Архитектура старая – Р. П. Подольский. Материалы к истории архитектуры старых промышленных зданий в России XVII—XVIII веков

Старая архитектура Москвы. Арбат. — Алексей Коимшиди — LiveJournal

Москва. Арбат 2013

Ну и заключительная часть моей второй прогулки по центру Москвы с описанием встретившихся интересных памятников архитектуры прошлых веков. В тот день я прошел значительное расстояние: почти весь Кузнецкий мост до Тверской, по Тверской до Пушкинской площади, далее вниз по бульварам до площади Арбатских ворот и по Арбату до Смоленской площади. Сегодня будет рассказ об Арбате.

Первое впечатление от Арбата — он совсем не тот, каким был раньше в годы Перестройки и первые после нее. Нет, конечно, остались художники, продавцы матешек и буденовок, просто какие-то городские сумасшедшие, но пропала та искорка, та изюминка, которая придавала в те годы Арбату неповторимый характер. Все стало каким-то гламурно-прилизанным, неестественным, если хотите.

Итак, начнем прогулку:


Площадь Арбатские ворота, названа по имени ворот Белого города, защитная стена которого проходила на месте нынешнего Бульварного кольца. Когда в XVIII веке разбирали укрепления Белого города, Арбатские ворота были снесены последними в июле 1792 года. Никаких примечательных старых зданий на площади сейчас нет. Интересный факт, что в 1612 году во время Московской битвы здесь находилась ставка командования Второго Земского ополчения.

Москва. Арбат 2013


Теперь переходим непосредственно на улицу Арбат. С 1986 года это пешеходная улица. А когда-то это была оживленная магистраль — начало Можайской дороги. После появления Нового Арбата утратила свое значение и стала обычной московской улицей. Помимо всего прочего Арбат знаменит своей старой архитектурой.
Дом № 9 — доходный дом Бургардта-Гвоздецкого, построен в 1909 году.

Москва. Арбат 2013


Доходный дом Акционерного общества «Московский частный ломбард» за номером 11 постройки 1911 года. В 1933 году был надстроен двумя этажами. Фасад оформлен масками львов, несущими черты итальянского Ренессанса.

Москва. Арбат 2013


Многие из старинных домов, к сожалению, не дожили до наших дней, были безжалостно уничтожены войнами, пожарами, большевиками или просто временем. Вот, например, новодельный дом № 10 — торговый центр «Старая улица», а раньше здесь располагались доходные дома Тоон, построенные в 1905 году.

Москва. Арбат 2013


Дом № 12 — доходный дом Орловых. Строительство было закончено в 1889 году.

Москва. Арбат 2013


Старый дом № 25 Дом Общества русских врачей, построен в 1870-м году.

Москва. Арбат 2013


Пятиэтажное здание доходный дом и гостиница Я.М. Толстого за номером 29 постройки 1906 года.

Москва. Арбат 2013


Восхититльный особняк № 5 по примыкающему к Арбату Малому Николопесковскому переулку, с башней и террасой на крыше, дом Тельгрен. Построен в 1897 году. В 1902 году был изменен фасад и пристроена угловая башня.

Москва. Арбат 2013


Современный фонтан с позолоченной статуей «Принцесса Турандот», сооружен в 1997 году. Очень популярен у туристов, как место фотографирования.

Москва. Арбат 2013


Доходный дом Скворцова за номером 28 по Арбату постройки 1903 года.

Москва. Арбат 2013


О! Памятник контркультуры Совка! Стена Цоя! Как же, помню! Только уже совсем не та, что была. Цветные краски появились у молодежи. Тоже кто-то решил запечатлеть себя на фоне сей достопримечательности Москвы.

Москва. Арбат 2013


Продолжаем любоваться классической культурой. Доходный дом за номером 30 постройки 1904 года.

Москва. Арбат 2013


Номер 32 — доходный дом адвоката Урусова. Построен в начале XIX века, потом был достроен в 1882 году. Современный фасад создан в 1898 году.

Москва. Арбат 2013


Редкий случай невысокой двухэтажной постройки на Арбате — доходный дом за номером 34 постройки 1888 года. Обычно ввиду дороговизны земли в те годы Арбат застраивали высокими зданиями.

Москва. Арбат 2013


Номер 38 — доходный дом с магазином. В основе здание 1814 года, надстроенное в 1901 году.

Москва. Арбат 2013


Дом капитанши Хвощинской постройки 1820-х годов. В 1880-х годах был снесен и воссоздан заново с сохранением внешнего вида.

Москва. Арбат 2013


Главный дом городской усадьбы Тургенева середины XVIII века. После пожара 1812 года восстановлен в 1837 году. Современный вид приобрел в 1909 году. В этом месте было владение, принадлежавшее прадеду писателя И.С. Тургенева. Здесь часто бывал А.С. Пушкин.

Москва. Арбат 2013


Дом генерала Старицкого № 48 — состоит из двух частей: правая часть — двухэтажный дом начала XIX века; левая — трехэтажное здание, надстроенное в 1878 году.

Москва. Арбат 2013


Современный памятник А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой, открытый в 1999 году в честь 175-летия их венчания.

Москва. Арбат 2013


Старый Арбат заканчивается Смоленской площадью. И здесь мы видим грандиознейший большевистский замок-инферно. Ради таких зданий собирались уничтожить всю старую Москву. Не знаю, как вам, а мне милее эти старые аккуратные особнячки, чем подобное дутое величие.

Москва. Арбат 2013

Гармоничные сочетания шедевров старой и новой архитектуры – Это интересно!

Во всем мире, архитектура, построенная сотни лет назад, все чаще вытесняется современными небоскребами. Но, так как эти фотографии показывают, что они могут существовать вместе.

(26 фото)



1. Современный Некстауэр рядом с Эшенхаем Тауэр – средневековой оборонительной башней, Франкфурт.

35-этажное здание Некстауэра, построенное в 2011 году, бросил вызов опытным инженерам четырнадцатого века, построевшего  Эшенхаем Тауэр.


2. Старый и новый мост через залив в Сан-Франциско.
Между близнецами старым мостом, открытым в 1936 году и новым, построенным в 2013 году разница почти в 80 лет.


3.  Даунтаун Шанхай, Китай.


4. Церковь Сант Франсеск, Испания. Построенная в восемнадцатом веке священниками францисканцами, эта невероятная церковь стала приходить в упадок, пока архитектор Дэвид Клосес не вмешался, добавив немного современного стиля в архитектуру.


5. Собор Нотр-Дам де Сайгон рядом с современными зданиями в Хошимине во Вьетнаме. Построенный французами в 1880 году, этот маленький кусочек Парижа является одним из немногих исторических зданий, которое все еще стоит посреди шумного центра города.


6. Английский лондонский банк на фоне небоскребов. Банк был построен в 1734 году. Банк Англии является одним из старейших функционирующих банков в мире. Со всех сторон его окружают небоскребы.


7. Белый дом, Остров Колл, Шотландия. Это восстановленный дом 18-го века, спроектированный семьей Маклин-Бристоль, является невероятным сочетанием прошлого и настоящего.


8. Королевский музей Онтарио Кристалл Билдинг, Канада. Этот музей мировой культуры и естественной истории, построенный в 1914 году, несколько раз восстанавливался, в том числе с помощью кристаллического здания, пристроенного в 2007 году.


9. Храм Вонг Тай Син, Гонконг, Китай. Вонг Тай Син – это массивный даосский комплекс храмов в центре Гонконге. Комплекс был построен в 1920-е годы. До сих пор он остается крупным туристическим центром, как и сам современный город за пределами его стен.


10. Церковь Санкт-Мэри-Экс гордо стоит перед одноименным небоскребом в Лондоне. Небоскреб Мэри-Экс был открыт в 2004 году. Он на 800 лет моложе церкви, которая стоит перед ним. И, почти на 182  метра выше.


11. Чикагская водонапорная башня в окружении небоскребов. После открытия в 1869 году, башня использовалась для хранения воды для пожарных. Современные инновации вытеснили первоначальное ее предназначение, но эта великолепная башня до сих пор гордо стоит посреди городских джунглей.


12. Орхус, Дания. Орхус – это второй по величине город в Дании. Будучи крупным портом с момента своего основания в 948 году, город стал удивительной смесью средневековой и современной архитектуры.


13. Милан, Италия. Заселенный кельтами в 400 г. до н.э. и завоеванный римлянами 200 лет спустя, Милан имеет богатую историю. После Второй мировой войны, среди старенных статуй и церквей стали появляться современные архитектурные формы.


14. Троицкая церковь и Хэнкок Тауэр, Бостон, США. Башня Джона Хэнкока, открытая в 1976 году, является самым высоким зданием в Бостоне. Его сосед, Троицкая церковь открыла свои на сто лет раньше – в 1877 году Теперь, башня отражает тех, кто впервые посетил церковь, о

Архитектура Старой Ладоги Берлогос — журнал о дизайне и архитектуре

12 августа 2015 г.

 Путешествие в самую первую столицу России.

Старая Ладога – это небольшое село в Ленинградской области, где вдали от шума большого города проживают около 2 тысяч человек. И если один из них вдруг заявит, что живет в столице России, не стоит удивляться или тем более пытаться возражать. Ипатьевская летопись подтверждает, что в 862 году местные селяне пригласили варяга Рюрика, чтобы он защищал их землю от набегов, и он сел княжить в Старой Ладоге, превратив ее в первую столицу Руси. Правда, уже через несколько лет Рюрик перебрался в Новгород.
Старая Ладога стоит на реке Волхов примерно в 120 километрах к востоку от Петербурга, и при отсутствии пробок и дорожных ремонтов путь на машине занимает полтора часа. Путешествующим своим ходом будет потруднее: придется ехать больше двух часов на электричке, а потом еще двадцать минут на автобусе.

Планы Старой Ладоги

Главная достопримечательность древней столицы – крепость, расположенная в живописном месте на высоком берегу Волхова – там, где в него впадает речка Ладожка. Староладожская крепость была заложена еще самим Рюриком, но все, что мы можем видеть сегодня, гораздо моложе и относится к XV-XVI векам.

План Ладожской крепости

Крепостная стена и Стрелочная башня (справа)

Построенное тогда укрепление имело форму вытянутого вдоль Волхова пятиугольника и состояло из мощных стен толщиной до 7 метров и высотой до 12 метров и пяти башен высотой до 19 метров. Однако уже в петровское правление, когда шведы были окончательно повержены, крепость потеряла свое военное значение и стала постепенно разрушаться. От стен и башен мало что осталось.

Стрелочная и Тайничная башни

Тайничная башня

За восстановление уникального памятника власти взялись только во второй половине XX века, когда по проекту архитектора-реставратора Альберта Эрнестовича Экка были воссозданы Климентовская и Воротная башни, а также прясло между ними. Благодаря постоянным реставрационным работам, ведущимся в последние годы, Староладожская крепость привлекает все больше посетителей. В 2016 году грядет юбилей: исполнится 900 лет с тех пор, как на этом месте была заложена первая каменная крепость (к этой дате надо успеть отреставрировать как можно больше).

 

Воротная и Климентовская (справа) башни

Останки Раскатной башни

Церковь св. Дмитрия Солунского

Внутри крепости находится уникальный памятник второй половины XII века – Церковь св. Георгия, одна из древнейших построек, сохранившихся до настоящего времени. Еще издалека он напоминает соборы Новгорода и Владимира (например, Дмитровский, воздвигнутый в тот же период). Церковь представляет собой четырехстолпный однокупольный трехапсидный храм и гармонично объединяет византийскую и новгородскую традиции каменного храмового зодчества. На протяжении веков здание подвергалось многочисленным переделкам, порой до такой степени, что строители вряд ли бы опознали в нем свое творение, и только последняя реставрация вновь приблизила его облик к первоначальному.

Церковь св. Георгия

На территории Свято-Успенского девичьего монастыря, который также необходимо посетить всем путешественникам в Старую Ладогу, находится еще один собор, сохранившийся с XII века. Такое соседство двух памятников того времени делает Старую Ладогу уникальным местом на Северо-Западе России. Подобно Георгиевской церкви, Успенский собор также был построен четырехстолпным, одноглавым и трехапсидным, но при этом был более внушительным по размерам: длиной 18 метров, шириной 14 метров и высотой 19 метров.

Свято-Успенский девичий монастырь

Успенский собор

Наконец, логично было бы посетить и мужской монастырь – Никольский, основанный во времена побед князя Александра Невского. На его территории расположено несколько построек, представляющих интерес.

План Никольского мужского монастыря


Никольский мужской монастырь

Во-первых, это Никольский собор XIII века. Подобно любому памятнику такого возраста, он неоднократно перестраивался, но всегда на старом фундаменте и с сохранением нижних рядов кладки.

Никольский собор

Во-вторых, Церковь св. Иоанна Златоуста, возведенная в 1861-1873 гг. по проекту Алексея Максимовича Горностаева (самая известная его работа – Успенский собор в Хельсинки). Церковь св. Иоанна Златоуста выполнена в византийском стиле, но не совсем традиционна по форме. Это базилика из трех длинных нефов, где центральный – выше других и отделен от боковых колоннами.



Церковь св. Иоанна Златоуста

Церквями архитектура монастыря не ограничивается: например, недавно отреставрировали Святые врата и шатровую колокольную, кроме того, представляют интерес угловые башни ограды.


Башня и южные ворота с приворотной Никольского мужского монастыря

На посещение Старой Ладоги стоило бы выделить целый день, учитывая, что вышеперечисленными памятниками дело не ограничивается. Еще надо подняться на курганы, откуда открывается великолепный вид на крепость, а если повезет – прокатиться по Волхову на катере и посмотреть на Старую Ладогу с непривычного ракурса. Такая она разная и интересная, первая столица Руси!

Архитектура современного города как наука и искусство :: SYL.ru

Архитектура современного города отличается многообразием и стремительностью, развиваясь наравне с техническим прогрессом. По построенным в определенную эпоху зданиям можно наблюдать различные стили, ценности и стремления человека к удовлетворению собственных потребностей.

История застройки городов, ордерная система

Древние города Греции и Римской империи до сих пор считаются шедеврами далекой эпохи, гимном красоте и величию созидающего человека. Знаменитые здания и памятники античной архитектуры являются достоянием мировой культуры и наследием прогрессивного человечества. По мнению историков и искусствоведов, без фундамента, заложенного в те древние времена, современная Европа не смогла бы существовать.

Поэтому очевидна связь архитектуры исторического города с архитектурой современного города, ведь планирование территории поселения и возведение в нем зданий, называемое градостроительством, осуществлялось с давних времен. Однако принципы эти для различных эпох и стран сильно отличались.

В Древней Греции политическим, религиозным и культурным центром поселения был храмовый комплекс, а от него отходили проложенные по прямоугольной сетке улицы. Античные храмы в Греции начинали строиться по правилам ордерной системы, что впоследствии оказало большое влияние на всю историю мировой архитектуры.

В те времена были основаны и установлены определенные правила соотношения конструктивных частей зданий и их декоративного оформления, что и получило впоследствии название ордера. Конструкция и композиция храмов были основаны на колоннах и балках, которые имели установленную форму и взаимное расположение.

Классическая ордерная система (дорическая, ионическая, коринфская), за многие века претерпевшая эволюционные изменения, сыграла огромную роль в формировании и развитии европейской архитектуры. Однако при строительстве современных общественных зданий она чаще всего используется архитекторами только в качестве стилизации или декоративных элементов.

Поэтому древнегреческая ордерная система в архитектуре современных городов сохранилась преимущественно в исторических памятниках и застройке старых районов.

Опера (Сидней, Австралия)

Градостроительство: эпохи и страны

Для средневекового города характерно наличие крепости, окруженной высокой каменной стены и рвом с водой, что выполняло оборонительные функции для проживающих в нем жителей. Позднее европейские города строились вокруг здания главного кафедрального собора, рядом с которым обычно размещали ратушу и рыночную площадь. Улицу прокладывали от ворот крепости до центра.

Аналогично проектировались города на Востоке: в центральной части располагалась мечеть и минареты, рядом — медресе (религиозная школа), дворец правителя и караван-сарай, от них расходились дороги и жилые кварталы.

Для планирования древнерусских городов характерно органичное вписывание его в окружающий ландшафт и расположенные недалеко сельские поселения. Как правило, град строился на возвышенности, откуда были хорошо видны окрестные поля и деревни.

Эпоха Возрождения принесла другие принципы градостроительства: улицы планировали строго перпендикулярно, главные выходили на красивые архитектурные ансамбли или дворцы. Примером этого может служить Санкт-Петербург, возведенный по личным указаниям Петра Первого, который принимал участие и в составлении его плана.

Архитектурные стили 20 века

Архитектура современного города удивляет и поражает. Она прошла долгий путь становления. Только за последнее столетие в рамках дисциплины или, если изволите, отрасли искусства, появилось несколько основных направлений, каждое из которых отличается оригинальностью конструкций, форм и тесно связано с использованием новых материалов. Были придуманы и новые термины. Для того чтобы выяснить, какие понятия появились в архитектуре современных городов, рассмотрим основные стили зодчества, характерные для прошедшего столетия: конструктивизм, функционализм, модернизм, ар-деко и др.

Конструктивизм

Начало развитию этого стиля было положено в 1920-е французским архитектором Ле Корбюзье (1887-1965). В своих постройках он впервые начал применять сборные модули, состоящие из железобетонных конструкций. Самое знаменитое здание в стиле конструктивизма по проекту Корбюзье — капелла Нотр-Дам-дю-О, католическая церковь, построенная из бетона на Вогезском холме (г. Роншан, Франция). Идея создания криволинейной асимметричной крыши, напоминающей морскую раковину, позволила идеально вписать строение в ландшафт и воплотить мысли о защищенности происходящего таинства внутри.

Однако в архитектуре современных городов увлечение готовыми сборными блоками привело к обезличиванию зданий. Особенно это касается многоэтажной жилой застройки так называемых «спальных» районов. По мнению психологов, люди, живущие в таких серых «коробках», чувствуют негативное эмоциональное напряжение. Целые районы одинаковых серых зданий, окруженные дорогами, бетонными заборами и скудной растительностью, являются примером неблагоприятной среды, которая не обеспечивает комфортную жизнь, а наоборот, вызывает агрессию и неприятие.

Небоскреб Gherkin building (Лондон)

Модернизм

Модерн — стиль, распространившийся в Европе в начале 20 в. вместе с одноименным направлением искусства. Другие его названия:

  • ар-нуво (новое искусство) — был принят во Франции;
  • югенштиль — в Германии;
  • русский модерн — в России.

Его отличительной чертой стал синтез одновременно нескольких течений мировой культуры. Здания, построенные в стиле модерна, объединяются элементы нескольких архитектурных направлений: готики, рококо и др. Еще одно отличие от ордерной системы и других направлений — асимметрия фасадов, отсутствие прямых углов и линий, формы часто заимствованы у природы, а при постройке применяются новые материалы и технологии (металлические и стеклянные детали и декор).

Главная задача архитектуры модерна — создание зданий, которые одновременно отвечают требованиям эстетики и красоты и функциональности. Вследствие этого много внимания уделено интерьерным решениям с тщательной проработкой лестниц, балконов и других конструктивных элементов. Ярким представителем стиля является испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926), который стал новатором архитектуры этой эпохи.

Фамилия Саграда (Барселона, Испания)

В стиле русского модерна в полной мере отражены национальные черты. Зодчие возводили постройки, напоминающие византийские храмы и боярские хоромы, применяя как традиционные (кирпич, дерево, камень), так и более современные материалы (сталь, бетон, стекло). В декоративной отделке зданий часто использовали природные силуэты и растительные орнаменты, украшением многих стали большие окна с разноцветными витражами, скульптурные композиции над дверями и окнами. Один из знаменитых русских архитекторов Ф. О. Шехтель (1859-1926) построил в стиле русского модерна особняки Рябушинского и Дерожинской, Ярославский вокзал в Москве и др.

Одним из ответвлений модернизма стал появившийся в 1950-1970 годы стиль брутализм, а также необрутализм (термин происходит от фр. béton brut — «необработанный бетон»). Его создателей Элисон и Питера Смитсонов вдохновили возможности пластичности армированных бетонных конструкций.

Представителем модерна, смешанного с авангардизмом (такой неординарный стиль называют иногда биоморфным), был архитектор немецкого происхождения Фр. Хундертвассер (1928-2000). Дома, возведенные по его проектам, отличаются неповторимостью и оригинальностью как по форме, так и по цветовой насыщенности.

Жилой дом (Германия)

Ар-деко, органическая архитектура

Ар-деко — течение в искусстве и архитектуре, появившееся в 1920-е в Париже. Его отличительные черты: использование строгой закономерности, этнических геометрических узоров, дорогих материалов в интерьере.

Основоположник стиля органической архитектуры Ф. Л. Райт (1807-1956) при разработке и конструировании зданий применял принципы гармоничного размещения объектов в окружающем пространстве и пейзаже. При этом для возведения дома применялись только экологически безопасные материалы: дерево, природный камень, а также железобетон. Примером дома, выполненного в этом стиле, является «Дом над водопадом», который с 1966 г. считается Национальным историческим памятником США.

В начале 21 в. произошел всплеск интереса к этому стилю в архитектуре, что дало толчок появлению стиля био-тек, который пропагандирует возведение зданий по аналогии с природными органическими формами.

Функционализм и рационализм

Функционализм — архитектурное направление, появившееся в Нидерландах и Германии в середине 20 века, которое придерживается принципов соответствия здания тому предназначению или процессу, для которого оно построено. В основе его использованы достижения строительной технологии и новые приемы, позволяющие быстро возводить стандартные квартиры по секциям из сборного железобетона.

Небоскреб Aqua tower (Чикаго)

Именно в стиле функционализма и возводятся высотные офисные и жилые здания, составляющие силуэт современного города. Архитектура строений в этом направлении имеет следующие основные признаки:

  • использование прямых углов и форм, крупных плоскостей;
  • в качестве материала применялись монолитные и сборные секции железобетона, стекло, изредка — кирпич;
  • плоские крыши;
  • для многоэтажных и промышленных зданий характерно горизонтально-полосное расположение остекления фасадов;
  • нижние этажи имеют более широкое пространство и используются под магазины и другие общественные заведения.

Рационализм — авангардистский стиль в архитектуре и искусстве, возникший в советский период в 1930-х. Для зданий, построенных в этом направлении, характерны лаконичные формы, строгие и рациональные. По содержанию стиль близок к конструктивизму.

Hong Kong Polytechnic University

Концепция «Город-сад»

Одна из градостроительных концепций возникла в начале 20 в., после выхода книги Э. Говарда «Города-сады», в которой автором были предложены совершенно новые идеи и схемы возведения городов. Были предложены планы и оригинальные особенности архитектуры современного города, располагавшегося на общинных землях. Целью устройства поселения было создание хороших социально-бытовых условий для малообеспеченных слоев населения в пределах пригородных поселков на окраинах мегаполисов.

Храм Лотоса (Нью-Дели, Индия)

Шедевры современной архитектуры

За последние десятилетия многими зодчими было построено множество интересных и оригинальных объектов архитектуры. Современного города — чудо инженерной мысли. Для максимальной выразительности художественного образа архитекторы успешно используют в проекте принципы гармоничного сочетания с окружающим пространством, асимметрии, контрастного противопоставления различных плоскостей и др.

Все современные здания — это, как правило, небоскребы или высокие многоэтажки, которые возводятся в США, ОАЭ, Индии, Сингапуре и т. д. При их возведении используются передовые научно-технические разработки, разнообразные строительные и отделочные материалы, оригинальные возможности фактуры и цвета. Некоторые созданы архитекторами с мировым именем, другие — талантливыми молодыми зодчими.

Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания)

Города с современной архитектурой

По всему миру можно найти интересные и оригинальные города, и сказать, какие среди них лучшие, достаточно сложно. 21-й — век глобализации в архитектуре, искусстве и других направлениях, в нем происходит стирание различий между западными и восточными стилями, мегаполисы тянутся вверх, а здания в них соревнуются не только по высоте, но и по оригинальности и вычурности.

Ниже перечислены некоторые лучшие города с современной архитектурой:

  • Чикаго — является одним из первых высотных мегаполисов, первые многоэтажные здания здесь были построены еще в 19 в. Множество интересных вертикальных построек были сделаны по проектам Л. Салливана, позднее здесь работали Ф. Л. Райт, Людвиг Мис ван дер Роэ и др. Город считается образцом модернизма в области архитектуры.
  • Пекин, Хошимин, Шанхай и другие города Азии представляют собой смешение зданий, построенных в колониальном стиле, и современных небоскребов, вознесшихся к небу за последние 20 лет.
  • Токио — был практически возрожден из руин после Второй мировой войны, его архитектурной особенностью стало строительство высотных зданий с учетом передовых технологий и инноваций.
  • Дубай стремительно взлетает вверх и одновременно покоряет морские просторы, т. к. многие небоскребы строятся на искусственных насыпных островах. Большинство проектов выглядит футуристично и фантастично, самый известный из них — башня «Бурдж-Халифа» высотой 828 м, построенная архитектором из США Э. Смитом.
Штаб-квартира Центрального телевидения КНР

Архитектура современных городов — искусство и наука, для которых характерно смешение стилей и нарушение классических традиций и стереотипов. Многие из возведенных неординарных зданий одним своим внешним видом могут вызвать бурю положительных эмоций, заставляя восхищаться, и одновременно шокируют оригинальностью и необычностью.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Архитектура Древнерусского государства (X — XII века).

До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен. По этой причине древнерусские дома и укрепления, а тем более их декоративные элементы не сохранились.

Следовательно, полноценно изучать историю  русской архитектуры домонгольского времени приходится почти исключительно по каменно-кирпичным зданиям, которые начали возводить на Руси с конца X века с принятием христианства (988). Христианство открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры тогдашнего мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.

Основные памятники

Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятин­ной. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Были предложены различные варианты реконструкции, однако вопрос этот по-прежнему остается дискуссионным. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Так, несомненно, что Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апси­дами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный ва­риант крестово-купольного храма. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом.

Следующий этап монументального строительства на­чался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в это время раз­делена на две части между сыновьями князя Владимира — Мстиславом и Ярославом. В стольном городе Мстислава — Чернигове — был зало­жен Спасо-Преображенский собор (ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.

Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Строи­тельная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители при­были из Константинополя и отразили здесь традиции столичной византийской архитектуры. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завер­шений башен. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность.

Многоглавие киевского Софийского собора, нехарактерное для византийской традиции, имеет прямой функциональный смысл. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благо­даря ему торжественную и пышную композицию, но в основе замысла лежала все-таки функциональная задача — расширение западной части храма, поскольку здесь необходимо было разместить крещальни.

В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка. Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания — подкупольное пространство и главная апсида — покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.

Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Нов­городе и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 году, закончен в 1050 году; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х годах XI века. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, си­стема пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки. Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал — известняковую плиту.

Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде. Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде — только один ряд, а в Полоцке их вообще нет. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого — по три апсиды и по одной башне. Киевская София имеет тринадцать глав, Новгородская — только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи, их было семь.

Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия.

Таким образом, в середине XI века на Руси развернулась интен­сивная строительная деятельность. Но уже к 60-м годам строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось — вся строительная деятельность сосредоточилась там. За период с 60-х годов XI века по начало XII века в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам.

Особенности архитектуры Древней Руси

Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси? Для историков архитектуры дореволюционного вре­мени такой вопрос даже не возникал. По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили грече­ские мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже — византийской. Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии.

Византийские зодчие имели за своими плечами огром­ный традиционный опыт и в строительном ремесле, и в создании культовых зданий — церквей. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые задачи. Прежде всего это было связано с полученным ими заданием. Так, в ряде случаев тре­бовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. В стране, относительно недавно принявшей хри­стианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. Все это застав­ляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.

Таким образом, своеобразие задания, наличие или от­сутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эсте­тических представлениях деревянного строительства. В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения.

Так сложилась и развивалась архитектура Древней Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.

 

Предложения со словосочетанием СТАРИННАЯ АРХИТЕКТУРА

Мне очень нравилось бережное отношение французов к старинной архитектуре и культурному наследию. Мы закажем экскурсию по соседним усадьбам, полюбуемся старинной архитектурой. Только моей маме, ученому-филологу, может быть «весело» любоваться старинной архитектурой. Карета остановилась у подъезда довольно большого дома старинной архитектуры. А вот дореволюционных памятников, созданных до 1917-го года, в отличие от сохранившейся старинной архитектуры, на территории города практически нет.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: колонизация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

На одной из улиц, которые пересекаются здесь под прямыми углами, стоял ветхий дом старинной архитектуры. Кафе состояло из одной длинной и низкой комнаты старинной архитектуры. Вокруг стояли дома какой-то необычной, старинной архитектуры. Но дома не сносят, потому что это вроде как памятник старинной архитектуры. Исторические памятники, дворцы, мечети могли заинтересовать каждого любителя старинной архитектуры. Подъезжая к замку со стороны низины, по которой накануне вечером стелился туман, я залюбовалась видом старинной архитектуры. По дороге он рассказывал про окружающую их старинную архитектуру, вспоминал весьма кстати анекдоты. На одной из улиц, которые пересекаются здесь под прямыми углами, стоял ветхий дом старинной архитектуры. В выходные они планировали посещать ближайшие древние города со старинной архитектурой и богатой историей. В их распоряжении находятся лишь комнаты, а красивый внутренний двор, признанный памятником старинной архитектуры, доступен для посещения всем желающим. Волшебство и магия старинной архитектуры, которая пахнет латами, длинными копьями, конями в расшитых попонах, поединками, кавалькадами. Они довольно быстро нашли общий язык — оба они были большими ценителями старинной архитектуры. Бродил по улицам, любовался старинной архитектурой и, не переставая, щёлкал и щёлкал. Послеполуденное солнце изливало на него тёплые лучи и подчёркивало красоту и великолепие старинной архитектуры. Если просто бродить по старинным улочкам Como, то можно разглядывать красоту старинной архитектуры строений. Мы закажем экскурсию по соседним усадьбам, полюбуемся старинной архитектурой. Только моей маме, ученому-филологу, может быть «весело» любоваться старинной архитектурой. Затем тандем снова обгоняет нас, затем мы его, и так, чередуясь, километров тридцать до очередной точки маршрута оказавшейся на этот раз памятником старинной архитектуры. Народная одежда способствует умиротворению, доброте, приближает своего владельца к природе и, если рассуждать высокими категориями, даёт ощущение незыблемости бытия, какое исходит от старинной архитектуры. Осмотр местных достопримечательностей можно начать уже из вагона поезда: две первые платформы, подземный переход и само здание вокзала отнесены к памятникам старинной архитектуры. С детства влюблён в старинную архитектуру. Это как старинная архитектура, которую мало кто променяет на новостройки. Возле какого-то здания старинной архитектуры стояла молодая пара и, на виду у всех, застыла в длящемся поцелуе. Появлялись и исчезали незнакомые лица, силуэты людей, чудная старинная архитектура. Оставил паркет, литые решётки, старинную архитектуру. Я лежал там, подобно хорошему обеду, и смотрел в окно на соседний дом, тот самый изысканный шедевр старинной архитектуры, которым я любовался в первый вечер. Я лежал там, подобно хорошему обеду и смотрел в окно на соседний дом, тот самый изысканный шедевр старинной архитектуры, которым я любовался в первый вечер. Богатая история и старинная архитектура сего места, естественно, серьёзно повлияли на мировоззрение молодого умняги. Я лежал там, подобно хорошему обеду, и смотрел в окно на соседний дом, тот самый изысканный шедевр старинной архитектуры, которым я любовался в первый вечер. Узенькие улочки, старинная архитектура, лабиринты улиц. Туристы вошли в ворота на территории, которой располагались старинная архитектура зданий. Мальцевский универмаг — четырёхэтажное, старинной архитектуры, здание, где нас может поджидать ещё один террорист. В очередной раз убеждаемся, что итальянцы уважают свою старинную архитектуру и не стремятся придать стенам домов какой-то внешний лоск или глянец. Впереди показалось белое здание с колоннами, высокими ступеньками, старинной архитектуры. Несмотря на утро, припаркованных машин было уже много. Маленький городок, старинная архитектура, неторопливые прохожие, размеренная жизнь. Видимо этот дом «старинной архитектуры» был непростым домом.

Предложения со словосочетанием СТАРАЯ АРХИТЕКТУРА

Город задыхался от шума автомобилей и автомобильных пробок, старая архитектура города не удовлетворяла требованиям всё время растущего города и наличию огромного числа автомобилей. Какую бы из двух местных дорог мы ни выбрали, двинувшись к югу, нас ждут на обеих красоты природы и старой архитектуры. Без затенения деревьями улица стала как-то непомерно широка, открылась старая архитектура зданий, и их тоже, в срочном порядке, преобразовали. Однако старую архитектуру было трудно узнать. Она мало отличалась от северной — всё те же пряничные жилые кварталы, старая архитектура, современные башни.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: языковедение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Свернув в переулок, мимо наполовину вросших в землю домов столетней давности, вышел на центральную улицу, где ещё сохранились здания старой архитектуры с богатой лепниной и строгими колоннами. А его любовь к балету, серьёзной музыке, старой архитектуре, истории города и вдруг возня с пчёлами, походы в лес за грибами, за малиной. Когда началась фаза сжатия вселенной, после рождения серии мерцающих вселён, тогда старая архитектура оказалась под ударом разрушения в любой момент времени. А по каналам пространств вселенной светочи, которых низвергли потом в океан, передвигались и ещё больше создавали энтропию в старой архитектуры вселенной. Потому, когда разговор на небе был закончен, наступило безвременье, что остановило время, которое играло не в пользу сторонников старой архитектуры вселенной. Современные дома сочетались со старой архитектурой. Само здание старой архитектуры было с большими окнами и с крышей, покрытой железом. В плотный ряд тяжеловесной старой архитектуры втиснули современную коробку дома быта и легкомысленный кинотеатрик. Вот если взять старую архитектуру — благодаря разнообразной структуре её скученность не была такой невыносимой. В последние восемь месяцев коттедж — красивое двухэтажное здание старой архитектуры — пустовал, вокруг него всё поросло жимолостью. Был он старой архитектуры, с башенками, эркерами, стрельчатыми окнами, галереями на каждом из трёх его этажей. На старой архитектуре квартала, потоке машин, на кадках с цветами, что стояли на узких балкончиках и возле подъездов. Но я ответственно заявляю, что олигархи быстрее уничтожат старую архитектуру, чем время. Пристройку восстановили с сохранением «по возможности старой архитектуры». В его поведении была насторожённость, несвойственная тем, кто наслаждается красотами старой архитектуры.

Неточные совпадения

У подножия его разместилось старое кладбище, на котором давно не хоронили, и существовало оно, скорее как неотъемлемая часть ансамбля дожившего до наших дней, только благодаря сознательности местного населения, и небольшим суммам, выделяемым городскими властями на памятники архитектуры. Эти особнячки чудом уцелели во время сталинского погрома старой русской архитектуры. Исчезли два каменные старинной архитектуры столба с необыкновенно широкими основаниями и острыми вершинами, увенчанными местным гербом; по бокам шоссе тянулись ещё загородные дворишки, лачуги, землянки… Близ дороги стояли маленькие столики, за которыми старые оборванные солдатки торговали квасом, калачами; с писком гнались эти бабы за проезжающими, вытягивая вперёд руку с калачом; но тройки и перекладные пары стремглав проносились мимо их, и городские, проникнутые достаточным ухарством, ямщики, залихватски гуляя кнутом по ободранным спинам и бокам почтовых кляч, не упускали случая хлестнуть мимоходом и бабу с калачом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *