Барокко украшения – Барокко — пластическая роскошь — Ювелирные статьи, способы огранки, ювелирный мир, ювелирная мода | Jevel.ru

Барокко — пластическая роскошь — Ювелирные статьи, способы огранки, ювелирный мир, ювелирная мода | Jevel.ru

 

Стиль Барокко царствовал в ювелирном мире в период со второй половины XVII и до конца XVIII века, и началось всемирное увлечение этим стилем с Западной Европы, где в политическом, экономическом и социальном укладе просматривались значительные изменения. Например, в Италии церковь пыталась подчинить себе весь христианский мир, а во Франции становился новый политический строй – абсолютная монархия. И как всегда, во времена потрясений и перемен люди ищут, как бы справиться с ситуацией, и помогает в этом только искусство, в том числе и ювелирное.


 

Миру хотелось легкости, утонченности и яркости, ювелирным украшениям прошлых столетий недоставало некоторой свободы, которую и принес стиль Барокко. Мотивы ювелирных украшений стали более легкими, появились орнаментальные элементы, а сами драгоценности стали гораздо более изящными и воздушными.


 

Однако, вопреки чаяниям, в мире осталось не так много ювелирных изделий эпохи Барокко, все же экономические и политические потрясения сыграли свою роль, например, французам пришлось погашать долги Людовика XIV, поэтому многие драгоценности того периода пошли на переплавку по прямому указу монарха. В результате этого было уничтожено больше украшений эпохи Барокко, чем за все воины в течение нескольких столетий.


 

Во время Барокко в моде вновь вошли броши и пряжки для обуви. Если броши использовались по прямому назначению – ими скрепляли вырез или драпировали одежду, то пряжки были абсолютно нефункциональны, но при этом очень красивы, подвески же наоборот пали в немилость. Истино барочным украшением стали женские костюмы, которые расшивались жемчугом в несколько рядов, так же активно стали использовать жемчуг и при создании браслетов, которые носились попарно.


 

Серьги всегда ценились в ювелирном мире, однако в эпоху Барокко они стали просто незаменимым аксессуаром, в эту эпоху появился новый стиль серег – «жарандоль», представленных в виде трех подвесок. Так же изобретением Барокко считаются кольца с хранившимися внутри них секретами.


 

Самым известным ювелирным изделием, сохранившимся до наших времен, считается ларец Анны Австрийской из резного чеканного золота и золотые плакетки, посвященные достижениям Людовика XIV. Несмотря на то, что во Франции так жестоко обошлись с ювелирными украшениями того времени, все же центром барокко становится именно она, самым ярким именем этого периода является Пьер Жереми, который первым начал работать в новом стиле.


 

В остальной Европе так же появились новые мастера, однако здесь в стиле барокко создавали не сколько ювелирные украшения, сколько предметы утвари. Характерными для стиля барокко являются блюда из позолоченного серебра, на которых изображено множество фигур. Кстати, некоторые из таких блюд хранятся в Оружейной Палате Московского Кремля.


 

В Голландии стали распространены кубки для вина, которые выполняли в виде рога, Германия более других стран сохранили ювелирные предметы того времени, в том числе реалистичные статуэтки различных животных. А вот Англия не выработала свой собственный стиль, поэтому долгое время шла на поводу у Фландрии и Германии. Однако в начале XVIIвека в Великобритании все же появились характерные предметы стиля Барокко – ювелирные сосуды, кувшины для вина.


 

В итоге, для ювелирных изделий стиля барокко характерны следующие характеристики. Идея: каждая страна выработала свои индивидуальные предпочтения. Материал: драгоценные металлы, камни, особое внимание уделялось жемчугу. Мотивы: орнаментальные элементы. Форма: пластическая роскошь.

Стили ювелирных украшений | Журнал Ярмарки Мастеров

Каждый человек по-своему выбирает ювелирные украшения, большинство людей обращает внимание на два фактора: стоимость и внешний вид. И только после того, как покупатель определяется с этими двумя критериями, в расчет начинают идти и другие моменты: вид драгоценного металла, вид драгоценного камня или самоцвета, стиль ювелирного украшения. Вот именно о стилях, существующих в ювелирной моде, нам и хотелось бы поговорить.

Стили ювелирных украшений, фото № 1

Говорить о стиле ювелирных украшений можно в двух аспектах:

  • Профессиональная классификация украшений, которая является общепринятой для любой моды и искусства – это классификация по виду эпох: барокко, классицизм, рококо, ампир, модерн и романтизм. Затем в XX веке появились современные течения – кубизм, абстракционизм, арт-деко, футуризм и хай-тек. Однако это действительно специфическая классификация, которой пользуются ювелиры, дизайнеры, художники, модные дома и, изредка ценители ювелирных изделий.
  • Вторая классификация создана специально для любителей, обычных покупателей: классический стиль, авангард, зоологический стиль, этнический стиль, готический стиль, геометрический стиль, экзотический стиль, космический стиль. Такая классификация более понятна потребителю, ведь по названию можно сразу понять, что именно ожидать от ювелирного изделия. Мы рассмотрим обе классификации, чтобы каждый покупатель смог разбираться, что именно он выбирает, с чем можно сочетать украшения и как его носить.

Стили ювелирных украшений, фото № 2

Классический стиль — в нем работают большинство ювелирных брендов, хотя при этом выпускают коллекции, немного отличающиеся от основного направления. Редко какая ювелирная компания придерживается действительно единого стиля, предпочтения покупателей разные, а ведь именно запросы потребителя являются основным на ювелирном рынке и мировые ювелирные бренды стремятся их удовлетворить.

Стили ювелирных украшений, фото № 3

Итак, в классическом стиле работают: Damiani, BVLGARI, Links Of London, Tiffany, Cartier,Faberge, Chopard. Мы перечислили только малую толику существующих ювелирных компаний, которые работают преимущественно в этом стиле, просто для примера. Итак, чем же отличается классический стиль: изящные формы, утонченные, не слишком затейливые, строгие, лаконичные. Чаще всего форма ювелирных изделий – это круг или прямоугольник. Основной плюс подобного стиля – неподвластность моде, они будут актуальны в любое время и в любом месте, будь это рабочий костюм или элегантное вечернее платье.

Стили ювелирных украшений, фото № 4

Под словом авангард понимают более необычные украшения, которым присуще отрицание всех привычных форм и традиций. Ювелирное украшение, выполненное в данном стиле, подчиняется только одному закону – таланту, вкусу и желанию ювелира. Обычно это шокирующее, эксцентричное, необычное, подвижное, гибкое, яркое и броское украшение, в котором могут сочетать необычные материалы, драгоценные камни соседствовать с самоцветами, а платина сосуществовать с кожей. Так же нет никаких правил в использовании пропорций и форм ювелирного изделия. В стиле авангард в основном работают: Very, Gavello, Style Avenue, Alexander Arne, La Nouvelle Bague, Mauboussin, Pomellato, Vhernier, Россильвер.

Стили ювелирных украшений, фото № 5

Следующий стиль – зоологический, это украшения, в которых используют фигурки животных, птиц, рыб…в общем, флоры и фауны. Иногда данные коллекции выглядят легкомысленными, иногда веселыми, однако хотя бы одну коллекцию в подобном стиле можно встретить у любого международного ювелирного бренда, даже у самых элитных марок. Причем практически все подобные украшения все же можно отнести к классике.

Стили ювелирных украшений, фото № 6

Этнический стиль, или еще его называют стилем фольклор. Понятно, что все украшения этого стиля интерпретируют мотивы и культуру определенной народности или национальности: Индия, Испания, Япония, Китай, Россия…. Например, к типичному представителю этнического стиля можно отнести кельтские украшения, или характерный индийский стиль. Более узкий стиль – это: экзотический, его в принципе можно отнести к этническому стилю. Украшения выполнены в ярких, вызывающих и эффектных тонах, например, ближе всего к этому направлению – африканский стиль. Бренды, у которых встречаются этнические коллекции — De Beers, Deno Silver, Bochic,John Hardy, Boucheron, Gianmaria Donin, Henry Dunay, La Nouvelle Bague.

Стили ювелирных украшений, фото № 7

Готический стиль — это ювелирные украшения с ритуальной атрибутикой, кресты, горгульи…в общем, пристальное внимание этого стиля направлено на символику ювелирных изделий. Можно четко проследить в переплетениях узоров пентаграмму, руны или магические знаки, так же встречаются элементы средневековья, например, ажурные шпили башен. Другой подвид этого стиля – траурные изделия темными, мрачными тонами. Ювелирные бренды этого стиля — Ле Сибилле, Buccellati, Philipp Plein.

Стили ювелирных украшений, фото № 8

Теперь переходим к профессиональной классификации и начинаем со стиля барокко – это роскошный декор ювелирных украшений с динамичными, пышными и вычурными формами. Основные признаки данного стиля: пышный декор, нет сдержанности, четкости, правильности, гармонии. Преобладают тяжелые орнаменты, гирлянды, банты, завитки. Чаще всего – это массивные украшения. Современные ювелирные бренды этого стиля – Buccellati, Carrera y Carrera.

Стили ювелирных украшений, фото № 9

Стиль Рококо – более легкий, чем барокко. Для него характерны изогнутые формы, ассиметричные, причудливые сочетания всевозможных завитков и гирлянд. Вообще для стиля Рококо используют всевозможные закручивания, переплетения, это веерообразная композиция: изящная, хрупкая, грациозная. В этом стиле работает множество российских ювелирных брендов: «Сирин», «Стела эксклюзив».

Стили ювелирных украшений, фото № 10

Стиль классицизм, обратите внимание, не путать с классическим стилем, описанным выше. Этот стиль определяется веком Древней Греции и Римской античности. К основным признакам стиля можно отнести: подражание античности, в основном используется тематика лавра, дуба, меандра и аканта. Цветовая гамма простая, неяркая, и не кричащая, самыми заметными цветами являются черный, красный и белые тона. Для стиля классицизм характерны строгие и простые формы, чаще всего, это медальоны и розетки. В данном стиле можно увидеть коллекции от Faberge, Tiffany,Versace.

Стили ювелирных украшений, фото № 11

Стиль модерн отличается большим количеством плавных линий, удлиненный форм, текучести, ассиметрии, утонченности. Основной темой в ювелирных украшениях данного стиля являются флористические мотивы, изящные композиции и мистический колорит вещей. Здесь важны не стоимость драгоценные камней или металлов, а тот смысл, что они несут в себе. Важным оказывается не сочетание камней по стоимости или качеству, а по цвету, эзотерическому значению. Ювелирные компании этого стиля: Константин Крюков, Carlo Lucadella Quercia.

Стили ювелирных украшений, фото № 12

И завершая разговор о стилях ювелирных украшений, немного остановимся на современных стилях. Основным является стиль арт-деко, который сочетает одновременно роскошь и простоту, четкость линий и яркую игру драгоценных камней. Основным брендом и основоположником стиля является ювелирный бренд Cartier, который создает украшения, полные гармоничности, изящности, но при этом в них сохраняются простые и понятные формы. Другие бренды так же подхватили это направление: VanClееf & Arpels, StefanHafner, Tiffany & Co, Chorard, Picchiotti, de Grissogono, Chaumet, Graff, Воucheron, Bruni, Adler.

Стили ювелирных украшений, фото № 13

Стиль Хай-тек – это минималистические формы и драгцоеные металлы (Chaumet, Di Modolo). В основном обращается внимание на качество обработки металла, однако драгоценные камни в ювелирных украшениях этого стиля встретишь редко.

Конструктивизм подвержен одной идее: форма должна отражать название предмета и его назначение. Именно здесь чаще всего встречаются изделия – трансформеры, ювелирные украшения в стиле конструктивизм многофункциональны (Gavello, Orlando Orlandini).

Стили ювелирных украшений, фото № 14

Как видно, стилей много, мы рассказали только об основных направлениях, однако внутри каждого стиля есть свои течения, подстили, классификация. Поэтому человек, прежде всего при выборе ювелирного украшения должен основываться на собственном вкусе. К тому же, пристрастие к одному стилю никак не исключает наличия в вашей домашней коллекции и украшений других стилей. Человек – существо изменчивое, многоплановое, поэтому мы довольно часто подстраиваемся под настроение: сегодня хочется выглядеть строго, классически и для этого подбираем соответствующие стили. А завтра хочется немного подурачиться, отдохнуть от привычного образа жизни и четких правил – именно для таких случаев и нужны украшения других стилей.

Стиль барокко украшения | СТИЛЬ БАРОККО

Стиль барокко — пышный, торжественный стиль.

И украшения в эту эпоху создавались величественные и прекрасные.

Не смотря на то, что стиль барокко зародился в Италии, родиной барочных украшений считается Франция.

Разработанная там техника живописи эмалью на золоте быстро распространилась за пределы страны, став одной из самых характерных черт ювелирных изделий барокко.

Но к концу 17 века эмаль отходит на второй план. В моду все больше входят крупные украшения. Рост процветающего среднего класса вызвал увеличение использования бриллиантов, сапфиров, рубинов и драгоценных металлов.

Женщины в изобилии носят жемчуг. На шее — жемчужные нити, в ушах — серьги с тремя жемчужными подвесками (форма «жирандоль»). Жемчуг нашивали на одежду, им украшали волосы.

Очень характерны для эпохи барокко драгоценные пряжки для обуви и одежды. Шпоры на мужских ботфортах тоже часто были ювелирными украшениями.

Поскольку платья стали очень пышными, в моду быстро вошли броши с драгоценными камнями (броши-розетки, броши-склаважи, броши-банты). Непременным атрибутом стали пуговицы (золотые, серебряные или с драгоценными камнями).

Стиль барокко перенес растительный орнамент не только на архитектуру, но и на украшения. Очень популярными стали крупные украшения в форме стручка гороха и экзотических цветов.

Популярными были и браслеты. Жемчужные, либо золотые с драгоценными камнями, они обычно носились попарно. А на талии женщины обычно носили косметические принадлежности: емкости с благовониями, зеркальца и медальоны.

К концу 17 века появилось разделение украшений на те, которые предназначалось носить в течение дня, и те, которые следовало одевать вечером.

Немного о барокко | Журнал Ярмарки Мастеров

Первую тематическую публикацию мы хотим посвятить стилю барокко. Ведь именно в этом стиле выполнены основные товары нашего магазинчика. А начнем мы с небольшого экскурса в историю интерьера и стиля.

Стиль барокко зародился в конце 16 века. Эпоха барокко в искусстве — это сложные конструкции, непрямые линии, вихри эмоций и постоянное движение. Барокко — драматичный и богатый стиль, он может превратить простой предмет в нечто яркое и удивительное. Он отличается смелыми цветами, роскошью, замысловатой резьбой, золотой и серебряной отделкой, изысканной насыщенностью. Немного о барокко, фото № 1

В эпоху барокко настенная роспись получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота.Немного о барокко, фото № 2

Характерны были цветовые контрасты — например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.Немного о барокко, фото № 3

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью.Немного о барокко, фото № 4

Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Немного о барокко, фото № 5

Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором.Немного о барокко, фото № 6

В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское черное дерево.

Сегодня барокко — это величие , драма, движение и конечно богатство. Немного о барокко, фото № 7

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия. Немного о барокко, фото № 8

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Воспроизведения атмосферы стиля барокко в настоящее время возможно с помощью стилизации и использования таких деталей барокко, как: статуэтки и вазы с растительным орнаментом; гобелены на стенах; зеркало в золоченой раме с лепниной; стулья с резными спинками и т.д. Немного о барокко, фото № 9

Интерьерные аксессуары в стиле барокко – это, например, фактурные рамы с декорированием растительными мотивами, амурами, вензелями и виньетками. Немного о барокко, фото № 10

Мы предлагаем вам приобщиться к красоте и богатству стиля барокко. Наши фигурные рамочки выгодно оттенят и обрамят ваши семейные фотографии, дополнят и украсят рукотворные шедевры — вышивки, открытки, небольшие панно, объемные сувениры. Немного о барокко, фото № 11

Немного о барокко, фото № 12

Немного о барокко, фото № 13

Немного о барокко, фото № 14

Рамочки небольшого размера легко впишутся в интерьер, привнеся в него нотки роскоши и изящества.

Ювелирные украшения в стиле готики и барокко

В последнее время  ювелиры выпускают все больше коллекций с элементами готики. Однако в этом сезоне в мятежные ювелирные украшения были добавлены ноты барокко. Более прагматичные золотые украшения отделаны изящными кружевными деталями, блестящим жемчугом и темными камнями.

Склонность Стивена Вебстера (Stephen Webster) к «мрачному» в стиле украшений является его визитной карточкой. Его новая коллекция «Fly By The Night» включает серьги с шипами и кольца в виде колючей проволоки, представленные в монохромной палитре с черными и белыми бриллиантами и фиолетовыми аметистами. Знаменитые кольца крупных размеров ювелирного дизайнера Тео Феннелла (Theo Fennell), украшенные красными рубинами, черными бриллиантами, крестами и черепами, представлены в разнообразных готических образах. И даже ювелирный бренд  De Beers, который никогда не выпускал коллекции в подобных стилях, готовится представить коллекцию украшений из черной керамики и бриллиантов.

Ключевым элементом в этой модной тенденции является религиозная символика.  Отойдя от своих традиционно-красочных коллекций, ювелирный бренд Pomellato запускает  серию украшений Victoria в черно-белых тонах. Черный и белый агат на подвесках в форме крестов имеет необычную огранку, напоминающую кружева.

Греческий дизайнер Никос Коулис (Nikos Koulis) недавно выпустил большое кольцо в форме щита, украшенное бриллиантами. Другие кольца из его коллекции выполнены из розового золота и родия и создают впечатление ажурной филиграни —  вид художественной обработки металла, используемый с 4-ого века. Подвеска из желтого золота ‘Deus Dux Meus Est’ от Theo Fennell  с надписью на латыни инкрустирована оранжевым гранатом.

Стиль барокко наиболее близок  к декадентскому искусству, что видно по крупным браслетам, серьгам и кольцам Armenta. Белые и золотистые бриллианты установлены  в окисленное серебро и золото наряду с яркой бирюзой, опалами и лазуритами. Колоритные серьги Percossi Papi украшены бриллиантами, перидотами, жемчугом и аметистами – аксессуар, подходящий любой королеве, которая хочет, чтобы ее украшения присутствовал элемент барокко.

Подвеска из желтого золота ‘Deus Dux Meus Est’ от Theo Fennell , инкрустированная оранжевым гранатом, £19,500

Кольцо Theo Fennell из желтого золота с агатом, бриллиантами и рубинами камея, £14,500

Кольцо из белого золота и черных бриллиантов Stephen Webster ‘Thorn’, £14,350

Серьги ‘Cascade’ от Stephen Webster из почерневшего белого золота и черных и белых бриллиантов из коллекции ‘Fly By Night’, £12,000

Ожерелье Victoria от Pomellato. Одна сторона креста выполнена из черного агата, а обратная – из розового золота

Кольцо в форме креста от Nikos Koulis из коллекции Phaedra’s Box

Кольцо Nikos Koulis из коллекции Fontana

Браслет-манжет Aida Bergsen из желтого золота

Серьги из аметистов и бриллиантов Percossi Papi

Серьги из жемчуга и перидота Percossi Papi

Золотые серьги Faraone Mennella в стиле барокко

Кольцо в форме щита Armenta из окисленного серебра и желтого золота

Браслет на цепи Armenta с лазуритом

Подвески Amedeo

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В ДЗЕН


Читайте также:


в эпоху Барокко и Рококо. Часть 4

Самоцветы и украшения в одежде: в эпоху Барокко и Рококо. Часть 4
В XVII — XVIII веках с приходом нового стиля — барокко, а за ним и рококо, в ювелирном деле всё больше внимания начинает уделяться цвету и живописному эффекту. И если в первой половине XVII века ювелиры с удовольствием экспериментируют с эмалями, создавая настоящие миниатюрные шедевры, то уже к середине столетия на свои позиции прочного возвращается Его Величество камень.
Натуральному блеску, переливам камня, его цвету и, конечно, размеру придавалось необычайное значение. Причём касалось это не только дорогих алмазов, рубинов и изумрудов, но и обычных самоцветов. Активно используются гранат, аметист, горный хрусталь, опал и другие полудрагоценные камни. В ложе камня — каст — начинают закладывать тонкую металлическую фольгу, благодаря которой он лучше отражает свет.
Небывалый приток драгоценных камней, в первую очередь алмазов, который переживала Европа в XVII — XVIII веках, определил моду на этот камень. Его, как и множество других цветных камней, везли из Цейлона, Индии, Бирмы, а также Бразилии и Колумбии. Алмаз требовал хорошей огранки, при которой он демонстрировал весь свой блеск и естественную чистоту. Для него была разработана бриллиантовая огранка, которой позже стали пользоваться и для других камней. Тем, кому популярные алмазы были недоступны, приходилось идти на хитрость — прозрачный камень заменял горный хрусталь, турмалин и прочие самоцветы. Тем более, и сами бриллианты не всегда были прозрачными — в моду входят желтоватые, розоватые и голубоватые алмазы.
Фото 1. Брошь-букет конца XVIII века, в которой недорогие хризобериллы имитируют алмазы бриллиантовой огранки. Португалия.

В XVII — XVIII веках появляется принцип доминирования красоты и количества камней над мастерством обработки металлической части изделия. Чеканка, резьба и прочие атрибуты хорошо сработанного украшения сохраняются, но по сравнению с камнями становятся менее важными. Популярные и дорогие бриллианты ставятся на серебряные изделия, соседствуют с достаточно дешёвыми самоцветами — всё ради контраста и живописности украшения.
Такое внимание к камню не могло оставить на месте искусство огранки — оно с каждым десятилетием растёт. Огранка кабошон, массово использовавшаяся во времена Средневековья и Возрождения, уходит в прошлое — теперь в моде симметрия, правильные линии и грани.
Эксперименты с разными видами огранок иногда связываются с интересными легендами и историческими фактами. Так, считается, что огранка маркиз была придумана по личной просьбе короля Людовика XV, правившего во Франции в середине XVIII века. Кроме неразумного правления, он запомнился в истории фразой «После нас — хоть потоп» и громкими скандалами из-за связи с маркизой де Помпадур. Стремясь угодить своей фаворитке, король велел сделать для неё украшение с камнем, огранка которого будет напоминать изящную линию её пухлых губ. Ювелиры вместо обычной круглой бриллиантовой огранки придали камню вытянутую форму, сужающуюся к кончикам — точь-в-точь как сложенные для поцелуя губы любимицы короля. Имя огранке дал титул госпожи де Помпадур.


Фото 2. Огранка «маркиз» или «маркиза», придуманная в середине XVIII века.

В XVII веке сохраняется мода на необычные камни — огранённые лишь частично или имеющие оригинальную форму от природы. Коллекционируют, вставляют в украшения и предметы быта самоцветные камни с прожилками и наростами, образованными природой узорами. Популярны становятся коралловые наросты и застывшие в янтаре насекомые, но большая часть славы достаётся жемчугу. Оригинальная форма морских и речных жемчужин рождает в воображении ювелиров самые необычные картины, которые они воспроизводят в брошах, подвесках, серьгах. Часто такие композиции дополняются драгоценными изумрудами и рубинами, а также аметистом, агатом, халцедоном, турмалином.


Фото 3. Золотая подвеска-саламандра с эмалью, жемчугом, бериллом. Центральная деталь — жемчужина необычной формы. Произведена в Западной Европе, предположительно в Германии. Датируется началом XVII века.

XVIII век несколько смещает модные ориентиры. Больше используются агаты, бирюза, таким же популярным остаётся коралл. В моду входят вставки из экзотических материалов, прибывавших из Африки и Нового Света: кусочки коры кокоса, скорлупа страусиных яиц, обломки перламутровых раковин.
В эпоху барокко расширяется ассортимент украшений, которые используются в повседневной и праздничной жизни. Кроме многочисленных ожерелий, подвесок, ювелирных пуговиц, украшений для причёсок начинают также производить часы. Пышный и перегруженный стиль барокко особое значение придаёт яркости используемых камней и обилию деталей, потому в эту эпоху самоцветы используют наравне с драгоценными камнями. Пришедший ему на смену в XVIII веке стиль рококо делает линии более изящными, композицию — продуманной, но также не отказывается от большого количества деталей.
Моду в ювелирном деле задаёт Франция, родина абсолютной монархии — эта форма правления оказалась не лучшей для благосостояния народа, зато самой подходящей для развития ювелирного искусства. Богатый французский двор со всей его пышностью и избыточной роскошью требовал большого количества украшений, подчёркивавших богатство и социальный статус.
Мужчины носят кольца, драгоценные пуговицы и пряжки — от поясного ремня до сапог или туфель, имеют при себе часы, инкрустированные золотом и серебром, часто с алмазными вставками. Женщины, кроме обычного набора украшений (бусы, ожерелье, браслет, кольца, серьги), начинают носить новые аксессуары. Появляются эгретки — специальные похожие на броши украшения для причёски, которые фиксируют страусиные и прочие декоративные перья. Если раньше перьедержатели присутствовали в основном на шляпах мужчин, то теперь они стали атрибутом причёсок дам — эгретки крепились непосредственно к волосам. Их украшали цитрином, гранатом, горным хрусталём, ониксом, а также вездесущими бриллиантами.


Фото 4. Эгретка для страусиных перьев, украшенная алмазами и изумрудами. XVIII век.

Но самым популярным украшением эпохи барокко и рококо была, несомненно, брошь. В женском костюме брошь присутствовала буквально везде — отмечала центр лифа платья и крепилась на рукавах, придерживала ленты и банты на плечах, скрепляла изящные складки пышной юбки, надевавшейся на специальный каркас — панье. Кроме уже известных круговых брошей и украшений в зверином стиле появляются новые мотивы, более подходящие изящной эпохе — брошки-банты, брошки-цветы и целые цветочные букеты. Использовались и другие мотивы — изображение фруктов, лент и даже стрелы.


Фото 5. Золотая брошь в виде стрелы конца XVIII века. Украшена крупными цитринами, гранатами, хризобериллами.

Брошь в виде банта стала популярной ещё в XVII веке — тогда было модным крепить к одежде атласные ленты, завязывать ими складки и украшать лиф женского платья. Одна из придворных дам короля Людовика XIII, известная своими эпистолярными работами мадам де Севинье, решила вместо лент сделать бант из металла с драгоценными камнями — и заказала брошь ювелирам. Известная своим умом и красотой, она без труда ввела ювелирный бант в придворную моду. Появился даже специальный термин — брошь де Севинье, который употреблялся для брошей в виде банта с одой или несколькими подвесками.


Фото 6. Брошь в виде банта с подвеской, принадлежавшая императрице Екатерине II. Изготовлена по специальному заказу ювелиром Леопольдом Пфистерером. Золото, мелкие бриллианты, шпинель.

К середине-концу XVIII века стало принято объединять ювелирные изделия не только обилием камней, но и единым стилем исполнения. В моду вошли парюры — комплекты из украшений. Малая парюра могла выглядеть как набор из кольца, серег, ожерелья и украшенного камнями гребня в волосы, в больших парюрах бывало до двадцати ювелирных предметов — включая броши, браслеты, булавки для причёсок и головных уборов.


Фото 7. Австрийская парюра с хризолитами и бриллиантами, датируется XVIII веком.

Моду на те или иные украшения с камнями диктовали не только дамские платья и аксессуары, но и чисто мужские атрибуты. В XVII — XVIII веках, как и несколькими столетиями ранее, мужчина очень редко откладывал в сторону оружие — настолько редко, что оно стало непременной частью придворного костюма, а значит, украшалось как можно богаче. Самоцветные вставки на эфесах шпаг, украшенные рубинами, сапфирами, агатами и аметистами ножны, усыпанный накладками с гранатами подвес, расшитая жемчугом перевязь — всё это увеличивало число драгоценных и полудрагоценных камней в мужском костюме. Оставалось модным также и просто расшивать жемчугом дублет (верхнюю короткую шёлковую или парчовую куртку), украшаться многочисленными брошами и драгоценными застёжками.


Фото 8. Портрет Джорджа Вильерса, Герцога Букингемского. Автор Микаель ван Миревельд, начало XVII века.

В конце XVII — XVIII веке изображение цветов и бантов перестаёт быть чисто женским сюжетом — подобные украшения начинают надевать и мужчины. Знаменит подарок Марии Терезии, императрицы Австрии, своему супругу. Решив не мелочиться и не размениваться на броши с цветами, она преподнесла императору Францу Иосифу целый ювелирный букет с золотыми стеблями и листьями, а также огромным количеством драгоценных и самоцветных камней. Материалами для каменных цветов послужили рубины, изумруды, сапфиры и бесчисленное количество полудрагоценных поделочных камней. Лишь аметистов в букете полторы тысячи, не меньше в нём и других камней — агата, бирюзы, цитринов, ониксов, опалов и других самоцветов. Это ювелирное чудо высотой в 30 см было изготовлено Михаилом Гроссером в 1760 году и сейчас хранится в Венском историческом музее.


Фото 9. Драгоценный букет, преподнесённый императрицей Марией Терезией Австрийской своему супругу. Золотые листья и стебли, а также несколько тысяч драгоценных и полудрагоценных камней.

Начиная со второй половины XVII века и по сей день особое внимание в ювелирных изделиях лучших мастеров уделяется янтарю. Его активный экспорт из Прибалтики в Европу сделал возможным использовать его не только в украшениях, но и некоторых предметах быта — табакерках, вазонах, кубках. В кольцах, серьгах, ожерельях в XVIII веке старались использовать янтарь с застывшими внутри насекомыми, цветами и растениями. Это чудо сохранения природой живого очень ценилось в эпоху любви к диковинкам. Не обошла мода на янтарь и Россию — родину самых богатых в Европе месторождений этого самоцвета. Лучшим тому подтверждением служит Янтарная комната
Если до середины XVII века и в Европе, и в России доминировали импортные камни, привезённые из Индии, Цейлона, Африки, то с 1630-х — 1650-х годов на арену выходят русские драгоценные, самоцветные и поделочные камни. В 1630-х годах на Урале было открыто месторождение малахита, а за ним — и многих других цветных камней. С 1635 года в Москве в Кремле начинает работать Алмазная палата, в которой работают одни из лучших гранильщиков региона. Её продукцией полностью обеспечивались нужды двора и местного дворянства, шли огранённые в Москве камни и на продажу за рубеж. После петровских реформ количество гранильных предприятий увеличилось, экспорт российских самоцветов в Европу стал постоянным.
В отличие от европейской моды на прозрачный камень — алмаз, в России сохраняется и большая любовь к самоцветам. Они украшают парадные царские одежды, присутствуют практически во всех видах ювелирных изделий. Любимцы русского барокко — рубин, изумруд, сапфир, гранат, аметист, альмандин, хризолит, малахит, а также вездесущий морской и речной жемчуг разного диаметра. Укрепление связей с Европой способствовало обмену опытом и заимствованию отчасти и европейской моды. До сих пор в Алмазном фонде России хранится парюра, составленная из усыпанных бриллиантами золотых цветов. Камни поставлены на цветную фольгу, чтобы иметь розовый, голубой и жёлтый оттенок.


Фото 10. Цветочная парюра из Алмазного фонда России, в которой использована подложка из цветной фольги.

В XVIII веке при российском императорском дворе появляется своеобразный этикет ношения украшений с камнями- они начинают варьироваться в зависимости от времени суток, когда надеваются. Утренними считались светлые аметисты, голубой аквамарин и агат. Для дневных приёмов и мероприятий надевались украшения с серым агатом, ониксом, сердоликом, бирюзой. Парюры с бриллиантами, кольца, серьги, браслеты и диадемы с алмазами надевались лишь по праздникам, в особенно торжественных случаях и всегда — вечером.
Впрочем, не только бриллианты были любимцами российских царей. В 1730 году для Анны Иоанновны была изготовлена новая императорская корона, в которую был вставлен стограммовый красный турмалин. Он служил подставкой для усыпанного бриллиантами креста. Скорее всего, камень приняли за крупный рубин, потому он и удостоился царской короны.


Фото 11. Корона Анны Иоанновны, изготовленная в Санкт-Петербурге в 1730 году. Использованы турмалин, цитрин, алмазы и прочие драгоценные и полудрагоценные камни.

С рубином красный турмалин путали довольно часто. Так, шведский король Густав III в 1777 году преподнёс Екатерине II настоящую редкость — крупный красный камень 255 карат, огранённый в виде виноградной грозди. Его специально для короля доставили из Бирмы, приняв за рубин необыкновенных размеров. Позже выяснилось, что виноградная гроздь вырезана из красного турмалина.


Фото 12. Королевский подарок Густава III Екатерине II, оказавшийся турмалиновой, а не рубиновой виноградной гроздью. Красный турмалин, золото, горячая эмаль.

Но Екатерину II такое известие наверняка бы не расстроило — она и сама была почитательницей самоцветов и поделочных камней и обладала одной из самых богатых глиптотек в Европе. Особенно любила императрица камеи. Этот аксессуар начал входит в моду в последней четверти XVIII века с модой на всё античное. Камеями начали украшать диадемы, гребни, браслеты, ожерелья и даже булавки для шейных платков. Их вырезали из двухцветной яшмы, оникса, родонита, порфирита и амазонита.


Фото 13. Большая парюра с камеями конца XVIII века.

Камеи, как и увлечение античностью, её демократическими идеалами и эстетикой классицизма стали популярны в конце XVIII века. С Великой Французской Революцией во Франции и во всём мире пришла новая эпоха. В архитектуре, живописи, скульптуре и, конечно же, ювелирном деле, начался период неоклассицизма.

Просмотров: 2709

Автор: Все статьи и видео

Дата: Среда, 10 Сентября 2014

Элементы барокко: орнамент, узоры и украшения

 

Каменные узоры барокко церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме (chiesa di Santa Croce in Geusalemme). 17-18 вв. Рим.

Развитие орнамента барокко

Для современного барокко, как и для его прототипа — европейского стиля 17-18 вв., характерны масштабность, резкие сочетания света и тени, фантазийность, витиеватость в декоре зданий и интерьеров. Барочный орнамент покрывал карнизы, колонны, бордюры, портал дверей, оконные проемы, рамы картин, мебель. Орнамент барокко использует элементы позднего Ренессанса — маскароны, раковины, акантовый завиток, картуш. Узоры барокко обогащаются реалистичными рельефными изображениями людей и животных, которые смешиваются с купидонами, мифическими существами, цветами и растительными завитками. Преобразуются мотивы раковины, картуша, медальона: например, раковина в украшениях барокко может приобрести вид гвоздики, веера, солнца, напоминать французскую королевскую лилию. Кроме того, орнамент барокко заимствует рисунок рельефа из греческого и римского искусства: получеловеческие и полузвериные фигуры, цветочные гирлянды, плоды.

Орнамент барокко на фасаде церкви Санта-Сусанна в Риме (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano). Перестроена в 1605 г. архитектором Карло Модерна.

Узоры барокко второй половины 17 в. симметричны, изображения нередко подражают архитектурным элементам: фронтоны, колонны, балюстрады. В орнаменте барокко этого периода трофеи, классические овы, кариатиды, атланты, драконы, вазы с цветами. Плавные линии сочетаются с прямыми, появляются новые мотивы: сетка с розетками, ламбрекен, зубцы, кисти. Остаются популярными тонкие спирали, завитки, соединенными прямыми линиями, ленты, маски, канделябры. Пышные обрамления включают корзины, арабески, рог изобилия, музыкальные инструменты.

Элементы орнамента барокко.

К концу 17 века растительный узор барокко становится более реалистичным, растения похожи на натуральные. В растительный орнамент вплетаются изображения животных, птиц, сказочных существ, русалок, единорогов, сивилл. В середине 17- начале 18 вв. возродился гротеск, и барокко иногда принимал крайние экспрессивные, напряженные формы в рельефных изображениях.

Экспрессивный декор в стиле барокко фонтана Треви. Архитектор Никола Сальви. 1732-62 гг. Рим.

К 18 в. в орнаментальных элементах барокко появляются гирлянды из фруктов и ягод, связки листьев, стеблей, продетых в кольца.

Орнамент барокко.

В последней четверти 18 в. в моде более формальный стиль барокко. Орнаменты распространялись из столицы Франции в выгравированном виде на досках.

Орнамент барокко в странах Европы

Орнамент барокко широко использовался в разных странах Европы, обогатившись национальными традициями каждого народа. Барочный узор в московских церквях конца 18 в. назывался «Флемская резьба», его создавали мастера Оружейной палаты. В этих украшениях барокко сочетались разорванные картуши, плоды, листья, создавая образ райского сада. Декор золотили, при этом основная конструкция оставалась темной. «Флемская резьба» (фламандская, белорусская) отличалась от плоской традиционной русской резьбы своей рельефностью и имитировала лепнину. По технике исполнения резьба соответствовала европейскому исполнению. Искусство флемской резьбы пришло в Россию в середине 17 в., когда белорусские резчики по приглашению патриарха Никона приехали оформлять Воскресенский храм в Новом Иерусалиме. После опалы патриарха они стали работать при царском дворе. Такой вид резьбы стал очень популярным, т.к. можно было создавать роскошные украшения для храмов.

Флемская резьба в церкви Покрова в Филях — образец для храмов рубежа 17-18 вв.

Элементы барокко использовались в оформлении храмов и дворцов Петербурга, Царского Села, Петергофа с изобилием лепнины, витиеватого, сложного рисунка.

Церковь Покрова в Филях (1692-1693 гг.) в его подмосковном имении Нарышкиных декорирована элементами барокко.

В декоре церкви использовались мотивы раковин, картуши, купидоны, завитки — характерные элементы барокко.

Орнамент барокко фламандского направления отличается наличием большого количества плодов, растений, цветов, бытовых сюжетов. Развитие современного тому периоду барокко определялось вкусами общества.

Узоры барокко украшают церковь фламандского барокко — церковь Св. Михаила.

В Голландии сложилось несколько школ, в Гарлеме — Франса Халса, в Амстердаме — Рембрандта, в Делфте — Фабрициуса и Вермера.

Декор барокко на зданиях площади Гран-Пляс (Grand Place) в Брюсселе, 17 в.

Во Франции барокко стал королевским стилем, выражал идеи процветания. Включал в орнамент королевские символы. В королевских дворах Берлина, Вены, Лондона этот стиль считался признаком утонченного вкуса.

Виды и материалы декора современного барокко

Среди орнаментов барокко: ормушль (Ohrmuschel — ушная раковина), сочетающий картуш с ленточным переплетением и гротесками (Изобретен во Фландрии в конце 16 века), кнорпельверк (Knorpel — хрящ и Werk — работа) — узор барокко, в рисунке которого маски, морды чудовища или гребень морской волны, получил особое распространение в работах мастеров Германии 17 в; Страпворк (strapwork), Ролльверк (Rollwerk от Rolle — ролик, катушка, сверток и Werk — работа) — полуразвернутый рулон пергамента с надрезанными краями. Часто обрамляет собой картуш, трельяж (treillage -решетка) — в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками (характерный орнамент стилей Людовика XIV и рококо), ламбрекен, напоминающий одноименную штору.

Страпворк.

Ролльверк.

Для оформления интерьеров и фасадов зданий современного барокко кроме натурального и искусственного камня, гипса, бетона можно использовать легкий, надежный материал — полиуретан.

Барельеф из полиуретана для оформления фасадов и интерьеров в стиле современного барокко.

Снопы, продетые в кольца из полиуретана, для зданий в стиле современного барокко. Филенка — имитатор лепнины для оформления интерьера и фасадов в стиле современного барокко.

Особенности материала позволяют на его основе сделать любое рельефное изображение, которым можно будет украсить любой интерьер или фасад зданий, поскольку полиуретан отливается под давлением и способен передать самую тонкую деталировку формы. Он устойчив к низким температурам, перепадам температур, влажности и механическому воздействию, а также может имитировать натуральные материалы: камень, древесину.

Автор текста: М. Сергеева

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *