К слову, по «Домострою», все свадебные обряды просто обязаны были проходить с использованием бархатных вещей. Свадебные чины со стороны невесты должны были одеваться в «кафтанехъ и в терликахъ в бархатныхъ и камчатыхъ, и в отласныхъ в золотныхъ». Ритуальные свечи приносились в бархатных или атласных золотных кошельках. Поднос, на котором лежал каравай невесты, покрывался этими же дорогими тканями, а свадебный хлеб жениха обшивался бархатом или камкой. Во время обряда часания волос жениха и невесты и закручивания кос девушки в причёску замужней женщины молодых сажали на бархатные или атласные «зголовья». Если невеста отправлялась в церковь в санях, то сидела она так же на бархатной подушке.
Но самая красивая история, связанная со свадебным обрядом и бархатом, это история, связанная с замужеством дочери Ивана III. В 1495 году выдавал царевну Елену за князя Литовского Александра Каземировича. В приданое государь выделил дочери десять бархатных отрезов, в 10-15 локтей каждый. Бархат был разный: венецианский классических расцветок и турецкий из города Бурса с более смелым цветовым решением — по лазоревому полю шёл рисунок «чернь съ золотом», такая же ткань, но без блестящей нити и ткань с красной основой, над которой поднимались чёрные щетинки. И был ещё один — гладкий, алый, по которому Елена должна была идти навстречу своему будущему мужу. По другой версии алый бархат расстелил перед невестой сам жених, но сути это не меняет — невеста шла по «красной дорожке», которая традиционно является атрибутом чествования сильных мира сего, символом роскоши и богатства или признания чьих-то заслуг.
Найти картину, которая могла бы красиво проиллюстрировать эту историю, не удалось, но многие художники писали картины на тему «Свадьба-сватовство-смотрины». Понимаю, что визуально найти на них бархат сложно, но, зная традиции того времени, мы можем позвать на помощь наше воображение.
Илья Репин. Выбор великокняжеской невесты
Константин Маковский. Смотрины
Константин Маковский. Боярский свадебный пир в XVII веке
Вячеслав Россохин. Как тебя звать?
Этот сюжет ещё далёк от сватовства и того, что за ним следует, но уж очень долго не могла найти, кто же автор картины. Поэтому пусть будет.
Иван Кириллов. Выбор невесты.
На этой картине хочу обратить ваше внимание на фигуру бравого молодца на заднем плане. Это рында — один из многочисленных почётных стражей и царских телохванителей. При Иване Грозном в их «форму» входили высокие белые бархатные шапки, опушённые рысьим мехом, а при Фёдоре I, его сыне, рындам были сшиты и белые бархатные кафтаны, которые сменили серебристые кафтаны из парчи. В те же времена в бархатных нарядах стали щеголять и другие служилые люди, например, государевы возничие, и это было тем самым «встречают по одёжке», призванное лишний раз подчёркнуть богатство и могущество русских царей, какие бы тяжёлые времена не переживала в это время Русь..
Можно приводить ещё очень много примеров использования бархата в допетровской Руси, но основное уже мы выяснили — бархат и здесь, как и в Европе, был визитной карточкой знати, символом роскоши, идущей рука об руку с властью. На этом можно было бы поставить точку, но ещё пару слов хочется сказать о производстве собственного бархата на Руси.
В этом вопросе я столкнулась с расхождениями в подаче информации. По одной версии, первые попытки производства собственного бархата относятся к правлению Фёдора I, который находился на престоле с 1584 по 1598. По второй, Бархатный двор был основан в Москве в 1632, уже при государе Фёдоре Михайловиче , первом царе из династии Романовых. Как бы то ни было, основной проблемой, почему это не переросло в крупное производство, было отсутствие в должном объёме шёлка-сырца, основы для производства бархата. Он был очень дорог и привозился контробандой из персии армянскими купцами. Лишь при Петре Первом, при котором были налажены легальные поставки из китая шёлка-сырца и увеличены пошлины на ввозимые заграничные ткани, производство шёлка и бархата вышло на промышленный уровень.
P.S. В 60 км от МКАДа в селе Заречье Владимирской области находится единственный в России Музей по истории шелкового бархатного ткачества в усадьбе текстильного фабриканта Думнова С.И. Воссоздала фамильную усадьбу и организовала Музей московская художница по куклам Галина Масленникова. В музее можно увидеть уникальный ручной ткацкий станок, который использовался для производства бархатной ткани и плюша и коллекцию бархатной одежды 19 века.
Спасибо всем за внимание!
Публикацию подготовила Болдырева Марина.
Бархат — это… Что такое Бархат?
БАРХАТ — чистошёлковая или полушелковая ворсовая ткань со сплошным или узорным коротким ворсом на лицевой стороне. Чистошёлковый бархат имеет ворс и полотно ткани из нитей натурального шелка или ворс из искусственного шёлка, а полотно ткани из… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
БАРХАТ — (вероятно, испорч. нем. Barchent бумазея). Шелковая ткань с густым ворсом на лицевой стороне. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРХАТ вероятно испорченное немецкое слово Barchent, бумазея. Шелковая… … Словарь иностранных слов русского языка
Бархат — (Ижевск,Россия) Категория отеля: Адрес: Нагорная улица 29, Ижевск, Россия … Каталог отелей
БАРХАТ — муж. аксамит ·стар., шелковая ткань с короткой, стриженой, густой ворсою. Уронила ненароком слово ласковое, словно бархатом по сердцу повела. Суконце, что твой бархат! Пошло дело как по бархату, как по маслу. | Бумажный зовут полубархатом или… … Толковый словарь Даля
БАРХАТ — муж. аксамит ·стар., шелковая ткань с короткой, стриженой, густой ворсою. Уронила ненароком слово ласковое, словно бархатом по сердцу повела. Суконце, что твой бархат! Пошло дело как по бархату, как по маслу. | Бумажный зовут полубархатом или… … Толковый словарь Даля
Бархат — Бархат снится к очень успешным делам. Если во сне вы одеты в бархат, вас ждет известность. Старый, потертый бархат означает, что ваше благополучие пострадает из за вашей чрезмерной гордости. Если молодая женщина видит себя в бархатном … Большой универсальный сонник
бархат — вельвет, велюр, фллодендрон, плис, феллодендрон, аксамит, мокет, бархатец Словарь русских синонимов. бархат сущ., кол во синонимов: 15 • аксамит (9) • … Словарь синонимов
БАРХАТ — (бархатное дерево) род деревьев семейства рутовых. Ок. 10 видов, в Вост. Азии. Для промышленных целей используется пробковый слой амурского бархата, или амурского пробкового дерева. Древесина прочная, идет на поделки, мебель и др … Большой Энциклопедический словарь
БАРХАТ — шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким густым вертикальным ворсом (1,5 2 мм) на лицевой стороне. Применяется для пошива женского платья, отделки, декоративных целей … Большой Энциклопедический словарь
БАРХАТ — БАРХАТ, бархата, муж. (от нем. Barchent). Шелковая ткань с мягким, густым, низко стриженым ворсом на лицевой стороне. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БАРХАТ — БАРХАТ, а ( у), муж. Плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. Б. южной ночи (перен.: о тёплой и мягкой южной ночи). | прил. бархатный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова