Архитектура Японии и Китая: сочетание традиций и авангарда
У Японии и Китая есть несколько общих черт: восприимчивость ко всему новому — и в то же время самобытность и уважение к своему прошлому. Это в полной мере относится и к архитектуре.
Китай: секреты древних строителей
Для китайских построек характерны не отдельно стоящие здания, а целые комплексы, в которых можно долго блуждать по галереям, коридорам, переходя из одного помещения в другое, пересекая внутренние дворики… Таким образом в архитектуре подчеркнута связь времен, семей и поколений, отражено уважение к обществу и поддержке ближнего.
Запретный город. Главный дворцовый комплекс китайских императоров с XV по начало XX в. Нач. XV в. Пекин
С глубокой древности для возведения каркасов зданий китайские архитекторы использовали дерево. Стены же изготавливались из деревянных щитов, тростниковых плетенок или глиняного кирпича. Такая конструкция позволяла надеяться, что в случае землетрясения упругий деревянный каркас устоит, даже если рухнут стены. Увы, недолговечность материалов приводила к тому, что далеко не все произведения древней китайской архитектуры дошли до наших дней. Впрочем, есть и исключения: так, в уезде Инсянь сохранилась деревянная пагода, которой более 900 лет! Ее высота — около 67 метров.
Кстати, что такое пагода? Слово произошло от китайского «бао-та» — башня сокровищ или от санскритского «бхагават» — священный. В Китае эти многоярусные башни играют роль храмов. Но пагоды есть и в Индии, и во Вьетнаме, и в Камбодже.
Характерные для Китая крыши с изящно приподнятыми краями появились, скорее всего, согласно рекомендациям фэншуй: такая крыша не дает скапливаться плохой энергии в углах. Также на углах крыши часто размещают изображения дракона Чивэнь с отрытой пастью: он глотает весь негатив и злобу.
Китайцы одними из первых в мире начали использовать стандартные детали, например панели, при возведении зданий.
От великой стены до «птичьего гнезда»
В III веке до н. э. началось строительство Великой Китайской стены. Для ее возведения использовались разные материалы: земля, глина, кирпич, каменные блоки. Правда, нынешняя Стена — уже не совсем та, которую начали когда-то строить для защиты от кочевников: она много раз ремонтировалась, подновлялась, некоторые фрагменты отстраивались заново. Значительная ее часть подверглась разрушению и восстанавливается не слишком активно. Но в любом случае это не просто памятник древней архитектурной и инженерной мысли. Великая стена — монумент трудолюбию и упорству простых строителей — и неограниченной власти императора.Великая Китайская стена. III в. до н. э. — 1644 г. Китай
В Пекине находится и самый большой по площади дворцовый комплекс в мире (около 720 000 м2., причем большинство построек в нем — деревянные. Это Запретный город — здесь жили правители Китая с XV до начала XX века. Само название говорит о том, что простые смертные войти сюда не могли! Строительство было начато по инициативе императора Чжу Ди, который перенес столицу из Нанкина в Пекин.
Во многих городах с древними пагодами соседствуют многоэтажные здания, построенные из новейших материалов. Одним из символов страны успел стать стадион «Птичье гнездо» в Пекине, на котором происходило открытие и закрытие летних Олимпийских игр 2008 года: специально для его постройки были разработаны новые сорта стали и пластмассы.
Дракон в Китае считается символом доброго начала, поэтому практически ни одна постройка не обходится без его изображения. Драконов вырезают из дерева и камня, рисуют на стенах, изготавливают из фарфора
Япония: древние замки и современные небоскребы
Япония многое заимствовала из китайской архитектуры, например, приподнятые края крыш и жилища на деревянном каркасе. Произведения японских архитекторов древности до нас не дошли, но в некоторых селениях и сегодня можно увидеть такаюка — постройки на сваях, где хранится зерно, а дома сельских жителей почти не изменились по сравнению с теми, что строились 500 лет назад. Простую балочную конструкцию можно быстро разобрать — и затем собрать дом уже на новом месте.
Здание Парламента Японии. 1936 г. Токио
Японцам приходилось встраивать свои здания в гористый ландшафт, и это им блестяще удавалось: японские постройки производят впечатление экзотических цветов, распустившихся на склонах гор и в ущельях, — настолько органично они слиты с природой. Яркий пример — Химэдзи («Замок белой цапли») в префектуре Хёго, который считается одним из красивейших сооружений мира. Он строился в средневековую эпоху, когда в Японии не прекращались гражданские войны, но эта легкая, словно парящая постройка совсем не ассоциируется с агрессией и враждой.
В годы правления императора Мэйдзи (Муцухито), во второй половине XIX века, Япония начала активно контактировать с внешним миром. В японской архитектуре появились черты иностранных стилей, которые продолжают свое развитие и поныне. Так, в 1930-е годы в Токио было построено здание парламента, напоминающее о сталинском ампире.
После Второй мировой войны многие районы Японии были практически стерты с лица земли. Но японцам удалось, казалось бы, невозможное: совместив высокие технологии с богатым культурным наследием, они создали новый облик своих городов, в которых органично сочетаются новейшие материалы и традиционные черты.
Поделиться ссылкой
Конструктивные приёмы в архитектуре Китая и Японии
В Китае, как и в Древней Индии, строятся почти исключительно деревянные здания. Это происходит не потому, что ощущается недостаток в камне, а вследствие изобилия богатых смолою лесных пород, пригодных для стройки. Деревянная архитектура наиболее отвечает утилитарному мировоззрению страны, которая не заглядывает в будущее. В Японии с ее вулканической почвой, где зданиям постоянно угрожают подземные толчки, деревянное строительство вполне естественно. В обеих странах камень и кирпич применяются лишь для частей зданий, подверженных воздействию сырости.
ПРИМЕНЕНИЕ КАМНЯ И КИРПИЧА
Японцы, в распоряжении которых имеются главным образом камни вулканического происхождения, т. е. камни, лишенные слоистого строения, применяют преимущественно полигональную кладку. Китайцы же, располагая породами камней, которые раскалываются по пластам, обычно используют это их свойство для правильной кладки рядами.
В Японии ряды каменной кладки редко бывают горизонтальными. В продольном разрезе кладка представляет собой кривую, обращенную вогнутостью к земле. Форма такого рода считалась гарантией против землетрясений; однако, возможно, что в Японии, как и в Египте, такая форма являлась просто результатом применения бечевки для выравнивания кладки.
Рис. 126 |
Китай и Япония — страны с высоко развитой керамической промышленностью; уже давно производство кирпича достигло там редкого совершенства. Еще в III веке до н. э., когда европейские народы применяли исключительно необожженный кирпич, клавшийся на глине, незначительные части Великой Китайской стены были сложены из обожженных кирпичей или, по крайней мере, облицованы обожженным кирпичом на слое глины в качестве раствора. При возведении стен китайских домов сплошная кирпичная кладка применяется редко, полые стены представляют двоякое преимущество: требуют меньше строительных материалов и лучше предохраняют от резких колебаний температуры. Рисунок 126 изображает, согласно описанию Чемберса, прием кладки стен, применявшийся в Кантоне вплоть до XVIII в.
Примечание: Раскопками шведского ученого Андерсена в 20-х годах XX в. установлено наличие расписной керамики еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Ко второму тысячелетию относится белая керамика с декорацией «линией грома», как на бронзах той же эпохи. С эпохи Хань до нашего времени можно проследить непрерывное изменение стиля и техники китайской керамики, являющейся наряду с греческой наиболее выдающимся видом этой отрасли прикладного искусства.
Клинчатый свод, чуждый Индии, применялся в Китае с давних пор. Два примера его применения в воротах Пекина относятся к XIII в., что соответствует свидетельству Марко Поло. Но, по-видимому, китайцы знали только коробовый свод; сферический свод, т. е. купол, был им, вероятно, совершенно неизвестен.
ДЕРЕВЯННЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ПЕРЕКРЫТИЯ
Каменная кладка ограничивается обыкновенно фундаментом домов; корпус же здания строится из дерева. В Японии, в целях защиты от подземных толчков, оставляют деревянные части здания обособленными от каменного фундамента: деревянная конструкция покоится на своем основании, не будучи с ним никак связана. Характерным признаком японской и китайской деревянной архитектуры, отличающим ее от архитектуры других исследованных нами стран, являются наклонные перекрытия.
В Египте, Персии, даже в Индии, обычно крыши представляют собой террасы, мало приспособленные для стока воды. Для Китая с его дождливым климатом необходимы крыши, обеспечивающие дождевым водам полный сток.
Китай — первая страна Азии, где систематически начали применять крыши с крутыми скатами. В простых зданиях крыши кроются соломой, дранью или бамбуковыми стволами, расщепленными и уложенными один на другой наподобие желобчатой черепицы.
Рис. 127 |
Сооружения большей значимости перекрыты черепицами (рисунок 127), форма которых, имеющая профиль в виде французской буквы S, чрезвычайно упрощает укладку. Для защиты от разрушительного действия ветра черепицы укладываются на слой раствора, причем для еще большей прочности наружные швы также покрываются раствором, образующим небольшие валики В. Во всех случаях для поддержки кровли необходима обрешетка с большим или меньшим углом наклона.
В Китае и Японии применяется обрешетка из материалов двух родов: из стволов деревьев волокнистого строения или из древесных пород с полыми стволами, как например бамбук. Для обыкновенной обрешетки пригодны лишь материалы первого рода, а так как под действием ветров, существующих в этих странах, стволы деревьев обычно более или менее прогибаются, то кривые линии в этих конструкциях играют значительную роль. Что же касается бамбука, то он пригоден лишь для обрешетки, изготовляемой путем обвязки — своего рода архитектурной плетенки, которая широко распространена по всей Восточной Азии от Японии до островов Океании.
Конструкции из бамбука. — Рассмотрим, в первую очередь, конструкции из бамбука, т. е. из тростника, прочной частью которого является только наружная оболочка. На рисунке 128 показаны приемы увязки основных частей конструкции: столба, затяжки и горизонтальной балки; верх столба имеет форму «вилки», зубцы которой проходят через затяжку и одновременно удерживают продольную перекладину; стропильные же ноги прикреплены веревкой, надетой на сквозные шипы.
Когда вместо полых стволов бамбука употребляют стволы со оплошной древесиной, соединение производится посредством сквозной врубки А и для устойчивости углов закрепляется подкосами из гибкого дерева.
Рис. 128 |
Рис. 129 |
В легких сооружениях, строящихся из мелких деревянных частей, стенки образованы из стоек, врытых в землю и соединенных поперечными распорками, закрепленными простыми веревками; в конструкцию крыши таких зданий, кроме стропильных ног и обрешетки, входят также косые затяжки, которые делят ее на треугольники или же служат наугольными стропилами, образующими конек крыши. Достаточно взглянуть на рисунок 129, чтобы понять, с какой легкостью данный тип конструкции позволяет не только вывести конек крыши, но также оставить просвет R, предназначенный одновременно и для вентиляции и для освещения.
В зданиях небольших размеров конструкция крыши сводится к элементам, изображенным на рисунке 130: угловым стропилам А, горизонтальной затяжке S и обрешетке из жердей. Эти последние упираются одним концом в стропильную ногу А, другими в затяжку S; следует отметить, что привязанная веревкой затяжка не может находиться в одной плоскости со стропилами. В результате и обрешетка не может образовать плоский скат, и неизбежно образуется вогнутая кривая линии, приподнятая к углам.
Рис. 130 |
Приподнятые края крыши (причудливая форма, столь характерная для китайских и японских кровель) являются результатом системы скрепления посредством веревок, не позволяющей собрать в одной плоскости затяжки и стропила. Эту особенность чисто геометрического происхождения вкус строителя мог подчеркнуть, но фантазия в создании никакой роли не играла.
Примечание: Изогнутые кривые крыши не являются первоначальным покрытием в китайской архитектуре и вовсе не воспроизводят крышу палатки кочевников, как утверждали некоторые ученые. Как мы видим на найденных при раскопках погребений глиняных моделях жилищ эпохи Хань, крыши домов в эту эпоху еще не изогнуты, так что изогнутые крыши появились позднее эпохи Хань и, по-видимому, не ранее эпохи Тан (618—907 гг. н. э.).
Деревянные конструкции плотничьей работы. — Деревянные конструкции, в которых вместо тонких стволов, сплошных или полых, применяется материал, обрабатываемый плотничьими способами, тем не менее испытывают влияние конструкций из бамбука, представляя почти что их разновидность. На рисунке 131 приведено несколько примеров, заимствованных из китайского трактата «О строительном искусстве» (Конг Чинг-цзо-фа).
Рис. 131 |
Поддерживающая конструкция — обыкновенно из круглого леса, состоит из вертикальных стоек, связанных посредством шипов с горизонтальными прогонами. Здесь отсутствуют наклонные связи, препятствующие деформации наших деревянных сооружений. Единственной гарантией устойчивости служит прочность шипов. Устойчивость наших деревянных конструкций обеспечивается неподверженными деформации треугольными соединениями; китайцы же для этой цели прибегают к жестким прямоугольным конструкциям.
Таким образом вместо одного столба, удерживаемого в отвесном положении при помощи подкосов, мы имеем (см. рисунок 131) парные стояки, как например Р и Р\ соединенные в своей верхней части брусом Т и образующие, таким образом, жесткую и достаточно устойчивую систему. На рисунке А — главная вертикальная стойка R проходит через два этажа, причем в первом этаже эта стойка дублирована внешней контрстойкой S, а во втором этаже — внутренней контрстойкой N, имеющей точку опоры на потолочных балках нижнего этажа.
Крыша состоит из стоек из круглого леса и горизонтальных прогонов прямоугольного сечения, напоминающих по форме, если не по назначению, наши плотничьи бабки, связи и ригеля. Тяжесть кровли передается ригелю В посредством бабки. В свою очередь, тяжесть ригеля В передается посредством двух стоек связи С, которая таким образом нагружена только на концах. Вместо прямых накатин часто употребляются изогнутые материалы, которые найти в Китае нетрудно. Такая конструкция представляет собой простое соединение вертикальных и горизонтальных частей; принцип ее совершенно иной, чем тот, на котором основано устройство наших крыш.
У нас стропильная ферма имеет вид треугольника, состоящего из двух наклонных ног, связанных поперечной частью — затяжкой; стропильные ноги преобразуют силу тяжести в наклонно направленные силы, уничтожаемые сопротивлением затяжки; в китайской конструкции часть, соответствующая нашей стропильной ноге, отсутствует. В свою очередь и китайская затяжка по своему назначению совершенно отлична от нашей. Наша затяжка служит скрепой, тогда как китайская является несущей частью конструкции, работающей на изгиб, и потому для больших пролетов она мало пригодна, даже будучи изготовлена из брусьев весьма большого сечения. Этот примитивный прием конструкции, при котором затяжка работает на изгиб, находил применение у всех народов древности, за исключением римлян; даже греки не знали другого приема.
Рис. 132 |
Рис. 133 |
На рисунках 132 и 133 изображены некоторые детали монументальной деревянной конструкции. Рисунок 132 дает представление о конструкции, постепенно выступающие части которой образуют нечто вроде консоли между верхней частью столба и поддерживаемыми им горизонтальными балками. Один над другим последовательно располагаются венчики с постепенно увеличивающимся свесом.
Рисунок 132, А дает общий вид этой конструкции; рисунок 132, В — ее составные части, а именно: столб с пазами наверху, в которых укреплен первый венчик, сам этот венчик и, наконец, второй венчик вместе с маленькими вставками кубической формы, находящимися между обоими венчиками.
В качестве последнего примера деревянных конструкций на рисунке 133, А воспроизводятся парадные ворота, подражание которым обнаружено нами в индийском ступа в Санчи. Это — дверная рама, части которой скреплены при помощи простых клиньев.
Глава «Конструктивные приёмы» раздела «Архитектура Китая и Японии» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Традиционная архитектура Японии. Конструктивные приемы в архитектуре Китая и Японии
Поток влияний, направление которого мы проследили от Месопотамии до Персии и от Персии до Индии, там не остановился: истории искусства Китая и Японии отнюдь не стоят особняком в общей картине развития архитектуры.
Своими истоками китайская архитектура, по-видимому, связана с Месопотамией. В свою очередь воздействие китайского искусства на другие страны, несмотря на тенденцию Китая к обособленности, распространялось чрезвычайно широко, и это следует учитывать. Со времен глубокой древности в результате торговых отношений вместе с китайскими изделиями распространялись и китайские орнаментальные формы. Благодаря общей буддийской религии установились на протяжении нескольких веков постоянные сношения Китая с Индией, которые нашли свое отражение и в архитектуре; одним словом, Китай никогда не был миром, абсолютно замкнутым в самом себе.
Примечание: Гипотеза о вавилонском происхождении китайской культуры была выдвинута в 70-х годах XIX в. французским ученым Терриен де Лакупери. Эта поверхностная и необоснованная теория в настоящее время никем не поддерживается. Сейчас в науке господствует мнение, что основная масса китайского населения с давних времен обитала на территории Китая. Это подтверждается результатами последних раскопок. Раскопки шведского ученого Андерсона производились в начале 20-х годов XX в. (см. его работу «An Earby Chinese Culture». Peking. 1923). Найдены были каменные орудия, окрашенная керамика, изготовленная с помощью гончарного колеса; обнаружена культура третьего тысячелетия до нашей эры, относящаяся к неолитическому периоду.
Исторически могут быть установлены торговые сношения Китая с Западом не ранее, как с III в. до н. э. К эпохе династии Хань (III в. до н. э. по III в. н. э.) относятся торговые связи Китая с Средней Азией, Персией эпохи аршакидов, с Индией и Римом. Первое ознакомление китайцев с буддизмом относится еще к середине 1 в. н. э., но сколько-нибудь значительное распространение буддизм получил в Китае лишь начиная с III в. н. э.
Одновременно с историей искусства Китая мы рассмотрим и выросшее на его основе искусство Японии. Японская архитектура более изящна и свободна в своих формах, но, по-видимому, обладает теми же конструктивными приемами, что и китайское искусство. Самобытность каждого народа проявилась только в частностях применения этих методов.
Примечание: Несмотря на то, что архитектура Китая и архитекрура Японии имеют некоторые общие черты, потому что Китай в иные периоды оказывал значительное влияние на развитие японского искусства и японской архитектуры, попытка Шуази рассматривать совместно искусство Китая и Японии не может быть признана правильной. Искусство каждой страны должно рассматриваться на основе изучения социально-экономического развития данной страны, в связи с другими проявлениями идеологии: религией, литературой и пр.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ
В Китае, как и в Древней Индии, строятся почти исключительно деревянные здания. Это происходит не потому, что ощущается недостаток в камне, а вследствие изобилия богатых смолою лесных пород, пригодных для стройки. Деревянная архитектура наиболее отвечает утилитарному мировоззрению страны, которая не заглядывает в будущее. В Японии с ее вулканической почвой, где зданиям постоянно угрожают подземные толчки, деревянное строительство вполне естественно. В обеих странах камень и кирпич применяются лишь для частей зданий, подверженных воздействию сырости. Кстати, как сейчас применяются те же материалы в отечественных проектах можно посмотреть на сайте www.planeta-proektov.ru и сравнить все конструктивные приемы ради интереса.
ПРИМЕНЕНИЕ КАМНЯ И КИРПИЧА
Японцы, в распоряжении которых имеются главным образом камни вулканического происхождения, т. е. камни, лишенные слоистого строения, применяют преимущественно полигональную кладку. Китайцы же, располагая породами камней, которые раскалываются по пластам, обычно используют это их свойство для правильной кладки рядами.
В Японии ряды каменной кладки редко бывают горизонтальными. В продольном разрезе кладка представляет собой кривую, обращенную вогнутостью к земле. Форма такого рода считалась гарантией против землетрясений; однако, возможно, что в Японии, как и в Египте, такая форма являлась просто результатом применения бечевки для выравнивания кладки.
Рис. 1
Китай и Япония — страны с высоко развитой керамической промышленностью; уже давно производство кирпича достигло там редкого совершенства. Еще в III веке до н. э., когда европейские народы применяли исключительно необожженный кирпич, клавшийся на глине, незначительные части Великой Китайской стены были сложены из обожженных кирпичей или, по крайней мере, облицованы обожженным кирпичом на слое глины в качестве раствора. При возведении стен китайских домов сплошная кирпичная кладка применяется редко, полые стены представляют двоякое преимущество: требуют меньше строительных материалов и лучше предохраняют от резких колебаний температуры. Рисунок 1 изображает, согласно описанию Чемберса, прием кладки стен, применявшийся в Кантоне вплоть до XVIII в.
Примечание: Раскопками шведского ученого Андерсена в 20-х годах XX в. установлено наличие расписной керамики еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Ко второму тысячелетию относится белая керамика с декорацией «линией грома», как на бронзах той же эпохи. С эпохи Хань до нашего времени можно проследить непрерывное изменение стиля и техники китайской керамики, являющейся наряду с греческой наиболее выдающимся видом этой отрасли прикладного искусства.
Клинчатый свод, чуждый Индии, применялся в Китае с давних пор. Два примера его применения в воротах Пекина относятся к XIII в., что соответствует свидетельству Марко Поло. Но, по-видимому, китайцы знали только коробовый свод; сферический свод, т. е. купол, был им, вероятно, совершенно неизвестен.
ДЕРЕВЯННЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ПЕРЕКРЫТИЯ
Каменная кладка ограничивается обыкновенно фундаментом домов; корпус же здания строится из дерева. В Японии, в целях защиты от подземных толчков, оставляют деревянные части здания обособленными от каменного фундамента: деревянная конструкция покоится на своем основании, не будучи с ним никак связана. Характерным признаком японской деревянной архитектуры, отличающим ее от архитектуры других исследованных нами стран (кроме Китая), являются наклонные перекрытия.
В Египте, Персии, даже в Индии, обычно крыши представляют собой террасы, мало приспособленные для стока воды. Для Китая с его дождливым климатом необходимы крыши, обеспечивающие дождевым водам полный сток.
Китай — первая страна Азии, где систематически начали применять крыши с крутыми скатами. В простых зданиях крыши кроются соломой, дранью или бамбуковыми стволами, расщепленными и уложенными один на другой наподобие желобчатой черепицы.
Рис. 2
Сооружения большей значимости перекрыты черепицами (рисунок 2), форма которых, имеющая профиль в виде французской буквы S, чрезвычайно упрощает укладку. Для защиты от разрушительного действия ветра черепицы укладываются на слой раствора, причем для еще большей прочности наружные швы также покрываются раствором, образующим небольшие валики В. Во всех случаях для поддержки кровли необходима обрешетка с большим или меньшим углом наклона.
В Китае и в Японии применяется обрешетка из материалов двух родов: из стволов деревьев волокнистого строения или из древесных пород с полыми стволами, как например бамбук. Для обыкновенной обрешетки пригодны лишь материалы первого рода, а так как под действием ветров, существующих в этих странах, стволы деревьев обычно более или менее прогибаются, то кривые линии в этих конструкциях играют значительную роль. Что же касается бамбука, то он пригоден лишь для обрешетки, изготовляемой путем обвязки — своего рода архитектурной плетенки, которая широко распространена по всей Восточной Азии от Японии до островов Океании.
Конструкции из бамбука.
Рассмотрим, в первую очередь, конструкции из бамбука, т. е. из тростника, прочной частью которого является только наружная оболочка. На рисунке 3 показаны приемы увязки основных частей конструкции: столба, затяжки и горизонтальной балки; верх столба имеет форму «вилки», зубцы которой проходят через затяжку и одновременно удерживают продольную перекладину; стропильные же ноги прикреплены веревкой, надетой на сквозные шипы.
Когда вместо полых стволов бамбука употребляют стволы со оплошной древесиной, соединение производится посредством сквозной врубки А и для устойчивости углов закрепляется подкосами из гибкого дерева.
Рис. 3
Рис. 4
В легких сооружениях, строящихся из мелких деревянных частей, стенки образованы из стоек, врытых в землю и соединенных поперечными распорками, закрепленными простыми веревками; в конструкцию крыши таких зданий, кроме стропильных ног и обрешетки, входят также косые затяжки, которые делят ее на треугольники или же служат наугольными стропилами, образующими конек крыши. Достаточно взглянуть на рисунок 4, чтобы понять, с какой легкостью данный тип конструкции позволяет не только вывести конек крыши, но также оставить просвет R, предназначенный одновременно и для вентиляции и для освещения.
В зданиях небольших размеров конструкция крыши сводится к элементам, изображенным на рисунке 5: угловым стропилам А, горизонтальной затяжке S и обрешетке из жердей. Эти последние упираются одним концом в стропильную ногу А, другими в затяжку S; следует отметить, что привязанная веревкой затяжка не может находиться в одной плоскости со стропилами. В результате и обрешетка не может образовать плоский скат, и неизбежно образуется вогнутая кривая линии, приподнятая к углам.
Рис. 5
Приподнятые края крыши (причудливая форма, столь характерная для китайских и японских кровель) являются результатом системы скрепления посредством веревок, не позволяющей собрать в одной плоскости затяжки и стропила. Эту особенность чисто геометрического происхождения вкус строителя мог подчеркнуть, но фантазия в создании никакой роли не играла.
Примечание: Изогнутые кривые крыши не являются первоначальным покрытием в китайской архитектуре и вовсе не воспроизводят крышу палатки кочевников, как утверждали некоторые ученые. Как мы видим на найденных при раскопках погребений глиняных моделях жилищ эпохи Хань, крыши домов в эту эпоху еще не изогнуты, так что изогнутые крыши появились позднее эпохи Хань и, по-видимому, не ранее эпохи Тан (618—907 гг. н. э.).
Деревянные конструкции плотничьей работы.
Деревянные конструкции японской архитектуры, в которых вместо тонких стволов, сплошных или полых, применяется материал, обрабатываемый плотничьими способами, тем не менее испытывают влияние конструкций из бамбука, представляя почти что их разновидность. На рисунке 6 приведено несколько примеров, заимствованных из китайского трактата «О строительном искусстве» (Конг Чинг-цзо-фа).
Рис. 6
Поддерживающая конструкция — обыкновенно из круглого леса, состоит из вертикальных стоек, связанных посредством шипов с горизонтальными прогонами. Здесь отсутствуют наклонные связи, препятствующие деформации наших деревянных сооружений. Единственной гарантией устойчивости служит прочность шипов. Устойчивость наших деревянных конструкций обеспечивается неподверженными деформации треугольными соединениями; китайцы же для этой цели прибегают к жестким прямоугольным конструкциям.
Таким образом вместо одного столба, удерживаемого в отвесном положении при помощи подкосов, мы имеем (см. рисунок 6) парные стояки, как например Р и Р, соединенные в своей верхней части брусом Т и образующие, таким образом, жесткую и достаточно устойчивую систему. На рисунке А — главная вертикальная стойка R проходит через два этажа, причем в первом этаже эта стойка дублирована внешней контрстойкой S, а во втором этаже — внутренней контрстойкой N, имеющей точку опоры на потолочных балках нижнего этажа.
Крыша состоит из стоек из круглого леса и горизонтальных прогонов прямоугольного сечения, напоминающих по форме, если не по назначению, наши плотничьи бабки, связи и ригеля. Тяжесть кровли передается ригелю В посредством бабки. В свою очередь, тяжесть ригеля В передается посредством двух стоек связи С, которая таким образом нагружена только на концах. Вместо прямых накатин часто употребляются изогнутые материалы, которые найти в Китае и в Японии нетрудно. Такая конструкция представляет собой простое соединение вертикальных и горизонтальных частей; принцип ее совершенно иной, чем тот, на котором основано устройство наших крыш.
У европейцев стропильная ферма имеет вид треугольника, состоящего из двух наклонных ног, связанных поперечной частью — затяжкой; стропильные ноги преобразуют силу тяжести в наклонно направленные силы, уничтожаемые сопротивлением затяжки; в китайской и японской конструкции часть, соответствующая нашей стропильной ноге, отсутствует. В свою очередь и китайская затяжка по своему назначению совершенно отлична от нашей. Наша (европейская) затяжка служит скрепой, тогда как китайская (читай и японская) является несущей частью конструкции, работающей на изгиб, и потому для больших пролетов она мало пригодна, даже будучи изготовлена из брусьев весьма большого сечения. Этот примитивный прием конструкции, при котором затяжка работает на изгиб, находил применение у всех народов древности, за исключением римлян; даже греки не знали другого приема.
Рис. 7
Рис. 8
На рисунках 7 и 8 изображены некоторые детали монументальной деревянной конструкции. Рисунок 7 дает представление о конструкции, постепенно выступающие части которой образуют нечто вроде консоли между верхней частью столба и поддерживаемыми им горизонтальными балками. Один над другим последовательно располагаются венчики с постепенно увеличивающимся свесом.
Рисунок 7, А дает общий вид этой конструкции; рисунок 7, В — ее составные части, а именно: столб с пазами наверху, в которых укреплен первый венчик, сам этот венчик и, наконец, второй венчик вместе с маленькими вставками кубической формы, находящимися между обоими венчиками.
В качестве последнего примера деревянных конструкций на рисунке 8, А воспроизводятся парадные ворота, подражание которым обнаружено нами в индийском ступа в Санчи. Это — дверная рама, части которой скреплены при помощи простых клиньев. © Текст: История архитектуры (Histoire De L’Architecture), автор Огюст Шуази (Auguste Choisy), примечания arx.novosibdom.ru
Похожие записи на сайте miuki.info:
Средневековое искусство Китая и Японии
Китайская пагода
Китайская культура обладает яркой самобытностью, как и культура Индии. Сравнительно с индийской, китайское искусство выглядит более с д е р ж а н н ы м и с т р о г и м. Китайская деревянная архитектура привлекает своей легкостью, ясностью пропорций, нарядностью узорчатой резьбы и плавностью изогнутых крыш. В отличие от многих стран, архитектура Китая и Японии до сих пор сохранила ее своеобразность, неповторимость. Искусство Китая служило образцом для сопредельных стран — Японии, Кореи, Вьетнама.
Архитектура. В начале средневековья Китай был раздроблен междуусобицей на множество мелких государств. Однако в пору развитого средневековья (7 — 13 век) Китай объединил свои земли в два новых государства — Тан и Сун, которые оставили после себя блестящий след культурных достижений. Высокого взлета достигли разнообразные области творчества — архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство, поэзия и проза. Искусство Танского и Сунского государств несколько отличается друг от друга. Архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармонии, праздничности и спокойного величия форм. В период Тан окончательно сформировался тип жилой и храмовой постройки, одновременно простой и нарядной. Дворцы и храмы возводились из дерева по единому принципу на глинобитных, облицованных камнем платформах.Основой зданию служил каркас из опорных столбов, покрытых красным лаком, поперечных балок и сложных узорчатых резных кронштейнов, которые, опираясь на балки, облегчали давление двойных и тройных крыш на здание. Широкие черепичные крыши с плавно изогнутыми и приподнятыми вверх краями не только защищали здание от зноя и проливных дождей, но и придавали ему красоту и легкость. Эти сооружения парили над городом, как распластанные крылья птицы. Недаром на углах крыш помещали керамические фигурки, изображающие птиц и крылатых зверей — охранителей.
Сунская архитектура отличается большей сложностью, появилось множество архитектурных деталей, удачное сочетание архитектуры с природой. Пагоды стали выше, усложнились в своих планах и декоративном убранстве. Появилось стремление к легкости и изяществу архитектурных форм. Отличительной особенностью японской средневековой архитектуры является простота, рациональность и небольшие размеры. Но при этом сохранялась неповторимая выразительность каждого здания, дополнявшаяся красотой живой природы. Главным строительным материалом служило дерево. Из него возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Они создавались по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. При землетрясении они колебались, но выдерживали подземные толчки.
Китайские здания щедро украшались скульптурой и рельефами
Фрагмент Великой китайской стены
Древняя пагода
Башня желтого журавля
Архитектура Китая и Японии — наиболее древняя и своеобразная в мире. Зодчество обеих стран сохранило особенности китайского стиля вплоть до XIX века. Основная идея китайско — японской архитектуры — » растворить» здание в природе, разместив его в садовом ансамбле.
Крыша опирается на полированные стойки-столбы
Это легкие павильоны из деревянных балок. Внутреннее пространство от окружающего мира отделяют лишь раздвижные стены. Дом имеет только одно помещение, которое в случае необходимости делится перегородкой или ширмами. Объем дома определяется количеством м а т о в из тростника, или соломы, лежащих на полу — они называются т а т а м и. Внутри находятся передвижные перегородки, а также «одо» — полированные деревянные стойки, на которые опирается крыша. Легкие передвижные «с ё д з и « — стены -ширмы, также как и татами, снимаются со своих мест для чистки. Снаружи вокруг дома — т е р р а с ы — на тонких, широко расставленных столбах, над которыми высокая кровля. Кровля террасы и крыша самого здания кирпичные, широкие, они имеют и з о г н у т у ю по краям форму, что легко отличает китайский стиль в архитектуре. Японские дома отличаются от китайских лишь тем, что в нем нет постоянной мебели. Вещи приносят и уносят по мере надобности. Поэтому дом выглядит просторным и пустым.
Пагода Люхэта
Господствующая религия в Китае и Японии — б у д д и з м. Поэтому в эпоху средневековья были построены буддийские храмы, а также величественные, кирпичные и каменные буддийские б а ш н и — п а г о д ы. Пагоды строили многоярусными, высокими, как бы устремляющимися в небо.
Слон — символ богатства и удачи
Дворцы, храмы и пагоды богато украшали скульптурой, которая достигла высокого расцвета. Во множестве изображались статуи Будды, отличающиеся спокойной важностью позы, достоинством лиц и жестов, мягкими округлыми линиями. Изображались и другие разнообразные сюжеты: свирепые стражи, стоящие у входа с занесенной булавой; полные земной красоты фигуры знатных жертвователей. Из глины и дерева в Японии большое место занимала м и н и а т ю р н а я с к у л ь п т у р а — «нэцке»
Супружеская пара
Мудрый дракон
Великий Будда
Юнь Шоупин. Пион.17в.
Необычайного расцвета в эпоху средневековья в Китае, а затем и в Японии, достигла живопись.Именно живопись донесла до нас поэтический восторг перед красотой природы, которым жили многие поколения людей в средневековом Китае.В живописи нашли отражение и красота природы, и быт горожан.
Художники расписывали стены дворцов и храмов, создавали миниатюрные композиции на в е е р а х, на ширмах. На многометровых горизонтальных свитках изображали сцены городской и дворцовой жизни, пейзажи, портреты, бытовые сцены, сюжеты из легенд. Свитки вначале делали из шелка, а позднее — из бумаги.
Уже в VIII веке наряду с минеральными красками китайские художники стали применять ч е р н у ю т у ш ь, поэтому изображения были не только разноцветными, но и тоновыми. Большое место в живописи занимал пейзаж, называемый в средние века «шань — шуй» — ( горы — воды ). Популярным мотивом в живописи были также темы » цветы — птицы » и » растения — насекомые «. С необычайным изяществом художники изображали то птичку на ветке, то резвящихся козлят, то стрекозу на широком листе лотоса.
Особое значение с XIV века приобрели к а л л и г р а ф и ч е с к и е надписи, таящие в себе намек, скрытый подтекст. Тонкой и изящной линией художники наносят иероглифы, украшая свитки, веера, ширмы.
Птицы
Горный пейзаж
Чайная церемония
Периоды Тан и Сун — время расцвета многих видов декоративно-прикладного искусства. Мебель, вышивка. бронзовые сосуды, серебряные зеркала — все предметы художественного ремесла стоят на очень высоком уровне искусства. Широкую известность в странах Востока приобрели сунские ткани»кэ-сы»(резаный шелк). Их узоры, богатые оттенками, изысканные по композиции, зачастую ввоспроизводили образцы классической живописи. В обиход знати периода Сун наряду с картинами вошли и тканые картины-свитки.
В эпоху позднего средневековья на первое место в искусстве Китая выдвинулся ф а р фо р — производство которого достигло невиданных ранее размеров. Мастера фарфоровых изделий периода Мин ставили перед собой уже совсем иные задачи. Если Сунский фарфор был белоснежным, то минские мастера создавали многоцветный фарфор. Белоснежную поверхность фарфоровых изделий они покрывали растительными узорами, миниатюрной живописью — пейзажами, бытовыми сценами.
Одной из составляющих частей японской культуры были ч а й н ы е ц е р е м о н и и. Как самая большая драгоценность , н а них употреблялась посуда из глины, вылепленная вручную. Такая традиция сохранилась в Японии до наших дней.
Архитектура китая и японии
III—XIX вв
КИТАЙ
Периоды развития китайской архитектуры
II тыс. до н.э. – становление земледелия, возведение ирригационных сооружений, начало строительства Великой Китайской стены; возникновение учений Конфуция и даосизма.
III в до н.э. – широкомасштабное ирригационное, оборонное, дворцовое строительство
206 г. до н.э. — 220 г н.э. – эпоха династии Хань – строительство крепостей, временных торговых пограничных пунктов, военных поселений на захваченных территориях; в Китай проникает буддизм и начинается строительство пагод.
618 – 907 гг – эпоха Танской династии – быстрый рост городов, развитие деревянной архитектуры.
960 — 1279 гг – эпоха династии Сун – строительство бронзовых и железных пагод, развитие светской архитектуры; строительный опыт, его основные положения излагаются в специальных книгах.
1280 – 1368 гг – эпоха династии Юань – развитие градостроительства, массовое возведение дворцовых ансамблей; усиление влияния соседних культур на национальное зодчество
1368 – 1644 гг – эпоха династии Мин – строительство многочисленных погребальных комплексов
1644 – 1911 гг – эпоха династии Цинь – активное строительство монастырей, в архитекутру вводятся черты тибетского и монгольского зодчества.
Основные строительные материалы Китая – глина и дерево. Частые землетрясения и селевые потоки в горных районах Китая оказали решающее влияние на развитие сборно-разборных каркасных конструкций.
В Китае было разработано несколько архитектурных типов:
дянь – одноэтажный деревянный павильон каркасной конструкции
тай – деревянное здание на высоком основании-башне
лоу – многоэтажное, обычно дворцовое, здание с террасами
тин – небольшая квадратная или многоугольная в плане беседка
Городские дома представляли собой периметральную одноэтажную застройку вокруг двора, обнесённого деревянным забором.
В ходе массового городского строительства и реконструкции старые здания домов и храмов с их прогнутыми от тяжёлой черепицы крышами становятся эталонами красоты и прогиб начинают делать умышленно.
Цвет крыш в китайской архитектуре зависел от назначения здания и закреплялся канонами:
— императорские постройки – черепица с глазурью жёлтого или красно-коричневого цвета
— храмы – черепица с глазурью синего или зелёного цвета
— остальные сооружения – простая серая черепица.
В эпоху династии Сун при разбивке городов, в планировке крупных дворцовых и храмовых комплексов вырабатываются градостроительные принципы, определяемые системой космологической философии буддизма (геомантикой), в соответствии с которой любой ансамбль должен подражать в плане концентричной схеме мироздания.
Основной планировочный приём – симметричная компоновка зданий, образующих дворы, нанизанные последовательно на одну ось в направлении север-юг. Главный вход и главные фасады обращены на юг.
В эпоху династии Цинь восстанавливались и строились пышные императорские дворцы, великолепные парковые ансамбли. Архитектура становится перегруженной цветом, декоративными деталями, скрывающими подчас конструктивную сущность сооружений. Чопорность и надменность официальной архитектуры, появления множества мемориальных ансамблей, почётных ворот пай-лоу.
ЯПОНИЯ
В первых веках н.э. складывается новый тип японского культового сооружения – синтоистское святилище. В основе религии синто («путь богов») лежит обожествление всего окружающего мира, населённого духами. Храм синто – это деревянный дом на столбах или сваях, по периметру окружённый обходной верандой; двускатная крыша, которая образует над верандой навес, сделана из прессованной коры. Святилище ориентировано строго с юга на север, вход организован с южной стороны по лестнице. Окон в святилище не делали. В самом святилище находились символы божества: меч, бронзовое зеркало и костеобразные украшения. Святилище обносилось 4 оградами, имеющими дополнительно и магический смысл. Декор практически отсутствует.
В VI в в Японию проникает буддизм, форимируются феодальные отношения, усиливаются контакты с Китаем и Кореей. Буддийская церковь являлась образцом централизованного государства. Появились новые для Японии сооружения: пагоды, дворцы. У Китая были заимствованы конструкции: подкровельные кронштейны (конструктивные системы «доу-гун»), земляные платформы, которые облицовывались камнями, галереи.
Буддийский монастырь.
Монастыри строились на пересечении торговых путей в наиболее населённых районах, на прямоугольном в плане участке, и обносились стеной. Сооружения монастыря размещались симметрично по единой оси.
Храм
Здание храма возводилось на основе стоечно-балочной каркасной конструкции и сложной системы резных подкровельных кронштейнов, поддерживающих черепичную. изогнутую по краям одноярусную или двухъярусную крышу, сочетающую двускатное и четырёхскатное покрытие.
Храм возводился на двухступенчатой платформе, облицованной камнем. Имел окрашенные красным лаком колонны, опирающиеся на каменные базы. Стены возводились глинобитные, имели роль перегородок. Центральная часть храма отводилась под алтарь и выделялась по высоте, там располагалась статуя Будды.
Пагода
Квадратное в плане сооружение, состоящее из 3,5 или 7 ярусов. Конструктивную основу сооружения составлял гигантский столб, который размещался в центре пагоды. Это способствовало сейсмоустойчивости конструкции. От столба-мачты шла конструкция из подкровельных кронштейнов. Сооружение также возводилось на платформе.
IX—X века
Складывается новый тип жилья – усадьба, — состоящая из главного парадного дома прямоугольной формы (однозального помещения), расположенного на столбах. Главный фасад был обращён на юг, перед ним был расположен сад. От главного дома шли галереи к флигелям. Хозяйственные постройки, помещения для жён и слуг располагались на севере.
Искусственное оформление садов.
Сады создавались по определённым закономерностям. Сад с использованием в оформлении воды и скал – «сима» («остров»). По буддийским представлениям острова и озеро – символы рая. Использовались камни, тщательно подобранные по цвету, фактуре, форме. Создавались искусственные водоёмы и водопады. Использовали растительность: вечнозелёные растения, мхи.
Основы композиции садов:
Ни одна из воображаемых линий, соединяющих два предмета, не должна быть такой же длины, как другая.
Ни одна из воображаемых линий, соединяющих два предмета, не должна быть параллельна другой.
Два предмета не должны быть одного размера.
Принцип асимметрии отвечал духу религии дзэн.
Цветовая гамма основана на сочетании серых, коричневых, зеленовато-бурых тонов.
В зависимости от рельефа сады делились на два основных типа:
Цукияма – пейзажный сад – имел значительные размеры, его композиции воспринималась в процессе следования; представлял собой искусственно воспроизведённый реальный пейзаж с обязательным присутствием водоема и горы или скал.
Хиранива – плоский сад для медитаций, созерцаемый с фиксированной точки и изображающий природу в миниатюре; в них никогда нет воды: море или река изображается песком, горы — обломками скал, «островками» мха или кустарников; условность этих садов облегчает переход к долгому углубленному созерцанию, медитации.
В зависимости от площади и сложности сады классифицируются:
Син — представляет собой самую развернутую форму сада и включает весь комплект композиционных элементов. В таком саду отводится место и камням, и цветам, и мху, также уделяется внимание водопадам и песочным отмелям.
Ге — определяет более сжатую форму сада, здесь используют небольшое количество компонентов.
Со — состоит только из половины компонентов, но тем не менее они должны сочетаться между собой и создавать в саду ауру спокойствия и единения.
И в зависимости от функционального назначения и основных форм выделяли:
ке – для домашних нужд (огород)
сад деревьев
сад воды
сад камней («сухой сад»)
харэ (тянива) – для чайных церемоний — они очень невелики, это скорее даже не сад, а окруженная растениями и камнями небольшая тропинка к чайному домику.
сукú (цубо)– миниатюрные сады для эстетики
XII век
В Японии устанавливается система военного управления государством – сёгунат. Вместо аристократии к власти пришло военно-феодальное сословие – самураи.
Архитектура этого периода складывается под влиянием самурайских идеалов. Формируется стиль синдэн, который олицетворяет мужество и силу. Все здания сохраняли естественный цвет древесины. перекрывались соломенными крышами, стропильная конструкция в интерьере оставалась открытой, убранство интерьера сводилось к минимуму.
В культовом зодчестве пагода заменяется небольшим павильоном – реликвариумом.
Середина XIV – середина XVI веков (период династии Муромати)
Сближение храмового зодчества с дворцовым. Развивается дзэн – религия, пропагандирующая возврат к природе, — что привело к появлению нового стиля – сёин.
Была разработана легко трансформирующаяся конструктивная система интерьера, при которой раздвигались наружные стены, т.е. появилась связь с природой. Перемещались внутренние стены, что давало возможность изменить интерьер. Появились циновки как модуль пространства. В наружной стене появились окна с широким подоконником, применялись ниши. Стены домов представляли собой деревянные рамы, оклеенные плотной, светопропускающей бумагой.
Культовые постройки утрачивают доминирующее значение. Главенствующую роль приобрели замки и павильоны для чайных церемоний. Замки выполняли оборонительные функции. Главная роль в замковом строительстве принадлежала донжону, состоящему из 5 или 7 прямоугольных, постепенно уменьшающихся кверху глинобитных этажей с выступающими крышами и фронтонами.
После объединения страны и прекращения междоусобиц замки стали превращаться в дворцовые резиденции, их интерьеры выполнялись в стиле сёин.
Павильон для чайных церемоний.
Это сельская хижина с глинобитными стенами и крышей из соломы. Включал в себя прихожую, где ждали выхода хозяина, главную комнату и подсобные помещения. К павильону примыкал чайный сад с дорожками из камней, каменными фонарями и небольшим искусственным водоёмом с золотыми рыбками.
Архитектура Китая и Японии. Часть 4 — Журнал по дизайну и культуре
Особый расцвет садовое искусство Японии пережило во второй половине XV века. В это время, сады принадлежали почти исключительно буддийским храмам. К основным чертам японского сада XV века можно отнести: простоту, скромность, стремление избежать роскоши, в сочетании с настроем на самоуглубленную молчаливость и возвышеность над земными делами. Как правило, храм размещался в окружении красивого пейзажа в горах, вдали от городов. При этом, сад понимался как часть жилья и храма. Особое внимание обращалось на целостную разработку перехода между ландшафтом и садом. Обычно, сад планировался на высоком месте. От его центра к периферии, высаживались все более высокие и густые деревья. Вдали за ними просматривались ленты гор. Расположение сада на холме создавало естественный переход между ним и окружающей природой, так как, при наличии возможности, он занимал всю вершину холма. Вместе с тем, такое расположение подчеркивало и известную дистанцированность сада от ландшафта.
Замок Кацура около Киото (Япония). Фрагмент сада.
В искусстве и дизайне японских садов большую роль играл сложный и тщательно разработанный ритуал чаепития, тесно связанный с дзэн-буддийской религией.
Центром этой церемонии являлся специальный чайный домик, окруженный тесно связанным с ним чайным садом. В целом, все отличалось скромным характером, небольшими размерами, простотой, и выглядело по-деревенски. В чайном саду господствовала атмосфера отшельничества. Характерной чертой чайного домика и сада, рядом с ним, являлась маленькая полуоткрытая хижина для ожиданий, в которой приглашенные сидели перед доступом в чайный домик. Ожидание и созерцание сада в это время должно было быть долгим, чтобы побудить человека отойти от мирских забот и углубиться в отшельническое настроение.
Каменные дорожки получили свое развитие, вероятно, именно в чайных садах. Чайная церемония была особенно распространена в эпоху Токугава (1603 – 1867), когда даже наиболее крупные сады часто были не более чем объединением нескольких более мелких в одно целое. Облик сада, при движении по нему зрителя, все время менялся. Каждый составлявший его часть ландшафт, обладал особым характером и настроением, и включал в себя чайный домик. Лучший из таких садов принадлежал императору и находится в его увеселительном замке Кацура около Киото.
Архитектура и дизайн интерьера китайских и японских храмов тесно связана с окружающими их священными участками.
Планировка сада, в архитектурно – художественном отношении, была важнее форм самих зданий. Все вместе создавалось в виде большого садового ансамбля, со множеством расположенных в нем отдельных павильонов. Ведущим типом китайской и японской архитектуры являлся жилой комплекс, в основе китайского и японского храма лежал тип легкого жилого дома. Основная идея храма заключалась в имитации уменьшенной модели мира в целом. Господствующая в Китае и Японии мысль о единстве человека с природой и зависимости человека от нее, нашла яркое выражение и в храмовой архитектуре. Символика культовой архитектуры имела две основные цели. Во-первых, она служила человеку постоянным напоминанием истинного содержания жизни, формируя тем самым и критерии поведения. Во-вторых, она несла мысль о том, что все человеческие дела ничтожны перед божественными.
Храм Неба в Пекине.
Некоторые китайские и японские храмы остались в истории архитектуры и дизайна интерьера и как важные индивидуальные памятники.
К ним относится большой комплекс храма Неба в Пекине. Площадки и павильоны, из которых он состоит, имеют круглую форму, с которой связывается символическое значение. Круг – символ неба, верховного божества империи. Главными сооружениями храма являются: открытая площадка, и площадка, на которой стоит павильон. Каждая из площадок состоит из возвышающихся друг над другом трех ступеней, имеющих тоже символическое значение. Наверх ведут широкие прямые лестницы, а к ним прямые аллеи. Открытая площадка показывает, что и в основе китайского храма лежит безграничное пространство природы. В ней лишь условно выделена некоторая часть для жертвоприношений, возвышающаяся над уровнем земли.
Закрытая часть дизайна интерьера круглого китайского храма несколько отделена от пространства природы.
Вместе с тем, легкость конструкции на столбах и стен-перегородок павильона превращает и дизайн интерьера в часть пространства природы. Круглый храм имеет все особенности жилого дома: столбы, легкие стены, слоистые крыши. Однако, общий характер форм отличается большей статичностью и условностью. Линии крыш не так динамичны, масса здания не так полно растворена в окружающем пространстве. Здание, до известной степени, подобно вертикальной башне, противостоящей своему окружению, что еще больше подчеркивается ступенями постамента и его высотой.
Храм в Идзумо (Япония).
Другой знаменитый храм японской архитектуры и дизайна интерьера находится в Идзумо.
Несмотря на проводившиеся каждые двадцать лет перестройки, он до сих пор, в общих чертах, сохранил свою первоначальную форму, восходящую к VI веку н. э. Примечательно, что здания храма в Идзумо поставлены на сваях, хотя стоит он на совершенно сухом месте, далеко от воды. Это свидетельствует, насколько долго в японской архитектуре и дизайне интерьера сохранялись традиции первобытных свайных построек. Все японские храмы строились исключительно из дерева. Данный обычай также восходит к глубокой древности. Однако и позднее, при появлении возможности возводить здания из других материалов (и особенно теперь, когда в распоряжении японских архитекторов находятся все новейшие строительные технологии), они по-прежнему строят храмы только из дерева. Большую роль в этом играет священная традиция.
Сами японцы до сих пор обосновывают ее тем, что связать здание с природой возможна (с их точки зрения), только при употреблении дерева в качестве строительного материала. Здание интерпретируется как растение, столбы как древесные стволы, крыша как листва. В Китае и Японии архитектурная форма имеет изобразительный характер, здание символизирует дерево, своеобразную художественную растительность. Вместе с тем, китайская и японская архитектура и дизайн подчинена и религиозной символике. Таким образом, изобразительность и символичность являются одними из их главных черт китайской и японской архитектуры.
Архитектурные памятники Китая и Японии. Эпохи и влияния
Храмы. — Религии, оставившие свой след в архитектуре Китая, следовали хронологически в таком порядке. В первобытную эпоху существовала религия, вероятно, родственная астрономическим культам Месопотамии.
Примечание: Мнение о вавилонском происхождении китайской культуры сейчас никем не поддерживается.
Религия Лао Цзы (даосизм) появляется в VI в. до н. э. одновременно с учением Конфуция. Буддизм проникает в Китай в I в. христианской эры. Перенесенный из Индии, он угасает в VII в. на родной почве с тем, чтобы проникнуть приблизительно в то же время в Японию и до наших дней утвердиться у народов желтой расы.
От своего первобытного культа Китай сохранил традицию жертвоприношений, совершаемых во время солнцестояний в святилищах, имеющих форму террасы и напоминающих месопотамские жертвенники. Быть может, следует усматривать реминисценции, связанные с Месопотамией, также и в многоэтажных башнях, изображения которых встречаются на старинных китайских рисунках, и в пагодах в виде башен, из которых наибольшей известностью пользуется башня в Кантоне.
Что касается архитектуры, связанной с религиями Лао Цзы и Конфуция, то она настолько слилась с буддийским искусством, что памятники обоих культов можно различить лишь по деталям символических изображений.
В Японии памятники древнего синтоистского культа отличаются от буддийских строгостью стиля. В общем же история религиозной архитектуры как в Японии, так и в Китае сводится к описанию буддийских храмов.
Рисунки 134, А и 135, А дают представление об этих храмах, почти всегда имеющих форму двухэтажных павильонов: нижний этаж, с окнами преимущественно со стороны главного фасада, окружен верандой с широким крыльцом. Второй этаж перекрыт пышно сконструированной крышей.
Рис. 134 |
Рис. 135 |
Это святилище окружено оградой с портиками, напоминающей монастырскую, за которой расположены странноприимные учреждения и кельи бонз. Повсюду, где процветает буддизм, развивается монашеская жизнь, и ограда храмов почти всегда заключает в себе монастырь. Вход в ограду ведет через портик, впереди которого расположены ворота без створов (рисунок 134, В). На площади вокруг святилища находятся водоемы для омовения, колокола, курильницы; тут же встречаются пяти- и даже семиэтажные башни с балконами и навесами причудливых и смелых контуров.
Как и у индусов, священные ограды иногда окружены, в свою очередь, другими оградами, и первоначальный храм образует как бы ядро группы зданий, которое постепенно разрастается в результате последующих пристроек.
На равнинах Китая эти здания расположены согласно требованиям симметрии. На гористой поверхности Японии монастырские дворы поднимаются террасами, что придает им особую живописность. Вековая растительность гармонирует здесь с архитектурой; огражденное пространство представляет собой холмистый парк, где храмы вырисовываются своими полными изящества силуэтами. Иератизм здесь не так узок: китайский храм носит официальный характер, японский храм — живое индивидуальное произведение искусства.
Гробницы. — Китайская гробница обычно состоит из склепа, скрытого в могильном холме, обсаженном деревьями и окруженном оградой. Близ курганов царских гробниц воздвигаются храмы, к которым ведут аллеи, окаймленные колоссальными статуями. При входе в аллею возвышаются триумфальные ворота, типа изображенных на рисунке 134.
Жилище. — Стиль жилых домов, по-видимому, ничем не отличается от архитектурного стиля храмов. У китайцев нет того резкого различия между архитектурой гражданской и религиозной, какая наблюдается у других народов.
Так же как для храмов и гробниц, незыблемая традиция определяет все подробности расположения жилого дома. В Китае особый закон устанавливает формы и размеры жилища для каждого сословия, и правила, предписываемые законом, по-видимому, восходят к самой глубокой древности. На рельефах династии Хань изображен дом, по виду подобный современному: сооружение в виде павильона с деревянными столбами и с верандой на каждом этаже. Столбы увенчаны по образцу, приведенному на рисунке 132; края крыши загнуты кверху, а над коньком на фоне неба вырисовываются фигуры животных. По этим любопытным изображениям можно определить даже расположение служебных помещений: в подвале находятся кухни; первый этаж предназначен для приема гостей; во втором расположены помещения для женщин.
Примечание: В 1933 г. в провинции Хэнань был раскопан в погребении целый ансамбль глиняных моделей домов, дающих яркое представление о композиции усадьбы мелкого феодала ханьскои эпохи. Эта модель небольшой усадьбы хранится в музее г. Торонто в Канаде. Она относится ко II в. н. э.; длина модели около 1,26 м. Усадьба обнесена стеной; стенка же разделяет передний и задний дворы. Усадьба состоит из 7 помещений: крытого входа, центрального дома, в котором происходит культ предков и семейные церемонии; имеется двухэтажное помещение в глубине заднего двора с дозорным окошечком и 4 боковых домика (спальни, кухни). Здесь крыши зданий, хотя и покатые, но еще не изогнутые, а прямые.
План М (рисунок 135) дает представление о городском жилище. Дом состоит из отдельных павильонов, разобщенных небольшими садиками. Взятый нами в качестве образца план заключает в себе вестибюль V, зал для приемов S, главный зал С и служебные помещения R. Если участок, на котором расположено здание, позволяет, то жилище отделяется от улицы передним двором. По украшениям наружной стены, скрывающей с улицы внутренность двора, можно определить социальное положение хозяина дома.
Загородное жилище, особенно у японцев, состоит из павильонов, разбросанных среди зелени. Главное помещение павильона — зал для приема гостей — выходит по всей ширине на глубокую веранду. Остальные комнаты занимают заднюю часть здания. Весь павильон приподнят над сырой почвой и покоится на фундаменте, в котором оставлены отверстия для циркуляции воздуха. Стены здания состоят из оштукатуренной бамбуковой решетки; потолок состоит из тонких деревянных досок, покрытых лаком, а внутренние передвижные перегородки представляют собой легкие рамы, обтянутые бумажными обоями. Вместо стекла в оконных рамах натянута прозрачная бумага, ставни заменены шторами; устранено все, что по своей хрупкости или массивности могло бы пострадать от землетрясения.
Сад вокруг этих павильонов представляет собой искусственный пейзаж. В нем нет никакой геометрической правильности: повсюду извилистые тропинки, неровности почвы, неожиданные эффекты, резкие контрасты.
Сооружения общественного значения и крепостные. — В качестве примера общественных сооружений мы ограничимся упоминанием о мостах, по большей части деревянных, иногда висячих, которые перекидываются в Китае через каналы, в Японии — через овраги.
В Китае главным памятником военной архитектуры является Великая Китайская стена. Это — грандиозная крепостная стена с квадратными башнями; она сооружена в III в. до н. э. для защиты от татарских вторжений. О деталях этого сооружения мы имеем весьма неполные сведения. В основе планов военной архитектуры Японии, которая нам известна несколько больше, лежит, по-видимому, зубчатая линия.
Примечание: Здесь имеются в виду, очевидно, кочевые соседи Китая вообще, так как татары появились значительно позднее. Наиболее ранняя часть Великой Китайской стены была выстроена вскоре после 228 г. до н. э. при императоре Цин Ши Хуан-Ди, объединившем Китай; позднее неоднократно достраивалась и перестраивалась.
ЭПОХИ. ВЛИЯНИЯ
Народы Западной и Южной Азии от Месопотамии до Индии по своему государственному устройству представляли монархии или теократии, где было уничтожено всякое посредствующее звено между верховной властью и последним подданным. Поэтому и произведения этих стран не могли быть не чем иным, как памятниками, предназначенными для прославления власти, перед которой все остальное не имеет никакого значения.
Китай, наоборот, страна средних классов; интеллигенция, купцы, мелкие собственники занимают там свое определенное место, играют немалую роль. Архитектура Китая, служащая утилитарным задачам, является искусством буржуазии, которая даже при возведении храмов не столько заботится о продолжительности их существования, сколько о немедленном удовлетворении насущных потребностей.
Примечание: Китай примерно за 1000 лет до н. э. вступил в период феодализма. Буржуазия как класс слагается и начинает приобретать известное значение примерно в XVII в. и особенно при Манчжурской династии (1644—1912). В этот период буржуазная идеология проявляется и в искусстве. Таким образом здесь Шуази относит социальные явления последних столетий ко всей истории Китая, где такую большую роль играла феодальная идеология, пережитки которой не исчезли и до настоящего времени.
Внешние влияния. — Китайские летописи сохранили воспоминания о сношениях Китая со странами Западной Азии со времен глубокой древности. Потье перевел описания походов императора My Ванга в Западную Азию. А благодаря блестящим комментариям, заимствованным нами из неизданного труда Фурнье, маршрут этих походок дает ключ к источникам всех влияний. В X в. до н. э., т. е. в эпоху наибольшего расцвета месопотамской культуры,
My Ванг оккупировал Месопотамию, подчинил своей власти хеттов, проник до Средиземного моря и установил над Месопотамией на целые 60 лет китайский протекторат. Во время этого похода My Ванг восхищался многоэтажными башнями и увел с собой архитекторов, которые должны были построить в Китае подобные же сооружения. Вероятно, это и были первые образцы тех святилищ с террасами, отдаленное подражание которым представляет храм Неба и от которых произошли многоэтажные пагоды.
Примечание: Сообщаемые здесь Шуази сведения из легендарной истории Китая и выводы его о вавилонском происхождении китайской культуры и искусства должны быть признаны устаревшими и ошибочными.
К этому времени и относится начало художественной культуры Китая. My Ванг интересуется живописью по дереву и изготовлением лаков. Лаковые украшения, по-видимому, унаследованы от месопотамской промышленности. Глазурь была известна в Месопотамии так же хорошо, как и в Египте. Способы глазуровки, из которых впоследствии возникло приготовление фарфора, вероятно, вывезены Китаем из месопотамской экспедиции. Но внимание китайского завоевателя в Месопотамии обращено не на одно искусство: его восхищает и состояние науки. И, вероятно, тогда-то Китай заимствовал у Месопотамии ее астрономическую систему. Месопотамская философия поражает императора, и не подлежит сомнению, что из Месопотамии произошли принципы доктрины Лао Цзы, сложившейся в VI в.,— метафизической доктрины, столь мало соответствующей позитивизму китайцев.
Эпоха Лао Цзы и Конфуция почти совпадает с эпохой Сакия Муни в Индии. Это — последняя пора активной жизни. Затем для Китая, как и для Индии, наступает период неподвижности, иератизма, господства узких традиций.
Во II в. Китай отгораживается Великой Китайской стеной и выходит из своей замкнутости лишь в начале нашей эры, в то время, когда буддийская пропаганда возобновляет сношения между ним и Индией; именно тогда индо-персидские элементы проникают в китайское искусство.
Самобытные элементы китайского искусства и их распространение. — Мы определили роль чужеземных влияний; проделаем то же по отношению к самобытному гению китайского народа. Плотничье искусство Китая зародилось, по-видимому, на почве этой страны. Система покатых крыш целиком принадлежит Китаю. А описанная выше конструкция из венчиков слишком отличается от конструкций, принятых в Индии для того, чтобы им возможно было приписать индийское происхождение. Воспроизведения этой конструкции, так же как и покатых крыш, мы находим со всеми деталями на рельефах первых веков нашей эры. Очевидно мы застаем их там не на первом этапе их развития, а имеем дело с произведениями давно сложившегося искусства.
Сношения с Индией влияют лишь на детали орнамента Древняя декорация реалистического характера уступает место творчеству индусской фантазии. Это — единственный результат сношении между Китаем и Индией, вызванных общностью религии и длившихся 600 лет. Возврат Индии к брахманизму в VIII в. порывает как религиозные сношения, так и влияния которые взаимно связывали архитектуры обеих стран. В эту же эпоху Китай передает Японии вместе с доктринами буддизма свое искусство и свою литературу. Вместе с этим искусство Китая распространяется до восточных пределов азиатского материка.
Главы «Архитектурные памятники», «Эпохи и влияния» раздела «Архитектура Китая и Японии» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.