Авангард стиль – Авангардный стиль в одежде: экстравагантные наряды современных дизайнеров

Содержание

Авангард (искусство) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Авангард.

Аванга́рд (фр. avant-garde — передовой отряд), авангарди́зм — обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.

Слово французского происхождения авангард первоначально относилось исключительно к военной терминологии и означало отряд, выдвигающийся вперёд по движению войска; передовой отряд. В годы Французской революции это слово стало революционной метафорой и в 1794 году вошло в название якобинского журнала. С тех пор политический смысл начал вытеснять военный[1].

Термин в его фигуральном значении использовался в работах французских социалистических утопистов. В их же работах термин впервые получил следующий, художественный смысл — основатель школы утопического социализма Анри Сен-Симон в статье «Художник, учёный и рабочий», вышедшей в год его смерти в 1825 году, в союзе художника, учёного и рабочего ведущую роль отвёл художнику. Художник, по Сен-Симону, наделён воображением и должен воспользоваться силой искусства для пропаганды передовых идей: «Это мы, художники, будем служить вам авангардом»

[2][1].

Долгое время термин сохранял своё политическое значение, а художник наделялся особой политической миссией. В этом значении термин начал усваиваться в других европейских языках. Так, в английском языке слово vangard в его фигуральном значении впервые появилось в работах британского историка Томаса Карлейля[3]

[1].

Последователи Сен-Симона, продолжая вслед за ним акцентировать ведущую роль художника в политических процессах, фактически оставляли в стороне социальные цели искусства, обязывающие его быть утилитарным, дидактическим, понятным широким массам, и тем самым парадоксально сближали политический авангард с «искусством ради искусства» (фр. l’art pour l’art) как революционной идеей[4][1].

В последние десятилетия XIX века термин авангард в его милитаристском значении получил широкое распространение в Европе благодаря популярности анархических идей Михаила Бакунина и Петра Кропоткина. Кропоткиным восхищались хорошо его знавшие Оскар Уайльд и Уильям Батлер Йейтс. Кропоткин оказал большое влияние на Герберта Рида. Бакунин и Кропоткин не только использовали термин в своих работах, но в 1877 году дали название L’Avant-Garde

rude своей газете[5].

Последователи Бакунина начали применять название журнала к искусству, а в 1885 году Теодор Дюре перенёс термин авангард из области политики в область художественной критики. Интересно, что ещё раньше, в 1871 году, семнадцатилетний французский поэт Артюр Рембо в частной переписке, ставшей публичной значительно позже, писал, что поэзия должна создать совершенно новый язык, объединяющий задачи политического и художественного авангарда; именно это позволит ей быть впереди[5].

Термин авангард в его художественном значении, таким образом, полностью вышел из утопических и анархических идей и в начале XX века был тесно связан с политикой. Присущий художественному авангарду уже как историческому явлению (первая треть XX века) политический радикализм был ему свойствен вплоть до 1930-х годов

[5].

Как историческое явление авангард появился только в начале XX века, но ни одно движение, группа или школа не включали термин авангард в своё название, а главное — этим термином не оперировала критика. Термин авангард (как прежде романтизм или реализм) не был для группировок самоназванием, а начал употребляться, когда сами группировки уже распались, и то, что их связывало, завершалось или уже стало историей. Потребность в обобщённом терминологическом закреплении деятельности многочисленных групп возникла в 1920-х годах, и английский поэт Роберт Грейвз в 1927 году противопоставил модернистскую поэзию викторианской.

В 1929 году французский поэт, один из основателей сюрреализма, к этому времени ставший коммунистом, Луи Арагон, имея в виду слова са́мого «авангардистского» символиста Артюра Рембо «Il faut être absolument

moderne» («Надо быть абсолютно современными»), ввёл объединяющий термин модернизм. Авангард (авангардизм) в роли аналогичного объединяющего термина появился позже. Наиболее активно авангард как литературно-художественное движение стал обсуждаться в ретроспекции после Второй мировой войны[6].

Спустя столетие с лишним после появления авангарда как исторического явления, теории и типологии авангарда (так же, впрочем, как и теории и типологии модернизма) не существует. Кристофер Иннес в предисловии к своей книге «Театр авангарда» (1993) предупреждает, что термин авангард «стал вездесущим ярлыком, эклектически прикрепляемым к любому виду искусства, лишь бы оно было антитрадиционным по форме. Иногда этот термин упрощённо используют для определения нового в любой данный момент, которое устаревает с каждым новым шагом вперёд»[7][8].

Соотношение понятий модернизм и авангард[править | править код]

Из-за того, что до сих пор не существует теорий и типологии модернизма и авангарда (авангардизма) как литературно-художественных явлений, разброс мнений о соотношении двух этих понятий варьируется от их полного противопоставления до полной взаимозаменяемости

[8].

В России и СССР[править | править код]

По мнению искусствоведа Ирины Вакар, на русской почве «создателем термина был знаменитый художник и критик Александр Бенуа. Весной 1910 года в рецензии на выставку Союза русских художников он разделил всех участвовавших в ней живописцев на авангард, центр и арьергард. Причислив себя и своих друзей из „Мира искусства“ к центру, он иронически назвал авангардом нескольких молодых москвичей во главе с М. Ларионовым, по его мнению, слишком далеко зашедших вперед по пути разрушения принятых норм в искусстве. Прогноз Бенуа оказался верным, а термин утвердился, хотя и спустя много лет»[9].

В 1915 году Николай Бердяев в статье «Астральный роман» предположил по поводу Пабло Пикассо и романа «Петербург» Андрея Белого, что «во время Первой мировой войны авангардное искусство перестало существовать, передав продолжение своих новшеств истории как таковой»

[10].

В советском искусствоведении, под влиянием книг Дьёрдя Лукача «Значение современного реализма» и «Идеология модернизма», вплоть до конца 1980-х годов модернизм (авангард) трактовался как «антиреализм», а реализм, соответственно, как «антимодернизм». (Как «антиреализм» в оппозиции реалистического и нереалистического художественных «методов» понимался даже романтизм, к изучению которого советское литературоведение смогло вернуться только в конце 1950-х годов.)[11]

В постсоветское время, в 2010 году, Анатолий Осмоловский говорил об авангарде: «…В России авангардное искусство в массе воспринимается крайне упрощённо, вульгарно. Снял штаны, показал жопу — вот и авангард»[12].

Началу эпохи авангарда, которое большинство исследователей относят к 1905—1907 годам, предшествовал период протоавангарда — когда поэтика авангарда проявляла себя на уровне тенденции: в символизме, югендстиле, русском космизме; в манифестациях, подобных «Крику» (1893) Эдварда Мунка

[13].

Период протоавангарда рубежа XIX—XX веков характеризуется как слом, переход от классической эстетики Аристотеля, мимесиса, к неклассической, антиаристотелевской традиции[14].

Свидетель и участник этого слома, ирландский англоязычный поэт Уильям Батлер Йейтс в 1897 году писал о происходящем:

…Реакция на рационализм восемнадцатого века смешалась с реакцией на материализм девятнадцатого века, и символистское движение, которое достигло совершенства у Вагнера в Германии, у прерафаэлитов в Англии, у Вилье де Лиль-Адана, Малларме и Метерлинка во Франции и пробудило воображение Ибсена и Д’Аннунцио — безусловно единственное движение, говорящее новые вещи[15][16].

Авангардистские течения в искусстве[править | править код]

Авангард в изобразительном искусстве[править | править код]

В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, а также с другими течениями, такими как:

В узком смысле авангард в изобразительном искусстве понимается как экспериментирование с новыми концепциями, при этом изображение упрощено — даже в ущерб качеству.

Авангард в литературе[править | править код]

К ярким представителям авангардного искусства в литературе можно отнести:

Драматургия[править | править код]

Первооткрывателем авангардной символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург Морис Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя. В XX веке авангардная драма обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича, С. И. Виткевича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда — Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M.Волохов, В. Гавел.

Авангард в музыке и кинематографии[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 15.
  2. Saint-Simon H. de. Opinions litteraires, philosophiques et industrielles. — P., 1825.
  3. Egbert D. The idea of «Avant-garde» in Art and Politics // The American Historical Review. — Vol. LXXIII. — P. 343.
  4. Egbert D. D. Social Radicalism and the Arts: Western Europe: A Cultural History from French Revolution to 1968.. —
    N. Y.
    , 1970.
  5. 1 2 3 Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 16.
  6. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 10, 16—17.
  7. Innes Ch. Avant-Garde Theatre. 1892—1992. — L., N. Y., 1993. — P. 1.
  8. 1 2 Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 9.
  9. ↑ Первое объединение раннего авангарда | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» (неопр.). www.tg-m.ru. Дата обращения 30 марта 2017.
  10. Иванов Вяч. Вс.. Маяковский сегодня // Vittorio. Международный научный сборник, посвящённый 75-летию Витторио Страды / Сост. Сергей Бочаров, Александр Парнис. — М.: Три квадрата, 2005. — С. 514.
  11. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 10.
  12. Осмоловский Анатолий. Теория искусства Клемента Гринберга (лекция) // LB.ua. — 18 февраля 2010 года.
  13. Гирин Ю. Н. Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 56.
  14. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 23.
  15. Yeats W. B. Essays and Introductions. — L., 1961. — P. 187.
  16. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 24.

Монографии, сборники статей, антологии[править | править код]

  • Huyssen A. After the Great Divide. Modernism, Mass Culture, Postmodernism. — Bloomington, 1986.
  • Innes Ch. Avant-Garde Theatre. 1892—1992. — L., N. Y., 1993.
  • Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. — М.: Издательство МГУ, 1993. — 248 с. — ISBN 5-211-02686-1.
  • Русский авангард в кругу европейской культуры: Материалы международной конференции. — М.: РАН, Культурная инициатива, 1993.
  • Русский авангард 1910—1920-х годов в европейском контексте / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. — М.: Наука, 2000. — ISBN 5-02-011659-9.
  • Символизм в авангарде / Отв. ред., сост. Г. Ф. Коваленко. — М.: Наука, 2003. — 443 с. — (Искусство авангарда 1910—1920-х годов). — ISBN 5-02-022743-9.
  • Семиотика и Авангард: Антология / Редакторы-составители Ю. С. Степанов, Н. А. Фатеева, В. В. Фещенко, Н. С. Сироткин; Под общей редакцией Ю. С. Степанова. — М.: Академический проект, 2006. — 1168 с. — ISBN 5-9551–0135–7.
  • Мурина Елена. Ранний авангард. — М.: Галарт, 2008. — 184 с. — (История живописи. XX век). — 3000 экз. — ISBN 978-5-269-01053-3.
  • Авангард и идеология: русские примеры / Ред. Слободан Грубачич, ред.-сост. Корнелия Ичин. — Белград: Издательство филологического факультета Белградского университета, 2009. — 712 с. — 400 экз. — ISBN 978-86-86419-65-1.
  • Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — 600 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9208-0352-8.
  • Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 2. — 704 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9208-0363-4.
  • Гирин Ю. Н. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность. — М.: ИМЛИ РАН, 2013. — 400 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-9208-0415-0
  • Ж.-Ф. Жаккар. «Даниил Хармс и конец русского авангарда»
  • Рыков А. В. Политика авангарда. М.: НЛО, 2019

Важнейшие статьи[править | править код]

  • Даниэль С. М.. Авангард и девиантное поведение // Статьи разных лет. — СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. — 254, [1] с. : ил. — ISBN 978-5-94380-154-9 Первая публикация: Авангардное поведение: Сб. материалов научной конференции Хармс-фестиваля в Санкт-Петербурге. — СПб.: Хармсиздат,1998. — С. 40—46.
  • Иванов Вяч. Вс.. Практика авангарда и теоретическое знание XX века // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. — М., 2007. — Т. 4. — С. 345—347.
  • Рыков А. В./Rykov A. Античность, авангард, тоталитаризм. К метаморфологии современного искусства/ Antiquity, Avant-garde, Totalitarianism. On the Metamorphology of Modern art // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. С. 745—752. — ISSN 2312—2129
  • Рыков, А. В. Истоки авангарда. Западноевропейское искусство XVIII—XIX вв. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2016. ISBN 978-5-288-05664-2
  • Рыков А. В./Rykov A. Античность, авангард, тоталитаризм. К метаморфологии современного искусства/ Antiquity, Avant-garde, Totalitarianism. On the Metamorphology of Modern art // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. С. 745—752. — ISSN 2312—2129
  • Рыков А. В. Дискурс эстетизма/тоталитаризма (К социополитической теории авангарда) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. СПб.: НП-Принт, 2014. C. 381—391.

Статьи в энциклопедиях и словарях[править | править код]

Авангардный стиль | Энциклопедия моды

Авангардный стиль – модное направление, берущее начало в творчестве художников-авангардистов. Предполагает необычность форм, использование ярких аксессуаров, идеально подходящих под единую концепцию, но при этом неожиданных и необычных.

История авангарда

Словом «авангард» изначально называли часть войск на передней линии, которая всеми своими силами должна была прорывать линию защиты противника. Постепенно этот термин стали применять к любому передовому явлению своего времени. Авангардистами сегодня называют новаторов в таких видах искусства, как живопись, музыка и, в том числе, мода, а само авангардное искусство представляет собой целый пласт различных веяний и течений, которые сделали это слово нарицательным.

Изначально авангардизм стремился к маргинальности, а порой и к оппозиционности политической или социальной, однако со временем стал частью популярной культуры, утратив бунтарский дух, но зато дав рождение новым направлениям творческой мысли. И именно в этот момент рождается такой стиль в моде. Множество, как известных, так и канувших в лету, модельеров пытались перенести дух авангардизма на свои произведения, создавать целые коллекции в этом стиле.

Авангарду в моде соответствует целый ряд признаков: это и использование необычных материалов, форм, линий, создание нестандартных силуэтов — часто предпочтение отдается объемным геометрическим фигурам, асимметрии, использованию броских аксессуаров.  В такой одежде, даже той, которая разрабатывалась для ежедневного ношения, невозможно затеряться в толпе, тем более, что надевать её всегда советовали с соответствующим макияжем и бижутерией.

История этого удивительного стиля не имеет точных рамок и дат. По мнению большинства современных историков, авангард на подиумах появился ближе к шестидесятым годам XX века, и связан был, в первую очередь, с фамилией великого Кардена.

Представители авангардного стиля одежды

Среди модельеров практически не существует чисто авангардного дизайнера, который занимался бы исключительно этим направлением.

Многие коллекции даже самых известных модельеров, пропитаны этим смелым новаторским духом. Так, один из величайших модельеров мира Пьер Карден (Pierre Cardin), стал считаться родоначальником этого стиля, после того как создал свою легендарную космическую коллекцию, посвящённую запуску первого искусственного спутника Земли. Карден часто возвращался к любимому экспериментальному подходу, он вообще отличался нестандартным видением любого элемента одежды, и умел гениально сочетать несочетаемое. Именно его коллекции рассматриваются сегодня как основа авангардного стиля одежды: крупные детали, яркие краски, нестандартные, порой сильно увеличенные размеры той или иной детали, — всё это придумал использовать в работе великий модельер.

Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood) также многое взяла из зародившегося на её глазах нового направления. Она прошла множество этапов – от яркого и вызывающего панка до политических лозунгов, являющихся украшением маек и футболок, но во всём этом виделся современникам тот самый экспериментальный подход и желание расширить границы возможного.

С удовольствием творила в авангардном стиле и американка Норма Камали (Norma Kamali) – создательница «спального пальто» — симбиоза пальто и спального мешка, штанов из парашютной ткани и других восхитительных примеров нестандартных вещей.

Не меньшей популярностью пользовалась и Зандра Родес (Zandra Rhodes), модельер новой волны британского дизайна, работавшая в авангардном стиле. Она застала и эпоху разгульного панка, и эру увлечения натуральными материалами, создавала костюмы для театров и оперы и даже одевала Принцессу Диану.

Японский модельер Иссей Мияки (Issey Miyake) – легенда технократического дизайна, также присоединился к авангардному течению, когда только начинал свою карьеру. Его страсть к новаторским решениям воплотилась в огромном количестве мужских и женских коллекций, пронизанных нестандартными ходами и умением использовать самые удивительные материалы и геометрические формы.

В склонности к авангардным мотивам были замечены такие модельеры, как  Ив Сен-Лоран (Yves Saint Laurent) и Реймонд Кларк (Raymond Clark) .

Авангард сегодня

Современная мода часто прибегает к авангарду в своём стремлении создавать нечто уникальное в мире, кажется, видевшем самые невероятные идеи. В результате популярности этого стиля, его внесли в список изучаемых предметов Школы Моды Сан-Франциско, которая является одним из важнейших учебных заведений для дизайнеров в мире.

Среди современных авангардных модельеров заметной персоной является молодой английский дизайнер Гарет Пью (Gareth Pugh). Начинал он как творец повседневных костюмов, однако быстро достиг больших успехов и на модных подиумах, пользуясь своей особой манерой работы.

Интерес к авангардному стилю сегодня особенно велик, поскольку именно это течение предоставляет модельерам и их клиентам возможность отказаться от скучных одеяний в пользу оригинальности.

Как создать образ в авангардном стиле?

Чтобы передать авангардный характер в своем образе, важно четко продумать все его детали, так как стиль авангард, хоть и подразумевает под собой обилие необычных и экстравагантных решений, все же отличается гармонией элементов и единой концепцией. Поэтому в первую очередь определитесь с тем, какой образ вы хотите создать, а исходя из этого, правильно расставьте акценты. Например, можно привлечь большее внимание к прическе, а в одежде быть более сдержанной или наоборот. Помните: авангард не должен быть чрезмерным, иначе ваш костюм рискует выглядеть нелепо и смешно.

Одежда

  • Выбирайте вещи с абстрактными принтами, вышивками, рисунками, асимметричного кроя и необычной формы. Например, это может быть пиджак с объемными плечами, краями разной длины и воротником-стойкой. Также подойдут всевозможные юбки на каркасах, украшенные декоративными шипами, помпонами и так далее. Другими словами, чем более необычна и оригинальна форма вещи – тем лучше.
  • Платья в стиле авангард – это, пожалуй, самый интересный предмет гардероба. Такой наряд может сочетать в себе различные элементы декора и отличаться экстремальными формами. К примеру, огромный бант в области талии, объемные детали в области плеч, груди или бедер – яркие отличительные черты авангардного платья.
  • Контрасты – основа практически любого костюма в стиле авангард. Начните с комбинации серого, черного и белого цветов и разбавляйте их яркими пятнами оранжевого, электрического желтого и розового, зеленого, голубого. Главное, опять же, не переборщить и избежать слишком пестрых комбинаций, которые исказят стиль.
  • Экспериментировать можно и с  комбинациями материалов, играя на их контрасте. Выберите две-три разных фактуры, например, грубую шерсть, хлопок и атлас. Поверхность материалов должна максимально отличаться друг от друга, пусть в одном наряде присутствуют гладкие и рельефные, металлизированные, матовые и глянцевые поверхности.

Декор и аксессуары

  • Выбирайте одежду с крупными и привлекающими внимание элементами декора: пластиковыми пуговицами, аппликациями из молний и металлических пластинок, вышивками, контрастными вставками. В качестве аксессуаров используйте объемные пластиковые и металлические браслеты необычных форм, крупные серьги и ожерелья сложных конструкций, необычные шляпы, сумки и шарфы, крупные очки.

Обувь

  • Самым лучшим вариантом для того, чтобы дополнить авангардный образ, станут туфли или сапоги на  фигурном каблуке, как можно более необычной формы. Лучший пример – модели из коллекций Alexander McQueen, Thierry Mugler, Pierre Cardin, John Galliano.

Прическа и макияж

  • Сделайте необычную асимметричную стрижку и покрасьте волосы в черный, платиновый рыжий или, к примеру, розовый цвет. Геометрические формы – вот главная характеристика прически в стиле авангард. Отличный вариант для длинных волос – глухая прямая челка.
  • Чтобы сделать макияж в стиле авангард, стоит придерживаться все тех же геометрических форм: нарисуйте черные стрелки или нанесите на веки тени сочных оттенков, пользуясь трафаретами.

Стиль авангард в одежде, примеры, фото – Obliqo

Смелые расцветки, необычные силуэты, неповторимые аксессуары и неожиданные причёски – всё это гармонично смешивает и объединяет стиль авангард.
Являясь одним из самых выдающихся и неординарных направлений в мировой моде, создавая экстравагантные, а порой, даже шокирующие образы, он просто не может оставаться незамеченным.

История стиля

Изначально «авангард» был исключительно военным термином, обозначавшим передовую часть армии. Позднее это понятие стало использоваться в архитектуре и живописи. И лишь в первой половине прошлого столетия это слово приблизилось к мировой моде, знаменуя собой появление нового стиля дизайнерской одежды.

Историки утверждают, что зарождение этого неординарного направления происходило в Японии. Это был своеобразный вариант объединения колоритных национальных нарядов с европейскими новинками.

История стиля авангард в одежде

Торжественный выход на мировые подиумы условно датируется шестидесятыми годами прошлого столетия. Основоположником стиля официально признаётся известный французский модельер – Пьер Карден. В дальнейшем его последователями стали Ив Сен-Лоран, Александр Маккуин, Вивьен Вествуд и некоторые другие дизайнеры, оценившие и полюбившие этот экстравагантный стиль, позволяющий создавать великолепные коллекции, напоминающие произведения искусства.

Все стили в одежде, полный список с фото

Концептуальные особенности стиля

Авангард в одежде далёк от общепризнанных стандартов. Он смело ломает все стереотипы, выбиваясь из привычной действительности, гармонично объединяя фантазии и реальность.

Стиль авангард в одеждеСтиль авангард в одежде

Узнаваемые особенности стиля авангард в одежде:

  1. Игра форм с использованием геометрии. Острые углы, круги и прочие геометрические фрагменты – являются неотъемлемыми приметами стиля. Хаос и порядок в таких авторских моделях переплелись настолько тесно, что их просто невозможно отделить друг от друга.
  2. Нестандартный, замысловатый силуэт. Образ будет неполным без неожиданной, но гармонично дополняющей общую картину, причёски, головного убора, аксессуаров и обуви, производящих неизгладимое впечатление и поражающих своими очертаниями.
  3. Абсолютная симметрия или её полное отсутствие. Как правило, для создания необычных и стильных костюмов на помощь приходят приёмы использования асимметрии или, наоборот, подчёркнуто-безукоризненная симметричность.
  4. Яркие оттенки и смелые цветовые композиции. Авангард даёт возможность сочетать несочетаемое. Монохромная палитра здесь с успехом дополняется неожиданными штрихами контрастных цветов. Зачастую используются шокирующие кислотные вкрапления, причём не только в одеянии и аксессуарах, но и в макияже, и в цвете волос.
  5. Броские аксессуары. Авангардная одежда не может восприниматься адекватно без соответствующих дополнений. Как правило, это украшения ручной работы, оригинальные, вызывающие, порой даже весьма гипертрофированные. Материалы – абсолютно любые.
  6. Объединение различных стилевых направлений. Создавая оригинальный и неповторимый образ, дизайнеры-авангардисты порой смешивают воедино самые далёкие друг от друга стилистические течения, добиваясь поистине удивительных результатов.
  7. Нестандартные материалы, сложные фактуры. Стиль авангард подразумевает использование самых неожиданных материалов. Кроме привычных тканей, это могут быть: мех, кожа, клеёнка, пластик, бумага и даже металл.

Главное правило создания образа в стиле авангард – аутентичность и продуманность всех элементов.

Направления авангарда

Стиль авангард настолько многогранен, что просто не вписывается в определённые рамки. Не имея возможности выражаться однозначно, он включает в себя три близких, но в то же время совершенно разных направления:

Деконструктивизм. Подразумевает демонстрацию необычных конструкций и кроя, нарушение традиционных форм, нестандартное использование привычных материалов, применение новейших технологических достижений.
Для таких образов характерны: неопределённость цвета, многослойность, асимметричность и необработанные края.

Авангардный стиль, направление - деконструктивизм

Яркие представители направления – Йоджи Ямамото, Иссей Мияки, Мартин Маргиела, Анн Демельмейстер и др.

Концептуализм. Призван через художественный образ продемонстрировать индивидуальность, характер или настроение конкретной личности. Это направление позволяет воплотить в жизнь самые смелые дизайнерские фантазии. Для изготовления одежды в духе концептуализма используется не только ткани, но и весьма неожиданные материалы – клеёнка, бумага, пластик, металл.

Авангардный стиль, направление - концептуализм

Такие модели можно увидеть в коллекциях Пако Рабана и Александра МакКуина.

Минимализм. Это направление авангардного стиля, максимально приближенное к повседневному использованию. Отличается незначительным количеством деталей, сдержанностью линий, несложным силуэтом. Это могут быть однотонные, но незаурядные по форме костюмы, или наоборот, одеяния, незамысловатые по крою, но впечатляющие расцветкой или комбинацией материалов.

Авангардный стиль, направление - минимализм

В этом направлении оставили яркий след Гарет Пью, Лукас Насименто, Ицин Инь.

Как правило, стиль авангард в чистом виде можно встретить лишь на подиумных показах. Он являет собой своеобразное опережение времени модой. При создании повседневного образа в этом направлении, используются лишь характерные оригинальные фрагменты, привлекающие внимание и производящие впечатление.

Стиль авангард в одежде для женщин

Модели в стиле авангард для женщин – это одежда для самых смелых. Платья и юбки, выполненные в духе этого направления, в первую очередь производят впечатление необычным кроем. Помимо нестандартной формы, изделия могут выделяться необработанными краями, косыми швами, неожиданными воротниками, вызывающими разрезами, смещённой линией талии, огромными карманами, разными рукавами.
Длина юбки, в зависимости от идеи, варьируется от символического мини, до невероятного макси, дополненного эффектным шлейфом. Актуальны модели с оригинальными каркасами.

Стиль авангард в женской одежде фото

В женских авангардных нарядах традиционно используется игра материалов. Здесь можно увидеть как грубую мешковину, так и нежнейшую прозрачную вуаль.

Цветовые решения также не знают ограничений. В создании образа одинаково часто используются как спокойные нейтральные оттенки, так и провокационно-яркие цвета.

Стиль авангард в одежде для мужчин

В одежде для мужчин стиль авангард проявляется несколько скромнее, чем в женской. Однако это совершенно не лишает сильную половину человечества возможности выглядеть эффектно и эпатажно.
В основе образа, как правило, лежит стандартный базовый гардероб. Однако некоторые, откровенно вызывающие фрагменты и дополнения, делают такие вещи весьма узнаваемыми. Например, это может быть классический жакет, в котором вместо традиционных пуговиц используется массивная застёжка-молния, полы разной длины или, совершенно неожиданный для данного фасона, воротник-стойка.

Форма авангардных брюк также зачастую оказывается весьма неординарной. Они могут быть предельно узкими, или, наоборот – излишне широкими. С гипертрофированными карманами, подвёрнутыми краями, неожиданными вставками и аппликациями.

Стиль авангард в мужской одежде фото

Рубашки, свитера и верхняя одежда отличаются увеличенными карманами, нестандартными рукавами, необычной длиной.

Цветовая палитра, в противовес женским образам, довольно сдержанная.
Преобладающая часть изделий для мужчин в авангардном стиле – однотонная.
Изредка встречается несложный, абстрактный принт.

Обувь и аксессуары

Тщательно подобранные обувь и аксессуары являются тем самым решающим штрихом, без которого ни один образ не будет завершённым. Стиль авангард, традиционно склонный к эпатажу, предполагает использование для этих целей исключительно неординарных, а порой и откровенно шокирующих моделей.

Обувь в стиле авангард

Что касается обуви, это, как правило, туфли, ботильоны или сапоги нестандартной формы, полностью отвечающие передовым тенденциям мировой моды. Узнаваемые детали, создающие стиль – замысловатый фигурный каблук или эффектная шнуровка. Материал – любой, порой даже самый неожиданный.

Все виды обуви, список с названиями и примерами

Аксессуары – в центре внимания. Расставляя необходимые акценты, они просто обязаны притягивать взгляды и поражать своей оригинальностью.

Аксессуары в стиле авангард

К ним относятся необычные пуговицы и застёжки, причудливые колье или шарфы, экстравагантные очки и головные уборы, затейливые серьги и браслеты, интересные подвески и, конечно же – удивительные сумки.

Яркие представители стиля

Яркость и многогранность стиля авангард в одежде сделала его интересным для многих модельеров.

Наиболее знаменитые представители:

Вивьен Вествуд. Известный британский модельер, основоположница модного стиля панк, одна из икон авангардизма. Получила мировое признание за уникальность и бескомпромиссность создаваемых образов.

Зандра Родес. Дизайнер из Англии, модели которой не стесняются одевать Элизабет Тейлор, Ума Турман, Келли Осборн, Сара Джессика Паркер и Мадонна. За вклад в развитие национальной модной индустрии, удостоена ордена Британской империи. Основоположник Лондонского музея Моды и Текстиля.

Рей Кавакубо. Японский модельер, основательница и арт-директор бренда Comme des Garcons. Кавалер французского ордена Искусств и изящной словесности. Яркие черты её моделей – асимметричность и объемность с откровенными проявлениями деконструктивизма.

Гарет Пью. Молодой британский дизайнер-авангардист, получивший известность благодаря футуристичности и эпатажности своих коллекций. Его показы всегда производят фурор.

Мартин Маржела. Модельер-деконструктивист из Бельгии. Его работы отличаются сочетанием разных текстур, наружными швами, нестандартными материалами.

Иссей Мияке. Дизайнер из Японии, в начале своей карьеры особенно увлекавшийся авангардным направлением. Его оригинальные идеи воплотились в большом количестве коллекций, основанных на концепции «куска ткани» и объединяющих американские, японские и европейские мотивы в создании одежды.

***

Стиль авангард в одежде совершенно не вписывается в привычное понимание моды. Он наполнен свободой и дерзостью, его образы отличаются гармоничной яркостью и неожиданностью.
Позволяя отвлечься от обыденности, раскрыть индивидуальность и разрушить стереотипы, это направление подходит смелым, эпатажным личностям, стремящимся внести в жизнь яркие и необычные идеи.

Энциклопедия стилей. Авангард: стилевое новаторство

Историческая справка

Изначально слово «авангард» — это военный термин, употреблявшийся для обозначения войсковой части, двигающейся впереди по движению войска, буквально переводится как «передовой отряд» («avant-garde» . Во времена французской революции термин приобрел политический смысл, а в искусство пришел в 1825 году, когда социолог и философ Анри Сен-Симон назвал художников «авангардом искусства, несущим передовые идеи в массы». В конце XIX века термин закрепился за направлением, которое поддерживало анархические идеи того времени, опровергая все каноны прошлого. Зародился он на волне революций и войн, которые всегда заставляют пересматривать существующие ценности. Таков авангард и сегодня: несмотря на богатство стилей и возможностей их реализации, массу примеров неординарных экспериментов, такой дизайн переворачивает стереотипы, предлагая людям совершенно новый подход к формированию и организации пространства.

Картины в стиле авангард стали визитной карточкой этого времени, художники называли себя главными пропагандистами передовых идей, в своем искусстве воплощая движение вперед, следуя новым правилам и разрушая обыденные устои.

Они называли себя авангардом, передовым отрядом воплощения новых, революционных идей.

Характерные особенности стиля

Сегодня такой стиль ассоциируется с экспериментом, который можно увидеть во всем: в подходе к художественному оформлению, к интерпретации классических эстетических норм, к выбору средств выражения. Здесь всегда присутствует символизм, ведь авангард имеет под собой основательную философскую подоплеку. Конечно, современные дизайнеры уже ушли от философских и социальных идей рубежа XIX-XX столетий, оставив за собой право выбора просто понравившихся средств для реализации выбранной композиции.

Говоря о композиции, в данном случае можно забыть о правилах, канонах и понятиях хорошего вкуса. Оформление всегда будет спорить со всеми навязанными стереотипами. Анархия как неподчинение устоявшимся традициям – таков будет и интерьер. Конечно, в данном случае основными средствами выражения для бунта являются цвет и форма, которые должны быть контрастными по отношению друг к другу. Соответственно, говорить о правилах в рамках стиля тоже довольно сложно, ведь чаще всего выбираются несочетаемые между собой решения, которые в данном случае позволяют создать своеобразную, но гармоничную композицию.

Считается, что авангард тесно связан со всеми новаторскими течениями в искусстве рубежа столетий, а в начале XX века их было немало: модерн, кубизм, экспрессионизм, органика, сюрреализм, футуризм, космизм, конструктивизм и др. Все они претерпели изменения, и сегодня в чистом виде редко встречаются даже в искусстве (речь не идет о примерах того времени), зато могут найти отражение в интерьере в стиле авангард.

Общими принципами авангардный стиль можно описать так:

  1. Необычные цветовые сочетания. В авангарде практически не используются пастельные тона, цвета, а наоборот, подбираются яркие, контрастные.

2. Нестандартная планировка, использование приемов зонирования в помещениях.

3. Использование в отделке и декоре новейших материалов.

4. Оригинальная мебель. Необычные формы, цвет, материал изготовления.

5. Технологические новинки. Стильная, современная аудио — видео и бытовая техника.

6. Особое внимание к акцентам. Каждая авангардная комната должна иметь свой смысловой акцент, центральный элемент интерьера. Например, в спальне это может быть кровать, в гостиной – диван, а на кухне – стол.

7. Акцент на геометрических формах в интерьере. Мелкие детали и аксессуары, мягкие линии не подойдут для оформления квартиры в стиле авангард.

Цветовая палитра

Основой выбора цветовой гаммы для оформления помещения остается контраст. Он может использоваться как в деталях, так и в выборе оттенков для двух стен, расположенных рядом. Правил подбора оттенков нет. Есть только понимание того, что такой интерьер должен быть ярким. Используются чистые цвета – красный, синий, зеленый, желтый, черный в сочетании с белым или любым другим. Полутонов и пастельных решений здесь не может быть. Конечно, будет всегда третий акцентный на фоне двух контрастирующих компаньонов, но этот третий будет гармоничен с каждым из дуэта или же контрастным по отношению двум гармоничным, но чистым и ярким цветам.

Органичными в стиле авангард будут комбинации:

  • синего и зеленого, разбавленные черными или темно-коричневыми штрихами;
  • черного и белого, хотя в таком дуэте интерьер становится похож на арт-деко;
  • желтого и белого;
  • красного и металлического серого;
  • яркого синего и светлого серого;
  • красного и зеленого;
  • оранжевого, серого, фиолетового и кораллового (в полосатых решениях можно использовать несколько менее насыщенных, чем обычно оттенков).

Формы и линии

Нельзя назвать однозначно, какими должны быть формы мебели и помещений. Можно только уточнить, что здесь нет места правилам, и скорее подойдут контрастные решения – противопоставление строгой и симметричной геометрии нестандартным формам. Здесь нет мелкого декора – вот значимая деталь авангардного интерьера. Поэтому выбирать следует сложные, но не детализированные формы – без ажура и вычурности.

Организация пространства

Линии авангардного интерьера напоминают типичный модерн начала XX столетия – здесь все обтекаемо, присутствует некая космичность и текучесть форм. Хотя, как уже говорилось, всегда остается место для контраста и строгой геометрии с ее симметричными и четкими правилами. Но перетекающие из одного в другое помещения – вот одна из узнаваемых черт как модернизма, так и авангарда. Поэтому следует отказаться от обычных дверей, проемов и перегородок. Нужны невообразимые переходы конструкций, возможно, даже многоуровневые – не этаж или два, а множество переходов в рамках даже одного этажа. Это подиумы, ступени, плавные повороты стен или стеллажей, за которыми открывается пространство на новой «орбите». В качестве перекрытия между уровнями можно использовать крепкие гамаки с подушками. Веревочные ограждения вдоль узких проходов над «пропастью» — чем не авангардное решение для коридора? Но нельзя забывать и о безопасных запасных вариантах передвижения по дому.

Использование полупрозрачных перегородок, преломляющих свет и существенное меняющих ощущение действительности и реальности происходящего – еще одна интересная деталь, которая преобразит даже самую обычную обстановку.

Авангард – это довольно большой объем пространства, необходимый для реализации контраста. В маленьком помещении он будет смотреться неуютно и негармонично. Именно поэтому выбирают большие комнаты и объединяют все возможные помещения.

В собственном доме или многоуровневой квартире с несколькими санузлами даже ванные можно объединить со спальнями – достаточно сделать дополнительный поворот в комнате, чтобы купель просто стояла якобы за углом, только угол этот будет плавным переходом в новую реальность. Здесь будут уместны огромные окна, особенно если напротив некому заглядывать, а владелец такой ванной сможет оставаться наедине со звездами и небом в любое время.

Материалы, используемые при создании стиля

Стиль авангард в интерьере очень демократичен при подходе к выбору материалов для его воплощения. Для этого характерны необычные сочетания современных материалов.

Можно использовать все передовые достижения в сфере строительных материалов: декоративные штукатурки, современные лакокрасочные покрытия, текстиль, пластик, синтетические материалы для отделки — они практичны, безопасны и приемлемы по цене.

Оригинально будут смотреться стены, покрытые тканью или газетами. Уместны нестандартные варианты размещения вполне обычных полос обоев: полоса, например, располагается не вертикально, а горизонтально или вообще по диагонали, но тогда формы проемов или перегородок, как и другие детали, должны эту композицию поддержать. Например, цвет штор может быть аналогичным обоям, но полоса на них может располагаться как угодно. Кстати, выбор в пользу нестандартных направлений может быть применим и здесь.

Оформление стен

Для отделки стен в авангардном стиле лучше использовать современные и технологичные материалы, такие как: жидкие или металлизированные обои, ламинированные покрытия, рельефные 3d панели, кожаные панели, и другие новшества, которых сейчас с избытком на строительном рынке.

В оформлении стен важен контраст. Например, каждую стену можно выкрасить в разный цвет, выделить окна и дверные проемы. Кстати, окна и дверные проемы могут быть округлыми, в виде арок, или иметь другую, необычную форму. Дополнит авангардный интерьер и присутствие ниш, выделенных цветом или светом.

Потолок

Потолок в авангарде может быть натяжным, подвесным, крашенным или побеленным, но поскольку этот стиль приветствует нетипичные формы, стоит разнообразить его дополнительными ярусами и нишами.

Освещение

Освещение играет важную роль, поэтому в авангарде всегда достаточно света, будь то дневное освещение через большие окна и витражи, или же вечернее с помощью осветительных приборов.

Люстры, подвесные и настенные светильники, торшеры, выполненные в ярких цветах и креативных формах, могут быть как акцентом в интерьере, так и элементом, который, не бросаясь в глаза, акцентирует внимание на определенной зоне.

Не стоит выбирать пестрые абажуры, предпочтите однотонные, но насыщенные цвета. Материал плафонов могут быть разными: здесь уместны не только стекло и пластик, но и металл. Важно одно – таких акцентов должно быть много. Но выбирая светильники, все-таки следует помнить про единство стиля. Да, в авангарде тоже есть детали, которые должны быть едины в своем характере.

Пол

Для пола можно применить различные материалы, в оформлении чаще используют светлые оттенки и контрастные ковровые покрытия. Приветствуется установка подиумов, которые можно использовать для визуального зонирования помещения.

Мебель

Авангардная мебель привлекает внимание, часто служит центральным элементом комнаты.

Идеальным вариантом будет мебель, сделанная на заказ по вашему проекту, что-то уникальное, стильное, качественное, необычной формы, отлично подходящее под общую концепцию дизайна…

Но, разумеется, можно обойтись и современными серийными или дизайнерскими моделями с качественной цветастой обивкой. Столы и стулья в стиле хай-тек, изготовленные из стекла или пластика, отлично впишутся и дополнят интерьер в стиле авангард. Желательно чтобы мебель была функциональной и негромоздкой, ведь авангард любит свободное пространство и просторность.

Абсолютно неприемлемыми для дома или квартиры в стиле авангард является традиционная мягкая мебель, классические гарнитуры.

Главным условием для обстановки является необычность форм или материалов, несвойственные характеристики для каждого предмета.

Корпусная мебель для создания стиля обычно встраивается в стены, или принимает асимметричную яркую форму.

Декор

Мелкие декоративные детали: статуэтки, свечи и прочие малозначительные детали не для авангарда. Дополнительным декором в этом стиле могут служить большие вазы строгих геометрических форм, выполненные из стекла, металла, пластика, а также другая яркая посуда. Часто в помещении размещают экзотические растения и цветы в красивых кадках. Модные картины в стиле абстракционизма, кубизма и подобных. В любом случае каждый аксессуар должен выглядеть как современное произведение искусства.

В декорировании окон нет места неуместным гардинам, состоящих из нескольких уровней, изысканным драпировкам и ламбрекенам. Оконный проем должен быть оформлен просто, без «ажура» и изысков. Либо текстиль вообще не используется на окнах, или используются шторы, не привлекающие внимания — легкие, однотонные.

Картины в стиле авангард, крупные геометрические вазы, дизайнерские сооружения из металла или стекла, необычной формы стулья, воплотят дух революционности во взгляде на интерьер, как того и требует стиль.

Основные направления авангарда • Arzamas

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Подготовила Анна Красильщик

Абстрактное искусство

Василий Кандинский. Картина с кругом. 1911 год © Национальный музей Грузии

Одно из основных направлений авангарда. В отличие от тради­ционного искусства не подражает реальности и не воспроизводит ее элементы. Объект абстрактного искусства — инструментарий художника: цвет, линия и форма. Первые абстрактные произведения создал Василий Кандинский в конце 1900‑х — начале 1910‑х; первым абстрактным произведением считается его «Картина с кругом» (1911). В 1912–1915 годах появились абстрактные живо­писные системы лучизма (Ларионов, 1912) и супрематизма (Малевич, 1915).

Авангард

Сначала термин употреблялся в военном деле и по отношению к политическим событиям — до тех пор пока в 1885 году французский критик Теодор Дюре не использовал его в художественной критике. Впрочем, в таком значении слово не прижилось. Лишь в 1950-х годах оно вернулось в искусствоведение благодаря французскому критику Мишелю Сёфору, который впервые назвал авангардом русское искусство начала XX века.

Всёчество

Термин придумал весной 1913 года Илья Зданевич — художник, писатель, издатель и журналист. В основу всёчества легли художественно-эстетические идеи Михаила Ларионова и художников его круга: в каталоге к выставке «Мишень» он признал все существующие стили — кубизм, футуризм, орфеизм и другие. 5 ноября того же года Зданевич публично представил свою концеп­цию в Москве на закрытии выставки Наталии Гончаровой. Лекция называлась «Наталия Гончарова и всёчество». После этого Зданевич отправился в Петер­бург, чтобы и там пропагандировать идеи всёчества на лекциях и в диспутах. Эти выступления носили характерный для авангарда эпатажный характер. Так, в конце выступления «Раскраска лица» 9 апреля 1914 года Зданевич выкрасил лицо черной краской, а 17 апреля того же года на акции «Поклонение башмаку» отрицал все, что считалось прекрасным, и воспел красоту башмака, «красивого, подобно автомобилям и двигателям».     

Заборная живопись

Обращение к сюжетам и стилистике надписей на заборах — одна из характер­нейших особенностей авангарда и неопримитивизма. Особенно заметно это направление в работах Ларионова неопримитивистского периода.

Конструктивизм

Эль Лисицкий. Проект небоскреба у Никитских Ворот, вид с Тверского бульвара © charnelhouse.org

От латинского constructio — «построение». Основные черты конструкти­визма — строгость, лаконизм и геометричные формы. Официально стиль был обозначен в 1922 году в одноименной книге художника и теоретика искусства Алексея Гана. Среди самых известных конструктивистов — Владимир Татлин, Александр Родченко, Варвара Степанова, архитекторы Моисей Гинзбург, Константин Мельников, братья Веснины. Конструктивизм распространился в самых разных сферах художественного творчества: театральных декорациях и костюмах, книжном оформлении, архитектуре и проч.

Космизм

Лазарь Хидекель. Города будущего. Надземный город. 1927 год © newsfeed.kosmograd.com

Философское понятие, возникшее в 1870-е годы и обозначающее философов и ученых, размышлявших о внеземном пространстве и космосе. Развитию космизма способствовало беспредметное, или абстрактное, искусство, а ученики Малевича — художник Иван Кудряшов и архитектор Лазарь Хидекель — развивали космический аспект геометрической беспредметности и идеи космизма.

Кубизм

Жорж Брак. Скрипка и подсвечник. 1910 год © San Francisco Museum of Modern Art

Кубизм сформировался во Франции осенью 1908 года в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо. В Россию он проникает разными путями. Так, художница Александра Экстер регулярно привозит из Парижа разные сведения о новом модном стиле, а в 1908 году коллекционер Сергей Иванович Щукин открывает всем желающим свой особняк в Большом Знаменском переулке. В собрании среди прочего есть работы кубистов, и в галерею регулярно заходят будущие бубновалетцы. В 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу» выходит статья художника и поэта Давида Бурлюка «Кубизм». Кубизм, пишет он, подразумевает плоскостное понимание мира или канон сдвинутой конструкции, а его важнейший прием — изображение объекта с нескольких точек зрения. Три года спустя в манифесте «От кубизма к супрематизму» Казимир Малевич определяет сущность направления как «диссонанс», происходящий в результате «встречи двух форм»: «В принципе кубизма лежит еще очень ценная задача, не передавать предметы, а сделать картину. <…> В нашей эре кубизма художник уничтожил вещь как таковую с ее смыслом, сущностью и назначением».

Кубофутуризм

Наталия Гончарова. Фабрика. 1912 год © Государственный Русский музей

Впервые это понятие в 1912 году использовал французский критик Марсель Буланже, а на следующий год термин получает распространение и в русской культуре. К кубофутуристам причисляет себя поэтическо-художественная группа «Гилея», а также художники круга «Союза молодежи». В кубофуту­ристических произведениях мир предстает раздробленным на фрагменты или разобранным на элементы. В ноябре 1913 года кубофутуристическими называет свои работы Малевич в каталоге выставки «Союза молодежи». В 1912–1913 годах появляется кубофутуристичная живопись Наталии Гончаровой («Фабрика»).

Левое искусство

Александр Родченко. Вариант обложки журнала
«Леф»    «Леф» — «Левый фронт», журнал, выходивший в Москве в 1923–1925 годах, главный редактор — Владимир Маяковский. Несколько номеров оформлены Александром Родченко. (шарж на О. Брика). 1924 год
© Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Весной 1915 года после Выставки картин левых течений в Петрограде термин «левое искусство» наравне с понятием «футуризм» стал применяться по отношению к новаторскому искусству. В 1917 году были созданы три федерации; одна из них называлась «левой» и объединяла большинство художников-авангардистов. К 1919-му термин меняет свое значение: теперь так называют беспредметников и пролетарских художников. В начале 1920-х последние образуют группировку вокруг журнала «Леф».

Линиизм

Александр Родченко. Линейная конструкция № 108. 1920 год  © monoskop.org

В 1919 году термин изобрел Александр Родченко, обозначив так одно из тече­ний в беспредметном искусстве. «Ввел и объявил линию как элемент конст­рукции и как самостоятельную форму живописи», — писал он в Манифесте раннего конструктивизма.

Лучизм

Михаил Ларионов. Петух (Лучистый этюд). 1912 год © Государственная Третьяковская галерея

Одна из первых систем беспредметной живописи, разработанная Михаилом Ларионовым. Лучизм, считал Ларионов, должен связать в единой гармонии видимый материальный мир и мир духовный. Первые лучистские работы художник создал в 1912 году, и тогда же они были показаны на выставках «Мира искусства». В 1913 и 1914 годах лучистская живопись Ларионова экспонировалась на выставках «Мишень» и «Номер 4». Для реалистического лучизма характерны анималистические сюжеты. Для следующей стадии лучизма — пневмолучизма — использование других техник (например, вставки из папье-маше, знаков вроде нот, крестов и проч.).

Ориентализм

Важная часть программы художников раннего авангарда. Влияние восточного искусства в основном отразилось на теории и манифестах и привлекало худож­ников авангарда скорее сюжетами и темами, чем приемами. Важно было само погружение в атмосферу Востока, а не изучение особенностей искусства. Теоретическое обоснование ориентализма разработали Михаил Ларионов и Илья Зданевич. И как раз любовь к Востоку стала поводом к разрыву Ларио­нова с «Бубновым валетом» — его членов художник обвинял в подража­тельном западничестве. Впрочем, к середине 1910-х тема Востока оказалась забыта, а ориентализм исчерпал себя.

Примитивизм

Михаил Ларионов. Весна. Времена года (Новый примитив). 1912 год © Государственная Третьяковская галерея

Направление раннего русского авангарда (конец 1900-х — начало 1910-х). Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде всего икона, лубок, скульптурную архаику. Впервые слово было использовано поэтом и критиком Сергеем Маковским в статье о выставке «Голубая роза»: «Они — возвестители того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников — в творчестве непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта. <…> Современный сознательный примитивизм, понятый как основная задача, — последняя победа художнического освобождения». Летом 1907 года термин также используется в анонсе выставки Бурлюков в Херсоне.

Супрематизм

Казимир Малевич. Без названия. Около 1916 года © The Solomon R. Guggenheim Foundation Peggy Guggenheim Collection, Venice

Так в декабре 1915 года Малевич охарактеризовал свои работы, показанные на «Последней футуристической выставке „0,10“». Его «Черный квадрат» открыл новое поле опытов — чисто геометрическую беспредметную форму. В начале 1920 года Малевич уехал преподавать в Витебск, и там супрематизм становится основой новой педагогики Уновиса — «Утвердителей нового искусства».

Футуризм

Джакомо Балла. Скорость + звук. 1913–1914 годы © The Solomon R. Guggenheim Foundation Peggy Guggenheim Collection, Venice, 1976

От итальянского futuro — «будущее». Футуризм возник в Италии в 1909 году благодаря Филиппо Томмазо Маринетти и распространился на все области художественного творчества. Основа футуризма — новый язык искусства, соответствующий изменившемуся миру. По свидетельству Давида Бурлюка, русские художники и литераторы начали использовать термин с 1911 года. Сами футуристы, однако, тогда называли себя будущниками или будетлянами. Ближе всего к футуризму были группы «Ослиный хвост» и «Союз молодежи». Особенно популярен в русской живописи футуризм был до 1914 года.  

Авангард — стиль на грани моды, для самых смелых дам!

 — Карден! У нас в Союзе 2-3 единицы таких!

И то – у жен дипломатов неприсоединившихся стран.

(к/ф “Самая обаятельная и привлекательная”)

Помните Надю из кинофильма «Самая обаятельная и привлекательная»? Примеряя наряд от Кардена, она так и не смогла его приобрести со словами «это всё не для меня!» (хотя, как вы помните, Надя всё-таки надела платье от Кардена, по мере того, как разворачивался сюжет фильма).

Примерно такую же реакцию у многих вызывает стиль авангард, с его необычной геометрией и смелыми цветами. Но я вовсе не преследую цель агитировать вас за какой-либо конкретный стиль, просто мне видится полезным для женщины разбираться в многообразных стилях одежды. В этом есть что-то очень женское и творческое.

Итак, сегодня речь пойдет об одном из самых смелых и ярких стилей одежды — авангардном. 

Немного истории

Сам термин авангард (от французского слова avant-garde – передовой отряд) – это слово из военной тематики, которое означает часть впереди идущих войск у линии фронта, которая призвана устранять вражескую линию защиты. Поначалу, понятие авангард появилось в архитектуре и культуре, а в моду он пришел позже, в начале XX века. Зародился авангардный стиль одежды в Японии, в 1920-х годах, став своеобразным взглядом японцев на европейскую одежду.

Пьер Карден

При этом официальным вступлением авангардного стиля на модный олимп считается 1960 год, когда французский модельер Пьер Карден представил миру свою коллекцию в стиле авангард. Именно Карден считается основоположником данного смелого стиля. Он приурочил свою коллекцию в космическом авангардном стиле к запуску первого в истории человечества искусственного спутника Земли.

Коллекция Пьера Кардена

С тех пор многие прозвали Кардена шутником с модой и гуру геометрии.

Пальто от Кардена

Коллекция Пьера Кардена

Уже после французского мэтра с авангардом играли многие модельеры: Вивьен Вествуд, Иссей Мияки (Issey Miyake), Рей Кавакубо (Rei Kawakubo), Гарет Пью (Gareth Pugh), Кензо Kenzo) и другие.

Основные особенности авангардного стиля

Многие называют авангард смесью новаторства и экзотичности.

Авангардный стиль – это гротеск. В нём есть что-то сатирическое и драматическое. Фантазия и реальность причудливо переплетаются между собой в одежде этого стиля. Всё в авангарде преувеличено, и всё на грани.

Вот что отличает авангард от многих других стилей:

  • Нестандартный силуэт
  • Асимметрия
  • Геометрия
  • Игра форм
  • Яркие цвета
  • Броские аксессуары
  • Смелые цветовые сочетания, контрастность
  • Сочетание разных стилевых течений
  • Необычные ткани, сложные фактуры

    Пьер Карден с моделями

Три направления авангардного стиля

У авангарда есть несколько вариантов воплощения своих идей в одежде:

1. Концептуализм – классическая версия стиля авангард. Концептуализм – это самый радикальный вид стиля. Это одежда не для повседневности, а для самовыражения дизайнера, который с помощью одежды воплощает какую-либо свою концепцию/идею.

Обычно такую одежду, кроме как на подиуме, больше нигде не встретишь. Помимо ткани, такая одежда может быть изготовлена из материалов типа целлофана, пластика, обручей, бумаги.2. Деконструктивизм (в переводе с англ. разрушение) – особое направление авангарда, которое словно попирает (разрушает) законы стиля и вкуса, которые формировались веками.

Деконструктивизм можно назвать еще игрой дизайнеров в ассоциации.

Это новая философия одежды, на которую оказал огромное влияние японский дизайн. Дело в том, что японские дизайнеры, которые отличаются большим трепетом к деталям и сути вещей, как будто бы разложили одежду на элементы. В этой философии и создается новый образ, который нисколько не похож на традиционную одежду. О деконструктивизме говорят, что это «одежда, разложенная на цитаты». Они играют с фрагментами, кусочками целого, манипулируют формой и посадкой одежды. Появляются нестандартные решения: двухсторонние пальто/куртки, блузки/майки/платья с одним рукавом, куртки со съемными рукавами, жакет, переходящий в купальник, и так далее.

Одежда авангардного направления — нарочито бесформенная, асимметричная, необычная. Застежки не там, где их привычно видеть, швы наружу, и так далее. Дизайнеры этого направления разрушают традиционные представления людей о форме и функциональности одежды. Одежда берется за объект эксперимента. Дизайнер обнажает конструкцию и крой, разрушает привычные формы, ищет новые технологии. В такой одежде присутствует элемент незавершенности. Интересно, что несовершенство считается признаком чего-либо настоящего и живого по правилам японской эстетики, которой придерживаются поклонники направления деконструктивизма.

Ёджи Ямамото

Рей Кавакубо

Рей Кавакубо

Мартин Марджела

Мартин Марджела

3. Минимализм – самое сдержанное направление авангардного стиля. Его отличает однотонность, не сильная броскость, простые формы и материалы, прямые линии. В минимализме используется минимум деталей и рисунков.

Гарет Пью коллекция осень-зима 2013-2014

Гарет Пью коллекция осень-зима 2013-2014

Образы в стиле авангард

Стиль авангард в одежде / Школа Шопинга

ГАРДЕРОБНЫЕ СТРАТЕГИИ. АВАНГАРД

Рада, что вам понравилась заметка про гардеробные стратегии, давайте каждую по порядку разберем.

Больше всего просили показать легкую чудесатость, так что начнем с конца! Почему бы и да!

Я думаю, вы заметили, что эта самая чудесатость в моде уже не первый сезон. И называется она авангард.

Степени чудесатости в этом стиле могут быть очень разными, вплоть до полностью неносибельных.

Но мы поговорим про тот авангард, который можно всем и везде – минимализм.

Авангард

  • Простой крой + легкая асимметрия – вот и весь рецепт.
  • Второй рецепт – простой крой + нетипичный для вещи материал. Например, обувь из пластика – это, в принципе, странно:) Или прозрачный плащ из органзы. Или рубашка, с застежкой сзади. В общем, легкое отсутствие логики тоже на пользу авангарду. Не все человеческие характеры готовы смириться с такой постановкой вопроса, поэтому авангард обычно не самый популярный стиль, кроме случаев его попадания на пик моды.
  • Третий вариант – необычные формы. В этом сезоне прямоугольные мысы обуви. В прошлом и еще немного в этом же сезоне экзотические каблуки. Аксессуары странных конструкций, типа сумка в форме пакета молока или бублика. Смысл понятен, думаю.

Никогда не забуду одну из моих клиенток, которой я притащила в примерочную слеееегка авангардный блейзер. Там как на фотке – одна полочка была чуть ниже, чем вторая. Как она возмущалась, что в бренде такого уровня не умеют шить ровно, вы бы слышали:)) Мы потом с ней, конечно, поржали, но пиджак она не одобрила.

И самый главный вопрос: как носить минимализм и с чем сочетать.

Стиль авангард

Если ваша нервная система не против диспропорций, асимметрий и той самой чудесатости, то представьте себе, что это просто базовые вещи. Кривенькие, странненькие – но базовые. Закройте глаза на их необычность и носите, чем угодно:-)

Причем, не обязательно делать, как на фото и брать все вещи в этом стиле сразу. Можно взять 1-2. Количество зависит от вас.

У авангарда есть еще одно носибельное и одно неносибельное направление. Второе носибельное в разы сложнее и чудесатее. Если хочется познакомиться со стилями, велкам на Продвинутый курс:-)

А пока экспериментируйте на минимализме, он сейчас на гребне модной волны и встречает нас почти в каждом бренде и ошибиться с ним сложно.

Потренируйте насмотренность, откройте, к примеру, сайт какого-нибудь большого мульти-бренда типа Farfetch и найдите штучек 10 вещей этого стиля. Очень полезное упражнение:)

А я пока покажу вам подборочку идей по этой теме, чтобы вы потренировали насмотренность:)

Стиль авангард

Стиль авангард

Стиль авангард

Стиль авангард

Стиль авангард

Стиль авангард

Стиль авангард

Автор: Татьяна Тимофеева

Все статьи Татьяны

Понравилась статья? Расскажи подругам!

Назад в раздел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *