Мебель Ар-нуво. | Журнал Ярмарки Мастеров
Ар-нуво- художественный стиль, возникший примерно в 1880 году и популярный и в начале 20 века. Для ар-нуво характерна плавность линий и использование природных форм. Это не академический курс, поэтому не буду писать длинную статью. Совершенство форм и изящность деталей лучше оценить по фотографиям.
Это продолжение моей публикации о ювелирном искусстве ар-нуво ( http://www.livemaster.ru/topic/559859-ukrasheniya-ar-nuvo?vr=1&inside=1). Поскольку в стиле ар-нуво творили великие мастера всех направлений: художники, архитекторы, ювелиры, дизайнеры, то в одной статье всё не вместить. Сегодня остановимся на дизайне мебели. Известны имена авторов не всех работ. Что известно, подписано под фотографиями.
Мне очень нравится этот стиль и я была бы счастлива жить в окружении такой мебели. Не люблю дсп. Так что можно повыбирать (хотя бы на картинках). » Лиза мысленно сопоставила, как выглядело бы кресло бесценного павловского ампира рядом с ее матрацем в красную полоску.»( Ильф и Петров «12 стульев»)
Вот как-то так….или…
» -Я бы этот комодик взяла….и этот..
-Так какой бы ты взяла?
_ Обои!!!» (Это уже из одноимённого фильма).
Итак, Вашему вниманию представляется мебель Ар-нуво.
1900 год
Eugene Galliard (1862-1933)
1895- 1905 гг. Bruno Paul 1901г.1900 год
Ширма. Вена, 1900 г.
1900 г.
Carl Bergsten 1906 г. 1900 г.
George Grant Elmslie 1910 г.
1900 г. Georges de Feure 1900 г.
А это давно забытый нами предмет.
Библиотеки теперь комьпютерные, книги электронные.
Итак, лесенка для библиотеки. А то как же книжку с верхней полки достать.
1895 год.
А это работы мастера Gebruder Thonet.
1905 1900
Следующий у нас итальянский дизайнер Carlo Bugatti (1856-1940).
Женский письменный стол. 1904 г.
И напоследок Emille Galle
И, наконец, предмет интерьера особенно необходимый тем, кто досмотрел до конца и немного подустал.«- Так, что вы видите перед собой?
— Кровать. — Верно, точнее мебель.»
…………
«-Только больная фантазия загнивающих
классов могла породить спальную мебель
таких невероятных размеров.
Излишне говорить о том, что простым людям
нечего делать на таких кроватях.»
(«12 стульев», фильм).
Спасибо за внимание. Надеюсь, кто-то найдёт здесь идеи для творчества. А кому-то просто было красиво.
www.livemaster.ru
Кухня в стиле Арт-Нуво — 76 фото базовых идей дизайна интерьераКухня — вкус комфорта
Совершенный новый стиль в дизайне помещений сегодня – Арт-нуво. Такой стиль можно еще назвать модерн с элементами декоративного орнамента.
Стиль положил свое начало в прошлом веке, во Франции.
Что за стиль Арт-нуво?
Данному стилю характерны, прежде всего, плавные линии, так, например стул с изогнутой спинкой, или какие-то элементы декора. Здесь следует избегать остроты, не делать острых углов и четких грубых линий.
Прекрасным дополнением данному стилю послужат рисунки, проведенные тонкой кистью, напоминающие растительность. Расписываются стены, фасады и даже потолок.
Фасады мебели могут быть изготовлены из пластика, дерева и других материалов. Главное правило здесь – формы.
Приобрести мебель, к примеру, в спальную комнату из белого пластика, окрасить стены в нежный пастельный тон и поставить у зеркала стул с закругленной спинкой — это и будет походить на стиль Арт-нуво.
Не лишним будет, нанести рисунок цветка ириса, на дверцу шкафа и в комнате появится дух современного Прованса.
Часто в такой стиль добавляют витражное стекло, зеркало, панно. Комбинировать все это не желательно, так вы рискуете смешать стили помещения.
Считается, что если в интерьере использован и правильно выдержан стиль Арт-нуво, человек приобретает гармонию, начинает жить как — будто наедине с природой, заряжается новой позитивной энергией.
Как оформить пол и стены?
Классика жанра в стиле Арт-нуво это светлый, однотонный пол, предпочтительнее выложить его плиткой из камня. Дизайнерам очень нравится использовать в этом стиле пол из паркета.
Стены в этом случае красятся в спокойные, постельные тона — никаких кричащих оттенков. Приветствуется украшение из картин, либо дополнительных светильников.
Часто используются картины из дерева, к примеру, из тика. Очень красиво смотрятся обои на стенах с рисунком в виде линий напоминающих водоросли или растительность.
Какую мебель поставить?
Мебель в стиле Арт-нуво допускается округлой формы с плавными линиями. Хорошо подойдут деревянные стулья с круглыми спинками и тканевой обивкой, они отлично выдержать такой стиль. Круглый стол или закругленная столешница всегда должны оставаться в интерьере такого стиля.
Помещение в таком стиле, как правило, едино, если это большая столовая, то она должна быть разделена на несколько малых зон, причем зонированием будут выступать либо элементы декора, либо мебель. Стеновых панелей быть при этом не должно.
Декор – главный атрибут стиля Арт-нуво.
Нужно помнить, что при оформлении кухни в таком необычном стиле нужно отдать предпочтение цветочным орнаментам или декору, либо морской тематике. Необычно будет смотреться цветы лилии или ириса на шторах, светильниках, потолке. В качестве морской атрибутики можно применить картины с рисунком морской звезды, либо перенести такой орнамент на фасады кухни.
Сегодня, рынок очень насыщен декором подобной тематики. Дизайнеры стараются вносить в интерьер дома уже готовую атрибутику. Часто, для изменения четких прямых линий используются специальные круглые накладки, цветочный орнамент продается в конечном виде, его достаточно просто перевести на стену и не нужно придумывать самостоятельно.
Большой выбор и светильников напоминающих бутон, и ваз с цветочным орнаментом, и текстиль с различным рисунком. Приобретение таких предметов в уже стилизованном готовом виде, значительно сэкономит и время и средства.
Более натурально смотрится использование круглых часов из дерева или деревянных панно с круглым орнаментом.
Если обои использованы с орнаментом, стены и мебель имеют округлость, то шторы должны быть оформлены в строгости и сдержанности. Стилизованный переизбыток только навредит помещению, сделает его тяжелым и беспокойным.
Стиль Арт-нуво немного считается женским, за его плавность и рисунки. Следует помнить, что применение морской тематики не должно вступать в композицию с применением цветочного орнамента.
Фото кухни в стиле Арт-Нуво
kitchendizajn.ru
Ар нуво
Разберемся с терминами. Когда образованный человек слышит в мебельном магазине фразу «у нас есть все, от классики до модерна», – у него вянут уши. Большей рекламной безграмотности быть не может. Модерн – вовсе не мебель современных линий, как думают некоторые продавцы, а предпоследний (перед ар деко) Большой Стиль, продержавшийся в Европе с 1890−го по 1910−й годы и нашедший самые изысканные воплощения в архитектуре, интерьере, стекле, мебели, гравюрах, платьях и изразцах.
В Австрии этот стиль появился раньше всего и назывался «Сецессионом» (в нем работали Густав Климт, Отто Вагнер и Йозеф Хоффман, назвавшие свое объединение Сецессионом). В Германии пользовались термином «югендштиль» (по названию художественного журнала). Во Франции – «ар-нуво» (art nouveau, или новое искусство). Русские предпочли слово «модерн», восходящее к английскому названию Modern Style Floreale. Правда, в самой Англии его чаще назвали «либерти» – по вывеске знаменитого лондонского магазина, оформленного в соответствующем духе.
Модерн был стилем не для всех. Он изначально культивировал рафинированность, избранность, «духи и туманы».
Но на рубеже веков просвещенной публике так хотелось этих «духов и туманов», что растительная мода царила везде – от будуаров прекрасных дам до сцены МХАТа. Главный стилевой принцип – плавные, изогнутые, тянущиеся линии. Подлокотники кресла сливаются с вашей рукой и словно текут вниз, у столов нет единого острого угла, буфеты похожи на кряжистые пни в сказочном лесу, люстры и светильники – на запутавшихся в сетях стрекоз.
Дом в стиле ар нуво – это не дом, а таинственная чаща, или лесной пруд с кувшинками, но без воды. Кажется, что в этом интерьере нет гравитации, все струится и плывет, как на картинах прерафаэлитов – предшественников модерна.
Модерн – искусство нежное, но тотальное. Одинокие вещицы в доме не приживаются, они потихоньку затягивают хозяина и заставляют переделывать весь интерьер. Так было и в начале ХХ века. Если уж строили особняк в этом стиле, то модерновым должно было быть все: от плана помещений до дверной ручки и перил, от ковров до платья хозяйки.
Кстати, о хозяйке – или хозяине: страстные поклонники модерна всегда имели особый склад характера – легкое декадентство на фоне общей мечтательности.
Дама в стиле модерн – загадочная ундина с бледным лицом и талией, утянутой с помощью корсета до тридцати восьми сантиметров. Образ эпохи – Айседора Дункан, танцующая босиком под Шопена и Вагнера. А главным источником большинства символов и линий модерна оказалась… Япония. Именно Страной Восходящего солнца переболели все европейские художники, чтобы подготовить образную почву для нового стиля.
В эту эпоху Ван Гог бесконечно копирует «Ирисы» Огаты Корина – главный цветок модерна. Уильям Моррис рисует чисто японские хризантемы. Тулуз-Лотрек пишет «Диван Жапоне». Самая большая коллекция японских гравюр – у Обри Бердслея, заразившего своей черно-белой стилистикой всю последующую графику. У Климта – орнамент мантий буддийских монахов. И у всех без исключения – волнистая S-образная линия, так называемый удар бича, символ модерна, взятый с гравюры Утагавы Хиросиге.
В Москве сохранилось немало домов, построенных в эпоху ар нуво. Если вы – счастливый обладатель такой квартиры, ваш интерьер, можно сказать, предопределен – рука не поднимется наворотить в этой текучей архитектуре хай-тек.
На стандартной жилплощади вполне можно разыграть декоративную пьесу под названием «модерн».
У модерна своя палитра, и ей нужно следовать. Главные цвета –
светло-зеленый, лиловый и все их оттенки, в начале ХХ века имевшие поэтические
названия «цвет стрекозы», «цвет кузнечика», «цвет Каспийского моря», а также
«цвет пармской фиалки», «цвет глицинии» и «фиолетовый эскориал». Хороши серый,
кремовый и голубой. И чем бледнее, тем лучше!
Выбирать нужно мебель плавных форм, из светлой древесины, лучше всего делать ее на заказ в мастерских – благо мастеров – специалистов по модерну предостаточно.
Ну, или покупать антикварную. За антикварной, скорее всего, придется ехать в Петербург. Ее там не то, чтобы много, но пока еще есть – когда-то ее изготавливали в промышленных масштабах на фабрике Мельцера. На худой конец раздобудьте классический венский стул из гнутого дерева – уже хорошо!
Главный отделочный материал в интерьере – керамика. Используйте изразцы ручной работы. Конечно, заказать Врубелю вы уже ничего не сможете, но и ныне здравствующие художники способны сотворить чудо.
Витражи и лампы – важная составляющая интерьера в стиле модерн. При выборе светильников приветствуются две техники: витражная Луиса Комфорта Тиффани (США) и многослойное стекло Эмиля Галле (Франция). Лампы Галле похожи на фантастические светящиеся грибы или капли. Тиффани же поставил свое производство на такой поток, что до сих пор ни один специалист не скажет, какая лампа-тиффани – настоящая, а какая лишь имитация.
По материалам журнала «Квартирный ответ»
www.peredelka.tv
Стиль арт-нуво (ар-нуво) в интерьере
Словосочетание «аrt nouveaux» в переводе с французского обозначает «новое искусство». Оно стало активно звучать в художественных кругах Франции в конце девятнадцатого, в начале двадцатого века. В эпоху брожения умов многие старые принципы стали отвергаться. Художники и скульпторы не хотели брать за основу принцип подражания природе, они считали, что он ограничивает свободу творчества. И лишь сложный символизм, образная ассоциативность и подчеркнутая декоративность, по их мнению, могли бы стать полноправной заменой существующим классическим традициям. И хоть инициаторами подобных реформ были французские художники, «правовую основу» стиль арт-нуво получил в Англии, после того, как общественное профессиональное объединение «Движение искусств и ремесел» закрепил за ним интернациональный статус.
В основу новой эстетики легла двухмерность изображения, бег извилистых, очень гибких линий и плоские узоры. Утонченная философия и глубокий символизм были понятны не всем, ее особо ценили поэты и художники, романтично настроенные люди. Наверное, поэтому стиль арт-нуво просуществовал недолго. Ручная работа, которой славился новый дизайн, уступила место машинному производству. Богатый декор арт-нуво вытеснили бетонные одноликие конструкции. Но спустя пятьдесят лет он снова возродился. Сегодня в России его часто называют словом «модерн», в Австрии «сецессион», а в Италии «либерти».
Стиль ар-нувоХарактерные особенности стиля
Стиль арт-нуво можно узнать по характерной цветовой гамме. Преобладающий цвет – все оттенки зеленого, часто дизайнеры используют темно-коричневые краски, а так же серебристо-лиловой, грязно-розовый или сероватый оттенок. За основу концепции подобный интерьер всегда берет национальный колорит страны, а уж потом он разбавляется характерными для арт-нуво акцентами. Оконное стекло обрабатывается таким образом, чтобы создавался эффект мерцающего льда, в интерьере появляются витражи, деревянные панели, ткань и обои, в рисунке которых обыгрывается тема воды и растительности.
Арт-нуво – это мебель, очень добротная, обтекаемых и полукруглых форм. Как правило, вся она изготавливается из добротной древесины и украшается при помощи бронзовых вставок. Если оформляется гостиная, все в ней должно быть стилизовано под растительные линии, плавные и изогнутые. В ее обеденной зоне обязательно должен появиться круглый стол, вокруг которого уставлены многочисленные стулья с круглыми спинками. Вся мягкая группа обита натуральными богато орнаментированными тканями. Подобный дизайн предполагает использование картин современных художников, на стенах могут появиться тканые гобелены.
А вот спальня в стиле арт-нуво – это цветок цикламена – такая же мягкая, изящная и грациозная. Ни одного острого угла в такой комнате вы не увидите. Игра полутонов, грамотно подобранное освещение создает иллюзию волшебного мира. Этот стиль выпячивает женственность и нежность, естественность и натуральность, которой все грубое просто противопоказано. Что уж говорить о таком помещении, как кухня в стиле арт-нуво. Она выделяется своей неординарностью, главной изюминкой которой станут разноцветные витражи или сложные мозаичные рисунки.
Теги: арт-нуво, исторический стиль, стильiqinterior.ru
Арт-нуво стиль. Особенности арт-нуво. Арт-нуво в интерьере
Cтиль арт-нуво в ювелирном искусстве (примерные границы: 1890-1915). В период с 1860 по 1880 гг. французский ювелир Оскар Массин своими произведениями задал тон и проторил дорожку для движения арт-нуво.
Его произведения вдохновили искавших новые формы ювелиров-дизайнеров конца XIX века на то, чтобы порвать с ограничивающей их традицией и сопроводить начало нового века свежим всплеском творческой энергии.
Они приняли новый революционный взгляд на искусство и больше внимания уделяли создаваемому каждым украшением образу, а не использованию дорогих драгоценных камней.
С помощью плавных форм они сосредоточивали свое внимание на детальной работе с металлом, использовании необычных камней и новых материалов, а с помощью эмали создавались уникальные во всех аспектах произведения искусства.
В этот период очень частыми были эксперименты. Ничто не сковывало ювелиров-дизайнеров. Они брали такие материалы, как рог и слоновую кость, такие необычные камни, как лунный камень или натуральный жемчуг, «крыло» и эмаль.
Все это смешивалось в причудливых, никогда раньше не применявшихся сочетаниях. Основные мотивы заимствовались у природы: цветы, насекомые, листья, переплетенные виноградные лозы и ускользающие загадочные женские силуэты.
Необычными были сами предметы изображения. Они использовали такие цветы, как большие ирисы, и таких насекомых, как порхающие бабочки и стрекозы. Плавные движения и более отвлеченный характер ювелирных изделий в стиле арт-нуво создавали ощущение спокойствия и умиротворенности, как будто вы попадаете в мир грез.
В это время на авансцену выходят французские ювелиры-дизайнеры, а самыми яркими звездами были Рене Лалик, Анри Вевер, Жорж Фуке, Жо Деком, Boucheron, Филип Вольфер, Плиссон и Хартц, а также Люсьен Гайар. Работал в стиле арт-нуво и Петер Карл Фаберже. В Америке Луис Комфорт Тиффани своими изделиями в стиле арт-нуво произвел настоящую сенсацию.
Среди других американских мастеров, работающих в этом стиле, назовем Теодора Дрейсера, Джеймса Колдвэлла, Shreve Company, Peacock Company, Бэйли, Banks, Biddle, Black, Stars Frost, Marcus Company, Spaulding Company и Теодора Старр.
На фото украшение в стиле арт нуво автор ювелир Рене Лалик
Его путают с арт деко, но от него он далеко. Речь пойдет об арт нуво. Чтобы понять, чем он является, начнем с особенностей арт деко. Поняв их, поймем и разницу между художественными стилями.
Арт деко вдохновляется искусством Древнего Египта, в частности, Месопотамии. Отсюда мотивы тропических растений и много блеска. Здесь и хромированные, и латунные, и серебряные поверхности.
Добавим к этому брутальную сексуальность в виде пантер и львов. Воспевается, так же, образ кроткой лани – их добычи. Если орнамент, то составленный из простых фигур. Если краски, то яркие, насыщенные и контрастные. Если предметный мир, то связанный с технологиями. Противопоставим этому арт нуво и поймем разницу.
Особенности стиля арт нуво
Арт нуво – стиль, зародившийся раньше арт деко. Последний возник в 1925-ом году. Тогда в Париже прошла выставка под названием Exposition internationaledes Art Dcoratifs et industriels Modernes. Из ее имени и вычленили термин для нового стиля. Многие предметы на выставке соответствовали именно ему.
Арт нуво возник на 40 лет раньше, в 1885-ом и понимался, как новое искусство. Оно обратилось к плавным линиям, природным мотивам. До революции арт нуво звали новейшим искусством, а во времена СССР стали именовать модерном.
Этот термин переводится как «современный». Искусствоведы 21-го века склонны употреблять понятие «модерн» по прямому назначению, говоря именно о современных вещах, а не из прошлых веков. Поэтому, начали применять английское обозначение стиля «арт нуво».
Модерн арт нуво в разных странах именуют по-разному и воспринимают как национальную идею. В Австрии, к примеру, стиль кличут «сецессион», а в Италии «либерти». Арт нуво не смог стать международным, единым для всех.
В этом принципиальное отличие от арт деко. Последний все понимают одинаково, называют одинаково и воссоздают одинаково. Идея направления – жизнь, как праздник. Отсюда столько яркости, технологичности и томности.
Идея арт нуво иная, ставится в противовес господствовавшему ранее рационализму. Его прямые, скупые линии заменили плавными, воспев природность окружающей обстановки, ее сложность и многогранность.
Орнаменты арт нуво составляются из одной непрерывной линии. Она извивается, загибается, пересекает сама себя. В итоге, получается сложная и витиеватая картина, словно переплетение трав в поле.
Однако, травы эти близкие и родные. Это не тропические растения, а те, что видны под окном. Краски тоже природные. Вместо яркости и контрастности используются пастельные тона. Выбивается из них лишь золотой.
На фото арт нуво демонстрирует столь же натуральные и неброские материалы. Серебро в противовес металлам арт деко тусклое, много мрамора, дерева и камня. В рисунках, украшающих их и текстиль, преобладают птицы, рыбки, насекомые.
В общем, вновь мотивы природы. Им чужды новые технологии. Поэтому, в арт нуво много декора, но мало практичности и, тем более, современной аппаратуры. Проще увидеть резной стол из дерева, письменные принадлежности в старинном стиле и инстоляцию-камин, который на самом деле лишь причудливо сплетшиеся корни дерева.
Стиль арт нуво в ювелирном искусстве
Украшения арт нуво тяготеют к полудрагоценным камням. Их в природе большинство, как и приглушенных красок. Поэтому, ювелиры берут деликатные кораллы, нефрит, гематит, опалы. Их очарование в приглушенных красках, неброском сиянии.
В соответствии с излюбленными орнаментами арт нуво в драгоценностях стиля много цветов, птиц, рыбок, стрекоз. Если присутствуют женские фигуры, их дополняют крыльями бабочек, юбками из лепестков. Сережки могут быть в прямом смысле сережками, к примеру, березовыми. Цвет дерева прорабатывается ювелирами в камне, металле, слоновой кости.
Излюбленной техникой арт нуво стала эмаль. Это стекло. Оно наносится на металл, запекаясь на нем. Дабы разграничить элементы рисунка, используют перегородки из серебра, золота, ювелирных сплавов.
Такую эмаль называют перегородчатой. Кружево множества стеночек соответствует таинственности стиля. Создается впечатление, что заходишь в сказочный лес или встречаешься с его нимфами. Кстати, о нимфах.
В украшениях арт нуво орнамент сочетается с обнаженной натурой. В 19-ом веке это стало вызовом целомудренным взглядам. В 21-ом веке обнаженкой не удивишь. Эротизм арт нуво соответствует времени и, в этом смысле, оставляет стиль современным.
Арт нуво в интерьере
В интерьере стиль выражается предметами ручной работы. Здесь и витражи, и эксклюзивная деревянная мебель, ручная кладка каминов, уникальные люстры и картины. Не зря арт нуво провозгласили стилем художников и вообще людей искусства.
Творцы наполняют интерьер глубоким символизмом, извилистыми линиями, штучными предметами. Именно поэтому арт нуво довлел над прочими стилями лишь 4-ре десятилетия. Наступили времена повсеместного машинного производства. Массовые товары не отличаются сложностью форм и беспрестанно повторяются. Это чуждо арт нуво.
В интерьере стиль арт нуво выражается, в основном, зеленым и коричневым цветами. Проводится параллель с красками, преобладающими в природе. Все цвета как бы припудрены, замутнены.
Если розовый, то сероватый, если лиловый, то с серебром. Местами мерцают поверхности, подобные играющему на солнце льду или искрящимся каплям воды на цветах. В обязательном порядке такие ассоциации в интерьере арт нуво вызывают стекла окон. Для этого их обрабатывают специальными составами.
На фото интерьер в стиле арт нуво
В целом интерьер арт нуво можно назвать добротным. Используются натуральные материалы и обрабатываются эксклюзивно. Так же, стиль обтекаем. В интерьерах арт нуво не найти прямых и строгих линий.
Все мягко, изящно и грациозно. Ткани, как и прочие материалы, натуральные, богато орнаментированные. Каждая деталь в интерьерах арт нуво – предмет, который можно рассматривать часами.
Арт нуво в живописи
В живописи арт нуво, как и прочих ипостасях стиля, эксплуатируются темы естественности, таинственности, чувственности. Женские образы, к примеру, томные с округлостями и пышными волнами волос.
Зрительно эти дамы кажутся высокими. В арт деко, к примеру, леди миниатюрные, тонкие и звонкие. В них есть колючая спортивность. Кажется, что эти дамочки куда-то спешат.
Женщины на картинах стилистики арт нуво, напротив, умиротворены и спокойны. Они наслаждаются моментом, не стремясь покинуть его. Волосы распущены, тела расслаблены, взгляды задумчивы.
Из художников направление арт нуво поддерживали Константин Сомов, Куно Амье, Леон Бакст, Густав Климт, Ян Тороп и Шарль Морен. Последний творил, так же, в стилистике символизма.
Картина в стиле арт нуво художник Габриэль Морено
Арт нуво соответствует примерно каждая 3-я картина Морена. На полотнах часто фигурирует солнце и его символы, к примеру, круг. Дневное светило в арт нуво можно назвать предметом культа.
На картинах, так же, изобилуют странные существа. Это не монстры, но есть в них что-то нереальное, сказочное. Остальные мотивы природы натуралистичны. Глядя на картины, видишь раковины, павлинов, бабочек и божьих коровок.
tvoi-uvelirr.ru
Кратко о стиле арт-нуво(модерн) в интерьере
Если вас увлекают экзотические пейзажи Гогена и колдовские портреты Врубеля, тяжелые красавицы Альфонса Мухи и текущие, как струи водопада линии зданий Гауди, значит, вы поклонник очаровательной эстетики Арт-нуво (ар-нуво).
Модерн: из Парижа — везде
Стиль появился в 1895 году в парижской галерее, где в одном из отделов выставили работы одаренных, стеклянных дел мастеров — витражи и лампы. Аrt nouveau, недолго думая, назвал эту секцию хозяин магазина — новое искусство.
Собственно, имен у стиля много: в России он известен как модерн, у немцев — югендстиль, у жителей Испании — Либерти, а в США связан с карьерой Луиса Тиффани, ювелира и дизайнера, «отца» известного до сих пор бренда. Модное направление завоевало Запад и Восток буквально в считанные годы: можно сказать, ХХ век ступил на Землю, одетый в пышные «наряды» Арт-нуво. До самой первой мировой завитки и виньетки, присущие стилю, украшали новый век.
Арт-нуво: характерные черты
• Волнистые линии, хитроумие очертаний;
• Орнамент в виде вьющихся растений, раковин, павлиньих перьев;
• Асимметрия форм;
• Арки и проемы;
• Витражи;
• Лестницы.
Прихотливо изогнутые, причудливые линии — главный принцип Арт-нуво. В затейливом переплетении — стены и арки, карнизы и портьеры, спинки кроватей и дверцы шкафов. Благодаря подобным «кружевам», даже тяжелая, фундаментальная мебель кажется воздушной, словно мечта.
Флористический орнамент (розы, лианы, ирисы, резные листья, гроздья винограда), а также узор в виде стрекоз и павлинов — также обязательное условие. Мудреная, филигранная роспись царит на стенах, сквозит в перилах, красуется на мебели и шторах.
Геометрические фигуры модернисты считали порождением человека, воспевая асимметрию, настоящее детище природы. До сих пор дизайнеры единодушны: хоть что-то в помещении, созданном по канонам Ар-нуво, должно быть искривленным, асимметричным — отверстие или арка, спинка дивана или трюмо. Еще один фаворит — арочная форма: ее придают дверям и окнам, шкафов и каминов … Комнаты, а также части комнат должны создавать единство пространства, «переливаясь» друг в друга — для подобного эффекта используют отверстия и полупроемы, украшенные сложной, капризной отделкой.
Помните, с чего начался стиль? С витражного промысла, так цветное стекло и мозаичные стеклянные картины — еще одна специфика Арт-нуво. Ну и лестница, конечно. На заре ХХ века на них делали упор, тщательно подчеркивая плавность, закругленность формы, причудливость перил. Лестницы Ар-нуво — отдельное произведение искусства: она грациозна и удивительно ажурная, как будто ведет в небеса.
Арт-нуво: главные материалы
• Дерево с изысканной фактурой
• Камень и плитка из камня
• Лакокрасочные
• Цветное стекло
• Дорогие ткани (парча, бархат, другие)
Арт-нуво — синоним размаха и шика, бюджетных вариантов, к сожалению, этот люксовый стиль не предусматривает. Дерево используют не только для паркета — им обшивают стены, создают отверстия. Каменную плитку можно применить на кухне, а также в ванной, причем приветствуется, когда деревянный пол «перетекает» в каменный. Нижний и верхний этажи соединяются максимально плавно, лестницу чаще всего делают немного согнутой, как стебель цветка. Совсем не обойтись без металла: из кованых деталей могут быть ограждения лестниц, каминная решетка, фурнитура.
Криволинейности проемов и окон можно достичь, «поиграв» с лепниной или, наконец, с гипсокартоном. Помните: в помещении, если оно претендует на лавры Ар-нуво, не должно быть ни острых углов, ни резких, прямых линий. Везде, куда падают лучи, желательно встроить витражное или просто цветное стекло: это могут быть окна эркера, элементы перегородок и даже дверцы шкафчиков. Ткани выбирают или однотонные, или с узором, характерным стилистике: розы, кувшинки, бабочки, стрекозы, попугаи … Все, что, как считали модернисты, символизирует единство человека и природы.
Ар-нуво: меблировка, аксессуары
Деревянные, изящных форм секретеры, серванты, буфеты — «лицо» концепции. Впрочем, часть предметов может быть из стекла, а также из гнутого, пластичного металла. Главное правило: мебель Ар-нуво выглядит так, будто застыла в танце. Что касается тканей, то портьерам можно предоставить асимметричный вид. Прекрасно, если завесы создают иллюзию стекла и будто состоят из множества осколков.
Арт-нуво: оттенки, освещение, детали
Цвета господствуют приглушенные, натуральные: шоколадный, оливковый, терракотовый, песочный, серый с фиолетовым или розовым отливом. Как любой ретро-стайл Арт-нуво не сочетается с галогенами и светодиодами. Освещение должно быть интимным, задушевным: его источники — матовые плафоны, абажуры, изящные бра, торшеры в виде ландышей и лебединых шей и, конечно же, легендарные лампы Тиффани с пестрыми колпаками.
Ар-нуво — прием настолько живописен, что, по сути, не требует много посторонних деталей. Украшая дом, уже украшенный элементами, которые содержатся, собственно, в стиле, важно не переусердствовать с мелочами. Достойно впишутся в убранство большие, цветного стекла вазы, старинные часы, картина истинного мастера. Всего лишь несколько грузовых нюансов (состаренное фото или подсвечник) подчеркнут историю стиля, его истоки. Безделушки же будут лишними.
Арт-нуво — выбор людей неординарных, уверенных в себе и даже дерзких, чьи достижения очевидны, а вкус безупречен.
sam-sebe-dizainer.com
Стиль арт-нуво в архитектуре, живописи и интерьере. Описание и особенности стиля арт-нуво :: SYL.ru
Рождение и формирование стиля арт-нуво — явление сложное, стремительное и крайне значимое. Стиль просуществовал около 20 лет, однако он колоссально повлиял не только на искусство, архитектуру, дизайн, производство потребительских предметов и другие области социальной деятельности. Направление изменило сознание общества во многих странах, разорвало длительную связь с предшествующими художественными стилями и являлось своеобразнымпереходом к абсолютно новому. Потому, несмотря на недолгий период существования, арт-нуво считается не просто стилем или направлением, а целой эпохой.
История термина
Стиль носит несколько названий, поскольку в разных странах его обозначали по-своему. Наиболее известно направление, как арт-нуво. Это название появилось благодаря Зигфриду Бингу, открывшему в конце 1895 года парижский магазин-галерею с художественными мастерскими Maison de l’Art Nouveau, который дословно переводится как «Дом нового искусства». Это была не первая галерея Бинга, и в ней выставляли напоказ и для продажи совершенно разные предметы, имеющие художественную ценность. В их числе были картины, изделия из художественного стекла, обои и ткани, мебель, светильники, серебряные изделия, множество других вещей. Однако все они представляли исключительно новое искусство: art nouveau, или арт-нуво. Французский термин, произошел от названия знаменитой галереи.
В России стиль был известен как модерн, в Соединенных Штатах — тиффани. В Германии его называли «молодым стилем», что звучало как югендштиль. Название напрямую было связанно с общественно-политическим сатирическим журналом Jugend. В Шотландии он был известен как «стиль Глазго». Название было дано в честь шотландского объединения художников и дизайнеров, значительно повлиявшего на становление модерна в Великобритании. Итальянцы стиль обозначали как «либерти», что в переводе значит «свобода». Но это не все варианты, в каждой европейской стране стиль арт-нуво носил свое название.
История появления
На протяжении XIX века не было продуцировано ни одного нового стиля, осуществлялась только реконструкция старых исторических направлений. Ампир, неоклассицизм и академизм базировались на римско-греческих античных канонах и формах, псевдоготика повторяла архитектуру позднего Средневековья, во Франции причудливо смешивались второе рококо, стили Людовика XV и XVI, в каждой европейской стране процветал псевдонародный стиль и модификации уже известных направлений. Творцам искусства до оскомины надоел повтор старого, и началсяактивный поиск новых форм, акцентов, образов.
Первое архитектурное сооружение в стиле модерн было построено в Брюсселе Виктором Орга в 1893 году для профессора Тасселя при оформлении его особняка. В Англии в 1892 году был издан иллюстрированный графиком Обри Бердсли роман «Смерть Артура», а затем он создал декорации к «Саломее» (пьеса Уахлда). Утонченно эротичные рисунки художника вызвали возмущениеобывателей и шумиху, однако стали эталоном нового искусства и принесли Бердсли славу. В обоих случаях, и в иллюстрировании романа, и при оформлении особняка, художники акцентировали внимание на волнообразных утонченных линиях. В это же время первые шаги в данном направлении делали венские и мюнхенские художники-дизайнеры. Поэтому, невозможно однозначно сказать, где зародился стиль арт-нуво. В страны Европы он ворвался как порыв свежего воздуха одновременно с разных уголков континента и быстро распространился в этой части света, а затем стал популярен и в Соединенных Штатах.
Высшего расцвета направление достигло после 1900 года, когда на Парижской Всемирной выставке модерн стал главенствующим стилем. Экспонаты, павильоны, специально построенные объекты и даже многие технологические новинки содержали элементы арт-нуво.
Стилевые особенности
Для модернизма характерны закругленные и волнообразные, часто ассиметричные линии, естественные формы, абстрактные, геометрические, линейные конфигурации. Кладезем идей послужило национальное творчество, искусство стран Ближнего Востока, африканского севера, Японии, Индонезии, чему весьма способствовала популярность путешествий и колониальное предпринимательство. Слоновая кость и древесина экзотических деревьев, кожа, рога и шкуры животных стали не просто материалом, а также источником вдохновения для создания дизайне в стиле арт-нуво. Впитав и преобразовав различные направления, национальную культуру и традиции разных стран, стилизация, как никогда прежде, выделилась в качестве главного эстетического метода нового стиля.
Именно природа с ее неисчерпаемым богатством идей, как правило,определяла тематику и формы произведений в период модерна. Стилизованные раковины, цветы, листья, ветви, насекомые, особенно бабочки и стрекозы, ящерицы и змеи часто переплетались, сочетаясь в узорах и орнаментах арт-нуво. Затем композиции применяли в совершенно разных видах изобразительного, прикладного искусства, при оформлении потребительских изделий. Тяга к естественным формам не обошла стороной и человеческое тело как венец природного творения. Стилизованные изображения прекрасных полуобнаженных женщин, тела которых недостаточно прикрыты, а лишь подчеркнуты легчайшими одеяниями –один из характерных декоративных элементов стиля.
Принципы арт-нуво
Стиль сильно отличается от всех предшествовавших ему направлений, поскольку характеризуется максимальной декоративно-прикладной направленностью и рассчитан, главным образом,на производство утилитарных, бытовых вещей, которые наряду с удобством обладают незаурядной эстетикой. Впервые перед искусством стояла непростая задача:служение не богатству и могуществу, а доступность для широких слоев населения. Целью большинства мастеров стала разработка новых эстетичных форм, рассчитанных на машинное производство, новые материалы и технологии, вовлечение как можно большего количества сфер человеческой деятельности в область прекрасного. Еще одна из особенностей периода — стремление к повышенному комфорту.
Арт-нуво появился под влиянием не только эстетических направлений, отдельных художников, покровителей и деятелей искусства, а также общественных учреждений, производителей, издательств. Направление охватило живопись и графику, архитектуру, скульптуру, декоративное искусство, промышленное производство. Стиль обладал разнообразными особенностями, которые проявлялись в зависимости от области его применения. В каждой из перечисленных областей можно назвать личности, творения которых стали знаковыми для быстротечной эпохи арт-нуво.
Архитектура
После первого частного особняка, выполненного в единой манере Виктором Орта, идею быстро поддержали в других европейских странах, а затем — в США. Несмотря на то, что в стиле модерн с тех пор было построено множество более интересных и оригинальных зданий, бельгийский зодчий остается самой выдающейся личностью в архитектуре арт-нуво, поскольку он является основоположником направления.
Бетон, как новый материал, и современные технологии давали больше возможностей для возведения изогнутых форм, увеличения количества этажей, размеров окон, витрин и арок. Декор из кованого металла и стекла преобладал над деревянными элементами. Строения утратили классические формы, вернулись к прошлому: античным колоннам и пилястрам, фронтонам и портикам. Соответствовать массовым запросам индустриального общества — тенденция архитектуры модерна. Потому при строительстве жилых объектов особое внимание уделяли комфортабельности, устройству лифтов и центрального отопления. Стиль распространился не только на жилые и общественные здания, но также на культовые сооружения, вокзалы и станции метро, мосты, торговые и промышленные павильоны, городскую скульптуру, ограды и другие объекты. В зависимости от страны и автора проекта внешние признаки строительного модерна существенно отличаются.
Интерьер
В гостиницах, ресторанах, общественных и государственных заведениях, роскошных особняках возводили великолепные лестницы, закругленные формы и фантастические переплетения перил которых, поистине, стали произведениями искусства. Те же обтекаемые очертания носили другие детали в интерьере арт-нуво: двери, арочные проемы, мебель, резные панели, настенная роспись, светильники. Невероятно модными в таких зданиях стали витражи.
При декорировании интерьера жилых домов представителей высшего света и среднего класса стали использовать ткани, обои и ковры. Предметы интерьера массово выпускают в Германии, Бельгии и Австрии по эскизам таких коммерческих дизайнеров, как Йозеф Хофман, Анри Ван де Вельде, Рихард Римершмид, Коломон Мозер, для творчества которых характерны орнаменты с геометрическими, абстрактными или природными мотивами в несколько приглушенных тонах. Достигла небывалого расцвета роспись гобеленов со стилизованными мотивами арт-нуво. По изготовлению обоев, а также художественных тканей с начала 1890 годов ведущее место занимала Великобритания, и множество ее заводов выпускали для экспорта продукцию в модернистском стиле.
Меблировка
Предметы обстановки существенно отличались в зависимости от стран, в которых их производили. Важным производственным центром этого периода стала Бельгия. Стиль модерна ярко раскрылся в работах Виктора Орта, Анри Ван де Вельде, Гюстава Серрурье-Бови. Для их мебельного дизайна в меньшей степени характерны природные формы и в большей — изогнутые абстрактные линии. Мебель бельгийской компании «Ван Висселинг & Ко» представляла несколько иное направление. Работавшие для фирмы дизайнеры, применяли образцы и материалы восточных стран, в частности породы экзотических индонезийских деревьев и удачно сочетали их с конструктивными деталями.
В дизайне немецкой мебели югендштиля существовало два направления: рационалистическое и экспрессивное. Рационалистический стиль отличается использованием недорогих доступных материалов, простотой форм, практичностью и стремлением создавать образцы для промышленного изготовления. Для изделий экспрессивного направления эталоном служил растительный и животный мир.
Ведущие дизайнеры Вены рассматривали изготовление мебели как архитектурное искусство, что выражается в точных геометрических формах. В Америке среди мебельного производства все еще господствовали старые традиции, и Буффало Ролфс был одним из немногих дизайнеров, кому удалось придать изделиям природные мотивы и волнообразные линии арт-нуво. В странах Скандинавии и Центральной Европы формировались собственные традиции, связанные с народным творчеством и национальными орнаментами.
Большинство дизайнеров Парижа стремились к возрождению пышного декора стиля рококо или барокко. Важнейшим центром мебельного производства традиционно оставался французский город Нанси, в котором две компании, Луи Мажореля и Эмиля Галле, производили исключительные образцы мебели в духе традиционных форм и природных мотивов.
Стиль арт-нуво в одежде
Новое направление не произвело революцию в женской моде, для которой в тот период силуэты XVIII века служил образцом. Недостаток оригинальных фасонов компенсировался роскошной отделкой: орнаментом, вышивкой, тесьмой и лентами, складками и воланами. Узкие высокие воротники охватывали женскую шею до самого подбородка. Вшивной рукав, пышный у плеча, был узким от локтя и заканчивался ниже кисти, нередко доходя до пальцев. Длинная, касающаяся пола юбка, формой напоминала колокол. Пышная у бедер, она собиралась сзади в складки, частенько переходящие в короткий шлейф. Таким образом, затянутая в корсет с накладными подушками внизу спины женская фигура, в профиль походила на букву S. Чтобы сбалансировать этот силуэт, большие и пышно декорированные шляпы носили, слегка сдвигая вперед. Самым респектабельным и дорогим, но довольно тяжелы украшением для шляп были страусовые перья.
Модная обувь тех лет — остроносые туфли либо полусапожки на шнуровке со скошенными каблучками в стиле барокко. Обязательные аксессуары — перчатки и зонтик — завершали дневной наряд. Ткани для повседневной одежды: лен, шерсть, бархат спокойных темных либо пастельных сиреневых, голубых, розовых оттенков.
Вечерние туалеты, как правило, имели глубокое декольте. Их шили из дорогих тканей, таких, как шифон, крепдешин, муслин, сатин, тюль, кружево и богато украшали вышивкой. Открытые руки затягивали в длинные, выше локтя перчатки.
Ювелирные украшения
В наиболее утонченной форме стиль проявился в ювелирных изделиях. А гением драгоценных украшений арт-нуво по праву считают Рене Лалика. Он был признан своими современниками законодателем модерна и ключевым художником нового стиля. Он стал автором некоторых изображений, в частности, стилизованных насекомых, растений, рептилий и женских фигур в виде бабочек и стрекоз, которые переняли затем иллюстраторы и дизайнеры. Он первым начал совмещать цветное стекло, рог, слоновий бивень, недорогие камни с золотом, бриллиантами, жемчугом и эмалью. Изделия Лалика напоминают маленькие картины, а его нагрудное украшение «Стрекоза» стало одним из символов модерна.
Стиль тиффани
Предприятие Луиса Комфорта Тиффани в свое время превзошло славой ювелирную компанию его отца. Не зря арт-нуво в Соединенных Штатах называют его именем. Фирма и завод Тиффани младшего, Tiffany Glassand Decorating Company, оформила множество интерьеров общественных зданий, отелей, ресторанов, домов богатейших людей Америки. Однако сегодня имя великого художника связывают в основном с лампами и витражами в стиле арт-нуво.
Стекло было наибольшей страстью Луиса Комфорта, и он рано увлекся витражным искусством. На его предприятии работали лучшие специалисты. Сейчас невозможно даже приблизительно назвать количество типов, текстур, и оттенков стекол, которые производили на фабрике Тиффани. Из этого богатого разнообразия материала создавали в основном витражи. Их Луис Комфорт выполнил больше, чем кто-либо из его современников. Его многочисленные витражи похожи на светящиеся живописные полотна с тонкой детализацией, цветовыми и теневыми переходами.
Для остававшихся кусков стекла была придумана техника, повторяющая витражный эффект в миниатюре, что позволило создавать абажуры для ламп. Технологию быстро переняли другие производители. Однако лампы от Тиффани всегда отличались одной особенностью: каждый стеклянный кусочек даже самый мелкий, не был однородным, в нем всегда присутствовал переход цвета или вкрапления, переливы либо особая фактура. Как правило, это не прозрачные, а матовые и молочные стекла самых разнообразных оттенков.
Общественное питание
В США в этот период сформировался новый вид обслуживания, переродившийся на протяжение XX века в широкомасштабную индустрию и получивший название кейтеринг. Арт-нуво в качестве стиля ни в коей мере не повлиял на этот процесс, однако совпал по времени с развитием нового бизнеса. На раннем этапе деятельность по организации мест общественного питания была начата с 1820 года чернокожими американцами и осуществляли ее в Филадельфии.
Начало профессионального развития бизнеса относится к периоду правления Роберта Богла, признанного «основателем общественного питания». Второе поколение «черных» закусочных и магазинов готовых кулинарных продуктов Филадельфии было открыто к 1840 году, когда афроамериканцы начали слияние подобных заведений со своими ресторанами. Сам термин caterer появился в 1880-х годах, после того как местные каталоги начали перечислять многочисленные магазины и закусочные общественного питания. Именно тогда, в период арт-нуво, кейтеринг, ставший прибыльным, начал переходить в руки белых предпринимателей. К 1930 годам «черные» заведения практически исчезли, а индустрия сетей общественного питания превратилась в респектабельный бизнес.
Внезапное завершение
Стиль не изжил себя, не перешел постепенно в другие направления. Он оборвался внезапно в начале широкомасштабной войны 1914 года, охватившей всю Европу, а общественные интересы обратились в другом направлении. Когда чрез четыре года военные действия закончились, мир существенно изменился. Прекратили свое существование нескольких крупнейших мировых империй, произошли территориальные трансформации, стала иной политическая ситуация. Но главное – это появление новых материалов и технологий, увеличение производственных мощностей. Основным потребителем стал значительно возросший средний класс. Человечество жило другими темпами и стремлениями. Совсем иные формы и линии потребовались от дизайнеров для создания утилитарных практичных вещей. Однако интерес к арт-нуво после 1950-х годов опять возрос и с тех пор не прекращается, проявляя себя в различных областях искусства и производства.
www.syl.ru