Примеры архитектуры разных стилей. Оригинальные примеры новой архитектуры
Мировая архитектура развивалась по законам церковной доминанты. Жилые гражданские постройки выглядели достаточно скромно, в то время как храмы поражали своей помпезностью. В период Средневековья церковь обладала значительными средствами, которые высшее духовенство получало от государства, кроме того, в церковную казну поступали пожертвования прихожан. На эти деньги и строились храмы по всей России. Примеры архитектуры гражданской того времени оставляют желать лучшего. Однако, начиная с 18 века, положение радикально изменилось. Церкви и соборы уже возводились без излишней роскоши, зато помещичьи усадьбы, царские загородные дома и даже постройки в дворянских охотничьих угодьях значительно добавили в изысканности и красоте. Стили домов, архитектура зданий, улиц и площадей постоянно совершенствовались. Зодчие считались самыми уважаемыми людьми.
Ранний готический стиль
Уникальные примеры архитектуры древности — это соборы, которые возводились, начиная с середины 12 века в северных регионах Франции. Самый большой готический собор был построен в Амьене, в 1220 году. Позже такой же готический собор возвели в немецком городе Кёльне, его постройка завершилась в 1248 году.
Параллельно с готическим в 12 – 14 веках развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья. Итальянские зодчие возводили здания со стенами невероятной толщины, дома скорее походили на крепости. Примеры архитектуры романского стиля — это постройки, напоминающие военно-оборонительные сооружения. Нижний ярус был особо прочным, фундаментальным, второй этаж состоял из башен и башенок, круглых и прямоугольных в плане, больших и малых. Во всех башнях были узкие, высокие окна, по форме напоминающие бойницы. Романский стиль в архитектуре Средневековья соответствовал своему времени. Враждующие рыцарские кланы нуждались в эффективной защите от набегов неприятеля, и фамильные замки с крепостями как нельзя лучше подходили для этой цели.
Древняя архитектура
В древности много внимания уделялось возведению общественных построек. Это были грандиозные сооружения, предназначенные для организации массовых зрелищ. Древнеримские форумы, рассчитанные на десятки тысяч зрителей, древнегреческие агоры, представлявшие собой огромные открытые площади, ежедневно заполняемые народом, ремесленниками и торговцами. Архитектура древняя египетская значительно отличалась от римской, прежде всего тем, что египтяне никогда не собирались многотысячной толпой в одном месте. Египетская история уходит своими корнями в 15 век до нашей эры, когда архитектура носила условный характер. Постройки возводились из ракушечника или красной обожжённой глины. О стилях еще ничего не было известно, древние египтяне были озабочены не стилистикой своих строений, а тем, как построить дома повыше, чтобы избежать затопления от разлившегося Нила.
Ордеры
Архитектура древняя греческая была по большей части ориентирована на возведение храмовых построек, некоторые из которых дошли до нашего времени. Постепенно обозначилось несколько архитектурных стилей:
- Дорический ордер — отличается простыми, мощными формами, даже некоторой их тяжеловесностью. Колонны дорические имеют на своей поверхности каннелюры, глубокие желобки, проходящие от нижней базы до капители. Горизонтальные ярусы в дорическом ордере — это архитрав, соединяющий колонны на уровне абак, сверху проходит фриз, состоящий из двух слоев — триглифа и метопы. Все вместе образует антаблемент, который увенчивает гезимсом, карнизом со значительным выступом наружу.
- Ионический ордер — в сравнении с тяжеловесным дорическим отличается легкостью пропорций. Главным признаком принадлежности к ионическому ордеру является капитель колонны, имеющая форму двойной волюты, направленной завитками вниз. Ионический ордер считается архитектурным женским стилем, так как он изыскан и дополнен украшениями. Появился ордер в VI веке до нашей эры, в Ионии, на северо-западе побережья Эгейского моря. Спустя столетие распространился по всей территории древней Греции. Главное здание в ионическом стиле — это храм богини Геры на острове Самос, построенный в 570 годах до нашей эры и вскоре разрушенный землетрясением. А самой стильной постройкой в ионическом ордере является храм Артемиды Эфесской — одно из «Семи чудес света».
- Коринфский ордер — наиболее поздний, отличался от других особенной пышностью. Колонны по образу и антаблементу напоминают признаки ионического ордера, однако абака и капитель совершенно иные. Коринфский стиль насыщен декоративностью, в его капители присутствуют растительные орнаменты, по периметру проходят два ряда акантовых листьев. Капитель также украшает множество лилейных волюток.
«Палладианство»
Начало 18 века ознаменовалось появлением нового направления в мировой культуре — классицизма. Регулярность форм, четкие проекции и пропорции — таковы были основные критерии архитектурного классицизма. Верный последователь античной стилистики храмового зодчества, венецианец мастер Палладио вместе с учеником Скамоцци обосновал собственную теорию античного классицизма. Учение получило название «палладианство» и стало широко использоваться при строительстве частных особняков. Стиль «классицизм» в архитектуре оказался технологичным и удобным с точки зрения проектирования и возведения зданий.
Закат архитектуры «барокко»
Как оказалось, стоимость зданий, возведенных в новом стиле, была существенно ниже. Постройки отличались лаконичностью, «взбитые сливки» позднего барокко отошли в прошлое, классицизм с его симметрично-осевыми композициями и благородной сдержанностью декоративного убранства приобретал все больше почитателей. Европейские ценители архитектурных шедевров готовы были отказаться и от барокко, и от рококо в пользу камерного, с нотками академичности, строгого и элегантного классицизма.
Одновременно было построено несколько особняков под руководством Андреа Палладио, самым известным из которых стал дворец «Ротонда», близ города Виченца. Стиль «классицизм» в архитектуре быстро завоевал популярность. Париж в буквальном смысле слова захлестнула волна строительства. При Людовике XV возводились целые архитектурные ансамбли, такие как площадь Согласия. А в период правления Людовика XVI «лаконичный классицизм» стал основным направлением в городской архитектуре. После казни французского короля и низвержения монархии в 1793 году Париж долгое время застраивался хаотично и непоследовательно.
Архитектурный стиль ампир
В конце 18 века классицизм стал приходить в упадок, понадобилось обновление всей культуры в целом и архитектуры как ее составляющей части.
На смену классицизму пришел новый стиль в искусстве и архитектуре под названием ампир, который зародился и получил развитие во Франции, во времена правления Наполеона I. Появление нового направления было вызвано в немалой степени политическими причинами. Правительство Наполеона Бонапарта старалось насаждать собственный, так называемый «имперский» стиль в архитектуре, когда стало ясно, что классицизм уже близится к закату. Как торжественный и помпезный ампир, так и все остальные стили архитектуры 19 века идеально вписывались в дворцовые агломераты, однако упор все же делался на «королевское» направление.
В России архитектурный ампир появился при царе Александре Первом, который лояльно относился к французской культуре и считал ее достойной подражания. Недаром государь пригласил архитектора из Франции, Огюста Монферрана, для возведения знаменитого Исакиевского собора. Стиль в архитектуре – ампир — не был единым по своей форме, он разделился на петербургский и московский и просуществовал до середины 19 века. Кроме Исакиевского собора, построенного в 1858 году, в Петербурге есть еще один шедевр в «королевском» стиле, это Казанский собор Андрея Воронихина, а в Москве «Триумфальные ворота». Русский стиль в архитектуре ампир — это тридцатилетний период возведения подлинных шедевров.
Архитектурные достопримечательности Санкт-Петербурга
Одним из самых выдающихся городов мира по архитектурной значимости является город Санкт-Петербург, Северная столица России. Благодаря преемственности российского и западноевропейского опыта градостроительства в XVIII — XIX веках в Петербурге был создан уникальный конгломерат. В городе представлено пятнадцать различных архитектурных стилей, гармоничная полифония которых создает уникальную картину воссоединения нескольких исторических периодов в одно целое. Границы эпох четко не обозначены, «размыты», однако все признаки прошлого присутствуют.
Архитектура Петербурга включает в себя восемь направлений, которые являются доминирующими:
- барокко «петровское», начало 18 века;
- барокко «елизаветинское», середина 18 века ;
- готика, вторая половина 18 века;
- классицизм, конец 18 века;
- русский ампир, начало 19 века;
- ренессанс, середина 19 века;
- эклектика, вторая половина 19 века;
- модерн, начало 20 века;
Петровское барокко — это преобразованное итальянское и французское барокко. Несколько вычурный стиль приветствовался Петром I и его окружением. Однако время, на которое пришелся расцвет барокко, было неспокойным, многочисленные войны опустошали казну. Строительство новых зданий финансировалось в недостаточном объеме, и это не могло не сказаться на их качестве. Стиль барокко обозначался только на фасадах, акцентировались главные признаки архитектурного направления: фронтоны, пилястры с волютами, шпили на крышах. Внутренние помещения вытягивались по принципу анфилады, это существенно снижало стоимость постройки. Петровское барокко доминировало в Петербурге с 1703 по 1740 год, после смерти императора в 1725 году активность приглашенных по контракту европейских зодчих снизилась, но работы продолжались еще в течение 15 лет.
Взошедшая на царский престол в 1741 году дочь Петра I Елизавета стремилась к централизации власти, кроме того, ей была не чужда роскошь, парадность, пышные празднества и балы. В архитектуре городских застроек в период правления Елизаветы стала прослеживаться помпезность и вычурность, таким образом сам по себе возник стиль «елизаветинское барокко». Главным архитектором того времени был Бартоломео Растрелли, который создал шедевр архитектуры мирового значения — Зимний дворец, расположенный на Дворцовой площади, который также известен как музей «Эрмитаж».
Список архитектурных сооружений, возведенных в период господства елизаветинского барокко:
- Дворец Аничкова (1741 — 1753).
- Летний дворец Елизаветы (1741 — 1744), не сохранился.
- Большой Петергофский дворец (1745 — 1762).
- Екатерингофский дворец (1747 — 1750), не сохранился.
- Смольный собор, возведенный в Петербурге (1748 — 1754).
- Дворец Воронцова, Петербург (1749 — 1757).
- Путевой дворец на Средней Рогатке (1751 — 1754), не сохранился.
- Екатерининский дворец в Царском Селе (1752 — 1758).
- Строгановский дворец, Невский проспект (1753 — 1754).
- Николо-Богоявленский морской собор (1753 — 1762).
- Дом Шувалова на Итальянской улице (1753 — 1755).
- Зимний дворец (1754 — 1762).
- Особняк Яковлева (1762 — 1766), не сохранился.
Готика в Петербурге
Город на Неве является одним из самых уникальных мегаполисов в мире, в котором культура столь разнообразна. Готическая архитектура появилась в Санкт-Петербурге в 1777 году, это был Чесменский дворец и Чесменская церковь. Как и в случае с «петровским барокко», эти строения не в полной мере отвечали стилю. Готические элементы выполняли функцию внешней атрибутики — фасады, стрельчатые арки, многочисленные башенки, высокие шпили. Несущие конструкции строений выполнялись по упрощенной схеме. По сути, это была псевдоготика, тем не менее в 19 веке было построено большое количество церквей и светских зданий.
Архитектурный стиль «классицизм» получил свое развитие в период с 1760 по 1780 год. Петербург в то время уже был готов к переменам. Здания, выстроенные в стиле классицизма, органично вписывались в городской ландшафт. Среди наиболее заметных строений можно отметить следующие:
- «Императорская академия художеств», построенная на Васильевском острове в 1764 -1788 годах.
- Юсуповский дворец (1771-1773).
- Висячие сады Малого Эрмитажа (1764-1775).
- Армянская церковь (1771-1776).
- Мраморный дворец (1768-1785)
- Таврический дворец (1783-1789).
- Горный институт Императрицы Екатерины (1806-1808).
Классицизм был предвестником появления в Санкт-Петербурге русского ампира. Смена направлений произошла незаметно. В то время архитектурный стиль ампир был востребован во Франции как часть бурных перемен, происходящих в стране. Он отражал амбиции Наполеона и становился символом новой жизни для французов. А русский ампир пришел на смену классицизму, не более того. Архитектура Петербурга развивалась по собственным законам. Существенное влияние на ее становление оказала французская культура.
Архитектура и фотография
Постройки жилые и сакральные, помещичьи усадьбы и храмы, тюрьмы и присутственные дома. Любое строение, имеющее отношение к общественной жизни, должно было иметь архитектурные признаки. Некоторые дома возводились в строгом соответствии с правилами строительной эстетики, при этом зодчим нередко удавалось достичь впечатляющих результатов. Шедевры архитектурного искусства приходилось зарисовывать, поскольку фотографии тогда еще не было. Фотоискусство появилось и стало развиваться только в первой половине 19 века. Однако не сразу удалось заменить рисунок на фото. Архитектура — это всегда достаточно сложное изображение, с множеством оттенков и полутонов, а обычный дагерротип их не передавал, на пластинке получалось только плоское пятно с едва заметными контурами. И художники продолжали рисовать.
Однако годы шли, фотография совершенствовалась, и вот наступил момент, когда любое строение стало возможным запечатлеть на фото. Архитектура, по меткому выражению классика, это «застывшая музыка», и многим хотелось эту музыку сохранить на память в виде фотографии. Люди позировали на фоне собственных домов или старались сняться возле какого-нибудь известного строения. Всевозможные стили архитектуры, фото которых иметь дома считалось хорошим тоном, становились популярными. На заре развития фотографии большинство снимков были или семейными, или с изображениями зданий.
Стили архитектуры с примерами
Примеров архитектурных стилей множество, каждому из них присущи определенные признаки, характеризующие направление, типовую принадлежность и временной отрезок, в котором было возведено данное строение.
По отдельным, наиболее известным стилям архитектуры можно привести конкретные примеры:
- ампир – «Арка Генерального штаба» в Петербурге, на Дворцовой площади (1819 — 1829), архитектор Карло Росси;
- классицизм – «Троицкий собор в Александро-Невской лавре» (1776 — 1790), архитектор Старов. Санкт-Петербург;
- готика – «Дом Севастьянова» (1863 — 1866), архитектор Падучев, Екатеринбург;
- барокко – «Строгановский дворец» в Петербурге, на Невском проспекте, (1752 – 1754), архитектор Растрелли;
- ренессанс – Собор «Санта Мария дель Фьоре» во Флоренции (1417 — 1436), архитектор Брунеллески;
- модерн — «Дом компании Зингер» в Санкт-Петеребурге (1902 — 1904), архитектор Сюзор.
Примеры архитектуры свидетельствуют о развитии тех или иных жанров на протяжении столетий.
Оригинальные примеры сегодняшней архитектуры
Сегодня в мире достаточно креативных архитекторов, которые занимаются суперсовременными проектами. Иные проекты носят чисто утилитарный характер, но есть и такие, которые можно назвать оригинальными. Например, в Японии вошли в моду дома на шарах. Поскольку Страна восходящего солнца является сейсмоопасной, то японские архитекторы стали устанавливать дома на огромные шары, сделанные из особо прочного материала. Таким образом, во время землетрясения дом просто начинает качаться, колебания подземных толчков не могут ему нанести никакого вреда.
Есть оригинальные постройки, которые являются плодом творческой дизайнерской мысли. В известном испанском городе Барселона, который по праву занимает первое место в мире по количеству оригинальных построек, архитекторы создали еще один шедевр. Это дом, перевернутый «вверх ногами». Строение стоит на крыше и своей необычностью радует туристов.
fb.ru
Идеальная пропорция в архитектуре: использование и примеры
Архитектура разных времен и народов поражает своими формами и стилями. Но самые знаменитые сооружения были построены с применением четко разработанных схем, которые дали возможность зрительно воспринимать монументальное здание легко. Пропорции в архитектуре – это гармоничное соотношение элементов, отрезков и фигур, которые составляют здание. Это найденный баланс между разными массами, который придает общему виду сооружения целостность.
Что же все-таки общего между Пентагоном и собором Парижской Богоматери? Ответ будет неожиданным – геометрия. Именно математика и геометрия объединяет эти сооружения с помощью одной секретной формулы, которая выглядит как а: b = b: с или с: b = b: а. Все просто.
Золотая пропорция: что это такое
Еще в 1500 г. до н. э. было известно правильное соотношение отдельных частей по отношению к целому. История знает множество примеров идеального распределения пропорций в зданиях, культовых предметах, произведениях искусства. Секрет кроется в соотношениях, называемых «Золотой пропорцией», и равными числу Фибоначчи 1,618…, в процентном соотношении выражается как 62 % к 38 %.
Одним из великих людей-оригиналов, плотно работавший по системе золотой пропорции, является Леонардо да Винчи, который понял секреты идеального восприятия и привел их к законченному виду, создав целое направление. Все его работы подвержены четкому плану золотого сечения. Подобная идеальная пропорция в архитектуре стала символом логики и гармонии благодаря разноплановым работам да Винчи.
Божественная пропорция: что создано природой
Обратимся к природе, которая является безусловной и стремится к идеальному. В любом, созданном процессе, можно наблюдать эту магическую пропорцию 62:38. Придя к выводу, что гармоничное восприятие заложено в человеке от природы, ученые назвали это соотношение «Божественная пропорция».
Архимед выразил ее в спирали, повторяющей очертания раковины моллюска, подметив однажды ее идеальные формы. Божественная пропорция в архитектуре выражена с помощью сопоставления различных элементов здания и приведения их к одному целому, гармоничному для восприятия.
Действительно, обычно притягивает взгляд либо совершенство, либо уродство. И то и другое имеет одни корни. Совершенство – созданный по системе золотой пропорции идеал, и неважно, искусственный или природный источник использовался в его создании. Уродство же, напротив, привлекает полным несоответствием гармонии, что вынуждает подсознательно искать в нем заложенные природой прекрасные пропорции. И, если постараться, их можно найти. Этот феномен будоражит мозг, заставляя искать спокойной геометрии во всем.
Идеальные здания
В мире большое количество зданий, строений, памятников и произведений искусств, которые могут стать символом гармонии, заложенной природой. Идеальные золотые, божественные пропорции в архитектуре примеры сооружений показывают однозначно. Здания настолько гармоничны, что не возникает ни малейшего чувства дискомфорта при взгляде на них. Приведем несколько примеров.
Невероятной красоты Успенский собор Киево-Печерской лавры построен по принципу божественной пропорции. Стиль барокко гармонично сочетается с белоснежными стенами и золотыми куполами собора.
Еще пример — Петровский путевой дворец, созданный по проекту архитектора Матвея Казакова. Величественное сооружение было построено по приказу Екатерины II. Внутренний двор, два крыла и само здание подчиняется божественной пропорции.
Тадж-Махал… Дворец, единственный в своем роде памятник великой любви. Император Великих Моголов Шах Джахан подарил его своей покойной жене. Легенда о Тадж-Махале по-восточному красива и печальна.
Монументальные здания, с богатым художественным оформлением, занимающие не одну сотню метров, казалось бы, должны подавлять своими размерами и мощью. Тем не менее они радуют глаз, заставляют восхищаться и возвращаться к ним снова и снова.
Искусство и архитектура
Архитектура, искусство — все, что создается человеком и для человека стремится к идеалу. Многие зодчие, художники, музыканты стараются найти золотую середину, те самые божественные пропорции, чтобы созданное ими произведение превратилось в шедевр. Пропорция в архитектуре и искусстве играет важную, если не первую роль. Любая композиция должна быть гармонична и устойчива. Золотая пропорция в архитектуре, как и в музыке, призвана дарить людям наслаждение, испытываемое от соприкосновения с прекрасным.
Пропорции востока
Восток – мир, созданный по законам природы. Все, что относится к созданным произведениям искусства, четко придерживаются определенных правил, не отступая ни на шаг. Геометрия – конек восточного искусства. Знаменитый Тадж-Махал – индийский дворец из белого мрамора – имеет совершенные пропорции.
Убранство богатых домов, дворцов стран Востока также подчинено божественной пропорции. Арки, имеющие тройной поднимающийся свод, расположение окон, дверей и фасады главного дворцового входа – наглядно демонстрируют мастерство зодчих и художников. Сознательное или подсознательное использование пропорции в архитектуре и искусстве восточными мастерами, создало неповторимый восточный стиль, который отличается своей самобытностью и стремлением к природной гармонии.
Стили в архитектуре и интерьере
Использование пропорции в архитектуре и искусстве разных времен и народов привело к тому, что каждая последующая эпоха, беря основные элементы одного стиля, рождала свое неповторимое направление в искусстве. Золотое сечение наблюдается во всех достойных сооружениях своего времени, несмотря на то, что внешний вид элементов сильно разнится.
Греция
Страна, которая обладает богатым наследием архитектурных памятников, может дать много ответов на вопросы о золотом сечении. Пропорции в архитектуре Греции стремятся к идеальным. Одним из ярких примеров является храм Афины – Парфенон. Сооружение практически не имеет прямых линий, и соответствует золотому сечению, а пропорции скалы у его подножия также относятся к божественным.
Скульптуры и бюсты, созданные древнегреческими мастерами, имеют совершенные пропорции. Греческое искусство дает возможность понять, что человек, как творение божье, является идеально пропорциональной фигурой.
Викторианская эпоха
Английский Викторианский стиль опирается на учение о золотой пропорции. Стремление к уравновешенности и симметрии, использование четких линий в соотношениях тяжеловесности цвета и легкости форм предметов. Пропорции архитектуры в Средние века заимствуются для возведения сооружений и зданий в более позднее время. Фасады зданий, имеющие божественную пропорцию, стали распространены и в Викторианскую эпоху с ее стремлением к гармонии и статичности.
Неоготика XIX века
Этот стиль продолжает древние готические направления и предшествует Викторианской эпохе. Пропорции в архитектуре Неоготики 19 века подарили и своим последователям мрачные сводчатые, уходящие ввысь здания, которые повторяют такие же заостренные проемы окон и дверей. Расположение башен, порталов и сводов подвержено четкому сухому ритму числа 1,68…
Неоготика, соблюдая традиции готической архитектуры, все же становится менее темной. В ней, соблюдая божественные пропорции, соединяются разные стили и направления архитектуры, при этом сохраняя общую тематическую направленность. Сочетания круглых окон с уходящими вверх стрельчатыми сводами и башнями также подвержены золотому сечению, что составляет гармоничное восприятие всего сооружения в целом.
Золотая пропорция и религия
Большинство храмов, церквей, других религиозных строений имеют в основе своей золотое сечение. Божественные пропорции в архитектуре этих зданий можно объяснить и с теософской точки зрения. Монах Лука Пачоли в 1509 году усмотрел в геометрии гармонию, которую объяснил так: если целый отрезок будет принят как Святой дух, то отрезок поменьше – это Отец, а самый маленький – это Сын. Таким образом, в очередной раз подчеркивается влияния природной гармонии на восприятие мира человеком.
Наше время — пентаграмма
Пентаграмма является одним из вариантов нахождения золотых отрезков божественной пропорции. Способ построения был известен уже в XVI веке благодаря Альбрехту Дюреру. Немецкий живописец обладал математическим складом ума, его графика выражается в четких линиях, собранных в композиции по всем правилам геометрии.
Пентагон
Золотая пропорция в архитектуре Пентагона проявляется в виде пентаграммы, которая составлена в правильный пятиугольник. Каждый луч пятиконечной звезды идеально четко вписывается в формулу золотого сечения. Внутри здания все так же подчинено этим пропорциям. Это одно из немногих сооружений, построенных в наше время, где четко прослеживается применение божественной пропорции.
Визуальная гармония
Интересно восприятие форм и пропорций архитектуры, примеры которых представлены ниже. Монументальные сооружения не давят своей массой, они воспринимаются легко, благодаря идеальным соотношениям сторон постройки.
Пирамида Гиза – одно из величайших творений человека, обладающее своими тайнами и загадками. Пирамида построена с применением знаний теории золотого сечения. Сейчас все больше ведется споров, а действительно ли пирамиды Египта возведены по принципам божественных пропорций.
Собор Рождества Девы Марии — беломраморный кафедральный собор в Милане, воспроизводящий готический стиль архитектуры. Как раз тот его момент, когда этот стиль постепенно стала приобретать черты, свойственные более позднему периоду неоготики.
Храм Спаса на Крови – здание, своей гармонией и утонченностью располагает к спокойному созерцанию. Сооружение относится к неорусскому стилю. Золотая пропорция соблюдена здесь идеально.
Такие, казалось бы, разные по архитектуре сооружения, обладающие только им присущей геометрией и линиями, все же имеют одну общую черту. Божественные пропорцию дали возможность внести эти произведения искусств в разряд мировых шедевров зодчества.
Использование золотого сечения
Правило золотого сечения используются повсеместно. Когда человек постоянно передвигает мебель в доме, пытаясь найти то самое расположение, которое бы радовало глаз, он делает это подсознательно. Заложенная природой гармония пытается найти свое место в окружающем пространстве. Человек будет двигать, и переставлять мебель до тех пор, пока не придет к тому самому волшебному соотношению, к числу Фибоначчи, к золотым пропорциям.
Идеальное соотношение используется в архитектуре, в предметах быта, одежде, посуде. Например, столовый сервиз на 6 или 12 персон также можно рассматривать с точки зрения золотой пропорции. В ювелирных изделиях высокого качества, особенно в старинных украшениях ручной работы, четко прослеживается правильное соотношение.
В архитектурных памятниках законы золотых пропорций явственно просматриваются как в фасадах зданий, так и в окружающем ландшафте. Сады и парки Версаля, Петродворца, королевского Дворца в Марокко или Японии, — все построены в соответствии с законами золотого сечения. Великолепные композиции, продуманное расположение дорожек и архитектурных объектов призваны доставлять эстетическое удовольствие и радовать глаз своей гармонией.
Золотая пропорция в архитектуре и магия
Многие ученые, историки, мистики и психологи пытаются разгадать загадку золотого сечения. Пирамиды и храмы, которые построены по божественным принципам, способны исцелять человека, восстанавливать его силы, придавать энергию. В доме, где по законам золотого сечения создан интерьер, человек чувствует себя спокойно, способен хорошо отдохнуть, и не испытывает стрессов. Исследования этих фактов позволили отнести феномен золотого сечения к магическим, то есть, к той области, в которой действуют те или иные законы напрямую между материальным и духовным началами.
Многие замечали, что когда перед глазами встает мрачный замок, устремленный ввысь острыми колоннами, возникает чувство чего-то мистического, того, что невозможно преодолеть, не обладая определенными знаниями. Секрет в том, что только те здания, которые обладают одним из двух качеств божественной пропорции, могут вызвать такое чувство. Первое качество — это пропорции совершенства, второе — здания, заставляющие подсознательно искать идеальные соотношения.
Эту особенность часто использовали в своих целях служители древних культов и орденов, выбирая для своих резиденций дворцы и храмы, способные вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Таким образом, они могли подчинять себе людей, не обладающих тайными знаниями законов геометрии, психологии и гармонии. Даже сейчас, когда большинство секретов прошлого стало доступно, многим людям непонятны причины возникающих эмоций, когда они находятся рядом с религиозными храмами или старинными зданиями.
Заключение
Отталкиваясь от всего сказанного, можно понять, как создать гармонию вокруг себя, как найти тот самый недостижимый идеал в зрительном восприятии. Если взять за основу пропорции человека, то можно создать идеальный дом для него, где все – площадь, интерьер, мебель, двери и окна – подчиняется сухим числам и золотой пропорции. В таком доме человек должен быть просто счастлив. Если следовать законам божественных пропорций, можно все в этой жизни подобрать для себя, сделать свое, индивидуальное пространство и находиться в гармонии с собой и с природой постоянно.
fb.ru
Архитектура приложения малой кровью / Habr
Маленькая зарисовка на тему того, как разработать высокоуровневую архитектуру приложения.Предположим, что с будущей функциональностью Вы определились. Тогда Вы точно знаете, кто или что будет поставлять данные, кто/что будет их потреблять и какие преобразования данных должна выполнять сама система.
Возьмите лист бумаги и карандаш. Если не сильно уверены в своих силах, то ещё и резинку, чтобы править схему. Более продвинутые читатели могут обратиться к профессиональным инструментам для проектирования архитектуры в электронном виде.
Теперь выясните, кто будет обращаться к вашей системе, чтобы передать или забрать данные, а к чему будет обращаться Ваша программа. Те системы или пользователи, которые обращаются к программе сами, нарисуйте схематически на листе бумаги вверху. Те, к которым будет обращаться программа (включая БД), — снизу.
Теперь нарисуйте под каждым нарисованным сверху субъектом прямоугольник с названием UI или API — это интерфейсы, к которым будет обращаться пользователь или внешняя управляющая система. Иногда UI тоже может обращаться к API. Объедините все прямоугольники с UI одним контуром и обзовите слоем представления. Объедините все прямоугольники с API и обзовите слоем сервисов.
Для систем, нарисованных снизу, укажите компоненты, которые будут отвечать за доступ к этим системам. Объедините все эти компоненты одним контуром и обзовите слоем доступа к данным.
Между слоем сервисов и слоем доступа к данным нарисуйте большой контур и назовите его слоем бизнес-логики. В маленьких прямоугольниках внутри этого контура перечислите основные бизнес-задачи. Один компонент Вашей системы будет решать одну бизнес-задачу.
Теперь справа нарисуйте несколько длинных прямоугольников снизу доверху и напишите в них: журналирование, конфигурация, мониторинг производительности, обработка исключений и что-то ещё, что является общей инфраструктурой (или сквозной функциональностью) для всех слоёв вашей программы.
Вы получили логическую архитектуру приложения. Разбросайте слои по серверам — получите физическую архитектуру.
Теперь вам остаётся детально проработать каждый маленький квадратик.
Маленький практический пример запрячу под кат.
Для примера я возьму совершенно виртуальный проект системы контроля успеваемости для средней школы. Возьму её по двум причинам. Во-первых, все мы учились в школе. Во-вторых, у многих из нас дети сейчас учатся в той же школе. Из-за этого, надеюсь, предметная область будет всем понятна.
Итак, наша система будет предназначена для ведения электронных дневников учащихся и электронных классных журналов. В довесок пусть система имеет некоторый дополнительный набор функций, позволяющий учащимся, родителям и преподавателям обмениваться сообщениями, а руководству школы — контролировать учебный процесс.
Итак, пользователями нашей системы будут учащиеся, их родители, учителя и руководство школы. Кроме того, пользователями будут являться администраторы системы, которым важно получать информацию о событиях в системе и выполнять некоторые сервисные операции. Перечислять варианты использования не будем, не о них речь.
Пользователи будут взаимодействовать с нашей системой либо посредством web-интерфейса, либо с помощью мобильного приложения. Оба пользовательских интерфейса предназначены для школ, которые не могут себе позволить разработку своего собственного сайта. Остальные смогут обращаться к нашей системе через web-сервисы.
Сервисов будет четыре: электронный дневник, электронный журнал, организация учебного процесса и администрирование.
Под слоем сервисов будет слой бизнес-логики, состоящий из десятка компонентов, решающих бизнес-задачи пользователей.
Данные будут храниться в базе данных. Причём базы будет две: боевая и архивная.
Система будет экспортировать/импортировать данные из файлов. Кроме того, будет две внешние системы, к которым наша система будет подключаться удалённо: система справочной информации и информационная система Департамента образования.
Сквозную функциональность будут составлять механизмы журналирования, мониторинга, управления конфигурацией, обеспечения безопасности.
В итоге, получаем вот такую простую схему:
Теперь можно выделить физические узлы. Web-интерфейс пользователя и сервисы будут развёрнуты в web-кластере. Слои бизнес-логики и доступа к данным будут реализованы на сервере приложений. Базы данных разместятся в отдельном отказоустойчивом кластере. Позже можно будет все узлы изобразить в виде красивой схемы физической архитектуры.
Надеюсь, пример понятен.
Для того, чтобы более глубоко погрузиться в тему, предлагаю обратить внимание на «Руководство Microsoft по проектированию архитектуры приложений». Руководство написано в форме справочника, так что можно быстро найти рекомендации по проектированию каждого слоя системы.
habr.com