Архитектура барокко мхк: Презентация по МХК на тему «Архитектура барокко» 11 класс – Эпоха барокко. Как познакомить учеников с архитектурными стилями?

Конспект урока по МХК «Барокко в архитектуре»

Урок 3 11 класс Барокко в архитектуре

Предшественник барокко
Великий Микеланджело мощью и экспрессией своего индивидуального стиля в один миг разрушил все привычные представления о прежних «правилах» рисунка и композиции. Написанные им на потолке Сикстинской капеллы могучие фигуры зрительно «разрушили» отведенное для них изобразительное пространство; они не соответствовали ни сценарию, ни пространству самой архитектуры. Здесь все было антиклассично. Дж. Вазари, знаменитый летописец Возрождения, пораженный, как и другие, назвал этот стиль «причудливым, из ряда вон выходящим и новым».
Другие произведения Микеланджело: архитектурный ансамбль Капитолия в Риме, интерьер Капеллы Медичи и вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции, — демонстрировали классицистические формы, но все в них было охвачено необычайным напряжением и волнением

.
Барокко – первый стиль архитектуры, в котором воплощено представление о сложности мира, о сущности жизни в движении и борьбе случайных и стихийных сил. Барокко приводит искусство к иррациональности, к мистике, воздействует на воображение изображением могущественных сил природы, гигантскими композициями, глубиной пространства, контрастом малого и грандиозного. Художник барокко предпочитает изображать сцены мучений, экстазов, панегирики, подвиги и триумфы.
Центром барокко становится Рим, католическая реакция на Реформацию приводит к поиску новых средств воздействия на верующих. Храмы барокко грандиозны, сложны, искусство монументально и приподнято. Скульптура и архитектура вновь вступают в сложные отношения синтеза. Красочные росписи украшают плафоны, купола, стены. Создается иллюзия необъятного пространства. Природа включается в архитектурный ансамбль. Объединяются площади и улицы при помощи колоннад, террас, скульптуры и каскадов. Планировка площадей и городов рассчитана на массы народа.

В архитектурных формах барокко предпочтение отдается криволинейным очертаниям, усиливается пластическая и живописная трактовка архитектуры. Прямые линии заменяются криволинейными, изогнутыми, скругленными, извивающимися. Волнообразный фасад, декоративная скульптура, глубокие ниши, беспокойный ритм окон – все это черты барокко. Большое место занимают дворцы, нарядные, пышные, окруженные флигелями-крыльями. Виллы располагаются на террасах, бегущих вниз, окруженных садами. Храмы барокко грандиозны, напоминают дворцы.
Черты барокко (в тетрадь)
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация (чрезмерное выражение чувств). В произведениях барокко стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли).
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Растрелли в России)
 характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространилось также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго де Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.

Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Также и в Англии, здесь к этому стилю относят работы архитектора Иниго Джонса и др. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.
В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.
В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петродворец (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).

Архитектура барокко — Сайт учителя МХК Романовой Ольги Владимировны» Сердце, воображение и разум «

 Стиль барокко доминировал в искусстве христианского мира в 16-18 веках. Расцвет этого стиля ассоциируется с  интенсивным формированием национальных государств, укреплением абсолютизма. В отличие от предшествующего Ренессанса, барокко характеризуется не уравновешенностью и гармонией, а  смелыми, порой драматическими эффектами композиции, цвета, мелодии, ритма, виртуозными и пышными формами и образами.  Яркие выразительные элементы барокко, в том числе криволинейные волюты, башни с куполами, обрамляющими главный фасад, иногда  — вогнутые или выпуклые стены присутствуют в архитектуре многих памятников этого стиля. Наиболее отчетливо прослеживается связь барокко с католицизмом – этот стиль получил наибольшее развитие именно в сфере господства католической церкви.

Базилика дель Санта Кроче, Лечче,Италия. Базилика дель Санта Кроче, Лечче,Италия.

  Родиной и идейным вдохновителем барокко считается Италия, где произведения искусства этого стиля наиболее ярки и показательны.  Живописные работы Караваджо, скульптуры Бернини демонстрируют характерные для барокко пышность и динамизм.

      Один из первых выдающихся памятников барокко в Италии  — церковь Иль Джезу, выстроенная архитекторами Д.Виньолой и Д. делла Порта к 1575 г. Представляет собой крестообразное в плане сооружение – каноническое решение христианского храма. Главный фасад решен в виде композиции разных ордеров. Волнообразные элементы, связующие два яруса фасада (волюты),  создают хрестоматийный силуэт церкви этого стиля.

Церковь Иль-Джезу в Риме. Арх. Д.Виньола и Д. делла Порта, 1575г. Церковь Иль-Джезу в Риме. Арх. Д.Виньола и Д. делла Порта, 1575г.

  Широкую известность имеют  работы Ф.Борромини, в чьем творчестве наиболее ярко проявились экспрессивные, динамические и декоративные качества, характеризующие  барокко как стиль.  Небольшая церковь Сан Карло алле  Куатро Фонтана в Риме (1667 г.) – поистине квинтэссенция барокко, представляющая этот стиль наиболее эффектным и выразительным образом.  Новаторский план овальной структуры задает тон композиции.  Очень выразительно представлен  контраст между четкостью ордерной системы колонн и волнообразной, животрепещущей поверхностью стен. Многократно цитированные позднее барочные разорванные фронтоны. Органичная скульптура и умеренный, но чрезвычайно яркий декор завершает композицию.

Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини. План церкви Сан Карло алле Куатро Фонтана.
План церкви Сан Карло алле Куатро Фонтана. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини.

   Архитектура барокко широко пользуется театральными средствами – светом, перспективными эффектами, игрой с масштабом.  Интерьеры Борромини выглядят больше своих истинных размеров, архитекторы барокко могли корректировать реальность и создавать иллюзорные картины.  Практически всегда использовался весь арсенал средств и жанров- архитектура, скульптура, живопись.

Церковь Сан Маттео. Пиза. Расписной плафон создает иллюзию пространства.
Церковь Сан Маттео. Пиза. Расписной плафон создает иллюзию пространства.

  Оптические приемы, меняющие пространство, использовались не только в интерьерах и при создании фасадов зданий. Крупнейшая фигура барокко Л.Бернини, гениально решил площадь  Святого Петра в Риме (1663 г.), создав своей колоннадой искусственную перспективу  и   систему иллюзорной корректировки облика собора Св.Петра, обеспечив наилучшее градостроительное решение главной площади католического мира. Колоннада акцентирует  восприятие собора, визуально увеличивая его, и позволяет отвлечься от здания лишь в центре площади.

Площадь перед собором Св. Петра в Риме.
Площадь перед собором Св. Петра в Риме. Колоннада перед собором св. Петра в Риме. Колоннада перед собором св. Петра в Риме.

Архитектура барокко в Испании, предвосхитившая развитие этого стиля в Новом Свете, наиболее ярко проявилась в творчестве архитекторов братьев Чурригера и сконцентрирована в основном в Саламанке.

Площадь Майор в Саламанке, арх. А.Чурригера, 1755 г. Тактичное обрамление площади зданием с типичным барочным завершением и средиземноморской аркадой первого уровня. Площадь Майор в Саламанке, арх. А.Чурригера, 1755 г. Тактичное обрамление площади зданием с типичным барочным завершением и средиземноморской аркадой первого уровня.

  Массивное, если не тотальное проявление барокко в архитектуре состоялось в латиноамериканской культурной среде.  Бесперспективные испанская и португальская монархии смогли импортировать католицизм на этих территориях, и архитектура храма в стиле барокко оказалась тем идеалом красоты (и веры), которые были приняты латиноамериканским населением, состоявшем в основном из креолов.  Канонические примеры архитектуры барокко встречаются на огромных территориях от Аргентины до Мексики.

Архитектура латиноамериканского барокко. Собор в Таско, Мексика. Типичнейшее барокко, явно перегруженное украшениями и декором. Архитектура латиноамериканского барокко. Собор в Таско, Мексика. Типичнейшее барокко, явно перегруженное украшениями и декором. Собор в Мехико, Мексика. Барочная архитектура собора чересчур тяжеловесна – угловые башни явно гипертрофированы. Собор в Мехико, Мексика. Барочная архитектура собора чересчур тяжеловесна – угловые башни явно гипертрофированы.

Барокко в русском искусстве,  сформировавшееся позднее, чем в западной Европе, имело свои отличия, среди которых нужно выделить взаимодействие этого стиля с другими, прежде всего с классицизмом. Крупнейшим полигоном развития этого стиля стал, естественно, Санкт-Петербург.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Парадная лестница в Зимнем дворце. Парадная лестница в Зимнем дворце.

Классику русского архитектурного барокко В.Растрелли принадлежит авторство многих сооружений — как барокко, так и классицизма. Потрясающие работы Растрелли, например сооружения Петергофа, Зимнего Дворца, Андреевской церкви в Киеве имеют признаки обоих стилей.

В. Растрелли. Андреевская церковь в Киеве. Исключительно удачное и эффектное градостроительное решение – церковь венчает холм и просматривается издалека. Стремительный силуэт и в меру живописный фасад свидетельствуют о высочайшем мастерстве зодчего. В. Растрелли. Андреевская церковь в Киеве. Исключительно удачное и эффектное градостроительное решение – церковь венчает холм и просматривается издалека. Стремительный силуэт и в меру живописный фасад свидетельствуют о высочайшем мастерстве зодчего.

Прекрасный образцом русского барокко остается колокольня Троице-Сергиевой Лавры (1770 г.), сооруженная по проекту Д.Ухтомского.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры Колокольня Троице-Сергиевой Лавры Екатерининский дворец в Царском селе. Екатерининский дворец в Царском селе. Павильон Эрмитаж в Царском селе. Павильон Эрмитаж в Царском селе.

Барокко выразительно и органично связано со скульптурой. Классическая скульптура Л.Бернини — «Экстаз святой Терезы» — в авторском интерьере часовни римской церкви  Санта Мария делла Витториа настолько экспрессивно олицетворяет божественное озарение Святой Терезы, что эта композиция до сих пор считается непревзойденным образцом эротики. Пышность и театральная экспрессия барочной скульптуры отлично дополняет такие же качества архитектуры этого стиля.

Фрагмент интерьера церкви Санта Мария делла Витториа со скульптурой Л.Бернини «Экстаз святой Терезы. Пышность и театральность места действия в ансамбле с динамикой и экспрессией скульптуры. Фрагмент интерьера церкви Санта Мария делла Витториа со скульптурой Л.Бернини «Экстаз святой Терезы. Пышность и театральность места действия в ансамбле с динамикой и экспрессией скульптуры. «Экстаз святой Терезы». Работа Л.Бернини. «Экстаз святой Терезы». Работа Л.Бернини.

  Архитектура барокко, характеризуемая театральным восприятием сооружений и динамикой построения объемов и пространств, находит свое место в стилизациях и новых композициях архитектуры современности.

Презентация на тему: «Барокко в архитектуре».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Барокко В архитектуре Описание слайда:

Барокко В архитектуре

2 слайд Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америке, о Описание слайда:

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америке, охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре и архитектуре. Стиль в архитектуре

3 слайд Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». Сти Описание слайда:

Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью форм. Черты барокко

4 слайд Искусству барокко свойственны приподнятость образов, их напряженность, динами Описание слайда:

Искусству барокко свойственны приподнятость образов, их напряженность, динамичность, контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле. Черты барокко

5 слайд Краткая характеристика архитектурного стиля барокко Характерные черты: Очень Описание слайда:

Краткая характеристика архитектурного стиля барокко Характерные черты: Очень много лепнины. Обилие декоративных барельефов. Золочение архитектурного декора.

6 слайд Краткая характеристика архитектурного стиля барокко Преобладающие цвета: при Описание слайда:

Краткая характеристика архитектурного стиля барокко Преобладающие цвета: приглушенные пастельные цвета фасада; красный, розовый, белый, голубой — в интерьере.

7 слайд Краткая характеристика архитектурного стиля барокко Элементы интерьера: масс Описание слайда:

Краткая характеристика архитектурного стиля барокко Элементы интерьера: массивные парадные лестницы; колонны, барельефы, богато украшенные лепниной наличники на окна и двери, резной орнамент.

8 слайд Краткая характеристика архитектурного стиля барокко Линии: выпукло-вогнутый Описание слайда:

Краткая характеристика архитектурного стиля барокко Линии: выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

9 слайд Краткая характеристика архитектурного стиля барокко Форма: сводчатая, куполо Описание слайда:

Краткая характеристика архитектурного стиля барокко Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры.

10 слайд Краткая характеристика архитектурного стиля барокко Окна: полуциркульные и п Описание слайда:

Краткая характеристика архитектурного стиля барокко Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.

11 слайд Краткая характеристика архитектурного стиля барокко Двери: арочные проемы с Описание слайда:

Краткая характеристика архитектурного стиля барокко Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор.

12 слайд В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской Описание слайда:

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Барокко в России

13 слайд Русское барокко отличалось от западного мажорным характером, активным использ Описание слайда:

Русское барокко отличалось от западного мажорным характером, активным использованием ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение. Русская архитектура барокко, достигла величественного размаха в ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других. Барокко в России

14 слайд Спасибо за внимание! Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Спасибо за внимание!

Курс повышения квалификации

Спасибо за внимание!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДВ-278070

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Барокко в архитектуре — МХК

Просмотр содержимого документа
«Барокко в архитектуре»

Урок 3, 11 класс Барокко в архитектуре

Предшественник барокко
Великий Микеланжело мощью и экспрессией своего индивидуального стиля в один миг разрушил все привычные представления о прежних «правилах» рисунка и композиции. Написанные им на потолке Сикстинской капеллы могучие фигуры зрительно «разрушили» отведенное для них изобразительное пространство; они не соответствовали ни сценарию, ни пространству самой архитектуры. Здесь все было антиклассично. Дж. Вазари, знаменитый летописец Возрождения, пораженный, как и другие, назвал этот стиль «причудливым, из ряда вон выходящим и новым».
Другие произведения Микеланжело: архитектурный ансамбль Капитолия в Риме, интерьер Капеллы Медичи и вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции, — демонстрировали классицистические формы, но все в них было охвачено необычайным напряжением и волнением.
Барокко – первый стиль архитектуры, в котором воплощено представление о сложности мира, о сущности жизни в движении и борьбе случайных и стихийных сил. Барокко приводит искусство к иррациональности, к мистике, воздействует на воображение изображением могущественных сил природы, гигантскими композициями, глубиной пространства, контрастом малого и грандиозного. Художник барокко предпочитает изображать сцены мучений, экстазов, панегирики, подвиги и триумфы.
Центром барокко становится Рим, католическая реакция на Реформацию приводит к поиску новых средств воздействия на верующих. Храмы барокко грандиозны, сложны, искусство монументально и приподнято. Скульптура и архитектура вновь вступают в сложные отношения синтеза. Красочные росписи украшают плафоны, купола, стены. Создается иллюзия необъятного пространства. Природа включается в архитектурный ансамбль. Объединяются площади и улицы при помощи колоннад, террас, скульптуры и каскадов. Планировка площадей и городов рассчитана на массы народа.
В архитектурных формах барокко предпочтение отдается криволинейным очертаниям, усиливается пластическая и живописная трактовка архитектуры. Прямые линии заменяются криволинейными, изогнутыми, скругленными, извивающимися. Волнообразный фасад, декоративная скульптура, глубокие ниши, беспокойный ритм окон – все это черты барокко. Большое место занимают дворцы, нарядные, пышные, окруженные флигелями-крыльями. Виллы располагаются на террасах, бегущих вниз, окруженных садами. Храмы барокко грандиозны, напоминают дворцы.
Черты барокко (в тетрадь)
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация (чрезмерное выражение чувств). В произведениях барокко стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли).
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространилось также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго де Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.
Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Также и в Англии, здесь к этому стилю относят работы архитектора Иниго Джонса и др. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.
В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.
В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петродворец (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).

Презентация к уроку по МХК (11 класс) по теме: Архитектура русского барокко

Слайд 1

Архитектура русского барокко Преподаватель истории, обществознания , МХК МБОУ «СОШ № 48» г . Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

Слайд 2

Стиль барокко Франческо-Бартоломео Растрелли. Доменико Андреа Трезини. План

Слайд 3

Стиль барокко Барокко о о значает «странный» «причудливый». В барокко отмечались: — усложненность объемов и пространства, взаимное пересечение различных геометрических форм, — преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений, — чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей — активное применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов; — неравномерное распределение архитектурных средств; — создание богатой игры светотени, цветовых контрастов — динамичность архитектурных масс.

Слайд 4

Франческо-Бартоломео Растрелли Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году, в Париже. Его отец, Бартоломео Карло Растрелли, архитектор и скульптор, в 1715 году переехал с семьёй в Россию по приглашению Петра I.

Слайд 5

Архитектора часто называют мастером «елизаветинского барокко». Основные его работы в Санкт-Петербурге: Смольный монастырь, дворец М. И. Воронцова, дворец А. С. Строганова, Летний дворец Елизаветы Петровны (находился на месте Михайловского (Инженерного) замка), Большой Петергофский дворец, Зимний дворец (интерьеры перестроены после пожара). Франческо-Бартоломео Растрелли

Слайд 6

В 1748 году императрица Елизавета издаёт указ о начале строительства Смольного монастыря и поручает это Растрелли. Строительство велось с 1749 года, в 1751 году из-за Семилетней войны воплощение проекта пришлось прекратить. Смольный монастырь

Слайд 7

Смольный монастырь

Слайд 8

Строгановский дворец

Слайд 9

Строгановский дворец В 1742 году его приобрёл барон Сергей Григорьевич Строганов. На свои деньги он достроил двухэтажный дом . Строительство дворца велось стремительными темпами. Уже 15 декабря 1753 здесь состоялся бал по случаю новоселья, который посетила сама императрица Елизавета Петровна.

Слайд 10

Зимний дворец

Слайд 11

Зимний дворец

Слайд 12

Екатерининский дворец

Слайд 13

Большой дворец Петергоф

Слайд 14

Львиный каскад Петергоф

Слайд 15

Фонтаны-шутихи Петергоф

Слайд 16

Доменико Андреа Трезини В 1706 году Доменико Трезини был приглашён для перестройки земляной Петропавловской крепости в каменную. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. С 1712 по 1733 года архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора . Петропавловского собора

Слайд 17

В 1718 году Доменико Трезини выиграл первый в России архитектурный конкурс на строительство здания. Это сооружение — Здание Двенадцати Коллегий — первое каменное правительственное сооружение в Санкт-Петербурге. Доменико Андреа Трезини Здание Двенадцати Коллегий

Слайд 18

Доменико Андреа Трезини Летний дворец Петра I

Конспект урока по МХК в 11 классе по программе Г.И. Даниловой на тему «Художественная культура барокко»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 им. А.С.Пушкина» г. Пскова,

Иванова Ольга Юрьевна, учитель ИЗО и МХК

Тема урока: Особенности художественного стиля барокко.

Форма урока: художественный салон, урок-исследование.

Цель урока: познакомить со стилем барокко и его характерными признаками в архитектуре Италии и России.

Задачи:

1. Расширить представление учащихся об архитектуре 17-18 веков.

2. Познакомить с особенностями барочного стиля.

3. Развивать у учащихся способность к анализированию, ассоциативно-образное мышление и творческую фантазию.

4. Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, отзывчивость на прекрасное в искусстве и жизни.

Структура урока:

1. Орг.момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Доклады учащихся.

4. Работа в группах с текстовым материалом.

5. Творческая работа в группах.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Используемый материал: мультимедийные презентации, оформленные в программе «Power Point», листы ватмана с изображением фасада школы для творческого задания, маркеры, фломастеры.

Литература:

1. Электронное средство учебного назначения «История искусства»- Кирилл и Мефодий,2003 г.

2. Искржицкий Г. Архитектура геометрии и фантазии.// Юный художник, 1991, №9

3. Глазычев В. Мастера итальянского барокко.// Юный художник, 1985, №4

4. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова.- М.: Просвещение, 2006

5.Мировая художественная культура : учебник для 11 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/ Л.Г. Емохонова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

(звучит музыка композитора Монтеверди)

-Разрешите мне на правах хозяйки открыть наш художественный салон. Я очень рада всех видеть, особенно гостей из Италии и России. Я вижу архитекторов, художников, искусствоведов, скульпторов. Мне не терпится начать наш разговор о культуре 17 века.

Кругосветное плавание Магеллана и Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ замкнутого мироздания, центром которого являлся человек. В разработках Лейбница, Ньютона, Паскаля была раскрыта несостоятельность средневековой природы. Все это позволило сделать массу открытий и изобретений. Созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальные уравнения и интегральное исчесление в математике, сформирован ряд важнейших законов в физике, химии и астрономии. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, с печалью констатировал:

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звезд и в области планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, все в куски дробится,

Основы расшатались, и сейчас

Все стало относительным для нас.

(Перевод О.Румер)

И в этой обстановке появляется стиль барокко. Термин «барокко» переводят как «причудливый, странный, вычурный». Происхождние его не вполне ясно: то ли из лексикона средневековой логики, то ли от слова, означающего жемчужину неправильной формы. Слово «барокко» французского происхождения. «Словарь Академии» впервые фиксирует его в 1718 г. В быту это слово и сейчас употребляется как синоним странного, причудливого, необычного, вычурного, неестественного. Этим термином пользовались ювелиры, обозначая им нестандартные жемчужины, которые мастера эпохи барокко умели использовать в декоративных целях. Своеобразие барокко — в художественном образе грандиозных городских и дворцово-парковых ансамблей, где представлены в синтезе разные искусства: архитектура, скульптура, живопись, декор. Почему в 17 веке предпочтение отдавалось архитектуре? Время абсолютизма требовало, чтобы архитектура запечатлела бы и время и правителя. Для построек в стиле барокко характерны сложная динамика обьемов, наслоение форм, обилие декоративных элементов, тяготение к изогнутой линии. В качестве декоративных элементов использовались завитки, скульптура. Большое значение имела лестница, она подчеркивала напряженную динамику архитектурных форм. Архитектура «барокко» властно «втягивает» человека в свое пространство. Должно быть, в этом стиле и в самом деле есть что-то причудливое и странное, если даже специалисты сильно расходятся в его оценки. Одни считают, что искусство барокко- неправильное, взвинченное, громоздкое. Другие видят в барокко грандиозность, пластичность, стремление к красоте.

Мы с вами попробуем выяснить, как развивался этот стиль в Италии и России и попробуем найти отличия.

3. Доклады.

— Среди гостей есть искусствоведы. Я хочу дать слово им. Пусть они выскажут свое мнение по этому поводу, и расскажут о барокко в России и Италии.

( от каждой группы выступает докладчик с заранее подготовленной презентацией на тему : «Итальянское барокко» и «Русское барокко»)

4. Работа в группах с текстовым материалом.

–Изучая данный вопрос, мне попалась более подробная информация. Познакомьтесь с ней и попробуйте выделить конкретные особенности стиля барокко, и если получится отличия архитектуры барокко Италии и России.

(работа в группах с текстовым материалом)

Предоставляю слово архитекторам. Расскажите, чем же отличается русское барокко от итальянского?

В ваших ответах есть новые, незнакомые термины. Давайте дадим им определения.

(выступает учащийся с презентацией)

5. Творческое задание.

Нашей школе – больше 70 лет. Здание школы можно отнести, скорее всего, к неоклассицизму. Давайте пофантазируем и попросим художников превратить его в барочное здание, как бы оно выглядело, если бы было выстроено в эпоху барокко.

( учащиеся работают в группах, звучит музыка стиля барокко)

6. Подведение итогов урока.

В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному. Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:

  • Искажение классических пропорций

  • Сложность архитектурной пластики

  • Преобладание сложных криволинейных форм

  • Обилие декоративных украшений, скульптуры, фонтаны

  • Украшения в виде завитков, гирлянд из листьев, трав

  • Форма овала- неопределенность объема

  • Тяжеловесная роскошь, насыщенные цвета, позолота

Я благодарю всех собравшихся в нашем Салоне. Наша беседа была очень интересной. В следующий раз мы поговорим о живописи и музыке барокко.

7. Домашнее задание.

Работа с таблицей.

Соотнеси понятия и их определения.

Антаблемент

Венчающая часть колонны

Волюта

Плоский вертикальный выступ на поверхности стены или столба

Капитель

Верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах

Пилястра

Архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре

Фасад

Завершение фасада здания (обычно треугольное)

Аттик

Декоративное оформление дверного проема

Фронтон

Стенка, над венчающим архитектурное сооружение карнизом, часто украшенное рельефами и надписями

наличник

Лицевая часть здания

Барокко в Италии.

На развитие итальянского искусства с середины 16 до конца 17 в., оказала воздействие Контрреформация- движение в католическом богословии, политике и культуре, направленное против Реформации. Папа Римский IV объявил, что основные догматы (положения) христианства человеческое сознание способно воспринять только через мистическое озарение, которое Бог дарует не каждому. Человек должен покаяться в грехах, привести душу в полное подчинение воле Божьей и тем самым приблизиться к познанию истины. Эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко, сложившегося в Италии и определили его основные черты.

Наиболее характерные черты итальянской архитектуры 17 в. воплотились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность барокко- стремление к созданию ансамбля. Ансамбли площадей с обелисками и фонтанами, сады и парки с цветниками, водоемы и скульптуры. Этот стиль соединил постройки разных эпох в архитектурное целое.

Итальянское барокко тяготело к фасадности, и фасады, особенно церковных зданий стали символом эпохи. Декоративные элементы, создающие эффект нарастания тяжести массы, сосредотачивались наверху. Для фасадов этих зданий типичны деление на два этажа, сцепленных волютами, пучки колонн, пилястры, дробный антаблемент, фронтон, ниши и статуи в них.

Особую изысканность городским ансамблям барокко придает чистая скульптура. Фигуры скульптур динамичны. Главная тема скульптурных работ Бернини- размышления о жизни и чувствах человека.

Барокко в Италии- эпатажный и мистический стиль. Эмоциональная выразительность, масштабность и насыщенность движением, сложность композиционных решений- все это призвано было создать у зрителя особый духовный настрой.

Настоящим чародеем итальянского барокко был архитектор и скульптор Лоренцо Бернини, создававший свои ансамбли в расчете на внешний, «театральный » эффект. Лучшим его архитектурным ансамблем в Италии 17 века стала площадь перед собором св. Петра. Бернини оформил площадь перед собором как продолжение храма. Прямо от краёв фасада далеко вперед протянулись крытые галереи – коридоры, образующие трапецевидное пространство, а от конца галереи разошлись с 2 сторон двумя рукавами колоннады из 284 колонн и 80 столбов высотой 19 м каждый. Аттик колоннады украшают 96 статуй. Сам Бернини сравнивал рукава с объятиями церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих. По выражению Бернини, колоннады «подобно распростертым объятиям, захватывают зрителя и направляют его движение к главному фасаду, к алтарю».

Очень интересна королевская лестница – «Скала реджа»,соединяющая собор св. Петра с Ватиканским дворцом. Первые колонны- громадные, при поднятии лестницы они уменьшаются и наверху сделаны под рост папы. В результате всем кажется, что папа громадного роста ( игра с линией- обмануть глаза, создать иллюзию пространства) Благодаря этому выход папы на богослужение превращался в величественное зрелище.

Одно из важных слагаемых в итальянских архитектурных ансамблях времен барокко- были фонтаны. Например, площадь Навона. ( Навона- место проведения лодочных состязаний). С обеих сторон площади навстречу друг другу над водой бассейна расположены скульптурные группы: слева Мавр среди Тритонов борется с дельфином, а справа Нептун среди русалок и морских коней убивает трезубцом гигантского спрута.

Изысканность архитектуре барокко в Италии придает чистая скульптура. Например, Ангелы, украшающие парапеты моста через Тибр. Кажется, что динамичные фигуры также окружены движением: это и свежие порывы ветра с реки, и течение воды, и отбрасывающие тени плывущие облака, и «зеленый шум»деревьев.

В стиле барокко и церковь Сант Аньезе архитектора Франческо Борромини. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Две многоярусные колокольни, уравновешивают фасад здания, придавая ему нарядность и торжественность. Стены как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах.

Человек, попадая во власть огромных архитектурных масс, обширного пространства чувствовал себя песчинкой.

Таким образом, самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Л. Бернини, создавший грандиозный ансамбль площадь св. Петра в Риме, многочисленные скульптуры и фонтаны, и Франческо Борромини, по проектам которого были построены многие церкви в Риме.

Барокко в Италии- эпатажный и мистический стиль. Эмоциональная выразительность, масштабность и насыщенность движением, сложность композиционных решений- все это призвано было создать у зрителя особый духовный настрой.

Искусство барокко в России.

Самые нарядные сооружения, придавшие однообразным плоским берегам Невы мажорный, праздничный вид, были возведены Франческо Бартоломео Растрелли. Он превратил Петербург из города- крепости, города- порта в город дворцов. Ансамбли, созданные им, — Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт- Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе- относятся к уникальному стилю, который не имеет аналогий на Западе- растреллиевскому барокко.

Специфика русского барокко была связана с застройкой Санкт-Петербурга. Все основные архитектурные ансамбли группировались вокруг Невы. Была характерна уникальная протяженность зданий. Растрелли растягивал здания по горизонтали, для чего заменял крутые кровли почти плоскими.В отличие от итальянского барокко, акцентирующего внимание на фасаде здания, Растрелли развил древнерусскую традицию: здание как трехмерный объем органично вписывается в окружающее пространство. Например, Зимний дворец, колоссальный прямоугольный массив с внутренним двором и фасадами, выходящими на набережную Невы. В четырех мощных угловых объемах находятся и главная Посольская лестница, Тронный зал, театр и церковь. Их соединяет анфилада парадных залов, образующих по периметру обширный внутренний двор. Растрелли растянул здание по горизонтали, для чего заменил крутые кровли почти плоскими и разделил четырехэтажный массив дворца полным антаблементом на два горизонтальных пояса. Едва ли не самая приметная особенность Зимнего дворца, как , впрочем, и всех сооружений Растрелли,- многоцветность. Излюбленные сочетания цветов Растрелли- белого с золотом и лазорево- синего. Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи. Его фасады украшены колоннами, которые, то теснятся, образуя пучки, то более равномерно распределяются между оконными и дверными проемами. На крыше располагаются декоративные вазы и статуи, продолжающие вертикали колонн на фоне неба. Сочетание ярких цветов – голубого, белого, золотого — дополняет общее праздничное впечатление от фасада. Контраст белых колонн и стен. Обилие пышных декоративных украшений, вычурные наличники окон и дверей.

«Пафос шири» можно увидеть- в царской резиденции в Царском Селе. Екатерининский дворец, названный в честь его первой владелицы Екатерины- I . Уникальная протяженность здания- 306 м. На длинном фасаде чередование колонн, пилястров, роскошное разнообразие наличников и окон, богатая цветовая гамма.

Смольный монастырь по своему пышному великолепию не уступает дворцовым усадьбам и считается самым барочным произведением. Динамизм, которым пронизана вся масса собора, неудержимое стремление вверх его башен и куполов, напоминает итальянское барокко.

Растрелли питал пристрастие к изобилию. Веселые купидоны, розы и вьющиеся травы из янтаря, зеркала в золоченых резных рамах, расписные плафоны и узоры паркетных полов, хрупкие фарфоровые безделушки и гнутая мягкая мебель- все сверкающее и переливающее- создает атмосферу вечного праздника. Творения Растрелли сохранились до наших дней. В искусстве мастера органично сочеталась бурная фантазия и простота, вычурность декора и рациональность. Он умел вписывать здание в любую местность, будь то садово-парковый ансамбль или городская застройка.

Русское барокко- идея славы и могущества России.

Барокко в архитектуре — МХК

Просмотр содержимого документа
«Барокко в архитектуре»

Урок 3, 11 класс Барокко в архитектуре

Предшественник барокко
Великий Микеланжело мощью и экспрессией своего индивидуального стиля в один миг разрушил все привычные представления о прежних «правилах» рисунка и композиции. Написанные им на потолке Сикстинской капеллы могучие фигуры зрительно «разрушили» отведенное для них изобразительное пространство; они не соответствовали ни сценарию, ни пространству самой архитектуры. Здесь все было антиклассично. Дж. Вазари, знаменитый летописец Возрождения, пораженный, как и другие, назвал этот стиль «причудливым, из ряда вон выходящим и новым».
Другие произведения Микеланжело: архитектурный ансамбль Капитолия в Риме, интерьер Капеллы Медичи и вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции, — демонстрировали классицистические формы, но все в них было охвачено необычайным напряжением и волнением.
Барокко – первый стиль архитектуры, в котором воплощено представление о сложности мира, о сущности жизни в движении и борьбе случайных и стихийных сил. Барокко приводит искусство к иррациональности, к мистике, воздействует на воображение изображением могущественных сил природы, гигантскими композициями, глубиной пространства, контрастом малого и грандиозного. Художник барокко предпочитает изображать сцены мучений, экстазов, панегирики, подвиги и триумфы.
Центром барокко становится Рим, католическая реакция на Реформацию приводит к поиску новых средств воздействия на верующих. Храмы барокко грандиозны, сложны, искусство монументально и приподнято. Скульптура и архитектура вновь вступают в сложные отношения синтеза. Красочные росписи украшают плафоны, купола, стены. Создается иллюзия необъятного пространства. Природа включается в архитектурный ансамбль. Объединяются площади и улицы при помощи колоннад, террас, скульптуры и каскадов. Планировка площадей и городов рассчитана на массы народа.
В архитектурных формах барокко предпочтение отдается криволинейным очертаниям, усиливается пластическая и живописная трактовка архитектуры. Прямые линии заменяются криволинейными, изогнутыми, скругленными, извивающимися. Волнообразный фасад, декоративная скульптура, глубокие ниши, беспокойный ритм окон – все это черты барокко. Большое место занимают дворцы, нарядные, пышные, окруженные флигелями-крыльями. Виллы располагаются на террасах, бегущих вниз, окруженных садами. Храмы барокко грандиозны, напоминают дворцы.
Черты барокко (в тетрадь)
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация (чрезмерное выражение чувств). В произведениях барокко стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли).
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространилось также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго де Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.
Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Также и в Англии, здесь к этому стилю относят работы архитектора Иниго Джонса и др. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.
В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.
В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петродворец (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *