Заглавная статья журнала — Архитектурный стиль — LiveJournal
Тысячелетие Русской архитектуры
Журнал «Архитектурный стиль» является своего рода уникальной страницей в ЖЖ,
потому что в нем на первом месте стоит АРХИТЕКТУРА.
Не дворцы и не кремли, не усадьбы и не церкви — а именно архитектура.
Архитектура зданий и дворцов, архитектура усадеб и церквей, архитектура деревянных домов и каменных крепостей.
В журнале рассматриваются все исторические периоды и стили Русской Архитектуры, в том числе:
— Древнерусская архитектура X — XVII веков
— Архитектура Российской империи XVIII — XIX века и до 1917 года
— Советская архитектура с 1917 и до 1940 года.
И структура Журнала составлена так, что в системе меток:
— вначале расположены исторические метки основных периодов Истории Русской Архитектуры (с 1 по 9),
— а затем идут географические метки с названием областей, городов и населенных пунктов.
Заглавная статья коротко знакомит читателей с тысячелетним развитием Русской архитектуры.
Кроме этого данная статья может считаться и своеобразной иллюстрацией «Меток» журнала
1. Древнерусская архитектура: X – XVII в.
История Древнерусского зодчества насчитывает семь веков. Даже простое перечисление всех периодов развития Древнерусского зодчества является огромной исследовательской работой. Настолько сложен и многообразен был этот путь.
Архитектура Киева и Чернигова, архитектура Новгорода Великого и Пскова, Смоленска и Полоцка. Самостоятельная и очень яркая Владимиро-Суздальская архитектура сложилась в Северо-Восточной части Руси, в Залесской земле. К концу XII в. на Руси слагается несколько архитектурных направлений, хотя общие принципы на всей территории Руси были одинаковы. В XIII в. Владимиро-Суздальская школа разделилась на две самостоятельные, одна строила в Суздале, Нижнем Новгороде и Юрьеве-Польском, другая – во Владимире, Ростове и Ярославле. И, наконец, эпоха централизованного Русского государства, в XV — XVI веках объединившая отдельные русские земли вокруг Москвы. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, складывание единого русского государства, повлияли на формирование общерусской архитектурной традиции. Архитектуре XVII века были присущи сложность и живописность композиций, разнообразие и насыщенность архитектурными деталями.
Среди произведений Древнерусской архитектуры нет копий с иноземных зданий, нет механического подражания архитектуре соседних стран.
Из общего объема Древнерусской архитектуры в Журнале выделены некоторые регионы, в которых сосредоточено большое количество прославленных памятников архитектуры. По мере поступления в Журнал новых материалов этот список будет уточнен и дополнен.
1.1 — Архитектура Новгорода Великого
Древнейший русский город сохранил огромное количество прекрасных памятников зодчества XI — XVII веков. В начале XII века Новгород превращается в вечевую республику. Обрушившее на Русь татаро-монгольское нашествие почти не коснулось новгородских земель. В XIII и XIV веках Новгород Великий становится одним из крупнейших городов Руси. И позднее, когда началось объединение русских земель вокруг Москвы, Новгород долго отстаивал свою независимость. В зодчестве Новгород продолжал идти своим путем, развивая старые художественные традиции, и подчеркнуто противопоставляя свое искусство новым художественным движениям, которые возникали в искусстве Твери и Москвы.
Мощные стены с маленькими окошками, нарочитая неровность каменной или оштукатуренной поверхности, скупость деталей, простота и аскетичность отделки. Новгородская архитектура резко выделяется своей образной характеристикой, её невозможно спутать с другими направлениями в древнерусской архитектуре.
Древний Новгород («Господин Великий Новгород» — центр вольной Новгородской Руси), и все Новгородские земли сегодня можно назвать огромным музеем Древнерусской архитектуры.
Софийский собор в Новгороде Великом, 1045-1050 гг. За многовековую историю Софийский собор неоднократно перестраивался и расширялся. Выдающийся памятник древнерусского зодчества, древнейший памятник каменной архитектуры Руси.
1.2 — Зодчество Псковских земель
Псков был одним из крупнейших городов, важнейшим оборонительным и торговым центром Руси. Многие годы древний Псков был и столицей независимой Псковской республики.
Так же как и Новгород, Псков избежал нашествия татаро-монгольских орд.
В основном здания в Пскове строились из плитняка с обмазкой и побелкой стен. Поверхность стен не выравнивали, и волнистая обмазка создала необычный эффект скульптурности здания.
Древняя Псковская архитектура необыкновенно созвучна природе и окружающему ландшафту.
Церковь Богоявления с Запсковья, 1496 г.
1.3 — Владимиро-Суздальское зодчество
Владимиро-суздальское княжество занимало обширные земли. Владимир на Клязьме был основан в XII веке.
Владимир, Юрьев-Польский, Суздаль – вот только наиболее главные города этого края.
Местный белый известняк был главным строительным материалом, из отдельных тесаных камней и выкладывались стены. Из белого камня выполнены и детали отделки – рельефы, колонки, скульптуры. Белокаменная архитектура построек этого периода Древнерусской архитектуры может быть блестяще выражена даже одним сооружением — церковью Покрова на Нерли.
Церковь Покрова на Нерли,1165 г. Фрагмент фасада.
1.4 — Зодчество Ростова и Ярославля
Ростов Великий, Углич и Ярославль, земли к северу от Москвы, сохранили огромное количество великолепных памятников Древнерусской архитектуры.
Ростовский Кремль «Метрополичий двор», XVII в.
1.5 — Зодчество Смоленских земель
Расположенный на западных рубежах славный город Смоленск не раз становился защитником Русской земли. «Город на холмах» сохранил прекрасные памятники архитектуры домонгольского периода. Стены и башни города — запоминающийся ансамбль древнерусской архитектуры. Ансамбль на соборной горе поражает внимание уже на подъезде к Смоленску.
Свирская церковь, ХII века — центрическая ступенчатая композиция храма Это одно из лучших произведений новаторского архитектурного направления, которое характеризуется стремлением к вертикальному динамизму сооружений.
1.6 — Архитектура Московского царства
Со второй половины XV века начинается новый этап – объединение отдельных русских земель и княжеств вокруг Москвы. С 1476 года прекращается уплата дани Золотой орде.
С этого времени появляется централизованное русского государство — вторая половина XV и до конца XVII века. (по техническим причинам оказалось невозможным вписать слово «государство» в название метки, так что пришлось ограничиться названием – Архитектура Московского царства)
В новой исторической обстановке строительство монументальных зданий в Москве приобретало важное политическое значение. С расширением масштабов строительства наряду с белым камнем начинает применяться кирпич. Со времени Ивана III (1462-1505 гг.) усилилось градообразующее значение Московского Кремля.
Но с объединением в единое государство региональные архитектурные школы не прекратили свое существование. И в архитектуре отдельных земель – Новгорода и Пскова, Смоленска и Твери, Владимира, Ярославля и других регионов еще многие годы продолжалось строительство в своих «исконных» традициях. Но постепенно новые архитектурные веяния охватывали всю территорию Московского государства.
Художник Ап. Васнецов — Московский Кремль при Иване III
1.7 — Деревянная архитектура севера
Деревянная архитектура – исконно русское искусство. Построенные из бревен, простые и лаконичные сооружения всегда были любимы русским народом. Из дерева на Руси строили все – городские стены и храмы, дворцы и избы. К сожалению, дерево – недолговечный материал. И в наши дни рубленые деревянные дома и деревянные церкви сохранились лучше всего в северных областях. В музеях деревянного зодчества можно увидеть и почувствовать красоту и лиричность деревянной архитектуры.
Музей деревянного зодчества «Малые Корелы»
1.8 — Древнерусские крепости
Почти каждый древнерусский город начинался со строительства городских стен. И в самом слове «город» слышится его первоначальное значение. Кремли, кромы, детинцы, городские стены, все эти крепостные сооружения в основном сохранились до нашего времени. Крепостной характер имеют и многочисленные монастыри Руси.
Тема «Древнерусские крепости» очень широкая — от строгих и аскетичных крепостей Пскова и Изборска, масштабных стен Смоленска, охватывающих огромную территорию города, и до изящных монастырей Центральной Руси. Многие из них возведенных уже во второй половине XVII в. и тоже имеют все качества крепостей, но их оборонительные свойства уже не пригодились.
Кром — Псковский Кремль, вид от места впадения Псковы в реку Великую.
2. «Нарышкинское» барокко
Конец XVII в.
Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы, получившее название Московское, или «Нарышкинское» барокко Особенностью данного стиля (?) является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями. Стремившееся к узорочью, живописности и нарядности, своеобразное связующее звено между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.
Церковь Покрова в Филях, в Москве, 1694 г.
………………………………….
В этом месте нужно провести жирную линию, подвести черту……. :)).
Так как мы подошли к важнейшему этапу в истории Русской архитектуры. На рубеже XVII – XVIII веков заканчивается 700-летний период Древнерусской архитектуры и начинается развитие новой, ордерной по своей сущности системы. Академик Игорь Грабарь называл Древнерусскую архитектуру «До-Петровской архитектурой».
Необходимое уточнение: к Древнерусской архитектуре понятие «Стиль» вообще неприменимо, и выражение типа «церковь в Новгородском стиле» относится к разговорному жанру, и не более того. Иногда к стилям относят только «Нарышкинское» барокко второй половины XVII века.
А для нас с Вами важно то, что с этого рубежа начинается понятие «Архитектурный стиль»
— то есть в истории России стили начинаются с XVIII века, со стиля Барокко.
Итак, мы добрались, наконец-то до Стилей, которые были обещаны уже в названии Журнала
Архитектурые стили Российской империи: XVIII, XIX, XX век (до 1917 г.)
3. Стиль Барокко
1-я половина XVIII в.
Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, начинается новый этап в развитии русского барокко — петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на западные образцы. Крупнейшим сооружением этого времени является Петропавловский собор. И несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Позднее в России получает развитие новое направление — елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, отделка фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века. Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д.В.Ухтомским и И.Ф.Мичуриным. Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность.
Большой дворец в Царском селе, 1752-1757 гг., арх. В.В.Растрелли
4. Стиль Классицизм
2-я половина XVIII – нач. XIX в.
Классицизм – это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства. Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к европеизации России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.
Дом Пашкова в Москве, 1784-1788 гг. арх. В.И.Баженов (?).
5. «Национально-романтический» этап
1780 – 1800 гг.
Во второй половине XVIII века, наряду с ведущим классическим направлением, был недолгий этап, который позднее чаще всего именовали «готическим стилем». Это время активного творчества В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, и наиболее известным их сооружением является Царицынский ансамбль. Несмотря на поручение Екатерины, наши архитекторы взяли исходным моментом не готику, а древнерусские формы. Для Царицына характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне краснокирпичных стен, напоминающая детали и мотивы русской архитектуры XVII века. В целом произведения этого этапа в классической архитектурной школе названы временем Национально-романтических исканий.
Дворец в Царицыно, в Москве, 1775 – 1785 гг., арх. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков
6. Стиль Ампир
1800 – 1840 гг
«Имперский стиль» ампир является завершающим этапом классицизма, С массивными и монументальными формами, богатым декорированием, с элементами военной символики.
Главный штаб в
Дом как демонстрация архитектурного стиля
Дом как демонстрация архитектурного стиля
Рядом с Патриаршими прудами в Ермолаевском переулке есть дом точь-в-точь как палаццо Андреа Палладио в Виченце. Это доходный дом с клубом Московского архитектурного общества. Здесь работали И.В. Жолтовский, А.В. Кузнецов, Ф.О. Шехтель и другие известные московские архитекторы. Он был построен в 1915 году по проекту архитектора Д.С. Маркова. Архитектурное общество размещалось на втором этаже, а остальные этажи были отведены под квартиры и сдавались внаём.
Доходный дом Московского архитектурного общества (МАО) — идеальный образец неоклассицизма начала XX века. Фасад здания решён в виде крупного коринфского ордера в трех верхних этажах, полуколонны стоят на выступающих стенах первого этажа, обработанных рельефным рустом. Благодаря творчеству И.В. Жолтовского в 1930-х годах Андреа Палладио стал одним из самых почитаемых зодчих у нас в стране.
Благородные пропорции и классические архитектурные элементы здания свидетельствует о повороте архитектуры к неоклассике.
Такое архитектурное решение служило своего рода демонстрацией профессиональной грамотности и рекламой дома сообщества архитекторов.
Архитектор Д.С. Марков окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1904 году со званием классного художника архитектуры. В том же году был принят в Московское архитектурное общество. Одержал победу в объявленном МАО конкурсе и построил в 1913 году дом общества в Ермолаевском переулке. В 1922 году был заместителем председателя МАО.
Московское архитектурное общество стало первым творческим объединением московских архитекторов и инженеров-строителей. Оно было образовано в 1867 году по инициативе архитектора М.Д. Быковского. МАО положило начало систематическому изучению древне-русской архитектуры, являлось инициатором съездов архитекторов, организовало первую в России архитектурную выставку. С момента постройки собственного здания правление архитектурного общества переехало в Ермолаевский переулок, 17.
После Октябрьской революции МАО продолжило деятельность, организовывая в 1917-1921 годах циклы общедоступных лекций, проводя конкурсы и осуществляя практическую работу по охране памятников архитектуры. В 1930 году МАО прекратило своё существование, а в 1932 году был создан Союз архитекторов СССР.
После упразднения МАО в доме размещались Московские областные союзы советских художников и скульпторов, здесь проходили лекции и выставки молодых художников. В настоящее время здание занимает Московский музей современного искусства. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. Сюда мы и направились на выставку к 65-летию Сергея Курёхина…
architectstyle — Profile
? LiveJournal- Find more
- YOUR 2019 IN LJ
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- YOUR 2019 IN LJ
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
Français (fr)- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Log in
No account? Create an account Remember me Forgot password Log in Log in Facebook Twitter Google No account? Create an accountИсчезающее величие — Архитектурный стиль — LiveJournal
Первоисточник — здесь
Этот дом я увидел случайно, прогуливаясь по весеннему Петербургу. Увидел, и остановился, рассматривая каждый его сантиметр, поражаясь его величию и одновременно запустению.
Возможно, когда то около этого входа стоял швейцар и пускал в парадную только жильцов. Но времена изменились, в доме много коммуналок и войти в парадную не составило труда.
Входя в парадную, я был уверен, что увижу что-то необыкновенное, и я не ошибся.
Стоял и задрав голову любовался потолком. Он великолепен до головокружения и хорошо сохранился.
Эта дверь на первом этаже может много рассказать о жителях квартиры.
Как и эта, возможно, сохранившееся с момента постройки дома.
Необыкновенные перила.
Хороший пример для поговорки «сейчас так не строят».
Не могу понять тех ……… (каждый сам может подобрать подходящее слово), которые так разрисовывают стены. Они действительно считают что это красиво?!
Предпоследний этаж — приятный сюрприз в виде частично сохранившегося витража.
Представьте, на последнем этаже висела люстра!
Витраж на последнем этаже — ещё один приятный сюрприз.
Пора на выход.
Уже выйдя из парадной, обратил внимание на то, что первая входная дверь сохранилась в первозданном виде.
Снизу вверх. Оформление пространства между первой и второй входными дверьми.
Я уже собирался уходить, но увидел полуоткрытые ворота во двор, и не смог не зайти.
И не зря! В конце первой подворотни находится вот такая дверь.
Ближе.
Второй двор. Слева стена соседнего дома.
Взгляд вверх.
Декор фасада. Обратил внимание на что. что сохранилось много старых деревянных рам окон, возможно это маленький плюс коммунальных квартир — менять на новые у жильцов этих комнат просто нет денег.
Новый архитектурный стиль для эпохи личности
Новый архитектурный стиль для эпохи личности
Силодам MVRDV в Амстердаме. Изображение © Flickr CC Пользователь pnwbot
Поскольку модернистские архитекторы вырвались из народной архитектуры и разработали гомогенизированный международный стиль, многие создали стерильные пространства и не касаются декоративного тепла исторических форм человеческого обитания. Отрицательные реакции на жестокость модернистских пространств поощряли архитектурные движения, такие как постмодернизм и деконструктивизм, но они никогда не узурпировали рациональную модернистскую коробку как доминирующую архитектурную парадигму.
Тем не менее, предполагаемая машинная точность этих зданий часто становилась непреднамеренно гуманизированной с течением времени, путем добавления занавесок, окраски или даже при случайном поломке и несовершенном ремонте или изменениях. Я считаю, что построение на успехах и неудачах модернизма породило новый и ранее неклассифицированный архитектурный стиль: Pixelism. Узнайте, что это за новый феномен после перерыва.
Интерьеры башни Работа во время сноса. Изображение © Pieter Lozie
Восстание модернизма
В мире, охваченном переходом от ручного труда к крупной промышленности и после Второй мировой войны, архитекторы работали в новой культурной среде — и с обновленной материальной палитрой и технологиями строительства, чтобы соответствовать. Иконописные фигуры, такие как Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, были подвержены влиянию промышленных процессов и новых материалов, таких как сталь и железобетон, чтобы создать современный архитектурный стиль.
Один из пресловутых продуктов модернизма, крупномасштабных проектов государственного жилья, таких как Пруитт-Иго в Сент-Луисе, часто называют неудачей стилистического периода. Большие, мрачные разработки часто создавали неприятные (и даже опасные) среды из-за чувства отчуждения, вызванного большими однородными событиями. Когда многие из этих неудачных проектов были снесены, персонализация жителей в подразделениях свиного дыма была разоблачена — физическое проявление человеческой потребности дифференцироваться. Один из таких примеров был замечен после сноса башен Rabot в Бельгии, где снятие фасадных панелей раскрыло ярко окрашенные интерьеры, создавая своего рода абстрактное произведение искусства.
Ответы на модернизм
Было несколько архитектурных стилистических движений, которые избегали жестокости модернизма: во-первых, и, самое главное, преувеличенные исторически вдохновленные формальные жесты постмодернистов, которые стремились вызвать великолепие и человечность классических архитектурных стилей как вызывающий шаг против их восприятия модернизма как мягкого и безлюдного.
Часто безвкусные результаты, достигнутые ироническим архите
Архитектурные стили интерьера — обзор: детали, особенности
Памятка для начинающих.
Барокко, классицизм, минимализм — звучит красиво, но что это, не всем понятно. Поэтому мы составили краткую памятку по архитектурным стилям, которая поможет разобраться чем отличается «коко» от «изма».
P.S. Архитекторы, искусствоведы и люди с тонкой душевной организацией, не относитесь строго к нашим творческим изысканиям.
Готика
«Рвущийся к небу»
Холодок по коже, мистика вокруг, везде изображены мучения — признаки того, что вы стоите рядом с готическим зданием. Предугадывая вопрос — нет, молодёжная субкультура готов не имеет отношения к одноимённой архитектуре. Изначально готами были средневековые варвары, нападавшие на чужие земли.Термин появился в XVI веке, чтобы отделить искусство ренессанса от немодного средневекового. А поскольку в эпоху Возрождения готический стиль считали примитивным и «варварским», он и получил такое название.
Характерные черты:
1. Масштабы
Если долго смотреть на готический собор снизу вверх, можно потерять ощущение реальности и чувствительность шеи. Здания очень высоки и буквально устремлены к небу. Величина собора, несоизмеримая с размерами человека, оказывала сильное влияние на верующего. Через такое величие воспевали Высшие силы.
2. Детали
Готические здания имеют заострённую форму. Кажется, если дотронуться, то можно уколоться. И детали не исключение. Двери высокие, кованые, с вытянутой, заострённой формой и обязательно украшены скульптурой. Окна удлинённые стрельчатые,с массивной рамой и витражными узорами.
3. Портал
Чтобы ещё с порога вы подумали: «Пресвятые угодники, вот это величие!», средневековые архитекторы придумали портал. Он представляет собой вход в здание, который постепенно разрастается и увеличивается вокруг центральной двери. Эффект от величия усиливался в разы, если рядом с порталом стояла пара горгулий.
4. Сюжет
Главным в готике был религиозный сюжет: изображение сцен из жизни святых, темы мученичества, человеческих страданий и жертвенности. Любили также фольклорные темы вперемешку с фантастикой. Цель — создать ореол загадочности и мистики, далёкий от мирской жизни.
5. Декор
Храмы украшались рельефами, статуями святых и фантастических животных, растительным орнаментом. Особенно любили припугнуть прихожан скульптурами горгулий.
Средневековые зодчие воспевали яркие цвета: желтый, красный, синий. Они использовали их в витражах. Витражи тоже были усилителем религиозных чувств. На них были изображены святые, и, когда дневной свет проникал сквозь витражные окна, прихожанин чувствовал божественное присутствие. Хитрый же народ, эти средневековые зодчие!
Барокко
«Лучше ПЕРЕ, чем НЕДО»
В XVII веке знать заскучала от мрачности и безжизненности готики и захотела чего-нибудь «эдакого». Аристократы обратились к искусству. Архитектура, скульптура, живопись, нескончаемая человеческая фантазия — все шло в ход, дабы показать иллюзию могущества и богатства. Так и появился барокко. Распознать его нетрудно: если под лепниной, росписью, скульптурами, завитками и узорами не видно стен здания — это оно.
Характерные черты:
1. Театральность
В XVII веке между светским обществом и церковью было #всесложно, поэтому скульптуры, орнаменты и рисунки передают эмоциональное напряжение. Чем драматичнее, тем лучше. Теперь понятно, что лица атлантов несчастные не из-за тяжести бетонного бремени, а из-за сложного устройства мира. Вот так…
2. Сложный сюжет
Рассматривать здания в стиле барокко — как читать книгу: вникаешь в сюжет от начала и до конца. А если не понял, в чем суть, значит архитектор постарался на славу, перед вами произведение искусства.
Например, как в стиле барокко отдать дань римским легионерам, искавшим источник живительной влаги? Изобразить бога Нептуна в раковине-колеснице, указывающего свою власть над морской стихией. Коней и тритонов, символизирующих два состояния моря: спокойное и штормовое. Соорудить символы процветания Рима — богинь здоровья и изобилия. На возвышении поставить четыре колонны — четыре времени года. Вот такой «незамысловатый» сюжет у римского фонтана Треви.
3. Дорогие материалы
Вы не найдёте здание в стиле барокко, украшенное пластиком или гипсокартоном. Но если найдёте, напишите нам, это будет любопытно. Барокко любит дорогие материалы: мрамор, гранит, драгоценные камни, бронзу, хрусталь, и много, ОЧЕНЬ МНОГО золота.
4. «Чересчурность»
Скромность барокко не товарищ. Излишество, гротеск, масштабность – лучшие друзья. Завитки, складки, колонны, скульптуры, маски, башни, многосюжетность — всё должно быть задействовано и желательно в одном ансамбле.
Классицизм
«Дань традиции»
Просто, чётко и по делу — это классицизм. Если для архитекторов барокко на первом месте была их фантазия, то для классицистов – симметрия и пропорция. В конце XVII века архитекторы поняли — раньше было лучше. Зачем что-то изобретать, если в античные времена всё уже было придумано? Поразмыслили и решили, что архитектурные каноны Древней Греции и Рима идеальны — надо брать. Так античные принципы строительства проникли в классицизм.
Характерные черты:
1. Симметрия
Постройки классицизма симметричны относительно центра и внутри отдельно взятого фрагмента. Хоть с линейкой ходи проверяй – не найдешь изъяна в пропорциях.
2. Античные колонны
Древнегреческие колонны (или по-умному «ордер») — отличительный признак классицизма. Они придают зданию величие, статусность и античный шарм. Увидели идеальной формы здание с колоннами — можете смело утверждать, что это классицизм.
3. Правило золотого сечения
Соотношение колонн, высоты, ширины, расстояния между столбами получается идеальным благодаря математическим формулам. Этим правилом пользовались в Древней Греции.
4. Простота и спокойные тона
Сдержанность, строгость декора, минимум «украшательства». Ну, если захотелось добавить что-нибудь эдакое, в помощь греческие статуи, античный орнамент. Декоративные элементы выполняли в белом цвете. Отделку всего здания — в пастельных тонах.Чтобы ничего не отвлекало от идеальной планировки.
Модерн
«Не как все»
«К черту симметрию, даешь криволинейные и растекающиеся формы» — провозгласили модернисты в конце XIX века. Результатом таких страшных слов, как «промышленная революция» и «индустриализация» стали новые материалы: стекло, сталь, железобетон. Архитекторы использовали их при строительстве, придавая самые разные формы. Исторические каноны, вековые принципы строительства, логическая ясность — нет. Природные мотивы, растительная асимметрия, свобода очертаний и форм — да.
Характерные черты:
1. Изнутри наружу
Часто модернисты проектировали здания «шиворот-навыворот»: сначала планировалось внутреннее помещение, потом формировался внешний вид. Так здание получалось асимметричным, с необычными формами. Иногда, чтобы получился шедевр, стоит попробовать сделать все наоборот, не как все. Кстати, при`м полезен не только в архитектуре, но и в жизни.
2. Отказ от прямых углов и контуров
Вдохновляясь естественностью природы, ее разнообразием, архитекторы проектировали здания с растекающимися, аморфными и неопределенными формами. Силуэты лилий, орхидей, ирисов, водорослей, морских волн используют в росписи, мозаичных панно, на фасадах, балконных решётках.
3. Новые материалы
Когда есть не только новые идеи, но и материалы, чтобы их воплощать — это вдвойне прекрасно. Появились пластичная сталь, бетон, стекло.
4. Частность
Любое проявление свободы для государственных построек — беда, поэтому модерновые здания в основном частные. Фантазия архитектора в этом случае не была ограничена деньгами и жёсткими правилами. Городские особняки, магазины, многоквартирные дома, банки, биржи создавались свободно, на основе пожеланий заказчика.
Ар деко
«Здесь и сейчас»
Вы помните атмосферу фильма «Великий Гэтсби»? Броский, роскошный, яркий, стильный, шумный, кричащий… Перенесите эти ощущения на стиль ар деко и вы поймете, о чём дальше пойдет речь. Ар деко бросал вызов лишениям Первой мировой. Он был роскошен и необычен и давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Особенно он процветал в США и в Париже, был любим богатой публикой.
Характерные черты:
1. Дорогие материалы
Для строительства используют мрамор, бронзу, алюминий, полудрагоценные камни, сталь, латунь, натуральное дерево. Жизнь и так слишком мрачна, поэтому вокруг всё должно сиять: ар деко обожал зеркальные поверхности и полированный металл.
2. Разнообразные формы
Для ар деко характерны гранёные, кристаллические формы, геометрические объемы. Архитекторы питали любовь к многогранникам и ступенчатым решениям. Их вдохновлял технический прогресс — теперь можно было строить высоченные здания, создавать скоростные автомобили, самолеты, пароходы. В общем, представьте себе бриллиант, у которого множество граней, своя геометрия, вертикали и горизонтали — примерно такой же принцип конструкций в ар деко.
3. Свои мотивы
Стиль соединял всё, что нравилось его авторам: восточную экзотику, исторические темы, новую технику, современное искусство, кубизм. Здания украшались фигурками животных, растительными узорами.
4. Дорогие цвета
Будем кратки: чёрный, золото, бирюза, серебро.
Минимализм
«Меньше — значит больше»
В послевоенное время пришло понимание, что богатство в простых вещах, формах, уюте и функциональности. В минимализме. Этот стиль следует принципу «в любой непонятной ситуации убирай всё лишнее». Поэтому украшения или элементы здания, не несущие никакой функциональной пользы — долой! Вот такой «стерильный» концепт.
Характерные черты:
1. Простые геометричные формы
Минималистичные постройки называют «коробками»: прямоугольная или квадратная форма, горизонтальная крыша, прямые линии, один этаж. Чтобы ничто не отвлекало глаз от изящной простоты.
2. Материалы
Поскольку декоративных элементов ноль, а чем-то надо брать, в минимализме используются только натуральные и качественные материалы. Камень, дерево, стекло, хромированная сталь применяются в строительстве и внутренней отделке.
3. Свет…много света
Натуральность во всем, помним? Именно естественное освещение должно наполнять помещение. Отсюда окна, занимающие всю стену и плоские крыши со стеклянными фрагментами. Цветовая гамма, свойственная натуральным материалам: белый, бежевый, коричневый, серый.
Хай-тек
«В ногу со временем»
Компьютеризация, информатизация, модернизация и разные полезные “ации» повлияли и на архитектуру. Хай-тек мыслит глобально: об энергии и ресурсах, экологической ситуации, о функциональности. Это своего рода площадка для внедрения в строительство новаторских решений. Ну не зря же ученые стараются.
Характерные черты:
(Поскольку хай-тек конкретный, чёткий и деловитый, мы будем брать с него пример)
использование высоких технологий, научных открытий при строительстве и проектировании зданий и сооружений
ничего лишнего — только удобство и комфорт
минимум декоративных элементов
использование стекла, металла, пластика, бетона, применение искусственных покрытий и зеркальных поверхностей
простые формы и прямые линии
лифты, лестницы, трубы, системы вентиляции больше не прячут
Ну что, готовы проверить, какой архитектурный стиль вам ближе? Тогда пройдите наш тест:
О чем вы думаете, когда смотрите на пятиэтажную хрущевку?
а) было бы неплохо, если бы балконы держали атланты, а на крыше стояли греческие богини, указывающие странникам путь
б) я бы снес 4 этажа, один смотрится гармоничнее и проще
в) что-то в ней не так… асимметричная, что ли, точно не по правилам золотого сечения строили
г) хммм, у подъезда неплохо бы поставить гаргулью
д) там даже лифта нет, а на дворе 21 век!Из каких материалов вы бы построили свой дом?
а) весь дом будет из каррарского мрамора, с добавлением позолоты
б) только из натуральных
в) материалы не важны, главное — симметрия и простота
г) пойдем в горы, насобираем камней и построим высоченный дом — эх заживем!
д) из стекла, с добавлением металла, пластика и бетонаЧто главное в вашем доме?
а) украшения! И как минимум один атлант!
б) простота и функциональность
в) идеальные пропорции во всем
г) чтобы была загадка
д) высокие технологииКакие декоративные элементы вы бы использовали при строительстве?
а) немного завитков, немного лепнины, чуть-чуть башенок, и пару скульптур
б) никаких!
в) ну конечно, античные орнаменты
д) никаких, а технические элементы добавил бы
Больше ответов «а»? Пышный барокко для вас.
Преобладают ответы «б»? Кажется, вы поклонник минимализма.
«В»? Вы склонны к классицизму.
Много ответов «г»? Скорее всего, вы поклонник готической архитектуры.
Большинство ответов «д»? Думаем, вы неравнодушны к хай-теку.
Архитектурный стиль Рази — Википедия
Архитектурный стиль Рази (перс. شیوه معماری رازی) — стиль персидской архитектуры.
Словарь традиционной иранской архитектуры определяет стиль Рази как: «Стиль архитектуры начиная с XI века, до монгольского завоевания, который включает методы и приёмы строительства Саманидов, Газневидов и Сельджуков»[1].
Стиль Рази является четвёртым стилем в иранской архитектуре. Он в наилучшем виде перенял положительные особенности предыдущих стилей. В стиле Рази собрались воедино пышное великолепие персидского, величие парфянского и утончённость хорасанского стилей.
Следующий, пятый стиль персидской архитектуры был азери.
Этот стиль зародился на северо-востоке Ирана, но получил наибольшее распространение в г. Рее и поэтому был назван Рази. Впервые архитектурный стиль Рази появился во время правления династии Зияридов. При династии Хорезмшахов пришёл в упадок. Таким образом, стиль Рази процветал в Иране на протяжении около 300 лет.
Архитектурный стиль Рази появился в г. Рее, на юге современного Тегерана, и именно здесь были построены лучшие здания в этом стиле. Район Рей или, в ином произношении Раз, по существующим историческим сведениям был в то время густонаселённым и развитым. Как отмечается в книге «Семь климатов», в этом районе насчитывалось 6000 школ и медресе, 400 бань, 1700 минаретов и 15 тысяч колодцев. Некоторые авторы оценивают численность населения тогдашнего Рея в полмиллиона человек. Этот процветающий город был разграблен и разрушен в 1919 году войском Чингисхана, большая часть его культурно-цивилизационного достояния уничтожена. С разрушением города, прославившегося как «Жемчужина мира», этот район так и не сумел впоследствии возродиться в полной мере и обрести прежнюю славу.
Историко-литературные источники[какие?] свидетельствуют, что Газневиды и последующие правители Ирана уделяли большое внимание архитектуре. В этот период в стране построено много великолепных сооружений. Некоторые историки[кто?] упоминают о мечети в Газни, которая благодаря своему великолепию прославилась как «Невеста небес». В те времена иранские цари демонстрировали величие своей власти за счёт великолепных и грандиозных дворцов. История гласит, что строительство каждого такого дворца занимало 4 года, и только на стройматериалы тратилось около 7 млн. дирхемов.
В стиле Рази строили здания самого различного предназначения, в том числе мечети, башенные гробницы, минареты.
Башенные гробницы или склепы представляли собой высокие и узкие сооружения многогранной или цилиндрической формы. Некоторые гробницы возводились из простого кирпича, в других внешняя сторона стен украшалась.
В архитектурном стиле Рази некоторые мечети с колончатыми молельнями были переделаны в мечети с четырьмя айванами (или верандами). При этом колонны вблизи михраба и посреди мечети убирались, а вокруг мечети устраивались четыре айвана. Свод представлял собой единый купол. Первым примером такой переделки стала мечеть Завваре, построенная в 1135 году мастером Махмудом Исфагани. Старая мечеть находится теперь в подземной и северной части новой мечети. Потолок молельни сделан высоким и поддерживается куполом. Стены мечети покрыты великолепными лепными украшениями.
Купола в большинстве своём двухслойные, местами целостные, местами сложены из кусков[чего?]. Во внешнем покрытии куполов использованы большие и малые куски кирпича. Фасады мечетей покрытыми кораническими надписями куфическим письмом. В стиле Рази также использовались надписи с так называемым ломаным письмом, которые в кирпично-керамическом сочетании придавали фасаду небывалое великолепие. При этом небольшие куски керамики были обставлены кусочками кирпича.
Другой особенностью этого архитектурного стиля является использование лепных украшений, таких как Шир-Шукри, Барджасте, Зобре и Бархаште. В этих гипсовых украшениях как правило преобладают растительные узоры из переплетающихся цветов. Ими покрывали внутреннюю поверхность стен и куполов.
В этот же период получило распространение искусство резьбы на гипсе. Гипсовые узоры раскрашивались в разные цвета и прикреплялись к стенам и своду. Зачастую они перемежались с керамическими узорами, придавая внутреннему помещению неподражаемую красоту.
Этот период отличался применением лепных и керамических украшений. По свидетельству историка Атеби, окраска этих сооружений превращала их в «цветущий весной сад» и некоторые кирпичные стены настолько плотно украшались гипсовыми узорами, что становились похожи на красочную парчу.
Другая особенность архитектуры того времени — двухслойные купола. Некоторые европейские исследователи, в том числе Мунро де Вильяр, считает, что двухслойные купола появились в Центральной Азии, однако не следует забывать, что в среднеазиатской архитектуре преобладали тяжёлые сооружения, тогда как в Иране больше использовался обожжённый кирпич.
Так или иначе, в архитектурном стиле Рази двухслойные купола строились с особой тщательностью. Двухслойными эти сооружения называются ввиду того, что внешняя и внутренняя форма купола резко отличались. Внутри это была полусфера, на внешней стороне — эллипс с заострённым концом.
Ярким примером этой архитектуры является Соборная мечеть Исфагана, которую известный исследователь Шрёдер считает великолепным образом архитектурной мощи, математических расчётов, продуманной механики, одним словом, уникальным и безупречным сооружением.
Примеры стиля Рази: Башни Харакан (англ.), Мечеть Джами в Исфахане.
- ↑ Fallahfar, Saeed (سعید فلاحفر). Dictionary of Traditional Iranian Architecture (فرهنگ واژههای معماری سنتی ایران). — Tehran: Kamyab Publications, 2000. — С. 106. — ISBN 964-350-316-X.