План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Архитектурные стили
Государственное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад №14 Кировского района
НОД по Петербурговедению с использованием ИКТ
для детей старшего дошкольного возраста
Составил воспитатель
Кирилюк Алена Анатольевна
Санкт-Петербург 2015
НОД по теме:
«Архитектурные стили»
Цель: познакомить обучающихся с архитектурными стилями Санкт-Петербурга;
Задачи:
- Образовательная:
- сформировать первичное представление обучающихся об архитектуре
Санкт-Петербурга;
- познакомить обучающихся с понятием «архитектура», «архитектор»;
2. Развивающая: способствовать развитию мелкой моторики обучающихся посредством организации этапа «раскрась архитектурные здания»;
3. Воспитательная: формировать представление об уникальности нашего города, посредством содержательного аспекта занятия;
Оборудование:
- ноутбук;
- презентационный материал к занятию;
- рисунки с изображениями архитектурных деталей;
- раскраски с разными архитектурными зданиями.
План НОД по теме:
«Архитектурные стили»
I. Вступительная часть……………………………………..5мин.
1.Приветствие. Введение в тему занятия……………………2мин.
2.Игра «Угадай, что за здание»……………………….….…3мин.
II. Основная часть………………………………….……….20мин.
1.Кто такие архитекторы?………………………………………………3мин.
2.Физкультминутка «Теремок»……………………….………2мин.
3.Стили архитектуры…………………………………………10мин
4.Дидактическая игра «Мы архитекторы»……………….….5мин.
III. Заключительная часть. Подведение итогов…..…….10мин.
1.Раскрашивание архитектурных зданий……………………5мин.
2.Чтение и заучивание стихотворения «Архитектор»………5мин.
Ход НОД по теме: «Архитектурные стили»
I. Вступительная часть.
1. Приветствие. Введение в тему занятия.
Педагог: Ребята, мы с вами живем в городе. Мы городские жители, а иначе – горожане. Жителей городов называют по имени того города, в котором они живут. Например, тех, кто живет в Москве, называют москвичами, живущих в Костроме — костромчанами. А как называют нас, живущих в Санкт—Петербурге?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)
Педагог: Правильно, Петербуржцами.
Наш город очень большой. В нем живет около 5 млн. человек. Из чего состоит такой огромный город?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)
Педагог: Прежде всего, это жители города (петербуржцы) и дома, здания, где они живут, работают, учатся, отдыхают.
Дома, в которых мы живем, — детский сад, школа, музеи, театры и другие здания – все это архитектурные сооружения.
Дома бывают разные по форме, по высоте, по длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Дома городские
Большие и разные:
Многооконные,
Многоэтажные.
Есть в новостройках
Дома — близнецы.
В старых районах
Увидишь дворцы,
Здания музеев,
Театров, соборов,
Просто жилые,
Приятные взору.
(Е. А. Никонова)
Педагог: Архитектура это — дома, здания, сооружения.
А еще архитектура — это планировка дорог, садов, городов. Ещё это правила строительства и разные украшения всего вокруг из самых разных материалов.
Архитектура – это пространство, которое создается вокруг человека из самых разных мелочей – площади, улицы, интерьеры. По внешнему виду здания можно определить, для чего оно построено.
2. Игра «Угадай, что за здание».
Педагог: Ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, что за здание». Посмотрите на экран.
(Обучающимся предлагается угадать, что находится в том или ином здании – театр, музей, санаторий, школа, кино. Осуществляется фронтальная форма работы).
(Демонстрируются слайды№ 2,3,4)
II. Основная часть.
- Кто такие архитекторы?
Педагог: А кто же создает всю эту красоту вокруг?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).
Педагог: Архитектор – это тот, кто придумывает, как построить здание. И делает проект. Проект — это много разных изображений здания с разных сторон и в разных сечениях. Чтобы сделать такой проект, нужно представлять, из чего построен дом, как он устроен внутри, где проходят лестницы.
(Демонстрируется слайд№ 6)
Педагог: Санкт-Петербург — один из красивейших городов мира, сам по себе является одним большим архитектурным памятником. В отличие от многих других европейских городов, Санкт-Петербург сложился именно как система архитектурных ансамблей.
Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры.
(Демонстрируется слайд№ 7)
- Физкультминутка «Теремок».
Педагог: А сейчас, ребята, давайте немножко отдохнем. Предлагаю вам поиграть.
(Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения).
Стоит в поле теремок,
(ладони обеих рук соединены под углом)
На двери висит замок,
(пальцы сжаты в замок)
Открывает его волк
-Дерг-дерг, дерг-дерг.
(руки, сжатые в замок, движутся вперед — назад, влево — вправо)
Пришел Петя-петушок
И ключом открыл замок,
(пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)
- Стили архитектуры.
Педагог: Молодцы, ребята. Давайте продолжим наше занятие. Посмотрите на экран.
(Демонстрируется слайд №8)
Педагог: Прочные, удобные и красивые здания будут менять свой стиль в зависимости от того, когда и для кого они строились. Обратите внимание на красоту Зимнего дворца, построенного Бартоломео Франческо Растрелли в стиле барокко.
(Демонстрируется слайд №9)
Педагог: Вот этот архитектор.
(Демонстрируется слайд №10)
Педагог: Дворец огромен – не окинуть взглядом. Все фасады дворца — разные. Со стороны Невы всё подчёркивает вытянутость здания вдоль набережной. В центре – трёхпролётный подъезд с колоннами.
(Демонстрируется слайд №11)
Педагог: Каждый простенок между окнами украшен поставленными друг на друга колоннами, даже сдвоенными. Если смотреть вдоль фасада, кажется, стройный ряд белых двухъярусных колонн бесконечно уходит вдаль. Ребята, скажите, а кто из вас был в Зимнем дворце??
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)
Педагог: А здание Русского музея, построенного в России в стиле классицизма, мне видится во многом иначе. Архитектор этого здания — Карл Иванович Росси.
(Демонстрируется слайд №12)
Педагог: Здание дворца – торжественно, своеобразно празднично.
(Демонстрируется слайд №13)
Педагог: Сочетается победная пышность и гордая строгость линий. Львы застыли по сторонам широкой лестницы, которая ведёт к подъезду.
(Демонстрируется слайд №14)
Педагог: Над окнами первого этажа изображены львиные головы и военные доспехи. Решётка – одна из красивейших в городе – состоит из копий с позолоченными остриями и чугунных столбов с военными трофеями.
(Демонстрируется слайд №15)
Педагог: Вот архитектор задумал такой дворец. Это дворец и это – дворец. А как вы думаете: в одно время были построены дворцы?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)
Педагог: Да, они разные очень, созданы в разное время. Это красота пышная (У Зимнего), праздничная, торжественная, разукрашенная, но всё – таки в этом празднике есть какая – то лёгкость. А здесь? Посмотрим на Русский музей.
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)
(Демонстрируется слайд №16)
Педагог: Какая красота! Здесь тоже праздник, но другой. Здесь гордая красота! А в чём торжественность?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)
( Педагог показывает на столбы с трофеями, на львов, которые берегут дворец).
Педагог: А линии, какие?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)
Педагог: Правильно, строгие. А вот архитектор Огюст Монферран.
(Демонстрируется слайд №17)
Педагог: Мы с ним уже знакомы. Он построил Исаакиевский собор. Это тоже стиль классицизма.
(Демонстрируется слайд №18)
Педагог: Кроме постройки Исаакиевского собора, он оставил память по себе в России сооружением Александровской колонны.
(Демонстрируется слайд №19)
Педагог: А вот, ребята стиль Ампир. Для него характерны массивные, монументальные формы и богатый декор: лавровые венки, орлы, военные эмблемы. Первой постройкой Карла Росси в Санкт-Петербурге стали два павильона, возведенные в саду Аничкова дворца.
(Демонстрируется слайд №20)
Педагог: Позднее возник новый стиль «арт нуво» .В России Модерном назвали его.
(Демонстрируется слайд №21)
Педагог: Это Особняк М.Ф. Кшесинской. Фасады часто украшались мозаичным декором или народными изображениями. Широко использовались новые по тому времени материалы: широкоформатное стекло, сталь, бетон и железобетон. На фасадах применялась мозаика, витражи. Интерьеры отличались обилием скульптур, лестниц, перил и орнаментов.
(Демонстрируется слайд №22)
Педагог: А вот смешенье всех стилей — Эклектика. Образцы эклектики в архитектуре Северной столицы конца 19 века — великокняжеские особняки, дворцы, здания административных учреждений, храмы, доходные дома, вокзалы, банки.
(Демонстрируется слайд №23)
- Дидактическая игра «Мы архитекторы».
Педагог: А сейчас, ребята, мы с вами тоже попробуем себя в роли архитекторов. У нас есть «волшебные кубики», из которых мы с вами будем строить дом. Давайте начнем!
(Обучающиеся конструируют из кубиков здания, называя свой стиль архитектуры. Осуществляется индивидуальная форма работы).
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
- Раскрашивание архитектурных зданий.
Педагог: Мы сегодня с вами узнали, что архитектура – все пространство, созданное человеком. Так кто же такой — архитектор?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).
Педагог: Правильно, архитектор – это тот, кто придумывает здания и как их расположить относительно друг друга так, чтобы получилось пространство.
По виду здания обычно понятно, для чего оно построено.
А вот в этой папке у меня есть много – много раскрасок с разными домами, замками, крепостями, есть изображения и реально существующих зданий, есть и изображения сказочных теремов. Выбирайте себе понравившееся изображение и раскрашивайте.(См.Приложение)
(Обучающиеся выбирают картинку с определённым видом архитектурного стиля и выполняют предложенное задание).
2. Чтение и заучивание стихотворения «Архитектор».
Педагог: А сейчас, я предлагаю вам послушать стихотворение. Давайте вместе его выучим.
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный,
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартирах свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.
Педагог: Спасибо, ребята, за активное участие на занятии. Мы сегодня узнали много нового про наш любимый город. Я надеюсь, вы запомнили архитектурные стили Санкт-Петербурга. До новых встреч, ребята!
Хорошая архитектура для детей – Варламов.ру – ЖЖ
Проектировать пространства для детей очень непросто. В этом деле дизайнеры и архитекторы часто руководствуются своими взрослыми представлениями и совсем не учитывают, что было бы интересно и удобно детям. Сегодня я хочу показать вам подборку примеров хорошей архитектуры для детей со всего мира. Эти здания и площадки не только являются хорошей средой для игры, но еще и развивают у детей хороший архитектурный вкус.
Кстати, обратите внимание, чтобы сделать круто, не обязательно использовать все цвета радуги! У нас почему-то думают, что детская площадка должна быть максимально пестрой.
ДВОР ДЕТСКОГО ЦЕНТРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Место: Иерусалим, Израиль
Архитекторы: Ифат Финкельман и Дебора Варшавски
Этот детский центр художественного образования расположен на территории Израильского музея. В его дворе собирается большое количество детей и взрослых. Поэтому тут было решено построить игровую площадку. Главным объектом площадки стала большая сосна. Вокруг нее построен аккуратный дом на металлических опорах. В ночное время дом красиво подсвечивается изнутри, и создается ощущение, как будто он парит в воздухе.
ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА В КОРОЛЕВСКОМ ИНСТИТУТЕ БРИТАНСКИХ АРХИТЕКТОРОВ
Место: Мэрилебон, Великобритания
Архитекторы: бюро ASSEMBLE и художник Саймон Террилл
Эта детская площадка была сооружена в качестве архитектурной инсталляции. Архитекторы вдохновлялись абстрактными бетонными детскими площадками, которые было принято строить в середине прошлого века в британских жилых районах в стиле брутализма. Такие детские площадки в какой-то момент были признаны небезопасными, поэтому во дворах современных домов их уже не встретить.
ДЕТСКИЙ САД НА БЕРЕГУ МОРЯ
Место: Нагасаки, Япония
Архитекторы: бюро HIBINOSEKKEI и дизайнер Ёдзи но Широ
Этот детский сад расположен у подножия горы прямо на берегу моря. В нем оборудовано большое количество зон для разных занятий. Там есть небольшая импровизированная пещера, библиотека с досками для рисования, чердак, на который можно забраться с помощью веревок, и игровая площадка на крыше с видом на море. Из столовой тоже открывается панорамный вид на побережье.
ДЕТСКАЯ ЗОНА В КВАРТИРЕ
Место: Гаосюн, Тайвань
Архитектор: бюро HAO Design
Одна семья решила спроектировать свое жилье так, чтобы оно было максимально приспособлено для детей. Поэтому все комнаты в этой квартире имеют игровые зоны и рабочие места, где дети могут учиться и заниматься творчеством. В квартире есть горка, по которой из детской можно спуститься в гостиную, а рядом с ней висят качели. Вся мебель сделана из экологически чистых материалов.
ДЕТСКАЯ ЗОНА BE-MINE НА СКЛОНЕ ГОРЫ
Место: Беринген, Бельгия
Архиректоры: бюро Carve и OMGEVING
Эта площадка находится в бывшей промышленной зоне, которую переделали в культурный центр с большим парком. Проектируя детскую зону, архитекторы решили использовать индустриальную тему и сделали ее главной особенностью проекта. Чтобы забраться на вершину горы, детям нужно преодолевать разные препятствия: пробираться через веревочную паутину, карабкаться по склону с помощью канатов, пробираться по туннелям. Вниз можно спуститься тем же путем или по огромной горке.
ДЕТСКИЙ ПАРК DASPERS
Место: Лондон, Великобритания
Архитектор: Kinnear Landscape Architects
Детский парк был построен в процессе адаптации бывших олимпийских объектов к повседневной городской жизни. На этом поле раньше находился олимпийский сервисный центр. А сейчас тут игровые зоны для детей, трамплины и рампы для катания на велосипедах и два футбольных поля с разными покрытиями. Через парк пролегает ведущая к школе пешеходная и велосипедная дорога.
ДЕТСКИЙ ПАРК BICENTENARIO
Место: Сантьяго, Чили
Архитектор: бюро ELEMENTAL
Этот парк был построен в столице Чили во времена экономического роста, когда власти осознали, что в городе нет ни одного места для прогулок с детьми. Инфраструктура парка сильно связана с ландшафтными особенностями местности. Он тоже находится на склоне горы, поэтому тут решили установить множество лестниц и горок. У подножия склона есть несколько спортивных и игровых площадок.
ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДЬ В ТЭБИ
Место: Тэби, Швеция
Архитектор: бюро Polyform
Эта площадь расположена в жилом районе в пригороде Стокгольма, который отстроили в рамках программы по созданию доступного жилья. Во время реализации программы власти осознали, что новые пригородные районы совсем не включаются в общегородскую жизнь, поэтому в них активно начали достраивать культурные центры и пространства. Площадь состоит из нескольких зон, в числе которых есть рыночная, концертная и детская зоны. Она хорошо освещается по вечерам и служит местом для игр детей из близлежащих домов.
ДВОР МЕЧТЫ В ПАРАГВАЕ
Место: Ремансито, Парагвай
Архитектор: Лукас Фустер
Для проектирования этой площадки был созван большой совет из взрослых, подростков и детей. Они все вместе решали, каким должно быть новое общественное пространство. Участники совета рисовали свои эскизы и делали макеты, и на их основе архитектор Лукас Фустер подготовил окончательный проект. Получилась прекрасная игровая зона с надземными мостами, зонами для пикников, гамаками, беседками и спортивными площадками. Практически все это было построено из строительного мусора и старых покрышек.
ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА FIVE FIELDS
Место: Лексингтон, США
Архитекторы: бюро Matter Design + FR|SCH
Эта игровая конструкция находится на склоне горы в пространстве между жилыми домами. Архитекторы построили здесь дом сложной формы, часть которого расположена на земле, а часть висит над склоном. В дом можно забраться по веревочной лестнице, в нем есть несколько комнат, каждая со своими особенностями. Все вместе они создают немного сюрреалистичное пространство с обрывающимися в воздухе лестницами и никуда не ведущими дверьми.
ДЕТСКИЙ САД FREDERIKSVEJ
Место: Фредеригсберг, Дания
Архитектор: COBE
Вместо традиционного детского сада архитекторы решили построить что-то вроде минидеревни для детей. Здание разбито на 11 небольших домиков, у каждого из которых — свое предназначение. Их силуэты напоминают примитивные детские рисунки домов. Домики смещены относительно друг друга, и благодаря этому территория детского сада разбивается на небольшие игровые зоны.
ДЕТСКИЙ САД CLOVER HOUSE
Место: Окадзаки, Япония
Архитектор: бюро MAD Architects
Это первый проект MAD Architects в Японии. Детский сад расположен в маленьком городке, из него открываются виды на горы и рисовые поля. Раньше это был обычный жилой дом, и архитекторы постарались по максимуму сохранить уютную и домашнюю атмосферу. Поэтому в здании была сохранена старая конструкция и планировка, но зато внешняя форма дома получила новое необычное воплощение. Архитекторы делились с журналистами, что они стремились создать такой детский сад, который дети запомнят на всю жизнь.
ДЕТСКИЙ САД — ФЕРМА
Место: Бьенхоа, Вьетнам
Архитектор: бюро Vo Trong Nghia Architects
Вьетнам сейчас бурно развивается и застраивается, именно поэтому в стране остро встал вопрос сохранения зеленых зон и заботы об экологии. В ответ на эти проблемы в городе Бьенхоа был построен детский сад — ферма. В нем воспитываются дети сотрудников находящегося неподалеку завода. Тут их учат основам сельского хозяйства. Выращенные на ферме продукты собирают и отправляют на кухни детского сада, то есть учреждение частично находится на самообеспечении.
ЦЕНТР УХОДА ЗА ДЕТЬМИ GIRAFFE
Место: Париж, Франция
Архитектор: бюро Hondelatte Laporte Architectes
Главной особенностью этого детского центра является большая скульптура жирафа. Кроме жирафа тут есть заглядывающий на крышу медведь и несколько божьих коровок, ползущих по стене во внутренний двор. Фасад здания обшит простыми металлическими листами. Благодаря этому здание хорошо вписывается в городскую застройку и не выглядит слишком необычным.
ДЕТСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР AMA’R
Место: Копенгаген, Дания
Архитектор: бюро Dorte Mandrup Arkitekter
У здания детского центра скошенная крыша, благодаря которой солнечный свет легко проникает во внутренний двор. Крыша и фасады при этом выглядят одинаково: они обшиты одним и тем же материалом и на них хаотично расположены окна. Наряду с обычными лестницами внутри здания есть наклонные альпинистские стенки, по которым дети могут забираться на разные этажи.
ДЕРЕВНЯ В ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ
Место: Торуп, Дания
Архитектор: бюро MUTOPIA
Эту площадку создали для двух целей: предоставить детям место для игр на свежем воздухе и создать небольшой центр притяжения для живущего в деревне Торуп населения. Площадку строили на деньги из благотворительных фондов и добровольные пожертвования, в том числе самих детей. Раньше на этом месте находилась парковка.
ЗОНА ДЛЯ СНА И ИГР
Место: Москва, Россия
Архитектор: бюро Ruetemple
Это зона представляет собой две спальни в мансарде летнего дома. Внизу расположена спальня родителей. а прямо над ней надстроена небольшая детская, в которую можно взобраться по узкой лестнице. Вся конструкция сделана из светлого светлых состовых досок.
Архитектура — детям: лучшее :: Статьи
Почти половина всех детей мира сегодня проживает в мегаполисах, но насколько наши города приспособлены для подрастающего поколения? Достаточно ли построить много детских садов, школ и игровых площадок для того, чтобы город приобрел статус «children friendly»? И какие именно архитектурные и конструктивные решения способны сделать эти объекты подлинными центрами притяжения социальной активности и драйверами образовательного процесса?
Два раздела экспозиции представляют российский и европейский опыт реализации объектов «детской» типологии. Причем объекты, хотя и разделены по географическому признаку, не противопоставлены друг другу — скорее, это разные грани одного «бриллианта» под названием «современный город».
МОСКОВСКИЙ ОПЫТ
Российские законы и нормативы не запрещают строить школы по индивидуальным проектам. Однако случаи, когда возможность создать по-настоящему яркое и креативное пространство для детей действительно используется, можно пересчитать по пальцам. Дорого, сложно, по большому счету — никому не нужно: вот наиболее часто высказываемые мнения.
Исключение составляет Москва: одним из приоритетов новой градостроительной политики столицы является качество архитектуры объектов для детей. И если еще несколько лет назад сами понятия «школа» и «детский сад» воспринимались в российской столице как синонимы чего-то однообразно-унылого, то сегодня московские объекты, наоборот, иногда подвергаются критике за излишнюю яркость. Впрочем, активное использование цвета вряд ли может считаться преступлением против архитектуры для детей — в нашей экспозиции мы собрали шесть примеров успешно работающих московских «детских новостроек», которые и в архитектурном отношении украсили свои районы, и в социальном стали очень востребованными.
Детская игровая площадка в Саду им. Баумана. Бюро WOWHAUS, 2012
Детская площадка в Саду Баумана одновременно напоминает американские горки, пиратский корабль и тренировочный комплекс для космонавтов. Она спроектирована с учетом потребностей детей разного возраста и рассчитана, в том числе, на посетителей с ограниченными возможностями.
Ее территория разделена на участки для детей разного возраста: одна для самых маленьких, две других — для детей от 7 до 10-ти и от 10 до 14 лет. Зона для малышей закрыта и защищена, а для тех, кто постарше, наоборот, сделано более открытое пространство, стимулирующее к активным играм и тренировкам ловкости. Конструкции для лазанья позаимствованы у канатных парков, а по внешнему периметру площадка ограждена разноуровневым пандусом. На одном из участков под опорами пандуса также построена стена с тоннелями, которая стала излюбленным местом для игр в прятки.
К сожалению, не все задуманное архитекторами удалось осуществить: в частности, предполагалось, что частью пандуса станет амфитеатр, возле которого должна была появиться стена для фотографирования по мотивам картин Казимира Малевича «Атлеты» и «Женщина с граблями».
Детский сад № 2677 на 2-й Парковой улице. АМ «АТРИУМ», 2008
Заказ на проектирование этого детского сада архитекторы Вера Бутко и Антон Надточий получили уже практически на стадии котлована. Иными словами, садик начали строить по проекту, разработанному другим бюро и уже утвержденному, но так и не доведенному «до ума». От «Атриума» требовалось «дорисовать» фасады и интерьеры — но архитекторы не стали подходить к делу формально и проработали все разделы проекта, включая технологическую схему, и сделав комплекс для дошкольников максимально удобным и при этом ярким.
Здание общей площадью 2330 кв.м получило выразительную композицию, построенную на чередовании смещенных друг относительно друга блоков ярких цветов. Каждый из блоков имеет индивидуальное колористическое решение, которое напрямую зависит от функции. Бирюзовые и красные с круглыми окнами-иллюминаторами — это лестницы. Салатово-зеленые и оранжевые с прорезанными зигзагообразными вертикалями окон скрывают за собой актовый и спортивный залы, а также большой бассейн на первом этаже. За белыми стенами находятся детские спальни и игровые комнаты — впрочем, и их окна украшены яркими квадратными рамами.
Интересно, что изначально архитекторы собирались сделать все фасады здания не только разноцветными, но и разнофактурными. Позже от этой идеи пришлось отказаться, однако и за счет сочетания цветов, и благодаря нестандартной конфигурации окон детский сад приобрел яркий индивидуальный облик, сделавший его достопримечательностью всего района.
Школа в Загорье. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2014
Школа, рассчитанная на 825 учеников, функционально разделена на две части: блок классов и зальный корпус. Помимо основных учебных кабинетов, в ней предусмотрены специализированные комнаты для факультативов, большая библиотека с секцией для индивидуальных занятий, два спортзала, актовый зал и даже камерный кинотеатр. Для самой младшей группы учащихся созданы классы в другой части здания с рекреационными зонами, игровыми комнатами и спальнями для дневного сна.
Пожалуй, главной особенностью этой школы является то, что учебная часть здесь отделена от общественной — концертные, спортивные и танцевальные залы, а также бассейн и библиотека доступны для всех жителей, делая учебное заведение важным культурно-общественным центром всего района.
Детский сад в Куркино, мкр. 2В. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013
Трехэтажный садик в Куркино — одна из первых построек архитектора Ольги Бумагиной, чье бюро успело стать ключевым проектировщиком московских детских учреждений нового поколения. Проект этого трехэтажного детского сада разработан специально для условий плотной городской застройки — за счет предельно рациональной прямоугольной формы его площадь минимизирована до 1253 кв.м, на которой, тем не менее, нашлось место и для спортивного зала, и для бассейна, и для собственно групповых помещений.
Конструктивная схема здания (каркасно-стеновая, с поперечными и продольными несущими стенами) позволяет использовать принцип свободной планировки. Колористическое решение фасадов построено на контрасте темно-серого фона и ярких прямоугольных и квадратных вставок, окружающих оконные проемы и витражи. Кажущаяся случайность в чередовании цветов и размерах пятен придают зданию современный динамичный характер.
ДОУ на Нижегородской улице. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013
Детский сад общей площадью 4000 кв. м представляет собой достаточно компактное, прямоугольное в плане здание высотой 3 этажа. Центром его внутренней планировки стала входная группа главного входа и центральная двухмаршевая лестница.
Три этажа здания поделены между группами таким образом, что на более верхних этажах занимаются более старшие воспитанники. Спортивно-общественные зоны также расположены на первом этаже детского сада.
В наружной отделке здания применены «вентилируемые» фасады с облицовкой фиброцементными плитами, а его сдержанное светлое колористическое решение продиктовано окружающей жилой застройкой.
Общеобразовательная школа на Нарвской улице, «ТЕРРА АУРИ», 2013
Проект реализован в рамках Адресной инвестиционной программы г. Москвы и рассчитан на 450 учеников. Протяженный корпус школы визуально и функционально разделен на две части — учебную и общественно-спортивную, между которыми в качестве связующего звена расположена вместительная рекреация.
Учебные помещения, в свою очередь, тоже сгруппированы в две секции — для средних (5-9) и для старших (10-11) классов, а общественно-спортивное звено сформировано спортивным и актовым залами, столовой и библиотекой-медиацентром.
Особое внимание в проекте уделено дизайну фасадов. С учетом планировочной структуры здания разработана двухчастная вертикальная композиция фасадов, с асимметричным расположением цветовых пятен открытых, желтых, салатовых и оранжевых оттенков, а также с дополнительными акцентами на центральной входной зоне и в угловых торцах здания.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
Подрастающее поколение сегодня как никогда раньше находится в центре внимания архитекторов и градостроителей, что, в общем, неудивительно для эпохи, когда инвестиции в человеческий потенциал признаны самыми перспективными. Своего максимального разнообразия сегодня достигла, прежде всего, сама типология архитектуры для детей — за развитие таких бесценных навыков, как любознательность, креативность и умение коммуницировать, теперь отвечают не только привычные детские сады и школы, но также всевозможные спортивно-досуговые центры, музеи, библиотеки, специально организованные общественные пространства и игровые зоны. В разделе «Европейский опыт» мы собрали наиболее яркие, на наш взгляд, примеры, реализованные в различных странах Европы за последние годы.
Детская библиотека Niños Conarte в Монтеррее, Мексика. ANAGRAMA, 2013
Это один из ключевых объектов нового городского парка Монтеррея, созданного на месте бывшего металлургического завода. Вытянутый ангар разделен на несколько функциональных зон: помимо собственно библиотеки, здесь есть «Комната искусств и ремесел», театральная студия, выставочное пространство и образовательный центр для взрослых.
Привычный читальный зал заменила ступенчатая платформа, отсылающая к горному ландшафту Монтеррея. «Возвышенности» служат дополнительными полками для книг и одновременно сиденьями для маленьких читателей. Ярко-желтые вставки — «внутренности» систем хранения и края платформы — расцвечивают серые «горы» и бурые кирпичные стены, подхватывая неоновое буйство под крышей. В этой непринужденной, интригующей цветом и динамичными формами обстановке общение с книгами — а собрание библиотеки насчитывает 5000 томов — становится частью игры, покорением новых вершин и в прямом, и в переносном смысле.
Чтобы снизить воздействие сооружения на окружающую среду, в здании была установлена система пассивной вентиляции. Воздуховоды, а также открытые конструкции кровли раскрашены в дерзкие цвета — ультрамарин и фуксию — и выступили самыми заметными элементами декора лофтового пространства. Чувствительная, но грамотно дозированная инъекция цвета стала в этом проекте одним из главных способов трансформации сурового цехового здания в дружелюбное и привлекательное для детей.
Многофункциональный школьный комплекс в Париже, Франция. ATELIER PHILÉAS, 2013
Образовательный комплекс включает в себя детский сад, школу и студенческое общежитие. Архитекторы стремились максимально наполнить дневным светом все пространства, а близость парка использовали для того, чтобы сделать архитектуру школы не только абсолютно экологичной, но и визуально интегрированной в новый зеленый городской ландшафт.
Комплекс действительно максимально раскрыт на парк: архитекторы дробят жилой массив на несколько обособленных объемов, чтобы они не перекрывали визуальные связи с парком и создавали наилучшие условия по инсоляции. Чтобы усилить миметическое перетекание школы в парк, ее стены отделаны панелями зеленого цвета и местами украшены вертикальным озеленением. Жилые же башни «оплетены» более узкими рейками «под дерево».
От фасада жилых помещений школу отделяет широкий козырек-навес. Его нижняя поверхность представляет собой перфорированное зеркало из нержавеющей стали, что создает на школьной площадке для игр особую атмосферу. В озеленении этой площадки растения искусно подобраны по цветам, а плавный переход от площадки к парку трактован как огород. Так возникает впечатление островка спокойствия и природы среди плотной городской застройки.
Школа открылась в сентябре 2013 года и получила французские сертификаты HQE (высокое качество окружающей среды) и BBC (низкие энергозатраты). Что до энергопотребления, то оно действительно соответствует самым экономным нормативам: 36 киловатт в час на 1 кв. м для школы, 42 киловатта в час на 1 кв. м для жилья.
Игровая площадка Interlace в Сингапуре. CARVE, 2013
Архитектурное бюро Carve — один из лидеров Нидерландов в области ландшафтно-средового дизайна и, в частности, ярких нестандартных уличных игровых зон для детей самого разного возраста. В основу проекта этой игровой площадки положен принцип подражания. Архитекторы исходили из того, что если ребенок приобретает свои первые навыки, подражая взрослым, то почему бы и детской площадке не стать образом и подобием архитектуры жилого массива, для которого она предназначена?
В роли «родительской» архитектуры здесь выступает комплекс, спроектированный бюро OMA в виде множества шестиэтажных жилых блоков, которые сложены друг на друга в свободном порядке. Сама площадка также представляет собой динамичную конструкцию из нескольких параллелепипедов, выкрашенных в ярко-синий цвет. Каждый из них заключает в себе целую систему спортивных снарядов.
Многочисленные отверстия на разных уровнях превращают площадку в сложный лабиринт, а перфорация стен этих «контейнеров» позволяет создать внутри каждого из них комфортный микроклимат.
Школьный и досуговый центр в Париже, Франция. MIKOU DESIGN STUDIO, 2012
В состав центра входят детский сад, начальная школа, досуговый комплекс и библиотека. С географией, правда, ему повезло куда меньше, чем с функциональной программой: участок со всех сторон окружен автомобильными магистралями, что, собственно, и вынудило архитекторов решить здание общей площадью 5000 кв. м в виде неправильного треугольника, внутри которого «вырезан» школьный двор.
«Обнимающие» двор крылья получили разную высоту: с северной стороны у школы три этажа, с южной — два. Это сделано для того, чтобы в помещения, где учатся дети младших классов, через огромные витражные окна попадало как можно больше солнечного света.
Образованные за счет такой композиции террасы озеленены, а фасады облицованы расположенными в мозаичном порядке панелями из массива древесины различных оттенков, что сделало новый образовательный центр заметным ориентиром в панораме района. Крыша здания также превращена в газон, и школа смотрится настоящим зеленым оазисом посреди индустриального города.
Детский сад Forfatterhuset в Копенгагене, Дания. COBE, 2014
Этот сад решен как мини-город на отдельно взятом участке. Он расположен в довольно старом районе Копенгагена, застроенном невысокими домами из кирпича. Чтобы постройка гармонировала с соседними зданиями, авторы в качестве основного материала тоже выбрали кирпич, но, стремясь подчеркнуть его современное происхождение, нарезали его на тонкие вертикальные «ламели», внешне больше напоминающие деревянные рейки.
Именно из них и набраны как фасады всех пяти корпусов детского «городка», так и забор, ограждающий принадлежащую садику уличную игровую зону. Причем архитекторы постоянно экспериментируют с шириной зазора между планками: где-то они образуют совершенно глухую поверхность, а где-то превращаются просто в жалюзи (например, на оконных проемах) или почти условную ширму (ограждение со стороны улицы и на эксплуатируемых кровлях). Столь изобретательная отделка помогла сгладить и все острые углы постройки, придав ей нарочито плавные очертания.
Игровое пространство для детей в отеле David Citadel в Иерусалиме, Израиль. SARIT SHANI HAY, 2010
Пространство для маленьких постояльцев отеля David Citadel занимает площадь 100 кв. м, которые распределены между несколькими перетекающими друг в друга игровым зонами для малышей и компьютерным залом для подростков. Пространство постоянно меняет свою тематику и масштаб, предлагая детям как открытые зоны, наполненные всевозможными игрушками и аттракционами, так и более обособленные уголки, дающие чувство уюта и защищенности.
В состав игрового центра также включены объекты, напоминающие знаковые достопримечательности Иерусалима, —знаменитые туннели у Стены плача, Ветряная мельница Монтефиоре, рынок Механе Йегуда.
Детский сад в Софии, Болгария. CONVEYER, 2013
Комплекс детского сада расположен на участке с сильным перепадом рельефа и состоит из трех объемов, каждый из которых получил архетипичную форму «домика». К дороге садик обращен «экранирующим» объемом, обшитым темным металлом, из которого затем по склону «прорастают» два дома побольше — красный (предназначен для младшей группы из 15 человек) и желтый (вмещает 25 детей постарше).
Спальни и игровые в обеих группах расположены не рядом, а друг над другом и связаны между собой лестницами, трактованными как пространственный аттракцион и важное с точки зрения коммуникации пространство.
Двор детского сада, за счет перепада рельефа, также разделен на несколько уровней, каждый из которых обозначен собственным цветом.
Детский сад Fagerborg в Осло, Норвегия. REIULF RAMSTAD ARKITEKTER, 2010
Учтя расположение на холме, существующие ограничения по высоте и необходимость сделать помещения максимально светлыми, а само здание — по возможности запоминающимся, архитектор предложил динамичную, горизонтально ориентированную композицию из четырех спаянных объемов, вместе образующих что-то вроде ленты Мебиуса.
К жилому району детский сад обращен выразительной консолью, которой на уровне земли вторят глубокие ниши, вырезанные в теле основного объема. Подобная «пещера» есть у каждой группы: они используются для хранения колясок, инвентаря и просто прогулок в ненастную погоду.
В облицовке фасадов применено дерево, медленно и благородно темнеющее под частыми дождями этого края. А вот в интерьерах оно, наоборот, совершенно не тронуто патиной времени: натуральную палитру светло-медовых поверхностей оттеняют вкрапления ярких цветов — в виде мебели, ковровых покрытий и винтовых лестниц.
Начальная школа в Кьярано, Италия. C+S ARCHITECTS, 2013
Эта школа изначально задумывалась не только как учебное заведение, но и как общественный центр коммуны, для которой построена. Архитекторы разделили ее на собственно классы и публичные пространства, разработав сценарии, как последние можно использовать после уроков.
Ради более гибкой планировки авторы отказались от коридорной системы, а сама «пористая» структура здания и обилие в интерьерах стекла объясняется их желанием максимально усилить визуальные связи между разными частями и этажами комплекса. Это позволяет детям разных возрастов больше общаться друг с другом.
Впрочем, школа есть школа, и здесь необходимо еще и учиться. Поэтому сами классы выгорожены частично непрозрачными стенами — примерно до высоты 1,3 м они матовые. Внутренний и внешний дворы также отделены от помещений школы прозрачными раздвижными дверями, что позволяет внешнему и внутреннему пространству органично сосуществовать.
«Работу над каждым своим проектом мы начинаем с тщательного анализа бизнес-плана, — рассказывает Мария Алессандра Сегантини, основатель и партнер бюро C+S Architects. — И если честно, всегда в первую очередь думаем о том, на чем можем сэкономить без ущерба для качества проекта. Если можно не использовать утеплитель, мы его не используем, если можно не закрывать его, мы тоже этого не делаем. Конечно, мы всегда особое внимание уделяем местам и материалам, с которым дети непосредственно контактируют, но в отделке просто „для красоты“ ни смысла, ни выгоды нет. Cекрет проектирования объектов для детей в том, чтобы находить баланс между возможным и необходимым, всегда оставляя пространства для дальнейшего развития».
Детский культурный центр «Амар» в Копенгагене, Дания. DORTE MANDRUP ARKITEKTER, 2013
Центр рассчитан на посетителей в возрасте от 0 до 18 лет. Его необычная форма продиктована близостью к жилым домам: чтобы не затенять окна последних, архитекторы сильно занизили высоту центральной угловой части секции нового здания.
Фасады и кровля детского дома культуры облицованы одинаковыми стальными панелями, за счет чего создается иллюзия отсутствия у здания «начала» и «конца»: кажется, что это фрагмент ленты Мебиуса, случайно попавший в традиционную застройку квартала. Единообразие поверхностей подчеркнуто и с помощью одинаково оформленных окон: квадратные проемы в широких деревянных рамах обращены как к обеим улицам, так и к небу.
Интерьер «Амар» тоже совершенно не похож на традиционные учреждения подобного типа: здесь нет ни привычных кабинетов, ни изолированных игровых комнат. Все помещения так или иначе связаны между собой, а в роли центральной коммуникационной зоны выступают лестница и скалодром. Появление последнего, по мнению архитекторов, более чем закономерно: в соответствии со своей формой, два крыла центра трактованы как горные склоны, покорить которые под силу даже самым маленьким посетителям.
«В детских объектах мы постоянно ищем баланс — между инновационностью и нормами, между безопасностью и креативностью, — рассказала в интервью нашему журналу Дорте Мандруп. — Очень важной я также считаю тему оптимального соотношения мест, где дети взаимодействуют друг с другом, и мест, где они остаются наедине с собой и учатся быть в одиночестве. Знаете, учителя ведь помешаны на том, чтобы все помещения просматривались и контролировались, — но насколько это гуманно по отношению к ребенку? Насколько это способствует его гармоничному развитию? Это вопрос, который нас как архитекторов постоянно занимает. Мы уверены в том, что в каждом образовательном центре, будь то детский сад или школа, обязательно должны быть места, в которых дети бы не чувствовали себя как в учреждении».
Фото © Илья Иванов, ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», «Терра Аури», Anagrama, Sergio Grazia, Tucky’s Photography, Florian Kleinfenn, Adam Mørk, Amit Geron, Conveyer, Thomas Bjørnflaten, Alessandra Bello, Jens Lindhe
Авторы экспозиции: Анна Мартовицкая (куратор), Ирина Кузнецова (продюсер), Агния Стерлигова (дизайн экпозиции), Игорь Сон (верстка)
Время и место работы: 27–31 мая 2015 года, Центральный дом художника, 17 зал
Благодарим за помощь в организации партнеров мероприятия: AGC (генеральный партнер экспозиции, предоставил рисовальные доски из цветного безопасного стекла), nora systems GmbH (каучуковое напольное покрытие специально для детских учреждений), Barcelona Design (игровой домик SmartHouse и пуфы).
Детям об искусстве. Архитектура: taberko — LiveJournal
Сегодня есть огромное количество книг об искусстве для детей. А помимо книг есть музеи и картинные галереи, выставки и перфомансы, студии и кружки для занятий. Но вот с архитектурой все обстоит несколько иначе. Как говорить с детьми об искусстве архитектуры, которое окружает нас каждый день и является, пожалуй, самым прикладным из всех видов творчества? Как помочь заметить многообразие идей для постройки зданий, мировое буйство красок, форм и материалов? На этот вопрос крайне редко встречается ответ в детской познавательной литературе. При том, что у меня дома полки ломятся от «взрослых» книг для архитекторов, я знаю только два достойных издания книг по архитектуре для детей: Марко Буссальи «Понимать архитектуру» для среднего и старшего школьного возраста (но его не так-то просто найти в продаже) и две новых книги чудесной серии «Детям об искусстве» — «Архитектура» издательства “Искусство — XXI век”. Причем уникальность первого тома в том, что он рассчитан на самых маленьких, от трех-четырех лет до средней школы, а второй — для детей постарше — младшего и среднего школьного возраста.Первая книга абсолютно чудесная, в ней радует все — легкий слог Ольгой Синициной, простые объяснения, интересный, живой и не скучный текст, свободная игровая форма подачи материала, задания на внимательность, замечательные вопросы по ходу всего повествования, позволяющие активно включать маленького «искусствоведа» в чтение, множество ярких красочных иллюстраций и очень хорошая подборка примеров различных зданий.
Из книги можно узнать, что такое дом и какие они бывают, из чего его можно построить и как украсить, о первых жилищах древнего человека, египетских и греческих храмах, гробницах и триумфальных арках, рыцарских замках и царских дворцах, материалах для современных зданий, основных понятиях и «китах» архитектуры. Здесь на одной странице можно встретить мечеть, пагоду и церковь, попасть в лабиринт и поиграть в прятки, узнать, зачем во дворце зеркала, а в замке — подземный ход, и даже прочесть о том, как построить мечту.
Это отличный помощник на пути к пониманию искусства зодчества. Не могу сказать, что я бы хотела видеть Главного Читателя архитектором, но я бы точно хотела, чтобы он замечал и понимал красоту архитектуры. Думаю, именно с таких книг начинается любовь к архитектуре и внимательное отношение к прелести окружающего нас рукотворного мира. И именно благодаря таким книгам, становится ясно, почему “архитектура — это застывшая музыка”, и почему так здорово и полезно фантазировать.
Вторая книга рассказывает о великих архитекторах прошлого и настоящего и их творениях, о новых приемах, технологиях и материалах, которые позволяют современным зодчим осуществлять свои архитектурные фантазии. Здесь есть необычные дома — дом в клетке, дом-цилиндр, умный дом из кубиков и дом-пузырь, мосты, здания музеев и вокзалов и даже хрустальный дворец…Читать так же увлекательно , как и первую, но немного удивляет подборка объектов. С одной стороны понятно, что нельзя объять необъятное — и дом с животом, и мигающая башня одинаково достойны внимания, с другой — хотелось бы, чтобы прослеживалась структура выбора (эпохи, стили, направления, материалы и т.п.), позволяющая дать представление обо всем многообразии архитектурных решений в мире. Но за фразу «Архитектор — одна из самых интересных, важных и ответственных профессий на земле» в самом начале книги, я могу простить и это 🙂 Иллюстраций такое же несметное количество, как и в первой книге, в конце даны ответы на вопросы.
И, напоследок, хочу посоветовать всем детям и родителям, интересующимся архитектурой, сообщество arch_children
Качество издания превосходное: огромный формат (А4 по высоте, но приближен к квадратному), твердая глянцевая обложка (надо отметить, довольно стильная), очень плотная белоснежная мелованная бумага, не бликует, крупный четкий шрифт, с выделениями «жирным» и очень уместным игровым написанием отдельных фраз волной и по-косой, отличное качество печати, за исключением нескольких полностраничных разворотов, прошитый переплет. Даже не будь я архитектором, все равно бы купила.
в «Лабиринте Книга 2»
Также в серии:
Как рассказать детям об архитектуре. Фильмы
Задумайтесь вот о чем – архитектура есть повсюду, она окружает нас. Мы гуляем, ходим на работу, водим детей в школу и детский сад, ходим в театры, кино и спортзалы, отдыхаем в кафе, вечером приходим в наши дома и квартиры, и всякий раз мы окружены тем, что спроектировано и создано архитекторами. При таком тесном взаимодействии рассказывать детям об архитектуре совсем не сложно, ведь предмет обсуждения всегда рядом. Дети – существа любознательные, так что стоит только дать им повод и волю задавать вопросы, как вы обнаружите себя увлеченно рассказывающим «вон о том красивом здании театра».
Прогулки по городу можно сделать еще более запоминающимися, если немного к ним подготовиться. Зная маршрут, можно заранее собрать несколько интересных фактов о зданиях, которые вы встретите по пути. По дороге можно высматривать знакомые фигурки и элементы, тренируя таким образом внимательность. С детьми постарше можно искать буквы, образованные элементами зданий, фотографировать их, а потом составлять из полученного алфавита слова.
А вот, что еще может помочь в изучении архитектуры вместе с детьми – фильмы. Мы сделали для вас небольшую подборку познавательных фильмов, объединенных темой архитектуры.
«BBC: шедевры мировой архитектуры» — историк Дэн Крикшэнк путешествует по миру и изучает объекты совершенно разной архитектуры: от пирамид майя до замка «Нойшванштайн» в Баварии. Всего в цикле 8 серий, названия которых выражают концепцию отдельного фильма: Красота, Смерть, Рай, Катастрофы, Связи, Власть, Мечты, Удовольствия. Эти фильмы подойдут скорее средним и старшим школьникам, а также взрослым.
«Каменные музыканты» — советский анимационный фильм об архитектуре 1986 года. Мультфильм раскрывает смысл известного выражения: «Архитектура – это застывшая в камне музыка».
«Человек строит дом» — еще один советский мультфильм об истории архитектуры.
«Город наизнанку» — документальный проект канала Discovery, в котором с помощью компьютерной графики зрителю открывается внутреннее устройство зданий. Каждая серия посвящена одному городу, мы рекомендуем посмотреть все. Фильмы будут интересны детям от 6-7 лет, а также всем, кто интересуется архитектурой.
«Большие надежды». Среди архитекторов есть свои фантасты и футурологи, и этот фильм рассказывает о фантастической архитектуре. Вы увидите как реальные, так и невозможные проекты от начала XX-го века до сегодняшних дней.
«Суперсооружения» — цикл фильмов National Geographic о невероятных чудесах архитектуры и инженерии.
Приятного просмотра!
*Благодарим за помощь в создании текста нашего преподавателя архитектуры Катерину Блиновскую.
Архитектура для детей дошкольного и школьного возраста: описание, виды, фото
Научитесь думать, как ребенок. Это имеет смысл. Если вам нужно создать что-то новое, например построить детскую площадку, кто, как не дети, которые будут ее использовать, могут в этом помочь? Все чаще архитекторы и ландшафтные дизайнеры привлекают молодых людей к процессу проектирования. Архитектура для детей — это очень важное направление развития, так как именно растущее поколение может привнести необходимую энергию и разрушить любые творческие барьеры.
Креативный подход
Дизайн часто ассоциируется с тем, что называется «возможностью мышления», что требует открытости и способности анализировать возможные сценарии. По словам одного архитектора, который много работал с детьми, проектировавшими школы, эти навыки близки к тому, что делают дети в свои творческие «моменты». Он сказал: «Я думаю, что все творческие процессы в некотором роде являются детским процессом, который позволяет вам заниматься чем-то более непосредственным образом».
Непосредственность и любопытство
Дошкольники обладают тем раскованным любопытством к жизни, которое способно привнести свежие перспективы и привести к изучению альтернативных сценариев. Дети менее склонны к самоцензуре своих идей и решений, они честные и спонтанные. Архитектура для детей — это один из интереснейших инструментов для выражения их многогранной личности.
Теряя контроль
Дети могут использовать практически все в процессе проектирования многофункционального открытого пространства. Иногда последствия могут быть разрушительными и непредсказуемыми. Архитектура для детей — это междисциплинарный инструмент, который поощряет доверие детей к развитию и передаче идей, использующих науку, технологии, искусство, архитектуру и математику как способ обучения.
Развитие творческого мышления
Хотя дети могут многократно повторять процесс проектирования, чистый лист бумаги или типовые строительные материалы становятся палитрой для их самовыражения, которая со временем становится все более сложной для более высокого уровня визуальной коммуникации по мере взросления ученика. Постепенно разбираются организационные принципы дизайна, грамматика и язык дизайна, как рисовать и создавать модели, изучать инженерные разработки, ландшафтный дизайн, историю архитектуры. Для детей создаются проекты, предназначенные для того, чтобы предлагать творческие процессы решения проблем.
«Маленький архитектор» в Лондоне
«Маленький архитектор» — программа в Ассоциации архитектуры в Лондоне. Созданная в 2013 году, она ориентирована на преподавание архитектуры для детей младшего школьного возраста. Уже получены потрясающие результаты у более чем 2400 детей из разных стран, получающих архитектурные уроки. Они особенно ориентированы на выполнение своей программы в районах с низким доходом и в государственных школах Лондона. «Наша ответственность как архитекторов заключается не только в разработке, но и в освещении городских проблем и современной архитектуры», — говорит Долорес Виктория Руиз Гарридо, автор и директор программы.
«Маленький архитектор» — это образовательная программа, с помощью которой происходит ознакомление детей с архитектурой и городской средой. Учат школьников в возрасте от 4 до 11 лет, как наблюдать, понимать и наслаждаться архитектурой. Школьные семинары проводятся в партнерстве с классными учителями и включены в национальную учебную программу Великобритании. Команда преподавателей помогает детям достичь своих целей обучения с помощью архитектуры и искусства, в то время как программа предоставляет детям возможность думать и рассказывать о зданиях и городах посредством рисунков. Эти чертежи используются в качестве инструмента связи.
«Мы призываем детей создавать новую, футуристическую городскую среду и обращать внимание на удивительный мир вокруг них», — говорит Руиз Гарридо. «Мы хотим вызвать новые отношения с современной архитектурой и ее местным окружением, побуждая детей заботиться, а также адекватно критиковать города, в которых мы все живем. То, как мы проектируем наши города, меняется к лучшему. Широко востребована модель участия, голос сообщества и гибкий диалог между гражданами и политиками. Сегодня более необходимо, чем когда-либо, получать образование с юного возраста в архитектуре и устойчивой жизни. Если мы хотим лучшие города, нам нужны преданные, уполномоченные и информированные граждане, действующие вместе для общего будущего».
Поощрение молодого голоса
Каждому человеку приятно, когда он может спокойно говорить о своих собственных взглядах, и ему всегда приятно услышать, что его мнение имеет значение. Это относится и к детям. Как происходит ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой? В первую очередь обучение происходит через игровую деятельность. Одна из их главных целей — способствовать творчеству.
Архитектура для детей старшего школьного возраста — идеальный инструмент для интеграции в любую школьную тему и создания прочных связей с историей, наукой, географией и другими. Основная идея заключается в том, чтобы дать возможность маленьким детям почувствовать ответственность за свой будущий город. Занятия архитектурой для детей могут оказать положительное влияние на окружающую среду и на счастье людей.
Школа архитектурного мышления для детей в Беларуси
Практика преподавания архитектуры с детского возраста является достаточно распространенным явлением в европейских странах. В Финляндии, например, она внесена в школьную общеобразовательную программу. Есть даже специальные школы архитектуры для детей. И это неудивительно. Здания в городах — это те места, в которых люди проводят большую часть жизни. Важно с дошкольного возраста не только обучаться архитектуре, но и узнавать, как можно изменить мир к лучшему.
Профессия архитектора связана с множеством дисциплин: историей, философией, изобразительным искусством, математикой, эргономикой, физикой. Список можно продолжать. Среди навыков — умение исследовать, анализировать, общаться и находить общий язык с заказчиками и властями, проектировать, презентовать продукты труда и строить. Архитектурное мышление — это система комплексного понимания сложного и быстро меняющегося мира.
В белорусской Школе архитектурного мышления разработана уникальная методика, цель которой — умный ребенок, уверенный, смелый и успешный. Ведущей деятельностью в детском возрасте является игра. Для ознакомления детей старшего дошкольного с архитектурой, за счет главных игровых принципов и методов архитектурного мышления, в заведении создается определенная атмосфера, где ученик раскрепощается, предлагает свои уникальные идеи с помощью языка разных видов искусства и раскрывает свой творческий потенциал. Дети учатся работать в команде, осваивать навыки общения, учатся договариваться и отстаивать собственную точку зрения.
Что входит в программу Школы архитектурного мышления?
В школе есть определенное деление, на выбор предлагается 16 основных студий:
- Графический дизайн.
- Архитектура.
- Журналистика.
- Фотография.
- Мода.
- Ремесло.
- Психология.
- Предметный дизайн.
- Скульптура.
- Книга.
- Звук.
- Стрит-арт.
- Менеджмент.
- Современное искусство.
- Танец.
- Видео.
Помимо основных, изучаются экстрадисциплины: экономика, генетика, история, театральное искусство и другие. Существуют определенные возрастные рамки: первая группа — возраст 6-7 лет, вторая — 8-10 лет.
Архитектура для детей дошкольного возраста и не только
Различными архитектурными студиями предлагаются программы, которые помогают детям и подросткам от 2,5 до 17 лет развивать их творческий потенциал. Будущих архитекторов учат своими руками создавать первые макеты зданий и других городских конструкций, а также способствуют приобретению тех знаний, умений и навыков, которые могут быть необходимы для поступления в профильные вузы.
Обучение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, вплоть до 12 лет, имеет своей главной целью формирование пространственного мышления, умения рисовать и конструировать. Дети осваивают «чувство» окружающего пространства, учатся различать пропорции, цвета и объемы. Ребята знакомятся с теорией: историей архитектуры и работами известных мастеров. На практических занятиях придумываются и создаются различные объемные проекты и конструкции.
Задачи обучения и необходимые условия
Главными задачами архитектурного воспитания и развития являются следующие:
- формирование умения распознавать стили в архитектуре;
- формирование умения трансляции архитектурных образов посредством художественного творчества;
- патриотизм, привитие любви к родному городу, стране;
- развитие чувства прекрасного;
- развитие памяти, мышления и воображения.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой происходит комплексно и поэтапно. Для начала необходимо сформировать у детей первичные знания об архитектуре как особом виде искусства. Далее стоит установить связь восприятия искусства с продуктивным детским творчеством.
Искусство архитектуры и широкие возможности в воспитании и развитии личности
Приобщение детей к архитектуре имеет множество положительных последствий:
- формирование познавательных интересов;
- знакомство с большим разнообразием окружающих предметов и явлений;
- отзывчивость и любовь к красоте;
- развитие чувства прекрасного;
- воспитание бережного отношения к культурному наследию;
- уважение к результатам чужого труда;
- художественное созидание;
- выражение своих идей в различных видах художественной деятельности;
- толчок к самостоятельной творческой деятельности.
В процессе обучения детям нужно предоставить возможность использовать полученную информацию в различных видах художественно-творческой деятельности, а также использовать разнообразные формы и методы ознакомления с архитектурой. Это могут быть беседы, рисование, экскурсии, прогулки, просмотр иллюстраций и фотографий, мультфильмов, различные дидактические игры и многое другое.
Маленькие люди — великие идеи
Целостное образование использует системный подход, в котором отдельные части — научное образование, математическое образование и другие — объединяются для создания более сильной и более интегрированной учебной программы, в которой учащимся и преподавателям предлагается наладить связи и выявить корреляции между различными дисциплинами.
Научное образование включает аспекты языка, грамотности, математики и даже музыки. Языковое искусство включает в себя исследования концепций и идей из истории, науки, искусства и так далее. С определенной долей творчества художественное образование может быть легко интегрировано в любой план урока. Представление концепций через визуальные и музыкальные формы может усилить и расширить обучение по всем предметам. Главная задача взрослых — создать пространство, где дети могут расти, развиваться и процветать.
Детям об искусстве. Архитектура. — книги по архитектуре для детей — запись пользователя Ирина (IrinaVolkova) в сообществе Детские книги в категории познавательные книги, энциклопедии
зодчий что это такоеСегодня покажу вам книгу "Детям об искусстве. Архитектура."
Долго я ждала ее допечатки, потому что в первый тираж купить ее не
получилось.
Надежды мои безусловно оправдались. Книга действительно стоящая и способна сподвигнуть на творческие поиски и действия. Правда до архитектурной книги ей немного не хватает наличия чертежей - планов, разрезов. Но все таки простим их отсутствие, так как книги представлены в качестве ознакомительных с миром архитектуры, таким загадочным и во многом непонятным. Можно даже смело советовать такого рода литературу и взрослым, которые хотят понять азы искусства этой направленности. Ну, не буду много писать... Давайте заглянем внутрь.
Итак, книга первая...
Из нее вы узнаете что такое дом, из чего его можно построить и как его украсить, о первых жилищах, древних и современных храмах, замках и дворцах, познакомитесь с основными понятиями и "правилами" архитектуры. Автор преподнес все живо и интересно. Думаю, любой ребенок обязательно заинтересуется. Особенно мне понравились заглавия частей - они как сказочные отголоски и сразу же притягивают, и хочется узнать и раскрыть тему глубже.
Вторая книга рассказывает о выдающихся архитекторах прошлого и наших современниках, о новых приемах, технологиях и материалах, которые позволяют современным зодчим осуществлять свои самые невероятные архитектурные фантазии. В книге представлены фото изображения объектов, раскрыты их идейные замыслы. Нет занудного повествования и обилия терминов. Знакомство с шедеврами архитектуры по большей части происходит визуально.
В книгах присутствует некоторая недосказанность, и это огромный их плюс! По ходу повествования автор не раз задает вопросы, ответы на которые каждый находит свои. Вообще в творчестве я считаю это основой. Ведь нельзя дать однозначного совета, как и что надо делать.... Творчество всегда непредсказуемо и спонтанно. И нет правил по которым надо действовать, архитектор мыслит образами, и опирается на свой опыт.
Обе книги отпечатаны просто изумительно и богато иллюстрированы. Формат чуть меньше А3.
Всем начинающим приобщение к миру архитектуры настоятельно рекомендую эти книги!
P.s.
Моя дочь говорит, что будет архитектором, и хочет работать вместе со мной))) меня это безусловно радует, но и добавляет огромной ответственности. Мне так хочется рассказать ей о многом, хочется, чтобы ей стало проще ориентироваться в мире архитектуры, хочется, чтобы она полюбила это занятие! И хотя у нас дома просто огромное количество книг по архитектуре, этот двухтомник станет отличным дополнением!