Архитектурный стиль романский: Архитектура Романского стиля – Романский стиль. Особенности, черты, примеры романского стиля в архитектуре, искусстве, интерьере

Романская архитектура — это… Что такое Романская архитектура?

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

Термин «романский стиль»

Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Романское искусство — название периода в истории искусства Европы примерно с 1000 года и до возникновения готического искусства в XIII веке; в зависимости от региона романский период в искусстве мог наступить или закончиться раньше или позже. Предыдущий период иногда именуется предроманским.

Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — в ​​первую очередь круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. В Южной Франции, Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов; соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.

Характеристика стиля

Question book-4.svgВ этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 7 июня 2011.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

  • В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
  • Увеличение хора или восточной алтарной части храма
  • Увеличение высоты храма
  • Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

  • Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны
  • Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
  • Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Наиболее известные архитектурные памятники

Великобритания[1]
Германия
Дания
Испания
Италия
Франция

Скульптура

Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета с 1100 года, подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм.Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпанс рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. кроме тимпана рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

Живопись

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Миниатюра

В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра. В миниатюрах появляются многофигурные композиции и новый удлиннёный тип человеческой фигуры с напряжённым взором.

См. также

Примечания

  1. В Великобритании романский архитектурный стиль традиционно именуют норманским стилем

Ссылки

Романский стиль

История возникновения

Стиль возник в западноевропейской архитектуре в X в., в XI в. окончательно сформировался и в последней трети столетия достиг расцвета, в XII в. этот расцвет продолжается.

Родившаяся в том же XII в. готика постепенно начинает вытеснять старый романский стиль, хотя в ряде стран романика продолжала существовать и в XIII в.

Замечание 1

Романский стиль стал первым стилем, единым для различных стран Западной Европы. Название ему было дано французскими учеными XIX в., которые увидели в зданиях той поры определенное сходство с древними римскими постройками (Roma по-итальянски Рим).

Действительно, многие архитектурные элементы и конструкции были заимствованы из римских памятников, сохранившихся в южной части Европы (в Италии, Франции, Испании). Там же продолжали жить и передаваться из поколения в поколение и некоторые строительные навыки. Отдельные композиционные решения романских зданий появились в немецких землях. Но как целостный стиль романика сложилась во Франции.

Особенности архитектурного стиля

Шедевры романского стиля – церковные и монастырские здания, но интересны и образцы светской архитектуры, в небольшом объеме сохранившиеся до наших дней. В ансамбле пластических искусств доминировала архитектура.

В первую очередь скульптурный декор выделял портал – архитектурно и скульптурно оформленный вход в храм. Порталы были важным смысловым и композиционным акцентом в архитектуре храмов. Колонны в интерьере храма дополняли покрытые рельефами сюжетные капители. Они имели поучительный смысл, иллюстрировали библейские тексты, наглядно демонстрировали, какие наказания могут последовать за греховные поступки.

Многие капители имели чисто декоративный характер. Смысл целого ряда изображений до сих пор не до конца ясен. В отличие от античных зданий капители здесь очень часто не отличались единообразием. Иными были и пропорции колонн. Средневековые мастера не использовали античную ордерную систему. С одной стороны, знания о ней были утрачены, с другой – у мастеров появились новые задачи и приоритеты. Но само использование такой детали, как колонна, умение возводить арки и своды, хорошо обрабатывать камни и строить идеально ровные стены говорят об обращении к опыту античной архитектуры. Действительно, церковные здания все чаще перекрывают каменными сводами, хотя многие, особенно сельские церкви имели деревянные перекрытия.

В светских зданиях деревянные перекрытия использовались еще чаще. Главный тип романского свода – цилиндрический. Оконные проемы были невелики. Лейтмотивом романского здания становятся полуциркульные арки: они лежат в основе сводчатых конструкций, повторяются в завершениях окон и дверей, в деталях архитектурного декора. Романским зданиям присущи:

  • суровая простота и монументальность,
  • лапидарные, тяжелые и статичные формы.

Центральный неф собора в Сантьяго-де-Компостела перекрыт цилиндрическим сводом, который тянется по всей его длине, от входа – к алтарю, с запада на восток. Пространство главного и боковых нефов разделено опорами на отдельные ячейки. Вдоль опор снизу-вверх тянутся полуколонны. Они украшают опоры, придают им стройность и одновременно выполняют конструктивную функцию, поскольку на них опираются пяты (основания) подпружных арок свода, расположенных поперек нефа. Такие арки помогают передать часть тяжести свода на опоры. По этим же соображением стена главного нефа в отличие от более поздних готических храмов делится только на два яруса: в нижнем – аркада, открывающаяся в боковые нефы, в верхнем – либо ряд небольших окон, расположенных над крышей бокового нефа, либо галереи-эмпоры, на которых во время богослужения присутствовала знать. В последнем случае боковой неф имел два этажа (эмпоры занимали второй этаж).

Часть распора свода центрального нефа передавалась на конструкции боковых нефов. В ряде случаев опоры ставили достаточно часто, в связи с чем пространство интерьера выглядело несколько стесненным.

Замечание 2

Как следствие всего этого, интерьеры романских храмов были плохо освещенными. Яркие лучи света, проходящие через небольшие окна, составляли выразительный и драматический контраст с полутемным интерьером.

В средокрестии, на месте пересечения продольного и поперечного нефов любили размещать башню, прорезанную окнами, – так называемый фонарь (его также могут называть лантерна, в Испании симборьо). Оттуда падал мощный световой поток, выделяя важную с точки зрения богословской символики и богослужения часть храма.

Другим любимым дизайнерским решением романских архитекторов стали сдвоенные или строенные окна, разделенные тонкими колонками, а также невысокие (так называемые карликовые) галереи, составленные из череды небольших окошек, также разделенных колонками.

Знаменитая Пизанская башня является колокольней собора города Пиза и вместе с крещальней (баптистерием) входит в один из самых прекрасных храмовых ансамблей средневековой Европы.

Замечание 3

Строить колокольни (их здесь называют кампаниллы) отдельно от здания церкви – достаточно распространенная в средневековой Италии традиция.

В период зрелой романики активно начинают строить и крестовые своды. Они состоят из двух пересекающихся, как бы проникающих друг в друга цилиндрических сводов. Свод поделен на четыре части, каждая из которых представляет собою изогнутый сферический треугольник. Части вода взаимно уравновешивают друг друга. Там, где части свода смыкаются друг с другом на поверхности свода, появляются своего рода выступы – ребра.

Архитектурные шедевры

Город Конк и храм Сент-Фуа, Овернь, Франция.Своей строгой структурой храм противопоставлялся хаосу окружающей его застройки, дикости и необузданности природы. Он производил впечатление крепости, оплота, твердыни. Его колокольни служили ориентиром для путников. Высокие башни усиливали сходство храма с крепостью. Преобладающий тип фасада в романике – двубашенный. Еще одна башня помещалась над средокрестием (место пересечния продольных и поперечного нефов). Башни могли помещаться и по концам трансепта.

Собор Святого Иакова, Сантьяго-де Компостела, Испания.Несмотря на барочный фасад, собор Иакова является лучшим образцом романского зодчества Испании. Захватывающий гранитный фасад собора, известный как Обрадоиро, был добавлен в 1738 г. местным архитектором Фернандо-де-Касас.

Рисунок 1. Собор Святого Иакова, Сантьяго-де Компостела, Испания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Базилика Сент-Мадлен в Везле, Франция.Церковь Сент-Мадлен, это самая большая романская церковь во Франции и по оригинальности архитектуры ничем не уступает Руанскому собору. Здесь хранились мощи святой Марии Магдалины, и поэтому храм был одним из средневековых паломнических центров.

Церковь Св. Георгия на острове Рейхенау, Германия.Главный неф церкви Св. Георгия имеет плоские деревянные перекрытия, что было достаточно широко распространено в то время даже в крупных церквах. Боковые стены центрального нефа делятся на два яруса: в нижнем аркады, в верхнем в данном случае окна.

Собор и колокольня города Пиза, Ломбардия, Италия. Пизанская башня в Италии всемирно известна благодаря наклону, который вызван мягкостью почвы, и который увеличивался постепенно по мере строительства. Изначально считалось, что наклон Пизанской башни был частью проекта, но после долгих споров эта версия не подтвердилась. Скорее всего, колокольня все же планировалась как вертикальное строение.

Рисунок 2. Собор и колокольня города Пиза, Ломбардия, Италия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Романская архитектура — Кафедра меланхолии

Романский стиль господствовал в архитектуре примерно в XI — XIII веках. Для романского стиля в архитектуре характерны следующие черты: продольная организация пространства, массивные стены, полукруглые арки, каменные своды.

Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. В большинстве случаев главными заказчиками строительства были монастырские ордена, в частности бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи. Лишь в конце XI в. появились артели каменотесов — одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место.

Образец ранней романской архитектуры в долине Валь-де-Бои (Каталония)

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ. Камни обрабатывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две совершенно одинаковые детали. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания некоторую творческую свободу. Камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени.

Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

Монастырь святой Одиллии в Эльзасе

Романские церкви представляли собой базилику, т.е. вытянутое сооружение, внутреннее пространство которого (неф) разделен на три части столбами (колоннами). Центральный неф возвышался над боковыми.

Базилика Сен-Жермен де Пре

Внутреннее помещение, пересекалось одним, а иногда и двумя трансептами (трансепт — поперечное вытянутое помещение пересекающее основное). Освещение осуществлялось при помощи ряда окон в верхней части стен главного нефа, возвышавшейся над боковыми.

В больших соборах может быть и пять нефов. Каждый неф завершается полукруглой апсидой ( 13). В апсиде располагаются алтарь (13) или капеллы (11). Базилика, как и любой христианский храм, всегда ориентирована на восток.

Вход в храм всегда располагается с западной стороны, он обозначается двумя башнями — этот комплекс называется вестверком (3,4).

Первоначально перекрытия были деревянные. Деревянные конструкции часто страдали от пожаров. Тогда стали использовать цилиндрический свод.

Базилика Сен-Сернен в Тулузе

Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проемами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.

крипта базилики Сен-Сернен в Тулузе

С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появлялся ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.

По своему назначению и размерам романские соборы можно разделить на три группы: монастырские, паломнические и кафедральные. Монастырские церкви были как правило небольшие.

Первой паломнической базиликой был собор Святого Мартина в Туре. Паломнические церкви расчитаны на большое скопление народа. В этих церквях появляется хор (алтарная часть храма), который окружен галереей обходом, что обеспечивало непрерывный поток паломников. К таким паломническим церквям относится базилика Сен-Сернен в Тулузе.

Кафедральные соборы также были достаточно массивны — ведь там располагалась кафедра епископа. Помимо богослужений  в кафедральных соборах проходили и светские мероприятия. В этих соборах к каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов. Такая система получила название связанной. Подобные соборы освещены гораздо лучше монастырских, поскольку применяются крестовые своды.

Собор в Вормсе

источник: https://ru.wikipedia.org

Примеры памятников архитектуры в романском стиле:

Дальнейшее развитие архитектуры Готический стиль

Монсегюр — самый загадочный катарский замок

 

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ | CONTEMPORARY ARCHITECTURE

В XI веке появляется новый стиль, охвативший искусство и архитектуру Центральной и Западной средневековой Европы. В истории искусств, долгое время этот стиль ошибочно объединялся с готическим. Лишь в XIX веке французский археолог Арсисс Комон, автор атласа архитектурного наследия Франции, доказал самостоятельность стиля и назвал его «Романским», установив связь архитектуры этого периода с древнеримской архитектурой. Романский стиль господствовал в Европе с XI по XII век, а в Германии и Италии он просуществовал до XIII века.
Возникновение Романского стиля тесно связано с подъемом городов, хозяйственным ростом, уменьшением внешних угроз, усилением церкви, развитием религиозных чувств и распространением паломничеств. Новый стиль берет начало во Франции, постепенно охватив все страны средневековой Европы. Это была суровая, но в то же время созидательная эпоха поиска и внедрения новых социальных форм и традиций, которые вылились в некий синтез, более всего проявившийся в искусстве и архитектуре. В романской архитектуре основными постройками становятся монастыри, аббатства, храмы и замки феодалов.Характерные черты Романского стиля

Прочность, солидность и основательность, в сочетании с лаконичностью наружной отделки, гармонично вписывают четкий архитектурный силуэт романской постройки в любое пространство.
Для романской архитектуры характерна тяжеловесность и массивность, а так же некая геометрия форм: цилиндр, конус, пирамида и т.д. Романский храм отличает присутствие узких проемов окон на плоских стенах и наличие ступенчатых утопленных порталов.
Важной задачей романских архитекторов стало облегчение сводов и стен. Самым простым по форме и исполнению был цилиндрический свод, который применялся для перекрытия небольних пролетов главного нефа. Так же применяли крестовый, полуцилиндрический и другие своды. Но все они требовали возведения массивных основательных пилонов, поэтому важным достижением архитекторов стал составной романский пилон. Для уменьшения распора свода, к основному пилону добавили полуколонны, на которые опираются гуртовые арки. В романской архитектуре, пилон становится каркасом стены, а гуртовая арка и ребро- каркасом свода.

Архитектурные особенности Романского стиля

Основными особенностями соборной романской архитектуры является продольно организованное пространство храма и ранняя христианская базилика в основе его плана. Кроме того, романский храм увеличивается в высоту, растут размеры хоров и алтарной части с восточной стороны.
Вместо кессонного потолка, появляется потолок с каменными сводами нескольких видов: крестовых, коробовых, чаще цилиндрических и плоских по балкам, что очень характерно именно для Италии.
Своды Романского собора очень тяжелые, поэтому вводятся мощные стенные конструкции и колонны, при этом пространство собора сжимается.
Особенностью романского стиля, является отсутствие ордера, как четкой пропорциональной системы. Сохраняется только капитель, которая хоть и приобретает разнообразные формы, но отдаленно похожа на античную коринфскую капитель. В Италии листва коринфских капителей гораздо больше похожа на древние оригиналы, чем в Англии.
Значительной декоративной особенностью романской архитектуры является аркада различных форм: от ряда небольших арок для поддержания крыши, до мелких слепых аркад.
В романской архитектуре, в частности в Италии и Германии, используются монолитные колонны, вырезанные из цельного куска камня, а так же цельновырезанные, иногда парные аркады.
Романские контрфорсы плоского квадратного профиля и выступают из-за стен не так сильно как в готическом стиле.
Строительной особенностью романского стиля было использование различных строительных материалов. Романская архитектура делится искусствоведами на два периода: первый романский стиль и непосредственно так, называемый романский стиль. Первый отличается окнами небольшого размера, конструкцией стен и крыш.
В первом романском стиле все здания, включая церкви, монастыри и жилые дома, строились из дерева. Второй романский более изыскан, его часто двойные стены, одеты в камень, между ними засыпался щебень.
В эпоху расцвета стиля, камень становится основным строительным материалом. Поначалу, из камня строят только храмы и крепости, но постепенно, все светские постройки так же возводят из этого прочного и долговечного материала. Камень отесывали блоками меньшей, чем во времена античности величины, делая из них тесовую кладку. Так же для кладки стен применяли бутовый, им же усиливали конструкцию, а сверху дополнительно облицовывали тесаными каменными блоками.
В Германии, Италии, Польше и Нидерландах, при недостатке камня, использовался сверх обожженный толстый и твердый кирпич. В других странах использовался гранит и кремень. Для перекрытия сводами небольших пролетов, использовали более легкий известняк, добываемый на берегах Луары. Его применяли и как декоративное покрытие для наружной облицовки и украшения стен. Итальянские мастера для облицовки использовали мрамор в различных цветовых сочетаниях, который и стал впоследствии основной особенностью итальянской романики.

Шедевры романской архитектуры

Яркими представителями французской романики являются: Донжон в Лоше; замок Гайар; крепость Каркассон ; замок Мориса де Сюлли; замки в Сент- Антонене и Оксерре; аббатство Сен Мишель дЭгиль, аббатство Клюни; приорат Серрабоны; Норманнская крепость.
В Германии аббатство Мария Лаах; соборы в Майнце, Вормсе, Лимбурге и Шпайере; собор в Триере.
Знаменитый Пизанский собор и башня в Италии; мост Риальто.
Шедеврами романского стиля Англии являются: Кентерберрийский собор; замки Дадля и Лидс; церковь св. Марии в Кембридже.
Дальнейшее развитие архитектуры церквей, соборов, замков и других типов зданий происходило в эпоху готики. Переход от Романского стиля к Готическому, произошел очень плавно. Это был закономерный подъем на следующую ступень развития в искусстве и архитектуре.

ВВЕРХ
Возврат на страницу ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *