Категория:Архитекторы модерна — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуПодкатегории
Эта категория содержит только следующую подкатегорию.
Страницы в категории «Архитекторы модерна»
Показано 187 страниц из 187, находящихся в данной категории.
Б
- Балдвин-Рамулт, Людвик
- Барановский, Гавриил Васильевич
- Бардт, Траугот Яковлевич
- Барютин, Иван Тимофеевич
- Бауэр, Леопольд
- Башкиров, Василий Николаевич
- Бекетов, Алексей Николаевич
- Бельтрами, Лука
- Благовещенский, Николай Николаевич (архитектор)
- Бойцов, Пётр Самойлович
- Бокслаф, Вильгельм
- Бондаренко, Илья Евграфович
- Бони, Иван Иванович
- Браиловский, Леонид Михайлович
- Бржозовский, Станислав Антонович
- Брохвич-Левинский, Збигнев
В
- Вагнер, Отто
- Валькот, Вильям Францевич
- Ван де Велде, Анри
- Ван-дер-Гюхт, Вильгельм Иванович
- Вашков, Сергей Иванович
- Величкин, Виктор Андреевич
- Вербицкий, Александр Матвеевич
- Висневский, Павел Павлович
- Воейков, Владимир Васильевич
- Володихин, Иван Петрович
- Воскресенский, Флегонт Флегонтович
Г
- Гай, Генрих
- Галензовский, Стефан Петрович
- Галецкий, Александр Антонович
- Галицкий, Владислав
- Гауди, Антонио
- Гезеллиус, Герман
- Гельрих, Густав Августович
- Геппенер, Максим Карлович
- Герман, Иван Андреевич
- Гимар, Эктор
- Гиппиус, Карл Карлович
- Гончаров, Сергей Михайлович
- Гранхольм, Бруно Фердинанд
- Гребенщиков, Александр Сергеевич
- Грушецкий, Евгений Николаевич
- Гунст, Анатолий Оттович
- Гуржиенко, Антон Михайлович
Д
- Даукша, Леон Францевич
- Де Рошфор, Константин Николаевич
- Домбровский, Владислав Александрович
- Доменек-и-Монтанер, Льюис
- Дорошенко, Семён Александрович
- Дриттенпрейс, Пётр Александрович
- Дубовской, Валентин Евгеньевич
- Дулин, Капитолий Абрамович
- Дурнов, Модест Александрович
- Дюбвад, Петер
- Дюльфер, Мартин
К
- Калмыков, Александр Михайлович
- Калугин, Сергей Михайлович
- Кекушев, Лев Николаевич
- Китнер, Максимилиан Иеронимович
- Когновицкий, Франц Андреевич
- Кольбе, Фёдор Никитич
- Кондратенко, Иван Гаврилович
- Кош, Карой
- Кузнецов, Александр Васильевич (архитектор)
- Кузнецов, Василий Сергеевич
- Кулагин, Семён Фёдорович
- Курдюков, Николай Сильвестрович
- Курзанов, Владимир Родионович
- Кучинский, Станислав Доминикович
М
- Мазырин, Виктор Александрович
- Макинтош, Чарльз Ренни
- Максимов, Александр Александрович (архитектор)
- Марков, Константин Васильевич
- Масленников, Виталий Семёнович
- Масо, Рафаэль
- Матвеев, Николай Прохорович
- Машков, Иван Павлович
- Маят, Владимир Матвеевич
- Мейснер, Александр Фелицианович
- Мельцер, Роберт-Фридрих
- Месмахер, Максимилиан Егорович
- Микини, Пётр Карлович
- Милков, Антонин Аристархович
- Минкевич, Витольд
- Мончинский, Францишек
- Мотылёв, Василий Иванович
- Мульханов, Павел Михайлович
- Мясников, Василий Иванович
П
- Папроцкий, Брунон
- Пекшенс, Константин
- Перетяткович, Мариан Марианович
- Пиотрович, Мечеслав Густавович
- Пиотрович, Ольгерд Густавович
- Покровский, Владимир Николаевич
- Поликарпов, Николай Дмитриевич
- Померанцев, Александр Никанорович
- Пуч-и-Кадафалк, Жозеп
- Пясецкий, Владимир Николаевич
С
- Сааринен, Элиэль
- Санье, Энрик
- Сластион, Афанасий Георгиевич
- Снурилов, Александр Фёдорович
- Соловьёв, Сергей Устинович
- Стеженский, Леонид Васильевич
- Стенбек, Йозеф
- Струков, Иван Иванович
- Струков, Николай Дмитриевич
- Сюзор, Павел Юльевич
Ш
- Шауб, Василий Васильевич
- Шевяков, Николай Львович
- Шервуд, Владимир Владимирович
- Шехтель, Фёдор Осипович
- Шишко, Лев Петрович
- Шишковский, Осип Осипович
- Шмидт, Карл Карлович
- Шпеер, Альберт Фридрих
- Шульман, Аллан
- Шуцман, Сергей Сергеевич
Архитектура модерна — Википедия
Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических[1], неорусских[2]) линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон (Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Мост Драконов) и стекло (Стеклянный павильон).
Новые материалы и технологии позволили повысить этажность зданий, увеличить масштаб арок и окон (витрина). «Ярким харизматическим примером модерна» называют металлическую Эйфелеву башню в Париже (1889 год)[3], высота которой достигла 324 метров. В отличие от поздней архитектуры, модерн сохраняет интерес к декору, который уже выражается в плиточной облицовке (майоликовые панно) и кованных металлоконструкциях. Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту, снабжая здания лифтами и центральным отоплением. Он отвечал запросам массового, индустриального общества. В этом стиле строились не только церкви и жилые дома, но также вокзалы, мосты и промышленные павильоны.
История развития
Исторически модерну предшествовала эклектика, с которой модерн объединяют ряд общих моментов[4]. Поскольку на Западе эклектика практически полностью поглощалась романтизмом [5], в северном модерне (национальном романтизме) граница с эклектикой оказывается полностью стертой. Например, Собор св. Михаила в Турку (1905 год) рассматривается и как модерн и как неоготика. Как вариант модерна рассматривают и неорусский стиль.
Поскольку отправной точкой архитектуры модерна является Эйфелева башня (1889)[3], то за данным стилем закрепился французский синоним «ар нуво» (фр. Art nouveau, «новое искусство»), поскольку он радикально отличался от романтических попыток воспроизвести архитектурные образцы прошлого.
Из Франции, через Луиса Салливана, модерн проник в США, где формируется Чикагская архитектурная школа. Металлические конструкции позволили создать первые небоскрёбы (16-этажный Монаднок-билдинг, 1893), в которых кирпич превращался в декоративный элемент. За американским модерном закрепилось название органической архитектуры, поскольку здания органично вписывались в окружающую среду. Это отразилось в фильме Кинг-Конг (1933), когда гигантская обезьяна приняла небоскрёб (103-этажный Эмпайр-стейт-билдинг) за скалу.
В Европе архитектура модерна достигает пика своего оформления в работах бельгийца Виктора Орта, который широко использовал металл и стекло (Отель-Тассель, 1894), значительное внимание уделяя и декору интерьера в виде металлического растительного орнамента (светильники, перила, дверные ручки) и мозаичных полов. Ученик Орта Эктор Гимар распространил бельгийскую версию модерна на Францию, создав входные павильоны парижского метро (1900).
Оригинальный очаг модерна сложился в Барселоне (Каталония, Испания) благодаря архитектурному творчеству Антонио Гауди. Начав как эклектик, Гауди вскоре освобождается от попыток стилизации под архитектуру минувших эпох. В декоре он широко использует кованные элементы и изразцы (Каса-Батльо, 1906). При постройке жилого дома Каса-Мила (1910) основным строительным материалом становится железобетон, проектом предусматривается система вентиляции, подземный гараж и лифты.
Немецкая версия модерна получила название «югендстиль». Её отличала большая сдержанность, обилие стекла[6][7] и бетона (Памятник битве народов, 1913). Большим изяществом отличался австрийский модерн, получивший название сецессион. Его лидером стал венский архитектор Отто Вагнер. Примером австрийского модерна может служить Церковь Ам-Штайнхоф (1907).
Дальнейшая судьба модерна дискуссионна. По одной версии, после Первой мировой войны он перетёк в функционализм (Ле Корбюзье), который начисто отказался от декора и орнамента, оставив от модерна только стекло и железобетон. По другой версии, после Первой мировой войны модерн сменился стилем ар деко[8], хотя существует версия, что ар деко это поздняя разновидность модерна[9].
Направления модерна
- Бельгийская школа (Виктор Орта)[10]
- Чикагская школа (Луис Салливен)
- Каталонский модерн (исп. Modernismo catalán; Антонио Гауди)[11].
- Венский модерн (Отто Вагнер)[12].
- Рижский модерн (Михаил Эйзенштейн)
- Северный модерн (дат. Nationalromantik: национальный романтизм; Элиэль Сааринен)
- Шотландский модерн (Ч. Р. Макинтош)[13]
- Итальянский модерн (либерти)[14]
Русский модерн
Первым по времени произведением модерна в России считается дача великого князя Бориса Владимировича, построенная архитекторами Шернборном и Скоттом в 1897 году в Царском Селе (Московское шоссе, д. 11)[15]. Одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна в Санкт-Петербурге является дом компании «Зингер» (сейчас «Дом книги») на Невском проспекте. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, архитектор П. Ю. Сюзор). Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, архитектор Г. В. Барановский). К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль, 1913—1914). К этому стилю относится и Дом Ф. Г. Бажанова (архитектор Ф. П. Алёшин), до настоящего времени там сохранился подлинный интерьер парадных помещений квартиры Бажанова: Парадной лестницы, Приёмной, Кабинета, Холла, Гостиной, Фойе, Малой и Большой столовых, Белого зала. В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — С. А. Бржозовский).
Первым по времени зданием в стиле модерн в Москве стал построенный в 1898—1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым особняк О. А. Листа[16]. Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф. О. Шехтеля, Особняк Ивана Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева, доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в стиле модерн.
Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель), ЦУМ (б. «Мюр и Мерилиз»), гостиница «Метрополь» в Москве, и многие другие. В Москве работал целый ряд архитекторов, Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.
Современная ситуация
Несмотря на важность архитектурных памятников эпохи модерн для истории архитектуры и культуры России в целом, на данный момент не существует ни одного полноценного музея, посвящённого этому стилю. Более того, нет ни одного крупного музея, посвящённого самым ярким представителям московского модерна — Ф. Шехтелю и Л. Кекушеву. Многие здания недоступны не только для гражданских лиц, но и для научных сотрудников, основная причина заключается в том, что многие здания отданы, например, посольствам. Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников (последний крупный скандал связан с пожаром в доходном доме работы Кекушева; здание долгое время было заброшено, по некоторым данным было незаконно заселено приезжими рабочими из ближнего зарубежья)[18].
Архитекторы
См. также полный список архитекторов модерна, о которых есть статьи в Википедии.
Музеи модерна
См. также
Примечания
- ↑ Храм Святого Семейства (Барселона)
- ↑ Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме
- ↑ 1 2 Модерн в интерьере. Основные черты модерна. (неопр.). stroika-art.ru. Дата обращения 11 июля 2018.
- ↑ Барокко, ампир, классицизм, неоклассицизм, модерн, рококо и модерн в архитектуре: чем отличаются стили (рус.), Domosedi.ru (10 августа 2016). Дата обращения 11 июля 2018.
- ↑ ЭКЛЕКТИКА (Романтизм, Боз-ар, Историзм) – Glamour&Chic (рус.). glamourchic.eu. Дата обращения 11 июля 2018.
- ↑ Австрия и Германия. Вариации в югендстиле
- ↑ Стеклянный павильон
- ↑ Выставка «Элегантность и роскошь ар-деко»: разбираемся в сложностях стиля.. Дата обращения 11 июля 2018.
- ↑ Стиль ар-деко: история возникновения (англ.), www.admagazine.ru. Дата обращения 11 июля 2018.
- ↑ Школы модерна в архитектуре (рус.). designcapital.ru. Дата обращения 11 июля 2018.
- ↑ Каталонский модерн (неопр.) (недоступная ссылка). www.planengo.ru. Дата обращения 11 июля 2018. Архивировано 11 июля 2018 года.
- ↑ Венский модерн | Архитектура и Проектирование | Справочник (неопр.). arx.novosibdom.ru. Дата обращения 11 июля 2018.
- ↑ Шотландский модерн Чарльза Макинтоша — декаданс+интеллект (рус.), styleupyourday (25 января 2015). Дата обращения 11 июля 2018.
- ↑ Архитектура итальянского модерна (экскурсия Трипстера в Риме) (рус.). experience.tripster.ru. Дата обращения 11 июля 2018.
- ↑ Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — 3-е изд.. — СПб.: Коло, 2008. — С. 51. — 576 с. — ISBN 5-901841-41-1.
- ↑ Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е, пересм., испр. и доп.. — СПб.: Коло, 2011. — С. 354—358. — 792 с. : [32 с. цв. ил.] с. — 1 250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.
- ↑ Храм Святого Духа в Талашкино будет отреставрирован
- ↑ Пожар в доходном доме купца Быкова (неопр.). archi.ru. Дата обращения 11 июля 2018.
Литература
- Стернин Г. Ю. Русская художественная культура 2-й половины 19- начала XX века. М.,1984.
- Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Л.,1992.
- Костылев Р. П., Пересторонина Г. Ф. Петербургские архитектурные стили (XVIII — начало XX века). — СПб.: «Паритет», 2007. — 256 с — ISBN 978-5-93437-127-3
- Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8.
- Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
- Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — СПб.: Коло, 2008. — Т. 1. — 576 с. — ISBN 5-901841-41-1.
- Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. — СПб.: Коло, 2011. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-901841-80-8.
- Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е, пересм., испр. и доп. — СПб.: Коло, 2011. — 792 с. : [32 с. цв. ил.] с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.
- Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. Альбом. — М.: Советский художник, 1990. — 360 с. — ISBN 5-269-00028-8.
Ссылки
Карта московского модерна (неопр.) (недоступная ссылка). Архивировано 2 июля 2015 года.
Архитектурный очерк «Нетипичный петербургский модерн Дома Бажанова»
Архитектура модерна — Википедия
Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических[1], неорусских[2]) линий при использовании новых материалов таких как металл, бетон, железобетон (Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Мост Драконов) и стекло (Стеклянный павильон).
Новые материалы и технологии позволили повысить этажность зданий, увеличить масштаб арок и окон (витрина). «Ярким харизматическим примером модерна» называют металлическую Эйфелеву башню в Париже (1889 год)[3], высота которой достигла 324 метров. В отличие от поздней архитектуры, модерн сохраняет интерес к декору, который уже выражается в плиточной облицовке (майоликовые панно) и кованных металлоконструкциях. Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту, снабжая здания лифтами и центральным отоплением. Он отвечал запросам массового, индустриального общества. В этом стиле строились не только церкви и жилые дома, но также вокзалы, мосты и промышленные павильоны.
История развития
Исторически модерну предшествовала эклектика, с которой модерн объединяют ряд общих моментов[4]. Поскольку на Западе эклектика практически полностью поглощалась романтизмом[5], в северном модерне (национальном романтизме) граница с эклектикой оказывается полностью стертой. Например, Собор св. Михаила в Турку (1905 год) рассматривается и как модерн и как неоготика. Как вариант модерна рассматривают и неорусский стиль.
Поскольку отправной точкой архитектуры модерна является Эйфелева башня (1889)[3], то за данным стилем закрепился французский синоним «ар нуво» (фр. Art nouveau, «новое искусство»), поскольку он радикально отличался от романтических попыток воспроизвести архитектурные образцы прошлого.
Из Франции, через Луиса Салливана, модерн проник в США, где формируется Чикагская архитектурная школа. Металлические конструкции позволили создать первые небоскрёбы (16-этажный Монаднок-билдинг, 1893), в которых кирпич превращался в декоративный элемент. За американским модерном закрепилось название органической архитектуры, поскольку здания органично вписывались в окружающую среду. Это отразилось в фильме Кинг-Конг (1933), когда гигантская обезьяна приняла небоскрёб (103-этажный Эмпайр-стейт-билдинг) за скалу.
В Европе архитектура модерна достигает пика своего оформления в работах бельгийца Виктора Орта, который широко использовал металл и стекло (Отель-Тассель, 1894), значительное внимание уделяя и декору интерьера в виде металлического растительного орнамента (светильники, перила, дверные ручки) и мозаичных полов. Ученик Орта Эктор Гимар распространил бельгийскую версию модерна на Францию, создав входные павильоны парижского метро (1900).
Оригинальный очаг модерна сложился в Барселоне (Каталония, Испания) благодаря архитектурному творчеству Антонио Гауди. Начав как эклектик, Гауди вскоре освобождается от попыток стилизации под архитектуру минувших эпох. В декоре он широко использует кованные элементы и изразцы (Каса-Батльо, 1906). При постройке жилого дома Каса-Мила (1910) основным строительным материалом становится железобетон, проектом предусматривается система вентиляции, подземный гараж и лифты.
Немецкая версия модерна получила название «югендстиль». Её отличала большая сдержанность, обилие стекла[6][7] и бетона (Памятник битве народов, 1913). Большим изяществом отличался австрийский модерн, получивший название сецессион. Его лидером стал венский архитектор Отто Вагнер. Примером австрийского модерна может служить Церковь Ам-Штайнхоф (1907).
Дальнейшая судьба модерна дискуссионна. По одной версии, после Первой мировой войны он перетёк в функционализм (Ле Корбюзье), который начисто отказался от декора и орнамента, оставив от модерна только стекло и железобетон. По другой версии, после Первой мировой войны модерн сменился стилем ар деко[8], хотя существует версия, что ар деко это поздняя разновидность модерна[9].
Направления модерна
- Бельгийская школа (Виктор Орта)[10]
- Чикагская школа (Луис Салливен)
- Каталонский модерн (исп. Modernismo catalán; Антонио Гауди)[11].
- Венский модерн (Отто Вагнер)[12].
- Рижский югендстиль (Михаил Эйзенштейн)
- Северный модерн (дат. Nationalromantik: национальный романтизм; Элиэль Сааринен)
- Шотландский модерн (Ч. Р. Макинтош)[13]
- Итальянский модерн (либерти)[14]
Русский модерн
Первым по времени произведением модерна в России считается дача великого князя Бориса Владимировича, построенная архитекторами Шернборном и Скоттом в 1897 году в Царском Селе (Московское шоссе, д. 11)[15]. Одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна в Санкт-Петербурге является дом компании «Зингер» (сейчас «Дом книги») на Невском проспекте. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, архитектор П. Ю. Сюзор). Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, архитектор Г. В. Барановский). К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль, 1913—1914). К этому стилю относится и Дом Ф. Г. Бажанова (архитектор Ф. П. Алёшин), до настоящего времени там сохранился подлинный интерьер парадных помещений квартиры Бажанова: Парадной лестницы, Приёмной, Кабинета, Холла, Гостиной, Фойе, Малой и Большой столовых, Белого зала. В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — С. А. Бржозовский).
Первым по времени зданием в стиле модерн в Москве стал построенный в 1898—1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым особняк О. А. Листа[16]. Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф. О. Шехтеля, Особняк Ивана Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева, доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в стиле модерн.
Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель), ЦУМ (б. «Мюр и Мерилиз»), гостиница «Метрополь» в Москве, и многие другие. В Москве работал целый ряд архитекторов, Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.
Современная ситуация
Церковь Святого Духа в селе Талашкино в русском стиле с элементами модерна. Храм нуждался в срочной реставрации, после сбора подписей и запросов общественности на неё выделили средства[17].Несмотря на важность архитектурных памятников эпохи модерн для истории архитектуры и культуры России в целом, на данный момент не существует ни одного полноценного музея, посвящённого этому стилю. Более того, нет ни одного крупного музея, посвящённого самым ярким представителям московского модерна — Ф. Шехтелю и Л. Кекушеву. Многие здания недоступны не только для гражданских лиц, но и для научных сотрудников, основная причина заключается в том, что многие здания отданы, например, посольствам. Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников (последний крупный скандал связан с пожаром в доходном доме работы Кекушева; здание долгое время было заброшено, по некоторым данным было незаконно заселено приезжими рабочими из ближнего зарубежья)[18].
Архитекторы
См. также полный список архитекторов модерна, о которых есть статьи в Википедии.
См. также
Примечания
- ↑ Храм Святого Семейства (Барселона)
- ↑ Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме
- ↑ 1 2 Модерн в интерьере. Основные черты модерна.. stroika-art.ru. Проверено 11 июля 2018.
- ↑ Барокко, ампир, классицизм, неоклассицизм, модерн, рококо и модерн в архитектуре: чем отличаются стили (рус.), Domosedi.ru (10 августа 2016). Проверено 11 июля 2018.
- ↑ ЭКЛЕКТИКА (Романтизм, Боз-ар, Историзм) – Glamour&Chic (рус.). glamourchic.eu. Проверено 11 июля 2018.
- ↑ Австрия и Германия. Вариации в югендстиле
- ↑ Стеклянный павильон
- ↑ Выставка «Элегантность и роскошь ар-деко»: разбираемся в сложностях стиля.. Проверено 11 июля 2018.
- ↑ Стиль ар-деко: история возникновения (англ.), www.admagazine.ru. Проверено 11 июля 2018.
- ↑ Школы модерна в архитектуре (рус.). designcapital.ru. Проверено 11 июля 2018.
- ↑ Каталонский модерн. www.planengo.ru. Проверено 11 июля 2018.
- ↑ Венский модерн | Архитектура и Проектирование | Справочник. arx.novosibdom.ru. Проверено 11 июля 2018.
- ↑ Шотландский модерн Чарльза Макинтоша — декаданс+интеллект (рус.), styleupyourday (25 января 2015). Проверено 11 июля 2018.
- ↑ Архитектура итальянского модерна (экскурсия Трипстера в Риме) (рус.). experience.tripster.ru. Проверено 11 июля 2018.
- ↑ Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — 3-е изд.. — СПб.: Коло, 2008. — С. 51. — 576 с. — ISBN 5-901841-41-1.
- ↑ Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е, пересм., испр. и доп.. — СПб.: Коло, 2011. — С. 354—358. — 792 с. : [32 с. цв. ил.] с. — 1 250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.
- ↑ Храм Святого Духа в Талашкино будет отреставрирован
- ↑ Пожар в доходном доме купца Быкова. archi.ru. Проверено 11 июля 2018.
Литература
- Стернин Г. Ю. Русская художественная культура 2-й половины 19- начала XX века. М.,1984.
- Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Л.,1992.
- Костылев Р. П., Пересторонина Г. Ф. Петербургские архитектурные стили (XVIII — начало XX века). — СПб.: «Паритет», 2007. — 256 с — ISBN 978-5-93437-127-3
- Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8.
- Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
- Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — СПб.: Коло, 2008. — Т. 1. — 576 с. — ISBN 5-901841-41-1.
- Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. — СПб.: Коло, 2011. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-901841-80-8.
- Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е, пересм., испр. и доп. — СПб.: Коло, 2011. — 792 с. : [32 с. цв. ил.] с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.
- Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. Альбом. — М.: Советский художник, 1990. — 360 с. — ISBN 5-269-00028-8.
Ссылки
Карта московского модерна (недоступная ссылка — история). Архивировано 2 июля 2015 года.
Архитектурный очерк «Нетипичный петербургский модерн Дома Бажанова»
Архитекторы московского модерна (монография) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Архитекторы московского модерна. Творческие портреты | |
---|---|
Автор | М. В. Нащокина |
Язык оригинала | русский |
Оригинал издан | 1998, 2000, 2005 |
Оформление | М. В. Нащокина |
Издатель | Жираф |
Страниц | 304 |
ISBN | 5-89832-043-1 |
«Архитекторы московского модерна. Творческие портреты» — монография доктора искусствоведения, одного из крупнейших в России специалистов в области истории архитектуры рубежа XIX—XX веков М. В. Нащокиной[1]. рассказывающая об архитектуре московского модерна и содержащая биографии и перечни творческих работ архитекторов, работавших в этом стиле. «Архитекторы московского модерна. Творческие портреты» — одно из наиболее полных справочных изданий, посвящённых архитекторам эпохи модерна и их постройкам[2]. Книга удостоена высшей награды — Золотого диплома в номинации «Лучшее печатное издание об архитектуре и архитекторах» на Международном фестивале «Зодчество-2006»[3][4]. Монография выпущена издательством «Жираф» и выдержала три издания.
Издание содержит общий очерк «Московский модерн. Эпоха и стиль», в котором автор описывает состояние архитектуры и строительства Москвы начала XX века («Город»), исследует стилевые особенности московского модерна, предпосылки его возникновения («Стиль») и даёт общую характеристику зодчих, работавших в этом стиле, роль в формировании их творческого почерка Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Московского архитектурного общества («Творцы»).
Вторая часть книги содержит биографии архитекторов, работавших в Москве в стилистике модерна. О каждом архитекторе написана отдельная статья, которая акцентирует вклад зодчего в развитие московского модерна и, как правило, кратко касается остального его творчества. Статьи содержат хронологический перечень работ (включая нереализованные проекты) и библиографию, использованную М. Нащокиной при написании биографии[5].
Книга содержит большое количество иллюстраций зданий и сооружений московского модерна и фотографии архитекторов, подобранные М. В. Нащокиной и М. В. Золотарёвым[6]. Иллюстративный материал третьего издания существенно расширен[7].
Книга выдержала три издания, первое из которых вышло в 1998 году под названием «Архитекторы московского модерна». Второе издание вышло в 2000 году под названием «Сто архитекторов московского модерна» в серии «Русский модерн». В третий раз книга с названием «Архитекторы московского модерна. Творческие портреты» была издана в 2005 году. Текст третьего издания в целом повторяет издание 2000 года, однако биографии и перечни работ архитекторов дополнены М. В. Нащокиной новыми сведениями. В текст внесены необходимые уточнения и исправления. В книге появился также новый раздел — именной указатель заказчиков построек[5].
- 1998
- Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты / Обложка и оформление: М. Н. Туркатенко, М. В. Нащокина. — М.: Жираф, 1998. — 316 с. — 500 экз. — ISBN 5-89832-006-7. (обл.) Формат: 60×84/16 (145х205 мм)
- 2000
- Нащокина М. В. Сто архитекторов московского модерна. Творческие портреты. — Изд. 2-е. — М.: Жираф, 2000. — 304 с. — (Русский модерн). — 5000 экз. — ISBN 5-89832-006-7. (обл.) Формат: 84×108/16 (205х290 мм)
- 2005
- Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Изд. 3-е. — М.: Жираф, 2005. — 536 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1. (обл.) Формат: 84×108/32 (130х205 мм)
Биографии архитекторов, представленных в книге[править | править код]
Ряд биографий архитекторов, представленных в книге, ограничен авторским выбором М. В. Нащокиной[5]. В третье издание вошли статьи о следующих архитекторах московского модерна:
- Адамович, Владимир Дмитриевич
- Апышков, Владимир Петрович
- Барановский, Гавриил Васильевич
- Бардт, Траугот Яковлевич
- Барютин, Иван Тимофеевич
- Благовещенский, Николай Николаевич
- Бойцов, Пётр Соймонович (Самойлович)
- Бондаренко, Илья Евграфович
- Бони, Иван Иванович
- Браиловский, Леонид Михайлович
- Бржозовский, Станислав Антонович
- Валькот, Вильям Францевич
- Васнецов, Виктор Михайлович
- Вашков, Сергей Иванович
- Висневский (Висьневский), Павел Павлович
- Воейков, Владимир Васильевич
- Воскресенский, Флегонт Флегонтович
- Врубель, Михаил Александрович
- Галензовский (Галэнзовский), Степан (Стефан) Петрович
- Галецкий, Александр Антонович
- Гельрих, Густав Августович
- Геппенер (Гепнер), Максим (Макс; Вильгельм-Эдуард Максим) Карлович
- Гиппиус, Карл Карлович
- Гончаров, Сергей Михайлович
- Гребенщиков, Александр Сергеевич
- Гунст, Анатолий Оттович
- Гуржиенко, Антон Михайлович
- Даукша, Леон (Леон-Франциск) Францевич
- Дриттенпрейс, Пётр (Пётр-Иосиф) Александрович
- Дубовской, Валентин Евгеньевич
- Дулин, Капитолий Абрамович
- Дурнов, Модест Александрович
- Евланов, Георгий (Егор) Павлович
- Евланов, Николай Павлович
- Ерамишанцев, Василий Иванович
- Жерихов, Николай Иванович
- Жуков, Николай Константинович
- Залесский, Сергей Борисович
- Заруцкий, Павел Александрович
- Зеленко, Александр Устинович
- Зелигсон, Адольф Ноевич (Норбертович)
- Иванов, Александр Васильевич
- Иванов, Гавриил Николаевич
- Иванов-Шиц, Илларион Александрович
- Калмыков, Александр Михайлович
- Калугин, Сергей Михайлович
- Кекушев, Лев Николаевич
- Клейн, Роман (Роберт Юлиус) Иванович
- Когновицкий, Франц (Франциск-Антоний) Андреевич
- Кольбе, Фёдор Никитич
- Кондаков, Иван Иванович
- Кондратенко, Иван Гаврилович
- Коровин, Константин Алексеевич
- Кузнецов, Александр Васильевич
- Кузнецов, Василий Сергеевич
- Кузнецов, Иван Сергеевич
- Кулагин, Семён Фёдорович
- Курдюков, Николай Сильвестрович
- Кучинский, Станислав (Сильвестр) Доминикович
- Лазарев, Никита Герасимович
- Мазырин, Виктор Александрович
- Макаев, Георгий Иванович
- Малютин, Сергей Васильевич
- Масленников, Виталий Семёнович
- Матвеев (Матвеев-Калинин), Николай Прохорович
- Машков, Иван Павлович (Соколов, Иван Михайлович)
- Маят, Владимир Матвеевич (Морицевич)
- Мейснер, Александр Фелицианович
- Микини, Пётр Карлович
- Милков, Антонин Аристархович
- Мотылёв, Василий Иванович
- Мясников, Василий Иванович
- Нетыкса, Адольф (Иоанн) Адольфович
- Нилус, Богдан Михайлович
- Нирнзее, Эрнест (Ришард) Карлович
- Остроградский, Анатолий Александрович
- Перетяткович, Мариан Марианович
- Поликарпов, Николай Дмитриевич
- Померанцев, Александр Никанорович
- Родионов, Сергей Константинович
- Розен, Эммануил Матвеевич
- Розенкампф, Клавдий Леонидович
- Соловьёв, Сергей Устинович (Иустинович)
- Стеженский, Леонид Васильевич
- Струков, Иван Иванович
- Струков, Николай Дмитриевич
- Фалеев, Николай Григорьевич
- Фомин, Иван Александрович
- Харко, Пётр Викентьевич
- Хорошкевич, Николай Порфирьевич
- Чагин, Владимир Иванович
- Шауб, Василий (Вильгельм-Иоганн-Христиан) Васильевич
- Шевяков, Николай Львович
- Шервуд, Владимир Владимирович
- Шехтель, Франц (Фёдор) Осипович
- Шишковский, Осип Осипович
- Шнауберт, Борис Николаевич
- Шуцман, Сергей Сергеевич
- Щёкотов, Пётр Павлович
- Щусев, Алексей Викторович
- Эйхенвальд, Николай Александрович
- Эрихсон, Адольф Эрнестович
- Юдицкий, Эдмунд Станиславович
- Якунин, Николай Иванович
Архитектура петербургского модерна: зданий и сооружений
Архитектурный стиль модерн корнями уходит в эпоху романтизма, он представляет собой более свежее переосмысление средневековых времен и национальных черт европейских городов, что находит очень яркое и эстетичное отражение не только в архитектуре и дизайне, но и в искусстве в целом.
Архитектура петербургского модерна – это так называемый «северный модерн», который в первую очередь впитал веяния в искусстве северных европейских государств – Швеции, Финляндии, Дании и т. д.
Основные черты стиля
Стиль модерн в архитектуре Санкт-Петербурга обладает теми же чертами, как и все направление, нашедшее отражение в облике многих европейских городов. Для данного стиля характерна свободная планировка, асимметричные формы и линии, использование натурального, грубо обработанного камня для отделки сооружений, декор в виде всевозможных деталей флоры и фауны и т. д. В качестве украшений активно используются металлические изделия, витражи, мозаика.
Еще одной важной особенностью архитектуры в стиле модерн является ее прямая связь с интерьерами, правильно построенные и оформленные здания внутри и снаружи имеют общую концепцию, единые средства украшения и благоустройства.
Здания в стиле модерн в Санкт-Петербурге
Чтобы подробнее ознакомиться с отличительными особенностями стиля, а также оценить его основные достоинства, эстетичность и индивидуальность, следует внимательно рассмотреть здания модерн, коих на улицах Санкт-Петербурга представлено великое множество.
Дом Мертенса
Мертенс был одним из крупнейших производителей меховых изделий в городе. Торговый дом компании решили построить в начале Невского проспекта, в непосредственной близости со Строгановским дворцом. После завершения стройки, Дом авторства архитектора М. Лялевича, стал одним из самых новаторских в городе, он основан на применении ЖБ несущей конструкции, а эту технологию стали активно использовать в стране только во времена СССР.
Главная особенность дома – три величественные застекленные арки на фасаде здания, придающие объекту великолепный, монументальный и притягательный облик.
Здание находится по адресу: Невский проспект, д. 21.
Немецкое посольство
Архитектура модерна в Санкт-Петербурге очень многообразна, стиль активно использовался для строительства самых разных сооружений, в том числе посольства Германии, возведенного архитектором П. Беренсом в 1913 году.
Здание выполнено в брутальном имперской стиле, увенчано конными статуями, что придавало ему облик, больше характерный для монументального правительственного учреждения, а не посольства другой страны.
Однако после строительства началась Первая мировая война, в которой Германия выступила одним из главных противников Российской империи. Посольство покинули представители немецкой стороны, после чего здание подверглось атаке патриотически настроенных горожан, из-за действий которых сильно пострадало.
Однако и сегодня здание является примером модерна в СПб, оценить его красоту и изящность можно по адресу: Исаакиевская площадь, д. 11.
«Астория» и «Англетер»
SONY DSC
Сегодня эти здания модерн в СПб представляют собой единый гостиничный комплекс, однако строили из разные специалисты и не в одно время. Про строительство «Англетера» известно крайне мало, а «Асторию» возвели в начале XX века под руководством Ф. Лидваля.
В целом здания имеют не самую лучшую славу. В «Англетере» в свое время покончил с собой Великий русский поэт С. Есенин, и именно в этом здании прошли первые митинги за «перестройку» в городе. Впоследствии объект было решено разобрать, однако под давлением горожан и деятелей искусства, ему вернули первоначальный облик.
И сегодня этими строениями можно наслаждаться, как представителями северного модерна в Санкт-Петербурге по адресу: Малая Морская ул., д. 24, и Большая Морская ул., д. 39.
Дом Толстого, как представитель модерна в Санкт-Петербурге
Объект был построен в 1911 году для отечественного генерал-майора П. Толстого, который не имеет никакого отношения к известному во всем мире литературному классику. Пожалуй, главной особенностью строения, возведенного Лидвалем, являются тройные арки, которые даже дали неофициальное название улице, проходящей через них. Горожане называют ее улицей Лидваля.
Насладиться красотой строения можно по адресу: ул. Рубинштейна, д. 17.
Дом Бубыря
Еще один представитель модерна в архитектуре Санкт-Петербурга – дом, выстроенный, а впоследствии и приобретенный архитектором А. Бубырем. Архитектор знаменит также тем, что строил промышленное здание для филиала французского автомобильного завода «Рено», он также сам владел автомобилем и для собственного дома пристроил гараж, а сам жил на третьем этаже.
Архитектор уехал на Украину в 1919 году, где вскоре погиб от рук бандитов, но его память и творчество дошли до нашего времени в виде здания модерн в СПб, коим сегодня можно насладиться по адресу: ул. Стремянная, д. 11.
Особняк Кшесинской
Дом в стиле петербургский модерн был выстроен архитектором фон Гогеном в 1906 году специально для прима-балерины Мариинского театра М.А. Кшесинской, которая получила громадную известность, благодаря связи с последним русским императором Николаем II.
Оценить красоту дома, в котором проводила свое время балерина, можно по адресу: ул. Куйбышева, 2-4.
Архитектурный модерн Санкт-Петербурга очень красив и многообразен, оценить красоту зданий вы можете как онлайн – по фото, но лучше приехать в северную столицу самостоятельно, при ближайшем осмотре дома вызывают намного больше ярких положительных впечатлений.