Архитектор японский – Архитектура Японии. Борис Денике. 1935 г. | История архитектуры стран Азии и Африки

Современные архитекторы в Японии | MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония


В архитектутре Японии переход от дерева к железобетону начался в конце 19 века, пик нового строительства пришелся на послевоенный период, когда появились небоскребы. Архитекторы черпали вдохновение из фантастических комиксов 1950-х годов, а большие многоквартирные дома — данти — Япония позаимствовала у Советского Союза. Недостаточно четкое планирование привело к тому, что Токио стал удивительно неоднородным. Маленькие деревянные домики, зажатые со всех сторон зданиями из стали и бетона, — обычная картина для японской столицы.

Взлет экономики вызвал кэнтику буму (архитектурный бум) 1980х годов. В городе стали стремительно подниматься гигантские небоскребы. Немногие города могут похвастаться выдающимися современными зданиями, совмещающими в себе новые идеи и традиционные эстетические концепции.

Список работ лучших архитекторов в японской столице похож на международный зал славы: Ле Корбюзье и Фрэнк Ллойд Райт, потрясающие японские архитекторы Тангэ Кэндзо и Андо Тадао

. Знаменитый нью-йоркский мастер Рафаэль Виноли в 1996 году закончил строительство Токийского международного форума в Юракутё, представляющего собой целый город из стекла. В 1991 году неподалеку от Отяномидзу была построена Башня Века (Century Tower) по проекту англичанина Нормана Фостера; американский архитектор Питер Эйзенман руководил строительством театра Коидзуми и странного здания Нунотани в пригороде Токио Койва, которое выглядит так, будто вот-вот развалится; итальянец Ренцо Пиано спроектировал терминал Кансайского аэропорта (1994). Многие иностранные архитекторы, работавшие в Токио, гораздо более известны в Японии, чем у себя дома, где их знают лишь как дизайнеров. Британец Найджел Коутс построил удивительное здание «Уолл Билдинг» в Хиро, вызывающие украшенное ржавыми металлическими гирляндами, а француз Филипп Старк — эксцентричное здание «Флэм д’Ор» 1989. Оно выглядит как гигантский золотой перец-чили, водруженный на вершине массивного цилиндра из черного сверкающего гранита.

На 1980-е годы пришелся расцвет деятельности нескольких известных японских архитекторов, таких как Исодзаки Арата (здание «Сюкося» в Фукуоке на Кюсю, 1974-1975; Здание Токийского «Глоб театр», 1988) и выдающегося архитектора-самоучки Андо Тадао (проект «Рокко Хаузинг Ван» в Кобе 1983, модное здание «Ла Коллеционе» в Аояма, Токио 1989). Одним из самых известных архитекторов Японии считается Тангэ Кэндзо. Впервые он обратил на себя внимание после строительства спортивных сооружений для Токийской Олимпиады 1964 года и здания Ханаэ Мори (1977) с фасадом из синего зеркального стекла на фешенебельном бульваре Омотесандо. Здание Токийского муниципалитета из гранита и стекла соединяющее в себе модернизм и готику, пожалуй, одно из самых известных современных сооружений в Токио. Оно находится в районе Синдзюку, где впервые после Олимпийских игр появились небоскребы. Синдзюку можно назвать центром вертикальной архитектуры.

Спиральное здание на Аояма-дори архитектора Маки Фумихико — очень светлое и изящное. В нем располагаются выставочные и зрительные залы и рестораны. В 1990 г этот архитектор построил здание Токийского спорткомплекса, которое стало в один ряд с олимпийскими сооружениями Тангэ Кэндзо. В 1995 году в парке Киба-коэн по проекту Такахико Янагидзава был построен яркий эклектичный Музей современного искусства. © japantravel.ru

Про российские саморегулируемые организации в строительстве и про принципы деятельности этих СРО (и т.д.) можно почитать на сайте rospromtest.ru. Там же можно посмотреть и классификатор СРО в строительстве.

Похожие записи на сайте miuki.info:

10 главных проектов Араты Исодзаки

Арата Исодзаки — японский архитектор, работающий в контексте города, окружающей среды и социальных изменений, лаурет 41-й Притцкеровской премии. Ему 87 лет, он родился в Японии, а его учителем был Кендзо Танге, который руководил перестройкой Хиросимы после бомбардировок. Арата начинал с метаболизма — архитектурного течения, в основе которого принцип динамической изменчивости, акцентирование внимания на «пустоте». Теперь же у Исодзаки нет своего стиля: он умеет подстраиваться под обстоятельства. Каждый его проект вписывается в ландшафт, в атмосферу, в ритм города благодаря эстетическому таланту и богатому воображению архитектора.

Арат Исодзаки Портрет Арата Исодзаки

Часто для того, чтобы появилось что-то стоящее в архитектуре, ей необходим внешний толчок, и этим толчком могут стать исторические события. Таким для Исодзаки стала атомная бомбардировка Хиросимы.

«Моим первым впечатлением от архитектуры было отсутствие архитектуры»

Это слова и про последствия катастрофы, и про скучные виды города в целом. Арата хотел изменить его очертания, поэтому сначала работал для своей страны, но потом показал на что он способен и Западу. Стал первым восточным архитектором, чьи проекты стали реализовывать за пределами страны. 

Исодзаки отсылается к японской архитектуре, но при этом учитывает и западные традиции, оставаясь решительно современным. Он говорит на многих языках, иронически сомневаясь в себе, постоянно изобретая что-то новое. Архитектор иногда возвращается к своему пристрастию к метаболизму и аккуратно вписывает его в свои проекты. В основе таких построек лежит аналогия с живыми существами, поэтому они состоят из сборных модулей, которые в будущем можно обновить и достроить, «регенерировать». 

Библиотека префектуры Оита

Место: Оита, Япония
Год постройки: 1966
Материал: бетон

Библиотека в родном городе архитектора — то, с чего начинал свой путь Исодзаки. Аналогия с человеческой анатомией стала источником вдохновения для Араты, и он спроектировал здание так, будто это скелет, имеющий возможность роста и развития. 

Японский архитектор хотел подчеркнуть «растущую архитектуру» и доказать, что городское планирование не должно оставаться статичным. Он создал каркас из бетонных трубчатых балок и намеренно оставил их открытыми, чтобы в будущем можно было продолжить любую из них и проложить внутри коммуникации.

Уже здесь архитектор совмещал культуры и архитектурные направления, Японию и Запад, метаболизм и постмодернизм. Проект представляет собой постхиросимское научно-фантастическое здание и выделяется из всех остальных проектов Исодзаки.

Художественный комплекс Art Tower

Место: Мито, Япония
Год постройки: 1990
Материал: сталь, стекло, железобетон

японский архитектор японский архитектор

Башня является культурным комплексом, а ее строительство приурочено к празднованию столетия города Мито. При проектировании Исодзаки вдохновлялся Бесконечной колонной Константина Бранкузи и техническими инновациям Бакминстера Фуллера. Спонтанность Исодзаки перешла в причудливость:Art Tower выглядит как гигантская декорация к фильму — спиралевидный робот-кобра, готовый поглотить город. 

Комплекс состоит из 56 треугольных панелей серебристого цвета, устремленных в разные стороны. Они отражают солнечные лучи и создают естественное освещение, а ночью благодаря подсветке башня выделяется на фоне окрестных построек. 

«Самое важное, что может сделать художник — это столкнуть общество с тем, чего оно никогда раньше не видело»

Здесь располагается театр, концертный зал и галерея современного искусства. Это популярное среди туристов и местных жителей место, где постоянно устраиваются художественные выставки местных и международных художников, концерты, театральные постановки.

Дворец спорта Палау Сант Жорди

Место: Барселона, Испания
Год постройки: 1992
Материал: кирпич, керамика, стекло

Дворец на 17 000 человек был спроектирован специально к Олимпийским играм в Барселоне. Строить начинали сверху вниз, начав с возведения куполообразной крыши из кирпича. Благодаря такому ходу строительства, перед каждым зрителем открывается хороший обзор из любой точки стадиона. 

Здание частично спрятано под землю, чтобы не мешать обзору на склон горы Монжуик. Здесь проходят не только спортивные соревнования по практически всем видам спорта, но и музыкальные концерты, художественные выставки. Стадион выглядит легким и воздушным из-за множества поддерживающих его колонн по периметру, также здесь расположился  символ Олимпийских игр в Барселоне — башня Calatrava. Дворец спорта оснащен современными аудиосистемами и спроектирован таким образом, чтобы не создавались большие столпотворения: лифты и грамотные переходы разгружают людские потоки. 

Несмотря на то, что свой стадион Исодзаки все же построил, он довольно критично относится к другим подобным проектам. Так он прокомментировал стадион Захи Хадид, построенный для токийских игр: «Он похож на черепаху, которая ждёт, пока затонет Япония, чтобы наконец уплыть из неё». Вместе с другими архитекторами, среди которых Тоёо Ито, Кэнго Кума и Соу Фудзимото он подписал открытое письмо против осуществления проекта Хадид, назвав его «монументальной ошибкой» и «унижением перед будущими поколениями».

Kyoto Concert Hall

Место: Киото, Япония
Год постройки: 1999
Материал: кирпич, стекло

Зал располагается рядом с библиотекой и Киотским ботаническим садом. Задумкой архитектора было собрать комбинацию различных геометрических форм. Цилиндрическая башня, в которой располагается круговая рампа, ведет в концертный зал. Ее держит прямоугольная призма, а фасад выходит на улицу и украшен волнообразным узором, обтянутым прозрачным стеклом. Фойе тоже наполнено фигурами: кубы, треугольники, цилиндры и круги. 

Исодзаки спрятал вход в задней части здания, расположив его подальше от узкой улицы. Цель — заставить посетителей добираться до кассы и главных дверей через северную часть здания и проходить мимо сверкающего пруда. 

«В США креативность основывается на оригинальности. Но в Японии креативным можно быть и без нее»

Влияние древних традиций на Исодзаки видно повсюду: опаленный цвет цилиндрической башни напоминает японскую технологию обработки дерева, которая использовалась в старых деревянных таунхаусах Киото; изогнутый пешеходный мост, проходящий через пруд отсылает к традиционным японским садам.

Гималаи-центр

Место: Шанхай, Китай
Год постройки: 2010
Материал: бетон, стекло

Исодзаки, Арата Исодзаки, Арата

Работая над проектом, Исодзаки вдохновлялся природой и много времени проводил изучая фэншуй, что в итоге повлияло на организацию пространства. Много свободного места, бетонные конструкции и работа в контексте — любимые приемы архитектора. Располагается Гималаи-центр в современном районе Пудун в Шанхае возле центрального парка.

Многофункциональный центр называют «бетонным лесом». На фундаменте из стекла и бетона расположились две стеклянные башни разной высоты и формы. Необычные бетонные «заросли деревьев» создают необычный контраст с типично-офисными стеклянными кубами. 

Внутри находятся два отеля, торговый центр, музей современного искусства, художественный театр, офисы и концертный зал. Для того, чтобы пройти от одного пространства к другому, необходимо преодолеть скульптурный «лесной фасад», и у посетителей появляется возможность невольно почувствовать себя в пещере.

Библиотека MABIC

Место: Маранелло, Италия
Год постройки: 2011
Материал: бетон, стекло

Совместный проект бюро Исодзаки: работа самого лауреата и японского архитектора Андреа Маффеи. Это светлое и современное культурное пространство, интегрированное в историческую среду. Библиотека отделена высокими стенами, создавая уютную «закрытую» атмосферу и не вызывая ощущения посягательства на историю. 

Напольные покрытия, потолки, мебель — все белого цвета. Фасад состоит из прозрачной мембраны и открывает вид на окрестности. У его основания искусственные водоемы, выполняющие кроме эстетической функции еще и практическую: они отражают солнечный свет и все окружающие предметы. Библиотека построена из бетона, любимого материала архитектора, и имеет два этажа. В подвальном находятся два читальных зала вместе с кафе, а на первом — фонотека, видеотека, архив, учебная аудитория и еще два читальных зала.

Пространство отличается от привычных для нас библиотек с искусственным светом, навязчивым запахом старой бумаги и давящей учебной атмосферой. В этом месте хочется провести время с книгой или просто выпить чашку кофе. Оно объединяет в себе социальный и культурные центры, но в то же время своим расположением способно отделить от внешнего мира.

Офисное здание D38

Место: Барселона, Испания
Год постройки: 2011
Материал: стекло

Офисное здание D38 Офисное здание D38 Офисное здание D38

Проект входит в состав плана застройки целого офисного района, который разработан британской студией дизайна FOA. D38 — это большое офисное пространство, около 70 тысяч квадратных метров. Архитектор предлагает людям несколько вариантов, использования офиса предоставляя возможность его модернизировать и экспериментировать со своей же задумкой.

Исодзаки снова создает очень много свободного места и делает акцент на естественном освещении. Фасады состоят из разных цветов и подобраны не случайно такими неброскими — чтобы не отвлекать, а своим расположением создают нейтральный геометрический рисунок. Стеклянные панели выполнены в синем, серебристом и зеленом цвете.

Постройка состоит из стеклянных блоков, которые своим расположением формируют открытую террасу с зеленью. Сами блоки «парят» в воздухе и пристроены к соседним зданиям. Из-за особенности строительства и отсутствия фундамента и каких-либо опор складывается ощущение воздушности.

Национальный конференц-центр в Дохе

Место: Доха, Катар
Год постройки: 2013
Материал: бетон

Национальный конференц-центр в Дохе Национальный конференц-центр в Дохе Национальный конференц-центр в Дохе Национальный конференц-центр в Дохе

Снова японский архитектор создает лес из бетона, и в этот раз на фасаде постройки расположились древовидные колонны. Они повсюду: в интерьере и под крышей. Это отсылка к священному исламскому дереву Сидрат аль-Мунтаха. 

Конференц-зал вмещает до 10 000 человек и имеет сертификацию LEED Gold и является одним из самых знаковых энергоэффективных зданий в мире. Здесь используются новейшие техники экономии воды и такие элементы дизайна, как солнечные панели, датчики присутствия, светодиодное освещение. Исодзаки удалось доказать, что современная архитектура может существовать в согласии с природой.

Проект является крупнейшим на Ближнем Востоке многофункциональным конференц-центром. В нем также проводятся концерты, торжественные мероприятия и выставки. Высокотехнологичные устройства, такие как аудиовизуальные и акустические системы, располагаются в потолках с подсветкой.

Надувной концертный зал Ark Nova Concert Hall

Место: Япония
Год постройки: 2013
Материал: ПВХ

японский архитектор японский архитектор

Исодзаки обращается к глобальным проблемам планеты — землетрясениям и цунами. Концертный зал спроектирован спустя два года после японских катаклизмов. Арата и художник Капур создали надувной мобильный концертный зал и отправили его в разные регионы к пострадавшим. Напоминанием о трагедии служат скамьи, выполненные из деревьев, поврежденных во время цунами. Объект является художественным жестом, который создает символ надежды на счастливую жизнь после катастрофы. 

Проект концертного зала Ark Nova — яркий представитель «флекси-архитектуры», подразумевающей перемещение объектов, изменение его отдельных частей, трансформацию в зависимости от внешней среды. Павильон из ПВХ — самый крупный надувной концертный зал в мире. Его вместимость — 500 зрителей. Он выполнен из материалов, которые быстро можно надуть и спустить, поэтому его легче перевозить.

Шанхайский симфонический концертный зал

Место: Шанхай, Китай
Год постройки: 2014
Материал: бамбук, дерево, кирпич

shanghai hall isozaki arata shanghai hall isozaki arata

Открытие зала стало подарком к 135 годовщине старейшего в Азии Шанхайского Симфонического оркестра, который является хранителем западных оркестровых традиций, но в то же время проповедует современную китайскую музыку. Расположение возле Шанхайской музыкальной консерватории и многочисленных книжных и музыкальных магазинов создает своеобразный культурный квартал, подобно Линкольн-центру в Нью-Йорке.

За счет использования новейших технологий, в зале отличная акустика и выстроенный баланс звука. Освещение встроено в акустические панели, чтобы визуально расширить пространство. Здание стоит на пружинах и компенсирует вибрации от железнодорожных путей, расположенных под ним. Внутренняя часть украшена отражающими досками, покрытыми плетеным бамбуком, а сценический пол изготовлен из кипариса. Внешняя часть выполнена из терракотового кирпича, на улице множество деревьев, которые имитируют китайский классический сад. 

Концертный зал имеет два пространства: репетиционная площадка мирового уровня на 1200 мест и записывающий центр на 400. Зал открыт ежедневно, в нем располагается кафе, книжный магазин и интерактивный музыкальный салон, проходят художественные выставки, лекции по музыке и литературе.


Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Telegram — @loskomag, Instagram. А еще, если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Patreon.

Архитектура Японии — это… Что такое Архитектура Японии?

В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов[1].

Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте[1].

Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка (яп. 民家?), максимально приспособлены к климату страны. Одно- или двухэтажная минка имеет прочную каркасную конструкцию из толстых балок с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. Стены не являются несущими, внутреннее пространство делится на отдельные помещения с помощью передвижных ширм. В таких домах жили крестьяне, ремесленники и торговцы. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

Древняя японская архитектура

Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденным глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.

Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками.[1] Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.

Архитектура раннего периода
YoshinogariDwellings.jpg YoshinogariIseki.jpg
Примеры реконструированых зданий периода ЯёйХанива-дом
Реконструкция жилищ и наблюдательной вышки
на стоянке Ёсиногари, недалеко от города Тоса, префектура Сага
Реконструкция жилищ,
город Сэтоути, префектура Окаяма
HaniwaHouse.JPG

В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов.[2] Эти сооружения имели круглую форму, позднее — форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину.[1]

В I—III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашенное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили — симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).

HaniwaHouse.JPG

Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居?) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.

В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.

HaniwaHouse.JPG

Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.

Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺?) в городе Нара построенный принцем Сётоку в 607 году.[3]

HaniwaHouse.JPG

Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них — главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии.

Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара построенный в 745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.[2]

Примеры архитектурных памятников эпохи Хэйан
Byodo-in Uji03bs2640.jpg DaigojiKondo3237.jpg
Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-инУкрашение на крыше храма ХоодоХрам Дайго-дзи в Киото

Японская средневековая архитектура

  • DaigojiKondo3237.jpg

    Павильон Сёкинтэй во дворце Кацура

  • DaigojiKondo3237.jpg

    Замок Хиросаки

Архитектура периода Мэйдзи

  • DaigojiKondo3237.jpg

    Здание Парламента Японии

Современная японская архитектура

Новые технологии оказали существенное влияние на архитектуру Японии. Необходимость заново строить разрушенные после Второй мировой войны города дала большой стимул для развития японской архитектуры. При этом отстроенные заново города сильно отличались от довоенных. В результате в эпоху Мэйдзи освоения западных технологий строительства и материалов новые сооружения из стали и бетона сильно отличались от традиционных японских зданий.

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 АРХИТЕКТУРА // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3
  2. 1 2 С. С. Аверинцев, В. П. Алексеев, В. Г. Ардзинба и др. Древние цивилизации = Ancient civilizations / под общей ред. Г. М. Бонгард-Левина. — Москва: Мысль, 1989. — С. 282. — 479 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-244-00274-0
  3. Buddhist Monuments in the Horyu-ji Area (англ.)

Ссылки

 Просмотр этого шаблона Страны Азии: Архитектура

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Зависимые территории
Непризнанные и частично признанные государства

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика  • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

¹ В основном в Африке      ² Частично в Европе

Бан, Сигэру — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бан.

Сигэру Бан (яп. 坂 茂, род. 5 августа 1957) — японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии за 2014 год. В своих работах использует нетрадиционные материалы, такие как бамбук, ткань, бумага и пластик.

Молодые годы и начало карьеры[править | править код]

Сигэру Бан родился 5 августа 1957 года в Токио[2]. Его отец работал в компании Toyota и был бизнесменом, а мать — дизайнером одежды. Уже в девятом классе он собрал модель своего первого дома, решив, что станет архитектором. Позже, Сигэру Бан стал посещать подготовительные курсы для поступления в Токийский университет искусств, где научился моделировать из бумаги, бамбука и дерева. Тогда же он натолкнулся на статью об американском архитекторе Джоне Хейдуке. В 1980 году окончил Архитектурный институт Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Неосуществленные проекты Хейдука так вдохновили Бана, что он решил уехать учиться в Архитектурную школу Купер-юнион в Нью-Йорке. Его руководителем и вдохновителем стал Джон Хейдук, самый креативный член творческой группы New York Five[3]. Во время учёбы Бан работал в мастерской у Араты Исодзаки[4]. Получив диплом архитектора в 1984 году, Сигэру вернулся в Токио, и организовал собственное бюро «Shigeru Ban Architects»[5]. С 1993 года преподавал архитектуру в университетах Тамы, Иокагамы, Нихона. Вел реальное проектирование и одновременно экспериментировал. В 1997 году его признали лучшим молодым архитектором года в Японии[6].

Работы и творческий стиль[править | править код]

Сигэру Бан стал известным благодаря своим проектам быстровозводимого дешёвого жилья для оставшихся без крова, для создания которого зачастую использовались бумага и картон. Первый проект такого жилья Бан разработал в 1994 году для лагерей беженцев в Руанде[7] по собственной технологии: линолеум, ткани и упаковочный целлофан накатывают на крепкие трубы из картона, по форме напоминающие бревна, и с помощью степлера и скотча из них строят здания. После поездки в Руанду, он обратился к верховному комиссару ООН по делам беженцев, и предложил ему этот проект[8]. Позже Бан использовал этот опыт для создания убежищ для пострадавших от землетрясения, произошедшего в городе Кобе в 1995 году. Там по его проекту была построена картонная католическая церковь, простоявшая десять лет, а позже перевезённая на корабле в округ Нантоу на Тайвань, где она стала местом молитвы по жертвам землетрясений[9]. Проекты Бана использовались также в районах стихийных бедствий в Турции, Индии и на Гаити[10]. В число других наиболее известных проектов Бана входят павильон Японии на всемирной выставке Expo 2000 в Ганновере, Кочующий музей, филиал Центра Помпиду в городе Мец, во Франции[11] и «Нагой дом» в Сайтаме, в Японии[12].

Кочующий музей был спроектирован из картонных труб и 148 стандартных контейнеров, для передвижной выставки «Пепел и снег» Грегори Колберта. Здание было вдохновлено пространством венецианского Арсенала, где выставка была показана впервые в 2002 году. Также, музей останавливался в Нью-Йорке в 2005, в Санта-Монике (Калифорния) в 2006, в Токио в 2007 и в Мехико в 2008[13].

Павильон Японии на EXPO 2000

Японский павильон был сделан из картона, изготовленного на базе вторсырья. Сотни спрессованных из бумаги трубок, связанных канатами, образовали каркас здания с тремя куполами, покрытого специальной водонепроницаемой японской бумагой в 72 метра высотой и 35 шириной. Через бумажную мембрану в пространство павильона проникал дневной свет, в увитых зеленью беседках располагались мультимедийные презентации экологичных проектов[14]. Здание передавало утончённую и аскетичную атмосферу, характерную для синтоистского культового здания[15]. После закрытия все сооружение планировалось переработать в школьные тетради.

В 2007 году по его проекту был построен пешеходный мост из бумаги через реку Гардон на юге Франции в восьмистах метрах от Пон дю Гар — самого крупного римского виадука, сохранившегося до наших дней[16]. Мост выполнен из 281 картонной трубы диаметром в 11,5 см каждая с толщиной стенок в 11,9 мм[17]. Ступеньки сделаны из переработанного бумажного и пластмассового вторсырья, а фундаментом послужили заполненные песком деревянные ящики[18]. Вес бумажного моста составлял 7,5 тонны[19], и он способен был выдержать 20 человек одновременно. Мост работал шесть недель, после чего был демонтирован[20].

С 2006 по 2009 год Сигэру Бан входил в состав жюри Притцкеровской премии[21]. После землетрясения 2008 года в Китае, Бан построил в Чэнду школу из своих картонных труб[8]. По его проектам в пострадавшем от землетрясения Крайстчерче, в Новой Зеландии, был построен Картонный собор, а после землетрясения в Л’Акуиле, в Италии — бумажный концертный зал.

Новый англиканский храм в Крайстчёрче высотой 24 метра построен из картонных труб диаметром 60 сантиметров, установленных на железобетонном фундаменте. Для гидроизоляции и огнестойкости трубы покрыты полиуретаном, а двускатная крыша сделана из поликарбоната. Фасад храма украшен большим треугольным витражом[22]. По словам Бана, собор вмещает до 700 верующих и прослужит англиканской общине около 50 лет. Собор открылся в августе 2013 года[23].

Отказавшись от гонорара, Бан спроектировал зал в Л’Акуиле и продумал процесс реализации без дополнительных вложений от правительства (строить должны были студенты-архитекторы, финансирование обеспечили благотворители). В итоге получилось прямоугольное здание в 700 кв. м., крыша которого опирается на 44 картонных столба, расставленных по периметру. Внутрь вписан овальный зал на 230 мест со стенами из мешков с балластом. В мае 2011 года «Бумажный концертный зал» открылся праздничным концертом, за дирижёрским пультом стояла Томоми Нисимото[24].

После землетрясения и цунами 2011 года в Японии, Бан озаботился созданием перегородок в уже существующих временных приютах, чтобы оставшиеся без крова семьи могли иметь личное пространство[25].

По проекту Сигэру Бана также был построен временный павильон центра современной культуры «Гараж» в Москве, открывшийся в парке Горького 19 октября 2013 года в рамках выставки «Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана»[26].

Отметился Сигэру Бан и в дизайне интерьеров и мебели. Он разрабатывал не только стулья и кресла, но и серию сборных зданий-полуфабрикатов Furniture House, получивших популярность в Японии, Китае и США[3].

Лауреат Притцкеровской премии[править | править код]

24 марта 2014 года Сигэру Бан стал лауреатом Притцкеровской премии[27]. Питер Палумбо, председатель Притцкеровского жюри, комментируя выбор, сказал, что «Сигэру Бан — это стихия. Такое сравнение вполне уместно в свете его добровольной работы для бездомных и обездоленных в регионах, пострадавших от стихийных бедствий»[28]. Узнав о присуждении премии, Бан сказал, что «для меня премия — это мотивация продолжать делать то, что я делаю, и постоянно расти. Когда я начал заниматься архитектурой, около 30 лет назад, никто не говорил об окружающей среде. Для меня такой выбор стал естественным. Я всегда интересовался дешевыми перерабатываемыми материалами»[25]. Официальная церемония награждения бронзовым медальоном и вручение чека на 100 тысяч долларов США состоится в июне в Амстердаме[29].

Сэдзима, Кадзуё — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кадзуё Сэдзима (яп. 妹島 和世 Сэдзима Кадзуё, род. 1956 год, Хитати) — японский архитектор.

Кадзуё Сэдзима изучала архитектуру в частном женском университете Нихон Дзёси Дайгаку и окончила курс в 1981 году. С этого года она работает в бюро архитектора Тоё Ито. В 1987 году Кадзуё начинает самостоятельную деятельность и открывает бюро Kazuyo Sejima & Partner. Вместе с Рюэ Нисидзавой, бывшим первоначально одним из её служащих, Кадзуё с 1995 года возглавляет архитектурную фирму SANAA в Токио. В том же 1995 году она начинает преподавательскую деятельность в университете Нихон Дзёси Дайгаку.

Сейчас она профессор Университета Кэйо и приглашённый профессор в Японском женском университете[en].

Архитектурные проекты, разрабатываемые Кадзуё Сэдзимой, сочетают в себе самые современные стилевые решения и чувство свободного пространства. Среди прочих её созданий следует отметить здание Нового музея современного искусства в Нью-Йорке.

Кадзуё Сэдзима стала в 2010 году первой женщиной, руководившей проведением венецианского архитектурного биеннале.

Иностранный почётный член Американской академии искусств и литературы.

Является обладателем ряда международных наград в области архитектуры, в том числе Thomas Jefferson Foundation[en] Medal (2019[5]), Притцкеровской премии (2010) и Премии Рольфа Шока Шведской королевской академии искусств (2005) (всех трёх — совместно с Рюэ Нисидзавой). Почётный доктор Оксфорда (2016).

  • N-музей, Вакаяма 1997
  • O-музей, Нагано 1999
  • Пламгроув-хаус, Токио 2003
  • Кристиан-Диор-билдинг, Минато, (Токио) 2004
  • Музей современного искусства 21-го века, Канадзава
  • Музей искусств Толедо, Огайо (США) 2005
  • Цольферайн-кубус, Эссен 2005
  • Новый музей современного искусства, Нью-Йорк
  • Учебный центр «Ролекс», Лозанна 2010
  • Walter Niedermayr: Kazuyo Sejima + Ryue Nishizawa/Sanaa, Verlag Hatje Cantz, Ostfildern 2007, ISBN 978-3-7757-1890-5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *