Арт нуво это: Арт-Нуво и Арт-Деко: как не перепутать? – Модерн — Википедия

Содержание

Ар нуво: что такое ар нуво?

Одно из названий стиля модерн.

Ар нуво (Art Nouveau) – одно из названий стиля модерн. Оно происходит от наименования парижской галереи La maison de l’art nouveau (Дом нового искусства), где проводились первые выставки художников, архитекторов, дизайнеров, керамистов, ювелиров, работавших в этом стиле.

На фото:

Ар нуво возник в Европе в 1880-х годах. Его приверженцы выступали против насаждения «историзма» в искусстве, дизайне и архитектуре, беспорядочного смешения элементов барокко, рококо, классицизма и т.д. Они стремились создать принципиально новый стиль, который распространялся бы на все сферы жизни человека и делал ее гармоничной. В едином ключе должны были быть оформлены дом, как внутри, так и снаружи, мебель, предметы интерьера, бытовые принадлежности. Все должно быть функционально, красиво и эстетично. Подражание природе, использование плавных линий, повторяющих формы растений, сочеталось с широким применением последних технических достижений и новых материалов.

На фото:

В архитектуре в стиле ар нуво одинаково успешно строили как загородные виллы и городские особняки крупных буржуа, так и многоквартирные доходные дома. В последних впервые появились кондиционер и лифт, а также чердак. Стены и крыша украшались пестрой терракотовой мозаикой или стукко (искусственный мрамор), углы сглаживались за счет лепнины в виде древесного ствола, переплетенных лиан и т.п. 

На фото: обои в стиле ар нуво.

В особняках и на виллах благодаря увлечению культурой Востока выделялись новые помещения, например просторная курительная комната, обычно оформленная в лаконичном японском стиле. Существенно была модернизирована ванная комната, которая начала восприниматься как интимное пространство.

Интерьеры в этом стиле были нарядными и выглядели просторными и светлыми благодаря большим окнам и палевой цветовой гамме. Полы могли быть мраморными или выложенными паркетом из древесины светлых тонов (ясень, ольха, дуб, береза). Для отделки стен использовались бумажные или шелковые обои с узорами, часто это были огромные причудливые цветы или насекомые.

На фото:

Формы мебели вторили плавным, изогнутым линиям интерьера. Широкое распространение получили небольшие предметы интимного свойства — тумбочки, маленькие столики. Для корпусной мебели характерным было сочетание деревянного каркаса и больших по площади стеклянных поверхностей. В ее отделке активно применялась техника фанеровки древесиной светлых тонов (ольха, орех, дуб). Для украшения использовалась инкрустация темной древесиной (черное дерево), слоновой костью или перламутром. Обивка мягкой мебели по темам узоров перекликалась с обоями. 

На фото: модель 9346 COFFEEHOUSE CHAIR от фабрики Baker.

Популярные мотивы:

  • растительные: листья, бутоны экзотических цветов, вьющиеся стебли;
  • геометрические: синусоида;
  • морские: волны, рыбы, раковины причудливой формы, морские животные.

В статье использованы изображения beardsandbarnacles.blogspot.com


Стиль арт-нуво в архитектуре, живописи и интерьере. Описание и особенности стиля арт-нуво

Рождение и формирование стиля арт-нуво — явление сложное, стремительное и крайне значимое. Стиль просуществовал около 20 лет, однако он колоссально повлиял не только на искусство, архитектуру, дизайн, производство потребительских предметов и другие области социальной деятельности. Направление изменило сознание общества во многих странах, разорвало длительную связь с предшествующими художественными стилями и являлось своеобразнымпереходом к абсолютно новому. Потому, несмотря на недолгий период существования, арт-нуво считается не просто стилем или направлением, а целой эпохой.

История термина

Стиль носит несколько названий, поскольку в разных странах его обозначали по-своему. Наиболее известно направление, как арт-нуво. Это название появилось благодаря Зигфриду Бингу, открывшему в конце 1895 года парижский магазин-галерею с художественными мастерскими Maison de l’Art Nouveau, который дословно переводится как «Дом нового искусства». Это была не первая галерея Бинга, и в ней выставляли напоказ и для продажи совершенно разные предметы, имеющие художественную ценность. В их числе были картины, изделия из художественного стекла, обои и ткани, мебель, светильники, серебряные изделия, множество других вещей. Однако все они представляли исключительно новое искусство: art nouveau, или арт-нуво. Французский термин, произошел от названия знаменитой галереи.

В России стиль был известен как модерн, в Соединенных Штатах — тиффани. В Германии его называли «молодым стилем», что звучало как югендштиль. Название напрямую было связанно с общественно-политическим сатирическим журналом Jugend. В Шотландии он был известен как «стиль Глазго». Название было дано в честь шотландского объединения художников и дизайнеров, значительно повлиявшего на становление модерна в Великобритании. Итальянцы стиль обозначали как «либерти», что в переводе значит «свобода». Но это не все варианты, в каждой европейской стране стиль арт-нуво носил свое название.

Стиль арт-нуво в архитектуре, живописи и интерьере. Описание и особенности стиля арт-нуво

История появления

На протяжении XIX века не было продуцировано ни одного нового стиля, осуществлялась только реконструкция старых исторических направлений. Ампир, неоклассицизм и академизм базировались на римско-греческих античных канонах и формах, псевдоготика повторяла архитектуру позднего Средневековья, во Франции причудливо смешивались второе рококо, стили Людовика XV и XVI, в каждой европейской стране процветал псевдонародный стиль и модификации уже известных направлений. Творцам искусства до оскомины надоел повтор старого, и началсяактивный поиск новых форм, акцентов, образов.

Первое архитектурное сооружение в стиле модерн было построено в Брюсселе Виктором Орга в 1893 году для профессора Тасселя при оформлении его особняка. В Англии в 1892 году был издан иллюстрированный графиком Обри Бердсли роман «Смерть Артура», а затем он создал декорации к «Саломее» (пьеса Уахлда). Утонченно эротичные рисунки художника вызвали возмущениеобывателей и шумиху, однако стали эталоном нового искусства и принесли Бердсли славу. В обоих случаях, и в иллюстрировании романа, и при оформлении особняка, художники акцентировали внимание на волнообразных утонченных линиях. В это же время первые шаги в данном направлении делали венские и мюнхенские художники-дизайнеры. Поэтому, невозможно однозначно сказать, где зародился стиль арт-нуво. В страны Европы он ворвался как порыв свежего воздуха одновременно с разных уголков континента и быстро распространился в этой части света, а затем стал популярен и в Соединенных Штатах.

Высшего расцвета направление достигло после 1900 года, когда на Парижской Всемирной выставке модерн стал главенствующим стилем. Экспонаты, павильоны, специально построенные объекты и даже многие технологические новинки содержали элементы арт-нуво.

Стиль арт-нуво в архитектуре, живописи и интерьере. Описание и особенности стиля арт-нуво

Стилевые особенности

Для модернизма характерны закругленные и волнообразные, часто ассиметричные линии, естественные формы, абстрактные, геометрические, линейные конфигурации. Кладезем идей послужило национальное творчество, искусство стран Ближнего Востока, африканского севера, Японии, Индонезии, чему весьма способствовала популярность путешествий и колониальное предпринимательство. Слоновая кость и древесина экзотических деревьев, кожа, рога и шкуры животных стали не просто материалом, а также источником вдохновения для создания дизайне в стиле арт-нуво. Впитав и преобразовав различные направления, национальную культуру и традиции разных стран, стилизация, как никогда прежде, выделилась в качестве главного эстетического метода нового стиля.

Именно природа с ее неисчерпаемым богатством идей, как правило,определяла тематику и формы произведений в период модерна. Стилизованные раковины, цветы, листья, ветви, насекомые, особенно бабочки и стрекозы, ящерицы и змеи часто переплетались, сочетаясь в узорах и орнаментах арт-нуво. Затем композиции применяли в совершенно разных видах изобразительного, прикладного искусства, при оформлении потребительских изделий. Тяга к естественным формам не обошла стороной и человеческое тело как венец природного творения. Стилизованные изображения прекрасных полуобнаженных женщин, тела которых недостаточно прикрыты, а лишь подчеркнуты легчайшими одеяниями –один из характерных декоративных элементов стиля.

Стиль арт-нуво в архитектуре, живописи и интерьере. Описание и особенности стиля арт-нуво

Принципы арт-нуво

Стиль сильно отличается от всех предшествовавших ему направлений, поскольку характеризуется максимальной декоративно-прикладной направленностью и рассчитан, главным образом,на производство утилитарных, бытовых вещей, которые наряду с удобством обладают незаурядной эстетикой. Впервые перед искусством стояла непростая задача:служение не богатству и могуществу, а доступность для широких слоев населения. Целью большинства мастеров стала разработка новых эстетичных форм, рассчитанных на машинное производство, новые материалы и технологии, вовлечение как можно большего количества сфер человеческой деятельности в область прекрасного. Еще одна из особенностей периода — стремление к повышенному комфорту.

Арт-нуво появился под влиянием не только эстетических направлений, отдельных художников, покровителей и деятелей искусства, а также общественных учреждений, производителей, издательств. Направление охватило живопись и графику, архитектуру, скульптуру, декоративное искусство, промышленное производство. Стиль обладал разнообразными особенностями, которые проявлялись в зависимости от области его применения. В каждой из перечисленных областей можно назвать личности, творения которых стали знаковыми для быстротечной эпохи арт-нуво.

Архитектура

После первого частного особняка, выполненного в единой манере Виктором Орта, идею быстро поддержали в других европейских странах, а затем — в США. Несмотря на то, что в стиле модерн с тех пор было построено множество более интересных и оригинальных зданий, бельгийский зодчий остается самой выдающейся личностью в архитектуре арт-нуво, поскольку он является основоположником направления.

Стиль арт-нуво в архитектуре, живописи и интерьере. Описание и особенности стиля арт-нуво

Бетон, как новый материал, и современные технологии давали больше возможностей для возведения изогнутых форм, увеличения количества этажей, размеров окон, витрин и арок. Декор из кованого металла и стекла преобладал над деревянными элементами. Строения утратили классические формы, вернулись к прошлому: античным колоннам и пилястрам, фронтонам и портикам. Соответствовать массовым запросам индустриального общества — тенденция архитектуры модерна. Потому при строительстве жилых объектов особое внимание уделяли комфортабельности, устройству лифтов и центрального отопления. Стиль распространился не только на жилые и общественные здания, но также на культовые сооружения, вокзалы и станции метро, мосты, торговые и промышленные павильоны, городскую скульптуру, ограды и другие объекты. В зависимости от страны и автора проекта внешние признаки строительного модерна существенно отличаются.

Интерьер

В гостиницах, ресторанах, общественных и государственных заведениях, роскошных особняках возводили великолепные лестницы, закругленные формы и фантастические переплетения перил которых, поистине, стали произведениями искусства. Те же обтекаемые очертания носили другие детали в интерьере арт-нуво: двери, арочные проемы, мебель, резные панели, настенная роспись, светильники. Невероятно модными в таких зданиях стали витражи.

Стиль арт-нуво в архитектуре, живописи и интерьере. Описание и особенности стиля арт-нуво

При декорировании интерьера жилых домов представителей высшего света и среднего класса стали использовать ткани, обои и ковры. Предметы интерьера массово выпускают в Германии, Бельгии и Австрии по эскизам таких коммерческих дизайнеров, как Йозеф Хофман, Анри Ван де Вельде, Рихард Римершмид, Коломон Мозер, для творчества которых характерны орнаменты с геометрическими, абстрактными или природными мотивами в несколько приглушенных тонах. Достигла небывалого расцвета роспись гобеленов со стилизованными мотивами арт-нуво. По изготовлению обоев, а также художественных тканей с начала 1890 годов ведущее место занимала Великобритания, и множество ее заводов выпускали для экспорта продукцию в модернистском стиле.

Меблировка

Предметы обстановки существенно отличались в зависимости от стран, в которых их производили. Важным производственным центром этого периода стала Бельгия. Стиль модерна ярко раскрылся в работах Виктора Орта, Анри Ван де Вельде, Гюстава Серрурье-Бови. Для их мебельного дизайна в меньшей степени характерны природные формы и в большей — изогнутые абстрактные линии. Мебель бельгийской компании «Ван Висселинг & Ко» представляла несколько иное направление. Работавшие для фирмы дизайнеры, применяли образцы и материалы восточных стран, в частности породы экзотических индонезийских деревьев и удачно сочетали их с конструктивными деталями.

В дизайне немецкой мебели югендштиля существовало два направления: рационалистическое и экспрессивное. Рационалистический стиль отличается использованием недорогих доступных материалов, простотой форм, практичностью и стремлением создавать образцы для промышленного изготовления. Для изделий экспрессивного направления эталоном служил растительный и животный мир.

Стиль арт-нуво в архитектуре, живописи и интерьере. Описание и особенности стиля арт-нуво

Ведущие дизайнеры Вены рассматривали изготовление мебели как архитектурное искусство, что выражается в точных геометрических формах. В Америке среди мебельного производства все еще господствовали старые традиции, и Буффало Ролфс был одним из немногих дизайнеров, кому удалось придать изделиям природные мотивы и волнообразные линии арт-нуво. В странах Скандинавии и Центральной Европы формировались собственные традиции, связанные с народным творчеством и национальными орнаментами.

Большинство дизайнеров Парижа стремились к возрождению пышного декора стиля рококо или барокко. Важнейшим центром мебельного производства традиционно оставался французский город Нанси, в котором две компании, Луи Мажореля и Эмиля Галле, производили исключительные образцы мебели в духе традиционных форм и природных мотивов.

Стиль арт-нуво в одежде

Новое направление не произвело революцию в женской моде, для которой в тот период силуэты XVIII века служил образцом. Недостаток оригинальных фасонов компенсировался роскошной отделкой: орнаментом, вышивкой, тесьмой и лентами, складками и воланами. Узкие высокие воротники охватывали женскую шею до самого подбородка. Вшивной рукав, пышный у плеча, был узким от локтя и заканчивался ниже кисти, нередко доходя до пальцев. Длинная, касающаяся пола юбка, формой напоминала колокол. Пышная у бедер, она собиралась сзади в складки, частенько переходящие в короткий шлейф. Таким образом, затянутая в корсет с накладными подушками внизу спины женская фигура, в профиль походила на букву S. Чтобы сбалансировать этот силуэт, большие и пышно декорированные шляпы носили, слегка сдвигая вперед. Самым респектабельным и дорогим, но довольно тяжелы украшением для шляп были страусовые перья.

Модная обувь тех лет — остроносые туфли либо полусапожки на шнуровке со скошенными каблучками в стиле барокко. Обязательные аксессуары — перчатки и зонтик — завершали дневной наряд. Ткани для повседневной одежды: лен, шерсть, бархат спокойных темных либо пастельных сиреневых, голубых, розовых оттенков.

Вечерние туалеты, как правило, имели глубокое декольте. Их шили из дорогих тканей, таких, как шифон, крепдешин, муслин, сатин, тюль, кружево и богато украшали вышивкой. Открытые руки затягивали в длинные, выше локтя перчатки.

Ювелирные украшения

Стиль арт-нуво в архитектуре, живописи и интерьере. Описание и особенности стиля арт-нуво

В наиболее утонченной форме стиль проявился в ювелирных изделиях. А гением драгоценных украшений арт-нуво по праву считают Рене Лалика. Он был признан своими современниками законодателем модерна и ключевым художником нового стиля. Он стал автором некоторых изображений, в частности, стилизованных насекомых, растений, рептилий и женских фигур в виде бабочек и стрекоз, которые переняли затем иллюстраторы и дизайнеры. Он первым начал совмещать цветное стекло, рог, слоновий бивень, недорогие камни с золотом, бриллиантами, жемчугом и эмалью. Изделия Лалика напоминают маленькие картины, а его нагрудное украшение «Стрекоза» стало одним из символов модерна.

Стиль тиффани

Предприятие Луиса Комфорта Тиффани в свое время превзошло славой ювелирную компанию его отца. Не зря арт-нуво в Соединенных Штатах называют его именем. Фирма и завод Тиффани младшего, Tiffany Glassand Decorating Company, оформила множество интерьеров общественных зданий, отелей, ресторанов, домов богатейших людей Америки. Однако сегодня имя великого художника связывают в основном с лампами и витражами в стиле арт-нуво.

Стекло было наибольшей страстью Луиса Комфорта, и он рано увлекся витражным искусством. На его предприятии работали лучшие специалисты. Сейчас невозможно даже приблизительно назвать количество типов, текстур, и оттенков стекол, которые производили на фабрике Тиффани. Из этого богатого разнообразия материала создавали в основном витражи. Их Луис Комфорт выполнил больше, чем кто-либо из его современников. Его многочисленные витражи похожи на светящиеся живописные полотна с тонкой детализацией, цветовыми и теневыми переходами.

Стиль арт-нуво в архитектуре, живописи и интерьере. Описание и особенности стиля арт-нуво

Для остававшихся кусков стекла была придумана техника, повторяющая витражный эффект в миниатюре, что позволило создавать абажуры для ламп. Технологию быстро переняли другие производители. Однако лампы от Тиффани всегда отличались одной особенностью: каждый стеклянный кусочек даже самый мелкий, не был однородным, в нем всегда присутствовал переход цвета или вкрапления, переливы либо особая фактура. Как правило, это не прозрачные, а матовые и молочные стекла самых разнообразных оттенков.

Общественное питание

В США в этот период сформировался новый вид обслуживания, переродившийся на протяжение XX века в широкомасштабную индустрию и получивший название кейтеринг. Арт-нуво в качестве стиля ни в коей мере не повлиял на этот процесс, однако совпал по времени с развитием нового бизнеса. На раннем этапе деятельность по организации мест общественного питания была начата с 1820 года чернокожими американцами и осуществляли ее в Филадельфии.

Начало профессионального развития бизнеса относится к периоду правления Роберта Богла, признанного «основателем общественного питания». Второе поколение «черных» закусочных и магазинов готовых кулинарных продуктов Филадельфии было открыто к 1840 году, когда афроамериканцы начали слияние подобных заведений со своими ресторанами. Сам термин caterer появился в 1880-х годах, после того как местные каталоги начали перечислять многочисленные магазины и закусочные общественного питания. Именно тогда, в период арт-нуво, кейтеринг, ставший прибыльным, начал переходить в руки белых предпринимателей. К 1930 годам «черные» заведения практически исчезли, а индустрия сетей общественного питания превратилась в респектабельный бизнес.

Внезапное завершение

Стиль не изжил себя, не перешел постепенно в другие направления. Он оборвался внезапно в начале широкомасштабной войны 1914 года, охватившей всю Европу, а общественные интересы обратились в другом направлении. Когда чрез четыре года военные действия закончились, мир существенно изменился. Прекратили свое существование нескольких крупнейших мировых империй, произошли территориальные трансформации, стала иной политическая ситуация. Но главное – это появление новых материалов и технологий, увеличение производственных мощностей. Основным потребителем стал значительно возросший средний класс. Человечество жило другими темпами и стремлениями. Совсем иные формы и линии потребовались от дизайнеров для создания утилитарных практичных вещей. Однако интерес к арт-нуво после 1950-х годов опять возрос и с тех пор не прекращается, проявляя себя в различных областях искусства и производства.

Альфонс Муха. Часть 1. Стиль Арт–нуво.

Альфонс Муха. Стиль Арт–нуво

Альфонс Муха основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво (Art Nouveau), который стал воплощением его эпохи, но одновременно попал в порочный круг коммерческих заказов. Однако сегодня именно эти произведения, созданные им в «Парижский» период, считаются самым ценным его вкладом в сокровищницу мирового искусства. Его яркие, красочные работы, до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.
Интересно, что работы молодого Мухи, отосланные отцом в Пражское художественное училище, вернулись обратно с припиской профессора Лготы об «абсолютном отсутствии таланта у их автора». А открытие его таланта произошоло случайно в графском замке Гандегг в Тиролии, где молодой Альфонс Муха делал ремонт и расписывал стены. Его работой восхищен профессор академии и граф Куэн берется оплачивать обучение молодого дарования, так все и началось…


Монако. Монте-Карло. 1897

Лозунг Арт-нуво – “назад к природе”.
Арт–нуво означает декоративно–орнаментальный стиль.
Стиль Арт–нуво или Ар Нуво, как это ни странно, был заимствован из японского искусства. Он включает использование отдельных элементов, характерных японской культуре, которые как–то присмотрел французский живописец и мастер по керамике Ф. Бракмон. Он увидел японские цветные гравюры, сделанные на дереве. В них заворачивали пачки китайского чая. Свою находку Ф. Бракмон привез во Францию. Благодаря этому, французские художники начали использовать японские мотивы в своем творчестве, развивая и видоизменяя их. С этого момента стал зарождаться стиль Арт-Нуво, или Ар Нуво как его еще называют. Альфонс муха был одним из тех, кто смог возвести стиль Арт нуво в разряд культа. Арт нуво во Франции тогда был распространен повсеместно: афиши, плакаты, реклама, ювелирные украшения, интерьер и так далее, и так далее. А позднее Альфонс Муха привнес этот стиль Ар Нуво и в США, когда приехал туда работать и преподавать. Муха был буквально завален заказами в стиле Арт Нуво.


Выставка «Славянской эпопеи»,


1928. Цветная литография, 81,2 х 183,6 см.


Шестой фестиваль «Сокол»,
1912. Цветная литография, 82,5 х 168,5 см.


Сара Бернар. 1896





Мечтательность


Любовники


Фрукт. 1897


Цветок. 1897

Символ стиля Ар Нуво – изощренная форма цветка цикламена, «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли. Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени, благодаря чему далекие от натурализма или историзма – скорее всего схожие с позднеготическими формами и японской живописью.
Приметой стиля Ар Нуво и стиля Альфонса Мухи стала идеализированная, стилизованная фигура прекрасной девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок. Поскольку этот мотив был одним из наиболее широко распространенных в живописи конца столетия, «стиль Мухи» какое-то время считали синонимом движения «Арт-нуво» в целом.


Поэзия. Из серии Искусство. 1898


Живопись. Из серии Искусство. 1898



Лавр, 1901. Цветная литография, 39,5 х 53 см.


Плющ, 1901. Цветная литография, 39,5 х 53 см.


Салон ста.1897



Принцесса «Гиацинт», 1911. Цветная литография, 83,5 х 125,5 см.
Рекламный плакат сигаретной бумаги Иов. 1896











Вечерняя задумчивость и Ночной отдых. Из серии Время суток. 1899




Лорензачио. Рекламный плакат для Сары Бернар. 1897
Такими плакатами высотой в 2,2 метра были увешаны парижские заборы.


Рубин



Утренняя звезда

Вереск, 1902. Цветная литография, 35 х 74 см.



Издательство Cassan Fils



Зима. Из серии «Сезоны». 1896


Лето. Из серии «Сезоны». 1896


Плакат для Всемирной выставки в Париже. 1900 г.






Основной техникой Мухи была литография, так что произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира. Одним из первых музей Альфонса Мухи появился в такой стране, как Япония. В Масонском музее и Масонской библиотеке в Лондоне есть малоизвестные работы Мухи, посвященные масонским ритуалам и символике. Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге, экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравском Крумлове и выставка о ранних годах его жизни в отреставрированном здании бывшего суда в Иванчице. В настоящее время разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка, недалеко от бывшего выставочного комплекса, специального здания для экспонирования «Славянской эпопеи».



В мастерской художника.

В его мастерской всегда было множество вещей и предметов, которые художник собирал на протяжении жизни. Он не был коллекционером, а просто покупал понравившиеся ему вещи независимо от их коллекционной ценности. Все эти предметы теперь находятся в его музее. Многие из них представляют огромную ценность
В Пражском музее хранятся картины и личные вещи художника, а в библиотеке – грифельная доска с его парижским адресом, на которой он оставлял мелом послания своим посетителям. Последняя запись, сделанная его красивым почерком, словно оставлена для нас и читается очень легко: «…Муха придет…»
В честь Альфонса Мухи назван астероид № 5122. Цитата сообщения Galyshenka


Смотрите также:
— Альфонс Муха. В дамском окружении (Часть2)
http://to-priz.livejournal.com/81644.html
Альфонс Муха и его фотомодели
http://kykolnik.livejournal.com/877567.html
— Альфонс Муха. Аллегории, портреты.
http://philologist.livejournal.com/7172162.html
— Альфонс Муха. Графика и плакат.
http://philologist.livejournal.com/7184745.html
— Альфонс Муха. Славянский эпос.
http://philologist.livejournal.com/7178335.html
— Альфонс Муха (1860—1939). «Славянская эпопея»
http://about-artart.livejournal.com/2304081.html
— «Отче наш, Иже еси на небесех!…»
http://about-artart.livejournal.com/2307524.html

«Art Nouveau»: szhaman — LiveJournal

Сегодня, чтобы отогнать мрачные мысли, мне хочется вам рассказать о чем-то красивом.
Давайте я вам расскажу о модном в моей любимой эпохе стиле «Art Nouveau»:

Этот стиль был моден с конца 19 века вплоть до Первой Мировой войны.
Стиль «арт нуво» — это обворожительные женщины, развевающиеся волосы, текучие ткани, и природные мотивы.

 

Одним из главных мотивов стиля стало обнаженное женское тело, но не как объект восхищения пропорциями, а как провокация, возбуждающая желания. Женщина, ее профиль и обнаженное чувственное тело стали подлинными эмблемами стиля арт нуво». Недаром традиционные викторианцы находили его бесстыдным и развращенным.

Одним из самых знаменитых художников работавшим в этом стиле был Альфонс Муха — художник истинно парижский, хотя и вырос в Моравии, его афиши, декоративные панно, календари, открытки, обложки журналов и книжные иллюстрации благодаря уже высоко развитой в то время технике репродуцирования стали широко известны и снискали огромную популярность.

Но важнее всего то, что эти композиции с их неистощимым изобилием живописно-орнаментальных элементов и изысканностью каллиграфически прорисованных линий обладали силой, способной сформировать стиль. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX — XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.

Его приметой стала идеализированная, стилизованная фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок. Поскольку этот мотив был одним из наиболее широко распространенных в живописи конца столетия, «стиль Мухи» какое-то время считали синонимом движения «ар нуво» в целом.


Но стиль «арт нуво» не ограничивался рисунком. Очень яркий след этот стиль оставил и в ювелирном искусстве. Надо отметить, что наибольший вклад в развитие ювелирики в стиле «арт нуво» внесли художники Франции и США. Конечно, «Новое Искусство» прошлось по всей Европе, не исключая Российскую Империю, но именно французы довели украшения арт-нуво до абсолюта, а американцы сделали из их труда правильные выводы (деньги). Америка традиционно переплавила достижения мастеров Англии и Франции, сочетая местные мотивы американских колонистов и туземных индейских племен. Многие американские производители наладили массовое производство серебряных драгоценностей в стиле арт-нуво, создав изделия, вполне доступные по стоимости для низших классов.

Дело в том, что Франция — единственная европейская страна, где законодательницей мод была не придворная аристократия, а богема, князья полусвета. Истинные дворяне не чурались богемного вкуса, парижский шик отличался именно своей приземленностью и двусмысленным эротизмом. Неумеренная тяга французской элиты к удовольствиям создала для ювелиров спрос на украшения арт-нуво, что позволяло им экспериментировать с материалом и искать для него новые формы.

Интересно, что материалы украшений этого стиля не отличались роскошью — использовался цветной полудрагоценный камень, эмаль, кость. Украшения в этом стиле не претендовали на титул статусных аксессуаров, а были призваны служить выражением чувственной натуры носителя или дарителя. Формализм бриллиантов, их монохромная прямота, с точки зрения арт-нуво, проигрывала богатству красок опалов, лунного камня, халцедона, турмалина, аквамарина и зеленых гранатов. Бриллианты использовались лишь в качестве подсвечивающего фона, как «обертка» для цветных камней. Излюбленной техникой была эмаль, для изготовления которой использовались старые техники и изобретались новые.

Кроме обнаженного женского тела другим основным сюжетом для украшения в стиле арт-нуво стали природные мотивы: цветы, насекомые, змеи и животные. Но теперь они воплощались в свободных, полных воображения формах; насекомые превратились в фантастические создания. Бабочки, стрекозы, цикады, пауки стали изысканными и неповторимыми. Змеи с гибкими телами и радужной чешуей служили символом вечности и сексуальности. Мотивами для украшений стали орхидеи, лилии, ирисы, хризантемы, одуванчики, подсолнухи, маки и чертополох. Растения изображались не только в полном цвету, но и в виде ростков, бутонов и увядающих соцветий, символизируя периоды жизни: юность, зрелость и старость. Павлины, лебеди и ласточки, благодаря своим элегантным формам, как нельзя лучше вписывались в чувственные узоры на разноцветных эмалях.

И наконец, я хотел бы вам рассказать о еще одном воплощении стиля «Art Nouveau» — о архитектуре. Сегодня уже трудно представить, каким шоком был для обывателей этот стиль в архитектуре. Ведь строгость линий и красок, сменилось буйством форм. Все было новым, ярким и вызывающим.
Но, что я буду вам рассказывать – если могу просто показать…

Согласитесь — красиво…
А потом пришел 1914 год – и стиль «Art Nouveau», как и многое другое, не пережил эти страшные годы «подлинного начала двадцатого века»…


Art Nouveau — Wikipedia

Style of art and architecture about 1890 to 1911

Art Nouveau (; French: [aʁ nuvo]) is an international style of art, architecture and applied art, especially the decorative arts, known in different languages by different names: Jugendstil in German, Stile Liberty in Italian, Modernisme in Catalan, etc. In English it is also known as the Modern Style (not to be confused with Modernism and Modern architecture). The style was most popular between 1890 and 1910.[1] It was a reaction against the academic art, eclecticism and historicism of 19th century architecture and decoration. It was often inspired by natural forms such as the sinuous curves of plants and flowers.

[2] Other characteristics of Art Nouveau were a sense of dynamism and movement, often given by asymmetry or whiplash lines, and the use of modern materials, particularly iron, glass, ceramics and later concrete, to create unusual forms and larger open spaces.[3]

One major objective of Art Nouveau was to break down the traditional distinction between fine arts (especially painting and sculpture) and applied arts. It was most widely used in interior design, graphic arts, furniture, glass art, textiles, ceramics, jewelry and metal work. The style responded to leading 19-century theoreticians, such as French architect Eugène-Emmanuel Viollet-le-Duc (1814–1879) and British art critic John Ruskin (1819–1900). In Britain, it was influenced by William Morris and the Arts and Crafts movement. German architects and designers sought a spiritually uplifting Gesamtkunstwerk («total work of art») that would unify the architecture, furnishings, and art in the interior in a common style, to uplift and inspire the residents.

[3]

The first Art Nouveau houses and interior decoration appeared in Brussels in the 1890s, in the architecture and interior design of houses designed by Paul Hankar, Henry Van de Velde, and especially Victor Horta, whose Hôtel Tassel was completed in 1893.[4][5][6] It moved quickly to Paris, where it was adapted by Hector Guimard, who saw Horta’s work in Brussels and applied the style for the entrances of the new Paris Metro. It reached its peak at the 1900 Paris International Exposition, which introduced the Art Nouveau work of artists such as Louis Tiffany. It appeared in graphic arts in the posters of Alphonse Mucha, and the glassware of René Lalique and Émile Gallé.

From Belgium and France, it spread to the rest of Europe, taking on different names and characteristics in each country (see Naming section below). It often appeared not only in capitals, but also in rapidly growing cities that wanted to establish artistic identities (Turin and Palermo in Italy; Glasgow in Scotland; Munich and Darmstadt in Germany), as well as in centres of independence movements (Helsinki in Finland, then part of the Russian Empire; Barcelona in Catalonia, Spain).

By 1910, Art Nouveau’s influence was fading. It was replaced as the dominant European architectural and decorative style first by Art Deco and then by Modernism.[7][8]

The term art nouveau was first used in the 1880s in the Belgian journal L’Art Moderne to describe the work of Les Vingt, twenty painters and sculptors seeking reform through art. The name was popularized by the Maison de l’Art Nouveau («House of the New Art»), an art gallery opened in Paris in 1895 by the Franco-German art dealer Siegfried Bing. In Britain, the French term Art Nouveau

was commonly used, while in France, it was often called by the term Style moderne (akin to the British term Modern Style), or Style 1900.[9] In France, it was also sometimes called Style Jules Verne (after the novelist Jules Verne), Style Métro (after Hector Guimard’s iron and glass subway entrances), Art Belle Époque, or Art fin de siècle.[10]

Art Nouveau is related to, but not identical with, styles that emerged in many countries in Europe at about the same time. Their local names were often used in their respective countries to describe the whole movement.

  • In Belgium, it was sometimes termed Style coup de fouet
    («Whiplash style»), Paling Stijl («Eel style»), or Style nouille («Noodle style») by its detractors.[10]
  • In Britain, besides Art Nouveau, it was known as the Modern Style, or, because of works of Glasgow School, as the Glasgow style. The term Modern is also used in Azerbaijan, Kazakhstan, Russia and Ukraine, and Modernas in Lithuania
  • In Germany and Scandinavia, it was called Reformstil («Reform style»), or Jugendstil («Youth style»), after the popular German art magazine of that name,[10] as well as Wellenstil («Wave style»), or Lilienstil («Lily style»).[9] It is now called Jugend in Finland and Sweden,
    Juugend
    in Estonia, and Jūgendstils in Latvia.
  • In Denmark, it is known as Skønvirke («Work of beauty»).
  • In Austria and the neighbouring countries then part of the Austro-Hungarian Empire, Wiener Jugendstil, or Secessionsstil («Secession style»), after the artists of the Vienna Secession (Hungarian: szecesszió, Czech: secese, Slovak: secesia, Polish: secesja).
  • In Italy, because of the popularity of designs from London’s Liberty & Co department store, it was often called Liberty style, Stile floreale («Floral style»), or Arte nuova («New Art»).[10]
  • In the United States, due to its association with Louis Comfort Tiffany, it was sometimes called the «Tiffany style».[3][8][9][11]
  • In the Netherlands, it was called Nieuwe Kunst («New Art»), or Nieuwe Stijl («New style»).[8][9]
  • In Portugal, Arte nova.
  • In Spain, Modernismo, Modernisme (in Catalan) and Arte joven («Young Art»).
  • In Switzerland, Style Sapin («Pine tree style»).[9]
  • In Finland, Kalevala Style.
  • In Russia, Модерн («Modern») or, for painting, Мир Искусства (Mir Iskusstva, «World of Art»).
  • In Japan, Shiro-Uma.[12]

History[edit]

Influences[edit]

The new art movement had its roots in Britain, in the floral designs of William Morris, and in the Arts and Crafts movement founded by the pupils of Morris. Early prototypes of the style include the Red House with interiors by Morris and architecture by Philip Webb (1859), and the lavish Peacock Room by James Abbott McNeill Whistler. The new movement was also strongly influenced by the Pre-Raphaelite painters, including Dante Gabriel Rossetti and Edward Burne-Jones, and especially by British graphic artists of the 1880s, including Selwyn Image, Heywood Sumner, Walter Crane, Alfred Gilbert, and especially Aubrey Beardsley.[13]

In France, it was influenced by the architectural theorist and historian Eugène Viollet-le-Duc, a declared enemy of the historical Beaux-Arts architectural style. In his 1872 book Entretiens sur l’architecture, he wrote, «Use the means and knowledge given to us by our times, without the intervening traditions which are no longer viable today, and in that way we can inaugurate a new architecture. For each function its material; for each material its form and its ornament.»[14] This book influenced a generation of architects, including Louis Sullivan, Victor Horta, Hector Guimard, and Antoni Gaudí.

The French painters Maurice Denis, Pierre Bonnard and Édouard Vuillard played an important part in integrating fine arts painting with decoration. «I believe that before everything a painting must decorate», Denis wrote in 1891. «The choice of subjects or scenes is nothing. It is by the value of tones, the coloured surface and the harmony of lines that I can reach the spirit and wake up the emotions.»[16] These painters all did both traditional painting and decorative painting on screens, in glass, and in other media.

Another important influence on the new style was Japonism. This was a wave of enthusiasm for Japanese woodblock printing, particularly the works of Hiroshige, Hokusai, and Utagawa Kunisada, which were imported into Europe beginning in the 1870s. The enterprising Siegfried Bing founded a monthly journal, Le Japon artistique in 1888, and published thirty-six issues before it ended in 1891. It influenced both collectors and artists, including Gustav Klimt. The stylized features of Japanese prints appeared in Art Nouveau graphics, porcelain, jewellery, and furniture.

New technologies in printing and publishing allowed Art Nouveau to quickly reach a global audience. Art magazines, illustrated with photographs and colour lithographs, played an essential role in popularizing the new style. The Studio in England, Arts et idèes and Art et décoration in France, and Jugend in Germany allowed the style to spread rapidly to all corners of Europe. Aubrey Beardsley in England, and Eugène Grasset, Henri de Toulouse-Lautrec, and Félix Vallotton achieved international recognition as illustrators. With the posters by Jules Cheret for dancer Loie Fuller in 1893, and by Alphonse Mucha for actress Sarah Bernhardt in 1895, the poster became not just advertising, but an art form. Sarah Bernhardt set aside large numbers of her posters for sale to collectors.

Origins of Art Nouveau – Brussels (1893–1898)[edit]

The first Art Nouveau town houses, Hankar House by Paul Hankar (1893) and the Hôtel Tassel by Victor Horta (1892–1893),[4][5] were built almost simultaneously in Brussels. Hankar was particularly inspired by the theories of the French architect Eugène Viollet-le-Duc. With a goal to create a synthesis of fine arts and decorative arts, he brought Adolphe Crespin [fr] and Albert Ciamberlani [fr] to decorate the interior and exterior with sgraffito, or murals. Hankar decorated stores, restaurants and galleries in what a local critic called «a veritable delirium of originality». He died in 1901, just as the movement was beginning to receive recognition.

Victor Horta was among the most influential architects of the early Art Nouveau, and his Hôtel Tassel (1892–1893) is one of the style’s landmarks.[21][22] Horta’s architectural training was as an assistant to Alphonse Balat, architect to Leopold II of Belgium, constructing the monumental iron and glass Greenhouses of Laeken.[23] In 1892–1893, he put this experience to a very different use. He designed the residence of a prominent Belgian chemist, Émile Tassel, on a very narrow and deep site. The central element of the house was the stairway, not enclosed by walls, but open, decorated with a curling wrought-iron railing, and placed beneath a high skylight. The floors were supported by slender iron columns like the trunks of trees. The mosaic floors and walls were decorated with delicate arabesques in floral and vegetal forms, which became the most popular signature of the style.[24] In a short period, Horta built three more town houses, all with open interiors, and all with skylights for maximum interior light: the Hôtel Solvay, the Hôtel van Eetvelde, and the Maison & Atelier Horta. All four are now part of a UNESCO World Heritage Site.

Henry Van de Velde, born in Antwerp, was another founding figure in the birth of Art Nouveau. Van de Velde’s designs included the interior of his residence, the Bloemenwerf (1895).[26][27] The exterior of the house was inspired the Red House, the residence of writer and theorist William Morris, the founder of the Arts and Crafts Movement. Trained as a painter, Van de Velde turned to illustration, then to furniture design, and finally to architecture. For the Bloemenwerf, he created the textiles, wallpaper, silverware, jewellery, and even clothing, that matched the style of the residence.[28] Van de Velde went to Paris, where he designed furniture and decoration for Samuel Bing, whose Paris gallery gave the style its name. He was also an early Art Nouveau theorist, demanding the use use of dynamic, often opposing lines. Van de Velde wrote: «A line is a force like all the other elementary forces. Several lines put together but opposed have a presence as strong as several forces». In 1906, he departed Belgium for Weimar (Germany), where he founded the Grand-Ducal School of Arts and Crafts, where the teaching of historical styles was forbidden. He played an important role in the German Werkbund, before returning to Belgium.[29]

The debut of Art Nouveau architecture in Brussels was accompanied by a wave of Decorative Art in the new style. Important artists included Gustave Strauven, who used wrought iron to achieve baroque effects on Brussels facades; the furniture designer Gustave Serrurier-Bovy, known for his highly original chairs and articulated metal furniture; and the jewellery designer Philippe Wolfers, who made jewellery in the form of dragonflies, butterflies, swans and serpents.

The Brussels International Exposition held in 1897 brought international attention to the style; Horta, Hankar, Van de Velde, and Serrurier-Bovy, among others, took part in the design of the fair, and Henri Privat-Livemont created the poster for the exhibition.

Paris – Maison de l’Art Nouveau (1895) and Castel Beranger (1895-98)[edit]

The Franco-German art dealer and publisher Siegfried Bing played a key role in publicizing the style. In 1891, he founded a magazine devoted to the art of Japan, which helped publicize Japonism in Europe. In 1892, he organized an exhibit of seven artists, among them Pierre Bonnard, Félix Vallotton, Édouard Vuillard, Toulouse-Lautrec and Eugène Grasset, which included both modern painting and decorative work. This exhibition was shown at the Société nationale des beaux-arts in 1895. In the same year, Bing opened a new gallery at 22 rue de Provence in Paris, the Maison de l’Art Nouveau, devoted to new works in both the fine and decorative arts. The interior and furniture of the gallery were designed by the Belgian architect Henry Van de Velde, one of the pioneers of Art Nouveau architecture. The Maison de l’Art Nouveau showed paintings by Georges Seurat, Paul Signac and Toulouse-Lautrec, glass from Louis Comfort Tiffany and Emile Gallé, jewellery by René Lalique, and posters by Aubrey Beardsley. The works shown there were not at all uniform in style. Bing wrote in 1902, «Art Nouveau, at the time of its creation, did not aspire in any way to have the honor of becoming a generic term. It was simply the name of a house opened as a rallying point for all the young and ardent artists impatient to show the modernity of their tendencies.»

The style was quickly noticed in neighbouring France. After visiting Horta’s Hôtel Tassel, Hector Guimard built the Castel Béranger, among the first Paris buildings in the new style, between 1895 and 1898.[nb 1] Parisians had been complaining of the monotony of the architecture of the boulevards built under Napoleon III by Georges-Eugène Haussmann. The Castel Beranger was a curious blend of Neo-Gothic and Art Nouveau, with curving whiplash lines and natural forms. Guimard, a skilled publicist for his work, declared: «What must be avoided at all cost is…the parallel and symmetry. Nature is the greatest builder of all, and nature makes nothing that is parallel and nothing that is symmetric.»

Parisians welcomed Guimard’s original and picturesque style; the Castel Béranger was chosen as one of the best new façades in Paris, launching Guimard’s career. Guimard was given the commission to design the entrances for the new Paris Métro system, which brought the style to the attention of the millions of visitors to the city’s 1900 Exposition Universelle.[10]

Paris Exposition Universelle (1900)[edit]

The Paris 1900 Exposition universelle marked the high point of Art Nouveau. Between April and November 1900, it attracted nearly fifty million visitors from around the world, and showcased the architecture, design, glassware, furniture and decorative objects of the style. The architecture of the Exposition was often a mixture of Art Nouveau and Beaux-Arts architecture: the main exhibit hall, the Grand Palais had a Beaux-Arts façade completely unrelated to the spectacular Art Nouveau stairway and exhibit hall in the interior.

French designers all made special works for the Exhibition: Lalique crystal and jewellery; jewellery by Henri Vever and Georges Fouquet; Daum glass; the Manufacture nationale de Sèvres in porcelain; ceramics by Alexandre Bigot; sculpted glass lamps and vases by Emile Gallé; furniture by Édouard Colonna and Louis Majorelle; and many other prominent arts and crafts firms. At the 1900 Paris Exposition, Siegfried Bing presented a pavilion called Art Nouveau Bing, which featured six different interiors entirely decorated in the Style.[34][35]

The Exposition was the first international showcase for Art Nouveau designers and artists from across Europe and beyond. Prize winners and participants included Alphonse Mucha, who made murals for the pavilion of Bosnia-Herzegovina and designed the menu for the restaurant of the pavilion; the decorators and designers Bruno Paul and Bruno Möhring from Berlin; Carlo Bugatti from Turin; Bernhardt Pankok from Bavaria; The Russian architect-designer Fyodor Schechtel, and Louis Comfort Tiffany and Company from the United States.[36] The Viennese architect Otto Wagner was a member of the jury, and presented a model of the Art Nouveau bathroom of his own town apartment in Vienna, featuring a glass bathtub.[37]Josef Hoffmann designed the Viennese exhibit at the Paris exposition, highlighting the designs of the Vienna Secession.[38]Eliel Saarinen first won international recognition for his imaginative design of the pavilion of Finland.[39]

While the Paris Exposition was by far the largest, other expositions did much to popularize the style. The 1888 Barcelona Universal Exposition marked the beginning of the Modernisme style in Spain, with some buildings of Lluís Domènech i Montaner. The Esposizione internazionale d’arte decorativa moderna of 1902 in Turin, Italy, showcased designers from across Europe, including Victor Horta from Belgium and Joseph Maria Olbrich from Vienna, along with local artists such as Carlo Bugatti, Galileo Chini. and Eugenio Quarti.[40]

Local variations[edit]

Art Nouveau in France[edit]

  • Glass and Wrought iron grill of the front door of the Villa Majorelle (1901)

Following the 1900 Exposition, the capital of Art Nouveau was Paris. The most extravagant residences in the style were built by Jules Lavirotte, who entirely covered the façades with ceramic sculptural decoration. The most flamboyant example is the Lavirotte Building, at 29, avenue Rapp (1901). Office buildings and department stores featured high courtyards covered with stained glass cupolas and ceramic decoration. The style was particularly popular in restaurants and cafés, including Maxim’s at 3, rue Royale, and Le Train bleu at the Gare de Lyon (1900).

The status of Paris attracted foreign artists to the city. The Swiss-born artist Eugène Grasset was one of the first creators of French Art Nouveau posters. He helped decorate the famous cabaret Le Chat noir in 1885, made his first posters for the Fêtes de Paris and a celebrated poster of Sarah Bernhardt in 1890. In Paris, he taught at the Guérin school of art (École normale d’enseignement du dessin), where his students included Augusto Giacometti and Paul Berthon.[42][43] Swiss-born Theophile-Alexandre Steinlen created the famous poster for the Paris cabaret Le Chat noir in 1896. The Czech artist Alphonse Mucha (1860–1939) arrived in Paris in 1888, and in 1895, made a poster for actress Sarah Bernhardt in the play Gismonda by Victorien Sardou in Théâtre de la Renaissance. The success of this poster led to a contract to produce posters for six more plays by Bernhardt.

The city of Nancy in Lorraine became the other French capital of the new style. In 1901, the Alliance provinciale des industries d’art, also known as the École de Nancy, was founded, dedicated to upsetting the hierarchy that put painting and sculpture above the decorative arts. The major artists working there included the glass vase and lamp creators Emile Gallé, the Daum brothers in glass design, and the designer Louis Majorelle, who created furniture with graceful floral and vegetal forms. The architect Henri Sauvage brought the new architectural style to Nancy with his Villa Majorelle in 1902.

The French style was widely propagated by new magazines, including The Studio, Arts et Idées and Art et Décoration, whose photographs and colour lithographs made the style known to designers and wealthy clients around the world.

In France, the style reached its summit in 1900, and thereafter slipped rapidly out of fashion, virtually disappearing from France by 1905. Art Nouveau was a luxury style, which required expert and highly-paid craftsmen, and could not be easily or cheaply mass-produced. One of the few Art Nouveau products that could be mass-produced was the perfume bottle, and these are still manufactured in the style today.

Art Nouveau in Belgium[edit]

  • The house of architect Paul Cauchie (1905) featuring sgraffito, Brussels

  • Philippe Wolfers, Plume de Paon, (Collection King Baudouin Foundation, depot: KMKG-MRAH)

Belgium was an early centre of Art Nouveau, thanks largely to the architecture of Victor Horta, who designed one of the first Art Nouveau houses, the Hôtel Tassel in 1893, and three other townhouses in variations of the same style. They are now UNESCO World Heritage sites. Horta had a strong influence on the work of the young Hector Guimard, who came to see the Hôtel Tassel under construction, and later declared that Horta was the «inventor» of the Art Nouveau. Horta’s innovation was not the facade, but the interior, using an abundance of iron and glass to open up space and flood the rooms with light, and decorating them with wrought iron columns and railings in curving vegetal forms, which were echoed on the floors and walls, as well as the furniture and carpets which Horta designed.

Paul Hankar was another pioneer of Brussels’ Art Nouveau. His house was completed in 1903, the same year as Horta’s Hotel Tassel, and featured sgraffiti murals on the facade. Hankar was influenced by both Viollet le Duc and the ideas of the English Arts and Crafts Movement. His conception idea was to bring together decorative and fine arts in a coherent whole. He commissioned the sculptor Alfred Crick and the painter Adolphe Crespin [fr] to decorate the facades of houses with their work. The most striking example was the house and studio built for the artist Albert Ciamberlani at 48, rue Defacqz/Defacqzstraat in Brussels, for which he created an exuberant facade covered with sgraffito murals with painted figures and ornament, recreating the decorative architecture of the Quattrocento, or 15th-century Italy.[46] Hankar died in 1901, when his work was just receiving recognition.

Gustave Strauven was Horta’s assistant, before he started his own practice at age 21. His most famous work is the Maison Saint Cyr on Ambiorix Square in Brussels. Just four meters wide, it is decorated from top to bottom with curving ornament, in a virtually Art Nouveau-Baroque style.

Other important Art Nouveau artists from Belgium included the architect and designer Henry Van De Velde, though the most important part of his career was spent in Germany; he strongly influenced the decoration of the Jugendstil. Others included the decorator Gustave Serrurier-Bovy, and the graphic artist Fernand Khnopff.[5][48][49] Belgian designers took advantage of an abundant supply of ivory imported from the Belgian Congo; mixed sculptures, combining stone, metal and ivory, by such artists as Philippe Wolfers, was popular.

Nieuwe Kunst in the Netherlands[edit]

  • Cabinet/Desk by Berlage (1898)

  • Porcelain vase designed by J. Jurriaaan Kok and decorated by W.R. Sterken (1901)

In the Netherlands, the style was known as the Nieuwe Stijl («New Style»), or Nieuwe Kunst («New Art»), and it took a different direction from the more floral and curving style in Belgium. It was influenced by the more geometric and stylized forms of the German Jugendstil and Austrian Vienna Secession. It was also influenced by the art and imported woods from Indonesia, then the Dutch East Indies, particularly the designs of the textiles and batik from Java.

The most important architect and furniture designer in the style was Hendrik Petrus Berlage, who denounced historical styles and advocated a purely functional architecture. He wrote, «It is necessary to fight against the art of illusion, to and to recognize the lie, in order to find the essence and not the illusion.»[51] Like Victor Horta and Gaudi, he was an admirer of architectural theories of Viollet le Duc.[52] His furniture was designed to be strictly functional, and to respect the natural forms of wood, rather than bending or twisting it as if it were metal. He pointed to the example of Egyptian furniture, and preferred chairs with right angles. His first and most famous architectural work was the Beurs van Berlage (1896–1903), the Amsterdam Commodities Exchange, which he built following the principles of constructivism. Everything was functional, including the lines of rivets that decorated the walls of the main room. He often very tall towers to his buildings to make them more prominent, a practice used by other Art Nouveau architects of the period, including Joseph Maria Olbrich in Vienna and Eliel Saarinen in Finland.[53]

Other buildings in the style include the American Hotel (1898–1900), also by Berlage; and Astoria (1904–1905) by Herman Hendrik Baanders and Gerrit van Arkel in Amsterdam; the railway station in Haarlem (1906–1908), and the former office building of the Holland America Lines (1917) in Rotterdam, now the Hotel New York.

Prominent graphic artists and illustrators in the style included Jan Toorop, whose work inclined toward mysticism and symbolism, even in his posters for salad oil. In their colors and designs, they also sometimes showed the influence of the art of Java.[53]

Important figures in Dutch ceramics and porcelain included Jurriaan Kok and Theo Colenbrander. They used colorful floral pattern and more traditional Art Nouveau motifs, combined with unusual forms of pottery and contrasting dark and light colors, borrowed from the batik decoration of Java.[54]

Modern Style and Glasgow School in Britain[edit]

Арт-нуво. Основные принципы возникновения стиля.


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒

Стиль Арт-Нуво появился в начале 1890-х годов и быстро распространился в Европе и Америке. Он достиг своей кульминации на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, а затем пришел в упадок в первые годы нового века и полностью исчерпал себя с началом Первой мировой войны. Данный стиль возник под влиянием многочисленных художественных направлений, производителей, общественных учреждений, издательств, отдельных художников, антрепренеров и покровителей искусства. Этот стиль охватил архитектуру, декоративное искусство, графику, живопись, скульптуру и имел различные стилистические особенности, которые менялись в зависимости от сферы применения.

Для стиля Арт-Нуво характерны волнообразные, асимметричные закругленные линии, также он определяется использованием натуральных форм и возведением в произведения искусства прикладного декоративного убранства; геометрических, абстрактных или линейных форм; использованием определенных исторических источников и Символизма.

В наибольшей степени Арт-Нуво проявляется в поисках современного национального стиля в периоды роста националистических тенденций. По существу, главная особенность этого стиля — применение усовершенствованных декоративных средств. Это направление в искусстве известно в разных странах под названиями: стиль модерн, Le Style Guimard, Le Style Metro, Style 1900, Jugendstil, Stile Floreale, Stile Liberty, Sezessionstil, Modernisme Nieuwe Kunst и Tiffany Stile. Однако его чаще всего называют Арт Нуво после создания Зигфридом Бингом (1838-1905) галереи de L`Art Nouveau («Дом нового искусства») с магазинами и художественными мастерскими в Париже в декабре 1895 года. Первые произведения Арт Нуво появились в 1893 году при оформлении особняка Тасселя в Брюсселе Виктором Орта (1861-1947). Это было первое архитектурное сооружение, выполненное в стиле Арт Нуво, а вслед за ним последовали декорации Обри Бердсли (1872-1898) к пьесе Оскара Уайльда «Саломея». В обеих работах художники акцентируют внимание на волнообразных линиях.

Возникновение Арт-Нуво было сложным явлением, которое объединило самые разнообразные факторы во всех странах, где оно развивалось. Стремление разорвать связь с художественными стилями прошлого и создать единый стиль современного искусства, который был бы доступен для всех — главная забота дизайнеров разных стран. Многие дизайнеры посвятили себя возрождению ремесел и занимались разработкой моделей, частично заимствованных из философского направления Искусства и Ремесла. Другие занялись машинным производством, понимая, что широкие массы должны быть обеспечены высококачественными изделиями, которые отвечали бы потребностям покупателей зажиточного среднего класса.

Разработка нового стиля дизайна, который подходил бы для промышленного производства, стала целью для многих мастеров. Это четко отделило Арт-Нуво от его предшественника — направления Искусства и Ремесла.

Вдохновением для нового стиля служили различные источники, и в большинстве своем объекты Арт-Нуво в высшей степени эклектичны. Стремление к созданию современного национального дизайна означало, что в рамках национального контекста определенным историческим источникам придавалось конкретное значение. Например, во Франции использование асимметричных и витиеватых форм и чувственных образов стиля Рококо одновременно служило связующим звеном Арт-Нуво с периодом расцвета мастерства ремесел и декадентской экстравагантности. Во многих странах считалось, что народное искусство и культура заключают в себе строгие и подлинные ценности, которые могут стать основой для современного стиля. Английское движение Искусства и Ремесла уже показало пример пересмотра взглядов на народную культуру. Приверженность Моррисьяна вела к образованию не иерархического союза искусств, а к созданию совершенного художественного интерьера, или Gesamtkunstwerk, и это стало руководящим принципом Арт Нуво. Однако влияние английского дизайна было выше заботы Джона Раскина и Уильяма Морриса примирить искусство и общество. Декаденты из Эстетического движения с преобладанием в нем «искусства ради искусства» также оказывали значительное влияние, и это в сочетании с французским Символизмом придало стилю глубоко антиматериалистический и метафизический характер. Как писал Октав Узанн в журнале «Студия» в 1897 году, «новое искусство стремилось отобразить вечные страдания тела, измученного душой».

 

 

 

 

 

Генри Пельзенеэ

 

 

France_Paris_Grand_Palais_Interieur
8. Арт-нуво. Ведущие дизайнеры.

Альфонс Муха (Alphonse Maria Mucha) (1860–1939), чешский живописец, декоратор, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво (Art Nouveau). Родился в Иванчице 24 июля 1860. Получил художественное образование в Брно. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р.Жюльена в Париже. В 1887–1922 жил в основном в Париже. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как живописец и педагог.

Широкую известность приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894; «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896; «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896; «Медея» Еврипида, 1898). Муха выступал и как дизайнер этих постановок; по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения. В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов. В том же стиле Art Nouveau создавались и красочные графические серии («Времена года», 1896; «Цветы», 1897; «Месяцы», 1899; «Звезды», 1900;), которые и до нашего времени широко тиражируются в виде арт-постеров. Именно плакаты, созданием которых Альфонс Муха занимался в 1895-1905 гг., выдвинули чешского художника в число лидеров мирового модерна.

Альфонс Муха стал очень знаменит еще при жизни, в конце XIX в. его работы экспонировались во всех основных столицах Европы и в США. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. После провозглашения в 1918 г. республики, Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. С середины 1920-х годов он резко меняет направление своего творчества. Создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов), и в частности языческой, дохристианской истории(все полотна в музее замка Моравски Крумлов).

 

 

Одним из первых архитекторов, отклонившихся от строгой готики к стилю ар-нуво, был Виктор Орта. Он родился в Бельгии, в Генте, 6 января 1861 года. Виктор Орта начал своё обучение в консерватории города Гента, однако интерес к изобразительному искусству и архитектуре оказался сильнее привязанности к музыке и позднее он поступил в академию художеств на архитектурное отделение. Будучи ещё совсем молодым человеком, он работал во Франции, у архитектора Ж. Дюбуйссона. Далее он продолжил обучение в Брюсселе, в академии изящных искусств. Его учителем был А. Бала. С 1897 года Виктор Орта начал преподавание в этой академии, а в 1927 году он её возглавил.

Первой самостоятельной работой Виктора Орта стали три дома в родном городе Гента. Потом появился ряд домов в Брюсселе, а также особняк Тасселя. Этот знаменитый дом профессора Брюссельского университета стал одним из первых шедевров молодого архитектора. Особняк Тасселя это воплощение богатой фантазии и художественного вкуса его создателя. Он отличался новизной — в его внешнем виде отсутствовали черты прежних исторических стилей. Здание полностью отвечало запросам владельца и даже превосходило их. Интерес представляют металлические колонны в интерьере особняка, которые полны орнаментального смысла и одновременно имеют конкретную функциональность. Виктор Орта радикально изменил пространство внутри здания, открыл его. Он заменил перегородки хорошо выполненными металлическими конструкциями.

Искусно комбинируя стекло и металл, архитектор достиг эффекта прозрачной плёнки, благодаря чему свет проникал повсюду, а лестничная площадка превратилась в освещенный центр жилого помещения. Комнаты особняка были просто залиты светом. Большую часть площади первого этажа дома, со стороны двора, Виктор Орта отвёл под зимний сад, а непроходные комнаты верхних этажей расположил вокруг центрального холла и внутренней лестницы, освещённой стеклянным фонарем. Лестница, ведущая на второй этаж, потрясает изяществом изогнутых линий и напоминает хрупкость и красоту природы — травы и деревьев. Его фантазия в отделке интерьера переходит границы архитектуры и стремится к свободе живописи. В особняке Тасселя, Виктор Орта впервые применил линию, названную «удар бича», которая стала образным выражением напряжённого духа времени того периода, а её изящество — образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля модерн.

 

Чарльз Ренни Макинтош, родоначальник стиля «арт-нуво» в Великобритании, родился в Глазго, в 18 году. В лет он начал профессиональную подготовку в мастерской архитектора Дж. Хатчинсона. А в 1885 году поступил в Школу искусств в Глазго. Школа значительно повлияла на творческое становление Макинтоша. В 90-х годах он отблагодарит Alma Mater, создав проект нового здания Школы искусств — архитектурный шедевр, ставший украшением Глазго.

Макинтош был родоначальником британского модерна, и, вместе с тем, ему не свойственны стилеобразующие черты «ар нуво» — взвинченный ритм, линии, напоминающие удар хлыста, обильные растительные орнаменты. У него свой путь в дизайне, опережающий время. Вещи Макинтоша геометричны и функциональны. Их пропорции стройны, все лишнее удаляется. Макинтош создает серию стульев, проектирует часы, светильники, камины и столы.

 


Арт-нуво. Тотальный дизайн.

Первая мировая Война вытеснила эту чувственность. В искусстве стали использоваться новые технологии и новые материалы, мягкая линеарность уступила место стремительной геометрии. Стиль ар-деко не всегда было принято обозначать как самостоятельный. Его истоки естественным образом трансформировались из стиля ар нуво. Стиль отчасти продолжил традиции ар нуво, вместе с тем на него оказали влияние кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения.

В то же время после 1-й мировой войны подъем индустрии, развитие науки и техники изменили темп жизни, ее стиль, материальное окружение и в целом мироощущение человека. Немыслимая до этого скорость машин, поездов, строительство мощных заводов, появление самолетов, радиоприемников, кинематографа – все это не могло не действовать на сознание художника, рождало новую эстетику промышленного века. Эти годы отмечены необычайной творческой активностью, смелыми новаторскими проектами в области дизайна, поисками новой художественной формы. Отсюда и противоречивые сочетания прогрессивных и классических форм в рамках одного стиля. Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.

Первый дизайнер Петер Беренс (концерн АЭГ)

Важнейшим событием в художественно-технической жизни того времени было приглашение Петера Беренса художественным директором Всеобщей электрической компании (АЭГ), монополизировавшей производство электрических ламп, электроприборов, электромоторов и т. п. на всем западном полушарии. Это не просто слова — с именем этой фирмы была связана в представлении людей такая массовая продукция, какой не было прежде. Эта продукция не имела прообразов, даже отдаленных. Электричество только еще входило в жизнь, все с ним связанное предстало перед людьми впервые.

Продукция АЭГ была рассчитана в основном на экспорт, и, по мнению промышленников, для ее успешного продвижения на мировом рынке, для подавления конкуренции требовалось создать какой-то свой художественный почерк. Хозяев фирмы интересовала не столько эстетика вещи, сколько задача завоевания мирового рынка. Создание же определенного лица фирмы (архитектурный облик сооружений, шрифт реклам и т. п.) было только одним из средств для достижения этой цели. Петер Беренс разработан и впервые внедрил фирменный стиль, охватывающий изделия, рекламу и частично производственную среду.

 

Петер Беренс (архитектор), Карл Бернхард

(инженер) Зал собраний фабрики по

производству турбин компании

«AEG»в Берлине, 1908- 1909

П. Беренс пришел на должность «художественного директора» фирмы, имея за плечами большой опыт строительства архитектурных сооружений, проектирования мебели, посуды, текстиля (рис. 60). Нельзя сказать, что его произведения особенно выделялись в общем стиле модерн. Но Беренс был одним из первых проектировщиков промышленных зданий, а в те времена это считалось делом инженеров, а не архитекторов. П. Беренс, авторитетный и властный человек, очень последовательно проводил линию на подчинение разнообразной продукции одному, им предложенному, принципу стилеобразования. Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов — шестигранников, кругов, овалов. Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Никаких традиционных форм, никакой орнаментации — таковы были особенности художественной палитры П. Беренса. Практическая работа П. Беренса имела огромное значение для формирования нового вида деятельности — художественного конструирования и нашла много последователей как в самой Германии, так и за рубежом. Недаром многие считают его первым дизайнером в настоящем смысле этого слова.

Теоретическая и практическая деятельность «Веркбунда» и зарождавшегося в других странах движения за упорядочение и эстетизацию промышленной продукции были прерваны разразившейся в 1914 году первой мировой войной. Лишь после ее окончания проблема вновь встала перед обществом.



13.ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН (1920-1930 гг.)

ВХУТЕМАС, первоначально (до 1921 года) — Свободные художественные мастерские, основаные в 1918 в Москве на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища.
Организация ВХУТЕМАСа явилась одним из мероприятий, имеющих целью создание и развитие советской художественной культуры. Однако проникшие к руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения, препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно-технологическому принципу). Деятельность формалистов во ВХУТЕМАСе вела к развалу и ликвидации художественного образования. В 1926-1927 ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН.

ВХУТЕИН — Высший государственный художественно-технический институт. Учрежден в Москве в 1926-27 на базе ВХУТЕМАСа. Состоял из основного (общеобразовательного) отделения и факультетов: архитектурного, скульптурного, живописного, полиграфического, деревоотделочного, металлообрабатывающего и текстильного. Постановка общего и профессионального художественного образования во ВХУТЕИНе была значительно улучшена по сравнению с ВХУТЕМАСом. Однако в программах и практике обучения ВХУТЕИНа еще сохранялись элементы формализма. Среди преподавателей было много формалистов. Поэтому
ВХУТЕИН не смог удовлетворительно справиться с задачей воспитания советских художественных кадров. (Или кто-то просто очень хотел его закрыть.) В 1930 ВХУТЕИН был закрыт. Вместо него были созданы Московский архитектурный институт и Московский художественный институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова.

Высшие художественно-технические мастерские были открыты в Москве 29 ноября 1920 года. ВХУТЕМАС включал восемь факультетов: печатно-графический, живописный, скульптурный, деревоотделочный, архитектурный и факультет металлообработки. Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение на основном отделении, первым деканом которого был Александр Родченко. Они приобщались к основам художественной культуры, изучали цвет, объем, пропорции, ритм, динамику. На графическом факультете ВХУТЕМАСа были отделения ксилографии, литографии, гравюры на металле, фотомеханики и наборно-печатное. Здесь преподавали выдающиеся художники и ученые В. Фалилеев, А. Сидоров, А. Эфрос, П. Флоренский, В. Фаворский и др.



14. Арт-деко. Общие отличия от Арт-нуво.

Стили арт-нуво и арт-деко часто путают. Изящная чувственность стиля ар нуво царила в искусстве 20 лет, начиная с 1890-х гг. до 1-й мировой войны 1914 г., а стиль арт-деко датируется 1914 — 1938 годами. Арт-нуво черпал свои формы в живой природе, вдохновляясь капризными силуэтами и контурами растений, цветов, насекомых, птиц.

Арт-деко сочетал в себе одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность. Представители этого стиля игнорировали массовое промышленное производство товаров, они стояли за эксклюзивное изготовление предметов. В производстве изделий использовались ценные и дорогие материалы — змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы, экзотическая древесина. Излюбленными формами были геометрические орнаменты из шести-, восьмиугольников, овалов и кругов, треугольников и ромбов. Кроме того широко использовались растительные формы недавно распространенного модерна, различные цитаты из классицизма, а также заимствования из египетской, африканской и других экзотических культур.

Стилистической особенностью Арт-Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.

Законы построения жилого пространства в арт-деко следуют тем же принципам, что и обстановка дома в стиле модерн. Его особенностью было и остается наличие композиционного центра интерьера. Как правило, эту роль выполняли гостиная и рабочий кабинет, позволявшие задействовать множество предметов и аксессуаров, на первый взгляд не обладающих особой функциональной значимостью. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой – конкурировал с эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.

Для арт-деко, как и для стиля модерн в целом, характерны сложные переходы с этажа на этаж и винтовые лестницы, наличие нескольких уровней в одном и том же помещении и обнаруживаемые внезапно потайные комнаты, замысловатой формы оконные переплеты и обязательно изломанная крыша.

В отличие от классической линии модерна, для которой был характерен главным образом флористический декор, арт-деко тяготел к линейным геометрическим формам, которые максимально соответствовали новой эстетике архитектуры и промышленных технологий того времени. С одной стороны, арт-деко «ратовал» за очищение интерьера от декоративности «растительного» модерна, с другой – открыто конкурировал с конструктивизмом, с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.

Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно.

 

 




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *