Архитектура японии – Архитектура Японии. Борис Денике. 1935 г. | История архитектуры стран Азии и Африки

Содержание

КИТАЙСКАЯ И ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

КИТАЙСКАЯ И ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА – архитектурные сооружения, созданные на территориях Китая (начиная примерно с 1-го тысячелетия до н.э.) и Японии (с 6–7 вв. н.э.). История китайской и японской архитектуры подтверждает тесную историческую связь этих двух народов, их общие дальневосточные корни и в то же время глубокие различия между ними. В обеих традициях главным строительным материалом является дерево, а камень использовался значительно меньше.

Японская архитектура многое позаимствовала из Китая на протяжении веков, поэтому ее развитие не может рассматриваться изолированно. В ряде аспектов различия между ними проступают очень ярко, при этом очевидно, что китайская архитектура существенно старше японской. Задолго до н.э. китайское искусство достигло высокой степени развития в планировке и в конструктивных решениях, а в пору своей зрелости обрело величественную монументальность, о которой свидетельствует Императорский город в Пекине. Японцы же долгое время возводили легкие жилища, характерные для неолитической культуры в течение ряда веков нашей эры, а их первые попытки возведения более серьезных сооружений явились результатом знакомства с континентальным зодчеством. Раскрытие в 6 в. Японии навстречу Китаю совпадает с началом японского крупномасштабного строительства.

См. также АРХИТЕКТУРА.

Общие характеристики.

Для китайского подхода в архитектуре характерна склонность к формальности и искусственности, для японского же, в наиболее чистом выражении, – к простоте и живописности.

Китай.

С того времени, когда можно выявить его основные характеристики, китайский способ проектирования следовал двум принципам: симметрии и ориентации на юг. Одни и те же правила применялись в строительных программах любого уровня, будь то городской дом, храм, контора или императорский дворец. Главной идеей является жесткая выстроенность объекта по оси север – юг. Основным планировочным элементом являлся огороженный стеной двор с входом с юга по центру и с главным зданием, расположенным позади, у северной стены. Обычно зал в доме имеет в плане вытянутый прямоугольник, расположенный поперек главной оси, так что при взгляде от входных ворот его зал раскрывается самым эффектным образом. Вторичные вспомогательные помещения выстраиваются симметричным образом вдоль стен двора под прямым углом к оси главного зала. Разрастание этой простейшей схемы сводилось к тому, что добавлялся еще один двор перед первым, следуя той же оси. Комплекс из двух ворот прекрасно соответствовал потребностям усадьбы скромных размеров, когда передний двор был открыт для гостей или деловых контактов, а жилая часть замыкалась во втором дворе. При дальнейших расширениях добавлялись другие дворы, один за другим, позади первичного ядра, либо симметрично слева и справа, в результате чего целое достигало масштабов и сложности императорского дворца.

Финальное расширение порождало уже стандартную «шахматную» планировку столичного города, улицы которого были ориентированы по странам света, а главная улица увеличенной ширины играла роль центральной оси симметрии. При этом огромный дворцовый город занимает обширный прямоугольник по центру позади всего; и сам дворец, и город в целом окружены стеной, главные ворота которой сделаны с юга. Отклонения от этой идеальной конструкции допускались либо в тех ситуациях, когда рельеф делал это невозможным, либо когда живописная иррегулярность ставилась как осознанная цель смягчения жесткости замысла.

Китайский зал внутри организован не менее формально, чем план целой постройки. Осевая симметрия имеет абсолютный характер в том, что касается расстановки колонн, размещения дверей, окон и иных деталей. И по конструктивным, и по художественным соображениям передний и задний фасады также идентичны. Основным конструктивным элементом является пара стоек спереди и сзади, балка, связывающая их наверху, треугольник кровли поверху. При особо скромных габаритах сооружения конек кровли поддержан стойкой, поднимающейся от центра балки. При увеличении габаритов сооружения вводилась вторая более короткая балка, приподнятая над первой на двух толстых коротких стойках, укрепленных примерно на 1/4 пролета. Стойки, поддерживающие стропила, теперь уже ставятся на этот второй уровень. При дальнейшем увеличении ширины зала серия поперечных балок становится трехъярусной. Когда пролет достигал предела прочности, дальнейшее расширение зала оказывалось возможным с помощью дополнительных двух или четырех столбов с передней и задней сторон. Обычно эти дополнительные столбы устраивались ниже основной пары, чтобы встроиться в контур кровли. Такого рода конструктивные блоки приставлялись один к другому, чтобы перекрыть необходимый пролет, далее связывая их по длине системой балок, горизонтальных связей и конька. В крупных залах именно пролет между основной парой центральных столбов придает масштабность и выразительность интерьеру.

Официальности китайской планировки строго соответствует подчеркнутая искусственность решения фасада здания. При этом в изобилии применяется цвет: на больших поверхностях стен или столбов, в ярких узорах на балках и консолях, на глазурованных черепицах кровли, где цвет усилен бликами солнца. Формы кровель, поднимающихся над широкими выносами, отличаются геометрической простотой. Есть три главных вида кровель, применяемые в зависимости от ранга сооружения: вогнутые для наиболее монументальных сооружений, простые скатные для наименее ответственных построек, комбинация скатной и вогнутой – для сооружений промежуточного значения.

При этом зал поднят на каменной террасе, которая в особо важных случаях облицовывалась мрамором и всегда украшалась резными перилами и лестницами. Солидность, тяжесть, устойчивость подчеркнуты повсюду. Каждое здание возвышается как независимое сооружение, занимающее собой пространство, четко отграниченное от него плоскостями окружающих стен. Выразительность архитектурного языка в них усилена форсированным использованием оборонительных стен всевозможных размеров – от сугубо домашних заборов до городских стен, а также мемориальных ворот пайлоу, устанавливаемых перед входами или на перекрестках.

Япония.

Японский архитектурный стиль ярче всего выражен в двух типах, это синтоистский храм и жилище. Говоря о последнем, мы имеем в виду и подавляющее большинство современных сооружений, если те возведены по традиционной схеме. Старинная живопись с изображением архитектурной среды и древние тексты доказывают, что и в древности японцы склонялись к тем же принципам построения жилища, что и японцы. Синтоистские святилища с самого начала испытали столь сильное воздействие китайских образцов, что навсегда сохранили смешанный стиль. Лишь в нескольких древнейших храмах наблюдаются старинные формы, созданные задолго до знакомства японцев с изощренностью китайской манеры.

И самое начало, и современное состояние традиционной японской архитектуры, будь то строительство святилища первобытной пантеистической религии или современного жилого здания, демонстрируют приверженность одним и тем же фундаментальным принципам. Размеры и масштабность построек поначалу были незначительны: крупные здания появлялись в Японии только как редкие попытки поспорить с китайскими образцами. Используемые материалы были обычно скромны и применялись с максимальным сохранением их природного характера: дерево не красилось, кровля изготавливалась из тростника или черепицы. И по манере расположения на месте, и по внешнему облику японские здания столь же очевидно демонстрировали свою принадлежность к миру деревьев и цветов, как китайские – принадлежность к интеллектуальному идеалу и упорядоченности.

В японской архитектуре не было жесткой границы между природным и рукотворным. И сегодня современный жилой дом, возводимый из легких сборных элементов, можно сказать, цепляется за землю. Его помещения, свободно группируемые вокруг садика, открываются одно в другое и во внешний мир благодаря применению скользящих в пазах легких перегородок, за счет чего пространство свободно перетекает в доме. Для интерьера характерно использование природных материалов – дерева, грубой штукатурки, бумаги, бамбуковых циновок, на подсознательном уровне напоминающих о растительном окружении человека. Принцип экономии и сдержанности царят в Японии повсюду, сводя декор и меблировку к минимуму.

Синтоистский храм, в простейшем случае представляющий собой коробчатый сруб с двускатной крышей, не требует, чтобы прихожане молились внутри, в связи с чем у него нередко совсем игрушечные размеры. Даже наиболее знаменитые синтоистские здания выполнены в старом японском стиле. Подобно святилищу Исе, возведенному в честь богини Солнца, они прячутся в тени деревьев священной рощи. Типичные для синтоизма ворота-тории явно представляют собой эстетическую разработку простейшей символической конструкции из трех древесных стволов.

СВЯТИЛИЩЕ В ИСЕ

История.

Китай.

За исключением достаточно позднего периода, существуют лишь косвенные свидетельства относительно истории китайской архитектуры. Раскопки в Аньяне (провинции Хэнань) бывшем в 11 в. до н.э. столицей династии Шан, открывают исследователям глинобитные платформы зданий и каменные фундаменты, на которых стояли столбы, поддерживавшие кровлю. Своими архитектурными решениями они мало отличались от построек более позднего времени. В начале нашей эры накопление богатств и концентрация власти в Китае позволили архитекторам создавать здания невиданных ранее масштабов и роскоши. Тексты той эпохи, нередко в форме длинных поэм, повествуют о красоте дворцов, изобилии их скульптурных и живописных украшений. Визуальные свидетельства внешнего вида давно разрушенных залов и башен присутствуют в изображениях на плитах гробниц династии Цинь и Хань и в простых глиняных ритуальных сосудах, захороненных вместе с прочей погребальной утварью. К 3 в. н.э. принятие Китаем буддизма придало архитектуре существенную новую функцию.

При этом установившаяся жесткость китайских строительных традиций привела к тому, что и буддийские храмы стали строиться по облику и подобию стандартных дворцов, причем вместо императора на троне в зале для аудиенций появился образ Будды в церковном алтаре. Единственной уступкой этой изначально индийской религии стало появление пагоды как архитектурного типа. На раннем этапе буддизма в Китае считалось необходимым придавать этому зданию по крайней мере одну функцию – хранилища реликвий – напоминающую по форме индийскую культовую ступу. Сохранялась и относительная близость форм, однако избранное китайцами решение испытало сильное воздействие уже закрепившейся в Китае эпохи династии Хань традиции возведения многоярусных башен. Именно установка многоярусных крыш одна над другой отличает китайскую пагоду от ее буддийских аналогов во всей Азии, независимо от того, строились ли они из дерева и черепицы или выполнялись из камня или кирпича за счет соответствующего сдвига рядов кладки.

Именно эта сугубо китайская черта в дизайне крыш значит существенно больше в облике пагоды, чем шпиль с характерными дисками наверху, непосредственно восходящий к индийской ступе. Если избрать другую точку зрения, то история пагоды является свидетельством неспособности китайской архитектуры успешно заимствовать извне хотя бы один чуждый элемент. Изначально пагоде придавалось ключевое значение в общей композиции храмового комплекса из религиозных соображений, и ее размещали на главной оси двора как ключевой элемент передней линии. Позднее, когда религиозный интерес сместился с реликвий к самому Будде, пагода утратила свою первостепенность, уступив ее залу с изображением божества, при этом зал мог уже быть совершенно китайским по своему облику. В новом своем статусе пагоде могло найтись место на центральной оси только в том случае, если ее двойник помещали позади зала, ради принципа симметрии, либо одна пагода ставилась позади. Еще чаще пагода ставилась как изолированная форма вне главного комплекса, либо вообще обходились без ее сооружения.

В китайской архитектуре проявилась чрезвычайная изобретательность в сооружении пагод. Среди используемых материалов – дерево, каменная кладка, металл и даже фарфор. На планах пагод можно найти круги и квадраты, а также найти любые промежуточные фигуры между ними. Фасады пагод варьируют от простой установки друг на друга павильонов, уменьшающихся кверху (именно этот тип стал стандартным в Японии), до надстройки форм с чрезвычайным богатством архитектурных деталей и скульптурных элементов. Пагоды строились от одноэтажной до тринадцатиэтажной, местами приближаясь размерами к небоскребу. С 13 в. под влиянием Тибета начали появляться попытки имитации характерной бутылочной формы ламаистской пагоды. Но в целом пагода так и осталась чужеродным вкраплением в монолите китайской архитектуры. Наиболее ранние буддийские пагоды в Японии, датируемые 7–8 вв., несомненно, воспроизводили китайские образцы, тогда как наиболее ранние следы пагод, сохранившиеся в Китае, относятся к 9 в. Многочисленные иные памятники, вследствие катастроф, периодически сотрясавших Китай, появляются лишь в значительно более поздние эпохи.

Таким образом, развитие китайской архитектуры за более чем 2000-летний период характеризуются двумя важными факторами. Складывается ощущение, что искусство зодчества в Китае достигло писка своего развития в период династии Сун (960–1278). Типичная планировка залов сменилась достаточной свободой в расстановке колонн. Создавались сложные здания высотой в один-два этажа, они собирались из отдельных блоков, каждый из которых имел собственную крышу. Облик типично китайских зданий менялся с эволюцией системы крепежных скоб, поддерживающей тяжелые широкие свесы. Во дворцах династии Хань эти структурные элементы развились до такой степени, что им уже стали придавать форму скульптур и различных животных. Более позднее стремление строителей к чистоте архитектурных решений наиболее явно выразилось в эпоху династии Тан (618–907), где отдельные мощные связующие элементы исходили из вершин каждой колонны. В эпоху династии Сун связующий комплекс уменьшился в размерах, он играл уже менее важное значение в обеспечении структурной прочности зданий и нагрузка равномерно распределялась между колоннами. Дворцы пекинского стиля в эпоху династий Мин и Цин (1368–1912) отличаются богато декорированными карнизами, в которые эволюционировали связующие скобы, которые уже не выполняли крепежных функций. Монументальная архитектура этого более позднего периода, будучи прекрасной и величественной по форме, почти полностью утратила изящество и эффективность конструктивных решений.

См. также КИТАЙ.

 IGDA/A. Tessore     АЛТАРЬ НЕБА (Пекин, 1402–1420) IGDA/M. Bertinetti     ПАВИЛЬОН ВЫСШЕЙ ГАРМОНИИ (Пекин)

Япония.

Япония испытала два периода мощной экспансии китайского архитектурного влияния: в 7–8 и в 13 вв. Оба раза передаточной инстанцией являлся буддизм, приходивший или прямо из Китая, или, как в первом случае, косвенным образом через Корею. Именно в буддийских храмах китайское влияние, начиная с 6 в., ощущалось наиболее сильно, хотя его первая волна сильно сказалась и в планировке двух древних столиц Японии, Нары и Киото, и в перестройке дворца японского императора, и в проникновении в первоначальный аскетизм синтоистской религии.

Дальнейшая история японской архитектуры являет собой долгий процесс ассимиляции, в ходе которой заимствованные формы модифицировались, чтобы войти в созвучие устойчивым принципам японского вкуса, или отбрасывались, когда их новизна теряла свежесть. Чрезвычайный консерватизм секты дзен-буддизма привел к тому, что дзенские постройки выглядят как застывшие навсегда китайские образцы времен династии Сун. Во всех прочих случаях масштаб архитектурных изменений значителен. Первоначально замкнутые планы отдельно стоящих зданий утратили жесткость, что позволило достичь значительно большей свободы и эффективности в использовании пространства. Планировки комплексов зданий освободились от традиционной китайской симметричности и стали более гибко адаптироваться к особенностям земельных участков. Китайская глазурованная черепица в них не используется, а применяется ее более скромный аналог терракотового цвета или цвета природного камня. Хотя снаружи деревянные здания зачастую окрашивались в красный цвет, они могли оставаться и некрашеными. Вместо изразцовых полов почти везде использовались деревянные.

В последние столетия то, что оставалось в буддийской и синтоистской традиции от китайских заимствований, подверглось дальнейшим модификациям под воздействием двух новых факторов. Во-первых, это интенсивное использование в японской архитектуре скульптур, которое достигло своего пика в знаменитых святилищах в Никко. Во-вторых, это сильное проникновение в интерьер храмов деталей, характерных для жилищ. В результате большие залы будд, характерные для секты син, во многом стали напоминать богатые особняки – с их деревянными полированными полами, циновками, раздвижными перегородками и резными деревянными решетками. Их облик значительно полнее выражал дух японской традиции, чем что-либо им предшествующее.

См. также ЯПОНИЯ.

 IGDA     ПАГОДА в городе Нара – древней столице Японии является примером классической японской архитектуры. IGDA/G. Nimatallah     ЗОЛОТОЙ ПАВИЛЬОН, построенный в Киото – древней столице Японии IGDA/G. Sioen     СИТЕНОДЗИ (Осака, 6 в.) – одна из старейших пагод Японии

Культура Японии — Википедия

Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки, которая стремительно начала оказывать влияние на культуру Японии с начала 1960-х годов[1]. Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века — начала периода Мэйдзи.

На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.

  • Дзёмон (10 тыс. лет до н. э. — 300 до н. э.) — первые образцы керамики, украшения и женские фигурки догу
  • Яёй (300 до н. э. — 300 н. э.) — переход к земледелию, поливное рисоводство, изделия из бронзы и железа, колокола дотаку
  • Ямато:
    • Кофун (IV век н. э. — VI век н. э.) — распространение культуры курганов, скульптуры ханива, зарождение древнего синтоизма и связанных с ним культов
    • Асука (593—710) — заимствование образцов китайской культуры, реформы Тайка, создание кодексов законов
  • Нара (710—794) — проникновение в страну конфуцианства, даосизма и буддизма, создание литературных произведений «Кодзики», «Нихон Сёки», «Манъёсю», «Кайфусо»
  • Хэйан (794—1185) — начало использования слоговых азбук хираганы и катаканы, строительство святилища Ицукусима, создание «Повести о Гэндзи», возникновение стиля в живописи ямато-э
  • Камакура (1185—1333) — формирование самурайского сословия
  • Муромати (1333—1568) — возникновение театра но
  • Адзути-Момояма (1568—1600)
  • Эдо (1600—1868) — установление диктатуры Токугава, политика сакоку, подавление христианства и падение сёгуната, зарождение театра кабуки и стиля укиё-э
  • Мэйдзи (1868—1912) — конец периода самоизоляции, начало капиталистического пути развития, зарождение японского кинематографа
  • Тайсё (1912—1926)
  • Сёва (1926—1989)
  • Хэйсэй (1989—2019)
  • Рэйва (с 2019)
Слово «Япония», записанное с помощью кандзи

Японский язык всегда был важной составляющей японской культуры. Преобладающая часть населения страны разговаривает на японском языке. Японский является агглютинативным языком и характеризуется сложной системой написания, состоящей из трёх различных типов знаков — китайские символы кандзи, слоговые азбуки хирагана и катакана.

Самая древняя известная форма японского языка носит название старояпонский язык, она сложилась путём заимствования китайской письменности и системы иероглифов и использовалась вплоть до начала периода Хэйан. В процессе дальнейшего развития японского языка, называемого затем классическим японским языком или поздним старояпонским, были добавлены новые способы письма — две слоговые азбуки хирагана и катакана, что привело к существенному развитию японского литературного языка и бурному расцвету японской литературы.

В современном японском языке довольно высокий процент занимают слова, заимствованные из других языков (так называемые гайрайго). Японские имена записываются с помощью кандзи, состоят из фамилии и имени, фамилия указывается в начале.

Японский язык считается одним из самых сложных для изучения. Для транслитерации японских иероглифов используются различные системы, наиболее распространёнными являются ромадзи (латинская транслитерация) и система Поливанова (запись японских слов кириллицей). Некоторые слова в русском языке были заимствованы из японского языка, например, цунами, суши, караоке, самурай и т. д.

«Нихон сёки» (титульная страница и начало первой главы. Первое печатное издание 1599 года)

Долгое время японская литература испытывала влияние Китая, литературные произведения также создавались на китайском языке.

Первыми письменными памятниками считаются собрание японских мифов и легенд «Кодзики» («Записи о деяниях древности») и историческая хроника «Нихон сёки» («Записанные кистью анналы Японии» или «Нихонги» — «Анналы Японии»), созданные во время периода Нара (VII—VIII веках). Оба произведения были написаны на китайском языке, но с изменениями для передачи японских имён богов и других слов.[2] В этот же период были созданы поэтические антологии «Манъёсю» (яп. 万葉集 «Собрание мириад листьев», 759) и «Кайфусо» (яп. 懐風藻) (751).

Широко известны и за пределами Японии виды поэтических форм хайку (яп. 俳句), вака (яп. 和歌 «японская песня») и разновидность последней танка (яп. 短歌 «короткая песня»).

Живопись[править | править код]

Японская живопись (яп. 絵画 кайга, «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Искусство живописи в Японии тесно связано с искусством каллиграфии, принципы создания каллиграфических и живописных работ общие. В живописи большое внимание уделено линии, значительное количество картин — монохромные[3].

Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала.[4]

Начиная с X века, в японской живописи выделяют направление ямато-э: картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения.

В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.

Каллиграфия[править | править код]

Японская каллиграфия

В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название сёдо (яп. 書道 «путь письма»). Наравне с рисованием каллиграфия преподаётся в школах.

Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии. Существует несколько различных стилей написания иероглифов. Совершенствованием стилей написания иероглифов занимались буддийские монахи.

Скульптура[править | править код]

Самым древним из видов искусств Японии является скульптура[5]. Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались разнообразные керамические изделия (посуда), также известны глиняные фигурки-идолы догу.

В эпоху Кофун на могилах устанавливались ханива — скульптуры из обожжённой глины, поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные — в виде людей или животных.

История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма. Традиционная японская скульптура — это чаще всего статуи буддистских религиозных понятий (татхагата, бодхисаттва и др.) Одна из самых древних скульптур в Японии — деревянная статуя будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи. В период Нара буддистские статуи создавались государственными специалистами-скульпторами.[5] В период Камакура расцвела школа Кэй, ярким представителем которой был Ункэй.

В качестве основного материала для скульптур (как и в японской архитектуре) использовалось дерево. Статуи часто покрывали лаком, позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронза или другие металлы. Наиболее яркими представителями японской деревянной скульптуры стали Энку (1632—1695) и Мокудзики (1718—1810).

Декоративно-прикладное искусство, ремёсла[править | править код]

Маски театра но

Одним из ранних видов театра стал театр но (яп. 能 но:, «талант, мастерство»), сложившийся в XIV—XV веках, актёры играли в масках и роскошных костюмах. В XVII веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра — кабуки (яп. 歌舞伎 «песня, танец, мастерство»), актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы. Высоко ценится искусство оннагата (яп. 女形 женский образ), актёров, исполняющих женские роли.

Кроме театров но и кабуки существует традиционный театр марионеток бунраку. Некоторые драматурги, например, Тикамацу Мондзаэмон писали пьесы для бунраку, которые позже ставились на «большой сцене» — в кабуки.

Первые японские киноленты начала XX века имели простые сюжеты, кинематограф этого периода развивался под влиянием театра, игра актеров была театральной, женские роли исполнялись актёрами-мужчинами, использовались театральные костюмы и декорации. До появления звукового кино демонстрацию фильмов сопровождал бэнси — живой исполнитель, японский вариант тапёра.

Поначалу кинематограф считался низким искусством, бытовало презрительное отношение к людям, занимавшимся кино. Признание и авторитет этот вид искусства получил лишь в конце 1930-х годов.

На 1950—1960-е годы приходится активное развитие японского кинематографа, они считаются его «золотым веком»[источник не указан 1127 дней]. В 1950 году было выпущено 215 фильмов, а в 1960 году — уже 547 фильмов. В этот период появляются жанры исторического, политического кино, боевики и фантастика, по количеству выпущенных фильмов Япония занимала одно из первых мест в мире.

Известные кинорежиссёры этого периода — Акира Куросава, Кэндзи Мидзогути, Сёхэй Имамура, Нобуо Накагава, Хидэо Гося. Известным за пределами страны становится актёр Тосиро Мифунэ, сыгравший почти во всех кинокартинах Куросавы[6].

Во время кризиса киноиндустрии 1960-х годов популярными жанрами становятся фильмы о якудза и недорогие порнографические фильмы.

В 1990-х актёр и режиссёр Такэси Китано получает широкую известность как в Японии так и за её пределами.

Широкую известность приобрели японские мультипликаторы, удостоенные международных наград на крупных кинофестивалях. Среди них:

Аниме (или японская анимация) имеет высокую популярность во всём мире. Среди остальных жанров мультипликации выделяется большей ориентацией на взрослую аудиторию. Для аниме характерно дополнительное разделение на жанры для конкретной целевой группы. Критериями разделения служат пол, возраст или психологический тип зрителя. Часто аниме — это экранизации японских комиксов манга, также пользующихся большой популярностью.

Как аниме, так и манга рассчитаны на разные возрастные аудитории. Достаточно большая часть манги рассчитана на взрослых. По состоянию на 2002 год около 40 % всего издательского рынка в Японии занимают журналы с мангой.[7]

В период Хэйан сформировался классический японский музыкальный жанр гагаку (яп. 雅楽 «изысканная музыка»), представляющий собой музыку в исполнении оркестра (колокола, ударные и духовые инструменты).

Японская архитектура имеет столь же длинную историю как любая другая составляющая часть японской культуры. Первоначально испытав сильное влияние китайской архитектуры, японская архитектура разработала множество отличий и собственных подходов, присущих лишь Японии. В качестве примеров традиционной японской архитектуры можно назвать храмы, синтоистские святилища и замки в Киото и Наре. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте.

Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые [минка]]民家 (яп. {{{2}}}), максимально приспособлены к климату страны. Минка имеет каркасную конструкцию с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

VII век был отмечен бурным строительством буддийских храмов на территории Японии. Святилище Исэ-дзингу, посвященное богине Аматэрасу, — основная синтоистская святыня Японии.

Своеобразием отличались японские замки, служившие не только для защиты своих хозяев от врагов, но и символом власти. Названия двух замков (Адзути и Момояма) дали название периоду в истории Японии — Адзути-Момояма. В изначальном состоянии сохранилось очень немного замков, многие средневековые замки были разрушены во время войн, сгорели при пожарах, были разобраны по указанию правительства как пережиток феодального прошлого, в XX веке часть замков была восстановлена.

Необходимость отстраивать разрушенные здания после Второй мировой войны дала стимул для развития японской архитектуры. При этом отстроенные заново города сильно отличались от довоенных.

Некоторые современные архитекторы, например, Ёсио Танигути и Тадао Андо, известны тем, что широко используют объединение традиционных японских и западных архитектурных влияний.

В Японии можно встретить два типа одежды — традиционную — вафуку (яп. 和服 японская одежда), и более простую, повседневную, по европейскому образцу. Кимоно (яп. 着物) — буквально переводится «одежда, наряд» — общий термин для обозначения любой одежды, а в узком — разновидность вафуку.

Японская кухня известна своим упором на сезонность питания, качество ингредиентов и подачу блюд.

Основой японской кухни является рис.

Слово гохан (яп. 御飯 дословно «варёный рис») также может переводиться как «еда». Помимо своего основного предназначения в качестве продукта питания рис также служил своеобразной денежной единицей, в старину рисом выплачивались налоги и жалование. Японцы используют рис для приготовления самых разнообразных блюд, соусов и даже напитков (сакэ, сётю, бакусю)[8]. Вторым по значимости продуктом питания японцев является рыба. Япония занимает четвёртое место в мире по употреблению рыбы и морепродуктов на душу населения.[9] Часто рыба употребляется в сыром или полусыром виде, например, суши. Также очень популярен в Японии соевый творог (тофу).

Для сохранения пищи в условиях высокой влажности её часто засаливают, сбраживают или маринуют, примерами таких блюд могут служить натто, умэбоси, цукэмоно и соевый соус.

В современной японской кухне можно легко найти заимствования из китайской, корейской и тайской кухни. Некоторые заимствованные блюда, например рамэн (китайская пшеничная лапша), становятся очень популярными.[10]

Особое место в традиционной японской кухне занимает японская чайная церемония. В последнее время японская кухня довольно популярна за пределами Японии, также вследствие её низкой калорийности она считается полезной для здоровья.

В Японии популярны бейсбол, футбол и другие игры с мячом. Также традиционно популярны некоторые виды боевых искусств (дзюдо, кэндо и карате).

Борьба сумо хотя и не является официальным спортом в Японии, но по мнению профессиональной ассоциации сумо, считается национальным видом спорта.

Боевые искусства[править | править код]

Основные религии в Японии — буддизм, синтоизм.

Основа синто — в поклонении и обожествлении природных сил и явлений. Считается, что всё сущее на Земле в той или иной степени одушевлено, обожествлено, даже те вещи, которые мы привыкли считать неодушевлёнными — например, камень или дерево, и у каждой вещи есть свой дух, божество (ками). Некоторые ками являются духами местности, другие олицетворяют природные явления, являются покровителями семей и родов. Другие ками представляют глобальные природные явления, такие, как Аматерасу Омиками, богиня Солнца.

Главным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. Мир ками — не потустороннее обиталище, но общая естественная среда с миром людей. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, а надо пытаться добиться гармонии с ками в этой жизни.

Синто является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру.

Между божествами и людьми существует тесная связь даже по происхождению: связующим звеном является микадо, потомок Аматэрасу и её представитель на земле, а также родоначальник всех японцев. Важнейшие легенды относительно божеств, составляющих пантеон синтоистов, изложены в начале главы об истории. Из них можно видеть, что божества эти имеют тесную связь с силами природы и часто даже представляют их олицетворение.

Главную роль между ними играет богиня солнца Аматэрасу; затем есть божества луны, земли, подземного царства, ветра, грома, огня, воды, домашнего очага, пищи, заразных болезней и т. п. К обоготворению природы в синтоизме примешивается культ предков: божеские почести воздаются здесь как прежним, так и царствующему микадо, душам героев и вообще предков.

Позже появляется буддизм. В Японии он распадается на несколько сект (школ) и переплетается с местным синтоизмом настолько, что не всегда можно понять, какая секта больше проникнута буддизмом, а какая синтоизмом. Каждая секта почитает своих богов. «Амидаистские» секты средневекового происхождения уповают на спасителя Будду-Амиду (Амитабу). В секте сингон верховный будда — Дайнити-Нёрай, «Великий солнечный Будда» В других сектах почитаются группа пяти богов Мёо, «Великие Будды мудрости», один из них — Фудо-мёо, изображается в виде сурового воина с мечом и злым лицом. Это значит то, что он уничтожает жадность, гнев и невежество. Основные божества те же, что и в других странах, их соответствия: Буцу — Будда, Босацу — Бодхисаттва, Сяка-Нёрай — Шакьямуни, Дарума или Бодайдарума — Бодхидхарма.

Самая массовая секта — Сока-гаккай, активно вмешивается в политическую жизнь страны. Наконец, наиболее широкое распространение получила секта «дзэн». Её поклонников можно встретить далеко за пределами Японии. Её суть — мистическое самоуглубление и постижение истины вне разума.

Древней же религией в Японии был, однако, не синтоизм, а культ родовых духов (ками). Он малоизвестен. Жрецы этого культа назывались ура-бэ (гадатели) и ими-бэ (заклинатели). Кроме этого, в народных слоях пользуется большой популярностью группа богов «сити фукудзин», то есть семь богов счастья. Это: Дзюродзин (寿老人 — долголетие), Дайкоку (大黒 — богатство и земледелие), Эбису (恵比寿 — счастье и удача), Хотэй (布袋 — любовь, радость), Бэндзайтэн или Бэнтэн (弁財天 — любовь, искусство, красота), Фукурокудзю (福禄寿 — мудрость), Бисямонтэн (毘沙門天 — покровитель богатства и воинов).

Фактически большая часть японцев не отдаёт предпочтение какой-либо религии. В быту большинства японцев встречаются элементы почитания обеих религий. Наряду с этим значительная часть японцев с почтением относится к христианству. Подобное взаимопроникновение и терпимость связаны с особым менталитетом японцев, способностью сгладив углы вобрать в себя различные на первый взгляд малосовместимые элементы.

На раннем этапе развития японского общества был широко распространён тотемизм.[6] Из древних японских религиозных верований сформировались представления синто — основной религии Японии. Синтоизм (или синто) дословно можно перевести как «путь множества ками (богов)»). Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям синто солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками (или микото) и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах.[2] Важной особенностью синтоизма является культ предков.

Древние японцы считали, что японские острова и люди, населявшие их, были созданы ками, что нашло своё отражение в японской мифологии. С этими представлениями связан также культ императора — считалось, что императорская семья происходила от богов-создателей японского архипелага.[4] Древние мифы и легенды синтоизма о создании японских островов богами и передаче власти над страной потомкам богов (Дзимму и Ниниги) сохранились в сводах «Кодзики» и «Нихонги».[2]

Позже, из Индии через Корею и Китай, в страну проникает буддизм, 552 год считается официальной датой признания новой религии.[11] Буддизм оказал большое влияние на образование, литературу и искусство Японии, хотя сам значительно трансформировался и сильно отличается от индийского и китайского буддизма.[12] При императоре Сёму (правил в 724—749) буддизм был признан государственной религией.

В середине XVI века в Японию пришло христианство, поддержаное Ода Нобунагой и запрещённое впоследствии сёгунатом Токугава. Запрет на христианство был снят после реставрации Мэйдзи.

В современной Японии доля населения, одновременно исповедующего две религии — буддизм и синтоизм, составляет 84 %, около 0,7 % населения страны исповедует христианство.[13]

Мифология[править | править код]

Согласно синтоистскому мифу о сотворении земли, первыми богами сошедшими на землю были Идзанаги и Идзанами, которые создали объекты природы и земных богов.

От их союза были рождены острова Японии, и огромное количество богов.От Идзанаги пошли Аматэрасу (Солнце), Цукиёми (Луна), Сусаноо (буря). От Аматэрасу происходит божество Амэ-но-Осидо-Мими, от него — Ниниги, от Ниниги в браке с Конохана-Сакуя-Химэ происходят Хоносусэри (блеск огня) и Хикохоходэми (тень огня). От брака Хикохоходэми и Тоётама-химэ рождается Амасухико, от которого в браке Тамаэри-химэ появляется первый император империи Дзимму (мифический).

Столовый этикет в Японии отличается от европейского. Едят обычно из фарфоровых чашек палочками хаси. Жидкую пищу пьют из пиал, но иногда пользуются ложками. Ножом и вилкой пользуются исключительно для европейских блюд. Хлюпать за едой считается вполне приличным, но втыкать палочки в еду, особенно в рис, — недопустимо. Нельзя также класть палочки острыми концами влево, или поперек чашки, указывать ими на что-либо или махать ими в воздухе, зажимать их в кулаке и др. Хорошим тоном считается подливать напитки в бокалы соседям, но не себе.

Рис японцы называют «гохан», («варёный рис», но также это слово может употребляться и в общем значении «еда»; причём уважительная приставка «го» к слову «хан» (рис) со временем стала обязательной; всё это говорит об огромной важности этого блюда для японцев). На трапезе рис присутствует всегда. До XIX века рис ели только богатые, он был дорог. Остальные же берегли его к празднику, заменяя в простые дни ячменём. Только в XX веке рис стал общедоступен. Популярны блюда с лапшой, приготовленной из пшеницы (удон) либо из гречки (соба). Лапша идёт и в супы, и как самостоятельное блюдо, с добавками и приправами. Важное место в японской кухне занимает соя. Из неё готовят супы, соусы, соевый сыр тофу, натто.

Одно из наиболее популярных за пределами страны японских блюд — суши. Существуют несколько разновидностей, например, самым популярным видом суши является нигиридзуси (握り寿司: суши, сделанное с помощью рук). Он состоит из продолговатого комочка риса, спрессованного ладонями, небольшого количества васаби и тонкого кусочка начинки (сырой рыбы, креветок или икры), которая покрывает рис (нэта). Нигири могут также быть связаны тонкой полоской нори. Норимаки (海苔巻) — это суши цилиндрической формы состоящее из кусочка сырой рыбы, завернутого в рис, и завернутого в нори (прессованные листы водорослей). Одним из любимых блюд является сашими (刺身) — кусочки сырой рыбы. Её употребляют с соевым соусом, в который добавляют васаби. Часто сашими подают вместе на нарезанной соломкой редькой дайкон и листьями сисо (лат. Perilla)

У японцев много различных супов, но самый традиционный — мисосиру (味噌汁). Это суп из пасты мисо (которая изготовляется из варёных, размятых и перебродивших соевых бобов с добавлением соли и солода). Такие супы в каждом регионе готовят по-своему. Помимо этого японцы широко употребляют овощи и травы (картофель, морковь, капусту, хрен, укроп, сельдерей, петрушку, помидоры, лук, яблоки, дайкон), рыбу, мясо акул, морскую капусту, мясо курицы, кальмаров, крабов и прочие морепродукты.

Традиционным и популярным напитком японцев является зелёный чай, а спиртным — рисовое вино саке и сётю.

Японская чайная церемония

Для японского общества характерно явно выраженное ощущение принадлежности к определённой социальной группе (рабочий коллектив, семья, студенческая группа), что также выражается в особых отношениях внутри группы.[4]

В Японии большое значение придаётся понятиям о «долге» и «обязательстве», обычно называемые гири (яп. 義理). Хотя гири является общей социальной нормой поведения японцев, в некоторых случаях, например в отношениях среди молодёжи, к этому понятию относятся проще.

Следует знать, что в Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому панибратское похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызовут радости[источник не указан 2625 дней].

  1. Катасонова Е.Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах: Очерки современной японской массовой культуры. — М.: Восточная литература РАН, 2012. — С. 16. — 357 с. — ISBN 978-5-02-036522-3.
  2. 1 2 3 Самозванцев А. М. Мифология Востока. — М.: Алетейа, 2000. — С. 301—304. — 348 с. — ISBN 5-89321-054-9.
  3. ↑ ИСКУССТВО ЯПОНИИ (неопр.). Медиаэнциклопедия ИЗО.
  4. 1 2 3 Религиозные традиции мира = Religious traditions of the world. — М.: Крон-пресс, 1996. — Т. 2. — С. 495—610. — 640 с. — ISBN 5-232-00313-5.
  5. 1 2 СКУЛЬПТУРА // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3.
  6. 1 2 Е. А. Гаджиева. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 256 с. — (Золотой фонд). — ISBN 5-222-09014-0.
  7. ↑ «Чудеса Японии» — статья в веб-журнале «Ниппония» No.25 15 июня 2003 г. Проверено 23 апреля 2008
  8. ↑ Статья «Все о рисе» на сайте «Япония сегодня» (в

Искусство Японии — Википедия

Искусство Японии обладает богатым разнообразием стилей и средств выражения, включая гончарное искусство, скульптуру, лаковые изделия, живопись водяными красками и каллиграфию на шёлке и бумаге, ксилографию и гравюры укиё-э, кири-э, киригами, оригами, а также наиболее молодое направление — мангу — современные японские комиксы, и многие другие типы произведений искусств. Его история охватывает огромный период — от первых людей, населявших Японию примерно в 10 тысячелетии до нашей эры, до наших дней.

На протяжении долгих периодов своей истории Япония была изолирована от влияния внешнего мира и вслед за любым новшеством или идеей, случайно проникшими в неё извне, следовал новый период минимального контакта с другими культурами. Развитию японской живописи способствовало налаживание контактов с континентом. Именно оттуда в начале VII века были позаимствованы технологии изготовления красок, бумаги и туши. Японская живопись в этот период времени была весьма проста, и представляла собой росписи, выполненные красной, зеленой и желтой краской на черном фоне. По мере дальнейшего распространения в стране буддизма, профессия художника стала более востребованной, собственно возросло качество и количество художественных произведений [1].

С течением времени японцы выработали способность впитывать, имитировать и наконец ассимилировать подобные элементы пришлой культуры, таким образом обогащая собственные эстетические вкусы. Первые образцы высокого искусства начали создаваться в Японии в VII и VIII веках — одновременно с распространением Буддизма. В IX веке, когда японцы начали отстраняться от китайских веяний и развивать свои собственные формы выражения, как никогда прежде стали цениться секулярные искусства — наряду с искусствами религиозной направленности они процветали до конца XV столетия. Вслед за Войной Онин (1467–1477) в Японии наступил период политической, социальной и экономической смуты, длившийся около ста лет. В государстве, возникшим под началом Сёгуната Токугавы, организованная религия стала играть куда меньшую роль в повседневной жизни и основными видами искусств, сумевших сохраниться в ту эпоху, стали искусства секулярные.

Живопись — наиболее популярное средство выражения, существующее в Японии, к которому прибегают как любители, так и профессионалы. Вплоть до наших дней японцы предпочитали использовать для письма кисть, а не пишущие инструменты, и их мастерское владение кистевыми техниками вылилось в крайнюю чувствительность к ценностям и эстетике живописи. С ростом интереса к популярной культуре в период Эдо важной формой искусства стали оттиски на деревянных брусках — их техника была усовершенствована и отточена для производства цветных отпечатков. В этот период отмечается падение симпатии японцев к такому средству выражения как скульптура — она начинает ассоциироваться с религией и её применение уменьшается вместе с уменьшением роли Буддизма.

Японская керамика считается одной из лучших в мире, а её образцы включают в себя древнейшие артефакты японской культуры. Архитектурные предпочтения японцев выражаются в использовании натуральных материалов и четкой взаимосвязи между внутренними и внешними пространствами.

Статуэтка со снегозащитными очками, период Дзёмон

Искусство Дзёмон[править | править код]

Первые переселенцы, обосновавшиеся в Японии — народ Дзёмон (ок. 11000-300 года до н.э.), получивший своё имя по верёвочному орнаменту, украшавшему изготавливаемые ими сосуды. Они были кочевыми охотниками-собирателями, позже начавшими практиковать организованное земледелие и сумевшими построить города с населением в сотни, если не в тысячи человек. Их дома были примитивными постройками из дерева и соломы, чаще всего располагавшимися в земляных ямах для сохранения тепла. Они изготавливали богато украшенные керамические сосуды, глиняные фигурки догу и хрустальные украшения.

Искусство Яёй[править | править код]

Следующей волной переселенцев стал народ Яёй, названный так в честь района Токио, где были обнаружены останки их поселений. Эти люди, прибывшие в Японию примерно в 350 году до н.э., принесли с собой секреты культивации риса на заливных полях, производства медного оружия и бронзовых колоколов (дотаку), а также керамику, изготавливаемую на вращающемся колесе и обжигаемую в угольных печах.

Искусство Кофун[править | править код]

Санкакубути синдзюкё или зеркало с треугольными краями

Третий период летоисчисления доисторической Японии — период Кофун (ок. 250—552 н.э.) представляет собой трансформацию культуры Яёй, вызванную либо внутренним развитием, либо влиянием извне. Период получил название в связи с большим количеством созданных в это время мегалитических курганов кофун. Во время этого периода различные группы людей объединились в политические союзы, в конечном итоге сформировав нацию. Типичные артефакты представлены бронзовыми зеркалами, символами политических союзов и глиняными скульптурами ханива, возводившимися возле курганов.

Искусство Асука и Нара[править | править код]

На периоды Асука и Нара, названые так из-за размещения государственных органов того времени в долине Асука (в 552—710 годах) и в городе Нара (в 710—784 годах), пришлось первое значительное привнесение континентальной азиатской культуры в Японию.

Распространение буддизма спровоцировало первые контакты между Китаем, Кореей и Японией.

Японцы разглядели в китайской культуре определенные аспекты, которые смогли перенять и включить в свою собственную: система передачи звуков и идей посредством письменности; историография; комплексные теории государственности, такие как эффективная бюрократия; а также, что наиболее важно с точки зрения искусства — новые технологии, методы строительства, более продвинутые техники обработки бронзы и новые техники и средства для изобразительного искусства.

И все же основной причиной интенсификации контактов между Японией и азиатским континентом на протяжении VII и VIII веков было распространение буддизма. Среди исследователей нет единого мнения по поводу некоторых знаковых дат и правильности названий периодов между 552 годом — официальной датой появления буддизма в Японии, и 784 годом — датой переноса столицы из Нары. Наиболее общепринятые рамки включают период Суйко (552—645), период Хакухо (645—710) и период Тэнпё (710—784).

Самые ранние из известных японских статуй Будды относят к VI и VII векам.[2] Они созданы под влиянием греко-буддистского искусства I-III веков, на которое также наложили отпечаток представления китайских и корейских скульпторов. Для него характерны реалистичные формы с плавной фактурой одежды. Проникнув на корейский полуостров из государства Северная Вэй, религиозные изображения Будды далее проникли в Японию.

Старейшие буддистские постройки на территории Японии сохранились до наших дней. К ним относится и самое старое деревянное здание на дальнем востоке — храм Хорю-дзи к юго-западу от Нары. Изначально построенный как личный храм наследного принца Сётоку, он состоит из 41 независимого строения.

Искусство Хэйан[править | править код]

Мандала мира чрева (Тайдзокай)

В связи с ростом влияния и благосостояния буддизма в Наре, жрец Кукай (наиболее известный под посмертным титулом Кобо Дайси, 774-835 гг) отправился в Китай для изучения сингона — одной из форм буддизма, принадлежащей направлению ваджраяны, которую он начал проповедовать в Японии в 806 году. В основе этого учения лежат мандалы — диаграммы духовной вселенной, которые начали влиять и на дизайн храмов. Японская буддистская архитектура также переняла ступу — изначально индийский храмовый элемент, позднее принявший вид китайской пагоды.

Храмы, возводимые под влиянием этого нового учения, расположились в горах, вдалеке от столичного правительства и мирян. Неравномерная топография этих мест сподвигла японских архитекторов к переосмыслению проблем при строительстве храмов, в результате чего они стали больше уделять внимания традиционным японским приёмам проектирования и возведения построек. Кипарисовые крыши пришли на смену керамической черепице, вместо земляного пола стали использоваться деревянные планки. К основным местам поклонения стали пристраивать отведённые для мирян пространства.

Искусство Камакура[править | править код]

Ажурный реликварий из бронзы с позолотой

В 1180 году разгорелась война между двумя наиболее влиятельными кланами — Тайра и Минамото. Спустя пять лет клан Минамото одержал победу, после чего фактическое место пребывания правительства было перенесено в приморскую деревню Камакура, где оно оставалось вплоть до 1333 года. Переход всей полноты власти от аристократии к классу воинов повлиял и на искусство того времени. Аудитория этого искусства теперь состояла из людей посвятивших себя военному ремеслу, священников, пытающихся сделать буддизм доступнее для малограмотных крестьян, а также консервативно настроенной знати и некоторых священников, сожалеющих об ослаблении власти императорского двора. Таким образом, искусство периода Камакура характеризуется реализмом и возрождением классического стиля. В период Камакура Киото и Нара сохранили за собой статус центров высокой культуры и искусств.

Искусство Муромати[править | править код]

Во время периода Муромати (1338-1573) японская культура претерпела глубокие изменения. Клан Асикага установил контроль над сёгунатом и вернул его местопребывание в Киото (район Муромати). Возвращение правительства в столицу положило конец популяризации веяний Камакуры, придав культуре более аристократический и элитарный дух.

Среди наиболее значимых художников периода Муромати выделяют монахов-живописцев Сюбуна и Сэссю. Сюбун, монах киотского храма Сёкоку-дзи, создал картину Читая в бамбуковой роще (1446) — реалистичный пейзаж, чарующий глубиной своего пространства. Сэссю, в отличие от большинства художников периода, имел возможность пройти обучение живописи непосредственно в Китае. Пейзаж четерёх времён года (Сансуй Тёкан, ок. 1486) — одно из самых знаменитых его творений, представляющее собой неприрывное изображение одного ландшафта во время разных времён года.

Искусство Адзути-Момояма[править | править код]

Наиболее известной школой живописи периода Момояма является школа Кано. Кано Эйтоку оказал на неё значительное влияние, создавая монументальные пейзажи на раздвижных межкомнатных дверях. Ширма Эйтоку «Китайские львы» является образцом смелого яркого стиля, которому отдавали предпочтение самураи.

Искусство Эдо[править | править код]

Современное искусство Японии[править | править код]

Современное искусство Японии имеет множество форм и выражений, как и большинство современного мирового искусства в целом. Начиная от аниме, видеоигр и архитектуры, до скульптуры и живописи всех мыслимых форм.

Многие художники продолжают традиции старинных мастеров, творя картины на бумаге и шёлке при помощи красок. Некоторые из них запечатлевают привычные предметы, прибегая к традиционным методам, другие же пробуют новое, находя необычные мотивы и стили в рамках привычных изобразительных средств. Находятся и те, кто вовсе отвергает традиционные японские стили, предпочитая масляную живопись или другие формы западного искусства.

  • Парижский веб-музей (WebMuseum Paris)
  • Japan — находящийся в публичном домене материал из цифровой версии библиотеки Конгресса США
  • «The Diffusion of Classical Art in Antiquity» by John Boardman (Princeton University Press, 1994) ISBN 0-691-03680-2
  • Kaempfer, H. M. and W. O. G. Sickinghe The Fascinating World of the Japanese Artist. A Collection of Essays on Japanese Art by Members of the Society for Japanese Arts and Crafts, The Hague, Society for Japanese Arts and Crafts, 1971. ISBN 0-87093-156-3
  • «Alexander the Great: East-West Cultural contacts from Greece to Japan» (NHK and Tokyo National Museum, 2003)
  • «De l’Indus à l’Oxus, Archéologie de l’Asie Centrale», Osmund Bopearachchi, Christine Sachs, ISBN 2-9516679-2-2
  • «The Crossroads of Asia, Transformation in image and symbols», 1992, ISBN 0-9518399-1-8

Японская архитектура эпохи средневековья — История архитектуры

Автор landingclub На чтение 3 мин. Опубликовано

Во многом напоминает китайскую японская архитектура. Здесь также любимым строительным материалом было дерево, а строительные традиции почти не изменялись в течение многих веков. Даже теперь, несмотря на развитие технологий и строительство суперсовременных городов, значительная часть их предпочитает облегченным деревянным домам. Более того, японская эстетика, сформировавшейся еще в средневековье или даже раньше, большое влияние на формирование современного европейского дизайна.

В японских сооружениях дерево даже не всегда красили. Сучки и трещинки на поверхности древесины часто обыгрывались как декоративные детали. Основным типом сооружения, как и в Китае, был прямоугольный в плане павильон, обнесенный галереей, с крышей, углы которого имели изогнутую форму.

Характерным признаком японской архитектуры есть больше, чем в Китае, распространение многоярусных пагод. От китайской японскую архитектуру отличает и меньше монументальность. Сооружения, даже храмовые, обычно имеют небольшой размер. При раскраске обычно используются один — два ярких цвета, гармонии со светлыми или темными оттенками природных материалов. Расположение строений в архитектурном комплексе, как правило, бывает асимметричным.

Несмотря на общий консерватизм японской культуры, здесь заметны определенные изменения архитектурных форм. Первыми священными сооружениями в Японии были кладовые, в которые составляли зимние запасы риса. Отношение к таким сооружениям было не просто практичным, а религиозным. Они считались хранилищем жизни. Кладовые ставили на высокие столбы, чтобы влага не испортила зерно. Перед ними устраивались праздники в честь урожая. В первые века нашей эры появляются первые храмы, возведенные в честь богов, заместителей земледельцев. За образцы им правили древние священные кладовые. Японский климат не способствует долгому сохранению деревянных строений, но некоторые из древнейших храмов дожили до нашего времени благодаря обычаю, что может показаться нам удивительным. Японцы разбирали свои храмы каждые двадцать лет и строили точно такие, из нового материала. И так все время, в течение двух тысячелетий. Вот почему наши современники могут видеть, например, храм Исэ таким, как его построили древние строители. Этот храм посвящен двум божествам — солнечной богини Аматэрасу и покровительнице злаков Тойоуке.

Главное здание ансамбля Найку сионистского святилища в Исе. III — V вв.

Он представляет собой ансамбль очень простых прямоугольных строений, расположенных в лесу. Храмовая территория обнесена четырьмя концентрическими оградами. Материалом для них служит золотистая древесина местного кипариса.

Следующий этап развития японской архитектуры связан со строительством первой постоянной императорской столицы, вместо временной резиденции. Такой столицей стал город Нара. Его именем назвали также определенный период развития японской культуры, охватывающий вторую половину VII — VIII вв. В настоящее время в Японии распространяется буддизм. Относительно архитектуры, то она испытывает большое влияние со стороны Китая. Строят даже храмы и буддийские монастыри грандиозных размеров, вообще не свойственно японским представлениям о прекрасном. Старейшим из японских буддийских монастырей, сохранившихся является монастырь Хорюдзи, у Нары. Его комплекс включает в себя несколько деревянных павильонов, окрашенных красным лаком. Главное сооружение называется Кондо, или «Золотой зал». Она увенчана двухъярусным крышей. В комплекс входит также пагода, достигает 32 м высотой.

Ансамбль монастыря Хорюдзи близ Нары. VII в. Общий вид главной площади

Кондо монастыря Хорюдзи. VII в.

Кондо монастыря Xopюдзи. VII в. Разрез и план

Пагода Годзюното мон. Хорюдзи у Нары. 607р. Общий вид и план

Наибольшей сооружением периода Нары был храм Дайбуцудэн монастыря Тонайдзи. В середине храма была установлена шестнадцатиметровая статуя сидящего Будды. У входа в монастырь установили две пагоды, высота которых равна ста метрам.

Традиции и современность в архитектуре Японии

Формирование такого направления как регионализм началось в Стране восходящего солнца одновременно со странами Северной Европы.

Заметнее всего в архитектуре Японии регионализм начал проявляться во второй половине двадцатого века после поражения во Второй мировой войне. Толчком к распространению явились факторы из области политики, социальной и экономической сферы такие как: принудительная демилитаризация страны, демократизация, восстановление после войны, технический прогресс в строительной отрасли.

Все это стало мощным движущим фактором для развития культуры и общества Японии. Началось строительство центров культуры, спорта, бизнес-центров, театров и музеев. Происходит формирование принципиально нового вида общественного строения – ратуши, которая представляет собой некий объект с большим количеством функций – являющийся зданием местного самоуправления и центром культуры.

В середине прошлого столетия развитие архитектуры подобного рода строений проходило по примеру второй волны модерна в Европе. Принципы именно этого стиля гармонично вплелись в традиционное зодчество Японии, которое в течение многих веков отличалось стабильностью и неизменностью стиля. Оно избежало радикальных перемен в области стиля, которые были характерны для Европейского искусства. В истории архитектуры Японии можно отследить два архитектурно-конструктивных направления: каркас из дерева с несущим заполнением, выполненным из легких щитов и циновок; массивный сруб из дерева. Первое направление распространилось в возведении жилья самых разных категорий. В таком стиле строили хижины и дворцы. Второе направление нашло применение при проектировании храмов и хранилищ.

Отличительной чертой европейской архитектуры было преобладание пластической разработки колонн, стен, аркады. Японская архитектура характеризуется пластической разработкой тяжелой крыши, выполненной из черепицы, имеющей довольно крутой уклон. При этом предусматриваются большие выносы свесов кровли, которые с помощью вариантного проектирования поддерживают свесы. При этом пластическое проектирование конструкций, расположенных вертикально (каркасных стен или стен из бревен) не проводилось. Поэтому сохранялась их нейтральная структура конструкции.

Жара и влажность учитывались при проектировании базовых конструкций стен и кровли. По этой же причине постройки над основаниями немного подняты на отдельно стоящие опоры. Сейсмическая ситуация на островах обусловила малоэтажность построек, проектирование лаконичных  объемов строений.

Данная историческая справка приведена для понимания того, с какой легкостью страна восходящего солнца переняла черты модернизма, органично вплетая их в традиционную архитектуру. Легкий каркас из дерева Японские архитекторы заменили на монументальные сооружения с железобетонным каркасом. Наиболее яркими представителями этого стиля стали Маякава, Танге, Курокава и многие другие. Классика модернизма Японии – музей Мира в хиросимском комплексе, построенном архитектором Танге в период с 1949 по 1956 гг.

Музей Мира, архитектор Танге.

Вскоре малая эмоциональность модернизма стала требовать поиска вспомогательных средств выражения. Сначала в ход шли приемы традиционного регионального подхода.

В архитектуре наших дней развитие регионализма происходило в трех направлениях: имитации, иллюстративного традиционализма и органичного преломления традиций.

При разработке проекта культовых зданий в основном проект имитирует традиционный сруб, но при этом используется железобетон. Этот же подход встречается в проектах светских строений. Примером может служить павильон на выставке Экспо-67, спроектированный архитектором Иосинобо Асахара, проект токийского театра, созданный архитектором Хироюки Ивамото. Навесные панели стен из железобетона, расположенных снаружи по горизонтали, украшены рельефом-имитацией рубленой стены из дерева.

Что касается иллюстративного традиционализма, то здесь наиболее популярно внесение элементов, принятых традиционно в строении, спроектированном по законам стиля модерн. Очень часто эти элементы походят на не завуалированные цитаты. Прототипом венчания здания международных конференций в городе Киото (выполненного из железа и бетона) архитекторы С. Отани и Т. Оти выбрали аналогичный элемент храма III века в городе Исе.

Здание международных конференций в городе Киото, архитекторы С. Отани и Т. Оти

Здание международных конференций в городе Киото, архитекторы С. Отани и Т. Оти

Кикутаке для своей разработки в городе Идзума выбрал солнцезащитные решетки из железобетона, аналогичные решеткам храмаVII в., выполненным из дерева.

Административное здание в Идзумо (1963 г.), архитектор Кикутаке.

Административное здание в Идзумо (1963 г.), архитектор Кикутаке.


Органичное направление применения подходов архитектуры, сложившейся традиционно, представляет токийский фестиваль-холл, проект архитектора Маякавы. Каркас здания – легкий, выполненный из железа и бетона, заполнен прозрачными, пропускающими свет ограждениями. Характерная особенность строения – массивность кровли, большой ее вынос, размер которой визуально увеличивает парапет, выполненный из бетона под наклоном. Он защищает от ветра эксплуатируемую крышу. Разработанная в традициях японской архитектуры композиция здания обладает обновленной формой, в которой отсутствует имитаторство. Подобный тяжелый парапет, имеющий принципиальные отличия в формах, использован в разработке музея в Нагасаки. Если сравнить два вышеприведенных решения с возведенным тогда же зданием токийского музея западного искусства по проекту Корбюзье, можно увидеть, что использованные в проектах приемы повышают выразительность композиции.

Также наиболее органичное для страны восходящего солнца тяжелое венчание стало популярным, и было использовано формально многими зодчими. Сегодня оно встречается во всех больших городах.

Путь архитектуры страны восходящего солнца в освоении регионального направления в создании проектов современных построек легче увидеть, сравнив 2 объекта с одним и тем же назначением – две ратуши – в творчестве архитектора Танге, спроектированные с разницей  в два года. Это префектура Кагава в Такамацу и муниципалитет в Курасики. Префектура спроектирована в интернациональной манере, принадлежность к определенной нации выдает только наличие консолей из железобетона, вынесенных на фасад торцами, что напоминает конструкции из дерева, выполненные в японских традициях. Проект муниципалитета – пример реализации регионального направления без применения элементов национального колорита, которое опосредованно повлияло на расположение расставленных на больших расстояниях друг от друга открытых опор, формирующих первый ярус, которые книзу слегка расширены. Также к элементам национальной архитектуры  можно отнести пропорциональность составных частей разрезки стен фасадов в два ряда и соединения их по углам, которые напоминают сопряжения сруба из дерева в утяжеленном венчании строения.

Глубинные признаки регионального направления связаны с избирательностью относительно подбора несущих конструкций и отображения в построении их тектонических возможностей. Учитывая то, что традиции японской архитектуры использовали как базу конструкции стоечно-балочные и срубные, выполненные из дерева, в зодчестве страны восходящего солнца не прижилась тектоника сводов и куполов. Поэтому в архитектуре наших дней специалисты используют железобетонные перекрытия с ребрами, отображая их элементы на фасадах, в  обстановке, в то же время безбалочные практически не находят применения. Используются повсеместно конструкции складчатого типа из железобетона для покрытий и стен, при этом не находят применения их аналоги – многоволновые оболочки  имеющие форму конуса и цилиндра, своды и купола. Активно применяются системы подвесных покрытий и компоновка данных систем в объемные формы. Несмотря на современную конструкцию проектов, на создание их силуэтов авторов вдохновляли сложные формы покрытий, выполненных в лучших традициях японской архитектуры.

Проект Олимпийского комплекса в Токио, архитектор Танге

Самое яркое проявление – проект Олимпийского комплекса в Токио, разработанный архитектором Танге в 1964 году. Комплекс представляет собой два здания. Одно из которых – крытый бассейн, второе – зал для игры в баскетбол. Покрытия построек  – подвесные. Главные несущие тросы бассейна,  прикреплены к двум пилонам. Зала для игры в баскетбол – к одному. Второстепенные — прикреплены к контурам, служащим опорой выполненным из железобетона. Построение выполнено в 2 масштабах – выражающем пространственные формы и силуэт покрытий, выполненных из металла. И меньшем масштабе – стоечно-балочных разделениях опоры, являющейся контуром, напоминающих традиционные архитектурные формы.

В конце прошлого столетия региональный стиль уступил позиции глобальным направлениям, проявлявшимся в архитектуре. В основном это был неомодернизм, неоэкспрессионизм, постмодернистическое направление. Данные стили в Японии развивали архитекторы Шинохара, Кикутаке, Исозаки, Андо, Ито, Моцуна. Направления характеризуются сведением к минимуму выразительных приемов, ограничение применения сводов и куполов. Переход обусловлен, прежде всего, заменой железобетона на металл в конструкциях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *