Классицизм — архитектурный стиль
Появление Классицизма:
Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци, появился и активно использовался — середина 18 — 19 век.
Особенности Классицизма:
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других.
Архитекторы работавшие в стиле Классицизм:
Андреа Палладио (итальянский архитектор), Иниго Джонс, Жак-Жермен Суффло, Лео фон Кленце, Карл Фридрих Шинкель,К.И.Росси, Д.Кварнеги, И.К.Коробов, А.Д.Захаров, В.И.Баженов и другие.
Примеры:
Смольный институт, арх. Д.Кваренги, Санкт-Петербург, Россия, 1806-1808.
Пантеон, арх. Ж.Ж.Суффло, Париж, Франция, 1755.
Павловский дворец, арх. Ч.Камерон, В.Ф.Бренна, Д.Кваренги, А.Н.Воронихин, К.И.Росси, 1782-1824.
Дом Пашкова, арх. В.И.Баженов, Москва , Россия, 1784-1786.
Вилла Фоскари, арх. А.Палладио, 1558-1560.
Вилла Ротонда, арх. А.Палладио.
Собор св. Павла, арх. К.Рен,Лондон, Англия, 1675-1717
Собор Дома инвалидов, арх. Ж.Ардуэнн-Мансар,Франция, Париж, 1693-1706.
Адмиралтейство, Петр I, И.К.Коробов, А.Д.Захаров 1704-1823, Санкт-Петербург, Россия.
Классицизм — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь
Классицизм — это художественный и архитектурный стиль, господствовавший в Европе в XVII—XIX вв. Этот же термин служил названием для эстетического направления. Созданные в этот период объекты были призваны служить образцом идеального, «правильного» стиля.
Классицизм опирается на идеи рационализма и придерживается определённых канонов, потому практически всем реализованным в эпоху классицизма проектам присущи стройность и логичность.
Классицизм в архитектуре
Классицизм пришел на смену рококо, который подвергался общественной критике за чрезмерную усложненность, напыщенность, манерность, избыток декоративных элементов. Одновременно с этим европейское общество все чаще стало обращаться к идеям просвещения, что выразилось во всех аспектах деятельности, в том числе в архитектуре. Внимание архитекторов привлекли простота, лаконичность, четкость, спокойствие и строгость, характерные для античной архитектуры, прежде всего греческой. Фактически классицизм стал закономерным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации.
Задача всех объектов, создаваемых в стиле классицизм – стремление к простоте, строгости, и в то же время к гармонии и совершенству – именно поэтому средневековые мастера часто обращались к монументальным античным архитектурным формам. Для классической архитектуры характерны регулярность планировки и четкость форм. Основой данного стиля стал ордер античных времён, в частности пространственные композиции, сдержанность декора, система планировки, согласно которой здания были расположены на широких прямых улицах, соблюдались пропорции и строгие геометрические формы.
Эстетика классицизма была благоприятна для создания масштабных проектов в рамках целых городов. В России многие города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма.
Тектоника стен и сводов по-прежнему оказывали влияние на характер архитектуры. В период классицизма своды стали более плоскими, появился портик. Что касается стен, то они стали разделяться карнизами и пилястрами. В классицистической композиции, вслед за композицией античности, преобладает симметрия. Цветовую гамму составляют преимущественно светлые пастельные тона, которые служат для того, чтобы подчеркнуть архитектурные элементы.
С классицизмом связаны наиболее масштабные проекты конца XVIII и первой половины XIX в.: появляются новые города, парки, курорты.
В 20-е годы XIX века наравне с классицизмом был популярен стиль эклектика, который в тот период имел романтический окрас. Кроме того, классицизм разбавлялся элементами ренессанса и барокко (боз-ар).
Развитие классицизма в мире
Классицизм возник и развивался под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Ключевыми идеями стали идеи патриотизма и гражданственности, а также идея ценности человеческой личности. В античности сторонники классицизма нашли пример идеального государственного устройства и гармоничных отношений человека с природой. Античность воспринимается как свободная эпоха, когда личность развивалась духовно и физически. С точки зрения деятелей классицизма, это была идеальная пора истории без общественных противоречий и социальных конфликтов. Культурные памятники также стали образцом для подражания.
Можно выделить три этапа развития классицизма в мире:
- Ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х).
- Строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е).
- Ампир.
Эти периоды действительны как для Европы, так и для России, однако русский классицизм можно считать отдельным архитектурным течением. Фактически он, как и европейский классицизм, стал противоположностью барокко и быстро вытеснил его. Параллельно с классицизмом существовали и другие архитектурные (и культурные) течения: рококо, псевдоготика, сентиментализм.
Началось всё с воцарения Екатерины Великой. Классицизм гармонично вписывался в рамки укрепления культа государственности, когда провозглашался приоритет общественного долга над личным чувством. Чуть позже в теории классицизма нашли отражение идеи Просвещения, так что «сословный классицизм» XVII века трансформировался в «просветительский классицизм». В результате появились архитектурные ансамбли в центрах городов России, в частности Санкт-Петербурга, Твери, Костромы, Ярославля.
Особенности классицизма
Классицизм характеризуется стремлением к ясности, определенности, однозначности, логической выверенности. Преобладают монументальные конструкции прямоугольных форм.
Другой особенностью и основополагающей задачей было подражание природе, гармоничной и в то же время современной. Красота понималась как нечто, рождённое природой и в то же время превосходящее её. Она должна изображать истину и добродетель, заниматься нравственным воспитанием.
Архитектура и искусство призваны способствовать развитию личности, чтобы человек стал просвещенным и цивилизованным. Чем сильней связь между различными видами искусств, тем эффективней их действие и тем проще достичь этой цели.
Преобладающие цвета: белый, голубой, а также насыщенные оттенки зеленого, розового, пурпурного.
Вслед за античной архитектурой классицизм использует строгие линии, плавный рисунок; элементы повторяющиеся и гармоничные, а формы четкие и геометричные. Основные украшения – барельефы в медальонах, статуи на крышах, ротонды. Нередко в экстерьере присутствовали античные орнаменты. В целом декор сдержанный, без излишеств.
Представители классицизма
Классицизм стал одним из наиболее распространённых во всём мире стилей. На протяжении всего периода его существования появилось множество талантливых мастеров, и было создано большое количество проектов.
Основные черты архитектурного классицизма в Европе были сформированы благодаря работам венецианского мастера Палладио и его последователя Скамоцци.
В Париже одним из наиболее влиятельных архитекторов периода классицизма Жак-Жермен Суффло – он искал оптимальные решения для организации пространства. Клод-Никола Леду предвосхитил многие принципы модернизма.
В целом же основные черты классицизма во Франции проявились в таком стиле как ампир – «имперском стиле». Это стиль позднего классицизма в архитектуре и искусстве, который также называют высоким. Он возник во Франции в период правления Наполеона I и развивался вплоть до 30-х годов XIX века. после чего сменился эклектическими течениями.
В Британии эквивалентом ампира стал «регентский стиль» (в частности, крупный вклад внёс Джон Нэш). Одним из основоположников британской архитектурной традиции считается Иниго Джонс – архитектор, дизайнер и художник.
Наиболее характерные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом. Он старался отказаться от деталей, не выполняющих конструктивную функцию.
В Германии благодаря Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю появились общественные здания в духе Парфенона.
В России особое мастерство проявили Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров.
Классицизм в интерьере
Требования к интерьеру в стиле классицизм были фактически теми же, что и к архитектурным объектам: монолитность конструкций, выверенность линий, лаконичность и в то же время изящество. Интерьер становится более светлым и сдержанным, а мебель – простой и легкой. Часто используются египетские, греческие или римские мотивы.
Мебель эпохи классицизма изготавливалась из ценных пород дерева, большое значение приобрела фактура, которая стала выполнять декоративную функцию. В качестве отделки часто использовались деревянные резные вставки. В целом декор стал более сдержанным, но более качественным и дорогостоящим.
Формы предметов упрощаются, линии становятся прямыми. В частности, происходит выпрямление ножек, поверхности становятся проще. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом.
Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.
В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины.
Цвета этого стиля зачастую имеют четкие, почти первичные желтые, синие, а также лиловые и зеленые тона, причем последние используются с черным и серым цветами, а также с бронзовыми и серебряными украшениями. Популярен белый цвет. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.
В настоящее время стиль классицизм может быть с успехом использован как в просторных залах, так и в небольших комнатах, но при этом желательно, чтобы в них были высокие потолки — тогда этот способ декорирования произведет больший эффект.
Для подобного интерьера могут также подойти ткани – как правило, это яркие, богатые сорта текстиля, в том числе гобелены, тафта и бархат.
Примеры архитектуры
Рассмотрим наиболее значимые работы архитекторов XVIII века – на этот период приходится пик расцвета классицизма как архитектурного течения.
Во Франции эпохи Классицизма строились различные общественные заведения, среди которых были деловые постройки, театры, торговые здания. Крупнейшее строение тех времён — Пантеон в Париже, созданный Жаком-Жерменом Суфло. Изначально проект был задуман как церковь св. Женевьевы, покровительницы Парижа, однако в 1791 г. она была превращена в Пантеон — место погребения великих людей Франции. Он стал примером архитектуры в духе классицизма. Пантеон представляет собой крестообразное здание с грандиозным куполом и барабаном, окруженным колоннами. Главный фасад украшен портиком с фронтоном. Части здания чётко разграничены, можно заметить переход от более тяжёлых форм к более лёгким. В интерьере преобладают четкие горизонтальные и вертикальные линии; колонны поддерживают систему арок и сводов и в то же время создают перспективу интерьера.
Пантеон стал памятником просвещению, разуму и гражданственности. Таким образом, Пантеон стал не только архитектурным, но и идейным воплощением эпохи классицизма.
18 век стал периодом расцвета архитектуры Англии. Одним из наиболее влиятельных английских архитекторов того времени был Кристофер Рен. В его работах сочетались функциональность и эстетика. Он предложил собственный план перестройки деловой части Лондона, когда случился пожар 1666 года; собор Святого Павла также стал одним из наиболее грандиозных его проектов, работа над которым продолжалась около 50 лет.
Собор св.Павла расположен в Сити – деловой части Лондона – в одном из самых старых районов, и представляет собой крупнейший протестантский храм. Он имеет удлиненную форму, как у латинского креста, однако главная ось расположена аналогично осям в православных храмах. Английское духовенство настояло на том, чтобы в основе здания лежала конструкция, типичная для средневековых церквей Англии. Сам Рен хотел создать строение, более близкое к формам итальянского Возрождения.
Главная достопримечательность собора – это деревянный купол, покрытый свинцом. Нижняя его часть окружена 32 коринфскими колоннами (высота – 6 метров). Наверху купола располагается фонарь, увенчанный шаром и крестом.
Портик, расположенный на западном фасаде, имеет высоту 30 метров и делится на два яруса с колоннами: шесть пар колонн в нижнем и четыре пары – в верхнем. На барельефе можно видеть статуи апостолов Петра, Павла, Иакова и четырех евангелистов. По бокам портика расположены две башни-колокольни: в левой башне – 12, а в правой находится «Большой Пол» — главный колокол Англии (его вес составляет 16 тонн) и часы (диаметр циферблата — 15 метров). У главного входа в собор стоит памятник Анне, английской королеве предыдущей эпохи. У её ног можно видеть аллегорические фигуры Англии, Ирландии, Франции и Америки. Боковые двери находятся в окружении пяти колонн (которые изначально не являлись частью плана архитектора).
Масштабность собора является ещё одной отличительной чертой: его длина — почти 180 метров, высота от пола до купола внутри здания — 68 метров, а высота собора с крестом — 120 метров.
До сих пор сохранились ажурные решетки работы Жана Тижу, выполненные из кованого железа (конец XVII века) и резные деревянные скамьи в хоре, которые считаются самым ценным украшением собора.
Что касается мастеров Италии, то одним из них стал скульптор Антонио Канова. Свои первые работы он выполнял в стиле рококо. Затем он стал изучать античное творчество и постепенно стал сторонником классицизма. Дебютная работа получила название Тезей и Минотавр. Следующей работой стало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизм в скульптуре. В более поздних работах мастера можно наблюдать не только ориентацию на античность, но и поиск красоты и гармонии с природой, идеальных форм. Канова активно заимствовал мифологические сюжеты, создавая портреты и надгробия. В числе наиболее известных его произведений можно отметить статую Персей, несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона, надгробия пап Климента XIII и Климента XIV. Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 он занимал пост директора Академии святого Луки в Риме. В последние годы жизни мастер построил собственный музей в Поссаньо.
В России эпохи классицизма творили многие талантливые архитекторы – как русские, так и приезжавшие из-за рубежа. Многие иностранные архитекторы, работавшие в России, только здесь смогли наиболее полно проявить свой талант. Среди них итальянцы Джакомо Кваренги и Антонио Ринальди, француз Валлен-Деламот и шотландец Чарльз Камерон. Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях. По проектам Чарльза Камерона были построены «Агатовые комнаты», «Холодные бани» и «Камеронова галерея» в Царском селе. Он предложил ряд решений интерьеров, в которых использовал искусственный мрамор, стекло с фольгой, фаянс, подудрагоценные камни. Одна из наиболее знаменитых его работ – дворец и парк в Павловске – стал попыткой соединения гармонии природы с гармонией творчества. Главный фасад дворца украшен галереями, колоннами, лоджией и куполом в центре. При этом английский парк начинается с организованной придворцовой части с аллеями, дорожками и скульптурами и постепенно переходит в лес.
Если в начале нового архитектурного периода пока ещё не знакомый стиль представляли преимущественно иностранные мастера, то уже к середине века появились самобытные русские архитекторы, такие как Баженов, Казаков, Старов и другие. В работах прослеживается баланс классических западных форм и слияния с природой. В России классицизм прошел несколько этапов развития; его расцвет пришёлся на период правления Екатерины II, которая поддерживала идеи французского Просвещения.
Академия художеств возрождает традицию обучения своих лучших учеников за границей. Благодаря этому появилась возможность не только освоить традиции архитектурной классики, но и представить русских архитекторов зарубежным коллегам как равных партнеров.
Это стало большим шагом вперед в области организации систематического архитектурного образования. Баженов получил возможность создать сооружения Царицына, а также Пашков дом, который до сих пор считается одним из красивейших зданий Москвы. Рациональное композиционное решение сочетается с изысканными деталями. Здание стоит на вершине холма, его фасад обращён к Кремлю и набережной.
Санкт-Петербург являлся более благодатной почвой для зарождения новых архитектурных идей, задач и принципов. В начале 19 века Захаров, Воронихин и Тома де Томон воплотили в жизнь ряд значимых проектов. Самой знаменитой постройкой Андрея Воронихина является Казанский собор, который некоторые называют копией собора Святого Петра в Риме, однако по своему плану и композиции он является оригинальным произведением.
Другим организующим центром Петербурга стало Адмиралтейство архитектора Адриана Захарова. К нему стремятся главные проспекты города, а шпиль становится одним из важнейших вертикальных ориентиров. Несмотря на колоссальную длину фасада Адмиралтейства, Захаров блестяще справился с задачей его ритмической организации, избежав монотонности и повторов. Здание Биржи, которое Тома де Томон построил на стрелке Васильевского острова, может считаться решением сложной задачи – сохранения оформления стрелки Васильевского острова, и при этом сочетается с ансамблями предшествующих эпох.
Классицизм в архитектуре России и Европы :: SYL.ru
Классицизм – это направление в искусстве Европы, пришедшее на смену помпезному барокко в середине XVII века. В основе его эстетики лежали идеи рационализма. Классицизм в архитектуре – это обращение к образцам античного зодчества. Он зародился в Италии и быстро нашел последователей в других европейских странах.
Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци
Андреа Палладио (1508-1580) был сыном каменотеса. Ему и самому предстояло продолжить тяжелое ремесло своего отца. Но судьба оказалась к нему благосклонна. Встреча с поэтом и гуманистом Дж. Дж. Триссино, который разглядел в юном Андреа большой талант и помог получить образование, стала первым шагом на пути к его славе.
Палладио обладал прекрасным чутьем. Он понял, что заказчикам приелась пышность барокко, они больше не хотели вставлять роскошь на показ, и предложил им то, к чему те стремились, но не умели описать. Зодчий обратился к наследию античности, но сделал упор не на телесности и чувственности, как поступили мастера эпохи Возрождения. Его внимание привлекли рационализм, симметрия и сдержанное изящество строений Древней Греции и Рима. Новое направление получило название в честь своего автора – палладианство, оно стало переходным к стилю классицизм в архитектуре.
Виченцо Скамоцци (1552-1616) считается самым талантливым учеником Палладио. Его называют «отцом классицизма». Он достраивал многие объекты, спроектированные его учителем. Самыми известными из них являются театр Олимпико, ставший на многие годы образцом для постройки театров по всему миру, и вилла Капра, первый в истории архитектуры частный дом, созданный по правилам античного храма.
Каноны классицизма
Палладио и Скамоцци, творившие в конце XVI – начале XVII веков, предвосхитили появление нового стиля. Окончательно классицизм в архитектуре оформился во Франции. Его характерные черты легче уяснить, сравнивая их с особенностями стиля барокко.
Сравнительный признак | Классицизм | Барокко |
Форма здания | Простота и симметрия | Сложность форм, разница объемов |
Внешний декор | Сдержанный и простой | Пышный, фасады дворцов напоминают торты |
Характерные элементы внешнего декора | Колонна, пилястра, капитель, статуя | Башенка, карниз, лепнина, барельеф |
Линии | Строгие, повторяющиеся | Текучие, причудливые |
Окна | Прямоугольные, без излишеств | Прямоугольные и полуциркульные, по периметру растительный декор |
Двери | Прямоугольные с массивным порталом на круглых колоннах | Арочные проемы с декором и колоннами по бокам |
Популярные приемы | Эффект перспективы | Пространственные иллюзии, искажающие пропорции |
Классицизм в западноевропейской архитектуре
Латинское слово classicus («образцовый») дало название новому стилю – классицизм. В архитектуре Европы это направление заняло главенствующие позиции более чем на 100 лет. Оно вытеснило стиль барокко и подготовило почву для появления стиля модерн.
Английский классицизм
Родиной классицизма была Италия. Оттуда он распространился в Англию, где идеи Палладио нашли широкую поддержку. Индиго Джонс, Уильям Кент, Кристофер Рен стали приверженцами и продолжателями нового направления в искусстве.
Кристофер Рен (1632-1723) преподавал математику в Оксфорде, а вот к архитектуре обратился довольно поздно, в 32 года. Первыми его постройками были Шелдонский университет в Оксфорде и капелла Пембрук в Кембридже. Проектируя эти здания, зодчий отступил от некоторых канонов классицизма, отдав предпочтение барочной свободе.
Посещение Парижа и общение с французскими последователями нового искусства дали его творчеству новый толчок. После великого пожара в 1666 году именно ему было поручено перестраивать центр Лондона. После этого он заслужил славу основателя национального английского классицизма.
Французский классицизм
Значительное место занимают шедевры классицизма в архитектуре Франции. Одним из самых ранних образцов этого стиля является Люксембургский дворец, построенный по проекту де Бросса специально для Марии Медичи. В полной же мере тенденции классицизма проявились при строительстве дворцово-парковых ансамблей Версаля.
Классицизм внес значительные коррективы в планировочную структуру французских городов. Зодчие проектировали не отдельные здания, а целые архитектурные ансамбли. Парижская улица Риволи является ярким примером новых для того времени принципов застройки.
Плеяда талантливых мастеров внесла весомый вклад в теорию и практику стиля классицизм в архитектуре Франции. Вот лишь некоторые имена: Никола Франсуа Мансар (отель Мазарини, собор Валь-де-Грас, дворец Мезон-Лаффит), Франсуа Блондель (ворота Сен-Дени), Жюль Ардуэн-Мансар (ансамбли площади Побед и Людовика Великого).
Особенности стиля классицизм в архитектуре России
Следует отметить, что в России классицизм получил распространение почти на 100 лет позже, чем в странах Западной Европы, во времена правления Екатерины II. С этим связаны его специфические национальные черты в нашей стране:
1. На первых порах он носил ярко выраженный подражательный характер. Некоторые шедевры классицизма в архитектуре России являются своего рода «скрытой цитатой» западных архитектурных ансамблей.
2. Русский классицизм состоял из нескольких весьма отличных друг от друга течений. У его истоков стояли зарубежные мастера, представители разных школ. Так, Джакомо Кваренги был палладианцем, Валлен-Деламот являлся сторонником французского академического классицизма. Русские архитекторы также имели особое представление об этом направлении.
3. В разных городах идеи классицизма были восприняты по-разному. В Санкт-Петербурге он утвердился легко. В этом стиле строились целые архитектурные ансамбли, он оказал влияние и на планировочную структуру города. В Москве, сплошь состоявшей из городских усадеб, он не получил столь широкого распространения и относительно мало повлиял на общий вид города. В провинциальных городах в стиле классицизм выполнены лишь отдельные строения, преимущественно соборы и административные здания.
4. В целом же классицизм в архитектуре России прижился безболезненно. На то были объективные причины. Недавняя отмена крепостного права, развитие промышленности и стремительный рост городского населения ставили перед зодчими новые задачи. Классицизм предлагал более дешевые и практичные, по сравнению с барокко, проекты застройки.
Стиль классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга
Первые петербуржские постройки в стиле классицизм были спроектированы приглашенными Екатериной II иностранными мастерами. Особый вклад внесли Джакомо Кваренги и Жан Батист Валлен-Деламот.
Джакомо Кваренги (1744 -1817) был представителем итальянского классицизма. Он является автором более десятка прекрасных зданий, которые сегодня неразрывно связанны с образом Петербурга и его окрестностей. Академия наук, Эрмитажный театр, Английский дворец в Петергофе, Екатерининский институт благородных девиц, павильон в Царском селе – вот далеко не полный список его творений.
Жан Батист Валлен-Деламот (1729-1800), француз по происхождению, жил и работал в России 16 лет. По его проектам построены Гостиный двор, Малый Эрмитаж, Католическая церковь Екатерины, здание Академии художеств и многие другие.
Своеобразие московского классицизма
Петербург в XVIII веке являлся молодым, быстро разрастающимся городом. Здесь было где разгуляться вдохновению архитекторов. Составлялись генеральные проекты по его застройке, с четкими ровными улицами, оформленными в едином стиле, ставшими впоследствии гармоничными архитектурными ансамблями.
С Москвой дело обстояло иначе. До пожара 1812 года ее бранили за неупорядоченность улиц, характерную для средневековых городов, за многостилье, за преобладание деревянных построек, за «варварские», по мнению просвещенной публики, огороды и другие вольности. «Это был город не домов, а заборов», — говорят историки. Жилые постройки располагались в глубине домовладений и были скрыты от глаз прогуливающихся по улице людей.
Снести все это до основания и начать возводить город по новым градостроительным правилам, разумеется, ни Екатерина II, ни ее потомки не решались. Был избран мягкий вариант перепланировки. Архитекторам поручили возводить отдельные здания, организующие большие городские пространства. Они должны были стать архитектурными доминантами города.
Основоположники русского классицизма
Большой вклад в архитектурный облик города внес Матвей Федорович Казаков (1738–1812). Он никогда не учился за границей, можно сказать, что он создал собственно русский классицизм в архитектуре. Своими постройками с колоннадами, фронтонами, портиками, куполами, сдержанным декором Казаков и его ученики стремились в меру своих сил упорядочить хаос московских улиц, немного их выровнять. К наиболее значительным его постройкам относятся: здание Сената в Кремле, дом Дворянского собрания на большой Дмитровке, первое здание Московского университета.
Не менее весомый вклад внес друг и единомышленник Казакова – Василий Иванович Баженов (1735-1799). Его самой известной постройкой является Дом Пашкова. Архитектор блестяще обыграл в планировке здания его местоположение (на Ваганьковском холме), в результате получился впечатляющий образец архитектуры классицизма.
Стиль классицизм удерживал свои лидирующие позиции более века, а обогатил архитектурный облик столиц всех Европейских государств.
Классицизм в архитектуре |
Классицизм подарил миру архитектуру таких городов как Лондон, Париж, Венеция и Санкт-Петербург. Классицизм в архитектуре господствовал более трех сотен лет, в период с 16 по 19 века, а полюбился он за его гармонию, простоту, строгость и при этом изящество. Обращаясь к формам античного зодчества, классицизму в архитектуре свойственны четкие объемные формы, симметрично-осевые композиции, монументальность прямая и просторная система планировки городов.
Зарождение классицизма в архитектуре, Италия
Классицизм в архитектуре зародился на исходе эпохи Возрождения, в 16 веке, а отцом этого архитектурного стиля принято считать великого итальянского, венецианского архитектора Андреа Палладио. Как сказал о Палладио писатель Петр Вайль в своей книге «Гений места»:
«Чтобы не вдаваться в архитектурные подробности, проще всего вызвать в воображении Большой театр или районный Дом культуры — они таковы благодаря Палладио. И если составлять список людей, усилиями которых мир — по крайней мере, мир эллинско-христианской традиции от Калифорнии до Сахалина — выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место».
Город, где жил и работал Андреа Палладио – это итальянская Виченца, расположенная на северо-востоке Италии недалеко от Венеции. Теперь Виченца широко известна в мире как город Палладио, создавшего множество прекрасных вилл. Во второй половине жизни архитектор переехал в Венецию, где спроектировал и построил замечательные церкви, палаццо и другие общественные здания. Андреа Палладио удостоился титула «виднейшего гражданина Венеции».
Собор Сан-Джорджо Манджоре, Андреа Палладио
Вилла Ротонда, Андреа Палладио
Лоджия дель Капитаньо, Андреа Палладио
Театр Олимпико, Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци
Последователем Андреа Палладио был его талантливый ученик Винченцо Скамоцци, который после смерти учителя завершил работу над театром Олимпико.
Труды и идеи Палладио в области архитектуры полюбились его современникам и нашли продолжение в работах и других архитекторов 16-17 века. Наиболее мощный толчок в своем развитии архитектура классицизма получила с Англии, Италии, Франции и России.
«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…». Об эклектике в архитектуре Москвы читайте далее Эклектика в архитектуре Москвы 19 века
Дальнейшее развитие классицизма
Классицизм в Англии
Классицизм буквально охватил в Англию, став королевским архитектурным стилем. Целая плеяда талантливейших архитекторов Англии тех времен изучала и продолжала идеи Палладио: Иниго Джонс, Кристофер Рен., граф Бёрлингтон, Уильям Кент.
Английский архитектор Иниго Джонс, поклонник работ Андреа Палладио, в 17 веке перенес архитектурное наследие Палладио в Англию. Считается, что Джонс был одним из архитекторов, положившим начало английской архитектурной школы.
Куинс-Хаус в Гринвиче, Иниго Джонс
Дом Банкетов, Иниго Джонс
Англия была богата архитекторами-продолжателями классицизма — наряду с Джонсом огромный вклад в архитектуру Англии принесли такие мастера, как Кристофер Рен, лорд Берлингтон и Уильям Кент.
Нежный и удивительно плавный стиль модерн, переводе с французского означающий «современный», пришел на смену стиля эклектика в 1880-1890 годы, рожденный под влиянием искусства Японии и Древнего Египта… Читайте далее Стиль модерн в архитектуре и интерьере
Сэр Кристофер Рен, архитектор и профессор математики в Оксфорде, перестраивал центр Лондона после великого пожара в 1666 году, создал национальный английский классицизм «реновский классицизм».
королевский госпиталь в Челси, Кристофер Рен
Ричард Бойл, граф-архитектор Бёрлингтон, меценат и покровитель архитекторов, поэтов и композиторов. Граф-архитектор изучал и собирал рукописи Андреа Палладио.
Бёрлингтон-хаус, граф-архитектор Бёрлингтон
Английский архитектор и садовод Уильям Кент, сотрудничал с графом Бёрлингтоном, для которого проектировал сады и мебель. В садоводстве создал принцип гармонии формы, ландшафта и природы.
дворцовый комплекс в Голкгеме
Классицизм в архитектуре Франции
Во Франции классицизм был господствующим стилем со времен Великой французской революции, когда в архитектуре возникает стремление к лаконичности.
Считается, что начало классицизма во Франции положило строительство храма Святой Женевьевы в Париже, спроектированной французским архитектором-самоучкой Жаком Жерменом Суффло в 1756 году, позднее получившей название Пантеона.
Храм Святой Женевьевы в Париже (Пантеон), Жак Жермен Суффло
Классицизм внес серьезные изменения в планировочную систему города, на смену извилистым средневековым улочкам пришли величественные, просторные проспекты и площади, на пересечении которых разместились архитектурные монументы. В конце 18 века в Париже появилась единая градостроительная концепция. Примером новой градостроительной концепции классицизма явилась улица Риволи в Париже.
Стиль эклектики, который представляет собой гармоничное и при этом броское соединение модерна и неоклассицизма. В переводе с французского языка дословно означает «современное искусство»… Читайте далее Стиль арт-деко в интерьере и архитектуре
Улица Риволи в Париже
Архитекторы императорского дворца, яркие представители архитектурного классицизма во Франции – Шарль Персье и Пьер Фонтэн. Совместно они создали ряд величественных памятников архитектуры – Триумфальную арку на площади Каррузель в честь победы Наполеона в битве под Аустерлицем. Им принадлежит строительство одного из крыльев Лувра, Павильона Маршан. Шарль Персье участвовал в восстановлении Компьенского дворца, создавал интерьеры Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло.
Триумфальная арка в честь победы Наполеона в битве под Аутерлицем, Шарль Персье и Пьер Фонтэн
Крыло Лувра, павильон Маршан, Шарль Персье и Пьер Фонтэн
Классицизм в России
В 1780 году по приглашению Екатерины II в Санкт-Петербург прибыл Джакомо Квареги в качестве «архитектора её величества». Джакомо сам был родом из Бергамо, Италия, обучался архитектуре и живописи, учителем его был крупнейший немецкий живописец эпохи классицизма Антон Рафаэль Менгс.
Авторству Кваренги принадлежит несколько десятков красивейших зданий в Санкт-Петербурге и его окрестностях, среди которых Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе, здание Эрмитажного театра, Академии наук, Ассигнационного банка, летний дворец графа Безбородко, Конногвардейский манеж, Екатерининский институт благородных девиц и многие другие.
Александровский дворец, Джакомо Кваренги
Самыми знаменитыми проектами Джакомо Кваренги являются здания Смольного института в Санкт-Петербурге и Александровский дворец в Царском Селе.
Смольный институт, Джакомо Кваренги
Почитатель традиций Палладианской и новой итальянской архитектурной школы, Кваренги проектировал удивительно изящные, благородные и гармоничные здания. Своей красотой город Санкт-Петербург во многом обязан таланту Джакомо Квареги.
Россия 18-19 веков была богата талантливыми архитекторами, творившим в стиле классицизма наряду с Джакомо Кваренги. В Москве известнейшими мастерами архитектуры были Василий Баженов и Матвей Казаков, а Иван Старов в Санкт-Петербурге.
Художник и архитектор, педагог, Василий Баженов выпускник Академии художеств и ученик французского профессора архитектуры Шарля Девайи, создал проекты Царицинского дворцово-паркового ансамбля и Большого Кремлевского дворца, так и оставшиеся нереализованными, поскольку архитектор впал в немилость Екатерины II. Достраивал объекты М.Казаков.
План архитектурного ансамбля Царицино, Василий Баженов
Русский архитектор Матвей Казаков в годы правления Екатерины Великой работал в центре Москвы в палладианском стиле. Его творчеству принадлежат такие архитектурные ансамбли, как Сенатский дворец в Кремле, Петровский путевой дворец, Большой Царицинский дворец.
Петровский путевой дворец, Матвей Казаков
Царицинский дворец, Василий Баженов и Матвей Казаков
Академик Санкт-Петербургский академии наук Иван Старов является автором таких архитектурных сооружений, как Троицкий собор в Александро-Невской лавре, Софийский собор близ Царского Села, Пеллинский дворец, Таврический дворец и других красивейших зданий.
Таврический дворец, Иван Старов
Рекомендую посмотреть фильм Ирины Киселевой о русском классицизме «Архитектура русского классицизма»
Похожие статьи
Март 31, 2014 adminКлассицизм в скульптуре, архитектуре и живописи (XVI и XVII вв)
Классицизм XVIII столетия, который называют также неоклассицизмом, памятуя о классических тенденциях XVI и XVII вв., был художественным движением, развивавшимся в Европе во второй половине XVIII и первых десятилетиях XIX в., более конкретно — в рамках, обозначенных началом Французской революции (1789) и падением Наполеона (1815). Наибольшее распространение этого стиля связано как раз с наполеоновской фортуной.
Скульптура классицизма
В классицистической эстетике скульптура занимает первостепенное место, поскольку, прежде всего именно в ней получил конкретное воплощение постулированный идеал красоты, которым руководствовались древнегреческие мастера. Именно в сфере скульптуры обращение к классическому образцу проявило себя с наибольшей силой, особенно в системе академического обучения, где ориентировались на копирование слепков, сделанных с античной скульптуры. Эта характеристика имперсональной холодности, в чем деятели романтизма обвиняли приверженцев классицизма, была результатом рационального выбора, закон которого действовал даже у самых крупных мастеров: через технически безупречное исполнение они хотели выяснить собственные возможности в исполнении социальной и дидактической функции. В подавляющем большинстве случаев классицистическая скульптура была теснейшим образом связана с архитектурой, выступая завершающей отделкой гражданских построек, памятников, триумфальных арок и мемориальных колонн.
Архитектура классицизма
Характерные особенности классицизма особенно ярко проявились в сфере архитектуры: классический репертуар (от ордеров до схемы-типа храма) предоставлял зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, который они, таким образом, поставили на службу меняющимся социальным и политическим условиям своего времени, когда находившийся на подъеме новый класс, буржуазия, наступал на привилегированную старую касту. Город как место сосредоточения общественной жизни становится главной темой: в виде античных храмов возводятся не только дворцы и церкви, но и театры, казармы, больницы, рынки, тюрьмы; затрагивается сама ткань городской структуры: прокладываются улицы, планировка включает разбивку площадей и парков, короче, рождается само понятие урбанистики в современном смысле.
Архитектура классицизма Франции
Уникальный опыт в тематическом и функциональном аспектах архитектуры нарабатывают французские зодчие. Сколь бы утопичной ни была урбанистика Этьена Луи Булле (1728-1799) и Клода Никола Леду (1736-1806), теснейшим образом связанная с просветительской идеологией и идеями Французской революции, их проекты носят строго рациональный характер, а теоретическая мысль последовательно развивает представление о том, что из архитектурного объекта можно получить не только образец, но и «тип», то есть «схему».
Триумфальная арка на площади Звезды — архитектор Жан Франсу Шальгрен
В наполеоновскую эпоху классицизм изменил лицо Парижа, который отныне стал подлинной столицей мира, приобретя облик города современного типа, с важными урбанистическими решениями (от перепланировки Тюильри до площади Согласия, от рю Риволи до Вандомской площади, от Елисейских Полей до площади Звезды), в которых роль архитектурных сооружений — будь то Триумфальная арка на площади Звезды (1806) Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828) или церковь Магдалины (1806) Пьера Виньона (1763-1828), арка Карузель (1806-1808) Шарля Персье (1764-1838) и Пьера Франсуа Леонара Фонтена (1762—1853), — не сводится к символической или прославляющей функции, но вырастает до задач служить структурообразующей точкой схода осей и организации пространства города.
Архитектура классицизма Италии
В Италии архитектурные теории классицизма нашли необычное средство распространения через сборники гравюр Джованни Баттисты Пиранези Роль гравюр (Мормильяно, Венето, 1720 — Рим, 1778). В кругу Пиранези представителей зарождавшейся неоклассической культуры он выделяется особо эмоциональным восприятием античного мира, почти романтическим по своей интонации, которым одухотворены все его гравюры, завораживающие чарующей живописностью и рафинированным владением техникой (Капрични; Виды Рима, 1745-1748). И очень мало сохранилось от его непосредственной деятельности как архитектора (перепланировка площади Кавальери ди Мальта в Риме).
По образцу Парижа отстраивается и Милан, который в краткий период Итальянского королевства приобретает роль столицы. Это дает толчок напряженной строительной деятельности с «просветительским» обновлением зодчего Джузеппе Пьермарини (1734—1808), реконструировавшего Королевский дворец (1770-1778), Театр Ла Скала (1776-1778), Палаццо Бельджойозо (1773) и королевскую виллу в Монце (1778—1778). Эти масштабные работы были осуществлены с такими последователями и помощниками, как Луиджи Каньола (1762-1833, Арка Мира), зодчим из Лугано Луиджи Каноникой (1762-1844, Арена в Милане), достигнув кульминации с революционной утопией проекта Форума Бонапарта (1801), разработанного Джованни Антонио Антолини (1756—1841), и с разработкой первого регулярного плана города (1807), абсолютно новаторского по своему духу и имевшего важное значение, хотя он и не был реализован.
Королевский дворец (1770-1778) — реконструировал Джузеппе Пьермарини (1734—1808)
Не столь бурно, как в Милане, но неуклонно классицизм проникал в другие итальянские области. В классицистическом ключе проводится расширение Турина, осуществляются неоклассические «вторжения» Джузеппе Валадьера (1762-1839) в Риме, получив удачное, эффектное воплощение в перепланировке Пьяцца дель Пополо и Пинчо.
Архитектура классицизма Англии, Соединенных Штатов и Германии
Особые архитектурные условия и культурные традиции отличают принятие классицистических образцов в Англии, ставшей оплотом дальнейшей разработки палладианского наследия (занесенного туда архитектором Иниго Джонсом, 1573—1652, который детально изучал постройки Венето во время своего пребывания в Италии). На фоне уже сложившейся классики ее новая волна воспринималась как гарантия непрерывности процесса. Эта установка ощущается в деятельности архитектора, теоретика и декоратора, шотландца Роберта Адама (1728-1792) и его последователей; в сдержанном стиле и продуманных решениях сэра Джона Соана (1753-1837), в гражданских постройках и урбанистических проектах Джона Нэша (1752—1835) в Лондоне (Трафальгарская площадь; Риджент-стрит). Однако стоит помнить, что в Англии неоклассика не имела характера доминирующего стиля, как в других странах, и спокойно сосуществовала с интересами типично предромантическими, особенно часто заявлявшими о себе в живописном сочетании разнородных акцентов, например в садово-парковом искусстве.
Трафальгарская площадьв Лондоне — архитектор Джон Нэш (1752—1835)
Образцы в духе английского неоклассицизма получили широкое распространение в Соединенных Штатах, особенно благодаря деятельности архитектора, которому покровительствовал государственный деятель Томас Джефферсон (1743—1826). Именно тогда было «сказано» веское слово в пользу классицизма как официального стиля молодой нации: идеологический и символический аспекты, бесспорно, учитывались при разработке плана новой столицы, Вашингтона, над которым трудился француз Пьер Шарль Л’Анфан (1754-1825).
Пьер Шарль Л`анфан архитектор принимал непосредственное участие в планировке и строительстве Вашингтона
Классицизм нашел горячий отклик в Германии, где определил облик целых городов. Однако тот акцент, который был привнесен архитектурными инициативами Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841) в Берлине и Лео фон Кленце (1784-1864) в Мюнхене, отстоял довольно далеко от прогрессивных устремлений французского и английского классицизма. В творчестве этих архитекторов отсылки к классическим образцам — пунктуальные вплоть до самого доподлинного копирования — принимают форму едва ли не ритуала оживления, так что в этой связи нередко употребляли уже тогда термин «неогреческий стиль».
Зал освобождения. Кельхайм, Германия — архитектор Лео фон Кленце (1784-1864)
Живопись классицизма
В сравнении со скульптурой живопись классицизма ярко передает сложность и разнообразие культуры этого времени, тем более что она была тесно связана с процессами, происходившими в поэзии предромантизма. Деятельность Ж.Л. Давида предромантизма воодушевляли этические и гражданские идеалы; интерпретация итальянца Андреа Аппиани (1754—1817) была более репрезентативной, более прославляющей; совсем иной предстает манера парижанина Антуана Жана Гро (1771—1835), автора изобразительной «хроники» наполеоновских кампаний; и абсолютно невозможно однозначно определить личность Жана Огюста Энгра, маэстро чистого искусства, откликающегося в то же время на актуальные веяния культурного процесса, от пуризма до ностальгическо-идеализирующего стиля troubadour (развивался во Франции между 1780 и 1820 гг., вдохновляясь европейским Средневековьем и миром рыцарской культуры) и исторического романтизма.
Переход Наполеона через Альпы по перевалу Сен-Бернар — Жак Луи Давид (1800, Шарлоттенбург, Берлин)
Сон Оссиана (1813-1815, Музей Энгра, Монтобан)
Франсиско Гойя — Похороны Сардинки (1814)
Маха обнаженная (1800)
Развитие живописи классицизма в России
В русском изобразительном искусстве развитие классицизма относится к последней трети XVIII — первой трети XIX в.. Наиболее ярко русский классицизм проявил себя в произведениях, посвященных исторической и мифологической тематике. Об этом свидетельствуют полотна многих художников того времени, в том числе и одного из основоположников : национальной исторической живописи — А. И. Иванова.
Явление Христа народу — А. И. Иванова (1837 – 1857)
Упадок классицизма
Во вторую треть XIX столетия Западная Европа вступила под аккомпанемент пушечной и ружейной канонады, начавшейся в июле 1830 г. на улицах и площадях Парижа. Во Франции был свергнут последний представитель ненавистной народу династии Бурбонов — Карл X.
Занимая к этому времени в искусстве авангардную роль, классицизм как направление утрачивает свое революционное содержание. Течение все больше и больше приобретает апологию официального статуса, а в определении задач побеждает дух меркантилизма. Классицизм откровенно переходит на позиции выражения вкусов буржуазного общества.
В центре внимания большинства художников (исключение составляет, пожалуй, только Франсиско Гойя) — пышность и парадность императорского Рима. Героическая тематика сюжетов уходит на второй план, уступая место изображению одних лишь любовных сцен и отвлеченных аллегорий. Утратился высокий гражданский пафос, который мастера классицизма черпали из героических примеров прошлого. Теперь в этом далеком прошлом художники-классицисты предпочитают брать в качестве идеалов только внешнюю красивость, а искусство живописи начинает искать новые пути выражения.
Особенности классицизма в архитектуре
Пропилеи баварского зодчего Лео фон Кленце (1784—1864 гг.) – за основу взят афинский Парфенон. Это входные ворота площади Кёнигсплатц, спроектированной по античному образцу. Кёнигсплатц, Мюнхен, Бавария.
Классицизм начинает свое летосчисление с 16 века в эпоху Ренессанса, частично возвращается в 17 в, активно развивается и завоевывает позиции в зодчестве в 18 — начале 19 веков. Между ранним классицизмом и поздним господствующие позиции занимали стили барокко и рококо. Возврат к древним традициям, как к идеальному образцу, произошел на фоне изменения философии общества, а также технических возможностей. Несмотря на то, что возникновение классицизма связано с археологическими находками, которые были сделаны в Италии, а памятники античности находились главным образом в Риме, основные политические процессы в 18 веке происходили в основном во Франции и Англии. Здесь усиливалось влияние буржуазии, идейной основой которой стала философия просвещения, приведшая к поискам стиля, отражающего идеалы нового класса. Античные формы и организация пространства соответствовали представлениям буржуазии о порядке и правильном устройстве мира, что способствовало появлению черт классицизма в архитектуре. Идеологическим наставником нового стиля стал Винкельман, написавший в 1750—1760-х гг. работы «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств древности». В них он говорил о греческом искусстве, наполненном благородной простотой, спокойной величественности, и его видение легло в основу преклонения перед античной красотой. Укрепил отношение к классицизму европейский просветитель Готхольд Эфраим Лессинг (Lessing. 1729 -1781гг.), написав труд «Лаокоон» (1766 г.) Просветители 18 века, представители передовой мысли Франции возвращаются к классике, как к направлению, обращённого против упадочного искусства аристократии, коим они считали барокко и рококо. Так же они выступали против академического классицизма, властвовавшего в эпоху Возрождения. По их мнению, архитектура эпохи классицизма, верная духу античности, не должна была означать простого повторения античных образцов, а быть наполнена новым содержанием, отражающем дух времени. Таким образом, особенности классицизма в архитектуре 18-19 веков. заключались в использовании в зодчестве античных систем формообразования, как способе выражения мировоззрения нового класса буржуазии и, в то же время, поддерживающий абсолютизм монархии. В результате в авангарде развития архитектуры эпохи классицизма находилась Франция периода Наполеона. Затем — Германия и Англия, а также Россия. Рим стал одним из главных теоретических центров классицизма.
Резиденция королей в Мюнхене. Residenz München. Архитектор Лео фон Кленце.
Философия архитектуры эпохи классицизма поддерживалась археологическими исследованиями, открытиями в области развития и культуры античных цивилизаций. Результаты раскопок, изложенные в научных трудах, альбомах с изображениями, заложили основы стиля, приверженцы которого считали античность верхом совершенства, образцом красоты.
Черты классицизма в архитектуре
В истории искусства термин «классика» означает культуру древних греков 4-6 вв. до н.э. В более широком смысле он используется для обозначения искусства Древней Греции и Древнего Рима. Черты классицизма в архитектуре черпают свои мотивы в традициях античности, олицетворением которой стал фасад греческого храма или римского сооружения с портиком, колоннадами, треугольным фронтоном, расчленение стен пилястрами, карнизами – элементами ордерной системы. Украшением фасадов служат гирлянды, урны, розетки, пальметты и меандры, бусы и ионики. Планы и фасады симметричны относительно главного входа. В окраске фасадов преобладает светлая палитра, при том, что белый цвет служит для акцентирования внимания на архитектурных элементах: колоннах, портиках и т.д., которые подчеркивают тектонику строения.
Таврический дворец. С. Петербург. Архитектор И. Старов. 1780-е гг.
Характерные черты классицизма в архитектуры: гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы; ритм; уравновешенность планировки, четкий и спокойный пропорций; использование элементов ордера античной архитектуры: портики, колоннады, статуи и рельефы на глади стен. Особенностью классицизма в архитектуре разных стран стало сочетание античных и национальных традиций.
Лондонский особняк Остерли — парк в стиле классицизм. В нем сочетаются традиционная для античности ордерная система и отголоски готики, которую англичане считали национальным стилем. Архитектор Роберт Адам. Начало строительства – 1761 г.
Архитектура эпохи классицизма была основана на нормах, приведенных в строгую систему, что позволило строить по чертежам и описаниям известных зодчих не только в центре, но и в провинциях, где местные мастера приобретали отгравированные копии образцовых проектов, созданных большими мастерами, и возводили по ним дома. Марина Калабухова
Примеры классицизма в архитектуре Англии
Восточный фасад Лувра.(Louvre). Архитектор Клод Перро (Claude Perrault. 1613-1688 гг). 1667 г.
Первые архитектурные памятники классицизма были построены еще в 17 веке в Англии зодчим И.Джонсом (Inigo Jones. Английский архитектор, дизайнер и художник. 1573—1652гг.): Квинс-хауз в Гринвиче (Queen’s House – Дом королевы. 1635 г.), ансамбль площади Ковент-Гарден в Лондоне (1630г.) Эти строения имеют лаконичные конструкции, подчеркнутое отсутствие декора.
Квинс-Хауз в Гринвиче имеет классическую композицию с выраженным ордерным элементом лоджий. Архитектор Иниго Джонс. 1616-1635 гг.
Примером классицизма в архитектуре Лондона стал Банкетинг-хаус (Banqueting House — Банкетный зал, 1619— 1622 гг. архитектор Джонс). Здание близко к палладианским строениям, и при этом отражает английские традиции. Строение имеет двухъярусный фасад: внизу — ионический ордер, вверху — ордер композитный. В отличие от палладианского сооружения ярусы одинаковы по высоте (у Палладио верхний ярус был меньше, чем нижний). Малое заглубление окон и большая площадь застекления создают ощущение плоского фасада, что отражает национальные английские мотивы.
Банкетинг-хаус в Лондоне (Banqueting House). архитектор И. Джонс. 1619— 1622 гг.
Еще один пример классицизма в архитектуре Англии, созданный архитектором И.Джонсом — Уилтон-хаус (Wilton House, Wiltshire) — уилтширское поместье графов Пембруков.
Уилтон-хаус (Wilton House, Wiltshire), архитектор Иниго Джонс. Восстановлено после пожара в 1647 г. помощником Джонса Джоном Уэббом.
С именем Иниго Джонса связано создание в 17 веке первой лондонской площади Пьяцца Ковент Гарден (Covent Garden). Сейчас пространство площади застроено, здания того периода в основном разрушены. Однако, в северо — западном углу остался пример классицизма в архитектуре Англии — приходская церковь Св. Павла (St Pauls Cathedral, 1633 г.) Джонс называл церковь «самым красивым сараем в Англии». Сооружение напоминает этрусский храм в изображении Серлио ( Sebastiano Serlio. Итальянский архитектор позднего Ренессанса. 1475 — 1554 гг.)
Приходская церковь Св. Павла (St Pauls Cathedral) на площади Ковент Гарден (Covent Garden). Архитектор И. Джонс. 1633г. восстановлена после пожара в 1795 г.
Последователь Джонса – Кристофер Рен (Christopher Wren, 1632-1723 гг.) — создал проект реконструкции Лондона после пожара 1666 г. (этот план осуществлен не был). Один из примеров классицизма в архитектуре Англии: работа Рена собор св. Павла (St Pauls Cathedral) в Лондоне на площади Ковент-Гарден (Covent Garden. архитектор К.Рен) имеет некоторые черты барокко, однако его ордерная композиция выполнена в классическом стиле.
Собор св. Павла в Лондоне. Архитектор Кристофер Рен. 1675–1710 гг.
Рен завершил один из пример классицизма в архитектуре Англии, задуманный еще И. Джонсом — госпиталь в Гринвиче (1698-1729 гг.)
Ансамбль госпиталя в Гринвиче. Архитектор Кристофер Рен. 1698-1729 гг.
На примере работ зодчих над сооружениями, служащими примером классицизма в архитектуре Англии можно увидеть влияние на стиль исторической эпохи и индивидуального подхода каждого архитектора к каждому проекту.
Автор текста: Марина Калабухова