Категория:Архитекторы Италии — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуПодкатегории
В этой категории отображается 18 подкатегорий из имеющихся 18.
Страницы в категории «Архитекторы Италии»
Показано 148 страниц из 148, находящихся в данной категории.
Б
- Барлуцци, Антонио
- Барсанти, Алессандро
- Бартоломео делла Гатта
- Бельтрами, Лука
- Бернардони, Джованни Мария
- Бернини, Джованни Лоренцо
- Бертотти-Скамоцци, Оттавио
- Бибьена, Фердинандо
- Боккадор
- Бон, Бартоломео
- Бонавиа, Сантьяго
- Бонино да Кампионе
- Борромини, Франческо
- Ботта, Марио
- Бразини, Армандо
- Донато Браманте
- Брамантино
- Бренна, Винченцо
- Бреньо, Лоренцо
- Бриано, Джакомо
- Брунеллески, Филиппо
- Бугатти, Карло
- Буонталенти, Бернардо
К
- Календарио, Филиппо
- Канина, Луиджи
- Каноника, Луиджи
- Кармасси, Массимо
- Кастильони, Акилле
- Кастильони, Ливио
- Кастильони, Пьер Джакомо
- Кодуччи, Мауро
- Коломбо, Джой Чезаре
- Корацци, Антонио
- Креспи, Джованни Баттиста
П
- Палладио, Андреа
- Париджи, Джулио
- Паскуалини, Алессандро
- Патриколо, Джузеппе
- Педетти, Маурицио
- Перуцци, Бальдассаре
- Пиано, Ренцо
- Пизано, Андреа
- Пиранези, Джованни Баттиста
- Поджи, Джузеппе
- Поллини, Джино
- Понтелли, Баччо
- Понти, Джо
- Понцио, Фламинио
- Поццо, Андреа
- Промис, Карло
- Пьерлуиджи Пиу
- Пьермарини, Джузеппе
- Пьеротти, Эрмете
- Пьетро да Кортона
- Пьячентини, Марчелло
С
- Сабатини, Франческо
- Саккони, Джузеппе
- Сальвадори, Марио
- Сансовино, Якопо
- Сант-Элиа, Антонио
- Серафини, Луиджи
- Сервандони, Джованни Никколо
- Серлио, Себастьяно
- Синатра, Винченцо
- Скальоне, Антонио
- Скарпа, Карло
- Скарпаньино
- Соттсасс, Этторе
Современная архитектура Рима — Все об Италии — LiveJournal
С чем ассоциируется в первую очередь Рим? Конечно, Колизей, Пантеон, Треви, Форумы…но «не Колизеем единым» решила я и составила себе список римских зданий и мест, которые строились в последние 100 лет.;В действительности большая часть этого списка заслуживает отдельного рассказа (да и список не охватывает все возможные места), а часть с фотоматериала вообще мне не известна (здесь будут также несколько заинтересовавших меня фасадов обыкновенных жилых и офисных домов), поэтому этот пост будет скорее кратким знакомством.
Я как-то раз уже говорила, что, на мой взгляд, лидеры современной архитектуры могут меняться сколько угодно…Япония, Голландия, США и прочие, но всегда будет оставаться Италия, с которой нет смысла соревноваться. Она отдельно, но всегда на острие…Всегда по-своему, но всегда в точку. Безусловно, это мое личное мнение, но пока никто не смог его оспорить. Да и так ли это важно, когда речь идет о настоящем врожденном чувстве прекрасного архитекторов?
Поэтому начну я с одного из своих любимейших архитекторов Ренцо Пьяно (в институте нам его писали всегда как Пиано…но это не уменьшает его заслуг). Есть у меня один большой пост, который я посвятила ему несколько месяцев назад. Тогда же я сказала, что обязана посетить это место — Parco della Musica Auditorium.
К сожалению, на момент моего прихода в нем полным ходом шла подготовка к вечернему концерту, поэтому мне не удалось сделать полную панораму места. Поэтому для начала ограничусь небольшой справкой.
Комплекс построен в 2002 году и состоит из трех разноразмерных объемов, сгруппированных вокруг амфитеатра. Образы зданий навеяны музыкальными инструментами. Для внешней отделки Пьяно выбрал металл, который визуально отсылает к куполам, которыми наполнен Рим. Кстати, по собственным ощущениям…зная, что интерьер отделан вишневым деревом (для лучшей акустики), я долго не могла уложить в голове, что снаружи металл…он выглядит как состарившееся дерево! Но в этом весь Ренцо Пьяно: особое внимание образу материалов.
В действительности образ этого комплекса весьма спорный…и именно поэтому как можно скорее я уделю ему еще некоторое время. А пока двинемся чуть-чуть западнее от него и упремся в Малый дворец спорта (Palazzetto dello Sport) Пьера Луиджи Нерви и Аннибале Вителлоцци (1957 год).
Последний был автором архитектурного проекта, а второй — инженерной части. Но, на мой взгляд, не известно, кто здесь еще был главный, поскольку основная красота здания именно в его элегантной конструктивной части — в тонких армоцементных скорлупах, из которых составлен купол.
К этому зданию я также еще вернусь, а пока двинемся еще чуть дальше на запад и внезапно выйдем на музей MAXXI Захи Хадид (2010). Скажу прямо, я не фанат ее творчества, поскольку, на мой взгляд, большинство ее произведений слишком кричащие, слишком выпячивающие свое достоинство (всегда ли оно достоинство?). Но тут я снимаю перед ней шляпу за то, что она мастерски обуздала свою архитектуру. Ни с одной точки города невозможно увидеть это здание, оно очень мягко вписывается в контекст города, не влияя даже на перспективу улицы, на которой стоит.
И все это спокойствие просто подготавливает к взрыву эмоций, который испытываешь от плавных, текучих линий главного фасада.
Что уж говорить о мастерском решении внутренних пространств?
Современная архитектура в Риме: что
Рим – это не только древние здания и памятники архитектуры. В вечном городе гармонично сочетаются как старинные постройки, так и новые здания, которые вместе создают неповторимый архитектурный ансамбль, который больше не встретить нигде.
Гуляя по соседним к историческому центру районам Рима, можно увидеть и его современные архитектурные постройки. Итальянская столица в XXI веке – это место съемок многих фильмов, ведь в ней сочетаются уникальные лофты и бывшие промышленные постройки.
Музей MAXXI
Это необычный музей посвящен искусству ХХI века. Его строительство началось в 1990 году, когда власти столицы осознали, что Рим – единственная европейская столица, где нет государственного музея современного искусства.
На строительство MAXXI было выделено 150 миллионов евро, а строила его известный архитектор Заха Хадид. Это самое большое сооружение из всех спроектированных ею. Возведение спиралеобразной бетонной постройки площадью почти 30 тыс кв.м. длилось 11 лет. Музей официально открылся в 2010 году и римляне сразу в шутку прозвали его “макарониной” из-за необычной вытянутой формы здания. Комплекс выделяется своим горизонтальным развитием. Он состоит из нескольких корпусов, которые совместно создают единую картину. Восемь различных элементов не просто пересекаются, но и огибают каждую следующую часть здания.
Музей располагается на поистине гигантской площади в 30000 м2. В нем регулярно проходят выставки современного искусства и архитектуры, а также другие мероприятия с участием представителей сферы культуры.
Адрес и как добраться: музей расположен по адресу via Guido Reni, 4a. Чтобы добраться до него на общественном транспорте, нужно доехать до станции метро красной ветки Flaminio, сесть на трамвай номер 2 и выйти на четвертой по счету остановке Apollodoro. Либо прогуляться пешком от станции метро Flaminio или от piazza del Popolo – 25 минут.
Музей MACRO
Похожую функцию выполняет и музей современного искусства MACRO. Это пространство, в рамках которого современные художники могут максимально реализоваться. Создатели музея заявляют, что их цель – это создание «мостов» между центром итальянской столицы и ее окраинами. Современное здание со стеклянными стенами гармонично вписывается в кварталы старого города в римском районе Тестаччо.
В музее регулярно проходят выставки современных художников. Также MACRO – это место, в котором проводятся переговоры с зарубежными коллегами для привлечения новых экспозиций в итальянскую столицу. В MACRO будет интересно даже маленьким посетителям, ведь здесь для них проходят детские выставки, а сотрудники в игровой форме способны рассказать обо всем самом интересном!
В музее есть сразу несколько залов, каждый из которых представляет направление в современном искусстве. Плавный переход из одного в другой позволит более внимательно следить за изменениями стилей и жанров.
Адрес и как добраться: адрес музея via Nizza 138. Добраться можно пешком от станции метро Termini (20 мин спокойным шагом) либо на автобусах 66, 82, 90 от той же станции метро Термини.
Церковь Дио-Падре-Мизерикордозо (Dio Padre Misericordoso)
Следующим шагом к познанию архитектуры «вечного города» станет посещение церкви третьего тысячелетия или Дио-Падре-Мизерикордозо. Такое название она получила в первую очередь благодаря своему необычному внешнему оформлению. Выполнена церковь в виде корабля, у которого подняты паруса. Причем подобный вариант оформления – это не просто стильное архитектурное решение, но и отсылки к христианскому учению, в котором говорится, что Христос должен прибыть на корабле с парусами.
Здание появилось в итальянской столице 15 лет назад и его внешний вид остается неизменно красивым, поскольку при строительстве был использован инновационный материал. В такой церкви интересно побывать даже людям, которые далеки от религии, ведь интересна она в первую очередь своим архитектурным оформлением.
Адрес и как добраться: адрес piazza Largo Terzo Millenio 8, добраться можно от станции метро зеленой ветки Alessandrino на автобусе 313
Римский Аудиториум (Auditorio Parco della Musica)
Знаменитый римский музыкальный парк «Auditorium». Был построен он еще в 2002 году и включает в себя 3 концертных зала. Амфитеатр под открытым небом позволит насладиться произведениями музыкального искусства. В нем помещаются до 3000 посетителей. Побывать в таком амфитеатре интересно не только с точки зрения поклонника музыкальных произведений, но и для оценки современной архитектуры. Здесь также проходят концерты мировых звезд, римский кинофестиваль и знаменитый фестиваль итальянской кухни Taste of Rome.
Современный Рим продолжает радовать посетителей со всех уголков земного шара своими красотами и сочетанием различных архитектурных стилей в рамках одного мегаполиса. Это подтверждение колорита итальянской столицы, где много интересного для себя смогут найти туристы любого пола и возраста. Побывав в представленных зданиях, удастся узнать больше о современной культурной жизни «вечного города», а также открыть много нового в мире современного искусства.
Рим – это не только Колизей и фонтаны, он гораздо более широкий и разнообразный. Проехав вглубь города и окунувшись в его ритм, в этом легко убедиться и понять, какой жизнью живут простые итальянцы, а также современные представители искусства со всей Европы.
Узнайте больше об одном из самыъ древних и контрастных городов на наших экскурсиях по Риму!
интервью с Сергеем Чобаном — La Tua Italia
Сергей Чобан, архитектор, руководитель берлинского офиса архитектурного бюро nps tchoban voss (Германия), руководящий партнер архитектурного бюро SPEECH
Вы много работали в Италии и с итальянцами. Расскажите, пожалуйста, что это страна означает для вас с профессиональной и личной точки зрения?
Я думаю, каждый архитектор любит античную архитектуру или, как минимум, интересуется ею, и в этом смысле пройти мимо Италии просто невозможно. Мое первое знакомство с Италией… Это был Рим, где я оказался в 1992 году.
Рим, Форум / Shutterstock.comИ самое сильное впечатление на меня, пожалуй, произвело свойственное этому городу наслоение эпох и разных архитектурных стилей, материалов и деталей. Потому что все-таки я родился и вырос в Петербурге – городе, сделанном, в основном, из штукатурки. И когда ты в первый раз видишь детали из камня, их теплый цвет, их живую структуру, интересный рельеф, глубину фасадов, игру света на разных поверхностях – это, конечно, производит впечатление. Лично для меня Италия еще очень связана с рисованием: как раз там, в Риме, я снова начал активно рисовать архитектуру.
Вообще меня всегда интересовала и завораживала история формирования архитектурного языка, где процесс изучения Италии и, в частности, руин, всегда играл очень важную роль (достаточно вспомнить пенсионерские поездки французских и русских архитекторов XVIII – XIX веков, да и XX века тоже, в Италию). Материальность этой архитектуры, ее качество с точки зрения проработки деталей действительно вызывают желание рисовать ее – и тогда, в Риме, я убедился в этом на собственном опыте.
До сих пор Вы часто рисуете Италию («Дом под скалой. Амальфи», «Церковь Санта-Мария-делла-Салюте»). Почему итальянская тема остается важной в вашей жизни? Можно ли утверж
О современной итальянской архитектуре | Теория архитектуры
* Статья написана в результате поездки В. А. Веснина на XIII Международный архитектурный конгресс, который проходил в Риме 22—27 сентября 1935 г. На конгрессе присутствовало 600 участников из 35 стран. В составе советской делегации были: К. С. Алабян (руководитель делегации), А. В. Щусев, В. А. Веснин, С. Е. Чернышев, Н. Я. Колли, М. В. Крюков, Д. В. Аркин. Статья взята из кн.: «Архитектурные записки. Рим — Помпеи — Флоренция — Венеция — Виченца — Париж. Из материалов советской делегации на XIII Международном архитектурном конгрессе», М., 1937, стр. 141—154.
Италия — страна туризма, сокровищница великого искусства прошлого, куда стекались со всего мира художники, архитекторы, искусствоведы, чтобы увидеть произведения человеческого гения, в таком изобилии собранные на территории этой страны.
Каждый город, будь он самый небольшой, носит оттенок индивидуальности, одному ему присущие черты, отражает на себе характерные особенности определенной школы, сложившейся на протяжении веков, сохраняющей все традиции итальянского искусства, и в то же время отличается чисто местным колоритом. […]
Прошло лишь два десятилетия с начала мировой войны, со времени вступления Италии в число крупных империалистических держав, но печать капитализма и фашистской власти начинает явно обозначаться на общем облике страны. Теперь при посещении Италии нельзя не заметить ростков «современности»— ростков подчас грубых, дерзких, вносящих дисгармонию, резкий диссонанс в покой застывших образов прошлого.
Если в небольших городках, живущих замкнутой жизнью, это явление еще мало чувствуется, то большие города с развивающейся промышленностью, являющиеся политическими и административными центрами страны, очень ярко демонстрируют изменение своего внешнего облика. Эти города перестраиваются внутри и, расширяясь, захватывают новые территории, застраивая их новыми постройками. Почти все крупные городские центры ведут планировочные работы, создают так называемые в Италии «регулятивные планы».
Капиталистическая система ставит творческую инициативу архитектора в жесткие рамки. Небольшой пример из практики планировки нового Рима будет очень показателен. В северо-восточном районе города запроектирована новая площадь. Планировщик неплохо решил вливание магистралей лучевых улиц, учел перспективные возможности, продумал техническую сторону графика. Не позабыта и декоративная сторона, сквер и монумент, — словом, архитектор-планировщик добросовестно выполнил свою миссию.
Но … на этом его «миссия» заканчивается. Все участки на площади приобретаются частными фирмами и застраиваются ими самостоятельно. Каждый владелец участка приглашает архитектора или, вернее, строительную фирму, и для владельца участка архитектор является только неприятной необходимостью.
В результате площадь оказывается застроенной домами, носящими отпечаток всех стилей и вкусов, начиная модерном и кончая «неоклассицизмом». Рекламные соображения заставляют владельцев стремиться обратить внимание публики именно на свой дом. Каждый старается «перекричать» соседа. Получается такой хаос, такое нагромождение форм, что трудно смотреть, хочется поскорее уйти. Архитектор-планировщик, работающий в интересах общества, создающий красивую площадь, ансамбль, побежден системой, поддерживающей частные интересы в ущерб общим.
Архитектор — в тупике. Он чувствует эту «систему», получает наглядный урок «политграмоты». Итальянская архитектурная молодежь делает выводы: «У вас в СССР — настоящее поле деятельности для архитектора, для подлинного развития архитектуры. У вас нет частной собственности на землю, нет капитализма».
В Италии строят не только частные лица, но также муниципалитеты и государство.
В рабочих районах Рима фашистские муниципалитеты из соображений демагогического характера построили некоторое количество дешевых жилищ. Не буду останавливаться на экспериментах прошлых лет, возьму последние «достижения» — законченный в этом году комплекс. С внешней стороны сооружение производит благоприятное впечатление. Широкий двор, сад, пальмы, цветы, фонтаны, дорожки, усыпанные гравием, окантованы камнем, местами вазы, скульптуры. Выходящие в сад фасады имеют лоджии, балконы, уютно декорированы зеленью. Широкие светлые окна, недурные пропорции фасадов, выполнение работ очень хорошее, цветная штукатурка светлого приятного тона. Полуоткрытые лестницы, хорошо вентилируемые, по-южному открыты, но защищены от ветра и солнца.
Квартиры маленькие, но светлые и удобно распланированные. И все же наряду со всеми этими показными качествами видно, что в постройке отсутствует забота о человеке. В квартирах нет ванн, нет вентиляции, нет отопления. Мягкий климат Италии всем известен, но тем не менее в Риме бывают морозы до 10°; зима коротка, но дождливый период довольно продолжителен, и без искусственного подогревания, подсушки помещения, обойтись нельзя. Как же здесь решается этот вопрос? Очень просто: вместо печей применяются переносные жаровни, горшки с тлеющими углями. Не надо думать, что в Италии вообще обходятся без отопления. Буржуазные квартиры, как новые, так и старые, снабжены отоплением. Архитектору-итальянцу, дающему нам объяснения, становится не по себе. Он краснеет за свою государственную систему. Он знает, что сырые квартиры в Италии — это рассадники туберкулеза, источники простудных заболеваний, ревматизма, это бич для здоровья трудящихся, что забота о гигиене жилища лежит на ответственности архитектора; он попадает в фальшивое положение, вступает в конфликт с совестью; в результате побеждает «система».
Еще маленькая подробность, от которой итальянскому архитектору еще больше становится не по себе. Сколько стоит дешевая квартира? Ответ — 100—150 лир [в месяц]. А каков средний заработок рабочего? Ответ — около 500 лир.
Выходит, значит, что около трети заработка рабочего уходит на оплату «дешевой» квартиры.
Государство в Италии строит некоторые крупные сооружения. Фашистский режим хочет запечатлеть в них «новую эру» — Эти сооружения должны создать стиль, выражающий «эпоху фашизма». Трудно определить, что это за стиль. Идейный руководитель новой итальянской архитектуры — «друг Муссолини», архитектор Пьячентини — еще сам хорошенько не разобрался, чего он хочет и куда ведет: то это «неоклассицизм», то «неоромантизм».
Но общие тенденции этих «измов» и некоторые характерные черты в новой архитектуре Италии уже можно наметить. В ней, несомненно, присутствует «нео» — раз новая эра, то без «нео» нельзя. Несомненно, присутствует и «латинизм» как продолжение «великих идей Римской империи», несомненно, имеет место также и «рационализм» как завоевание века. Не отдавая предпочтения ни одному «изму», Пьячентини и его сподвижники ловко ими оперируют в зависимости от обстоятельств, назначения и значения сооружения.
На мой взгляд, они достигли многого, больше даже, чем хотели,— они отражают в своих работах сущность фашизма, часто невольно разоблачая истинный его смысл.
Театральность, поза, ложный пафос, декламация, характерные для всей практики фашизма, нашли полное выражение в этой архитектуре. Достаточно посмотреть университетский городок в Риме, чтобы все эти свойства ожили. Торжественно-театральная лестница перед зданием Ректората с поставленной перед ним статуей Минервы, полной бутафорской архаизации и в позе и в жесте. Самое расположение многочисленных торжественных надписей на стенах сделано так, что надписи эти невольно читаешь скандируя, в ритме декламации.
Желание фашистского режима создать впечатление силы выражается в архитектуре ложным монументализмом, гипертрофией форм, подчеркиванием тяжести, грузности, а все это роднит эту мощь с понятием бронированного кулака. Форум Муссолини полон этих ассоциаций, несмотря на весьма неплохой общий замысел спортивного учреждения.
Чем крупнее сооружение, тем яснее и четче выражаются в нем эти черты фашистской архитектуры.
Разумеется, нельзя огульно всю архитектуру современной Италии отнести к этой категории показных парадных сооружений фашизма. Есть также неплохие скромные вещи, не претендующие на такую роль. […]
Архитектура фашистской Италии. Империя: lord_k — LiveJournal
На рубеже 20-х и 30-х годов в официальной фашистской риторике произошли некоторые изменения. Республиканские лозунги исчезли раньше — сразу после прихода к власти, антирелигиозная пропаганда полностью прекратилась c подписанием Латеранского пакта (1929), но этим дело не ограничилось. Продолжая декларировать революционные принципы, Муссолини отодвинул в сторону сквадриста — совершенно реального героя революции, городскую шпану из плоти и крови, — и вывел на первый план абстрактную фигуру ликтора (Littorio), носителя фасций. Ликтор символизировал единение гражданина и государства. Его появление не могло не отразиться на искусстве, которое к началу второго десятилетия фашистской эры стало крайне политизированным.
Режим, объявивший себя наследником и продолжателем Римской Империи, по определению не мог довольствоваться рационализмом в качестве единственного стиля. И в то же время он не мог прямо копировать римские сооружения — во-первых, потому, что что одним из лозунгов фашистского движения было: «Нет возврата к прошлому!». Во-вторых, по той простой причине, что таким копированием в Италии занимались несколько веков подряд.
Кстати, можно легко объяснить ожесточенную борьбу архитекторов-модернистов за признание «нового искусства» единственно верным — ведь как раз в архитектуре постмодернизм состоялся раньше, чем появился модернизм! Неоготика и неоклассика, возрождение барокко и мавританский стиль, эклектика и опыты прерафаэлитов — все это постмодернизм в чистом виде. Повторение пройденного в изменившихся условиях.
А теперь покончим с теоретическими рассуждениями, оставив их на долю профессиональных искусствоведов, и посмотрим, что же строилось в новой империи.
Славы древних веков оказалось недостаточно, и Муссолини объявляет конкурс на лучший проект дворца Литторио — вместилища будущих конгрессов фашистской партии, торжественных церемоний, приемов и выставок. Конкурс был проведен дважды. В первый раз (1933) победителем стал архитектор-неоклассик Ди Ренци:
Во-втором конкурсе (1935) победу одержал не менее мрачный и тяжеловеcный проект. А затем от строительства дворца Литторио отказались, решив возвести Дворец Конгрессов в новом выставочном комплексе Е42, ныне EUR.Он и был возведен — правда, строительные работы завершились только в 1954 году.
Собственно, EUR — это и есть апофеоз фашистской архитектуры. Но о нем я уже писал, поэтому предлагаю познакомиться с менее масштабными проектами. Например, с общественными зданиями:
Финансовая служба в Больцано:
Муниципалитет в Палермо:
Дом инвалидов войны в Равенне:
Сарагосские ворота в Болонье:
Неисследованной остается тема новых городов, о которых итальянские историки и критики много лет не вспоминали.
Первый из этих городов — Муссолиния (ныне Арборея) в западной части острова Сардиния, на месте осушенных болот. Город был основан как «деревня Муссолини» в 1928 году, а Муссолинией стал в 1931-м. Его первыми жителями стали переселенцы из провинций Венето и Фриули. Фотографии общественных зданий и церкви выглядят как иллюстрации к статье о модернизме, но я совсем не уверен в том, что их строили рационалисты в 1920-1930-е годы. Не исключено, что все это появилось позже, в 1950-е. Колокольня же, завершенная в 1934-м, имеет подчеркнуто «исторический» вид:
Яркий образчик «стиля Литторио», о котором — чуть ниже.
Ровно через 10 лет после «деревни Муссолини» на Сардинии был основан город Карбония — столица шахтерского юго-запада острова. На церемонии закладки первого камня присутствовал сам дуче.
Строили быстро и основательно. Город пережил закрытие угольных шахт, стал столицей провинции Карбония-Иглесиас и вполне доступен для осмотра:
На Аппенинском полуострове одним из первых новых городов стала Сабаудия в провинции Лацио, основанная в 1932 году и построенная за 253 дня. Это настоящий заповедник рационализма:
Одновременно с Сабаудией был основан — опять же, на осушенных болотах — город Литтория (ныне Латина), ставший столицей провинции Лацио. Его отдали во власть неоклассицистов во главе с лидером «реакционного» лагеря Марчелло Пьячентини, которые возвели здания в отнюдь не древнеримских традициях. Здания в Латине заставляют вспомнить об архитектуре эпохи Возрождения. Кстати, любимым материалом «литторианцев» был не мрамор, а кирпич:
Без монументальной пропаганды дело не обошлось — полюбуйтесь на этот фонтан в Литтории-Латине с фасциями и колосьями:
Первыми жителями Литтории были, как и в Муссолинии, выходцы из Фриули и Венето.
Понятно, что фасции были наиболее распространенным мотивом в оформлении самых разных построек. Как, скажем, в Кьети (также провинция Лацио):
Еще одна новостройка в Лацио — Помеция:
И на юге Италии, в области Басиликата, были построены здания непривычного вида:
Строили и за морями. Об эритрейской Асмаре я писал в предыдущей части, итальянские проекты в Триполи — отдельная тема, но Италии принадлежали и Додеканесские острова. И там, в особенности на острове Родос (вошел в состав Греции только в 1948 году) шло активное строительство. Например:
А еще были детские городки — летние лагеря на несколько сотен ребят и девочек в черных галстуках. Самый известный из подобных лагерей, Colonia Marina Fara, находится в Генуе. Он построен в 1935 году:
Другая, более ранняя «морская колония» — имени 27 октября в Каттолике (Адриатическое побережье). Любители истории транспорта, к вам вопрос: на что похожи эти корпуса? Имейте в виду, что в 1932 году стримлайновых паровозов еще не было.
И еще один лагерь — тоже на Адриатике (обратите внимание на футуристическую башню справа):
Но где же гигантские башни, исполинские пирамиды и титанические арки? А не было их. Кое-что осталось на бумаге, но в целом фашистская архитектура гигантизмом не страдала и была вполне соразмерна человеку. Оттого и воспринимается нормально до сих пор. Причем и неоклассицисты, и рационалисты к концу 1930-х годов нашли общий язык и построили здания, которые не противоречат друг другу, оставаясь очень разными. Или вобрали в себя элементы обоих стилей, как этот дом в центре Милана (1941):
А на память о так и не построенной империи остались вот этот стадион в Риме:
и сюрреалистический «новый город», совсем не похожий на эскиз Сант’ Элиа — EUR:
Ссылки по теме:
отличная работа уважаемой zina_korzina на тему «Мода фашистской Италии»
плакаты и книги Италии 1920-х — 1940-х годов (1, 2, 3, 4)
Милан и великие архитекторы — Сделано в Италии — Куда поехать
Безусловный центр моды и дизайна (moda e del design), место проведения выставки Экспо 2015, Милан (Milano) каждый день меняет свое лицо, чтобы идти в ногу со временем, и главные герои это трансформации – великие имена из мира архитектуры.
Современные здания соседствуют со старинными домами 1800-1900 годов и историческими памятниками, демонстрируя, как в Милане (Milano) могут сосуществовать такие разные архитектурные стили. Это пример градостроительного богатства этого культурного и живого города, отличающегося своей насыщенной социальной и культурной жизнью.
Многие известные архитекторы внесли свой вклад, чтобы столица Ломбардии превратилась в современную и технологичную столицу. Их проекты с сильным визуальным эффектом определенно изменили и небесную линию, и лицо города, притом, что Милан по-прежнему остался городом итальянского искусства (città d’arte italiana).
Можно привести множество примеров того, чтобы дать представление о развитии миланской архитектуры в период с 20 годов до наших дней. За эти годы не раз менялись архитекторы и их видение, менялись проекты, решения и желания заказчиков, менялся архитектурный язык.
Среди самых известных имен миланской архитектуры особое место занимает Гае Ауленти (Gae Aulenti), архитектор и дизайнер, прославившая Италию во всем мире. Ауленти сформировалась в Милане (Milano) 50 годов, когда в моде было направление «нео-либерти». Она дала новую жизнь таким местам, как вокзальная площадь Кадорна (Piazzale Cadorna), пространство Обердан (spazio Oberdan) и Северного вокзала Милана.
Также можно упомянуть Джованни Муцио (Giovanni Muzio), самого яркого представителя художественного движения «Новеченто» («Novecento»). Именно он был архитектором базилики Благовещения (Basilica dell’Annunciazione) в Назарете и именно он создал Дворец Искусства (Palazzo dell’Arte), в котором сегодня располагается Триеннале Милана (Triennale di Milano).
Стефано Боэри (Stefano Boeri), Массимилиано Фуксас (Massimiliano Fuksas) и Ренцо Пиано (Renzo Piano) также известные архитекторы, послы made in Italy, в том числе за рубежом. Они внесли большой вклад в развитие градостроительства в Милане, спроектировали новые здания и целые кварталы, такие как выставочный центр Милана (Fiera di Milano), и перепрофилировали заброшенные промышленные зоны.
Арата Изодзаки (Arata Isozaki), Даниэль Либескинд (Daniel Libeskind), Дэвид Чипперфилд (David Chipperfield) и Рем Колхас (Rem Koolhaas) – лишь некоторые из звезд архитектуры, которые трудились за последние годы в столице Ломбардии, создавая значительные градостроительные проекты: это и административный центр Порта-Нуова (centro direzionale di Porta Nuova), и Ситилайф (Citylife), и новый университет Боккони (Università Bocconi), и зона Ансальдо (Ansaldo) с Музеем культур (Museo delle Culture), и Музей современного искусства фонда Prada (Museo d’arte Contemporanea della Fondazione Prada).
Знаменитые архитекторы Сезар Пелли (Cesar Pelli), Стефано Боэри (Stefano Boeri) и Николас Гримшоу (Nicholas Grimshaw) – главные герои проекта по градостроительному и архитектурному перепрофилированию кварталов Изола (Isola), Варезине (Varesine) и Гарибальди (Garibaldi), более известного как «Проект Порта-Нова» (“Progetto Porta Nuova”). Большое значение приобрел целый ряд экологичных зданий из стекла и стали, среди которых выделяется башня Юникредит (Torre Unicredit): этот небоскреб высотой 231 метров является самым высоким в Милане и Италии, и занимает двадцатое место по высоте в Европе.
Отличается великолепием и новое здание правительства области Ломбардия Regione Lombardia, созданное, среди прочих, Юй Мин Пэй, одним из последних великих мастеров модернистской архитектуры.
Два архитектора студии Grafton Architects, Ивонн Фаррелл (Yvonne Farrell) и Шелли МакНамара (Shelley McNamara) являются авторами проекта нового здания университета Боккони (Università Bocconi) – прекрасной конструкции с плавающими линиями и гениальным распределением естественного счета. В 2008 году этот проект был отмечен премией Лучшее здание года в мире (World Building of the Year Award). Так же для Боккони, но на этот раз для студенческого городка, работал другой уважаемый архитектор, Кадзуё Сэдзима (Kazuyo Sejima). Она стала первой женщиной-директором Архитектурной биеннале в Вереции (Biennale di Architettura di Venezia).