Архитектура общественная – Архитектура последней трети XVIII — первой половины XIX в. Архитектура городского жилища. Одесса. Архитектура общественных зданий. Магистраты, Присутственные места, Гостиный двор, Торговые ряды, Старая биржа

Общественная архитектура

 Что попадает в категорию общественной архитектуры? Это и здания образования, такие как школы, детские сады; это офисные и административные здания; это здания спортивного и торгово-развлекательного назначения и т.д. Общественные объекты всегда отвечают разнообразным целям. Для каждого из этих типов здания есть свои требования, которые необходимо соблюсти в процессе проектирования. Команда наших архитекторов всегда выполняет объект в соответствии с действующими нормативными документами.

 Основной задачей в проектировании общественного здания является функциональное наполнение. Все функции должны быть грамотно и логично продуманы. Поэтому во время проектирования приходится разбираться в технологических процессах, которые будут происходить в будущем объекте; учитывать пересечения и распределение потоков посетителей, персонала; разделять общественное и производственное насыщение.

e2e8298cd26b5ded2d34658816a967b3.jpg

Помимо разработки внутренней организации здания, немаловажно разумно вписать будущий объект в окружающую архитектурную среду, продумать привлекательный облик, проработать территорию рядом, благоустройство, транспортную связь. Каждый аспект необходимо изучить и проработать досконально, потому что только совместная слаженная работа всех решений формирует действительно удачный и успешный проект.

 Важным вопросом в проектировании всегда встает поиск баланса между выразительным художественным решением облика и использованием недорогих строительных материалов. Мы не гонимся за архитектурой ради архитектуры, каждый объект это взвешенное решение, принимаемое исходя из потребностей и возможностей заказчика. При этом внешний облик должен учитывать окружение здания, не выпадать из сложившейся среды вокруг него и иметь собственный стиль.

Создание нового общественного здания это всегда сложная, но интересная задача. В современном мире человек большую часть времени проводит не дома, а на работе и в делах. Поэтому нам каждый раз предстоит создавать объект, в котором ему будет комфортно и удобно находиться. И неважно, будет это офисное здание или кафе. Любая общественная архитектура это, в первую очередь, для решения определенных потребностей человека, это место каждодневного притяжения. А значит проектирование такого рода объектов — довольно ответственная задача.

 Наша компания имеет большой опыт проектирования таких объектов и с радостью поможет вам создать свое неповторимое здание, учитывая все ваши желания.
 Примеры наших работ можно посмотреть в разделе ПОРТФОЛИО.
А чтобы заказать у нас общественное здание, вам нужно нам позвонить. Или оставить заявку, и мы сами перезвоним вам через несколько минут.

bauartstudio.com

15 лучших новых общественных зданий России — The Village

В начале октября был объявлен шорт-лист премии «Приметы городов» 2017 года. Туда вошли появившиеся в последние десять лет здания, которые функционируют и уже «доказали свою жизнеспособность». В то время как строительство качественных общественных зданий в Москве практически прекратилось, экспертный совет конкурса отбирает самые интересные примеры такой архитектуры исключительно за пределами столицы. Голосование на сайте проекта проходит до 30 октября. Победителей в шести номинациях назовут в ноябре, а пока The Village попросил куратора проекта Юлию Зинкевич и самих архитекторов рассказать о претендентах в категории «Общественные здания» — школах, офисах, университетах, винодельнях и заводах.

Текст

Лев Левченко

Бюро Kleinewelt Architekten

2017 год

Винодельня, расположенная на дороге из Новороссийска в Анапу, спроектирована с учетом требований экологичной и устойчивой архитектуры: ветрогенераторы, солнечные батареи и другие технологии позволяют экономить электроэнергию. Постройка интегрирована в окружающий ландшафт — архитектура здания обрамляет виды окрестностей: рамы, колонны и конструкции фиксируют определенные ракурсы как объектив фотоаппарата.

Николай Переслегин

Георгий Трофимов

Kleinewelt Architekten

«Вино Гай-Кодзор есть в любом ресторане в округе, поэтому нужно было придумать точку притяжения для посетителей. Так, мы решили разбить в центре винодельни сад с редкими растениями — оазис посреди общего холмистого рельефа. Одной из важнейших задач, конечно же, было сохранить естественный ландшафт. Природа требует к себе не меньшего уважения, чем город. А порой и большего».

Архитектурное бюро Evolution

2013–2016 годы

Иннополис — первый российский город в XXI веке, построенный в чистом поле с нуля. Здание технопарка — круглое с зеркальными фасадами — вливается в окружающую среду, она отражается на его стенах. Университет обыгрывает рельеф местности формой, хотя гораздо больше в нем влияния раннего советского модернизма — взмывающая вверх консоль перекликается с Монреальским павильоном Михаила Посохина.

Антон Цыбисов

архитектор

«Технопарк и университет расположены рядом. Технопарк имеет форму кольца с зеркальным фасадом, который отражает природный ландшафт вокруг. Это помогло сделать его не громоздким и объединить с пейзажем, плюс фасад эффектно ловит закат и рассвет. Ломаный фасад университета подчеркивает овражистый рельеф местности».

Бюро «Архитектура и культурная политика»

2016 год

Воплощать героику Куликова поля начали в середине XIX века. Сначала здесь была поставлена мемориальная колонна Брюллова, затем, в начале ХХ века Щусев (автор Мавзолея, Казанского вокзала, здания ФСБ на Лубянке) спроектировал храм Сергия Радонежского. Композиция нового здания музея осознанно не нарушает целостности окружающего ландшафта. Его кровля — зеленый холм с дорожками для прогулок и видовыми точками на поле битвы.

Сергей Гнедовский

архитектор

«Главной нашей задачей был поиск нового языка для воплощения темы Куликова поля. Мы искали путь не в архитектурной традиции и в общемировых тенденциях, а в отношениях к природе — полю, небу и пространству. В итоге мы решили подчинить архитектуру самому месту, так как природа — это вечная ценность. Природа была свидетелем событий XIV века, и она до сих пор здесь».

Бюро «Архитектуриум»

2015 год

Одно из наиболее внушительных зданий в подмосковном жилом комплексе «Олимпийская деревня». Главный фасад комплекса обращен к Машкинскому шоссе, ведущему в Москву, и со стороны трассы воспринимается как очень длинная строка, накрытая волнообразной кровлей. Со стороны поселка видны оба боковых крыла здания, уступчатая форма которых образует сложные внутренние дворики.

Владимир Биндеман

бюро «Архитектуриум»

«Основной образ здания — лента гимнастки. Мне в художественной гимнастике больше всего нравятся упражнения с лентами. Нам нужно было соединить под одной крышей четыре разные функции: фитнес-центр, школу, детский сад и академию. В одну телегу запрягли коня и трепетную лань — это очень сложная задача для архитектора, но все получилось».

Бюро «Сити-Арх»

2010 год

Экоцентр «Нуви ат» расположился в футуристическом здании на фоне сибирских просторов и панельных девятиэтажек. Изначально центр должен был стать зданием администрации природного парка «Нумто» с небольшой музейной частью, посвященной природе края, его промыслам, культуре и быту коренного населения. Однако архитекторы предложили переместить здание ближе к гостинице и увеличить площадь экспозиции. Из-за этого площадь постройки сильно выросла. В итоге в ней разместили и музей, и администрацию сразу двух парков (к начальству «Нумто» прибавилось руководство Саромского заповедника), и городской архив.

Валерий Лукомский

бюро «Сити-Арх»

«Ханты традиционно делились на кочевников и тех, кто вел оседлый образ жизни, — охотников и рыболовов. В основу концепции здания музея легли перевернутая лодка и чум, символизирующие и тех, и других. Мы задумали, что человек, перемещаясь по музею, поднимается по уровням: сверху — небесный мир, птицы поют, снизу — подземный мир, в срезе показан средний мир, где живут лисы, рыбы; на выходе цикл замыкается, соответственно, миром богов — ведь ханты остаются язычниками. У них два божества — бог солнца и бог тьмы, которые находятся в противостоянии. Два треугольных торца у входа в здание изображают это противостояние из мира духов».

Архитектурная группа «А-ГА»

2016 год

Шоу-рум компании, занимающейся исследованиями городской среды и работой в области проектирования, расположен недалеко от центра, в районе, где частная застройка перемешена с общественной. Отсюда небольшие размеры здания — соответственно окружающим зданиям. Концептуально фасад перекликается с квартальной городской сеткой Краснодара — по сути, там изображена карта города — и это репрезентует деятельность компании.

Рустам Керимов

архитектурная группа «А-ГА»

«Дом занимает правильный квадратик, который напоминает квартал, сделанный в меньшем масштабе. Отсюда и идея размещения на его фасаде квартальной сетки. Здание должно служить самому себе рекламой, позиционировать себя в городе, поэтому у него есть два режима использования фасада. Днем подсветка не работает, а вот после заката — зажигается. Из-за этого здание обретает трехмерность, становится световой инсталляцией. Это выделяет его среди других строений, что хорошо для бизнеса».

Творческая архитектурная мастерская «Лантерна»

2015 год

Одна из немногих офисных построек в шорт-листе конкурса. Здание выгодно отличается от своего ближайшего окружения, придавая среде человеческий масштаб. Справа от объекта находится новый 19-этажный жилой дом, слева — административное восьмиэтажное здание. А посередине — светящийся по вечерам теплым светом трехэтажный кубик, отсылающий высотой и кирпичной отделкой к фабрике валенок, на территории которой построен дом. Здание называют бизнес-центром, хотя архитекторы считают, что это офисный особняк.

Дмитрий Ощепков

«Лантерна»

«Мы специально заказывали в Германии кирпич, адаптированный под сибирский. По этой же причине крыльцо сделано из гранита: сибирские дворники ломают лед сваренными между собой топором и ломом, и другие материалы вряд ли бы такое выдержали. Мы изначально решили, что не должно быть пластика, имитаций и тому подобного.

Название «Да Винчи» призвано подчеркнуть рукотворный подход, возрождение материальной культуры и эстетики. «Лантерна» хотела бы ввести моду на сдержанную материальную архитектуру в Сибири. Кажется, у нас это получилось».

Adjaye Associates

2009 год

Сэр Аджайе в работе над планом кампуса школы вдохновлялся картиной Малевича «Супрематизм». Здание объединяет четыре корпуса: административный блок, спорткомплекс, гостиницу и общежитие. Круглый трехэтажный объем позволяет перемещаться между корпусами без необходимости выйти из здания. В нем расположены аудитории, медиацентры, кафе, пространства связывают улицы и площади.

Проект — бюро Bernaskoni

2016 год

Восьмиэтажное здание в форме короткого цилиндра большого диаметра, установленного на боковую сферическую поверхность, прозвали «Шайбой». Здесь расположен «Музей Уральской горнозаводской цивилизации» — в нем рассказывают о вкладе Черепановых, Демидовых и Строгановых в освоение и развитие Урала.

Бюро Totement/Paper

2016 год

Завод «Альянс 1892»— самый крупный производитель бренди в России. Руководство решило организовать на территории завода музей и хранилище для бочек с коньяком. Расположенные перед входом на завод две геометричные башни пока открыты только для специальных событий и гостей производства, но в ближайшее время сюда начнут пускать экскурсионные группы.

Левон Айрапетов

архитектор

«Калининградская область — как остров, дрейфующий по чужой территории, у которого нет границ со своей землей. Здесь за длительное время появилось много достаточно символических зданий, построенных немцами — а потом долгое время не рождалось вообще никаких новых архитектурных смыслов. После строительства в 1921–1924 годах «Пестрого ряда» город Черняховск (Инстербург), в котором расположен завод, на 92 года в архитектурном плане завис. Когда мы получили этот проект, то сразу подумали, что настало время сказать что-то новое. Деревянное подземное хранилище и металлическая башня работают на контрасте, но в синергии. Между башнями расположен внутренний двор, где проходят мероприятия, и он функционирует как публичное пространство».

Архитектурное бюро ADM

2013 год

Обязательство на строительство школ и детских садов есть почти во всех девелоперских проектах новых районов, но ответственное отношение к ним — редкость. Школа в Мамонтовке — пример качественной архитектуры образовательного пространства.

Андрей Романов

сооснователь ADM, архитектор

«Была идея пластически разделить зоны обучения и зоны для игр. Первый этаж — более сложные формы, здесь дети бегают и играют. Выше — более строгие. В школах, к сожалению, свой режим, поэтому вокруг здания сразу поставили ограждение, из-за этого не получилось открыть для всех библиотеку — филиал «Ельцинской».

Внутренний двор — главный центр школы, здесь проходят все линейки. На уровне второго-третьего этажей это пространство превращается в стеклянную галерею, вокруг нее — рекреационные зоны, холлы и коридоры, где дети бегают на переменах. Прямых коридоров нет, все пространства необычные.

Архитектурное бюро Асадова

2016 год

Комплекс представляет собой асимметричную композицию, одно крыло которой вздымается как нос корабля. Здание расчерчено динамичными стеклянными горизонталями окон и облицовано бежево-песчаным бакинским камнем, цвет которого рифмуется и с южной архитектурой в целом, и со сдержанным колоритом окружающей поселок степи.

Андрей Асадов

архитектор и руководитель проекта

«Что удивило, заказчик начал работу над проектом с благоустройства набережной — с мощением, с фонарями. В чистом поле посреди бескрайних казачьих степей появилась благоустроенная набережная. Очень предусмотрительно. Это был такой якорь: приезжали клиенты, видели уровень среды, у них сразу складывалось отношение к месту, они понимали его ценность. Мы сделали эффектную концепцию въездной группы со смотровой башней-маяком. Авторского надзора на проекте не было, поэтому мы не ожидали, что реализация будет так близка к рендерам. Например, на концептуальных картинках мы сделали скошенные витражи, и они были выполнены максимально точно. Если бы мы сами вели строительство, что-нибудь наверняка бы упростили, а тут все было реализовано».

Бюро «Ё-программа»

2010 год

Здание градообразующего предприятия, производящего трубы. Яркие цвета в стилистике русского конструктивизма и впечатляющая геометрия фасада завода изменили отношение горожан к комплексу и даже позиции завода на рынке.

Владимир Юданов и Сергей Илышев

дизайн-бюро «Ё-программа»

«Мы начинали работу с ЧТПЗ в Челябинске, реализовав проект завода «Высота 239», куда теперь водят экскурсии. Это производство выглядит как музей и как модный лофт одновременно. В Первоуральске нашей большой победой было то, что получилось создать условия для социального роста. Молодежь знает, что, если будет хорошо учиться, попадет на одно из предприятий ЧТПЗ с хорошей зарплатой и перспективами».

Бюро Maxim Rymar Archistudio

2013 год

Футбольная академия для детей в новом районе Краснодара рядом с одноименным стадионом и новым парком является проектом владельца торговой сети «Магнит», миллиардера Сергея Галицкого. Главный корпус разделен на две части: образовательную и спортивную, со всей необходимой инфраструктурой — от актового зала и медкабинетов до гостиницы и бассейна. Коттеджи для проживания детей выстроены на искусственном возвышении и окружены тренировочными полями и парком. Фасады зданий отделаны панелями из меди и выдержаны в цветах футбольного клуба. Maxim Rymar Archistudio разработала проект, композиция которого построена на сочетании простых по форме объемов и контрасте поверхностей.

Максим Рымарь

архитектор

«В комплексе учатся около 300 детей. Сергей Галицкий по всему краю организует футбольные секции — в сети уже порядка 50 школ. Талантливых детей приглашают в академию. Важно, что здесь не стремятся растить исключительно футболистов — профи станут немногие. Большое внимание уделяется образованию, у школы химико-биологический уклон. В этом проекте нужно было учесть функциональные, эстетические, цветовые и смысловые нагрузки здания».

Творческая мастерская Пестова и Попова «Офис открытой архитектуры»

2011 год

От проекта нового здания, предназначенного для одной из самых серьезных школ гимнастики в России и одной из основных баз сборной, до завершения строительства прошло более десяти лет. Менялись заказчики и срывались сроки, но школу получилось построить в соответствии с проектом, что редкость для таких ситуаций. Контрастный фасад спортивного центра с колоннами-стволами, которые несут консоль третьего этажа, — продолжение идей нижегородской архитектурной школы, которая в 90-е годы считалась лучшей в России.

Алексей Каменюк

архитектор

«В среде архитектурных критиков было много попыток присвоить объекту вторичность, третичность, искать мировые аналоги. Но все примеры, что приводились, были придуманы на пять-семь лет позже, чем эта школа. Для 2002 года, когда был сделан проект, — это необычная вещь. Чиновники, когда увидели, что получилось, неделю молчали, а потом сказали, что поняли, зачем были все эти мучения. Оказалось, что за государственные деньги можно построить здание, не имеющее аналогов в самом Нижнем Новгороде, и подобных только несколько по стране».


Фотографии: обложка, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18 – Приметы городов, 1 – Илья Иванов, 4, 5, – Роман Солопов

www.the-village.ru

Архитектура общественных зданий (стр. 1 из 2)

Н.С.Алфёров, Г.И.Белянкин, А.Г.Козлов, А.Э.Коротковский
СВЕРДЛОВСК
(строительство и архитектура)

Архитектура общественных зданий.

На всех этапах развития города важную роль в формировании его архитектуры играли общественные здания и сооружения. Удовлетворяя основные функции в организации общественной и политической жизни, бытового обслуживания населения, занимая ключевые позиции в застройке, они определяют ее композиционную выразительность, своеобразие архитектурного облика города.

Интенсивное строительство общественных зданий развернулось в Свердловске в последние годы. Развивается принцип формирования предзаводских площадей и других территорий, объединяющих промышленную и жилую застройку крупными зданиями общественного назначения. Это оказало влияние на выбор типов общественных зданий и на особенности их архитектурных решений. Массовыми типами общественных зданий стали Дворцы культуры и клубы, рассматриваемые как широко доступные здания многоцелевого назначения, центры культуры, просвещения и отдыха.

Показательный пример такого типа общественных зданий—Дворец культуры Уралмашзавода (авторы заслуженный архитектор РСФСР Г. И. Белянкин, архитекторы Л. Б. Масленников, В. С. Краснов, инж. В. В. Бурдакин). Это — крупнейшее сооружение подобного типа (кубатура 120 тыс. м3). Оно замыкает проспект Культуры — один из лучей «трезубца», заложенного в 30-х годах в композицию планировки жилого района соцгородка Уралмаша. Дворец территориально примыкает к парку, в котором располагается спортивный комплекс со стадионом и рядом спортивных павильонов. Таким образом, создается единый культурно-просветительный, спортивный и зрелищный центр района.

Особенности архитектурно-планировочного решения этого здания многоцелевого назначения заключаются в следующем. Главное функциональное пространство и основа композиции планировки — зал массовых мероприятий. Компоновка основных помещений предусматривает трансформацию их в единый функциональный и пространственный объем. В состав клубных помещений входят репетиционные залы для работы больших творческих коллективов, таких, как народные театры. Функциональная организация артистических комнат позволяет использовать их для гастролирующих профессиональных театров без нарушения нормальной работы остальной части клубных комнат.

Другой тип общественных зданий — административные, зрелищные, культурно-просветительные, бытовые и другие здания общегородского назначения. Их строительству и реконструкции как ведущих элементов парадного «интерьера» города отводилось важное место в плановом восстановлении и преобразовании застройки в первые послевоенные годы. Отражая общее идейное содержание времени торжества Победы, архитектура восприняла влияние некоторых внешне выразительных традиций русской архитектуры и архитектуры Возрождения. Типичной была навеянная классицизмом линейная застройка центральных улиц-лучей, ведущих к крупным общественным сооружениям, архитектура которых в точке замыкания перспектив была представлена выразительными пластическими ордерными и скульптурными формами — портиками, башнями, шпилями, являющимися не просто элементами отдельного здания, но непременными атрибутами крупномасштабной архитектуры «городского интерьера».

Характерным примером, отражающим направление архитектуры крупных общественных зданий первых послевоенных лет, была реконструкция здания Свердловского городского Совета на площади им. 1905 года, осуществленная в 1947—1954 гг. по проекту архит. Г. А. Голубева. Здание решено в крупном ордере со скульптурными завершениями колонн и пилястр. Вход в арочной нише украшен монументальным панно, выполненным в технике сграффито на тему «Салют Победы». Над входом в центральной части здания возвышается башня со шпилем. Архитектура здания торжественная, мажорный цвет стен, выразительные формы, крупный масштаб создают образ одного из ведущих административных зданий города.

В архитектурной композиции здания горсовета поддержана градостроительная традиция города-завода: в прямоугольной планировочной сетке города, разделенного на две части прудом и рекой, на главной магистрали в обе стороны от плотины располагались когда-то самые высокие сооружения.

Современные общественные здания общегородского назначения вместе с жилыми домами повышенной этажности образуют ансамбли площадей, предусмотренные проектом детальной планировки развивающегося центра. К наиболее значительным зданиям относятся киноконцертный зал и ресторан «Космос», Дом политического просвещения, Дворец молодежи и студентов и др. Особый тип общественного сооружения — исторический центр города — Исторический сквер.

Киноконцертный зал (на 2500 мест) и ресторан (на 1000 мест) расположены в едином объеме, занимающем ведущее положение у мыса Городского пруда (авторы заслуженный архитектор РСФСР Г. И. Белянкин, архитекторы Н. И. Надежин, Л. Б. Масленников, В. С. Краснов). Большой зал театра — многоцелевого назначения. Он рассчитан на проведение митингов, конгрессов, филармонических концертов, праздников искусств, кинопоказов и других массовых мероприятий. В зале установлен комплект современного технического оборудования — совершенная аппаратура, звукоусилительная и звуковоспринимающая театральная установка, обеспечивающая необходимую силу, тембр и четкость звука в любой точке зала. В архитектурно-композиционном решении здания прослеживается ставший характерным для архитектуры города этого периода принцип сочетания четкой геометрической формы основных объемов, выполненных в индустриальных конструкциях, с элементами малых форм более сложной пластики — железобетонного козырька входа, декоративной скульптуры, раскрытого пространства интерьера. Такой прием отвечает возросшим эстетическим требованиям, стремлению к образности архитектурных решений при сохранении и развитии индустриальности, экономичности и качественности строительства.

Дом политического просвещения (архит. А. Е. Заславский) — также характерное здание общегородского назначения. Он проектировался как относительно новый тип общественного сооружения — своеобразный политический клуб для проведения массовых политических мероприятий, конференций, симпозиумов, занятий университета марксизма-ленинизма, организации методической работы. Строительство зданий этого типа получило затем широкое распространение в ряде других городов страны.

Здание открывает со стороны проспекта имени Ленина пространство одного из градостроительных узлов центра на пересечении улиц 8 Марта и Малышева у бытового комбината «Рубин» (архитекторы П. Д. Деминцев, Ф. С. Таксис). Пространство организуется сквером, в котором установлена гранитная скульптура — памятник уральскому революционеру И. М. Малышеву (скульптор В. Е. Егоров, архит. Л. Б. Масленников). Скульптура дополняет архитектуру Дома политического просвещения, конкретизирует архитектурный образ здания политического клуба города.

Здание Дворца молодежи и студентов расположено на одной из важных в градостроительном отношении площади Уральских коммунаров. Площадь в настоящее время замыкает с запада проспект имени Ленина. Она — связующее звено между центром города и большим жилым районом у Верх-Исетского металлургического завода. В будущем отсюда по генеральному плану продолжится проспект имени Ленина в западном направлении.

Площадь Уральских коммунаров — мемориальный центр города: недалеко от этого места в трагические дни девятнадцатого года белогвардейцы армии Колчака расстреляли группу уральских революционеров. У их могил в сквере площади горит вечный огонь.

Здесь же высится гранитный обелиск, установленный к сороковой годовщине освобождения Екатеринбурга от белогвардейцев Колчака.

В овеянную историей тему площади вплетается новая современная тема — архитектурный образ Дворца молодежи (автор заслуженный архитектор РСФСР Г. И. Белянкин, инж. Ф. И. Клещев). Стеклянный витраж здания раскрывается на площадь Уральских коммунаров. Светящиеся вечером интерьеры фойе с праздничными люстрами, пластические формы внутренних каркасных конструкций придают площади торжественность и оживленность. Над стеклянным полуовальным в плане витражом на отступающей назад стене зрительного зала — чеканный фриз в виде ленты-пламени, заполненный горельефными изображениями — символами преемственности поколений. Здание Дворца приподнято над площадью на гранитном подиуме с открытыми лестницами. С западной стороны к зданию примыкает парк имени XXII съезда партии, выходящий к пойме р. Исеть. Железобетонный козырек здания с вынесенным кассовым вестибюлем образует пропилеи входа в парк.

В функциональном отношении Дворец был запроектирован как концертный, театрально-зрелищный и спортивный комплекс. В соответствии с этим он имеет две группы помещений. В первую входят большой зрительный зал на 1400 мест со сценой, танцевальные фойе, вестибюли, кулуары для отдыха, малый зал на 300 мест, комплекс клубных и артистических помещений, кафе на 150 мест. Во вторую группу помещений

входят плавательный бассейн с дорожками длиной по 25 м и спортивный зал с площадками для игры в волейбол, баскетбол, теннис. Планировочное решение предусматривает как возможность раздельной работы двух групп помещений, так и удобные связи между ними.

Архитекторам и строителям Дворца молодежи и студентов за проектную разработку и постройку этого современного здания была присуждена в 1974 г. премия Совета Министров СССР.

Своеобразие архитектурному облику города придает включенный в его композиционное ядро исторический центр. Территория старого Екатеринбургского завода, превращенная в- парк-музей под открытым небом — Исторический сквер, — еще один пример значительного общественного сооружения городского центра (авторы народный архитектор СССР Н. С. Алферов, заслуженный архитектор РСФСР В. А. Пискунов, архитекторы Г. И. Дубровин, А. Э. Коротковский, А. В. Овечкин, Л.П.Винокурова).

mirznanii.com

Парфия. Общественная архитектура — История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века

archisto.info

1.2.2. Архитектура общественных зданий

Возможности металлических и железобетонных конструкций способ­ствовали появлению новых типов общественных зданий — выста­вочных (рис. 1.21), в которых демонстрировались новейшие дости­жения промышленности и в которых наиболее полно проявилась рек-

Рис. 1.21. Выставочные павильоны:

а — павильон «Хрустальный дворец», Лондон; б — павильон «Стеклянный дом», Кельн; в павильон «Железный дом», Лейпциг; г — па­вильон «Зал столетия», Бреслау

ламная сущность архитектуры того времени. Наиболее значительной во второй половине XIX в. была Всероссийская художественно-про­мышленная выставка в Нижнем Новгороде. Несмотря на стилистически пестрые архитектурно-художественные решения выставочных павильо­нов, в них преобладало стремление найти новые архитектурные формы, выполненные в металле и стекле. В то же время при участии в между­народных выставках павильоны России возводили обязательно в наци­ональном стиле: в Париже (1878) — в стиле русского деревянного зод­чества; в Глазго (1901) — в модернизированном стиле древнерусского зодчества; в Риме (1911) — в стиле русского классицизма.

Приверженность архитекторов традиционным формам и компози­ционным приемам, национальным мотивам препятствовала широкому использованию новых конструктивных материалов. Поэтому первое крупное здание павильона, выполненное полностью из железа и стекла и возведенное на Всемирной выставке в Гайд-парке (Лондон, 1851), по­разило новизной технических приемов и предопределило будущее раз­витие строительной техники. Здание, целиком смонтированное из изго­товленных заранее конструктивных элементов — металлических стоек, металлических ферм и железных рам со стеклянным заполнением, созда­вало впечатление воздушности, обилия воздуха и света. Оно получило название «Хрустальный дворец».

Необычные решения в использовании металла и стекла были проде­монстрированы в выставочных павильонах «Железный дом» (Лейп­циг, 1913) и «Стеклянный дом» (Кельн, 1914). Павильон «Железный дом» воспринимается как гигантская остекленная клетка, состоящая из восьмигранных объемов, поставленных друг на друга, окантованных ши­рокой полосой металла и увенчанных куполом. «Стеклянный дом» представляет собой прозрачный двенадцатиугольный в плане объем с большим куполом из стеклянных плоскостей ромбовидной формы.

Следующим типом зданий, в которых успешно применяли металли­ческие конструкции, обеспечивающие большое внутреннее пространство, были крытые рынки. Первый проект крытого рынка в металличе­ских конструкциях был выполнен в Париже в 1844 г. При строительстве ему придали традиционные формы: чугунные колонны с капителями, несущие аркады. Крытый рынок, возведенный в Петербурге на Сенной площади во второй половине XIX в., имел новое конструктивное решение (металлические решетчатые рамы), что дало возможность перекрывать без промежуточных опор большое пространство. Но во внешнем облике здания крытого рынка использовали элементы архаической стилизации.

Построенные в начале XX в. на основе железобетонных и металличе­ских конструкций с обширными остекленными плоскостями крытые рын­ки имели более разветвленную функциональную организацию: в центре — торговый зал, окруженный магазинами; на втором этаже — служебные помещения; подвал оборудован холодильными установками. Примером такого здания является Бессарабский крытый рынок в Киеве (1910).

Новым типом торговых сооружений второй ПОЛОВИНЫ XIX в. были торговые ряды — пассажи, освещенные верхним светом. Традици­онный тип гостиного двора с небольшими магазинами не отвечал требо­ваниям развитой капиталистической торговли. Магазины пассажа вы­ходили на широкую, перекрытую металлическим застеклённым сводом, внутреннюю улицу — собственно пассаж (проход). В пассажах наря­ду с магазинами размещали кафе, клубные и выставочные помещения, что делало пассаж своеобразным прогулочным центром. В Брюсселе, например, целая цепь таких пассажей образовала торговый центр из сети крытых улиц. Примером совершенного для своего времени пасса­жа может служить здание Верхних торговых рядов в Москве (совре­менный ГУМ), в котором находится три прохода (пассажа) с ярусами торговых и конторских помещений. В перекрытиях торговых рядов применена новая система металлических конструкций, из железобетона выполнены легкие ажурные мостики между этажами.

Во второй половине XIX в. появляется еще один тип торгового здания — большие универсальные магазины. Этот тип здания развивался из лавки, размещаемой на первом этаже жилого дома. С изменением методов торговли, требований рекламы менялась функ­циональная программа магазина, понадобились просторные залы, не­сколько этажей галерей, большие витрины на улицу. Использование новых металлических конструкций дало возможность создавать обшир­ные светлые залы, зеркальные витрины с железными скатывающимися шторами, хорошую вентиляцию. Универсальные магазины обогнали в своем развитии жилые дома, являясь наиболее характерным типом тор­гового сооружения в конце XIX в. Универсальные магазины имели компактную планировку, обычно на самых престижных улицах цент­ральной части города.

Интересна конструктивная схема крупного девятиэтажного здания магазина Мюра и Мерилиза, построенного в Москве в начале XX в. Здание, решенное в металлических конструкциях, имеет сплошное остек­ление фасадов с готическими стилизованными деталями в верхней части. В здании универсального магазина в Петербурге — Доме Гвардейского экономического общества (современный Дом торговли) — определяю­щим компонентом архитектурного образа стал монолитный железобе­тонный каркас, позволивший получить светлые, просторные интерьеры и определявший расчлененную композицию фасада.

Тип многоэтажного магазина продолжает развиваться в XX в. В нем уже нет ничего от архитектуры жилого дома или традиционного обще­ственного здания, но в условиях стесненности городского строительства используются приемы объединения разных функций в одном здании.

Примером сочетания торгового и зрелищного здания является мага­зин Елисеева в Петербурге: на первом этаже размещался гастрономи­ческий магазин; на втором — театральный зал (ныне Театр комедии), подчеркнутый на фасаде большими остекленными проёмами.

Еще в конце XIX в. прием объединения зрелищного здания с поме­щениями с дополнительными функциями был распространен в США. Таким типом было здание Аудитории в Чикаго, соединившее театр, кон­торские помещения и отель. Прием «погружения» театральной части обеспечивался решением сложнейших конструктивных и функциональ­ных задач, что находило отражение во внешнем облике здания.

Театральным зданиям в наибольшей степени были прису­щи эклектика и стилизация. Эклектика проникала в планировочные решения, что приводило к нарушению функциональной организации учреждения. Во второй половине XIX в. многие театральные здания создавали в стиле неоренессанса: это здание Оперы в Вене, представля­ющее собой систему взаимопроникающих объемов, увенчанных куполо­образной крышей; Национальный театр в Загребе; Театр им. Ю. Сло­вацкого в Кракове; Львовский театр оперетты.

В архитектуре театральных зданий получил развитие романтизм, в основе которого лежало стремление отразить местные национальные традиции. Театры размещались в местах максимальной обозримости, создавались подчеркнуто выразительные ансамбли. Наиболее типич­ным сооружением романтического направления является здание Нацио­нального театра в Праге.

Повышенная декоративность театральных зданий, тяготение к доро­гим материалам и позолоте определяли «богатство» фасадов и интерье­ров, придавая зданиям некую профессиональную добротность. Харак­терной постройкой является здание театра Оперы в Париже. Театр Оперы имел зрительный зал на 2 тыс. мест и самую большую на то время сцену. Он служил также местом официальных и светских встреч, чему отвечали обширные фойе и кулуары, ложи и парадные лестницы. Площадь перед зданием предназначалась для приема публики и дефили­рования официальных кортежей. Парижская Опера послужила образ­цом для театральных зданий Одессы, Дрездена, Нью-Йорка.

Одесский оперный театр (рис. 1.22), построенный в 1883—1887 гг. (арх. Г. Гельмер и Ф. Фельнер) в барочно-ренессансном стиле, стал одним из наиболее совершенных по планировке театральных зданий: просторный подковообразный зрительный зал; вокруг зала размещены фойе и кулуары; большая механизированная сцена связана со всеми сценическими помещениями.

Конец XIX в. внес существенные изменения в театральные здания: механизация сцены; развитие сценической коробки; упрощение систе­мы ярусов; модернизация театральных фасадов. Здание театра, проде­монстрированное на Всероссийской политехнической выставке в Моск­ве в 1872 г., было возведено из легких, удобных для перевозки сборных конструкций. Это было первое сборно-разборное здание, получившее Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1878 г.

Стиль модерн в театральных зданиях особенно ярко проявился в немецком варианте — югендстиль, — линии и плоскости в котором

Рис. 1.22. Оперный театр (Одесса):

а — общий вид; б — план партера

выступали в чистом виде и определя­лись конструктивными решениями. Об этом свидетельствует здание театра, построенное для выставки в Кельне в 1914 г., объемно-пространственное ре­шение которого, обилие закругленных форм, отсутствие декора на фасадах — первые признаки появления рацио­нальной архитектуры.

Новым многофункциональным спе­цифическим зрелищным типом здания стали народные театры и на­родные дома, возникшие на рубеже XIX — XX в. в Бельгии и Рос­сии. Народные дома играли значительную роль в общественной жизни, возводились в промышленных центрах страны. Задачей народного дома было обслуживание культурно-просветительных нужд общества. Так, в народном доме в Брюсселе были размещены: театральный зал или зал собраний, клубные помещения, библиотека, ресторан, магазины, склад­ские и конторские помещения. В интерьере народного дома использовали прием с перетекающего пространства», связавший в единую композицию главный зал, галереи, лестницы. Необычное объемное построение зда­ния —

неправильная форма плана, криволинейное очертание главного фасада — отвечало новой задаче искусства: «украсить будни жизни», внести в окружение человека причудливые, необычные формы.

Подобные народные дома были возведены в начале XX в. в Рос­сии — в Нижнем Новгороде, Петербурге, Самаре и т. д. Народный дом с театром на 2 тыс. зрителей был построен в Петербурге в 1914 г., а затем переоборудован в кинотеатр «Гигант».

Демонстрация кинофильмов в России началась с конца XIX в. (пер­вый фильм был показан в мае 1896 г.) и проходила в летних садах Петербурга и Москвы. Сначала под кинотеатры приспосабливали раз­личные здания, а затем начали строительство специальных зданий с большими зрительными залами, фойе и киноаппаратными. Та­кие кинотеатры построили в Петербурге («Форум», «Колизей»), Москве («Художественный», «Колизей»), Нижнем Новгороде («Палас»), Владимире («Ампир»). Более 20 кинотеатров существовало в начале XX в. в Ростове-на-Дону. Архитектура большинства из них определя­лась неоклассицизмом. Кинотеатры были не только новым типом зрелищного здания, но и доходным предприятием, что отражалось на их структуре.

Во второй половине XIX в. в России появились цирки как наи­более массовое и доходное зрелищное предприятие. Это были экономич­ные сооружения в виде временных, разборных деревянных балаганов. Первое капитальное сооружение цирка появилось в 1877 г. в Петер­бурге и представляло собой круглое в плане здание, увенчанное купо­лом, с центрально расположенной ареной и амфитеатром зрительских мест. Рациональная планировка и новые строительные конструкции не соответствовали ренессансно-барочному фасаду здания.

Развитие науки и искусства потребовало крупных зданий музе­ев. В русской архитектуре использовалась композиционная схема му­зеев с анфиладным размещением залов, освещаемых боковым и верх­ним светом. Фасады музейных зданий обычно стилизованы и опреде­лялись месторасположением в городском ансамбле. Так, фасад здания Исторического музея в Москве, построенного в 1881 г., решен в тради­циях древнерусского зодчества, увязан со стенами и башнями Кремля и удачно вписан в ансамбль Красной площади.

Рациональную организацию плана имел Музей изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Он был лучшим музеем начала XX в. Главный фасад облицован белым уральским мрамором и точно воспроизводит формы древнегреческой архитектуры.

Планировочная организация Педагогического музея в Киеве (1913) имела центрально-купольное решение вестибюля, от которого расходят­ся в глубину участка экспозиционные залы.

Цилиндрическая форма здания панорамы «Оборона Севастополя 1854 — 1855 гг.» была определена назначением музея: центрально рас­положенная

смотровая платформа позволяет охватить взглядом живо­писное полотно на стенах и макеты, размещенные у подножия полотна.

В русской архитектуре начала XX в. стилизация пронизана нацио­нальными чертами. Русский модерн стилизовался главным образом под древнерусское зодчество. Так решен главный фасад Третьяковской га­лереи (1900) в Москве.

Стремление отразить местные национальные традиции проявилось в архитектуре национальных музеев. Например, Национальный музей в Праге — несколько помпезное по своей архитектуре здание. Располо­женное на наиболее высокой точке, здание музея организует и объединяет ансамбль Вацлавской площади. Целеустремленное воспроизведение форм скандинавской архитектуры нашло отражение в архитектуре Северного музея в Стокгольме: многочисленные башни с причудливыми венчания­ми; сложные по форме фронтоны; кирпичные плоскости облицовочных стен. Национальный романтизм нашел яркое выражение в архитектуре Национального музея в Гельсингфорсе (Финляндия). Это позволило избежать крайностей декоративизма. Развитие музейной архитектуры в Голландии привело к функциональному изменению планов зданий, в ко­торых впервые предусматривались научная обработка и методическая экспозиция материалов. Дифференциация залов на малые и большие, для постоянных экспозиций и временных выставок, специальные помеще­ния для библиотеки, рабочие кабинеты определили планировочное решение Государственного музея в Амстердаме, фасады которого включали элемен­ты крепостного зодчества (башни, фигурные крыши, резные флюгера).

Барочно-ренессансные фасады чаще всего использовали в музейной архитектуре: музей «Атенеум» в Гельсингфорсе, Национальный музей в Стокгольме.

Однако уже в конце XIX в. появились новые мотивы в композиции фасадов, лишенных декоративных элементов, и интерьеров с естествен­ной и свободной группировкой объемов. Такие тенденции отразились в здании Художественной галереи в Лондоне: гладкая плоскость стены; большая арка входного портала, расположенная асимметрично; гори­зонтальная полоса небольших оконных проемов.

Формирование большого количества зданий было связано с развитием различных видов искусств: концертный зал «Вигадо» в Будапеште; Дворец музыки в Барселоне; Дворец искусств в Сан-Франциско. В Дрездене был создан новый тип здания — Дом фестивалей, предназна­ченный для школ ритмической гимнастики; в своем художественном облике он должен был воплотить идею гармоничного воспитания. Про­образом Дома фестивалей стал античный храм.

Среди построек, характерных для конца XIX — начала XX в., были различные клубы и собрания. Для России типичны купеческие клубы, в которых «представительская часть» сильно уменьшена в отличие от «благородных собраний» и уделялось большое внимание деловым и развлекательным помещениям (залы заседаний, библиотека, концерт­ный

Рис. 1.23. Клуб путешествий (Лондон)

зал, бильярдные комна­ты, буфет). Такие специаль­ные здания были возведены в Киеве (1882) — купеческое собрание; Москве (1908) и Екатеринославе (1912) — ком­мерческие собрания. Архитек­тура этих зданий определя­лась использованием традици­онных стилей и модерна. Зда­ние губернского земства в Полтаве было решено в стиле украинского модерна с исполь­зованием мотивов народного зодчества: форма окон и крон­штейнов, поддерживающих большой вес крыши; витые ко­лонки в простенках; узорчатые майоликовые вставки.

Архитектура Дома Московского купеческого общества, построенного в 1910—1911 гг., является примером более строгого модерна (более про­стая форма окон, исчезли причудливые фронтоны и обильная пластика фасадов), обеспечивающего единство пространственного решения с пла­нами, фасадами, интерьерами.

Строительство разнообразных клубов, связанных с работой или обще­ственной деятельностью, распространилось по всей Европе. Так, в Анг­лии были построены два клуба: Клуб путешествий (1832) (рис. 1.23) и Клуб реформ (1840), внешний вид которых определялся стилизацией в духе итальянского Ренессанса.

Здание женского клуба в США (1913) поражает близостью к евро­пейской архитектуре, пришедшей после модерна.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какова типология общественных зданий середины XIX — начала XX в.?

  2. Опишите архитектурные формы выставочных павильонов.

  3. Дайте определение понятия пассаж.

  4. Какие типы зрелищных зданий и сооружений создавались в середине XIX в.?

  5. Для чего предназначались различные клубы и собрания?

  6. Определите виды планировочных решений музейных зданий.

  7. Какие изменения были внесены в архитектуру театральных зданий в конце XIX в.?

studfile.net

ScrapHouse / Общественная архитектура

ScrapHouse / Общественная архитектура

  • архитекторы

    Общественная архитектура

  • Место нахождения

    Сан-Франциско, США

  • Архитектор

    Общественная архитектура

  • Дизайнер интерьера

    Архитекторы Дженсена / Архитекторы Дженсена и Мейси

  • Проектная группа

    Джон Петерсон (Петерсон Архитекторс), Зак Хейнеман (Общественная архитектура), Шон Альквист (Proces2) Тони Домински (West Edge Metals), Эндрю Данбар (архитектор Интерстикс), Джордан Гейгер (Ga Ga), Марк Дженсен и Крис Калос (Jensen Architects), Джейн Мартин (Shift Design), Риган Мартин

  • Строительный и строительный инженер

    Патрик Бускович и партнеры

  • Осветительные приборы

    AP Lighting и освещение Мелинды Моррисон

  • Пейзаж

    Пленарные архитекторы CMG

  • подрядчик

    Строители Matarozzi Pelsinger

  • Графический дизайн

    Дизайн и дизайн Mende в полдень

  • Площадь

    1200, 0 фут2

  • Год проекта

    2005

  • Фотографии

    Сесар Рубио

Текстовое описание, предоставленное архитекторами. Разработанная Общественной архитектурой и другими местными дизайнерскими фирмами для Всемирного дня окружающей среды 2005 года, этот зеленый дом демонстрации полностью построен из материалов, которые были спасены. Справленный на площади Civic Center Plaza рядом с мэрией Сан-Франциско, ScrapHouse демонстрирует творческое использование ранее отброшенных материалов.

Некоторые материалы были повторно изобретены по назначению, например, люстра, использующая несколько отброшенных ламп. Другие решения представляют собой лом в инновационных целях. Одна стена, состоящая из 500 старых телефонных книг, расположенных вертикально, обеспечивает изоляцию и текстуру поверхности. Пересматривая стандартный дом для одной семьи, ScrapHouse облегчает обсуждение дизайна и осведомленность общественности о возможностях «вернуть, переработать и повторно использовать».

rus.architecturaldesignschool.com

Энциклопедия

Гражданская общественная архитектура представлена в области зданиями, характер которых делает их заметными элементами в окружающей застройке, а функциональное назначение предопределяет разнообразие облика.

Административные здания относятся к наиболее ранним памятникам гражданской общественной архитектуры появившимся в связи с открытием в 1780 году Пензенского наместничества. В Пензе это были построенные в стиле классицизма наместнический (генерал-губернаторский) дом (1788) и два корпуса губернских присутственных мест (1787 и 1791), в уездных городах — здания присутственных мест, сооружены в начале XIX века по образцовому проекту академика архитектуры А.Д. Захарова. Строившиеся на месте или вблизи бывшей крепости, они сыграли первостепенную роль в формировании облика главных площадей губернии и уездных центров, положив начало реализации утвержденным в 1785 году регулярных планов городов. В 1796 году в Пензе был построен дом Дворянского собрания (Кирова, 13), значительно расширенный в 40-х годах XIX века. Он выполнял сразу две общественные функции — служил местом проведения выборов и отдыха представителей дворянства. Пензенская Горская дума в 20-х годах XIX века разместилась в бывшем вице-губернаторском доме (Советская, 7), что повлекло за собой его переделку, в результате которой на Соборной площади появилось здание с шестиколонным портиком, более соответствующее по архитектуре расположенному рядом губернаторскому дому. В конце XIX века для Пензенского городского общества на углу Садовой и Верхней Пешей построили собственное здание, обогатившее застройку Соборной площади оригинальным силуэтом башни.

Значительное влияние на формирование архитектурного облика небольших городов оказывают учебные заведения. Благодаря своим внушительным размерам они обращают на себя первоочередное внимание. В Пензе из учебных заведений лишь здание народного училища (Кирова, 2), построенное в 1791 году, привнесло в застройку строгие формы классицизма. Архитектура большинства остальных зданий представляет собой разнообразные направления эклектики. В Дворянском институте (Красная, 54), строительство которого закончилось в 1851 году, отход от классицизма еще только обозначен. Но учебный корпус духовной семинарии (Красная, 40), сооруженный в 1898 году, почти полностью лишен ордерных элементов, хотя композиция его строго симметрична и фронтальна. В декоре технического железнодорожного училища (Володарского, 98/5) заметны готические мотивы, а размещение его на углу улиц, при сохранении симметрии главного фасада, привело к акцентированию угловой части здания, рассчитанного на двусторонний обзор. У 1-й женской гимназии (Советская, 9), выполненной в так называемом «кирпичном» стиле по проекту его главного пропагандиста И.С. Китнера, напротив, несмотря на угловое положение здания, симметрия главного фасада, в связи с его обращением на Соборную площадь, усилена четырехгранным куполом, почему боковой фасад почти не читается. В стиле неоклассицизма решено здание реального училища (Володарского, 1), построенное в 1904 году по проекту А.П. Максимова. Этот стиль сказался и на оформлении фасада Тихоновского духовного мужского училища (Володарского, 8–10), хотя на асимметричность его композиции уже оказал влияние модерн. Особняком среди эклектичных построек стоит художественное училище (Богданова, 1/6), богатая архитектурная отделка которого навеяна наследием проторенессанса. В Сердобске наиболее значительными зданиями явились: женская гимназия (Ленина, 116 / Горького, 14), реальное (Сарвашская, 92 / Гагарина, 9) и ремесленное (Набережная, 58) училища, выполненные в стиле модерн, вступившем в свою последнюю стадию развития, отличающуюся рациональной направленностью. В Кузнецке самым крупным гражданским сооружением стало реальное училище (Ленина, 267) — еще один представитель «кирпичного» стиля, в Мокшане высшее начальное училище (Пензенская, 31) — пример провинциального модерна.

Больницы обычно представляли собой комплексы зданий, для которых предпочтительнее места на окраине города, из-за чего особой роли в градостроительном плане они играть не могли. Это относится и к Пензе, где лечебные заведения приказа общественного призрения (позднее губернской земской больницы, ныне больницы им. Н.Н. Бурденко) были построены у Верхнего гулянья, т. е. в загородной зоне. Ансамбль больницы, открытой в 1846 году, сформирован по классической схеме: в центре, с отступом от красной линии улицы, располагается главный трехэтажный корпус, по бокам от него находятся вынесенные вперед двухэтажные флигели, а позади — двухэтажный корпус психиатрической лечебницы. Однако там, где больницы строились в черте города, они начинали оказывать активное воздействие на окружающую застройку. Так, построенный в 1912 году по проекту Р.А. Багракова корпус больницы общины Красного Креста во имя св. Ольги (ныне больница им. Н.А. Семашко) оживил Дворянскую улицу контрастным сочетанием красной фактуры стен и белых штукатурных деталей, характерным для позднего модерна. Трехэтажное здание Киселевской богадельни, появившееся в конце 50-х годах XIX века, явилось самым крупным строением на ул. В. Пешей, а двухэтажный ее корпус, обращенный на ул. Дворянскую, сооруженный в 1879—1881 по проекту Рудкевича, выделяется своей готической архитектурой среди всех зданий Пензы. Значительный вклад в развитие планировки и облика сел внесли земские больницы, как, например, в Кунчерове Неверкинского района и Махалине Кузнецкого района, построенные в 1900-х годах и включающие в себя несколько зданий: лечебных, жилых и хозяйственных, декоративное оформление которых деревянной резьбой обогатило довольно однообразную застройку этих сел.

Строительство народных домов стало новой вехой в развитии архитектуры гражданских общественных сооружений. Специальный характер построек наложил на них требования удобства, вместительности, репрезентативности. В 1911 году братьями Баграковыми был разработан проект Дома им. В.Г. Белинского для размещения в нем общественной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова, народной библиотеки-читальни им. В.Г. Белинского, аудитории и музея. Но реализовать полностью проект так и не удалось: строительство здания ограничилось лишь первой очередью, завершенной в 1915 году, причем запланированный неоклассицистический облик здания претерпел существенные изменения в сторону модерна. Больше повезло другим памятникам неоклассицизма — Народному дому им. В.Г. Белинского в Чембаре, построенному в 1914 году по проекту А.А. Багракова, архитектура которого для уездного центра явилась подлинным откровением. В 1916 году в Пензе открылся Народный дом имени императора Александра II (ныне областной драматический театр им. А.В. Луначарского), сооруженный по проекту А.Е. Яковлева. Стиль, в котором построено здание, можно классифицировать как рационализированную ветвь модерна.

Среди вокзалов интерес представляют, прежде всего, здания в Тамале, Кузнецке и Бессоновке, соответствующие различным направлениям модерна, а также на ст. Пенза-III — представитель «русского» стиля и ст. Пенза-IV — пример неоклассицизма.

К одним из самых старых памятников гражданской общественной архитектуры относятся тюрьмы, построенные в 1819 году по образцовым проектам в Мокшане и Наровчате. Они включают в себя встроенную в ограду караульню с арочным проходом во двор, посреди которого располагается казарма для арестантов, а также более позднюю тюремную церковь. В Пензе каменный тюремный острог был сооружен в 1806 году, затем по мере надобности для размещения заключенных строились новые, более вместительные здания — в 1821, 1838 и наконец в 1910 годах. Местом для временного содержания под стражей военнослужащих в Пензе служила гауптвахта, для которой в 1868 году в Линии присутственных мест построили специальное здание (Белинского, 4), несущее на себе черты классицизма.

Развитие во 2-й половине XIX века банковского дела привело к открытию в Пензе отделений крупных банков страны, разместившихся в приспособленных для этого зданиях. Строительство собственных зданий смогли со временем позволить себе лишь Пензенское общество взаимного кредита, построившее в 1910 году на главной улице Пензы двухэтажный дом, облицованный голубой керамической плиткой — пример синтеза модерна и неоклассицизма, и здание Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков. Построенное на Соборной площади по проекту А.И. фон Гогена здание является великолепным образцом романтической разновидности модерна и, пожалуй, лучшим памятником архитектуры Пензы.

Для торговых заведений, как правило, отводились нижние этажи частных домов. Лишь на базарной и ярмарочной площадях на средства города строились специальные торговые здания — лавки, сдаваемые в аренду. Они были как отдельно стоящие, так и объединенные в корпуса. Примером последнего служит двухэтажный корпус из 6 лавок, построенный в 1899—1908 годах и сохранившийся до сих пор на пл. Ленина (Московская, 73). Для торговли мясом в 1895—1897 годах по проекту В.П. Семечкина на базарной площади был сооружен мясной пассаж — лучший представитель «русского» стиля в области среди гражданских сооружений.

В послеоктябрьский период появился новый вид общественного здания — клуб. Первоначально для этой цели приспосабливались старые здания, как, например, клуб им. Дзержинского в Пензе, реконструированный из церкви. Для 1930-х годов характерно строительство зданий в стиле конструктивизма. Примером является ДК им. Кирова в Пензе. Памятником конструктивизма является и здание школы ФЗУ велозавода (оба на ул. Ленина). В 1950-е годах в Пензе появилась целая сеть новых общественных зданий, которым свойственна приверженность к традициям итальянского возрождения и преобладание классической ордерной системы в формообразовании. В ДК 40-летия Октября (1957), расположенном по ул. Гагарина, на главном фасаде запроектирован своеобразный портик, который вместе со зданием образует периптерный прямоугольный дворик из колоннады классического ордера. Классическая система представлена в Доме Советов (1958) (ныне здание Пензенской областной администрации). В упрощенной ордерной системе выполнены также фасады универмага на углу ул. Кирова и Бакунина в Пензе. (1957) и здания Дома научно-технической пропаганды на ул. Лермонтова (1951). В традициях русской классической архитектуры построено здание кинотеатра «Родина» (1958). Ордер на полную высоту здания придает кинотеатру внушительный монументальный вид. Родильный дом по ул. Пушкина (1954) акцентирован в центральной части портиком ордерной системы, который тематически поддержан резалитами во фланкирующих частях здания. Озелененный двор перед зданием хорошо изолирует его от городского шума и придает ему характер дворянской усадьбы XIX века.

Развитие строительной индустрии в начале 1950-х годов вступило в противоречие с формообразованием в архитектуре на основе классических форм. Середина 1950-х и начало 1960-х годов ознаменовались борьбой с излишествами, под которыми понимались детали зданий, выполненные в стиле прошлых веков. Стремление к своеобразию облика здания заменилось поиском рациональных форм в архитектуре, в наибольшей степени отвечающих функциональному назначению объектов и экономичности строительства. В решении фасадов предпочтение отдавалось упрощенным до предела формам.

Современный вид стремились придать и объектам, выстроенным ранее. Так, к зданию цирка по ул. Плеханова было пристроено просторное фойе с кулуарами со сплошным остеклением, выходящим на главный фасад. В 1958 году уподверглось реконструкции здание областного драматического театра, которому был придан современный вид за счет стекла и суперграфики. Сплошные остекленные поверхности фасадов предусматривались типовыми проектами общественных зданий, как, например, в ЦДИ по ул. Кирова. Здание облпотребсоюза также максимально остеклено в ленточном варианте, близком по стилю конструктивизму 1930-х годов. В течение 1960—1980 годов по типовым проектам строились все основные общественные здания различного назначения: 6-я городская больница в Арбекове; детская областная больница на ул. Бекешской; кинотеатр «Юность» по ул. Карпинского; плавательный бассейн по ул. Калинина; клуб фабрики «Маяк революции»; кинотеатр в Арбекове по проспекту Победы и другие. На основе переработанных типовых проектов построены здания «Пензгражданпроекта», Пензенской городской администрации, гостиницы «Пенза» на ул. Славы и «России» на пл. Ленина и др. По индивидуальным проектам в этот период были выстроены Дом пионеров на продолжении ул. Пушкина, трактир «Золотой петушок» на автостраде Москва — Куйбышев, здание ЦНТИ по проспекту Победы, административное здание треста «Жилстрой» по ул. Суворова, кафе «Праздничное».

В конце 1980—1990-х годов происходили коренные изменения в архитектурной и градостроительной политике, закрепленные на уровне законов, предоставивших больше прав архитекторам в творческой деятельности при создании архитектурных объектов. В результате стали появляться здания с применением новых приемов формообразования. Строительство общественных зданий в данный период не носит массового характера, но оказывает существенное влияние на формирование пространственной среды городов и сел. Это здание Пензенского банка Сбербанка РФ в Пензе, филиалов Сбербанка в Кузнецке и Камешкире, филиала коммерческого банка «Тарханы» в Сердобске, казначейств в Мокшане и Каменке.

Появились запоминающиеся объекты на трассе Москва — Самара: здания кемпингов в с. Пешая Слобода в Нижнеломовском районе и Кузнецке.

В сложной экономической обстановке продолжались работы по реконструкции и строительству объектов, связанных с историей и туризмом. Обновленный вид принял музей-заповедник «Тарханы». Строительством Дома культуры начато формирование нового общественного центра с. Лермонтово.

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

penzanews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *