Архитектура как вид искусства
Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.
Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.
По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются знаками, не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия.
По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:
существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
имеют предметный характер;
выполняются путём обработки вещественного материала;
воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.
Известно множество определений понятия архитектуры, относящихся к различным эпохам и выведенных в соответствии с современными авторам представлениями, целями и масштабами. Архитектура – искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Архитектурой также называют облик зданий и сооружений. Кроме того, сами здания и сооружения собирательно называют архитектурой. Слово «архитектура» имеет сложную этимологию. Оно происходит от латинского слова «architectura», которое образовано от др.- греч. БсчйфекфпнйкЮ и состоит из двух корней: бсчй- (архи) — «главный» и -фекфщн (тектон) — «строитель». Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера указывает на польский след в происхождении русского слова «архитектура»: с 1705 г., у Петра I и Прокоповича. В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» (ст.-слав. «зьдьчий» от «зьдь» — глина, материя). Если мы обратимся к толковому словарю Даля, то в нем значение слова «архитектура» определяется, как «искусство располагать, строить и украшать здания; строительное искусство, зодчество…». И действительно, с незапамятных времен люди старались украсить свое жилище, сделать его не только уютным, но и более запоминающимся, в тоже время непохожим на другие дома. Именно поэтому архитектура — одна из самых древних составляющих всей культуры человеческого общества. Для кого-то архитектура — это застывшая музыка, для кого-то — отражение благополучия общества. Но как бы там ни было, архитектура — это, прежде всего, искусство, и, по словам древнегреческого зодчего крупнейший античный теоретик архитектуры Марка Поллиона Витрувия (I в. до н. э.), «зиждется она на трёх китах: прочность, польза и красота». К квалификации архитектора Витрувий предъявляет достаточно жёсткие требования: «…Он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов и обладать сведениями в астрономии и в небесных законах…Я не думаю, чтобы кто-нибудь мог внезапно объявить себя архитектором, кроме того, кто смолоду постепенно восходил от одной отрасли образования к другой и, впитав в себя знания многих наук и искусств, дошёл до самых высот архитектуры…».
19.Архитектура как вид изобразительного искусства. Материалы в истории архитектуры. Стили в истории архитектуры.
Архитектура.Наряду с живописью, графикой, скульптурой архитектура относится к пространственным искусствам, зримо воспринимаются и художественно представляют действительность в статичных формах.
В связи с этим архитектуру и декоративно-прикладное искусство по традиции рассматривают, как специфические виды изобразительного искусства.
Архитектура занимает особое место в семье искусств. В отличие от других видов искусства, которые принадлежат исключительно к сфере духовной культуры и представляют собой лишь воспроизведение действительности, архитектура относится как к духовной, так и к материальной культуре. Архитектурные сооружения – это не только яркие образы эпохи; архитектура – это необычное отражение действительности, а сама действительность, идейно-эстетически выраженная. В архитектуре искусство органично сочетается с практически полезной деятельностью: отдельные здания и их комплексы, ансамбли, призванные удовлетворить материальные и духовные потребности людей, образуют материальную среду, в которой протекает их жизнедеятельность.
Архитектура неотделима от строительного искусства, но не тождественна ему. Строительной техникой и характером строительного материала определяется конструкция сооружения, его прочность и долговечность. Строительная техника является важнейшим фактором, влияющим на характер архитектурного решения.
Но конструктивное решение, взятое само по себе, еще не есть архитектурное решение. Достаточно прочная интересная в техническом отношении конструкция полезного здания может оставаться за пределами архитектуры, если это здание имеет чисто техническое значение и не выразительно в художественном отношении. Архитектурные сооружения создаются с целью удовлетворять социальные потребности, они имеют практически полезный характер. Однако для архитектурного сооружения или комплекса сооружений этого мало – практически полезное должно стать художественной ценностью. Таковы, к примеру, деревянные избы на Руси, Эйфелева башня в Париже, башни Шухова и Останкинская Никитина в Москве – сооружения, техническое и функциональное совершенство которых приобрело идейно-эстетический смысл.
Гоголь характеризовал архитектуру как долговечную летопись мира – она, по словам писателя, продолжает рассказывать о минувших временах даже тогда, когда умолкают тени и предания. И действительно, египетские пирамиды, античная архитектура, готика, Ренессанс, барокко, классицизм, функционализм и конструктивизм в 20 веке – этапы, свидетельствующие не только о ведущих тенденциях развития материальной среды, но и о развитии художественного мышления. Принижение человека и его растворение в обожествленной личности фараона, гармония в жизни свободного человека – гражданина столь характерное для античности, господство религиозной идеологии в средние века, торжество идей гуманизма в эпоху Возрождения, характерная для дворянства эпохи расцвета абсолютизма демонстрация роскоши и богатства, призванных поражать человека, известные черты технократического сознания и, наконец, прямое выражение новой общественной сущности человека – в лучших образцах архитектурного и градостроительного искусства явно прослеживаются во всех этих направлениях.
Природа выражения действительности архитектурой специфична: по архитектурным сооружениям можно судить о характере эпохи, об особенностях ее материального и духовного бытия, о состоянии мира, о месте человека в обществе, о господствующих идеях и настроении времени. Архитектура создает его обобщенный, емкий и целостный образ.
Обобщенный художественный язык архитектуры исторически изменчив. Его развитие обусловлено как изменениями в функциональном предназначении сооружений, развитием строительной техники и появлением новых строительных материалов, так и неотделимыми от них художественными особенностями архитектуры, новыми идейно-эстетическими решениями, которые перед ней возникают в каждую новую эпоху.
Основой архитектурного языка является организация внутреннего пространства и тектоника, то есть пластически разработанные и художественно осмысленные функция и конструкция. В тектонике раскрываются практическое значение здания, характер удовлетворения функциональных потребностей, своеобразие художественного мышления.
Архитектура пользуется такими выразительными средствами, как симметрия, пропорциональность образующих сооружение элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком, связь со средой и пространством. Вместе с тем архитектура широко использует эстетическое воздействие света, цвета, фактуры строительного материала.
В архитектуре, как искусстве, особенно в связи с многозначностью ее природы, весьма существенным оказывается понятие стиля. Именно стилевое решение воплощает основные принципы исторически обусловленной системы художественного мышления, закрепляет в материале художественный замысел, доведенный здесь до максимальной степени обобщения, до символа. В подъемах и спадах архитектурного стиля находит в конечном счете свое выражение общественно-культурный контекст целой эпохи, ее ведущих тенденций. Каждая культурная ситуация как бы запечатлевается в камне, дереве, ритмике света и тени, цвета, пластики и конструкции и т. д. Здесь прослеживаются и «изломы» стилей, намечающиеся отказы от одних и движение к другим стилевым течениям.
Важной и наиболее сложной формой архитектуры является градостроительство – создание архитектурных ансамблей, органично связанных со сложными пространственными решениями. В нашем градостроительстве воплощаются ленинские идеи социалистического расселения, создания целостной системы городов и поселков с планомерным размещением магистралей и площадей, парков и зеленых массивов, жилых домов, промышленных сооружений, общественных зданий и т. д. При этом проводится и комплексная реконструкция старых районов, при которой бережно сохраняются ценные в архитектурном отношении сооружения прошлых эпох, усиливается их эстетическое воздействие путем наиболее целесообразной организации пространства вокруг них.
Архитектурный стиль
Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры.
Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции), формируют архитектурный стиль.
Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.
Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко)[1].
Понятие архитектурного стиля[править | править исходный текст]
Понятие стиля в научное искусствознание было введено в середине XVIII века немецким археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом. Основная масса трудов, посвящённых художественному стилю, была ориентирована на исследование природы самого явления и механизмов стилеобразования в искусстве и архитектуре в философском, культурологическом, семиотическом, системно-синергетическом аспектах. Поэтому в теории архитектуры и искусствоведении наиболее удобным и популярным «описательным средством» для архитектурных форм стало понятие стиля[2].
Общепринятого определения архитектурного стиля не существует. Так, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в 1890—1907 годах, понимал архитектурный стиль двояко: как пространственную (территориальную) и как временнýю характеристику архитектурного языка. В пространственном аспекте выделялись стили: «египетский, древнегреческий с его дорическою,ионическою и коринфскою ветвями, этрусский». В разрезе времени указывались «романский, готический, стиль возрождения, барокко, рококо, империи». Там же отмечался объективный характер стиля как феномена и субъективная роль автора, а также давалась качественная оценка архитектурного языка с точки зрения стиля: «Стиль называется „чистым“, если все элементы в неизменном виде и должном соотношении находятся на своём месте, или „нечистым“, когда в него введены элементы других стилей»[3].
Особенности архитектурного стиля как описательного средства
Региональный характер стиля
Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит. Трудно выделить в истории архитектуры азиатских стран, например, архитектуры Китая, периоды, соответствующие архитектурным стилям Европы. Аналогичная проблема возникает при исследовании русской архитектуры.
Несоответствие национальных доктрин
Архитектурный стиль, приходящийся на период 1762—1840 гг., в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом, тогда как во Франции классицизмом принято считать стиль XVII века, стиль Людовика XIV (Louis XIV).
Неоклассицизмом в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века. Во Франции под неоклассицизмом понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI (Louis XVI).
Стиль, который в российском искусствоведении называется модерном, иностранное искусствоведение именует также: в США — «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани), во Франции — «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века»), в Германии — «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend), в Австрии — «стиль Сецессион» (Secessionsstil), в Англии — «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль»), в Италии — «стиль либерти», в Испании — «модернизмо», в Нидерландах — «Nieuwe Kunst», в Швейцарии — «еловый стиль» (style sapin).
Новейшие стили
В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по идеологии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии. Одно и то же явление, как, например, деконструктивизм, может быть рассмотрено и как стилистическое направление, и как самостоятельный архитектурный стиль.
Архитектурные стили
Наиболее значимые архитектурные стили:
• Доисторическая архитектура
• Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э.
• Романский стиль. X—XII вв.
• Готика. XII—XV вв.
• Возрождение. Нач. XV — нач. XVII в.
• Барокко. Кон. XVI века — кон. XVIII в.
• Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в.
• Классицизм, в том числе палладианство, ампир, неогрек. Сер. XVIII—XIX в.
• Эклектика. 1830-е — 1890-е гг.
• Модерн. 1890-е — 1910-е гг.
• Модернизм. Нач. 1900-х — 1980-е гг.
• Конструктивизм. 1920-е — нач. 1930-х гг.
• Постмодернизм. С сер. XX в.
• Хай-тек. С кон. 1970-х гг.
• Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.
Классификация видов искусства. Архитектура как вид искусства.
Глобальная историко-культурная типология искусства и архитектуры. Глобальная типология искусства и архитектуры. Типология искусства. Под контркультурой понимаются те моральные нормы, которые считаются не с утвержденными в обществе нормам и правилам.Молодежные и неонацистские группировки объединения, и религиозные секты всех направлений, криминальные кланы — не смотря на свою несхожесть по мотивам и целям создания, и ныне они яркими считаются представителями контркультуры. Существование контрукультуры приводит к формированию новых идеалов, появлению новых лидеров и существенному изменению устоев общества. В старого конце 20 — начале 21 веков контркультурные движения получают массовый масштаб из-за довольно неудовлетворенности влиятельного числа людей отрицательными характеристиками настоящей культуры: уничтожением природы, статичности школьного манипулированием образования, сознанием людей с помощью средств массовой информации и т.д.Для элитарной культурны присуще подготовка культурных элементов, предназначенных верхних в целях слоев человечества от фр. — Elite наилучшее, отборное — совсем малую социальную прослойку, в большей степени готовую к духовной деятельности.Сюда относятся изобразительное искусство, классическая и музыка некоторые направления в литературе. Она плохо усваивается недалеким человеком. Перечень любителей культуры этой — это начитанная прослойка общества например, литературоведы. Этот круг расширяется с ростом уровня образования граждан.Светское искусство и музыка салонная — обыкновенные составляющие элитарной культуры. Выражение культуры элитарной — искусство ради искусства.Народная культура состоит из 2 видов — фольклорную например, обычаи, существующиеоставшиеся сегодняшний на день как культурное наследие, пополняющееся городским фольклором и популярную заключенную в границы так называемой попсой культуры.Антонимом высокой культуры является общенародная которая культура, базирована на обычной населения.Народная культура может быть массовой карнавалы, кино, личной легенды, новеллы, поэмы, групповой песнопения, пляски.Синхронная типология культуры предполагает различение типов культуры безотносительно к их хронологическому соотношению. В качестве примера можно назвать культурные ареалы восточной цивилизации: исламский, индо-буддийский и буддо-конфуцианский. Диахронная типология предполагает исследование этапов развития культуры на временном срезе. Примером такой типологии может служить современное понимание культуры первобытной эпохи, которая ведет свою родословную с момента появления самого человека. До-первобытный тип культуры характеризуется господством выдающегося индивида над другими членами социальной группы.
Первобытная культура стала исторически первым типов высокоорганизованных обществ. Она представляла собой такую фазу развития, для которой были свойственны подражательный язык, анимизм, экзогамия и мифологический тип мышления. Военный тип культуры. Военная культура проявляется в двух основных типах деятельности: военной и торговой, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Религиозный тип культуры основан на отказе от непосредственной и активной деятельности. Идеал религиозной культуры — пассивность и неопределенность. Цивилизационный тип культуры характеризуется высоким разнообразием. Научный тип культуры является самым высоко развитым из известных сегодня типов культуры. В этом типе культуры доминирует теория, согласно которой естественнонаучные законы действуют на всех уровнях бытия. Пост-научный тип культуры отличается от научного точно так же, как до-первобытная культура отличается от первобытной. Основными занятиями пост-научного типа культуры станут наука, философия и искусство, однако лидирующая роль будет принадлежать научным исследованию. 1. ТрадиционноеТрадиции здесь по определению являются основой. Информации здесь ровно столько,сколько её необходимо для выживания. В условиях традиционнного искусства функционируют первобытные сообщества и пребывают … племенные культуры Азии,Африки,Австрали,островные культуры2. КаноническоеТрадиция играет здесь не единственную,но единственно верную роль. Информации здесь в наличии всегда гораздо больше,нежели ее в состоянии освоить один человек в продолжении своей жизни. Каноническое искусство многовариантно: начиная от древних цивилизаций вкл. Др. Русь и завершая Высоким и Поздним Средневековьем эпоха Возрождения. Канон — свод правил. Авторство в каноничном искусстве почетно,но всегда вторично,потому то первичное авторство единично и принадлежит не человеку.Произведения искусства создавались не для бытовой повседневности храмы,дворцы3. Динамическое креативноеТрадиция не играет никакой роли. Здесь всегда ощущается острейшая нехватка информации, постоянный поиск которой и придает искусству активный динамический творческий поисковый характер. Динамическое искусство в основном оформилось в Европе к началу Нового времени 17 в и характеризуется становлением индивидуальности и конфессиональной толерантностью.
Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя действительность, неизобразительные же виды искусства воплощают внутренний мир. Неизобразительные искусства по типу выражения и восприятия делятся на музыкальное, танцевальное и литературное, также возможны
..Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя действительность[31], неизобразительные же виды искусства воплощают внутренний мир. Неизобразительные искусства по типу выражения и восприятия делятся на музыкальное, танцевальное и литературное, также возможны смешанные виды. Различным видам искусства присуща жанровая дифференциация.
~ Виды искусств | Статические |
| Динамические |
Изобразительные | живопись, графика (рисунок, эстамп),декоративно-прикладное искусство, скульптура,фотоискусство, граффити, Комикс |
| немое кино |
|
| театр, опера, эстрада, цирк,киноискусство, видеоигра |
|
Неизобразительные (выразительные) | архитектура, литература |
| музыка, хореография,балет, радиоискусство |
По динамике искусства можно разделить на пространственные и временные. По утилитарности искусства делятся на прикладные и изящные(чистые).
Виды и жанры изобразительного искусства
Изобразительное искусство – пространственное, не растянуто во времени. Оно требует двух- или трехмерного пространства. Хотя в наше время благодаря техническим возможностям появился вид искусства, включающий временное пространство (видеоарт). Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов: — многообразие окружающего мира; — мысли и чувства человека. Это способ познания окружающего и себя самого. Для этого художник использует обобщение и воображение. Виды изобразительного искусства: Архитектура; Живопись; Графика; Скульптура; Декоративно-прикладное искусство; Театрально-декорационное искусство; Дизайн
Архитектура – это искусство постройки зданий и сооружений для жизни и деятельности людей. Слово «архитектура» произошло от греческого «Архус» – главный, высший; «Тектонико» — строительство.Требует трехмерного пространства.. Имеет еще и внутреннее пространство – интерьер.
Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок (темпера, масляные краски, акрил, гуашь, …).
Графика – это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные изображения. «Графо» — пишу, рисую, черчу.Рисунки выполняются карандашом, тушью, сепией, сангиной… Печатные изображения – гравюры, литография, ксилография, монотипия. Графика делится на станковую, книжную и прикладную. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь и пастель.Первые произведения графики – наскальные росписи первобытного искусства. В Древней Греции графическое искусство было на высочайшем уровне – вазопись.
Скульптура. Термин произошел от латинского «sculpere» — вырезать, высекать. В отличие от живописи и графики, в скульптуре присутствует объем. Скульптура – это объемное изображение. Материалы: кость, камень, дерево, глина, металл, воск… Скульптура – один из самых древних видов искусства. Первые скульптурные произведения являлись идолами, оберегами, изображали древних богов.Различаются круглая скульптура (осматриваемая с разных сторон) и рельеф (высокий, средний, низкий, контррельеф). Скульптура делится на виды: станковую и монументальную (памятники, монументы) и монутентально-декоративную (архитектурное убранство).
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)
В каждом доме живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника, ювелира или народного умельца, то они становятся произведением декоративно – прикладного искусства. Термин появился в 18 в. от французского слова «декор» — украшение везде. Прикладное означает то, к чему приложено умение, искусство.
Дизайн
Начиная с первобытного периода можно проследить развитие этого вида искусства.
Театрально — декорационное искусство
Этот вид искусства включает в себя создание декорации, бутафории, костюмов, грима. ЖАНРЫ
Термин «жанр» произошел от французского – вид, род. Первые самостоятельные жанры появились в Нидерландах в 16 веке. Исторический; Мифологический, религиозный; Батальный; Портрет; Пейзаж; Натюрморт; Бытовой; Марина; Анималистический; Интерьер;
Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или события.
Мифологический жанр – это произведения искусства, в которых отражены мифологические сюжеты.
Батальный жанр – это произведения искусства, в которых отражены военные эпизоды. Художник, который пишет на батальные темы, называется баталистом.
Портрет – это изображение человека в скульптуре, живописи и графике. Портреты, написанные художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох.
Пейзаж – картина, в которой природа стала её главным содержанием. Термин «пейзаж» (paysage) пришел из французского языка, что в переводе означает «природа». Как самостоятельный жанр пейзаж возник в Голландии. Пейзажная живопись разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, в других тонко передано состояние. Еще есть фантастические пейзажи.
Натюрморт
Термин «натюрморт» произошел от французского слова, буквально означающего «мертвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и так далее). Натюрморты рассказывают нам не только о вещах, но и об их владельцах, об их жизни, быте и привычках.
Бытовой жанр – это картины, на которых отражены эпизоды из повседневной жизни людей.
Марина – это произведения искусства, на которых изображено море. Художник, который пишет море, называется маринистом.
Анималистический жанр – это произведения искусства, на которых изображены животные.
Интерьер
Изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.
Архитектура как вид искусства
Гегелевская архитектура
Архитектурная философская концепция изложена в трудах Гегеля «Эстетика». Положения, выдвигаемые Гегелем относительно архитектуры в качестве вида искусства, представляют собой не просто исторический интерес. С точки зрения архитектуры 19-20 века вклад Гегеля в развитие данного подхода требует очень внимательного отношения.
Гегелевская концепция духа и духовной человеческой культуры больше чем другие философские концепции дает понимание процессов, которые происходят в духовной культуре человечества. Фактически философское наследие Гегеля находится накануне своего Ренессанса. Надо отметить, что концепция искусства освещена очень убедительно здесь. Архитектура — это особый вид искусства.
Гегель говорил, что искусство превращается в особенное искусство тогда, когда содержание его вступает в практическое внешнее бытие. При этом, содержание конкретного искусства есть внутреннее содержание, исходящее из духа. Поэтому архитектура на стадии строительства — еще не искусство. Это совсем не начало, дающее далее поступательное движение до сегодняшних дней. Понятие искусства архитектуры требует показать его возникновение как собственно искусства. Материальная оболочка должна стать проявлением духовного, внутреннего содержания.
Гегель считал, что дом, здание несет основную цель — вместилище человека. Эта первая цель находится вне искусства. Ведь желание человека прыгать и петь, еще не является танцем, поэзией или музыкой. Надо найти начальный момент, не включающий в себя связь человека и здания в качестве среды окружения. Момент, когда не разделяется духовное предназначение и утилитарное назначение.
В этом отражается важный момент гегелевского понимания такого явления как архитектура. Гегель осознает самостоятельность архитектурного произведения — вида искусства. В нем он видит воплощение чувственно воспринимаемого момента духовного, человеческого мира.
Рисунок 1. Пизанская башня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 1
По Гегелю, истоки архитектуры соответствуют символической стадии развития искусства. Он считал, что архитектура реализует принцип символизма искусства, который заключается в способности намекать на заложенный в нее смысл во внешних элементах. Смысл архитектуры надо искать не в разделении, а во внутренней целостности. Если бы человек не искал отображение души во внешнем материале, то все его творения были бы достаточно однообразны.
Согласно рассуждениям Гегеля об архитектуре, можно сделать следующие выводы:
- архитектура по содержанию и по способу изображения носит символический характер;
- архитектура нагромождает формы, не проявляя дух в адекватной форме, а воссоздает символическую форму;
- архитектура объединяет в себе: утилитарное, практическое, духовное назначение.
Архитектура проходит следующие этапы в своем становлении, по мнению Гегеля:
- символический этап, этап самостоятельной архитектуры;
- классический этап, на котором формируется индивидуальное духовное начало и зодчество лишается самостоятельности;
- этап романтической архитектуры.
Понимание архитектурного искусства
Искусство архитектуры в теории понятно и доступно каждому человеку. Но фактически оно далеко не всегда доступно и понятно людям в проявлениях именно как вида искусства. Предположительно, полезность различных сооружений, ставшая предметом оценки архитектурной ценности, параллельно создает стену в постижении образа архитектурных сооружений именно как произведений искусства.
Определение 1
Архитектура — искусство возведения построек, соответствующих определенным целям и отражающих уровень развития производства. Оно характеризуется уровнем сочетания функциональности с эстетической архитектурной формой.
Архитектура триедина, она сочетает три параметра:
- конструкция;
- функция;
- форма.
Такое триединство является основной сложностью в понимании архитектуры как вида искусства, а также его изучении. Как любой вид искусства архитектура обладает собственными целями, выразительными средствами, способами, приемами, спецификой восприятия, своей историей. Поэтому, процесс овладения базовыми знаниями об архитектуре, изучения истории архитектуры должен быть релевантен особенностям данного вида искусств. Задачи изучения архитектуры, совпадающие с задачами получения общих знаний об истории, науке, культуре, должны отражать требование освещения роли архитектуры в историко-культурном процессе мирового масштаба.
Рассмотрение архитектуры в качестве духовной и материальной основы жизнедеятельности человечества будет не полным, если посмотреть на нее с точки зрения профессиональной деятельности, которая включает в себя практическую проектную деятельность, деятельность архитектора-педагога, научные изыскания в архитектуре. Изучение природы, особенностей, закономерностей архитектурного образа является базой для изучения архитектурного произведения. Реальность как строительный материал целостного архитектурного образа, множественность его значений, недосказанность, индивидуальность, обобщение, ассоциативность, метафоричность, парадоксальность, пути их понимания — это есть возможные направления для вхождения в архитектурный мир, который часто называют второй природой.
Архитектура – абсолютно самостоятельное направление в искусстве, при помощи которого архитекторы воплощают свое видение мира, посредством строительных материалов в художественных образах выражают общественные идеи своего времени. Самыми выразительными характеристиками любой цивилизации являются ее сооружения — архитектурные объекты. Они помогают оценить уровень интеллектуального, культурного развития определенного народа, и в целом общества.
Рисунок 2. Архитектура как вид искусства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Оригинальными художественными средствами архитектуры являются:
- композиция;
- тектоника;
- масштаб;
- пропорции;
- ритм;
- пластика объемов и поверхностей;
- фактура и цвет строительных, отделочных материалов;
- синтез искусств.
Презентация: Архитектура как вид искусства, возможности ознакомления дошкольников с архитектурой
Слайд 1
Архитектура как вид искусства, возможности ознакомления дошкольников с архитектурой. Подготовила:Савкина В.Д .Слайд 2
Архитектура – искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.
Слайд 3
Происходит от латинского слова «architectura», которое состоит из двух корней: «архи» — «главный» и «тектон»— «строитель».
Слайд 4
Если мы обратимся к толковому словарю Даля, то в нем значение слова «архитектура» определяется, как «искусство располагать, строить и украшать здания; строительное искусство, зодчество…». И действительно, с незапамятных времен люди старались украсить свое жилище, сделать его не только уютным, но и более запоминающимся, в тоже время непохожим на другие дома. Именно поэтому архитектура — одна из самых древних составляющих всей культуры человеческого общества.
Слайд 5
Для кого-то архитектура — это застывшая музыка, для кого-то — отражение благополучия общества. Но как бы там ни было, архитектура — это, прежде всего, искусство, и, по словам древнегреческого зодчего крупнейший античный теоретик архитектуры Марка Поллиона Витрувия (I в. до н. э.), «зиждется она на трёх китах: прочность, польза и красота».
Слайд 6
На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусств.
Слайд 7
В искусстве архитектуры выделяют три основных вида: 1. Архитектура объемных сооружений, в состав которой входят жилые, общественные и промышленные здания.
Слайд 8
2. Ландшафтная архитектура связана с созданием садово-паркового комплекса.
Слайд 9
3. Градостроительство, занимающейся планированием новых городов, а также реставрацией и обновлением старых районов.
Слайд 10
Архитектурный стиль — совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров).
Слайд 11
Романский стиль
Слайд 12
Архитектура Возрождения
Слайд 13
Барокко
Слайд 14
Рококо
Слайд 15
Классицизм
Слайд 16
Ампир
Слайд 17
Архитектура модерна
Слайд 18
Романтизм
Слайд 19
Ар — деко
Слайд 20
Метаболизм
Слайд 21
Хай-тек
Слайд 22
Возможности ознакомления дошкольников с архитектурой Ознакомление с архитектурой осуществляется посредством организации различных форм работы с детьми: на занятиях по архитектуре, изобразительной деятельности и конструированию, на прогулках и экскурсиях к архитектурным объектам, во время чтения литературы и бесед с детьми о прочитанном, при рассматривании иллюстраций, фотографий, слайдов, в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр. Наиболее успешным с точки зрения методики преподавания можно назвать ознакомление детей с архитектурой на экскурсиях. Именно здесь становится возможным последовательное накопление оптических и моторных впечатлений, эмоциональных переживаний архитектурного произведения. Организация дидактических игр в форме занятий, с помощью которых дети учатся различать по внешнему виду разные по функциональному назначению архитектурные сооружения, также считается целесообразным. При чтении художественной литературы со страниц детских книг дошкольники узнают о домах людей, живущих в разных странах, о выдающихся памятниках архитектуры, о фантастических проектах, сооружений. Значительное место в работе по ознакомлению детей с архитектурой уделяется продуктивным видам деятельности. В рисовании на темы: «Сказочные дома», «Город настроений», «Улицы города» «Храмы города» дети получают возможность отражать впечатления, полученные во время экскурсий и прогулок, учатся создавать изображения сооружений с яркой образной характеристикой.
Слайд 23
Список литературы: 1. Большой энциклопедический словарь. – М.: АСТ, 2008. – 1248 с. 2. Витрувий Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф.А. Петровского. — М.: Едиториал УРСС, 2003. – 320 с. 3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с. 4. Тихомиров П.А. Классификация основных видов изобразительного искусства / П.А. Тихомиров. — Л.: Искусство, 1939. — 39 с 5.http://www.kursburo.ru/component/djcatalog/item/5-kurs-work/92-kurs3 6. http://studio.lifehouse.ru/studio-articles/38-ctili-arxitektury
Архитектурная живопись — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Архитектурная живопись — форма жанровой живописи, в которой основное внимание уделяется архитектуре, как экстерьерам, так и интерьерам. Хотя архитектура присутствовала во многих ранних картинах она в основном использовалась в качестве фона или для придания живописи ритма. В эпоху Возрождения архитектура была использована для подчеркивания перспективы и ощущения глубины, например как у Мазаччо в «Троице» (1420).
Как самостоятельный жанр архитектурная живопись в западном искусстве развивалась начала развиваться в 16 веке во Фландрии и Нидерландах и достигла своего пика в голландской живописи 16 и 17 веков[1][2]. Позже жанр превратился в инструмент для романтической живописи, как, например, ставшие популярными виды руин. Тесно связанные жанры — это архитектурные фантазии и обманка, особенно иллюзионистическая роспись потолков и городские пейзажи.
16—ый век[править | править код]
В 16—м веке началось развитие архитектурной живописи как отдельного жанра в западном искусстве. Основными центрами в этот период были Фландрия и Нидерланды. Первым важным архитектурным художником считается голландец Ганс Вредеман де Врис (1527—1607), который был одновременно архитектором и художником[3]. Среди его учеников, его сыновья Саломон и Пол, а также Хендрик ван Стенвейк I. Благодаря им этот жанр был популяризирован, и его семья и ученики превратили его в один из главных жанров Золотого века голландской живописи.
Фландрия[править | править код]
- Саломон Вредеман де Врис (1556—1604)
- Поль Вредеман де Врис (1567—1617)
- Хендрик Аэртс (между 1565 и 1575 — 1603)
Нидерланды[править | править код]
- Ханс Вредеман де Врис (1527—1607)
- Хендрик ван Стеенвейк I (1550—1603) — один из первых художников кто специализировался на церковных интерьерах
17ый век[править | править код]
Фландрия[править | править код]
- Питер Нифс Старший (1578—1656)
- Хендрик ван Стенвейк II (ок. 1580–1649)
- Lodewijck Neefs (1617—1649)
- Вольфганг де Смет (1617–1685)
- Питер Нифс Младший (1620—1675)
- Эразм Бие (1629—1675)
- Вильгельм Шуберт ван Эренберг (1630 — 1676)
- Якоб Фердинанд Саи (1658 — после 1726)
- Лиевин Крул (1634—1720)
Италия[править | править код]
Нидерланды[править | править код]
Дирк ван Делен, 1645, Семья у могилы Виллема I в Нью—Керк, Делфт , сейчас в РейксмузеумеВ 17 веке архитектурная живопись, вместе с портретной живописью и пейзажами, стала одним из ведущих жанров Золотого века голландской живописи. Известные голландские художники жанра:
18—ый век[править | править код]
- Жак де Ладжу (1687—1761)
Италия[править | править код]
Архитектурные картины и связанные с ними ведуты или городские пейзажи были особенно популярны в Италии в 18 веке. Другим жанром, тесно связанным с собственно архитектурной живописью, были каприччио — фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений.
- Стефано Орланди (1681—1760)
Нидерланды[править | править код]
- Корнелис Пронк (1691—1759)
- Ян Тен Комп (1713—1761)
19—го века[править | править код]
Австрия[править | править код]
Бельгия[править | править код]
- Жюль Виктор Гениссон (1805—1860)
- Жан—Батист Ван Моер (1819—1884)
Дания[править | править код]
Франция[править | править код]
Германия[править | править код]
Италия[править | править код]
Объединенное Королевство[править | править код]
- Самуэль Прут (1783—1852), акварель
- Томас Х. Шепард (1792—1864), акварели
Современное искусство[править | править код]
В Китае архитектурную живопись называли «цзеуа», и в основном ее рассматривали как низший тип живописи. Известные мастера жанра
- Го Чжуншу — художник 10-го века
- Ван Чжэньпэна, был активен около 1300 года. [4]
- ↑ Muller, Sheila D. Architectural painting // Dutch Art: An Encyclopedia (неопр.). — Routledge, 2013. — С. 20. — ISBN 9781135495749.
- ↑ Fredericksen, Burton B. Masterpieces of Painting in the J. Paul Getty Museum: Second Edition (англ.). — Getty Publications, 1988. — P. 21. — ISBN 9780892361373.
- ↑ Waagen, Gustav Friedrich. Handbook of Painting: The German, Flemish, and Dutch Schools (англ.). — John Murray, 1860. — P. 245.
- ↑ Chung, Anita. Drawing Boundaries: Architectural Images in Qing China (англ.). — University of Hawaii Press (англ.)русск., 2004. — ISBN 9780824826635.
Изобразительное искусство — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры[1][2].
Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества. Основными видами являются:
- архитектура — искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений.
- графика — работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок.
- декоративно-прикладное искусство — искусство украшать.
- живопись — работа выполненная в цвете, красками, на плоскости.
- скульптура — работа выполненная в объёме путём высекания, лепки, отливки.
- фотоискусство — искусство создания художественной фотографии — то есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника[3].
До XIX века тремя главными видами считались: архитектура (зодчество), живопись (писать живо), скульптура (высекание). Затем появился ещё один вид искусства — графика (рисунок)[3].
К жанрам изобразительного искусства относятся:
- анималистический — изображение животных.
- батальный — изображение военных действий.
- бытовой — изображение жизни людей.
- исторический — изображение исторических событий.
- натюрморт — изображение предметов: цветов, дичи, утвари.
- пейзаж — изображение природы (морской, деревенский, архитектурный, городской, по временам года)
- портрет — изображение человека.
- сказочно-былинный — изображение сказочных героев[3].
Для изобразительного искусства характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно. Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны, (заставка на экране, гарнитура книжного шрифта), но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве, стабильностью во времени). Способность генерировать объекты — важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное с его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие. Изобразительное искусство либо создаёт самостоятельные объекты, не имеющие утилитарной ценности (скульптура, живопись, графика, фотоискусство), либо эстетически организует объекты утилитарного назначения и информационные массивы (декоративно-прикладное искусство, дизайн). Изобразительное искусство активно влияет на восприятие предметного окружения и виртуальной реальности.
Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) — изобразительные средства — и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком.
Изобразительное искусство предельно исторично и специфично для этнокультурных сообществ (религиозный запрет на фигуративность определил его характер в культурах иудаизма и ислама, возникновение пейзажного жанра обусловлено урбанизацией[источник не указан 3257 дней]и т. д.). Вместе с тем эстетическое качество произведений совершенно не зависит от времени и условий их возникновения и доступно восприятию инокультурного человека, достаточно развитого эстетически.
Произведения изобразительного искусства, наряду с архитектурой и скульптурой, являются единственными сохранившимися до наших дней свидетельствами духовной культуры многих исчезнувших цивилизаций. По современным археологическим данным изобразительное искусство возникает в начале верхнего палеолита (ориньяк) и ассоциировано с появлением человека современного типа. Источниками изобразительных форм были «натуральные макеты» охотничьей добычи, цветные отпечатки рук, «макароны» (сплетения параллельных линий, нанесённые пальцами на стены пещер) и некоторые другие продукты деятельности древнего человека. Практически одновременно возникают монументальная живопись на стенах пещер, первобытные формы графики и скульптура. Развивается анималистический жанр (основной корпус произведений каменного века) и изображения человека (палеолитические «Венеры», позже — сцены охоты).
Изобразительным искусством осваиваются новые отрасли человеческой деятельности. Совершенствование материальной культуры в мезолите и неолите приводит к зарождению декоративно-прикладного искусства в различных видах. Возникновение в историческое время письменности приводит к появлению каллиграфии. В цивилизациях Древнего мира изобразительные искусства присутствуют уже в значительном жанровом разнообразии, приобретают выраженную этнокультурную специфику, подвергаются теоретическому осмыслению. Формируются развитые представления об авторстве. Изобразительные искусства развивались в тесной связи с архитектурой и письменностью, регулировались канонами древности и «большими стилями» Средних веков и Нового времени. Эти периоды ознаменованы распространением тиражной графики, экспоненциальным развитием живописи и скульптуры, возникновением и обособлением новых жанров.
На рубеже XIX—XX вв. появляется фотоискусство, оформляется, в современном представлении, дизайн; в традиционных видах намечаются новые неизобразительные направления. В двадцатом веке изобразительное искусство переживает невиданно интенсивный обмен с динамическими видами искусства. Его методы и технологии экспортируются в киноискусство (мультипликация). В то же время акционизм и родственные ему направления вовлекают в изобразительную сферу развёрнутые во времени процессы.
На протяжении двадцатого века продолжают возникать новые виды и подвиды изобразительного искусства, в том числе — связанные с виртуальной реальностью.
Изобразительные (или визуальные) искусства являются одной из шести категорий на Международных Дельфийских играх (МДС)[4][5], а также одной из номинаций на Молодёжных Дельфийских играх России.