Барокко архитекторы – , .

Содержание

Архитектура барокко в России — Архитектурный стиль — LiveJournal

Архитектура барокко в России

   
    Оригинал взят у sergeyurich в Архитектура барокко в России    Оригинал взят у edwardjournal в АРХИТЕКТУРА БАРОККО НА РУСИ
    Стиль барокко расцвел буйным цветом в Европе в XVII веке, возникнув веком ранее в Италии, где местные мастера стремились возвеличить свою культурную значимость привнесением во все отрасли искусства некие излишества и вычурность, в том числе и в архитектуру.
    До России архитектурный стиль барокко дошел через «прорубленное» Петром I «окно в Европу» с изрядным запозданием, воплотившись в полной мере лишь в XVIII веке, когда в Европе уже начинал укрепляться классицизм. Но отставание в ракурсе времени было с лихвой компенсировано грандиозностью барочных построек городских и усадебных ансамблей столицы и прочих мест, облюбованных российской знатью. Кроме того, российское барокко, как и прочие инородные культурные веяния, попадающие в страну, обрело новые, нехарактерные для европейского барокко черты, породив сугубо отечественные стили, такие как строгановское, голицынское и нарышкинское барокко.

    Стиль барокко воплощался в основном в проектах церквей и храмов. К знаменитым архитектурным памятникам можно отнести церковь Покрова в Филях, Успенский собор в Рязани, Новодевичий монастырь, брянскую Сретенскую надвратную церковь при Свенском монастыре, Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах, недалеко от Подольска, и многие другие храмы. Нарышкинское барокко в архитектуре отличается ярусностью, центричностью, равновесием и симметрией, белыми элементами на красном фоне.



Храм Знамения Богородицы в Дубровицах, голицынское барокко




  Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах вобрала в себя элементы итальянской, немецкой, шведской, французской и русской архитектуры. Обилие архитектурных деталей и резьбы — витиеватых колонн, завитков, виноградных кистей, цветов, листьев, а также скульптуры ангелов и святых — делают храм уникальным образчиком церковного зодчества. Вместо традиционного купола церковь венчает золотая корона.

  Самоназвания архитектурных направлений барокко в России происходят от фамилий родов, покровительствовавших возведению наиболее знаковых сооружений данной эпохи, которые, разумеется, обладали собственными характерными особенностями. Вообще, отличие отечественного барокко от европейского можно в общих чертах проследить в простоте и композиционной структурности. Разницу можно найти и в деталях, например, в используемых отделочных материалах. В Европе для облицовки применялся камень, русскими же мастерами использовались штукатурка и гипс, которые, в отличие от камня, можно было красить. Именно поэтому архитектурные сооружения русского барокко радуют глаз ярким контрастным колером. В основном использовались красные, голубые, желтые и белые краски, а также их сочетания, а для кровли применялась белая жесть и различная позолота.
    В декоре фасадов использовали орнаментную лепку, в которой отчетливо проступали элементы традиционного русского колорита. Западные зодчие, стремясь переплюнуть конкурентов, активно использовали мистические знаки и символы, что также не характерно для русского барокко, хотя, справедливости ради, иностранные архитекторы, возводившие усадебные имения для первых лиц империи в столице и ее окрестностях, все-таки прибегали к традиционно европейским приемам. Но в глубинке, куда барокко изначально просочилось стараниями боярина Льва Нарышкина, в отделке практически полностью преобладали местные традиции.

Церковь Покрова в Филях

  Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, построенная в вотчине князей Нарышкиных, – одна из лучших представительниц московского барокко. Церковь в этом подмосковном селе была известна с 1619г. – эта небольшая деревянная церковь Покрова и дала имя новой, двухэтажной роскошной барочной красавице.

  Новодевичий монастырь в Москве.

    Великая обитель Пречистой Богородицы «Одигитрии», православный женский Новый Девичий монастырь в Москве (Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь) – заложен Великим князем Владимирским и Московским Василием III в 1524 году в честь главной святыни древнего Смоленска — иконы Смоленской Божией Матери.

  Активное строительство началось в монастыре в годы правления Софьи Алексеевны. Почти весь архитектурный ансамбль монастыря (исключая старый Смоленский собор) был построен именно тогда, в новом стиле «московского барокко». За короткий промежуток времени была выстроена колокольня, надвратные церкви северных и южных ворот, Успенский храм с трапезной палатой, два жилых корпуса для сестер царицы Софьи – царевен Марии и Екатерины.
  Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.

    Стиль барокко в архитектуре мест проведения церемониальных и светских мероприятий высших сословий подчеркивал могущество и благосостояние Российской империи тех лет. Не только внешнее, но и внутреннее убранство зданий не имело себе равных во всей Европе. Наиболее выдающимся архитектором того периода принято считать Варфоломея Варфоломеевича Растрелли, представителя т. н. елизаветинского барокко. Среди его работ вспоминаются великолепные Зимний, Строгановский и Воронцовский дворцы, Андреевская церковь в Киеве, Царскосельский Екатерининский дворец, Смольный монастырь. Эти сооружения поражают своими масштабами и пышностью отделки.

  Екатерининский дворец

    Так получилось, что своим рождением Екатерининский (Большой) дворец обязан блистательным хозяйкам, трем женщинам-императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, которым дворец принадлежал в XVIII веке и которые уделяли его строительству огромное внимание. Их фантазии, проекты и личные вкусы воплощали в жизнь сотни талантливых архитекторов, художников, садоводов.

  Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищает своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядит празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера.   Среди прочих архитекторов эпохи барокко можно выделить Михаила Земцова, Дмитрия Ухтомского, Доменико Трезини, Савву Чевакинского. Эти выдающиеся мужи оставили после себя такие памятники русской барочной архитектуры, как Федорова церковь в Питере, возведенная среди прочих пятиглавых петербуржских храмов по проекту Трезини, дворец Шереметьевых, проект которого разрабатывал Чевакинский. Среди прочих памятников периода барокко, можно вспомнить Петропавловский собор в Казани, Меньшиковскую башню в Москве, Строгановскую церковь в Нижнем Новгороде, Предтеченскую церковь в Троице-Сергиевой лавре, часовню Пятницкого Колодца в Сергиевом Посаде и многие другие.

  Андреевская церковь в Киеве.
    Андреевская церковь — памятник истории, архитектуры, живописи и декоративного искусства XVIII века мирового значения.
    Она строилась по заказу российской императрицы Елизаветы как часть Киевской царской резиденции, состоящей из Царского (Мариинского) дворца и дворцовой церкви.

  Церковь построена в 1747-1762 годах в стиле барокко по проекту Растрелли, сохранила не только аутентичные архитектурные формы и наибольший процент отделки экстерьера, но и во всей полноте донесла до наших дней свое внутреннее убранство, которое является совершенным образцом православного церковного интерьера стиля барокко.

  Совместное творение гениального архитектора Ф.-Б. Растрелли, человеческих рук и природы породило уникальный памятник, который благодаря легкости, утонченности композиции, гармоничному слиянию всех ее частей в единое целое и связи с окружающей природой, стала шедевром архитектуры эпохи барокко и послужила непревзойденным образцом для подражания в строительстве культовых сооружений. Мировым сообществом здание Андреевской церкви занесено в каталог «1000 чудес света. Шедевры человечества пяти континентов», изданного в Германии в 2002 году. Учитывая чрезвычайную ценность памятника, было предложено внести Андреевскую церковь в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Зимний дворец

  Пронизанный светом, сверкающий позолотой и зеркалами интерьер занимает всю высоту здания Зимнего дворца.

  Живописный плафон с изображением Олимпа (Дициано Гаспаро, 18 в.) визуально увеличивает высоту помещения. В декоративное убранство лестницы включены скульптурные произведения, привезенные при Петре I из Италии: «Власть», «Антиной», «Диана», «Справедливость», «Могущество». ..   Зимний дворец, Иорданская лестница.
    Беломраморная лестница, начинаясь от Главной галереи, расходится двумя широкими маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки.
  Здесь поражает воображение эффект барочной театрализации: низкий затененный первый марш лестницы контрастирует с ее основным объемом, где пространство словно раздвигается, отражаясь в зеркалах и прорываясь в бесконечность иллюзорной росписи свода. Десять монолитных колонн сердобольского гранита поддерживают своды лестницы.

  В 18 в. лестницу называли Посольской — послы иностранных держав поднимались по ней, направляясь во дворец на прием. С лестницы открывается вход в две парадные анфилады дворца — Невскую и Главную, ведущую к Георгиевскому залу и Большой церкви. Проход по Главной анфиладе повторяет путь торжественных церемоний середины XIX — начала XX века.

    Позже лестницу стали именовать Иорданской — по ней во время праздника Крещения из Большого собора Зимнего дворца спускался крестный ход к Неве.

  Петропавловский собор, Казань.

    Петропавловский собор — выдающийся образец нарышкинского барокко. Выстроен в 1722 году. Храмовый комплекс включает в себя собственно собор, колокольню и построенный позже дом причта.

  Построенный на возвышенном месте, красивый и величественный, собор отличается уникальным убранством.  Неповторимый облик собору придает, в первую очередь, декор, обилие сохранившихся до наших дней фасадных деталей и их яркая раскраска.


  Смольный монастырь.

    Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни.

  Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.

  Церковь Иоанна Воина на Якиманке (Москва).

  Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра.

  Царствование барокко в России оказалось недолгим. Стремясь угнаться за Европейскими веяниями, в середине XVIII века столичные, а после и провинциальные постройки стали приобретать черты рококо, а к последней четверти XVIII века на смену им и вовсе пришел классицизм, сменив роскошество и грандиозность, на рационализм, простоту и монументальность античных форм.
    Но барочные архитектурные ансамбли до сих пор радуют нас своими стилями, формами и неповторимой красотой.

Источники:


http://deletant.livejournal.com/134112.html
https://www.google.ru/search?q=%D0%B5%D0%BA%D0%B0%…wBg&sqi=2&ved=0CEUQ7Ak

    Отредактировал данную статью для журнала «Архитектурный стиль» Сергей Воробьев.

architectstyle.livejournal.com

Архитектура барокко — это… Что такое Архитектура барокко?

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Истоки архитектуры барокко

Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый действительно большой и величественный ансамбль создал в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом.) Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.

Маньеризм и барокко

Свой вклад в архитектуру барокко сделал и маньеризм. Несмотря на все недостатки и капризы, мастера маньеризма подхватили эстафету интеллектуальных поисков, высокой эрудиции, виртуозного мастерства, научности и передали её архитекторам раннего барокко (Джакомо Делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна).

Именно в это время (по потребностям общества) возникают типы величественного городского дворца, барочного монастыря, загородной виллы с дворцом и барочным садом. Фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта) стал образцом для строительства многих церквей как в Италии, так и далеко за её пределами (Париж, Гродно, Львов и др.)

От маньеризма барокко унаследовало также влечение к необычному, удивительному, поразительному. Особенно это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках барокко (гигантская скульптура или гигантская же гротескная маска, театр под открытым небом, необычное здание с экзотическими деталями и т. п.) Ещё большим влечением к необычному обозначенные коллекции — гравюр, минералов, иностранных растений (и оранжереи для них), создание кабинетов с первыми музейными коллекциями.

Архитектура барокко в Италии

Следующее поколение архитекторов барокко воспитает великого итальянского архитектора Борромини.

Именно Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, прежних правил, проектировал помещения невиданной сложности. Это Борромини настоящий наследник эмоциональной насыщенной архитектуры Микеланджело Буонарроти, больший, чем Лоренцо Бернини или Пьетро да Кортона.

  • Борромини. План церкви Св. Карла у четырёх фонтанов

  • Борромини. Оратория монахов филипинцев, Рим

  • Борромини, разрез церкви Сан Иво в университете Рима

Интересный путь как архитектор барокко прошёл Ювара. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли своё воплощение. Но от здания к зданию он набрал опыт. Если Доменико Фонтана (1543—1607) или Франческо Каратти (?—1675) использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Ювара усиливает выразительность своих дворцов диагональными построениями, ризалитами, игрой различных объёмов. Декор становится всё более сдержанным, не избегает руста, пилястр и колонн, таких привычных для классицизма. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий (замок Ступиниджи, Мадридский королевский дворец, особенно базилика Суперга).

Многие мастера Италии, не находили на родине ни заказов, ни применение своим знаниям. Известно участие мастеров Италии ещё в построении готических соборов Франции. В XVII веке архитекторы Италии развезли новые архитектурные идеи по всей Западной Европе.

Барокко в Священной Римской империи

В XVII веке Священная Римская империя как государство имела недолгий период подъёма. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительными были победы над Турцией и высвобождение европейских территорий от чуждой, неевропейской культуры. Поскольку Турция (и её культура) тогда не воспринималась частью Европы. Негативным было присоединено промтерриторий в Австрию и формирования Австрийской империи. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Теперь областей стало больше. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, в XIX веке — в Италии.

Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти могущественные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. Из стратегических соображений в 1683 австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 года начался строительный бум — на сожжённых территориях возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.

Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбург возник в 1611—1628 годах. Уже тогда широко использовались проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти до садовника Себрегонди).

Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены — дворец Шёнбрунн — строится австрийцами Иоганном Бернхард Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные — дворец принца Евгения, Богемскую канцелярию, Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромео (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).

Наиболее одаренным среди первой генерации мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти, построившего чрезвычайно эффектный Чернинский дворец. Длина готического собора Св. Вита в Праге равнялась 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров.

Первый в Речи Посполитой памятник с элементами предбарокко — Фарный костёл в Несвиже — был возведён в 1580-е годы итальянским мастером Джованни Бернардони по образцу Иль-Джезу. В подражание этой римской церкви было выстроено впоследствии бесчисленное множество костёлов. Во Львове приход барокко связан с возведением Сретенского костёла босых кармелиток (1642—1644) по образу и подобию римской церкви Санта-Сусанна (арх. Карло Мадерна, 1603). Однако на протяжении XVII века польские шляхтичи ценили вовсе не характерные для барокко грузные, упрощённые архитектурные формы, получившие название сарматского стиля. Это в известной степени сдерживало дальнейшее освоение архитектурного словаря барокко и его распространение в польско-литовских провинциях.

Постепенно эрудиция и таланты архитекторов быстро дали возможность отойти от копирования итальянских образцов и создавать оригинальные сооружения (костёл и монастырь кармелитов босых, Бердичев). Наиболее крупные заказы — костелы, монастыри, часовни — поступали от католической церкви. Только в самом конце XVIII века под западноевропейским влиянием началось возведение масштабных дворцовых резиденций, таких, как Вилянувский дворец в Варшаве. Тогда же в барочном духе были перестроены многие храмы Кракова и Вильнюса, а в Гродно был выстроен богато украшенный скульптурой Ксавериевский костёл. К поздним памятникам светского барокко относятся дворец Браницких в Белостоке, дворец Сангушек в Изяславе, дворец греко-католических митрополитов в комплексе собора Св. Юра во Львове, загородная резиденция митрополитов в Оброшине.

В Виленской епархии в архитектуре костёлов ценились стройность силуэта, ажурность декора, порыв ввысь. Крупнейший мастер позднего барокко на землях великого княжества Литовского — Ян Кристоф Глаубиц — создал особый тип двухбашенного барочного костёла, получивший название виленского. Архитектура Левобережной Украины, отделившейся от Речи Посполитой после восстания Хмельницкого, пошла своим путём. Местные зодчие творчески перерабатывали структуру православных храмов домонгольской эпохи в русле народного деревянного зодчества, обогащая её барочной декорировкой. Повсеместное распространение получили многосрубные храмы с грушевидными главами. Местная архитектурная школа известна под названием украинского барокко.

Барокко в России

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века[1]. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение[2].

Придворная церковь в Петергофе

Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678). В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили), «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени[3].

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».

Примечания

Источники

  • сборник «Барокко в России», М, 1926
  • сборник «Барокко в славянских странах», М, «Наука», 1982
  • Виппер Б. Р.»Архитектура русского барокко»,М, «Наука», 1978
  • «История русского искусства», т 5, М, изд. АН СССР, 1960
  • ж «Декоративное искусство СССР», № 3, 1986 (статья В.Локтева «О втором призвании зодчества»)
  • ж «Архитектура СССР», № 9, 1982 (статья В.Локтева «Этот непонятный отец барокко»)

dic.academic.ru

Архитекторы стиля барокко | СТИЛЬ БАРОККО

Бартоломео Растрелли

Вот величайшие архитекторы стиля барокко вместе со своими величайшими творениями.

ИТАЛИЯ. Бернини. Величайший из всех барочных архитекторов и скульпторов. Самые известные работы: площадь Святого Петра, Палаццо Барберини, Сант-Андреа аль Квиринале.

Пьетро да Кортона. Его покровителем был Папа Урбан VIII. Великие работы: Церковь Святого Луки и Святой Мартины, фасад Санта-Мария делла Паче, Санта-Мария ин Виа Лата.

Франческо Борромини. Вечный соперник Бернини. Выдающиеся творения: Сан-Карло алле Куаттро Фонтане, Сант-Иво алла Сапиенца, Сант-Аньезе ин Агоне.

ФРАНЦИЯ. Франсуа Мансар. Отец французского классицизма. От его имени произошло слово «мансарда» (он постоянно делал комнаты под крышами). Наиболее известные работы: церковь Валь-де-Грас, замок в Блуа, дворец Мезон-Лаффит.

Лево Луи. Был первым королевским архитектором. Знаменитые творения: отель Ламбер, дворец в Версале (был главным соархитектором), Луврский дворец, Во-ле-Виконт.

Жюль Ардуэн-Мансар. Был придворным архитектором Людовика XIV. Наиболее выдающиеся работы: Собор Дома инвалидов, дворец Большой Трианон, площадь Победы.

ГЕРМАНИЯ/АВСТРИЯ. Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. Выдающийся австрийский архитектор, принес итальянские стили  в Центральную Европу. Главные работы: церковь Коллегиенкирхе, Карлскирхе, дворец Шёнбрунн.

Андреас Шлютер. Придворный архитектор в Берлине. Сторонник Петровского барокко. 1 мая 1713 года переехал в Россию для строительства Санкт-Петербурга. Жил в Летнем дворце (благодаря ему дворец имеет свой нынешний внешний облик).

Иоганн Бальтазар Нейман. Крупнейший немецкий архитектор барокко. Его великие работы: парадная лестница в Вюрцбурге, Базилика 14 святых, Паломническая капелла на горе св.Николая.

ИСПАНИЯ/ПОРТУГАЛИЯ. Алонсо Кано. Разносторонний художник, архитектор. Главная работа: собор в Гранаде.

Педро де Рибера. Один из самых выдающихся архитекторов позднего барокко в Мадриде. Яркие работы: церковь Сан-Хосе, церковь Сан-Каэтано.

БРИТАНИЯ. Сэр Кристофер Рен. Ученый, академик и архитектор (в основном церковных зданий). Важные работы: собор святого Павла, Хэмптон-Корт, Гринвичский госпиталь.

Сэр Джон Ванбру. Ведущий архитектор английского барокко. Великие работы: Бленимский дворец, замок Ховард.

РОССИЯ. Бартоломео Растрелли. Главный в русском барокко. Творения: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский дворец (переделка).

Князь Дмитрий Васильевич Ухтомский. Главный архитектор в Москве. Важнейшие творения: храм Никиты мученика, Кузнецкий мост.

 

Ещё на эту тему:

Архитектура барокко

www.stilbarocco.ru

Архитектура барокко — Википедия

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Истоки архитектуры барокко

Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый, действительно большой и величественный ансамбль создан в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом). Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) был небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре привьёт Микеланджело. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.

Маньеризм и барокко

Свой вклад в архитектуру барокко сделал и маньеризм. Несмотря на все недостатки и капризы, мастера маньеризма подхватили эстафету интеллектуальных поисков, высокой эрудиции, виртуозного мастерства, научности и передали её архитекторам раннего барокко (Джакомо Делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна).

Именно в это время (по потребностям общества) возникают типы величественного городского дворца, барочного монастыря, загородной виллы с дворцом и барочным садом. Фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта) стал образцом для строительства многих церквей как в Италии, так и далеко за её пределами (Париж, Гродно, Львов и др.)

От маньеризма барокко унаследовало также влечение к необычному, удивительному, поразительному. Особенно это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках барокко (гигантская скульптура или гигантская же гротескная маска, театр под открытым небом, необычное здание с экзотическими деталями и т. п.) Ещё большим влечением к необычному обозначенные коллекции — гравюр, минералов, иностранных растений (и оранжереи для них), создание кабинетов с первыми музейными коллекциями.

Архитектура барокко в Италии

Следующее поколение архитекторов барокко воспитает великого итальянского архитектора Борромини.

Именно Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, прежних правил, проектировал помещения невиданной сложности. Это Борромини настоящий наследник эмоциональной насыщенной архитектуры Микеланджело Буонарроти, больший, чем Лоренцо Бернини или Пьетро да Кортона.

Интересный путь как архитектор барокко прошёл Ювара. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли своё воплощение. Но от здания к зданию он набрал опыт. Если Доменико Фонтана (1543—1607) или Франческо Каратти (?—1675) использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Ювара усиливает выразительность своих дворцов диагональными построениями, ризалитами, игрой различных объёмов. Декор становится всё более сдержанным, не избегает руста, пилястр и колонн, таких привычных для классицизма. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий (замок Ступиниджи, Мадридский королевский дворец, особенно базилика Суперга).

Многие мастера Италии, не находили на родине ни заказов, ни применение своим знаниям. Известно участие мастеров Италии ещё в построении готических соборов Франции. В XVII веке архитекторы Италии развезли новые архитектурные идеи по всей Западной Европе.

Барокко в Священной Римской империи

Барокко в переводе означает: жемчужина неправильной формы. В XVII веке Священная Римская империя как государство имела недолгий период подъёма. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительное влияние оказали победа над Турцией и высвобождение европейских территорий от не европейской культуры, поскольку Турция и её культура тогда не воспринималась частью Европы. Негативным было присоединение промышленных территорий[неизвестный термин] в Австрию и формирования Австрийской империи. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Теперь областей стало больше. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, в XIX веке — в Италии.

Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти могущественные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. Из стратегических соображений в 1683 австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 года начался «строительный бум» — на сожжённых территориях возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.

Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбург возник в 1611—1628 годах. Уже тогда широко использовались проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти до садовника Себрегонди).

Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены — дворец Шёнбрунн — строится австрийцами Иоганном Бернхард Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные — дворец принца Евгения, Богемскую канцелярию, Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромео (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).

Наиболее одаренным среди первого поколения мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти, спроектировавший колоссальный Чернинский дворец. Длина готического собора Св. Вита в Праге равнялась 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров.

Первый в Речи Посполитой памятник с элементами предбарокко — Фарный костёл в Несвиже — был возведён в 1580-е годы итальянским мастером Джованни Бернардони по образцу Иль-Джезу. В подражание этой римской церкви было выстроено впоследствии бесчисленное множество костёлов. Во Львове приход барокко связан с возведением Сретенского костёла босых кармелиток (1642—1644) по образу и подобию римской церкви Санта-Сусанна (арх. Карло Мадерна, 1603). Однако на протяжении XVII века польские шляхтичи ценили вовсе не характерные для барокко грузные, упрощённые архитектурные формы, получившие название сарматского стиля. Это в известной степени сдерживало дальнейшее освоение архитектурного словаря барокко и его распространение в польско-литовских провинциях.

Постепенно эрудиция и таланты архитекторов быстро дали возможность отойти от копирования итальянских образцов и создавать оригинальные сооружения (костёл и монастырь кармелитов босых, Бердичев). Наиболее крупные заказы — костелы, монастыри, часовни — поступали от католической церкви. Только в самом конце XVIII века под западноевропейским влиянием началось возведение масштабных дворцовых резиденций, таких, как Вилянувский дворец в Варшаве. Тогда же в барочном духе были перестроены многие храмы Кракова и Вильнюса, а в Гродно был выстроен богато украшенный скульптурой Ксавериевский костёл. К поздним памятникам светского барокко относятся дворец Браницких в Белостоке, дворец Сангушек в Изяславе, дворец греко-католических митрополитов в комплексе собора Св. Юра во Львове, загородная резиденция митрополитов в Оброшине.

В Виленской епархии в архитектуре костёлов ценились стройность силуэта, ажурность декора, порыв ввысь. Крупнейший мастер позднего барокко на землях великого княжества Литовского — Ян Кристоф Глаубиц — создал особый тип двухбашенного барочного костёла, получивший название виленского. Архитектура Левобережной Украины, отделившейся от Речи Посполитой после восстания Хмельницкого, пошла своим путём. Местные зодчие творчески перерабатывали структуру православных храмов домонгольской эпохи в русле народного деревянного зодчества, обогащая её барочной декорировкой. Повсеместное распространение получили многосрубные храмы с грушевидными главами. Местная архитектурная школа известна под названием украинского барокко.

Барокко в России

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века[1]. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение[2].

Придворная церковь в Петергофе

Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678). В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили) , «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени[3].

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».

Примечания

Источники

  • сборник «Барокко в России», М., 1926
  • сборник «Барокко в славянских странах», М., «Наука», 1982
  • Виппер Б. Р. «Архитектура русского барокко», М., «Наука», 1978
  • «История русского искусства», т. 5, М., изд. АН СССР, 1960
  • «Декоративное искусство СССР», № 3, 1986 (статья В. Локтева «О втором призвании зодчества»)
  • «Архитектура СССР», № 9, 1982 (статья В. Локтева «Этот непонятный отец барокко»)
  • Барокко в архитектуре, статья на RDH.ru http://rdh.ru/site/entsiklopediya/19864-barokko/

wikipedia.green

​Архитектура барокко в России, нарышкинское Барокко в архитектуре

Стиль барокко расцвел буйным цветом в Европе в XVII веке, возникнув веком ранее в Италии, где местные мастера стремились возвеличить свою культурную значимость привнесением во все отрасли искусства некие излишества и вычурность, в том числе и в архитектуру.

До России архитектурный стиль барокко дошел через «прорубленное» Петром I «окно в Европу» с изрядным запозданием, воплотившись в полной мере лишь в XVIII веке, когда в Европе уже начинал укрепляться классицизм. Но отставание в ракурсе времени было с лихвой компенсировано грандиозностью барочных построек городских и усадебных ансамблей столицы и прочих мест, облюбованных российской знатью. Кроме того, российское барокко, как и прочие инородные культурные веяния попадающие в страну, обрело новые, нехарактерные для европейского барокко черты, породив сугубо отечественные стили, такие как строгановское, голицынское и нарышкинское барокко.


Храм Зна́мения Богородицы в Дубровицах, голицынское барокко


Отметим, что самоназвания архитектурных направлений барокко в России происходят от фамилий родов, покровительствовавших возведению наиболее знаковых сооружений данной эпохи, которые, разумеется, обладали собственными характерными особенностями. Вообще, отличие отечественного барокко от европейского можно в общих чертах проследить в простоте и композиционной структурности. Разницу можно найти и в деталях, например, в используемых отделочных материалах. Тогда как в Европе для облицовки применялся камень, русскими мастерами использовались штукатурка и гипс, которые, в отличие от камня, можно было красить. Именно поэтому архитектурные сооружения русского барокко радуют глаз ярким контрастным колером. В основном использовались красные, голубые, желтые и белые краски, а также их сочетания, а для кровли применялась белая жесть и различная позолота.

В декоре фасадов использовали орнаментную лепку, в которой отчетливо проступали элементы традиционного русского колорита. Западные зодчие, стремясь переплюнуть конкурентов, активно использовали мистические знаки и символы, что также не характерно для русского барокко, хотя, справедливости ради, иностранные архитекторы, возводившие усадебные имения для первых лиц империи в столице и ее окрестностях, все-таки прибегали к традиционно европейским приемам. Но в глубинке, куда барокко изначально просочилось стараниями боярина Льва Нарышкина, в отделке практически полностью преобладали местные традиции.

В упомянутой глубинке, собственно, стиль барокко воплощался в основном в проектах церквей и храмов. Среди знаменитых архитектурных памятников данного периода можно вспомнить церковь Покрова в Филях, Успенский собор в Рязани, Новодевичий монастырь, брянская Сретенская надвратная церковь при Свенском монастыре, Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах недалеко от Подольска и многие другие храмы, построенные по типу «восьмерик на четверике». Нарышкинское барокко в архитектуре отличается ярусностью, центричностью, равновесием и симметрией, белыми элементами на красном фоне.


Церковь Покрова в Филях


Стиль барокко в архитектуре мест проведения церемониальных и светских мероприятий высших сословий подчеркивал могущество и благосостояние Российской империи тех лет. Не только внешнее, но и внутреннее убранство зданий не имело себе равных во всей Европе. Наиболее выдающимся архитектором того периода принято считать Варфоломея Вар

estetico.me

Архитектура барокко — это… Что такое Архитектура барокко?

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Истоки архитектуры барокко

Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый действительно большой и величественный ансамбль создал в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом.) Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.

Маньеризм и барокко

Свой вклад в архитектуру барокко сделал и маньеризм. Несмотря на все недостатки и капризы, мастера маньеризма подхватили эстафету интеллектуальных поисков, высокой эрудиции, виртуозного мастерства, научности и передали её архитекторам раннего барокко (Джакомо Делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна).

Именно в это время (по потребностям общества) возникают типы величественного городского дворца, барочного монастыря, загородной виллы с дворцом и барочным садом. Фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта) стал образцом для строительства многих церквей как в Италии, так и далеко за её пределами (Париж, Гродно, Львов и др.)

От маньеризма барокко унаследовало также влечение к необычному, удивительному, поразительному. Особенно это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках барокко (гигантская скульптура или гигантская же гротескная маска, театр под открытым небом, необычное здание с экзотическими деталями и т. п.) Ещё большим влечением к необычному обозначенные коллекции — гравюр, минералов, иностранных растений (и оранжереи для них), создание кабинетов с первыми музейными коллекциями.

Архитектура барокко в Италии

Следующее поколение архитекторов барокко воспитает великого итальянского архитектора Борромини.

Именно Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, прежних правил, проектировал помещения невиданной сложности. Это Борромини настоящий наследник эмоциональной насыщенной архитектуры Микеланджело Буонарроти, больший, чем Лоренцо Бернини или Пьетро да Кортона.

  • Борромини. План церкви Св. Карла у четырёх фонтанов

  • Борромини. Оратория монахов филипинцев, Рим

  • Борромини, разрез церкви Сан Иво в университете Рима

Интересный путь как архитектор барокко прошёл Ювара. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли своё воплощение. Но от здания к зданию он набрал опыт. Если Доменико Фонтана (1543—1607) или Франческо Каратти (?—1675) использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Ювара усиливает выразительность своих дворцов диагональными построениями, ризалитами, игрой различных объёмов. Декор становится всё более сдержанным, не избегает руста, пилястр и колонн, таких привычных для классицизма. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий (замок Ступиниджи, Мадридский королевский дворец, особенно базилика Суперга).

Многие мастера Италии, не находили на родине ни заказов, ни применение своим знаниям. Известно участие мастеров Италии ещё в построении готических соборов Франции. В XVII веке архитекторы Италии развезли новые архитектурные идеи по всей Западной Европе.

Барокко в Священной Римской империи

В XVII веке Священная Римская империя как государство имела недолгий период подъёма. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительными были победы над Турцией и высвобождение европейских территорий от чуждой, неевропейской культуры. Поскольку Турция (и её культура) тогда не воспринималась частью Европы. Негативным было присоединено промтерриторий в Австрию и формирования Австрийской империи. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Теперь областей стало больше. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, в XIX веке — в Италии.

Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти могущественные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. Из стратегических соображений в 1683 австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 года начался строительный бум — на сожжённых территориях возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.

Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбург возник в 1611—1628 годах. Уже тогда широко использовались проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти до садовника Себрегонди).

Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены — дворец Шёнбрунн — строится австрийцами Иоганном Бернхард Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные — дворец принца Евгения, Богемскую канцелярию, Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромео (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).

Наиболее одаренным среди первой генерации мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти, построившего чрезвычайно эффектный Чернинский дворец. Длина готического собора Св. Вита в Праге равнялась 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров.

Первый в Речи Посполитой памятник с элементами предбарокко — Фарный костёл в Несвиже — был возведён в 1580-е годы итальянским мастером Джованни Бернардони по образцу Иль-Джезу. В подражание этой римской церкви было выстроено впоследствии бесчисленное множество костёлов. Во Львове приход барокко связан с возведением Сретенского костёла босых кармелиток (1642—1644) по образу и подобию римской церкви Санта-Сусанна (арх. Карло Мадерна, 1603). Однако на протяжении XVII века польские шляхтичи ценили вовсе не характерные для барокко грузные, упрощённые архитектурные формы, получившие название сарматского стиля. Это в известной степени сдерживало дальнейшее освоение архитектурного словаря барокко и его распространение в польско-литовских провинциях.

Постепенно эрудиция и таланты архитекторов быстро дали возможность отойти от копирования итальянских образцов и создавать оригинальные сооружения (костёл и монастырь кармелитов босых, Бердичев). Наиболее крупные заказы — костелы, монастыри, часовни — поступали от католической церкви. Только в самом конце XVIII века под западноевропейским влиянием началось возведение масштабных дворцовых резиденций, таких, как Вилянувский дворец в Варшаве. Тогда же в барочном духе были перестроены многие храмы Кракова и Вильнюса, а в Гродно был выстроен богато украшенный скульптурой Ксавериевский костёл. К поздним памятникам светского барокко относятся дворец Браницких в Белостоке, дворец Сангушек в Изяславе, дворец греко-католических митрополитов в комплексе собора Св. Юра во Львове, загородная резиденция митрополитов в Оброшине.

В Виленской епархии в архитектуре костёлов ценились стройность силуэта, ажурность декора, порыв ввысь. Крупнейший мастер позднего барокко на землях великого княжества Литовского — Ян Кристоф Глаубиц — создал особый тип двухбашенного барочного костёла, получивший название виленского. Архитектура Левобережной Украины, отделившейся от Речи Посполитой после восстания Хмельницкого, пошла своим путём. Местные зодчие творчески перерабатывали структуру православных храмов домонгольской эпохи в русле народного деревянного зодчества, обогащая её барочной декорировкой. Повсеместное распространение получили многосрубные храмы с грушевидными главами. Местная архитектурная школа известна под названием украинского барокко.

Барокко в России

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века[1]. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение[2].

Придворная церковь в Петергофе

Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678). В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили), «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени[3].

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».

Примечания

Источники

  • сборник «Барокко в России», М, 1926
  • сборник «Барокко в славянских странах», М, «Наука», 1982
  • Виппер Б. Р.»Архитектура русского барокко»,М, «Наука», 1978
  • «История русского искусства», т 5, М, изд. АН СССР, 1960
  • ж «Декоративное искусство СССР», № 3, 1986 (статья В.Локтева «О втором призвании зодчества»)
  • ж «Архитектура СССР», № 9, 1982 (статья В.Локтева «Этот непонятный отец барокко»)

dal.academic.ru

Архитекторы Барокко | Архитектор Сергей Алексеев

Интерьер церкви Санта-Мария делла Виттория — 1605. Архитектор Карло Модерна.

Общий вид церкви.

Фасад.

Фрагмент фасада.

Интерьер.

Интерьер.

Интерьер.

 

1605.Архитекторы БароккоБарокко

Фасад церкви Санта Сусанна. Архитектор Карло Модерна.

Фасад.

Фрагмент фасада.

Фрагмент фасада.

Фрагмент фасада.

Фасад.

1603.Архитекторы БароккоБарокко

Церковь Сант Андреа, Рим, 1653. Архитектор Бернини.

Общий вид.

Общий вид.

Фасад.

Вход.

Вход.

Фрагмент фасада.

Фрагмент фасада.

Фрагмент фасада.

Интерьер.

Интерьер.

Фрагмент интерьера.

Купол.

Фрагмент купола.

Фрагмекнт интерьера.

Фрагмекнт интерьера.

Фрагмент интерьера.

Фрагмент интерьера.

План.

Разрез и план.

Разрез.

1653Архитекторы БароккоБарокко

Пьетро да Кортона (итал. Pietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини, Berrettini) (1 ноября 1596, Кортона, Ареццо — 16 мая 1669, Рим) — итальянский живописец и архитектор.

Образование:

В живописи его манера основана на принципах классицизма мастеров болонской школы и подражаню Карраччи.

Проекты и постройки:

  1. Вилла Саккетти, Рим — 1625—1630
  2. Церковь Святых Луки и Мартины, Рим — 1634—1650
  3. Церковь Санта-Мария-ин-Виа-Лата, Рим — 1658—1662
  4.  Церковь Санта-Мария-делла-Паче, Рим — 1656

Покровители и заказчики:

Папа Урбаном VIII Барберини

АрхитекторыАрхитекторы БароккоБиографииИталия

Луиджи Ванвителли (итал. Luigi Vanvitelli; 26 мая 1700, Неаполь — 1 марта 1773, Казерта) — придворный архитектор неаполитанских Бурбонов, крупнейший в Италии представитель позднего барокко.

Образование:

Сын голландского ведутиста Гаспара ван Виттеля, который ок. 1675 года поселился в Риме и стал зваться на итальянский лад Ванвителли. В молодости Луиджи работал со своим учителем Никколо Сальви над расширением берниниевского палаццо Киджи и с ним же разработал проект драгоценной часовни для лиссабонской церкви св. Рока.

Проекты и постройки:

  1. Палаццо Поли, Рим —
  2. лечебница, анкон —
  3. Казертский дворец. (самое большое здание XVIII века) —
  4. Миниатюрный домик для охотничьих забав для неаполитанского короля Карла VII, озере Фузаро —

Покровители и заказчики:

Неаполитанский король Карл VII

АрхитекторыАрхитекторы БароккоБиографииИталия

Бальдассаре Лонге́на (итал. Baldassarre Longhena) (1596 или 1598, Венеция — 17 или 18 февраля 1682, Венеция) — итальянский архитектор XVII века.

Образование:

Был продолжателем Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци. Учился у последнего, после смерти Скамоцци завершил в 1640 году здание Нового прокурата на площади Сан-Марко.

Проекты и постройки:

  1. Собор Санта-Мария делла Салюте — 1631—1681
  2. Фасад церкви Santa Giustina — 1640
  3. Collegio Greco — 1648
  4. Капелла в церкви Сан-Пьетро ди Кастелло
  5. Церковь Скальци — 1656—1680
  6. Греческая Школа Флангиниса — 1662—1664
  7. Фасад церкви Сан-Сальвадор -1663
  8. Ка’ Пезаро (закончен после смерти архитектора) — 1679
  9. Seminario patriarcale — 1670
  10. Церковь Санта-Мария деи Дерелитти
  11. Ка’ Реццонико, закончен после смерти архитектора
  12. Паллацио Беллони Батталья
  13. Палаццо да Лецце
  14. Фасад палаццо Капелло-Малипьеро
  15. Палаццо Эриццо
  16. Палаццо Базадонна Сан-Тровазо
  17. Палаццо Джустиниан-Лолин
  18. Палаццо Лабиа
  19. Палаццо Марчелло-Пиндемонте
  20. Палаццо Видманн
  21. Палаццо Дзено, частичная реконструкция

Покровители и заказчики:

АрхитекторыАрхитекторы БароккоБиографииВенецияИталия

Гвари́но Гвари́ни (Guarino Guarini; 17 января 1624, Модена — 6 марта 1683, Милан, Италия) — итальянский архитектор, математик и богослов из ордена театинцев, работавший преимущественно на севере Италии. Его радикальное барокко известно как architectura obliqua («криволинейное зодчество»).

Образование:

Был под влиянием Барромини.  Работал в Модене, Риме (1639-1645), Мессине (с 1660), Париже (с 1662) и Турине (с 1666). Гварини был одним из немногих архитекторов XVII века, ценивших готику и учившихся у средневековых зодчих. В то же время он опирался в своих архитектурных проектах на знание стереометрии, среди всех геометрических форм отдавая предпочтение овалу.

Проекты и постройки:

  1. Церковь Божественного Провидения, Лиссабон —
  2. Палаццо Кариньяно, Турин —
  3. Капелла Санта Синдоне в соборе, Турин — 1668-1694
  4. Церковь Сан Лоренцо деи Театини — 1668-1687
  5. Здание Академии наук — 1678
  6. Монастырь театинцев и церкви в Мессине разрушены землетрясением в 1908

    Опубликовал четыре трактата на математические и астрономические темы.

Покровители и заказчики:

АрхитекторыАрхитекторы БароккоБиографииИталия

Карло Райнальди (Carlo Rainaldi; 1611—1691) — один из архитекторов, которые внесли наибольший вклад в формирование облика Рима эпохи барокко.

Образование:

До смерти в 1655 году отца, Джироламо Райнальди, Карло работал под его началом в традиции североитальянского маньеризма.

Проекты и постройки:

  1. Фасад церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.
  2. Церковь Санта-Мария-ин-Кампителли — 1663-1667.
  3. Фасад церкви Сант-Андреа-делла-Валле — 1661-1665.
  4. Парные церкви на пьяцца дель Пополо — 1661-1665.
  5. Восточный фасад базилики Санта-Мария-Маджоре — до 1691.

Заказчики и покровители:

АрхитекторыАрхитекторы БароккоБиографииИталия

Джироламо Райнальди (итал. Girolamo Rainaldi; 1570 год, Рим — 1655 год, там же) — итальянский архитектор, работавший в традицииях североитальянского маньеризма.

Образование:

Он учился искусству архитектуры у Доменико Фонтаны и выступал в качестве помощника у Джакомо Делла Порта, которого и сменил после его смерти в 1602 году на посту главного архитектора Рима.

Проекты и постройки:

  1. Кармелитская церковь святого Сильвестро в Капрароле, близи Рима — 1621-1623.
  2. Спроектировал палаццо Памфили на Пьяцца Навона для папы Иннокентия X — около 1650.
  3. Создал первый проект церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне на Пьяцца Навона, за который взялся Франческо Борромини.
  4. Городские дворцы семьи Фарнезе в Парме.
  5. ЦерковьСантиссима Аннунциата в Парме.
  6. Церковь святой Лючии, Болонья, созданной по модели церкви Иль Джезу в Риме и сводов нефа Собора святого Петра —  1623.
  7. Руководил декоративными работами в центральной части Базилики Сан-Петронио, Болонья.
  8. Работал над значительной частью герцогского дворца, Модена  -1631-1634.

Заказчики и покровители:

Находился под патронажем папы Сикста V. Позднее, будучи любимым архитектором у кардинала Памфили, после его всхождения на папский престол под именем Иннокентия X в 1644 году стал  главным архитектором Папского государства, семья Фарнезе.

АрхитекторыАрхитекторы БароккоБиографииИталия

Карло Фонтана (итал. Carlo Fontana; 22 апреля 1638 — 5 февраля 1714) — ученик и продолжатель дела Бернини, на рубеже XVII и XVIII веков возглавлявший «интернациональную школу» барокко: заветы Бернини в ней были подсушены сдерживающим влиянием классицизма.

Образование:

Проекты и постройки:

  1. Строит под присмотром Бернини над церковью Санта-Мария-деи-Мираколи — 1662-1679.
  2. Окончание начатого Бернини палаццо Людовизи 1650-1694.
  3. Обновление интерьера церкви Санти-Апостоли.
  4. Строительство вогнутого фасада церкви Сан-Марчелло-аль-Корсо, признаного за эталон зрелого барокко.
  5. Ансамбль базилики Лойолы в Испании — 1681—1738, строился по проекту Фонтана, оказав влияние на зодчих колониальной Америки и южногерманских земель.

Фонтана оказал влияние на  работавших в его мастерской австрийцев Лукас фон Гильдебрандта и Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлаха, шведа Никодемус Тессин, немца Маттеус Пёппельмана, англичанина Джеймс Гиббс, а также зачинателя сицилийского барокко Джованни Баттиста Ваккарини, работавшего при испанском дворе Филиппо Юварра и представителя петровского барокко — Николо Микетти.

Заказчики:

АрхитекторыАрхитекторы БароккоБиографииИталия

archialexeev.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *