Барокко дворец – , .

Содержание

Барокко времен Петра I на примере построек Санкт-Петербурга

Петровское барокко — направление в архитектуре, развившееся в 1697-1730 гг. в эпоху правления Петра I. Данный стиль возник на основе голландской и немецкой архитектуры.

Примеры зданий петровского барокко

Строгие и практичные здания в стиле петровского барокко очень украшают Санкт-Петербург.

Характерные черты барокко эпохи Петра I

  1. В отличие от зарубежных стилей в основе петровского барокко лежат простота, практичность и четкость линий в сочетании с барочной пластичностью и торжественностью деталей.
  2. В архитектуре петровского барокко присутствует явный отказ от византийских традиций, популярных в это время в других городах.
  3. Характерной для направления является выверенная симметрия. В плане здание четко делилось на симметричные части: по оси располагали главный вход, над входом — самый крупный торжественный зал.
  4. Один из отличительных признаков — двухцветная окраска зданий. Оштукатуренные стены окрашивали яркими красками. Синий, зеленый или красный цвет сочетали с белым для достижения контраста.
  5. Особенность стиля — вертикальное членение стен пилястрами.
  6. Наиболее представительные здания акцентировались башнями. Центральную часть украшали нарядными наличниками, а окна часто имели сложную форму.

Известные архитектурные постройки в стиле петровского барокко

Изначально Санкт-Петербург строился как крепость и порт и лишь позднее стал столицей. Эти условия повлияли на стиль города, главные планировочные узлы — Петропавловская крепость и Адмиралтейство.

Городу требовалась новая архитектура, и ее воплощали в жизнь в основном иностранные зодчие. Влияние на стиль города оказали архитекторы Доменико Трезини и Николо Микетти из Италии, Георг Иоганн Маттарнови, Теодор Швертфегер и Андреас Шлютер из Германии, а также голландец Стефен ван Звитен и француз Жан-Батист Леблон.

Благодаря влиянию зодчих со всего мира петербургское барокко включает в себя черты итальянского барокко, голландского и немецкого стиля и французского классицизма.

Ближнее рассмотрение фасада Адмиралтейства
Фасад здания Главного Адмиралтейства.
Кораблик на шпиле Адмиралтейства вблизи
Один из символов Санкт-Петербурга — кораблик на шпиле Адмиралтейства.
Адмиралтейство и белые ночи
Адмиралтейство было задумано Петром I как верфь. Чертежи составлял сам Петр I.
Петропавловский собор в Петропавловской крепости
Здание Петропавловского собора — одно из первого зданий Санкт-Петербурга. Хорошо сохранилось до наших дней.

Троицкий Александро-Невский монастырь

Здание начали возводить в 1717 г., строительством руководил немец Кристоф Конрад, позднее, в 1720 г., его сменил Теодор Швертфегер.

По задумке Петра I Троицкий Александро-Невский монастырь должен был стать главной русской монастырской обителью.

Немецкий архитектор кардинально переработал проект — монастырь представлял собой не просто место для молитв, а торжественный дворцовый ансамбль.

В основе конструкции лежали характерные для петровского барокко пилястры. Изящные башни запроектировали в стиле южно-немецкого барокко, конструкцию украшал шпиль с волютами.

Не все идеи Швертфегера были воплощены в жизнь, собор просуществовал немногим более 30 лет. Из-за болотистого грунта фундамент здания дал осадку, на стенах монастыря появились трещины.

В 1753 г. вышел указ императрицы Елизаветы Петровны о сносе монастыря. Работы продолжались несколько лет. Позднее был сооружен новый собор в стиле строгого классицизма.

Изображение монастыря в наше время
Фотография Александро-Невской лавры в наше время.
Троицкий Александро-Невский монастырь на гравюре
Гравюра А.Зубкова. Монастырь перестраивался, поэтому посмотреть, каким он был во времена Петра I можно только по историческим документам и гравюрам.

Кунсткамера и Академия наук

Кунсткамера — музей, не имеющий аналогов в России. Он был основан лично Петром I. Император увлекался коллекционированием необычных предметов и древностей и хотела собрать их в одном месте.

Строительство продолжалось с 1718 по 1734 г. Проект музея создал Георг Иоганн Маттарнови.

Фасад Кунсткамеры выполнен в стиле, характерном для петербургского барокко: простые барочные элементы сочетаются с главной башней. В основе здания лежит равное число осей, а на фасадах расположено множество пилястр.

Основой Кунсткамеры стал Кабинет редкостей, располагавшийся в Москве. Московская выставка была перевезена в новую столицу и много раз переезжала с места на место: изначально Кабинет находился в Летнем дворце, но помещение стало слишком тесным для обширной коллекции экспонатов, тогда был осуществлен переезд в Кикины палаты, а затем построено отдельное здание.

Кунсткамеру признали одним из лучших европейских музеев еще при жизни Петра I. Со всего мира приезжали ученые для изучения необычной экспозиции.

Академия наук на Васильевском острове
Для развития просвещения по указу Петра I была создана Академия наук.
Ближе можно расмотреть особенности архитектуры
Фасад Кунсткамеры.
Музей Кунсткамера
Первый музей Санкт-Петербурга — Кунсткамера.

Павильон «Эрмитаж»

Павильон «Эрмитаж» построен на берегу Финского залива по проекту архитектора Браунштейна. Строительство здания продолжалось с 1721 по 1725 г.

В переводе с французского языка название павильона означает «место уединения». Это во многом объясняет его конструктивные особенности: двухэтажное здание было отделено рвом и мостом с подъемным механизмом. В центральной части павильона располагается фронтон с широким балконом. Стены здания украшают характерные для стиля пилястры, объединяющие оба этажа.

На верхнем этаже находился торжественный зал для банкетов в узком кругу, полностью изолированный от первого этажа. Доступ в него можно было получить, поднявшись на кресле с подъемным механизмом. В середине комнаты стоял стол на 14 человек.

По звонку колокольчика блюда подавались в зал с первого этажа с помощью специальных механизмов. Гости могли отправлять записки с заказами прямо на первый этаж, не спускаясь.

Вид балкон павильона "Эрмитаж"
Балкон павильона «Эрмитаж».
Павильон "Эрмитаж" выполнял развлекательную функцию
Такие сооружения были распространены в XVIII—XIX веках.

Петропавловский собор

Петропавловский собор — главное сооружение Петропавловской крепости. Здание хорошо сохранилось до наших дней.

До 1712 г. это была небольшая деревянная церковь, которую решено было перестроить в камне. Строительными работами руководил Доменико Трезини. В первую очередь была возведена колокольня с тонким высоким шпилем. За основу проекта взят шпиль церкви Святого Петра в Риге, который произвел на императора особое впечатление.

Главный фасад Петропавловского собора по замыслу архитектора должен был сочетать в себе итальянские и североевропейские традиции. Строительство закончили в 1733 г., тогда же произошло его торжественное освящение.

Петропавловская крепость - вид с Невы
Петропавловская крепость находится на Заячьем острове. С нее началось строительство города.
Петропавловский собор
Главное здание крепости — Петропавловский собор.

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец считается первым каменным дворцом в Петербурге. Он был построен для губернатора Александра Даниловича Меншикова.

Барочный дворец возведен Джованни Мария Фонтаном и Иоганном Готфридом Шеделем. Работы проводились с 1710 по 1727 г.

Помещения здания использовали для торжественных приемов, здесь проводили свадьбы и пиры. Дворец удивлял масштабом и роскошью: зал для ассамблей, парадная приемная и другие помещения.

Главный фасад украшен пилястрами с каменными капителями, в завершении которых расположен аттик с шестью скульптурами: Зевса, Нептуна, Меркурия, Марса, Венеры и Юноны. В четырехэтажном здании располагалась лоджия для оркестров.

Крыша с изломом характерна для петровского барокко. Внутренне убранство соответствовало внешней роскоши: комнаты облицевали плиткой с кобальтовой росписью.

В 1727 г. Меншикова обвинили в казнокрадстве, и его дворец был отдан под Кадетский корпус.

Фасад Меншиковского дворца
Фрагмент фасада Меншиковского дворца.
Дворец Александра Даниловича Меншикова
Построен для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова.

Летний дворец Петра I

Летний дворец построен по проекту итальянца Доменико Трезини в 1711-1712 гг. Император жил во дворце с 1712 по 1725 г. только с мая по октябрь, так как стены дворца тонкие, а рамы окон и балконов одинарные.

Дворец сохранился практически в первозданном виде, перестраивалась только крыша. По облику здания можно четко увидеть вкусы и предпочтения Петра I.

Дворец построен в голландском стиле, на стенах расположены 29 барельефов, на большинстве из которых можно увидеть море и петровские галеры. Прослеживаются и мифологические сюжеты: главный фасад украшает Минерва, окруженная военными трофеями.

Барельефы выполнялись Шлютером, но после его смерти работу заканчивали другие мастера, оставшиеся неизвестными. Предполагают, что над созданием барельефов трудилось несколько человек, т.к. качество исполнения работы разное.

Здание дворца — двухэтажное, прямоугольное, сделанное из кирпича. На крыше расположен флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего змея своим копьем.

Рядом с Летним дворцом расположился летний сад, вначале носивший название «Царский огород».

Летний дворец Петра Первого
Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец скромен: состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.
Фасад Летнего дворца
Фасад Летнего дворца.

Кикины палаты

Еще один памятник эпохи петровского барокко — Кикины палаты. Строительство здания началось 1714 г. для советника Кикина Александра Васильевича.

Изначально палаты планировались одноэтажными над подвалом и двухэтажными в центральной части здания. В 1720 г. второй этаж был надстроен и над боковыми крыльями.

Структура здания характерна для эпохи Петра I: фасад выполнен в красно-белых тонах, первый этаж украшают одинарные пилястры, а на втором этаже расположены парные. Фасады декорированы лопатками, а на боковых ризалитах расположены изогнутые фронтоны.

Внешний вид сооружения напоминает Петергофский дворец, в основе обоих зданий мог лежать один проект.

Кикин был обвинен в казнокрадстве в 1718 г., и палаты перешли в казну. В здании расположили петровскую коллекцию раритетов. В 1719 г. в палатах расположились Кунсткамера и библиотека, а в 1733 — полковой лазарет.

Кикины палаты
Единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I — Александра Кикина.
Кикины палаты - вид фасада сбоку
В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека Петра I.

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий расположено на Васильевском острове. Первый проект создал Доменико Трезини.

Главная функция — административная, в здании располагались 12 коллегий, сформированных вместо устаревших приказов.

Строительство началось в 1722 г., в 1734 Трезини умирает и процессом возведения руководит Михаил Земцов, позже его сменяет Джузеппе Трезини. Работы были завершены в 1744 г., но собрания проводились с 1732 г.

Здание коллегий объединено общим фасадом. Все 12 фасадов имеют общий облик, отличия только в украшениях фронтонов.

У каждого корпуса расположен отдельный вход. Первый этаж предназначался для торговых помещений и представлял собой открытую галерею. На двух верхних этажах окна обрамляли фигурные наличники, характерные для петровской архитектуры того времени.

Фасад здания Двенадцати коллегий
Фасад здания Двенадцати коллегий.
Здание Двенадцати коллегий
Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций.

Здание Двенадцати коллегий представляет собой самый крупный памятник эпохи петровского барокко — его протяженность составляет более 400 м.

inthi.ru

Архитектура барокко во Франции

Французское барокко — барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.Именно поэтому одновременно с барокко в Париже появляется классицизм как стиль, возрождающий монументальную строгость и простоту античного понимания красоты (Перикл, возглавлявший в V в. до н.э. Афинское демократическое государство, в одной из своих речей сказал: «Мы любим красоту, воплощенную в простоте».)

Величественное и пышное барокко во Франции настолько мирно соседствует с классицизмом, что оба эти стиля могут наличествовать даже в одном здании. Присутствие элементов этих обоих формирующихся стилей заметно уже в творчестве Соломона де Бросса, одного из ранних мастеров XVII в.

Правление Людовика XIII (1610—1643) знаменует ранний период архитектуры барокко во Франции . В это время творят зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.

В судьбе искусства при Людовике XIV(1643-1715) произошли крупнейшие перемены. Оно стало особым предметом заботы короля, так как он видел в нем средство возвеличения и прославления своей власти. В 1671 году основана Академия архитектуры. Период характеризуется размахом и широтой концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных зданий. Ведущим архитектором является Жюль Ардуэн Мансар (1646—1708) — внучатый племянник Франсуа Мансара.

Во Франции XVII в. замковая архитектура освобождается от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную и симметричную форму с четко выделенным главным зданием и двумя боковыми крыльями.В середине века происходит слияние воедино традиций изолированного строения и П-образного в плане замка с внутренним двором . Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже.

Соломон де Брос. Люксембургский дворец

Дворец резиденция в Париже, построен  для королевы Франции Марии Медичи в начале 17 века. Одно из лучших сооружений французского барокко . Считается , что образцом  для здания послужил садовый  фасад палацо Питтти во Флоренции, который  построил  архитектор Бартоломео Амманти (1511-1592) в стиле маньеризм. Но де Брос все сделал на французский манер, уменьшил выступления боковых корпусов, добавил среднюю, небольшую башню и скульптуры. Парадный двор — курдонер — замкнул служебными корпусами. В здании использован национальный колорит- высокие крыши .  Архитектурный образ дворца стал  неповторимым и самобытным. Дворец удачно дополнили  сад, садово -парковая  скульптура.

Именно для отделки этого дворца художник из Фландрии П.П. Рубенс нарисовал картины со сценами жизни королевы Марии Медичи (хранятся в  Лувре, Париж). После смерти королевы здесь жил ее сын , младший брат короля Людовика XIII   Гастон Орлеанский.

Соломон де Брос. Люксембургский дворец

XXв. здесь заседает  Сенат Франции.

                                             Жак Лемерсье. Лувр.  Павильон Часов

Жак Лемерсье. Лувр. Павильон Часов

В начале века Лемерсье побывал в Риме, вернувшись на родину, познакомил Париж с некоторыми особенностями римской архитектуры.

Жак Лемерсье(1585-1654) — первый королевский архитектор при дворе Людовика XIII, умело соединявший в своём творчестве принципы  классицизма  и  барокко.

С 1624 г. Лемерсье возглавляет строительство Лувра,  начатое более чем за 50 лет до этого Пьером Леско. С целью  расширения старого луврского внутреннего двора (сейчас Кур-Карре),  Лемерсье построил павильон де Л’Хорлог (павильон Часов) и примыкающие крылья с северной стороны. Он удлинил вдвое западное крыло, созданное ранее, и начал строить северный корпус, при этом сохранил систему членений и архитектурно-пластического убранства дворовых фасадов.

В выступающей, верхней  части башни часов  достаточно определенно звучит стиль барокко («вставленные» друг в друга фронтоны и другие элементы декора). Богатый орнамент и комплексные пропорции павильона де Л’Хорлог делают его одним из уникальных зданий.

     Другой важной работой Лемерсье стало строительство в королевской охотничьей резиденции под Парижем — Версальского дворца. В 1620-х — 30-х годах был создан небольшой охотничий замок из кирпича, камня и кровельного сланца с П-образным планом.

Дворовые его фасады были отделаны сочетанием красного кирпича и мрамора с довольно многочисленными декоративными деталями. Двор замка получил название Мраморного (Кур де марбр). Позже  это строительство  явилось начальным  этапом  создания  грандиозной королевской резиденции.

Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.

Архитектор Франсуа Мансар (1598-1666) — один из родоначальников классицизма в архитектуре барокко середины XVII века во Франции.Утонченная элегантность и гармонич-ность отличает проекты Мансара. Оригинальными выглядят его первые творения — фасад церкви Фельянов, замки Берни и Бальруа (строительство начато в 1626 г.), а также часовня монастыря Визитации, заложенная в 1632 г.  Мансар создает один из самых совершенных частных особняков— отель де ла Врильер  (1635 г).

Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.

Замок Мэзон Лафит — знаменитое и одно из немногих сохранившихся   законченных творений Франсуа Мансара. Дворец построен  недалеко от Парижа для президента парижского парламента Рене де Лангей. Во внешнем виде сооружения барочные черты обнаружены слабо, на первый план выступают не они, а общефранцузские  национальные признаки — высокие  пирамидальные крыши, дымовые стояки (трубы), люкарны, специфические французские окна и сама постановка здания на искусственно созданном островке, ограниченном рвом-каналом. Но в  отличии  от традиционных композиций более ранних загородных замков здесь нет замкнутого двора, образуемого главным корпусом и служебными флигелями. Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания. Скомпонованное в виде буквы «П» вокруг открытого в парк двора, здание хорошо обозревается со всех сторон.

Вся же отделка фасадов в основном классицистична . Примененная Мансаром система расчленения этажей строгим дорическим ордером в первом этаже и более легким ионическим — во втором представляет собой мастерскую попытку привести к стилевому единству новые классицистические и старые традиционные архитектурные формы.

                                                  Церковь Валь де Грас. Франсуа Мансар.

После смерти кардинала Ришелье (1642г.), и короля Людовика XIII (1643г.), регентша Анна Австрийская начала строительство  церкви Валь-де-Грас. После рождения будущего короля Людовика XIV, появившегося на свет через двадцать три года бесплодного брака, королева пообещала себе исполнить обещание данное богу – построить церковь, посвященную Деве Марие.  Первый камень будущей часовни был заложен 01 апреля 1645 года будущим королем, семилетним Людовиком XIV. Церковь  была построена по проекту Франсуа Мансара. Строительство было завершено ,когда  архитектора уже не было в живых.Церковь строили архитекторы Жан Лемерсье, Пьер  Ле Мюе и Габриель Ле Дюк.  В основу композиции плана была положена традиционная схема купольной базилики с широким центральным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом, и куполом на средокрестии. Как и во многих других французских культовых сооружениях 17 в., фасад здания восходит к традиционной схеме церковного фасада итальянского барокко. Мощные  спиральные валюты  связывают первый этаж со вторым. Церковь увенчана приподнятым на высоком барабане куполом, одним из наиболее высоких куполов Парижа.

     

www.mir-arxitiktyri.ru

Барокко в архитектуре | Architecto Grad

Барокко просуществовал 150-200 лет начиная с XVII века. Барокко принимается, как охваченный в динамике ренессанс, достигший своего апогея. В источниках, слово «Барокко» трактуется по-разному: скрученный камень, странный, причудливый. Но одно точно, что ему равнозначно слово — «триумф».

Эпоха барокко – это эпоха мечты, чтобы отвлечь людей от войн и голода. Получил преимущественное распространение в католических странах, затронутых в процессе контрреформацией.

В 17-м столетии папский Рим стал главным барочным городом в Европе. Микеланджело Буонарроти дал основной толчок для этого и вышел из «рамок ренессанса». Он сделал купол собора Святого Петра вытянутым подобно эллипсу вместо классической полусферы, тем самым выразив символ «торжествующей воли».

АРХИТЕКТОРЫ. ЯРКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ БАРОККО:

Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744)

Жан-Батист Александр Леблон (1679-1719)

Иоганн Готфрид Шедель (1680-1752)

Карло Фонтана (1638-1714)

Джованни Мария Фонтана (1670-1712),

Карло Мадерна (1556-1629),

Бернини Джованни Лоренцо (1598-1680),

Бальдассаре Лоренга (1598-1682),

Карло Райнальди (1611-1691),

Гварини Гварино (1624-1683),

Доменико Андреа Трезини (1670-1734)

Хосе Бенито Де Чурригера (1665-1725),

Франческо Бартоломео Растрелли(1700-1771),

Бухвостов Яков Григорьевич (кон 17-го нач. 18-го вв)

ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРНОГО СТИЛЯ БАРОККО

Сущность данного помпезного стиля заключалась в использовании грандиозных архитектурных форм для представления могущества государства и его прославления.

Атмосфера помпезности присутствует в местах где возникают строения, дворцы и парки в стиле барокко. Архитектура в стиле барокко – это больше, чем зодчество: архитектура и скульптура сливаются воедино, становясь архитектурным ваянием. Из колонн, капителей и систем балок рождается орнамент. Архитектурные элементы становятся скульптурами, обретающими самостоятельную жизнь.

Архитектура барокко породила новые тенденции в строительстве целых ансамблей. Здания становятся единым целым с прилегающими парками и садами. Парки украшают роскошными мифологическими скульптурами и пышными фонтанами, тем самым создается ощущение композиционной завершенности общего ансамбля дворцов и прилегающих территорий.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ БАРОККО

Фасады выглядят больше пластично, чем тектонично. Теряется архитектурное равновесие. Тяжеловесные аттики, многообразие и огромное количество скульптурного декора придают праздничный вид архитектуре.

Динамичность, разнообразие пропорций и форм, криволинейность линий, пространственный размах присутствуют в барокко постоянно.

В плане, барочные строения образуют базилику и фронтально-осевой характер с пышным централым фасадом. Пышность достигается нарастанием к центру ордерных форм (колонн с капителями, пилястр), скульптур (кариатиды, атланты), декоративных элементов (картушей, волют, маскаронов), фигурным обрамлением окон и ниш.

Боковые фасады имеют второстепенное значение, и они значительно декоративно-упращены.

Первые этажи декорировались рустом (бриллиантовый руст).

Благодаря изобретению Франсуа Мансара (1596-1666), вместо обычных крыш, появляются мансарды, придавшие чердачному пространству функциональное значение. Подобные конструкции выкладывались разноцветной черепицей.

Интерьеры в стиле барокко так же помпезны и вычурны. Об этом вы можете прочитать, кликнув по ЭТОЙ ССЫЛКЕ.

БАРОККО В РАЗНЫХ СТРАНАХ:

Различают множество видов барокко:

— Итальянское барокко

— Голландское барокко

— Английское барокко

— Сицилийское барокко

— Французское барокко

— Русское барокко

— Испанское и португальское барокко

— Латиноамериканское барокко

— Нидерландское барокко

— Скандинавское барокко

— Немецкое барокко

И др.

arch-simple.ru

Архитектура европейского барокко на примерах итальянского, немецкого, английского

Католическая базилика Суперга (Basilica di Superga) — образец барочной архитектуры. Турин. Италия. Строительство началось в 1717 г. после победы над французами и испанцами благодаря обету властителя — Виктора Амадея II. Архитектор Филиппо Юварра.

Европейское барокко – стиль, мода на который властвовала в Европе с конца 16-го и до конца 18-го веков. Особенно ярко этот стиль проявился в архитектуре сооружений того периода. Европейское барокко сформировалось во времена ослабления влияния католицизма и усиления светского общества. Зодчество каждой страны формировалось с учетом национальных традиций, существующих политических условий и благосостояния общества, благодаря этому европейское барокко в разных странах приобретала особые характерные элементы на основе общих черт стиля. При создании зданий и городских ансамблей используются сложные планы, криволинейные поверхности, увеличивается декоративность сооружений. Ордер, как и в эпоху Ренессанса, используется в конструкции фасадов, однако, он приобретает более пластичные формы, меняет традиционные пропорции, нередко теряет свою функциональность.

Архитектура итальянского барокко

После периода Возрождения, которое обратило взоры архитекторов и художников к культурным и художественным традициям Древнего Рима, наступил период пересмотра взглядов на искусство. Переломным моментом стало разграбление Рима в 1572 году и ослабление торговых связей с другими государствами. Политические события, которые повлияли на жизнь общества, изменили и его мировоззрение. Строгие античные пропорции уже не устраивали живописцев и зодчих, которые стремились «выйти за рамки», установленные Ренессансом. Итальянское барокко стало образцом для всей Европы. Искусствовед П.П. Муратов (Павел Павлович Муратов. 1881-1950 гг.) в своей работе «Образы Италии» писал о Риме, как о городе, олицетворяющем барокко.

Архитекторы итальянского барокко

Одним из основоположников итальянского барокко считается Микеланджело, который разрушил принятые представления об архитектурных пропорциях, и начал использовать элементы ордера как декор. В основе работ Микеланджело, которые находились у истоков барокко, — пластичность архитектурных элементов, динамичность, контраст, рельефность поверхностей, масштабность элементов ордера. Однако, сооружения Микеланджело все еще сохраняли свою тектоничность, что является характерным для стиля эпохи Возрождения, и теряет актуальность в барокко. Наиболее яркими представителями итальянского барокко были архитекторы: Франческо Борромини (Francesco Borromini), Франческо Кастелли (Francesco Castelli, 1599—1667гг.) и Лоренцо Бер¬нини (Giovanni Lorenzo Bernini,1598—1680 гг), Джироламо Райнальди (1570 –1655 гг.) Известность получили зодчие, создавшие образ архитектуры итальянского барокко: Карло Мадерно (Maderno; 1556—1629гг) (Борромини был его последователем), Д. Фонтана (Domenico Fontana, 1543 — 1607 гг.). Произведения Борромини отличаются пышностью, экспрессивностью, масштабностью, рельефностью. Примером может служить римская церковь Сант-Аньезе на площади Навона. Купол церкви расположен на барабане, фасад имеет плавные, изгибающиеся формы, выступы, что создает интересные эффекты светотени. Украшают сооружение многоярусные колонны, расположенные по сторонам от купола.

Церковь Сант-Аньезе -ин-Агоне на площади Навона. (S. Agnese in Agone). Воздвигнута в честь св. Агнессы Римской — христианской мученицы. Рим. Строительство в 1652 г. вел Джироламо Райнальди, фасад церкви — работа Борромини (1652—1655 гг.)

Архитектор Бернини в своем творчестве активно использовал законы перспективы, изменяя зрительное восприятие объектов. Одна из разработок Бернини — римская церковь Сант-Андреа аль Квиринале (1653—1658 гг.)

Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (Sancti Andreae in Quirinali) — церковь, посвящена апостолу Андрею. Рим. Архитектор Бернини.

Архитектор завершал строительство собора Святого Петра и соборной площади (1656—1667 гг.) Четырехрядная колоннада из 284 колонн высотой 19 метров, которую создал мастер, расходится от фасада и образует трапециевидную форму площади, а затем создают овал, что дает ощущение динамичности пространства, чувство подвижности колонн, раскрытие архитектурного пространства сооружения. Венчают колоннаду 96 скульптур. Площадь устроена таким образом, что направляет взгляд наблюдателя к фасаду, который завершал архитектор Карло Мадерно. Свои знания в области создания искусственной перспективы и зрительного обмана архитектор итальянского барокко Бернини применил и при возведении Королевской лестницы («Скала реджа», 1663—1666 гг.) Она соединяет папский дворец и собор Святого Петра. Лестничный пролет сужается, колонны уменьшаются, что дает эффект зрительного увеличения лестницы и углубления ее перспективы – кажется, будто лестница гораздо протяженнее и больше по размерам, чем на самом деле.

Королевская лестница «Скала реджа» (Scala Regia). Ватикан. 1663-1666 гг. Архитектор Бернини.

Приемы итальянского барокко использовались мастерами других стран, однако, в каждом государстве их методы сочетались с национальными традициями, создавая различные стилевые направления.

Немецкое барокко

Немецкое барокко характеризовалось разделением на южное стилистическое направление (на юге Германии властвовал католицизм), и северное (на севере, в основном, жили протестанты). Архитектура южной Германии больше напоминает итальянское барокко, а зодчество северной части страны многое заимствовало из французского классицизма. Немецкое барокко наиболее ярко представлено дрезденской резиденцией Цвингер (Zwinger) архитектора М.Д. Пеппельмана*, построившего ее по заказу саксонского курфюста Августа Сильного (с 1694 года — курфюрст саксонский). Цвингер располагается неподалеку от Дрездена, где в старину находился район городских укреплений.

Цвингер (Zwinger) около Дрездена. Архитектор М.Д. Пеппельман.

Маттеус Даниель Пеппельман (Matthäus Daniel Pöppelmann. 1662-1736 гг.)Изучал итальянскую, французскую, голландскую и австрийскую архитектуру. С 1718 по 1734 гг. занимал должность главного государственного архитектора (Oberlandbaumeister). Благодаря его таланту Дрезден стал одним из наиболее красивых городов Европы. Главным произведением архитектора считается Цвингер, построенный вместе с зодчим Б. Пермозером. Среди работ Пеппельмана — Японский дворец в Дрездене (1715 г.), замки Пильниц (1720-1723 гг.), Градиц (1720 г.), Морицбург, аббатство Йоахимштейн (1728 г.) и другие сооружения

Для того, чтобы выполнить заказ курфюста, Пепельман посетил Рим, где он изучал архитектуру античности и Возрождения. Ансамбль Цвингер сам Пепельман называл «римским творением». Возведение Цвингера началось в 1711 году. Стиль сооружения долгий период являлся предметом споров искусствоведов. Г. Дехио (Георг Дехио. Georg Dehio. Историк немецкой культуры. 1850 – 1932 гг.) в работе «История немецкого искусства» писал: «…Цвингер находится за пределами принятой «историко-стилевой номенклатуры». В нем сочетаются пластика, динамичность со светлым нарядным фасадом из песчаника и многочисленными скульптурами. По замыслу Цвингер должен был стать сооружением для зрелищ. Немецкое барокко, воплощенное в ансамбле Цвингера, поражает богатым декором, пластичностью поверхностей. Первый этаж основного здания Цвингера украшен пилястрами, которые перерастают в человеческие фигуры атлантов, поддерживающих антаблемент с цветочным и фруктовым декором. Венчает сооружение атлант, который держит земной шар. Пышная архитектура и пластика Цвингера типична для немецкого барокко и поражает фантастичностью образов, гротеском и великолепием. В плане по периметру центральную площадь ансамбля обрамляют арочные галереи (здесь находятся оранжереи) с плоскими крышами. Из павильонов Цвингера, связанных между собой галереями, наиболее красивы овальные строения, где находились трибуны королевского двора, а также знаменитый павильон «Ворота под короной» (Кронентор), сочетающий двухъярусную арку и надвратную башню. В павильоне находилась королевская ложа. Строение венчает изображение королевской короны и геральдические орлы. Особенностью ансамбля является сочетание идей барокко с национальными традициями, например, характерным для немецкого искусства небольшим пластичным формам: павильон с королевской ложей декорирован скульптурами маленького размера, что еще больше подчеркивает крупные габариты навершия над «Воротами». Скульптуры ансамбля созданы Б. Пермозером.

Скульптуры в «Купальне нимф» — грот с каскадами. Скульптор Б.Пермозер.

При М.Д.Пеппельмане Цвингер не был достроен, три фасада были готовы до 1732 г. Проект четвертого фасада был создан архитектором Готфридом Земпером (1847-1855 гг.)

М.Д.Пёппельман — Маттеус Даниэль Пеппельман, служил при императорском дворе, в 1705 г. его назначили саксонским архитектором. В 47 лет возглавил сооружение ансамбля Цвингера

Центры зодчества в стиле барокко находились в Австрии, Баварии, Верхней Швабии, Франконии и на Рейне. В каждом регионе немецкое барокко получило характерный акцент, в зависимости от национальных традиций, а также мастеров, которые возводили сооружения. В Австрии расцвет барокко наступил после победы над турецкими войсками (1683 г.) В Вене был построен Шёнбрунн (Schloß Schönbrunn. 1694 -1749 гг. архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах), венский Бельведер (Belvedere. 1714-1722 гг. архитектор Иоганн Лука Гильдебранд). Среди наиболее знаменитых сооружений, выполненных в этом стиле, в Берлине — королевский дворец (Berliner Kgl.Schloß. архитектор Андреас Шлютер), в Вюрцбурге — епископская резиденция (Würzburger Residenz. 1719 – 1744 гг., архитектор Иоганн Бальтазар Нейман). Баварский курфюст Максимилиан II Эммануэль (он жил в изгнании во Франции с 1706 г.) для строительства приглашал итальянских архитекторов. В Рейнской области замки немецкого барокко с «французским акцентом» строили французы. К востоку от Бонна был возведен Поппельсдорф (Schloss Poppelsdorf. 1716-1730 гг. архитектор де Котт). Барочный дворец Аугустусбург (Augustusburg) и охотничий дворец Фалькенлюст (Falkenlust) в Брюле (Brühl) строил придворный баварский зодчий француз Кювийе. В Бенсберге замок (Schloss Bensberg. Начало строительства 1711 г.) строит венецианец. В застройках Рейнской области участвовали также немецкие архитекторы Нейман (Иоганн Бальтазар Нейман. Baltasar Neumann. 1687 – 1753 гг.), Шлаун (Иоганн Конрад Шлаун. 1695 – 1773 гг.) В немецком барокко прусской провинции Брандербург чувствуется влияние Нидерландов и Франции. В стиле луврского проекта Бернини в Берлине архитектором Шлютером (Schlüter Andreas. ок. 1660–1714 гг.) построен королевский замок (1698–1706 гг.) Потсдамский дворец Сан-Суси, создан архитектором Кнобельдорфом по образцу палаццо Барберини в Риме, работы Палладио. В Дрездене (Саксония) в период властвования Августа Сильного архитектор Кьявери строит церковь Хофкирхе (1738-1756 гг.), ее стиль – римско-барочный, однако чувствуется влияние французского Версаля. В этот же период немец Пёппельман возвел Цвингер (1709-1716 гг.) с элементами итальянского барокко.

Английское барокко

Барокко в Англии не получило такой размах как в других странах Европы. В то время как во Франции, Италии, Испании, Бельгии, Германии барокко достигло пределов своих формальных возможностей, в английской архитектуре был очень силен палладианский классицизм. Исследователи говорят о том, что в Англии не осталось памятников архитектуры, которые можно было бы однозначно определить как барочные. Среди мастеров, произведения которых можно охарактеризовать как английское барокко, были Джон Ванбру и Николас Хоксмур.

Джон Ванбру — John Vanbrugh (1664 —1726 гг.) – английский драматург и архитектор, творивший в стиле английского барокко.
Николас Хоксмур Nicholas Hawksmoor (1661 –1736 гг.) – архитектор эпохи английского барокко.

Особенности английского барокко продемонстрировано в строении Ситон Делавал (Seaton Delaval Hall) в Нортумберленд (Northumberland), разработанном архитектором сэром Джоном Вабру в 1718 г. Сооружение находится к северу от Ньюкасла-апон-Тайн (Newcastle upon Tyne). Оно было построено для адмирала Джорджа Делавал (Admiral George Delaval), сейчас принадлежит Национальному Тресту (National Trust).

Проект Ситон Делавал (Seaton Delaval Hall). Нортумберленд (Northumberland). Англия. Архитектор сэр Джона Ванбру (1718-1729 гг.)

 

Ситон Делавал (Seaton Delaval Hall). Нортумберленд (Northumberland). Англия. Архитектор сэр Джона Ванбру (1718-1729 гг.)

Церковь Христа Спиталфилдз (Christ Church Spitalfields.1715-1729гг.) Ист-Энд East End. Лондон. Англия. Архитектор Николас Хоксмур (Hawksmoor).

Европейское барокко возникло в эпоху абсолютизма. Зародившись в Италии, оно утвердилось во Франции, Испании, позже проникло в Германию, его элементы использовались английскими архитекторами. Барокко в Европе выросло из искусства Ренессанса, изменив ордера, сделав их диспропорциональными и лишенными функциональности, украсив причудливым декором, добавив во внешний вид строений динамичность и масштабность.

Автор текста: М. Костин

www.facade-project.ru

Роскошный стиль барроко в дворцовых интерьерах

Барокко – один из немногих уникальных стилей, способных открыто заявлять о помпезности, роскошности и изысканности во всех возможных проявлениях.
На протяжении уже четырех веков барокко демонстрирует престиж и щедрость души его почитателей. Это стиль для королей и дофинов, успешных бизнесменов и истинных принцесс. Барокко — воплощение пластичных форм, величественных образов, возвышенных и объемных орнаментов из благородных металлов и драгоценных пород дерева.

Стиль барокко

Стилистика барокко имеет свои характерные черты, легко узнаваемые в любом интерьере.

Чтобы привнести в свой дом настроение барокко, стоит обратить внимание на основные элементы:

  1. Стены. При оформлении стен, отталкивайтесь от личных впечатлений, непринужденно жонглируя такими декоративными элементами, как деревянные панели различной цветовой гаммы, текстильные обои, гобелены, золоченая лепнина. Стиль барокко предполагает неоднородное и изящное декорирование. Для усиления визуального и тактильного впечатления можно использовать парчу, вельвет или шелк – для интерьерного дизайна материалы уникальные и достаточно дорогостоящие. Их можно использовать как на достаточно больших поверхностях, так и отдельными вставками, обрамленными специально декорированными молдингами.
  2. Потолок. В классическом понимании потолок является художественным продолжением стен, их рисунка, фактуры и цвета. Современное воплощение стиля допускает некоторые дизайнерские «уступки», но сохраняет свои «правила»: использование фигурных форм лепнины и оформление золочением. Для создания дополнительного впечатления высоких и объемных потолков часто используют фрески и фресковую роспись. Особенно выразительно эти элементы выглядят на куполообразных потолках.
  3. Пол. Чтобы оформить пол, соответствующий стилю барокко, стоит обратить внимание на материал. Прекрасно впишется в интерьер керамика, внешне напоминающая мрамор или выполненная в технике майолики, штучный или художественный паркет. Стиль барокко позволяет вам самим решать, какой размер плитки, паркетной доски или ламината вам наиболее удобен. Главное, что стоит учесть – подбор такой цветовой гаммы, которая бы соответствовала общему стилю отделки. Резкий контраст цвета в этом стиле не допустим. Для внесения «изюминки» в свой интерьер в стиле барокко используйте небольшие ковры для пола с растительным орнаментом. И тогда ваш дом станет настоящим европейским дворцом 18 века.
  4. Мебель в стиле барокко тоже имеет свои отличительные черты. Это лакированные поверхности, изящные изогнутые ножки, разнообразные резные элементы. Мягкая мебель этого стиля имеет удивительно удобную спинку и зачастую отдельное удлиненное место, предназначенное для вытянутых ног. Лучше всего предпочтение отдать гарнитурам. Все предметы мебели должны идеально друг с другом гармонировать. Комоды, шкафы и витрины с изящными выдвижными ящиками прекрасно вписываются в интерьер. Рабочие столы со столешницей из мозаики или цветного мрамора только добавляют дополнительные приятные тактильные ощущения. Все предметы мебели располагают симметрично, центр комнаты оставляют, как правило, пустым. Отдельного внимания заслуживает кровать. В 17-18 веках этот предмет мебели являлся одним из основных и наиболее почитаемых. Даже гостей могли принимать лежа в постели. Поэтому ее декорировали особенным образом, использую множество украшений и драпировок из воздушных тканей. Этому стилю замечательно подойдут атлас, тафта, шелк, бархат, жаккард. В качестве орнамента лучше выбирать растительные элементы или изящные узоры. Главное при выборе тканей – это качество и натуральность. К сожалению, современное жилье не всегда позволяет полностью воссоздать спальню эпохи барокко. В этом случае, специалисты советуют приобрести изголовье кровати с изящной кружевной резьбой, которое дополнительно можно «припорошить» золотом. Завершить образ спальни в стиле барокко помогут богатое покрывало и множество подушек различных размеров.
  5. Текстиль в этом стиле занимает особенное место. Роскошь и уют прекрасно подчеркнут шторы из элитных материалов, увенчанные ламбрекеном с вышитым золотым люрексом орнаментом или вензелями. Такой же тканью можно задрапировать и дверной проем. Сочетание иллюзии тонких тканей и реальности тяжелых, шикарных портьер с кистями, бахромой или золотыми шнурами является традиционным дизайнерским приемом стиля барокко.
  6. Освещение в эпоху барокко – это, конечно же, свечи, придающие жилищу неповторимое звучание романтики. В современных интерьерах свечи могут выступать в роли необходимых декоративных элементов, особенно в сочетании с изысканными канделябрами. Электрические же светильники могут внешне напоминать свечи или представлять из себя пышные хрустальные люстры.
  7. В качестве обязательного дополнения в интерьере барокко используют выразительные декоративные элементы: зеркальные поверхности, скульптурные композиции и картины. Акцент можно сделать на копии рубенсовских пейзажей или портретов, работ Рембрандта (последнего десятилетия его творчества) или Веласкеса. В качестве центральных образов художественных полотен следует выбирать жанровые фрагменты из жизни прошлых веков, городские и природные пейзажи, монументальные портреты. Зеркала внушительных размеров, обрамленные массивной лепниной, часы с бронзовым украшением, постаменты, канделябры и изящные шкатулки – все это предметы декора в стиле барокко, вполне уместные и в современном дизайне. В качестве дополнительных украшений в стенах часто предусматриваются небольшие ниши. В них найдут свое место многочисленные фарфоровые статуэтки, вазы тонкой работы, грациозные миниатюры, резные поделки из слоновой кости. Особую игривость интерьеру могут придать стилизованные под соответствующую эпоху элегантные аксессуары, будто бы случайно оставленные хозяевами дома на стуле, комоде или столе. Это может быть прогулочный зонт, складной веер или кружевной шейный платок.
  8. Окна и двери тоже требуют богатого убранства, напоминающего царские дворцы. Двери могут быть двустворчатыми, цветовой гаммы, соответствующей декору стен, или белоснежные с дополнительными вставками других цветов. Придавая дверям характер барокко, не ограничивайте свою фантазию. Вполне допустимы резьба, текстильные вставки, разноцветное стекло и, конечно же, позолота. Над дверью часто размещают специальное декоративное панно – десюдепорт. Такой художественный или скульптурный элемент придаст интерьеру дополнительную парадность.


Конечно, этот стиль любит большие помещения, залы для приема гостей и работы. Величественные предметы мебели и отделки не должны сказываться на восприятии размера комнаты. Барокко – это всегда простор и монументальность. В классическом выражении для него необходимы по-настоящему королевские площади (от 100 м2) и высокие потолки. Поэтому для комнат малых размеров стоит ограничится стилизацией, используя отдельные детали барокко.

Стиль барокко в интерьере собора


Остановив свой выбор на данном стиле для оформления собственного дома, стоит заранее обдумать общее цветовое решение. Профессиональные дизайнеры  советуют подобрать два основных цвета: основной, доминирующий, и в дополнение к нему теплый, неконтрастный оттенок. Такое сочетание позволит максимально раскрыть всю многогранность помещения. Наиболее полюбившиеся поклонникам барокко сочетания – это бежевый и бордовый, бирюза и шоколад, синий и розовый. Безусловно, любые оттенки дополняются царственным блеском – перламутр, позолота или сияние серебра. Цвет мебели, как правило, соответствует отделке стен. А стены могут быть оформлены тканью, использованной для обивки стульев и диванов.
В целом стиль барокко открывает безграничные возможности для людей, знакомых с творчеством и умеющих создавать вещи своими руками. Рукодельницы обязательно найдут применение вышитым подушкам или картинам. А мужчины, увлеченные столярным делом, смогут украсить свой дом резной мебелью в стиле барокко.

Огромный зал в стиле барокко

История развития стиля барокко.

Чтобы полностью погрузиться в настроение этого стиля, прочувствовать все его особенности и характерные черты, стоит обратиться к истории, той эпохе, что дала ему начало. Слово барокко переводится с итальянского как «причудливый». Еще в конце 16 – в 17 веках в Риме, Флоренции и Венеции был дан старт триумфальному шествию барокко.
Это было изумительное время. Женщины с удивительными прическами, затянутые в строгие корсеты, владеющие секретным языком веера и с успехом пользующиеся им на пышных балах и приемах. Прошла эпоха рыцарей в железных латах, на смену им пришли утонченные джентльмены в напудренных париках. Кровопролитные увеселения сменили театральные постановки, балы-маскарады и неспешные прогулки в парковых зонах.

Роспись стен в соборе

В архитектуре стали преобладать размах и витиеватые формы. Завоевав сердца итальянцев, барокко со временем получил широкое распространение во всей Европе, России в даже в Южной Америке.
Всемирно известные архитектурные ансамбли, сохранившие для нас классический барокко, – Версальский дворец во Франции, дворцы, парки и фонтаны Петергофа в России, дрезденский Цвингер, австрийский Шенбрунн. Не зря барокко считается стилем грандиозных дворцов, буквально излучающим состоятельность и благополучие. Начало 18 века во Франции ознаменовано развитием стиля рококо – «облегченной версии» барокко. Для него также характерны изысканность и обилие украшений, но отсутствует требование больших помещений. Сложно устоять перед помпезностью этого стиля, открывшего миру, что дом может быть не только крепостью, но и настоящим королевским дворцом.

Гостиная в стиле барокко

heshi-design.com

Барокко в усадьбе Кусково — Блокнот свободного архитектора — LiveJournal

Барокко — стиль пышный и капризный, всюду обилие колонн, сильно выступающие карнизы, разорванные  фронтоны. Во всем показное богатство. Стиль самых изысканных дворцов для первых властителей Российской Империи, и их прославленных фаворитов.

Лучше всего изучать архитектуру Барокко в городе на Неве и в его знаменитых окрестностях. Зимний дворец, Смольный монастырь, Петергоф, Царское Село и многие другие.
Но и Москва тоже хранит много интересных зданий и целых комплексов, построенных в этом стиле. Усадьба Кусково, принадлежавшая роду Шереметьевых, бывшая подмосковная, но давно уже вошедшая в границы города, знаменита многими сооружениями в стиле Барокко. Обширная усадьба с дворцом, многочисленными зданиями, большим парком и прудом создана в основном в середине XVIII века.

1836 год КУСКОВО.jpg
Кусково. Вид усадьбы со стороны пруда, худ. Н.И.Подключников, сер. XIX в.

Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность.
Отсюда его преувеличенный пафос, театральность, что в архитектуре выражается усложненностью форм, пышной декоративностью.
И вот такой дворцово-парковый ансамбль есть в Москве. И увидеть его очень несложно.

Кусково было известно как «старинная вотчина» Шереметевых. С 1715 года усадьба принадлежала фельдмаршалу петровского времени Б.П.Шереметеву, а затем перешла к его сыну П.Б.Шереметеву, вельможе нескольких царствований. В эти годы ансамбль и получил свой законченный вид. Планировка сложилась в середине XVIII века, когда были возведены основные строения. Кусково строили крепостные мастера и архитекторы Шереметева, которыми руководил крепостной архитектор Ф.С.Аргунов.
Основное место в усадьбе занимает дворец, главным фасадом обращенный на пруд, а другим фасадом – на регулярный парк.
Дворец в Кусково – это одноэтажное деревянное здание с антресолями на каменном цокольном этаже. Архитектура дворца представляет собой образец ранней русской классики. Здание простое и благородное, его фасады обработаны в формах каменной архитектуры. Шестиколонный портик ионического ордера тоже необычен, колонны размещены не равномерно и акцентируют центральную ось здания.

ф-1.jpg

О том, что дворец выполнен из дерева – догадаться невозможно, настолько капитально и внушительно смотрятся его фасады. Подходы к главному входу представляет собой сложную композицию с подъездными пандусами и парадной полукруглой лестницей.
Отделка интерьеров выполнена с большим изяществом. Анфилада парадных комнат проходит вдоль всего главного фасада. А самое большое помещение дворца, огромный танцевальный, или зеркальный зал, ориентирован окнами на просторы регулярного парка. Расписные кафельные печи, шелковая обивка стен и мебели, гобелены, фамильные портреты и картины художников – вот далеко не полный перечень внутренних красот дворца.

План дворца..jpg
План первого этажа дворца в Кусково.

Главный дом усадьбы Кусково – один из лучших образцов раннего классицизма в Москве. Надо сказать, что интерьеры дворца – это отдельная тема. Внутренняя планировка ближе к приемам барокко. Там такое огромное количество помещений, такой большой набор приемов отделки, что осветить все эти вопросы в одной общей статье не представляется возможным.

ф-2.jpg
Рядом с главным домом в 1737-1739 гг. сооружена Спасская церковь. Такая постановка определяла важную роль церкви в парадной композиции усадьбы. Церковь была первым каменным сооружением в усадьбе.

Регулярный парк  близок к квадрату по своим пропорциям. Размеры его большие, но в натуре парк не кажется огромным. Дело в том, что парк как бы разбит на отдельные планировочные зоны, и главной зоной, безусловно, является центральный партер. Партер украшен мраморными скульптурами, колоннами и обелисками, рядами дорожек он разбит на цветники сложной формы. Летом, когда весь партер сияет цветами, и с каждой дорожки открываются новые неожиданные виды, прогулка по парку Кусково представляет собой особую прелесть. Кажется, что партер тянется до бесконечности, и до виднеющейся вдали оранжереи никогда не дойти.

Генплан.jpg
Генеральный план усадьбы Кусково.

На чертеже я пометил только основные здания, на самом деле их значительно больше, и встречаются они весьма неожиданно. И увидеть весь парк тоже невозможно, поскольку и левая и правая его части – это куртины деревьев, плотно посаженные вдоль аллей и дорожек парка.

ф-6.jpg
Статуя………

ф-5.jpg
А вот основной партер просматривается на всю длину, от дворца до оранжереи. Аллеи, дорожки, строгая геометрическая сетка которых обрамлена фигурными клумбами, скульптуры, обелиски и цветники, обильно заполняющие партер.

ф-4.jpg
Обелиск ……

И второе по важности здание усадьбы Кусково – это Оранжерея, замыкающее парадный партер.
Здание построено  в 1761-1762 гг. Оранжерея вмещает высокий центральный зал и две остекленные галереи, заканчивающиеся двухэтажными павильонами. Оранжерея была и одним из основных парковых увеселительных сооружений, служила зимним садом с концертным и танцевальным залом. В наши дни, после проведенных реставрационных работ, оранжерея восхищает своими барочными формами и стеклянными стенами.

ф-7.jpg
Ближе к оранжерее находится колонна …. ну, конечно — со статуей Минервы

ф-8.jpg

По обе стороны партера, справа и слева, пересекающиеся аллеи подводят к садовым павильонам. Вообще каждая дорожка в своей перспективе замыкается то статуей, то ризалитом дворца, то фасадом садового павильона. В левой части парка буквально спрятан среди зелени причудливый Эрмитаж, перестроенный  Ф.С.Аргуновым в 1765 году. В плане он представляет собой композицию из круглого зала и примыкающих к нему небольших и тоже круглых кабинетов.

ф-9.jpg

Гравюра 1767г..jpg
Эрмитаж в Кусково. Гравюра 1767 г. по рисунку М.Махаева

Изысканные формы, характерные для стиля Барокко придают зданию колорит той эпохи. Внутри, помимо богатой отделки, еще поражало отсутствие лестницы, и специальное подъемное устройство, которое доставляло гостей на второй этаж.

Одной из ранних построек Кускова является Грот. В этой постройке апофеоз стиля Барокко достигает своих высот. Одноэтажное здание поставлено на берегу небольшого прудика. Колонны грота обработаны оригинальными муфтами круглой и квадратной формы. В плане Грот представляет собой настолько причудливое сочетание помещений, что рассказать о нем сложно, значительно нагляднее посмотреть чертеж.

ф-10.jpg

ф-12.jpg
Архитектурный тип паркового грота первой половины XVIII века – павильона, связанного с темой воды, как бы подводной пещеры. Стены и своды внутренних помещений, зала и двух кабинетов, покрыты орнаментами, выполненными из раковин, туфа, стекла. Все это создавало картину подводного царства, столь же экзотического, как и весь дух усадьбы Кусково.

Грот-2.jpg
План Грота в усадьбе Кусково

ф-11.jpg
Вход и золотая решетка …….

И завершая короткий рассказ об архитектуре Барокко в усадьбе Кусково, невозможно не сказать о знаменитом огромном зеркале пруда. Пруд не только простирается вдоль главного фасада дворца, он как бы связывает все сооружения усадьбы.

ф-3.jpg

Ансамбль Кусково воплотил в себе основные черты культуры барокко первой половины и середины XVIII века.

ф-13.jpg
И еще одна панорама ансамбля Кусково со стороны пруда – дворец, церковь и грот

Само слово Барокко переводится с итальянского как – странный, неправильный, причудливый.

Барокко русское, барокко петровское, барокко елизаветинское…. Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия (вспомним так называемое «Нарышкинское барокко»), и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейской культуры.

В России расцвет стиля падает на середину XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе он  угасает. И есть одна тонкость в отличие нашего Барокко от западноевропейского. В России фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению пластического начала, а также позволяло применять окраску. Яркие цвета — синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, позолота кровельных покрытий — все это придавало зданиям особый яркий колорит, отвечавший традициям русского национального зодчества.
………………………………….………………………………….………………..

P.S.   Статья написана для нового Сообщества, посвященного изучению архитектурных стилей — http://architectstyle.livejournal.com/ . Это своего рода вводное сообщение о Стиле Барокко, как и когда барокко появилось в России, и чем этот стиль отличается от других. Усадьба Кусково является прекрасным учебным пособием для тех, кто хочет разобраться в Барокко.
Через пару дней статья будет направлена на страницу Сообщества.

Должен констатировать, что Сообщество набирает силу, в него приходят новые друзья, присылают свои работы. Конечно – это только начало. Конечно — нужны смелые и  инициативные люди, любящие архитектуру, и любящие изучать архитектуру. Лелею надежду, что такие любители вскоре найдутся на необъятных просторах ЖЖ. И приглашаю их на страницы нашего нового Сообщества.

archistorik.livejournal.com

Барокко в архитектуре Петербурга. 18-й век.

Петергоф

В 40-х — 50-х годах 18-го века при царице Елизавете по-настоящему развернулся талант отца и сына Растрелли. Старший, Карло Бартоломео Растрелли, скульптор, еще при Петре I приехал в Россию и привез с собой своего пятнадцатилетнего сына — Бартоломео Растрелли младшего, ставшего архитектором. Он жил и творил только в России и стал истинно русским зодчим. Даже имя его стало звучать по-русски: Федор Варфоламеевич. Растрелли строил в стиле барокко, но всегда вносил в этот стиль что-то исконно русское, за что и был назван «певцом русского барокко».

Бартоломео Растрелли


Слово «барокко» в буквальном переводе с итальянского обозначает «причудливый», «вычурный». Этот стиль зародился в Италии в конце 16 века, а в России только в 18-м веке. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью. Здания богато украшены, часто без меры, разнообразными деталями. Это богатый, лепной, с завитками, орнамент, портики, галереи со статуями атлантов и кариатид. В интерьере дворцов сглаживаются углы потолка и стен, они украшаются богатыми росписями, лепниной, позолотой. Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами. Разноцветные полы, хрустальные люстры, изящная мебель на тонких изогнутых ножках дополняют убранство дворцов. Растрелли создал много великолепных памятников архитектуры в стиле барокко в Петербурге: Большой Царскосельский дворец ( Екатерининский), собор Смольного монастыря, дворец в Петергофе, Зимний дворец — вот лучшие образцы его творений.

Большой Царскосельский дворец. Барокко.


Во время Великой Отечественной войны Царскосельский дворец сильно пострадал от фашистских вандалов, были разграблены и уничтожены бесценные сокровища дворца. Конечно, многое было заранее спрятано работниками музея. После войны реставраторы долгие годы восстанавливали по крупинкам утраченную красоту. И вот этот шедевр таланта Растрелли вновь предстает перед миром во всей своей красе.

Царскосельский дворец. Атланты украшают стены. Барокко.

Ворота Царскосельского дворца. Барокко.

Янтарная комната. Царскосельский (Екатерининский) дворец. Барокко.

Золотой тронный зал в Екатерининском дворце. Барокко.

Скульптура в стиле барокко украшает стены. Царскосельский дворец. Барокко.

Собор Смольного монастыря. Барокко.

Петергоф. Дворец в стиле барокко и фонтаны.

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ (1754 — 1762 )


С Дворцовой площади виден лишь фасад Зимнего дворца, торжественный и пышный, соответствующий его внутреннему убранству. Светло-зеленые стены, белые полуколонны то соединены между собой, то равномерно расположены на светло-зеленой глади стены. В стиле барокко сочетание плоских и выпуклых форм, изящные наличники, обрамляющие окна, торжественные подъезды, арка ворот с прекрасной, литой чугунной решеткой и, наконец, сильно выступающий карниз сложной формы, богато украшенный скульптурой — все это создает богатую по своей выразительности поверхность стены. Построенный в середине XVIII века, Зимний дворец явился памятником торжества России, проделавшей за немногие десятилетия огромный путь от средневекового, отсталого государства до одной из ведущих держав тогдашней Европы. В дальнейшем внутри дворца совершали перестройку Росси, Кваренги, Фельтон и другие архитекторы. Сейчас это музей изобразительного искусства, Эрмитаж.

Зимний дворец, вид со стороны Невы. Барокко.

Зимний дворец. Интерьер.

Зимний дворец. Интерьер.

cvetamira.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *