Архитектура барокко в испании – Период возрождения в испанской архитектуре: стиль Барокко и Ренесанс

Содержание

Архитектурные стили Испании от античности до современности

Бурная история Испании навсегда запечатлелась в ее архитектуре. Мусульмане и римляне, арабы и вестготы, приходя на эти земли, привносили свою культуру, и Испания стала огромным плавильным котлом, где воедино сплелись и наслоились друг на друга элементы самых разных направлений и стилей. Поэтому трудно выделить какие-то черты испанской архитектуры как таковой – уместнее рассматривать отдельные эпохи и их лицо. Впрочем, несколько слов о зодчестве Испании сказать все же можно: это всегда грандиозно, впечатляюще, самобытно и потрясающе интересно… Неслучайно Испания по количеству памятников культурного наследия пропустила вперед лишь Италию.

Древнеримский стиль

Пожалуй, первый крупный рывок вперед Испания сделала во 2 веке н.э. Римляне, владевшие тогда этими землями, принесли сюда настоящий технологический прогресс, превративший маленькие деревни в города, связанные дорогами. Специалисты считают, что иные строения того времени заслуживают не меньше внимания, чем собственно римские памятники архитектуры.


Сегодня шагнуть в то время проще всего в Таррагоне, которая наиболее полно запечатлела пышность и продуманность римской архитектуры, – арки, купольные своды, строгие колоннады… Яркими примерами древнеримского стиля являются и мосты – настоящее торжество инженерной мысли: акведук в Мериде, Кордубский мост, Алькантрский мост и т.д.

К этой эпохе можно отнести и маяк Башня Геркулеса, а также некоторые комплексы зданий, которые можно увидеть в Мериде, Кордобе, Толедо, Италике.

Стиль мудехар

К сожалению, многие римские памятники после набегов вестготов ушли в небытие. Им на смену пришел своеобразный стиль «мудехар» (от арабского слова «одомашненный»).

В 10-12 веке Испания осваивала это направление, которое сегодня назвали бы эклектикой, поскольку мудехар соединял арабские и европейские черты архитектуры. Соединял довольно грубо, поэтому особым своеобразием он не отличался, но зато постройки было легко возводить, они были достаточно крепкими и удобными.


Впрочем, и в нем была своя прелесть – в частности, активное использование деталей мавританского стиля – резных элементов, арок, ярких изразцов.

Сегодня большая часть памятников этого стиля сохранилась в Сагуне, Толедо и Гранаде.

К стилю мудехар можно отнести и цитадель и Дом Пилата в Севилье.

Романская архитектура

Этот стиль имел широкий охват на всем Пиренейском полуострове и в Италии в 13 веке. Во многом основу ему заложил монашеский орден Клюни, построивший большое количество монастырей для паломников, идущих к мощам святого Иакова. Поэтому романский стиль лишен каких-либо «украшательств» – он прост и лаконичен: толстые стены, арки, никакого избыточного декора.



Сегодня в Испании более полутысячи храмов, относящихся к этому периоду. Наглядными примерами романской архитектуры могут служить монастырь Сан-Хуан, базилика Исидоро в Леоне, соборы Саламанки, Саморы, Пласенсии.

Определенное влияние на романский стиль оказали французское и арабское зодчество. Иногда она сочетались в облике одного здания – как, например, в церкви Санта-Доминго в провинции Сория.

Готическое направление

14 век стал временем подъема национального самосознания в Испании. Население отвергало все арабское и при этом огромные силы тратило на становление собственного языка, искусства, архитектуры. Арабские мотивы еще сохраняются – это тяжелые конструкции, объемные узоры, колокольни, напоминающие минареты. Но вместе с тем испанская архитектура обретает свое лицо.



Познакомиться с готической архитектурой можно, посетив церкви в Толедо, Бургосе и Жироне, храм Санта Мария дель Мар в Барселоне, торговую биржу Шелковая в Валенсии, великолепную королевскую капеллу в Гранаде. Если имена архитекторов раннего периода история не сохранила, то мастеров готической архитектуры мы знаем по именам – наибольшей известностью пользовались Гильом Бофиль, Вентура Родригес, Хуан де Колонья, Энрике Эгас.

Ренессанс в Испании

В конце 15 века готика постепенно уступила место эпохе Возрождения. Тонкость и пугающую строгость готического стиля сменили симметричные формы с обилием арок.

Наилучшей иллюстрацией этого стиля можно считать дворец Карла в Гранаде, созданный Педро Мачуки.



Монастырь Эскориал, автором которого был Хуан де Эррера, и построенный Андресом Вандельвирой Хаэнский собор также великолепно воплощают испанский Ренессанс, как и фасад королевского университета Саламанки, над которым работал архитектор Диего де Силоэ.

Стиль барокко

Симметричность и «правильность» Ренессанса к началу 17 века сдала свои позиции – на смену сдержанному Возрождению пришел пышный, богатый на декор, изобилующий деталями стиль барокко, что с итальянского переводится как «причудливость». Во многом появление этого стиля связывают с ослаблением влияния церкви и учением Коперника.



Великолепие барокко отлично передано в соборе Валенсии, кафедральном собор Святого Иакова в городе Сантьяго-де-Компостелла, гранадском монастыре Паулар и других памятниках.

Интересно, что изобильный декор барочной архитектуры никак не отразился на садово-парковом искусстве – напротив, оно стало уходить в сторону подчеркнутой симметрии и простой геометрии.

Стиль чурригереско

В 18 веке в Испании выделился еще один стиль, названный чурригереско, в честь двух братьев архитекторов Чурригера.


Этот стиль на фоне барокко, который в Испании все же не приобрел такой помпезности, как, к примеру, во Франции, выглядел более пышно и декоративно. Хосе Бенито де Чурригера работал преимущественно как скульптор, прославившийся своими храмовыми алтарями (например, для монастыря Сан-Эстебан в Саламанке). Как архитектор он создал проект небольшого городка Нуэво-Бастан в достаточно классическом стиле. Его же брат отличался стремлением к пышности и торжественности, что можно увидеть, например, в облике площади Майор в Саламанке.


Кроме того, в этом стиле работали многие безымянные зодчие, создававшие потрясающей красоты порталы, украшенные растениями, ангелочками, витиеватыми колоннами, – как, например, портал здания Музея истории города в Мадриде.

Колониальная архитектура

Отдельно стоит поговорить об архитектурных стилях, присущих испанским колониям, в частности, в Латинской Америке. В 17-18 веке здесь зародилось любопытное направление, соединяющее излишества барокко с практичностью и грубоватостью построек. Важная черта колониального стиля – применение материала стукко: его использовали для лепнины и в качестве штукатурки. Материал изготавливался на основе мраморной крошки, гипса, клея и мела.

Сегодня увидеть колониальный стиль можно в Лиме (Перу), посетив церковь Святого Франциска.

Также образцы этого направления сохранились в Ла-Пасе и Потоси.

Стиль платереско

Этот стиль трудно ранжировать, он стоит особняком, соединяя в себе мудехар, готику, барокко и еще ряд направлений. Его яркой особенностью является декор – множество деталей, изображающих растения или фантастических животных, а также обилие медальонов и гербов, украшающих фасады. Фасады при этом украшены башенками из нескольких ярусов или колоннами.




Именно к стилю платереско относятся богато украшенные Саламанкский университет, Севильский собор, дворец Инфантадо в Гуадалахаре, университет города Алькала де Енарес. Что касается имен, то наиболее успешно в этом направлении работали Диего де Риольо и Хуан де Гуас.

Современная архитектура Испании

Поскольку Испания всегда была привлекательна своим инвестиционным климатом и снискала славу популярного туристического региона, крупных кризисов испанская архитектура не переживала. Современная архитектура этой страны взяла все лучшее из своего исторического наследия – необычность форм, лаконичность, функциональность.




Доказательством тому могут служить Аудиторио Курсааль в Доностии, Аудиторио Тенерифе, расположенный на Канарах, Музей Гуггенхайма в Бильбао, а также построенный уже в начале 21 века комплекс из четырех небоскребов Torre Cepsa, PwC, Espacio и Cristal.

Фото
celebritycruises.com, m.wikidata.org, bridgesall.ru, selfllery.com, v-ispanii.com, f.otzyv.ru, incomartour.com.ua, locher.ru, minube.co.uk, goodfon.ru, travelingroup.com, travelingroup.com, ispaniainfo.ru, espanarusa.com, media2.trover.com, img.tourister.ru, sergeyurich.livejournal.com, vseville.com, fabrika.travel, planetofhotels.com, 2pos.es, interesnie-fakti.net, turproezdka.ru, pins2pin.com

archidom.ru

Архитектурные сооружения эпохи барокко в Барселоне

Испанское борокко

В испанском барокко, которое изначально не было подвержено внешнему влиянию, зародилось собственное сильное направление — чурригереско. Большинство памятников этого этапа сохранились преимущественно на американских землях Испанской империи. Это в основном миссии, соборы, государственные учреждения.

Барокко вытеснило из Испании классицизм, который был популярен с 16 века. Начиная примерно с 1667 года можно заметить, как переосмысливаются традиционные испанские мотивы под давлением барокко.

Местный барокко уходит своими корнями в стиль эрреры и традиционное строительство из кирпича.

Замечание 1

В отличие от барокко североевропейского, испанские архитектурные произведения призваны воздействовать более на чувства людей, чем на интеллект.

В развитии стиля барокко в Испании выделяют три этапа:

  • с 1680 по 1720 год, когда архитекторы Чурригеры ввели смесь витиеватой «соломоновой» колонны Гварини с композитным ордером;
  • с 1720 по 1760 год, когда типичная колонна чурригереско, эстипите стала главным элементом орнаментального декора;
  • с 1760 по 1780 годы, когда архитекторы обратились к неоклассическому равновесию и умеренности.

В барокко чурригереско присутствуют зрелищные комбинации пространства и света.

Дом Кальвет

Дом Кальвет — знаменитая работа архитектора Гауди. Основной стиль – барокко. Он возвел этот дом по заказу семейства Кальвет. У здания достаточно типичная для большинства домов того времени планировка, что совсем не свойственно архитектуре Гауди. Но, именно за данный дом Гауди получил премию муниципалитета Барселоны за самую лучшую постройку года. Дом Кальвет сооружался, как доходный. Поэтому, подвальный этаж и нижний этаж были предназначены для торговли, а бельэтаж служил жильем для семьи Кальвет, все же остальные помещения сдавались.

В данной работе Гауди полностью избегал любых средневековых элементов. Архитектор сам лично планировал каждую архитектурную деталь, каждый элемент декора. Например, на входных дверях кольца он заменил молотками. Бить ими нужно было по металлическим изображениям клопов. Фамилия семейства Calvet разместилась на внешнем фасаде здания. Справа и слева от центрального входа возвышаются огромные бобины, которые обозначают сферу бизнеса владельца, то есть текстильную промышленность. В отделке часто встречается первая бука фамилии владельца дома С — Calvet. Растительный орнамент в эркере бельэтажа дает понимание о хобби хозяев. Гауди использовал также символы: кипарисы, оливковые деревья, рог изобилия, герб Барселоны.

Церковь Святого Филиппа Нери

Церковь Святого Филиппа была построена В Барселоне в середине 18 века. Для Барселоны она является редким образцом архитектуры в стиле барокко. На площади перед самой церковью расположились и прекрасно дополнили архитектурную композицию фонтан и деревья. Это создает удивительное ощущение уединения в многолюдном месте.

Рисунок 1. Церковь Святого Филиппа Нери. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Фасад церкви очень сильно пострадал во время гражданской войны в конце 30-х годов 20 века. По одной из многочисленных версий после захвата города площадь Святого Нери использовалась франкистами для массовых расстрелов. Поврежден фасад церкви предположительно пулями автоматных очередей. По иной версии фасад весь испещрен шрапнелью. Это тоже трагедия военных лет. По предположениям здесь находилось бомбоубежище, разрушенное в результате бомбардировки в 1938 года 30 января. Жертвами стали более двадцати детей, укрывавшихся в этом бомбоубежище.

Дворец Епископов Барселоны

На Пласа Нова находится Дворец Епископов Барселоны. Он стоит на древнеримском фундаменте. Этот дворец очень резко контрастирует со зданием Коллегии Архитекторов, построенным уже в 20 веке и выполненном Пабло Пикассо в его характерном стиле.

Здание начиналось всего лишь с постройки городской стены, которую возвели римские захватчики. С того времени захватчики ушли, а стена с течением времени была разрушена. Удалось выстоять только одной из сторожевых башен, которая собственно и является фасадом Епископального дворца.

Внутренний двор дворца обладает прекрасной романской галереей, оснащенной оконными проемами огромных размеров, которые спроектировали в тринадцатом веке. Готические мотивы в этом строении начали появляться значительно позже. А в восемнадцатом веке известный архитектор Джозеф Мас закончил оформление дворца, добавив ему множество элементов неоклассицизма и украсив дворец несколькими галереями из дерева. В 1928 году прошла финальная реконструкция, облагородившая фасад с нескольких сторон.

Театр Принсипаль

Театр Принсипаль старейший театр в Испании и во всей Европе. Театр расположен на улице для пешеходов Лас Рамблас. Архитектором сооружения является Молина Франсеск Даниель.

В 16 веке главной больницей Барселоны являлась Санта Крус, которая и дала первоначальное название этому театру. Именно в больнице в 1597 году произошло зарождение светской музыки, когда король Филипп II установил привилегию на организацию музыкальных и театральных представлений. Долгое время театр являлся центром музыкальной культуры Барселоны.

Здание театра изначально было построено в 1603 году и было деревянным, но в 1729 году его расширили и перестроили из камня. В 1787 году в результате серьезного пожара театр Санта Крус сгорел, но в течение года был восстановлен.

Рисунок 2. Театр Принсипаль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В 1708 году в театре поставили оперу. Начиная с 1750 года, по предложению Сетаро устраивались балетные представления, а базовый репертуар театра состоял из произведений итальянских авторов.

Замечание 2

Оперная направленность театра при поддержке королевского двора дали возможность театру получить всеобщее признание, привязанность публики.

Барселонский театр познакомил Испанию и мир с многочисленными музыкальными авторами. В этом театре впервые в Испании публика услышала произведения Глюка, Сальери, Моцарта, Россини, Верди, Беллини.

В 1837 году театр «Санта Крус» переименовали в театр «Принсипаль».

spravochnick.ru

Архитектура Испании,

Испания

В архитектуре Испании стиль барокко появляется с начала XVII века. Суровая простота умершего в 1597 г. Эерреры, создателя Эскориала, сохраняет прежнее влияние.

Высшие достижения испанского барокко связаны с творчеством архитектора Хосе Чурригера и его учеников. Чурригера, помимо архитектурных сооружений, выполнил много работ декоративного порядка, в частности ряд больших, деревянных, резных, позолоченных алтарей.

Главная городская площадь города Саламанка, Пласа-Майор, оформлена (1729-1733) в стиле радикального барокко его крупнейшим представителем —Чурригерой. На площади, окружённой аркадами с изображениями испанских королей и генерала Франко (в годы гражданской войны избравшего своей резиденцией епископский дворец в Саламанке), высится ратуша в стиле чурригереск (чурригереск — испанский стиль в архитектуре эпохи рококо, исторически явился возвратом позднего барокко к эстетике более раннего, пышного, несколько вычурного стиля).

Здание Музея Прадо не только хранит гениальные произведения искусства, но и само является шедевром. Его спроектировал испанский архитектор Хуан де Вильянуэва в 1787 г. по заказу короля Карла III. Изначально планировалось, что на втором этаже новостройки будет размещаться Музей естественной истории, а на первом – Академия наук. Строительство велось на протяжении двадцати лет. По его завершении Мадрид обрел еще одно архитектурное украшение – великолепный образец неоклассицизма, самого модного тогда стиля в Европе.

Сооружение имеет прямоугольное основание длиной 200 м и два фасада, один из которых выходит на аллею Прадо, второй – в парк. Несмотря на разгром, учиненный в 1808 г. французскими войсками, и последующие перестройки, внешний облик музея сохранился в первоначальном варианте. Прадо, в отличие от Эрмитажа и Лувра, не выделяется помпезностью и подчеркнутой роскошью. Он привлекает взор утонченной элегантностью, изящной гармонией белокаменных колонн и розовых стен из кирпича.

Португалия

В полную силу барокко в Португалии стал развиваться лишь в начале XVII века. 1697 год был крайне важным для португальской архитектуры. В этом году в Минас-Жерайс было найдено золото, драгоценные камни, а позже и алмазы. Добыча ресурсов строго контролировалась португальской короной, были введены высокие налоги, пятая часть всего добываемого золота отходила лично королевской семье.

Дворец Мафра является одним из самых роскошных зданий в стиле барокко в Португалии. Этот монументальный дворцово-монастырско-церковный комплекс по размерам больше, чем известный испанский Эскориал, являвшийся испанской королевской резиденцией и символизировавший безграничную королевскую власть испанского монарха. Португальский король назначил архитектором немца Иоганна Фредерика Людвига. Строительство велось с 1717 по 1730 гг. Масштаб дворца таков, что короли предпочитали использовать его залы не столько для повседневного проживания, сколько для церемониальных приёмов. В состав дворцового ансамбля входят базилика, грандиозная королевская библиотека и францисканский монастырь. Длина главного фасада 220 м, здание возможно сфотографировать в полную величину разве что с вертолета. Две башни вмещают более 110 колоколов, созданных в Антверпене, Бельгии, их можно услышать на расстоянии 24 км. Между башнями возвышается базилика, увенчанная куполом.

Латинская Америка (Бразилия)

Огромное влияние на формирование бразильской архитектуры имела португальская. Но, естественно, поскольку Португалия является европейским государством, архитекторы Бразилии немного адаптировали свои строения под потребы тропического климата. Примеры такого стиля можно посмотреть в старинных церквях и монастырях.

 

Но, не только португальский стиль характерен для Бразилии, большую популярность также имеет бразильское барокко, началом которого считается время после открытия золота. Для этого стиля характерны аскетичные фасады, которые зачастую были декорированы стетаитом (именно он использовался вместо европейского мрамора). Город Оуру-Прету, который известен памятниками бразильского барокко и португальского стиля в архитектуре, недавно был взят под охрану государства, объявлен национальным достоянием Бразилии и мировым достоянием по спискам ЮНЕСКО.

 Церковь Сан-Франсиско в Оуру Прету — возведение католической церкви началось в 1766 году. Архитектор Алежадинью не только спроектировал и выстроил, но и украсил ее роскошным фасадом. К тому же выполнил резные работы, внутри и снаружи, из которых наиболее выдающимся трудом является круглый барельеф с изображением святого Франциска. Интерьер церкви богато украшен позолоченным деревом, статуями и картинами. А на деревянном потолке – красивой росписью Мануэла да Кошты Атейды – одной из лучших его работ.

studfile.net

Контрольные вопросы и задания по теме «Влияние итальянского барокко на архитектуру Испании»

1. Как экономическая и политическая обстановка в Испании повлияла на

развитие барочной архитектуры?

2. Какие события предшествовали началу строительства комплекса

Эскориал? Назовите заказчика и авторов архитектурного проекта.

3. Назовите особенности внутренней планировки комплекса.

4. Какие архитектурные сооружения входят в состав комплекса Эскориал?

5. Какие испанские постройки в стиле барокко вы знаете? Назовите их

авторов.

6. Составьте описание типа храма и композиции фасада, наиболее

распространённых в архитектуре Испании XVIIвека.

7. Каковы национальные особенности архитектуры барокко в Испании?

Приведите примеры.

8. Дайте характеристику архитектурного стиля чурригереск. Назовите его

представителей.

9. Где распространилось влияние испанской разновидности барочной

архитектуры?

5. Развитие барокко в Германии и Австрии

В XVIIIв. Германия оставалась раздробленной на множество королевств, герцогств и княжеств. Экономический упадок, отсталый уклад жизни не способствовали развитию страны. Наиболее интересные и значительные памятники архитектуры и изобразительного искусства создавались в трёх немецких государствах – Баварии, Саксонии и Пруссии. В Баварии и Саксонии в первой половинеXVIIIстолетия благодаря тесным художественным контактам с Италией развивался стиль барокко. Здесь работали знаменитые итальянские мастера: в Вюрцбурге – художник-монументалист Джованни Баттиста Тьеполо, а в Дрездене – мастер городского пейзажа Бернардо Беллотто.

С Баварией связано творчество архитектора Бальтазара Неймана (1687-1753). Он автор резиденции архиепископа-курфюрста Франконии (1719-1744) в Вюрцбурге (Рис. 5.1), расписанной Тьеполо. Это огромный дворец с четырьмя внутренними дворами и очень протяженным фасадом – сто шестьдесят семь метров. Нейман оформил фасад крупными ризалитами. Нижний этаж выполнен просто и строго; верхние — украшены скульптурами, в которых, несмотря на обилие деталей, чувствуется гармония и тонкий вкус.

Рис. 5.1

Замечательным памятником барокко является также резиденция курфюрстов Саксонии под названием Цвингер в Дрездене (Рис. 5.2). Это строительство стало делом жизни архитектора Маттеуса Даниеля Пёппельмана (1662-1736). Обширный двор, предназначенный для празднеств, Пёппельман окружил с трёх сторон двухэтажными павильонами, которые соединил одноярусными галереями с застеклёнными арками.

Рис. 5.2

Особенно выразительна галерея, в центре которой возвышается причудливой формы купол «ворот под короной» (Рис. 5.3). Сооружение пышно украшено в стиле барокко (скульптуру для него выполнил австрийский мастер Бальтазар Пермозер). Пышность убранства,

стремление к своеобразной архитектурной игре характерны для большинства построек Австрии в стиле барокко, в том числе и храмовых. Такова церковь Св. Карла Борромея (Рис. 5.4), возведённая Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом (1656 – 1723) в Вене между 1715 и 1737 гг.

Рис. 5.3

Рис. 5.4

Рис. 5.5. И. Б. Фишер фон Эрлах. Траутзон. Садовый дворец. 1710 г.

Городские и загородные особняки в Австрии тоже были выдержаны в стиле итальянских барочных дворцов, но нижние этажи часто строились из гранёных каменных блоков (так называемый бриллиантовый руст), а верхние декорировались выразительными ордерными деталями – пилястрами, колоннами, арками со скульптурой (Рис. 5.5).

studfile.net

2. Архитектура барокко в Италии

Характерные черты архитектуры барокко:

— стремление к величию и пышности;

— усложнённость планов;

— стремление к созданию ансамбля, где пейзаж привлекается в качестве

основного композиционного приёма;

— преобладание пластики над тектоникой: ордер становится менее

функциональным, чем в эпоху Возрождения, на первый план выходит

декоративность;

— чрезвычайная объёмная пластичность, выразительность, эффектное

выделение порталов;

— обилие криволинейных поверхностей;

— богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи,

зеркал и скульптуры.

В развитии стиля барокко выделяют периоды:

Раннее барокко конецXVIи первая третьXVIIвека.

Зрелое барокко с 30-х годовXVIIвека до концаXVIIIвека.

Раннее барокко в Италии

В Италии главным заказчиком архитектурных сооружений стала церковь, прежде всего в связи с необходимостью строительства новых храмов. Здесь прослеживаются три основные причины: во-первых, после Тридентского Собора церковь стала ратовать за возврат к базиликальной схеме, более отвечающей потребностям богослужения и новой идеологии, нежели принятая в эпоху Возрождения центрическая конструкция. Во-вторых, архитектура барокко выполняла пропагандистские функции, объединяя народ с церковью и являясь оружием контрреформации. В-третьих, сама конструкция культового здания должна была организовывать и направлять внимание посетителей.

Первым образцом барокко можно считать церковь Иль-Джезу (купольная базилика), возведенную к 1575 году архитекторами Джакомо Бароцци да Виньола (1507 – 1573) и Джакомо делла Порта (около 1537 – 1602) для монашеского ордена иезуитов.

Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный мощными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей притягивает к себе внимание вошедшего в церковь, как бы намеренно затрудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный прорыв вверх. Всё это напоминает духовный путь человека к общению с Богом – через преодоление страстей и пороков.

Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта. Мастер разделил огромную плоскость стены на два яруса, оформив каждый из них ордером. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями – волютами (итал.voluta– «завиток») и словно перетекает вниз. Это придаёт фасаду сложный, выразительный

облик. Впоследствии такое оформление стало типичным для многих соборов и церквей в стиле барокко (появился даже термин «иезуитский стиль», относящийся к этим постройкам).

Влияние композиции Иль-Джезу испытал Карло Мадерна (1556 – 1629), внёсший огромный вклад в создание церковной архитектуры барокко (напр. его церковь Св. Сусанны в Риме (1596 – 1603) (Рис. 2.1)). Главным делом жизни Мадерны была перестройка собора Святого Петра (1607 – 1617 гг.) (Рис. 2.5). К основному зданию, возведённому ещё в эпоху Возрождения Микеланджело, он прибавил большой притвор, превратив весь собор из центрического в вытянутый базиликальный. Помещение храма получило стремительное движение к подкупольному пространству

Рис. 2.1

Стремление барокко к взаимодействию с пространством отразилось в перепланировке городов. Первым по этому пути пошел Рим. Его перепланировка была осуществлена главным образом в период понтификата Сикста V(1585 – 1590), под руководством архитектора Доменико Фонтана (1543 – 1607). Проект предусматривал строительство прямых магистралей, соединяющих семь основных римских базилик, в том числе находящихся на окраинах города. Преследовались две цели: экономическая – развитие удаленных от центра районов, и символическая – создание единого священного города. Принцип Фонтана имел огромное значение для всего последующего европейского градостроительства.

В эпоху раннего барокко не столько были созданы новые типы дворцов, вилл, церквей, сколько усилен декоративный элемент: интерьер многих ренессансных палаццо превратился в анфиладу пышных покоев, усложнился декор порталов, много внимания барочные мастера стали уделять внутреннему двору, дворцовому саду. В архитектуре вилл развивались те же принципы осевого построения, что и в градостроительстве: центральная подъездная дорога, парадный зал виллы и главная аллея парка по другую сторону фасада проходят по одной оси. Гроты, балюстрады, скульптуры, фонтаны обильно украшают парк. Декоративный эффект ещё больше усиливается расположением всего ансамбля террасами на крутом рельефе местности. Одним из самых замечательных садово-парковых произведений XVIвека явилась вилла д`Эсте (Рис.2.3), начатая в 1549 году неаполитанским архитектором, художником и антикваром Пирро Лигорио, а также вилла Альдобрандини во Фраскати (1598 – 1603 гг.) архитектора Джакомо делла Порта (Рис. 2.2).

Рис. 2.2

Рис. 2.3

studfile.net

Испанское барокко — стиль, направление, искусство, черты, особенности, история, представители, вики — WikiWhat

При­мером барочного стиля в архитектуре может служить Эскориал, но­вая резиденция испанского короля, построенная в 1553-1586 гг. близ Мадрида и ставшая самым значительным памятником эпохи Филиппа II. В его правление начался расцвет самобытного испан­ского искусства. Великая держава нуждалась в великом искусстве, и испанский король, вслед за ренессансными государями Италии, стал покровителем изящных искусств. Вторая половина XVI и пер­вая половина XVII в. стали «золотым веком» испанской культуры.

Наибольших успехов испанское искусство времени барокко добилось в области живописи. Приняв эстафету от ренессансной Италии, Испания стала той страной, в которой европейская живопись сде­лала следующий большой шаг в своём развитии. Основоположниками национальной испанской школы стали художники Х. Рибейра и Ф. Сурбаран, писавшие в основном на религиозные и мифологи­ческие сюжеты. Но больше всего прославил Испанию её величай­ший художник, придворный живописец Филиппа IV Д. Веласкес. Среди его шедевров — портреты короля, членов его семьи и при­ближённых; знаменитое полотно «Взятие Бреды», посвящённое од­ному из эпизодов войны с Нидерландами.

Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, характеризуя расцвет живописи в Испании периода барокко, писал: «И Сурбаран, и Веласкес, и Рибейра — три пика, ко­торые составляют истинную славу этого периода».

Представители испанского барокко

Наиболее известными представителями испанского барокко считаются Рубенс и ван Дейк. Заслуженную из­вестность приобрели также фламандские художники Ф. Снейдерс, выдающийся мастер натюрморта, и Я. Иорданс, один из основопо­ложников жанровой живописи.

Питер Пауль Рубенс

Крупнейшим представителем испанского барокко является П. П. Рубенс, который считается самым значительным художником эпохи барокко. Он соз­дал крупнейшую художественную мастерскую в Европе, получал заказы из многих стран, в том числе от коронованных особ. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Антонис ван Дейк

Наибо­лее известным учеником Рубенса был замечательный портретист А. ван Дейк, который довёл до совершенства жанр роскошного па­радного портрета в стиле барокко. В Англии им были написаны портреты первых Стюартов, их родственников и приближённых. Творчество ван Дейка способствовало формированию национальной традиции портретной живописи, ставшей основным жанром английского изобразительного искусства XVII в.

Картинки (фото, рисунки)

  • Эскориал. Современный вид
  • Д. Веласкес. Взятие Бреды
  • П. П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брандт
На этой странице материал по темам:
  • Испанское барокко надгробные памятники

  • Интерьер эпохи барокко в испании

  • Искусство испании. особенности. история.

  • ,fhjrrj d bcgfybb

  • Барокко в 16 веке в италии и испании

Вопросы к этой статье:
  • Какие работы П. П. Рубенса и А. ван Дейка вам известны? В ка­ком стиле творили эти мастера?

wikiwhat.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *