Архитектура деконструктивизм: Деконструктивизм: ломаем традиции – создаём новые формы – Деконструктивизм | Архитектура и Проектирование

Деконструктивизм | Архитектура и Проектирование

Как самостоятельное течение в архитектуре деконструктивизм сформировался в конце 1980-х годов. В теории деконструктивизм выделяет потенцию архитектуры как средства отображения и восприятия, которая вступает в конфликт, переживает кризис и упраздняет саму себя.

При всём разнообразии индивидуальных творческих манер и стилей, приверженцы деконструктивизма базируются на композиционных мотивах конструктивизма, но прибегают к их некоторой деформации («искажению абстракции»), что придаёт их композициям динамизм и остроту.

В качестве источников разные авторы деконструктивизма избирают различные периоды и авторов русского авангарда. Так, например, Рем Колхас (Rem Koolhaas) и 3аха Хадид (Zaha Hadid) в своей работе ориентированы на поздний авангард и особенно на «антигравитационную» архитектуру И. Леонидова. Рем Коолхас включает в композицию своего театра танца в Гааге (1984- 1987 гг.) объём опрокинутого золотого конуса, в котором размещает ресторан, а 3аха Хадид — подвешенный объём с клубными помещениями в конкурсном проекте 

«Пик-клаба» для Гонконга (Peak Club Hongkong, 1983 г.) Других авторов, наоборот, привлекают динамичные архитектурные и живописные композиции раннего авангарда (Н. Ладовского, К. Малевича, В. Кандинского, Л. Поповой) или уравновешенные композиции А. и В. Весниных.

Теоретической платформой деконструктивизма служат положения современного французского философа Жака Дерриды, критикующего метафоричность всех форм современного европейского сознания, заключающегося, по его мнению, в принципе «бытие как присутствие», абсолютизирующем настояшее время. Выход из этой метафизичности Жак Деррида видит в отыскании её исторических истоков путём аналитического расчленения (деконструкции) самых различных текстов гуманитарной культуры для выявления в них опорных понятий и слоев метафор, запечатлевающих следы последующих эпох.

Прогрессивные завоевания в области архитектуры часто используются в чисто фомалистических целях, уводящих от рационалистических решений строительных задач. Термин «деконструктивизм» введёный в оборот Жаком Дерида, использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, когда сознательно создается конфликт между смыслом текста и принятой его интерпретацией. Этот метод распространился и на изобразительное искусство, и на архитектуру, как реакция на западную метафизическую философию.

По определению Жака Дерида, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства. Это не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл, и тем, что он видит.

Хотя основные положения мировоззрения Дерриды опираются на его работу с языком и письмом (науку о письме он называет «граммотологией»), он применяет положения своей теории и к архитектуре деконструктивизма.

В этом отношении интересна его оценка победившего на международном конкурсе проекта генерального плана парка Ла Виллет в Париже (La Villette Park, Paris) архитектор Бернар Тшуми (Bernard Tschumi). В проекте Бернара Тшуми парк насыщен россыпью легких преимущественно одно-, двухэтажных павильонов – «фоли» (follies) – ярко окрашенных металлических сооружений, композиции которых основаны на комбинациях образов и приемов русского авангарда. Деррида пишет, что «follies вносят в общую композицию ощущение сдвига или смещения, вовлекая в этот процесс всё, что до этого момента казалось, давало смысл архитектуре… follies деконструируют прежде всего семантику архитектуры. Они дестабилизируют смысл, смысл смысла. Не приведёт ли это назад к пустыне антиархитектуры, к нулевой отметке архитектурного языка, при которой он теряет сам себя, свою эстетическую ауру, свою основу, свои иерархические принципы?.. Бесспорно нет. Follies … утверждают, поддерживают, обновляют и «переписывают» архитектуру. Возможно они возрождают энергию, которая была заморожена, замурована, похоронена в общей могиле ностальгии».

Наряду с follies принципам деконструктивизма подчинена композиция и ряда крупных сооружений парка ла Виллет. Так, например, в 6- этажном здании «Города музыки» (Рем Колхас — Rem Koolhaas, Casa Da Musica) криволинейное железобетонное покрытие «оторвано» от основного массива здания и «парит» над стеклянным витражом, заполняющим разрыв между массивными наружными стенами и покрытием. Приём фоли повторён немецкими архитекторами Шнайдером и Шумахером в здании «Инфобокс» (Infobox. Berlin,1996 г.) на площадке строительства и реконструкции Потсдамер — платц в Берлине. Этот длинный красный «железный ящик» поднят над землей стальными опорами. По законам деконструктивизма на углу железная стена разрушена и заменена большим светло-голубым витражом. В интерьере наружные стены отделены от перекрытий широким (до одного метра) зазором. В качестве примера немецкого деконструктивизма в архитектуре может служить и решение многоэтажного жилого дома, расположенного в центре Берлина на углу Кох- и Фридрихштрассе, недалеко от разрушенной «Берлинской стены». Этот 8-этажный дом построен по проекту архитектора 

Петера Эйзенмана (Peter Eisenman). Светло-зелёный объём углового дома с характерными для конструктивизма плоской крышей и крупными прямоугольными светопроёмами содержит такие характерные для деконструктивизма элементы композиции, как подрезку угла здания с консолированием двух верхних этажей, введение цвета с наложением на плоскость фасада трёх прямоугольных сеток облицовки — белой, серой и розовой с разными размерами прямоугольных ячеек, что приводит к сбивке масштаба и зрительной деконструкции здания. Той же визуальной деконструкции служит «нематериальная» витражная фактура стен первого этажа по углам дома. По замыслу автора первый этаж должен был перекликаться с Берлинской стеной, для чего был скоординирован с ней по высоте (3,3 м.) и содержал плоские глухие участки наружных стен. Однако эта ассоциация осталась чисто литературной, образно не детерминированной.

Интересно, что при декларативно излагаемой принципиальной разнице творческих программ, композиционные приёмы мастеров деконструктивизма и постмодернизма в проектировании зачастую оказываются общими. Это положение легко подтвердить, сопоставив решение выше описанного дома Эйзенмана с композицией близко расположенного (на углу Кохштрассе и Вильгельмштрассе) 7 — этажного дома, возведённого по проекту одного из ведущих мастеров постмодернизма — Альдо Росси (Aldo Rossi, 1931-1997). Так же как и первый, этот дом занимает ответственное градостроительное положение, замыкая своим угловым объёмом перспективы пересекающихся улиц и поддерживая репрезентативность примыкающей застройки. Композиционно дом расчленён на ряд грубо материальных коричных блоков «нематериальными» 5-этажными витражными вставками. На фасадах кирпичных блоков применена перебивка масштабов проёмов, активно использованы цветовые контрасты (красный кирпич, жёлтые пояса, окрашенные в интенсивный зелёный цвет стальные надоконные перемычки). В компоновке фасада — характерная для деконструктивизма «сбивка масштаба» — ряды обычных светопроёмов перебиваются крупными двухэтажными светопроёмами, объединяющими по четыре окна увеличенных размеров.

Основным композиционным «ударом» служит глубокая и высокая (в 4 этажа) угловая подрезка с опорой верхних этажей на одиночный столб гипертрофированного сечения. Активная композиционная роль столба подчёркнута и его цветом — белый цвет контрастирует с красно-кирпичным фасадом.

Этот приём активной угловой подрезки, применённый Эйзенманом и Росси, не может не вызвать в памяти первоисточник. Впервые он был освоен выдающимся мастером отечественного конструктивизма 

Ильёй Александровичем Голосовым в его здании клуба им. Зуева на Лесной ул. в Москве (1927-1929 гг.).

Деконструктивизм — это вопрос архитекторов самим себе, можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей, или всё же архитектору, разрушив старые принципы, необходимо создать что-то свое. Отрекаясь от старых принципов, необходимо создать новые формы, новое пространство, новые типы зданий, в которых эти мотивы «написаны» заново, утратив свою изначальную гегемонию. А создать, значит сказать «да», а не «нет».

Очень показательный образец деконструктивистского эксперимента в архитектуре — Институт солнца — был построен фирмой Бениш и партнеры в Штутгартском университете. В соответствии с совместным Германско-Саудовским научным проектом в университете предполагалось построить специальное здание для проведения различных исследований по использованию солнечной энергии, проходящих как в помещении, так и на открытом воздухе. В результате на окраине огромного кампуса было построено небольшое здание с весьма важной ролью. Эта особая роль предопределила архитектурный проект этого сооружения, в котором отразились происходящие в нем инновационные исследования.

Два других фактора повлияли на выбор строительных методов и материалов для этого здания — необходимость построить его очень быстро и скромный бюджет. Внешние формы и внутренние помещения этого странного сооружения из стекла и стали в полной мере могут дать представление о том, что такое деконструктивизм в архитектуре: обилие острых углов, нарушенные связи смещенных горизонталей и вертикалей, перекошенные окна, беспорядочный ритм проемов, стоящие под углом опоры, которые ничего не несут, выступающие отовсюду то ли части конструкций, то ли инженерные коммуникации, ощущение полного беспорядка в привычном смысле этого слова. По-видимому, архитекторам всё же удалось создать здание, подходящее для заданной функции, сказав тем самым «да».

Так как эксперименты деконструктивистов не прошли еще испытания временем, трудно говорить о значении или бесполезности их усилий с точки зрения дальнейшего развития архитектуры. Но, скорее всего, пути развития лежат в более позитивных эстетических архитектурных программах.

РЕМ КОЛХАС. Rem Koolhaas 

ЗАХА ХАДИД. Zaha Hadid

ФРЭНК ГЕРИ. Frank Gehry

ГОЛОСОВ ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 14: Деконструктивизм.

    Прежде чем начать рассказ о современных архитектурных стилях — деконструктивизме и хай-теке, пользующихся огромной популярностью во всем мире, поэтому так же, как и конструктивизм, прямыми наследниками которого они являются, в полной мере относящихся к так называемому «интернациональному стилю», расскажу одну историю, по моему мнению, неплохо иллюстрирующую восприятие этих новейших архитектурных стилей.

    Для начала, один вопрос: с какими архитектурными стилями у вас ассоцируется Прага?

    Наверно, как и у меня, с готикой и барокко, рококо и модерном. И я думаю, это правильно. Все, кто впервые едут в Прагу (не только в целях посещения знаменитых чешских «пивниц»), стремятся увидеть именно то, что принесло ей славу одного из самых красивых европейских городов: Староместскую площадь, Карлов мост, Пражский град, Градчаны, Вацлавскую площадь и Винограды, которые являются великолепными архитектурными ансамблями с превосходными образцами архитектурных шедевров, построенных в этих стилях.

    Как-то не так давно мне пришлось ехать в пражском такси в аэропорт из отеля, расположенного в районе Винограды, богатом своими постройками в стиле модерн. Таксист попался разговорчивым, он быстро узнал, что в Праге я уже не в первый раз, но нисколько не поинтересовался, как мне понравились самые главные достопримечательности города, в любви к которому я, не стесняясь, не переставал признаваться. Но вот, когда мы проезжали мимо, с моей точки зрения, не самого главного украшения Праги — «Танцующего дома», он обернувшись назад, указывая на это строение, совершенно не вписывающееся в окружающую архитектуру, заявил: «А вот это наша самая знаменитая достопримечательность!»


«Танцующий дом» в Праге, построенный в 1994 — 1996 гг.
хорватским и канадским архитекторами Владо Милуничем и Фрэнком Гери:


    Я ничего не мог на это ответить. А что, собственно, я мог ему сказать? Что это уродливое сооружение никак не может являться главной достопримечательностью великолепной Праги? Оставшуюся дорогу, к счастью, не слишком долгую, я предпочел вообще молчать.

    Как же получилось так, что во многих городах, которые по праву могут гордиться своей богатейшей средневековой и ренессансной архитектурой, прекрасными зданиями в стиле модерн, достопримечательностями становятся деконструктивистские сооружения, как бы призванные сломать как представление человека о красоте, так и окружающую их городскую среду?
    У меня нет сколько-нибудь внятного ответа на этот вопрос. Если он есть у вас, то я со всем вниманием его прочитаю в комментариях.

    Причем, «Танцующий дом» — это еще не самое худшее, что можно увидеть в архитектуре деконструктивизма.

    Характерными чертами такого стиля как деконструктивизм являются нарочито деструктивные формы, стремление к эпатажу, распадающиеся объемы, откровенный вызов, выраженный в переломанных традиционных архитектурных элементах, и, что более всего для меня неприемлемо, агрессивное вторжение в окружающую архитектурную среду, уродующую то, что является в ней наиболее ценным — стилистическую целостность архитектурного ансамбля.

    Наиболее наглядным примером является то, как американский архитектор-деконструктивист польского происхождения Даниэль Либескинд (1946 г. р.) расширил в 2007 году Королевский музей Онтарио в канадском городе Торонто:

   Возникают совершенно закономерные вопросы: в Торонто вообще есть какие-либо институты гражданского общества, которые могли бы воспрепятствовать этому архитектурному вандализму? Или вся хваленая западная демократия в Канаде сводится только к защите прав сексуальных и иных меньшинств? Или, с точки зрения жителей Торонто, нормальным является уродовать старинное здание, построенное в псевдороманском стиле, явлюющееся к тому же музеем? Если так, то меньшинствами в Торонто следует признать нормальных людей, права которых на благоприятную окружающую среду нарушаются, но это никого особенно не беспокоит.


    Особого внимания заслуживает творчество архитектора, стоявшего у истоков деконструктивизма, Эфраима Оуэна Гольдберга, более известного как Фрэнк Гери (1929 г. р.), уже упомянутого здесь в связи с «Танцующим домом».
    Предлагаю вам полюбоваться на несколько других знаменитых сооружений этого архитектора.
Корпус Массачусетского техноголического университета (2007 г.):

Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003 г.):

«Новая таможня» на набережной Рейна в Дюссельдорфе (1997 г.):

Музей Гуггенхейма в столице испанской Страны басков Бильбао (1997 г.):


    Думаю, если вам нравится подобная архитектура, то вы должны считать вершиной искусства скульптуры и паука, установленного возле этого музея Гуггенхейма.
    Вот он покрупнее, чтобы можно было разглядеть его во всей красе и оценить масштаб:
  Автором этой безобразной скульптуры является американо-французская скульптор-феминистка Луиза Буржуа (1911 — 2010). Кстати, это не единственный её паук. Например, почти такой же установлен около Национальной галереи Канады:

    Эта мерзость называется «Мама»!!! Феминизм во всей своей красе! Даже странно, что Луиза Буржуа не взяла себе какой-нибудь псевдоним.
 
    Впрочем, один из основоположников «интернационального стиля» в американской архитектуре Филип Джонсон (1906 — 2005), автор «Ворот Европы» в Мадриде (1996 г.),

назвал музей Гуггенхайма Фрэнка Гери «величайшим зданием нашего времени».
    Что же, как говорится, «свой свояка видит издалека»…

    Параллельно с деконструктивизмом, который правильнее было бы называть деструктивизмом, в современной архитектуре существует и даже процветает стиль хай-тек.
    На мой, сугубо субъективный взгляд, хай-тек выглядит несколько симпатичнее деконструктивистского стиля, хотя так же как и он, часто грубо нарушает давно сложившуюся архитектурную среду (особенно если здания в стиле хай-тек неожиданно вырастают в пределах исторического центра старинных городов).

    Но о хай-теке речь пойдет в следующей — пятнадцатой части нашего архитектурного ликбеза.

    Так что, продолжение следует…

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

 

Что такое деконструктивизм?

Что такое деконструктивизм?

Парк Tschumi’s de la Villette. Изображение предоставлено архитектурным обзором

Если мы определим «деконструктивизм» (хотя он не является подтвержденным словом в словаре), он буквально переводится на разрушение или разрушение построенной структуры, будь то по структурным причинам или просто по акту восстания. Возможно, именно по этой причине многие неправильно понимают деконструктивистское движение.

Деконструктивизм, по сути, не является новым архитектурным стилем и не является авангардным движением против архитектуры или общества. Он не следует «правилам» или приобретает определенную эстетику, и это не восстание против социальной дилеммы. Это развязывание бесконечных возможностей игры с формами и томами.

Во время Первой мировой войны русские авангардисты, известные как русские конструктивисты, нарушили правила классической архитектуры и композиции и представили серию рисунков, которые в то время не соответствовали «геометрическим нормам». Их критическая точка зрения и экспериментирование с формами нарушали традиционное восприятие архитектуры и открывали глаза людей на бесконечные возможности нарушения правил архитектуры. После войны страна переживала радикальные перемены и революции, и влияние этих революций на архитектуру было неизбежным. Архитектура рассматривалась как высокая форма искусства, влияющая и находящаяся под влиянием общества, а значит, социальная революция = архитектура революции. Геометрия, будь то искусство или архитектура, стала нерегулярной. Владимир Татлин разработал изогнутый памятник, запертый внутри скрученной рамки для Третьего Интернационала в 1919 году. Александр Родченко представил экспериментальный проект для радиостанции, которая изображала всевозможные геометрические эксперименты и нерегулярность. Однако эти радикальные структуры, как и сотни других, никогда не видели свет дня и остались в виде эскизов с интригующим концептуальным подходом, которые еще предстоит изучить.

Параллельно с российским конструктивистским движением «Современное движение» прокладывало себе путь. Возможно, именно время обоих движений заставило людей слепо выбирать Модернизм. Мировая война только что закончилась, и люди отчаянно нуждались в стабильности и утонченности, которую они так пропустили; У русского конструктивизма не было шанса. Украшение было снято, только чтобы оставить людей с чистой, элегантной, но обнаженной функциональностью.

Татлинская башня. Изображение предоставлено пользователем Flickr Энди Робертсом под CC 2.0

Что такое деконструктивизм в отношении русского конструктивизма и модернизма?

Предоставлено Элизабет У Гарбер

Вилла Савойе Ле Корбюзье

Заблуждения, окружающие деконструктивизм, могут быть результатом самой терминологии. Слово переводится как акт сноса или разрушение с

Стиль деконструктивизм в архитектуре

Каким было бы мировое искусство, если бы не философские учения ведущих мыслителей прошлого, настоящего и будущего? Согласно некоторым трактатам, сознание определяет бытие и в этом есть весьма значительная доля истины. Мировосприятие человека формирует все, что его окружает, начиная с чашки утреннего кофе и заканчивая шедеврами живописи, музыки и архитектуры.

признаки деконструктивизма в архитектуре

Величие барочных зданий, таинственность готических храмов, строгость и упорядоченность классицистических шедевров мирового зодчества – все это можно назвать наследием тех или иных философских течений и взглядов на окружающий мир. Не является исключением и деконструктивизм в архитектуре. Люди, далекие от искусствоведения, вряд ли смогут с уверенностью дать определение этому явлению, однако интуитивно могут предполагать его ключевые особенности и уж тем более выделить здание, построенное в лучших его традициях.

Откуда «ноги растут»

Как уже говорилось ранее, деконструктивизм в архитектуре берет свое начало в философии, а именно в учении Жака Деррида – выдающегося французского мыслителя алжирского происхождения. Это его основные тезисы стали подспорьем для определения особенностей данного стиля, отличающегося от всего, что было построено ранее.

Наибольшей популярностью труды Жака Деррида пользовались на территории США, что и объясняет тот факт, что именно американские архитекторы сделали в свое время первый шаг навстречу новому явлению в мировой архитектуре. Несмотря на то что французский философ считал себя последователем Зигмунда Фрейда и Мартина Хайдеггера, его собственные взгляды на мир в существенной мере отличались от точек зрения «учителей» Деррида.

деконструктивизм в архитектуре

Весь окружающий мир мыслитель рассматривал как текст, нуждающийся не в упорядочивании, а в деконструкции – разрозненности, приобретении острых углов и выдающихся деталей. Основная идея его трудов вполне вписывалась и продолжала идеи постмодернизма, властвовавшие на тот момент во всем мире. Вполне естественно, что на такого рода взгляды, бросавшие вызов всему привычному и естественному, моментально откликнулись ведущие деятели искусства.

Не обошлось и без Росси

Как ни странно, деконструктивизм в архитектуре возник во многом благодаря особенностям зданий, активно строившихся на территории СССР в 20-е годы. Абсолютная симметрия, гармония и простота – вот что ценилось в отечественном зодчестве. Одинаковые по своей конструкции дома вырастали в каждом городе, подобно грибам после хорошего проливного дождя.

Как известно, между СССР и США всегда наблюдалось некоторое противостояние: первый полет в космос и высадка на Луну, военная мощь, литература, подконтрольная территория – все это провоцировало стремление к превосходству, которое можно назвать одним из лучших катализаторов прогресса. Вполне естественно, что однообразие советской архитектуры нашло соответствующий отклик в Штатах, что и породило в свое время деконструктивизм в архитектуре.

Хронологические рамки

Конечно, реакция на советские предпочтения в зодчестве не была мгновенной. Для формирования нового течения требовалось не только время, но и соответствующий толчок со стороны философии, которым и стали идеи Жака Деррида. Стиль деконструктивизм в архитектуре зародился в 80-х годах ХХ века. Мировые идеалы и стремление к Абсолюту подверглись сомнению, сменившись тяготением к таинственности, разлому и философии «нарушенного совершенства».

Первые шаги навстречу неизведанному

Первопроходцами и законодателями данного причудливого стиля принято считать Питера Айзенмана и Даниэля Либескинда – американских архитекторов, работавших в конце 80-х годов. В частности, значительной вехой в истории развития и становления данного взгляда на строительство зданий считается победа проекта Айзенмана и Бернара Шуми в конкурсе Парк де ла Вилет.

интерьер в стиле деконструктивизм

Впоследствии деконструктивизм в архитектуре 20 века нашел отражение в изданиях голландского теоретика Рема Колхаса. Именно там отражались основные идеи, свойства и тенденции данного стиля долгие годы.

Набор оборотов

Не менее важным событием для приверженцев дисгармонии стала выставка музея Современного искусства, прошедшая в Нью-Йорке в 1988 году. Именно там были представлены основные работы, принадлежащие к данному стилю. В качестве организаторов данного события выступили Марк Вигли и Филип Джонсон.

Затем, в 1989 году, признаки деконструктивизма в архитектуре подверглись более детальному изучению и рассмотрению во время открытия Векснеровского центра искусств, спроектированного самим Питером Айзенманом.

деконструктивизм в интерьере

Одним из решающих событий в отношении формирования нового стиля стала выставка, прошедшая в Нью-Йорке немногим позже. В ее рамках были представлены лучшие работы таких архитекторов как Хадид Купа, Бернар Шуми, Френк Гери, Рем Колхас и многие другие. Примечательно, что после данного мероприятия многие ведущие архитекторы дистанциировались от идей деконструктивизма, избрав для себя иные пути в творчестве.

Впрочем, популярности этого архитектурного стиля данное событие никак не помешало – до сих пор по всему миру активно строятся здания, в которых угадываются характерные дисгармоничные и причудливые элементы.

Особые приметы

Несмотря на немного загадочное и довольно громоздкое название, характерные черты стиля деконструктивизм в архитектуре и интерьере можно с легкостью определить, даже не будучи искусствоведом.

К примеру, одним из самых ярких и запоминающихся признаков можно назвать особое тяготение к изломанности, асимметричности формы вне зависимости от предмета, будь то скульптура, здание или самый обыкновенный стул. Острые углы и, казалось бы, неуместные изгибы, дерзкие повороты и нагромождение элементов – все это можно назвать квинтэссенцией деконструктивизма. Это всегда своего рода вызов привычной реальности, заигрывание с сознанием созерцающего.

стиль деконструктивизм в архитектуре

Покосившиеся углы, наклонные стены и поставленная вверх ногами крыша вполне допустимы в архитектуре данного стиля. Более того – чем причудливее форма, тем более качественным, более правильным будет проект, как бы странно это ни звучало.

Идеалы и манифесты

Для утверждения того или иного явления в искусстве требуется его материальное представление. Не является исключением и деконструктивизм в архитектуре. Фото Танцующего дома, расположенного в Праге, или Массачусетского института технологии сегодня знакомо, пожалуй, каждому ценителю нестандартного искусства. Характерным примером данного стиля можно назвать и Музей Гуггенхайма, расположенный на территории Бильбао.

Снаружи внутрь

Если строительство зданий требует значительных материальных вложений, то внутреннее оформление квартир и офисов можно назвать более доступным. Деконструктивизм в интерьере современных банков, казначейств и модельных домов – явление сегодня вполне обыденное. В современном мире одним из главных ключей к успеху можно назвать умение поразить, с чем вполне справляются мебель и аксессуары, выполненные с особым вкусом.

Интерьер в стиле деконструктивизм подразумевает наличие причудливой мебели, прозрачных стен или выпуклого пола, совершенно невообразимой формы люстр и столов или, к примеру, нависающих над самой головой громоздких ниш.

деконструктивизм в архитектуре фото

Комнаты, похожие на самые настоящие лабиринты и будто изломанные книжные полки — все это и есть деконструктивизм в интерьере, который пользуется сегодня большой популярностью. Вечное стремление к оригинальности и протест в адрес всего мира – вот как можно охарактеризовать этот стиль. Возможно, со временем человечеству наскучит экспериментировать с цветами, формами и текстурами, однако пока ему дан бесконечный выбор вариантов, среди которых встречаются самые смелые и даже невообразимые.

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ — направление, сложившееся в начале 1980-х годов.

Деконструктивизм вы­сту­пил про­тив ра­цио­на­ли­стических ка­но­нов мо­дер­низ­ма, об­ра­тив­шись к не­ис­поль­зо­ван­ным воз­мож­но­стям кон­ст­рук­ти­виз­ма. Тео­ре­ти­ки Деконструктивизма трак­ту­ют ар­хитектурное твор­че­ст­во как фор­му ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты, раз­дви­гаю­щей гра­ни­цы ар­хи­тек­ту­ры; раз­ра­ба­ты­ва­ют ос­но­вы но­вой по­эти­ки, во мно­гом сход­ной с ме­то­дом де­кон­ст­рук­ции тек­ста, прак­ти­куе­мым в ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ском де­кон­ст­рук­ти­виз­ме. Ар­хи­тек­ту­ра Деконструктивизма рас­смат­ри­ва­ет ма­те­ри­аль­ный объ­ект как текст — связ­ную по­сле­до­ва­тель­ность зна­ков, до­пус­каю­щую воз­мож­ность его ин­тер­пре­та­ции, сво­бод­но­го про­чте­ния. Эта­пы творческого про­цес­са ар­хи­тек­то­ра-де­кон­ст­рук­ти­ви­ста за­фик­си­ро­ва­ны в фор­му­ле американского архитектора С. Тай­гер­ма­на «кон­ст­рук­ция — де­кон­ст­рук­ция — ре­кон­ст­рук­ция»: за мыс­лен­ным рас­сы­па­ни­ем (де­кон­ст­рук­ци­ей) ис­ход­но­го про­то­ти­па (кон­ст­рук­ции) сле­ду­ет его по­сле­дую­щая вос­ста­нав­ли­ваю­щая ин­тер­пре­та­ция (ре­кон­ст­рук­ция), ста­вя­щая сво­ей це­лью со­вме­ще­ние ре­кон­ст­руи­руе­мо­го об­раза с ис­то­ри­че­ски но­вым со­стоя­ни­ем куль­ту­ры. Сю­же­том та­кой де­кон­ст­рук­ции — ре­кон­ст­рук­ции слу­жит главным образом ар­хи­тек­ту­ра аван­гар­да 1920-х годов и мо­дер­низ­ма 1960-х годов.

Дру­гая идея Деконструктивизма, раз­ра­бо­тан­ная его ве­ду­щим те­оре­ти­ком архитектором П. Эй­зен­ма­ном, — не­за­ви­си­мость фор­мы от функ­цио­наль­но­го на­зна­че­ния. Вни­ма­нию к про­бле­мам фор­мы со­от­вет­ст­ву­ет ряд спе­ци­фических приё­мов, в чис­ле ко­то­рых — пе­ре­не­се­ние про­то­ти­па в другой кон­текст, мно­го­слой­ные на­ло­же­ния различных струк­тур, сме­ще­ние смы­сло­вых ак­цен­тов с яд­ра на пе­ри­фе­рию, де­мон­таж, ин­вер­сии, ис­ка­же­ния, сюр­реа­ли­стического ок­ра­ска по­стро­ек, под­чёрк­ну­тое со­еди­не­ние кра­си­во­го и без­образ­но­го, на­ру­ше­ния при­выч­но­го гео­мет­рического по­ряд­ка (взрыв­ча­тые, пла­ме­нею­щие, ос­ко­лоч­ные, за­пу­тан­ные фор­мы) и др.

Од­но из про­грамм­ных про­из­ве­де­ний Деконструктивизма — про­ект па­виль­о­нов пар­ка Ла-Вил­летт в Па­ри­же архитектора Б. Чу­ми (1979-1989 годы), в ко­то­ром вы­де­лен «ли­ней­ный» слой (на ос­но­ве жи­во­пи­си В.В. Кан­дин­ско­го и П. Клее), слой «то­чек» (ха­рак­тер­ная для мо­дер­низ­ма ре­шёт­ка с то­чеч­ны­ми объ­ек­та­ми «фо­ли» в ду­хе фан­та­зий Я.Г. Чер­ни­хо­ва), слой «плос­ко­стей», сим­во­ли­зи­рую­щих «го­род» (пред­став­лен уча­ст­ка­ми не­пра­виль­ной фор­мы с за­мо­ще­ни­ем в се­ро­ва­тых то­нах). Па­виль­о­ны свя­за­ны 3-ки­ло­мет­ро­вой га­ле­ре­ей («ки­не­ма­ти­че­ским про­ме­на­дом»). Раз­ные слои со­сты­ко­ва­ны слу­чай­но, что от­ра­жа­ет идею раз­рыв­но­сти, прин­ци­пи­аль­но­го от­сут­ст­вия цель­но­сти в совре­мен­ном пар­ке. Прин­ци­пы Деконструктивизма раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся так­же в твор­че­ст­ве ар­хи­тек­то­ров Ф. Ге­ри, З. Ха­дид, Р. Кул­ха­са, Д. Ли­бе­скин­да, Д. Аг­рест, ар­хитектурных групп «Ко­оп-Хим­мельб­лау», «Мор­фо­зис», «Ар­ки­тек­то­ни­ка». Кон­со­ли­ди­рую­щим со­бы­ти­ем для на­прав­ле­ния ста­ла вы­став­ка «Ар­хи­тек­ту­ра де­кон­ст­рук­ти­виз­ма» в Му­зее современного искусст­ва в Нью-Йор­ке (1988, ор­га­ни­зо­ва­на Ф. Джон­со­ном и М. Виг­ли).

Иллюстрации:

Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Архитектура деконструктивизма Современные стили в строительстве

Прогрессивные завоевания в области архитектуры, однако, часто используются в чисто формалистических целях, уводящих от рационалистических решений строительных задач. Термин «деконструктивизм» был введен в оборот французским философом Жаком Дерида и использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, когда сознательно создается конфликт между смыслом текста и принятой его интерпретацией. Этот метод распространился и на изобразительное искусство, и на архитектуру, как реакция на западную метафизическую философию.


Музей воздухоплавания, архитектор Франко Гери, Лос-Анджелес
Колумбийский общественный центр, архитектор Питер Эйзенман
Институт солнца, фирма Бениш, 1989, Штутгарт, Германия

Деконструктивизм как направление в архитектуре 20 века появляется в конце 80-х годов. По определению теоретика деконструктивизма Жака Дерида, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства. Это не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл, и тем, что он видит.


Казино остров Нотр-Дам, Канада, Монреаль
Дом для семьи, Франко Гери, Швейцария, Базель
Жилой дом, Кари Куосима, Япония

Деконструктивизм – это вопрос архитекторов самим себе, можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей, или всё же архитектору, разрушив старые принципы, необходимо создать что-то свое. Отрекаясь от старых принципов, необходимо создать новые формы, новое пространство, новые типы зданий, в которых эти мотивы «написаны» заново, утратив свою изначальную гегемонию. А создать, значит сказать «да», а не «нет».


Асуши Китагавара
Эрик Мосс
Ральф Эрскин

Жилые дома, созданные архитекторами в стиле деконструктивизма

Среди основных представителей этого направления стоит упомянуть П. Эйзенмана, Б. Чуми, Д. Либескинда, Х. Фуджии. Очень показательный образец деконструктивистского эксперимента в архитектуре – Институт солнца – был построен фирмой Бениш и партнеры в Штутгартском университете.


Стиль деконструктивизм
Энцо Валькама

В соответствии с совместным Германско-Саудовским научным проектом в университете предполагалось построить специальное здание для проведения различных исследований по использованию солнечной энергии, проходящих как в помещении, так и на открытом воздухе. В результате на окраине огромного кампуса было построено небольшое здание с весьма важной ролью. Эта особая роль предопределила архитектурный проект этого сооружения, в котором отразились происходящие в нем инновационные исследования.

Два других фактора повлияли на выбор строительных методов и материалов для этого здания – необходимость построить его очень быстро и скромный бюджет. Внешние формы и внутренние помещения этого странного сооружения из стекла и стали в полной мере могут дать представление о том, что такое деконструктивизм в архитектуре: обилие острых углов, нарушенные связи смещенных горизонталей и вертикалей, перекошенные окна, беспорядочный ритм проемов, стоящие под углом опоры, которые ничего не несут, выступающие отовсюду то ли части конструкций, то ли инженерные коммуникации, ощущение полного беспорядка в привычном смысле этого слова. По-видимому, архитекторам всё же удалось создать здание, подходящее для заданной функции, сказав тем самым «да».

Так как эксперименты деконструктивистов не прошли еще испытания временем, трудно говорить о значении или бесполезности их усилий с точки зрения дальнейшего развития архитектуры. Но скорее всего, пути развития лежат в более позитивных эстетических архитектурных программах.

Деконструктивизм (архитектура) — это… Что такое Деконструктивизм (архитектура)?


Деконструктивизм (архитектура)

Деконструктивизм (архитектура)

Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто (арх. Д. Либескинд). Центр обработки данных MIT

Деконструктивизм — направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Другим источником вдохновения деконструктивистов является советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные формы, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. (работы Питера Айзенмана и Даниэля Либескинда). Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. Дальнейшее развитие они получили в периодических изданиях Рема Колхаса. Манифестами деконструктивизма считаются пожарная часть «Витра» Захи Хадид (1993) и музей Гуггенхейма в Бильбао Фрэнка Гери (1997).

Ссылки

Современная архитектура

 

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Арти
  • Попов, Иван Васильевич

Смотреть что такое «Деконструктивизм (архитектура)» в других словарях:

  • Деконструктивизм — Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто (арх. Д. Либескинд) …   Википедия

  • Архитектура — У этого термина существуют и другие значения, см. Архитектура (значения) …   Википедия

  • Архитектура Санкт-Петербурга — Архитектура Санкт Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт Петербург стал первым… …   Википедия

  • Архитектура Барнаула — Барнаул с самого своего основания в 1730 х годах застраивался по единому «регулярному» плану: параллельно перпендикулярное расположение улиц дало повод назвать их линиями, как в Санкт Петербурге. Профессиональные архитекторы… …   Википедия

  • Сталинская архитектура — …   Википедия

  • Органическая архитектура — «Дом над водопадом» (арх. Ф. Л. Райт, 1935). Органическая архитектура  течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе …   Википедия

  • Метаболизм (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Метаболизм (значения). Метаболизм (фр. métabolisme от греч. μεταβολή «превращение, изменение»)  течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее… …   Википедия

  • Структурализм (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Структурализм (значения). Сиднейский оперный театр. Структурализм название направления в модернист …   Википедия

  • Футуристическая архитектура — Футуристическая архитектура  форма архитектуры появившаяся в начале XX века в Италии. Характеризовалась антиисторизмом, сильным хроматизмом, длинными динамическими линиями, предполагающими скорость, движение, срочность и лиризм.… …   Википедия

  • Экспрессионизм (архитектура) — Экспрессионизм  архитектура Первой мировой войны и 1920 х годов в Германии («кирпичный экспрессионизм»), Нидерландах (амстердамская школа) и сопредельных странах, для которой свойственно искажение традиционных архитектурных форм с целью… …   Википедия


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *